Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5-6 классов основной школы: На материале изучения истории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделение и соблюдение системы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников является необходимым компонентом успешного обучения в школе. Этот вопрос трансформировался в проблему в связи с реализацией в массовом обучении концепции развивающего обучения. Общие принципы, закономерности, механизм такого обучения постепенно становятся неотъемлемой частью учебного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-педагогический опыт исследования дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений
    • 1. 1. Роль дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений в учебной деятельности школьников
    • 1. 2. Решение вопроса об условиях формирования общеучебных интеллектуальных умений в учебно-методической литературе (на примере учебно-методической литературы по истории для 5−6 классов основной школы)
  • Глава 2. Раскрытие дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5−6 классов основной школы
    • 2. 1. Дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений в соотнесении с учебной деятельностью учащихся 5−6 классов основной школы
    • 2. 2. Дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений в соотнесении с дифференцированным подходом к учащимся 5−6 классов
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное обоснование дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений с учетом дифференцированного подхода у учащихся 5−6 классов основной школы
    • 3. 1. Методика изучения влияния дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений на процесс усвоения знаний и развитие учащихся 5−6 классов школы
    • 3. 2. Сравнительный анализ качества усвоения знаний и развития учащихся в зависимости от дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений — экспериментальных и обычных

Дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5-6 классов основной школы: На материале изучения истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В рамках современной социальной задачи — перестройки общества и особой потребности в деятельных, самостоятельно мыслящих людях — школа меняет цели образования, обозначая в качестве главного не столько усвоение знаний как таковых, сколько общее развитие, интеллектуальное развитие, развитие умений приобретать знания, овладевать ими. В этой связи особое значение приобретает развитие учебной деятельности школьников.

Базовую основу учебной деятельности, как известно, образуют предметные и общеучебные интеллектуальные умения, наличие и уровень сфор-мированности которых,"-' определяет, в конечном счете, успешность этой деятельности.

Повышенный интерес к проблеме «Обучение и развитие», переход от информационно-объяснительных способов обучения к развивакяце-деятель-ностным обостряет, актуализирует, проблему формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников, придает ей значение одной из приоритетных в современной дидактике и методике обучения.

Общеучебные интеллектуальные умения относят к «метазнаниям» и определяют как межпредметные интеллектуальные умения, приложимые к любому учебному предмету, к различным видам учебной деятельности.

Раскрытие значения этих умений /в соединении теории с практикой обучения/ содержатся в работах школы Л. В. Занкова, школы Д. Б. Эльконина и В.В.Давыдовапсихолого-педагогические характеристики общеучебных интеллектуальных умений, их значение в учебной деятельности школьников, отличие от предметных умений — даны в работах Е.Н. Кабановой-Мел-лер (50), Н. А. Менчинской (80).

Общепредметным интеллектуальным умениям специально посвящены работы отечественных и зарубежных авторов: И. И. Кулибабы (61), Н.А.Лошка-ревой (72), Н. И. Прокопенко (92), А. И. Шаши (127), И. Л. Побирченко (90), И. Ф. Сибгатулиной (102), З. А. Умаровой (113), а также американцев А. и Н. Кауфманов (135), Г. Уиткина и Дж. Кагана (134), Р. и К. Данов (136).

Рекомендации по формированию общеучебных интеллектуальных умений можно найти и в работах такик крупных методистов-историков, как Н. Г. Дайри (30), Н. И. Запорожец (47), Ф. П. Коровкина (57), И. Я. Лернера (69), как и в работах А. З. Редько (96), М. Н. Кругляка (60), И. В. Гиттис (21), Н. Я. Чутко (123).

В ряду обозначенных этими авторами общеучебных интеллектуальных умений: нахождение различия, сходства, сравнение, доказательность, аргументация, выявление закономерностей, установление причинно-следственных связей, расчленения на части, обобщение, оценивание явлений (Н.Г. Дайри, И. В. Гиттис, Н. И. Запорожец, А.3. Редько, И.Я. Лернер).

Дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений обозначены в работах В. Ф. Паламарчук (84), А. В. Усовой и А. А. Боброва (116), А. И. Умана (112).В числе называемых условий, следующие: -специальная подготовка учителя к работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений у школьников;

— системность в работе учителя по формированию общеучебных интеллектуальных умений;

— отбор содержания учебного материала (с расчетом на возможность его использования не только для усвоения знаний, но и для формирования общеучебных интеллектуальных умений);

— реализация работы по формированию общеучебных интеллектуальных умений в непосредственной связи с учебными предметами;

— дифференцированный подход к формированию общеучебных интеллектуальных умений в зависимости от уровня их сформированности у школьников ;

— систематическое наблюдение за процессом формирования-общеучебных интеллектуальных умений, в целях получения обратной связи и своевременного «видения результатов этой работы» .

Однако^ при безусловном внимании психологов, дидактов, методистов к проблеме формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников, при отмечаемой в литературе значимости общеучебных интеллектуальных умений, для развития продуктивных способов деятельности, для формирования полноценной учебной деятельности (В.В. Давыдов, А. К. Маркова, Н.Я. Чутко), в реальной практике обучения учителя в большей мере, а иногда преимущественно, сосредоточены на предметных умениях и навыках.

Необходимость смены акцентов в работе по формированию учебных умений, непосредственно в учебном процессе, особо отчетливо обнаружилась в исследовании проблемы коррекционно-развивающего обучения (научный руководитель исследования — Г. Ф. Кумарина). В ходе научно-практического обоснования данного направления работы обозначены и определены дидактические условия формирования и развития общеучебных интеллектуальных умений для учащихся 1−3 классов и конкретно для детей группы риска.

Необходимость дальнейшего теоретического углубления вопроса о формировании и развитии общеучебных интеллектуальных умений вообще и применительно к учебной деятельности школьников в среднем звене школы, необходимость дидактического обоснования соответствующих педагогических технологий, требуют дополнительных исследований. Все вышесказанное и определило выбор темы «Дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5−6 классов основной школы» .

При рассмотрении характерного и существенного в формировании общеучебных интеллектуальных умений нельзя обойти вопрос о дифференцированном подходе к этому процессу у школьников. Поэтому в исследовании дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений особое внимание будет уделено учащимся с проблемами усвоения знаний и умений, с затруднениями в интеллектуальном развитии, школьникам, относящимся к группе риска.

Необходимость дальнейшего теоретического углубления вопроса о формировании и развитии общеучебных интеллектуальных умений вообще и применительно к учебной деятельности школьников в среднем звене школы, необходимость дидактического обоснования соответствующих педагогических технологий, требуют дополнительных исследований.

Противоречие между необходимостью широкого внедрения технологий формирования, развития общеучебных интеллектуальных умений у школьников и теоретико-педагогической недостаточностью раскрытия дидактических условий формирования этих умений в учебной деятельности школьников (в частности, по истории), как и отсутствием методического обеспечения практики работы школы обусловливает актуальность настоящего исследования .

Выявленное противоречие обозначило проблему исследования — дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников.

Тема исследования: Дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5−6 классов основной школы (на материале изучения истории).

Объект исследования: учебная деятельность учащихся 5−6 классов основной школы.

Предмет исследования: процесс формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5−6 классов (при усвоении знаний по истории).

Цель исследования: обоснование и разработка системы дидактических условий, оптимально содействующей формированию общеучебных интеллектуальных умений в учебной деятельности учащихся 5−6 классов основной школы.

Гипотеза исследования: Формирование общеучебных интеллектуальных умений в учебной деятельности школьников может быть эффективным, если в учебном процессе (на уровне его предметно-содержательного и процессуального оснащения) будут соблюдены как основные, существенные следующие дидактические условия:

Сформирование общеучебных интеллектуальных умений будет осуществляться в непосредственном соотнесении со структурно-содержательными особенностями учебной деятельности школьниковсистема дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений будет реализована на основе заданий, способных обеспечить дифференцированный подход к учащимся, учитывающий естественные различия между ними в начальном уровне сформированности общеучебных интеллектуальных умений, в разноуровневых интеллектуальных возможностях учащихсясформирование общеучебных интеллектуальных умений и формирование знаний будут осуществляться в едином процессе, взаимообусловленно, при сочетании прямых и косвенных путей воздействия на учащихсябудет соблюдена преемственность в процессе формирования общеучебных интеллектуальных умений и развития школьников, с помощью соответствующих заданиймежду начальным и основным звеном школы.

Цель и гипотеза исследования определили следующие его задачи:

1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературы, в том числе и учебно-методической по истории, касающейся проблемы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников.

2.Определить систему дидактических условий, оптимально значимую для формирования общеучебных интеллектуальных умений, осуществляемого преемственно и в непосредственном соотнесении с учебной деятельностью и формированием знанийв соединении прямого и косвенного путей формирования уменийорганического соединения общеучебных и предметных умений ,.

3.Раскрыть взаимообусловленность, одновременность развития процессов формирования общеучебных интеллектуальных умений и формирования структуры знаний школьников (в частности, по истории).

4.Построить систему заданий, комплексно реализующих дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников.

5.Экспериментально проверить и подтвердить эффективность соблюдения определенных дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений в процессе учебной деятельности школьников при усвоении знаний по истории в 5−6 классах.

Методологические основы исследования: концептуальные основы развивающего обучения /Л.С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин — В.В. Давыдов/- проблемно-развивающего обучения /И.Я. Лернер, М.И.Махмутов/- коррекционно-развивающего образования (Г.Ф.Кумарина) — фундаментальные положения отечественных и зарубежных авторов о сущности и условиях формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьниковлич-ностно-деятельностный подход, основанный на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Методы исследования: анализ психолого-педа"гогической литературыестественно-педагогический эксперимент в констатирующих и преобразующих формахдиагностические методы наблюдения. за процессом соблюдения и несоблюдения системы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьниковразработка вариативных заданий с реализацией определенной системы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных уменийанализ работ учащихсябеседы с учащимися, их родителями, учителями — участниками эксперимента, анкетирование учителей и учащихся.

Базой исследования были школы N3, N5, г. Юбилейного Московской области, N775 г. Москвы.' В эксперименте приняли участие учащиеся 12 классов, 2 из которых — компенсирующие. Общая численность — 320 человек.

Научная новизна исследования:

1.Конкретизировано понятие «общеучебные интеллектуальные умения». Выявлена взаимосвязь общеучебных и предметных умений,.

2.На основе соединения психологического и педагогического подходов к решению проблемы формирования общеучебных интеллектуальных умений определена и обоснована система дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5−6 классов, содейс.

— б твующая решению проблемы усвоения знаний и развития школьников. Система отражает необходимость органического соединения работы по формированию общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности, а также совершенствованию структуры знаний школьников (в том числе и по истории) — осуществления преемственности в этой работесочетания прямого и косвенного путей формирования и развития умений.

3.Показано, что соблюдение определенных дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений (преемственностьсочетание прямого и косвенного путейдифференцированный подходформирование умений в соотнесении со структурой учебной деятельностивзаимосвязанность умений, учебной деятельности и знаний школьников) обуславливает также успешность усвоения и совершенствования знаний учащихся по истории, что эти процессы — формирование умений и совершенствование знаний, идут одновременно, взаимообуславливая друг друга.

4.Разработана и экспериментально подтверждена система учебных заданий, реализующих дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5−6 классов (на примере усвоения знаний по истории).

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы заданий, основанных на соблюдении дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников, содействующих развитию учебной деятельности и усвоению знаний учащимися (в их структурной цельности и полноте). научные выводы и рекомендации могут быть применены непосредственно в практике работы школы, в дидактических рекомендациях к учебникам и методическим пособиям в дальнейшем решении проблемы способов приобретения и совершенствования знаний у школьников основной и старшей школы.

Апробация результатов исследования была реализована в процессе организации и методического обеспечения опытно-экспериментальной работы в школахв статьях по теме исследованияв лекциях для педагогов школ N775, N1071 г. Москвына заседаниях районных методических объединений учителей начальных классов (в рамках преемственности), учителей общественных дисцилин основной и старшей школы г. Юбилейного МОна VII международном научно-практическом семинаре «Язык. Общение. Бизнес.» — материалы исследования докладывались и обсуждались на кафедре коррекционно-развивающего образования ИПК и ПРНО МО.

На защиту выносятся:

1.Обоснование значимости общеучебных интеллектуальных умений в современных стратегиях личностно-ориентированного обучения учащихся среднего звена основной школы, в том числе и детей риска. ^ 2. Система дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений, обеспечивающих успешность учащимся в усвоении зна-% ний, в развитии.

3.Доказательство необходимости формирования общеучебных интеллектуальных умений в непосредственной связи с учебной деятельностью школьников, с ее структурно-содержательными характеристиками и особенностями .

4.Обоснование взаимообусловленности и одновременности процессов формирования структуры знаний, общеучебных интеллектуальных умений в ¦.в учебной деятельности школьников.

5.Система заданий, направленных на развитие общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5−6 классов основной школы. л да.

Результаты исследования:

Полученные в исследовании данные, подтверждают актуальность исследуемой проблемы, конкретизирующей реализацию идей развивающего обучения (органически соединяющего цели реального и формального образования на всех этапах обучения школьников).

Осуществленный анализ по проблеме исследования показал, что к ней обращались (как к проблеме, находящейся на острие непрекращающихся споров в решении вопроса о реализации двуединых целей образования) и наши и зарубежные исследователи прошлого и настоящего. В потоке исследований вопрос о дидактических условиях формирования общеучебных интеллектуальных умений, конечно, ставился и решался, но, как правило, не специально, а косвенно. Тем не менее, анализ литературы позволил выделить и обозначить то, что имеет отношение к исследуемой нами проблеме, то, что в обращении к имеющемуся опыту обогащает пути решения проблемы в условиях ее острого современного звучания.

Анализ предшествующего опыта выявил, что реализации, внедрению проблемы препятствует то, что проблема решается на разных уровнях психологии, дидактики и методики, без необходимого синтетического соединения подходов.

Анализ учебников по истории для средних классов школы (5-й, б-й классы) — с точки зрения заложенности в них дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений — выявил, что эти учебники при всех их достоинствах научно-содержательного характера, не ориентированы на проблему развития учащихся, и в частности, на проблему развития общеучебных интеллектуальных умений. Основная часть заданий рассмотренных нами учебников содействует репродуктивной интеллектуальной деятельности школьников, ограничивая как их интеллектуальное, так и собственно личностное развитие.

Заложенная в учебниках программа, в основном репродуктивного усвоения знаний (при всей значимости приобретаемых школьниками знаний) при достаточно емком объеме знаний (даже в рамках установленных Временных образовательных стандартов) оказывается нереальной и непосильной для школьников, особенно для детей риска, так называемых «слабых», число которых в обычных классах доходит до 30%. Отсюда — проблема перегрузки, шпаргаломании, нервных срывов, социально-психологического дискомфорта.

Из значительного числа выявленных нами в психолого-педагогическом исследовании дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся средних классов школы, мы выбрали направление формирования этих умений в учебной деятельности школьников. Это направление фокусирует в себе множественный ряд условий: формирование определенных общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность — реализующих учебную деятельность в разных ее аспектах: репродуктивном, продуктивном и творческомсочетание одновременного формирования предметных и общеучебных уменийа также формирование общеучебных интеллектуальных умений в соотнесении не только со структурой учебной деятельности, но и со структурой знаний, в частности, — по историив соотнесении с индивидуальными возможностями каждого, выводящими на их особенности и личностные характеристики.

Решение проблемы формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников было связано с необходимостью составления системы учебных заданий непосредственно к текстам учебников, с нацеленностью этих заданий на формирование и развитие умений в учебной деятельности школьников (в ее полной реализации в условиях усвоения конкретного учебного содержания, в нашем случае — по истории).

При составлении системы заданий был использован принцип преемственности, то есть обращения к теории и практике заданий, разработанных для младших школьников на кафедре коррекционно-развивающего образования, возглавляемой Г. Ф. Кумариной в ИПК и ПРНО МО.

Действенность системы учебных заданий была проверена непосредственно в учебном процессе в тех классах, которые работали по системе (экспериментальные классы) в сравнении с контрольными классами, работающими без использования предлагаемой системы формирования общуечеб-ных интеллектуальных умений у учащихся.

Результаты нашего исследования сводятся к подтверждению гипотезы об эффективности соблюдения системы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений в процессе учебной деятельности у учащихся 5 и б-х классов основной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выделение и соблюдение системы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников является необходимым компонентом успешного обучения в школе. Этот вопрос трансформировался в проблему в связи с реализацией в массовом обучении концепции развивающего обучения. Общие принципы, закономерности, механизм такого обучения постепенно становятся неотъемлемой частью учебного процесса. Несмотря на это, массовая основная школа сегодня испытывает реальные трудности в осуществлении задачи развития общеучебных интеллектуальных умений у школьников. В первую очередь, это объясняется тем, что не выявлены определенные дидактические условия, содействующие достижению качественных результатов этого процесса. Во-вторых, отсутствие убедительной результативности новой технологии обучения является причиной медленного внедрения ее учителями в школе, ведь именно педагоги должны стать реализаторами этой идеи в практику школы.

Настоящее исследование является одним из вариантов решения проблемы успешности школьников в учебной деятельности.

В работе исследована система дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений, содействующих реализации учебной деятельности у школьников.

В ходе анализа историко-педагогической литературы были выявлены, имеющиеся в ней рекомендации к формированию общеучебных интеллектуальных умений у школьников.

В процессе исследования конкретизировано понятие «общеучебные интеллектуальные умения». Выявлена взаимосвязь общеучебных и предметных умений (предметные умения являются частным случаем общеучебных).

Доказана необходимость систематизации различных подходов и рекомендаций к решению проблемы формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников.

В исследовании обозначен системообразующий комплекс дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников.

Обозначение системы дидактических условий формирования и развития общеучебных интеллектуальных умений делает этот процесс целенаправленным, реальным, управляемым и педагогически оправданным.

В комплексе дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений раскрыта взаимообусловленность умений, учебной деятельности и знаний.

Показано, как дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений могут быть реализованы непосредственно в учебном процессе — в сочетании прямых и косвенных путей воздействия на учащихся (в текстах учебников, в методическом аппарате учебников).

Составлена система заданий, направленная на реализацию системы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников.

Подтверждена идея о значимости соблюдения системы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений для повышения качества знаний и развития учащихся с разными возможностями к обучению.

Важным является соотнесение этого процесса с учебной деятельностью, ее структурными компонентами, что гарантирует повышение эффективности учебного процесса, мотивации, в конечном итоге — воспитанию творческой личности.

Полагаем, что решение проблемы дидактических условий формирования общеучебных интеллектуальных умений у школьников, выводящее на определенные технологические методы и приемы работы учителя со школьниками, повысит эффективность процесса обучения и развития школьников. j.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агибалова Е.В.и Донской Г. М. История средних веков (учебник для 7 класса), -М.: Просвещение, 1991.-319с.
  2. .Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе.// Сб."Развитие детей в процессе обучения и воспитания".- М-: Педагогика, I960.- 218 с.
  3. Ю.К. Оптимизация обучения: Общедидактический процесс. -М.: Просвещение, 1977.- 182с.
  4. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985 г.- 208с.
  5. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.- 190с.
  6. П.П. Память и мышление.- М-Л.: СОЦЭГИЗ, 1935-- 214с.
  7. М., Шукуров Р. История средних веков (учебник для б кл.) -М.: МИРОС, 1995.-480с.
  8. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизация учения.// Вопросы психологии, — 1962, N4, С74−82.
  9. Д.Н., Менчинская Н. А. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. -М.: АПН РСФСР, 1962.-280с.
  10. Введение в психологию./ Под ред. А. В. Петровского,-М.: Академия, 1996.-418с.
  11. И.Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С. История древнего мира.-М.: 1993.-271с.
  12. Выготский Л. С. Детская психология, т4. Собр. соч.:в 6 т. М.: Педагогика, 1984.- 433с.
  13. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.// Сб. статей- М-Л.: Гос. учебно-пед. изд., 1935, — 133с.
  14. Н.И., Студеникин М. Т., Соловьев В. М. Рассказы по родной истории. 5 класс.-М.: Просвещение, 1995.-255с.
  15. .Л. Школа современной Франции.- М.: Педагогика, 1970.-318с.
  16. .Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада.// Советская педагогика, 1991. N1, с.124−130.
  17. .Л.- Малькова З.А. Сравнительная педагогика. Москва-Воронеж, 1996.-257с.
  18. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме
  19. Формирование умственных действий и понятий".: Д-д на соис. уч. ст. дпн (по психологии). -М., 1965.-51с.
  20. Ю.З. Психодианостика в школе. -М.: Знание, 1989.-79с.
  21. Е.Я. К вопросу о видах учебно-логических заданий в работе над книгой.-М-Л.': изд. АПН РСФСР, 1949.-149с.
  22. И.В. Вопросы методики воспитания мышления детей в начальном обучении истории. -М.: АПН РСФСР, 1950,-360с.
  23. У. Школы без неудачников, пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.-174с.
  24. Е.Ф., Кораблева Г. В., Лутчеко В. А. Краткая философская энциклопедия.-М.: Прогресс-«Энциклопедия», 1994.-57бс.
  25. В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972.- 19бс.
  26. Психологический словарь./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983.- 448с.
  27. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-318с.
  28. В.В. Проблемы развивающего обучения.: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.-293с.
  29. В.В., А.К. Маркова, И. Ломпшер. Формирование учебной деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1986, — 324с.
  30. В.В. Теория развивающего обучения, -М.: Интер, 1996.-541с.
  31. Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. -М.: Просвещние, 1966. 437с.
  32. М.А., Б.П. Есипов. Дидактика. -М.: Педагогика, 1957, с38, с203.
  33. И.С. Формирование интеллектуальных умений в процессе преподавания биологии /VII-VIII классы/.: Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук- М.: РАО, 1995 г.-128с.
  34. Н.А. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач.: Автореф. дис. на соиск. уч.ст. к.п.н.- М: РАО, 1979″, 18с.
  35. Г. И., Корзун М. С., Ревяко К. А. История цивилизаций древнего мира. Учебное пособие для 5 класса.-Минск.: Народная Асвета, 1993.-319с.
  36. Дошкольная педагогика. Учебное пособие./ Под ред. Ядэшко В. И.,
  37. Ф.А.- М.: Просвещеие, 1978.-416с.
  38. Л.М. Исследование интеллектуальных функций школьников. -Пенза, 1990.-168с.
  39. А.К. Психологические механизмы и закономерности развития личности школьника в зависимости от организации учебной деятельности в начальной школе./ Вести. Харьков. ун-та. Психология деятельности и познавательных процессов.- 1990. сб-10.
  40. О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка.// Вопросы психологии, 1997, N4, стр 138−146.39.3ак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет.-М.: Новая школа, 1996.-408с.
  41. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -М.: Учпедгиз, 1961.-293с.
  42. .П. Основы дидактики. -М.: Педагогика, 1967.-286с.
  43. М.И. Формирование самостоятельности мышления школьников на основе поэтапного усвоения схем научного анализа исторических явлений. -Москва-Орск.: Просвещение, 1967.-123с.
  44. В.И. Педагогическое творчество учителя., -М.: Педагогика, 1987.-187с. 187с.44."Закон РФ об образовании", -М., 1992 г.
  45. Л.В. Обучение и развитие.-М.: Просвещение, 1975.- 298с.
  46. А.В. Избранные психологические труды., в 2-х том.,-М.: Просвещение, 1986.-I1т-29бс.
  47. Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории.-М.: Просвещение, 1978.-144с.
  48. С.И. Дифференциация самостоятельных работ учащихся (на материале преподавания истории и географии в 8 10 классах средней школы).: Автореф. дис. на соиск. у.с. к.п.н. — М., 1976, 29с.
  49. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников.-М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1962 г.-142с.
  50. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М: Знание, 1981.-96с.
  51. А.Т., Лейбенгруб П. С. Некоторые вопросы преподавания истории в школе. -М.: изд. АПН РСФСР, 1957.-194с.
  52. Г. Д. Теория и практика в условиях развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1980.-214с.
  53. М.В. Инновации в мировой педагогике.-Рига: Пед. центр эксперимент, 1995 г.-175с.
  54. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.-75с.
  55. Р.Е. Запоминание учебного материала по древней истории учащимися в зависимости от приемов его изложения в учебнике.:Дис. на соиск. уч.ст. к.п.н.-М.: АПН РСФСР, 1952.-156с.
  56. Ф.П. История древнего мира. 6 класс.-М.: Просвещение, 1992.-253с.
  57. Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988.-301с.
  58. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). -М.: Педагогика, 1977.-254с.
  59. М.Н. О развитии мышления школьников 5 класса на уроках истории. -М.: Педагогика, 1961.-8бс.
  60. И.И. Вопросы организации и методы исследования знаний, умений и навыков учащихся.- М.: Материалы научн. конф. 1973 г,-130с.
  61. И.И. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. -М.: АПН СССР, 1976.-98с.
  62. Н.А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя.-Н.Новгород: Спектр, 1994.- 168с.
  63. Г. Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения. Методическое пособие для учителей коррекционных классов.- М.: 1989.-9бс.
  64. Куписевич Ч- Основы общей дидактики (перевод с польского). М.: Просвещение, 1986.- 368с.
  65. Лазаревский С. В. Формирование общеучебных интеллектуальных умений у старшеклассников. -Киев: Диссерт. на соиск. уч.ст. к.п.н., 1990.- 142с.
  66. Й. Процесс и структура человеческого учения. -М.: Просвещение, 1970.-243с.(с7, 21)
  67. И.Я. Дидактическая система методов обучения., -М.: Педагогика, 1976.-64с.
  68. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: изд. АПН РСФСР, 1980.-83с.
  69. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Изд.1. АПН СССР, 1981.-143с.
  70. Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. -М.: МГПИ, 1982.-134с.
  71. Н.А. Рекомендации о развитии общеучебных умений и навыков школьников. -Киев: Знание УССР, 1984.-83с.
  72. Люблинская А. А, Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Педагогика, 1977.-218с.
  73. И.И., Гладьппева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся.- М.: Педагогика, 1991.-154с.
  74. З.А. Школа и педагогика за рубежом. -М.: Просвещение, 1983.-190с.
  75. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников.// Вопросы психологии. 1980. N5. с47−59.
  76. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). -М.: Дело, 1994.-4бс.
  77. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977.-239с.
  78. Н.А. Мышление в процессе обучения.//Сб."Исследование мышления в советской психологии".- М.: Наука, 1966.-162с.
  79. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. -М.: Педагогика, 1989.- 83с.
  80. В.П. Роль вопросов и заданий при организации учебной работы учащихся (из опыта преподавания истории и географии в 5−8 классах).: Автореф. дис. на соиск. у.с. к.п.н, — Ленинакан: 1971.- 24с.
  81. Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителей./ Под редакцией Г. Ф. Кумариной.- М.: 1991.-192с.
  82. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1979.-144с.
  83. В.Ф. Психические особенности слабоуспевающих школьников./ Под ред. И. Ломпшера, перевод с нем.- М.: Просвещение, 1984.-93с.
  84. А.Д. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. -М. 1978 г. 54с.
  85. А.В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь .-Ростов.: Феникс, 1998.-512с.
  86. . Речь и мышление ребенка. -М.: 1932.- 464с. (372−408).
  87. Е.С. Компенсирующее обучение в России"//Сб. действующих нормативных документов и учебно-методических материалов.-М.: изд. ACT-ЛТД, 1997. 159с.
  88. Н.А. Исследование динамики интеллектуального развития учащихся IV- VI классов.: Дис. на соиск. у.с. к.психолог.наук- Ленинград: изд. ЛГПИ, 1972 г.- 152с.
  89. Проблемы школьного учебника.//Сб. Вьга.З.-М.: Просвещение, 1975.-371с.
  90. Н.И. Подготовка будущих учителей к формированию у школьников интеллектуальных умений.: Дис. на соиск. у.с. к.п.н- М.: РАО, 1986 г.-148с.
  91. Развитие психики у школьников в процессе учебной деятельности.// Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1983. 155с.
  92. Развитие школьников в процессе обучения./ Под редакцией Л. В. Занкова. -М.: Просвещение, 1967.- 173с.
  93. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности.//Вопросы психологии, 1995, N1, с.13−24.
  94. А.З. Психологические особенности усвоения истории учащимися IV-VIII классов.//Сб."Психология усвоения истории учащимися".--М.: изд. АПН СССР, 1961.-314с.
  95. Г. В. Система развивающего обучения в школьной практике,// Вопросы психологии, 1997, N3, стр 40−51.
  96. С.Л. Основы общей психологии, в 2 т., 2-й т.- М.: Педагогика, 1989.-230с.
  97. Е. и А. Введение в историю.3 класс.-М.: Дрофа, 1995.-92с.
  98. ЮО.Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. -М.: МП СССР 1979.-65с.
  99. М.Н. Отражение науки в содержании образования в кн. «Теоретические основы содержания среднего образования»,-М.: Педагогика, 1983.-113с.
  100. И.Ф. Системная характеристика интеллектуальной деятельности в условиях специально организованного обучения.: Автореферат на соиск. уч. ст. к.психолог.наук, Пермь, 1993.-18с.
  101. А. А. Психология и психофизиология индивидуальных различий. -М.: 1977.- 168с.
  102. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: изд. МГУ, 1975.-343с.
  103. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. -М.: Педагогика, 1983.-14бс.
  104. И.К. Некоторые психологические условия активизации мышления учащихся на уроках истории. -М.: Педагогика, 1976.-12с,
  105. Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага.: Роспедагенство, 1994.-48с.
  106. И.П. Деятельность и наблюдение./ В кн. «Обучение и развитие» под ред. JI.B. Занкова.-М.: 1975.-298с.
  107. Н.Н. История древней Греции.- История древнего Рима. -М .: Русское слово, Владос. 1996.-240с- 248с.
  108. ИО.ШаМова Т. Н. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.-209с.
  109. Ш. Шаши А. И. Исследование педагогами и историками-методистами ГДР проблемы развития умственных умений и способностей школьников при обучении истории.: Дис. на соиск. у.с. к.п.н.- М.: изд. МГУ, 1977.-138с.
  110. А.И. Учебные задания и процесс обучения. М.: Педагогика, 1989 г.-54с.
  111. ИЗ.Умарова Э. А. Интеллектуальная пассивность подростков-школьников и пути ее преодоления.: Автореф. на соиск. у.с. к.п.н, — Душанбе: 1973.-23с.
  112. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990.-188с.
  113. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986.-173с.
  114. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1988.-111с.
  115. Ушинский К.Д.> Собр. соч. в 2 т, т1, — М.: Просвещение, 1950.500с.
  116. Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. -С-П.: ГП Иматон, 1994.-57с.
  117. Дис. на соиск. уч.ст. к.п.н.-М.: МГПИ, 1990.-142с.
  118. М. Формирование интеллектуальных умений у первоклассников на примере математики.: Дис. на соиск. уч.ст. к.п.н.- Душанбе: 1991.-135с.
  119. Н.Я. Развитие памяти школьников. На материале истории. -М.: Педагогика, 1982.- 96с.
  120. Н.Я. Система формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений./ В кн. под ред. Г. Ф. Кумариной «Обучение в кор-рекционных классах».-М.: АПН СССР, 1991.-192с.
  121. Н.Я. Чтобы не дремали мысли. -М.: изд. ИПК и ПРНО МО, 1996.- 72с.
  122. Н.Я. История становления человека. Учебно-методическое пособие. -М.: ФНМЦ им. JI.B. Занкова, 1997.-129с.
  123. Н.Я., Родионова Л. Е. Твоя Россия.- М.:"Духовное возрождение", АО «Московский учебник», 1998.-263с.12б.1амова Т. И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982.-209с.
  124. А.И. Исследование педагогами и историками-методистами ГДР проблемы развития умственных умений и способностей школьников при обучении истории.: Диссерт. на соиск. уч. ст. к.п.н.-М.:изд. МГУ, 1977.-138с.
  125. Г. И. Эксперимент как метод изучения познавательных интересов школьников. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Вып.1.-Л.: Знание, 1975.-178с. (с132−139)
  126. Д.Б. Избранные психологические труды./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989.-278с.
  127. А.Ф. Психология решения задач.- М.: Просвещение, 1972.-216с.
  128. И.С. Развивающее обучение.-М.: Педагогика, 1979.144с.
  129. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996.-96с.
  130. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.//Вопросы психологии, 1994, N5с.37−42.
  131. Kagan J. Impulsiv and reflektiv children: Significance ofconceptual tempo.//Krumboltz J.D. (ed) Learning and the educationalprocess. Chicago: Rand McNally, 1965.
  132. Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery fo Children (K-ABC) Interpretive Manual. Circle Pines, MN: Amer. Guidanc ce Service, 1983.
  133. Dunn R., Dunn K. Teaching student through individual leanin styles: A practical approach. Reston Publishing Co, 1978.
Заполнить форму текущей работой