Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности к физическому самовоспитанию у курсантов высших военных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активизация эффективности функционирования внешних и внутренних факторов формирования у курсантов готовности к физическому самовоспитанию осуществляется в образовательном процессе в специально созданных педагогических условиях, что обеспечивает развитие всех компонентов готовности в их интегра-тивной взаимосвязи. Такими условиями выступают: единство разделов образовательного процесса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Физическое самовоспитание курсантов высших военных учебных заведений, как педагогическая проблема
    • 1. 1. Физическое самовоспитание в физической 14 культуре курсантов высших военных учебных заведений
    • 1. 2. Сущностная характеристика готовности уча- 32 щихся высших военных учебных заведений к физическому самовоспитанию
    • 1. 3. Состояние готовности будущих офицеров к 43 физическому самовоспитанию
  • Глава 2. Образовательный процесс по физическо- 63 му воспитанию в высших военных учебных заведениях, направленный на формирование у курсантов готовности к физическому самовоспитанию
    • 2. 1. Факторы и педагогические условия форми- 63 рования у курсантов компонентов готовности к физическому самовоспитанию
    • 2. 2. Технологические основы образовательного 85 процесса, ориентированного на становление и развитие у будущих офицеров готовности к физическому самовоспитанию

Формирование готовности к физическому самовоспитанию у курсантов высших военных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема укрепления здоровья и продолжительности жизни населения всегда была предметом внимания специалистов, общественности, государства. Сложившаяся в последние годы в России социально-экономическая ситуация выводит её на уровень проблемы первостепенного значения. Общеизвестно, что физическая культура и спорт оказывают серьёзное позитивное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека, на его ценностные ориентации. Тем важнее представляется задача приобщения молодёжи к ценностям физической культуры, здоровому образу жизни, активной профессиональной деятельности. Для прохождения службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, учёбе в высших военных учебных заведениях, необходимы здоровые и физически подготовленные юноши. Характер воинской деятельности, задачи решаемые офицерами в армии, как в боевой обстановке, так и в мирное время, требует от них крепкого здоровья и высокого уровня физической культуры.

В настоящее время у значительной части абитуриентов высших военных учебных заведений наблюдаются довольно низкие физические данные по сравнению с данными поступавших в военные вузы 10 лет назад. Подтверждением этому являются результаты сдачи абитуриентами экзамена по физической подготовке в Рязанском институте Воздушно-десантных войск (РИ ВДВ). Если раньше на вступительных экзаменах необходимо было сдать экзамен по физической подготовке не ниже, чем на «хорошо», то сейчас для поступления в РИ ВДВ достаточно получить лишь удовлетворительную оценку по данному предмету. Анализ состояния физического воспитания и самовоспитания поступивших курсантов в военный вуз, свидетельствует о низком уровне их знаний в области теории и практики физической культурызнаний и умений в области физического самовоспитанияотсутствии целенаправленного стремления к работе над собой.

Сложившееся положение выявляет необходимость регулярной, дополнительной физической подготовки для учащихся высших военных учебных заведений. Здесь необходимо целенаправленное включение курсантов вузов в физическое самовоспитание, обеспечение условий взаимосвязи процессов физического воспитания и самовоспитания.

Педагоги военных вузов А. В. Барабанщиков, Ю. К. Демьяненко и другие отмечают, что физическое воспитание, являясь составной частью военного профессионального обучения и воспитания слушателей и курсантов высших военных учебных заведений, осуществляется в тесной взаимосвязи с идейно-политическим, воинским, нравственным и эстетическим воспитанием. В связи с этим, в настоящее время активизируется научный поиск новых подходов к совершенствованию физического воспитания будущих офицеров. Учёные отмечают целесообразность изменений в образовательном процессе по физическому воспитанию, говорят о необходимости обеспечения личностно-ориентированного подхода в обучении, отхода от педагогического авторитаризма и замены его субъект-субъектными отношениями, указывают на недостаточный в данном отношении уровень теоретической и физической подготовки офицеров-преподавателей физической культуры.

В то же время в теории физического воспитания широкое распространение получили идеи «гуманистической педагогики», которые направлены на выявление «уникальных» потенций человека, создания условий их реализации и самореализации. Эта теория рассматривает возможность физического воспитания через внутреннюю гармонию человека, через его мотивы и потребности в собственном физическом совершенствовании, через самопознание и самоопределение в будущей профессиональной деятельности. При этом мощным фактором всестороннего развития личности выступает физическое самовоспитание, действенный потенциал которого должен формироваться и развиваться в образовательном процессе высшей школы.

Проблема самовоспитания личности изучалась и разрабатывалась многими учёными в философии, психологии, педагогике и медицине. Фундаментальный вклад в теорию самовоспитания внесли А. Я. Арет, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов и другие. Исследуя теорию самовоспитания, они разработали основные положения этого процесса, его этапность, закономерности и педагогический инструментарий.

В трудах Б. Н. Бондаревского, Н. Е. Ведерникова, Н. Ф. Головановой, А. И. Иващенко и других были раскрыты условия и факторы самовоспитания учащихся и студентов, даны принципы его организации и эффективности педагогического руководства. Вопросам профессионального самовоспитания молодежи посвящены исследования А. В. Алексеева, Б. П. Зязина, С. В. Кабанова, З. И. Сепчевой. Вопросы самовоспитания воли спортсменов разрабатывал А. Ц. Пуни. Основы физического самосовершенствования и самовоспитания учащихся высших учебных заведений изучались В. А. Беляевой, М. Я. Виленским, А. И. Внуковым, И. Л. Дударевым, Т. К. Тихоновой и другими.

Физическое самосовершенствование курсантов высших военных учебных заведений, в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности, представлено в научных работах В. И. Косяченко, С. В. Середенко и других, где раскрываются вопросы формирования готовности у обучаемых к военно-профессиональной деятельности. П. А. Городова, Р. В. Пащенко исследуют педагогические основы физического воспитания курсантов. В. И. Ковтун, Ю. Н. Фролов изучают формирование у обучаемых самостоятельности в процессе учебных занятий по физической культуре. Вместе с тем вопросы формирования готовности к физическому самовоспитанию у курсантов и слушателей военных вузов исследованы недостаточно. Так, за пределами внимания научных исследований ^ остаются совокупность факторов и педагогических условий, определяющих в своём единстве эффективность формирования готовности курсантов к физическому самовоспитанию и включение их в результативную работу над собой.

Существующее положение выявляет противоречие между необходимостью совершенствования физического развития и подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности, посредством формирования у них готовности к физическому самосовершенствованию, и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике педагогической науки.

Данное противоречие определило проблему исследованиякакова совокупность факторов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у курсантов высших военных учебных заведений готовности к физическому самовоспитанию.

Объект исследования — процесс физического самовоспитания будущих офицеров.

Предмет исследования — факторы и педагогические условия Ч формирования у курсантов высших военных учебных заведений готовности к физическому самовоспитанию.

Цель исследования — выявить и обосновать факторы и педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к физическому самовоспитанию.

Задачи исследования;

1. Дать анализ процесса физического самовоспитания в физической культуре будущих офицеров в высших военных учебных заведениях.

2. Представить сущностную характеристику готовности к физическому самовоспитанию курсантов высших военных учебных заведений.

3. Выявить факторы и педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования у курсантов высших военных учебных заведений готовности к физическому самовоспитанию.

4. Разработать и обосновать практические рекомендации по формированию у будущих офицеров Вооружённых Сил Российской Федерации готовности к физическому самовоспитанию.

Гипотеза:

Факторами формирования готовности к физическому самовоспитанию курсантов высших военных учебных заведений выступают:

• физическая культура и личная подготовленность будущих офицеров к проведению занятий по физической подготовке с военнослужащими как необходимые компоненты профессиональной деятельности и как средства выполнения поставленных задач;

• физическое воспитание, имеющее чёткую ориентацию на формирование у курсантов потребности в своём физическом совершенствовании как в годы учёбы, так и в последующей профессиональной деятельности;

• система соревнований, включающая в себя все виды профессиональной и спортивной деятельности, предполагающая творчество курсантов в использовании средств физической культуры и физического самовоспитания.

Процесс формирования готовности к физическому самовоспитанию у курсантов высших военных учебных заведений может быть результативным при следующих педагогических условиях:

• ориентация образовательного процесса по физической подготовке на физическое самовоспитание будущих офицеров;

• систематическое стимулирование учебных занятий и различных видов профессионально-спортивной деятельности курсантов на личностно значимом уровне;

• пропаганда профессионально-значимых ценностей будущих офицеров в области физической культуры, ориентирами которых являются духовно-патриотические ценности русских офицеров;

• обеспечение в образовательном процессе по физическому воспитанию формирования у курсантов компонентов готовности к физическому самовоспитанию;

• организация учебного процесса по физическому воспитанию на уровне субъект-субъектных отношений, что должно обусловливать формирование у будущих офицеров адекватного уровня притязаний в профессиональной подготовке и включать их в процесс физического самовоспитания.

Методологической основой исследования являются: общая теория развития и деятельности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Н.Ф. Талызина) — положения о творческой сущности личности, взаимодействии личности и общества (К.А. Абульхано-ва-Славская, JI.C. Выготский, Ю.Н. Кулюткин) — теория профессионального развития личности (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, В.А. Сластёнин) — деятельностный (В.В. Давыдов), аксиологический (Е.Н. Щивнов), культурологический (Е.В. Бондаревская) подходы в анализе профессиональной готовности к физическому самовоспитанию.

Теоретической основой исследования послужили научные труды по теории физической культуры личности (В.К. Бальсевича, М. Я. Виленского, В. М. Выдрина, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеевой, * С. Д. Неверковича и других), теории самовоспитания (А.Я. Арета,

В.Б. Бондаревского, А. Г. Ковалева, А. И. Кочетова, Л.И. Рувинско-го и других), формированию социальной установки (А.Г. Асмоло-ва, Н. Д. Левитова, А. В. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и других), развивающему обучению (Л.И. Божович, А. С. Выготского, В.В. Давыдова), технологическим основам образовательного процесса (М.Я. Виленского, М. М. Левиной, С. А. Сластенина, Г. А. Соловьева и других).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературыизучение и обобщение реального опыта физического самовоспитания курсантов (опрос, анкетирование, рейтинг, самооценка, самоанализ) — педагогическое наблюдение по специально разработанным программамконтрольные тестирования и регулярные проверки выполнения нормативов по физической подготовкепедагогический экспериментстатистические методы обработки экспериментальных данных.

Этапы исследования:

4- Первый этап (2000;2002 г. г.) включал изучение литературы и педагогического опыта формирования готовности к физическому самовоспитанию у курсантов Рязанского института ВДВ (РИ ВДВ) и Рязанского высшего военного командного училища связи (РВВКУС). Осуществлялся выбор объекта исследования, определялись цели, задачи и методы исследования.

На втором этапе (2002;2003 г. г.) разрабатывались показатели и критерии оценки состояния готовностипроводился констатирующий эксперимент по изучению состояния готовностиосуществлялся анализ условий и факторов, определяющих формирование мотивов и умений у курсантов работы над собой в области физического самосовершенствования.

На третьем этапе (2003;2004 г. г.) проводился формирующий эксперимент по апробации основных положений образовательного процесса, ориентированного на формирование у курсантов готовности к физическому самовоспитаниюанализировались и обобщались полученные в ходе эксперимента данные, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику учебного процесса. Были разработаны практические рекомендации по формированию у курсантов готовности к физическому самовоспитанию, завершено оформление диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследованияРязанский институт ВДВ. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 100 курсантов 2-го курса и 26 преподавателей различных кафедр, в том числе 6 преподавателей кафедры физического воспитания и спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Понятие готовности к физическому самовоспитанию курсантов высших военных учебных заведений определяется как интегральное психическое состояние личности, представленное совокупностью интеллектуального, психического и деятельностного компонентов, имеющих чётко выраженную ориентацию на профессиональную деятельность будущего офицера, в которой физическое самовоспитание является важнейшей составляющей его профессиональной подготовленности.

• Результативность формирования готовности у курсантов к физическому самовоспитанию определяется взаимодействием внешних и внутренних факторов. Внешними факторами выступают: целевая установка на физическое самовоспитание как значимую составляющую профессиональной деятельности будущего офицеравлияние социокультурной воинской среды на личностьуровень постановки предмета «Физическая подготовка» на всех ступенях профессионального базового военного образованияпедагогическое и профессиональное мастерство преподавателя. К внутренним факторам относятся: ценностные ориентации курсантов в области физической культуры и будущей профессиональной деятельностисостояние здоровья и уровень физического развития индивидуумасамоопределение и уровень притязаний личности как профессионала-специалиста и как преподавателя. В совокупности данные факторы взаимодействуют в специально созданных педагогических условиях.

• Педагогическими условиями формирования готовности курсантов к физическому самовоспитанию являются: единство разделов образовательного процесса по физической подготовке в их ориентации на физическое самовоспитание обучаемыхпропаганда профессионально значимых ценностей будущих офицеров в области физической культуры, ориентирами которых являются духовно-патриотические ценности русских офицеровобеспечение в образовательном процессе по физической подготовке формирования у курсантов компонентов готовности к физическому самовоспитанию в их интегративной взаимосвязиорганизация учебного процесса по физическому воспитанию на уровне субъект-субъектных отношений, создающего предпосылки формирования у обучаемых адекватного уровня притязаний в профессиональной подготовке и включения их в физическое самовоспитаниисистематическое стимулирование учебных занятий и различных видов профессионально-спортивной деятельности курсантов на личност-но значимом уровне.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём:

• определено понятие готовности к физическому самовоспитанию курсантов высших военных учебных заведений;

• установлены содержательная сущность и структура готовности будущих офицеров к физическому самовоспитанию как важнейшей составляющей профессиональной готовности;

• выявлены и охарактеризованы факторы формирования у курсантов компонентов готовности к физическому самовоспитанию;

• раскрыты и обоснованы педагогические условия процесса формирования у будущих офицеров готовности к физическому самовоспитанию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения позволяют:

• обеспечивать педагогические условия формирования у курсантов военных вузов компонентов готовности к физическому самовоспитанию в их интегративной взаимосвязи;

• разрабатывать технологические основы формирования у курсантов готовности к физическому самосовершенствованию с учётом специфики военного вуза;

• целенаправленно управлять процессом формирования готовности будущих офицеров к физическому самовоспитанию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы формирования готовности будущих офицеров к физическому самовоспитанию как фактору развития и совершенствования их профессиональной подготовленности.

Прошедшие экспериментирующую проверку в РИ ВДВ и в РВАИ технологические основы образовательного процесса, ориентированного на становление и развитие у будущих офицеров готовности к физическому самосовершенствованию, могут быть использованы в практической деятельности во всех высших военных учебных заведениях для совершенствования образовательного процесса по физическому воспитанию посредством взаимосвязи с физическим самовоспитаниемповышения эффективности профессиональной деятельности педагогов и преподавателей по физической подготовкесовершенствования профессионального становления и мастерства выпускников военных вузов.

Структура и объем диссертации

Общий объем диссертации 172 страниц машинописного текста состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, приложений и библиографического указателя. Работа содержит 11 таблиц, 4 рисунка, 9 диаграмм, 169 литературных источников.

Выводы по второй главе:

Формирование готовности курсантов к физическому самовоспитанию в образовательном процессе в высших военных учебных заведений может быть результативным в случае обеспечении и активизации следующих факторов:

• внешними факторами формирования у курсантов компонентов готовности к физическому самовоспитанию выступают: целевая установка, направленная на физическое самовоспитаниевлияние социокультурной воинской средыуровень постановки предмета «Физическая подготовка» на всех ступенях профессионального базового военного образованияпедагогическое и профессиональное мастерство преподавателя;

• внутренними факторами являются: ценностные ориентации в области физической культуры и будущей профессиональной деятельности курсантовсостояние здоровья и уровень физического развития индивидуумасамоопределение и уровень притязаний личности как военного профессионала-специалиста и как воспитателя военнослужащих.

Педагогическими условиями эффективного функционирования данных факторов выступают:

• единство разделов образовательного процесса по физической подготовке в их ориентации на физическое самовоспитание обучаемых;

• пропаганда профессионально значимых ценностей будущих офицеров в области физической культуры, ориентирами которых являются духовно-патриотические ценности русских офицеров;

W • обеспечение в образовательном процессе по физической подготовке формирования у курсантов компонентов готовности к физическому самовоспитанию в их интегративной взаимосвязи;

• организация учебного процесса по физическому воспитанию на уровне субъект-субъектных отношений, создающего предпосылки формирования у обучаемых адекватного уровня притязаний в профессиональной подготовке и включения их в физическое самовоспитании;

V • систематическое стимулирование учебных занятий и различных видов профессионально-спортивной деятельности курсантов на личностно значимом уровне.

Образовательный процесс, выстроенный и реализованный соответственно разработанным и апробированным в педагогическом эксперименте технологическим основам, системообразующей которого выступает специальная учебная программа, ориентированная на формирование готовности у будущего офицера к физическому самовоспитанию, является результативным и может использоваться в профессиональной подготовке курсантов высших воен* ных учебных заведений.

Разработанные практические рекомендации по формированию у курсантов готовности к физическому самовоспитанию могут быть использованы в образовательном процессе по физической подготовке при соответствующей их адаптации к особенностям конкретного высшего военного учебного заведения.

А'

Заключение

Взаимосвязь физического воспитания и физического самовоспитания в развитии и формировании личности курсантов является непременным условием становления физической культуры молодого специалиста. При этом процесс самовоспитания может быть результативным и существенно влиять на эффективность воспитательного процесса, если он осуществляется на уровне осознанного и целенаправленного включения личности в работу по физическому самосовершенствованию. Задача физического воспитания в военном вузе — стимулировать и направлять этот процесс посредством формирования у курсантов готовности к физическому самовоспитанию. Если процесс самовоспитания представлен основными положениями, разработанными в психолого-педагогической науке, то его содержание и структура в аспекте физического самовоспитания имеют достаточно широкую вариативность. Проблема формирования готовности будущих офицеров к физическому самовоспитанию не получила необходимого представления в теории и практике физического воспитания. Анализ научных трудов по исследуемой проблеме позволил сформулировать ее сущностные характеристики и основные понятия.

Физическое самовоспитание выступает как многогранный процесс, основой становления которого является формирование у обучаемых потребности в обеспечении своего необходимого двигательного режима, посредством регулярных занятий физическими упражнениями, как в учебное, так и во внеучебное время. В то же время особенностью физического самовоспитания обучающихся в высших военных учебных заведений является: развитие физически подготовленных молодых специалистов, готовых к постоянной и

Ж активной жизни, регулярному повышению своих физических способностейформирование у будущих офицеров потребности в физическом самовоспитании, как неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности.

Понятие готовности к физическому самовоспитанию курсантов высших военных учебных заведений определяется как интегральное психическое состояние личности, представленное совокупностью интеллектуального, психологического и деятельностно

V го компонентов, имеющих чётко выраженную ориентацию на профессиональную деятельность будущего офицера, в которой физическое самовоспитание является важнейшей составляющей его профессиональной подготовленности.

Интеллектуальная готовность включает в себя широкий спектр теоретических и практических знаний, касающихся естественнонаучных знаний о человекезнаний основ теории физической культуры и теории самовоспитаниясамопознание физических и функциональных возможностейиндивидуальных особенностей личностивоенно-профессиональных качеств.

4)

Психологическая готовность — это состояние личности, включающее в себя те психические качества, которые необходимы для целенаправленной и систематической работы личности над собой. Это потребности, мотивы, интересы в сфере физической культурыразвитие эмоционально-волевых качествпатриотическое убеждение в необходимости защищать своё Отечество и все присущие компоненты боевого мастерства.

Деятельностная готовность предполагает соединение знаний и умений, мотивов и убеждений в собственную практику физического самовоспитания. Для создания целостной картины того направления, в котором человек предполагает совершенствоваться, необходимо обладать такими навыками как: умение ставить перед собой цельобладать самоуправлением, самовоздействием, самоконтролем, самостимулированием и самооценкойприменять приёмы самовоспитания в учебной, профессиональной и практической деятельности.

Анализ сформированности готовности курсантов к физическому самовоспитанию в условиях традиционного образовательного процесса по физическому воспитанию выявил, что психологическая готовность учащихся, как правило, имеет достаточно высокий уровень развития. В то же время низкие уровни развития характеризуют интеллектуальный и деятельностный компоненты.

Так, будущие военные специалисты не в должной мере представляют значимость и необходимость самосовершенствования своей физической подготовленности, как одной из основ профессионализма военнослужащего, не умеют адекватно ориентироваться в оценивании показателей своего физического развития и своих потенциальных возможностей, не владеют навыками самопознания в данном отношении, не знают форм и методов физического самовоспитания. Все это позволяет констатировать, что педагогическое воздействие в большей степени необходимо направить на развитие у обучаемых интеллектуального и деятельностного компонентов формируемой готовности.

Разрешение существующего противоречия между требованием укрепления здоровья, повышения физической подготовленности будущих офицеров ВДВ и их реальной готовностью к самостоятельной физкультурной деятельности, организуемой по собственной инициативе, возможно при включении в действие внешних и внутренних факторов формирования у курсантов высших военных учебных заведений готовности к работе над собой. Внешними факторами формирования у курсантов компонентов готовности к физическому самовоспитанию выступают: целевая установка, направленная на физическое самовоспитаниевлияние социокультурной воинской средыуровень постановки предмета «Физическая подготовка» на всех ступенях профессионального базового военного образованияпедагогическое и профессиональное мастерство преподавателя. Внутренними факторами являются: ценностные ориентации в области физической культуры и будущей профессиональной деятельности курсантовсостояние здоровья и уровень физического развития индивидуумасамоопределение и уровень притязаний личности как военного профессионала-специалиста и как воспитателя военнослужащих.

Активизация эффективности функционирования внешних и внутренних факторов формирования у курсантов готовности к физическому самовоспитанию осуществляется в образовательном процессе в специально созданных педагогических условиях, что обеспечивает развитие всех компонентов готовности в их интегра-тивной взаимосвязи. Такими условиями выступают: единство разделов образовательного процесса по физической подготовке в их ориентации на физическое самовоспитание обучаемыхпропаганда профессионально значимых ценностей будущих офицеров в области физической культуры, ориентирами которых являются духовно-патриотические ценности русских офицеровобеспечение в образовательном процессе по физической подготовке формирования у курсантов компонентов готовности к физическому самовоспитанию в их интегративной взаимосвязиорганизация учебного процесса по физическому воспитанию на уровне субъект-субъектных отношений, создающего предпосылки формирования у обучаемых адекватного уровня притязаний в профессиональной подготовке и включения их в физическое самовоспитаниисистематическое стимулирование учебных занятий и различных видов профессионально-спортивной деятельности курсантов на личностно значимом уровне.

Наиболее значимым и необходимым условием и фактором, обеспечивающим успех становления физического самовоспитания курсантов, является педагогическое мастерство офицера-преподавателя.

Технологические основы образовательного процесса в военном вузе по физическому воспитанию были представлены на основе общетеоретических положений о структурировании педагогической технологии. Такие блоки как диагностический, ориентацион-но-прогностический, конструктивно-проектировочный, организа-ционно-деятельностный, контрольно-управленческий были адаптированы к практике РИ ВДВ.

Основными ориентирами в отборе и реализации содержания Образовательного процесса по физическому воспитанию курсантов были следующие:

• актуализация теоретического курса содержания программы, как базисного при формировании физической культуры курсанта;

• гуманизация учебного процесса, выраженная в усилении внимания к личности каждого обучаемого, с целью реализации его внутренних потребностей в физическом самосовершенствовании через самопознание, самовоспитание и самоопределение;

• использование возможностей специализированных занятий по виду спорта на всем протяжении обучения как личностно-значимой формы деятельностного подхода в образовательном процессе;

• создание условий стимулирования деятельности курсантов по физическому самовоспитанию, как профессионально значимой деятельности.

Основой предложенной педагогической технологии является погружение курсантов в среду активного воздействия на них средств физической культуры образовательных, учебно-тренировочных и внеучебных. Усиление акцента на теоретический раздел программы и на организацию самопознания в образовательном процессе по физической культуре создавались условия для повышения интеллектуального компонента готовности курсантов к физическому самовоспитанию. Активизация отстающего деятельно-стного компонента готовности студентов к физическому самовоспитанию решались в процессе занятий по спортивным кружкам и секциям, с целевыми установками: совершенствование в виде спорта, как составляющей основы для дальнейшей своей профессиональной деятельности. Комплексным решением поставленных задач создавались предпосылки повышения общей готовности курсантов к физическому самовоспитанию.

Результативность образовательного процесса представлена в положительных показателях динамики развития у курсантов экспериментальных групп процессов самопознания, роста уровней интеллектуального и деятельностного компонентов готовности при стабильно высоком уровне развития психологического компонента, динамике показателей физической, технической и методической подготовленности.

Полученные в исследовательской работе данные дают основание утверждать, что образовательный процесс, ориентированный на формирование готовности курсантов к физическому самовоспитанию является управляемым и результативным, если он строится в соответствии со специально разработанной учебной программой.

Педагогическое воздействие, направленное на формирование физической культуры личности, через обращение к внутреннему миру будущего офицера, его самопознанию, самовоспитанию и самоопределению в этой области, содействует решению проблемы формированию готовности к физическому самовоспитанию будущих военных специалистов в масштабах военных вузов и армии в целом, приобщает военнослужащих к здоровому образу жизни. f Предложенные практические рекомендации по формированию готовности к физическому самовоспитанию у будущих офицеров могут быть использованы при соответствующей их адаптации к особенностям конкретного высшего военного учебного заведения. А также они могут быть расширены и дополнены в зависимости от профессиональной специфики рода войск.

4>

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Ю. Зависимость динамики физической работоспособности от ее исходного уровня и мощности выполняемой работы // Теория и практ. физ. культ. 1988. — № 8. — С. 14−18.
  2. Н.В. Самовоспитание студентов педагогических ВУЗов средствами физической культуры: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1986. 185 с.
  3. Ю.И. Психофизическое значение активности. М., 1989.-С. 33−36.
  4. А.В. Себя преодолеть. М., 1985. — 191 с.
  5. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. — 123 с.
  6. А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961. — 115 с.
  7. А.Я. Основные положения теории самовоспитания: Дисс. докт. пед. наук. JI., 1964. — 268 с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. — 324 с.
  9. А.Т. Деятельность и установка. М.: изд. МГУ, 1979.- 341 с.
  10. Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентами: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 151 с.
  11. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
  12. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. — 112 с.
  13. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура:молодежь и современность // Теория и практ. физ. культ. 1995. -№ 4.-С. 2.
  14. В.К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсии основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практ. физ. культ. -1997.-№ 6.-С. 15.
  15. В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: Дисс. канд. пед. наук. М., 1987. -178 с.
  16. . Генетика. М.: Атом. Изд., 1973. — 124 с.
  17. В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки: Авто-реф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1996. — 55 с.
  18. Е.А. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1983. — 208 с.
  19. В.А. Педагогические основы физического самовоспитания студентов: Дисс. канд. пед. наук. Рязань, 1978. — 151 с.
  20. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 168 с.
  21. А.А. Личностно-ориентированная физическая подготовка курсантов вузов МО РФ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб.: Воен. инст. физ. культ., 2000. — 23 с.
  22. А.А. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  23. В.Б. Беседы о самовоспитании. М.: Просвещение, 1976. — 98 с.
  24. В.А. Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинскойгруппы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. JI., 1977. — 17 с.
  25. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — М.: Наука, 1987. — 237 с.
  26. И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 209 с.
  27. Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР //Теория и практ. физич. культ. 1990. — № 10 — С. 2−9.
  28. К.В. Педагогическое руководство профессионально-педагогической направленности личности студента: Афто-реф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 18 с.
  29. Г. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния (на примере групп ОФП): Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 171 с.
  30. М.Я. Исследование естественных ритмов показателей физической и умственной работоспособности студентов в учебном году // Проблемы физического воспитания студентов и учащихся школ. М.: МГПИ им. Ленина., 1968. — С. 10−29.
  31. М.Я., Русанов В. П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле // Теория и практ. физ. культ. 1979. — № 6. — С. 48−51.
  32. М.Я., Беляева В. А. Физическая культура всамовоспитании личности будущего учителя: Учебное пособие / Под обшей ред. Сластенина В. А. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 57 с.
  33. М.Я., Ильинич В. И., Масляков В. А., Щербаков В. Г. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М., 1994. — 54 с.
  34. А.П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических институтов: Дисс. канд. пед. наук. Даугавпилс, 1982. — 156 с.
  35. Военная педагогика / Под редакцией канд. пед. наук полковника И. Ф. Выдрина и др. М.: Воен. изд., 1973. — 368 с.
  36. Военная педагогика и психология / Под редакцией д-ра пед. наук, профессора генерал-майора А. В. Барабанщикова и др. -М.: Воен. изд., 1986. С. 38.
  37. Военная психология / Под редакцией В. В. Шеляга и др. -М.: Воен. изд., 1972. 400 с.
  38. ВолковВ.М., ФилинВ.П. Спортивный отбор М.: ФиС, 1983.- 232 с.
  39. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под редакцией генерала армии И. Н. Шкадова и др. М.: Воен. изд., 1976. — 524 с.
  40. Вопросы самовоспитания и самообразования. Вып. 1−4. / Под ред. А. И. Кочетова, В. И. Клейменова, JI.K. Гребенкнной. Рязань, 1970−1976.- 186 с.
  41. В.М. Неспециальное физкультурное образование // Теория и практ. физ. культ. 1995. — № 5. — С. 15−17.
  42. В.М. Неспециальное физкультурное образование // Теория и практ. физ. культ. -1998. № 6. — С. 21.
  43. А.И. Волевая активность школьников и методыеё изучения: Учебное пособие Челябинск, ЧГКИ, 1979. — 89 с.
  44. А.И. Экспериментальное изучение волевой активности // Экспериментальные исследования волевой активности.- Рязань: РГПИ, 1986. С. 24−39
  45. З.Ж. Формирование активного отношения студентов к физической деятельности: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 141 с.
  46. П.Я. Введение в психологию М., МГУ, 1976.- 203 с.
  47. Р.С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань: Изд. Казан, университета, 1978.- 181 с.
  48. JI.B. Содержание и организация самостоятельной деятельности студентов на занятиях по физической культуры: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 141 с.
  49. И.А. Самовоспитание в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1980. — 22 с.
  50. П.А. Педагогические основы физического воспитания курсантов высших военных учебных заведений: Лекция канд. пед. наук. М.: Воен. полит, академ. им. Ленина, — 1976. -40 с.
  51. А.А. Объем выборки (Социологические исследования) //Теория и практ.физ.культ. М., 1988. — № 6. — С. 83−89.
  52. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1998. — 288 с.
  53. Т.С. Физическая культура и спорт в социальном обществе. М.:3нание, 1987. — 110 с.
  54. А.В. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельным занятиям физкультурной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 207 с.
  55. A.M. Структура педагогического мастерства // Теория и практ. физ. культ. 1994. — № 12. — С. 14.
  56. Ф.Л., Резцов Ф. И., Молостова Ф. И. Пути повышения эффективности физического воспитания в вузе // Теория и практ. физ. культ. 1982. — № 9. — С. 38−40.
  57. Д.Д. Законы движений в спорте. М.: Физическая культура и спорт., 1968. — 192 с.
  58. И.Л., Плахтиенко В. А. Как стать сильным, смелым и ловким М., 1975. — 163 с.
  59. Н.И. Профессионально-педагогическое самовоспитание студентов: Дисс. канд. пед. наук Рязань, 1975. — 172 с.
  60. М.И., Кондыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, БГУ, 1976. — 243 с.
  61. С.Б. Воспитание и самовоспитание у подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971. — 12 с.
  62. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя / Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 40 с.
  63. В.П. Готовность к обучению и ее объективизация в физическом воспитании студентов // Теория и практ. физ. культ. 1993. — № 5. — С. 27−28.
  64. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 336 с.
  65. В.В. Игровой метод как фактор повышенияэффективности учебных занятий по физическому воспитанию стуу. дентов основного отделения (на примере педагогического вуза):г
  66. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Омск, 1989. — 25 с.
  67. Ю.Д., Туревский И. М., Горбачев Е. Г. Педагогические принципы формирования программы по физической культуре для учащейся молодежи // Теория и практ. физ. культ. -1988. -№ 8. С. 24−26.
  68. . Здоровье народа критерий цивилизованности страны //АиФ.- 1990. — № 4.
  69. А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -Омск, 1996. 37 с.
  70. М.А. Индивидуализация самостоятельной работы как фактор совершенствования процесса физического воспитания студентов основного учебного отделения нефтяных вузов: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 158 с.
  71. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практ.физ.культ. 1993. -№ 7. — С. 21−24.
  72. В.М. Спортивная метрология. Педагогический контроль в тренировочном процессе (основы теории тестов и оценок): Учебн. пособие для институтов физической культуры. -М., 1978. 119 с.
  73. В.Б. Пути совершенствования системы физического воспитания студентов: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1975. -136 с.
  74. Ю.Я. Философские вопросы теории самовоспитания: Автореф. Дисс. канд. фил. наук. М., 1970. — 21 с.
  75. Ю.Ф., Лукоянов Ю. Е. О психологических аспектах занятий физической культурой // Психологический журнал. 1986. — т.7. — № 2. — С. 96−106.
  76. .Н. Педагогические основы профессионального самовоспитания студентов в педагогическом вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978. — 20 с.
  77. У.И., Ташпулатов Д. Т. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность и успеваемость студентов // Теория и практ. физ. культ. 1990. — № 3. — С. 44−45.
  78. Н.Т. Рациональное соотношение средств общей испециальной физической подготовки лётного состава на этапе профессионального обучения: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992. -214 с.
  79. А.В. Основы процесса нравственного самовоспитания старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1971. -128 с.
  80. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Наука, 1987.- 216 с.
  81. В.И. Студенческий спорт и жизнь. Учебное пособие для студентов вузов, М.: АО «Аспект Пресс», 1995. — 144 с.
  82. С.В. Самовоспитание в системе воспитательнойработы со студентами педагогических вузов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1980. — 22 с.
  83. В.Л., Белоцирковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 208 с.
  84. А.А. Структура мотивации оздоровительной деятельности студенток: Дисс. канд. пед. наук, Саратов, 1992. -335 с.
  85. A.M. Физическая культура и спорт в образе жизни студентов (социально-воспитательный аспект): Дисс. канд. пед. наук. Л., 1985. — 174 с.
  86. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание, -М.: Знание, 1968. С. 46−56.
  87. В.П. Нравственное самовоспитание. М.: Знание, 1997. — 65 с.
  88. В.И., Мартузане Р. З. Анализ педагогических аспектов деятельности преподавателя физического воспитания ввузе // 10 Республ. научно-методическая конференция. Могилев, 1985. — С. 68−70.
  89. А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. Д., 1958. — 85 с.
  90. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 216 с.
  91. В.Н. Самостоятельная физическая тренировка курсантов высших военных морских училищ радиоэлектроники им. А. С. Попова: Учеб. пособие. Петродворец, 1989. — 64 с.
  92. В.И. Прогрессирование двигательной активности у студенток и выбор средств его компенсации: Дисс. канд. пед. наук, Малаховка, 1995. — 196 с.
  93. Т.В. Социально-педагогические аспекты повышения интереса студентов к занятиям физкультурой и спортом // Тезисы межвузовской науч. конференции «Физическая культура личности студента», 24−26 января 1989. М., 1989. С. 62.
  94. Д.В. Эволюция психики и природы наркотизма. -М.: Педагогика, 1991. 312 с.
  95. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений.- М.: Педагогика, 1966. 136 с.
  96. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  97. Н.Л. Нормирование нагрузок в оздоровительном беге у студенток вузов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990.- 131 с.
  98. А.В. Физическое воспитание. Учебник. М. Высшая школа, 1983. — 321 с.
  99. В.И. Методика применения сбивающих факторов в профессионально-прикладной физической подготовке курсайтов учебных заведений МВД России: Дисс. канд. пед. наук. -Волгоград, 2000. 184 с.
  100. В.И. Педагогические условия формирования физической культуры будущих морских специалистов: Дисс. канд. пед. наук. Калининград, 2000. — 174 с.
  101. В.И. Формирование физической готовности курсантов учебных заведений МВД России к выполнению служебных боевых задач: Учеб. пособие. Волгоград, 2002. — 61 с.
  102. А.И. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания: Дисс. докт. пед. наук. JT., 1967. — 268 с.
  103. А.И. Педагогические основы самовоспитания. -М.: Знание, 1974. 135 с.
  104. В.Д., Верховскнй Ф. Я., Богоявленский Е. Н. К вопросу о совершенствовании методов физического воспитанияв вузе // Теория и практ. физ. культ. 1977. — № 5. — С. 53−56.
  105. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. С. 124.
  106. .Д. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи (на примере вузов РСФСР): Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. — 20 с.
  107. В.Г. Управление самовоспитанием учащихся. -Л., 1973. 38 с.
  108. В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности // Советская педагогика. 1973. — № 6. — С. 10−12.
  109. Н.К. О психологических состояниях человека. -М.: Наука, 1964.- 334 с.
  110. А.Н. Динамика физического состояния и здоровья студентов под влиянием упражнений циклического характера: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989. — 25 с.
  111. И.П. Дифференцированный подход к физическому воспитанию в учебной деятельности студентов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. — 250 с.
  112. А.В. Эффективность средств и методов повышения физической работоспособности студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1981. — 21 с.
  113. А.В., Стеблецов Е. А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи // Теория и практ. физ. культ. 1997. — № 6. — С. 26, 39−41.
  114. А. В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практ. физ. культ. 1998. — № 11. — С. 21.
  115. Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практ. физ. культ. 1993. № 5. — С. 15−16.
  116. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и его освоения обществом и личностью // Теория и практ. физ. культ. 1997. — № 8. — С. 10−15.
  117. Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1992. — 476 с.
  118. И.М. Методика проведения регулярных беговых тренировок в подготовке студентов: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1990. 167 с.
  119. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Ф и С., 1982. — 199 с.
  120. B.JI. и др. Методика психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 189 с.
  121. Л.П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию // Теория и практ. физ. культ. 1997. — № 2. — С. 16−24.
  122. Ю.В. Дескриптивно-конструктивный подход в обеспечении результативности физических упражнений // Теория и практ. физ. культ. 1997. — № 10. — С. 7−12.
  123. В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. -132 с.
  124. В.В. Организация и методика комплексной оздоровительной тренировки легкоатлетической направленности студентов вуза: Дисс. канд. пед. наук. Омск, 1992. — 160 с.
  125. Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ (НФП 2001) — М.: Ред. изд. центр ГШ ВС РФ, 2001. — С. 3, 27.
  126. В.Н. Динамика физического развития и физической подготовленности студентов при различных формах и направлениях учебного процесса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л., 1974. 24 с.
  127. В.А., Фудин Н. А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека. М.: Изд. Гр. АриНА, 1996. — 72 с.
  128. Основы военной психологии и педагогики / Под редакцией д-ра пед. наук, профессора генерал-майора А. В. Барабанщикова и др. М.: Просвещение, 1988. — 271 с.
  129. Основы военной психологии и педагогики / Под редакцией д-ра пед. наук, профессора генерал-майора А. В. Барабанщикова идр. М.: Воен. изд., 1981. — С. 308.
  130. Педагогические технологии в современной школе: Учеб. пособие. Рязань: РГПУ, 1996. — 112 с.
  131. О.П. Формирование у студентов мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1989. — 25 с.
  132. С.И. Социально-педагогические аспекты формирования ценностных ориентации личности в сфере физической культуры и спорта под влиянием спортивных зрелищ: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 184 с.
  133. В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе / Методическое пособие для преподавателей вузов. М.: Высш. школа, 1979. — 125 с.
  134. Пособие выпускнику училища / Кафедра общественных наук. Рязань: РИ ВДВ, 1997. 67 с.
  135. Программа физического воспитания населения СССР (основные исходные положения) // Теория и практ. физ. культ.1990.-№ 3.-С. 7−12.
  136. Проблемы физического воспитания студентов и учащихся школ / Под ред. М. Я. Виленского. М., 1968. — 98 с.
  137. Психология. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В. М Мельникова. М., 1987. — С. 47−48.
  138. Психофизиологические основы физического воспитания и спорта / Под ред. Е. П. Ильина. J1., 1972. — 85 с.
  139. А.Ц. О самовоспитании воли спортсменов. // Проблемы психологии спорта. М.: Ф и С., 1962. — С. 29−34.
  140. А.Ц. Очерки о психологии спорта. М.: Ф и С., 1959. — 146 с.
  141. Э.Н. Готовность студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992. — 186 с.
  142. А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: ФиС., 1973. — 110 с.
  143. Л.И. Теория самовоспитания. М.: Просвещение, 1973. — 186 с.
  144. B.C. Педагогическое руководство самовоспитанием студентов педвузов: Автореф. дисс. канд. пед наук. Киев, 1983. — 168 с.
  145. М.В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. М.: МОГИФК, 1989. — 155 с.
  146. Л.Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания. В книге Методы педагогического исследования. — М.: Просвещение, 1972. 162 с.
  147. В.А. О воспитании. М., 1975. 132 с.
  148. Т.К. Проблема физического самовоспитания студенческой молодежи // Международная научно-практическая конференция. Минск, 1997.-С. 104−105.
  149. Т.К. Интеллектуальная готовность студентов к физическому самовоспитанию // Международная научно-практическая конференция М.: МГПУ, 1998. — С. 105−106.
  150. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих ВС РФ / Утверждено приказом заместителя МО РФ. М.: Редак. издат. центр ГШ ВС РФ, 2001. -64 с.
  151. Н.А. Самостоятельные занятия в системе физического воспитания педагогических вузов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1988. — 27 с.
  152. Д.Н. Основные положения теории установки. -Тбилиси, 1961.-С. 186.
  153. Устав внутренней службы ВС РФ / Утверждён Указом Президента РФ. М.: Воениздат, 1994. — 352 с.
  154. Физическая подготовка / Под редакцией канд. пед. наук Ю. К. Демьяненко М.: Воен. изд., 1987. — С. 51−60.
  155. Ю.Н. Формирование самостоятельности у курсантов военных училищ: Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. М.: Воен. полит, академ. им. Ленина, — 1982. — 20 с.
  156. А.В. Формирование и проявление отношение военнослужащих к физической рекреации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 16 с.
  157. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., пе-раб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  158. А.Г. О диалектике процесса воспитания // Философские науки. М., 1971. — № 1. — С. 3−11.
  159. И.Ф. Организационно-педагогические условия повышения социальной активности студентов в процессе физкуль-турно-спортивных занятий: Дис. канд. пед. наук. Умань, 1990. -176 с.
  160. А.С. Эффективность различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов в вузе: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 197 с.
  161. Ю.Л. Сочетание учебных и самостоятельных занятий, обеспечивающее должный уровень двигательной активности и физической подготовленности студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 18 с.
  162. РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ войск
  163. Просим Вас внимательно прочитать и откровенно ответить на вопросы этой анонимной анкеты для того, чтобы в дальнейшем сделать наши занятия по физической подготовке более интересными.
  164. Кафедра физического воспитания и спорта
Заполнить форму текущей работой