Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Энергетическая безопасность как фактор обеспечения национальных интересов России в XXI столетии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, в том числе энергетической сферы. В то же время между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью их развития в результате гло-бализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Обостряются проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МИР — СОВРЕМЕННОЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
    • 1. 1. Энергетический мир: определение, сущность и структура
    • 1. 2. Энергетические взаимоотношения и конфликты между субъектами энергетического мира
    • 1. 3. Энергетическая безопасность и энергетическая стабильность как системные свойства энергетического мира
    • 1. 4. Определение, содержание, классификация и особенности анализа энергетической обстановки
  • Выводы по первому разделу
  • 2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИ-ОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 2. 1. Роль и место энергетического фактора в обеспечении национальной безопасности России
    • 2. 2. Россия, как энергетическая держава, — основа международной энергетической стабильности
    • 2. 3. Направления обеспечения энергетической безопасности России в условиях глобализации
    • 2. 4. Россия и международно-правовое регулирование энергетических отношений
  • Выводы по второму разделу
  • 3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ (НА ПРИМЕРЕ ЕС, КИТАЯ И США)
    • 3. 1. Россия и ЕС: проблемы и сотрудничество в энергетической сфере
    • 3. 2. Энергетические отношения России и Китая в современных условиях
    • 3. 3. Современная энергетическая политика США в свете отношений с Россией
    • 3. 4. Энергетический аспект трансформации НАТО в современных условиях
    • 3. 5. «Энергетическая война» и энергетический терроризм — угрозы энергетической безопасности
    • 3. 6. Возможные внешнеполитические инициативы России в энергетической сфере в условиях глобализации
  • Выводы по третьему разделу

Энергетическая безопасность как фактор обеспечения национальных интересов России в XXI столетии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня перед человечеством нет более важной проблемы, чем энергетическая. От ее решения зависит сохранение нашей цивилизации.1.

Лауреат Нобелевской премии, академик Ж. Алферов.

В настоящее время возможность реализации практически всей совокупности национальных интересов России лежит в плоскости решения проблем национальной безопасности, базовым элементом которой является энергетическая безопасность. Поэтому, добиваясь высокого уровня энергетической безопасности и энергетической стабильности, Россия может обеспечить свои национальные интересы и свое устойчивое развитие.

Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, в том числе энергетической сферы. В то же время между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью их развития в результате гло-бализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Обостряются проблемы энергоснабжения и борьба за энергетические ресурсы. Как отмечал В. Путин, для России это означает, что, «как результат — нам все чаще приходится сталкиваться с рецидивами политики „сдерживания“. Но за всем этим, по большому счету, зачастую стоит стремление навязать нам нечестную конкуренцию и обеспечить себе доступ к нашим ресурсам». В условиях укрепления новых центров экономического роста и их политического влияния в мире складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций, как на глобальном, так и на региональном уровнях. В то же время несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора (НАТО), а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности, в том числе и энергетической безопасности как ее составной части.

Стабильное и надежное обеспечение экономики любой страны энергоноси.

1 Алферов Ж. Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла. Проблемы современной энергетики // Мировая энергетическая политика. 2003. № 5.

2 В. Путин Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». Президент России. Официальный сайт. 8 февраля 2008. телями служит основой национальной безопасности государства, в особенности тех государств, собственные запасы нефти и газа которых недостаточны для удовлетворения потребностей национальной экономики. Поступательное развитие мировой энергетики ведет к увеличению влияния энергетических факторов на систему международных отношений, на мировую экономику и геополитику. В полной мере этот процесс затрагивает и Россию, которая обладает крупнейшей в мире ресурсно-сырьевой базой, развитой энергетической промышленностью и энерготранспортной инфраструктурой, интеллектуальным потенциалом, а также занимает стратегически выгодное геополитическое положение в Евразии. Поэтому она объективно является энергетической державой и играет существенную роль в энергетической сфере.

Региональные и мировые приоритеты энергетической дипломатии России органично вытекают из положений Стратегии национальной безопасности до 2020 г. и Энергетической стратегии России до 2030 г., которые предусматривают меры по укреплению, в первую очередь, позиций Российской Федерации (РФ) в европейском регионе, являющимся основным рынком сбыта российской нефти и газа, а также в азиатско-тихоокеанском регионе. Энергетическая стратегия страны ориентируется также на масштабное вовлечение в топливно-энергетический баланс России углеводородных ресурсов центрально-азиатских стран Содружества независимых Государств (СНГ), а также стран Каспийского региона.

В Европе Россия имеет существенные энергетические интересы во многих странах. В основном они сводятся к сохранению и расширению рынков сбыта, внедрению в сбытовые сегменты нефтегазового бизнеса, получению инвестиций, решению вопросов транзита. Ряд европейских стран, в свою очередь, являются крупными поставщиками оборудования для российской энергетики, а также важными потенциальными экспортерами капитала для топливно-энергетических отраслей России. Эти факторы лежат в основе энергетического диалога между Европейским Союзом (ЕС) и Россией, который превратился в неотъемлемый элемент переговоров, проводимых на регулярной основе саммитов «Россия — ЕС».

Для формирования правовых рамок энергетического сотрудничества на евроазиатском пространстве большое значение имеет Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и связанные с ним документы. Россия подписала ДЭХ, и хотя она не ратифицировала этот договор, российские делегации участвуют в мероприятиях Конференции по Энергетической Хартии, наиболее важными из которых являются переговоры по разработке Транзитного протокола к Хартии.

В 2008 г. на саммите глав государств «Группы восьми» в Токио Президент РФ Д. Медведев призвал лидеров «Группы восьми» подумать над новыми документами в области энергетического диалога. «Мы подчеркнули, те решения, которые „восьмерка“ принимала еще в Санкт-Петербурге, когда говорили об энергетической безопасности в мире, являются актуальными. С этим все согласны. Но задача состоит в том, чтобы увязать интересы стран-производителей, стран-потребителей и транзитных государств. Это достаточно сложно, но возможно. В этой связи есть необходимость подумать над подготовкой новых международных решений на эту тему, новых международных соглашений», — отметил Д. А. Медведев.3.

Безусловным приоритетом нашей энергетической дипломатии является также налаживание эффективного сотрудничества в области энергетики на постсоветском пространстве. Энергетический фактор играет ключевую роль в многосторонней дипломатии России в рамках СНГ, Украины, Союзного государства с Белоруссией, Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) и формирующегося единого экономического пространства.

Актуальность темы

исследования. Современное развитие международных отношений происходит, с одной стороны, в условиях протекания глобализацион-ных процессов в энергетической сфере, а с другой — обострения борьбы за нево-• зобновляющие энергетические ресурсы.

В настоящее время мировое сообщество входит в «пространство» энергетических конфликтов, которое характеризуется недостатком энергетических ресурсов. Отметим, что еще в начале XIX в. английский экономист Томас Мальтус сделал печальный прогноз о том, что ресурсов на всех не хватит. Разделение на богатые и бедные страны в начале XXI в. становится еще более разительным. Появилась концепция «золотого миллиарда», согласно которой ресурсов на планете хватит для комфортного существования одного миллиарда человек4. Реальность такова, что со временем ресурсный голод будет становиться более острым. Поэтому наиболее экономически развитые государства будут искать выход из сложившейся ситуации с помощью обеспечения гарантированного доступа к ресурсам, сосредоточенным на территории других стран. Обеспечение энергетической безопасности прочно вошло в число приоритетных задач национальной безопасности. В силу этого концепции национальной безопасности ряда стран (прежде всего — США) не.

4 Емельянов М. Вавилонская башня ищет опору// «Профиль», 20.08.2007 исключают возможность применения военной силы в случае возникновения угрозы своему энергоснабжению, а также использования различных видов давления на поставщиков энергоносителей5.

Внимание к странам и регионам, обладающим перспективными запасами нефти и особенно газа, резко возрастает. Это, прежде всего Россия, а также страны Каспийского региона, Персидского залива, Африки и Центральной Азии.

Исходя из этого роль России, в энергетической сфере, как страны, на территории которой находятся крупнейшие запасы углеводородов, резко возрастает.4 Одновременно ей предстоит столкнуться с резким ростом политического давления — желание других стран получить контроль над нефтегазовыми районами России будет возрастать.

Известный французский политолог Ж. Тириар в своей работе «Европа до Владивостока» писал: «Между Исландией и Владивостоком мы можем объединить 800 миллионов человек (хотя бы для того, чтобы уравновесить 1200 миллионов китайцев) и найти в недрах Сибири все необходимое для удовлетворения наших энергетических потребностей. Я утверждаю, что с экономической точки зрения Сибирь является провинцией Европейской империи наиболее необходимой для ее жизнеспособности. Великое объединение высокоиндустриальной и технологичеI ски лидирующей Западной Европой с Сибирской Европой, располагающей почти неисчерпаемыми сырьевыми ресурсами, позволит создать сверхмощную Республиканскую Империю, с которой никто не посмеет поспорить или померяться силами"6. Как видим, Ж. Тириара интересуют только сырьевые ресурсы недр Сибири.

3. Бжезинский, бывшей помощник президента США по национальной безопасности, тоже достаточно откровенен в своей книге «Геостратегия для Европы». Он пишет: «Историческая задача России. .Первоочередная задача России должна состоять в том, чтобы модернизироваться, а не в том, чтобы предпринимать тщетные усилия в попытках вернуть себе статус мировой державы. С учетом размеров этой страны и разнообразия условий, сложившихся в ее границах, можно утверждать, что децентрализация политической системы и переход к рыночной экономике наибольшим образом способствовали бы высвобождению созидательного потенциала российского народа и освоению богатых природных ресурсов России, построенной на основе свободной конфедерации в составе Европейской России,.

5 Зеркалов Д. В. Глобальные проблемы: хрестоматия/- К., 2009.

6 Ж. Тириар. Европа до Владивостока/Геополитика: Хрестоматия/Сост. И. В. Жукова. Екатеринбург, 2004.

Сибирской и Дальневосточной республик, было бы легче развивать тесные экономические отношения с соседями".

Сорос, рассматривая тенденции геополитической борьбы, отмечает, что Европа не может позволить себе игнорировать геополитическую агрессию России. Чтобы иметь шансы на успех, ей необходимо действовать сообща. Однако общая европейская политика не должна основываться исключительно на геополитике, в таком случае национальные интересы могут оказаться сильнее общего. Исходя из этого, Сорос рекомендует следующее: «Главный способ нейтрализовать геополитическое преимущество России — договориться о единой энергетической политике, в том числе об учреждении общеевропейского регулятора, имеющего приоритет над национальными регуляторами, и о создании общеевропейской распределительной сети. Это лишит Россию возможности стравливать страны между собой: скидки, предоставленные одному национальному дистрибутору, немедленно станут доступными потребителям других стран». 7.

Новым подтверждением тенденции обострения борьбы за энергоресурсы, активно поддержанным из-за океана, являются призывы отдельных стран НАТО создать «энергетическое НАТО». Суть функций этой возможной организации пояснил американский сенатор Ричард Лугар. Он, в частности, писал, что в случае, если одна из стран блока в результате отключения энергии будет вынуждена изменить свою политику, «энергетическая НАТО» могла бы ввести в действие ст. 5 Вашингтонского договора, согласно которой нападение на одно из государств-членов должно рассматриваться как нападение на всех членов альянса. При этом Лугар, ссылаясь на случаи прекращения поставок российских энергоносителей в Грузию и в Украину, недвусмысленно обозначает потенциального врага, против которого должен мобилизоваться блок.

По мере своего развития мировое сообщество все больше проявляет интерес к российским энергоресурсам. Так современные геополитические модели мирового развития зарубежными политиками и экспертами строятся с учетом доступности к сырьевым и энергетическим ресурсам России.

Борьба за энергоресурсы может привести к энергетическому конфликту, который повышает риск вооруженного противостояния между государствами. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию необходимости обеспечения энергетической стабильности, которая является основой международной энергети.

7 Ведомости, 16.02.2009 ческой безопасности.

Рост количества числа энергоэависимых стран, исчерпаемость существующих природных энергоресурсов, недоступность беднейших стран к энергоресурсам, использование энергоресурсов в политических целях уже сегодня повлекли за собой ряд негативных последствий, которые в условиях современной, достаточно конфликтной, международной обстановки могут представлять серьезную опасность развитию мирового сообщества. Перед мировым сообществом возникла сложная задача: поиск новых путей обеспечения энергетической безопасности и энергетической стабильности в условиях глобализации, быстроменяющейся геополитической обстановки и становления многополярного мира.

Этот путь должен пролегать, в первую очередь, в политической плоскости решения данной задачи, и обеспечить консолидацию усилий различных стран по построению стабильного энергетического мира.

В начале XXI в. возникло несоответствие между сложившейся системой энергетической безопасности мирового сообщества и реалиями современной обстановки (характеризующимися становлением многополюсного мира и нарушением стратегической стабильности за счет обострения борьбы за энергоресурсы).

Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется:

1. Изменением геополитической и международной обстановки в начале XXI в., появлением угроз энергетической безопасности и энергетической стабильности.

2. Зависимостью энергетической безопасности и энергетической стабильности от энергетических отношений между государствами, обострением борьбы за невозобновляемые энергоресурсы (нефть, газ).

3. Большой вероятностью возникновения энергетических конфликтов, в которых возможно осуществление вооруженного насилия.

4. Необходимостью создания глобальной энергетической системы, обеспечивающей справедливый доступ всех стран к энергоресурсам.

5. Необходимостью разработки новых направлений развития энергетической сферы, создания эффективных механизмов обеспечения международной энергетической безопасности, создания и развития энергетического международного права.

6. Энергетическая безопасность является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности, охватывающим не только «гарантии суверенитета, целостности, защиты населения», но и «обеспечение благоприятной природной среды, доступности ресурсов, защиту от стихийных бедствий и поддержание матео риального благополучия».

Объект исследования — энергетическая безопасность России. Предмет исследования — энергетическая безопасность России в контексте национальной безопасности и глобализационных процессов, влияние энергетического фактора на международные отношения.

Цели работы: 1) разработка методического подхода к исследованию энергетических проблем- 2) определение особенностей обеспечения энергетической безопасности России и международной энергетической безопасности в условиях глобализации- 3) анализ влияния энергетического фактора на взаимоотношения между государствами в современных условиях.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие частные вопросы исследования: определение сущности и содержания понятия энергетического мира, энергетической безопасности, энергетической стабильностиопределение взаимосвязи энергетической и национальной безопасности в современных условияхвыявление особенностей обеспечения энергетической безопасности и энергетической стабильности в современном энергетическом миреанализ политических аспектов усиления борьбы за энергоресурсыопределение сущности энергетического конфликта и особенностей оценки энергетической обстановкиопределение основных направлений обеспечения энергетической безопасности РФ в условиях глобализациианализ энергетического фактора во взаимоотношении России с зарубежными странами (Китаем, США, ЕС как центрами силы в международных отношениях) — анализ особенностей политики НАТО в энергетической сфере. Теоретико-методологические основы исследования. В качестве методологической базы исследования в работе были использованы: 1) закон диалектикиперехода количественных изменений в качественные- 2) системный, структурный, исторический и сравнительный анализы- 3) общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также подходы концептуального моделирования в области энергетической безопасности. В качестве методологической основы про.

8 Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом Океане, история и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй Мировой войны (1945;1995)//М., 1997. верки достоверности полученных в ходе исследований результатов использовался метод сравнительных оценок, который предусматривает возможность сопоставления полученных в ходе исследования оценок различных событий с оценками других исследований этих же событий. Кроме того, проверка достоверности осуществлялась также путем сопоставления полученных выводов и положений с реальными событиями, имевшими место в жизни.

Источниковую базу исследований составили документы ООН, Международного энергетического агентства (МЭА), Международного энергетического форума (МЭФ), ОПЕК и других международных организаций по обеспечению энергетической безопасности, отдельные международные договоры в энергетической области, а также документы различных государств, определяющие основы их национальной энергетической политики (стратегии). К ним, в первую очередь, следует отнести «Закон о безопасности России», Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года, Энергетическую стратегию России до 2030 года, Военную доктрину РФ, Концепцию внешней политики РФ.

Несомненную пользу принес автору анализ политических, военно-политических и экономических статей и материалов, опубликованных, в частности, в журналах «Дипломатический ежегодник», «Дипкурьер», «Мир и мы», «Мировая экономика и международные отношения», «США: экономика, политика, кулыура», «Зарубежное военное обозрение», «Международная жизнь», «Обозреватель — Observer», «Россия в глобальной политике», «Нефтегазовая вертикаль», «ИнфоТЭК», «ПравоТЭК». В качестве дополнительных источников информации автор привлек материалы, полученные им в результате ряда бесед на межведомственных конференциях и семинарах по энергетическим вопросам. Эта информация, в основном, использовалась для перепроверки данных, представленных в открытой печати, для проведения анализа по теоретическим вопросам обеспечения национальной безопасности и энергетической безопасности, а также для подтверждения основных выводов исследования, полученных автором.

Отдельные выводы в работе сопоставлялись с взглядами известных ученых и политиков по проблемам обеспечения энергетической безопасности и энергети-' ческой стабильности, которые опирались на научные проработки в этой области отечественных и зарубежных ученых.

Результаты исследований носят политический характер.

Степень разработанности проблемы. Актуальности и значимости обсуждаемой темы способствовало появление значительного количества литературы и материалов научных исследований, в которых был сделан обстоятельный анализ отдельных аспектов обеспечения энергетической безопасности, договоров по энергоресурсам, ведения переговорного процесса по обеспечению энергетической стабильности, проблем межгосударственных отношений в энергетической сфере, текущей энергетической политики ведущих стран мира. Необходимо отметить, что фундаментальный анализ по рассматриваемой проблематике осуществляли ведущие российские институты Российской академии наук (ИМЭМО, ИСКРАН), РАГС при Президенте Российской Федерации, ИАМП Дипломатической академии МИД России, РИСИ, Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ и другие.

Большое внимание энергетическим вопросом уделяет экспертное сообщество за рубежом. Так в США, из институтов занимающихся этими проблемами, в первую очередь необходимо отметить Вашингтонский институт стратегических и международных исследований, Фонд Карнеги за международный мир, Национальный университет обороны, Гарвардский университет и ряд других центров.

Анализировался ряд выступлений официальных лиц, включая Президента, Председателя правительства, Министра обороны и Министра иностранных дел, начальника Генерального штаба ВС и других высокопоставленных представителей исполнительной и законодательной власти России, а также ряд слушаний в Государственной Думе России, отчеты о которых были опубликованы в средствах массовой информации.

Большую помощь автору оказали исследования по международным отношениям, проведенные учеными Дипломатической академии МИД России. В их числе Анненков В. И., Бажанов Е. П., Большаков С. И., Жильцов С. С., Задохин А. Г., Закаурцева Т. А., Иванов О. П., Котляр B.C., Кулматов Г. К., Ли В. Ф., Матяш В. Н, Митрофанова A.B., Мозель Т. Н., Штоль В. В., Шутов А. Д. и др.9 В их работах рассматривались современные международные отношения, проблемы глобализации,.

9 Анненков В. и др. Безопасность России: геополитические и военно-политические аспекты. М. 2006; Бажанов Е., Бажанова Н. Многополюсный мир. М., 2010; Бажанов Е. Современный мир. Избранные труды. М., 2004; Большаков С. Проблемы моделирования системы коллективной безопасности в ATP: ATP и евроат-лантические структуры через призму национальных интересов России. М. 2004; Задохин А. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. М., 2002; Задохин А., Митрофанова А. Глобализация и глобальные проблемы человечества (методологический аспект). М., 2003; Зон И. С., Жильцов С. С. США в погоне за Каспием. М., 2009; Иванов О. Военная сила в глобальной стратегии США. М., 2008; Котляр В. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. М., 2007; Кулматов К. Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения. М., 2002; Ли В. Теория международного прогнозирования. М., 2002; Матяш В. Россия и внешний мир на пороге XXI века: Проблемы и перспективы. М., 2000. Штоль В. Роль и место НАТО в системе европейской и международной безопасности в условиях глобализации. М., 2006; Шутов А. Д. Постсоветское пространство. М., 1999. внешняя политика России и внешняя политика отдельных государств, а также проблематика противодействия новым вызовам и угрозам мировому сообществу, международной безопасности и национальной безопасности России.

По вопросам энергетической безопасности издано большое количество научных трудов, в которых изложены предложения по практической реализации различных форм и способов сдерживания процесса конфликтных энергетических ситуаций, сдерживания применения государственной силы при решении международных энергетических проблем. Среди известных российских политологов и экспертов, исследовавших вопросы национальной безопасности, связанные с проблемами энергетической сферы, необходимо отметить таких как: Арбатов А. Г., Воз-женников A.B., Жизнин С. З., Кокошин A.A., Салыгин В. И., Сафарян A.B., Зонова Т. В., Шемятенков В. Г., Щетинин В. Д., Иванов И. Д., Лебедева М. М., Якунин В. И. 10 Отметим также Ги Каррона де ла Карьера, который написал монографию «Экономическая дипломатия"11.

Кроме того, необходимо выделить исследования по проблемам энергетической безопасности, проведенных в рамках диссертационных работ таких авторов как Володин О. Н., Гильмутдинова Д. А., Евстегнеева А. М., Писковой Т. И., Румянцев A.A., Токанов Г. В., Шныров А.Б.12.

Рассматривая степень научной разработки поставленной проблемы, нельзя оставить без внимания международно-договорную деятельность России в энергетической сфере, а также содержание национальных энергетических политик (стратегий) государств. Анализ международных соглашений и содержания национальных энергетических политик (стратегий) показал, что в рамках ООН, МЭА, а так.

10 Арбатов А. Безопасность: российский выбор. М.: 1999; Возженников А. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002; Жизнин С. З. Основы энергетической дипломатии: Учебник. М., 2003. Салыгин В. И., Сафарян A.B., Энергетические проблемы в мировой политике // Современные международные отношения и мировая политика, М., 2004; Зонова Т. В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М., 2003; Шемятенков В. Г. Европейская интеграция. М., 2003; Иванов И. Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. М., 2001; Лебедева М. М. Мировая политика. М., 2004; Якунин В. Новые технологии борьбы с российской государственностью. М., 2009.

11 Ги Каррон де ла Карьер Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок. М., 2003.

12 Володин О. Н. Основные правовые тенденции европейской интеграции в практике реализации энергетической политике ЕС: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2010; Гильмутдинова Д. А. Политика США в каспийском регионе: дис.. канд. полит, наук: 23.00.04. М., 2007; Евстегнеева A.M. Особенности современного развития российско-норвежских отношений (на примере взаимодействия в Арктике): дис.. канд. полит, наук: 23.00.04. М., 2008; Писковой Т. И. Взаимодействие экономических и институциональных факторов в современной мировой энергетике: дис. канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2010; Румянцев A.A. Энергодиалог России и Европейского Союза: геополитический аспект: дис. канд. полит, наук: 23.00.04. М., 2010; Токанов Г. В. Проблемы обеспечения транзита энергоресурсов из России: восточно-европейский ракурс: дис.. канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2008; Шныров А. Б. Внешняя политика России и проблема обеспечения энергетической безопасности: дис. канд. полит, наук: 23.00.04. М., 2004. же на многосторонней и двухсторонней основе между государствами к настоящему времени выработан достаточно широкий спектр политических мер обеспечения энергетической безопасности.

Несмотря на актуальность идеи обеспечения справедливой международной энергетической безопасности, следует отметить, что сегодня мир ещё не готов к ее реализации, поэтому требуется поиск альтернативных вариантов обеспечения энергетической стабильности в современных условиях.

Целый ряд работ посвящен обеспечению международной стабильности. Из наиболее известных работ можно отметить работы А. Арбатова, О. Арина, 3. Бже-зинского, А. Богатурова, М. Вебера, К. Гаджиева, М. Ильина, С. Рогова и других ученых.13.

Эмпирической базой явились изложенные в работах российских и зарубежных ученых результаты оценки современной энергетической безопасности и энергетической стабильности, анализ периодической печати России и зарубежных стран, материалы научно-теоретических и научно-практических конференций.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений для исследования проблем энергетической безопасности, определении особенностей обеспечения энергетической безопасности России в контексте национальных интересов в условиях глобализации. В диссертации получены следующие новые научные результаты:

— введено понятие энергетического мира, определены его сущность и особенности, выявлены основные энергетические взаимоотношения и особенности конфликтов между субъектами энергетического мира;

— даны определения энергетической безопасности и энергетической стабильности, которые являются системными свойствами энергетического мира;

— сформулировано определение, проведена классификация и предложена методика оценки энергетической обстановки;

— выявлены роль и место энергетического фактора в обеспечении национальной безопасность России и определены основные направления обеспечения энергетической безопасности РФ в условиях глобализации;

— определены проблемы и особенности сотрудничества в энергетической сфере России с ЕС и Китаем;

13 Арин О. Мир без России. М., 2002; Бзежинскии 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геополитические императивы. М., 1998; Под ред. Богатурова А. Современная мировая политика. М., 2009; Рогов С. Россия и США в новом веке// Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее. М., 2003;

— рассмотрены энергетическая политика США в свете отношений с Россией, а также энергетические аспекты в трансформации НАТО;

— определена сущность энергетического терроризма;

— вскрыта суть мировой энергетической политики и возможные внешнеполитические инициативы РФ в энергетической сфере в XXI столетии.

Практическая значимость исследования определяется: возможностью использования полученных научных положений и выводов для оценки энергетической обстановки и подготовки аналитических материалов для принятия политического решения в энергетической сфереприменением разработанных теоретических положений при формировании программы комплексных мер по обеспечению энергетической безопасности России в условиях глобализациинеобходимостью учета энергетического фактора во взаимоотношениях России с зарубежными странами в условиях глобализации.

Материалы и анализ, представленные в настоящей диссертации, могут быть использованы для широкого круга исследователей и экспертов, занимающихся проблемами энергетической сферы.

Рассматриваемая в диссертации тема открывает перспективы новых направлений обеспечения национальных интересов России в условиях глобализации, развития энергетических отношений между государствами, обеспечения энергетической стабильности и энергетической безопасности, а также обеспечивает основу для выработки и принятия важных внешнеполитических решений в отношении будущих международных энергетических соглашений и обеспечения международной энергетической безопасности.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертации опубликованы в научных статьяхзаслушивались на Всероссийской конференции, а также на круглых столах и семинарах в Дипломатической академии МИД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по третьему разделу.

В настоящее время энергетический фактор является важнейшим условием в сотрудничестве Россия и ЕС. Это определяется растущей взаимозависимостью и сближением правовых и регулятивных норм, а также технических норм и стандартов в энергетической сфере. Сегодня необходим переход к новой модели отношений, основанной на более тесной координации энергетических стратегий, взаимном проникновении в энергетические инфраструктуры взаимодействующих стран, правовом регулировании энергетических проблем, совместном обеспечении международной энергетической безопасности. В долгосрочном плане требуется разработка системы международно-правовых норм и правил, определяющих рамки поведения ведущих поставщиков и потребителей энергоносителей.

Для обеспечения гарантии того, что нефть и газ с разрабатываемых месторождений будут востребованы и будет обеспечена полная окупаемость инвестиций, необходима совместная оценка сценариев ЕС и России по поставкам и потребностям в энергоресурсах, а также долгосрочных инвестиционных планов по добыче и транспортировке этих энергоресурсов. Согласование энергетических стратегий государств требует обмена аналитическими данными по тем положениям энергетической стратегии, которые могут вызвать наибольшие неопределенности для инвесторов по всей совокупности энергетических процессовсовместного рассмотрения основных сценариев по ключевым вопросам взаимодействия в рамках энергетических стратегий России и ЕС.

Перспективным партнером в энергетической сфере для России является Китай. Это объясняется необходимостью для России развивать восточный сегмент рынка энергеоресурсов, а также тем, что в Китае считают Россию перспективным энергетическим партнером. Это объясняется взаимодополняемостью интересовРоссии нужно осваивать нефтегазовые ресурсы Сибири и Дальнего Востока, а Китай нуждается в диверсификации источников энергии, а также территориальной близостью, которая определяет поставки высококачественных ресурсов по оптимальным ценам.

Важным составным элементом стратегии обеспечения нефтяной безопасности для Китая служит политика «выхода за пределы», под которой понимается, в частности, участие в освоении зарубежных нефтяных месторождений с помощью китайских технологий и китайского капитала. Эта политика обращена, в первую очередь, на прилегающие к территории Китая страны. Так Россия, Казахстан и центрально-азиатские государства обладают богатыми нефтегазовыми ресурсами, являются дружественно настроенными соседями и обладают относительной политической стабильностью. России необходимо усиливать сотрудничество с Китаем в энергетической сфере, что позволит заинтересованным организациям двух стран приступить к совместной работе по разработке крупных проектов многостороннего сотрудничества в области энергетики и экологии. Конкурировать друг с другом по отдельным проектам за единоличной победой — подход неразумный для каждой стороны.

— В настоящее время против России постоянно и по определенному сценарию действует так называемая «мягкая сила», с помощью которой США решают свои энергетические интересы. Возможные результаты таких воздействий: обеспечение США своих энергетических интересов за счет снижения активности и блокирования многих инициатив и проектов России в энергетической сферепоявление миротворческих сил на Кавказе, обеспечивающих энергетические интересы США и ЕСвзятие под абсолютный внешний контроль ТЭК, определяющий экономическое развитие и обороноспособность Россиипланируемая некомпетентность экспертных оценок и важных решений, в том числе в области энергетической безопасностираспыление внимания руководителей страны на второстепенные вопросы обеспечения энергетической безопасности государствапрямое ослабление роли прессы и национальных СМИ, под прикрытием которого будет усиливаться воздействие на энергетическую политику России с целью обеспечения ее адекватности энергетическим интересам США.

Одной из целей «глобального экспорта безопасности» НАТО стало стремление получить доступ к энергоресурсам и маршрутам их доставки в страны-члены альянса. Поэтому одним из новых направлений трансформации НАТО является направление обеспечения энергетической безопасности, которое напрямую увязано с расширением НАТО. Такой подход показывает, что вопросы энергетики, а вовсе не проблемы расширения демократии становятся новой движущей силой расширения альянса на Восток.

Борьба за энергетические ресурсы породила понятие «энергетическая война». Последствия такой «войны» могут по масштабам быть равны или даже превосходить последствия обычной войны. Вместо оккупации территории осуществляется захват рынков и активов без вооруженного вторжения. В результате «энергетической войны» (блокады, ограничения поставок энергоресурсов) экономическому потенциалу страны-жертвы может быть нанесен ощутимый ущерб и вызваны системные кризисные явления, способные затормозить или отбросить страну в экономическом развитии, а также резко уменьшить возможности обороны в случае вооруженной агрессии.

В настоящее время США ведут «энергетическую войну» по следующим основным направлениям: контроль и недопущение конкурентов к месторождениям углеводородовведение информационной борьбы для достижения целей энергетической политикидоминирование американских трейдеров в мировой системе торговли нефтью и газомсращивание менеджмента крупнейших западных энергетических компаний с политической элитой Западапродление «долларовой» эпохи в торговле нефтьюнедопущение образования «газовой» ОПЕК" — возможное применение военной силы для разрешения энергетического конфликта.

Мировой общественности необходимо обратить внимание на энергетический терроризмкоторый может привести к подрыву энергетической безопасности, а также к крупным экологическим катастрофам. Основными признаками энергетического терроризма являются применение насилия и устрашения по отношению к субъектам энергетических отношенийнаправленность, на решение энергетических проблем и достижение целей в борьбе за энергоресурсыобщественная опасность, связанная с нарушением энергетической стабильности, и созданием непосредственной угрозы для жизни людей ввиду возможности экологических катастроф- «реклама» в СМИ разрушительных последствий террористических актов, связанных с энергетическими объектами и, энергетическими процессамиопосредованный способ достижения планируемого конечного политического результата через воздействие на энергетические объекты и энергетические процессы.

Современные энергетические угрозы невозможно нейтрализовать усилиями одного государства или группы государств. Возникает потребность консолидации усилий стран мирового сообщества на решении общей задачи — обеспечения энергетической безопасности и энергетической стабильности. Эту задачу целесообразно решать по трем основным направлениям. Первое направление’связано с разработкой концепций обеспечения международной — энергетической безопасности. Второе направление предполагает поиск механизмов реализации концептуальных положений в международной г практике. Третье направление предусматривает разработку политических инициатив в энергетической сфере.

Сегодня необходимо формирование международной энергетической политики. Основная функция международной энергетической политики заключается в координации деятельности государств по обеспечению безопасности энергетическойбезопасности и энергетической стабильности. Облик перспективной международной энергетической политики может включать в себя три основных раздела: декларативная международная энергетическая политикадоговорная международная энергетическая политикаполитическая деятельность мирового сообщества по реализации результатов декларативной и договорной энергетической политики.

Концептуальный подход к обеспечению международной энергетической безопасности включает в себя:

1) Формирование международной понятийной базы в энергетической сфере и общего категориального аппарата является первой ступенью на пути обеспечения безопасности энергетического мира.

2) Создание на международном уровне единого для всех стран оценочного методического аппарата в энергетической сфере.

3) Возможные концепции обеспечения энергетической стабильности: концепция обеспечения энергетической стабильности на основе энергетического праваконцепция обеспечения энергетической стабильности на основе энергетической доступности и справедливости является перспективной программой внешней политики Россииконцепция непровоцирующих действий в энергетической сфере. Вместе с другими концепциями она может способствовать значительному снижению опасности энергетических конфликтов. Поэтому, в российских интересах проводить внешнеполитическую деятельность по реализации этой концепции в практике межгосударственных отношений.

Возможная концепция обеспечения энергетической стабильности на основе доминирования США в мировой экономике с точки зрения безопасности энергетического мира является негативной идеей. Поэтому России необходимо направить острие внешнеполитической деятельности на недопущение развития событий в этом направлении;

4) Концепции контроля над энергетическими процессами: концепция периодических, выборочных проверок и создания постоянных (при необходимости) комиссий на местах является действенным механизмом контроля над энергетическими процессами в той или иной стране (в регионе) — концепция создания международной системы мониторинга энергетических опасностей и угрозконцепция повышения транспарентности в энергетической сфере.

5) Концепция отказа государств от применения «энергетического оружия» (энергоресурсов) в политических целях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Национальная энергетическая безопасность России — основной элемент (составная часть) национальной безопасности России, от которой в той или иной мере зависят все остальные элементы национальной безопасности (например, политическая, экономическая и военная безопасности), в целом, устойчивое развитие России в XXI веке и, соответственно, обеспечение национальных интересов РФ.

В начале XXI в. окончательно сформировалось новое социально-политическое явление — энергетический мир, который во многом стал определять характер мировых процессов. Это объясняется тем, что системными свойствами ЭМ являются энергетическая безопасность и энергетическая стабильность. В современном ЭМ все государства охвачены между собой энергетическими зависимостями (отношениями), поэтому эскалация энергетического противостояния приобретает, как правило, многосторонний характер.

В настоящее время обеспечение энергетической безопасности России невозможно без обеспечения международной энергетической безопасности. Энергетические отношения между государствами стали важнейшей частью современных международных отношений. Появилась новая сфера международного сотрудничества — сотрудничество в сфере обеспечения международной энергетической безопасности, которое затрагивает политические, экономические, экологические и социальные интересы каждого государства и всего международного сообщества. Сегодня происходит переход от торгово-финансовых энергетических взаимоотношений государств к сотрудничеству, направленному на обеспечение международной энергетической безопасности. Такое сотрудничество требует новой международно-правовой базы, а также новых целевых международных институтов, которые бы осуществляли всю координацию работ и контроль по обеспечению международной безопасности и энергетической стабильности.

Достижению энергетической безопасности РФ способствует активная внешняя энергетическая политика, усилия которой сосредоточены на поиске согласия и совпадающих энергетических интересов с другими государствами на основе системы двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнерских отношений. Россия должна содействовать вовлечению других государств, прежде всего владеющих ядерным оружием, а также заинтересованных в совместных действиях по обеспечению международной безопасности, в процесс обеспечения энергетической стабильности. Все страны в отношениях с международным сообществом должны опираться на принципы сохранения энергетической стабильности и предсказуемости в области энергетической безопасности.

Россия должна выступать с позиций неизменности курса на участие совместно с другими государствами в развитии и укреплении международных механизмов обеспечения глобальной энергетической безопасности, недопущения применения военной силы в нарушение Устава ООН при возникновении энергетического конфликта. Поддержанию энергетической стабильности и высокого уровня энергетической безопасности может способствовать присутствие в конфликтных регионах контингентов Вооруженных сил РФ на основе норм международного права в целях решения задач борьбы с терроризмом и недопущения разрешения энергетических конфликтов с помощью военной силы.

В целях сохранения энергетической стабильности и равноправного стратегического партнерства РФ целесообразно выполнять действующие договоры и соглашения в энергетической области, участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих ее национальным интересамобеспечить изыскание и разработку новых месторождений нефти и газа, позволяющих обеспечить энергетическую стабильностьсодействовать укреплению региональной энергетической стабильности путем участия в обеспечения региональных энергетических процессовучаствовать в международном миротворчестве, так как оно является действенным инструментом урегулирования энергетических конфликтовучаствовать в мероприятиях по ликвидации природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам. Энергетическая политика России должна предусматривать особую энергетическую дипломатию, направленную на повышение интеграции энергетических и хозяйственных связей России, в первую очередь, с сопредельными государствами СНГ, а также на поддержку участия России на мировом энергетическом рынке и в системе мировой энергетической и экологической безопасности с приоритетной поддержкой отечественных хозяйствующих субъектов.

В качестве методологической основы при решении энергетических проблем целесообразно использовать подходы концептуального моделирования в области энергетической безопасности. Достоинство концептуальных моделей состоит в том, что они дают целостное представление об объекте исследования. На основе разработанной концептуальной модели современного ЭМ было сформулировано концептуальное видение путей обеспечения энергетической безопасности и энергетической стабильности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
  3. Федеральный закон РФ 5 марта 1992 г. N 2446−1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г., 9 ноября 2009 г.)
  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537
  5. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г.
  6. Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г.
  7. Концепция внешней политики Российской федерации (2008 г.)
  8. Официальные заявления и выступления
  9. Д.А. Совещание рабочей встречи с Председателем правительства Путиным В.В. 31 декабря 2008 г. http://www.kremlin.rU/appears/2008/12/31/1953type63378211300.shtml
  10. В.В. Выступление на заседании Совета безопасности России 22 декабря 2005 г. http://prezident.kremlin.ru/text/appears/2005/12/99 294.shtm.
  11. В.В. Послание Федеральному Собранию РФ Президента РФ 5 ноября 2008 г., Москва, Большой Кремлевский дворец.// www.kremlin.ru
  12. В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». Президент России. Официальный сайт. 8 февраля 2008.
  13. В.В., Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года, http://www.b-emlin.ru/text/appears/2007/02/! 18 097.shtml.
  14. В.В. Пресс конференция Президента РФ В.В. Путина для российских и иностранных журналистов, 31 января 2006 г. www.kremlin.ru
  15. З.Медведев А. И., Зам. Председателя правления ОАО «Газпром» Пресс — конференция на тему: «Экспорт газа. Диверсификация экспортных маршрутов и поставляемых продуктов» 25 июня 2007 года, ОАО «Газпром».
  16. В.Б., Интервью министра промышленности и энергетики Виктора Христенко / «Итоги», 2005. 12 декабря.
  17. В., президент Института энергетической политики. Стенограмма радиоэфира на радиостанции «Эхо Москвы» 22 декабря 2006 г. www.echo.msk.ru
  18. Ричард Лугар, Сенатор США. Стенограмма радиоэфира на радиостанции «Эхо Москвы» 18 декабря 2008 г. 17.00. www.echo.msk.ru
  19. Томас Пикеринг, бывший посол США в России. Стенограмма радиоэфира на радиостанции «Эхо Москвы» 27 февраля 2009 г. www.echo.msk.ru
  20. Стивен Пайфер, эксперт Центра стратегических и международных исследований и Института Брукингса. Стенограмма радиоэфира на радиостанции «Эхо Москвы» 24 марта 2009 г. www.echo.msk.ru
  21. В.В. Стенограмма телевизионной программы «Времена»: Россия и НАТО после Рижского саммита. 15 мая 2009 г. www.narochnitskaja.ru
  22. Заявление по Итогам Встречи НАТО на Высшем Уровне в Риге 29 ноября 2006 г., www.nato.int
  23. Заявление по итогам встречи НАТО на высшем уровне в Бухаресте 3 апреля 2008 г., www.nato.int
  24. Декларация Бухарестского саммита, пресс-релиз НАТО (2008/049) от 3 апреля 2008 г.
  25. Заявление о безопасности Североатлантического союза в Страсбурге/ Ке~ ле 4 апреля 2009 г., www.nato.int
  26. Заявление по итогам встречи в Страсбурге / Келе 4 апреля 2009 г., www.nato.int
  27. Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне 23−25 апреля 1999 г. Отдел информации и прессы Отдел информации и прессы НАТО, Брюссель, 1999 г.
  28. Стратегическая концепция Североатлантического Союза. Одобрена главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне на 23−24 апреля 1999 г., www.nato.int
  29. Новые риски для глобальной энергетической безопасности Нью Йорк, Женева: ООН, 2008 — уи
  30. Монографии, брошюры и статьи
  31. В. Буш объявляет войну за энергетическую независимость // Энергетика за рубежом. № 2, 2002.
  32. Э.М. Особенности развития мировой экономики и международных экономических отношений в начале XXI века. М., 2009.
  33. В.С., Джагмаидзе Д. В. Проблемы энергетической безопасности России. М., 2001.
  34. Актуальные проблемы международных отношений вначале XXI века: Материалы 11-й научно-практической конференции молодых ученых / Под ред. Т. А. Закаурцевой. М., 2009.
  35. В.М. Перспективы развития экономического сотрудничества России с объединенным Евросоюзом. ИМ., 2004.
  36. В.И. и др. Безопасность России: геополитические и военно-политические аспекты. М., 2006.
  37. В.И. и др. Военная сила в международных отношениях. М., 2009.
  38. А., Смирнов В. Яд или лекарство? // Нефть России. № 5 2005.
  39. Арктика горячая точка XXI века. Борьба за ресурсы. Экономические перспективы России Электронный ресурс. / Материалы круглого стола «Комсомольской правды» // Арктика сегодня. 20 апреля 2007. http://arctictoday.ru/news/200 000 757.
  40. М., Кочевой Г. Энергетическая безопасность Японии и нефть Каспия // Азия и Африка сегодня. № 3, 2004.
  41. А.Т. Глобальная энергетическая безопасность: вызовы современности и роль России. М., 2008.
  42. Е.П., Бажанова Н. Е. Куда идет человечество? О тенденциях международных отношений в XXI веке. М., 2009.
  43. Е.П., Бажанова Н. Е. Многополюсный мир. М., 2010.
  44. Е.П. Китай: вчера и сегодня. М., 2006.
  45. Е.П. Современный мир. Избранные труды. М., 2004.
  46. Бжезинский 3. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004.
  47. C.B. Геополитический потенциал развития энергетики России и проблемы ее энергобезопасности / Рос. акад. наук, Ин-т соц. -полит, исследований. М.: Компания Спутник+, 2002.
  48. А.Д. Россия в глобальной системе обеспечения энергетической безопасности // Южный фланг СНГ. Центральная Азия Каспий -Кавказ: Энергетика и политика. М., 2005.
  49. А.Д. Системная история международных отношений в двух томах / Под редакцией А. Д. Богатурова. Том второй. События 1945 -2003 годов. М., 2006.
  50. С.И. Некоторые рабочие проблемы энергодиалога Россия-ЕС. М., 2004.
  51. C.B. Нефтегазовый комплекс стран РБВСА как основной ис49,50.
Заполнить форму текущей работой