Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По окончанию обучающего эксперимента (конец учебного года) был проведен контрольный эксперимент с целью выявления влияния обучения чтению на состояние функционального базиса чтения и усвоения детьми предложенного материала. Данные экспериментального обучения свидетельствуют о кардинальных положительных изменениях, которые произошли в состоянии функционального базиса чтения в результате специально… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы изучения готовности к обучению чтению детей пятого года жизни с нарушениями речи
    • 1. 1. Современные представления о психологии чтения
    • 1. 2. Психофизиологическая организация процесса чтения
    • 1. 3. Проблема прогнозирования готовности к овладению навыком чтения в дошкольном возрасте
    • 1. 4. Проблема раннего обучения чтению дошкольников с нарушениями речи
  • Глава 2. Изучение состояния готовности к обучению чтению детей с общим недоразвитием речи пятого года жизни
    • 2. 1. Цель и задачи эксперимента
    • 2. 2. Организация проведения исследования
    • 2. 3. Общие сведения об испытуемых
    • 2. 4. Содержание констатирующего эксперимента
      • 2. 4. 1. Критерии оценки результатов обследования
      • 2. 4. 2. Обследование устной речи дошкольников пятого года жизни с ОНР
      • 2. 4. 3. Нейропсихологическое исследование психических функций дошкольников пятого года жизни с ОНР
      • 2. 4. 4. Обследование навыков чтения дошкольников пятого года жизни с ОНР
    • 2. 5. Результаты экспериментального исследования
      • 2. 5. 1. Результаты обследования речи дошкольников пятого года жизни с ОНР
      • 2. 5. 2. Анализ результатов нейропсихологического обследования
      • 2. 5. 3. Анализ результатов обследования навыка чтения у дошкольников пятого года жизни с ОНР
      • 2. 5. 4. Сопоставление результатов логопедического и нейропсихологического исследования дошкольников пятого года жизни с ОНР
  • Глава 3. Дифференцированное обучение начальным навыкам чтения детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи
    • 3. 1. Принципы и структура обучающего эксперимента
    • 3. 2. Содержание логопедической работы по формированию начальных навыков чтения детей среднего дошкольного возраста с ОНР
    • 3. 3. Обсуждение результатов экспериментального обучения

Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы. Для того чтобы обучение в школе стало стартовой точкой нового этапа психического развития ребенка, оно должно быть основано на знании уровня готовности каждого школьника к усвоению общеобразовательных предметов. Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Это обусловлено постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения как особого вида деятельности, который необходим для общеобразовательной подготовки человека и стимулирует развитие его интеллектуальной сферы, совершенствует личность.

В рамках модернизации системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатываются принципиально новые подходы к формированию речевой деятельности детей с разными формами нарушений [А.Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина], в частности к обучению чтению детей со сложной структурой дефекта [E.JI. Гончарова].

Проблема формирования первоначальных навыков чтения у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р. Е. Левиной, O. J1. Жильцовой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой. Психологическое содержание различных этапов усвоения навыка чтения для детей с нарушением зрительного восприятия и зрительномоторных функций разработано О. Б. Иншаковой, М. Н. Русецкойс задержкой психического развития — А. Н. Корневым, Н. А. Цыпинойс умственной отсталостью — Р. И. Лалаевой.

Проблема преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений достаточно исследована [Г.А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина], однако значительное число учащихся общеобразовательных школ (4,8% по данным А. Н. Корнева, 2003) и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (90,8% по данным Т. А. Алтуховой, 1995) испытывают трудности в усвоении навыков чтения.

Особую актуальность в связи с этим приобретает разработка методов раннего прогнозирования трудностей овладения чтением.

Несмотря на возросший в последние годы интерес исследователей в области психологии, общей и коррекционной педагогики к проблеме профилактики дислексий, на сегодняшний день не выделены основные параметры функционального базиса чтения детей пятого года жизни с нарушениями речи, позволяющие определить уровень готовности к раннему обучению чтению.

В настоящее время активно развивается особая область превентивного воздействия, интенсивно используются методики, позволяющие своевременно выявить и скорректировать ранние признаки отклонения психического развития у детей [E.JI. Гончарова, О. Е. Громова, Ю. А. Разенкова, Е.А. Стребелева].

Вопрос об оптимальных сроках начала обучения чтению детей с нарушением речи, а также о возможности использования элементов техники чтения для стимуляции речевого развития в раннем возрасте слабо освещен в научных публикациях и является дискуссионным. Имеются отдельные сведения об использовании глобального чтения в качестве одного из средств формирования речи у детей с нарушениями слуха — М. Е. Хватцеву детей младшего возраста с заиканием — Т. С. Резниченкоу старших дошкольников с моторной алалией — Л. П. Голубева. В работах Г. А. Каше, Р. Е. Левиной,.

Л.Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной основными критериями для определения начала обучения чтению детей с различными нарушениями речи аналитико-синтетическим методом стали не возрастные показатели, а структура речевого недоразвития и сформированность психических процессов, обеспечивающих функциональный базис чтения. Повысился интерес к чтению как возможному средству коррекции речевых отклонений. Все чаще возникает вопрос о создании оптимальных условий для раннего обучения чтению и специальных методических пособий для детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения чтению детей пятого года жизни, а также выделения категории дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи, для которых оно может быть доступным и оказать стимулирующее воздействие на развитие речи.

Цель исследования.

Разработать содержание и методы обучения начальным навыкам чтения детей с разной степенью речевой и психологической готовности в системе логопедической работы.

Объект исследования.

Процесс усвоения навыков чтения детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с различной сформированностыо функционального базиса чтения.

Предмет исследования.

Обучение начальным навыкам чтения детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи в зависимости от сформированности функционального базиса чтения.

Гипотеза исследования.

Основывается на предположении, что нарушения всех компонентов речевой системы детей с ОНР пятого года жизни и своеобразие их психического развития в целом влияют на сформированность функционального базиса чтения. Раннее обучение чтению детей с ОНР может стать одним из средств активизации речевого развития, минимизировать отклонения в развитии неречевых психических функций и процессов. Эффективность обучения чтению детей с ОНР определяется реальным уровнем готовности к усвоению навыка чтения, применением дифференцированного подхода на основе оценки состояния компонентов функционального базиса чтения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

— проанализировать современные подходы к проблеме исследования, раскрыть своеобразие процесса усвоения навыка чтения с точки зрения психологии, психолингвистики и логопедии;

— выделить методы, определяющие состояние функционального базиса чтения детей среднего дошкольного возраста с ОНР;

— определить готовность к обучению чтению детей среднего дошкольного возраста и выявить категорию дошкольников, для которых раннее обучение начальным навыкам чтения является актуальным;

— разработать, апробировать и оценить эффективность системы методических приемов, направленных на формирование начальных навыков чтения.

Методологической основой исследования являлись: теория развития высших психических функций JI.C. Выготскоготеория поэтапного формирования умственных действий ПЛ. Гальперинаконцепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р. Е. Левинойсистема обучения начальному чтению Д. Б. Эльконина.

Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы: обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследованияметод изучения психолош-педагогической и медицинской документацииметод индивидуального комплексного обследования дошкольниковконстатирующий, обучающий и контрольный экспериментыстатистический анализ результатов, количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.

На защиту вносятся следующие положения:

— в основу создания методики обучения навыкам чтения и разработки содержания дифференцированного коррекционного обучения должны быть положены данные о состоянии функционального базиса чтения, которые необходимы для определения готовности к обучению чтению;

— выявление уровня готовности к раннему обучению чтению детей 4-х лет требует внесения изменений в традиционную методику обследования детей с ОНР, обусловленных необходимостью специального исследования психофизиологических функций и процессов, лежащих в основе функционального базиса чтения;

— методика дифференцированного обучения чтению на основе диагностики состояния функционального базиса чтения оказывает существенное влияние на развитие фонематических процессов, позволяет осуществить пропедевтику нарушений процесса чтения.

Научная новизна исследования определяется тем, что, обоснована целесообразность создания двухкомпонентной модели обследования состояния речевых и неречевых предпосылок к овладению первоначальными навыками чтения дошкольников пятого года жизни с ОНР. Определены особенности функционального базиса чтения у дошкольников 4-х лет с ОНР. На основании анализа особенностей функционального базиса чтения дошкольников пятого года жизни с ОНР выделены уровни их готовности к обучению чтению. Разработана теоретическая модель обучения чтению детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом изученных стартовых возможностей дошкольников.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: поставлена и исследована проблема определения готовности к обучению чтению дошкольников пятого года жизни с ОНР с учетом современного понимания психофизиологических механизмов чтения. Полученные в ходе исследования результаты расширяют представление об образовательных возможностях процесса обучения чтению для коррекции речевого недоразвития, а также гармонизации психического развития дошкольников пятого года жизни с ОНР.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработана и реализована на практике целостная система обследования функционального базиса чтенияподтверждена эффективность уровневой системы оценки готовности к обучению чтению дошкольников пятого года жизни с общим недоразвитием речисоздана и апробирована методическая система логопедического воздействия на этапе обучения первоначальным навыкам чтения.

Разработанная методика формирования начальных навыков чтения может быть рекомендована к использованию в логопедических группах для детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи как средство эффективного воздействия на неречевые и речевые процессы, составляющие функциональный базис чтения.

База исследования: исследование проводилось с 2003 по 2006 гг. на базе ДОУ компенсирующего вида № 931 ЮВАО и № 815 ЗАО г. Москвы, ДОУ № 2097 ЗАО г. Москвы. Всего в констатирующем эксперименте принимало участие 52 ребенка среднего дошкольного возраста (30 дошкольников 4-х лет с ОНР и 22 — с нормальным речевым развитием) — в обучающем эксперименте участвовали 20 дошкольников пятого года жизни с ОНР (II уровень речевого развития).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались: на заседании лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ГНУ «ИКП РАО» (2004, 2005, 2006 гг.) — на Симпозиуме с международным участием «Логопедия XXI века» (СПб, 20−21 апреля 2006 г.) — на курсах повышения квалификации учителей-логопедов ИКП РАО (2005,2006 гг.) — на.

15-ой ежегодной Конференции польской Ассоциации дислексии с международным участием «Dyslexia as a life span problem» (Гданьск, 15−16 сентября 2006 г.). Основные результаты исследования внедрены в практику логопедической работы с детьми среднего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (II уровень) в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида № 931 ЮВАО и № 815 ЗАО г. Москвы.

Структура и объем диссертации

соответствуют логике исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. В основном тексте используются 6 схем, 1 рисунок, 17 таблиц, 8 диаграмм. Библиографический список включает 210 наименований, из них 18 работ на иностранных языках. Результаты исследования изложены в 6 публикациях.

Результаты исследования особенностей устной речи дошкольников 4-х лет с общим недоразвитием речи показали значительное отставание от возрастной нормы по всем языковым параметрам. У детей экспериментальной группы наблюдалось системное недоразвитие речи, затрагивающее лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны. 2.5.2. Анализ результатов нейропсихологического обследования:

Анализ результатов обследования сформирован! юсти двигательной сферы.

В ходе выполнения дошкольниками заданий на исследование кинестетического праксиса были отмечены следующие наиболее распространенные ошибки: не могли найти нужный набор движений, перебирали пальцы, помогали другой рукой, кроме нужных пальцев выставляли и другие. Такие ошибки свидетельствовали о нарушении кинестетической основы движенийнеправильно располагали руку в пространстве, воспроизводили позу зеркально (вместо II и III пальцев показывали IV и V), что указывало на имеющиеся у них нарушения пространственной организации движенийс трудом переключались на новую позу, повторяли одно из предыдущих положений, что свидетельствовало об инертности движений;

Исследование динамического праксиса у детей выявило следующее: отсутствие плавного перехода от одного движения к другому. Движения разорванные, изолированные друг от другаперсеверации предыдущих движений, являвшиеся следствием инертности движенийнеправильное расположение руки в пространстве, т. е. нарушение пространственной организации движений.

Следует обратить внимание на то, что при изучении как кинестетического, так и динамического праксиса, выявленные ошибки имели различное происхождение. Наличие разорванных, изолированных друг от друга движений и персеверации предыдущих движений являлись следствием нарушенной динамической организации движений, а пространственные ошибки — следствием имеющихся у детей гностических трудностей.

У большинства дошкольников ЭГ-1 (50%) при обследовании конструктивного праксиса затруднений при выполнении заданий выявлено не было, небольшие трудности при выкладывании наиболее сложной фигуры «Лесенка» преодолевались при детальном рассмотрении фигуры, привлечения внимания к особенностям построения фигуры. В 26,6% случаев были выявлены значительные затруднения при выполнении задания, дети не смогли копировать даже простые фигуры. Самостоятельно справиться с наиболее сложным заданием «Лесенка» смогли 23,4% дошкольников. Для сравнения отметим, что 70% детей КГ-1 самостоятельно справились со всеми заданиями и лишь 30% дошкольников понадобилась незначительная помощь.

Анализ результатов исследования орального праксиса выявил у 63,3% детей ЭГ-1 недостаточность иннервации мимической мускулатуры, обнаруживаемой в неумении или асимметричности движений оскаливания, нахмуривания бровей, надувания щек, наморщивания, зажмуриванияпаретичность языка, проявляющиеся в гипер или гопотонусе, малом объеме движенийсаливациюоральную диспраксию (недостаточность точности и переключаемости при выполнении серий артикуляционных движений при повторении слоговых рядов), что характерно при дизартрических расстройствах. О минимальных дизартрических расстройствах свидетельствовали замедленное выполнение упражнений, нарушение четкости и частоты выполнения задания при исполнении серии движений, редкие синкинезии, незначительная саливация у 26,7% дошкольников ЭГ-1 и 22,7% КГ-1.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило впервые изучить состояние функционального базиса чтения и оценить уровень готовности к началу обучения чтению дошкольников пятого года жизни.

С целью изучения состояния функционального базиса чтения была разработана двух компонентная методика обследования функционального базиса чтения. Разработанная схема обследования включала 12 параметров обследования и состояла из двух блоков. Логопедическая часть методики обследования функционального базиса чтения у дошкольников пятого года жизни (с 1 по 6 параметр) включала такие составляющие функционального базиса чтения, как: связная речьлексиконграмматический строй речифонематическое восприятиезвукопроизношениеслоговая структура слова.

Нейропсихологическая часть методики (с 6 по 12 параметр) включала: зрительный гнозисслуховой гнозисрече-слуховую памятьзрительно-предметную памятьпраксисвнимание. Оба блока представляли собой единый диагностический комплекс, хотя в реализации программы обследования принимали участие два специалиста — логопед и дошкольный психолог.

В процессе исследования выявлена корреляция между отдельными составляющими функционального базиса чтения у группы дошкольников с ОНР. Показано, что неготовность к овладению чтением определяется не избирательным, изолированным нарушением, а носит системный, комплексный характер, обусловленный общим недоразвитием речи и несформированностью ряда психических функций.

Как показали результаты, проведенного нами исследования при очевидной однородности состава детей пятого года жизни по уровню сформированности речевого развития, данная категория дошкольников гетерогенна по уровню психического развития. Соотношение речевой и неречевой симптоматики, сбалансированность в речевом и психическом развитии функционального базиса чтения является основным критерием при определении готовности к обучению чтению дошкольников пятого года жизни с ОНР.

Выявленные особенности состояния функционального базиса чтения позволили распределить детей среднего дошкольного возраста с ОНР по уровням готовности к обучению чтению:

— достаточная готовность к обучению чтению. Для данной категории детей типично преобладание выраженного недоразвития всех речевых компонентов, сочетающееся с высокими показателями уровня сформированности невербальных психических функций. Особенность состояния функционального базиса чтения у дошкольников 4-х лет с общим недоразвитием речи состоит в дисбалансе уровня сформированности невербальных и вербальных психических функций, при котором, показатели нейропсихологического обследования совпадают с нормой, а показатели логопедического обследования свидетельствуют о грубом речевом недоразвитии. Высокий уровень сформированности таких составляющих функционального базиса чтения как: зрительно-предметная и речевая память, динамический и конструктивный праксис свидетельствует о достаточном уровне готовности к обучению и позволяет широко использовать компенсаторные возможности в области наиболее развитых неречевых психических процессов.

— потенциальная готовность к обучению чтению. Это дети, у которых нарушения речи сочетаются со средним и низким уровнями развития невербальных психических функций, входящих в функциональный базис чтения. Дисбаланс в речевом и психическом развитии у детей второй группы менее ярко выражен, грубое недоразвитие речи в данном случае сопровождается несформированностью ряда психических функций, что свидетельствует о том, что патологическим процессом охвачены все компоненты функционального базиса чтения, что значительно ограничивает возможность использования компенсации речевого дефекта через сохранные неречевые психические процессы.

— отсутствие готовности к обучению чтению. Дети, у которых несформированность всех компонентов устной речи сочетается с низким и нулевым уровнем развития невербальных психических функций. Это говорит о таком уровне сформированности функционального базиса чтения, который не дает возможности начать обучение чтению. Напротив, раннее обучение чтению дошкольников с отсутствием готовности к обучению чтению может оказать негативные последствия на формирование чтения и привести к возникновению дислексии в будущем.

На основании проведенного экспериментального исследования нами было выявлено, что дети, имеющие относительно сходные проявления речевого недоразвития представляют собой гетерогенную группу по уровню психического развития. Состояние психического развития является решающим фактором для решения вопроса о целесообразности раннего обучения чтению. Мы выделили две группы детей среднего возраста с общим недоразвитием речи: экспериментальная группа 2-а. Дети с достаточным уровнем готовности к обучению начальным навыкам чтенияэкспериментальная группа 2−6. Дети с потенциальной готовностью к обучению начальным навыкам чтения.

Дети с отсутствием готовности к обучению чтению в обучающий эксперимент не включались, так как функциональный базис чтения не позволял начать обучение их чтению. Ярко выраженное вторичное недоразвитие невербальных психических функций не дает возможность начать обучение чтению детей данной группы. Раннее обучение чтению дошкольников этой категории может оказать негативные последствия на формирование чтения и привести к выраженной дислексии в будущем. К коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей совместно с учителем-логопедом привлекался дошкольный психолог, в задачу которых входило формирование потенциальной готовности к раннему обучению чтению.

Принципиально важно, что в основу обучения был положен аналитико-синтетический метод К. Д. Ушинского, значительно усовершенствованный на современном этапе Д. Б. Элькониным, JI.E. Журовой и др. Аналитико-синтетический метод обучения чтению, в отличие от глобального метода, способствует развитию фонематических процессов и является одним из способов формирования фонологического анализа и синтеза.

Обучающий эксперимент структурно представлял собой три взаимосвязанных этапа — подготовительный, основной и заключительный.

Целью занятий подготовительного этапа было сформировать элементарные навыки звукового анализа с использованием специальных графических символов гласных звуков.

Обучение на основном этапе включало:

— формирование навыка звуко-буквенного обозначения. Одна из важнейших операций, обусловливающих успешность формирования технической стороны чтения — правильное, устойчивое и быстрое соотнесение буквы со звуком. Последовательность введения букв соответствовала сформированности звукопроизносительной стороны речи детей;

— формирование навыка чтения слогов и слов. Усложнение предлагаемого материала осуществлялось по двум направлениям одновременно: усложнение семантического значения от простых обиходных к обобщенным понятиямсоблюдение строгой последовательности в воспроизведении слоговой структуры слова;

— формирование предпосылок понимания смысловой стороны чтения. Нами были разработаны упражнения, которые формировали направленность на понимание смысловой стороны чтения на всех этапах работы с буквой, слогом и словом. Данный цикл занятий включал формирование: навыка соотнесения графического изображения буквы с первым (серединным или последним) звуком слованавыка соотнесения прочитанного слога со словом, название которого начинается с данного слоганавыка соотнесения звуковой и семантической формы слова.

По окончанию обучающего эксперимента (конец учебного года) был проведен контрольный эксперимент с целью выявления влияния обучения чтению на состояние функционального базиса чтения и усвоения детьми предложенного материала. Данные экспериментального обучения свидетельствуют о кардинальных положительных изменениях, которые произошли в состоянии функционального базиса чтения в результате специально организованной коррекционной работы. Обучение раннему чтению дошкольников с ОНР 4-х лет с достаточной и потенциальной готовностью способствовало осознанному овладению навыками фонематического анализа. Результаты обучающего эксперимента показали, что у дошкольников произршли позитивные изменения в овладении начальными навыками чтения. Констатируемая нами динамика в развитии навыков чтения дает основание считать разработанную систему оценки функционального базиса чтения и выявления уровня готовности детей с ОНР 4-х лет к обучению чтению достаточно эффективной.

Таким образом, доказано, что уровень достаточной готовности позволяет обучать детей пятого года жизни с ОНР начальным навыкам чтения. Включение элементов обучения начальным навыкам чтения в коррекционный процесс одновременно воздействует на формирование функционального базиса чтенияоказывает стимулирующее воздействие на формирование фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Уровень потенциальной готовности позволяет обучать детей пятого года жизни с ОНР начальным навыкам чтения только при условии параллельной коррекционной работы по развитию несформированных невербальных психических процессов.

Подводя итоги и оценивая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

Уточнено понятие функционального базиса чтения у дошкольников пятого года жизнивыделены основные компоненты функционального базиса чтения у детей пятого года жизни с отклонениями в речевом развитииустановлено, что уровень готовности к началу обучения чтению зависит от диссоциации развития речевых и неречевых процессов, составляющих функциональный базис чтения;

Комплексное диагностирование функционального базиса чтения позволило выявить и охарактеризовать особенности его состояния у дошкольников пятого года жизни с общим недоразвитием речиполучены новые данные о соотношении речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи пятого года жизни.

Разработанная методика оценки готовности к обучению начальным навыкам чтения позволяет определить стартовый момент начала обучения чтениювыявлена категория дошкольников пятого года жизни с общим недоразвитием речи с отсутствием готовности к раннему обучению чтению.

Выделена группа детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи, для которых рекомендовано раннее обучение чтению в качестве эффективного средства для развития фонематических процессов, и группа детей, для которых не рекомендовано раннее обучение чтению, так как оно может привести к возникновению дислексии.

Разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована дифференцированная методика формирования начальных навыков чтения для детей с различным уровнем готовности к обучению чтению пятого года жизни.

Доказана эффективность предложенной методики, что проявляется в улучшении развития функционального базиса чтения у дошкольников, сбалансированности в развитии процессов, составляющих функциональный базис чтения.

Показано, что результатом обучения раннему чтению является не только усвоенные детьми навыки чтения, но и овладение осознанными навыками фонематического анализа, что является проявлением метаязыкового сознания.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся анализируемой проблемы. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении становления других компонентов чтения у дошкольников с ОНР на последующих возрастных этапах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А., Яковлева В. И. Чтение в начальных классах. -М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
  2. Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: Пособие для учителей начальных классов. М.: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 1998.- 116 с.
  3. Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Дис. канд. пед. наук.-М., 1995.-233 с.
  4. .Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 70. С. 105−149.
  5. П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Медицина, 1968. 547 с.
  6. П. К. Функциональная система // Нейропсихология. Тексты / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1984. — С. 23−28.
  7. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось-89», 2000.- 272 с.
  8. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 214 с.
  9. Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе// I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М.: Российское психологическое общество, 1998.-С. 201−208.
  10. Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 213 с.
  11. Т.В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции// Школа здоровья. 1997. — Т.4, № 3. — С. 37−42.
  12. Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М.: Издательский центр Академия, 2003. — 64 с.
  13. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи в норме и патологии. М: Педагогика, 1977. — 176 с.
  14. В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Просвещение, 1964. — 91 с.
  15. В.И., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1958. — 140 с.
  16. Т.П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Часть I. М.:АРКТИ, 1994. — 31 с.
  17. Т.П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М.: АРКТИ, 1997. — 64 с.
  18. И.Г. О развитии навыков чтения в I классе// Вопросы методики чтения в начальной школе. -М., 1964. С. 129−133.
  19. В. А. Секреты скорочтения// Библиотекарь. 1979. -№ 10.21. Боскис Р. М., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей// «Известия Академии педагогических наук», вып. 15, 1948.-С. 167−191.
  20. Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М.: Знание, 1994.- 160 с.
  21. Е.А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Обучение чтению по системе Д.Б. Эльконина: Методическое пособие к Букварю. -М.: Просвещение, 2003. 160 с.
  22. Е.А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. -М.: ИНТОР, 1998.-78 с.
  23. О.А. Комплексный подход к диагностике и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2002. 184 с.
  24. Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. М.: В. Секачев, 2005.-24 с.
  25. Е.Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика. Книга для логопеда. Томск: STT, 2001. — 284 с.
  26. И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. — № 4. с. 3−11.
  27. Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 144 с.
  28. Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 16 с.
  29. Т.Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004.- 104 с.
  30. В. Ф., Кабин В. А. 100 страниц в час.— Кемерово, 1976.
  31. А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи//Методы изучения и преодоления речевых расстройств. Межвузовский сборник трудов. С-Пб., 1994. — С. 12−21
  32. А.И. Грамота в детском саду. М.: Просвещение, 1965. — 74 с.
  33. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  34. Л.С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 108 с.
  35. П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — С. 220−228.
  36. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
  37. П.Я. О законе поэтапного формирования умственных действий и понятий// Известия АПН РСФСР. -1953.-Т. 45.-С. 93−99.
  38. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. -М.: Изд-во МГУ, 1974. 101 с.
  39. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
  40. .М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — 160 с.
  41. В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: МГОПУ, 1995.-143 с.
  42. JI.A. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении// Дефектология. 1996. — № 4. — С. 1521.
  43. В.И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушениями речевого развития: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1985.- 16 с.
  44. Л.П. Развитие речи неговорящих детей// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. Т. II. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1951. — С. 32−41.
  45. Л.П. Из опыта работы с неговорящими детьми. Изд. 2-е М.: Учпедгиз, 1952. — 144 с.
  46. О.А. Нейропсихологическое экспресс-исследование детей, поступающих в I класс начальной школы// Школа здоровья. 1998. — № 1 Том 5. — С. 36−42.
  47. Гончарова E. J1. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубоким нарушением зрения и слуха// Дефектология. 1995. — № 4. — С. 3−10.
  48. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: «Лабиринт», 1998. — 256с.
  49. В.Г. Уроки обучения грамоте. М.: Просвещение, 1988.- 142 с.
  50. В.Г., Кирюшкин В. А., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. М.: Просвещение, 1996.- 112 с.
  51. В.И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. -СПб.: Дельта, 1997. 224 с.
  52. О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. -96 с.
  53. Г. Как научить ребенка читать. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 255 с.
  54. Т.Г. Психология овладения навыком чтения М.: АПН РСФСР, 1953.-264 с.
  55. Т.Г. Психология овладения навыком чтения// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 32−41.
  56. JI.H. Формирование речи у дошкольников. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  57. Н.И. Восприятие ударения в словах русского языка// Известия АПН РСФСР. Вып. 54. — М., 1954. -с. 7−82
  58. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
  59. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 158 с.
  60. Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. -368 с.
  61. Н.С. Домашний букварь. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.- 128 с.
  62. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.-239 с.
  63. Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993. — 112 с.
  64. Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: Педагогика, 1978, — 151 с.
  65. Л.Е. Психологический анализ процесса обучения чтению дошкольников. Роль интонирования в звуковом анализе слова // Доклады АПН РСФСР. М., 1965. — № 5.- С. 61−64.
  66. А.Г., Коровин К. Г. Уроки русского языка в 1-м классе 2-го отделения школы глухих детей//под ред. P.M. Боскис. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 208 с.
  67. А.Г. Азбука для подготовительных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (2-е отделение) — в 2 ч.: Ч. 1. М.: Аст- Астрель- Транзит книга, 2003
  68. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск.психол.-соц.ин-т- Воронеж: Модэк, 2001. — С. 119−121
  69. О.Б. Нарушение письма и чтения учащихся правшей и неправшей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  70. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М.: Просвещение, 1985. 207 с.
  71. Г. А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей// Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной.-М.: Просвещение, 1967. С. 213−228.
  72. Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ Под. ред. Р. Е. Левиной.-М.: Просвещение, 1966.-С. 105−129.
  73. Г. А., Филичева Т. Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей и логопедов. М.: Издат-Школа, 1995. — 31 с.
  74. В.А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы. СПб.: КАРО, 2006. — 128 с.
  75. В.А. Экспрессивная алалия: учебное пособие к спецкурсу 2-е издание. СПб.: Сатис, 1994. — 79 с.
  76. А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003.-330 с.
  77. А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи: метод, пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. -128 с.
  78. А.Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб.: Паритет, 2001. — 48 с.
  79. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова ЕЛО. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: «Российское педагогическое агентство», 1997. — 124 с.
  80. С.Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89, 2001. — 240 с.
  81. Н.И., Рождественская В. И. Воспитание речи неговорящих детей алаликов. Пособие для учителей-логопедов. — М.: Просвещение, 1966. — 200 с.
  82. А.В., Ахутина Т. В. Ритмический теппинг у взрослых и детей: зависимость от структуры сл ожности// I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М.: Российское психологическое общество, 1998. -С. 166−177.
  83. Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1998. -224 с.
  84. Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-311 с.
  85. Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды/ Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М.: АРКТИ, 2005. — 224 с.
  86. Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе / Под ред. Р. Е. Левиной. М: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С. 317.
  87. Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. (Алексия и аграфия). М.: Учпедгиз, 1940. — 72 с.
  88. Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей алаликов. -М.: Учпедгиз, 1951. — 120 с.
  89. И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М.: Коррекционная педагогика, 2005.- 118 с.
  90. Ф. Рациональное чтение. -М.: Педагогика, 1980. 160 с.
  91. ЮО.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1999. -287 с.
  92. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1989. 104 с.
  93. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963 — 476 с.
  94. ЮЗ.Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Московского университета, 1975. — 253 с.
  95. Ю4.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.
  96. Ю5.Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.-84 с.
  97. Юб.Лурия А. Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959.-Т.1.-С. 516−577.
  98. Ю7.Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Феникс, 1998. — 416 с.
  99. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. -№ 1. — С. 3−10.
  100. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М.: ЖП РАО, 1996.- 180 с.
  101. Ю.Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи. Дисс.. канд. пед. наук. — М, 1963.-213 с.
  102. И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции задержки психического развития у детей// Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. -М., 1991.-С. 48−80.
  103. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации / Сост.: Э. Г. Симерницкая, И. А. Скворцов, Л. И. Московичюте, В. И. Голод и др. М.: МЗ СССР, 1988. — 21 с.
  104. НЗ.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ под ред. Чиркиной Г. В. М.: Аркти, 2005. -240 с.
  105. Методы обследования речи у детей/ под общей редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В. -М., 1992. Часть 1. — 169 с.
  106. Пб.Микадзе Ю. В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей// I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М.: Российское психологическое общество, 1998. — С. 225−231.
  107. П.Мухина B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 352 с.
  108. Л.К. Уроки обучения грамоте. М.:АПН СССР. НИИ общего и политехнического образования, 1967. — 132 с.
  109. Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова, 2003.-104 с.
  110. A.M. Введение в методологию игровой деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2006 — 48 с.
  111. Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  112. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г. В. Чиркиной. М.: Аркти, 2002. — 240 с.
  113. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. — 366 с.
  114. У., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1964.
  115. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофизиологическое исследование/ Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад.пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
  116. A.M. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. -252 с.
  117. Н.Н., Яблокова Л. В. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников // Сборник докладов I Международной конференции памяти А. Р. Лурия. -М.: Российское психологическое общество, 1998. -С.231−238.
  118. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М.:Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
  119. С.П. Обучение грамоте. Руководство для учителей начальной школы. Изд. 5-е М.: Учпедгиз, 1959. — 144 с.
  120. Т.С. Раннее обучение детей чтению при различных речевых нарушениях. // Дефектология. 1994. — № 5.
  121. Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -22 с.
  122. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.
  123. М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 2003. — 165 с.
  124. И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. М.: АРКТИ, 2005. — 400 с.
  125. О.А. Нейропсихологический подход к коррекции дислексии в детском возрасте// Школа здоровья. 1996. — № 4. -С. 60−61.
  126. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
  127. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. — 44 с.
  128. Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. — 224 с.
  129. Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1965. — С. 33 — 46.
  130. Л.Ф. Недостатки чтения у детей и пути их преодоления// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М.: Просвещение, 1965. — С. 76−84.
  131. Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи// Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. — С. 143−165.
  132. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I IV классы). — 2-е изд. -М.:МСГИ, Е. В. Карпов, 2004. — 200 с.
  133. Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей// Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. -М.: Просвещение, 1967. С. 31−66.
  134. Л.Ф. Роль фонематических представлений при обучении детей письму: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1952.-22 с.
  135. Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  136. Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. Смоленск: ООО «Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. -80 с.
  137. Уроки обучения грамоте/ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько.— 3-е изд.— М.: Просвещение, 1988.— 144 с.
  138. Г. А., Афонькина 10. А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр Академия, 1998. — 304 с.
  139. Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. Л.: ГИЗ, 1924. — 115 с.
  140. И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. -Киев: Рад. школа, 1980. 94 с.
  141. Т. Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1974. 18 с.
  142. Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи. -М, 1991.-43 с.
  143. Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. — Ч. I. — М.: Альфа, 1993.- 103 с.
  144. Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. — Ч. 2. — М.: Альфа, 1993. — 87 с.
  145. Т.Б., Чиркина Г. В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М.: АПН РСФСР, 1989. — 46 с.
  146. Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2004. -224 с.
  147. М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения. М.: Экзамен, 2004. — 64 с.
  148. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение», 1989. — 239 с.
  149. Т. А., Переслени Л. И. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1993. — № 5. — с. 310.
  150. Т.А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. — 132 с.
  151. P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  152. М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. школ. М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
  153. Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. -М.: МПСИ, 2000. 158 с.
  154. Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи // Дефектология. -1971. -№ 3. -С. 13−17.
  155. Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Роспедагенство, 1997. — С. 85.
  156. Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 2000. — С. 248 — 253
  157. Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя — М.: изд. и/о «Компенс-центр», 1994. 104 с.
  158. Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи// Дефектология. 1986. — № 5.-С. 57−61.
  159. Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1967. 18 с.
  160. Г. В. Обучение грамоте ребенка, имеющего нарушение артикуляционного аппарата.// Специальная школа, выпуск 4 (112). -М., 1964.-с. 96−100
  161. Шварц J1.M. Психология навыка чтения. М.: Учпедгиз, 1941. -С. 124−135
  162. Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М. Теплов. М.-Л.: Изд во АПН РСФСР, 1948. -Вып. 13.-С. 101−132.
  163. Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Перепечат. с изд. 1912 г. — Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1983.- 155 с.
  164. Д.Б. Букварь: учеб. для четырехлет. нач. шк./дораб. Г. А. Цукерман, Е. А. Бугрименко. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994.-256 с.
  165. Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1991.-80 с.
  166. Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению// Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тезисы Всесоюз.науч.конф. -Минск, 1971.-4.1.-С. 6−7.
  167. Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. 2-е изд. — М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. — С. 26−43.
  168. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. — 1978. -304 с.
  169. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974.-64 с.
  170. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  171. Brady S.A., Scarborough H.S., Shankweiler D. A perspective on two recent research reports by Merzenich et al. (1996) and Tallal et al. (1996). //Perspectives. 1996. — № 22(3). — P. 5−8.
  172. Breitmeyer B.G. A visual based deficit in specific reading disability // Irish Journal of Psychology. 1989. -№ 10. -P. 534−541.
  173. Carroll J.M., Snowling M.J. Language and phonological skills in children at high risk of reading difficulties.//Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. -№ 45(3). — P. 631−640
  174. Frith U. Beneath the surface of developmental dyslexia. // Surface Dyslexia. Routledge and Kegan-Paul: London- 1985. — P. 301 330.
  175. Lovegrove W., Martin F., Slaghuis W. A theoretical and experimental case for a visual deficit in specific reading disability // Cognitive Neuropsychology. 1986. — № 3. — P. 225−267.
  176. Lyytinen P., Eklund K., Lyytinen H. Language Development and Literacy Skills in Late-talking Toddlers with and without Familial Risk for Dyslexia// Annals of Dyslexia. 2005. — Vol. 55. — № 2. — P. 166−192
  177. McCardle P., Scarborough H.S., Catts H.W. Predicting, Explaining, and Preventing Children’s Reading Difficulties// Learning Disabilities Research & Practice. -2001. -№ 16(4). P. 230−239
  178. Scarborough H.S. Developmental relationships between language and reading: Reconciling a beautiful hypothesis with some ugly facts// The connections between language and reading disabilities. -Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2005. P.3−24
  179. Scarborough H.S. Predicting the future achievement of second graders with reading disabilities: Contributions of phonemic awareness, verbal memory, rapid serial naming, and IQ // Annals of Dyslexia. 1998.-№ 48. P. 36−115.
  180. Shaywitz S.E., Escobar M.D., Shaywitz B.A., Fletcher J.M., Makuch R.W. Evidence that dyslexia may represent the lower tail of a normal distribution of reading ability //New England Journal of Medicine. 1992. -№ 326. — P. 145−150.
  181. Snowling M.J., Gallagher A., Frith U. Family Risk of Dyslexia Is Continuous: Individual Differences in the Precursors of Reading Skill// Child Development. March/April 2003. — P.358−373
  182. Stanovich K.E., Siegel L.S. Phenotypic performance profile of children with reading disabilities: A regression-based test of the phonological-core variable-difference model. //Journal of Educational Psychology. 1994. — № 86. — P. 24−53.
  183. Stein J. The sensory basis of reading problems //Developmental Neuropsychology. 2001. — № 20. — P. 509−534.
  184. Tallal P. Auditory temporal perception, phonics, and reading disabilities in children. //Brain and Language. 1980. — № 9. — P. 182−198.
  185. Tallal P., Miller S.L., Jenkins W.M., Merzenich M.M. The role of temporal processing in developmental language-based learning disorders: Research and clinical implications. In B.A. Blachman
  186. Ed.)// Foundations of reading acquisition and dyslexia: Implications for early intervention. Mahwah, NJ: Erlbaum. — 1997. — P. 49−66.
  187. Torgesen J.K., Wagner, R.K., Rashotte, C.A. Prevention and remediation of severe reading disabilities: Keeping the end in mind. //Scientific Studies of Reading. 1999. — № 1. — P. 217−34.
  188. Vellutino F.R., Fletcher J.M., Snowling M.J., Scanlon D.M. Specific reading disability (dyslexia): what have we learned in the past four decades?// Journal of Child Psychology and Psychiatry. -2004. -№ 45:1. -P. 2−40
  189. Wolf M., Bowers, P.G. The «double deficit hypothesis» for the developmental dyslexias// Journal of Educational Psychology. -1999. -№ 91.-P. 1−24.
Заполнить форму текущей работой