Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения как фактор социализации детей из семей группы социального риска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результативность программы зависела от профессиональных качеств социального педагога дошкольного учреждения, от повышения профессиональной направленности всего педагогического коллектива на взаимодействие с семьями группы социального риска. Это позволило внедрить в практику дошкольных образовательных учреждений педагогическую технологию, которая представлена в виде специально организованных форм… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
    • 1. 1. Педагогические аспекты проблемы социализации детей дошкольного возраста из семей группы социального риска в отечественных и зарубежных концепциях
    • 1. 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска
    • 1. 3. Комплексная программа социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА.

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы.

2.2. Внедрение и реализация комплексной программы социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации комплексной программы социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска.

Выводы по второй главе.

Социально-культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения как фактор социализации детей из семей группы социального риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных социально-экономических условиях основные направления модернизации системы общественного образования предполагают развитие различных форм и видов деятельности дошкольных образовательных учреждений. Одновременно обсуждаются возможности снижения затрат на предоставление образовательных услуг дошкольными учреждениями, чтобы реально обеспечить общедоступность образования детей, для семей с различным педагогическим потенциалом и материальными возможностями. Важность этой задачи находит свое подтверждение в Законе РФ «Об образовании», в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенции ООН о правах ребенка», подчеркнута «Концепцией дошкольного воспитания».

Возобновившийся научный интерес к проблеме социализации в педагогической науке вызван необходимостью рассмотрения ее с позиции воспитания личности, важностью уточнения ее целей и задач на каждом возрастном этапе развития детей, как указывают отечественные ученые В. Г. Бочарова, Ю. В. Василькова, О. С. Газман, М. А. Галагузова, Т. И. Власова, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, Л. Ю. Круглова, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, Р. В. Овчарова, В. Д. Семенов и др.

Показателями успешной социализации выступают социокультурная адаптация семьи. Несмотря на значительную стабилизацию, социально-экономической ситуации в стране, до сих пор наблюдаются такие социальные явления как бедность, безработица, недостаточная культура в области планирования семьи и воспитания детей, наблюдается рост семей с низким социальным статусом, большинство из них составляют категорию «социального риска».

Учитывая, что диапазон родительских позиций в таких семьях достаточно разнообразен, педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо найти новую тактику взаимодействия с ними.

В зоне особого внимания ученых ребенок из неблагополучной семьи (М.И. Буянов, Е. М. Волкова, А. Б. Добрович, JL А. Галанова, Т. А. Куликова, Т. В. Лодкина, И. Я. Медведева, В.Д. Москаленко). Воспитанию детей в неполной семье посвящены исследования М. Босанац, С. Н. Токаревой, Х. Фигдор и др. Особенности воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями раскрывают JI. И. Аксенова, В. М. Астапов, И. Ф. Деменьева, JI.A. Киреева, О. И. Лебединская, А. Р. Маллер, Н. Н. Малофеев, И. И. Мамайчук, Б. Ю. Шапиро, Л. М. Шипицына и др.

Проблему правовой защиты детства отражают Т. Н. Доронова, М. Зарецкий, В. А. Иванникова, О. Л. Князева, Л. В. Кузнецова и др.

Анализ опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений с семьей показывает, что важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием родителей. В современной педагогической науке дошкольное образование все чаще рассматривается с позиций социокультурного подхода.

Воспитание ребенка средствами социально-культурной деятельности, которая предполагает культурное развитие его личностных качеств, саморазвитие, культурное самоопределение — приоритетные задачи социализации (Т.В. Антонова, Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, О. Л. Князева, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Р. М. Чумичева и др.).

Таким образом, становится необходима организация социально-культурной деятельности дошкольных образовательных учреждений, как условие эффективности процесса социализации детей из семей группы социального риска. Мы разделяем взгляды исследователей Л. А. Беляевой,.

М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой, Р. А. Литвак, которые предлагают рассматривать педагогическую деятельность в социокультурном аспекте. Социально-культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения способствует развитию социальных качеств детей дошкольного возраста, тем самым повышает эффективность социализации.

Специальные исследования социально-культурной деятельности дошкольных учреждений с семьями группы социального риска указывают на ряд проблем, в первую очередь, методического характера.

На основании изученного опыта организации социально-культурной деятельности и анализа современных концепций социализации детей дошкольного возраста были выделены противоречия между:

— потребностью общества в социализации детей из семей группы социального риска посредством социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения и недостаточным уровнем научно-методической разработанности данной проблемы;

— имеющейся традиционной моделью дошкольного образования детей и востребованностью в новом взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения и семей группы социального риска посредством социально-культурной деятельности;

— потребностью в разработке комплексных программ, обеспечивающих эффективность социализации детей из семей группы социального риска, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и методического обеспечения данного процесса средствами социально-культурной деятельности. Таким образом, становится очевидной проблема исследования, которая состоит в необходимости обоснования, разработки и внедрения в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений комплексной программы социально-культурной деятельности по эффективности социализации детей из семей группы социального риска.

Выделенные противоречия определили выбор темы нашего исследования: «Социально — культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения как фактор социализации детей из семей группы социального риска».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплексную программу социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска.

Объект исследования: социально-культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: социализация детей из семей группы социального риска посредством социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Цель, объект, предмет исследования обеспечили выбор гипотезы.

Мы предположили, что социализация детей из семей группы социального риска будет проходить эффективно при организации социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения, предполагающей:

— разработку и внедрение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения комплексной программы социально-культурной деятельности по эффективности социализации детей из семей группы социального риска, включающей в себя следующие направления: развитие социальных качеств детей, повышение профессиональной направленности педагогов на взаимодействие с семьями группы социального риска, повышение педагогической культуры родителей.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы социализации детей из семей группы социального риска в педагогической теории и практике.

2.Уточнить содержание понятие «социально-культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения». Выявить особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска.

3.Разработать, теоретически обосновать и внедрить в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения комплексную программу социально-культурной деятельности по эффективности социализации детей из семей группы социального риска, и реализовать ее в ходе опытно-экспериментального исследования.

4. Разработать научно-методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по реализации комплексной программы социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: понимание процесса социализации личности как диалектического, с позиций системного (В.Г. Афанасьев, А. Я. Найн, С.Г. Чериков), личностно-деятельностного (В.В. Давыдов, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), личностно-ориентированного (К.А. Абульханова-Славская, А. С. Белкин, К. Роджерс, В. Д. Шадриков и др.), средового (Е. В. Бондаревская, И. С. Кон, С. В. Кульневич, А. В. Мудрик), культурологического подходов (А.Н. Бурова, С. И. Гессен, О. С. Газман, И. Д. Демакова, М. С. Каган, М.П. Якобсон) — концепции социализации личности отечественные и зарубежные (А.В. Антонова, В. Г. Бочарова, Р. С. Буре, Валлон, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, И. С. Кон, М. Монтессори, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, С. Френе, Р. Штайнер) — теории социально-культурной деятельности (М.А. Беляева, О. С. Газман, Р. А. Литвак, Т. В. Лодкина, Г. П. Щедровицкий и др.) — основные положения профессиональной деятельности социального педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения (Б.В. Вульфов, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, А. В. Мудрик, Т. В. Лодкина, Р. В. Овчарова, и др.).

Экспериментальная база, этапы и методы исследования: Дошкольные образовательные учреждения № 9, № 35, № 26 г. Шадринска Курганской области. В опытноэкспериментальном исследовании приняли участие 208 детей дошкольного возраста. Экспериментальная группа состояла из 108 детей дошкольного возраста (ДОУ № 9, ДОУ № 35), контрольная группа включала 100 детей (ДОУ № 26) дошкольного возраста. В эксперименте принимали участие 110 педагогов дошкольных учреждений.

Контрольную группу составили 55 педагогов и экспериментальную — 55. В эксперименте участвовало 208 семей группы социального риска-318 родителей.

Этапы исследования: Исследование проводилось с 2002;2006 год.

На первом этапе (2002;2003 гг.) определялась научная проблема, были намечены цели и задачи, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме социализации детей дошкольного возраста, в отечественной и зарубежной теории и практике, анализ нормативных документов, программ, контролирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений РФ, раскрывалось содержание понятийно-категориального аппарата, определялась проблема и тема исследования. В ходе констатирующего эксперимента использовались следующие методы педагогического исследования: анализ социологической, философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемедиагностические: наблюдение, моделирование, проектирование педагогических ситуаций, беседы, анкетирование, тестирование, анализ документации.

На втором этапе (2003;2005 гг.) осуществлялось уточнение понятийного аппарата, уточнялась гипотеза исследования, обозначились противоречия, осуществлялась опытно-экспериментальная работа, разрабатывалась и внедрялась в практику комплексная программа социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска, осуществлялась ее реализация. В ходе формирующего эксперимента использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и анализ продуктов деятельности детей, методы математической статистики.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) осуществлялись проверка достоверности полученных в ходе формирующего эксперимента данных, внедрялись педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений г. Шадринска Курганской области методические рекомендации по реализации комплексной программы. На данном этапе использовались теоретические методы: обобщение, систематизация, методы математической статистики, компьютерная обработка, оформление диссертационной работы. Научная новизна исследования состоит в том, что.

— раскрыты содержательные, организационные особенности социализации детей из семей группы социального риска посредством социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения, выявлена сущность социализации детейвыявлены особенности организации социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждениятеоретически обоснована, экспериментально проверена комплексная программа социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— раскрыты современные подходы к проблеме социализации детей из семей группы социального риска посредством социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

— уточнено содержание понятия «социально-культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения»;

— научно обоснована комплексная программа социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска.

Практическая значимость исследования заключается в том что.

— созданы и обоснованы социально-педагогические технологии для реализации комплексной программы социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска;

— разработана и экспериментально проверена и реализована комплексная программа социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска;

— научно-методические рекомендации по реализации комплексной программы социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска внедрены в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений г. Шадринска Курганской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социализация детей из семей группы риска представлена как результат развития социальных качеств детей посредством социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Сущность социализации заключается в развитии социальных качеств личности посредством социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Показателями эффективности социализации выступают следующие социальные качества личности, которые характеризуются нижеизложенными признаками развития: эмоциональная устойчивость, которая проявляется у детей жизнерадостностью, активностью, самостоятельностью, выборочным интересом и адекватной оценкой своих действий, стремлению к самостоятельности и др.;

— коммуникативные качества (общительность) предполагают высокую речевую активность, сформированные коммуникативные умения, эмпатию и др.- -социальная уверенность — характеризуется высокой ориентированностью в правилах культуры социального поведения, уверенностью в общении, развитой саморегуляцией детей.

2. Содержание понятия «социально-культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения» мы рассматриваем как специально организованный педагогический процесс, направленный на поддержку и защиту ребенка в личностном развитии, самореализацию, в специально организованной социокультурной среде.

3. Комплексная программа социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы риска, включает: развитие социальных качеств детей, повышение профессиональной направленности педагогов на взаимодействие с семьями группы социального риска, повышение педагогической культуры родителей.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается исходными методологическими основаниями: применением комплекса методов, соответствующих исследуемому объекту, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки обследуемых детей, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в развитии социальных качеств детей из семей группы социального риска.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: путем публикаций по теме исследования, в выступлениях на научнопрактической межрегиональной конференции ШфМГОПУ им. М. А. Шолохова «Психолого-педагогические проблемы этической психологии» (г. Шадринск, 2003 г.), научно-практической межрегиональной конференции «Этнорелигиозное образование и духовно-нравственое воспитание молодежи» (г.Уфа, 2003 г.), научно-студенческой межрегиональной конференции «Внедрение инновационных технологий в профессиональную деятельность специалиста высшей квалификации» (г. Шадринск, 2005 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г.Челябинск, 2004 г.), межрегиональной научно-теоретической конференции «Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в ВУЗе в преподавании психолого-педагогических дисциплин» (г. Шадринск, 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Совершенствование системы социально-педагогического образования в современных условиях» (г. Шадринск, 2005 г.), в методических семинарах дошкольных образовательных учреждений г. Шадринска Курганской области. По теме исследования разработаны и внедрены в практику работы методические рекомендации «Организация и содержание социально-педагогической работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения» (г. Шадринск, 2003 г.), программа «Социальная педагогика» (г.Шадринск, 2004 г.), учебное пособие для студентов педагогических вузов «Семьеведение» (г. Шадринск, 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Семья и будущее России» (г. Екатеринбург, 2006 г.), путем реализации комплексной программы «Социально-культурная деятельность дошкольных образовательных учреждений с семьями группы социального риска"(г. Шадринск, 2006 г.).

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, пяти приложений, содержит 18 таблиц, 14 гистограмм. Общий объем работы составляет 185 страниц машинописного текста.

Выводы по второй главе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу нашего исследования.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы предположили, что социализация детей из семей группы социального риска будет эффективной при организации социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения, предполагающей: разработку и внедрение в педагогический процесс дошкольных учреждений комплексной программы, включающей следующие направления:

— развитие социальных качеств детей;

— повышение педагогической культуры родителей группы социального риска;

— повышение профессиональной направленности педагогов на взаимодействие с семьями группы социального риска.

Для проверки выдвинутой в исследовании гипотезы были организованы и проведены констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента. На констатирующем этапе эксперимента работа заключалась в изучении проблемы социализации детей дошкольного возраста из семей группы социального риска.

В соответствии с целями и задачами исследования, на начальном этапе констатирующего эксперимента, были сформированы контрольные и экспериментальные группы детей педагогов и родителей для апробации комплексной программы социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Результаты аналитического этапа констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень развития социальных качеств детей дошкольного возраста из семей группы социального риска в обеих группах. Анализ сформированности профессиональной направленности педагогов на работу с семьями группы риска показал преобладание среднего и низкого уровней.

В ходе экспериментальной работы мы обнаружили, что эффективность социализации детей из семей группы социального риска зависит от социокультурных условий семьи.

Проведенное исследование доказало, что важным условием эффективности социализации детей является повышение педагогической культуры родителей группы социального риска посредством социально-культурной деятельности при взаимодействии с педагогами дошкольного образовательного учреждения.

Полученные результаты в ходе формирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о преобладании среднего и высокого уровней развития социальных качеств детей экспериментальной группы. Формирующий эксперимент доказал, что социализация детей экспериментальной группы протекает эффективней посредством социально-культурной деятельности, которая осуществляется педагогами на основе комплексной программы. В контрольной группе детей повышение уровней развития социальных качеств, происходило медленнее.

Результативность программы зависела от профессиональных качеств социального педагога дошкольного учреждения, от повышения профессиональной направленности всего педагогического коллектива на взаимодействие с семьями группы социального риска. Это позволило внедрить в практику дошкольных образовательных учреждений педагогическую технологию, которая представлена в виде специально организованных форм работы с педагогами. Значительные изменения в уровнях формирования профессиональной направленности на взаимодействие с семьями группы социального риска педагогов контрольной и экспериментальной групп, являются следствием реализации педагогической технологии и доказывают ее эффективность.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют об эффективности социализации детей из семей группы социального риска под воздействием инновационных технологий социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое исследование проблемы социализации детей из семей группы социального риска посредством социально-культурной деятельности представляет научный интерес в связи с ее высокой востребованностью в современном обществе.

Система общественного образования находится в поиске наиболее эффективных форм деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для эффективной социализации детей из семей группы социального риска.

Эффективность социализации детей обеспечивается педагогическим взаимодействием дошкольного образовательного учреждения с семьями группы социального риска посредством социально-культурной деятельности.

Констатирующий этап педагогического эксперимента выявил проблему социализации детей из семей группы социального риска, что проявилось в преобладании среднего и низкого уровней развития социальных качеств: эмоциональной устойчивости, коммуникативных качеств, социальной уверенности.

В соответствии с гипотезой исследования нами разработана комплексная программа социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска. Комплексная программа включает в себя следующие направления: развитие социальных качеств детей, повышение профессиональной направленности педагогов на взаимодействие с семьями группы социального риска, повышение педагогической культуры родителей группы социального риска. Формирующий эксперимент подтвердил, что внедрение в педагогический процесс дошкольных учреждений комплексной программы социально-культурной деятельности дошкольных учреждений значительно повысило уровень развития социальных качеств детей, что предполагает ее дальнейшую реализацию на основе разработанных научно-методических рекомендаций для педагогов дошкольных учреждений.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В результате анализа основных методологических подходов мы определили степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике, выявили сущность социализации детей из семей группы социального риска, которая заключается в развитии социальных качеств детей посредством социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Следовательно, социализация детей из семей группы социального риска является результатом развития социальных качеств. Мы доказали, что показателями эффективности социализации выступают следующие социальные качества личности:

— эмоциональная устойчивость, которая проявляется у детей жизнерадостностью, активностью, самостоятельностью, выборочным интересом, адекватной оценкой своих действий, стремлением к самостоятельности и др.;

— коммуникативные качества (общительность), которые характеризуются высокой речевой активностью, сформированными коммуникативными умениями, эмпатией и др.;

— социальная уверенность, отличающаяся высокой ориентированностью в правилах культуры поведения, социального поведения, уверенностью в общении, развитой саморегуляцией детей и др.

2. Понятие «социально-культурная деятельность дошкольного образовательного учреждения» мы рассматриваем как специально организованный педагогический процесс, направленный на поддержку и защиту ребенка в его личностном развитии, самореализацию, в специально организованной социокультурной среде.

К особенностям социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения мы относим:

— организацию единого творческого педагогического пространства- -эмоциональное благополучие детей, достигаемое за счет различных видов социально-культурной деятельности;

— социокультурное образование педагогов, детей и родителей посредством социально-культурной деятельности;

— построение образовательных программ на основе личностно-ориентированного, технологического, культурологического, антропологического, деятельностного подходов.

3. Разработали, теоретически обосновали и внедрили в педагогический процесс комплексную программу социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы социального риска, и реализовали ее в ходе опытно-экспериментального исследования.

4. Эффективность социализации детей из семей группы социального риска обеспечивается реализацией комплексной программы, включающей в себя следующие направления: развитие социальных качеств детей из семей группы социального риска, повышение профессиональной направленности педагогов на взаимодействие с семьями группы социального риска, повышение педагогической культуры родителей группы социального риска.

5. Разработанные научно-методические рекомендации «Социально-культурная деятельность дошкольных образовательных учреждений с семьями группы социального риска» внедрены в педагогический процесс дошкольных учреждений г. Шадринска Курганской области.

Определяя перспективу дальнейшего исследования, мы считаем важным изучение проблемы социализации детей средствами социально-культурной деятельности образовательной школы в аспекте преемственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по психологическому консультированию-Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-264 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.-221с.
  3. Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании М.: Академия, 2001.-192с.
  4. Ю.И. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М.: РИЦ «Социальное здоровье России», 1993−211с.
  5. Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук /Н.А.Андреева.- Екатеринбург, 2005 22 с.
  6. Г. М. Социальная психология.- М.: МГУ, 2004.-366 с.
  7. И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений М.: Академия, 2000.- 176 с.
  8. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.:Речь, 2004−244с.
  9. Е.В. Социальная психология: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2003,-264с.
  10. Н.Е. О развитии самосознания у детей. Психология дошкольника: Хрестоматия/ Сост. Г. А. Урунтаева.-М.: Академия, 2000-С.207−216.
  11. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ-1990.-367с.
  12. А.Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития//Дошкольное воспитание-1994.-№ 1.-С.5.
  13. Ю.К. Педагогика./ Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, Н. А. Сорокин./Под. ред. Ю. К. Бабанского.-М.:Просвещение, 1983- 608с.
  14. М.В. Леворукий ребенок в школе и дома.-Екатеринбург, 1998−320 с.
  15. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом.— М.:АСТ, 1998.-440с.
  16. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности.- Екатеринбург: УРГПУ, 1993 -126 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогических технологий-М.:Педагогика, 1989.-192с.
  18. Бим-Бад Б. М. Очерки по истории и теории педагогики—М.:УРАО, 2003, — 272с.
  19. .П., Голубева Э. А. Диагностика и прогнозирование в деятельности социального педагога-М.:Педагогика, 1994.-126с.
  20. З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991.-207с.
  21. А.А. Психология личности М.: Изд-во МГУ, 1988.-188с.
  22. Л.И. Личность и е формирование в детском возрасте: Психологическое исследование-М.: Просвещение, 1968.-464с.
  23. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. -Ростов- на- Дону: Творческий Центр «Учитель», 1999.-560с.
  24. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ.-1968.-202с.
  25. Л.П. Культура, культурология и образование// Вопросы философии. -1977.-№ 2.-С.72−78.
  26. О.С. Педагогический артистизм: -М.: Академия, 2004.-240 с.
  27. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.-М., 1988.-352 с.
  28. Ю. В. Василькова Т.А. Социальная педагогика М.: Академия, 2000.-440с.
  29. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники-М.: Изд- во «Ось-89», 2003 .-224 с.
  30. JI., Запорожец А. В. Гуманизация дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание 1990. -.№ 8.-С. 2.
  31. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост.:Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.-М.:АРКТИ, 2003.-80 с.
  32. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка: Программа и практическое руководство/Сост. Л. И. Пономарева, В. А. Нетаева, Г. В. Заостровных, Н. А. Андреева.- Шадринск-Курган, ШГПИ, ИПКиПРО 2004.-63 с.
  33. И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей // Педагогика.-2003.-№ 3.-С.32.
  34. Виноградова Н. Ф, Т. А. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг- М.: Просвещение, 1993 .-128с.
  35. Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.-М.:ТЦ «Сфера», 2005−96с.
  36. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. /Под. ред. A.M. Виноградовой-М.:Просвещение, 1989.-96 с.
  37. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г.Нечаевой-М.: Просвещение, 1983 .-207 с.
  38. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост.
  39. А.К. Бондаренко, А. И. Матусик.-М.: Просвещение, 1983.-192 с.
  40. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под.ред. Н. Ф. Виноградовой.- М.: Просвещение, 1989.-192 с.
  41. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности// Теория и практика социальной работы.Т.-1.-М., 1993−189 с.
  42. Л.С. Педагогическая психология— М.: Педагогика-Пресс, 1996.-356с.
  43. Л.Н. Психолого-педагогическая помощь семье //Работник социальной службы.-2000.-№ 3 С. 14−17.
  44. М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики// Понятийный аппарат педагогики и образования Вып. З-Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998.-352 с.
  45. Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: Монография / МСГУ: Академия социальной работы М., 2001 — 250 с.
  46. А.Н. Каким быть домашнему воспитателю-гувернеру// Дошкольное воспитание.-1995 .-№-9.-С.83−86.
  47. .С. Философия образования для 21 века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).-М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  48. М.Ф., Никитина Н. И. Теория и методика общения,— М.: ВЛАДОС, 2005.-240 с.
  49. М.Ф., Никитина Н. И. Методика и технология социального педагога.- М.: ВЛАДОС.200, 240с.
  50. Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- СПб.: Речь, 2004 — 272 с.
  51. Л.А. Практикум по возрастной психологии— Спб.: Речь, 2 003 486 с.
  52. Дети социального риска и их воспитание. /Под. ред. Л. М. Шипициной. -СПб.: Речь, 2003.-144 с.
  53. Дети группы риска: Материалы международного семинара СПб., 2003. -178 с.
  54. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович СПб.: Акцидент, 1 999 264 с.
  55. Детский практический психолог: Программы и методические материалы /Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой.- М.: Академия, 2005.-256 с.
  56. Диалоги о воспитании: Книга для родителей /Под ред. В.Н. Столетова- Сост. О. Г. Свердлова.-З-е изд., -М.: Педагогика, 1985.-228 с.
  57. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общенияМ.: Просвещение, 1987 122 с.
  58. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. пед. инститов /Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой-М.:Просвещение, 1988.-270с.
  59. И.В., Лисина М. И. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи М., 1982 — 68 с.
  60. Т.А. Исследование влияния детско-родительских отношений на развитие творческих способностей дошкольников— Челябинск.: Урал ГАФК, 1999.-52 с.
  61. В.И., Дуранов М. Е. Культура и образование личности Магнитогорск: МГПИ, 1998 12 с.
  62. М.В. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. .канд. пед. наук.:(13.00.08)./М.В.Жукова.-Магнитогорск, 2001.-21 с.
  63. В.И., Зайцев М. П. и др. Основы социальной педагогики /Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.-160с.
  64. Закон РФ «Об Образовании» // Российская газета.-1996.-23 января С.3−6.
  65. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка— М.: Просвещение, 1993 -244 с.
  66. С.Н. Праздники в детском саду. М.: ВЛАДОС, 2001 — 256с.
  67. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет. сада /Сост. Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева. -М.: Просвещение, 2003.-143 с.
  68. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. -М.:Академия, 2000.-160с.
  69. O.JI. Проблема развития домашнего воспитания в России//Дошкольное воспитание.- 1997.-№ З.-С.100−103.
  70. И.А. Педагогическая психология.- Ростов на Дону, 1997 304 с.
  71. А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности.-Ярославль: Академия развития, 2004.-304 с.
  72. Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. /Под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М.: Просвещение, 1988.-159 с.
  73. Т.С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи М.: Академия, 2005.-224 с.
  74. История дошкольной педагогики: Учебн. пособие для студ. пед. институтов /Под ред.Л. Н. Литвина.-2 -е изд.-М.: Просвещение, 1989.-352 с.
  75. История социальной педагогики: Хрестоматия. /Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001.-544 с.
  76. P.P. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения Сб.: Речь, 2004.-160 с.
  77. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М.: Просвещение, 1986.-179 с.
  78. Н.А. Социализация и воспитание личности в Монтессори -образовании: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Оренбург, 2000. — 48 с.
  79. Г. А. Педагогическая диагностика семьи.- Екатеринбург, 1995 — 37с.
  80. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография-Оренбург, 1995 187 с.
  81. И.П., Калмыков Г. А. Основы социально-педагогической деятельности: Учебное пособие.- М.: РИЦ, МГОПУ им М. А. Шолохова, 2004.-282 с.
  82. JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993−244с.
  83. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш и сред. пед. учебн. заведений. -М.: Академия, 2001.-176 с.
  84. С.А. Социальное развитие дошкольников: история вопроса и современный взгляд// Дошкольное образование в прошлом, настоящем, будущем: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. -М.: МГОПУ им М. А. Шолохова, 2003.-С.59−69.
  85. С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений/Сост. С. А. Козлова, Т.А. Куликова-М.: Академия, 2004.-416 с.
  86. Н.Н. Методики и техники определения проблем семьи-Шадринск, 2005.-145с.
  87. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред.
  88. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.-240с.
  89. Кон. И. С. Социология личности. М.: МГУ, 1997.-386с.
  90. Кон И. С. Ребенок и общество: Учебн. пособие для студ. высших учебн. заведений.- М.: Академия, 2005.-336 с.
  91. Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание.-1989.-№-9.- С. 48.
  92. Краткий психологический словарь / Сост.Л. А. Карпенко: Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  93. В.Г. Социальная психология: словарь-справочник- Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001.-688 с.
  94. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Екатеринбург^ -Фактория, 2004.-192 с.
  95. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учебн. завед. М.: Академия, 2000 — 232 с.
  96. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под научной ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова.-М.:МГУК, 1998−462 с.
  97. К.М. Культура педагогического общения: Учебн. пособие-Иркутск, 1985.-256с.
  98. . А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Смысл, 2004.-352 с.
  99. ЛитвакР.А. Современное детское движение-Челябинск: ЧГПУ, 2001.-80 с.
  100. Р.А. Социально-педагогическая поддержка детей: региональный аспект/ ЧИРПО Челябинск, 1997.- 89с.
  101. .Т. Философия воспитания.- М.: Прометей, 1996.-275 с.
  102. Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений.-М.:Академия, 2003.-192 с.
  103. М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет.сада.-2-е изд.,-М.: Просвещение, 1989.-143 с.
  104. ЮЗ.Лушников A.M. История педагогики. Учебное пособие.
  105. Екатеринбург, 1995. 368 с.
  106. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.-3 61с.
  107. . Т. Ребенок нуждается в помощи и защите//Дошкольное воспитание 1990.- № 8.-С.10−12.
  108. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -Спб.: Речь, 2000.- 150с.
  109. Матвеева Л. Г, Выбойщик И. В., Мякушкин Д. Е. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своем ребенке. -М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1997.-320 с.
  110. Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи.- М.: Педагогика, 1991.-219с.
  111. М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики-М.: Наука, 1989−287с.
  112. С.И., Куцакова Л. В. Воспитание ребенка дошкольника в мире прекрасного: Программно-методическое пособие: М.:ВЛАДОС, 2005−320с.
  113. Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Маржахаева. М.: Академия 2005.-192 с.
  114. Михайленко Н, Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требование к обновлению содержания//Дошкольное воспитание-1992.-№ 5−6.-С.17−19.
  115. В.М. Педагогические технологии в воспитательном процессе. // Педагогика.- 1998-№ 1.-С. 46−52.
  116. А.В. Социальная педагогика М.: Академия, 2002.-194 с.
  117. А.В. Общение в процессе воспитания— М.: Педагогическое общество.-2001.-320 с
  118. А.В. Социализация человека: Учебн. пособие М.: Академия, 2005.-304 с. 117. «Мы». Программа экологического образования детей/Сост- Н. Н. Кондратьева и др.- Спб: Детство-пресс, 2000.-240 с.
  119. Наши дети: Сборник/Сост. Ю. Ф. Змановский и И. В. Гребенников. Предисл. Д.Колесова.- М.: Юрид. лит., 1988 368 с.
  120. Н.В., Шадриков В. Д. Психологическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей М.: ВЛАДОС, 2001.-256 с.
  121. Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учебн заведений. В 3 кн.- 4-е изд.Кн.З:-М.: ВЛАДОС, 2001.-640 с.
  122. Никольская И. М, Грановская P.M. Психологическая защита у детей-Спб.:Речь, 2001.-507с.
  123. С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.-М.: Академия-2002-ЗЗбс.
  124. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред.В. Г. Нечаевой,
  125. Т.А. Марковой- М.: Просвещение, 1975. -256с.
  126. М.В. Особенности самосознания личности детей 6−10 лет из полных и неполных семей. Авторф. дис. .канд. псих, наук М., 1996.-22 с.
  127. Р.В. Практическая психология в начальной школе.-М.: ТЦ Сфера, 2001−240с.
  128. Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.: ТЦ Сфера, 2001.-480 с.
  129. Р.В. Психология родительства: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. завед., семейных консультантов, социальных работников, соц.педагогов.-М.: Академия, 2004.-368 с.
  130. Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002.-256 с.
  131. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов. М.: Сфера, 2000 -509с.
  132. Основы педагогических технологий (краткий толковый словарь)/ Отв. ред. Белкин А.С.-Екатеринбург: УрГПУ, 1995. 177с.
  133. Основы социальной работы: Учебн. пособие для нач. проф образования/Под. ред. Е.В. Ханжина-М.: Академия, 2001 .—144с.
  134. .Д. Социальная психология СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  135. Т.В. Социально-педагогические условия развития детей дошкольного возраста в новом виде дошкольного образовательного учреждения. Автореф. дис. .канд. пед. наук-Екатеринбург, 1999−23 с.
  136. Педагогический энциклопедический словарь /Ред. Б.М. Бим-Бад- Ред.кол. Безруких М. М. -М.: Большая росс, энциклопедия, 2002.-258 с.
  137. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/Под ред Л. К. Гребенниковой, Л. А. Байковой.-З-е изд., исп. и доп.-М.: Педагогическое общество России, 2001.-256 с.
  138. Педагогика: Учебное пособие для студ. педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2003.-608 с.
  139. Педагогика раннего возраста: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений/ Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина и др./Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой.-М.: Академия, 1998.-336 с.
  140. Педагогика. Большая современная энциклопедия /Сост.
  141. Е.С. Рапацевич -Мн.: Современное слово, 2005.-720 с.
  142. Н.А. Возрождение этикета как составляющей культуры//Педагогика.-2003.-№ З.-С 60−61.
  143. А.В., Петровский В.А Всегда ли правы родители? Психология воспитания. М.: Астрель, 2003.-399 с.
  144. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. — М., 2000.-249с.
  145. Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева.-М.: Педагогика, 1989.-256 с.
  146. Проблемы современной православной семьи СПб., 2002.-157 с.
  147. Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв.ред. М.А.Васильева-М.: Просвещение, 1985.-74с.
  148. С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999,-23с.
  149. Психология дошкольника: Хрестоматия для студ. сред. пед. учебн. заведений. /Сост.Г.А. Урунтаева-М.: Академия, 2000.^108 с.
  150. Психологические тесты для всей семьи/Серия «психологический практикум».- Ростов- на- Дону: Феникс, 2004.-512 с.
  151. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений Под ред.Е. Г. Силяевой. М.: Академия, 2002 — 192 с.
  152. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.-.Питер, 1999.-416с.
  153. С.Л. Основы общей психологии.-М. .'Педагогика, 1989.Т.2.— 328с.
  154. Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учебное пособие М.:Академия, 2005.-224с.
  155. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы-М.: Новая школа, 1993−144 с.
  156. Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг-Дубна: ООО Феникс, 2000−192 с.
  157. Семейный кодекс Российской федерации. -М.: ООО Велби, 2002.-80 с.
  158. Семейная игровая психотерапия в работе с детьми//0бруч.-2000- .№ 6, 2000-.С 2−14.
  159. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений- М.: ВЛАДОСДОО1.- 224 с.
  160. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебн. посоие для студ. высш. пед. учебн. заведений- М.: Академия, 2000.-240 с.
  161. С.Н., Филютина Т. Н. Теоретические основы профессиональной подготовки социального педагога.- Шадринск. ШГПИ, 2001.-100с.
  162. В.А., Маралов В. Г., Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/Под ред. В. А .Сластенина.-М.- 2000.-216 с.
  163. Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: Учебно-метод пособие для студ сред.спец.учебн. завед., педагогов дошк. учрежд., родителей.-М.: ВЛАДОС, 2005.-119 с.
  164. Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция: Пособие для родителей, воспитателей, студент, препод, педагогических вузов. М.: В ЛАДОС, 2005.-128 с.
  165. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. пособие для студ. высших и сред, пед учебн. заведений/Под ред. Т. И. Ерофеевой.-2-е изд., -М.: Академия, 2000.-344с.
  166. О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ-2 -е изд.- М.:АРКТИ, 2005.-80 с.
  167. Сотрудничество семьи, детских общественных объединений, социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка /Ред.Р. А. Литвак .— Челябинск.-ЧГПУ, 1996.-103 с.
  168. Социология: Учебник.-З-е изд.-М.:Гардарики, 2002.-344 с.
  169. Социологический словарь/ Пер с англ. /Под ред.С. А. Ерофеева Изд-во Казан .ун-та, 1997.-420 с.
  170. Социальная педагогика: Курс, лекций: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений./Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001.-416с.
  171. Современная философия: Словарь и хрестоматия- Ростов-на- Дону: Феникс, 1996−511с.
  172. Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999 — 300 с.
  173. Социализация и творческое развитие личности (философская и культурологическая концепция гимназии № 4 г. Оренбурга) / Под ред. проф. В. Г. Рындак Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 2000 — 92 с. .
  174. . А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. -Том 1.-М: 2000 -304с.
  175. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. -Том 2.-М: 2000 -464с.
  176. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/Под ред.С. Ю. Циркина Спб.: Питер, 2001−752 с.
  177. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 2.-С 3−7.
  178. Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1991.-207 с.
  179. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии.-М.:Академия, 2004.-192 с.
  180. Д.Д. О сохранении психического здоровья. М.:Медицина, 1975−96с.
  181. Ю.В. Ребенок учится общаться: от рождения до 5 лет-Екатеринбург: У-Фактория, 2005.-224 с.
  182. М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. -М.:ВЛАДОС, 2001.-432 с.
  183. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло .- М. Д987.-С 93−101.
  184. JI. Театр-дома//Дошкольное воспитание.-1990.-№ 12.-С.-60−63.
  185. Хрестоматия по психологии: Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов./Сост. В. В. Мироненко./Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд.,-М.:Просвещение, 1987.-447 с.
  186. Хрипкова А. Г, Колесов Д. В. В семье сын или дочь: Кн. для учителя.-2-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1985.-240 с.
  187. JI.A. Гуманистический стиль педагогической деятельности как субъективный фактор эффективности здоровьеразвивающих технологий. / в сб. «Особый ребенок: проблемы социализации и адаптации» Челябинск: Челябинский дом печати, 2002. — С.47 -49.
  188. О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка как актуальная проблема возрастной и педагогической психологии//Актуальные вопросы развития личности. Межвузовский сборник научных трудов Шадринск, 1995, С — 91−100.
  189. О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста: Автореф. .дис. канд. псих. наук.:(19.00.07)/О.А.Шаграева-Москва, 1995.-23 с.
  190. О.А. Детская практическая психология: Учебное пособие для студ.высш.учебн. заведений.-М.: ВЛАДОС, 2001.-368 с.
  191. М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений.-М.:Академия, 2002.-27 с.
  192. П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/Под ред. В. А. Сластенина.-М.:Академия, 2001.-208 с.
  193. Г. Программа «Столичное образование» в действии//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 1- С. 55.
  194. Ю.И. Теория и практика развития педагогической школы в условиях социокультурной революции в России-М.: РИЦ «Альфа», 2001 -184 с.
  195. Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. -М.: Просвещение, 1994. -19 с.
  196. Д.Б. Проблемы периодизации психического развития детей//3-ий Всесоюзный съезд общества психологов CCCP.-T.l.M., 1968.-С.-136−150.
  197. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений./Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой.- М.: Академия, 2002.-256 с.
  198. Г. Страхи здоровых детей. /Пер. с нем. М.: Знание, 1981.-192 с.
  199. Эволюция семьи в современном обществе/Под ред. Я. М. Бергер.-М.:ИНИОН.-1988.-172 с.
  200. Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду.-М.: Просвещение, 2002.-144 с.
  201. Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное развитие педагога//Человек.-1998.-№ 2-С.53−54.
  202. Н.И. Организация и содержание социально-педагогической работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений.-Шадринск, 2003.-54 с.
  203. McAfee О., Leong D. Assessing and Guiding. Young Children Development and Learning.-Allyn Bacon Publishing, Boston, 1994.-216 p.
  204. Akelrod S. Behavior Modification for the classroom. New York, 1977- 204 p.
  205. Bandura A. Principles of Behavior Modification. New York, 1966. — 164 p.
  206. McAfee O., Leong D. Measuring emotions in infants and children.-Cambridge, 1982.-150pp.
  207. Lindsey R.B. Robins K.N., Terrell R.D. Cultural proficiency: a manual for school leaders.-l999.-255 p.
  208. Parsons T. Bales R.E. Family socialization and interaction process/Glencoe: Free Press, 1955.-230 p.
  209. Schultz T.R. Cognitive factor in children appreciation of cartoons: Incongruity and its resolution: Unpublished Doctoral Dissertation Yale University, 1991.
  210. Trent R.B. Evidence bearing on the validity of ideal family size // Population and environment. Vol/3, T.4.P.318−319,1980.
  211. Zimmer I. Jedes Kind erreichen: Zur Forderung von Kindern mit Entwicklungsschwierigkeiten.-B.: Volku. Wiss, 1990.-119 p.
  212. Mc. Ghee P.E. Humor and Children Development-New York, 1989 69p.
  213. Chantal Zaouche- Gaudron. Le Development social de l’einfant.- Dunod: Paris, 2002.-123 p.
  214. Florin. La Scolarisation a duex ans et autres modes d' accueil des jeunes enfants Dunod: Paris, 2000.-220 p.
Заполнить форму текущей работой