Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговое управление повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования также было установлено, что конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на рынке зерна представляет собой комплексное явление и определяется набором специфических конкурентных преимуществ, позволяющих обеспечивать наилучшее соответствие свойств зерновой продукции конкретным потребностям ее потребителей и получать большую, нежели у других предприятий данной отрасли, величину… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ ЗЕРНА
    • 1. 1. Экономическая сущность конкурентоспособности хозяйствую- 12 щих субъектов на рынке зерна
    • 1. 2. Факторы динамики конкурентоспособности хозяйствующих 49 субъектов на рынке зерна
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 70 МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ ЗЕРНА
    • 2. 1. Основные методологические подходы к маркетинговому управ- 70 лению повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна
    • 2. 2. Методика стратегического маркетингового управления повыше- 94 нием конкурентоспособности зернопроизводящих предприятий
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗЕРНОПРОИЗВОДЯЩИХ ПРЕДПРИЯТИИ (на примере Волгоградской области)
    • 3. 1. Оценка фактического состояния конкурентоспособности зернопроизводящих предприятий Волгоградской области
    • 3. 2. Стратегические направления повышения конкурентоспособно- 151 сти зернопроизводящих предприятий Волгоградской области

Маркетинговое управление повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Первое десятилетие XXI века стало периодом качественных изменений на рынке зерна. Рост численности населения, развитие биотопливной промышленности способствовали устойчивому росту спроса на зерно, в то время как возможности увеличения его предложения остались ограниченными почти полностью освоенными земельными и водными ресурсами. Нарастающая индивидуализация запросов потребителей зерна значительно ослабили эффективность применения привычных ценовых методов ведения конкурентной борьбы и традиционных средств маркетинга. Обострение конкуренции и изменение характера конкурентной борьбы в этой сфере, обусловили необходимость расширения области применения средств маркетинга в управлении конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов на рынке зерна. Рыночный успех которых все чаще начинает основываться на возможностях своевременной и точной диагностики конкурентного окружения и разработке долгосрочной маркетинговой стратегии конкурентного поведения. Вместе с тем, сохраняющееся несоответствие цен на сельскохозяйственную продукцию материально-вещественным затратам на ее производство, нарушение экономических отношений между хозяйствующими субъектами рынка и другие ошибки стратегического характера в агропромышленной сфере препятствуют обеспечению достаточной конкурентоспособности как отечественного продовольствия, так и отечественных зернопроизводителей [14, с 49].

Российские зернопроизводящие предприятия, отвечая на эти вызовы, приходят к выводу о необходимости формирования и развития методики маркетингового управления повышением конкурентоспособности, опираясь на существующие иностранные разработки. Однако, простое копирование зарубежного опыта, без учета специфики отечественного рынка зерна, не приносит желаемых результатов. В таких условиях исследование механизмов стратегического маркетингового управления, позволяющих в турбулентных условиях внешней среды обеспечивать наиболее эффективным способом достижение долгосрочных конкурентных целей зернопроизводящего предприятия (путем стратегической ориентации на наиболее эффективное удовлетворение потребностей потребителей его продукции), становится как никогда актуальной.

Соответственно перед экономической наукой встает проблема познания и описания сущности конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна и формулировки методики маркетингового управления ею.

Степень разработанности проблемы.

Теоретические основы исследования проблем конкурентоспособности социально-экономических систем заложены в трудах таких известных зарубежных авторов как А. Маршалл, В. Парето, Д. Риккардо, А. Смит, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер, Ф. А. Хайек. Свое современное развитие теория конкурентоспособности получила во второй половине XX в. благодаря работам И. Ансоффа, П. Друкера, Ж. Ж. Ламбена, Г. Минтцберга, М. Портера. Значительный вклад в разработку данной проблематики внесен трудами отечественных ученых: Г. Л. Азоева, В. Бережнова, В. В. Рау, P.A. Фатхутдинова, А. Ю. Юданова.

Важное теоретико-методологическое значение для разработки современной теории конкурентоспособности предприятий агропромышленного сектора имеют идеи представленные в работах Басалаевой Е. В, Кашинской, Е. Н, Ко-зенко З.Н., Милосердова В. В., Соболева А. Л., Шепитько P.C., а применительно к зерновому производству — в работах Алтухова А. И., Демьянова Н. С., Кошка-рева А.И., Нехорошевой В. И. и др.

В свою очередь исследование проблем маркетингового управления конкурентоспособностью представлено в работах Д. Аакера, В. И. Беляева, Дж. Дея, Дж. Вествуда A.B. Дьяченко, П. Дойля, Ф. Котлера, Ф. Келлера, Г. И. Си-дуновой, Т. Т. Цатхлановой, Л. С. Шаховской, Ф. Штерна и др.

Несмотря на значительное число трудов, в которых осуществляется исследование маркетингового управления конкурентоспособностью предприятий, специфика субъектов хозяйствующих на рынке зерна учтена в них недостаточно, что и требует дополнительных исследований в этой области маркетинга.

Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее сторон и большая практическая значимость определили выбор темы, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

.

Цель данного исследования заключается в разработке системы маркетингового управления повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна, направленной на обеспечение устойчивости их функционирования в современных условиях рыночной конкуренции.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— проанализировать теоретические основы сущности и специфики конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна;

— выявить и систематизировать факторы, влияющие на динамическое развитие конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна;

— уточнить перечень основных методов и инструментов маркетингового управления повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна;

— выявить содержательные характеристики процесса стратегического маркетингового управления повышением конкурентоспособности основных хозяйствующих субъектов на рынке зерна — зернопроиз-водящих предприятий;

— оценить фактическое состояние конкурентоспособности зернопро-изводящих предприятий Волгоградской области;

— предложить направления повышения конкурентоспособности зер-нопроизводящих предприятий Волгоградской области.

Объектом исследования является процесс маркетингового управления повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна, на примере зернопроизводящих предприятий Волгоградской области.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна.

Работа выполнена в рамках паспорта научных специальностей ВАК РФ 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: маркетинг (п. 3.9. Повышение конкурентоспособности товаров/организаций, стратегия и тактика ведения конкурентной борьбы).

Методологической и теоретической базой исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие концептуальные положения теории конкуренции, стратегического менеджмента, экономики сельского хозяйства и маркетинга. Исследование базировалось на диалектическом, системном, институциональном, эволюционном подходах, сочетании методов анализа и синтеза, единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному и др. В процессе исследования также использовались методы статистической обработки и обобщения информации, интервьюирования и SWOT — анализа.

Информационной базой исследования послужили материалы монографических исследований, научных статей, публикаций отечественных и зарубежных авторов в периодических изданиях. Нормативно-правовую основу составили законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства РФ, регламентирующие деятельность российского рынка зернаданные Федеральной службы государственной статистики, в том числе Волгоградского областного комитета государственной статистики, Министерства сельского хозяйства РФ, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, Министерства экономического развития и торговли. Эмпирической базой исследования послужили материалы институтов, исследующих конъюнктуру аграрного рынка, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, ресурсы Интернет.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений и методологии совершенствования организационно-экономического механизма формирования конкурентной стратегии хозяйствующих субъектов на рынке зерна на основе маркетингового подхода.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на рынке зерна определяется совокупностью конкурентных преимуществ в использовании их адаптационно-маркетингового, производственно-технологического, социально-трудового, финансово-экономического, организационно-управленческого потенциалов, позволяющих посредством обеспечения преимуществ в качестве, ассортименте, цене и условиях продаж зерновой продукции, наилучшим образом удовлетворять потребности потребителей и получать большую, нежели у других предприятий данной отрасли, величину добавленной стоимости на единицу затрат.

2. Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на рынке зерна динамично изменяется во времени вслед за изменением поведения основных потребителей зерновой продукции, конкурентов, поставщиков ресурсов и сырья, контактной аудитории, а также природно-климатических, социально-культурных, демографических, политических, экономических, научнотехнологических, институциональных условий и структурно-управленческих, технологических, экономических, трудовых и маркетинговых внутренних возможностей предприятия. Наибольшее влияние на изменение конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов на рынке зерна в современных условиях развития экономики оказывают следующие факторы: колебания мировых цен на зерно, государственное регулирование, поведение поставщиков ресурсов, уровень развития инфраструктуры и применяемых маркетинговых технологий.

3. Маркетинговое управление повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна представляет собой процесс формирования, развития, эффективного использования конкурентных преимуществ и нивелирования рисков. Методология управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов на рынке зерна развивалась вслед за изменением условий общественного воспроизводства в агропромышленном комплексе экономики. Возможно выделить три основных этапа ее эволюции: производственно-, рыночнои потребительски-ориентированного управления.

4. Процесс стратегического маркетингового управления повышением конкурентоспособности зернопроизводящего предприятия включает следующие основные этапы: стратегического маркетингового анализа конкурентной среды (мирового рынка зерна, тенденций межотраслевых и внутриотраслевых изменений, динамики потребностей покупателей и внутренней конкурентоспособности самого предприятия), синтеза конкурентной маркетинговой стратегии (формулирования обеспечивающих конкурентные преимущества стратегических целей и правил их достижения), тактической реализации конкурентной стратегии (планирования элементов оперативного комплекса маркетинга, задач, обязанностей, сроков, бюджетов), контроля и корректировки (целей, сроков, методов и инструментов).

5. На современном этапе развития зернопроизводящие предприятия Волгоградской области являются конкурентоспособными как на отечественном, так и на мировом рынках зерна. Однако это положение крайне неустойчиво, так как основано на конкурентных преимуществах низшего порядка: выгодном местоположении, удачных природно-климатических условиях, заниженной стоимости труда и земли;

6. Стратегическими направлениями повышения конкурентоспособности зернопроизводящих агропромышленных предприятий Волгоградской области признаны: 1) повышение эффективности использования имеющихся естественных конкурентных преимуществ зернопроизводящих предприятий области- 2) развитие системы нивелирования рисков зернопроизводителей (с использованием механизмов страхования, биржевого хеджирования и вертикальной интеграции) — 3) создание организационно-экономической базы стимулирования формирования инновационных конкурентных преимуществ.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— выявлены системные свойства хозяйствующих субъектов на рынке зерна (специфический характер продукции, ограничивающий возможности диверсификации продуктового ряда, высокая зависимость структуры производимого продукта от месторасположения, длительный производственный цикл, неравномерность использования ресурсов в течение года, значительная социальная нагрузка, низкая эластичность спроса на продукцию по цене и доходу вследствие доминирования среди покупателей бизнес структур, тенденция к монополизации рынка путем вертикальной интеграции), позволяющие определить специфику их конкурентного поведения;

— систематизированы, в зависимости от управляемости и адресности воздействия, факторы динамического развития конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна: 1) экзогенные прямого воздействия- 2) экзогенные косвенного воздействия- 3) эндогенные, что позволяет сформировать системный подход к маркетинговому управлению повышением их конкурентоспособности;

— обоснована перспективность применения стратегического маркетингового подхода к управлению повышением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна (основанного на принципах открытости, комплексности, ориентации на будущее, на потребителя, на сотрудничество и творческий подход), позволяющего наиболее эффективно использовать все имеющиеся конкурентные преимущества в современных условиях турбулентно изменяющейся конкурентной среды рынка зерна;

— систематизирован процесс формирования конкурентной стратегии зер-нопроизводящего предприятия посредством формирования комплекса норм, определяющих: 1) отношения с поставщиками, конкурентами, посредниками и контактной аудиторией- 2) методы и инструменты организации вертикальных и горизонтальных координирующих связей внутри зернопроизводящего предприятия- 3) оперативные приемы и принципы принятия рутинных управленческих решений, на основании которых осуществляется текущая координация производственной и маркетинговой деятельности- 4) критерии оценки эффективности его деятельности по повышению конкурентоспособности зернопроизводящего предприятия;

— предложена методика комплексной оценки конкурентоспособности зер-нопроизводящих предприятий, заключающаяся в анализе показателей производственнотехнологического, организационноуправленческого, адаптационномаркетингового, финансово-экономического, социально-трудового потенциалов и уровня конкурентоспособности зерновой продукции, позволяющая выявить перспективные направления повышения конкурентоспособности конкретного зернопроизводящего предприятия;

— разработана девятимерная матрица конкурентного поведения зернопро-изводящих предприятий, на основе которой, оценивая текущий уровень среднеотраслевой рентабельности и уровень собственной конкурентоспособности зернопроизводящие предприятия имеют возможность выбирать и разрабатывать оптимальные маркетинговые стратегии (лидерства и инноваций, снижения издержек и интеграции, фокусировки, дифференциации, частичного свертывания производства и получения прибыли в краткосрочном периоде, свертывании производства и выхода с рынка) и планировать маркетинговую тактику их реализации.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные результаты исследования могут способствовать развитию теории управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов на рынке зерна, расширению и уточнению категориального аппарата в этой области экономического знания.

Практическое значение результатов исследования заключается в том, что значительные части разделов и положений данного исследования доведены до стадии, обеспечивающей возможность их непосредственного использования при управлении конкурентоспособностью зернопроизводящих предприятий, а также при составлении региональных программ по поддержке агропромышленных структур.

Теоретические обобщения и практические выводы могут быть использованы в преподавании учебных курсов по дисциплинам: «Маркетинг», «Управление маркетингом», «Маркетинговый анализ», «Маркетинг в АПК» в высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и практические рекомендации работы докладывались автором на ежегодных научно-практических конференциях, круглых столах, совещаниях.

Ряд положений и выводов диссертации нашли практическое применения в учебном процессе при чтении курса «Маркетинг» в ГОУ ВПО Волгоградский государственный педагогический университет.

Публикации. Основное содержание работы нашло отражение в 7 научных работах, опубликованных в сборниках научных трудов и периодических изданиях, общим объемом 5,3 п. л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное диссертационное исследование системно развивает актуальное научное направление — стратегическое управление конкурентоспособностью зернопроизводящих сельскохозяйственных предприятий и дополняет методологический аппарат, используемый для факторологического обоснования и выработки конкурентных стратегий зернопроиз водящими предприятиями.

Основываясь на системном подходе, было уточнено понятие зернового рынка и обосновано, что он представляет собой организационно-экономическую систему социально-экономических и организационно-управленческих отношений между хозяйствующими субъектами рынка, посредством которых осуществляется производство, распределение, обмен, а также потребление зерна и продуктов его переработки.

В ходе исследования также было установлено, что конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на рынке зерна представляет собой комплексное явление и определяется набором специфических конкурентных преимуществ, позволяющих обеспечивать наилучшее соответствие свойств зерновой продукции конкретным потребностям ее потребителей и получать большую, нежели у других предприятий данной отрасли, величину добавленной стоимости на единицу основными из которых являются конкурентные преимущества в использовании: производственно-технологического потенциала, объединяющего основные фонды и оборотные фонды, а также технологии, научно-техническую информацию и ресурсы, с помощью которых предприятие имеет возможность осуществлять реализацию качественной зерновой продукции и получать необходимый для развития доходадаптационного-маркетингового потенциала, характеризуемого способностью предприятия сохранять свои основные функции при изменении факторов внешней среды, включающего механизмы нивелирования рисков, эффективного взаимодействия с покупателями, поставщиками и контактной аудиториейконкурентного потенциала зерновой продукции, которую характеризуют ее потребительские, организационные и экономические свойствасоциально-трудового потенциала, представляющего собой совокупность уникальных компетенций работников, условий и качества оплаты труда, обеспечивающих выпуск качественной зерновой продукциифинансово-экономического потенциала, включающего в свой состав финансовые ресурсы и основные экономические результаты производственной деятельности, обеспечивающие эффективное развитие воспроизводственных процессов предприятия и организационно-управленческого потенциала, включающего потенциал информационной и коммуникационной систем предприятия.

В ходе исследования были выявлены характеристики, определяющие современную специфику конкурентного поведения хозяйствующих субъектов на рынке зерна: высокая зависимость прибыльности от месторасположения, в связи с использованием различной по плодородию земли в качестве основного средства производствасущественная доля в структуре затрат постоянных издержек, приводящая к значительному колебанию рентабельности даже при незначительных изменениях рыночной конъюнктурыспецифический характер продукции приводящий к повышенным затратам на хранение и реализациюограниченные возможности диверсификации продуктового ряда, так как затраты на модернизацию не соизмеримы с возможностями предприятия по манипулированию ценойнизкая эластичность спроса на продукцию по цене и доходу, вследствие доминирования среди покупателей бизнес-структурдлительный производственный цикл и неравномерность использования ресурсов в течение года, ограничивающие скорость оборота капиталазначительная социальная нагрузка на предприятие, так как трудовые коллективы совпадают с населением данной местности и предприятия несут ответственность за воспроизводство их традиционного образа жизни в привычной экологической среде.

При этом выявленная специфика хозяйствующих субъектов на рынке зерна позволила установить, что в современных условиях развития экономики происходит ослабление ценовой конкуренции, монополизации региональных рынков зерна и вытеснение конкурентной борьбы на более высокий национальный и мировой уровень.

Анализ факторов, оказывающих влияние на динамическое развитие конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке зерна позволил выделить, в зависимости от управляемости и адресности воздействия: эндогенные факторы, экзогенные факторы прямого воздействия и экзогенные факторы косвенного воздействия.

В ходе мониторинга отечественного рынка зерна было установлено, что конкурентоспособность отечественных зернопроизводящих предприятийосновных хозяйствующих субъектов на рынке зерна обеспечивается, прежде всего, экзогенными факторами. Ростом спроса и цен на мировом рынке зерна в сочетании с низкой себестоимостью отечественного зерна (основанной на мизерной арендной платой за землю и труд), приводящих к росту объемов экспорта и средней рентабельности отечественных зернопроизводящих предприятий. Однако ориентация на экспорт приводит к доминированию в зерновом ассортименте отечественных зернопроизводящих предприятий слабой продовольственной пшеницы и формирует высокую зависимость цен на внутреннем рынке от конъюнктуры мирового рынка зерна. Такое положение делает конкурентоспособность отечественных зернопроизводящих предприятий крайне неустойчивой.

Эндогенные факторы в современных условиях не могут компенсировать эту неустойчивость, так как в большинстве предприятий практически не осуществляют обновление основных средств производства и внедрение инновационных технологий выращивания, доработки и хранения и реализации зерна.

Исследование причин и последствий эволюции методологии управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов на рынке зерна позволило установить, что вслед за сменой качества социально экономических отношений на рынке зерна эволюционно развивались принципы, способы, методы и инструменты управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов на рынке зерна.

Проведенный анализ мирового и отечественного опыта позволил установить, что ориентация на производственную эффективность, характерная для 20 — 40-х гг. XX века была приемлемы лишь в условиях низкой скорости изменений зернового рынка. Ориентация на конкурентов и долгосрочное планирование сбыта, доминирующие в методологии управления повышением конкурентоспособности зернопроизводящих предприятий в 50 — 80-е гг. XX века, дают краткосрочные результаты, не обеспечивая достаточной степени устойчивости конкурентных позиций. Наиболее адекватной современным условиям рынка зерна является методика маркетингового управления повышением конкурентоспособности хозяйствующих на рынке зерна субъектов, так как основанная на принципах открытости, комплексности, ориентации на будущее, на потребителя, на сотрудничество и творческий подход, она позволяет наиболее эффективно использовать конкурентный потенциал.

В работе предложена методика стратегического маркетингового управления повышением конкурентоспособности зернопроизводящих предприятий. Выделены четыре этапа маркетингового управления повышением конкурентоспособности зернопроизводящих предприятий. На этапе стратегического маркетингового анализа осуществляется исследование тенденций развития мирового рынка зерна, анализ перспектив развития смежных отраслей, а также исследуется поведение конкурентов, поставщиков, посредников. Оценивается текущая конкурентоспособность предприятия. Отдельно анализируется развитие потребностей потребителей, осуществляется сегментирование рынка. На этапе синтеза конкурентной маркетинговой стратегии осуществляется обоснование портфеля стратегических альтернатив конкурентного поведения. Формируется конкурентная стратегия, представляющая собой системное единство четырех видов норм: отношения с поставщиками, конкурентами, посредниками и контактной аудиториейметоды и инструменты организации вертикальных и горизонтальных координирующих связей внутри зернопроизводящего предприятияоперативные приемы и принципы принятия рутинных управленческих решений, на основании которых осуществляется текущая координация производственной и маркетинговой деятельностикритерии оценки эффективности его деятельности по повышению конкурентоспособности зернопроизводящего предприятия. Качественное наполнение норм может целенаправленно меняться в зависимости от качества конкурентного потенциала предприятия и его внешней среды. На этапе тактической реализации конкурентной маркетинговой стратегии разрабатывается система организационно-экономических мероприятий, нацеленная на обеспечение устойчивого конкурентного положения зернопроизводягцего предприятия в соответствии с определенным в рамках стратегии целевым сценарием и приоритетными целями. Именно на этом этапе оцениваются бюджетные и организационные возможности предприятия. Формируется оперативный комплекс маркетинга. На заключительном этапе для предупреждения возможных ошибок и недоработок, своевременного выявления отклонений от стратегического направления повышения конкурентоспособности зернопроизводящего предприятия необходимо полномасштабное применение системы контроллинга.

Проведенный анализ конкурентоспособности зернопроизводягцих предприятий Волгоградской области позволил установить, что ее современная динамика в значительной мере определяется: колебаниями конъюнктуры национального рынка зерна, так как большая часть из выращенного зерна идет на вывоз за пределы областидинамикой регионального спроса на зерно, рост которого ограничен низкими темпами роста животноводства в области и сокращением спроса домохозяйств, в связи с ростом их доходов и сменой продуктовых предпочтенийколебаниями цен на рынке энергоносителейстепенью интеграции и концентрации капиталасостоянием областной инфраструктуры рынка зерна (мощностей доработки, хранения, транспортировки зерна, организации сбыта, кредитования, управленческого и маркетингового консультирования) — степенью развития системы нивелирования рисков, обеспечивающей для хозяйствующих субъектов на рынке зерна возможности полномасштабного страхования и хеджирования рисков и степенью участия местных, региональных и федеральных властей в процессе регулирования объемов производства, направлений зернопотоков, цен, экспорта и импорта зерна на региональном рынке.

В исследовании предлагается методика комплексной оценки фактической конкурентоспособности зернопроизводящего предприятия, заключающаяся в анализе показателей производственно-технологического, организационно-управленческого, адаптационно-маркетингового, финансовоэкономического, социально-трудового потенциалов и уровня конкурентоспособности зерновой продукции, позволяющая выявить перспективные направления повышения конкурентоспособности конкретного зернопроизводящего предприятия.

Проведенный анализ результатов деятельности трех зернопроизводящих предприятий Волгоградской области ООО «Захаровское», СПК «Сиротинский» и ООО «Пионер-Агро», позволил выявить текущий уровень их конкурентоспособности и определить потенциальные точки повышения их конкурентоспособности.

Предложенная девятимерная матрица конкурентного поведения зернопроизводящих предприятий, позволяет, оценивая текущий уровень среднеотраслевой рентабельности и уровень собственной конкурентоспособности, эффективно выбирать и разрабатывать оптимальные маркетинговые стратегии (лидерства и инноваций, снижения издержек и интеграции, фокусировки, дифференциации, частичного свертывания производства и получения прибыли в краткосрочном периоде, свертывании производства и выхода с рынка) и планировать маркетинговую тактику их реализации.

Доказано, что в современных условиях наиболее приемлемыми стратегиями повышения конкурентоспособности региональных предприятий являются стратегии по снижению себестоимости зерна и стратегии фокусировки. Маркетинговая стратегия снижения себестоимости зерновой продукции исходит из того, что зернопроизводители, целенаправленно сокращающие средние валовые издержки, получают более высокую прибыль, что позволяет им укрепить свои позиции путем приобретения новейшей техники, семян новых сортов, удобрений и пр. Поскольку основными направлениями этой стратегии являются углубление специализации и повышение концентрации производства, то исходя из ситуации, в которой находятся региональные производители зерна, следует, что такую стратегию конкурентной борьбы и повышения конкурентных преимуществ могут позволить себе лишь финансово-устойчивые крупные зернопроизводящие предприятия. Маркетинговая стратегия фокусировки предполагает производство и реализацию зерна под конкретные выбранные потребительские сегменты: на семенные целимягкой пшеницы с высоким содержанием клейковины для выработки хлебопекарной мукимягкой пшеницы с содержанием белка не более 10% для выработки кондитерских изделийтвердой стекловидной пшеницы для макарон или манной крупкиячменя для производства пива с содержанием белка не более 12% или его использования на фуражные цели и т. д. Эта стратегия позволяет минимизировать издержки на получение единицы потребительской ценности и получать большую прибыль даже при продаже по цене, равной с ценой конкурентов, но основывается на уже имеющихся связях с потребителями или требует дополнительных ресурсов на налаживание специфических каналов сбыта.

В качестве основных направлений оптимизации маркетингового управления повышением конкурентоспособности зернопроизводящих предприятий Волгоградской области признаны: во-первых, повышение эффективности использования имеющихся естественных конкурентных преимуществ зернопроизводящих предприятий области, во-вторых, развитие системы нивелирования рисков и, в-третьих, создание инновационных конкурентных преимуществ зернового производства региона.

Обосновано, что формирование инновационных конкурентных преимуществ высшего порядка региональных зернопроизводящих предприятий должно включать следующие направления: организационно-управленческое (внедрение новых технологий в области маркетингового анализа и организации сбыта и систем нивелирования рисков и т. д.) — производственно-технологическое (внедрение новых технологий обработки земли, выращивания и защиты зерновых культур, технологий хранения и переработки сырья, обеспечивающих повышение и сохранение биологически ценных качеств продукции, снижение ресурсоемкости производства) — селекционно-генетическое (внедрение новых районированных сортов и гибридов зерновых культур, обеспечивающих ресурсосбережение, экологическую безопасность и экономическую целесообразность производства) — социо-экологическое (внедрение новых моделей экономических и социальных отношений в систему регулирования производства зерна и зернового рынка, а также новых методов обеспечения экологической безопасности продукции и производства).

Реализация предлагаемых мер будет способствовать совершенствованию конкуренции на зерновом рынке и стимулированию хозяйствующих субъектов к производству и реализации максимально отвечающего требованиям потребителей зерна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. Маркетинговые исследования/ Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дей. СПб. Литер, 2004. — 848с.
  2. , С.А. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия / С. А Агапцов, А. И. Мордвинцев, П. А. Фомин, Л.С., Шаховская.- М.: Высшая школа, 2002.- 187с.
  3. Аграрная экономика: Учебник / Под ред. М. Н. Малыша. М.: Изд-во Лань, 2002. — 688с.
  4. Агропромышленный комплекс России в 2004 году: Сводные показатели по РФ М.: Минсельхоз РФ, 2005.— 530с.
  5. Агропромышленный комплекс России в 2005 году: Сводные показатели по РФ М.: Минсельхоз РФ, 2006.— 557с.
  6. Агропромышленный комплекс России в 2006 году: Сводные показатели по РФ М.: Минсельхоз РФ, 2007.— 571с.
  7. , Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М., 2000. — 256с.
  8. , А. И. Новые тенденции в развитии зернового хозяйства и рынка зерна в России / А. И. Алтухов // АПК: экономика, управление. 2007. -№ 11.-С. 21−25.
  9. , А. Развитие российского зернового экспорта / А. И. Алтухов // Экономист. 2003. — N7. — С.65−81.
  10. , А. Производительность труда в зерновом хозяйстве: вопросы и решения / А. И. Алтухов // Экономист. 2007. — N8. — С. 18−24.
  11. , А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения / А. И. Алтухов М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005.- 442с.
  12. , А.И. Современные проблемы развития региональногозерно продуктового подкомплекса / А. И. Алтухов, И. А. Кошкарёв.- М.: ВНИИЭСХ, 2003.-80с.
  13. , А. О стратегии развития аграрной сферы/ А. Амосов //Экономист.-2008.- № 9.- С. 48−53.
  14. , А.П. Комментарий к Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства»: (постатейный). / А. П. Анисимов, Р. Т. Бакирова, А.Я. Ры-женков, А. Е. Черноморец. Москва: Ось-89, 2008.-159 с.
  15. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф М.: Экономика, 1989. — 520 с.
  16. , Г. О мерах по повышению эффективности кредитного механизма АПК (территориальный аспект) / Г. Антонов // Агробизнес Россия. -2007. -№ 6.-С. 15−17.
  17. , Г. Маркетинг: принципы и стратегии / Г. Ассэль М.: ИНФРА-М, 2005.-246с.
  18. , А.Ф. О методике субсидирования ущерба при страховании в сельском хозяйстве / А. Ф. Бакиров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2007.- № 8.- С.65−68.
  19. , Г. А. Развитие сельскохозяйственного маркетинга / Г. А. Баклаженко, J1.A. Смирнова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 2. — С.21−24.
  20. , Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена/ Р. Бан-дурин // Экономист. 2007. — N 10. — С.82−89.
  21. Басалаева, Е. В Проблемы формирования конкурентоспособности сельского хозяйства / Е. В. Басалаева // Вопросы экономики. 2006. — N9. — С.47−56.
  22. , E.B. Об эффективности государственного финансирования АПК/ Е. В. Басалаева // Финансы. 2006. — N7. — С. 19−23
  23. , В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник / В. И. Беляев. М.: КНОРУС, 2005. — 672с.
  24. , И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение/ И. С. Березин М.: Вершина, 2007. — 480с.
  25. , Г. В. Конкурентный потенциал предприятия / Г. В. Бе-режнов М.: Изд-во «Креативная экономика», 2007. — 288 с.
  26. , М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг М.: Слово, 1994. — 687с.
  27. , Д.С. Государственная программа развития сельского хозяйства: региональный аспект / Д. С. Бобылев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 7. — С.32−35.
  28. , С.Н. Эффективность использования природно-сырьевых ресурсов агропромышленного комплекса/ С. Н. Бобылев, А. Ш. Ходжаев. М.: Изд-во МГУ, 1987.-232с.
  29. В. Труд и занятость в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. 2005. — N6. — С.72−83.
  30. , С.Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, J1.H. Ковалик. СПб.: Питер, 2003. — 304с.
  31. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280с.
  32. Бондаренко, J1.B. Доходы и потребление в сельском хозяйстве / J1.B. Бондаренко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005. № 11. — С. 38−41.
  33. , И.Н. Национальный проект «Развитие АПК» как реальный шаг в активизации политики аграрного протекционизма / И. Н. Буздалов // Аграрная Россия. 2007. — № 2. — С. 2−9.
  34. Бур дина, А. А Влияние рисков на конкурентоспособность предприятия/ A.A. Бурдина // Экономический анализ: теория и практика. 2006. — № 2. -С.7−15.
  35. , Г. Е. Об экономических методах государственного регулирования производства зерна в Российской Федерации / Г. Е. Быков, В. Г. Быков, А. Н. Осипов // Аграрная Россия. 2006. — № 3. — С. 4−6.
  36. , Е.Б. Управление маркетингом / Е. Б. Васильченко, Н. В. Иванова, A.A. Карпова. Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2008. — 136с.
  37. , О.С. Стратегическое управление: учебник для ву-зов/О.С. Виханский.- М.: Гардарики, 2003.- 292с.
  38. , Дж. Маркетинговый план / Дж. Вествуд. СПб: Питер, 2001. — 256с.
  39. , О. Кто накормит планету / О. Власова, JI. Калянина, А. Кокшаров, И. Рубанов // Эксперт. 2008. -N 16. — С.24−32.
  40. Волгоградская область в 2006 году // Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2007. — 88с.
  41. , С. Территориальное планирование использования земель в России: проблемы и пути решения / С. Волков // Агробизнес Россия. — 2007. -№ 5.-С. 25−30.
  42. , А. Конкуренция в XXI веке / А. Воронов // Маркетинг. -2001. N5. — С.16−24.
  43. , Г. П. История экономики: учеб. пособие / Г. П. Вощанова, Г. С. Годзина. М.:ИНФРА-М, 2003 .-232с.
  44. , Т.А. Маркетинговое управление / Т. А. Гайдаенко. М.: Эксмо, 2008.-512 с.
  45. , Н. Формирование и регулирование регионального продовольственного рынка / Н. Гантимуров // АПК: экономика, управление. -2007. № 4. — С. 47−49.
  46. , Е. Тенденции развития крупных сельских хозяйств США / Е. Гатаулина // АПК: экономика и управление. 2000. — № 6. — С. 14−17.
  47. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан-ПиН 2.3.2.1078−01. М.: ЗАО «РИТ ЭКСПРЕСС», 2002. — 216 с.
  48. , Д.М. Руководство по оценке бизнеса. Пер. с англ. / Десмонд М. Гленн, Келли Э. Ричард М., 1996.- 262 с
  49. , А. В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги первого года работы / А. В. Гордеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 2. — С. 1−4.
  50. , К. Эффективность производства зерна по ресурсосберегающим технологиям / К. Горпиченко // АПК: экономика, управление.- 2007,-№ 8.- С.56−58.
  51. Господдержка экоземледелия в Великобритании // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 12. — С. 42.
  52. Дей, Дж. Стратегический маркетинг / Дж. Дей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с.
  53. , Н.С. Ситуация на зерновом рынке / Н. С. Демьянов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. -№ 4. — С.62−66.
  54. Динамика экспорта и импорта зерна в РФ аналитический отчет МСХ РФ. Электр. документ. — Режим доступа: http://raas.aris.ш/depdoc.html?heid=797&-docid=20 833.- Загл. с экрана.
  55. , П. Маркетинг менеджмент и стратегии / П. Дойль, Ф. Штерн. СПб.: Питер, 2007. — 554 с.
  56. , М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции./ М. Г. Долинская, Соловьев И. А. М.: Стандартов, 1991. — с.128.
  57. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). Вып. 2000−2005 гг. Электронный документ. Режим доступа: http://www.journal.leontief.net/rus/2006/Shvar.html — Загл. с экрана.
  58. , Н. Повышаем эффективность производства / Н. Дудников //АПК: экономика, управление. 2007. — № 5. — С.75−76.
  59. , А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления / А. Емельянов // Экономист. 2006. — N 8. — С.87−93.
  60. A.B. О подведении итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года / A.B. Епихина // Вопросы статистики. 2007. — N 4. — С.19−23.
  61. , Н.Д. Управление затратами основа высокой эффективности зернового производства / Н. Д. Заводчиков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006. — № 10. — С.21−23.
  62. Е.А. Структурные сдвиги в межотраслевых связях АПК России в 1995—2003 годы // Экономика и математические методы. 2008. — Т.44, N2. — С.37−41.
  63. , В.А. Спрос и предложение в механизме рынка: Учебное пособие / В. А. Захаров, З. Н. Козенко, Ю. А. Козенко Волгоград: Типография МУ «Редакция газеты „Еланские вести“, 2007. — 88с.
  64. Зерновое производство в Волгоградской области // Стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2008. — 152 с.
  65. Зерностандарт. ГОСТ Р 52 554−2006 Пшеница, требования при заготовках и поставках. Электр. документ. — Режим доступа: http://www.plotpv.ru/spr45.php. — Загл. с экрана.
  66. , A.JI. Аграрный потенциал России: перспективы очевидны / A.JI. Злочевский // Национальные проекты. 2009. — N½. — С. 112−116.
  67. , В.А. Интенсификация сельскохозяйственного производства: проблемы развития и эффективности / В. А. Иванов М.: Наука, 1990. — 200 с.
  68. , Н.В. Управление маркетингом в АПК: Учебное пособие / Н. В. Иванова, Е. Б. Васильченко, A.A. Карпова. Волгоград: ИПК ВГСХА"Нива», 2008. — 88 с.
  69. , М. Влияние технической оснащенности на эффективность сельскохозяйственного производства / М. Иванова// Экономист. 2009. — N 1. -С.86−90.
  70. , А.К. Зерновое производство: состояние и проблемы / А. К. Имангалиева, H.H. Балашова // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. 2006. — № 11. — С.36−40.
  71. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью/ Под ред. проф. С. Г. Светунькова Электр, документ. Режим доступа: http: http://www.marketing.spb.ru/read/ml9/l.htm.- Загл. с экрана.
  72. , О.В. О стратегии развития Южного федерального округа // Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / О. В. Иншаков, О. С. Олейник, Н. С. Слепцов. М.: Наука, 2004. — 720с.
  73. Кадровая политика социально-экономических систем: инновационная стратегия: монография / A.A. Збрицкий, Г. И. Сидунова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 120 с.
  74. , Н.Г. Маркетинговые исследования / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. М: Вузовский учебник, 2006. — 439 с.
  75. , П.К. Оценка функции издержек сельскохозяйственного производства в России / П. К. Катышев, С. Я. Чернавский, О. А. Эйсмонт // Экономика и математические методы. 2008. — Т.44, N 2. — С.3−15.
  76. , E.H. Стратегия формирования устойчивых конкурентных позиций в аграрном производстве / E.H. Кашинская, А. П. Соболев, P.C. Шепитько. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета. — 2000. -136 с.
  77. , Г. Я. Экономика предприятия. / Г. Я. Киперман М.: Юристъ, — 2001.-272с.
  78. , И. Хеджирование для предприятий АПК / И. Кирилов //Рынок ценных бумаг, — 2008.- № 8. с.35−38.
  79. , И.М. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. / И. М. Кирцнер- М.: Юнити, 2001. 239с.
  80. , Е. Агропродовольственный сектор России: новые возможности и старые проблемы / Е. Ковалев // Мировая экономика и международные отношения. 2008. — N 3. — С.40−47.
  81. , З.Н. Организационно-производственные системы сельскохозяйственной интеграции и кооперации / З. Н. Козенко. Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2001.- 79 с.
  82. Колз, Р.У. Д. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / Р.У.Д, Колз.-. М.:Колос.- 2000.- 512с.
  83. , М. АПК России: Современное состояние и стратегия развития / М. Коробейников // Проблемы теории и практики управления 2008. — N 8. — С.25−29.
  84. , Ю.Б. Управление в АПК / Ю. Б. Королев, В. З. Мазлоев, A.B. Мефед. М.: Колос, 2007. — 346 с.
  85. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, Ф. Келлер— СПб: Питер, 2007.— 896с.
  86. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д.Сондерс. М.: Изд. дом «Вильяме», 2006. — 944 с.
  87. , А.И. Необходимость и пути устранения ценовых диспропорций в зернопродуктовом подкомплексе / А. И. Кошкарев, A.B. Малофеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. -№ 2. — С. 19−21.
  88. , Д.В. Стратегический маркетинг, 6-е изд. /Д.В. Кревенс-М.: Изд-во Вильяме, 2008. 512с.
  89. , Н. Совершенствование организационно-экономического механизма землепользования / Н. Кресникова // Экономист.2009. N 2. — С.80−90.
  90. , И. О концентрации сельскохозяйственного производства / И. Крячков // Экономист. 2006. — N3. — С.86−89.
  91. В. В. Новые инструменты управления рисками в коммерческом обороте зерна. Электр. документ.- Режим доступа http://www.cfln.ш/management/flnance/payments/grainrisk.shtml.- Загл. с экрана.
  92. , Р. Государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой / Р. Кучуков // Экономист. 2002. -N11.- С.91−94.
  93. , Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ж. Ламбен. СПб.:Питер, 2004. — 800с.
  94. , И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг./ И. М. Лифиц М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
  95. , А. И. Сельское хозяйство России в 2006 году / А. И. Ма-нелля // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2007. № 4. — С.59−62.
  96. Маркетинг в АПК / Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, Е. И. Семенова. -М.: Колос, 2003.-436 с.
  97. , И. Государственная поддержка сельского хозяйства в регионе /И. Матвеев, В. Захарова // АПК: экономика и управление. 2007. — № 9. -С.35−38.
  98. , И.Д. Хозяйственный механизм аграрной экономики / И. Д. Мацкуляк, Т. Т. Цатхланова. М.: ИнДел, 1999. — 220 с
  99. Методические основы разработки моделей развития зернового производства. М.: ВНИИЭСХ, 2002. — 153 с.
  100. , В. Формы агропромышленной интеграции / Милосердое В., Фролов В. // Экономист. 1998. -Ы 4. — С.87−91.
  101. , В.В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и пути решения / В. В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — № 2. — С.5−9.
  102. , В.Д. Кооперация и интеграция в АПК (зарубежный опыт/ В. Д. Мингалев, A.JI. Пустуев, В. К. Чашин. Екатеринбург, 2000. — 161с.
  103. , Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы и решения /Г. Минцберг, Дж. Куин, С. Гошал- СПБ.: Изд-во «Питер», 2001−684с.
  104. , С. Г. Конкурентоспособность российского АПК / С. Г. Ми-тин // Агробизнес Россия. — 2007. — № 4. — С. 72.
  105. , Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие / Н. К. Моисеева. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320с.
  106. , О. Зерновое хозяйство как основа продовольственной безопасности страны / О. Монастырский, М. Селезнева // ЭКОС-информ. -2008.-N3.-C.3−12.
  107. МСХ РФ. Ситуация на рынке зерна. Электр, документ. Режим доступа: http://www.agro-delo.ru/analyst/346.html.- Загл. с экрана.
  108. , P.M. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения / P.M. Мухамеджанов, Ю. М. Захаров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — № 2. — С. 9−14.
  109. , Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства // Экономист. 2007. — N 4. — С.89−93.
  110. , С. Перспективы организации биржевого рынка зерна в России / С. Наумов // РЦБ .- 2007.- № 24 (351).- С. 52−55.
  111. Негру-Водэ A.C. Аграрно-промышленное кооперирование в СССР. М.: Экономика, 1975. — 184с.
  112. , P.P. Эволюционная теория экономических изменений /P.P. Нельсон, С.Д. Унтер- М.: ЗАО «ФИНСТАТИНФОРМ», 2000.- 474с.
  113. , В.И. Конкурентоспособность зерновой отрасли: проблемы, перспективы / В. И. Нехорошева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 2. — С.24−26.
  114. Никитин, А. В Страхование сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой / A.B. Никитин, В. В. Щербаков Мичуринск-наукоград РФ: Изд-во МГАУ, 2006.- 190с.
  115. , О.Г. Современные проблемы депрессивных сельскихрайонов США и пути их решения / О. Г. Овчинников // США Канада: экономика, политика, культура. — 2008. -N 9. — С.107−127.
  116. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом // Общество и экономика. 2008. — N 8. — С.132−150.
  117. , А. Зерновые интервенции форма государственного регулирования оптовой торговли зерном / А. Осипов // АПК: экономика и управление. — 2007. — № 4. с. 5−9.
  118. , А. Государственная программа и система мер по регулированию рынка зерна / А. Осипов, А. Магомедов, А. Смирнов // АПК: экономика и управление. 2008. — № 1. — С. 54−56.
  119. Основные направления развития сельского хозяйства в десятой пятилетке (1976−1980 гг.) — М. Экономика, 1976.- 109с.
  120. , О.В. Мировой рынок зерна / О. В. Панина // Экономика сельского хозяйства России. 2007 — № 3. — С. 28.
  121. , М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. 2-е изд. / М. Е. Портер — М.: Альпина бизнес букс, 2006. — 452с.
  122. , М.Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. / М. Е. Портер М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2005. — 715с.
  123. , И. В. Системный подход и общесистемные закономерности /И. В. Прангишвили- М.: СИНТЕГ, 2000.- 528 с.
  124. Pay, В. В. Конкурентоспособность агропродовольственных систем: возможности и факторы роста / В.В. Pay // Проблемы прогнозирования. 2007. -N 2. — С.32−44.
  125. Pay, В. В. Глобальный продовольственный кризис и перспективы российского животноводства/ В.В. Pay // Проблемы прогнозирования. 2009. -N 1. — С.33−44.
  126. Реализация сельскохозяйственной продукции, средние цены продажи сельскохозяйственной продукции в 2006 году // Экспресс-информация / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2007. — 8 с.
  127. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. М.: Росстат, 2008. — 847с.
  128. Российский статистический ежегодник, 2006: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2006. — 805 с.
  129. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. -М., 2007. 825 с.
  130. Рынок зерна. // Федеральная антимонопольная служба. Электр, документ. Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/competition/goods/analisys/a334.shtml.- Загл. с экрана.
  131. , П. Стратегия стабилизации производства зерна / П. Ры-балкин // АПК: экономика, управление. 2005. — № 11 — С. 19−22.
  132. Сведения о вывозе продукции сельского хозяйства сельхозоргани-зациями за пределы Волгоградской области // Экспресс-информация / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2007. — 8 с.
  133. Сельское хозяйство Волгоградской области в 2008 году // Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2008. — 374 с.
  134. Сельское хозяйство Волгоградской области в 2006 году // Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2007. — 341 с.
  135. Сельское хозяйство Волгоградской области в 2007 году // Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2008. — 346 с.
  136. , С. Промышленность и АПК России в январе-августе 2008г. / С. Семенов // Экономист. -2008- № 11 -с. 3−15
  137. , Е. В. Мировая аграрная политика/ Е. В Серова, О. В. Шик -М.: ГУ ВШЭ, 2007.-407 с.
  138. Серова, Е. В Альтернативная занятость в сельской местности./ Е. В. Серова, Д.В.Звягинцев// Мир России.- 2006.-Т. XV. -№ 4, — С. 3−34.
  139. , Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение / Д. Скотт Синк М.: Прогресс, 1989. — 521с.
  140. , А. Исследования о природе и причинах богатства народов. /А. Смит // Классика экономической мысли: Сочинения.- М.: Изд-во «Эксмо-пресс», 2000.- С.77−387.
  141. Сопоставление товарных классификаций зерна пшеницы в стандартах США и России // Американская ассоциация производителей пшеницы. Электр, документ.- Режим доступа: http://www.uswheat.ru/doc/stl.htm.- Загл. с экрана.
  142. , В. Назревшие формы интеграции аграрного производства / В. Суровцев // Экономист. 2008. — N8. — С.43−48.
  143. , О.Н. Особенности моделирования производства зерна / О. Н. Суханова // Аграрная политика: проблемы и решения. 2006 — № 5. — С. 2024.
  144. , Г. А. Эффективность интеграции в зернопродуктовом подкомплексе АПК / Г. А. Татаркина, И. Н. Соловьева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 1. — С. 52−54.
  145. , Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации/ Б. Е. Токарев. М. Юристь, 2001. — 256 с.
  146. , A.A. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. Пер. с 9-го англ. изд. / А. А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд М.: ИНФРА-М, 2001.-412 с.
  147. , В. Эффективность крупного и малого бизнеса в сельском хозяйстве / В. Узун//Вопросы экономики. 2005.-N 6. — С. 109−118.
  148. Указ Президента РФ от 16 июля 2003 г. N 784 «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей» Электр. документ. Режим доступа: http://base.garant.ru/2 159 589.htm- Загл. с экрана.
  149. Управление маркетингом в современных условиях/ Л. С. Шаховская, Е. Г. Попкова, A.A. Волков.- Волгоград: Изд-во ВолгГТУ.- 254 с.
  150. , И. Научное обеспечение программы развития сельского хозяйства на 2008−2012гг / И. Ушачев. // Экономист. 2008. — N4. — С. 19−30.
  151. , И.Е. Современные проблемы развития АПК и пути их решения/ И. Ушачев // Национальные проекты. 2007. — N 8. — С.74−76.
  152. , P.A. Стратегический маркетинг / P.A. Фатхутдинов. -М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 2003. 258 с.
  153. , P.A. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. / P.A. Фатхутдинов. — М.: Эксмо, 2005. — 542 с.
  154. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Электр. документ. Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/01/ll/selhoz-dok.html- Загл. с экрана.
  155. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» Электр. документ. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html — Загл. с экрана.
  156. , Дж.Р. Аграрная политика Великобритании / Дж. Р. Франке // Регион: экономика и социология. 2007. — N 4. — С.207−214.
  157. , Ю., В Основные принципы адаптивного земледелия/Ю. В. Хадсон, Дж. Хач // Информационный бюллетень. Центр гражданских инициатив. 2001. — Май. — С.9−15.
  158. , Ф.А. Конкуренция как процедура открытия/ Ф.А. фон Хайек // Мировая экономика и международные отношения. -1989.-№ 12- С. 6−14.
  159. , И.Г. Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России (деятельность агрохолдингов) И. Г. Храмова, Е. В Серова М.: ИЭПП, 2003. — 52 с.
  160. , Е. В. Процессы глобализации в продовольственном комплексе: тенденции, противоречия / Е. В. Чернова // Экономика и управление. -2007. № 5.-С. 59−63.
  161. , P.C. Реализация экономических интересов субъектов аграрной сферы в воспроизводственном процессе: Монография / P.C. Шепитько. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 332 с.
  162. Экономика Волгоградской области в 2006 году. Цифры и диаграммы: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2007. — 144 с.
  163. Экономика предприятий пищевой промышленности. Учебник для вузов. / Под ред. Т. Ф. Рябовой М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2004 -496 с.
  164. Экономика сельскохозяйственного предприятия / И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов и др.- под ред. И. А. Минакова. ~ М.: КолосС, 2004.-528 с.
  165. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. Изд. 2-е, испр. и доп./ А. Ю. Юданов М.: Тандем, ГНОМ-ПРЕСС, 1998.-384 е.,
  166. Agriculture, land and desertification. Report of the Secretary General. -New York: UN Economic and Social Council, 2001. 8 pp.
  167. Agritourism Market and Product Development Status Report. Burnaby: Centre for Tourism Policy and Research, 2001. — 103 pp.
  168. Global Trends 2015 Электронный документ. / The World Bank. -Режим доступа: http://www.cia.gov/cia/pulications/globaltrends2015. Загл. с экрана.
  169. Gaining the Competitive Edge. An Environmental Guidebook for Small and Medium Sized Enterprises. Ontario: Canadian Manufacturers and Exporters, 2003.-58 pp.
  170. Rappaport, A. Creating shareholder value: a guide for managers and investors/ A. Rappaport. —New York: Free Press, 1998. — 205 p.
Заполнить форму текущей работой