Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностно-профессиональное становление будущего учителя — это сложный динамический процесс духовно-практической работы человека над собой, познания самого себя и поиска возможностей самоосуществления, нацеленный на развитие интегральных базисных характеристик его личности, которые обеспечивают высокий уровень его профессионально-педагогической компетентности. Личностно-профессиональное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы процесса личностно-профессионального становления будущего учителя
    • 1. 1. Философские основания личностно-профессионального становления будущего учителя
    • 1. 2. Психологические аспекты личностно-профессионального становления будущего учителя
    • 1. 3. Педагогические вопросы личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом колледже
  • Глава 2. Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа
    • 2. 1. Опора на антропоцентрический интегративный подход к конструированию содержания образования и процесса подготовки будущего учителя в педагогическом колледже
    • 2. 2. Опережающий личностно-профессиональный рост педагогов колледжа как условие становления будущего учителя
    • 2. 3. Ориентация педагогического процесса в педколледже на субъектную позицию его участников

Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российское общество, находящееся на этапе реформирования, в качестве гуманистического смысла своего развития утверждает отношение к человеку как высшей ценности бытия. Человек как цель развития, как главный критерий оценки общественного прогресса представляет собой идеал происходящих в стране преобразований. Движение к идеалу реализуется посредством гуманизации общества и образования как важнейшей из его подсистем.

В современной отечественной философской и психолого-педагогической литературе теоретико-методологического уровня отчетливо заявлена проблема человека как субъекта своей деятельности и поведения, что ставит перед всей системой образования задачу максимального раскрытия в человеке его индивидуально своеобразного творческого потенциала, раскрытия и развития субъектных личностных качеств и особенностей.

Такой подход максимально актуализирует проблему качественного изменения системы профессионально-педагогической подготовки учителя, от цельности личности которого, его личностного и творческого потенциала, раскрывающегося в совместной деятельности с учащимися, во многом зависит успешность личностного роста воспитанников, становление их системы ценностей, культуры чувств, интеллектуальное развитие, выбор судьбы. Качественные изменения могут произойти, если акценты в содержании образования и процессе подготовки будущего учителя будут смещены от передачи знаний, умений и навыков к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности.

В современных условиях приобретает значимость исследование возможностей педагогического процесса педколледжа в обеспечении личностно-профессионального становления будущего учителя, которое еще не получило глубокого теоретического обоснования. Круг специальных исследований по вопросам становления учителя в условиях ССУЗа крайне ограничен, проблема остается теоретически неразработанной, а, как показывает анализ реального состояния дел, за счет выпускников педколледжей и училищ, прежде всего, пополняются коллективы школ.

Анализ накопленного научно-методического фонда позволяет утверждать о наличии определенных наработок, способных выступить теоретическими основаниями личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа.

Прежде всего, существенное значение в нашем исследовании имеют идеи самоценности человека, его уникальности и неповторимости, утверждаемые в экзистенциальной философии (Х.Ортега-И-Гассет, Ж. П. Сартр, В. Франкл), в философии жизни (Ф.Ницше), в работах русских философов конца XIXначала XX века (Н.А.Бердяев, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов, В.С.Соловьев), современных философов Г. С. Батищева и Н.Аббаньяно. Эти работы тем более значимы, потому что в них утверждается определяемость личности «изнутри», подчеркивается ответственность самого человека за самоосуществление.

Понимание сущности становления человека как неравновесной, открытой, самоорганизующейся системы раскрывается в работах по синергетике (В.Айнштейн, В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, В. Э. Войцехович, Ю. А. Данилов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, И. Р. Пригожин, И. Стенгерс, Л. Серафимов и др.).

Представления о диалогическом характере человеческого бытия, о духовном мире личности, о нескончаемом обновлении смыслов человека открываются на материале трудов философско-герменевтического направления (М.М.Бахтин, Л. П. Буева, Х.-Г.Гадамер, Л. А. Микешина, И. И. Сулима и др.).

В качестве психологических основ процесса личностно-профессионального становления будущего учителя выступают идеи зарубежной гуманистической психологии (А.Адлер, Р. Бернс, М. Боуэн, Г. Лэндрет и др.). Наибольшую значимость приобретает идея самодетерминированности поведения человека К. Роджерсаположения А.Маслоу о самоактуализации личностивыводы А. Адлера о взаимодействии индивидуальных целей и социального чувства.

Пониманию сущности и закономерностей становления личности способствуют работы российских психологов (Б.С.Братусь, Е. И. Исаев, Л. Б. Орлов, В. Л. Петровский, В.И.Слободчиков). Психологические механизмы становления личности помогли выяснить исследования системы саморегуляции деятельности и структурирования субъектного опыта человека (О.Л.Конопкин,.

A.П.Корнилов, А. К. Осницкий, И.С.Якиманская), а также осмысление категорий опыта, саморазвития, ценностной проекции будущего в трудах М. Р. Гинзбурга.

К осмыслению сущности процесса личностно-профессионального саморазвития будущего учителя нас подводят исследования, объясняющие деятельность смыслопорождения человека (Б.С.Братусь, Т. М. Буякас, О. Г. Зевина, В. П. Зинченко, Л. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А.С.Сухоруков).

Поиск психологической природы феномена духовности, проблемы становления духовно зрелой личности нашли отражение в работах Н. Я. Грота,.

B.В.Знакова, Д. Л. Леонтьева, Т. Л. Флоренской, В. Д. Шадрикова и др.

Нами изучены и осмыслены работы, направленные на обоснование «социальной одаренности человека», как первоосновы успешности общения (А.А. Бодалев) — на выявление взаимообусловленности процессов социализации и индивидуализации в условиях гуманизации (Д.И. Фельдштейн) — на характеристику процесса становления личности как социально-индивидуального явления (К.А.Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, А. А. Реан, В. А. Ядов и др.), что также является материалом построения концепции.

Наша теоретическая концепция опирается на исследования процесса саморазвития (Н.Р.Битянова, О. С. Газман, М. Р. Гинзбург, Л. Н. Куликова,.

C.Д.Поляков) — на характеристику антропоориентированных педагогических установок (М.Н.Невзоров, Т.В.Орлова), требования к организации субъектной деятельности (И.А.Зимняя, Н. К. Сергеев, Ю. В. Сенько и др.). Материалом осмысления проблемы выступили историко-педагогические работы Б.М.Бим-Бада, С. И. Гессена, Ф. Карлгрена, А. В. Роговой, Л. А. Степашко и др.

В рассмотрении личностно-профессионального становления учителя как динамического процесса личностного роста профессионала (В.А. Болотов,.

A.П. Валицкая, Л. Н. Куликова, Н.А. Шайденко), акцентируется внимание на таких компонентах, как: компетентность (В.А. Адольф, В. И. Грабеклис, Н. Н. Лобанова, A.M. Новиков, В. А. Сластенин и др.), духовность (Б.З.Вульфов,.

B.И.Мурашов и др.), общая культура учителя (Н.С.Дежникова). Проблема выбора студентами условий собственного педагогического становления рассматривается В. П. Лушиным и И. Ю. Шурановой.

В педагогике исследуются различные аспекты процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей: овладение методологической культурой (Е.В. Бондаревская, В. В. Краевский, С. В. Кульневич, А. И. Мищенко, Е. П. Морозов, А. А. Орлов, П. И. Пидкасистый, И.А. Шадрикова) — обеспечение ориентировки в области человекознания (Б.Г. Мещеряков, Г. С. Сухобская, Е. Н. Шиянов и др.) — углубление психолого-педагогической подготовки будущего учителя (В.А. Буравихин, Ю. Г. Круглов, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и др.) — развитие у будущего учителя системного видения педагогического процесса как целостного явления (Т.К. Ахаян, З. И. Васильева, И. П. Подласый, В. А. Сластенин и др.) — развитие у студентов потребности в инновационной деятельности (Е.П. Морозов, П. И. Пидкасистый, Л. С. Подымова и др.). Исследование реальных процессов становления учителей проведено В. Н. Никитенко. Педагогическую культуру учителя исследуют Е. В. Бондаревская, Е. Ю. Захарченко, Е. Н. Шиянов и др., Ю. И. Турчанинова и.

C.А.Хмара рассматривают готовность к профессионально-педагогической деятельностиГ.В.Селихова — профессиональный имиджВ.П.Бездухов, Г. С. Сухобская, Л. Шипилина — стиль профессиональной деятельности.

Исследование образовательных технологий находится в центре внимания ученых В. П. Беспалько, М. В. Кларина, С. А. Маврина, А. К. Марковой, Н. Н. Светловской, Г. Селевко, Н. Е. Щурковой, И. С. Якиманской. Особый интерес для нас представляют исследования Е. Н. Ильина, М. В. Кларина, С. Ю. Курганова, В. В. Серикова и др., в которых технологии рассматриваются в русле личностного подхода. Наше внимание также обращено к работам, в которых представлены инновационные технологии и методы, (Н.Е. Веракса, В. К. Маригодов, А. А. Слободянюк и др.) — к работам, в которых «заострена» проблема новых подходов к оцениванию достижений учащихся (Е.Д.Божович и др.) — к исследованиям, в которых выявлены условия эффективного педагогического взаимодействия (А.В. Вильвовская, А. Я. Найн и др.).

Отдельные стороны организации педагогической практики студентов раскрыты в работах Т. А. Авериной, Н. А. Аверина, В. П. Горленко, И. В. Гребенева, Е. Б. Лысовой, П. Е. Решетникова, А. В. Роговой, И. Ф. Харламова и др.

Исследованию процесса становления будущего учителя также способствуют работы О. А. Абдуллиной, Ш. А. Амонашвили, М. Н. Берулава, О. С. Газмана, Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, Н. Г. Осуховой, А. М. Печенюка, В. Д. Семенова, Е. А. Ямбурга и др., помогающие осмыслить целевые, содержательные, технологические аспекты подготовки педагога.

Руководствуясь тем, что в современных условиях большую важность приобретает опережающее саморазвитие педагога, мы опираемся на исследования С. Г. Вершловского, Н. И. Калиниченко, И. М. Курдюмовой, М. М. Поташника, Т. В. Шадриной и др., в которых обнаруживается ряд идей по организации работы с педагогическими кадрами.

Учитывая, что личностно-профессиональное становление будущего учителя мы рассматриваем через явление саморазвития, особо значимыми для нас являются работы Л. Н. Куликовой и хабаровской научно-педагогической школы, раскрывающие сущность и механизмы саморазвития личности в рамках ценностно-личностного подхода.

Педагогические условия становления личности будущего учителя нашли отражение в диссертационных исследованиях, выполненных в последние годы. Так, в работе Т. К. Клименко исследуется становление личности будущего учителя в инновационном образованиив диссертации О. Л. Подлиняева рассматривается становление гуманистического мировоззрения учителяв работе Е. В. Глухих изучено влияние педагогического общения на профессиональное саморазвитие будущего учителя и др.

Диссертационные исследования, как правило, посвящены высшей педагогической школе. Становление личности студента ССУЗа стало предметом исследования в работах О. Л. Винокуровой, Н. Г. Григорьевой, Н. В. Матолыгиной и др. Специальные же исследования проблем личностно-профессионального становления будущего учителя в условиях педагогического колледжа (училища) проводятся редко. Недостаточно внимания уделяется изучению возможностей педагогического колледжа как новой образовательной структуры повышенного уровня, исследованию влияния педагогических условий образовательной среды колледжа на реализацию субъектной позиции студента. Малоизученным остается влияние системы научно-методической работы колледжа на личностно-профессиональный рост педагогов.

Таким образом, несмотря на достаточно широкое исследование в литературе проблем подготовки будущих учителей остается актуальной и недостаточно изученной сфера среднего педагогического образования, возможности педколледжей и училищ в обеспечении условий для личностно-профессионального становления современного педагога. Вместе с тем, анализ практики работы училищ и колледжей показывает, что несмотря на осознание преподавателями этих образовательных учреждений новых подходов, идей, реальный уровень педагогического процесса остается недостаточным.

Основное противоречие состоит в том, что, с одной стороны, осознается задача подготовки высоко компетентной и духовно богатой личности учителя, а, с другой стороны, в педагогической теории отсутствуют четкие ориентиры его становления в условиях педагогического колледжа.

Отмеченные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая состоит в разработке теоретических основ и педагогических условий организации педагогического процесса в педколледже, способных обеспечить эффективное личностно-профессиональное становление будущего учителя. Постановка этой проблемы и обусловила выбор темы:

Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа".

Объектом исследования является педагогический процесс педколледжа.

Предметом исследования является процесс личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом колледже.

Цель исследования заключается в разработке теоретических основ личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа и обосновании соответствующей совокупности педагогических условий их реализации.

В основу исследования положена гипотеза:

Личностно-профессиональное становление будущего учителя — это сложный динамический процесс духовно-практической работы человека над собой, познания самого себя и поиска возможностей самоосуществления, нацеленный на развитие интегральных базисных характеристик его личности, которые обеспечивают высокий уровень его профессионально-педагогической компетентности. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом колледже, являясь, с одной стороны, одним из этапов процесса подготовки учителя, а с другой — самостоятельным процессом саморазвития свободного, самоценного человека, определяется активностью самого студента, его способностью выводить себя на уровень целенаправленного самоизменения, построения своей деятельности, ее преобразования и развития.

Педагогический процесс в педколледже может стать фактором эффективного личностно-профессионального становления будущего учителя, если:

— содержание образования и процесс подготовки будущего учителя будут обновлены на основе антропоцентрического интегративного подхода;

— будет целенаправленно организовываться и осуществляться опережающий личностно-профессиональный рост педагогов колледжа;

— приоритетное применение в педагогическом процессе получат формы и методы работы, ориентированные на реализацию субъектной позиции его участников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выявить совокупность ведущих идей исследования, определяющих сущность, факторы, условия, предпосылки, закономерности и принципы личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа.

2. Охарактеризовать особенности и специфику личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа.

3. Определить критерии эффективности личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа.

4. Разработать и проверить научно-методические рекомендации по созданию условий для личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа.

Методологической основой диссертационного исследования являются концепции о сущности человека и его становлении известных философов-экзистенциалистов, русских философов конца XIX — начала XX в.- идеи герменевтики, синергетики, зарубежной гуманистической психологииданные исследований проблемы в современной отечественной психологии и педагогике. Важное методологическое значение имеют положения психологии о сущности личности и закономерностях ее становленияо системе саморегуляции деятельностио деятельности переживания и смыслопорожденияо психологической природе феномена духовности личностиположения педагогики о целях, закономерностях и принципах профессионально-педагогической подготовки будущего учителяо педагогической технологиио педагогическом взаимодействии и общенииидеи гуманистической педагогикиосновные идеи педагогики саморазвития личности, ведущие положения личностно ориентированного образования.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыанализ учебной и методической документации колледжаанализ продуктов деятельности студентов и преподавателейпрямое наблюдение за деятельностью студентов и преподавателеймоделированиеанализ и самоанализ учебных и других занятийанкетированиебеседы со студентами, преподавателями, учителями и другими работниками образованияанализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений, изучения опыта работы преподавателей и выпускников колледжапроведение контрольных диагностических работпедагогический эксперимент.

База исследования: Сретенский педагогический колледж им. Ф. В. Гладкова. Исследованием было охвачено на разных этапах эксперимента 405 студентов и 48 преподавателей.

Исследование проходило в три этапа.

Первый этап (1994;1995 учебный год) — изучение научной литературы по теме исследованияпо методологии и методике проведения исследованийформулировка проблемы и поиск основных направлений исследованияуточнение объекта, предмета, цели исследования, его гипотезыподбор методик исследованиясоздание основных очертаний концепции исследованияпсихологическая и методическая подготовка преподавателей колледжа к включению в эксперимент.

Второй этап (1995;1996 учебный год) — всесторонний анализ деятельности колледжа, процесса становления личности будущего учителя, содержания и технологии его подготовкипроведение констатирующего экспериментауточнение программы опытно-экспериментальной работы и ее встраивание в педагогический процесс в колледжеразработка педагогических условий, обеспечивающих личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе колледжаапробирование отдельных элементовкорректировка концепции исследования.

Третий этап (1996;2000 г. г.) — продолжение преобразующего эксперимента, в основу которого была положена разработанная нами совокупность педагогических условий личностно-профессионального становления будущего учителяобобщение и теоретическое осмысление полученных данныхподготовка методических рекомендаций, пособийопределение перспектив дальнейшей разработки проблемыоформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Личностно-профессиональное становление будущего учителя является сложным динамическим процессом духовно-практической работы человека над собой, познания самого себя и поиска возможностей самоосуществления, нацеленный на развитие интегральных базисных характеристик его личности, которые обеспечивают высокий уровень его профессионально-педагогической компетентности. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом колледже, являясь, с одной стороны, одним из этапов процесса подготовки учителя, а с другой — самостоятельным процессом саморазвития свободного, самоценного человека, определяется активностью самого студента, его способностью выводить себя на уровень целенаправленного самоизменения, построения своей деятельности и развития.

2. Педагогический процесс в педколледже становится фактором эффективного личностно-профессионального становления будущего учителя при реализации совокупности педагогических условий: опоры на антропоцентрический интегративный подход к конструированию содержания образования и процесса подготовки будущего учителя в педколледжеопережающего личностно-профессионального роста педагогов колледжаориентации педагогического процесса в педагогическом колледже на субъектную позицию его участников.

3. Положительная динамика опережающего саморазвития преподавателей колледжа выступает источником и импульсом становления студентов.

Ведущим средством «зановоосмысления» педагогами своей деятельности является новое содержание научно-методической работы в колледже, системообразующими компонентами которой выступает взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее направлений и программа саморазвития преподавателя.

4. Комплекс путей и средств, обеспечивающих эффективное личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе колледжа включает в себя: систему работы коллектива по развитию способов профессионально-познавательной деятельности студентовработу со студентами по расширению сферы самопознания, развития их коммуникативных качествсовокупность форм и методов субъект-субъектного, диалогического, ценностно-смыслового взаимодействия преподавателей и студентоворганизацию непрерывной научно-исследовательской деятельности студентов и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— разработаны теоретические основы становления личности будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: сущность процесса, основные его закономерности и принципы;

— выявлены объективные и субъективные факторы, обусловливающие динамику личностно-профессионального становления будущего учителя, определены критерии эффективности;

— научно обоснована и опытно-экспериментальным путем подтверждена совокупность педагогических условий, повышающих эффективность личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа, что может быть положено в основу разработки программ развития учреждений среднего профессионально-педагогического образования;

— обоснована целостная система научно-методической работы преподавателей колледжа, ведущим компонентом которой выступает индивидуальная программа саморазвития педагога, способствующая его опережающему личностно-профессиональному росту и организации взаимообогащающего сотрудничества со студентами.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных подходов и методическом обеспечении процесса становления будущего учителя. Результаты диссертационного иследования положены в основу методических рекомендаций, пособий, положений, определяющих различные стороны педагогического процесса, научно-методической работы и, в целом, развития колледжа: Концепции развития педагогического колледжаПоложения о научно-исследовательской деятельности студентовучебно-методического пособия «Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся и студентов" — методического пособия «Картотека активных форм и методов учебно-познавательной деятельности" — программ спецкурсов и др. материалов, направленных на повышение качества педагогического процесса.

Большая часть материалов опубликована и используется в практике работы Сретенского педагогического колледжа, в других колледжах и училищах региона, в системе повышения квалификации, в школах Читинской области.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям развития педагогического образованияиспользованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследованиядлительным характером эксперимента, результаты которого подтверждают эффективность теоретических выводов и проделанной практической работы.

Апробация и внедрение. Основные направления, результаты исследования докладывались, обсуждались и публиковались на таких конференциях, как: Российская научная конференция «Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания» (Чита, 1996 г.) — Региональная научно-практическая конференция «Педагогические училища в системе непрерывного образования: опыт, проблемы, перспективы» (Иркутск, 1996 г.) — Региональная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в системе образования» (Чита, 1997 г.) — Региональная научно-практическая конференция «Студенты педучилища (педколледжа): профессиональное и личностное саморазвитие» (Иркутск, 1997 г.) — Областная научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное становление будущего учителя» (Сретенск, 1997 г.) — Областная научно-практическая конференция «Образовательная среда как условие личностно-профессионального развития учителя» (Агинское, 1998 г.) — Региональная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования» (Чита, 1998 г.) — Областная научно-практическая конференция «Культурологическая направленность педагогического процесса в системе профессионального образования как фактор подготовки специалистов XXI века» (Чита, 1999 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Современное педагогическое образование: личностно-ориентированный подход» (Красноярск, 2000) — Областная научно-практическая конференция «Человек в мире образования и современное образование человека» (Петровск-Забайкальский, 2000).

Результаты исследования обсуждались на семинарах-совещаниях преподавателей педучилищ и колледжей Читинской области (1994;2000 г. г.), на семинарах работников образования Сретенского района Читинской области (1994;2000 г. г.), на курсах повышения квалификации в Читинском ИПКРО (1996, 1997 г. г.), на заседаниях областного Совета по ОЭР (1995г., 1997 г., 1999 г.), на Коллегии Главного управления образования Администрации Читинской области (1996г.), на заседаниях кафедр педагогики Забайкальского и Хабаровского педагогических университетов.

Материалы исследования опубликованы в различных изданиях г. г. Читы, Иркутска, Красноярска, Пскова, Санкт-Петербурга и используются в образовательном процессе педагогических учебных заведений.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Результаты исследования уровня представлений преподавателей о личностно ориентированном образовании представлены в таблице 2.1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы личностно-профессионального становления будущего учителя и экспериментальное исследование позволили научно обосновать сущность данного явления, выявить возможности образовательного процесса педагогического колледжа по созданию условий, обеспечивающих эффективность личностного и профессионального саморазвития студентов и преподавателей.

Экспериментальная работа, проведенная на базе Сретенского педагогического колледжа им. Ф. В. Гладкова с 1994 по 2000 г. позволила изучить и осмыслить широкий круг философских, психологических и педагогических источников, вовлечь в проводимое исследование на различных его этапах 405 студентов и 48 преподавателей колледжа.

В результате проведенного диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Главным признаком, сущностной характеристикой процесса личностно-профессионального становления будущего учителя выступает саморазвитие как целенаправленное, непрерывное и творческое самоизменение личности. Успешность личностно-профессионального саморазвития будущего педагога зависит от его деятельности самопознания, самореализации в условиях свободного и ответственного выбора, вовлеченности в смыслопоисковый диалог.

2. Педагогическая деятельность преподавателей колледжа направлена на создание условий для проявления и развития внутреннего потенциала личности студента и характеризуется как фасилитация, как вероятностный процесс поддерживающего и стимулирующего влияния, помогающего выстроить систему смыслов и личностных ценностей. Педагог в процессе взаимодействия со студентами занимает открытую позицию, при которой он несет студентам не только систему знаний, но и передает им свое мотивационно-ценностное отношение к этим знаниям. Позиция партнера, «медиатора» обеспечивает включаемость студента в деятельность переживания, обмена смыслами, поиска собственных смыслов.

3. Основными условиями, продуцирующими личностный рост будущего учителя являются следующие:

— антропоцентрический интегративный подход к конструированию содержания образования и процесса подготовки будущего учителя в педколледже, предусматривающий фундаментализацию подготовки учителя, пронизанность всего содержания антропологическим знанием, дающий студентам возможность самоосознания и выбора средств развития своей личности в позиции субъекта жизнедеятельности;

— опережающее саморазвитие педагогов колледжа, которому способствует создание системы научно-методической работы, особой рефлексивно-инновационной среды, в которой поддерживается позитивное ценностное отношение к самому себе и педагогической деятельности, стимулируется стремление педагога к определению направлений собственного личностно-профессионального роста, поиска средств саморазвития, соответствующих уровню профессионально-педагогической компетентности, возрасту и др. внутренним факторамсила саморазвития педагога, его положительная динамика выступает источником и импульсом саморазвития будущего учителя;

— ориентация педагогического процесса в колледже на субъектную позицию его участников: расширение пространства выбора индивидуальной траектории получения образования, усиление ценностно-смыслового аспекта применяемых форм и методов взаимодействия, организация специальной деятельности по развитию у студентов способов профессионально-познавательной деятельности, непрерывная вовлеченность их в научно-исследовательскую работу — все, что создает основу для самопроектирования деятельности студентов по саморазвитию, расширяет поле взаимосвязанного сотрудничества их с педагогами.

4. В целях повышения эффективности процесса личностно-профессионального саморазвития будущего педагога необходимо ориентироваться на соблюдение ряда основных принципов организации образовательного процесса: «продуктивного доминантного преобразования» с его требованием активизации личностной доминанты во всех сферахсочетания индивидуально-личностной и социокультурной направленности, когда достигается гармонизация направленности на приобщение к культуре, овладение госстандартом и на сбережение уникальности личности, ее индивидуальностиизбыточности и вариативности содержания образования, расширяющей границы выбора, создающей основу для построения индивидуального образовательно-профессионального маршрутадиалогизма с его смыслопорождающей направленностью- «профессионально-этической взаимоответственности», требующей определенного уровня эмоционально-чувственной культуры, эмпатийности.

5. В качестве критериев эффективности процесса личностно-профессионального становления будущего учителя выступают компоненты субъектного опыта личности, так как их становление — есть показатель перехода личности в состояние саморазвития, показатель выработки целостной системы волевой саморегуляции. В связи с этим динамику саморазвития помогают определить такие показатели, как: наличие устойчивой мотивации, направленной на освоение педагогической деятельностипотребность в использовании и позитивном преобразовании своего опытаналичие позитивной Я-концепциистремление к самосовершенствованию на основе самопознанияпроявление творческой индивидуальности во всех видах деятельностистепень владения способами профессионально-познавательной деятельностиширота области сотворчества преподавателей и студентов. В силу сложности и многоаспектности исследуемого явления его состояние может анализироваться как во всей совокупности компонентов субъектного опыта, так и поэлементно, по отдельным, наиболее существенным показателям.

Проведенное исследование позволило решить поставленные цель и задачи, доказать выдвинутую гипотезу. Материалы диссертации могут быть использованы в различных образовательных учреждениях для построения педагогического процесса, но, прежде всего, они могут выступить «ориентировочной основой действий» для работников педагогических колледжей и училищ, работников системы повышения квалификации.

Настоящая проблема требует дальнейшего исследования, основными направлениями которого могут стать: более углубленное изучение феномена смысловой деятельности, факторов и условий ее организациисущность контрольно-оценочного компонента, который в контексте нашего исследования оказался недостаточно изученнымпоиск возможностей успешного вхождения выпускника колледжа в школьный коллектив, где часто наблюдается отторжение молодых педагогов сложившимися традиционными устоями школьного педагогического сообщества. Эти и многие другие аспекты предопределяют задачи дальнейшей научно-исследовательской работы.

В целом, проведенное исследование вносит определенный вклад в процессы обновления современного педагогического образования, намечает ориентиры совершенствования образовательного процесса в педагогических колледжах на основе актуализации внутреннего потенциала педагогов и студентов, их стремления к саморазвитию и взаимообогащающему субъект-субъектному взаимодействию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. Диалог в учебном процессе// Народное образование.- 1993. № 910.- С.43−45.
  2. Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм/ Перевод с итал.А. Л. Зорина.- СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1990.- 141с.
  4. Т.А., Аверин Н. А. Педагогическая практика: опыт и перспективы// Советская педагогика.- 1991.- № 10.- С.93−96.
  5. А. Понять природу человека/ Пер. Е. А. Цыпина.- СПб.: «Академический проект», 1997, — 256 с.
  6. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя// Педагогика.- 1998.- № 1.- С.72−75.
  7. В., Серафимов Л. Линейность и нелинейность в мышлении, познании мира и образовании// Вестник высшей школы.- 1998.- № 3 С.39−45.
  8. Ш. А. Личностно-гуманные основы педагогического процесса.-Минск, 1990.
  9. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования// Педагогика. 2000.- № 2.- С. 11−16.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия// Психол. журнал. 1993.- № 2.- С.3−16.
  11. П.Арлычев А. Н. Об иррационализме как философии изменчивости// Вопросы философии.- 1998.- № 6.- С.133−142.
  12. В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур// Высш. образование в России.- 1994.- № 4. С. 13−16.
  13. З.Артамонова Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. .докт. пед. наук. М., 2000.
  14. М.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 768 с.
  15. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии// Вопр. психол.- 1999.-№ 1.- С.3−12.
  16. М.Н. Педагогические теории и системы: Учеб. пособие. 4.1. -Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1995.
  17. Г. С. Найти и обрести себя// Вопросы философии. 1995. — № 3.-С.103−109.
  18. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа// Хрестоматия по философии.- М.: «Проспект», 1998.- С.336−342.
  19. В.А. Интеллигентность категория нравственная.- М.: Знание, 1985.- 64 с.
  20. В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учеб. пособие. Самара: Изд-во СамГПИ, — 1992.- 104 с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Перевод с англ. Гнедовский М. Б., Ковальчук М. А., под ред. Пилиповского В. Я. М.: Прогресс, 1986.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.
  23. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования// Педагогика. 1994.- № 5.- С.21−25.
  24. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования// Педагогика.- 1996, — № 1.- С.9−11.
  25. М., Петровский В., Ушаков К. Оценка «предметной» и «методической» компетентности// Директор школы.- 1993.- № 2.
  26. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации// Педагогика.- 1996.- № 1.- С.3−8.
  27. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования.- М.: Изд-во УРАО, 1998.- 116с.
  28. Н.Р. Психология личностного роста.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 64с.
  29. Ю.С. Назначение диалога в обучении педагогическим дисциплинам// Обучение студентов педагогике. Аспект технологий: Сб.науч.ст.- Волгоград: Перемена, 1996.- С.29−38.
  30. М.В. Синергетика и педагогика// Магистр.- 1995.- № 2.- С.89−95.
  31. А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии// Мир психологии.- 1998.- № 2(14).- С.217−221.
  32. А.А. Об одаренности человека как субъекта общения// Мир психологии.- 1998.- № 4. С.272−275.
  33. В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования// Педагогика.- 1992.- № 7−8.
  34. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика.- 1997.- № 4.- С.66−72.
  35. А.К. Новый взгляд на проблему способностей// Вопр.психол.-1997.-№ 2.- С. 139.
  36. Большая Советская Энциклопедия.- М.- 1974.
  37. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования// Педагогика.- 1997.- № 4.- С. 11−17.
  38. Е.В. В защиту «живой» методологии // Педагогика. 1998.-№ 2.- С.102−105.
  39. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность// Педагогика.- 1999.- № 3.- С.37−43.
  40. М. Духовность и личностно-центрированный подход// Вопр.психол.1992.- № 3−4.- С.24−33.
  41. .С. Первый учебник по психологической антропологии// Вопр.психол.- 1997.- № 2.- С. 134−136.
  42. .С. К проблеме человека в психологии// Вопр.психол.- 1997.- № 5.-С.3−19.
  43. C.JI. Конференция по проблемам экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии// Вопр.психол.- 1997.- № 3.-С.147−150.
  44. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме// Философия образования.- М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- С.76−90.
  45. В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход// Высш. образование в России.- 1994.-№ 4.- С. 16−21.
  46. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта// Вопр. психол.- 1993.- № 5.- С.99−105.
  47. В.А. Учитель и общество// Педагогика.- 1996.- № 5.- С. 61.
  48. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей -культурных символов в индивидуальном сознании// Вопр. психол.- 1997.-№ 5.- С.44−56.
  49. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса// Педагогика.- 1998.-№ 4.- С.12−18.
  50. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем.- СПб.: «Лань», 1999.- 480 с.
  51. Введение в психологию. Материалы к школьному учебику// Вопр.психол.1993.- № 3.- С.70−76.
  52. Н.Е. Модель позиционного обучения студентов// Вопр.психол.1994.-№ 3.
  53. Н.Е., Лик Н.В., Андреева Г. В. Ступени самопознания.- С-Пб, 1993.
  54. .З. Учитель: профессиональная духовность// Педагогика.- 1995.-№ 2.- С.48−52.
  55. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики// Хрестоматия по философии.- М.: «Проспект», 1998.- С.353−357.
  56. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования. Содержание гуманистического образования.- Выпуск 2.- М.: Инноватор, 1995.
  57. О.С. Ответственность школы за воспитание детей// Педагогика.-1997.- № 4.- С.45−52.
  58. Л.Е. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: Автореф. .канд. пед. наук.-Кемерово, 1998.- 31с.
  59. С. Роль педагогической практики в становлении учителей// Нач. школа.- 1989.- № 6.- С.90−92.
  60. И. Методологические программы в педагогике// Высш. обр. в России.- 1997.- № 2.- С.126−129.
  61. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры// Педагогика.- 1998.- № 2.
  62. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
  63. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопр. психол., 1994.- № 3.- С.43−52.
  64. О.Н., Суханов А. Д. Проблема целостности в современном образовании// Философия образования, — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- С.54−75.
  65. Е.И. Современный взгляд на педагогику и психологию высшего образования//Вопр. психол.- 1997.- № 2.- С.131−133.
  66. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы// Педагогика.- 1996.- № 5.- С.63−69.
  67. И.В. Методическая подготовка студентов университетов// Педагогика.- 1996.- № 1.- С.37−40.
  68. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М.: Политиздат, 1987.
  69. Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: Автореф. .канд. пед. наук. Хабаровск, 1994.- 16с.
  70. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994, — 184с.
  71. Н.С. Учитель как человек экологический// Педагогика.- 1994, — № 5.- С.37−40.
  72. В.И. Основы философских знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1994.
  73. И.Д. Центр социально-психологической помощи подросткам как образовательное учреждение. Цели, задачи, особенности организации, некоторые итоги работы// Мир психологии.- 1998.- № 1.- С.260−276.
  74. Единство учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе: Межвуз.сб.науч.трудов. Отв. ред. Н. М. Тен. Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1989.- 188с.76.3авражин С. А. Педагогические взгляды Фридриха Ницше// Педагогика.-1994. № 2.- С. 93.
  75. В.В. Личностная свобода как приоритетная цель современного начального образования// Начальная школа: плюс минус.- 2000.- № 1.-С.58−62.
  76. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры// Вопр.психол.- 1998.- № 3. С. 104−114.
  77. Е.Н., Мертенс С. В. Давайте соберемся.: Новые возможности урока общения.- М.: Школа-Пресс, 1994.- 128с.
  78. Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога// Вопр.психол.- 1997.- № 6.- С.48−57.
  79. И.Ф. Культурологический подход как методологическое основание разработки содержания педагогического образования// Преподаватель.-1999.-№ 5.- С.41−43.
  80. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).- СПб: Петербург XXI век, совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.- 160с.
  81. Как стать эффективным учителем: Метод. рекомендации по личностно-профессиональному развитию// Сост.В. И. Грабеклис, И. В. Воспитанник, Т. И. Ежевская, Т. И. Пономаренко.- Чита: ИПК и ППК, 1995.- 72с.
  82. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании// Педагогика.- 1999.- № 7.-С.73−84.
  83. Ф. Воспитание к свободе.- М.: Центр вальдорфской педагогики, 1994.
  84. Картотека активных форм и методов учебно-познавательной деятельности: Метод.пособие.- Чита, 2000.- 36с.
  85. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.
  86. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика.- 1994.- № 5.- С. 104−109.
  87. Т.К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании, — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1999.- 214с.
  88. Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя// Управление в образовании: теория, практика, перспективы: Межвуз.сб.науч.ст. Хабаровск, 2000.- 115с.
  89. Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: Автореф. доктора пед.наук. Хабаровск, 2000.- 39с.
  90. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования// Высш.обр. в России.-1994.-№ 4.- С.31−36.
  91. А. Учебно-педагогический комплекс «Школа индивидуального развития»// Новые ценности образования. Культурные модели школ. Вып.7.-М.: Инноватор, 1997.- С.34−44.
  92. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека// Вопр.психол.- 1995.- № 1.- С.5−12.
  93. Ф.В. Развитие творческой личности будущего педагога// Специалист.- 1998.- № 8.- С.12−14.
  94. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома// Вопр.психол.- 1995.- № 5.- С. 77.
  95. В.В. Сам себе Архимед? (О «чужом» и «своем» в педагогике)// Педагогика.- 1997.-№ 5.- С.115−121.
  96. С., Р.де Карвало. Проблема метода в гуманистической психологии//Психол.журнал.- 1993.- № 2.- С. 113−126.
  97. Ю.Г. Подготовка учителя: проблемы, проблемы.// Советская педагогика.- 1991.- № 4.- С.87−92.
  98. Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики// Новые ценности образования. Культурные модели школ. Выпуск 7.- М.: Инноватор.- 1997.- С.185−203.
  99. JI.H. Проблемы саморазвития личности.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-315с.
  100. Л.Н. Ценностно-личностный подход в высшем педагогическом образовании// Традиции и инновации в системе образования.- Чита, 1997.-Ч.1.- С.23−26.
  101. Л.Н. Горизонты образования// Вопросы совершенствования технологии обучения: Материалы регион. научно-метод.семинара по проблемам высш.шк. при ХГТУ/ Под ред.Т. В. Гомза.- Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1999, Вып.6.- 106с.
  102. Л.Н. Специфика духовно-нравственного развития личности в педагогическом процессе// Вопросы совершенствования технологии обучения: Материалы регион. научно-метод.семинара.- Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1999, Вып.6.- 106с.
  103. С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя// Педагогика.- 1997.- № 5.- С.108−115.
  104. Культурология: Учебн. для студ.техн.вузов/ Под ред.Н. Г. Багдасарьян.- М.: Высш.шк., 1998.- 511с.
  105. ИЗ. Курганов С. Ю. Психологические проблемы учебного диалога// Вопр.психол.- 1988.- № 2.- С.87−95.
  106. И.М., Калиниченко Н. И. Методическая работа в многопрофильной школе// Педагогика.- 1994.- № 5.- С.49−52.
  107. B.C., Коноплина Н. В. Деятельный подход к проектированию целей педагогического образования// Педагогика.- 1999.- № 6.- С. 12−18.
  108. О.И. Педагогические условия саморазвития личности учащегося гимназии: Дисс.канд.пед.наук.- Хабаровск, 1999.- 179с.
  109. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования// Вопр.психол.- 1995.- № 1.-С.97−110.
  110. Личность, семья, школа. Пособие для руководителей школ/ Под ред.С. Г. Вершловского, — С-Пб, 1996.- 220с.
  111. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды./ Сост.Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская.- СПб.: Тускарора, 1996.- 175с.
  112. .Т. Воспитание: необходимость и свобода// Педагогика, — 1994.-№ 2.- С.35−40.
  113. Н. Что такое «личность»?// Вопросы философии.- 1998.- № 2.-С.54−64.
  114. В.П., Шуранова И. Ю. Психологическая служба педагогического института// Вопр.психол.-1993.- № 3.- С. 122−125.
  115. Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на западе// Педагогика.- 1994.- № 3.- С.94−100.
  116. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл.А. Я. Варга.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.-368с.
  117. В.К., Слободянюк А. А. Проблемная лекция и «гирлянды ассоциаций»// Специалист.- 1995.- № 4.- С.32−34.
  118. А.К. и др. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990.
  119. А.К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.
  120. А.К. Сотрудничество учителя и школьного психолога// Педагогика.- 1994.- № 6.- С.43−51.
  121. Н.В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа: Автореф. канд.дис. Кемерово, 1999.- 23с.
  122. .Г. Психологические проблемы антропологизации образования//Вопр.психол.- 1998.-№ 1.-С.20−31.
  123. Л.А. Герменевтические смыслы образования// Философия образования.- М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- С.37−53.
  124. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя//Вопр.психол.- 1998.-№ 1,-С.44−53.
  125. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопр. психол, — 1997.- № 4.- С.28−38.
  126. Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя// Вопр.психол.-1998.- № 3.-C.3−16.
  127. Г. С. Акмеолого-методологические принципы исследования творчества// Прикладная психология и психоанализ.- 1998.- № 1.- С.38−49.
  128. Г. С. Специальные методологические принципы и модель определения предмета исследования акмеологии// Прикладная психология и психоанализ.- 1998.- № 5−6.- С. 15−32.
  129. Н.А. Педагогика среднего професионального образования.- М.: «Академия», 1999.-304с.
  130. Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности// Советская педагогика.- 1991.- № 10.- С.88−93.
  131. В.И. Интегральное воспитание// Школа духовности.- 1997.- № 2.- С.29−35.
  132. А .Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования// Педагогика.- 1994.- № 3.- С.25−28.
  133. М.Н. Школа жизни (антропоориентированный педагогический процесс). Учеб.пособие.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.- 108с.
  134. Р.С. Психология.- М.: Просвещение, 1990.
  135. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб.науч.тр./ Под ред. Е. Д. Божович.- М.: Новая школа, 1995.- 96с.
  136. В.Н. Теория и практика в профессии учителя: Учеб. пособие к спецкурсу/ Хабаровск: ХГПИ, 1988.- 88с.
  137. Ф. Антихристианин. Опыт критики Христианства/ Сумерки богов. Сост. и общ.ред.А. А. Яковлева.- М.: Политиздат, 1990.- С. 18.
  138. Новейший философский словарь/ Сост. А. А. Грицанов.- Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998, — 896с.
  139. A.M. Интеграция базового профессионального образования// Педагогика.- 1996.- № 3.- С.3−8.
  140. Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: Просвещение, 1996.
  141. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся и студентов// Сост.З. И. Потехина.- Чита: Поиск, 1999.- 44с.
  142. А.А. Проблемы университетской подготовки учителя/ Отечественное образование: тенденции и перспективы развития// Педагогика.- 1998.- № 8.- С. 19−20.
  143. А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус// Педагогика.- 1999.- № 7.- С.60−68.
  144. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутренее Я человека// Вопр.психол.- 1995.- № 2.- С.5−19.
  145. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.
  146. Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений.- М.: МПГУ, 1997.- 317с.
  147. Ортега-И-Гассет X. Письмо к немецкому другу/ Современная философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  148. А.К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопр.психол.- 1996.-№ 1.- С.5−19.
  149. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога// Педагогика.- 1992.- № 3−4.- С.53−57.
  150. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя// Советская педагогика.- 1990.- № 11.- С.64−69.
  151. Педагогика и психология высшей школы/ Отв.ред.С. И. Самыгин.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 544с.
  152. Педагогический поиск/ Сост.И. Н. Баженова.- М.: Педагогика, 1989.- 560с.
  153. Педагогика/ В. А. Сластенин, И.Ф.исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
  154. Педагогика сотрудничества: Истоки. Принципы. Перспективы/ Сост.И. Н. Тимченко.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.- 104с.
  155. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред.С. А. Смирнова.- М.: Академия, 1998.- 512с.
  156. В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых//Психол.журнал.- 1993.- № 3.- С.79−89.
  157. И.Г. Парадоксы состояния как реальности и понятия// Мир психологии, 1998.- № 2.- С.8−20.
  158. JI.A. К вопросу о своеобразии социализации взрослого// Мир психологии.- 1999.- № 2.- С.29−32.
  159. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512с.
  160. A.M. Магистральные пути обновления школы: Метод.реком.-Хабаровск, 1993.
  161. С.Д., Резник А. И., Морозова Г. В., Егорова И. Г. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе.- М.: «Сентябрь», 1999.
  162. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания// Педагогика.-1994.- № 3.- С. 13−18.
  163. И., Стенгерс И., Порядок из хаоса// Хрестоматия по философии.- М.: «Проспект», 1998.- С.492−503.
  164. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы// приказ МО РФ № 305 от 01.02.2000.
  165. Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз.сб.статей. Сост.Э. Н. Ллферова, Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова.- М.: РИПКРО, 1992.
  166. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост.Л. В. Куликов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 480с.
  167. В.Л. От человека разумного к человеку творческому// Прикладная психология и психоанализ. 1998.- № 1.- С. 15−28.
  168. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей// Вопр.психол.- 1997.- № 1.- С.45−54.
  169. П.Е. Педагогическая практика в комплексе «педколледж-пединститут»// Педагогика.- 1994.- № 4.- С.76−78.
  170. П.Е. Обучение профессиональной деятельности студентов педколледжа// Педагогика.- 1997.- № 4, — С.78−82.
  171. А.В. Воспитание Я-концепции как одно из направлений педагогической подготовки будущего учителя в системе многоуровневого образования// Высшая школа: Гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания.- Чита, 1996.- С.55−58.
  172. А.В. Философия и история образования: Учеб.пособие.- Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000.- 140с.
  173. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. Исениной Е.И.- М.: Прогресс, 1994.- 480с.
  174. В.В. Сумерки просвещения// Таинственнее, чем мир./ Сост.В. М. Кларин, В. М. Петров.- М., 1991.- С.41−42.
  175. Н.Н. Размышления о курсе «Философия для детей»// Нач. школа.- 1997.- № 2.- С.60−62.
  176. А.А. Познать себя.- М.: Мол. гвардия, 1983.- С. 126.
  177. .П. Экзистенциализм это гуманизм/ Сумерки богов.- М., 1990.-С.323.
  178. Н.Н. О методике, технологии педагогического труда и педагогическом творчестве// Нач.школа.- 1991.- № 2.
  179. Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.- 256с.
  180. Г. В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования// Мир психологии.- 1998.- № 4.- С.313−318.
  181. В.Д. Быть собой. М.: Знание.- 1989.
  182. В.Д. Педагогическая идея: специфика и пути реализации// Магистр.- 1995.-№ 1.- С.45−51.
  183. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях.- М.: Высш.шк., 1990.- 192с.
  184. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся.- М.: Знание, 1989.- 80с.
  185. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов.(Вопросы теории): Монография.- С.-Петербург-Волгоград: Перемена, 1997.- 166с.
  186. В.В. Личностно ориентированное образование// Педагогика. -1994.-№ 5.- С. 16−21.
  187. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография.-Волгоград: Перемена, 1994.- 152с.
  188. В.В. Общепедагогическая подготовка будущего учителя в условиях личностной ориентации образования// Обучение студентов педагогике. Аспект технологий: Сб.науч.ст.- Волгоград: Перемена, 1996.-С.11−21.
  189. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Логос, 1999.- 272с.
  190. В.Я. Профессионализм учителя// Педагогика.- 1999.- № 5.- С.45−51.
  191. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя// Советская педагогика.- 1991.- № 10.-С.79−84.
  192. В.А. Гуманитарная культура специалиста// Магистр.- 1991. -№ 1.
  193. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.- 224с.
  194. В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования// Преподаватель.- 1999, — № 5.- С.3−9.
  195. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995,-384с.
  196. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития// Вопр.психол.- 1998.- № 6.- С.3−17.
  197. С. Саморазвитие умственное, нравственное и практическое.- Мн.: Ушверсггэцкае, 2000.- 411с.
  198. Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- С.295−341.
  199. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл., 1997.-653с.
  200. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая.- М.: Российское пед. агенство, 1997.- 34с.
  201. Л.А. Философия и история образования.- М.: Моск. психолого-соц.ин-т: Флинта, 1999.- 272с.
  202. Л.А. Аксиологический аспект процесса обучения// Управление в образовании: теория, практика, перспективы: Межвуз.сб.науч.ст.-Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.- С.3−4.
  203. И.И. Диалог времен и культур// Народное образование.- 1998.- № 9.- С.117−124.
  204. И.И. Философская герменевтика и образование// Педагогика. -1999.- № 1.- С.36−43.
  205. Сумерки богов/ Сост. и общ.ред.А. А. Яковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1990.- 398с.
  206. Г. С. Диалог с директором школы.- С-Пб: Ун-т пед.маст., 1997.
  207. В.А. Мудрая власть коллектива.- М.: Молодая гвардия, 1975.- 240с.
  208. В.А. «Не только разумом, но и сердцем»: Сборник статей/ Сост.Л. В. Голованов.- М.: Молодая гвардия, 1986.- 207с.
  209. В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Рад.шк., 1988.- 272с.
  210. А.С. К проблеме отношений общей психологии и методологического движения: «значение» и «смысл» как системообразующие уровни деятельности// Вестник Моск. ун-та.сер.14. Психология.- 1998.- № 1.- С.3−8.
  211. Таинственнее, чем мир./ Сост.В. М. Кларин, В. М. Петров.- М.: Знание, 1991.- 80с.
  212. Теория и практика личностно ориентированного образования. «Круглый стол» // Педагогика.- 1996.- № 5.- С.72−80.
  213. Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск. Волгоград: Перемена, 1997.- 191с.
  214. И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека// Вопр.психол.- 1997.-№ 1.- С.74−82.
  215. Ю.И. Как помочь учителю стать.учителем?// Директор школы.- 1993.- № 1.- С.23−27.
  216. Условия и факторы формирования педагогической культуры студентов: Межвуз.сб.науч.трудов.-Ростов-н-Дону: РГПИ, 1990.- 120с.
  217. Учитель крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности/ Под ред.С. Г. Вершловского.- СПБ, 1994.
  218. Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства// Мир психологии, 1998.- № 1.- С.5−11.
  219. Т.А. Диалог в практической психологии.- М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.- 244с.
  220. C.JT. Конкретное бытие и живое знание// Хрестоматия по философии.- М.: «Проспект», 1998- С.285−300.
  221. В. Человек в поисках смысла/ Общ.ред.Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990.- 368с.
  222. А. Психология «Я» и защитные механизмы.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  223. Э. Бегство от свободы.- М., 1990.
  224. Э. Психоанализ и религия/ Сумерки богов. Сост. и общ.ред.А. А. Яковлева.- М.: Политиздат, 1990. С. 152.
  225. В. Управленческое решение: поиск и реализация. Из опыта исследования взаимоотношений администрации и педагогов// Экспресс-опыт.- 1999.- № 2.- С.2−5.
  226. М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании// Вопр.психол.- 1993.- № 2.- С. 49.
  227. М. Время и бытие. Статьи и выступления// Хрестоматия по философии.- М.: «Проспект», 1998.- С.472−481.
  228. И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: Старые и новые подходы// Педагогика.- 1997.- № 4.- С.72−78.
  229. Н.М. Фомирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. .канд.пед.наук. Улан-Удэ, 1999.-27с.
  230. С.А. Диагностика педагогического мастерства: Методические рекомендации.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1995.
  231. С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя: Автореф.канд.дис. Хабаровск, 1996.- 25с.
  232. Е.Д. О методологических проблемах современной психологии// Вопр.психол.- 1997.- № 3.- С. 112−132.
  233. Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПБ: Изд-во «Питер», 1999.- 608с.
  234. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.- 288с.
  235. Г. А. Психология саморазвития: залача для подростков и их педагогов.- Москва-Рига: ПЧ «Эксперимент», 1997.- 276с.
  236. Человек в зеркале культуры и образования/ Под ред.И. А. Бирич.- М., 1988.
  237. П. И «текущая помощь», и «расширение горизонта»// Народное образование.- 1996.- № 8.- С.29−31.
  238. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психол.журнал.-1995.- № 2.- С.15−25.
  239. В.Э. Судьба человека и проблема бессознательного// Прикладная психология и психоанализ.- 1998.- № 3.- С.84−94.
  240. В.Э. Личностная модель труда учителя// Вопр.психол.- 1999.-№ 2, — СЛ 07−109.
  241. В.Д. Духовность и творчество// Школа духовности.- 1997.- № 2.- С.16−20.
  242. И.А. Педагогическая оценка и мастерство учителя// Сов.педагогика.- 1991.-№ 10.-С.45−48.
  243. Т.И., Малинин А. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития.-М., 1993.
  244. Л. Менеджмент в сфере образования// Высш.обр. в России.-1997.-№ 2.- С. 19−24.
  245. О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя// Педагогика.-1999.-№ 1.- С.63−68.
  246. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога// Советская педагогика.- 1991.- № 9.- С.80−84.
  247. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.- М.: Академия, 1999.- 288с.
  248. B.C. Философские подходы к педагогической теории// Советская педагогика, — 1990.- № 12.- С.60−65.
  249. B.C. Человек как цель воспитания// Педагогика.- 1992.- № 34.- С.37−43.
  250. Н.Е. Новые характеристики современного воспитания// Педагог.- 1996.-№ 1.
  251. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. Толстых А.В.- М.: Прогресс, 1996.- 344с.
  252. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопр.психол.- 1994.- № 2.- С.64−77.
  253. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения// Вопр.психол.- 1995.- № 2.- С.31−42.
  254. И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы// Директор школы.- 1995.- № 3.- С. 43.
  255. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся// Вопр.психол.- 1999.- № 3.- С.39−47.
  256. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 2000.- 112с.
  257. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопр.психол.- 1997.- № 4.- С.20−27.
  258. Е.А. Педагогическая философия адаптивной модели школы// Мир образования.- 1996.- № 6.- С.46−53.
  259. В.А. Эскиз экзистенциальной истории// Вопросы философии.-1998.- № 6.- С.З.
  260. Диагностическая карта-анкета «Мотивация выбора профессии».
  261. Когда я окончил школу, я знал, что стану учителем, а) да- б) нет.
  262. Если бы у меня была возможность, я бы выбрал себе другую специальность, а) да- б) нет- в) не знаю.
  263. На мой выбор профессии повлияли. а) родители- б) знакомые- в) случай- г) друзья- д) я сам.
  264. Работа учителя мне нравится, а) да- б) нет- в) не знаю.
  265. Мои друзья одобряют мой выбор, а) да- б) нет.
  266. Оценка окружающих меня людей для меня очень значима, а) да- б) нет.
  267. Бывает ли, что мне не хочется идти на урок, а) да- б) нет- в) очень часто.8. Я иду на урок, потому чтоа) хочу получать знания-б) это возможность пообщаться с друзьями-в) заставляет необходимость.
  268. Иногда мне не хочется уходить из колледжа, а) да- б) нет.
Заполнить форму текущей работой