Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дискурсивные практики Президента Российской Федерации в управлении процессами политической коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность диссертационного исследования для политической науки состоит в попытке устранения ряда пробелов в процессе изучения политической коммуникации, а также в выявлении новых аспектов управления коммуникационным процессом. К наиболее существенным достоинствам исследования для политической науки можно причислить попытку детализации структуры коммуникационного процесса, конкретизации роли… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Дувные практики «от первого лица» как иитуциональное проявление от вли в политичой коммуникации
    • 1. 1. Факторы возникновения и развития политичой коммуникации ввременной Рии: оричий, нормативно-правовой истемно-функциональный фактор организации политичой коммуникации
    • 1. 2. бенни преавителва вли и мо Президента встеме политичих коммуникаций Рии
    • 1. 3. Иитуциональные формы политичой коммуникации: проц подготовки издания дувных практик вли в управлении политичой коммуникацией
  • Глава II. Дувная практика Ежегодных паний Федеральномубранию РФ Президентов Б. Н. Ельцина, В. В. Путина и Д. А. Медведева как технология для подготовки и обования политичих изменений в гдаве
    • 2. 1. Ежегодные пания Президента Б. Н. Ельцина Федеральномубранию за период1994 по 1998 года
    • 2. 2. Ежегодные пания Президента В. В. Путина Федеральномубранию за период2000 по 2007 года
    • 2. 3. Первое пание Президента Д. А. Медведева Федеральномубранию 5 ноября 2008 года как информационный повод кзданию политичогообщения и коммуникации
  • Глава III. «Прямые линии» Путина и общвенная приемная Д. Медведева, как важнейший информационный повод и канал вли в проце управления политичой коммуникацией
    • 3. 1. Особенности дискурсивных практик Президента и Премьера В. В. Путина в ходе диалога с народом посредством «прямых линий»
    • 3. 2. «Прямые линии» и информационный повод: интерпретации дувных практик Президента вобщениях «Интерфа» и пре
    • 3. 3. «Прямые» каналы и коммуникационные технологии Президента Д. А Медведева

Дискурсивные практики Президента Российской Федерации в управлении процессами политической коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования для политического процесса обусловлена тем, что все большее значение в политической коммуникации приобретают такие властные ресурсы, которые выполняют определенные задачи как в процессе управления системой политической коммуникации в РФ, так и влияния власти на общество. Таким ресурсом являются дискурсивные практики главы государства, как наиболее важного «лидера мнения» в России. Изучение дискурсивных практик Президента Российской Федерации позволяет определить его роль в политическом пространстве государства, выявить степень эффективности его лидерского потенциала. Статус главы государства и значения его дискурсивных практик для государственной политики может выступать критерием определения политического режима в стране. Чем сильнее роль лидера, возглавляющего государство, тем больший вес имеют его дискурсивные практики в процессе влияния на общество и принятии конкретных политических решений.

Актуальность диссертационного исследования для политической науки состоит в попытке устранения ряда пробелов в процессе изучения политической коммуникации, а также в выявлении новых аспектов управления коммуникационным процессом. К наиболее существенным достоинствам исследования для политической науки можно причислить попытку детализации структуры коммуникационного процесса, конкретизации роли и значения дискурсивных практик главы государства и политического сообщения в управлении коммуникацией и принятии конкретных политических решений. Проблематика исследования дает основу для выявления основных механизмов управления коммуникативным процессом, наглядной демонстрации возможности оценки эффективности или неэффективности политических решений, принятых на основе дискурсивных практик Президента через механизм «обратной связи». Применение в работе системного дискурсивного анализа речей Президента обосновывает выявление нового жанра политического дискурса, который можно рассматривать как особую политическую технологию власти — диалог с народом или «прямые линии» Президента Путина. И, наконец, данное исследование позволяет на основе проведенного анализа выявить стандартные дискурсивные практики, используемые в рамках института президентства главою государства, как предпосылки к созданию «образа» сильного Президента в демократическом государстве, способного поддерживать стабильность и обеспечивать поддержку со стороны населения.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема дискурса и дискурсивных практик является предметом исследования в политической науке, однако все чаще рассматривается в контексте лингвистических особенностей кратких речевых высказываний, которые условно и можно обозначить как дискурсивные практики.

Представление о дискурсивных практиках и дискурсе сформировано нами на основании обращения к трудам таких философов, творивших в рамках феноменологии и герменевтики, как Гийом и ГуссерльГадамер, Хайдеггер и Дильтей. Кроме того, в основу наших представлений о дискурсе и дискурсивных практиках легли выводы, сделанные представителями символического интеракционизма (Дж.Г. Мид, Г. Блумер,), которые внесли свой вклад в развитие представлений о дискурсе и его роли в коммуникационном процессе, уделив особое внимание «Я» концепции Дж.Г. Мида, выводя языковое представление о мире не только на философский уровень, но и на уровень психологических и социологических процессов, а также структурализма, которые выделили и определили знаковую природу языка, уподобили его тем самым любой другой системе знаков.(Ф. Де.

Соссюр, Леви-Стросс).

Основным же ориентиром для нас в формировании представлений о том, что есть дискурсивные практики и их роли в политическом процессе стали работы постструктралистов и связаны с именами философов — Ж. Дерриды, Ю. Кристёва, Ю. Хабермаса (поздний) и, безусловно, М. Фуко поздний). Именно М. Фуко и предложил термин «дискурсивные практики», как некое уточнение к традиционному понятию стиля, что стало нашим ориентиром в формировании категориального аппарата собственного исследования.

Кроме того, формируя представления о связи дискурсивных практик и коммуникативного процесса, мы обращались к исследованиям политического дискурса в рамках критического дискурс-анализа в работах Н. Фэркло, Д. Ван-Дейка и др., а также дискурсивной психологии (Лакло и Муфф, Уэттерел и Поттер). Однако, эти исследования носят в большей степени теоретический характер с явным лингвистическим уклоном, и никак не затрагивают возможности выделения связи между дискурсивными практиками главы государства и процессом управления политической коммуникации, а также способа влияния власти на общество.

Диалог от первого лица" впервые рассматривается не только как канал политической коммуникации, но и как одна из важнейших политических технологий, применяемых для эффективного управления, как коммуникативным процессом, так и процессом разработки, принятия и реализации политических решений. Наше исследование является скромной попыткой восполнить этот пробел в системе представлений и знаний о политической коммуникации.

Рассмотрение дискурсивных практик Президента РФ осуществляется нами с позиций теории политической коммуникации, а дискурсивные практики представляются в исследовании как уникальный способ управления коммуникационным процессом.

Понятие политической коммуникации отражено в работах различных авторов, таких как (Г. Лассуэлл, Л. Пай, П. Лазерсфельд, Соловьев А. И., Громова Т. Н., Грабельников A.A., Пугачев В. П., Терин В. П., Шварценберг Р.-Ж, Кравченко В. И. и др.). Исследователями зачастую рассматривается ряд ее аспектов, среди которых выделяется особая роль власти, определяются акторы процесса политической коммуникации (власть, общество и СМИ), основные коммуникационные каналы и подчеркивается важная роль механизма обратной связи. (Г. Лассуэлл, Р.-Ж. Щварценберг, П. Лазерсфельд, А. И. Соловьев и др), с чем мы абсолютно согласны. Однако, большая часть работ, посвященных данной проблематике носит всеобъемлющий характер, предлагая, довольно общее представление о структуре политической коммуникации, подчеркивая ее схематичность и универсальность (Л. Пай, В.И. Кравченко), что, на наш взгляд, является существенным пробелом в теории политических коммуникаций в виду ее абстрактности.

Отдельные аспекты, посвященные классификации каналов политической коммуникации и роли власти в них, выражены в работах Р.- Ж. Шварценберга, Т. Н. Громовой, O.A. Малакановой, А. Хлопьева, Ю. Воронцова, В. М. Березина. Тем не менее, эти исследования не рассматривают понятие структурных каналов процесса коммуникации, делая акцент лишь на изучение функциональных каналов политической коммуникации (СМИ, организации и неформальные каналы). На наш взгляд, данный подход не отражает всех сложностей взаимоотношений власти и общества в политической коммуникации и нуждается в доработке.

Среди проблем, связанных с функционированием каналов политической коммуникации, особого внимания заслуживает проблема интерпретаций, впервые обозначенная и подробно рассмотренная отечественным политологом В. И. Кравченко как «этология коммуникации». Тем не менее, его подход к данной проблематике, на наш, взгляд, является не достаточно полным, потому как интерпретации рассматриваются им лишь на неформальном уровне информационного обмена власти и общества.

Кроме того, в процессе изучения политической коммуникации рядом исследователей особое значение уделяется роли СМИ, как важнейшему каналу политической коммуникации, имеющему доминирующее значение в информационном пространстве, называя их четвертой властью и выделяя их как интерпретаторов действий власти.(Гаджиев К.С., Пугачев В. П., Тоффлер

О., Зассурский И., Грабельников А. А, Соловьев А. И. и др.). Мы во многом согласны с этими исследователями, однако, в своей работе сделали акцент на роли СМИ в качестве интерпретатора и транслятора дискурсивных практик власти.

Проблема интерпретаций, затронутая Кравченко В. И., напрямую связана с процессом создания и распространения политического сообщения и политической информации, как базовых элементов политической коммуникации, как процесса, на наш взгляд, отчасти контролируемого за счет дискурсивных практик. Исследователи же чаще говорят о спонтанности политической коммуникации, не уделяя особого внимания отдельным сферам, которые могут быть подвержены четкому контролю и управлению со стороны власти путем применения механизма информационного повода и институционализации коммуникативных структур.

Частично об этой проблеме говорится в исследовании «Информационная работа в государственном аппарате» Л. Сухотерина и И. Юдинцева, однако, они не связывают этот процесс с понятиями дискурсивных практик коммуникатора, информационного повода и конкретных политических решений на выходе. Кроме того, ими же рассматривается проблема информационного резонанса и информационного эха, что в некотором роде сродни используемому нами понятию коммуникационный эффект. Однако, несмотря на все недостатки, выявленные нами в исследованиях, посвященных проблемам политической коммуникации, при написании диссертации мы базируемся на общепринятых определениях и терминах теории политических коммуникаций, придавая им несколько расширенное и уточненное значение. Кроме того, автор исследования не стремиться отразить все сложности политической коммуникации, а лишь уточняет и конкретизирует ряд моментов, связанных с ролью дискурсивных практик в процессе управления коммуникацией и принятии политических решений на примере современной России.

Объектом данного исследования является институт Президенства в как системе современной политической коммуникации, предметом дискурсивные практики Президента, конкретные политические решения и общественная реакция на данные решения.

Целью исследования является выявление роли и значения дискурсивных практик Президента РФ как институционального выражения власти и как ведущего «лидера мнения» политического пространства РФ в процессе управления политической коммуникацией.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

Во-первых, обосновать существование управляемых зон политической коммуникации на примере дискурсивных практик «от первого лица».

Во-вторых, дать характеристику коммуникативных приемов, механизмов, доступных и возможных для власти в России.

В-третьих, рассмотреть конкретные формы организации политической коммуникации власти в России.

В-четвертых, выделить наиболее устойчивые дискурсивные практики Президента, обладающие наибольшим коэффицентом доверия со стороны общества и способствующие формированию шаблонов речевого поведения главы государства для сохранения власти и поддержания стабильности в обществе.

И, наконец, попытаться вычленить дискурс Президента, как основу для формирования «образа» главы государства в «сценариях» политической власти России через диалог с обществом.

Методологическую основу диссертации составляет теория коммуникации, в рамках которой говорится об основных коммуникационных факторах, каналах и формах политической коммуникации, используются основные достижения и выводы, полученные исследователями в этой области, а также выявляются особенности развития коммуникации в России. Институциональный подход используется для обоснования возможности рассмотрения дискурсивных практик «от первого лица» как способ институционального закрепления коммуникации на примере института Президентства в России. Структурно-функциональный подход дает возможность исследования структур в рамках институтов государственной власти, таких как пресс-службы, особенности работы информационных агентств, значение интернет-порталов власти в обеспечении политической коммуникации.

В диссертации использованы такие методы исследования как:

• дискурсный анализ для рассмотрения и вычленения дискурсивных практик президентов в ежегодных посланиях федеральному собранию и «прямых линий».

• ивент-анализ в был применен в процессе систематизации результатов дискурс-анализа и подготовке выводов по результатам проделанной работы.

• Частично был применен количественный контент-анализ в части систематизации данных полученных при анализе дискурсивных практик, вычлененных из сообщений информационного агентства.

• частные методы такие, как сравнительный, метод аналогии, метод статистического анализа для систематизации результатов исследования, проведенных в рамках дискурсанализа, составления таблиц и приложений диссертации.

Эмпирической базой работы являются:

1. Законодательные акты Российской Федерации, а именно: Закон о СМИ РФ, изменения, вносимые в закон о СМИ депутатами Гос. Думы, полученные в комитете по информационной политике ГД РФ, а также ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" — Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года.

2. материалы XIX всесоюзной конференции 1988 года «О гласности», материалы общественно-политических изданий «Огонек» и «Юность» для воссоздания исторических предпосылок к формированию политической коммуникации современного образца.

3. Материалы официальных Интернет ресурсов органов государственной власти: Правительства РФ, Президента РФ, Государственной Думы РФ с целью выявления основных коммуникативных каналов власти.

4. Для освещения механизмов институционального воплощения властных решений и создания политического сообщения и политической информации были использованы материалыегти-ресурсов пресс-служб власти на федеральном и региональном уровнях, а также интервьюирование сотрудников пресс-служб ГД и местных администраций.

5. С целью выявления представительства власти в основном источнике интерпретаций были подвергнуты рассмотрению материалы основных информационных агентств в Российской Федерации, таких как «Интерфакс», ИТАР-ТАСС, Прайм-Тасс, РБК, РИА «Новости», Финмаркет и др.

6. Тексты посланий президентов Ельцина, Путина и Медведева Федеральному собранию были подвергнуты критическому дискурс-анализу для вычленения важнейших дискурсивных практик в их динамике и определение их значения для политического процесса, как важнейшего информационного канала, политической технологии и обоснования для принятия соответствующих политических решений.

7. Сообщения информационного агентства «Интерфакс» в дни оглашения посланий Президентом, дающих возможность оценивать эффективность дискурса Президента и позволяющих говорить о коммуникационном эффекте, произведенном речами главы государства и соответствующей реакции общества.

8. Подвергнуты дискурсивному анализу тексты «Прямых линий» Президента, а теперь премьер-министра В. В. Путина и видеоблога Д. А. Медведева как важного канала политической коммуникации и основы для формирования «образа» политической власти в России.

9. Сообщения информационного агентства «Интерфакс» в дни проведения «прямых линий», как способ отражения наиболее значимых для информационного и коммуникационного процесса тем, аналитические материалы по итогам «прямых линий» в газете «Коммерсант» и аналитическом журнале «Власть».

Ю.Опросы общественного мнения, проведенные ВЦИОМ, ФОМ, Левада Центр по итогам принятия политических решений на основе дискурса президента, а также материалы форума и видеоблога Д. А. Медведева на его официальном интернет-портале с целью выявления обратной связи, а также выявления коммуникационного эффекта политической технологии власти (разговоров «от первого лица»).

11. Аналитические статьи и материалы известных зарубежных и отечественных политологов, философов и социологов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

В рамках политической коммуникации исследователем выделены управляемые зоны, создание которых представляется возможным за счет институционализации основных форм взаимодействия власти и общества в структуре коммуникативного процесса.

Дискурсивные практики Президента рассматриваются как особая политическая технология, применяемая для эффективного управления, как коммуникативным процессом, так и процессом разработки, принятия и реализации политических решений.

На основе дискурсивного анализа «диалогов от первого лица» автором сформулирована модель речевого поведения будущего президента России, а также «сценарии» политической власти на основе наиболее успешных дискурсивных практик главы государства.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Дискурсивная практика главы государства, являясь важной единицей политической коммуникации, может рассматриваться как политическая технология, информационный повод и информационное сообщение в политической коммуникации.

2. Дискурсивные практики Президента, как способ представительства власти в структуре политической коммуникации определяют набор средств, механизмов и способов ее участия в политической коммуникации и является иституциональным проявлением от власти.

3. Политической властью в России формируются особые управляемые зоны политической коммуникации, выраженные в конкретных формах организации политической коммуникации таких как, пресс-службы, информационные агентства, интернет-портал президента и др.

4. Послания президента Федеральному собранию РФ как важнейший канал и информационный повод в политической коммуникации представляет собой набор дискурсивных практик главы государства, несущих в себе важные информационные сообщения. В результате оглашения послания дискурсивные практики и их интерпретации вызывают тот или иной коммуникационный эффект в обществе, являющийся основой для определения «обратной связи» коммуникации.

5. Коммуникационный эффект может служить критерием оценки деятельности главы государства, как института политической власти в России.

6. Дискурсивные практики формируют основу для институционализации политических решений, идеи которых заложены в информационных сообщениях, лежащих в основе дискурсивных практик.

7. Дискурс-анализ дискурсивных практик Президента в динамике позволяет выявить наиболее устойчивые речевые формы выражения политической воли главы государства, вызвавшие позитивный коммуникационный эффект. Именно на основе этих практик можно сформулировать модель успешного речевого поведения будущего Президента России.

8. «Прямые линии» В. В. Путина, общественная приемная и интернет-видеоблог Д. А. Медведева представляют собой особую форму политических технологий власти. Через «диалоги от первого лица» власть реализует возможность непосредственного разговора с обществом, определение его нужд и потребностей, а также формирование позитивного «образа» политической власти путем принятия волевых политических решений.

9. Диалог с обществом «от первого лица» позволяет вычленить дискурс президента, как основу для формирования «образа» президента в «сценариях» политической власти России.

Научная и практическая значимость исследования состоит в приращении нового политического знания о роли дискурсивных практик Президента РФ, как особой политической технологии, в процессе управления политической коммуникацией, что значительно расширяет предметное поле политологии. Значимость работы заключается также в возможности использования основных положений и выводов диссертационного исследования в дальнейшей разработке коммуникационных технологий власти, а также стратегии принятия политических решений и при построении информационной политики. Результаты работы могут быть использованы в качестве основы для выработки рекомендаций органам государственной власти в процессе формирования и корректировки государственной информационной политики. Помимо всего, материалы исследования могут служить основой для создания специальных курсов по темам политической коммуникации, политического дискурса, а также дополнений к курсу политического менеджмента. Кроме того, результаты исследования применимы для подготовки учебных пособий, монографий.

Апробация работы.

Диссертационное исследование было обсуждено и одобрено на кафедре политологии факультета международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Материалы диссертации, ее основные положения были опробованы автором на ряде конференций в период с 2006 по 2009 годы таких, как: Первая Международная научно-практическая конференция «Дискурсология: методология, теория, практика», Екатеринбург (2006 г.), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного политического процесса» в Санкт-Петербурге (2007), Всероссийская научная конференция «Коммуникативистика: человек в современном информационном обществе» Н. Новгород (2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы науки, образования и производства» Н. Новгород (март 2007), Межрегиональная научная конференция «Общественная палата как институт политической системы РФ Н. Новгород (апрель 2007), Международная научно-теоретическая конференция Коммуникативные стратегии информационного общества. (2007, 2008) в СПб, Вторая международная научно-практическая конференция «От современных экономических проблем к обществу будущего» Н. Новгород (март 2008) и др.

Основные результаты исследования изложены автором в 13 научных публикациях, две из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем авторских публикаций по теме диссертации составляет 6,1 п. л.

Кроме того, частично на основе материалов диссертационного исследования был составлен и прочитан спецкурс для студентов старшего курса отделения политологии факультета международных отношений -«Политический дискурс: теоретические основы и практика исследований». В рамках спецкурса подробно разбирались особенности дискурс-анализа, понимания дискурса в политической науке, а также особенности жанрового пространства политического дискурса и его исследования в российской политической науке.

Автором исследования проводилось интервьюирование сотрудников пресс-служб администрации мэра Нижнего Новгорода, губернатора Нижегородской области, Государственной Думы Российской Федерации с целью воссоздания структуры и факторов управления политической коммуникацией.

Велось активное сотрудничество с отделом экономической информации информационного агентства «Интерфакс» для сбора материалов к диссертационному исследованию, консультирование с ведущими политологами России по теме и проблемам диссертации такими, как Сергей Марков, Георгий Сатаров, а также Игорь Яковенко — генеральный секретарь журналистов России. Велось активное сотрудничество с комитетом по информационной политике Государственной Думы РФ, и в частности, с его председателем — Комиссаровым В. Я. по вопросу правового регулирования коммуникативного процесса в России.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, разделенных на параграфы, заключение и список литературы и приложения, выполненные непосредственно автором диссертации.

Эти выводы можно сделать, исходя из анализа официальной информации, полученной с сайта Управления пресс-службы и информации Президента РФ и мнений журналистов, работающих при АП. Тем не менее,.

54 Ворошилов В. В. Современная пресс-служба. СПб, Изд-во Михайлова, 2005 г, с. 132. подобная информация не дает исчерпывающего представления о роли пресс-службы в процессе создания и первичной интерпретации политической информации. Речь в данном случае идет о создании невидимой для стороннего наблюдателя прослойки лиц, формирующих своими высказываниями и комментариями ведущих событий в стране общественное мнение в соответствии с заранее выработанными установками, полученными из АП. Одним из первых скрытых механизмов медиа воздействия в первый президентский период Путина стал так называемый «Пресс-клуб «Четыре стороны», созданный летом 2000 года при неформальном покровительстве АП. Целью его работы является налаживание неформальных связей представителей властных структур с медиа-сообществом.

Основной задачей деятельности Пресс-клуба очевидно является организация санкционированных «сливов» информации. Согласно имеющимся данным, большинство «утечек», имевших место в последнее время в прессе, были сделаны именно в Пресс-клубе. Там же принято урегулировать некоторые конфликты, связанные с деятельностью СМИ.55 Данная информация свидетельствует о неформальной возможности пресс-службы формировать необходимый «образ» власти через процесс подачи обществу нужной власти политической информации, закрепленной в выгодных дискурсивных практиках главы государства и особо приближенных «лидеров мнения». Именно с помощью подобных средств власть создает базу для формирования управляемых зон в политической коммуникации, с целью формирования выгодного «образа» в глазах общества.

Примером пресс-службы регионального уровня может стать пресс-служба губернатора Нижегородской области, которая на своем уровне участвует в процессе создания и первичной интерпретации политической.

55 Мухин А. Л. Кремлевское дзюдо «под ковром». Новые виды политических единоборств. М., ЦПИ, 2004, с. 128−131 информации. Структура пресс-службы включает в себя четыре отдела, каждый из которых выполняет строго определенные функции.

Схема № 1.3.1.

В частности сектор мониторинга отслеживает основные публикации в областных СМИ, где говорится о деятельности губернатора и министров области, делают выводы, которые предоставляют по запросу губернатору и министрам. В свою очередь пресс-служба имеет договоренность с районными газетами о возможности публикации «нужных» материалов, занимающих от 5 до 20% площади районных газет. В среднем в неделю публикуется порядка 40−50 информационных материалов. В подобной, практике существует обоюдная заинтересованность, как районных СМИ, так и пресс-службы. Районные СМИ заполняют свой макет газеты материалами о деятельности губернатора и министров, которые интересны читателю, а пресс-служба выполняет информационную функцию, т. е. создает и распространяет информацию о деятельности властных представителей в выгодном для них свете, непосредственно участвуя тем самым в процессе создания политической информации.

Основными задачами пресс-секретарей являются:

• Освещение деятельности министерств;

• Создание имиджа областного правительства и губернатора.

К тому же пресс-служба выпускает ежемесячный тематический сборник — «Губернский вестник». Чаще всего он посвящен какой-либо проблеме или событию как, например, 60-летие Победы, Об исполнении бюджета 2005 года, также возможно более частое издание, связанное с необходимостью освещения важной, не терпящей отлагательства проблемы, например, спец. выпуск по проблеме о реализации закона № 122 в Нижегородской области. Этот вестник распространяется среди органов власти, и его массовым потребителем являются государственные чиновники. В какой-то степени его можно сравнить с «Думским обозрением», выпускаемым пресс-службой Государственной Думы. Также его можно назвать прямым каналом коммуникации, правда, внутри власти, т. е. создание собственными силами без привлечения журналистов политической информации.

Пресс-служба осуществляет непосредственный контакт с журналистами, снабжает их необходимыми информационными материалами, организует встречи и контакты с властными представителями.

Что касается правового регулирования деятельности пресс-службы, то в основе лежат должностные инструкции, а также «Закон о СМИ» 1991 года.

Пресс-служба Законодательного Собрания Нижегородской области включает в свой состав несколько отделов: по работе со СМИ, отдел мониторинга прессы, по работе с нормативными документами и прочие. Функции пресс-службы ЗСНО мало чем отличаются от функций аналогичных структур: это и предоставление информации о депутатах, организация пресс-конференций и брифингов, сообщения о мероприятиях, на основе которых создаются статьи и заметки, проведение мониторинга СМИ, работа с журналистами. Работа с журналистами включает в себя и снабжение их специальными информационными материалами, и подготовка и распространение пресс-релизов, организация просмотра прямой трансляции из зала заседаний еженедельного заседания депутатов Законодательного Собрания, снабжение журналистов перечнем рассматриваемых вопросов и аннотации к ним, предоставление по запросу журналиста копий докладов депутатов и другие функции.

Как и любая другая пресс-служба, пресс-служба ЗСНО заинтересована в создании и поддержании положительного «образа» власти. Она активно участвует в процессе создания политической информации, во-первых, организуя и сообщая о намечаемых информационных поводах представителям СМИ, во-вторых, предлагая краткие комментарии прошедших в комитетах заседаний, принятых решений, которые в последствие ложатся в основу публикаций.

В целом, мы можем отметить, что пресс-служба ЗСНО по своей структуре и функциям, а также степени участия в процессе создания политической информации о власти на своем региональном уровне практически не отличается от аналогичной структуры на федеральном уровне.

Пресс-службу Городской Думы Нижнего Новгорода составляют лишь два работника, которые являются профессиональными журналистами. Именно они выполняют все те же присущие иным пресс-службам функции: обновляют и поддерживают официальный интернет сайт Городской Думы http://www.gorduma.nnov.гц, где представлена наиболее важная информация о деятельности Городской Думы ее депутатов и постоянных комиссий, размещаются информационные материалы о прошедших и предстоящих событиях. Помимо этого пресс-служба Городской Думы выполняет имиджевую функцию, т. е. ведет работу по созданию положительного имиджа муниципальных властей. Важной функцией является работа с журналистами, оказание им всяческой помощи и содействия, как в виде разнообразных информационных материалов, так и помощью в организации контактов с депутатами.

Кроме этого они обеспечивают процесс информирования граждан о деятельности Городской Думы напрямую путем издания ежемесячного аналитического бюллетеня «Вестник Городской Думы», выходящий на страницах АиФ, как наиболее многотиражного издания в Нижегородской области (49 тыс. экз.). Вестник оформляется и создается силами корреспондентов АиФ при помощи сотрудников пресс-службы. Структура Вестника включает в себя репортажи с последних заседаний Городской Думы, интервью и комментарии депутатов Гор. Думы по актуальным вопросам, некоторые статистические данные. Вестник носит информационно-имиджевый характер. К тому же его можно сравнить с аналогичными изданиями Государственной Думы и Администрации Губернатора, но отличительной особенностью является то, что он издается для массового потребления и является полноценным прямым каналом политической информации, через него пресс-служба власти непосредственно создает и распространяет необходимую политическую информацию.

Информационно-аналитические вестники, издаваемые пресс-службами органов власти.

Заключение

.

В процессе диссертационного исследования автором не ставилось цели рассмотреть и проанализировать все тонкости и нюансы столь сложного процесса в политической науке как политическая коммуникация, а предполагалось определить лишь некоторые особенности роли и значения в рамках данного процесса дискурсивных практик Президента России, как главного коммуникатора и «лидера мнения страны». Исходя из общепринятого понимания Президента как важного института государственной власти в России, была предпринята попытка рассмотрения институциональных способов проявления от власти в политической коммуникации через призму дискурсивных практик, вырабатываемых в ходе диалога «от первого лица». Дискурсивная практика главы государства, являясь важной единицей политической коммуникации, может рассматриваться как политическая технология, информационный повод и информационное сообщение в политической коммуникации. Основой формирования подобного подхода к рассмотрению политической коммуникации составляет анализ факторов политической коммуникации в России, среди которых можно выделить исторический, правовой и системно-функциональный. В ходе рассмотрения основных предпосылок формирования подхода к анализу коммуникации сквозь призму дискурсивных практик главы государства как важного информационного повода и политической технологии от власти, было определено, что подобная система политической коммуникации в России современного типа относится к периоду, который в Отечественной истории называется Перестройкой. Именно тогда дискурсивная практика Генерального секретаря КПСС М. С. Горбачева «о гласности» положила основу новому мышлению и новому типу политической коммуникации и коммуникации как таковой. В процессе создания политической информации основную роль начал играть механизм информационного повода. Главным же информационным поводом стала политика гласности, приведшая к возможности гражданам иметь свободный открытый доступ к политической информации, право на получение достоверной и объективной информации, а не той, что отдиктованна «сверху». Именно в период перестройки политическая информация становится различной, приобретает массу оттенков, а журналисты и иные «лидеры мнения» получают право на интерпретацию событий в поисках истины.

Кроме того, гласность и перестройка впервые затронули вопрос о необходимости создания закона, регулирующего и защищающего право гражданина на объективную и достоверную информацию, закона о печати, который и был издан в СССР, а позднее преобразован в закон о СМИ и целую правовую систему, регулирующую коммуникативный процесс в России.

Несмотря на то, что нормативно-правовая база информационной политики российского государства вполне отвечает требованиям демократического государства и гражданского общества, при рассмотрении ее действия на практике можно выявить ряд несоответствий с прописанными положениями. Такие проблемы, как информационная закрытость органов государственной власти, искажение информации, давление на журналистов лишь малая толика существующих противоречий с прописанными нормами.

Дискурсивные практики Президента, как способ представительства власти в структуре политической коммуникации определяют набор средств, механизмов и способов ее участия в политической коммуникации и является иституциональным проявлением от власти. Это стало одним из важнейших направлений нашего дальнейшего исследования, в ходе которого были выявлены и подробнейшим образом рассмотрены основные единицы политической коммуникации в контексте нашего исследования. К ним относится само понятие дискурсивных практик, как особой технологии и формы осуществления взаимодействия с обществом, и информационный повод, о чем уже было сказано в части исторических особенностей развития политической коммуникации в России. Именно информационный повод является важнейшим механизмов в процессе управления политическими коммуникациями, а также в процессе их инициации через трансляцию дискурсивных практик Президента. Коммуникационный эффект — это способ выявления эффективности коммуникативных отношений власти и общества.

Известно, что процесс политической коммуникации протекает по определенным каналам, благодаря которым и появляется возможность создания и распространения информационного сообщения на основе дискурсивных практик коммуникатора в лице Президента, задействовав механизм информационного повода.

В своем исследовании мы выделяем особенность пользования коммуникативных каналов, которой является проблема интерпретации, неизбежно возникающая при коммуникативном процессе, как необходимость для восприятия политической информации. Интерпретации формируются «лидерами мнений», СМИ и информационными агентствами. С одной стороны, интерпретации являются необходимой составляющей коммуникации, а с другой, могут привести к неверному восприятию информации, предоставляемой властью, искажению информационного повода и политической коммуникации.

Поскольку в условиях информационного общества ведущую роль в процессе создания и интерпретации информации (политической в том числе) играют СМИ, как важнейший канал и структурный компонент политической коммуникации. Мы предположили, что власть в рамках этой структуры осуществляет свое политическое представительство, как форму прямого или опосредованного участия в процессе создания и распространения политической информации, которое состоит из:

• наличия информации о власти в структуре информационных агентств и их совместных мероприятий.

• интервью политических деятелей и чиновников в СМИ.

• аналитической информации о власти в прессе.

• новостей о действиях власти.

Политическое представительство возникает как способ поддержания интереса к политике в обществе и возможность использования интерпретаций в создании коммуникации, а также как способ контроля над ними.

Кроме того, власть эффективно использует информационные системы в целях инициации собственных информационных поводов и выгодных интерпретаций политической информации, что, правда, не всегда ей удается. Подобные неудачи обусловлены, во-первых, интересами СМИ, во-вторых, потребностями общества и, наконец, разнородностью самой власти.

В своем исследовании мы стараемся осветить основные институциональные формы возникновения политической информации от власти, выявляем при этом особые управляемые зоны политической коммуникации, на основе которых власть может контролировать процесс интерпретаций и направлять при помощи эффективного использования информационных поводов, созданных на основе дискурсивных практик саму политическую коммуникацию, прогнозируя возможный коммуникационный эффект.

По нашему мнению, пресс-службы органов государственной власти являются важнейшим механизмом в процессе создания политической информации, поскольку они первыми имеют доступ к документам, подписанным властными представителями, имеют возможность инициировать информационный повод, исходящий от власти, т. е. организуют контакты со СМИ, а также одними из первых интерпретируют политические события. Пресс-службы и помогают СМИ со сбором информации, и выступают своеобразным препятствием в контактах с политиками (например, пресс-служба Администрации Президента). Они являются первой управляемой зоной информационного контроля со стороны власти. Следующей, на наш взгляд, возможной зоной управления является обработка и интерпретация информационного повода информационными агентствами, лидерами на рынке информационных услуг. Именно они первыми доводят политическую информацию до своих клиентов, среди которых можно встретить и различные СМИ, и физических, и юридических лиц. Первыми после пресс-служб ее интерпретируют и играют важнейшую роль в коммуникативном процессе, поскольку именно они во многом решают, какое событие станет информационным поводом, а какое нет. При этом эффективность информационного повода для власти также напрямую зависит от тех «лидеров мнения», которые будут комментировать то или иное событие. Именно поэтому для власти необходимо тесное сотрудничество с журналистами агентств и их непосредственным руководством, для обеспечения возникновения только санкционированных властью информационных поводов и нужных интерпретаций. Что, однако, не всегда удается.

Еще одной и, пожалуй, наиболее успешной в управленческом плане зоной можно назвать «прямые» формы взаимодействия общества с властью в виде «прямых линий» Путина, видеоблога и общественной приемной Д. А. Медведева. Эффективных подобных управленческих зон состоит в том, что они не нуждаются в дополнительных формах интерпретации со стороны каких-либо «лидеров мнения» и СМИ, понятны и доступны обществу и являются действенным механизмом в получении обратной связи.

В ходе нашего исследования были рассмотрены ежегодные Послания Президентов Ельцина, Путина и Медведева Федеральному Собранию как информационный повод, к созданию политической коммуникации и важная политическая технология для обоснования политических решений власти.

Послания Президента Федеральному собранию РФ как важнейший канал и информационный повод в политической коммуникации представляет собой набор дискурсивных практик главы государства, несущих в себе важные информационные сообщения. В результате оглашения послания дискурсивные практики и их интерпретации вызывают тот или иной коммуникационный эффект в обществе, являющийся основой для определения «обратной связи» коммуникации.

Рассмотрены в отдельности друг от друга Послания Президентов Ельцина, Путина и Медведева, выделены их дискурсивные практики по различным проблемам, поднимаемым в посланиях за разные периоды. Для удобства свели эти сведения в таблицы. На основе этих таблиц была выявлена динамика изменений дискурсивных практик Президентов на разных этапах.

В результате исследования были сделаны ряд выводов. Во-первых, повторяемость основных тезисов, выдвигаемых президентами, может свидетельствовать о нерешенности проблем и стагнации политической системы. С другой стороны, некоторая динамика дискурсивных практик помогает поддерживать интерес в обществе к предлагаемым темам. Дискурсивные практики выступают в качестве основы для принятия и реализации конкретных политических решений в сфере государственной политики. Была выявлена взаимосвязь коммуникационного эффекта и информационного повода, создаваемого на основе дискурсивных практик в их динамике с тем, каким образом осуществляется реализация намеченных в посланиях планов и реакцией на политические решения со стороны общества. Коммуникационный эффект может служить критерием оценки деятельности главы государства, как института политической власти в России.

При исследовании динамики изменения информационного повода посланий президента Ельцина очень часто информационный повод не отвечал потребностям коммуникатора, т.к. критические дискурсивные практики зачастую превалировали над положительными и нейтральными практиками «лидеров мнений». А дискурсивные практики самого Президента и «лидеров мнений» зачастую не соответствовали потребностям общества, что приводит к нарушению коммуникации. Однако, были вывялены наиболее удачные дискурсивные практики Президента Ельцина.

К наиболее успешным дискурсивным практикам президента Ельцина относятся: дискурсивные практики в сфере налогообложения «простая понятная система налогообложения" — внешней политики: «Стабильность и сотрудничество в международных отношениях. Российско-Белорусская интеграция. Интеграция СНГ. Защита прав соотечественников за рубежом" — поддержки гражданского общества: «Упорядочение и адресность социальных расходов. Необходимость начала пенсионной реформы, реформы ЖКХ, нормализация рынка жилья" — военной безопасности в 1997 году: «Оптимизация структуры, видов и родов вооруженных сил, сокращение численности, создание достаточной обороны" — отношения со СМИ: «Независимые СМИ — основа гражданского общества. Информационная открытость».

При работе с дискурсивными практиками Президента Путина также были выявлены наиболее эффективные из всех.

К наиболее успешным дискурсивным практикам президента Ельцина относятся: дискурсивные практики в сфере налогообложения «простая понятная система налогообложения" — внешней политики: «Стабильность и сотрудничество в международных отношениях. Российско-Белорусская интеграция. Интеграция СНГ. Защита прав соотечественников за рубежом" — поддержки гражданского общества: «Упорядочение и адресность социальных расходов. Необходимость начала пенсионной реформы, реформы ЖКХ, нормализация рынка жилья" — военной безопасности в 1997 году: «Оптимизация структуры, видов и родов вооруженных сил, сокращение численности, создание достаточной обороны" — отношения со СМИ: «Независимые СМИ— основа гражданского общества: Информационная открытость».

К наиболее успешным дискурсивным практикам Президента В. В Путина относятся: по проблеме налогообложения «снижение налогового бремени для предпринимателей, простота налогового учета и применения правовых норм», в экономике — «конкурентноспособность экономики, конвертируемость рубля, стимулирование роста инвестиций, политика экономического роста», Патриотизм и культурные традиции в 2007 году — необходимость возрождения в стране библиотечного дела", социальная политика в 2007 году — «расширение строительства нового жилья при поддержании в надлежащем состоянии существующего жилищного фонда и ветхого жилья», а также «необходимости сформировать пенсионный капитал», терроризм в 2006 году — «мы должны быть всегда готовы отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма», федеративной государственности — «разграничение полномочий между центром и регионами», проблема Чечни в 2006 и 2007 годах, когда Президент не сказал о ней ни слова, административная реформа в 2002 году — «гос. аппарат административная реформа в 2002 году — «гос. аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим. Нужна ревизия функций государства», наука и образование в 2006;2007 годах — «создание инновационной среды и развитие нанотехнологий», проблема преступности в 2002 году — «гуманизация уголовного законодательства», рациональное использование ресурсов в 2007 году — «увеличение переработки сырья внутри страны, а также эффективности использования природных ресурсов», развитие промышленности — «развитие судостроения и улучшение инфраструктуры».

К наиболее успешным дискурсивным практикам Президента Медведева Д. А. относятся следующие: по проблеме экономики и кризиса —"инновационная экономика, уверенный взгляд России в будущее даже в условиях мирового кризиса, главноереализация всех намеченных планов" — внешняя политика -«поддержание инициативы по разработке договора о европейской безопасности"-, Демократия и гражданское общество, как особая ценность -«обеспечение широкого участия граждан, политических партий и других институтов в государственном управлении"', Социальные гарантии — «государство будет выполнять все свои обязательства перед людьми: обеспечение пенсиями, рост з/п, выполнение всех социальных обязательств"', защита личности, прав и свобод граждан, обеспечение конституционного порядка — «Конституция как основа для борьбы с правовым нигилизмом и роста правовой культуры граждан" — Бюрократия — «ориентация на дебюрократизацию. Сильное государство и всесильная бюрократия — это не одно и то же" — Реформа избирательной системы — «предоставление 1−2 депутатский мандатов партиям, набравших на выборах в ГД РФ от 5 до 7% голосов" — административная реформа — «расширение конституционных прав Федерального Собрания и отнесение к предмету ведения ГД РФ контрольные функции в отношении исполнительной власти» с целью восстановления баланса властейроссийский федерализм — «оптимальный баланс разграничения полномочий между Федерацией и регионами" — Наука и кадры — «нужна новая система формирования кадрового резерва" — Образование — «ключевая роль в школе принадлежит учителю" — здравоохранение — «важность развития конкурентной среды и внедрения полноценного медицинского страхования" — вооруженные силы и реформа — «размещение ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области для радиоэлектронного подавления новых объектов систем ПРО США». Дискурс-анализ дискурсивных практик Президента в динамике позволяет выявить наиболее устойчивые речевые формы выражения политической воли главы государства, вызвавшие позитивный коммуникационный эффект. Именно на основе этих практик можно сформулировать модель успешного речевого поведения будущего Президента России. Что и было нами успешно осуществлено. При сопоставлении результатов по каждому из Президентов были выявлены шаблоны речевого поведения главы демократической России.

Ими являются следующие дискурсивные практики: простая понятная система налогообложенияконкурентноспособная экономикаобеспечение государством своих социальных обязательств в сфере пенсионного обеспечения, жилищного строительства, и выполнение всех взятых обязательствразграничение полномочий между центром и регионамисоздание инновационной среды.

Кроме того, особое место в исследование занимает анализ «прямых» форм коммуникации власти и общества. «Прямые линии» В. В. Путина, общественная приемная и интернет-видеоблог Д. А. Медведева представляют собой особую форму политических технологий власти. Через «диалоги от первого лица» власть реализует возможность непосредственного разговора с обществом, определение его нужд и потребностей, а также формирование позитивного «образа» политической власти путем принятия волевых политических решений. За счет быстрых и показательных решений сформирован положительный образ власти, образ «царя-баюшки», не обличенного привычными грехами чиновничества: взяточничеством, бюрократизмом, глухости и черствости к людским бедам, образ «волшебника» из сказки. Диалог с обществом «от первого лица» позволяет вычленить дискурс Президента, как основу для формирования «образа» Президента в «сценариях» политической власти России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А) Опубликованные законодательных учреждений.
  2. Закон РФ «О средствах массовой информации» № 2124−1 от 27 декабря 1991 (с изменениями на 8 декабря 2003 года) (электронный документ) (http://www.adm.var.ru/licence/zakon/2124fz 91 .htm). Проверено 12.04.09.
  3. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года. (электронный документ) (http://www.gpntb.ru/wiп/ruszak/ip/pravo 1 .html). Проверено 12.04.2009
  4. ФЗ от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (электронный документ): (http://www.librarium.i, u/showarticle.php?id:=3915). Проверено 15.04.2009.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"/(электронный документ) http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html, Проверено 06.06.2009
  6. Б) Документы органов законодательной власти.
  7. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Информационно -аналитические бюллетени и вестники Государственной Думы.(ГД) (электронный документ) (http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981 600 016). Проверено 14.10.08.
  8. Официальный сайт Государственной Думы РФ. „Дума в зеркале прессы“. (электоронный документ). (http://www.duma.gov.ru/). Проверено 15.11.08.
  9. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Мероприятия, планируемые в Гос. Думе. Пресс Конференции: (электронный документ) (ЬЦр://ш^чу.ёита.?ОУ.шЛ. Проверено 15.11.08
  10. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Теле- и радиопередачи о Государственной Думе. (электоронный документ) (Ъйр: //у у у. с1шп а. ао у. г и/). Проверено 15.11.08
  11. Ю.Материалы пленума ЦК КПСС 23 апреля 1985 года Сборник материалов ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1989 — с. 18−20
  12. И.Материалы Всесоюзной конференции КПСС 28.06 -1.07. 1989 г. Сборник материалов ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1989 -с. 628−651
  13. М.С. На переломном этапе перестройки. Выступление М. С. Горбачева на встрече в ЦК КПСС с руководителями СМИ. 29 марта 1989 г-М., Политиздат, 1989 г 16 с.
  14. Правительство Российской ФедерацииПресс-центрОбзор СМИ: (электронный документ), ('http://www.pravitelstvo.gov.ru/index.html) Проверено 9.05.2009.
  15. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Правительство Российской ФедерацииПресс-центрОбзор СМИ: (электронный документ). ПШрУ^^^.ргаукеЬ^о.gov.ru/index.html). Проверено 11.10.08.
  16. Официальный сайт Президента Российской Федерации Выступления Президента. Пресс — конференции: (электронный документ) 1) Шз://ргез1с1еМ.кгет1т.Проверено. 08.10.08.
  17. Д.А. Медведева \подготовка послания Федеральному собранию РФ Комментарии(электронный документ) http://blog.kremlin.rU/post/3, проверено 07.06.2009
  18. Д.А. Медведева, комментарии//(электронный документ) http://blog.kremlin.rU/post/3, проверено 06.06.2009
  19. Г) Выступления и речи Президента Российской Федерации.
  20. В. Путин: Разговор с Россией: Стенограмма „Прямой линии с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным“, — М.:Олма -Политиздат, 2003, — 126 с.
  21. Стенограмма „прямой линии“ с Президентом России Владимиром Путиным. 21 декабря 2001 года, (электронный документ) http://www.ortrtr.ru/answers.htm (проверено 06.06.2009)
  22. Стенограмма „прямой линии“ с Президентом России Владимиром Путиным. 18 декабря 2003 года, (электронный документ) http://www.linia2003.ru/ (Проверено 06.06.2009)
  23. Стенограмма „прямой линии“ с Президентом России Владимиром Путиным. 27 сентября 2005 года, (электронный документ) http://www.liniya2005.ru/ (Проверено 06.06.2009)
  24. Стенограмма „прямой линии“ с Президентом России Владимиром Путиным. 25 октября 2006 года, (электронный документ) http://www.liniya2006.ru/ (Проверено 06.06.2009)
  25. Стенограмма „прямой линии“ с Президентом России Владимиром
  26. Путиным. 18 октября 2007 года (электронный документ) http://www.president-line.ru/ (Проверено 0.6.06.2009)
  27. Стенограмма передачи „Разговор с Владимиром Путиным“ 4 декабря 2008 года (электронный документ) http://premier.gov.ru/pressconferences/l 341 .html (Проверено 06.06.2009)
  28. Послание президента Б. Н. Ельцина Федеральному собранию 24 февраля 1994 г\ „Российская газета“. 25 февраля 1994
  29. Послание Президента Б. Н. Ельцина Федеральному собранию 16 февраля 1995 г\ „Российская газета“. 17 февраля 1995 г. с. 1−7
  30. Послание Президента Б. Н. Ельцина Федеральному собранию 27 февраля 1996 г\ „Российская газета“. 27 февраля 1996 г-с. 2−6
  31. Послание Президента Б. Н. Ельцина Федеральному собранию 6 марта 1997 г\ „Российская газета“. 7 марта 1997 г — с. 5−12
  32. Послание Президента Б. Н. Ельцина Федеральному собранию 17 февраля 1998 г\ „Российская газета“. 18 февраля 1998 — с.2−6
  33. Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию 8 июля2000 года (электронный документ) http://www.kremlin.i-u/appears/2000/07/08/0000 type63372 28 782.shtml (Проверено 08.11.2008)
  34. Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию 3 апреля2001 года (электронный документ) http://www.kremlin.ru/appears/2001/04/03/0000 type63372 28 514.shtml (Проверено 08.11.2008)
  35. Послание президента В. В. Путина Федеральному собранию 18 апреля2002 года (электронный документ) http://www.kremlin.ru/appears/2002/04/18/0000 type63372 28 876.shtml (Проверено 08.11.2008)
  36. Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию 16 мая2003 года (электронный документ) http://www.kremIin.ru/appears/2003/05/16/1259 type63372 44 623.shtml (1. Проверено 08.11.2008)
  37. Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию 26 мая2004 года (электронный документ) http://wvyw.ki-emlin.ru/appears/2004/05/26/2003 tvpe63372 71 501.shtml (Проверено 08.11.2008)
  38. Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию 26 мая2005 года (электронный документ) http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223 type63372type82634 870 49. shtml (Проверено 08.11.2008)
  39. Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию 10 мая2006 года (электронный документ) www.polit.nnov.ru/2006/05/05/putin/ (Проверено 05.05.2009)
  40. Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию 26 апреля2007 года (электронный документ) www.polit.nnov.ru/2007/04/24/povestka/ (Проверено 05.05.2009)
  41. Послание Президента Д. А. Медведева 5 ноября 2008 года Федеральному собранию (электронный документ) http://ww.kremlin.ru/appears/2008/ll/05/1349tvpe63372tvpe63374type6 3381type82634 208 749-shtml (Проверено 05.05.2009)
  42. Д) Сообщения информационного агентства „Интерфакс“
  43. Лента новостей „Интерфакса“ 24/02/1994. О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (10 сообщений)
  44. Лента новостей „Интерфакса“ 16/02/1995 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (13 сообщений)
  45. Лента новостей „Интерфакса“ 24/02/1996 О ежегодном Послании
  46. Президента РФ Федеральному Собранию РФ (16 сообщений)
  47. Лента новостей „Интерфакса“ 06/03/1997 О ежегодном Послании-î-
  48. Президента РФ Федеральному Собранию РФ (16 сообщений) i
  49. Лента новостей „Интерфакса“ 17/02/1997 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (12 сообщений)
  50. Лента новостей „Интерфакса“ 08/07/2000 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (12 сообщений)
  51. Лента новостей „Интерфакса“ 03/04/2001 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (10 сообщений)
  52. Лента новостей „Интерфакса“ 18/04/2002 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (12 сообщений)
  53. Лента новостей „Интерфакса“ 16/05/2003 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (8 сообщений)
  54. Лента новостей „Интерфакса“ 26/05/2004 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (12 сообщений)
  55. Лента новостей „Интерфакса“ 25/04/2005 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (10 сообщений)
  56. Лента новостей „Интерфакса“ 10.05.2006 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (30 сообщений)
  57. Лента новостей „Интерфакса“ 26.04.2007 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (40 сообщений)
  58. Лента новостей „Интерфакса“ 05.11.2008 О ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (40 сообщений)
  59. Лента новостей „Интерфакса“ 04.12.2008 Разговор с народом Владимира Путина (10 сообщений)
  60. ВЦИОМ представляет. Как мы думали в 2004 году: Россия на перепутье. М., Алгоритм, 2005 — 318 с.
  61. Информационное агентство АК&М. О себе: (электронный документ) http ://www. акт .ru/rus/gos info/state .htm. Проверено 29.09.08
  62. Информационное агентство ИТАР-ТАСС О себе.: (электронный документ) (www.itar-tass.comMevel 2.html.?news) 1Р. Проверено 29.09.08.
  63. Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг. О группе компании РБК.: (электронный документ) http.7/www.rbc.ru. Проверено 29.09.08.
  64. Информационное агентство Прайм-Тасс. Об агентстве.: (электронный документ) 1 (http://www.prime-tass.ru/misc/agency/index.asp) Проверено 30.09.2008.
  65. Информационное агентство ООО „АРИ“ Об агентстве.: (электронный документ) http://www.stringer-news.ru. Проверено 30.09.08.
  66. Федеральная служба новостей: информационное агентство. Сведения об агентстве. (электронный документ) (http://www.fednews.ru/about.ru.shtml). Проверено 30.09.2008.
  67. Информационное агентство „Финмаркет“ О группе компании.: (электронный документ) http://finmarket.ru. Проверено 30.09.08.1. Е) статьи из прессы.
  68. В. Время оттаявших словЛ Костиков B.W „Огонек“ 1989 — № 22. с. 4−7
  69. JI. Телевизионная провинция. Польская JI. W „Огонек“ 1989 -№ ю. с. 21−22
  70. Альтернативное телевидение.\ „Огонек“ 1989 — № 13 с. 24
  71. Восхождение к правде.\ „Огонек“ 1989 — № 1 с.2
  72. Альтернатива. \ „Огонек“ 1989 — № 3 с. 32−33
  73. А. Время на размышление. Головков A. W „Огонек“ 1989 -№ 4 с.6−9
  74. А. Гласность с областной судьбой? Боссарт A.W „Огонек“ -1989 -№ 48 с.14−17
  75. Сколько стоит гласность? Слово читателя. \ „Огонек“ 1989 — № 14 с.2−3
  76. Е. Выбор будущего. Евтушенко Е.\ „Огонек“ 1989 — № 9 с. 7
  77. Атака против гласности. Слово читателя. \ „Огонек“ 1989 — № 13 с. 45
  78. Письма из армии. Почта „Огонька"\ „Огонек“ 1989 — № 17. с. 1977.3ащитите гласность. Слово читателя. \ „Огонек“ 1989 — № 29 с. 5
  79. Гласность мнение депутата. Слово читателя.\ „Огонек“ — 1989 — № 35. с. 5
  80. Ю. От процесса модернизации общество не отходит (электронный документ)\ Губернские ведомости“. -. 2004- 17 сент (http://vff-s.narod.ru/sog/sol 1 с. ЬЦп1#64). Проверено 10.10.08.
  81. Л. „Будут мешками возить деньги для чиновников, от которых будет зависеть представление кандидатур президенту“ электронный документ)\ „Известия.ги“. — 2004- 17 сент (Ъцр://уГГ-Б.пагоё.ги/зоа/Бо! 1с. Ьйп1#64). Проверено 10.10.08
  82. Рискин А."Одобрямс» от Сахалина до Питера.: (электронный документ)\ «Независимая газета». — 2004 20 сент.с.12−14.(ИИрУА^-э .narod.ru/sog/sol 1с. Ыт1#64'). Проверено 10.10.08
  83. С. Губернаторская разносортица.: {электронный документ)\ «Независимая газета». — 2004 — 20 сент. (Ъйр:/Л^-з.пагоё.ги/зое/Бо! 1с. Ыт1#64). Проверено 10.10.08
  84. О. «Значимость заксобраний увеличится только на один день».: (электронный документ)\ «Известия.Яи». — 2004 — 20 сент. (ЪЦр:/Л^-з.пагоё.ги/502/зо 11 с. Ыт!#64). Проверено 10.10.08
  85. Н. Русь вертикальная.: (электронный документ) «Коммерсантъ-Власть». -2004.- 19 сент.
  86. Костюков А. Три источника губернаторского пофигизма.: (электронный документ)\ «Независимая газета». — 2004 21 сент. (ЪИр:/А^-з.пагоё.ги/зое/зо! 1с. Ы:т1#64). Проверено 10.10.08
  87. Тирмстэ М.-Л."Выборы это всегда более честно". Демократы пообещали сразиться с президентом.: (электронный документ)\ «КоммерсантЪ». — 2004 — 22 сент. (http://vff-s.narod.ru/sog/so 11 c. html#64). Проверено 10.10.08.
  88. В. Народ в России лишний?: (электронный документ) «Регион» -2004 22 сент. ('http://vrf-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 12.10.08
  89. А., Солянская К."Начальник конкретно спятил".: (электронный документ)\ «Газета.Ки» 2004 —23 сент.(http://gzt.ruV). Проверено 14.10.08.
  90. К. Половина россиян не поддерживает намерение назначать губернаторов.: (электронный документ) «Время Новостей" — 2004 24 сент. (ЪПр://угетуа.ги) Проверено 14.10.08.
  91. Д. Еще посидят. В Госдуме знают, как будут снимать и назначать губернаторовЛСеврюков Д.\ „Трибуна“ 2004 — 25 сент. С.14−16.
  92. Котов Г."Жесткая вертикаль власти может привести к диктатуре».: (электронный документ)\ «Время Новостей» 2004- 27 сент. (http://vremya.ruV). Проверено 14.10.08.
  93. Е., Вишневская Д., Кочетков В. Назначен по собственному желанию. После расчетов олигархи оценили идею Путина.: (электронный документ) «Московский Комсомолец"-2004- 27 сент. (http://vff-s.narod.m/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.08
  94. Квиринг Манфред Путин укрепляет свою власть. Российская Федерация должна стать унитарным государством.: (электронныйдокумент) \ Die Welt, „Инопресса“ 2004 27 сент. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64'). Проверено 14.10.08.
  95. В. Реформа власти: кто недоволен?: (электронный документ) \ „Труд“ 2004 28 сент.. (http://vff-s.narod.ru/sog/so 1 lc. html#64). Проверено 14.10.08.
  96. Вертикаль безвластия. Политически полномочия руководителей всех субъектов федерации уже аннулированы.: (электронный документ)\ „Газета.Яи“ 2004 28 сент. .(http://gzt.ruV) Проверено 14.10.08
  97. Е. Кремлю вообще не нравятся выборы.: (электронный документ)\"Газета.Яи» -2004 28 сент.(http://gzt.ruY) Проверено 14.10.08
  98. Путин объяснит, как избирать назначенцев.: (электронный документ)\ «Известия» 2004 — 28 сент.(http://www/izvestia.ruV) Проверено 14.10.08.
  99. Не от хорошей жизни.: (электронный документ)\ «Известия» -2004−28 сент. С http://www/izvestia.ruV) Проверено 14.10.08.
  100. Е. Заместитель главы администрации Президента РФ Владислав Сурков: Путин укрепляет государство, а не себя.: (электронный документ)\ «Комсомольская правда» 2004 — 28 ceHT.\(http://www.kp.ru) Проверено 15.10.08
  101. В Кремле комментируют законопроект о формировании органов гос. власти в субъектах России.: (электронный документ) «Орес.Ки"\Материалы ИТАР-ТАСС -2004- 28 сент. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.08.
  102. Гай Чейзан- Г. Уайт. Кремлевский советник критикует шаги Путина по усилению власти.(электронный документ)\ „The Wall Street Journal“ 2004 28 сент. (http://vff-s.narod.iTi/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.08.
  103. А. Николаева А. Когда захочет президент. Может потерять работу губернатор: (электронный документ)\ „Ведомости“ 2004−29 сент. (http://vedomosti.ruV) Проверено 14.10.08.
  104. А. Без срока и упрека. Кремль знает о недостатках новой системы выбора губернаторов.: (электронный документ)\ „Время Новостей“ 2004 — 29 сент.(http://vff-s.narod.ru/sog/so 11 c, html#64) Проверено 15.10.08
  105. В. Распускай и властвуй. Регионам сделают предложения, от которых нельзя отказаться. Хамраев B. W „КоммерсантЪ“ -2004- 29сент. Стр. 3−4.
  106. М. Ошибка президента. Путин на сутки опоздал с „революцией“.: (электронный документ)\ „Московский Комсомолец“ 2004 29 сент. .(http://vff-s.narod.ru/sog/so 1 lc. html#64) Проверено 15.10.08
  107. Меликова Н."Мы пошли на политическую реформу не от хорошей жизни». Кремль разъяснил официальные и неофициальные цели отмены губернаторских выборов.: (электронный документ) «Независимая газета» 2004- 29 сент. http://www/ng.ru Проверено 15.10.08.
  108. . С. Вертикаль глубинного бурения. Закон о назначениях губернаторов попал в Думу.: (электронный документ)\ «Новые
  109. Известия» 2004 — 29 сент. .(http://vff-s.narod.ru/sog/so 11 c. html#64) Проверено 15.10.08
  110. Ю. Конституции не противоречит. Укрепление вертикали власти, единства страны позволит России ответить на вызовы времени.: (электронный документ)\ «Труд» 2004 — 29 сент. .(http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64>) Проверено 15.10.08
  111. Фишман М. Техника конституционного кризиса.: (электронный документ)\ «Газета.Ки» 2004 — 29 сент. .(http://gzt.ruV). Проверено 15.10.04
  112. Е. Путин приравнял губернаторов к продавцам и экспедиторам. Кремль объяснил правила игры для глав регионов.: (Электронный документ)\ «Известия» 2004 29 сент. (http://www/izvestia.ru) Проверено 14.10.08.
  113. С. У нас остался только президент.: (электронный документ)\"Комсомольская правда" 2004 29 сент. .(http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64) Проверено 15.10.08
  114. Общественность требует защитить конституцию РФ от посягательств президента Путина.: (электронный документ)\ «Лента.Ru» 2004 29 сент.(http://vff-s.narod.ru/sog/so 11 c. html#64) Проверено 15.10.08.
  115. Горшенин В Кот в мешке, или Почему отменяются выборы глав российских регионов?: (электронный документ) \ «Правдами» -2004 -29 сент. .(http://vff-s.narod.ru/sog/sol 1 c. html#64) Проверено 15.10.08.
  116. Западные политики в открытом письме критикуют Путина за отход от демократии.: (электронный документ)\ «Орес.Ки"\Материалы Рейтер., -2004 29 сент. .(http.V/vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64) Проверено 15.10.08.
  117. Н. Воронина А. Не могут молчать. 113 западных политиков и экспертов подписали обращение, осуждающее Путина. :электронный документ) \ „Ведомости“ 2004 — 30 сент. (http://vedomosti.ruY) Проверено 15.10.08.
  118. Куда уехал цирк/ Интервью с В. Сурковым): (электронный документ) \ „Ведомости“. 2004 30 сент. (http://vedomosti, ru) Проверено 15.10.08.
  119. М. КС отказался осудить Путина.: (электронный документ)\ „Газета.Яи“ 2004- 30 сент. .(http://gzt.ruV). Проверено 15.10.08
  120. Ю. Экономический советник президента критикует Кремль.: (электронный документ) \ „Известия.Ru"2004 30 сент. (http://www/izvestiа.гu). Проверено 15.10.08.
  121. В., Миклашевская А. Президент поставил депутатов в привычное положение. Хамраев В., Миклашевская А.\"КоммерсантЪ" — 2004 30 сент. С. 4−5.
  122. М. Провинциальная рулетка. Политологи оценили шансы губернаторовЛРоманов M. W „Московский Комсомол ец"-2004−30 сент. С. 15−16
  123. М. Сплошные права президента. На местах образовалась декоративная политика. Юзерова M. W „Московский Комсомолец“ -2004- 30 сент. Стр. 13
  124. А. Ошибка резидента. Историческая. Чем жестче вертикаль власти, тем она хрупчеА Будберг. A. W „Московский Комсомолец" — 2004 30 сент. С. 2−3.
  125. К. Письмо ученому соседу. Валерий Зорькин больше не будет спасать Конституцию.: (электронный документ)\"Время Новостей“ 2004 — 01 окт.(http://vremya.ruY). Проверено 15.10.2008
  126. Н. Губернаторы не будут одиноки.: (электронный документ)\ „Московские Новости“ 2004 01 окт. .(1Шр://уй> 8.narod.ru/sog/sol 1с. Мт1#64). Проверено 15.10.08
  127. Зорькин ответил Рыжкову через пресс-службу. Конституционный суд отказывается реагировать на реформу конституционных основ страны.: (электронный документ) \ „Независимая газета“ -2004 01 окт. (ЪИр:/Лууу/п?.гиУ) Проверено 15.10.08.
  128. Дягтерев, А.(д.и.н.) Не останавливаться на полпути!: (электронный документ)\"Трибуна"-2004 02 окт. .(Ы1:р://у!Г-з.паго&ги/зод/зо! 1с. Ыт1#64) Проверено 15.10.08
  129. , К. Правила игры: Проводы федерализма.: (электтронный документ)\ „Ведомости“ -2004 04 окт. П1А: р://уес1отоз1л.гиУ) Проверено 15.10.08.
  130. , А. Не могу мычать.: (электронный документ)\ „Известия“ 2004 — 04 окт. (ЪЦр^/у/УАУЛгуезйа.гиУ) Проверено 15.10.04.
  131. , Н. Коми поправит Владимира ПутинаЛ Н. Лихачева \ „КоммерсантЪ“ 2004 04 окт. С.З.
  132. А. За базар ответишь! Письмо президенту.: (электронный документ)\"Московский Комсомолец“ 2004 — 04 окт. .(http://vff-s.narod.ru/sog/sol 1с. Ь1тШ64). Проверено 14.10.2008.
  133. Г. Пирамида Сизифа. Власть действует вопреки законам управления.: (электронный документ)\"Новая газета“ 2004 — 04 окт.(http://novavagazeta.ruY). Проверено 14.10.2008
  134. Д. Гулько Н. Русь вертикальная-2. Камышев Д., Гулько Н.\"Коммерсантъ-Власть», 04.10.04. с.13−18.
  135. JI. Новые «дворянские революционеры».: (электронный документ)\"Русский Журнал" — 2004 -04 окт. .(http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008.
  136. В. Отмена выборов: Считаем убытки. УГамбовцев B. W «Ведомости» 2004- 05 окт.- С. 1−2.
  137. И. Отмена выборов: Курс повышенной секретности. Стариков И.\"Ведомости" -2004 05 окт.- С.З.
  138. М. Реформирование по площадям.:(электронный документ)\ «Известия» 2004 — 05 окт. (http://www/izvestia.ruY). Проверено 14.10.08.
  139. Н. Новые реформы кремля западу разъяснили до неузнаваемости.: (электронный документ)\ «Известия» -2004- 05 окт. (http://www/izvestia.m). Проверено 14.10.08.
  140. М. Вертикаль граблей. Реформы Кремля бьют даже по Путину.: (электронный документ)\ «Московский Комсомолец"-2004 —5 окт.(http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008.
  141. М. Неделя реакций на интервью Суркова.: (элкктронный документ)\ «Русский Журнал" — 2004 -05 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008.
  142. К. Политэкономия: Вечная стройка.: (электронный документ)\"Ведомости» 2004 -06 окт. (http://vedomosti.ruV) Проверено 15.10.08.
  143. О. Правозащитники объявили подписку на гражданский конгресс. Кашин OW «КоммерсантЪ» 2004 06 окт. С. 3−4.
  144. А. Камбэк Пастернака.: (электронный документ)\ «Русский Журнал" — 2004- 06 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008.
  145. Краус Э. Вернуть отправителю.: (электронный документ)\ («Moscow Times», США), «InoCMH.Ru» -2004 06 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008.
  146. К., Вьюгин М., Гусева Д. Новые назначенцы.: (электронный документ)\ «Время Новостей» 2004 07 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008.
  147. Сергей Миронов. Председатель Совета Федерации: Основное право это право на жизнь. «Парламентская газета», 07.10.08.
  148. Сохранить реальные демократические ценности^ интервью с Б. Грызловым): (электронный документ)\ «Парламентская газета» 200 407 окт.. (http://vff-s.narod.ru/sog/so 11 c. html#64). Проверено 14.10.2008.
  149. Д. Шанс для «выскочек». Спикер Совета Федерации считает, что от мажоритарной системы выборов отказываться рано. :электронный документ) «Российская газета» 2004 — 07 окт. (http://www.rg.ruY) Проверено: 15.10.08
  150. М. Язык страшнее пистолета. Больше всех об угрозе демократии в России кричат те, для кого она лишь пустой звук.: (электронный документ) \ «Трибуна» 2004 07 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008
  151. Туровский Р Пиррамидова победа. Вертикаль власти можно укреплять вплоть до разрушения страныЛТуровский P. W «Новая газета» 2004 — 07 окт. С.3−4.
  152. В. Вертикальная страна. Интервенты, враги у ворот и пятая колонна. Ярошевский В.\"Новая газета» -2004 07 окт. — с.6.
  153. . В федерациях губернаторов не назначают. Из международного опытаЛ Вишневский Б.\ «Новая газета» 2004 — 07 окт.- С. 7.
  154. Н. Реванш с доносом.: (электронный документ)\ «Русский Журнал" — 2004 07 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008
  155. А. Домострой. Власть выживет, если кто-нибудь захочет её валить.: (электронный документ)\ «Русский Журнал» 2004 07 окт.. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008
  156. А.Я. Власть выбрала «бег с барьерами». Назначение губернаторов, решая одну проблему, рождает слишком много других.: (электронный документ) \ «Независимая газета» 2004 -08 окт. (http://www/ng.ruY). Проверено 15.10.08.
  157. А. Александр Вешняков: «Мы отступаем от прямой демократии».: (электронный документ) «Независимая газета» -2004 — 8 окт. (http://www/ng.ruV). Проверено 15.10.08.
  158. С. Палатам предложен капремонт. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов знает, как нужно поднять авторитет власти.: (электронный документ)\ «Трибуна» 2004 — 09 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol 1с. Ьйп1#64). Проверено 14.10.2008
  159. Г. Усталость побеждает.: (электронный документ)\ Газета «Газета» 2004 — 04. окт.. (http://gzt.rnY). Проверено 15.10.04
  160. М. Число губернаторов сократят втрое. Грядет новый этап политической реформы: (электронный документ)\ «Независимая газета» 2004 — 11 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol 1с. Ьйп1#64). Проверено 14.10.2008
  161. М. Власть, знай свое место! : (электронный документ) «Новые Известия» 2004 — 11 окт. (Ы?р://у?Г-s.narod.ru/sog/so 11 с.1Шп1#64). Проверено 14.10.2008
  162. А. Свертывание демократии как самый прибыльный бизнес.: (электронный документ) \ «Новая газета» 2004 — 11 окт. (http://novayagazeta.ruY). Проверено 14.10.2008
  163. М. Отмена выборов: Нехорошая демократия.: (электронный документ)\ «Ведомости» 2004 — 12 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/so 11 c. html#64). Проверено 14.10.2008
  164. Д. Человек Никто. Влияние губернаторов в российской политике стремительно снижается.: (электронный документ)\ «Время новостей" — 2004 — 12 окт. (http://vremya.ru) Проверено 14.10.08.
  165. И. Регионы просят огня.: (электронный документ)\ «Трибуна» 2004- 12 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol 1 c. html#64). Проверено 14.10.2008
  166. В. Стройка началась «сверху»: (электронный документ)\. «Труд» 2004 -12 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008
  167. М. Сумбур на кинофабрике.: (электронный документ) «Известия» 2004- 12 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008
  168. А. О западной критике русского авторитаризма.: (электронный документ)\ «Известия» 2004 — 13 окт.. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008
  169. К. Глазьев задаст народу пять вопросов.: (электронный документ)\ «Независимая газета» 2004- 13 окт. (http://ng.ru) Проверено 14.10.08.
  170. Верба И. В ожидании приза президентских симпатий:\ «Независимая газета» 2004 — 13 окт. (http://ng.ru) Проверено 14.10.08.
  171. В. «Это византийские интриги власти». Почему глава ЦИК РФ вдруг стал спорить с Кремлем.: (электронный документ)\ «Новые Известия» 2004- 13 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008
  172. С. Реформа госуправления.: (электронный документ)\ «Парламентская газета» 2004 — 13 окт. (http://vff-s.narod.m/sog/sol 1 c. html#64). Проверено 14.10.2008
  173. Скидельский Р. Глобалист: Арсенал демократии: (электронный документ)\ «Ведомости» 2004- 14 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64>). Проверено 14.10.2008
  174. А. О реформах госустройства России.: (электронный документ)\ «Известия» -2004- 14 окт. (http://vff-s.narod.ru/sog/sol lc. html#64). Проверено 14.10.2008
  175. Г. Воруешь? Годен! Принцип подбора новой номенклатуры стал понятенЛСатаров Г.\ «Новая газета"-2004 — 14 окт. С. 5.
  176. Е., Седельников С. «Надо, чтобы вертикаль шла донизу».: (электронный документ)\ Газета «Газета"-2004- 15 окт. (http://gzt.ruY). Проверено 15.10.08f '
Заполнить форму текущей работой