Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профильный курс экономических приложений информатики как средство формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если профильный курс ЭПИ является «ядром» системы, то изучение этого курса должно способствовать формированию мировоззрения личности. С. А. Бешенков, Н. В. Матвеева, Ю. Ю. Власова отмечают, что приоритет в содержании обучения информатике должен быть отдан задаче формирования мотивационной компоненты деятельности человека, поскольку именно этот аспект определяет направленность активности личности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ
  • ПРИЛОЖЕНИЯМ ИНФОРМАТИКИ
    • 1. Методологические аспекты экономических
  • приложений информатики
    • 2. Технологическая составляющая экономических
  • приложений информатики
    • 3. Психолого—педагогические основы формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
    • 4. Профильное обучение информатике с учетом интересов учащихся к экономической сфере профессиональной деятельности

Профильный курс экономических приложений информатики как средство формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реализация идей дифференциации школьного образования на старшей ступени обусловлена современными требованиями общества к развитию личности. В основном эти требования направлены на формирование готовности личности к профессиональному самоопределению и на удовлетворение нарастающей потребности общества в обеспечении социально—профессиональной структуры информационно— грамотными специалистами. Поэтому важнейшими задачами дифференциации содержания обучения информатике в школе являются: подготовка старшеклассников к продолжению образования в области выбранной специализации и предпрофессиональная подготовка.

Содержательное наполнение школьного курса информатики базируется на исследованиях А. П. Ершова, В. К. Белошапки, С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, А. А. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, А. СЛесневского, В. М. Монахова и др. Дифференциация содержания обучения старшеклассников отражается в структуре методической системы обучения школьной информатике в том, что эта система помимо базового курса включает профильные курсы.

Проблемам профессионального самоопределения посвящено немало работ зарубежных исследователей (А.Маслоу, Д. Сьюпера, Дж. Холланда, Фукуямы и др.). Отечественные психология и педагогика также накопили богатый опыт: исследования Е. А. Климова,.

A.Е.Голомштока, Л. А. Йовайши, В. В. Назимова, Б. А. Федоришина, С. Н. Чистяковой и др., особенностью которых является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. В работах П. Р. Атутова, А. Г. Калашникова,.

B.Г.Разумовского, А. П. Шаповаленко, С. И. Шварцбурда, ДА. Эпштейна и др. подчеркивается, что на формирование осознанного интереса выпускников школы к определенным профессиям оказывает влияние политехническое образование. Большие возможности для осуществления профориентации школьников на политехнической основе заложены в обучении информатике (А.П.Ершов, А. А. Кузнецов, М. П Лапчик, В. М. Монахов и др.).

Разработкой курсов, обеспечивающих допрофессиональную подготовку школьников по информатике, направленную на освоение первоначальных навыков применения ее средств в разных профессиях, занимаются Л. Г. Алсынбаев, А. В. Гиглавый, Н. С. Левина, Т. П. Кравчук, Н. А. Сычев, О. В. Тюнина, М. А. Члига и др. Следует отметить, что потенциал школьной информатики в решении задачи формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению остается в полной мере неиспользованным. Это объясняется стремительным развитием технологий информатики и многообразием модификаций этих технологий для приложений в различных областях общественной деятельности.

Современные процессы общественного развития актуализируют проблемы экономической подготовки школьников: разрабатьюается и уточняется содержание экономического образования, формируется его структура и обосновывается целесообразность введения курсов по основам экономики, бизнеса, предпринимательства в 9−11 классах (В.С.Автономов, В. В. Акимов, А. Ж. Жафяров, Б. А. Райзерберг, И. ВЛипсиц и др.). Новый Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации включает предмет «Экономика» (за счет часов вариативной части) в образовательную область «Обгцествознание». Следовательно, имеются предпосылки для создания в полной средней школе профилей обучения старшеклассников с учетом их интересов к экономической сфере профессиональной деятельности.

В области методики преподавания информатики накапливается опыт обучения школьников по программам профильных и факультативных курсов информатики экономической специализации (Л.С.Велихович, В. Г. Мануйлов, А. Л. Пахомов и др.). Для обучения по таким программам характерно, что его компоненты: целевой, потреб-ностно—мотивационный, содержательный и операционно— деятельностный не ориентированы на формирование готовности учащихся к осознанному выбору будущей специальности или профессии.

В последнее время наметились тенденции создания интегрированных курсов информатики, в частности, экономической ориентации (Б.А.Бекзатов, А. А. Кузнецов, Д. В. Лукин и др.), курсов, интегрирующих основы предпринимательства, экономики и информатики (Е.В.Бехтева, А. Н. Гриценко, Н. Д. Угринович, В. Д. Кокаулин и др.). В основном эти курсы решают задачи информационно—экономической подготовки школьников, поэтому в них мало внимания уделяется теоретико—методологическим и системно—технологическим аспектам использования информатики в экономике. Очевидно, что пропедевтическое изучение данных аспектов, применительно к профессиональной деятельности в профильном курсе информатики, может стимулировать учащихся старших классов к выбору специальностей экономического профиля, а также специализаций в сферах информатизации и автоматизации экономики и бизнеса.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием общественной потребности формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению, с учетом их интересов к экономической сфере профессиональной деятельности, в процессе углубленного изучения информатики. Для этого имеются следующие потенциальные возможности:

— современная структура обучения информатике в школе позволяет организовать на старшей ступени профильные курсы, ориентированные на формирование готовности личности старшеклассника к профессиональному самоопределению;

— на старшей ступени обучения целесообразно осуществлять интеграцию знаний нескольких наук.

В составе профессиональной деятельности специалистов экономического профиля можно выделить два ведущих, взаимообусловленных вида: информационная деятельность и управленческая деятельность.

Информационная деятельность связана с процессами сбора, хранения, обработки и передачи экономической информации. Управленческая деятельность немыслима без информационной деятельности, так как управляющее воздействие вырабатывается на основе анализа и использования экономической информации, а осуществляется это воздействие посредством передачи информации. Таким образом, профессиональная деятельность специалистов экономического профиля базируется на интегрированных знаниях информатики, кибернетики и экономики, а также математики, без элементарных знаний которой невозможны любые экономические расчеты. Овладеть основами таких знаний можно в процессе изучения экономических приложений информатики (ЭПИ).

Проблема исследования определяется противоречием между общественной потребностью формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению и существующей методической системой обучения информатике старшеклассников, имеющих интерес к экономической сфере профессиональной деятельности.

Объектом исследования является процесс профильной подготовки учащихся старших классов полной средней школы.

Предмет исследования составляет методическая система обучения профильному курсу экономических приложений информатики.

Цель исследования состоит в разработке методической системы обучения экономическим приложениям информатики, обеспечивающей формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что процесс обучения ЭПИ будет способствовать формированию готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях информатизации общественного развития, если деятельность обучаемых будет направлена на:

— познание структурных и функциональных особенностей систем (средств), обеспечивающих технологическую составляющую ЭПИ, и понимание целесообразности использования этих систем (средств) для автоматизации профессиональной деятельности, что позволяет формировать и развивать профессиональный интерес;

— освоение приемов работы с экономической информацией в процессе применения новых информационных технологий и использование средств (систем) информатики для решения профессионально— ориентированных задач с экономическим содержанием, что позволяет формировать профессиональную направленность и стимулировать процессы становления профессионального самосознания.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Комплексно изучить теоретические и практические основы применения методов и средств информатики в экономике для уточнения методологических и технологических оснований ЭПИ.

2. Провести отбор основных педагогических средств управления профессиональным самоопределением старшеклассников в процессе обучения экономическим приложениям информатики.

3. Выявить особенности профильного обучения информатике с учетом интересов старшеклассников к экономикеспроектировать систему курсов ЭПИ с учетом тенденций дифференциации содержания школьного образования и принципов системного анализа и синтеза.

4. Разработать основные компоненты методической системы обучения (преимущественно, цели, содержание, формы и методы) профильному курсу ЭПИ, обеспечивающей формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

5. Опытно—экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы обучения.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— методологические и социальные основания информатизации и автоматизации, в частности, теоретические исследования в области информатики (В.М.Глушков, А. П. Ершов, Б. П. Велихов,.

A.А.Дородницьш, В. С. Михалевич, Э. П. Семенюк, В. Ф. Сухина и др.), в области информатизации экономики (В.МЖеребин, В. В. Дик,.

B.В.Евдокимов, Н. В. Макарова, В. П. Морозов и др.), в области кибернетики и теории систем (Н.Вирнер, У. Р. Эшби, А. Я. Лернер, А. И. Берг, Б. В. Бирюков, А. Я. Мороз, В. А. Острейковский и др.), в области экономической кибернетики (В.С.Немчинов, О. Ланге, К. А. Багриновский,.

C.Бир, Л. Л. Терехов, Н. Е. Кобринский и др.);

— методические основания информатической и экономической подготовки школьников, в частности, исследования в области методики преподавания информатики (А.П.Ершов, В. С. Леднев, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, С. А. Бешенков, Б. А. Бекзатов и др.) и в области методики преподавания экономики (Б.А.Райзерберг, А. С. Прутченков, С. Равичев, Б. П. Шемякин и др.);

— концепция воспитывающей, формирующей профориентации (П.Р.Атутов, Ю. К. Васильев, М. Н. Скаткин, А. П. Шаповаленко и др.) и исследования в области психологии профессионального самоопределения (С.П.Кряжде, Е. А. Климов, П. А. Шавир, Л. М. Минина и др.);

— деятельностный подход к пониманию развития личности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) и, в частности, к ее самоопределению (Л.И.Анцыферева, Н. Н. Захаров, В. А. Поляков, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников и др.).

Методы исследования: теоретический анализ специальной (по профилю исследования), психолого—педагогической, научно— методической и учебной литературысистемный подход как метод познания (Г.С.Поспелов, В. Н. Садовский, В. А. Острейковский и др.) и как метод исследования педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина) — наблюдение и анализ педагогических ситуацийлогические методыучебный экспериментквалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению (М.М.Басимов, И.А.Сазонов), методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые показана целесообразность и возможность использования профессионально—ориентированных задач с экономическим содержанием для формирования готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников, имеющих интерес к экономической сфере профессиональной деятельности, на примере обучения экономическим приложениям информатики в старших классах полной средней школы. Предложены критерии разработки профессионально— ориентированных задач с экономическим содержанием.

Теоретическая значимость исследования определяется следующим:

1. На основе деятельностного подхода к пониманию развития личности и, в частности, к ее самоопределению обоснована и разработана методика обучения экономическим приложениям информатики с целью формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

2. С учетом личностно—ориетированной парадигмы школьного образования спроектирована система курсов экономических приложений информатики и определена система понятий ЭПИ, стимулирующая формирование и развитие профессиональной направленности обучаемых. Сформулированы содержательные линии и принципы построения содержания обучения профильному курсу экономических приложений информатики.

3. В результате систематизации технологической составляющей ЭПИ и уточнения основных взаимосвязей между ее компонентами определены приемы работы с экономической информацией, обучение которым развивает профессионально важные качества специалистов экономического профиля, а также специалистов в сферах информатизации и автоматизации экономики и бизнеса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методическая система обучения профильному курсу ЭПИ внедрена в учебный процесс ряда школ г. Омска. Выявлено, что ее использование обеспечивает формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учителей информатики, авторами учебных пособий и преподавателями вузов, ведущими курс методики преподавания информатики.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обусловлены тем, что его целеполагание формировалось в процеси се анализа реальных потребностей системы школьного образования, а само исследование проводилось на основе изучения современных достижений науки в области информатизации социальной практики и целенаправленной организации педагогической деятельности, а также на базе адекватного применения научных методов познания (в частности, системного подхода). Теоретические положения и выводы, сделанные в процессе исследования, подтверждены статистическими результатами опытно-экспериментальной работы, продолжительностью исследования, в ходе которого разработанная методическая система обучения ЭПИ была эффективно внедрена в практику.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержательный компонент профильного обучения информатике старшеклассников, имеющих интерес к экономической сфере профессиональной деятельности, целесообразно разрабатывать на основе системы понятий ЭПИ, в состав которой входят следующие группы:

— междисциплинарные понятия (система, структура, информация, формализация, моделирование) — понятия школьного базового курса информатики (информационные процессы, алгоритм, инструментальные новые информационные технологии, информационная система);

— понятия кибернетики (управление, обратная связь, автоматизированная информационная система управления);

— понятия, характеризующие использование методов и средств информатики в экономике и профессиональной деятельности человека (экономическая информация, прикладные новые информационные технологии, автоматизированное рабочее место, экономическая информационная система).

2. Освоение технологической составляющей ЭПИ в процессе решения профессионально—ориентированных задач с экономическим содержанием повышает познавательный интерес учащихся к информатике и экономике.

3. Методическая система обучения профильному курсу экономических приложений информатики способствует формированию готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на Республиканской научно—практической конференции в г. Магнитогорске (1995 г.) — Международной научно—практической конференции в г. Туле (1995 г.) — I, II Сибирских методических чтениях в г. Омске (1995, 1997 г. г.) — VII, VIII, IX, X Международных конференциях в г. Троицке (1996;99 г. г.) — Международной научно—методической конференции по проблемам довузовского экономического образования (г. Омск, 1997 г.), VI, VII, VIII Международных конференциях— выставках в г. Москве, (1997;98 г. г.) — Всероссийской научно— практической конференции в г. Перми (1999 г.). Результаты исследования апробировались также во время чтений лекций по методике преподавания информатики в ОмГПУ (1997;98 г. г.), в процессе педагогической практики студентов по информатике, в процессе руководства дипломными и выпускными работами студентов (1997;99 г. г.).

Внедрение. С 1994;1999 г. г. методика обучения ЭПИ внедрялась в школьный учебный процесс г. Омска (лицей № 74, гимназии №№ 85, 139,140). На базе гимназии № 139 был организован обмен педагогическим опытом с учителями г. Омска (май 1998 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

выводы:

— для экономического направления специализации школы целевой, содержательный, операционно—деятельностный компоненты обучения профильным и факультативным курсам информатики не ориентированы на формирование готовности учащихся к осознанному выбору профессии;

— интегрированные курсы экономической ориентации в основном решают задачи информационно—экономической подготовки школьников, в их содержательной части практически отсутствует тематика по информатике.

Для интегрированных курсов информатики экономической ориентации А. А. Кузнецовым, Д. В. Лукиным и Б. А. Бекзатовым был сформулирован принцип построения содержания обучения, суть которого «состоит в необходимости двоякого описания „информации“: как экономической категории, влияющей на информационные процессы в обществе и как категории информатики, определяющей динамику современного финансового мира» [91].

Курс «информатики стал методологическим стержнем, на котором может быть основано все общее образование, а тем более профессиональное и самообразование» [18, с. 113].

В педагогической практике (А.В.Гиглавый, Т. П. Кравчук [36], Н. А. Сычев, Л. Г. Алсынбаева [178], О. В. Тюнина, М. А. Члига [183]) накапливается опыт обучения школьников навыкам применения НИТ в профессиональной работе специалистов в сфере экономики и бизнеса. Однако обучение часто организуется не системно [183] или не в рамках школьного образования [36,178].

Обобщая вышеизложенное, отметим, что не в полной мере используются потенциальные возможности дифференциации содержания обучения информатике для формирования готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников, имеющих интерес к экономической сфере профессиональной деятельности. Это негативно влияет на учебно—воспитательный процесс школы, поскольку не достигается одна из главных целей: подготовить учащихся к сознательному выбору будущей профессии в современных условиях информатизации профессиональной деятельности. Таким образом, нами была определена следующая задача: выявить особенности профильного обучения информатике с учетом интересов учащихся к экономической сфере профессиональной деятельности.

Изучая школьные учебные предметы, учащиеся познают определенные области действительности, которые могут быть представлены в предметах основами нескольких наук [90]. При разработке профильных курсов информатики для учащихся, имеющих интерес к экономической сфере профессиональной деятельности, не достаточно учитывается тот факт, что в современных условиях информатизации общественного развития профессиональная деятельность специалистов сферы экономики и бизнеса базируется на знаниях информатики, кибернетики и экономики. Экономические приложения информатики можно рассматривать как результат интеграции этих знаний. Следовательно, уместно сформулировать первую особенность профильного обучения информатике с учетом интересов учащихся к экономической сфере профессиональной деятельности, которая заключается в том, что содержание обучения должно основьюаться на экономических приложениях информатики [169].

В исследованиях В. С. Леднева [98], А. А. Кузнецова [88], С. А. Бешенкова [100], О. П. Лучко [105] и др. обосновьюается целесообразность включения элементов кибернетики в содержание школьного образования. А. А. Кузнецов отмечает, что «важным вкладом в развитие современного научного мировоззрения школьников могло бы стать формирование при изучении курса информатики представлений об основных положениях кибернетики» [90, с. 16]. Один из исходных принципов кибернетики заключается в идеи органического единства и взаимосвязи процессов управления и информационных процессов. Как подчеркивал Н. Моисеев, «единый узел: „цель-решение-информация“. Изучение этих трех понятий, каждое из которых самостоятельного смысла не имеет, изучение их взаимосвязи и анализ этой связи в конкретных условиях — одна из важнейших задач кибернетики» [112, с. 27]. Следовательно, целесообразно в процессе обучения экономическим приложениям информатики знакомить учащихся с ведущими подходами кибернетики, что позволить им осознать информационную природу процессов управления экономическими объектами и познать возможности автоматизации этих процессов методами и средствами информатики [166].

Учитывая тенденции дифференциации содержания образования, отметим, что процесс обучения ЭПИ в старшем звене школы необходимо дифференцировать. С этой целью мы использовали принцип «бинарного вхождения базовых компонентов в систему» (В.С.Леднев). Сущность данного принципа заключается в том, что «каждый из базисных компонентов любой подсистемы содержания образования входит в его общую структуру двояко: во-первых, в качестве „сквозных линий“ по отношению к апликальным структурным компонентам, во-вторых, выступает в качестве одного из апликальных, явно выраженных компонентов» [99, с. 80]. Результаты нашего исследования показали, что экономические приложения информатики могут быть представлены в содержании школьного образования как отдельный профильный курс информатики и как информатизация всех процессов экономической, а также предпрофессиональной подготовки старшеклассников.

Современная практика работы школы нацелена на реализацию личностно—ориентированной парадигмы образования. «Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем» [78, с. 21]. Применив системный подход к организации процесса обучения экономическим приложениям информатики и опираясь на личностно—ориентированную парадигму школьного образования, мы спроектировали систему курсов ЭПИ (рис. 7).

Человек-человек" управление: — нормативно-правовые информационные системы;

— кадровые информационные системысистемы искусственного интеллекта в управлении.

Человек-человек" коммерция:

— автоматизация информационных процессов в торговле;

— банковские информационные системы;

— информационные системы фондового рынка. ттт*ттт¦" «» ¦¦¦¦'" ¦•••""" •¦¦'Игттяяттвш^^тш^ттят^тшлтштттвтмштя^щщ. f ^^. u|| .r|u | n f f «Человек-знаковая система» «Человек-знаковая система» информатика: [ экономика:

— проектирование информационных — НИТ в делопроизводствесистем для экономики и бизнеса- - статические информационные.

— НИТ автоматизации офисасистемы в экономике;

— сетевые информационные технологии. Д — финансовые информационные системы.

Рис. 1. Система курсов экономических приложений информатики Основополагающим элементом этой системы, обеспечивающим ее целостность, является профильный курс экономических приложений информатики. Спецкурсы обеспечивают предпрофессиональную подготовку старшеклассников, поэтому для разработки их тематики мы учитывали интересы, склонности и способности учащихся к конкретным сферам профессиональной деятельности [167].

Классификация всех существующих профессий и специальностей была предложена Е. А. Климовым [71], который разделил их в зависимости от особенностей предмета труда на следующие пять типов: «человек—природа», «человек—техника», «человек—человек» «человек—знаковая система», «человек—художественный образ» .

Е.А.Климовым была разработана специальная методика, применяющаяся в целях выявления степени выраженности склонностей личности к указанным типам профессий [71]. В результате тестирования по этой методике старшеклассников, интересующихся экономикой, мы выявили, что большинство проявляет склонность к одной из двух типов профессий: «человек—человек», «человек—знаковая система» .

Дальнейшее изучение предпочтительных профессиональных интересов и способностей старшеклассников к информатике и экономике позволило выделить четыре профессионально—ориентированные группы учащихся, для каждой из которых предлагается как минимум по три спецкурса экономических приложений информатики (рис. 7). И в каждом полугодии, начиная со 2-го полугодия 10 класса, мы рекомендуем изучать по одному спецкурсу ЭПИ, содержание обучения каждому из спецкурсов должно быть независимым, поскольку велика вероятность предварительной профессиональной переориентации, которая может повлечь переход учащихся из одной группы в другую.

Если профильный курс ЭПИ является «ядром» системы, то изучение этого курса должно способствовать формированию мировоззрения личности. С. А. Бешенков, Н. В. Матвеева, Ю. Ю. Власова отмечают, что приоритет в содержании обучения информатике должен быть отдан задаче формирования мотивационной компоненты деятельности человека, поскольку именно этот аспект определяет направленность активности личности в процессе сбора, хранения и переработки информации [22]. Мы полагаем в качестве ведущей педагогической функции профильного курса экономических приложений информатики миро-воззренческо—профессиональную функцию: в процессе обучения деятельность старшеклассников направлена на познание структурных и функциональных особенностей систем (средств) информатики, обеспечивающих технологическую составляющую ЭПИ, и на понимание целесообразности применения этих систем (средств) для автоматизации профессиональной деятельности.

В изучении школьных дисциплин политехничны не только те связи, которые образуют технологию производства, но и те, которые показывают взаимопроникновение наук (П.Р.Атутов). «Последние формируют метод, подход к рассмотрению явлений производства, общества, природы» [7, с. 50]. Очевидно, что обучение учащихся ЭПИ осуществляется на политехнической основе, поскольку экономические приложения информатики являются интегрированным научно— практическим направлением, объединяющим взаимопроникновение наук: информатики, кибернетики и экономики (§ 1, глава 1).

Исследования Т. БЗахаровой, Е. А. Кашиной, С. В. Кирилловой, А. А. Кузнецова, Н. С. Левиной, Л. А. Поляковой, И. А. Севостьяновой, Ю. А. Шафрина и др. подтверждают, что в процессе обучения школьной информатике нужно развивать кругозор учащихся в области информационных технологий, так как это будет способствовать подготовки школьников к труду и продолжению образования.

Изучение старшеклассниками экономических приложений информатики предполагает освоение ими технологической составляющей, в составе которой два компонента: прикладные и инструментальные НИТ. Проанализировав основные взаимосвязи между этими компонентами (рис. 5, приложение № 1), мы определили способ отбора содержания обучения профильному курсу ЭПИ. В содержании должны найти отражение два направления. Обучение учащихся по первому направлению позволит им углублено освоить функциональное наполнение таких программных систем, которые, в основном, предназначены для поддержки инструментальных НИТ ЭПИ (табличный процессор, СУБД и т. д.). Второе направление должно быть ориентировано на первоначальное знакомство старшеклассников со структурной организацией специализированных программных систем, обеспечивающих поддержку прикладных НИТ ЭПИ (кадровые системы, нормативно— правовые информационные системы и т. д.) [168,172].

В обучении экономическим приложениям, как и в любом учебном процессе, необходима связь теории с практикой. Овладение знаниями «без связи с практикой остается незавершенным., — писал М. Н. Терехин, — а качество знаний низким: они теряют действенность, конкретность, превращаются в мертвый груз в сознании ученика» [179, с. 26]. Сущность такой связи заключается «в использовании в учебном процессе теории для успешного решения практических задач и практики в целях познания» [179, с. 39].

Мы предлагаем один из способов реализации «связи теории с практикой», обусловленный потребностью стимулировать учащихся к накоплению опыта в целях профессионального самоопределения. В процессе обучении ЭПИ целесообразно организовать познавательно— практическую деятельность учащихся, направленную на решение профессионально—ориентированных задач с экономическим содержанием. В этой связи сформулируем вторую особенность профильного обучения информатике с учетом интересов учащихся к экономической сфере профессиональной деятельности — освоение технологической составляющей ЭПИ должно осуществляться в процессе решения профессионально—ориентированных задач с экономическим содержанием.

Третья особенность заключается в том, что процесс обучения профильному курсу информатики должен организовываться таким образом, чтобы обеспечивать формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Исходя из этого, в организацию процесса обучения ЭПИ нами были заложены две основные возможности. Во-первых, достижение вышеуказанной педагогической функции профильного курса экономических приложений информатики способствует формированию и развитию профессиональных интересов старшеклассников.

Во-вторых, овладение учащимися технологической составляющей ЭПИ в практической деятельности формирует технологические приемы работы с экономической информацией, развивает склонности и способности старшеклассников к разнообразным видам профессиональной деятельности в экономической сфере, стимулирует процессы самовоспитания и самообразования, способствует формированию профессиональной направленности личности.

Спроектированная нами система курсов экономических приложений информатики предполагает, что профильный курс дополняют спецкурсы ЭПИ. Их ведущей педагогической функцией мы полагаем предпрофессиональную подготовку в области применения НИТ для автоматизации информационной деятельности специалистов экономического профиля. Каждый из таких спецкурсов позволяет старшеклассниками углублено изучить программные и технологические компоненты конкретной прикладной НИТ ЭПИ.

Итак, теоретический анализ исследований, научной, психолого— педагогической, методической литературы позволил нам выявить особенности профильного обучения информатике с учетом интересов учащихся к экономической сфере профессиональной деятельности. Спроектировать систему курсов экономических приложений информатики с учетом тенденций дифференциации содержания школьного образования и принципов системного анализа и синтеза.

ГЛАВА II.

Заключение

.

В процессе изучения теоретических и практических основ применения методов и средств информатики в экономике, а также на основе анализа психолого—педагогической, научно—методической и учебной литературы определены теоретике—методологические и содержательно—практические основания экономических приложений информатики как профильного курса.

Теоретике—методологические основания составляют:

— закономерности, принципы и средства организации, функционирования и развития компьютерных ИС, применяемых для изучения, анализа и обслуживания экономики;

— информационный, дискретный, системный, функциональный и алгоритмический походы, которые реализуются посредством формализации, моделирования, метода «черного ящика», системного анализа и синтеза, алгоритмизации в процессе создания компьютерных информационных моделей, лежащих в основе компьютерных ИС, функционирующих в экономике.

Содержательно—практические основания образуют: технологическая составляющая ЭПИ, в состав которой входят инструментальные и прикладные НИТсистема понятий ЭПИ, стимулирующая формирование и развитие профессиональной направленности обучаемыхсодержательные линии и принципы построения содержания обучения профильному курсу экономических приложений информатики.

На основе психолого—педагогического анализа проблемы исследования в качестве основных педагогических средств управления профессиональным самоопределением в процессе обучения ЭПИ отобраны профпросвещение, профактивизация и реализация элементов до-производственной пр о ф адаптации.

С учетом тенденций дифференциации содержания школьного образования, принципов системного анализа и синтеза выявлены и обоснованы особенности обучения информатике старшеклассников, имеющих интерес к экономической сфере профессиональной деятельности, что позволило спроектировать систему курсов ЗПИ, состоящую из профильного курса и совокупности спецкурсов.

На основе анализа сущности понятия «задача» (а также отражения межпредметных связей в составе ее компонентов) определено понятие профессионально—ориентированной задачи с экономическим содержанием. Сформулированы критерии разработки профессионально—ориентированных задач с экономическим содержанием, позволяющих формировать профессиональную направленность обучаемых.

Для формирования готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников, имеющих интерес к экономической сфере профессиональной деятельности, разработаны конкретная методика и методическая система обучения профильному курсу ЭПИ.

Предлагаемая нами методика обучения экономическим приложениям информатики основывается на применении основных средств управления профессиональным самоопределением и использовании профессионально—ориентированных задач с экономическим содержанием, а также на методическом подходе к постановке процесса обучения технологической составляющей ЭПИ, позволяющем формировать технологические приемы работы с экономической информацией.

Обучение ЭПИ базируется на применении практического метода упражнений в виде профессионально—ориентированных задач с экономическим содержанийчастично—поискового как ведущего метода в обучении использованию функционального наполнения программных средствролевой игры как метода обучения, направленного на освоение технологической составляющей ЭПИ. К эффективным формам обучения ЭПИ относятся индивидуальная, парная, кооперативно—групповая и дифференцированно—групповая.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Обеспечение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению достигается согласованностью основных компонентов разрабатанной методической системы обучения профильному курсу экономических приложений, в частности, целей, содержания, форм и методов.

2. Для формирования готовности к профессиональному самоопределению в процессе обучения экономическим приложениям информатики необходимо направлять деятельность старшеклассников на:

— познание структурных и функциональных особенностей систем, обеспечивающих технологическую составляющую ЭПИ, и понимание целесообразности использования этих систем;

— освоение приемов работы с экономической информацией в процессе применения НИТ и использование средств информатики для решения профессионально—ориентированных задач с экономическим содержанием.

3. В процессе экспериментального обучения доказана эффективность методической системы обучения профильному курсу ЭПИ, которая обеспечивает формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и повышает познавательный интерес учащихся к информатике.

По результатам проведенного исследования определены возможные направления дальнейшей теоретической и практической научной работы в выбранном направлении:

— формирование программно—методического комплекса для профильного курса экономических приложений информатики;

— исследование влияния процесса обучения ЭПИ на развитие системно—информационных представлений учащихся;

— разработка учебно—методического обеспечения для каждого спецкурса, входящего в состав спроектированной нами системы курсов экономических приложений информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.С. Ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся старших классов общеобразовательных школ к юридической профессии И Автореф. дис. канд. пед. наук.- Курган, 1995.- 24с.
  2. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология развития и формирования личности.- М., 1982.-С. 3−19.
  3. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе II Дис.. докт. пед. наук,-М., 1994.- 217 с.
  4. Е.Н. Конструирование учебно—познавательных задач для разных типологических групп учащихся // Автореф дис.. канд. пед. наук.- Омск, 1997.- 26 с.
  5. И.П. Профориентация: ученик, учитель, вуз // Педагогика, 1995, № 3.- С. 65−68.
  6. П.И. Построение и использование системы задач для обучения алгоритмизации в курсе информатики болгарской школы // Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1989.- 174 с.
  7. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение образовательной и профессиональной школы.- М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  8. К.А. Модели и методы экономической кибернетики." М.: Экономика, 1973.- 206 с.
  9. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии, 1970, № 6.- С. 75−79.
  10. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект.- М.: Педагогика, 1990.- 184 с.
  11. М.М. Педагогические проблемы определения профессионального соответствия старшеклассников методами математического моделирования // Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1993.- 28 с.
  12. О.Н. Методика обучения школьников информационной технологии решения задач с применением баз данных в курсе информатики // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1993.26 с.
  13. .А. Система интегрированного изучения информатики и экономики в школах и университетах республики Казахстан // Автореф. дис. докт. пед. наук.- М., 1998.- 36 с.
  14. И.П. Организация старшими школьниками своей учебной деятельности // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1994.- 17 с.
  15. В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах. Учебное пособие. Омск, Изд-во ОГПИ, 1992.- 163 с.
  16. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении.- М.- Л.: Энергия, 1964.- 64 с.
  17. Р. Развитие Я концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1988.- 400 с.
  18. Е.В., Кокаулин В. Д. Интегрированный курс «Основы предпринимательства, экономики и информатики» // Информатика и образование, 1998, № 4.- С. 113−114.
  19. С.А. Проблемы профильного обучения информатике.- М.: ИОШ РАО, 1993.- 90 с.
  20. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации // Автореф. дис.. докт. пед. наук.- М., 1994.- 35 с.
  21. С.А., Матвеева Н. В. Обучение информатике в среднем звене общеобразовательной школы // Информатика и образование, 1997, № 8.- С. 19−23.
  22. С.А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики // Информатика и образование, 1998, № 2.- С. 17−18.
  23. .В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках.- М.: Наука, 1973.- 384 с.
  24. С., Черников В. Ключевые понятия, подходы, идеи мировоззренческой составляющей курса информатики средней школы // Применение новых технологий в образовании: Материалы VII международной конференции.- Троицк, 1997.- С. 173−174.
  25. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна.-М.: Фонд «Правовая Культура», 1994.- 528 с.
  26. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows.- М., 1997.- 608 с.
  27. В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов/ ВЗФЭИ.- М.: АО «Финстатинформ», 1996.- 95 с.
  28. БЭС.- М: Советская энциклопедия, 1972.- т. 10.- С. 348−350.
  29. БЭС.- М.: Советская энциклопедия, 1973.- т. 12.- С. 75−82.
  30. Е.А. Методика изучения универсальных информационных технологий в школьном курсе информатики // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.- 18 с.
  31. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988.- 239 с.
  32. Л.С. Программа информатики начальные, профильные, профессиональные // Информатика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1995, № 11.- С. 4−5.
  33. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине.- М.: Советское радио, 1968.- 328 с.
  34. Г. Р. Организация профессионального самоопределения школьников в условиях базового города крайнего севера // Автореф. дис. канд. пед. наук.- Курган, 1996.- 26 с.
  35. Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 1993.- 24 с.
  36. А.В., Кравчук Т. П. Лицей информационных технологий. М.: Финансы и статистика, 1995.- 240 с.
  37. В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практшси.-М.: Наука, 1986.- 478 с.
  38. В.М. Основы безбумажной информатики.- М.: Наука, 1982.- 552 с.
  39. Годичное общее собрание Академии наук СССР Н Вест. АН СССР, 1983, № 6.- С. 3−60.
  40. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979.- 160 с.
  41. А.Н., Угринович Н. Д. Информационные технологии и основы предпринимательской деятельности (экономический профиль) II Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика.- М.: Просвещение, 1998.- С. 100−103.
  42. В.В. Интернет для бизнеса.- М.: Электрон—информ, 1997.- 224 с.
  43. В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  44. В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений. Пособие для учителей.- Омск, 1991. -52 с.
  45. В.А. Экономическое образование учащихся на уроках математики // Менеджмент в социальной сфере: Межвузовский сборник научных трудов.- Омск: ОмПГУ, 1999.- С. 298−310.
  46. С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 1995.- 208 с.
  47. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем, дидактики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1975.- 303 с.
  48. Дородницын А. А, Информатика: предмет и задачи // Природа, 1985, № 2.- С. 26−29.
  49. Г. В., Кузнецова J1.B., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математики // Математика в школе, 1990, № 4.-С. 15−21.
  50. В.Н. Экспериментальная психология— М.: ИНФА-М., 1997.- 256 с.
  51. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики.- М.: Финансы и статистика, 1996.- 368 с.
  52. О.Я. Профессиональная ориентация учащихся в курсе физики средней школы в условиях дифференцированного обучения // Автореф. дне. канд. пед. наук, — Челябинск, 1995.- 20 с.
  53. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование И Информатика и образование, 1992, № 5−6.- С. 3−12.
  54. А.П. Избранные труды.- Новосибирск: Наука, 1994.416 с.
  55. Н.Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников.- М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  56. Т. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. Монография.- Москва, 1997.- 212 с.
  57. И.И. Изучение моделей классификационного типа в профильном курсе информатики // Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1991.- 142 с.
  58. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1984.- 496 с.
  59. Информатика: Учебник /Под ред. Н. В. Макаровой.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 768 с.
  60. Информатика в статистике: Словарь-—справочник.- М.: Финансы и статистика, 1994.- 208 с.
  61. Информатика: данные, технология, маркетинг.- М.: Финансы и статистика, 1991.- 224 с.
  62. Информационные системы в экономике: Учебник/ Под ред. В. В. Дика.- М.: Финансы и статистика, 1996.- 272 с.
  63. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.- М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  64. З.Р., Лаптева Е. Е. Программа обучения информатике в школах экономического профиля // Информатика и образование, 1994, № 1.-С. 38−39.
  65. Исследования по общей теории систем: Сб. переводов /Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.- 520 с.
  66. A.M., Нестеров П.В, Информатизация бизнеса.-М.: Финансы и статистика, 1997.- 416 с.
  67. Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.- 20 с.
  68. Кибернетика: прошлое для будущего.- М.: Наука, 1989.- 192 с.
  69. Кибернетика. Становление информатики.- М.: Наука, 1986.192 с.
  70. Е.А. Введение в психологию труда.- М.: МГУ, 1988.199 с.
  71. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред, ипс.- М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  72. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсуль-танта / Науч. тр. ВНИИ профтехобразования.- Л., 1976, Вып. 32.- С. 525.
  73. Е.А. Психолого—педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.: Знание, 1983.- 96 с.
  74. Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону: Феникс, 19 996.- 512 с.
  75. Е.А. Человек и профессия.- Л., 1975.- С. 8−9.
  76. В., Филина А. Это бизнес: Толковый словарь экономических терминов.- К.: МСП «Альтерпрес», 1996.- 448 с.
  77. Н.Е. Экономическая кибернетика. М.: Экономика, 1982.-408 с.
  78. Ю.М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике //Математика в школе, 1990, № 4.- С. 20−27.
  79. Компьютерные информационные системы управленческой деятельности. М.: Экономическое образование, 1993 — 112 с.
  80. Компьютерные технологии обработки информации. М.: Финансы и статистика, 1995. — 248 с.
  81. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984 — 335 с.
  82. Кон И. С. Психология старшеклассников М.: Просвещение, 1982.- 207 с.
  83. М.А. Обработка экономической информации на электронных машинах М.: Экономика, 1965 — 286 с.
  84. О.В., Лапчик М. П., Смолина Л. В. Формирование технологических приемов работы с экономической информацией Н Информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 4−12.
  85. Е.П. Дифференциация обучения информатике на основе программно—методического комплекса задач Н Автореф. дис. канд. пед. наук. Санк-Петербург, 1993.- 18 с.
  86. С.П. Управление формированием профессиональных интересов И Вопросы психологии, 1985, № 3.- С. 23−30.
  87. Т.А. Разработка модели знаний по информатике выпускника общеобразовательной школы }} Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1997.- 20 с,
  88. А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике //Информатика и образование, 1994, № 1.- С. 5−12.
  89. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе // Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1988.- 47 с.
  90. А.А. Школьная информатика: что дальше // Информатика и образование, 1998, № 2.- С. 14−16.
  91. А.А., Лукин Д. В., Бекзатов Б. А. Построение интегрированного курса информатики экономической ориентации // Научно—методический сборник тезисов докладов.- М.: МИФИ, 1998 -С. 45.
  92. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л: ЛГУ, 1970- 118 с.
  93. Ю.А., Луцкий Г. М. Компьютерные сети.- К.: Юниор, 1998.- 384 с.
  94. Н.В. Педагогическая технология управления процессом самоопределения учащихся на профессию учителя // Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994.- 22 с.
  95. А.Г., Лебедев Г. В., Зайдельман Я. Н. Программа курса информатики // Информатика и образование, 1997, № 5. С. 69−74.
  96. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография.- Омск: изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999.- 294 с.
  97. М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов физико—математических факультетов пединститутов /Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1987.- 152 с.
  98. B.C. Изучение кибернетики и автоматики в средней школе // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1964.-16 с.
  99. B.C. Содержание образования: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1989.- 360 с.
  100. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе Н Информатика и образование, 1998, № 3, с. 76−78.
  101. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: МГУ, 1981.584 с.
  102. А.Я. Начала кибернетики.- М.: Наука, 1967.- С. 15−16.
  103. И.В. Экономика в средней школе: чему и как учить? // Школа и производство, 1995, № 3.- С. 10−14.
  104. О.Ф., Шатров М. Г. Табличный процессор SuperCalc 5. Решение задач и макропрограммирование.- М.: Финансы и статистика, 1995.- 224 с.
  105. О.Н. Формирование представлений о научных основах автоматизации в процессе обучения информатике в средней школе // Дис. канд. пед. наук.- Омск, 1990. 149 с.
  106. Г. Д., Львовская М.А. Lotus 1.2.3 для бизнеса и финансов.- М.: Радио и связь, 1994.- 176 с.
  107. С.А. Информатика как базовая наука образования // Информатика и образование, 1998, № 6, с. 3−7.
  108. Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании.- Новосибирск: Наука, 1982.- 256 с.
  109. В.Г. Основы информационной технологии (Программа прикладного курса для VI-XI классов с экономической подготовкой) // Информатика и образование, 1995, № 3.- С. 82−90.
  110. К.Н. Дифференциация образования условие индивидуализации развития личности школьника //Методические рекомендации учителю о дифференциации обучения как средстве индивидуализации развития личности школьника.- М., 1990.- 56 с.
  111. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сыопера // Вопросы психологии, 1975, № 5.- С. 110−122.
  112. Н. Люди и кибернетика.- М.: Молодая гвардия, 1984.- 224 с.
  113. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика, 1990.- № 8.- С. 42−47.
  114. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Проблемы дифференциации обучения в средней школе // Методические рекомендации учителю о дифференцированном обучении как средстве индивидуализации развития личности. М., 1990, — С. 3−30.
  115. А.Я. Кибернетика в системе современного научного знания.- Киев: Наук, думка, 1988.- 232 с.
  116. В.П., Тихомиров В. П., Хрусталев Е. Ю. Гипертексты в экономике. Информационная технология моделирования: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.- 256 с.
  117. Мультимедийные презентации в бизнесе. К.: BHV, 1997.272 с.
  118. В.В. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе.- М.: Экономика, 1972.- 254 с.
  119. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально—технических училищах: Для преподавателей средних профтехучилищ. Мн.: Выш. шк., 1987.- 147 с.
  120. Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Газета «Первое сентября», № 33, 1998.
  121. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. В. Богословского.- М.: Просвещение, 1981.- 383 с.
  122. .Е. Проектирование экономических экспертных систем.- М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996.- 166 с.
  123. И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Институт практической психологии, 1998.- 160 с.
  124. В.А. Теория систем.- М.: Высш. шк., 1997.240 с.
  125. Пакеты программ офисного назначения.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 320 с.
  126. А.Л. Дидактические особенности изучения информатики в экономических классах гимназии // Применение новых технологий в образование: Материалы VIII Международной конференции.- Троицк, 1997.- С. 52−53.
  127. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
  128. Пенкрат J1.B. Мотивы выбора профессии.: Кн. для учителя.-Минск: Нар. асвета, 1986.- 53 с.
  129. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. — 544 с.
  130. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.
  131. Д. Как решать задачу.- Львов: Журн. «Квантор», 1991.214 с.
  132. Н.М., Якимов A.M. Системы автоматизированной обработки учетной информации.- М.: Финансы и статистика, 1994.192 с.
  133. В.А. Экономическая подготовка школьников // Школа и производство, 1994, № 6.- С. 5−8.
  134. Понятийный аппарат педагогики и образования: П 56 Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко.- Вып. 1, — Екатеринбург, 1995.- 224 с.
  135. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства.: Учебное пособие.- М.: Юристъ- 480 с.
  136. Программа для средних учебных заведений «Основы информатики и вычислительной техники».- М.: Просвещение, 1985.- 15 с.
  137. Пробитюк A. Excel 7.0 для Windows 95 в бюро.- Киев: Торгово—издательское бюро BHV, 1996. 256 с.
  138. Проблемы методологии системного исследования.- М.: Мысль, 1970.- С. 7−48.
  139. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Менщиков и др.- М.: Высш. шк., 1989.- 272 с.
  140. Профессиональная педагогика, — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.- 512 с.
  141. Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство, 1993, № 4.- С. 20−22.
  142. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 226 с.
  143. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие.- М.: Московский психолого—социальный институт, Флинта, 1998.- 184 с.
  144. М.И. Профильный курс математических приложений информатики // Автореф. дис. канд. пед. наук.- Омск, 1999.- 18 с.
  145. .А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых.- М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995. 688 с.
  146. С.В., Шеин С. А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ: Пособие для исследователей гуманит. спец.- Мн.: Университетское, 1990.- 128 с.
  147. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации № 4/1 от 22 февраля 1995 г. // Информатика и образование, 1995, № 4.
  148. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования.-М.: Школа-Пресс, 1994.- 205 с.
  149. Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384 с.
  150. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1989.
  151. В.JI. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям // Автореф. дис. канд. пед. наук.- М, 1997.19 с.
  152. A.M. Инструментарий экономической науки и практики. Научно—популярный справочник.- М.: Знание, 1985.- 304 с.
  153. Рынок и новые профессии: Пособие по профориентации / Сост. Белая Г. А., Чувилина Т.Ю.- М.: ВЦП, 1993.- 84 с.
  154. Е.В., Евсеев О. В. Экономический словарь-гипертекст для юных бизнесменов,— М.: Финансы и статистика, 1994.192 с.
  155. П. Экономика, том 1.- М.: МГП «Алгон» ВНИ-ИСИ, 1992.- 334 с.
  156. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников.- М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  157. С.С. Современные информационные технологии.- М.: Радио и связь, 1989. 304 с.
  158. А.П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего.- М.: Высшая школа, 1982.- 152 с.
  159. З.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики при использовании компьютера Н Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1989.- 18 с.
  160. Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности.- М.: Наука, 1988.- 176 с.
  161. Системы и средства информатики. Вып.- 8.- М.: Наука, Физ-матлит, 1996.- 232 с.
  162. К.Г. Финансовая информатика: Учебное пособие.-М.: ТЕИС, 1997.- 160 с.
  163. Л.В. Использование системного подхода в профильном курсе экономических приложений информатики полнойсредней школы // Применение новых технологий в образование: Материалы IX Международной конференции.- Троицк, 1998.- С. 112−113.
  164. JI.B. К вопросу о построении системы курсов информатики для экономического направления специализации школы // Информационные технологии в образовании: Научно-методический сборник тезисов докладов.- М.: МИФИ, 1998.- С. 63−64.
  165. JI.B. О содержании обучения учащихся полной средней школы экономическим приложениям информатики // Материалы II Сибирских методических Чтений.- Омск: ОмГУ, 1997.- С. 6365.
  166. JI.B. Особенности профильной дифференциации обучения информатике учащихся экономических классов полной средней школы // Информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.- С. 105−111.
  167. JI.B. Проблема постановки интегрированных спецкурсов по информатике и экономике для школ и классов экономического профиля // Материалы I Сибирских методических Чтений.-Омск: ОмГУ, 1995.- С. 39−44.
  168. JI.B. Профориентационные аспекты программных инструментов в экономических приложениях информатики средней школы // Применение новых технологий в образование: Материалы VIII Международной конференции.- Троицк, 1997, — С. 110−112.
  169. JI.B. Содержание профильного обучения информатике в классах с экономической специализацией // Региональные проблемы информатизации образования: Материалы Всероссийской научно—практической конференции. Пермь, 1999.- С. 95−97.
  170. .Я. Информационная технология. М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
  171. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 511 с.
  172. Статистические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 1996.- 320 с.
  173. Н.К. Политехнические основы подготовки учащихся к труду.- Мн.: Нар. асвета, 1982.- 158 с.
  174. . В.Ф. Человек в мире информатики.- М.: Радио и связь, 1992.- 112 с.
  175. Н.А., Алсынбаева Л. Г. Профессиональная подготовка по информатике для школьников // Информатика и образование, 1998, № 5.- С. 33−38.
  176. М.Н. Связь теории и практики в процессе обучения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 128 с.
  177. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики.- М.: Просвещение, 1990.- 96 с.
  178. Х.М. Выбор профессии как социальная проблема.- М., 1975.- 198 с.
  179. O.K. Структура мыслительной деятельности человека.- М.: Изд-во МГУ, 1969.- с.
  180. О.В., Члига М. А. Развитие курса «Использование компьютера в различных профессиях» // Применение новых технологий в образовании: Материалы VII Международной конференции.-Троицк, 1996, — С. 173−174.
  181. Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских старшеклассников // Вопросы психологии, 1990, № 6. -С. 150−157.
  182. Управление, информация, интеллект.- М.: Мысль, 1976.- 384с.
  183. А.Д. Информация. Методологические аспекты.- М.: Наука, 1971.- 296″ с.
  184. А.Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки.- М.: Наука, 1975.- 288 с.
  185. .А. Психологические и методологические основы профориентационной работы с учащимися.- Киев: Киевский гор. ин-т усовершенств. учителей, 1979.- 23 с.
  186. В. Человек в поисках смысла,— М.: Прогресс, 1990,368 с.
  187. JI.M. Логико—психологический анализ школьных учебных задач.- М.: Педагогика, 1977.- 208 с.
  188. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
  189. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- М.: Юристъ, 1997.- 512 с.
  190. Хомоненко А.Д. Word 7.0 для Windows 95 в примерах. Спб.: BHV — Санкт-Петербург: 1996.- 512 с.
  191. В.В. Психология трудового обучения.- М., 1969.303 с.
  192. И.М. Система форм организации обучения в советской школе.- М.: Педагогика, 1987.- 152 с.
  193. Д.В., Умнова Э. А., Порохина И. Ю. Изучение основ бухгалтерии с применением компьютерного учета // Информатика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1998, №№ 21, 22,-С. 3−47,3−31.
  194. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление.- М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  195. С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство, 1989, № 8.- С. 12−15.
  196. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993, С. 3−10.
  197. П.А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников // Советская педагогика, 1983, № 2, с. 62−67.
  198. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М.: Педагогика, 1981.- 96 с.
  199. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики.- М.: Просвещение, 1990.- 96 с.
  200. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе // Ав-тореф. дис. докт. пед. наук.- Санкт-Петербург, 1994.- 40 с.
  201. П.Г. Очерки по философии образования.- М.: ПЦ «Эксперимент», 1993.- 154 с.
  202. А.Н. Содержание и педагогические функции курса информатики // Информатика и образование, 1996, № 2.- С. 25−30.
  203. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование, 1998, № 2.- С. 5−13.
  204. Экономическая информатика: Сборник статей.- М.: Наука, 1977.- 149 с.
  205. Экономическая информатика. Учебник для вузов/ Под ред. В. В. Евдокимова. СПб.: Питер, 1997.- 592 с.
  206. Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1996. — 336 с.
  207. У.Р. Введение в кибернетику.- М.: ИЛ, 1959.-432 с.
  208. И.С. Дифференцированный подход в обучении // Методические рекомендации учителю о дифференцированном обучении как средстве индивидуализации развития личности школьника. М.: АПН СССР, 1990.- 56 с.
  209. Э.А. Информационные сети и системы. Справочная книга.- М.: Финансы и статистика. 1996.- 368 с.
  210. С.А. Методологические проблемы науки.- М.: Мысль, 1972.- 280 с.
  211. Fukuyama Sh/ F-test for apparaising the ability to cheose metodicallyamong occupation Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya College Press, 1977 (1-st ed.) — 1980 (2-nd ed.) — 1984 (3-d ed.).
  212. Gysbers N.C., Moore E.I. Career counsling: Skills a. rechnigues for practitioners.- Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice-Hall, 1987, — Xv, 192 p.: ill.- Ind.: P. 186−192.- ISBN 0−13−114 562−2.
  213. Holland J.L. The psychology of vocation choice.- Walt ham (Mase): Braisdell, 1966.- P. 110−116.
  214. Maslow A.H. Motivation and personality.- 2. ed.- New York e. a.: Harper &. Row, 1970.- XXX, 369 p.- Bibliogr.: P. 329−353.- Ind.: P. 355 369.
  215. Super D/Е/ Synthesic: Or is it distillation// The personnel and gudance journal.- 1983.- Vol 61, N 8.- P. 508−512.
  216. Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles// Educational and vocational guidance.- 1985.- N 43.- P. 1−8.
Заполнить форму текущей работой