Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Татарская семья в демографическом измерении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Проблема демографического поведения семьи приобрела в России особую остроту в течение последних двух десятилетий. Особую озабоченность вызывают неблагоприятные демографические показатели, свидетельствующие о продолжающейся депопуляции, высокой смертности населения при нарастании его старения, значительном количестве разводов. И, несмотря на то, что за последние годы отмечается рост… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА ДЕМОГРАФИИ
    • 1. 1. Этническая семья в предметном поле социологии и демографии
    • 1. 2. Методологические основы исследования демографических процессов в этнической семье
  • Глава 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТАТАРСКОЙ СЕМЬИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Репродуктивные установки и репродуктивное поведение татарской семьи
    • 2. 2. Брачное и бракоразводное поведение
    • 2. 3. Родительское поведение в татарской семье

Татарская семья в демографическом измерении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема демографического поведения семьи приобрела в России особую остроту в течение последних двух десятилетий. Особую озабоченность вызывают неблагоприятные демографические показатели, свидетельствующие о продолжающейся депопуляции, высокой смертности населения при нарастании его старения, значительном количестве разводов. И, несмотря на то, что за последние годы отмечается рост числа родившихся (к началу декабря 2009 г. рождаемость увеличилась на 2,7%) и сокращение смертности (она сократилась на 3,8%), надеяться на быстрый выход из сложившегося положения не приходится. Суммарный коэффициент рождаемости все еще ниже уровня, необходимого для замещения поколений1, поэтому реального перелома в демографических тенденциях не произошло. На этом фоне растут показатели, характеризующие кризисное состояние семьи: увеличивается количество незарегистрированных браков и детей, рожденных вне брака, число разводов.

При изучении особенностей трансформации демографического поведения российской семьи необходимо учитывать ее региональную и локальную специфики. Демографическое поведение семьи в Республике Татарстан вписывается в общую картину российского демографического неблагополучия, хотя здесь некоторые демографические показатели (в частности, рождаемости) все же несколько выше. Так, региональный индекс демографического неблагополучия составляет 1,194 (среднероссийский равен 1,266)2.

Состояние индекса демографического неблагополучия в разных регионах определяется влиянием различных факторов и не в последнюю.

1 Демографическая ситуация в России (январь-2009) Информация социально-экономическом положении России. Федеральная служба государственно статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/doc2009/info/infol2.zip.

2 См.: Рыбаковский Л. А. Тенденции демографического развития России и их региональные особенности / Национальная идентичность России и демографический кризис / материалы Третьей Всероссийской научной конференции (Казань, 13−14 ноября 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2009. — С. 47. очередь, социокультурными особенностями, выраженными в семейных ценностях и практиках этнических общностей. Поэтому важным представляется изучение этнической семьи не только как социального института и малой группы, но и как образа жизни. Это означает перенос акцента на изучение ее культурного разнообразия, воплощенного в ценностях семейного образа жизни, в том числе и укорененных в традициях и обычаях народов.

Пониманию причин и механизмов трансформаций демографического поведения и обоснованию возможности их регулирования способствует расширение методологических рамок его изучения. Методологические подходы к регулированию демографического поведения до сих пор основываются на понимании семьи как объекта целенаправленной помощи (в основном материальной) государства и недооценке ее самоорганизационного.потенциала. Специфика менталитета многочисленных этнических общностей-, в России обуславливает возможность повышения самоорганизационного потенциала семьи на базе возрождения традиционных семейных ценностей.

Таким образом, анализ демографического поведения татарской семьи имеет не только теоретическую, но и практическую значимость для определения перспектив развития современной российской семьи, для-? проведения обоснованной семейной политики.

Вышеперечисленные факторы предопределяют актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В рамках данной проблемы можно выделить следующие направления исследовательского интереса.

Первое направление исследований объединяет труды российских ученых по демографии и этнодемографии. В рамках демографии (Г.А. Бондарская, В. А. Борисов, В. М. Медков, Б.Ц. Урланис) семья рассматривается в контексте воспроизводства населения. Этнодемографы (О.Е. Казьмина, П. Н. Пучков, Б. С. Хорев и др.) рассматривают семью в 4 контексте факторов, влияющих на рождаемость, смертность и другие демографические явления, а также производят сравнительный анализ данных показателей у разных этносов1.

Второе направление научных исследований представлено социологией семьи. Для отечественной социологии семьи традиционным является выделение двух подходов: микросоциологического (М.Ю. Арутюнян М. В. Вдовина, С. И. Голод, Т. А. Гурко, О.М. Здравомыслова)2, изучающего семью как малую социальную группу и макросоциологического (А.И. Антонов, М. С. Мацковский, В. М. Медков, П. А. Сорокин, л.

А.Г. Харчев), с позиций которого объектом анализа являетсяг семья как социальный институт. Еще один подход, который получил наименьшее распространение в изучении семьи — это семья как образ жизни (А.И. Антонов, А. А. Возмитель, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов и др.)., Третъелаправление объединяет работы по социальной антропологии и «этнологии. Зарубежные авторы. (X. Вернер, Д. Горер, К. Леви-Стросс, Т. Парсонс, В. А. Роббек, А. Рэдклифф-Браун, Э. Эриксон) и отечественные исследователи (Е.А. Алексенко, Р. И1. ДонскойФ.С. Донской, Б. Малиновский, Б. Н. Попов, М. А. Саул, Hf.A. Томилов, Д. А. Функ, Л. П. Шабалина и др.) при изучении* семьи опираются на широкий эмпирический материал, собранныйв ходе полевых исследований и.

1 Бондарская Г. А. Рождаемость в СССР: этнодемографический аспект. — М.: Статистика, 1977; Казьмина О. Е., Пучков П. Н. Основы этнодемографии: учеб. пособие. — М.: Наука, 1994; Хорев Б. С Население страны: географические и демографические аспекты. — М.: Знание, 1986.

2 Вдовина М. В. Регулирование межпоколенческого конфликта в российской семье: Монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009; Голод С. И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный межкультурный анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2003. — Т. VI. — № 2. — С. 106 -119- Гурко Т. А. Родительство, социологические аспекты. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003; Здравомыслова О. М. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования) — М.: «Эдиториал УРСС», 1998.

3 Антонов А. И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // СОЦИС. -1999. — № 3. — С. 80 — 86- Антонов А. И. Социология семьи — M.: Изд-во МГУ: Изд-во международного университета бизнеса и управления, 1996; Мацковский М. С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. -1995. — № 3- 4. — С. 25 — 35- Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. — 1997. — № 3. — С. 41 — 60- Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. — Перепеч. с изд. 1979 г. — M.: ЦСП, 2003. наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа1.

Четвертую группу составляют труды, посвященные региональной специфике изучения демографического поведения различных этнических групп, в том числе и населяющих Республику Татарстан. Отметим исследования А. В. Артюхова, А. З. Асфандиярова, С. Б. Батомонкуевой, Н. М. Биктимирова, Л. А. Бургановой, Ф. Б. Бурхановой, Е. П. Бусыгина, Р. И. Зинуровой, Н. В. Зорина, Ф. А. Ильдархановой, Т. Г. Исламшиной, М. М. Махмутовой, М. В. Мирзабулатова, Р. Н. Мусиной, Л. Р. Низамовой, Г. Р. Столяровой, Л. Г. Хадиевой, Ч. Я. Шафранской и др.2.

Обзор и анализ литературы по демографическому поведению этнической семьи позволяет сделать вывод о многогранности выбранной темы, а также свидетельствует о значительной разработанности этихвопросов учеными различных отраслей научного знания. Ввиду того, что демографическое измерение татарской семьи в этнорегиональном аспекте не стала предметом изучения, восполнение указанного пробела представляется актуальным.

Объект исследования — татарская семья.

Предмет исследования — демографическое поведение современной татарской семьи. Алексенко Е. А. Кеты. Историко-этнографические очерки. — Л.: Наука, 1967; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Изд. 2-е, доп. — М.: Издательство ЛКИ, 2008; Донской Ф. С. Семья у народов северо-востока СССР: сб. тр. / редкол. М. К. Панкратова. — Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1998; Леви-Стросс К. Структурная антропология // Пер. с франц. — М.: Наука, 1983; Саул М. А. Киргизы и их этнографические и историко-культурные связи. — Л.: Наука, 1971; Тюркские народы Сибири / Отв.ред. Д. А. Функ, Н.А. ТомиловИн-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. — М.: Наука, 2006; Шабалина Л. П. Современная семья народов Среднего Поволжья: традиции и новации, этнические взаимовлияния. — Ульяновск: УлГПУ, 2002; Ericson Е.Н. Childhood and Tradition // Personality in Nature, Society, and Culture. New York, 1948;

2 Биктимиров Н. М. Этнодемографическое развитие населения Республики Татарстан в XX веке: Монография. — Казань: РИЦ «Школа», 2008; Бурганова Л. А., Ильдарханова Ф. А., Хадиева Л. Г. Репродуктивные установки молодежи. — Казань: Центр инновационных технологий, 2009; Бурханова Ф. Б. Современный брак в Башкортостане. Уфа: РИО БашГУ, 2004; Бусыгин Е. П., Зорин H.B., Столярова Г. Р. Этнодемографические процессы в Казанском Поволжье. — Казань: Изд-во КГУ, 1991; Галиева Г. И., Ильдарханова Ф. А. Татарская семья / Г. И. Галиева, Ф. А. Ильдарханова // Российская семья: энциклопедия. — М.: Издательство РГСУ, 2008. — С. 426−442- Зинурова Р. И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества: автореф. дис. д-ра социол. наук. — М., 2005; Исламшина Т. Г. Этнические ценности полиэтнического общества: социологический очерк. — Казань: Изд-во Казан, гос. технич. ун-та, 1996; Мирзабулатов М. В. Брак и семья в Башкортостане 1939;1989 гг.: автореф.. д-ра истор. наук. — Уфа, 2002; Шафранская Ч. Я. Сельская семья в трансформирующемся обществе: На материалах Республики Татарстан: автореф. дис. канд. социол. наук. — Казань: Казан, гос. энергет. ун-т, 2005.

Целью данного исследования является выявление специфики этнокультурных аспектов демографического поведения семьи.

Путь к достижению цели автор видит в решении следующих задач:

1. уточнить категориальный аппарат и рассмотреть основные социологические и демографические подходы к исследованию демографического поведения этнической семьи;

2. обосновать методологическую базу исследования семьи как образа жизни на основе синтеза экономического и социокультурного подходов;

3. изучить репродуктивные установки молодежи и репродуктивное поведение современной татарской семьи;

4. выявить специфику брачного и бракоразводного поведения татарских семей;

5. исследовать особенности родительских практик в татарской семье.

Область исследования: Диссертация выполнена в рамках раздела.

Социологические науки". Наименование специальности ВАК 22.00.03 -экономическая социология и демография: п. 23. Тендерная социологияп. 24. Социология семьи и бракап. 28. Этнические особенности демографических процессов.

В качестве теоретико-методологической основы исследования использованы следующие общенаучные подходы: системныйподход, позволивший рассмотреть основные проявления семейного поведения в их целостности и взаимосвязи (репродуктивное, брачное и бракоразводное, социализационное) — логико-теоретический анализориентирован на рассмотрение категориального аппарата, внутренней структуры изучаемых концепций и подходов к исследованию демографического поведения семьисходства и различия в брачно-семейных установках различных этносов выявлялись при опоре на компаративный анализ.

В качестве базового методологического подхода при изучении демографического поведения татарских семей выбран междисциплинарный, основанный на синтезе двух подходов: социокультурного и экономического.

Диссертант опирался на:

— исследования представителей неоклассического подхода в рамках экономической теории (Г. Беккер, Т. Шульц и др.), в которых было дано обоснование степени рациональности процедур принятия важнейших семейных решений (выбор брачного партнера, рождение и воспитание детей и т. д.);

— теорию культурного ядра А. И. Ракитова, согласно которой любая культура в том числе и этническая может быть рассмотрена как сложная двухкомпонентная структура, состоящая из ядра культуры и защитного пояса;

— труды представителей аксиологической концепции (Т.Г. Исламшина, Н. И. Лапин, Р. Х. Шакуров и др.), которые содержат анализ сущности ценностей и их классификацию;

— труды Ж. Т. Тощенко, А. Г. Харчева, которые легли в основу. изучения семьи как образа жизни;

— достижения современных российских фамилистов (А.И. Антонов, В. М. Медков, А.Б. Синельников), их’определение сущности-и структуры демографического поведения.

Источниковую и эмпирическую базу исследования составили: материалы общероссийской и республиканской социально-демографической статистикиданные вторичного анализа российских социологических исследований по проблемам демографического поведения семей, в том числе репродуктивного поведения и установок, брачного и бракоразводного поведения, родительского поведения, осуществленных ВЦИОМ (2009), МосГУ (2008), НИЦ семьи и демографии АН РТ (2008;2009);

— результаты авторского социологического исследования по изучению демографического поведения татарской семьи, проведенного в несколько этапов (2008 — 2009 гг.).

На первом этапе осуществлено количественное исследование в виде анкетного опроса респондентов, отобранных с соблюдением таких критериев, как пол, этническая принадлежность, поселенческий фактор (городские и сельские):

— старшеклассников различных школ и гимназий городов и сельских районов Республики Татарстан (2008г.). Выборочная совокупность составила 447 человек, среди них ученики — городских 307 чел. (68,7%), сельских школ — 140 чел. (31,3%);

— студенческой молодежи, представляющей различные ВУЗы г. Казани, других городов и районов Республики Татарстан (2008г.). Выборочная совокупность составила 447 человек, из них городских — 296 чел. (66,3%) и сельских — 151 чел. (33,7%) — - брачующихся пар, подавших заявление о вступлении в брак в возрасте от 18 до 35 лет (2008г.). Выборочная совокупность исследования составила 450 человек (225 брачующихся пар) среди них городских 337 чел. (74,8%) и сельских — 113 чел. (25,2%);

— татарских семей города Казани (2009 г.)1. Выборка составила 450 человек, в ходе выбраковки осталось 397 анкет. В качестве целевой группы была выбрана категория людей, имеющих одного и более детей. Репрезентативность выборки основывалась на отборе респондентов по трем критериям: семейный стаж (до 5 лет, 5−15 лет, 16−30 лет, более 30 лет), количество детей в семье, этническая принадлежность (татары);

— разведенных супругов (2009г.) В ходе исследования было опрошено 1260 респондентов, проживающих в городах и сельских районах Республики Татарстан.

На втором этапе были проведены качественные эмпирические исследования:

1 Все анкеты количественных исследований обрабатывались с помощью компьютерной программы SPSS Base 14.0 (Statistical Package for Social Sciences), являющейся международным стандартом обработки социологической информации.

— полуструктурированное интервью с супружескими парами (по 6 супружеских пар среди сельских и городских жителей) (2009г.);

— вторичный анализ жизненных историй и интервью с 284 татарскими семьями из различных районов и городов Республики Татарстан, представленных в публикациях &bdquo-Семья Татарстана" (2003, 2006) и &bdquo-Сто семей Татарстана" (2001).

Научная новизна работы определяется как постановкой научной проблемы, так и полученными на теоретическом и эмпирическом уровнях результатами:

1. Впервые осуществлен социодемографический анализ этнической семьи на базе методологического синтеза экономического и социокультурного подходов.

2. Предложенное автором понятие этнической семьи как исторически конкретной, достаточно типичной, традиционной системы отношений между супругами, между родителями и детьми, отражающей культурное своеобразие этноса, его традиций, обычаев, обеспечивающей оптимальное удовлетворение глубинных базовых потребностей каждого члена семьи расширяет категориальный аппарат демографического исследования.

3. Предложена авторская интерпретация понятия «демографическоеповедение этнической семьи», в основе которой понимание его как системы взаимосвязанных действий членов семьи, направленных на изменение или сохранение его демографического состояния (деторождение, брачность, разводимость), отражающих культурное своеобразие этноса, его традиций, обычаев.

4. Разработана оригинальная методика эмпирического социологического исследования, основанная на системном исследовании демографического поведения этнической семьи с помощью количественных и качественных методов.

5. Дана новая интерпретация демографического поведения татарской семьи, которая позволяет учитывать влияние социокультурного фактора на репродуктивное и бракоразводное поведение, родительские практики.

6. Новым результатом является выявленный автором в качестве важнейшего фактора стабильности этнической семьи механизм ее самоорганизации, укорененный в традиционных семейных ценностях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методология исследования демографического поведения семьи основывается на принципах экономического и социокультурного подходов. Результатом подобного научно-теоретического синтеза стало выявление основных направлений трансформации брачных и семейных ценностей современной татарской семьи, определение их влияние на образ жизни.

Теория рационального выбора в рамках экономического подхода углубила наше представление о субъективных предпочтениях членов татарской семьи с помощью применения экономической логики к анализу сферы брачно-семейных отношений, позволила дать оценку рациональности выбора при вступлении в брак, рождении детей, распределении обязанностей и др.

В рамках социокультурного подхода акцент был сделан на аксиологической концепции и теории культурного ядра. Была дана характеристика культурного ядра этнической семьи, состоящего из ядра культуры (совокупность норм, эталонов, система ценностей, выработанных в процессе исторического развития этноса) и защитного пояса, обеспечивающего сохранение культурного ядра и его адаптацию к изменениям внешней среды.

2. Стратегия авторского социологического исследования демографического поведения татарской семьи основана на сочетании количественных и качественных методов, что дало возможность не только описывать, но и интерпретировать особенности демографического поведения татарской семьи. С помощью анкетного опроса была получена объективная информация о репродуктивном, брачном, бракоразводном поведении татарских семей. Применение качественных методов (интервью, вторичный анализ жизненных историй семей) позволило достичь углубленного понимания внутренних мотивов, установок и поведения респондентов в семье. На основе качественных методов была дана интерпретация механизма взаимоотношения поколений как канала передачи социального опыта, этнических ценностей и культурных образцов (язык, традиции, семейные роли).

3. Полученный эмпирический материал о демографическом поведении татарской семьи послужил основанием для следующих выводов:

— Татарской семье свойственна установка на двухдетность (53% опрошенных семей), что прослеживается в ответах всех категорий респондентов о желаемом и ожидаемом числе детей. При всех необходимых условиях (желаемое число детей) треть (31,5%) респондентов хотели бы иметь троих детей, 10,3% - четырех и более детей, 5,2% - ограничились бы одним ребенком. Однако ожидаемое число детей значительно ниже желаемого. Так, 22,4% опрошенных собираются иметь одного ребенка, лишь 8,3% - выразили желание родить троих детей и 3,6% - четверых и более. То есть у татарских семей установки на ожидаемое число детей не так высоки, как предполагалось.

— Результаты эмпирического исследования брачного поведения татар подтвердили положения концепции Г. Беккера о рациональном характере выбора брачного партнера. Принцип выбора супруга по схожести образовательного уровня, социального положения, возраста, этнической принадлежности широко распространен при создании татарских семей. С одной стороны, в основе выбора брачного партнера принципы рационального экономического поведения, с другой — практики следования традициям татарского этноса. Выявлено, что «высококачественный» (по терминологии Г. Беккера) мужчина выбирает «высококачественную» женщину, а низкокачественный" мужчина — «низкокачественную"1. Таким образом, закрепляются традиции по ориентации на статусный признак.

— Устойчивость брака зависит от прочности родственных связей. Было выявлено, что половина разводов происходит в первые пять лет совместной семейной жизни (46,8%). Определенную роль в сохранении брачных союзов у татар продолжают играть традиционные ценности, поддерживаемые высоким авторитетом родительскойпозиции, общественного мнения в целом.

На устойчивость брака в татарских семьях влияют и другие факторы. Результаты наших исследований показали, что 13,6% женщин и 12,9% мужчин боятся осуждения со стороны родственников. Удерживающим от развода фактором для супругов является потеря своей доли семейного капитала. Для мужчин на первый план выходит такой семейный капитал, как дети (31,5%), — бытовые услуги (27,9%). Для.женщины. — это боязнь воспитания детей в неполной семье (30,9%), затем нежелание подвергать себя и детей рискамрыночной экономики: потеря материальной опоры (25,3%), нажитого имущества (19,6%). Таким образом, для татарской семьи ее устойчивость определяется повышенной ответственностью за судьбы детей.

— Результаты исследований позволили выявить такие значимые составляющие ядракультуры татарской семьи, как ценности родного языка, родственных связей, взаимопомощи членов семьиустановка на передачу этнокультурных ценностей, семейных традиций, сохранение и соблюдение обрядов и обычаев в семье. Защитный пояс татарской семьи отражаетсяв приверженности к общечеловеческим ценностям: толерантное отношение к другим этническим общностям, уважительность к культуре других этнических семей, а также в способности традиционных ценностей семьи адаптироваться к процессам, происходящим в современном обществе.

1 Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // Женщина, мужчина, семья. THESIS, 1994. — Вып.б.

— С.12.

4. Для демографического поведения современной татарской семьи характерно сочетание в нем установок и практик современной и традиционной семьи. Это проявляется, с одной стороны, в способности татар осуществлять рациональный выбор при решении важнейших брачно-семейных проблем, с другой — в готовности культивировать традиционные семейные ценности как важнейшее условие реализации своего самоорганизационного потенциала, укрепления стабильности семьи.

Теоретическая и практическая значимость. Выдвинутые в диссертации теоретические положения представляют собой определенное приращение знания в области социологии семьи, демографии, этнологии. Основные положения могут быть востребованы в учебном процессе при разработке курсов по методологии социологического исследования, социологии семьи, этносоциологии. Они окажут помощь исследователям, работающим в смежных отраслях знания — этнодемографам, этносоциологам. Из содержания диссертации можно извлечь практические рекомендации, полезные для разработчиков концепций демографической, семейной политики.

Апробация и реализация результатов исследования Диссертация обсуждена на Ученом Совете ГУ «Научно-исследовательский центр семьи и демографии» Академии наук Республики Татарстан. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в выступлениях на международных — «Ломоносов-2005», (Москва, 2005), «Тинчуринские чтения», КГЭУ (Казань, 2007), «Духовно-нравственное воспитание молодежи: семейные национальные традиции», РГСУ (Москваг. Рязань, 2009), «Татарская культура в контексте европейской цивилизации» (Казань, 2009) — всероссийских — «Сорокинские чтения: социальные процессы в современной России: традиции и инновации», (Москва, 2007), «Национальная идентичность России и демографический кризис» (Москва, 2007, Казань, 2008), «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (Москва, 2008), «Молодежь — позитивная сила развития российского общества» (СанктПетербург, 2009) — региональных «Семья Татарстана в XXI веке» (Казань, 2004) — межвузовских конференциях -«Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в условиях рыночной экономики», ТИСБИ (Казань, 2006;2007 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Этническая семья является предметом изучения многих наук — социологии, демографии, истории, этнологии, этнографии, экономики. Рассмотрев особенности исследования семьи в рамках дисциплин социологии, демографии, этнологии и антропологии, мы пришли к выводу, что в каждой области исследования семью изучают лишь под своим углом интереса. На наш взгляд, для исследования этнической семьи целесообразней использовать междисциплинарный подход, который позволяет дать всестороннюю оценку нашему объекту исследования.

В диссертации рассмотрены основные социологические и демографические подходы к изучению семьи. Было обнаружено, что наиболее распространенными подходами к изучению семьи являются исследования семьи как социального института и малой группы. Специфика демографического поведения татарской семьи, на наш взгляд, может быть выявлена сквозь призму изучения ее как образа жизни. Однако проблема семьи как образа жизни пока находится на периферии исследовательского интереса.

На наш взгляд, важно осуществлять исследование этнической семьи, которое ориентируется на выявление этнокультурного своеобразия семейных отношений. Феномен этнической семьи был определен как исторически конкретная, достаточно типичная, традиционная система отношений между супругами, между родителями и детьми, отражающая культурное своеобразие татарского этноса, его традиций, обычаев и т. д., позволяющая оптимально удовлетворять глубинные базовые потребности каждого члена семьи.

Проанализировав научную литературу по проблеме семьи, мы выявили, что для изучения этнической семьи междисциплинарный подход пока не получил широкого применения. В связи с чем был сделан вывод о необходимости синтеза подходов из разных областей науки для изучения этнической семьи.

При исследовании демографического поведения этнической семьи наиболее распространенными подходами являются классические, позитивистские в своей основе теории — функционалистский, конфликтный и др. — которые имеют ограниченные исследовательские возможности, поскольку ориентируются в основном на количественные исследования. Меньшее развитие получил феноменологический подход, ориентированный на получение информации с помощью качественных исследований. На наш взгляд, большими возможностями при изучении демографического поведения татарской семьи обладает методологический синтез социокультурного и экономического подходов.

Для формирования методологической рамки исследования социокультурных аспектов татарской семьи мы обратились к трудам П. А. Сорокина, Н. И. Лапина, А. И. Ракитова. Социокультурная перспектива была обеспечена обращением к аксиологическим концепциям и теориям, прежде всего, теорией культурного ядра этнической семьи. Аксиологический подход позволил дать анализ типологий и классификаций ценностей.

Теория культурного ядра этнической семьи (А.И. Ракитов) дала возможность углубить представление о структуре ценностей этнических семей. Нами была определена сущность культурного ядра этнической семьи, которая преимущественно состоит из традиционного образа жизни, дополненных установками на этнозащиту. В качестве характеристик культурного ядра выделены: этноязык, традиционные этнические и религиозные ценности, межсемейные сети. Защитный фильтр играет роль сохранения культурного ядра, его адаптации к современным тенденциям. Это своеобразный фильтр, пропускающий информации, исходящую из ядра и поглощающий информацию из других культур. В качестве защитного пояса этнических семей выступает этнокультурная компетентность, которая включает в себя толерантное отношение к другим этносам, уважительное.

138 отношение к традициям других этнических семей. Благодаря социокультурному подходу была выявлена трансформация семейных ценностей современной татарской семьи, выявлено их влияние на образ жизни.

Применение работ американских экономистов Г. Беккера, Т. Шульца и др. позволило реализовать методологию экономического подхода к исследованию демографических процессов в этнической семье. Благодаря данному подходу были изучены такие рациональные основания демографического поведения татарских семей, как выбор партнера в семье, рождение и воспитание детей, согласование интересов членов семье, организации домашнего хозяйства и т. д.

В рамках экономического подхода было рассмотрено репродуктивное поведение этнической семьи, аспекты которой объяснены данной концепцией, как рациональный выбор родителей. Количество и качество детей в семье зависит от уровня образования родителей, их свободного времени, уровня дохода и занятости женщины в трудовой деятельности.

Брачное поведение в теории рационального выбора рассматривается в рамках брачного рынка по различным критериям. Экономистами выявлено, что чаще вступают в брак по сходству, реже по различию уровня образования, социального положения, возраста, также этнической принадлежности. То есть «высококачественные» мужчины образуют пары с «высококачественными» женщинами, «низкокачественные» мужчины — с «низкокачественными». Выбор партнера по сходству (или по различию) осуществляется в тех случаях, когда максимизируется совокупный объем производства благ.

Рассмотрено разделение труда между супругами в рамках экономического подхода. Данный подход обращает внимание то, что женщина, как правило, уступает место в объеме накопления «рыночного» капитала, в связи с чем для семьи выгодно, когда женщина сидит дома и воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, а мужчина материально обеспечивает семью.

Разводы в теории рационального выбора рассматриваются как потеря для супругов семейного капитала (дети, семейное имущество, бытовые услуги), созданного за годы брака. Поэтому наиболее низкая вероятность распада семьи в длительном браке. В то же время выявлено, что разводы наиболее вероятны в первые годы совместного проживания, когда семейный капитал составляет малую долю.

Вышеуказанные особенности демографического поведения в теории рационального выбора мы применили для исследования татарской семьи. Однако данная работа была бы не полноценной, если бы демографическое поведение татарской семьи не было бы подвергнуто интерпретации. Эта задача была решена на базе социокультурного подхода при интерпретации демографического поведения сквозь призму ценностей, традиций, обычаев, свойственных татарскому этносу.

Демографическое поведение этнической семьи мы рассмотрели через репродуктивное, брачное, бракоразводное и родительское поведение.

Демографическое поведение этнической семьи мы определили как систему взаимосвязанных действий членов семьи, направленных на изменение или сохранение его демографического состояния (деторождение, брачность, разводимость), отражающее культурное своеобразие этноса, его традиций, обычаев и т. д.

В данной работе репродуктивное поведение татарской семьи было рассмотрено через репродуктивные установки, мотивы и результаты действий.

Исследование репродуктивных установок в татарской семье было осуществлено на базе количественных исследований путем опроса школьников, студентов, брачующихся пар, семейных пар. Эмпирическое исследование показало, что идеальным числом для современных молодых людей является двое детей. В нашей работе выявлены высокие установки по показателю «среднее идеальное число детей в семье» у школьников (2,74), в отличие от других категорий респондентов.

Был сделан вывод о том, что у молодежи заложен потенциал на высокую детность, который необходимо использовать для преодоления демографических проблем в обществе.

Желаемое число детей, как и идеальное, для большинства респондентов составляет два ребенка. На втором месте установка на троих детей, на третьем — на одного ребенка, на четвертом — на четыре и более детей.

Большинство татарских семей ориентировано на среднеи малодетность. При создании соответствующих условий и осуществления определенных программ для сохранения высокой ориентации молодежи на детей, можно было бы использовать потенциал, заложенный в этническом сознании.

В основе желания родить ребенка у большинства респондентов лежат психологические, социальные мотивы. Наибольшую ценность представляют такие психологические и социальные мотивы, как желание продлить себя в детях, продолжить свой род, что традиционно свойственно татарскому этносу, который старается привить культуру своего этноса, воспитать традиции, обычаи народа, обучить детей своим навыкам, умениям.

Исследование выявило слабую связь деторождения с экономическими мотивами для татарской семьи, на первый план выходит эмоциональная сторона.

Большинство респондентов среди социальных мотивов отдали предпочтение такому, как продолжение родачуть меньшая доля опрошенных считает, что наличие детей позволяет жить по-семейному, кроме того это рассматривается как моральный долг человека. Также было отдано предпочтение таким вариантам, как «укрепляет веру, что дети добьются того, что не удалось мне», «повышает авторитет и уважение у окружающих», «иногда помогает избежать жизненных неприятностей».

Среди экономических мотивов наиболее ярко выделилась такая причина, как «рождение детей гарантирует благополучную старость». Таким образом, мотивы выбранные большинством респондентов позволяют говорить о сохранении традиционных взглядов на рождение детей.

Наши исследования подтвердили вывод Т. Щульца: чем старше дети, тем больше семейных ресурсов тратится на улучшение их «качества», в том числе на образование и его развитие.

По результатам исследования выявлен сбой преемственности нормативной регуляции репродуктивного поведения и трансляции семейных ценностей, так как выходцы из однодетных и многодетных семей в равной степени ориентированы на двухдетную модель собственной семьи.

Женщинам с высоким статусом и образованием невыгодно сидеть дома и воспитывать детей. Поэтому большинство женщин наряду с воспитанием детей, занято трудовой деятельностью. Число детей в семье зависит от уровня образования женщины. Чем выше уровень образования, тем меньше детей в семье, что подтвердило вывод Г. Беккера.

Было выявлено, что рациональней иметь меньше детей для женщин с высшим образованием, так как для них экономически не выгодно заниматься лишь домашними делами.

Поэтому, обращаясь к культурам, традициям татарского этноса, религии, необходимо культивировать репродуктивные предпосылки, как один из вариантов воспроизводственного потенциала семьи. В условиях демографического кризиса и депопуляции населения необходимо возродить позитивный потенциал воспроизводства общества, который заложен и в религии ислам.

При изучении брачного поведения татарской семьи были выделены объективные и субъективные критерии выбора брачного партнера. К объективным критериям можно отнести образование, род занятий, возраст, этническую принадлежность.

Традиционно для татар не свойственны ранние браки, что показывают и наши исследования. Женщины-татарки, как правило, выходят замуж в 2125 лет, а мужчины — до 30 лет.

Татары брачного партнера выбирают по схожести таких социальных характеристик, как образование, род занятий, возраст. Подтверждается тезис Г. Беккера и в критериях брачного выбора татар о том, что «высококачественные» мужчины образуют пары с «высококачественными» женщинами, а «низкокачественные» мужчины — с низкокачественными.

Стремление поддержать статусный признак традиционное стремление татар, которые выбирая брачного партнера по схожести (одного социального статуса) стараются сохранить преемственность поколений, обычаи, принятые в их семьях. Во многих аспектах брачного поведения татары сохраняют традиционные взгляды: они проявляются и в стремлении создать моноэтническую семью.

Субъективными критериями выбора брачного партнера можно назвать внутренние качества будущего супруга. Для татар важными характеристиками супруга выступают трудолюбие, хозяйственность, уважительное отношение к старшим, надежность, чуткость, внимательность, доброта, ум, гостеприимность и др.

Также было выявлено, что при создании семьи для татар огромную роль играет мнение родителей. Для них родительская семья выступает в качестве некого эталона, ориентира.

В современной татарской семье в основном сохраняется традиционное распределение обязанностей в семье — мужчина добытчик, материально обеспечивает семью, а женщина выполняет все домашние дела.

В сельских семьях традиционное разделение обязанностей выражено ярче, чем в городских. Традиционность проявляется в четком разделении обязанностей на женские и мужские. Воспитанием в сельской семье, также в основном занимается женщина. А мужчина в сельской семье материально обеспечивает семью.

В настоящее время в результате трансформации семейных ценностей в обществе и экономической независимости женщины, происходит и изменение ролей супругов в семье. Особенно ярко это выражается в городских семьях.

Городские татарские семьи отличаются тем, что там практически все домашние дела, обязанности в семье в равной степени выполняются обоими супругами. В городе в основном оба супруга занимаются материальным обеспечением семьи, организацией семейного досуга, воспитанием детей. Однако, несмотря на совместное выполнение домашних обязанностей, и в городских татарских семьях за женщиной закреплены дополнительные «женские» дела: это поддержание чистоты в доме, покупка продуктов, приготовление еды и создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Устойчивость брака зависит от тесных родственных связей. Было выявлено, что большинство разводов происходит в первые пять лет совместной семейной жизни. Определенную роль в сохранении брачных союзов продолжает играть мнение родителей, общественное мнение, сохранившее негативное отношение к разводам.

Родительское поведение в татарской семье по четырем основным блокам: роль семьи в социализации детей, стратегии обращения с детьми, организация свободного и учебного времени, традиции семьи.

По итогам нашего исследования было выявлено, что культурное ядро, сохранено и в современной татарской семье, которое представлено традиционным образом жизни, этническими ценностями, этноязыком, родственными связями.

Традиционный образ жизни татарской семьи выражен в приверженности обычаям, соблюдении этнических и религиозных обрядов, праздников, в помощи близким, опеке над родителями в старости, уважении старших членов семьи.

Семейные традиции в татарской семье играют важную роль, которые передаются из поколения в поколение. Они являются механизмами передачи следующим поколениям правил, норм внутрисемейного поведения и взаимодействия, сближают членов семьи.

Благодаря тесным родственным связям, которые относятся к культурному ядру татарской семьи, осуществляется передача этнокультурных ценностей, традиций и общения на родном языке. Для семьи татарский язык — это средство приобщения детей к родной культуре, возможность близкого общения со старшими родственниками, а также легким приобщением в учебный процесс.

Защитный пояс татарской семьи включает в себя толерантное отношение к другим этническим общностям, уважительное отношение к традициям других этнических семей. Также происходит адаптация традиционных ценностей татарской семьи к тенденциям современного общества, которая выражается в готовности воспринять те или иные образцы другого этноса, культуры, принятые в обществе, где существует данная семья. Поэтому на уровне общественного мнения воспроизводится осовремененное, а не традиционное восприятие образа жизни татарской семьи.

Интересен тот факт, что родители в татарских семьях стремятся воспитывать своих детей, прививая этнические, религиозные традиции, которые, благодаря этому не забываются, а наоборот, возрождаются, исполняются более тщательно и можно предположить, что будут переданы и последующему поколению.

Таким образом, демографическое поведение татарской семьи в российском обществе трансформируется, что выражается в сочетании в нем установок и практик современной и традиционной семьи. Она демонстрирует, с одной стороны, свою способность осуществлять рациональный выбор при решении важнейших брачно-семейных проблем, с другой — готовность культивировать традиционные семейные ценности как важнейшее условие реализации своего воспроизводственного потенциала, укрепления своей стабильности. Именно на таком фундаменте строится модель современной татарской семьи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер / Пер с англ. под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.-420 с.
  2. Н.Н. Этнические особенности современной семьи: региональный аспект / Н. Н. Азисова, Т. П. Кулешова // Национальная идентичность и демографический кризис России / Материалы Всероссийской научной конференции. -М.: Научный эксперт, 2009. -С. 160−163.
  3. Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки / Е. А. Алексенко. JL: Наука, 1967. — 262 с.
  4. В.Ф. Демографические процессы в современном Дагестане /
  5. B.Ф. Алиева. -М.: Издательство Наука, 2007. 328 с.
  6. С.Т. Ценностные ориентации молодежи на брак и семью (на материале Республики Дагестан) / С. Т. Алиева // Семья в России, 2003. -№ 1. -С.110−112.
  7. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление /
  8. C.Ф. Анисимов-М.: Мысль, 1988.-253 с.
  9. А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? /А.И.Антонов // СОЦИС. -1999. № 3. — С. 80 — 86.
  10. А.И. Репродуктивное поведение и динамика рождаемости / А. И. Антонов, В. М. Медков, А. Б. Синельников // Население России на рубеже XX—XXI вв.еков: проблемы и перспективы. М., 2002. — С. 157−201.
  11. Ю.Антонов А. И. Условия жизни и линии репродуктивного поведения городской семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков // Фамилистические147исследования. Том 2. Миллион мнений о семье и о себе: сборник/Отв. ред. А. И. Антонов. М.: КДУ, 2009. — С. 12−93.
  12. П.Антонов А. И. Микросоциология семьи. -М.: ИНФРА-М, 2005. 368с.
  13. А.И. Семейный образ жизни в сельской России: монография: (по результатам социолого-педагогического опроса родителей) / А.И. Антонов- Рос. акад. образования. -М.: Ключ-С, 2006. 236 с.
  14. А.И. Судьба семьи в России XXI века. / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. М., 2000. — 416 с.
  15. А.И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. М.: Изд7 во МГУ: Изд-во международного университета бизнеса и управления, 1996.-304 с.
  16. Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: дис. канд. психол. наук. / Е. В. Антонюк. М., 1992. — 169 с.
  17. А. В. Функционирование и развитие северной семьи в системе регионального управления (опыт социального проектирования): автореф. дис.. доктора социол. наук / А. В. Артюхов. Тюмень, 2002. — 48 с.
  18. В.Н. Демографическое поведение и его детерминация (по результатам социолого-демографического исследования в Новгородской области) / В. Н. Архангельский, В. В. Елизаров, Н. В. Зверева, Л. Ю. Иванова.-М., 2005.-352 с. •
  19. А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII первая половина Х1Хв.) /А.З. Асфандияров. — Уфа: Китап, 1997. — 104 с.
  20. Г. Р. Мусульманка: история и современность / Г. Р. Балтанова. -Казань: Кокпит-компьютер, 2007. 244 с.
  21. Г. Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах: научное издание / Г. Р. Балтанова. Казань: Казан, гос. энерг. ун-т, 2003. — 122 с.
  22. Г. Выбор партнера на брачных рынках / Г. Беккер // THESIS, 1994.- № 6-С. 12−36.
  23. Г. Экономический анализ и человеческое поведение / Г. Беккер // THESIS, 1993. вып.1. — С.24−40.
  24. В.А. Статистика мнений в изучении рождаемости / В. А. Белова, Л. Е. Дарский. -М: статистика, 1972. 144 с.
  25. П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т.Лукман.- М.: Медиум, 1995. 323 с.
  26. Ф.М. Место и роль русского языка в постсоветской России // Теория и практика общественно-научной информации. Выпуск 13.- 1997.-С. 5−20.
  27. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных Э. Берн. СПб., 1992.- 113 с.
  28. Н.М. Этнодемографическое развитие населения Республики Татарстан в XX веке: Монография / Н. М. Биктимиров. Казань: РИЦ «Школа», 2008. — 165 с.
  29. Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С.173−179.
  30. Г. А. Рождаемость в СССР: этнодемографический аспект / Г. А. Бондарская. -М.: Статистика, 1977. 128 с.
  31. С.С. Воспитание/ С. С. Боровик // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / Национальный общественный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семегин- Главный редактор В. Н. Иванов. -М.: Мысль, 2003. -С.167−169.
  32. В.А. Демография. Учебник для вузов / В. А. Борисов. М.: Нота Бене Медиа Трейд Компания, 2003. — 344 с.
  33. В.А. Перспективы рождаемости /В.А. Борисов. М., 1976. — 248с.
  34. В.А. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ / В. А. Борисов, А. Б. Синельников. М.: НИИ семьи, 1995 — 117 с.
  35. Ю.В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2-е, доп. М.: Издательство ЖИ, 2008. — 440 с.
  36. Ю.В. Этнос и эндогамия / Ю. В. Бромлей // Советская этнография. 1969. — № 6. — С.84−91.
  37. Р.А. Рождаемость как социально-демографический процесс: автореф. дис. .канд. социол. наук / Р. А. Булатов. Уфа, 2005. — 25 с.
  38. JI.A. Репродуктивные установки молодежи / JI.A. Бурганова, Ф. А. Ильдарханова, Л. Г. Хадиева. Казань: Фэн, 2009. — 96 с.
  39. Ф.Б. Современный брак в Башкортостане / Ф. Б. Бурханова. -Уфа: РИО БашГУ, 2004. 325 с.
  40. Е.П. Этнодемографические процессы в Казанском Поволжье / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин, Г. Р. Столярова. Казань: Изд-во КГУ, 1991. -126 с.
  41. С.Н. Семья и дети в жизненных установках Россиян / С. Н. Варламова, А. В. Носкова, Н. Н. Седова // Социологические исследования 2006. № 10. — С.61−73.
  42. М.В. Регулирование межпоколенческого конфликта в российской семье: Монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. 244 с.
  43. Витгенштейн J1. Культура и ценности / JI. Витгенштейн // Даугава. — 1992. — № 2. С.155−159.
  44. А.А. Диверсификация образа жизни: способы и стили жизни в постсоветском социальном пространстве / А. А. Возьмитель // Мир России, 2002. Т. 11. — № 1. — С. 97−113.
  45. Ю.Г. Социология: Учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов / Под ред. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарики, 2000. -512с.
  46. Всесоюзная перепись населения — всенародное дело. М.: Статистика, 1969.-63 с.
  47. P.P. Репродуктивная активность женщин Башкортостана в современных условиях: этнодемографический аспект / P.P. Галлямов, Г. Р. Зиякаева // Влияние социально-экономических преобразований на решение проблем женщины-матери. Уфа, 2002. — С.80−81.
  48. И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. -М.: Моск. психолого-соц. инст-т- Воронеж: МОДЭК, 2006. 288 с.
  49. С.И. Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование / С. И. Голод, А. А. Клецин. СПб, 1994. — 43 с.
  50. С.И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный межкультурный анализ / С. И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. — Т. VI. — № 2. — С. 106 — 119.
  51. Т.А. Родительство, социологические аспекты / Т. А. Гурко. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 160 с.
  52. Е. Формирование семьи / Е. Дарский. М.: Статистика, 1972. -208 с.
  53. К. Социология демографического поведения / К. Девис // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. С. 343−371.
  54. Демографический понятийный словарь / Под ред. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2003.-352 с.
  55. Динамика ценностей населения реформируемой России /Отв. ред. Н. И. Лапин, JI.A. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 224 с.
  56. В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 10: Тендер. Брак. Семья / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2006. -1094 с.
  57. В.М. Психология семьи. / Под ред. В. В. Макарова. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 199 с.
  58. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана / Э. Дюркгейм. — М.: Канон, 1995. —352 с.
  59. В.В., Зверева Н. В., Калабихина И. Е. Основные направления комплексного подхода к исследованию семьи и домохозяйства. Определение понятий / В. В. Елизаров, Н. В. Зверева, И. Е. Калабихина // Домохозяйство, семья и семейная политика. -М., 1997.
  60. .С. Социальная культурология. В 2 ч. Ч. 2. / Б. С. Ерасов. — М., 1994.-240 с.
  61. А.А. Ценность // Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М: Гардарики, 2006. — С.968−971.
  62. Ф.А. Формирование и развитие государственной семейной политики в трансформирующемся обществе (Региональный аспект): автореф. дисс.. д-ра социол. наук. /Ф.А. Ильдарханова. Казань, 2004. -40 с.
  63. Ф.А. Формирование и развитие государственной семейной политики в трансформирующемся обществе: Региональный аспект / Ф. А. Ильдарханова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. — 280 с.
  64. Ч.И. Добрачное сожительство глазами молодежи г. Казани и г. Москвы / Ч. И. Ильдарханова // Семья в кризисном обществе: сб. науч. тр. / под ред. Ф. А. Ильдархановой Казань: Центр инновационных технологий, 2009. — С. 30 — 38.
  65. Н.А. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях: на материалах Республики Адыгея: дисс.. канд. социол. наук / Н. А. Ильинова. -Майкоп, 2003.- 150 с.
  66. З.А. Двуязычие в городах Татарстана / З. А. Исхакова. Казань: «Фикер», 2001.- 190 с.
  67. О.Е., Пучков П. Н. Основы этнодемографии: учеб. пособие / О. Е. Казьмина, П. Н. Пучков. М.: Наука, 1994. — 253 с.
  68. Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению Электронный ресурс.: / Р. И. Капелюшников //
  69. США: экономика, политика, идеология, 1993. № 11. — Режим доступа: http: www.libertarium.ru/68 397, свободный.
  70. JI.B. Семья в трансформирующемся обществе: Учеб. пособие. / JT.B. Карцева. Казань: Казан, гос. энерг. ун-т, 2003. — 155с.
  71. Г. И. Молодая семья демографический ресурс России / Г. И. Климантова, Т. К. Ростовская. — М.: Издательство РГСУ, 2008. — 200 с.
  72. С.В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. М.: Просвещение, 1996. — 159 с.
  73. Кризис семьи и депопуляция в России (Круглый стол) // Социологические исследования, 1999. № 11. — С. 51−52.
  74. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 224 с.
  75. Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2007. 566 с.
  76. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин //Социологические исследования, 1996. № 5. — С. 3−23.
  77. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России / Н. И. Лапин // Социологические исследования, 1994. -№.5-С. 3−8.
  78. О.Л. Имидж семьи в современных русских песнях / О. Л. Лебедь, Ю. В. Дудина, Е. Н. Куликова // Социологические исследования, 2002. № З.-С. 121−123.
  79. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс // Пер. с франц. М.: Наука, 1983 — 535 с.
  80. В.П. Этнопсихология. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях / В. П. Левкович // Психологический журнал. 1990. — Т. 11. — № 2. — С.25−36.
  81. . Магия, наука и религия. / Б. Малиновский / Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», 1998. — 304 с.
  82. М.С. Демографическое поведение // Народонаселение. Энциклопедический словарь. / Гл. ред. Г. Г. Меликьян. М.: М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 367.
  83. , М.С. Российская семья в изменяющемся мире / М. С. Мацковский // Семья в России. 1995. — № 3 — 4. — С. 25 — 35.
  84. М.С. Семья в кризисном обществе / М. С. Мацковский. М.: Институт социологии РАН, 1993. — 96 с.
  85. М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / Отв. ред. Г. С. Батыгин. -М.: Наука, 1989. 116 с.
  86. В.М. Введение в демографию: Учебник для вузов/ В. М. Медков. -М., 2006. 432 с.
  87. В.М. Демография: Учебник. 2-е изд. / В. М. Медков. М.: ИНФРА-М, 2008. — 683 с.
  88. Мид Д. Г. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль. -М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 215−223.
  89. М.В. Брак и семья в Башкортостане 1939−1989 гг.: автореф.. д-ра истор. наук / М. В. Мирзабулатов. Уфа, 2002. — 91 с.
  90. Р.Н. Семья и семейный быт: традиции и современность /Р.Н. Мусина // Татарская семья: этнодемографические особенности. Компендиум. Казань: ГУ «НИЦ семьи и демографии АН РТ», 2008. -С.33−60.
  91. Д.М. Демографический прогноз татарских семей / Д. М. Мустафин, Н. М. Биктимиров // Татарская семья: этнодемографические особенности. Компендиум. Казань: ГУ «НИЦ семьи и демографии АН РТ», 2008. — С. 4−25.
  92. Г. Психология и экономическая жизнь/ Г. Мюнстерберг / Пер. с нем. М Кручинин, 2-е изд.- М.: 1924. 292 с.
  93. А.А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Учебное пособие для вузов / А. А. Налчаджян. Ереван: Изд-во «Огебан», 2000. -408 с.
  94. Л.Р. Множественные идентичности татарского сообщества г. Нью-Йорка // Татарская семья: этнодемограические особенности. Компендиум. Казань: ГУ «НИЦ семьи и дщемографии АН РТ», 2008. -С.260−277.
  95. Новые направления в социологической теории / Общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1978. 393 с.
  96. Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества. / И. Т. Левыкин, Б. А. Бабин, Я. В. Рейзема и др.- Отв. ред. И. Т. Левыкин- АН СССР, Ин-т социол. исслед. М.: Наука, 1987. — 135 с.
  97. Г. У. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева- под общ. ред. Д. А. Леонтьева / Г. У. Олпорт. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  98. Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства / Р. Поллак // Женщина, мужчина, семья. THESIS, 1994. вып.б. -С.50−76.
  99. .Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее / Б. Н. Попов. Якутск: Изд-во Ин-та совершенствования квалификации работников образования PC., 1993. — 63 с.
  100. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А. И. Ракитов // Вопросы философии, 1999. -№ 4. С. 14−34.
  101. Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т. А. Рассадина // Социологический журнал, 2006. № 9. -С. 95−102.
  102. Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. — С.374−387.
  103. Л. Т. Аксиологический эстетизм Николая Гартмана / Л. Т. Рыскельдиева // Вопросы философии. — 2005. — № 6. — С. 162−168.
  104. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  105. М.А. Киргизы и их этнографические и историко-культурные связи / М. А. Саул. Л.: Наука, 1971. — 403 с.
  106. Семейный быт народов СССР. М.: Наука, 1990. — 520 с.157
  107. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. М.: Добросвет «Университет». — 1998. -292 с.
  108. Семья Татарстана. В 2-х томах: Т. 1. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003 — 384 с.
  109. Семья Татарстана. В 2-х томах: Т.2. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2006. — 328 с.
  110. Семья у народов северо-востока СССР: сб. тр. / редкол. М. К. Панкратова. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1998. — 105 с.
  111. Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994. -688 с.
  112. А.А. Семья установки, выбор действий, последствия в России и в Европе / А. А. Соколов // Фамилистические исследования. Том 2. Миллион мнений о семье и о себе: сборник /Отв. ред. А. И. Антонов. -М.: КДУ, 2009. — С.244−292.
  113. В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В. В. Солодников. СПб.: Директ, 2007. — 384 с.
  114. П.А. Кризис современной семьи / П. А. Сорокин // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. — № 3. — С. 41 -60.
  115. П.А. Система социологии. Т.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. / П. А. Сорокин. -М.: Наука, 1993.-447 с.
  116. П. А. Социальная и культурная динамика /П.А.Сорокин- пер. с англ., вст. статья и комментарии В. В. Сапова. М.: Астрель, 2006. -1176 с.
  117. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  118. Социальная статистика / Под ред. М. Г. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1988. — 319 с.
  119. Социология семьи. / Под ред. проф. А. И. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 640 с.
  120. Социальное и национальное. Этносоциологическое исследование по материалам Татарской АССР / Ред.кол. Ю. В. Арутюнян (отв.ред.), JI.M. Дробижева, О. И. Шкаратан. М.: Наука, 1973. — 332 с.
  121. Сто семей Татарстана. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права. — 2006. — 328 с.
  122. JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии / JI.H. Столович. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  123. Тезаурус социологии: темат. слов. справ. / под ред. Ж. Т. Тощенко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 487 с.
  124. Д.А. Этноконфессиональный аспект сожительства молодежи России / Д. А. Тихомиров // Семья в кризисном обществе: сб. науч. тр. / под ред. Ф. А. Ильдархановой Казань: Центр инновационных технологий, 2009. — С. 96−102.
  125. Дж.Л. Социология. / Дж.Л. Томпсон, Дж. Пристли. М.: ACT, 1998.-496 с.
  126. Е.А. Экономика семьи и домашнего хозяйства: Учебное пособие / Е. А. Тюгашев. Новосибирск: СибУПК, 2002. — 249 с.
  127. Тюркские народы Сибири / Отв.ред. Д. А. Функ, Н.А. Томилов- Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2006.-678 с.
  128. .Ц. Демография и социология / Б. Ц. Урланис // Социология и идеология. М.: 1969. — С.419−424.
  129. Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность / Ф. Р. Филиппов. М.: Мысль, 1989. — 237 с.
  130. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М., 1992. -293 с.
  131. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. Минск, 1997. -606 с.
  132. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. / Сост. М. Г. Ярошевский. 1989. — 448 с.
  133. Э. Душа человека / Э.Фромм. М.: ООО Изд-во ACT-ЛТД, 1998.-664 с.
  134. Л.Г. Конструирование репродуктивных установок: феноменологический анализ: автореф. дисс. .канд. социол. наук / Л. Г. Хадиева. Казань, 2007. — 23 с.
  135. Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука / Р. Л. Хайлбронер // THESIS, 1993. вып.1. — С. 41−54.
  136. Ю.Р. Социология труда: ценности, мотивы, поведение личности: Учебное пособие / Ю. Р. Хайруллина, P.P. Гарипова. Казань: КГЭУ, 2002.- 114 с.
  137. Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества / Ю. Р. Хайруллина. Казань: ИСПЭН АНТ., 1998. -370 с.
  138. А.Г. Брак и семья в СССР/ А. Г. Харчев. М.: Мысль, 1979. -367 с.
  139. А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А. Г. Харчев. М.: ЦСП, 2003. — 342 с.
  140. Дж. Подходы / Пер. М. Г. Котовской / Дж. Хонигман // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред.А. А. Велика. -М.: Смысл, 2001. С.80−103.
  141. .С. Население страны: географические и демографические аспекты / Б. С. Хорев. М.: Знание, 1986. — 48 с.160
  142. Е.М. Социология семьи. 5-е изд., перераб. и доп. / Е. М. Черняк — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.-248 с.
  143. Л.П. Современная семья народов Среднего Поволжья: традиции и новации, этнические взаимовлияния / Л. П. Шабалина -Ульяновск: УлГПУ, 2002. 322 с.
  144. Л.П. Структура и быт семьи народов Среднего Поволжья / Л. П. Шабалина. Ульяновск: Изд-во Ульян, гос. пед. ун-та, 1997. — 191 с.
  145. Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) / Р. Х. Щакуров. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. — 180 с.
  146. Ч.Я. Сельская семья в трансформирующемся обществе: На материалах Республики Татарстан: автореф.. канд. социол. наук. -Казань: Казан, гос. энергет. ун-т, 2005.
  147. Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. -М.: Прогресс, 1969. 240 с.
  148. Т. Ценность детей / Т. Щульц // Женщина, мужчина, семья. THESIS, 1994. вып.6. — С. 37−49.
  149. Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб.: «Питер», 1999. — 656с.
  150. Этнические ценности полиэтнического общества: социологический очерк / Т. Г. Исламшина. Казань: Изд-во Казан, гос. технич. ун-та, 1996. -248 с.
  151. Этнография татарского народа. Казань: Магариф, 2004. — 287 с.161
  152. Этнопсихология как наука об этнической самоорганизации. Основные понятия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ethnopsyhology.narod.ru/basicideas.htm/, свободный.
  153. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. 3-е изд., испр. — Москва: Омега-JI, 2007. — 567 с.
  154. Becker G. A Treatise on the Family / G. Becker. Cambridge, London: Harvard University Press, 1991. P. 23−24, 81−82.
  155. Becker G. Economic Analysis of Fertility. In: Demographic and Economic Change in Developed Countries / G. Becker. Princeton, 1960.
  156. Bongaarts J. Fertility, Biology, and Behavior. An Analisys of the Proximate Determinants / J. Bongaarts, R.G. Potter. -N.Y.- L.- Paris, et al, 1983.
  157. Commager H.S. Portrait of the American / H.S. Commager // Years of the Modern. New York, 1953.
  158. Davis K. Social Structure and Fertility: An Analytic Framework / K. Davis, J. Blake // Economic Development and Cultural Changes, 1956. Vol. 4.
  159. Eggan D. The General Problem of Hopi Adjustment / D. Eggan // Personality in Nature, Society, and Culture. New York, 1953.
  160. Ericson E.H. Childhood and Tradition / E.H. Ericson // Personality in Nature, Society, and Culture. New York, 1948- Gorer G, Rickman J. The people of Great Russia. New York, 1950.
  161. Hemy J. The Social Function of Child Sexuality in Pilaga Indian Culture / J. Henry // Psychosexual Development in Health and Disease. New York, 1949.
  162. Honigman J.J. Culture and Ethos of Kaska Society / J.J. Honigman. Yale, 1949.
  163. Kardiner A. The Individual and His Society / A. Kardiner. New York, 1939.
  164. La Barre W. A Pattern for Modern Man / W. La Barre // Mental Hygiene. 1949.-Vol.33.
  165. Mead M. Character Formation and Diachronic Theory / M. Mead // Social Structure. Oxford, 1949.
  166. Money-Kerle R. Superstition and Society / R. Money-Kerle- London, 1939.
  167. Rokeach M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. N.Y.- L.: Free Press, 1973.
  168. Schultz T.W. Fertility and Economic Values. Part 1: The Value of Children // Schultz T.W. (ed.) Economics of the Family. Chicago- London: University of Chicago Press, 1974. P. 3−14.
  169. Tomasic D. Personality and Culture in East European Politics / D. Tomasic. -New York, 1948.
  170. Werner H. Symposium on Genetic Psychology. Introduction: The Conception of Genetic Psychology / H. Werner // American Journal of Orthopsychiatry. 1951. — Vol.21.
  171. Willbert E. Moor. Sociology and Demography. «The Study of Population», An inventory and appraisal. /Е. Willbert. Chicago, 1959. — p.832−851.
  172. Znaniecki F. Social Organization and Institutions. In: «Twentieth Century Sociology». Ed. by G. Gurvitch a. W. Moore / F. Znaniecki. -N.Y., 1945.
Заполнить форму текущей работой