Процесс становления правового и социального государства в Российской Федерации
Таким образом, правовое государство как новый политический и правовой идеал пришел на место полицейского, и если последнее все стремилось сделать за своих подданных, то правовое государство, наоборот, самоустранилось от решения всяких материальных проблем, сосредоточив свое усилие только на охране правового порядка. Классическая либеральная политическая мысль — колыбель идеи правового… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ПРА ВОГО ГОСУДАРСТВА
- ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ
- ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО И СО ЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Процесс становления правового и социального государства в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования продиктована наличием целого ряда обстоятельств. Теория правового государства наиболее активно разрабатывалась в России на рубеже 19−20 столетий в работах выдающихся ученых, таких как A.C. Алексеев, H.H. Алексеев, П. Г. Виноградов, Б. П. Вышеславсккй, В. М. Гессен, П. И. Новгородцев, И. А. Покровский, Б. Н. Чичерин. Она подпитывалась идеями естественного права, получившими большое распространение на Западе. В советский период концепция правового государства была подвергнута жесткой критике, поскольку не укладывалась в новые идеологические схемы. Труды дореволюционных ученых посвященные проблемам правового государства, практически не были востребованы наукой, за некоторым исключением. По настоящему возрождение идеи правового государства наступила после XIX Всесоюзной партийной конференции (1989 г.), на которой с нее было снято клеймо «буржуазной выдумки». В этот период появилось огромное количество работ, посвященных различным аспектам правового государства. В дискуссию были вовлечены многие представители научной общественности, особенно юристы, философы, социологи, политологи, экономисты. Это вполне объяснимо, поскольку идея правового государства является общемировой гуманитарной ценностью, идеалом, с которым принято сравнивать ре-шыюегосударство. Находясь на стыке многих общественных наук, правовое госу-дарствочнуждается в серьезном научном осмыслении для корректировки курса государственно-правового строительства.
После известных событий 1991 и 1993 года в стране принципиально изменилась общественно-политическая ситуация, 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, в которой впервые в нашей истории было установлено, что Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Прошло 7 лет. Накоплен определенный политический опыт молодой российской демократии, выявлены достоинства и недостатки конституционного строительства, произошли качественные изменения в структуре политической системы российского общества. В то же время в общественном сознании наблюдается смена настроений, даже апатия к демократии вообще и правовому государству в частности. В какой — то мере это естественно, коль скоро формирование правового государства — процесс довольно длительный и ожидать здесь скорых результатов было бы не совсем правильно. Достаточно сказать, что в других странах на это ушло не одно столетие. Политические и правовые науки в этой связи должны не столько констатировать факты, то есть объяснять, почему та или иная идея не была реализована, сколько анализировать причины этого, подсказывать варианты решения. В противном случае утрачивается социальная ценность научного знания. Сегодня, когда на повестке дня стоит задача построения сильного государства, наука не может стоять в стороне. Обшество в праве ожидать, что власть будет материализоваться в правовых формах и пределах, установленным правом. В противном случае есть опасность крена в сторону авторитарного политического режима.
Термин «социальное государство» вошел в политический обиход в период подготовки Конституции РФ 1993 года, хотя эпизодически упоминался и раньше. В результате статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Пожалуй, упоминание о социальном государстве вызывает еще большую иронию, чем о правовом. Идея социализма, с которой мы так поспешили расстаться, не такая уж и плохая. Вообще, многие идеи утрачивали свою привлекательность чаще всего из-за методов их реализации. Та же судьба может постигнуть и рыночную экономику. Не стоит забывать, рынок — это прежде всего экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. Рыночная эксномика основывается на принципах свободного предпринимательства, многообразии форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношениях между участниками гражданского оборота, которые нацелены на получение доходов. Рыночная экономика, с одной стороны, отрицает социальный аспект государства, поскольку строится на идее прибыли, с другой стороны, рынок является едва ли не главным условием, основой социального государства. Он позволяет аккумулировать средства и направлять их в непроизводственную сферу. Именно здесь резко возрастает роль государства, его социальная направленность. Государство выступает регулятором и посредником между рыночной стихией и социальной сферой общественной жизни. Мера «социальности» государства определяется уровнем развития экономических отношений, суммой тех богатств, которое общество создает. Функция государства состоит в том, чтобы организовать цивилизс ванных формы конкурентной борьбы, собрать налоги и направить их в том числе и в социальную сферу.
Экономика современного российского государства в результате необдуманных реформ по некоторым показателям оказалась отброшенной назад. В настоящее время воплотить идею социального государства пока не представляется возможным, однако существенно изменить социальную политику с тем, чтобы минимизировать социальную напряженность в обществе вполне реально. Осуществить эту посильную задачу возможно лишь в том случае, если умело сочетать политические, экономические и правовые средства.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Объектом диссертационного исследования выступают теоретические и практические аспекты правового и социального государства.
Предметом настоящего диссертационного исследования является изучение целого комплекса политических, правовых, экономических, социальных, культурных и других факторов, способствующих или наоборот, препятствующих построению правового и социального государства в Российской Федерации.
Диссертационное исследование имеет следующую структуру:
В главе 1. «Теория и практика реализации идеи правового государства» рассматриваются этапы возникновения и практического воплощения концепции правового государства. Установлено, что теория правового государства зародилась в анточности в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, затем получила свое развитие в Новое время в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, И Канта, Т. Джеферсона, А. Н. Радищева и наиболее законченный вид приобрела в первой трети 19 века благодаря работам Велькера, Гнайста, Моля. Прослеживаются процессы конституционного закрепления идеи правового государства, в том числе и в Российской Федерации.
Во второй главе «Социальное государство: понятие, сущность, признаки» исследуется содержательная характеристика социального государства, идея которого зародилась в общественно-политической мысли, и соответственно в практике много позднее, чем теория правового государства. Рассматривается единство, и в то же время противоречия между этими правовыми и политическими институтами.
В третьей главе «Условия формирования правового и социального государства» дается анализ того политического, социального и правового опыта, который накоплен в ходе построения как правового, так и социального государства, конституционное закрепление которых еще вовсе не означает, что они существуют как реальность. России предстоит преодолеть еще очень долгий путь, прежде чем она приблизится хотя — бы к тем моделям правового и социального государства, которые уже существуют. По сути, как для правового, так и для социального государства необходимы одни и те же условия, а именно: демократическая, открытая политическая система, господство закона (права) в общественной и государственной жизни, реальное обеспечение прав и свобод человека, наличие развитого гражданского общества, устойчивая политическая и правовая культура, высокий уровень развития экономических отношений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Основной научно — познавательной целью настоящей работы является комплексное исследование теоретических и практических конструкций как правового, так и социального государства, их сущности и признаков. Представляется очень важной задачей исследовать те закономерности, которые лежат в основе смены типов государства, проследить формирование условий и факторов, при наличии которых общество выдвигает правовое и социальное государство в качестве своих общественно-политических идеалов и стремиться воплотить их в жизнь.
Для достижения этой цели требовалось выполнить следующие задачи:
• дать развернутую характеристику правового и социального государства как определенных политических и правовых институтов;
• исследовать их сущность и признаки, существующие варианты и модели;
• определить совокупность условий и факторов, способствующих формированию правового и социального государства в Российской Федерации;
• уяснить смысл социальной политики государства, методов и форм ее реализации на современном этапе;
• показать специфику правового и социального государства в РФ;
• выработать рекомендации для корректировки курса проводимых политических, правовых, экономических и социальных реформ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методологическая и теоретическая основа исследования базируются ка апробированных научных методах (общих, частных, специальных), в том числе диалек-тико-материалистическом, комплексном, системном, историческом, сравнительно-правовом, логическом, социологическом, статистическом и др.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды в области политической теории и общей теории права и государства, истории политических и правовых учений.
В процессе исследования сущности, признаков и условий формирования правового и социального государства в Российской Федерации мы опирались на положения и выводы, содержащиеся в работах известных ученых: С. С. Алексеева, М. В. Баглая, Ю. Е. Волкова, H.H. Гриценко, В. П. Казимирчука, В. В. Лазарева, Е.А. Лука-шевой, О. Э. Лейства, М. Н. Марченко, B.C. Нерсесянца. В процессе диссертационного исследования были использованы труды зарубежных авторов, отдельные нормативно-правовые акты, проанализирована практика их реализации.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
По различным аспектам правового и социального государства написано много научной и учебно-методической литературы. Наиболее полно они освещены в трудах Алексеева С. С., Баглая М. В., Боботова C.B., Венгерова А. Б., Волкова Ю. Е., Гольцблата A.A., Графского В. Г., Грацианского П. С., Гриценко H.H., Золотухиной М. Н., Зорькина В. Д., Исаева И. А., Казимирчука В. П., Казмера М. Э., Корнева A.B., Кузнецова Э. В., Лазарева В. В., Лейста О. Э., Лукашевой Е. А., Мальцева Г. В., Нерсе-сянца B.C. Омельченко O.A., Полякова A.B., Сабирова Х. Ф., Скрипилева Е. А., Соловьева Э. Ю., Экимова А. И. и др. Вместе с тем, практически никто серьезно не пытался проанализировать правовое и социальное государство в их тесном единстве, и если угодно, противоположности. Идея правового государства, зародившаяся в недрах классического либерализма — первоначально, начисто отрицала заботу государства о своих гражданах. Потребовалось много времени, усилий и жертв, чтобы общественное сознание воспринимало правовое и социальное государство как однопо-рядковые явления. Эта проблема до настоящего времени в литературе не получила должного освещения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
• Идея социального государства возникла гораздо позже, чем теория правового государства и долгое время не воспринималась либеральной общественно — политической мыслью. На современном этапе синтез правового и социального государства проявляется в том, что формально-юридическое право человека на достойную жизнь наполняется реальным экономическим содержанием.
• Если формирование правового государства зависит прежде всего от факторов идеального, духовного свойства, например, развитое политическое сознание, правовая культура и т. д., то появление социального государства находится в прямой зависимости от материальных условий, то есть достижения обществом высокого уровня экономического развития. О социальном государстве можно вести речь только тогда, когда общество достигло индустриального и постиндустриального уровней.
• Необходимыми условиями для формирования правового и социального государства является целый комплекс политических, экономических, социальных, правовых, культурных, экологических и других факторов, каждый из которых важен сам по себе, но еще большее значение они приобретают в определенной совокупности, когда один из них является причиной и условием другого. В целом Российское государство может стать правовым и социальным, если три его составные части: эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная и судебная) и развитые институты гражданского общества достигнут постоянного и оптимального взаимодействия.
• В настоящее время существует необходимость проведения глубокой реформы всей системы социального обеспечения. Если в развитых странах среди действительно нуждающихся распределяется 50−60% социальной помощи, то в России эта доля не превышает 20%. Социальная помощь должна оказываться государством только тем, кто действительно в ней нуждается. Иными словами, она должна иметь строго адресный характер.
• Социальную политику современного российского государства необходимо существенно подкорректировать, коль скоро она должна удовлетворять базовые потребности человека. Отсюда возникает настоятельная необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ — заключается в том, что она расширяет границы познания сущности, признаков и условий форми.
10 рования правового и социального государства в Российской федерации. В диссертационном исследовании содержатся рекомендации, имеющие определенною ценность для практической политики в области государственно-правового строительства, которая значительно активизировалась за последнее время. Выводы и заключения, имеющиеся в работе, могут быть востребованы в законодательной и правоприменительной деятельности государства в целом и отдельных его органов. Диссертационные материалы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов политологии, социологии, теории государства и права, подготовке и защите курсовых и дипломных работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать ряд выводов и заключений, которые не только являются ответами на некоторые вопросы, но и в ряде случаев ставят новые задачи, требующие дальнейшей работы по этой проблематике. Процесс познания социальных явлений, к которым относятся государство и его различные аспекты, не имеет границ, коль скоро в силу законов диалектики все меняется, находится в постоянном движении и развитии, соответственно, меняются и наши представления об изучаемых объектах.
История правовой и социальной государственности представляет собой богатейшую сумму знаний, выводов, рекомендаций, накопленных человечеством в результате длительных исследований с той лишь разницей, что идея правового государства формируется уже в рамках античной политической и правовой культуры. Человечество всегда ставило перед собой цели, которые практически никогда не достигались в полном объеме. Но в то же время общество не может полноценно существовать, если нет какой-либо идеи, которая делает его жизнь предметной, осмысленной и, следовательно, продуктивной. Общество, как и человек, не имеющий мечты и цели в жизни, неизбежно деградирует, и в конечном итоге может оказаться на грани катастрофы.
Правовое государство — всегда реакция на полицейское государство, которое опутывало жизнь своих подданных паутиной инструкций и циркуляров. Некогда государство регулировало не только те отношения, которые мы подразумеваем под общественным порядком, но и длину причесок, а кое-где даже выражение лиц. Полицейское государство, которое достигло своего апогея в Германии в XVII — начале XVIII вв., стремилось сделать жизнь человека достойной во всех отношениях, прежде всего, в материальном. Европейские монархи, в том числе и Петр I, находившийся под большим впечатлением германского опыта, стремился и в России насадить полицейскую государственность. Фридрих Великий говорил: «Народу, как больному ребенку, необходимо указывать, что ему есть и пить». Монархи были твердо убеждены в том, что народ сам не в состоянии понять своего счастья, следовательно, он нуждается в твердой руке. Конечно, можно как-то понять усилия государства, когда оно борется с пьянством, ленью и мотовством, но когда оно начинает диктовать своим гражданам во что им одеваться и как строить свою личную жизнь, то в данном случае разделить такую политику затруднительно.
Таким образом, правовое государство как новый политический и правовой идеал пришел на место полицейского, и если последнее все стремилось сделать за своих подданных, то правовое государство, наоборот, самоустранилось от решения всяких материальных проблем, сосредоточив свое усилие только на охране правового порядка. Классическая либеральная политическая мысль — колыбель идеи правового государства — вообще не признавала никаких обязанностей по отношению к своим гражданам в части удовлетворения каких бы то ни было материальных проблем. Локковская триада — жизнь, свобода, собственность — вот квинтэссенция правового государства. И. Кант — родоначальник идеологии либерализма, идейной платформы набиравшей политический вес буржуазии, подвергал остракизму даже намеки на то, чтобы государство хотя бы в какой-то степени решало материальные проблемы своих граждан. Никакого права на достойное существование нет, и не может быть, поскольку у человека только одно право — быть свободным, а все другие права просто являются его следствием. Следовательно, один человек может владеть фабриками и заводами, другой в это время может бороться за элементарное выживание. Здесь все справедливо, по той простой причине, что никто никому ничего не обязан делать. Как в природе сильный побеждает слабого, так и в обществе социальных благ добиваются те, у кого больше способностей, силы, навыков, наконец, ума и воли. Богатые могут помогать бедным лишь по собственному желанию, а заставлять их делать это принудительно, тем более вменять им это в обязанность при помощи институтов государства противоестественно. Потакая ленивым, слабым, безвольным, общество и государство утрачивает способности развиваться дальше. Вот, в принципе та парадигма, которая вырабатывалась представителями классического либерализма, на платформе которого и возникает идея правового государства. Назвать ее мягкой, если угодно, гуманной можно только с известными оговорками. Вместе с тем, при всей жестокости позиций либеральной политической, правовой и экономической теории она не лишена здравого смысла. Классическими выразителями неолиберальных идей в недавнем прошлом стали консерваторымистер Р. Рейган и мадам М. Тетчер, которые до минимума свернули социальные программы в своих странах, поскольку социальные выплаты стали порождать иждивенческие настроения в обществе. Аналогичные процессы происходили и в Швеции, которая не без оснований гордилась своей социальной системой, но стоило резко поменяться ценам на энергоносители в 70-х годах, как она была вынуждена существенно менять проводимую социальную политику.
Таким образом, правовое государство, его теоретическая и практическая конструкция, скорее строилась на невмешательстве государства в жизнь своих граждан, чем на деятельной заботе об их судьбе. Социальный аспект у правового государства прежних времен по сути отсутствовал вовсе. Правовое государство строилось на идее разделения властей, господстве права (закона) и правах человека, среди которых права на достойную жизнь не значилось. Тем не менее, оно было значительным шагом вперед, поскольку расширяла границы индивидуальной свободы, в том числе и в экономической сфере. Экономическим кредо правового государства являлась известная формула А. Смита: «Каждый имеет право свободно преследовать свой экономический интерес». Идеологи правового государства исходили из того, что государство должно строить свою деятельность на строгих принципах права, среди которых на первом месте стоит свобода договора и уважение собственности. В определенном смысле правовое государство создало экономические предпосылки для следующей ступени общественного развития — социального государства.
Так случилось, Германии суждено было стать первой страной, которая вступила на путь сначала полицейского, затем социального и правового государства, разумеется, времена III Рейха в расчет не берутся. Даже термины — социальное и правовое государство — имеют немецкое происхождение. Социальное государство явилось следствием того процесса, который на западе получил название «социализация капитализма». Политическая и экономическая элита ведущих западных государств предпочла позаимствовать кое-что из социалистической доктрины, то есть «частичный социализм» стал прививкой от социализма в советском, китайском, корейском исполнении. Первоначально социальные выплаты и гарантии воспринимались как абсолютно антирыночные категории. Здесь надо отдать должное западной социал-демократии, которая без всяких революций и социальных катаклизмов сумела соединить все лучшее из крайне противоположных систем — социализма и капитализма. Потребовалось очень много времени, чтобы общество поднялось до осознания социальной функции собственности, которая должна приносить дивиденты не только ее владельцу, но и в какой-то части служить обществу в целом. Другого пути просто нет, ибо социальные конфликты и потрясения становятся неизбежными. Социальное государство становится реальностью только на индустриальной и постиндустриальной стадии развития, когда оно может позволить себе вкладывать деньги в те сферы, из которых они или не возвращаются, или возвращаются в будущем.
Только в середине XX века правовое и социальное государства стали восприниматься не как антиподы, а как явления из одного ряда. Общество достигло такой стадии в своем развитии, когда оно не только охраняет правопорядок, не только сосредотачивает свои усилия на обеспечении гражданских (личных) прав, но и социально-экономических. Синтез правового и социального государства выражается в том, что на этом новом витке развития государство не просто формально провозглашает право на достойную жизнь, но и наполняет его реальным экономическим и социальным содержанием. Социальное государство представляет собой такой тип государства, которое, располагая большими экономическими и социальными возможностями, обеспечивает достойное существование своим гражданам в соответствии с общепринятыми международно-правовыми стандартами, не освобождая их, однако, от обязанностей самим заботиться о своем благополучии. Социальное государство — это государство индустриальное, демократическое, правовое, основанное на мощном экономическом базисе.
Социальное государство может быть построено только на основе рыночной экономики, которая базируется на принципах свободного предпринимательства, многообразии форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношениях между участниками гражданского оборота, которые нацелены на получение доходов. Рыночная экономика, с одной стороны, отрицает социальный аспект государства, поскольку строится на идее прибыли, а с другой стороны, рынок является едва ли не главным условием, основой социального государства. Именно здесь резко возрастает роль государства, его социальная направленность. Государство выступает регулятором и посредником между рыночной стихией и социальной сферой общественной жизни.
Российская Федерация на современном этапе находится еще слишком далеко от правового государства, еще дальше — от социального. Главное — выбраны правильно направления. Не может быть вечно догоняющей страна, располагающая самыми большими запасами в мире, причем не только полезно ископаемых, но и интеллектуальных.
Список литературы
- Агешин Ю.А. Политика и право // Государство, право, демократия. М., 1978.
- Алексеев A.C. Начало верховенства права в современном государстве. СПб., 1910
- Алексеев С.С. Теория права. М., 1997.
- Алтунян А. Право и сила в становлении принципов российской внешней политики // Мировая экономика и международные отношения. 1993, № 3.
- Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
- Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская служба? (Российское чиновничество на распутье). М., 1993.
- Барг М. А. Социальная структура европейской экономики второй половины XVII в. // История Европы. Т.4. Европа Нового времени.
- Барсенков A.C., Корецкий В. А., Остапенко A.JI. Политическая Россия сегодня: исполнительная власть, Конституционный суд, лидеры партий и движений. М., 1993.
- Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1996.
- Ю.Беляева JI.A. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социологические исследования, 1992, № 10.11 .Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1994.
- Бердяев Н. Царство Божие и царство кесаря // Путь, М., 1992.
- Болтенкова Л.Ф. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. М., 1996.
- Бондарев B.C. Кто есть кто и почему: политическая элита России в портретах. М., 1995.
- Бондарь Н.С. Конституция России: история исовременность. Р. на Д., 1996.
- Брюс 0., Кэрол Р. Империя былая и будущая: Россия и «ближнее зарубежье» //Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 7.
- Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991
- Варга Б. Роль государства в рыночном хозяйстве // Мировая экономика и международные отношения, 1992.
- Веденеев Ю. А Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности // Государство и право, 1995.
- Веденеев Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право, 1995, № 7.
- Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества М., 1995.
- Власенко H.A. Личность и социалистическое правовое государство // Государство и право, 1990, № 12.
- Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 9.
- Гессен В. 0 правовом государстве. Спб.1910.
- Глазев С.Ю. Полтара года в Думе. М., 1995.
- Голенкова З.Т., Витюк В. В., Гридчин Ю. В., Черных А. И., Романенко Л. М. Становление гражданского общества и социальная стратификация. М., 1995,№ 6.
- Гражданское общество // Под ред. Смолькова В. Г., М., 1993.
- Гуценко К.Ф. Правосудие и прокурорский надзор в условиях формирования правового государства // Мировая экономика и международные отношения. 1990, № 4.
- Даль Р. Введение в экономическую демократию. М., 1991. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995. Данченко В. Т. Гражданское общество и политическая власть.М. 1991.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.
- Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу .//Полис.-1993год-№ 5.
- Джильберт Дж.М. Морально-этические основы государственного управления в России на пороге XIX века // Кентавр, М. Д993, № 3.
- Евзеров Р.Я. Дееспособность нынешнего российского парламента // Полис 1995, № 1.
- Еллинек Г. Адам в учении о государстве. М., 1909.
- Емельянов С. А. Соотношение и взаимодействие конституционного и прокурорского надзора // Государство и право, 1991 № 4
- Зимин A.A. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV XVI в.). М., 1977.
- Каленский В.Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1977
- Караваев А. Институализация политической демократии (Бразильский опыт) //Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 5.
- Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Тихонова Ю. А., М., 1994.
- Комментарий к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ / Под ред. В. И. Васильева, М., 1996.
- Конституционное право зарубежных стран. В 4-х тт. Под ред. Страшун Б. А., М., 1996.
- Конституция, Закон, подзаконный акт. М., 1994
- Концепции развития российского законодательства. М., 1994
- Котенков А. Президент и Дума: сотрудничество в сфере законотворчества // Экономика и жизнь., М., 1996, № 3.
- Котляревский С.А. Власть и право Проблема правового государства. СПб., 1915.
- Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1894.
- Какое государство мы строим. Круглый стол // Человек и труд.1996., № 12.51 .Левин И. Б. Гражданское общество на западе и в России //Полис. 1996 г.,№ 5.
- Лепехин В.А. Стратификация современной России и новый средний Класс // Общественные науки и современность. 1998 г. № 4.
- Лепехин В.А. Лоббизм. М., 1995.
- Лукьянов А.И. Переворот мнимый и настоящий. М., 1993
- Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования, 1994, № 8−9.
- Лысенко В. Развитие федеративных отношений в современной России. М., 1995
- Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995, № 5.
- Марченко М.Н. Правовые средства осуществления власти в современном капиталистическом государстве // Государство и право. 1990, № 6.
- Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в России: теория и практика // Государство и право, 1993.
- Мохнач В. Параметры христианской политики // Наши задачи. М., 1995
- Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. // в кн.: Политические процессы в России в сравнительном измерении. Под ред. М. А. Василика, Л. В. Сморгунова. Из-во СПет. 1997 год.
- Мозолин В.П. Право собственности в РФ в период перехода к рыночной экономике. М., 1992.
- Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993.
- Муромцев С.А. Суд и закон в гражданском праве. М., 1980.
- Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности.М., 1993.
- Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. М., 1992.
- Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983.
- Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Государство и проблема монополии // Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 7.
- Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. М., 1904.
- Новгородцев П.Н. Об общественном идеале. Киев, 1919.
- Одинцова A.B. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право.М., 1992, № 8.
- Орлов Б. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа. М., 1995.73.0сипян С. Проблемы соответствия федеральной Конституции в правовой системе России // Право и жизнь. 1996, № 8.
- Палиенко Н.И. Правовое государство и конституционность, М., 1906.
- Пастухов В.Б. Новый федерализм для России: институализация свободы // Политические исследования, 1994, № 3.
- Пастухов В.Б. Становление российской государственности и конституционный процесс: политологический аспект //Государство и право, 1993.
- Перегудов Н.М. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Политические исследования. 1993, № 4.
- Петухов В. В. Гражданское общество и проблемы политического участия россиян // Становление институтов гражданского общества- Россия и международный опыт. М. 1999.
- Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995.
- Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М, 1993 т.2.
- Протоиерей о. Генадий. О месте церкви и церковных организаций в становящемся гражданском обществе. // Становление институтов гражданского общества- Россия и международный опыт. М. 1995.
- Разумович H.H. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М, 1989.
- Ройк В. Социальная политика: истоки кризиса и пути преодоления.//Человек и труд. 1995, № 9.
- Ракитский Б. Стратегия социальной политики в обществе переходного типа. // Проблемы теории и практики управления. М., 1995, № 5.
- Российские историки XX в. об истоках русской государственности. М., 1994.
- Саква Р., Режимная система и гражданское общество в России/УПолис, 1997 г., № 1
- Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.
- Соловьев А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества // Полис. М. 1996 г., № 6.
- Сенякин И.Н. Спецификация и унификация российского законодательства. Саратов, 1993.
- Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.
- Сырин В. Новая идеология для России // Мировая экономика и международные отношения. М., 1993, № 8.
- Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. М., 1997 г., № 5.
- Титов П.Ф. Я обвиняю. Новосибирск, 1995.
- Тиунова Л.Б. Право, конституция, правовое государство. Спб. 1992.
- Тихомиров В.Б. Политика центризма путь стабильности?//Социально-политический журнал, 1992, № 8.
- Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
- Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992.
- Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества // Государство и право, 1991 № 8.
- Тищков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия. М., 1994.
- Топорнин Б.И. Конституционная реформа путь к правовому государству // Государство и право. М., 1990, № 4.
- Три взгляда на государство: христианские демократы, либералы, социал-демократы. М., 1992.
- Трубецкой Н.С. Евразийство. Опыт систематического изложения // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.
- Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть // Государство и право. 1990, № 2.
- Умов В. И. Замбровский Б.Я. К вопросу о формировании гражданского общества и прав, государства // Социальнополитический журнал. М., 1991, № 6.
- Урезник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.
- Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов РФ. М., 1995.
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России. СПб., 1992.
- Хакамада И.М. Общее дело: просто о сложном. М., 1995.
- Хурсевич С.Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит, // Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996.
- Чиркин В.Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость // Государство и право. 1991, № 9.
- Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право, 1995, № 8.
- Чичерин Б.Н. Вопросы политики. СПб., 1904.
- Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации Демократии // Полис. 1996 г, № 5.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
- Яковлев A.M. Конституционный строй: социальный и правовой аспект // Вопросы философии. М., 1995, № 10.
- Pierson С. Beyond the Welfare State.-Cambridge: Polity.1991.
- Kaufmann F. Staat, intertmediare Instanzen und Selbsthilfe.-Munchen. 1987.
- Hague R., Harrop M. Breslin Sh. Comparative Gaverment and Politics.-London: Macmillan, 1992.
- Lepius M. Soziale Ungleichheit und Klassen Strukturen in der Bundesrepublik. -Gottingen.1979.126
- Nullmeier F., Rub F. Die Transformation der Sozialpolitik. Vom Sozialstaat zum Sicherrungstaat.-Frankfurt, New York, 1993.
- Opielka M., Ostner I., Umbau des Sozialstaat-Essen, 1987.