Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов
На первом этапе исследования (1997—1998 учебном году) был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме, изучалось современное состояние проблемы в теории и практике вузовской педагогики. С этой целью были проанализированы различные подходы к организации обучения на основе компьютерных технологий, определены уровни сформированности познавательной самостоятельности студентов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Компьютерные технологии обучения и их влияние на развитие познавательной самостоятельности студентов
- 1. 1. Познавательная самостоятельность студентов: понятие, компоненты, уровни развития
- 1. 2. Развитие компьютерных технологий и их роль в процессе обучения
- 1. 3. Управление познавательной деятельностью студентов с использованием компьютерной технологии обучения
- Выводы к главе
- Глава 2. Педагогические условия повышения уровня сформированности познавательной самостоятельности у студентов при использовании компьютерной технологии обучения
- 2. 1. Экспериментальная проверка эффективности влияния традиционных технологий обучения на развитие познавательной самостоятельности студентов
- 2. 2. Использование компьютерной технологии обучения на основе мультимедийного учебника как средства развития познавательной самостоятельности студентов
- 2. 3. Анализ результатов формирующего эксперимента
- Выводы к главе
Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Все большую роль в жизни общества начинает играть компьютер, поэтому современный период развития общества можно охарактеризовать таким глобальным процессом, как информатизация. Одним из приоритетных направлений информатизации общества в целом становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в образовательную практику психолого-педагогических разработок, основанных на использовании компьютерных технологий (КТ) в учебном процессе. Реализация идей, заложенных в теории проблемного обучения, алгоритмизации обучения, с помощью компьютера в высших учебных заведениях приводит к повышению качества усваиваемых знаний, умений и навыков, к экономии времени на изучение учебного материала, развитию творческого потенциала студентов. Развитие профессионально значимых качеств личности, в том числе познавательной самостоятельности, является одной из важнейших задач современной высшей школы.
Проблема развития познавательной самостоятельности исследовалась многими отечественными педагогами и психологами. В работах В. М. Бехтерева, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна и др. раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей обучаемого, изучены некоторые направления формирования познавательной самостоятельности (теория поэтапного формирования умственных действий, организация управления познавательной деятельностью обучаемых). Авторы отмечают важность изучения проблемы формирования познавательной самостоятельности, решение которой будет способствовать формированию активной творческой личности.
В дидактике школы и вуза представляют интерес работы Л. П. Аристовой, В. И. Загвязинского, Р. А. Низамова, П. И. Пидкасистого, Н. А. Половниковой, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой и др., посвященные проблеме формирования познавательной самостоятельности. Выявление сущности и структуры познавательной самостоятельности имеет место в работах В. А. Балюк, Д. Б. Богоявленской, Е. Ф. Мосина и др. Развитию познавательной самостоятельности студентов, выделению уровней сформированное&tradeданного качества посвящены диссертационные исследования Ф.В. Берук-штене, Г. Н. Кулагиной, С. И. Марченко, Р. В. Олейник, Т. И. Шалавиной, Е. Б. Ястребовой и др.
Вопросы внедрения компьютерных технологий в процесс обучения отражены в работах В. В. Алейникова, И. В. Алехиной, Т. В. Габай, В. И. Гриценко, A.M. Довгялло, И. Д. Клегериса, Л. Ф. Плеуховой, И. В. Роберт, Г. В. Рубиной, Т. А. Сергеевой, Я. Я. Сприеслиса, С. А. Христочевского, В. Ф. Шолоховича и др. В этих работах раскрываются возможности активизации, индивидуализации и интенсификации учебного процесса, реализации творческого характера обучения при использовании новых информационных технологий.
Однако при анализе работ по использованию компьютерных технологий в учебном процессе с целью активизации познавательной деятельности обучаемых, формирования познавательной самостоятельности обнаруживается противоречие между внедрением КТ и отсутствием должной эффективности такого внедрения. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что из-за недостаточной разработки особой организации учебного процесса компьютерные технологии внедряются зачастую в традиционную систему обучения, не принося ожидаемого результата, поскольку в этом случае КТ не реализуют свои специфические функции, а лишь частично замещают функции педагога.
Поэтому актуальными вопросами являются определение степени влияния компьютерных технологий, внедренных в обучение, на формирование познавательной самостоятельности, а также разработка такой компьютерной технологии обучения, которая бы реально способствовала развитию познавательной самостоятельности у студентов. Все это определяет актуальность темы нашего диссертационного исследования — «Влияние компьютерной технологии обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов».
В связи с имеющимся противоречием между внедрением компьютерных технологий в учебный процесс и несовершенностью дидактических разработок по их использованию возникла проблема исследования: определение степени влияния компьютерной технологии обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов. Решение этой проблемы связано с разработкой определенной компьютерной технологии обучения, основанной на использовании авторского мультимедийного учебника, соответствующего методического обеспечения в образовательном процессе.
Цель исследования — определение педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня познавательной самостоятельности студентов при использовании компьютерной технологии обучения в ходе учебного процесса.
Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность студентов.
Предметом исследования является процесс формирования и развития познавательной самостоятельности студентов при использовании компьютерной технологии обучения в ходе учебного процесса.
В качестве гипотезы решения проблемы выдвинуто предположение о том, что процесс формирования и развития познавательной самостоятельности студентов с использованием КТ будет более эффективным не в традиционной модели обучения, а в специально организованной компьютерной технологии обучения, обладающей следующими характерными признаками: указанная технология включает в качестве средства обучения авторский мультимедийный учебник, используемый в учебном процессе в строгом соответствии с заранее намеченными дидактическими целямиданная компьютерная технология обучения направлена на формирование и развитие познавательной самостоятельности, учитывает потребности и специфику содержания учебного предмета, в рамках которого она применяется.
В соответствии с выделенными предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
• проанализировать состояние современного опыта внедрения КТ в учебный процесс вуза;
• выделить компоненты познавательной самостоятельности и на их основе определить уровни сформированности у студентов данного качества личности;
• определить условия, необходимые для успешного развития познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения при использовании КТ;
• разработать компьютерную технологию обучения, основанную на использовании в учебном процессе мультимедийного учебника;
• провести экспериментальную проверку эффективности разработанной технологии обучения в реальном учебном процессе.
Основу исследования составили следующие положения:
— использование компьютерных технологий в обучении ведет к изменениям в организации учебного процесса;
— компьютерные технологии обучения способствуют раскрытию творческого потенциала студента, ведут к активизации его познавательной деятельности;
— использование мультимедийного учебника как средства КТО в учебном процессе позволяет увеличить степень усвоения студентом получаемой информации, повышает долю самостоятельной работы студента на занятии;
— при разработке компьютерной технологии обучения с использованием мультимедийного учебника необходимо учитывать основные принципы и закономерности организации педагогического процесса;
— внедрение КТО с целью повышения уровня познавательной самостоятельности студентов должно происходить с учетом условий и факторов, способствующих развитию указанного качества личности.
Общую методологическую основу исследования составляют философские положения о единстве теории и практики, всеобщей связи, развитии и целостности реального мирапсихолого-педагогические концепции о творческой сущности человека и определяющей роли деятельности в становлении личности, о мотивации учебно-познавательной деятельностимногочисленные исследования в отечественной и зарубежной науке по вопросам организации обучения на основе компьютерных технологий. Теоретическим фундаментом исследования явились психологические теории деятельности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,), положения и выводы современной теории развития познавательной самостоятельности обучаемых (Н.А. Половникова, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина,), положения теории компьютеризации образования (Н.В.Апатова, Б. С. Гершунский,.
A.М.Довгялло, Е. А. Машбиц, И. В. Роберт, В. Ф. Шолохович и др.). Важное значение имеют также положения о сущности педагогического процесса (В.И. Андреев,.
B.В.Краевский), об активизации познавательной деятельности посредством реализации методов и форм обучения (С.И. Архангельский, И .Я. Лернер, П. И. Пидкасистый и др.).
Организация процесса обучения на основе КТ изучалась с опорой на исследования П. Р. Атутова, Г. В. Рубиной, В. Д. Симоненко и др. Кроме этого, анализировались труды педагогов и психологов в области программированного обучения, алгоритмизации учебного процесса (В.П. Беспалько, Л. Н. Ланда, Н. Ф. Талызина и др.), методики активизации самостоятельной работы студентов с использованием программных средств (И.Д. Клегерис, Я. Я. Сприеслис и др.).
Для реализации поставленных целей, задач и гипотезы исследования применялись следующие методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• анализ различных технологий обучения с использованием КТ в школе и вузе, изучение и обобщение передового педагогического опыта;
• беседы, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;
• анализ результатов деятельности студентов;
• статистические методы обработки результатов исследования.
Основной базой для осуществления опытно-экспериментальной работы был физико-математический факультет Брянского государственного педагогического университета им. акад. И. Г. Петровского, а также физико-математический факультет Смоленского государственного педагогического университета. Всего в исследовании принимало участие около 300 студентов.
Исследование проводилось в период с 1997 по 2000 год и содержало три этапа.
На первом этапе исследования (1997—1998 учебном году) был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме, изучалось современное состояние проблемы в теории и практике вузовской педагогики. С этой целью были проанализированы различные подходы к организации обучения на основе компьютерных технологий, определены уровни сформированности познавательной самостоятельности студентов, выделены основные показатели, характеризующие указанные уровни. С помощью данных показателей нами была определена система опорных знаний, умений и навыков (ЗУН), соответствующих конкретному уровню сформированности познавательной самостоятельности у студента. На основе указанной системы ЗУН были разработаны специальные динамические тесты-лестницы, основная цель использования которых заключалась в проведении констатирующего эксперимента (1998—1999 учебном году) по определению динамики изменения уровня развития познавательной самостоятельности студентов при традиционном обучении. Полученные данные позволили окончательно определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, наметить программу исследования.
На втором этапе был проведен формирующий эксперимент (1999—2000 учебном году) по определению влияния компьютерных технологий обучения на уровень сформированности познавательной самостоятельности студентов. Эксперимент проводился на основе организации процесса обучения с использованием авторского мультимедийного учебника на занятиях по курсу «Языки и методы программирования» со студентами физико-математического факультета.
На третьем этапе был проведен анализ полученных экспериментальных данных, обобщены полученные результаты, оформлено само диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• разработана эффективная компьютерная технология обучения, способствующая развитию познавательной самостоятельности студентов;
• выявлены компоненты познавательной самостоятельности с целью дальнейшего определения ее у студентов в процессе обучения при использовании КТ;
• обоснованы преимущества использования разработанной технологии обучения с применением мультимедийного учебника для формирования познавательной самостоятельности студентов по сравнению с использованием компьютерных технологий в традиционной системе обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке содержания компьютерной технологии обучения. Обоснованы выделенные уровни познавательной самостоятельности, определены компоненты, согласно которым определяется уровень сформированности познавательной самостоятельности у студентов при использовании компьютерных технологий в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в создании мультимедийного учебника, системы учебных занятий и соответствующего методического обеспечения для организации компьютерной технологии обучения. Разработана, экспериментально проверена и подтверждена эффективность использования компьютерной технологии обучения для формирования познавательной самостоятельности студентов. Указанная методика организации обучения языкам программирования на основе авторского мультимедийного учебника прошла опытную проверку в ходе учебного процесса. Результаты исследования использованы на занятиях со студентами Брянского государственного педагогического университета специальностей «Математика и информатика», «Физика и информатика» и могут быть применены преподавателями высших педагогических учебных заведений.
Достоверность и аргументированность научных результатов подтверждается теоретической обоснованностью исходных позиций, отвечающих современным достижениям психолого-педагогической науки, использованием комплексной методики изучения процессов, адекватной целям и задачам исследования, обеспечивается рспрезентативностью выборки, согласованностью полученных результатов с результатами других исследований.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования проверялись и корректировались в ходе опытно-экспериментальной работы, обсуждались на заседаниях кафедры информатики и прикладной математики Брянского государственного педагогического университета, отражены в публикациях автора, докладывались на X Международной конференции «Применение новых информационных технологий в образовании» в г. Троицке (1999 г.), на IX Международной конференции «Информационные технологии в образовании» в г. Москве (1999 г.), а также на VII международной конференции «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема», проходившей в Брянском госпедуниверситете (2000 г.). На защиту выносятся:
— разработанная и экспериментально апробированная технология обучения, направленная на развитие познавательной самостоятельности студентов при использовании КТ в учебном процессе;
— теоретические подходы к созданию компьютерной технологии обучения на основе использования мультимедийного учебника в учебном процессе;
— педагогические условия повышения уровня познавательной самостоятельности студентов при использовании компьютерной технологии обучения на занятиях по изучению языков программирования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Выводы к главе 2.
Результаты проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что обучение студентов по разработанной методике с применением мультимедийного учебника позволяет развивать познавательную самостоятельность, усваивать знания на новом, более высоком уровне. По сравнению с традиционным обучением возросла доля самостоятельной работы студентов на занятиях, развивалось умение самостоятельного поиска нужной информации, нахождения путей решения поставленной проблемы. Процесс обучения стал более индивидуализирован, больше времени оставалось у преподавателя на помощь в решении проблем, возникавших у отдельно взятых студентов во время проведения занятий.
Организация обучения с использованием мультимедиа-технологий позволила в полной мере раскрыть тот огромный дидактический потенциал, который изначально несет в себе использование компьютерных технологий. Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что основная цель исследования — разработка компьютерной технологии обучения, позволяющей развивать познавательную самостоятельность студентов, — нами достигнута, а выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение. Кроме того, обучение по разработанной методике позволило студентам приобрести больший объем знаний, развивать стремление к самообразованию, заинтересовать студентов в приобретении профессиональных умений и навыков.
Разработанная система обучения показала, что при ее внедрении в учебный процесс сокращается время, затрачиваемое студентом на изучение данного курса в рамках учебной программы. Оставшуюся часть времени студент посвящает более углубленному изучению курса, что позволяет ему приобрести навыки профессионала-специалиста в конкретной области научных знаний.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы- - внедрение разработанной методики обучения, основанной на использовании мультимедийного учебника, в качестве основной при изучении курса «Языки и методы программирования. Язык Visual С++» является актуальной и отвечает требованиям, предъявляемым образовательным стандартом к данной дисциплине;
— эффективность использования предложенной технологии обучения в учебном процессе проверялась экспериментально. Было установлено, что при такой организации обучения повышается уровень сформированности у студентов познавательной самостоятельности, увеличивается объем усваиваемых студентами знаний.
Предложенная методика обучения, основанная на использовании мультимедийного учебника как средства КТ в учебном процессе, может быть использована для развития познавательной самостоятельности студентов при условии:
• учета целей обучения, поставленных в начале изучения отдельно взятого предмета;
• строгого соблюдения последовательности использования мультимедийного учебника в рамках разработанной технологии на каждом из этапов процесса обучения;
• учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов, их потенциальных возможностей (начального уровня сформированности познавательной самостоятельности, уровня готовности каждого студента к приобретению новых умений и навыков и т. п.);
• текущего контроля за уровнем сформированности познавательной самостоятельности, объемом и качеством знаний, получаемых студентом в процессе обучения;
• учета возможностей самого преподавателя (психолого-педагогическая подготовка. профессиональная компетентность).
Заключение
.
Проведенное исследование было направлено на разработку компьютерной технологии обучения, основанной на использовании авторского мультимедийного учебника по изучению языка программирования Visual С++, и проверку эффективности ее использования в процессе формирования познавательной самостоятельности студентов. В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
• выделены компоненты познавательной самостоятельности и определены на основе содержательно-операционного компонента уровни сформированности познавательной самостоятельности у студентов;
• разработана компьютерная технология обучения, основанная на использовании в процессе обучения я-зыкам программирования авторского мультимедийного учебника;
• определены условия, необходимые для успешного развития познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения при использовании КТ;
• проанализирована роль использования компьютерных технологий обучения в современном учебном процессе;
• проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии обучения в реальном учебном процессе.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Внедрение компьютерных технологий обучения в учебный процесс вуза в настоящий момент идет крайне медленно вследствие отсутствия необходимого дидактического обеспечения для организации такого обучения. Чаще всего наблюдается лишь применение компьютера как средства обучения в рамках традиционной организации учебного процесса, что полностью не раскрывает потенциал использования компьютерных технологий.
2. Разработанная нами методика организации процесса обучения, направленная на развитие познавательной самостоятельности студентов соответствует образовательному стандарту, а также требованиям дидактики высшей школы о необходимости развития познавательной самостоятельности студентов с учетом их индивидуальных способностей, а также имеющегося уровня сформированности познавательной самостоятельности;
3. изучение процесса развития познавательной самостоятельности у студентов показало, что для достижения оптимальной эффективности указанного процесса при использовании разработанной технологии обучения для преподавания отдельно взятой учебной дисциплины необходимо, чтобы принимались во внимание следующие условия:
— специфика дисциплины, в рамках которой происходит внедрение компьютерной технологии обучения, возможность использования компьютеров при ее изучении;
— индивидуальные возможности студентов, участвующих в учебном процессе;
— наличие у преподавателя необходимых навыков по организации процесса обучения с использованием компьютерных технологий;
— организация наполнения мультимедийного учебника теоретическим и практическим материалом в строгом соответствии с объемом подлежащих обязательному усвоению знаний и соответствующих умений по дисциплине, ее спецификой;
4. При правильном использовании разработанной методики обучения, соблюдении указанных выше условий деятельность преподавателя по развитию познавательной самостоятельности студентов способна значительно повысить уровень сформированности данного качества у студентов в процессе обучения.
Вышеизложенные выводы позволяют считать, что основная цель исследованияразработка компьютерной технологии обучения, позволяющей целенаправленно и последовательно развивать познавательную самостоятельность студентов, используя на занятиях мультимедийный учебник, достигнута. Приведенные материалы экспериментального исследования подтвердили положения, выдвинутые рабочей гипотезой.
Результаты данной работы могут быть использованы для решения проблем по развитию познавательной самостоятельности и при изучении других дисциплин.
Следует отметить, что проведенное исследование позволило выявить те вопросы, решение которых не относилось к задачам исследования, но требующих в дальнейшем тщательной проработки и уточнения. Их решение потребует отдельного самостоятельного исследования.
В качестве направлений для дальнейшего продолжения исследования мы выделяем следующие:
— разработка методики использования средств компьютерных технологий на лекционных занятиях (при наличии соответствующего программного и материально-технического обеспечения);
— изучение влияния разработанной методики на другие качества личности студентов;
— разработка аналогичных технологий по дисциплинам, первоначально не ориентированным на использование компьютерных технологий (история, биология, география и т. п.).
Работа по указанным направлениям, на наш взгляд, не потребует коренного пересмотра положений, лежащих в основе разработанной методики обучения.
Список литературы
- Агапова О.И., Ушаков А. С., Кривошеев А. О. О трех поколениях компьютерных технологий обучения//ИНФО. 1994, — № 2, — с.34−40
- Адольф В. Профессионально-педагогические проблемы компьютерной подготовки специалистов//Высшее образование в России. 1997, — № 4 — с. 107−109
- Алдушонков В.Н. Использование мультимедийного учебника при изучении языков программирования// Информационные технологии в образовании. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Шахты, 2000 — с. 16−17
- Алдушонков В.Н. Создание и внедрение мультимедиа-технологий в учебный процесс// Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза. Тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конференции. Владивосток, 2000, — с. 15−16
- Алдушонков В.Н., Алейников В. В. Использование мультимедийного учебника как средства компьютерных технологий при обучении студентов// Информационные технологии в образовании. Тезисы докладов IX Международной конференции. М.: МИФИ. 1999.- с.357−358
- Алейников В. В Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. дисс.. канд. пед. наук. — Брянск, 1998 -242с.
- Алехина И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических умений у будущих учителей. дисс.. канд. пед. наук. — Брянск, 1994, — 319с.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании М. РАО, 1994.-228с.
- Аристова JI.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968, — 139с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М. Высшая школа, 1974.-384с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.-368с.
- Барсуков B.C., Тарасов О. В. Новая информационная технология//Вычислительная техника и ее применение. 1989. — № 2 — с.41−42
- Берукштене Ф.В. Влияние социально-педагогических факторов на развитие познавательной самостоятельности как черты личности старшеклассников и студентов. -дисс.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1980.-233с.
- П.Беспалько В. П. Программированное обучение: дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970, — 300с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-вспомогательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989,-141с.
- Бирюков П. Воздействие новых информационных технологий на чтение и учебную подготовку студентов//Вестник высшей школы. 1999, — № 10, — с.44−46
- Богатырь Б.Н. Система образования России как объект информатизации, лекция-доклад//Серия материалов школы-семинара «Создание единого информационного пространства системы образования'1. М., 1998,-38с.
- Бондаревский В.Б. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в педвузе. М., 1975. — 241с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Исаев Ю. В., Морозов В. В. Информатика в понятиях и терминах: Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1991.- 307с.
- Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история//ИНФО. 1990, — № 5, — с. 110 119
- Буняев М. Подготовка учителя решение проблемы информатизации//ИНФО. -1991,-№ 4, — с.93−95
- Вайнберг Дж., Шумекер Дж. Статистика/Пер. с англ. Л. А. Клименко и Б. И. Клименко. М: Статистика, 1979.-389с.
- Васильев В. Наша концепция//Вестник высшей школы. 1990, — № 10.-с.52−56
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991.-207с.
- Владимиров А., Григорьев Л. Компьютерные технологии в инженерном образова-нии//Высшее образование в России. 1995, — № 4,-с.55−58
- Вопросы алгоритмизации и программирования обучения/ под ред. Л. Н. Ланды. -М&bdquo- 1973, вып.2.- 120с.
- Воронцов С.И., Храмов И.A. Microsoft Visual Basic 5.0: ActiveX, DLL, Internet и другие. M.: «Солон», 1998. -301с.
- Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры//Вестник высшей школы. 1998,-№ 1 I, — с.3−9
- Вяткин Л.Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов, 1979, вып. 1.-80с.
- Вяткин Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности студентов на лекциях по педагогике//Самостоятельная работа студентов в вузе. Саратов, 1982, — с.33−36
- Вяткин Л.Г. Самостоятельная работа как фактор формирования профессиональных качеств учителя//Пути совершенствования профессиональной направленности впедвузе. Саратов, 1975, — с.276−283
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка//Вогтросы психологии. 1969,-№ 1.-с. 15−25
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных дейст-вий//Психологическая наука в СССР: в 2 т. М., 1959, т. 1
- Глоссарий современного естествознания (терминологический словарь)/под ред. Л. В. Левчука //Народное образование. 1997, — № 3, — с.93−95
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987, — 552с.
- Голубева М.А. Педагогические условия формирования основ диалектического мышления студентов в процессе преподавания общественных наук: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. К., 1986.-19с.
- Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М.: изд-во АПН РСФСР, 1951.-с. 139−143
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.-136с.
- Гриценко В.И., Довгялло A.M. Пути развития информатизации образова-НИЯ//ИНФО, — 1989,-№ 6,-с.3−12
- Гудков П.Г. Принципы построения и использования электронного учебника// Информационные технологии в образовании. Тезисы докладов IX Международной конференции. Москва, 1999, — с.370−371
- Гутгарц Р.Д., Чебышева Б. П. Компьютерная технология обучения//ИНФО. 2000,-№ 5, — с.44−45
- Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.: Просвещение, 1966 — 438с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения//Советская педагогика. 1961. — № 8. — с.32−42.
- Довгялло A.M., Никулин В Н., Петрушин В. А. Учебная информатика и компьютерная технология обучения// Теоретические и учебные аспекты информатики, — Киев, ИК АН УССР, 1987,-с.41−56
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961,-239с.
- Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1989,-38с.
- Жучок П.М. Оценка эффективности обучения методами математической статистика/Советская педагогика. 1965 — № 6, — с.83−96
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 1999.-384с.
- Каймин В., Рудаков Э., Тимошенков А., Щеголев А. Технология разработки учебных программных средств//ИНФО. 1987, — № 6, — с.63−65
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.-328с.
- Калинин И.А. Среда разработки и использования электронных учебников// Применение новых технологий в образовании. Тезисы докладов X Международной конференции. -Троицк, 1999.-с.249
- Кинелев В.Г. Контуры системы образования XXI века//ИНФО. 2000, — № 5, — с.2−7
- Кинелев В.Г. Образование и цивилизация, доклад на пленарном заседании И Международного конгресса «Образование и информатика'7/ИНФО. 1996 — № 5 — с.21−28
- Клегерис И.Д. Обоснование и совершенствование дидактических приемов повышения активности познавательной самостоятельности студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Рига, 1973.-32с.
- Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999,-210с.
- Когдов Н., Цевенков Ю. Центры новых информационных технологий: цели и за-дачи/'/ИНФО. 1990,-№ 4, — с. 11−14
- Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззре-ние//Вестник высшей школы. 2000, — № 2.- с. 16−22
- Компьютер и образование: Сб.научн. статей /Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Изд. АПН СССР, J 991.-117с.
- Кондаурова И.К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях ВУЗа. дисс.. канд. пед. наук. -Саратов, 1999.-274с.
- Концепция информатизации образования//ИНФО. 1990.- № 1 .-с.3−9
- Косенко И.И. Изучение мультимедиа в процессе профессиональной подготовки учителя информатики, дисс.. канд. пед. наук. — М., 1999, — 122с.
- Кыверялг А. А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334с.
- Краудер Н.А. О различиях между разветвленным и линейным программировани-ем//Программированное обучение за рубежом. М., 1968
- Кулагина Г. Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности иактивности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1980.-17с.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986.-367с.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966, — 523с.
- Лемберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся//Советская педагогика. 1962. -№ 2, — с. 15−27
- Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, — 304с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981,185 с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам//Народное образование. 1966.-'№ 3.-с.41−42
- Лернер И.Я. Содержание и методы обучения истории в V-V111 классах вечерней (сменной) школы, М., 1963.-59с.
- Максимов Л.К., Рубцов В. В., Якиманская И. С. Психологические основы новых педагогических технологий//Вопросы психологии. 1991,-№ 2, — с. 174−177
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983,-180 с.
- Марченко С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститута. дисс.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1987.-229с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972, — 208с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975, — 368 с.
- Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. — № 7, — с. 17−23
- Найденов С. Полилингвистический учебник//Высшее образование в России, -1997.-№ 4, — с.99−100 <
- Невуева Л., Сергеева Т. О перспективных тенденциях разработки педагогических программных средств//ИНФО. 1990, — № 5, — с.5−10
- Оконь В.Т. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, — 381 с.
- Пидкасистый П.Й. Основы классификации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения//Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении, М. 1971.Т.426, — с.5−153
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении, М.: Педагогика, 1980, — 240с.
- Плеухова Л. Структура и содержание мотивационного обеспечения обучающих программ//ИНФО, — 1991, — № 3, — с.20−23
- Плеухова Л.Ф., Ситников Ю. К. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения//Педагогика. 1999. — № 7, — с.34−38
- Подготовка специалиста в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып. VIII. СПб.: изд. РГПУ, 1999.-270с.
- Полат Е. Проблемы использования компьютеров в системе образования развитых капиталистических странУ/ИНФО. 1987,-№ 4,-с. 106−113
- Полат Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной шко-ле//ИНФО. 1991,-№ 3.-с. 109−114
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: изд. центр «Академия», 1999.-224с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской федерации//ИНФО.- 1996, — № 5, — с. 1−20
- Половникова Н А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. дисс.. докт. пед. наук. — Казань, 1976−483с.
- Половникова Н А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань, 1968, вып. 47. — 204с.
- Рабочая программа по курсу «Основы учебной информатики и вычислительной техники» для ФПК институтов иностранных языков//под ред. А. М. Довгялло и П. И. Сердкжова. Киев: Минпрос УССР, 1987 -18с.
- Роберт И В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования//ИНФО. 1991-№ 4 -с. 18−25
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования, — М.: «Школа-Пресс».- 1994.-205с.
- Рубина Г. В. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск: БПЖ 1992. — 87с.
- Рубина Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов. дисс.. докт. пед. наук. — Москва, 1995.-269с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира, М.: изд-во Академии наук СССР, 1957 328с.
- Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования, М. изд-во Академии наук СССР, 1958, — 147с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. — Т.2.-323 с.
- Рубцов В., Марголис А., Пажитнов А. Компьютер как средство учебного моделирования//ИНФО. 1987, — № 5, — с.8−13
- Савельев А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образова-ния//Высшее образование в России. 1994, — № 2
- Саранцев Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учите-ля//Педагогика.-1995- № 4.- с.63−66
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. М.: Наука, 1989 -134с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998.-256с.
- Семаков Г. П. Создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы студентов-первокурсников/УСовременные проблемы научной организации учебного процесса в высшей школе. Калининград, 1974. — с.3−27.
- Сергеева Т. А. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественно-научного цикла)//ИНФО, — 1991, — № 1, — с. 3−10
- Сергеева Т.А. Новые информационные технологии и содержание обуче-ния//ИНФО. 1990, — № 4, — с. 18−25
- Сероусов И.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин. дисс.. канд. пед. наук. — Брянск, 1998, — 239с.
- Системы обработки информации. Компьютерная технология обучения: определение терминов. Киев, 1993.-230с.
- Смирнов В.А. Принципы конструирования компьютеризированного кур-саУ/ИНФО. 1994, — № 2, — с.54−57
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.-271с.
- Соловов А. Об эффективности информационных технологий//Высшее образование в России. 1997.- № 4, — с. 100−106
- Сприеслис Я.Я. Исследование методики активизации самостоятельной работы студентов. дисс.. канд. пед. наук. — Рига, 1975, — 162с.
- Степанова О. Интернет для гуманитариев//Вестник высшей школы. 1999 -№ 10.- с.36−40
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к обучению и программированное обучение//Психологические основы программированного обучения/Под ред. Н.Ф.Талызиной-М» 1984, — с. 187−199
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: изд-во МГУ, 1969, — 134с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процес-се//Современная высшая школа. 1977, — №. 1, — с.91−96
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (Психологические основы). М.: изд-во МГУ, 1984.-344с.
- Узнадзе Д.Н., Психологические исследования, М.: Наука, 1966, — 451с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988, в 6 т. — Т.2.- 496 с.
- Филатов O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения//ИНФО. 1999.- № 2, — с.2−6
- Франка П. С++: учебный курс. СПб.: «Питер», 1999. — 528с.
- Холзнер С. Microsoft Visual С++5 с самого начала. СПб.: «Питер», 1998. -480с.
- Христочевский С. А. Информатизация образования/'/ИНФО-1994, — № 1 .-с. 13−19
- Христочевский С.А. Электронный учебник// Информационные технологии в образовании. Тезисы докладов VII Международной конференции, Москва, 1997,-с.230−232
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе/ под ред. Д. В. Чернилевского. М.: «Экспедитор». 1996. — 288с.
- Шалавина Т.Н. Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях сочетания проблемного и объяснительно-иллюстративного обучения. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1984.-203с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
- Шампанер Г., Шайдук А. Мультимедиа//Высшее образование в России. -1997, — № 4, — с.92−94
- Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования//ИНФО. -1989, — № 5, — с.3−9
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М. изд. центр «Академия». 1999,-288с.
- Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения//ИНФО. 1998.-№ 2, — с.5−13
- Щеглов Ю.А. Создание обучающих программ на персональном компьютере //Использование ЭВМ в образовании. Новосибирск: изд-во НГУ, 1989.-164с.
- Щербаков А. И, Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования, Л., 1968.-94с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986, — 143с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы, соч., 2-е изд., т. 20, — с.345−626
- Ястребова Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов, дисс.. канд. пед. наук. — М. 1984.-255с.
- Яцковская Г. А. Развитие учебно-познавательных интересов младших подростков. -дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1997, — 176с.
- Carnegie N. Commission on Higher Education. The Fourth Revolution: Instructional Technology in Higher Education. -N.Y., 1972. 45 p.
- Crowder N.A. The Arithmetic of Computers. An introduction to binary and octal mathematics. Garden City, N.Y., 1960. -81 p.
- Dave R.H. Development in Educational Technology. New Delhi, 1973. — 76 p.
- Mullan A.P. Children and Computers in the Classroom. L., 1983
- Roger Volker, Michael Simonson. Technology for Teachers, 6th edition, Kend-all//Hunt Publishing Company. Iowa, 1995, — p.78−86
- Russel T. Computers in the Primaiy School. Plymouth, 1985. — 63 p.
- Skinner B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching. Harvard Educational Review, 1954. — 110 p.