Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональное обучение незанятых граждан: Оценка результативности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ влияния профессии показал, специалисты высшего и среднего звена в области инженерных и естественных наук чаще других склонны решать вопросы своей занятости путем адаптации к рынку труда через профессиональное обучение. Из специалистов с высшим образованием предпочитают обращаться в службу занятости за содействием в профессиональном обучении специалисты в области образования. Можно считать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Российский рынок труда на этапе перехода к рыночным отношениям
    • 1. 1. Формирование российского рынка труда на современном этапе
    • 1. 2. Факторы долговременного влияния на занятость
    • 1. 3. Социальные последствия реформирования экономики
    • 1. 4. Состояние профессионального обучения на современном этапе
    • 1. 5. Объект профессионального обучения в службе занятости: определения и сущность
  • Глава 2. Опыт оценки результативности активной социальной политики на рынке труда
    • 2. 1. Полный и чистый эффекты АПРТ
    • 2. 2. Статистические методы оценки результативности программ АПРТ
    • 2. 3. Программы профессионального обучения в развитых странах
      • 2. 3. 1. Значение адресности профессионального обучения
      • 2. 3. 2. Влияние. формы обучения: сравнение академического и практического обучения
      • 2. 3. 3. Возможность перенесения результатов и методик оценки профессионального обучения на другие страны
    • 2. 4. Политика органов государственной службы занятости России
  • Глава 3. Организация мониторинга профессионального обучения незанятых граждан для оценки его результативности
    • 3. 1. Задачи и методики получения оценок результативности профессионального обучения
    • 3. 2. Выбор модельного региона и методика исследования
    • 3. 3. Характеристики безработных и незанятых граждан в регионе
  • Глава 4. Результативность профессионального обучения незанятых граждан
    • 4. 1. Мотивы безработных при поступлении на курсы профессионального обучения и факторы, влияющие на их готовность к обучению
    • 4. 2. Профессиональная мобильность в регионе и определение перспективных направлений профессионального обучения
    • 4. 3. Оценка результативности профессионального обучения незанятых граждан на уровне отдельного индивида
    • 4. 4. Оценка результативности профессионального обучения незанятых граждан на уровне отдельного предприятия

Профессиональное обучение незанятых граждан: Оценка результативности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования В системе рыночных отношений занятость составляет важнейший элемент, соединяя в себе экономические и социальные результаты развития всей экономической системы — изменения форм собственности, общей динамики и структурных изменений в производстве, состояния внешней торговли, кредитно-финансовой и инвестиционных сфер — с одной стороны и уровня развития трудового потенциала общества с другой. Состояние занятости позволяет судить об общей эффективности осуществления экономической реформы в России.

В качестве социальной цели принимается обеспечение полной и эффективной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижение достойных условий жизни. Направленность рынка на повышение эффективности экономики, вытеснение экономически нецелесообразных рабочих мест, реструктуризацию рабочей силы для повышения эффективности производства и удовлетворения потребительского спроса населения должна согласовываться с этой определяющей целью. Таким образом, для достижения социально-ориентированной рыночной экономики необходимо поддержание баланса между экономическими и социальными приоритетами на рынке труда через усиление макроэкономического регулирования занятости и текущую корректировку политики занятости для ее координации с состоянием экономики на каждом этапе. Для формирования эффективной занятости, в частности, необходимо:

— повышать спрос на квалифицированную рабочую силу как предпосылку для роста эффективности труда, повышение качества товаров и услуг,.

— поднять роль профессионального труда, усилив его влияние на структуру доходов работников, тем самым создавая позитивные изменения в трудовой мотивации.

— проводить упреждающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (профессиональное обучение) экономически активных граждан и прежде всего незанятого населения с учетом изменяющегося спроса со стороны экономики и т. д.

В связи с этим в диссертационном исследовании автор применяет методологический подход, с помощью которого актуальные проблемы профессионального обучения исследуются с позиции повышения эффективности занятости для отдельного индивида, на отдельном предприятии (фирме) и на региональном рынке труда в целом с учетом существующих противоречий между:

— расчетами государства на начальном этапе реформ на достижение полной и эффективной занятости методами либерально-монетаристского регулирования и открывшейся высокой социальной ценой такого регулирования, ставшей серьезным препятствием на пути дальнейшего развития реформ;

— акцентом на методы пассивной политики на рынке труда, направленные на смягчение последствий безработицы, поддержание доходов безработных и необходимостью активной политики, направленной на повышение эффективности занятости;

— профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу и реально сложившейся структурой предложения рабочей силы;

— отраслевой направленностью подготовки квалифицированных работников и специалистов в системе профессионального образования и потребностями региональных рынков труда в рабочей силе определенной профессионально-квалификационной структуры;

— требованиями работодателей к квалификации принимаемых работников и низкими расходами на внутрифирменную подготовку кадров;

— ограниченности средств региональных фондов занятости и необходимостью проводить программы профессионального обучения незанятых граждан с целью снижения уровня безработицы на региональном рынке труда.

С целью разрешения названных противоречий автором были сформулированы цели и задачи диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования: Выявление сущности и социально-экономических особенностей профессионального обучения незанятого населения на региональном рынке труда и определение результативности такого обучения на уровне отдельного индивида, отдельной фирмы (предприятия) и регионального рынка труда, построение модели, отражающей состояние региональной занятости в некоторый момент и ее изменение во времени под влиянием макроэкономических условий и программ профессионального обучения незанятого населения, а также разработка на этой основе научно-методических и практических рекомендаций по реализации программ профессионального обучения незанятых граждан региональными службами занятости.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

— раскрыть социально-экономическое содержание и основные характеристики профессионального обучения незанятого населения;

— всесторонне изучить проблемы занятости на современном этапе и механизмы ее повышения с помощью профессионального обучения незанятых граждан:

— создать основы качественного и количественного прогнозирования профессионально-квалификационной структуры рабочей силы в условиях перехода к рынку как важнейшего средства планирования активной политики на рынке труда;

— на основе сравнительных исследований с учетом российского и зарубежного подходов к оценке результативности профессионального обучения различных социальных групп незанятого населения определить возможность адаптации наиболее эффективных методик:

— разработать методический подход к построению оценок результативности программ профессионального обучения незанятого населения на всех уровнях: отдельного индивида, отдельной компании (предприятия) и на уровне рынка труда экономического региона для повышения эффективности профессионального обучения в условиях ухудшения финансового положения страны в целом и службы занятости в частности;

— исследовать факторы, влияющие на незанятость различных групп населения и на их готовность принимать участие в программах профессионального обучения;

— разработать методические рекомендации по применению программ профессионального обучения и оценке их результатов для органов, ответственных за управление занятостью в экономическом регионе.

Степень разработанности проблемы Проблема профессионального обучения незанятого населения является междисциплинарной и стоит на стыке экономики, социологии, педагогики и психологии. Необходимость получения количественных результатов влечет за собой необходимость использования статистики, математики, информатики и других точных наук. Большой вклад в становление теории занятости, являющейся методологической основой при исследовании любых форм политики на рынке труда, внесли Е. Антосенков, Б. Бреев, Н. Гриценко, А. Зубкова, Е. Катульский, А. Кибанов, Ю. Кокин, Р. Колосова, Л. Костин, А. Котляр, И. Маслова, А. Никифорова, В. Похвощев, Б. Ракитский, Л. Рыбаковский, Л. Чижова и другие. Вопросы прогнозирования занятости глубоко исследовались в работах Н. Матицыной, Р. Микульского, Е. Рузавиной, В.Чуракова. Профессиональное образование и профессиональное обучение исследовались в трудах В. Батышева, В. Белкина, В. Зуева, Е. Бутко, А. Глазунова, А. Лейбовича, А. Новикова, П. Новикова и других. За рубежом вопросы оценки результативности программ активной политики на рынке труда и, в частности, программ профессионального обучения различных групп незанятого населения активно разрабатывались Л. Камфоре (Ь.Са1шГогз), А. Хемблин (А.НашЬНп),.

Д.Киркпатрик (О.Югкрайпск), Л. Рей (Ь.Кае), А. Ройтсвард (А-Каиевхуагё), Дж. Хоули (J.Wholey) и другими.

Актуальность и острота проблем повышения качества рабочей силы, потребность в устранение различий в профессионально-квалификационных структурах незанятой рабочей силы и имеющихся вакансий, снижении безработицы путем профессионального обучения, а также недостаточное понимание механизмов всех этих процессов на этапе перехода к рыночным отношениям предопределили тему диссертационного исследования «Профессиональное обучение незанятых граждан (оценка результативности)» .

Объект исследования Современное состояние занятости и системы профессионального обучения незанятого населения и процесс коррекции занятости в регионе с помощью программ профессионального обучения незанятых граждан. Предмет исследования Воздействие профессионального обучения незанятых граждан на укрепление конкурентоспособности отдельного индивида, развитие кадрового потенциала и экономические результаты деятельности отдельной компании, а также региональную занятость и методы оценки результативности такого воздействия.

Методология исследования базируется на принципах научного анализа социально-экономических явлений, основных положениях теории занятости и рынка труда, профессионального образования и обучения.

Научная новизна диссертации заключается в разработке целостного концептуального и методического подхода к получению многофакторной оценке занятости в регионе в ее динамике, оценке воздействия профессионального обучения незанятого населения на занятость, проводимой на трех уровнях: отдельного индивида (повышение его конкурентоспособности на рынке труда), отдельного предприятия (влияния профессионального обучения на развитие его кадрового потенциала и улучшение экономических показателей) и региональном уровне (изменение состояния занятости в регионе под воздействием проводимых программ профессионального обучения незанятого населения), а также нового подхода к научному обоснованию коррекции программ профессионального обучения незанятого населения во времени в зависимости от структурного соотношения между спросом и предложением рабочей силы с целью достижения эффективной и полной занятости. Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором:

— обобщен отечественный и зарубежный опыт по профессиональному обучению незанятого населения и получению оценок его результативности с позиций отдельного индивида, отдельного предприятия и регионального рынка труда в целом;

— обоснована концепция политики профессионального обучения в регионе в условиях становления рыночной экономики с учетом обеспечения непрерывности образования, сохранения единого профессионального и образовательного пространства России при развитии многообразных форм и методов профессионального обучения незанятого населения;

— выявлена роль различных факторов, оказывающих влияние на намерение незанятых граждан участвовать в программах профессионального обучения и на структуру незанятого населения по полу и возрасту, образованию и профессии;

— предложен новый подход к организации мониторинга профессиональной мобильности в регионе и уточнение с его помощью профессиональной структуры ранее недоступных наблюдению вакантных рабочих мест;

— теоретически обоснована несостоятельность термина «скрытая безработица» по отношению к лицам, вынужденно работающим неполное время, показана роль категории отчаявшихся безработных для определения региональной политики в области профессионального обучения незанятого населения;

— выявлены и определены проблемы и тенденции формирования спроса и предложения на рынке труда, выявлены негативные последствия дисбаланса численности структуры вакантных рабочих мест и претендующей на них рабочей силы и разработан подход к научно обоснованной коррекции программ профессионального обучения в зависимости от соотношения структуры спроса и предложения рабочей силы- - разработаны методические рекомендации по применению программ профессионального обучения и оценке их результатов для органов, ответственных за управление занятостью в экономическом регионе.

Значение для теории и практики. Теоретическая значимость содержащихся в диссертации методологических положений, концептуальных схем, методических рекомендаций по оценке результативности профессионального обучения незанятого населения состоит в разработанном комплексном научном подходе к анализу факторов, влияющих на результативность профессионального обучения незанятого населения, а также выявлении причин, объясняющих недостаточную результативность профессионального обучения в настоящее время. Научно-практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она устанавливает новый научно-методический подход к организации мониторинга профессионального обучения незанятого населения, позволяющий обоснованно выбирать перспективные направления обучения, и дает научный базис для определения направления корректировок программ профессионального обучения во времени. Хотя вопросы экономики профессионального обучения специально не рассматривались, обучение профессиям, признаваемым перспективными, способствует повышению экономической отдачи от проводимых программ. Теоретические и прикладные предложения диссертационной работы, доведенные автором до конкретных методических рекомендаций были приняты в качестве практических рекомендаций в Ярославском городском и областном центре занятости. Многие результаты использовались автором в учебном процессе сначала Российского учебного центра, а затем Российской государственной академии труда и занятости.

Информационную и фактографическую базу работы составляют материалы Госкомстата РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ, а также социологические исследования, проведенные совместно Российской государственной академией труда и занятости Минтруда РФ и Ярославским городским центром занятости. Апробация материала Основные положения и выводы диссертации изложены в монографии и научных публикациях соискателя общим объемом более 15 а.л., докладывались на конференциях, семинарах и совещаниях, в том числе: международной конференции «Стандарты в образовании — 97», (Москва, октябрь 1997), международной конференции 1АЕУО по занятости, профессиональному ориентированию и консультированию (Тампере, Финляндия, февраль 1998), международном совещании по подготовке к переписи населения 1999 г. (Москва, Госкомстат СНГ, май 1997 г.), семинарах для руководителей и специалистов служб занятости «Изучение рынка труда статистическими методами» РГАТиЗ, 1996 — 98гг. Диссертация была обсуждена на Ученом совете Российской государственной академии труда и занятости Минтруда РФ.

Структура и основное содержание диссертации Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, трех приложений и библиографии из 205наименований. Общий объем работы 300 страниц машинописного текста, в тексте имеется 10 таблиц и 40 рисунков.

Выводы по результативности программ профессионального обучения на уровне индивида и отдельного предприятия. Система профессионального обучения способна оказывать заметное влияние на человеческий потенциал предприятий при условии, что программа курсов максимально соответствует требованиям, предъявляемым к работнику на данном рабочем месте.

В тех случаях, когда происходит обучение работников типовым специальностям, возможна организация курсов профессионального обучения с привлечением специализированных учебных заведений, взаимодействующих со службой занятости.

В тех случаях, когда задачи, решаемые на рабочем месте специфичны для данного предприятия и требуют творческого подхода, рекомендуется профессиональное обучение в форме «мастер-ученик» .

В условиях экономического спада профессиональное обучение персонала предприятий не ведет к немедленному улучшению его экономических показателей.

Необходимо развивать методы оценки отдельных последствий профессионального обучения на экономические показатели предприятия.

Наконец, необходимо совершенствовать информационное сотрудничество между администрацией региона, службой занятости, образовательными учреждениями системы профессионального обучения и предприятиями региона с целью повышения экономической отдачи от проводимой работы по профессиональному обучению населения.

Заключение

.

1. Проведенный анализ состояния занятости в России и его ближайших перспектив показывает, что создание условий для улучшения экономического положения страны, в частности, для оживления инвестиций в производство, его модернизацию, для повышения профессионального и образовательного уровня работников потребует от страны немалого напряжения сил. Настоящее состояние российской экономики таково, что рассчитывать на быстрое решение этих задач не приходится и потому подъем экономики придется осуществлять в условиях острых дефицитов многих ресурсов: финансовых, технологических, кадровых. Основным механизмом для оживления занятости в этих условиях, на наш взгляд, является повышение качества рабочей силы и сближение профессионально-квалификационных распределений спроса и предложения рабочей силы. В этой связи возрастает роль профессионального образования вообще и профессионального обучения в частности.

2. Российская система профессионального образования несет груз проблем как унаследованных от периода планово-распределительной экономики, так и возникших за годы экономической реформы. Во-первых, в системе профессионального образования недостаточно проводится изучение спроса на специалистов со стороны рынка труда. Во-вторых, продолжает сохраняться отраслевая и федеральная подчиненность большинства профессиональных учебных заведений, в то время как рыночные условия все настойчивее требуют создания регионально-ориентированной системы профессионального образования, в полной мере учитывающей потребности в рабочей силе конкретного региона. В-третьих, разрушаются связи предприятий и профессиональных учебных заведений. В-четвертых, из-за серьезных экономических трудностей на многих предприятиях осложнилась организация трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников, производственной практики учащихся техникумов и ПТУ. В-пятых, сокращение рабочих мест, сопровождающееся массовыми высвобождениями работников, препятствует трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений всех уровней и особенно выпускников общеобразовательных школ. В-шестых, адаптация немногих активно действующих предприятий к потребностям товарного рынка, реализующаяся в том числе и в переходе этих предприятий на производство новых видов продукции, зачастую влечет закрытие ряда рабочих мест и увольнение работников соответствующих профессий и появление потребности в новых рабочих местах, предъявляющих более высокие требования к уровню профессиональной подготовки работников. Наконец, информация о спросе на рабочую силу, собираемая региональной службой занятости, в основном относится к крупным государственным и акционированным предприятиям. Сведения о потребности в рабочей силе по профессионально-квалификационному составу со стороны малых и средних частных предприятий гораздо более скудны, что скрывает до 40% рынка рабочей силы в регионе. В этих условиях трудно ожидать высокой эффективности от системы профессионального образования в решении ее задачи сближения профессионально-квалификационных распределений спроса и предложения рабочей силы.

3. Развитие современного производства требует непрерывного роста профессиональной квалификации работников, их активного участия в производственном процессе. Удовлетворение запросов профессионального роста работников путем включения их в различные формы внутрипроизводственного обучения позволяет говорить о непрерывном образовательном процессе, который должен не только постоянно адаптироваться к требованиям производства и рынка труда, но и ориентироваться на опережение их текущего уровня и состояния. Именно на этом этапе может быть достигнуто оптимальное сближение интересов работников и работодателей, направленное на повышение конкурентоспособности как самих работников, так и производимых ими товаров и услуг. Важной стороной в таком обучении является использование основных моментов опережающего профессионального образования: фундаментальность первоначальной подготовки, связь с непрерывным профессиональным образованием и профессиональным самоопределением, постоянная готовность к профессиональной адаптации в условиях динамически изменяющейся производственной среды. В условиях ухудшающегося экономического положения в России сложилась весьма напряженная ситуация на внешнем рынке труда при слаборазвитом внутрифирменном рынке. Такое сочетание неблагоприятных факторов снижает возможности использования опережающего внутрифирменного обучения, что снижает конкурентоспособность и профессиональную мобильность работников на рынке труда, и, как следствие, их социальную защищенность в целом. Естественной альтернативой внутрифирменному профессиональному обучению является обучение в профессиональных учебных заведениях по заказу работодателей и направлению служб занятости: такой подход, снижая финансовую нагрузку на работодателей, позволяет сохранять, а в некоторых случаях и создавать новые рабочие места, что в целом благоприятно сказывается на региональном рынке труда. 4. Профессиональное обучение незанятых граждан рассматривается как важнейшая форма активной политики на рынке труда в современной России, поскольку оно является наиболее масштабной программой как по числу ее участников, так и по г объемам финансирования. Успех проведения программ активной политики зависит от множества факторов, среди которых наибольшее влияние оказывают особенности рынка труда, на котором она реализуется. В числе этих факторов: 1) половозрастная структура экономически активного населения по составляющим категориям — занятого и незанятого населения- 2) распределение доходов домохозяйств по их источникам (от работы по найму, самозанятости, социальных выплат, доходов от имущества и т. д.) — 3) уровни формальной и неформальной занятости в городе и на селе, соотношение вкладов в экономику аграрного и неаграрного секторов: 4) открытость национальных товарного и финансового рынков, степень участия иностранного капитала в инвестициях в национальную промышленность- 5) развитость институтов регулирования рынка труда, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся- 6) уровень жизни населения, развитость институтов социального страхования.

5. Коренным отличием между Россией и развитыми странами, накопившими богатый опыт в проведении программ активной политики на рынке труда, заключается в том, что на Западе эта политика проводится в условиях структурной безработицы, когда число рабочих вакансий приблизительно равно численности безработных (показатель напряженности на рынке труда близок к единице), а в России налицо глубокий экономический спад, характеризующийся высокими значениями показателя напряженности. Как следствие, на Западе программы активной политики носят характер социальной помощи и адресованы сравнительно узким социальным группам (трудные подростки, одинокие матери, представители национальных меньшинств и т. п.), в то время как в России профессиональное обучение призвано помочь обрести работу молодежи, женщинам, лицам, уволенным из вооруженных сил и другим широким социальным и профессиональным группам населения. Поэтому опыт развитых стран в проведении мер активной политики на рынке труда и, в частности, профессионального обучения, в оценке его воздействия на состояние занятости различных групп населения может учитываться лишь в самых общих, методологических моментах.

6. Процесс оценки результативности программы состоит из трех основных шагов: 1) Оценки результатов воздействия программы на уровне индивида- 2) Оценки результатов воздействия программы на социально-экономическом уровне отдельного предприятия, рынка труда территории, экономического региона, страны) — 3) Определение наилучших возможных результатов программы при фиксированном объеме ее финансирования. Последний шаг анализа является наиболее сложным и невозможен без четкого понимания результатов по первым двум пунктам, поэтому в условиях российского рынка труда, где подобные исследования только разворачиваются, оценка оптимальности проведения программы, на наш взгляд, является делом будущего.

7. При анализе программ профессионального обучения важную роль играет временной интервал, на котором наблюдаются результаты профессионального обучения. Для программ обучения конкретным навыкам на рабочем месте характерна более быстрая отдача и для их наблюдения вполне адекватны короткие интервалы наблюдений (3−6 мес.). При более развернутом обучении, включающем теоретический и практический курсы, период проявления всех отдаленных последствий оказывается более продолжительным и может достигать нескольких (2 — 3 и более) лет.

8. Важным элементом архитектуры программ профессионального обучения является комплексность и системность их разработки. Такие программы включают следующие пять уровней архитектуры: 1) Формулирование целей и задач программы с учетом текущего и перспективного состояния рынка труда, разработку механизмов их достиженияорганизацию мониторинга и обеспечение текущего управления программой- 2) Обеспечение соответствующей инфраструктуры для осуществления профессионального обучения- 3) Разработку учебных программ (курсов) — 4) Обеспечение программы профессионального обучения квалифицированным обучающим персоналом- 5) Формирование контингента обучаемых и подбор соответствующих форм и методов обучения.

Для успеха программы необходимо обеспечить выполнение двух условий: 1) планирование мероприятий каждого уровня программы адекватно целям и задачам конкретной программы профессионального обучения, ее соответствия как реальным потребностям рынка труда, так и ожидаемым в краткои среднесрочной перспективе, 2) эффективная (по критерию затраты/выход) реализация запланированных мероприятий на каждом уровне программы. Контроль за реализацией всех этапов программы должен включать систему обратных связей разного масштаба, охватывающих как мероприятия одного уровня, отдельных блоков, включающих в себе два или более уровней, так и всю программу в целом.

9. Анализ результативности профессионального обучения на уровне индивида и отдельной компании показал, что: 1) Система профессионального обучения способна оказывать заметное влияние на человеческий потенциал предприятий при условии, что программа курсов максимально соответствует требованиям, предъявляемым к работнику на данном рабочем месте. 2) В тех случаях, когда происходит обучение работников типовым специальностям, возможна организация курсов профессионального обучения с привлечением специализированных учебных заведений, взаимодействующих со службой занятости. 3) Если задачи, решаемые на рабочем месте специфичны для данного предприятия и требуют творческого подхода, рекомендуется профессиональное обучение в форме «мастер-ученик». 4) В условиях экономического спада профессиональное обучение персонала предприятий не ведет к немедленному улучшению его экономических показателей. 5) Необходимо развивать методы оценки воздействия профессионального обучения на экономические показатели предприятия. 6) Необходимо совершенствовать информационное сотрудничество между администрацией региона, службой занятости, образовательными учреждениями системы профессионального обучения и предприятиями региона с целью повышения экономической отдачи от проводимой работы по профессиональному обучению населения.

10. Для описания состояния занятости в выделенном экономическом регионе необходимо рассматривать следующие векторы: вектор предложения рабочей силы, характеризующий профессионально-квалификационную структуру экономически активного населения в регионе, вектор спроса рабочей силы, характеризующий распределение вакантных рабочих мест по профессиям и уровням квалификации, вектор интересов экономически активного населения, характеризующий степень привлекательности тех или иных профессий в глазах экономически активного населения, вектор миграции рабочей силы, характеризующий распределение экономически активных мигрантов по профессиям и уровням квалификации и вектор инвестиций в экономику региона, характеризующий распределение инвестиций по отраслям, что может быть интерпретировано в известном смысле как распределение инвестиций по профессиям, поскольку каждая отрасль имеет свой характерный спектр профессий.

11. В связи с обострением экономического положения в стране проблема определения оптимальных направлений и объемов подготовки и переподготовки кадров с учетом профессионально-квалификационного состава работников и имеющихся вакансий приобретает все большую актуальность. Эффективная методика и разрабатываемая на ее основе система оценки результативности профессионального обучения безработных на региональном уровне должна, прежде всего, давать адекватное описание состояния занятости в регионе в каждый конкретный момент времени. В настоящее время вектор предложения рабочей силы служба занятости оценивает по его регистрируемой части, т. е. тем гражданам, которые обращаются в службу занятости в поисках работы. Аналогично, вектор вакансий оценивается по данным, сообщаемым в службу занятости работодателями. Одним из необходимых условий совершенствования мер активной политики на рынке труда (в том числе и профессионального обучения) является установление более реалистичных оценок векторов спроса и предложения рабочей силы путем определения невидимых компонент этих векторов. Невидимая компонента вектора вакансий устанавливалась по профессиональной мобильности незанятых граждан, высказавших намерение поступить на курсы профессионального обучения. Особенное внимание уделялось при этом лицам, желающим обучаться конкретной профессии и уже заключивших с работодателем договор о поступлении на работу к нему после обучения (новой) профессии или соответствующего повышения квалификации. Представители этой части незанятых граждан самостоятельно нашли место своей будущей работы, которого, как правило, не было в списке вакансий службы занятостидругими словами, представители этой группы, называя профессии, которым они хотят научиться, дают службе занятости информацию о невидимой части рынка вакансий, причем большая часть этих вакансий находится в секторе малых и средних частных предприятий. Фиксируя направления переподготовки и интенсивность потоков на переподготовку, служба занятости повышает реалистичность своих оценок имеющихся вакансий.

12. Построена матрица профессиональной мобильности рабочей силы для регионального рынка труда (г. Ярославля), показывающая, из каких групп и в какие группы профессий перетекает рабочая сила, проходящая через систему профессионального обучения, а также интенсивности этих потоков.

13. По матрице профессиональной мобильности строятся безразмерные показатели Д и характеризующие положение /'-той группы профессии на региональном рынке труда: оц = А&bdquo-/ (%-ОЛП,) — I% = ОЛП,/(1,-ОЛП,);

Показатели он и характеризует устойчивость, а показатель Д — неустойчивость положения [-той профессии на региональном рынке. Предложен обобщающий показатель перспективности группы занятий (профессий) на региональном рынке труда: const + Р.

Чем выше относительное значение показателя Pt для i-той группы профессий, тем более устойчивой является данная профессия на региональном рынке труда. С помощью этого показателя можно определить наиболее перспективные направления переподготовки профессиональных кадров в регионе в данный момент, а отслеживая его изменения во времени, можно обоснованно планировать политику переподготовки рабочей силы в регионе, укрепляя материально-техническую базу и подбирая квалифицированный преподавательский состав по группам профессий и специальностей, перспективным на региональном рынке труда. С другой стороны, при обращении в службу занятости безработного с гарантийным письмом от будущего работодателя по поводу обучения профессии, в настоящее время находящейся «в списке риска» (спрос на услуги по данной профессии в настоящее время снижен) представляется обоснованным хотя бы частичное возмещение расходов на обучение работодателем (своего рода страхование расходов фонда занятости на обучение). Напротив, при выявлении перспективных групп профессий на рынке труда служба занятости могла бы на свой страх и риск обучить этим профессиям некоторое количество безработных, выразивших намерение обучиться такой профессии даже при отсутствии у них гарантийных писем от работодателя. Разумеется, решение по каждому безработному должно приниматься после его обследования у профконсультанта. 14. Более детальные матрицы профессиональной мобильности (с идентификацией групп профессий трехзначным кодом и конкретных специальностей с идентификацией четырехзначным кодом) в силу значительного дробления исходной статистической выборки оказываются более подверженными случайным факторам и, таким образом, выводы о межпрофессиональных потоках, которые могли бы быть сделаны на основании этих матриц при разовом наблюдении в значительной степени теряют свою статистическую ценность. Однако при регулярных наблюдениях, с накоплением статистических данных о межпрофессиональных потоках при детализированном описании профессионально-квалификационного состояния регионального рынка труда, оказывается возможным применять тонкие статистические методы, способные выявлять статистические закономерности в условиях высокого уровня шумов. Таким образом, при регулярном наблюдении за профессионально-квалификационным состоянием рынка труда появляется возможность установления закономерностей для более тонких передвижений рабочей силы.

15. Сбор статистической информации и многофакторный анализ состояния регионального рынка труда весьма трудоемки и могут представить большую дополнительную нагрузку для персонала региональной службы занятости, особенно в режиме регулярного мониторинга. Разработанный в ходе диссертационного исследования макет автоматизированной системы сбора и обработки статистической информации о региональном рынке труда может послужить прототипом полномасштабной системы, осуществляющей мониторинг рынка труда в автоматизированном режиме.

16. Исследована структура незанятого населения в регионе в целом и отдельных социальных групп незанятого населения: мужчин, женщин, молодежи, а также лиц в наиболее трудоспосробном возрасте 30−40 лет. Показано, что структурные свойства этих групп (возрастные, образовательные, профессиональные) весьма значительно отличаются от аналогичных свойств незанятого населения в целом, поэтому для успешного планирования программ профессионального обучения необходимо осуществлять мониторинг занятости для каждой из целевых групп отдельно. Так, например, мужчины, обращающие в службу занятости, имеют возрастное распределение, сдвинутое в сторону старших возрастов (более 40 лет), и образовательное распределение, сдвинутое в сторону более низкого образования. Напротив, для женщин характерен сдвиг в возрастном распределении в сторону младших возрастов (около 25 лет), а в распределении по образованию — смещение в сторону более высокого образования. Профессиональные распределения для названных групп также обладают высокой специфичностью, отражающей особенности распределения мужского и женского труда в региональной экономике.

17. Распределение по причинам незанятости всех обратившихся в службу занятости граждан показывает, что основной причиной незанятости продолжает оставаться увольнение по собственному желанию (почти 50% респондентов в качестве причины своей незанятости назвали именно эту причину), а увольнение в связи с высвобождением, сокращением числа работающих на предприятии или ликвидацией предприятия составляет одну треть от увольнений по собственному желанию. Увольнение работников за нарушения условий трудового договора составляет 2%. Основную долю потока рабочей силы, высвобождающейся на открытый рынок труда, составляют наемные работники. На их фоне вклад в незанятость от лиц, поступающих на рынок труда в связи с ликвидацией собственного дела, либо той или иной формы кооперативного предприятия представляется совершенно незначительным. Заметную долю среди всех незанятых составляют лица, не устроившиеся на работу после окончания учебных заведений разного уровня (почти 20%), из которых основную массу (17%) составляют выпускники последнего года выпуска. Таким образом, большая часть молодых людей находит работу в течение одного года.

Продолжается вытеснение женщин из сферы квалифицированного труда. Сравнение распределений по причинам незанятости для мужчин и женщин показывает, что хотя основной причиной незанятости как для мужчин, так и для женщин является увольнение по собственному желанию, доля мужчин, называющих эту причину, оказывается в полтора раза выше чем женщин (60% у мужчин против 38% у женщин). Что касается увольнений в связи с высвобождением, сокращением рабочей силы на предприятии, то здесь наоборот, доля женщин оказывается более чем в два раза больше (21% у женщин против 9% у мужчин).

18. Анализ распределения времени поиска работы для незанятого населения и различных его подгрупп подтвердил, что мужчинам легче устроиться на работу, чем женщинам одинакового с ними возрастас увеличением возраста работника выше определенного предела среднее время поиска работы растет, но и очень молодым людям (моложе 24 лет) также непросто найти работу, хотя время завершенного поиска для них оказывается меньше, чем в среднем для всех граждан. На возрастном интервале от 30 до 40 лет был зафиксирован минимум среднего завершенного времени поиска работы, что указывает на наиболее высокую конкурентоспособность этой группы населения.

19. Выявлены различные факторы, влияющие на готовность перечисленных социальных групп незанятого населения к участию в программах профессионального обучения. В целом около 40% всех обратившихся хотят поступить на курсы профессионального обучения, однако для отдельных рассматриваемых категорий незанятых граждан отклонение от этой оценки в ту и другую сторону достигает 10% - от 31% респондентов, высказавших намерение пройти профессиональное обучение, у мужчин и до 49% у молодых людей. Пониженная готовность мужчин участвовать в курсах профессионального обучения коррелирует с их возрастным и образовательным распределениями: среди незанятых мужчин наиболее высока доля зрелых возрастов (мужчины старше 35 лет составляют 57%) и невысоким уровнем образования (доля лиц с общим и начальным профессиональным образованием составляет 75%). Оба этих фактора — зрелый возраст и низкий уровень образования — часто подрывают у индивида веру в то, что многие проблемы с занятостью могут быть решены с помощью обучения и что он способен осилить необходимую для трудоустройства программу обучения. Такие настроения снижают внутреннюю установку на обучение и в результате возникает порочный круг: отсутствие веры в положительные результаты обучения — пониженная мотивация к учебе — низкие результаты обучения — отсутствие заметных изменений в вероятности трудоустройства для данного индивида. Чтобы разорвать эту цепь, необходима помощь консультанта-психолога.

При анализе влияния уровня образования было обнаружено, что в среднем по всем категориям граждан, обращавшихся в службу занятости, уровень образования оказывает некоторое влияние на готовность незанятых граждан принимать участие в программах профессионального обучения, при этом зафиксирована положительная корреляция между частотой высказывания намерения поступить на курсы и уровнем образования индивида, т. е. чем выше уровень образования, чем чаще высказывается намерение поступить на курсы профессионального обучения. Наиболее ярко эта корреляция проявляется у граждан 30 — 40 лет, чуть меньше у женщин и еще меньше у молодежи. Распределения незанятых граждан в целом и отдельных социальных подгрупп по причинам намерения поступить на курсы профессионального обучения отражают застойное состояние рынка труда для всех образовательных групп. При этом лица с высшим образованием обнаруживают более устойчивое положение на рынке — они уделяют больше внимания долгосрочным перспективам трудоустройства, повышению своих доходов и т. д. Наименее устойчиво в современных условиях ощущают себя лица с начальным профессиональным образованием. Наименее адекватные представления о своем положении на рынке труда демонстрируют лица с основным общим образованием.

Анализ влияния профессии показал, специалисты высшего и среднего звена в области инженерных и естественных наук чаще других склонны решать вопросы своей занятости путем адаптации к рынку труда через профессиональное обучение. Из специалистов с высшим образованием предпочитают обращаться в службу занятости за содействием в профессиональном обучении специалисты в области образования. Можно считать вполне установленным особый интерес к профессиональному обучению со стороны среднего персонала в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности. Среди незанятых лиц рабочих профессий на курсы профессионального обучения чаще других хотят попасть операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок. Среди профессиональных групп незанятых, избегающих профессионального обучения в службе занятости, находятся: работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности, строительно-монтажные и строительно-ремонтные рабочие, рабочие металлообрабатывающих и машиностроительных специальностей. Последнее не вполне понятно, учитывая высокое невостребованное предложение со стороны рабочих машиностроительных специальностей на региональном рынке труда. В целом закономерности, прослеживаемые по влиянию профессии на готовность участия незанятых граждан в программах профессионального обучения, подтверждают закономерности о влиянии уровня образования на готовность индивида поступить на курсы профессионального обучения — чем выше уровень образования, тем выше готовность незанятых граждан учиться на профессиональных курсах.

Анализ влияния продолжительности незанятости показал, что в среднем по всем категориям граждан, обращавшихся в службу занятости, продолжительность незавершенной незанятости оказывает определенное влияние на готовность незанятых граждан принимать участие в программах профессионального обучения. При этом обнаруживается положительная корреляция между частотой высказывания намерения поступить на курсы и продолжительностью незанятости. Эта закономерность устойчиво прослеживается по всем категориям гражданпроявления социальной апатии при увеличении продолжительности незавершенной незанятости в статистически значимых масштабах не обнаружено.

20. Важность оценки результативности профессионального обучения на уровне индивида обусловлена тем, что результативность профессионального обучения на индивидуальном уровне является необходимым условием его результативности на уровне предприятия и регионального рынка труда (общества в целом). Если обучение не дает положительных результатов на индивидуальном уровне, нет никаких оснований ожидать их для всего общества в целом.

При оценке результативности профессионального обучения на уровне индивида было показано, что фаза отбора и зачисления незанятых граждан на курсы профессионального обучения, особенно учет влияния мотивации и ожиданий, связанных с обучением, имеет большое значение для успешности профессионального обучения индивида. Установлено, что наиболее существенным фактором, влияющим на оценку слушателями результатов профессионального обучения, является потребность в обучении и уровень мотивации к нему. Готовность незанятых граждан обучаться на курсах, проводимых службой занятости, количество претендентов на эти курсы и оценка качества курсов их выпускниками характеризуют степень результативности профессионального обучения. На оценку слушателями результатов профессионального обучения влияет степень соответствия реальных результатов первоначальным ожиданиям, которые, в свою очередь зависят от трех факторов: 1) насколько реалистичными были ожидания, 2) насколько точна и полна была информация о курсах и, наконец, 3) насколько близко реально проведенные курсы соответствовали предварительной информации о них. Таким образом, для создания у будущих слушателей адекватного представления о проводимых курсах профессионального обучения необходимо предоставлять им развернутую информацию о содержании курсовособое внимание следует уделять полноте предоставляемой информации и широте ее представления в региональных информационных каналах, включая различные средства массовой информации.

На первое месте по положительному влиянию со стороны курсов профессионального обучения спустя 6 мес. после проведения курсов слушатели поставили повышение уровня самооценки, уверенности в своих силах (почти 75% респондентов дали оценку хорошо), на втором месте (65% опрошенных) стоит повышение профессионального мастерства, на третьем — улучшение жизненной ситуации в целом (почти 45%). Очевидно, что такая оценка участников влияния курсов на рост их профессионального мастерства есть признание заслуг Ярославского центра занятости в области профессионального обучения незанятого населения и помощи в трудоустройстве. Проводимые им курсы в целом отвечают потребностям тех, кто имеет четко осознанные установки на повышение своей конкурентоспособности на рынке труда, реально оценивает свои возможности и ситуацию на рынке труда в целом.

Заметный эффект обучения на трудоустройство и закрепляемость слушателей на рабочих местах обнаружился после того, как удалось добиться для некоторых курсов более полного соответствия образовательным стандартам на профессию. В тех случаях, когда удавалось достигать соглашения о целях обучения, программах курсов и методах выходного контроля обучаемых на трехсторонней комиссии по профессиональному обучению, включающей представителей работодателей, службы занятости и образовательных учреждений, проводящих обучение, результаты обучения оценивались работодателями более высоко, что отражалось в более высоких показателях трудоустройства слушателей и их лучшей закрепляемости на рабочих местах.

21. При анализе результативности профессионального обучения на уровне отдельного предприятия опрашивались представители все уровней администрации предприятия на предмет оценки изменений качества рабочей силы после обучения в зависимости от форм и методов обучения. Общий эффект профессионального обучения оценивался как положительный для всех форм обучения — обучения на рабочих местах, в специальных учебных заведениях, в службе занятости. Однако более высокую оценку получило обучение на рабочих местах, поскольку для него реализуется наиболее полное соответствие обучения потребностям каждодневной практики на данном рабочем месте. На втором месте по способности удовлетворить этому требованию стоит обучение в специализированных учебных заведениях. В тех случаях, когда обучение было конкретно ориентировано на разрешение производственных проблем, стоящих перед слушателями, когда они приобретали именно те навыки, которые им нужны на рабочем месте, общая оценка профессионального обучения была особенно высокой. Чем сильнее были отклонения от этого условия, тем ниже была оценка. Полученные на курсах знания и умения позволяли работнику чувствовать себя более уверенно, эффективней решать свои функциональные задачи. Особенно это было заметно в тех случаях, когда на предприятии внедрялась новая технология и появлялись качественно новые рабочие места. Основные улучшения качества рабочей силы касались расширения профессиональных возможностей работников за счет овладения ими смежными специальностями, налаживания более тесного взаимодействия между членами производственного коллектива, улучшения рабочего климата.

Таким образом, система профессионального обучения способна оказывать заметное влияние на человеческий потенциал предприятий при условии, что программа курсов максимально соответствует требованиям, предъявляемым к работнику на данном рабочем месте. В тех случаях, когда происходит обучение работников типовым специальностям, возможна организация курсов профессионального обучения с привлечением специализированных учебных заведений, взаимодействующих со службой занятости. Если задачи, решаемые на рабочем месте специфичны для данного предприятия и требуют творческого подхода, рекомендуется профессиональное обучение в форме «мастер-ученик» .

В условиях экономического спада профессиональное обучение персонала предприятий не ведет к немедленному улучшению его экономических показателей. Необходимо развивать методы оценки отдельных последствий профессионального обучения на экономические показатели предприятия.

Наконец, необходимо совершенствовать информационное сотрудничество между администрацией региона, службой занятости, образовательными учреждениями системы профессионального обучения и предприятиями региона с целью повышения экономической отдачи от проводимой работы по профессиональному обучению населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон о занятости населения в Российской Федерации, Бюллетень Министерства труда Российской Федерации, 1996, № 5.
  2. Закон Российской Федерации об образовании. Собрание законодательства РФ, № 3, 1996.
  3. Закон РФ о несостоятельности (банкротстве). Российская газета, 20 января 1998.
  4. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, М., Труд и право, № 1. 1996.
  5. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 928 «О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 19 962 000 годы», Собрание законодательства, РФ, № 33, 1996.
  6. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 -2000 гг. Бюллетень Министерства труда Российской Федерации, № 6, 1996.
  7. Федеральная программа содействия занятости населения на 1996−1997 гг.: подходы и приоритеты", Человек и труд, № 1, 1996.
  8. Федеральная програма содействия развития профессиональному развитию персонала на производстве на 1996−1997 гг.
  9. Основные направления социальной политики Российской Федерации на 1996−1997 гг., Человек и труд, № 4, 1996.
  10. Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 № 650 «Об утверждениии Типового положения об учреждении начального профессионального образования», Собрание законодательства РФ, № 8, 1994.
  11. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждениии Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов». Собрание законодательства РФ, № 27, 1995.
  12. Постановление Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26.12.1995 № 12 «О Положении о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию, № 4, 1996.
  13. Final draft of the International Standard Industrial Classification of All Economic Activities, Statistical Papers, Series M, № 4, Rev. 3, Add. 2, New York, UN Statistical Office. 12 Dec 1988.
  14. Resolution concerning statistics of the economically active population, employment, unemployment and underemployment, 13th Intl. Conf. of Labour Statisticians, Bulletin of Labour Statistics, International Labour Office, Geneva, 1982.
  15. Resolution concerning measurement and analysis of underemployment and underutilisation of manpower, 11th Intl. Conference of Labour Statisticians, Bulletin of Labour Statistics, International Labour Office, Geneva, 1976, pp. 33 36.
  16. Resolution concerning statistics of hours of work, 10th Intl. Conference of Labour Statisticians, Bulletin of Labour Statistics, International Labour Office, Geneva, 1976, pp. 58 -60.
  17. Handbook of houshold surveys, Revised Ed., Studies in Methods, Series F, № 31. New York. UN Statistical Office.
  18. Definition of part-time employment, OECD Employment outlook. Note D, Paris, Sep. 1983, pp. 101 103.
  19. Л.И.Абалкин, Качественные сдвиги в экономике и совершенствование хозяйственного механизма, Экономика и математические методы, 1986, т. XXII, вып. 1, с. 6.
  20. Л.И.Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики, № 12, 1994, с. 4−1.3.
  21. П.Авен, В. Широнин, Реформа хозяйственного механизма: реальность намеченных преобразований, Известия СО АН СССР, Экономика и прикладная социология, 1987, N3, с. 32−41.
  22. Р.Аллен, Экономические индексы, М., 1980.28. М. Аллэ,
  23. А.Ананьев, Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной эуономике, Вопросы экономики-, № 5, 1995.
  24. С.Я.Батышев, Реформа профессиональной школы, М., 1987.
  25. С.Я.Батышев, Профессиональное обучение рабочих на производстве в условиях экономических реформ, Николаев, 1990.
  26. С.Я.Батышев, А. Г. Соколов, А. И. Рабицкий, Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих, М.: Ассоциация Профессиональное образование, 1995, 208 с.
  27. Е.В.Белкин, Человеческий фактор общественного производства, М., 1989.
  28. И.Бересенева, О. Иванов, Е. Ильин, М. Клупт, Е. Озерова, Ж. Панчук, В. Перекрест, Т. Хачатурова, Критическая зона рынка труда. Мониторинг социально-экономической ситуации и состояние рынка труда С.-Петербурга, № 1, январь-март 1996.
  29. В.П.Беспалько, Программированное обучение. Дидактические основы, М., Высшая школа, 1980.
  30. Б.Д.Бреев. Человек и производство. М.: Мысль, 1989, с. 266.37. П. Г. Бунич,
  31. Н.Бусленко, Моделирование сложных систем, М.: Наука, 1979, 400 с.
  32. Н.И.Власова, Е. В. Кулешова, Положение рабочей силы на рынке труда и деятельность органов государственной службы занятости в 1997 году, Доклад Департамента комплексных проблем занятости Министерства труда и социального развития РФ, М.: 1998, 27 с.
  33. А.П.Владиславлев, Система непрерывного образования состояние и перспективы. Социально-философские проблемы современного образования, М., 1986.
  34. А.А.Водянов, Инвестиционные процессы в экономике переходного периода (методы исследования и прогнозирования), М., 1995.
  35. Л.А.Гаранин, И. П. Смирнов, Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта, М.- ИРПО, 1997, 140 с.
  36. М.Х.Гарсия-Исер, И. К. Золотова и др., Словарь терминов применяемых в деятельности служб занятости, Министерство труда и социального развития, М.: Инфограф, 1997, — 111 с.
  37. Б.М.Генкин, Экономика и социология труда, М., 1998, -384 с.
  38. В.Гимпельсон, Стратегии российского менеджмента на рынке труда, Мировая экономика и международные отношения, № 6, 1994.
  39. В.Гимпельсон, Д. Липпольд, Реструктурирование занятости на российских предприятиях, Мировая экономика и международные отношения, № 7, 1996.
  40. С.Глинкина, Теневая экономика, Россия: экономика и политика, № 2, 1996.
  41. А.Дадашев, Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления, Вопросы экономики, № 5, 1995.
  42. Дж. Данциг. Линейное программирование, его применение и обобщения. М.: Прогресс, 1966.
  43. И.Заславский, Узловые проблемы на рынке труда, Вопросы экономики, № 9,1994.
  44. А.Ф.Зубкова, Альтернативы социальному партнерству нет, Человек и труд, № 2,1995.
  45. М.Кавай, Система противодействия безработице в период перехода к рыночной экономике, Вопросы экономики, № 9, 1994.
  46. Р.Капелюшников, Движение рабочих мест в переходной экономике: поведение и ожидания российских промышленных предприятий, ИМЭМО РАН, Препринт, М.: 1997.
  47. Р.Капелюшников, С. Аукционек, Российские промышленные предприятия на рынке труда, Вопросы экономики, № 6, 1995.
  48. Э. Kapp. История Советской России. Кн. 1, том 2, часть IV, Экономический порядок. М.: Прогресс, 1990.
  49. Е.Д.Катульский, В. Н. Якимов (ред.) Управление трудом и социальными процессами, М., 1996.
  50. А.В.Кашепов, Проблемы предотвращения массовой безработицы в России, Вопросы экономики, № 5, 1996.
  51. Дж. Кейнс. Общая теория занятости, процента, денег. М., 1978.
  52. Дж.Кейнс, Концепция занятости в условиях социальнго ориентированной экономики, М., 1990.
  53. С.Кириенко, Выступление в Государственной Думе 10.04.1998.
  54. Ю.В. Колесников (ред.), Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий, Российский учебный центр. М.: Изд. Нива России, 1996,-с. 287.
  55. Р.П.Колосова, Трудовой потенциал промышленности. М., 1987.
  56. С. Коммандер, Дж. МакХейл, Р. Емцов, Россия, В кн. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России, Москва, Инфра-М, 1995, с. 187−240.
  57. Я. Корнай. Дефицит. М.: Наука, 1990, с. 607.
  58. В.П.Костаков, Прогноз занятости населения: методологические основы, М., 1979.
  59. А.Э. Котляр. Сущность и основные формы занятости при социализме. Проблемы формирования занятости. М., 1972.
  60. А.Э.Котляр, М. И. Талалай. Молодежь приходит на производство. М.: Профиздат, 1978, с. 80.
  61. А.Э.Котляр. Структура занятости населения: проблема совершенствования. М., 1989.
  62. А.Э.Котляр. О повышении эффективности занятости, Человек и труд, 1995, № 8.
  63. А.Э.Котляр, И. Н. Кирпа, Проблемы занятости и рынка труда в условиях перехода к рыночной экономике, Выпуск 1, М.: Российский учебный центр, 1996, -84с.
  64. Р. Крамм, Системы управления базами данных <1ВА8Е II и <1ВА8Е III для персональных компьютеров, М.: Финансы и статистика, 1988, 383 с.
  65. А.И.Кузьмин. Региональные особенности функционирования социалистического закона народонаселения, Региональные особенности формирования населения и использования трудовых ресурсов. Киев, 1982, с. 175.
  66. С.А.Кузьмин, Эффективная занятость населения, М., 1990.
  67. К.Г.Кязимов, Профессиональное обучение безработных и незанятого населения, М.:РУЦ, 1995, — 227 с.
  68. И.Ю.Лаптева, Занятость: традиционные подходы и новые аспекты, Проблема механизмы рыночного хозяйствования, М., 1992.
  69. Л.ФЛебедева, Социальные программы на уровне предприятий, США: Экономика, политика, идеология, № 3, 1994.
  70. А.Н.Лейбович, Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования, М.: 1996, -228 с.
  71. В.Леонтьев, Экономические эссе. Теории, исследования, факты, политика, 1990.
  72. В. Леонтьев, Межотраслевая экономика, М.: Экономика. 1997, с. 479.
  73. Д.Липпольд, Р. Торрес, Особенности российского рынка труда, Человек и труд, № 2, 1995.
  74. М.Максимов, А. Ткаченко, В. Чураков, Демографический потенциал и трудовые ресурсы района: Возможности мониторинга, Человек и труд, № 2, 1997.
  75. В.А.Мальцев, Совершенствование производственных отношений в условиях радикальной экономической реформы, М., 1989.
  76. И.С.Маслова. Экономические вопросы перераспределения рабочей силы при социализме. М.: Наука, 1976, с. 229.
  77. И.С.Маслова, Методология изучения российского рынка труда, Вестник статистики, № 10, 1992.
  78. И.С.Маслова, Российский рынок труда, М., 1993.
  79. И.Д.Мацкуляк, Стратегия занятости: предотвращение безработицы, М., 1990.
  80. Г. Г.Меликьян, Р. П. Колосовой (ред.), Экономика труда и социально-трудовые отношения, М.: Изд. МГУ, изд. ЧеРо, 1996, с. 623.
  81. К.И.Микульский (ред.) Рыеок труда в России: проблемы формирования и регулирования, М&bdquo- 1995.
  82. Г. В.Мильнер, Принципы финансирования региональных программ подготовки кадров, высвобождающихся в результате перехода к рынку, ИПО Министерства образования РФ, 1991.
  83. Н.Н.Моисеев, Математические задачи системного анализа, М.: Наука, 1985, -490с.
  84. Мониторинг регистрируемой безработицы. Январь-декабрь 1997, Государственнпя служба занятости, Москва, 1998.
  85. Н.Г.Мурадян, Рынок и занятость: социально-экономический прогноз, М., 1991.
  86. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник, Госкомстат СССР, М.: Финансы и статистика, 1987.
  87. Дж. фон Нейман, О.Моргенштерн. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970,-с. 707.
  88. А.А.Никифорова, Рынок труда: занятость и безработица, М., 1992.
  89. А.М.Новиков, Профессиональное образование в России (перспективы развития), М.: ИЦП НПО РАО, 1997, 254 с.
  90. П.Н.Новиков, Теоретические основы опережающего профессионального образования, Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Екатеринбург, 1997.
  91. П.Новиков, Е. Гончар, Учебные центры службы занятости на рынке образовательных услуг, Человек и труд, № 4, 1997.4 101. П. Новиков, Т. Василькова, Профессиональное обучение незанятого населения, Человек и труд, № 1, 1996.
  92. П.Новиков, М. Савина, Обучение и профориентация незанятых, Человек и труд, № 5, 1996.
  93. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития, М. 1986.
  94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, М.: Минтруд России, Госкомстат России, 1995, 220 с.
  95. Оплата труда в период структурной перестройки экономики Российской Федерации, ОЕСОЛЗО (95) 102.
  96. Основные проблемы рационального использования трудовых ресурсов в СССР, М.: Наука, 1971,-с. 13−14.
  97. В.Остапенко, Инфляция и воспроизводство основных фондов, Вопросы экономики, № 7, 1994.
  98. Н.Я.Петраков, В. И. Ротарь, Фактор неопределенности и управление экономическими системами, М.: Наука, 1985.
  99. Г. Х.Попов, Эффективное управление, М.: Экономика, 1985.
  100. В.А.Похвощев, Формирование занятости населения России в переходный период становления рыночных отношений, Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, М.: Центральный институт труда, Минтруд РФ, 1995, -38 с.
  101. В.А.Похвощев, Ю. М. Забродин (ред.), Военная служба по контракту. Опыт взаимодействия органов занятости и военных комиссариатов, М.: Нива России, 1997.
  102. Проблема неплатежей и пути ее решения. Вопросы экономики, № 9. 1994, с. 5261.
  103. С.О.Пронин, О методологии исследования проблем занятости безработицы, Рынок труда: становление и развитие, М., 1993.
  104. Реформирование социальной инфраструктуры российских предприятий, OECD/GD (96) 164.
  105. И.Н.Римская. Образование на российском рынке, 1995, 49с.
  106. Н.С.Розов, Культура, ценности и развитие образования, М., 1992.
  107. В.Роик, Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества. Человек и труд, № 2, 1997.
  108. В.Роик. Безопасность труда: социально-экономические аспекты, Человек и труд, № 5, 1996.
  109. Г. М.Романенкова, Проблемы прогнозирования рынка труда. Вопросы экономики, № 12, 1993.
  110. Российский статистический ежегодник 1996, М.: Госкомстат России, 1996, 900 с.
  111. Россия в цифрах 1997, Краткий статистический справочник, М.: Госкомстат России, 1997, 400 с.
  112. С.Ю.Рощин, Занятость женщин в переходной экономике России, М., 1996.
  113. Л.Л.Рыбаковский, Миграция населения: прогнозы, факторы, политика, М., 1987.
  114. А.Л.Сафонов, Меры социальной защиты работиков предприятий-банкротов, ОЕСОЛЗО (96)164.
  115. П.Самуэльсон, Экономика, М., 1964.
  116. А.С.Семенов, Макроэкономические факторы поддержки занятости, Проблемы теории и практики управления, № 2, 1996.
  117. А.С.Семенов, Макроэкономический прогноз занятости, Человек и труд, № 1, 1996.
  118. Н. Скрыпник, Занятость в мире: перемены не в лучшую сторону, Человек и труд, № 4, 1996.
  119. В.Тамбовцев, Объект экономической безопасности России, Вопросы экономики, № 12, 1994.
  120. Тревожный прогноз состояния условий труда. Человек и труд, № 5, 1996.
  121. Труд и занятость в России 1996, М.: Госкомстат России, 1996, с. 60 61.
  122. Я.Уринсон, Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций, Вопросы экономики, № 8, 1994.
  123. В.Филатов, Проблемы инвестиционнй политики в индустриальной экономике переходного типа. Вопросы экономики, № 7, 1994.138. М. Фридмен,
  124. Ф.Хайек, Пагубная самонадеянность, М.: Новости, 1992.
  125. Ф. Хайек, Дорога к рабству, М., 1992.
  126. Ф. Хайек, Безработица и денежная политика. Правительство как генератор «делового цикла», М., 1992.
  127. А.Харламов, Активная политика на рынке труда: итоги и перспективы, Человек и труд, № 1, 1996.
  128. П. Хейне, Экономический образ мышления, М.: Новости, 1990.
  129. Е. Хибовская, Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам, Вопросы экономики, № 5, 1995.
  130. Р. Хуссманс, Ф. Мехран, В. Верма, Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость: Методологическое руководство МВТ, Кн. 1 и 2, М.: Финстатинформ, 1994, 272 с.
  131. Л.С.Чижова (ред.), Стратегия занятости, М.: Экономика, 1990.
  132. Л.С.Чижова, Политика занятости в переходный период, Проблемы теории и практики управления, № 2, 1996.
  133. В.Я.Чураков. Проблемы регионального баланса трудовых ресурсов. М.: Наука, 1977,-с. 150.
  134. В.Я.Чураков, Стартовые условия формирования рынка труда в России, Человек и труд, № 4, 1993.
  135. В.Я.Чураков, М. В. Максимов, Методика и опыт мониторинга трудовых ресурсов, М.: РУЦ, 1997, с. 81.151. С. С. Шаталин,
  136. С.С.Шаталин, Е. Т. Гайдар, Экономическая реформы: причины, направления, проблемы, М.: Экономика, 1989.
  137. В.Шеметов, В. Широков, О модельном словаре занятий для переписи населения, Международный семинар по Переписи населения в странах СНГ 1999 г., Москва, Госкомстат СНГ. май 1998 г.
  138. В.Шеметов, Л. Харитонова, Профессиональное обучение безработных: Определение оптимальных направлений переподготовки, Ярославль, 1998.
  139. В.Шеметов, В. Широков, Анализ безработицы среди выпускников образовательных учреждений, Современные проблемы профессионального обучения безработных и незанятого населения, М.- РУЦ ФСЗ, 1996.
  140. В.Шеметов, В. Широков, Многофакторный анализ современного состояния российского рынка труда, Актуальные проблемы занятости и состояние российского рынка труда, М.: РУЦ Минтруда РФ, 1997.
  141. В.Шеметов, В. Широков, Положение на рынке труда возрастных групп, составляющих потенциал формирования вооруженных сил на контрактной основе, Актуальные проблемы занятости и состояние российского рынка труда, М.: РУЦ Минтруда РФ, 1997.
  142. В.Шеметов, Оценка результативности программ профессионального обучения незанятых граждан, Человек и труд, № 5, 1997.
  143. В.Шеметов, Маргинальные группы на рынке труда и стандарты профессионального образования, Стандарты в образовании: проблемы и перспективы, 2-ая международная конференция, Москва, октябрь 1997.
  144. В.Шеметов, Л. Харитонова, Опыт регионального центра занятости по профессиональному обучению и трудоустройству незанятой молодежи и женщин. Стандарты в образовании: проблемы и перспективы, 2-ая международная конференция, Москва, октябрь 1997.
  145. А.Н.Шохин, Непримиримость к нетрудовым доходам, М.: Знание, 1986.
  146. В.Щербаков, Рынок труда и занятость: состояние, проблемы, перспективы, Социология труда, № 1. 1991.
  147. Р.Эренберг, Р. Смит, Современная экономика труда. Теория и государственная политика, М.: Изд-во МГУ, 1996, с. 800.
  148. Г. А. Явлинский. Уроки экономической реформы. М.: Эпицентр, 1993, с. 97.
  149. J.Andreassen, The effect of labour market training in Norway 1994, In: I. Mikkonen (Ed.), Evaluating labour market training, Helsinki, 1995.
  150. A.Barth, IAB long-term labour market projections and policy simulation: Concept and application, Labour market research topics, № 13, 1995.
  151. H.Bloom et al., The National JTPA Study. Overview: Impacts, Benefits and Costs of Title II-A, 1994, Bethesda, Maryland.
  152. R. Brinkerhoff, Achieving results from training. San Francisco, 1991, -170 p.
  153. G. Burtless, The case for randomized field trials in economic and policy research. Journal of Economic Perspectives, V9, № 2, pp. 63−84, 1995.
  154. F.Buttler, M. Tessaring, Human capital as a location factor. Education policy discussion from a labour market policy standpoint, Proceedings of the German Institute for employment research, 1994.
  155. L. Calmfors, Active labour market policy and unemployment: a framework for analysis of crucial design features, OECD Economic Studies, № 22, 1994.
  156. S. Commander, L. Liberman, C. Ugaz, R. Yemtsov, The behavior of Russian firms in 1991 and 1992: Evidence from a survey. Working Paper 1166, World Bank, Washington, D.C., 1993, -79 p.
  157. P.Flame, Discouraged workers: How strong are their links to the job market?, Monthly Labour Review, Aug. 1984, pp. 7 12
  158. T.Fraker, R. Maynard, The adequacy of comparison group design for evaluation of employment-related programs, Journal of Human Resources, V22, № 2, 1987.
  159. A. Hamblin, Evaluation and control of training. London, 1974, -394 p.
  160. O.Hawrylyshyn, Towards a definition of non-market activities, Review of Income and Wealth, Mar. 1977, Series 23, № 1, pp. 79 96.
  161. J.Heckman, V. Hotz, Choosing among alternative non-experimental methods for estimating the impact of social programs: The case of manpower training, Journal of American Statistical Association, V84, № 408, 1989.
  162. J.Heckman, J. Smith, Assessing the case for social experiments, Journal of Economic Perspectives, V9, № 2, pp. 85−110, 1995.
  163. Human Resources Development in Canada. Longitudinal Study of Training Impacts for the Job Entry and Job Develoment Programs, 1993, Program Evaluation Branch, Ottawa.
  164. W. Johnston, Workforce 2000: Work and Workers for the 21-st Century, Indianapolis, Hudson Institute, 1987.
  165. M. Kalecki, Selected Essays on the Economic Growth of the Socialist and Mixed Economics. Cambridge, 1972.
  166. T183. D. Kirkpatrick, Evaluating training programs. American society for training and development, 1975, 275 p.
  167. G.Kuehlewind, Gainful employment and the inter-generational contract, Labour market research topics, № 10, 1995.
  168. Labour Market and Social Policies in the Slovak Republic, Centre for Co-Operation with the Economies in Transition, OECD, 176 p.
  169. R. Lalonde, The promise of public sector-sponsored training programs, Journal of Economic Perspectives, V9, № 2, pp. 149−168, 1995.
  170. D.Lippold, Labor Turnover in Russia: statistical measurement, international comparisons and labor market implications, OECD, Paris, 1993.
  171. V.Mikhalev, N. Bjorksten, Wage formation during the period of economic restructuring in the Russian Federation, OECD, Paris, 1995.
  172. B.McConnel, Contemporary labor economics, Geneva, 1992.
  173. B.Meyer, Lessons from the US unemployment insurance experiments, Journal of economic literature, V. XXXIII, pp. 91 131, 1995.
  174. C. deNeuburg, Part-time work: An international quantitative comparison, International Labour Review, Geneva, ILO, Sep.-Oct. 1985, pp. 559 57
  175. The OECD Jobs Studies, OECD, Paris. 1994.
  176. OECD 1994, Employment Outlook, Paris, 1994.
  177. OECD 1993, Employment Outlook, Paris, 1993.
  178. The OECD list of social indicators, P., 1982.
  179. The OECD Documents: The changing social benefits in Russian enterprises, Paris, 1996/
  180. L. Rae, How to measure training effectiveness. Cambridge, 1986, 312 p.
  181. A.Reuterward, Does Labour Market Training Improve Job Prospects? The Labour Seminar, Helsinki, 1994.
  182. S.Robbins, Organisational Behavior, Prentice Hall Intl, Inc., 1993.
  183. V.Shemetov, Marginal groups on Russian labour market, Intl. Conf. on carrier guidance: Dark and Light Councilors for uncertain times, Tampere, Finland, Feb. 1998.
  184. V.Shemetov, Marginality on labour market: conditions of its existance and elimination, Educational and Vocational Guidance, Bulletin of International Association for Educational and Vacational Guidance, 62/1998.
  185. A.Tamas, A. Harkman, FJansson, The effect of vocationally oriented employment training on income and employment. In: I. Mikkonen (Ed.), Evaluating labour market training, Helsinki. 1995.
  186. US Department of Labor, What’s working (and what’s not). Summary of Research on the Economic Impacts of Employment and Training Programs. Office of the Chief Economist, Washington, 1995.
  187. N.Westergard-Nielsen, The effect of labour market training programs where initial conditions differ. The Dannish Presidency conference, Kolding, 1993.
  188. J.Wholey, Evaluability assessment: developing programm theory. In: L. Bickman (Ed.), Using programm theory in evaluation, San Francisco, J. Bass, 1987.
Заполнить форму текущей работой