Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура внутренней картины здоровья у школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последние исследования многих авторов показывают резкое ухудшение основных показателей здоровья. Необходимо отметить, что* наибольший рост числа психических заболеваний отмечается среди детей и подростков. Как показали скрининговые обследования, отклонения в состоянии здоровья детей к окончанию школы увеличиваются в 3,7 раза (Ананьев В.А., Горская Е. А., Малиновская Н.Д.). Известно, что учебная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ У ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Психология здоровья как новая отрасль человекознания
    • 1. 2. Понятие «внутренняя картина болезни» в отечественной и зарубежной рсихологии
    • 1. 3. Основные подходы к пониманию «внутренней картины здоровья»
    • 1. 4. Возрастные особенности развития и внутренняя картина здоровья школьников
      • 1. 4. 1. Возрастные особенности развития и ВКЗ младших школьников
      • 1. 4. 2. Возрастные особенности развития и ВКЗ подростков
      • 1. 4. 3. Возрастные особенности развития и ВКЗ школьников периода ранней юности
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Методология и методы исследования
    • 2. 2. Характеристика выборки
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТЬШССЛЕДОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Результаты исследования компонентов внутренней картины здоровья и показателей неблагополучия здоровья у младших подростков
      • 3. 1. 1. Результаты исследования компонентов внутренней картины здоровья у младших подростков
      • 3. 1. 2. Результаты изучения показателей неблагополучия здоровья младших подростков
      • 3. 1. 3. Соотношения* между компонентами ВКЗ и показателями неблагополучия здоровья у школьников младшего подросткового возраста
    • 3. 2. Результаты исследования компонентов внутренней картины^ здоровья? и показателей неблагополучия здоровья у старших подростков
      • 3. 2. 1. Результаты исследования компонентов внутренней картины здоровья у старших подростков
      • 3. 2. 2. Результаты изучения показателей неблагополучия здоровья старших подростков
      • 3. 2. 3. Соотношения между компонентами ВКЗ и показателями неблагополучия здоровья у школьников старшего подросткового возраста
    • 3. 3. Результаты исследования компонентов внутренней картины здоровья и показателей неблагополучия здоровья у школьников юношеского возраста
      • 3. 3. 1. Результаты исследования компонентов внутренней картины здоровья у школьников юношеского возраста
      • 3. 3. 2. Результаты изучения показателей неблагополучия здоровья школьников юношеского возраста
      • 3. 3. 3. Соотношения между компонентами ВКЗ и показателями неблагополучия здоровья у школьников юношеского возраста
    • 3. 4. Сравнительный анализ компонентов внутренней картины" здоровья и показателей неблагополучия здоровья школьников подросткового и юношеского возраста
      • 3. 4. 1. Сравнительный анализ компонентов внутренней картины здоровья в группах учащихся
      • 3. 4. 2. Сравнительный анализ показателей неблагополучия здоровья в группах учащихся
      • 3. 4. 3. Сравнительный анализ тендерных различий в структуре ВКЗ среди учащихся разного возраста
  • Глава 4. — РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Структура внутренней картины здоровья у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) в расчете на тысячу человек населениясредний> показатель распространенности нервно-психических заболеваний за последнее столетие вырос более чем в. четыре раза. Увеличивается количество больных в обществе и темпы роста этих расстройств. Процентная доля людей с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации) по данным разных исследований составляет от 22 до 89%. Выявлено, что «абсолютно здоровых» людей, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, в настоящее время насчитывается в среднем около 35% (Психология здоровья, 2000).

Последние исследованиямногих авторов показывают резкое ухудшение основных показателей здоровья школьников, (Ананьев В.А., 1998, 2007; Исаев Д. Н., 1993, 2001; Мамайчук И. И., 2001,2003; Горская Е. А., 2005; Захаров С. Я., 2006; Малиновская Н. Д., 2006; Антви-Дансо Стивен, 2007; и др.). По данным официальных источников органов здравоохранения около 90% детей школьного возраста, имеют нарушения психического и соматического здоровья. Как показывают скрининговые обследования, отклонения в состоянии здоровья3 у. детей к окончанию школы увеличиваются в 4 раза.

Учебная деятельность связана с эмоциональными переживаниями, преодолением сложных стрессовых ситуаций, которые оказывают негативное влияние на состояние-здоровья учащихся. С каждым годом количество воздействующих на ребенка стресс-факторов растет. Источниками школьных стрессов являются: возрастные физиологические гормональные изменения организматрудности в отношениях с одноклассниками и учителямибольшая, учебная нагрузкадавление со стороны взрослых по поводу успеваемостиконтроль успеваемостичрезмерная укомплектованность классов, что ведет к эмоциональной.

2. Изучить особенности и взаимосвязь ценностно-мотивационного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов внутренней картины здоровья школьников средних и старших классов.

3. Исследовать соматические, социальные показателинеблагополучия здоровья, а также психологические, а именно: эмоционально — волевые характеристики, поведенческие и индивидуально-психологические у школьников разных возрастных групп.

4. Проанализировать взаимосвязи ВКЗ с копинг — стратегиями и индивидуально-психологическими особенностями школьников с целью выделения факторов, оказывающих негативное влияние на формирование внутренней картины здоровья в каждой возрастной группе.

Гипотеза. Структура внутренней картины здоровья у школьников младшего, старшего подросткового и юношеского возрастаотличается специфическими особенностями.

В младшем подростковом возрасте наблюдается недостаточность когнитивного компонента ВКЗ, что проявляется в отсутствии четких, дифференцированных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Старшие подростки и школьники юношеского возраста отличаютсяболее дифференцированными представлениями о здоровье. Младшие подростки признают высокую иерархическую ценность здоровья (при ранжировании ценностей), в отличие от старших подростков и учащихся юношеского возраста. Школьники периода ранней юности в большей мере опираются на личный опыт при выборе поведенческих стратегий в связи с состоянием здоровья.

Объект исследования. Здоровые школьники (1 и 2 группа здоровья) подросткового и юношеского возраста, обучающиеся в 5, 8 и 11 классах школ г. Санкт-Петербурга.

Предмет исследования. Структурные компоненты внутренней картины здоровья (ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий) у школьников разного возраста.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие учащиеся пятых, восьмых и одиннадцатых классов школ Санкт-Петербурга (гимназия № 272, школа № 554). Объем выборки составил 147 человек, из них: учащиеся 5 классов (10 — 12 лет, средний возраст 10,4 ± 0,44 лет) — 43 чел. (мальчики — 23 (53,5%), девочки — 20 (46,5%)) — учащиеся 8 классов (13−14 лет, средний возраст 13,4 ± 0,25лет) — 44 чел. (мальчики — 10 (22,7%), девочки — 34 (77,3%)) — учащиеся 11 классов (16−17 лет, средний возраст 16,3 ± 0,19 лет) — 60 чел. (юноши — 23 (38,3%), девушки — 37 (61,7%)).

Методы исследования. В исследовании были использованы клинико-психологический метод (клинико-биографический (клинико-анамнестический) метод, анкетирование, опрос), экспериментально-психологический метод (стандартизированные опросники, проективная методика), методы математической статистики.

В исследовании применялись следующие методики: опросник «Отношение к здоровью» (P.A. Березовская) — опросник для самооценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) — опросник для исследования уровня депрессивности у подростков «Депрископ» (П. Хейманс, А. Подольский) — опросник «STAXI» Ч. Д. Спилбергера для оценки агрессивности и ее структурных компонентов (адаптация C.JI. Соловьевой) — опросник для изучения копинг-поведения Э. Хаймаметодика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной, в модификации А.Г. Грецова) — проективная рисуночная методика «Где живут чувства» (В.А. Ананьев, Е.А. Горская), направленная на выявление эмоций и чувств, которые чаще всего испытывают подростки и юношии частей тела на которые проецируются эти эмоции и чувствамногофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (детский вариант CPQ (120) и подростковый-вариант HSPQ (142)) — авторский опросник для подростков и юношей «Компоненты внутренней картины здоровья».

По данным медицинских карт обобщенно оценивалось соматическое здоровье школьников (группа здоровья, наличие хронических заболеваний, количество заболеваний за период прошедшего года).

Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась с использованием статистического пакета STATISTIKA ver. 6.0.

Научная новизна работы. Впервые проведено многоуровневое сравнительное исследование феномена «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ) среди школьников разных возрастных групп: младший и старший подростковый, юношеский возраст. Впервые на основе экспериментально-психологического исследования проанализированы отдельные компоненты ВКЗ у школьников, что позволило содержательно раскрыть структуру ВКЗ в подростковом и юношеском возрасте. Изучены взаимосвязи между структурными компонентами ВКЗ и показателями неблагополучия здоровья школьников.

Теоретическая значимость исследования. Заключается в определении и концептуальной разработке понятия1"внутренней картины здоровья" на материале самоотчетов экспериментально-психологического исследования школьников подросткового и юношеского возраста. Исследованы возрастные особенности ВКЗ у школьников, проведен сравнительный анализ полученных результатов среди учащихся разного возраста. Сформулировано синтетическое определение ВКЗ с позиции системного биопсихосоциального подхода.

Практическая значимость. Апробирован^ диагностический инструментарий по исследованию* ВКЗ, который направлен на анализ структурных компонентов ВКЗ школьников. Разработан авторский опросник для, подростков и юношей. Используемые в научной работе методики могут быть предложены практическими психологами для-диагностики и изучения структурных компонентов ВКЗ. Информация об особенностях ВКЗ учащихся подросткового и юношеского возраста может быть полезна психологам, работающим в общеобразовательных учебных заведениях. Результаты исследования могут учитываться при проведении первичной психопрофилактики* среди детей школьного возраста.

Положения, выносимые на защиту:.

1. Теоретическая модель для исследования внутренней картины здоровья у школьников представляет комплексное психологическое образование, включающее ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые отражают представления о здоровье, его ценности, признаках, причинах ухудшения, способах сохранения, совокупности эмоциональных переживаний в связи с состоянием здоровья, стратегии поведения по поддержанию и сохранению здоровья:

2. Компоненты внутреннейкартины здоровья школьников^ младшего, старшего подросткового и юношеского возраста обладают особенностями, соответствующими особенностям психологического развития на указанных возрастных этапах. Для старших подростков и школьников юношеского возраста характерна более высокая дифференцированность представлений о здоровье при более низкой его субъективной ценности, меньшей готовности к выполнению лечебно-профилактических процедур, большей автономности и опоре на личный опыт при выборе поведенческих стратегий в связи с состоянием здоровья, в отличие от младших подростков. Учащиеся юношеского возраста уделяют значительноменьшее внимание проблеме профилактики заболеваний и при ухудшении здоровья менее склонны обращаться к врачу.

3. У школьников подросткового и юношеского возраста отмечены показатели неблагополучия здоровья на психическом и социальном уровнях, имеющие следующие различия. Для младших подростков характерна большая выраженность тревожности, депрессивности и агрессивности (аутоагрессии), преобладание негативных эмоций, низкий уровень самоконтроля агрессивных тенденций при более высоком уровне социальной поддержки и более активном участии ближайшего социального окружения в поддержании и сохранении их здоровья, склонность использовать стратегию приспособления в конфликтной ситуации, в сравнении со старшими подростками и учащимися юношеского возраста. Для старших подростков характерен низкий уровень личностной тревожности и депрессивности, наличие агрессивности как реакции на текущие события, средний уровень контроля агрессии, склонность использовать стратегии приспособления и компромисса. Для школьников юношеского возраста характерен низкий уровень личностной тревожности и депрессивности, наличие умерено выраженной агрессивностиоднако более высокий уровень эмоциональной устойчивости и контроля агрессии, в конфликтной ситуации они склонны использовать стратегии компромисса и избегания.

4. Неблагополучие в сфере психического и социального здоровья, а именно, повышенная личностная тревожность, агрессивность, тенденция к аутоагрессии, склонность к подавлению эмоций, использование неконструктивных стратегий преодоления стресса, низкий уровень эмоциональной устойчивости, отсутствие близких друзей или родных, способных помочь в трудной ситуации — у школьников подросткового и юношеского возраста определяют недостаточную сформированность установок на сохранение и поддержание здоровья. А.

5. Субъективная-ценность здоровья, принятие ответственности за здоровье, готовность обращаться за помощью и использование конструктивных способов совладания со стрессом являются ключевыми факторами, определяющими готовность школьников подросткового и юношеского I возраста к ведению здорового образа жизни и установку на сохранение и поддержание здоровья.

Надежность и научная достоверность результатов исследования.

Обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием исследованияобширным и многосторонним изучением и анализом данных предыдущих исследований по изучаемой теме с последующей постановкой научной проблемыдетальной операционализацией понятий: «здоровье», «внутренняя картина здоровья" — репрезентативностью выборки испытуемыхтщательной подготовкой и организацией оптимальных условий для проведения исследованияиспользованием комплекса методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования, валидных и надежных психодиагностических методикприменением стандартных методов математической статистики для обработки эмпирических данных, на основе которых сделаны обобщающие выводы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Осуществлялись через выступления на конференциях, тезисы представлены в Вестнике Балтийской Педагогической Академии в 2005 г. в г. Санкт-Петербурге, на первом Национальном конгрессе по валеологии «Качество жизни и здоровье» в 2005 г. в г. Санкт-Петербурге, на пятой ежегодной Ставропольской конференции «Общество и психическое здоровье», тема конференции: «Особенные дети: трудности детского возраста и их влияние на психическое здоровье человека» в 2006 г. в г. Ставрополе, на международной научно-практической конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» Тамбовского государственного университета им.

Г. Р.Державина в 2006 г. в г. Тамбовена международной конференции «Психология здоровья: новое научное направление» СПбГИПСР в 2009 г. в г. Санкт-Петербурге. Результаты исследования представлены в Вестнике Поморского Университета, серия «Физиологические и психолого-педагогические науки» г. Архангельск, 2006 г.

Основные теоретические положения и практические результаты докладывались на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ. Материалы диссертации отражены в шести публикациях по теме исследования.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения и приложений. Работа изложена на 189 страницах (не включая приложения). Диссертация иллюстрирована 4 схемами и 22 таблицами. Библиография насчитывает 208 наименований, из них 57 — на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

1. Возрастной анализ показал, что структура внутренней картины здоровья (ВКЗ) у подростков и школьников юношеского возраста отличается специфическими особенностями.

У младших подростков наблюдается недостаточная дифференцированность представлений о содержании понятия здоровья, при высокой оценки ценности здоровья и осознания ответственности за его поддержание.

В ситуации ухудшения здоровья младшие подростки склонны обращаться за помощью (советом) к родным и друзьям, а юноши и девушки уделяют меньше внимания своему здоровью и стремятся к самостоятельному принятию мер по выздоровлению, опираясь на прошлый личный опыт.

У старших подростков и учащихся юношеского возраста наблюдается более высокая дифференцированность представлений о здоровье, его признаках, характеристиках физического, социального, психологического уровней, но занижена оценка субъективной ценности здоровья, основанная на личном опыте.

2. Неблагополучие здоровья школьников подросткового и юношеского' возраста на соматическом уровне проявляется в подверженности простудным и хроническим заболеваниямна психическом уровне — в повышенной личностной тревожности, депрессивности, агрессивности (аутоагрессии), слабом самоконтроле агрессивных проявлений и использовании непродуктивных или относительно продуктивных копинг-стратегий совладания со стрессомна социальном уровне — в более низком уровне социальной поддержки, а также частом использовании в конфликтных ситуациях стратегий: «приспособления», «избегания», «компромисса».

3. На формирование ВКЗ существенное влияние оказывают копинг-стратегии.

У младших подростков на когнитивном уровне наблюдается тенденция к игнорированию проблемы и уклонению от ее решения. На поведенческом уровне они склонны к отвлечению от проблем и погружению в проблемы окружающих.

У старших подростков на когнитивном уровне наблюдается тенденция к более ответственному подходу — анализу проблем, однако, на поведенческом уровне наблюдаются тенденции к отвлечению от проблем или обращения за помощью к окружающим.

У школьников юношеского возраста на когнитивном уровне наблюдается тенденция к преуменьшению значения трудностей, они стремятся сохранить внешнее самообладание и скрыть глубину своих переживаний. На поведенческом уровне наблюдается склонность к уходу (изоляции) от имеющихся проблем и компенсация.

На. эмоциональном уровне у школьников всех возрастных групп преобладает продуктивная стратегия «оптимизм», отражающая уверенность на благополучное разрешение сложной ситуации.

4. Анализ взаимосвязей ВКЗ' с копинг — стратегиямии индивидуально-психологическими особенностями школьников позволил выделить факторы, негативно влияющие на формирование внутренней картины здоровья в каждой возрастной группе.

В группе младших подростков негативное влияние на формирование ВКЗ оказывают высокая личностная тревожность, депрессивность, склонность к аутоагрессии, эмоциональная неустойчивость и повышенная напряженность, использование непродуктивных и относительно продуктивных копинг-стратегий (агрессивность й диссимиляция). Это способствует недооценке значимости заботы о здоровье, наличию тенденции скрывать, от окружающих свои трудности и недостаточно внимательному отношению к врачебным рекомендациям, в совокупности приводящим к отказу от обращения за медицинской помощью.

В группе старших подростков негативное влияние на формирование ВКЗ оказывают высокая личностная тревожность, агрессивность и склонность к аутоагрессии, повышенная напряженность и психическая дезадаптация, использование относительно продуктивной копинг-стратегии «игнорирование». Это способствует формированию ложных представлений о здоровье и заботе о нем, страха перед возможностью заболевания, тенденции к пренебрежению правилами поддержания здоровья и к пассивному поведению в ситуации ухудшения здоровья.

В группе школьников юношеского возраста негативное влияние на формирование ВКЗ оказывает высокая личностная тревожность, склонность к аутоагрессии, повышенная напряженность и психическая-дезадаптация, использование непродуктивных копинг-стратегий («активное избегание», «подавление эмоций»). Это способствует формированию ложных представлений о здоровье, склонность к бездействию в отношении поддержания здоровья, недооценке значимости здоровья как условия благополучиячеловека и отсутствием положительных эмоций в состоянии здоровья.

5. В структуре ВКЗ среди школьников разного возраста выявлены следующие тендерные различия.

В группе младших подростков девочки связывают состояние своего здоровья с положительными эмоциями, в отличие от мальчиков. У мальчиков этого же возраста наблюдается заинтересованность в новых для них способах поддержания здоровья (спорт, баня/сауна), и при ухудшении здоровья они не боятся обращаться к врачу.

В группе старших подростков девушки являются наиболее заинтересованными в заботе о своем здоровье. У юношей наблюдается более выраженное к нему безразличие. В ситуации ухудшения здоровья они не принимают необходимых действий, в отличие от девушек.

В группе школьников юношеского возраста девушки ярче переживают эмоции и чувства, связанные с проблемой здоровья, по сравнению с юношами, проявляющими их в меньшей степени и уделяющими меньшее внимание заботе о здоровье.

6. Профилактическая работа должна проводиться с учетом ценностно-мотивационного, когнитивного, эмоционального и поведенческого факторов.

Ценностно-мотивационный уровень предполагает формирование у подростков осознания ценности здоровья и способностей к принятию личной ответственности за свое здоровье. Это успешно достигается в направленных тематических беседах и занятиях по проблеме здоровья не только с подростками, но и с их семьями.

Когнитивный уровень ориентирован на формирование четкого представления о здоровье и поддержании здорового образа жизни, приемах распознавания психических и соматических индикаторов благополучия или неблагополучия здоровья.

Эмоциональный уровень направлен на коррекцию эмоционального I отношения к своему здоровью в процессе специальных психокоррекционных занятий.

Поведенческий уровень предполагает формирование установок на соответствие поведения требованиям здорового образа жизни, что успешно достигается в процессе организации жизнедеятельности подростка и в специальных коррекционных занятиях в форме ролевых игр и психодрамы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Последние исследования многих авторов показывают резкое ухудшение основных показателей здоровья. Необходимо отметить, что* наибольший рост числа психических заболеваний отмечается среди детей и подростков. Как показали скрининговые обследования, отклонения в состоянии здоровья детей к окончанию школы увеличиваются в 3,7 раза (Ананьев В.А., Горская Е. А., Малиновская Н.Д.). Известно, что учебная деятельность связана с эмоциональными переживаниями, преодолением сложных и стрессовых ситуаций, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья учащихся. Чем крепче здоровье ребенка и чем успешнее он может противостоять стрессовым факторам, тем успешнее обучение.

Отмечено, что для достижения здоровья человеку необходимо развитие самопознания, то есть осознания самого себя, собственной внутренней природы, специфики всей человеческой' ситуации. В настоящее время большинство людей отмечает высокую ценность здоровья, но вместе с тем не предпринимает активных действий по его достижению, что связано с отсутствием психологической компетентности в этой области.

Развитие ВКЗ происходит на протяжении всей жизни человека. Ребенок развивается, получает больше информации из окружающего мира. Дети разного возраста по-своему представляют здоровье и болезнь. При изучении" ВКЗ, пишет И. И. Мамайчук, необходимо учитывать возрастной подход. Внешние и внутренние условия развития определяют особенности возраста ребенка как временной характеристики индивидуального развития.

Предлагается следующее определение ВКЗ. Внутренняя картина здоровья — это комплексное субъективное представление человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения, совокупность эмоциональных переживаний* в состоянии здоровья, способах его поддержания и сохранения, включающая следующие взаимосвязанные структурные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Проведено изучение внутренней картины здоровьяструктуры составляющих компонентов ВКЗ, уровней* здоровья среди учащихся разных возрастных групп (5, 8 и 11 классы). Исследованы значимые корреляционные взаимосвязи между компонентами ВКЗ и показателями неблагополучия здоровья у школьников.

Подтвердилась гипотеза исследования. Структура внутренней картины здоровья у школьников младшего, старшегоподросткового и юношеского возраста отличается специфическими особенностями.

В>* младшем подростковом возрасте' наблюдается недостаточность когнитивного компонента ВКЗ, что проявляется в отсутствии четких, дифференцированных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Старшие подростки и школьники юношеского возраста отличаютсяболее дифференцированными* представлениями о здоровье: Младшие подростки признают высокую иерархическую ценность здоровья (при ранжировании ценностей), в отличие от старших подростков иучащихся юношеского возраста. Учащиеся периода ранней юности в большей' мере опираются на личный опыт при выборе • поведенческих стратегий в связи с состоянием здоровья.

Было выявленочто учащиеся, которые ценят свое здоровье, информированы о способах и мерах его поддержаниявнимательны к признакам, свидетельствующим об ухудшении здоровья, имеют целостное представление о нем, испытывают адекватные эмоциональные переживанияв состоянии здоровья и болезни, своевременно принимают действия по выздоровлению.

Следует информировать учащихся об основных источниках получения квалифицированной медицинской и психологической помощи, обучать школьников приемам распознавания’состояния своего здоровья, ориентировать на соответствие своего поведения требованиям здорового образа жизни, знаниям о необходимых приемах и способах гармонизации своего здоровья.

Источниками объективной информации, формирующими когнитивный компонент здоровья, являются специальные профилактические осмотры учащихся, информация о профилактике, лечебных мероприятиях, способах по сохранению и поддержанию здоровья, полученная от врачей, психологов, учителей, родителей, из средств массовой информации (СМИ) и специальной литературы, доступной для школьников и их родителей.

Особое внимание необходимо уделить развитию ценностно-мотивационного компонента, а именно, формированию мотивации на поддержание, развитие, сохранение и заботу о своем здоровье.

В психологической работе с учащимися следует стремиться к обучению приемам самоконтроля агрессии, умению адекватно выражать и контролировать свои эмоции, и ориентировать их на использование5 стратегии- «сотрудничество»? как наиболее оптимальной прирешении конфликтов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология: Учебник для вузов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 512с.
  2. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. -М.1: Акад. Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 621с.
  3. Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. — М.: Академия, 2001. — 316с.
  4. Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -238с.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд. Доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 63с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. -230с.
  7. .Г. О проблеме современного человекознания. 2-е изд. СПб. и др.: Питер, 2001. — 260с. — (Мастера психологии).
  8. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, — 2001. -282с. — (Мастера психологии).
  9. В.А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998. — 120с.
  10. В.А. Человек как психосоматическая система. / Валеология человека. Т. 1. -СПб., 1999. С. 131 160.
  11. В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 10 — 85.
  12. В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. — 384с.
  13. В.А. Практикум по психологии здоровья. Кн. 2. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике СПб.: Речь, 2007. — 320с.
  14. П.К. Социальное й биологическое вv природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. — с. 301.
  15. Антви Дансо Стивен Взаимосвязь депрессивных состояний и успешности обучения школьников (на примере детей республики Ганы): Автореферат дис. канд. психол. наук. СПб., 2007. — 24с.
  16. P.A. Отношение менеджеров к здоровью // Вестник СПбГУ. 1999. Сер.6., Вып. 2, № 13. С. 60 — 70.
  17. P.A. Отношение менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной- деятельности: Дис. .канд. психол. наук. -СПб., 2001.-240 с.
  18. В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. Т. 2. Объективное изучение личности / Отв. ред. Г. С.Никифорова- Л.А.Коростылева-СПб.: Алетейя, 1999. 281с.
  19. В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. Т. 1., Психика и жизнь / Отв., ред. Г. С. Никифоров, Л. А. Коростылева СПб.: Алетейя, 1999.-255с.
  20. Бовина И: Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде //Вопросы психологии, 2005,№ 3. -С. 90 -97.
  21. О.Н. Субъективная картина будущего и дезадаптация у людей, переживших насилие в детстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени-к. п. н. СПб., 2006. — 28с.
  22. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 208с.
  23. В.В. Социально-психологическое здоровье личности // Преемственность поколений: диалог культур / По материалам межд. научно-практ. конф. Вып. 2. СПб., Издтво СПб. Ун-та, 1996. С. 181 — 182.
  24. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Крат. Учеб.: Пер. с нем.'- М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. — 373 е., ил.
  25. В. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высшее образование в-России, 1996, № 2. -С. 65 -73.
  26. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2001. — 528с.
  27. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учебное пособие для студентов вузов. М.: «Академия», 2001. — 343с.
  28. Вассерман- Л.И. и др. О психологической диагностике типов отношения к болезни//Психологическая диагностика отношения к болезни. -Л., 1990.- С. 8−16.
  29. , Л.И. Психологическая диагностика типов отношения к болезни при психосоматических и нервно-психических расстройствах / Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, В. В. Бочаров и др. // Методич. рек. -СПБ., 1991.-26с.
  30. Л.И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. -М.: Академия- СПбГУ, 2003 736с.
  31. Л.И. Дискуссионные вопросы концептуализации и методологии исследования качества жизни в медицине / Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова // Сибирский психологический журнал. -2007. -№ 26. С. 112−119.
  32. В.Т. и др. Личность пациента и болезнь. Томск: Сиб. мед. унт, 1995.-328с.
  33. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина М.: Педагогика, 1983. -367с., ил.
  34. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина М.: Педагогика, 1984. — 432с., ил.
  35. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999. — 142с.
  36. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999. -221с. — (Психология ребенка).
  37. Л.С. Психология. М.: Апрель Пресс, 2000. — 1006 с. -(Мир психологии).
  38. Е.А. Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой (в связи с задачами профилактики психосоматических расстройств): Дисс.. канд. психол. наук, СПб., 2005.- 165с.
  39. Е.А. Психологические особенности детей и прдростков, больных бронхиальной астмой (в связи с задачами- профилактики психосоматических расстройств): Автореф. дисс.. канд. психол. наук, — СПб., 2005.-21с.
  40. И.Н. Социально-психологические факторы здоровья // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. С.Пб., 2000. — С. 361 -405.
  41. Н.И. и др. Психическое здоровье школьников: психологический аспект // Народное образование, 1998, № 2. С* 114 -127.
  42. А.О. Ранние проявления психических заболеваний // Дефектология- 1998, № 1. -С. 81 -86.
  43. ЕрмишкинаО.Б. Особенности эмоционального отношения к здоровью и болезни у здоровых и часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста / Магистр: Диссерт. С.Пб., 2006.
  44. A.JI. Психологические факторы физического и психического здоровья человека (по материалам исследования ИП РАН) // Психологический журнал, 2004, Т. 25, № 3. С. 107 — 117.
  45. , Г. В: Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни / Г. В. Залевский, Ю. В. Кузьмина // Сибирский психологический журнал. 2010. -№ 35. — С. 6 — 10.
  46. Захаров С JL Профилактика общего девиантного синдрома адаптации в младшей школе: Дисс. .канд. психол. наук, СПб., 2006. — 229с.
  47. Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288с:.
  48. Иовчук Н: М. Детские депрессии и школьная дезадаптация // Актуальные вопросы неврологии-и психиатрии детского возраста.(Тезисы докладов) Ташкент, 1984.
  49. Иовчук HiM*., Северный A.A. Депрессия у детей и подростков. М.: Школа-Пресс, 1999.-80с.
  50. Д.Н., Шац И:К. Внутренняя картина болезни у детей с острыми лейкозами. Педиатрия, 1985, №ч7: С. 42 — 44.
  51. Д.Н. Психология больного ребенка. СПб., 1993. -76с.
  52. Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. -СПб., 1994. -82с.
  53. Исаев1 Д. Н: Психосоматические расстройства у детей: Руководство для врачей.- СПб.: Изд во «Питер», 20 001 — 512с. f ч
  54. Д.Н. Психопатология детского возраста. — СПб.: Учебник для вузов: СпецЛит, 2001. 462с. ' 59. Кабаева В. М. Формирование осознанного отношения к собственномуi здоровью у подростков: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2002. — 280с.
  55. В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2002. -32с.
  56. В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов Всесоюзной" конференции (Москва, 17—18. XIII. 1986). -М., 1986. -С. 74 -75.
  57. В.Е. Внутренняя картина здоровья термин или концепция? // Вопросы психологии, 1993, № 1. — С. 86 — 88.
  58. В.Е. Внутренняя картина здоровья и психосоматический потенциал индивида // Психогенные и психосоматические расстройства. Тезисы научной конференции 24−25 ноября 1988 г. Часть 1.- Тарту. 1988. -С. 201 -204.
  59. А.В., Зубарев Ю. Г. Психология больного:-Л.: Медицина, 1980. 182 с.
  60. Т.И. Мйр человеческих проблем. Психологическая концепция здоровья. — М.: Владос Пресс,' 2003. — 208с.
  61. Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983.-405с.
  62. Е.Ю. Диагностика влияния заболевания- на изменение восприятия своего здоровья // Актуальные проблемы практической психологии. СПб., 1992. -С. 81 -87.
  63. Е.Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. Монография. Научн. ред. Л. Ф. Бурлачук, Л. И. Вассерман. — СПб.: ААН, 1994.-190с.
  64. Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2002. -992 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  65. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Уч. пособие для студентов высших уч. завед. М.: ТЦ Сфера, «Юрайт», 2002. — 464с.
  66. С.А. На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001.-350с.
  67. С.А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2005. — 288с., илл.
  68. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584с.
  69. Н.Д. Новые методы саморегуляции // Журнал практического психолога, 2005, № 1. С. 81 — 99.
  70. А.Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии // Журнал Невропатологии и психиатрии им. Корсакова С. С., 1977, № 2. С. 1883 — 1888.
  71. А.Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных // Журнал невропатологии и психиатрии, 1980, № 8. -С. 1195−1198.
  72. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.-255с.
  73. А.Е. Подростковая психиатрия / Рук-во для врачей. 2-е изд. доп. и переработ. — Л.: Медицина, 1985. — 416с.
  74. Личность пациента и болезнь / Под ред. В. Т. Волкова. Томск, 1995.-327с.
  75. Лобсанг Рампа. Ты вечен. Перев. с англ.-М.ЮОО ИД «София», 2004.-160с.
  76. А.Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. -М.: Медицина, 1977. 138с.
  77. Н.Д. Психологические элементы структурного аттрактора болезни у детей школьного возраста (по результатам мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников РФ): Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2006. — 23с.
  78. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220с.
  79. Мамайчук И. И: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. — 400с.
  80. И.И., Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных интернатов // Дефектология, 1997. № 3. С.4−11.
  81. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: МГУ, 1982. — 288с.
  82. А. Психология бытия. М: Рефл-бук: Ваклер, 1997. — 300с.
  83. А. Дальние пределы, человеческой психики, / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб: Евразия, 1999.-432с.
  84. А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой и др. СПб.: Евразия, 1999. — 477с.
  85. А. Мотивация и личность. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. -351с. — (Мастера психологии).
  86. Медицинская' психология: новейший справочник практического психолога/ Сост. С. Л:Соловьева: -М.: ACT- СПб.: Сова, 2006. 575с.
  87. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- Учебник для студентов вузов—7-е изд.- .: «Академия», 2003 456с.
  88. В.Н. Психология отношений. избр. «психол. труды. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЕК, 2003. — 398 с.
  89. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Уч. пособие. СПб.: Речь, 2004. — 392с.
  90. Наследов А.Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб: Речь, 2005. — 416с.
  91. P.C. Психология: Учеб- для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд.&bdquo-.- М.:.Гуманит. изд. центр Владос, 1997. 608с.
  92. P.C. Психология: Учеб. для студентов- высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн- 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической? статистики. г3.е изд.•.— Mi: Руманит. изд: центр *Владос, 1998. 632с.
  93. P.C. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: пособие для учащихся- Mi: Владос, 2001. — 318с-,
  94. Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб-: Речь, 2002.- 256с.
  95. В.В. Внутренняя картина болезни при некоторых психических заболеваниях: Автореферат дисс. канд: психол. наук. Ml, 1970. •
  96. Николаева В®-1 Внутренняя картина болезни при некоторых психических заболеваниях // Проблемы, патопсихологии-. Тез- докл. конференции: -М., 1972. -С.25 -45.
  97. Николаева B. Bl Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни ?// Психологические проблемы психогигиены^психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. — С. 98 — 99.
  98. В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 167с.
  99. Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 442с.
  100. А.И., Идобаева О. А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. СПБ., Питер, 2004. -202с.
  101. .Д. Психическая заболеваемость в некоторых странах в 20 веке. М., Медицина, 1972. — 300с.
  102. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2005. 351 е.: ил. — (Серия „Практикум по психологии“).
  103. Практикум по возрастной психологии: Уч. пособие/ Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2006 г. — 688с.: ил.
  104. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под. ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский дом „Бахрах-М“, 2001. — 672с.
  105. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, А. А. Воронова и др.- М., 1994.-87 с.
  106. Психическое здоровье школьников: психологический аспект / Сотрудники Психологического института РАО//Народное образование,№ 2,1998.-С.114−122
  107. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000 504с.
  108. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. — 607 е.: ил. — (Серия „Учебник для вузов).
  109. Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. -544с.
  110. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 2002. 1024 с. — (Серия „Золотой фонд психотерапии“).
  111. Л.А. Наблюдение в практической психологии (Характеристики, методики, упражнения). -СПб.: Образование, 1996. 148 с.
  112. Т.Н., Смирнов В. М. О моделировании внутренней картины болезни//Проблемы медицинской психологии. Л, 1976. — С. 122 — 124.
  113. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. 3-е изд. — М.: Владос, 2001. — 383 с.
  114. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В* 2 кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 3-е изд. — М.: Владос, 2001. — 476 с.
  115. Е.Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков // Вопросы психологии, 2006, № 1. С. 39 — 47.
  116. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000.-349 с.
  117. П. Здоровье молодежи здоровье нации // Высшее образование в России, 2000, № 3. — С. 39 — 42.
  118. В.В. Возлюби болезнь свою. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 395 с. — (Тайны подсознания).
  119. В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии, 2001, № 4. С. 91 — 105.
  120. В.М., Резникова Т. Н. Основные принципы и методы психологического исследования внутренней картины болезни // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1993.-311с.
  121. А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // Вопросы психологии, 2003, № 3. С. 92 — 101.
  122. Е.Т., Николаева B.B. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR -Аргус, 1995.-360с.
  123. Н.В. Ценностно-смысловая организация картины мира! личности выходцев из семей с алкогольной зависимостью: Автореферат дисс. канд. психол. наук. СПб., 2006. 22с.
  124. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под. общ. ред. С. Т. Посоховой. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 671с.
  125. Тат Э. Лекарство для души: древние истины о здоровье и счастье / Эль Тат. 2-е изд. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 251с.
  126. В.И. Клинико-психологическое исследование „внутренней картины болезни“ при неврозах в процессе их психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии, 1981, N 11. С. 1704 -1708.
  127. В.А. Психология лечебного процесса-Л.: Медицина, 984 — 192с.
  128. В.И. Клинико-психологическая типология внутренней картины болезни при неврозах // Психогенные и психосоматические расстройства. Тезисы научной конференции 24−25 ноября 1988 г. Часть 1.-Тарту. 1988.-С. 142 -144.
  129. К. Как противостоять превратностям судьбы: пер. с нем. / < К. Теппервайн. -М.: ООО „Изд-во ACT“, ООО „Изд-во Астрель“, 2004. -255с.
  130. А.Ш., Арина Г. А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психологической и соматической патологии. Л., 1990.-С. 32−38.I
  131. А. Ш. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни//Автореф. дис. докт. психол. наук. М ., 1991. 36с.
  132. Г., Бажурина В. Жизнь или смерть? II Психологическая газета, № 8 / 35 / август, 1998. С. 21 — 23.
  133. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. — Л. 1976 — 40с.
  134. Е.Д., Будыка E.BI, Ефимова Н. В. Межполушарная организация мозга и субъективная оценка здоровья // Вестник МГУ, 1995. Сер. 14. Психология, № 2. С. 20 -29.
  135. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии, 2003, № 3. С. 3 — 13.
  136. И.В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005. — 349с.
  137. Н.М. Внутренняя картина болезни как предмет психологического исследования: Учеб. Пособие для спец. — Владивосток, 2003.-31с.
  138. А.В. Гуманитарно-антропологические' основы теории психологии здоровья // Вопросы психологии, 2004, № 6. С. 18 — 33.
  139. Ю. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, 2000,№ 3. -С. 111 115.
  140. Э.К. Влияние психологических особенностей больного И' его отношения к болезни на процесс лечения // Вопросы психологии, 2006, № 1*. -С. 79 -83.
  141. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,. 1989.-554 с.
  142. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. — М., Воронеж: МОДЭК, 1997. — 414 с.
  143. Ansell N. Children, youth and development. New York: Routledge, 2005. -XVIII, 286 p.
  144. Antonovsky A. The sense of coherence as a determinant of health/ Matarazzo, J.D. & Miller N. Behavioral health: a handbook of health enhancement.-N.Y., 1984.
  145. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NL: Prentice Hall. 1986.
  146. Basowitz H., Persky H., Lorchin S.J., Grinker N.R. Anxiety and stress. -N.Y.- 1995.
  147. Biondi M. Recenti modeli patogenetici in medicina psychosomatica. // Med. Psychosom, 1979, V. 24. -P. 44 67.
  148. Bolton D. Mind, meaning and mental disorder: the nature of casual explanation in psychology a psychiatry. 2nd ed. — Oxford: Oxford univ. press, cop. 2003.-XLI, 387 p.
  149. Bonica J., Loeser J., Charman C., Fordyce W. The Management of Pain // Ed. J. Bonica. 2-nd Ed. — Philadelphia: Lea & Febiger, 1990.
  150. Bronner-Husar J. -Psychosomatics, 1971, V. 12. P. 133 — 138
  151. Brown J. S. The motivation of behavior. New York. — 1961.
  152. Brundtland G.H. Editorials: „Mental health in the 21st century“ Bulletin of the World Health Organization, 2000.
  153. Caplan G. Principles of preventive psychiatry. — New York — London: Basic Book, 1964. -304 p.
  154. Chan K.B. Individual differences in reactions to stress and their personalitand situational determinants: Somt implications for community mental health. // Sos.Sci.Mtd., 1977, N 11. P. 89 -103.
  155. Comer R.J. Klinische Psychologie. Heidelberg, 1995.
  156. Dalessio DJ. Clinical observations on headache. In: Dalessio DJ, ed. Wolffs headache and other head pain (5th ed.). New York: Oxford University Press, 1987. -P. 407 -422.
  157. Diamond S, Dalessio DI. The practicing physician’s approach to headache (5th ed.) Baltimore: Williams & Wilkins, 1992. -P. 122 -137.
  158. Dindia K. Sex Differences in’self-disclosure, reciprocity of self-disclosure, and self-disclosure and liking: Three meta-analyses reviewed. In S. Petronio (Ed.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 2000.
  159. Dodge K.A., Pettit G.S., McClaskey C.L. & Brown M.M. Social competence in children. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1986.
  160. Duck S. How to lose friends without influencing people. In M.E. Roloff & G.R. Miller (Eds.). Beverly Hills, CA: Sage, 1987.
  161. Duck S. Human relationships. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.
  162. Edward Riley G., C. J. Newton Hypnosis, Hypnotherapy, and Hypnotherapists // TherapistFinder.net Mental Health Journal in April, 2001.
  163. Erikson E.H. Identy: Youth and crisis. N.Y., 1968.
  164. C. R. „Traumatic stress: the role of the family and social support system“ // Trauma and its Wake. 2nd vol. / Eds.: Figley C. R. N.Y.: Brunner/Mazel. -1986.
  165. Joseph A., Buckhalt Mona El Sheikh, and Peggy Keller. Children’s sleep and. Cognitive Functioning: Race and1 Socioeconomic Status as Moderators of Effects / Child Development, V. 78, N 1, January / February 2007. — P. 213 -232.
  166. Joseph P. Allen, Kathleen Boykin Mc. Elhaney, Gabrill P. Kuperminc, and Kathleen M. Jodl. Stability and changein attachment security across adolescence / Child? Development, V. 75, N 6, November / December 2004. P. 1792 -1806.
  167. Heim E. Coping and Adaptivitat: Yibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping? / Pschychotherapie Psychosomatik Medizinische Psychologic, 1988. Heft. 1.-P.8−17.
  168. Kathrin Lockl and Wolfgany Schneider, Knowledge about the Mind: Links between theory of Mind and later Metamemory / Child Development, V. 78, N 1, January / February 2007. P. 148 — 168.
  169. Leder D. The Experiense of Health and Illness //Encyclopedia of Bioethics /Ed.by W.Th.Reich. -N.Y., 1995, Vol. 2.-P. 1106−1113.
  170. Losarus R.S. Coping theory and research: Past, present, and future. Psychosomatic Medicine. N 55, 1993. P. 234 — 247.
  171. Lundberg V. Psychophysiologikal aspekts of performance and adjustement to stress // Achievement, stress and anxiety. -Washington etc., 1982. -P. 75 -92.
  172. Lynn R. IQ and the wealth of nations. London: Praeger, 2002. — XVIII- 299p.
  173. Mac Lachlan M. Embodiment: clinical, critical and cultural perspectives on health and illness. Maidenhead: Open univ. press, 2004. — XV, 207 p.
  174. Marks D., Murray M., Evans B., Willing C. Health Psychology: Theory, Research and Practice. NY., 2000. P. 7 — 28.
  175. Marshall G., Wortman C., Viekers R. et al. The live factor model of personality as a framework for personality-health research //Journal of personality and Social Psychology, 1994″, № 67. -P. 278−286.
  176. Maruta Mi, Colligan R., Malinchok M, Offord K. Optimists vs. Pessimists: Survival Rate Amongst Medical Patients Over A 30 Year Period // Maio Clinic Proceedings, Vol. 75, Number 2, February 2000. P. 140″ - 143.
  177. Mona El Sheikh, Joann Harger and Stephanie*Ml Whitson. Exposure*to Interparental Confliet and Children’s Adjustment and Physical Health: The Moderating Role of Vagal“ Tone / Child Development- V. 72, N 6, November / December 2001.-P. 1617- 1637.
  178. Moscovici S. Social’representations: Cambridge, L., N-Y, 1984.
  179. Murray M. Levels of Narrative Analysis in Health psychology // Journal of Health psychology. Jule 2000. Vol: 5. Number 3.
  180. Murray M., Chamberlain K. Qualitative Research in Health psychology: Developments and Directions // Journal of Health psychology. 1998. Vol. 3. -Number 3.
  181. Myslobodsky M.S. The fallacy of mother’s wisdom: a critical perspective^ on health psychology. New Jersey: World scientific, cop: 2004. — XIII- 451 p.
  182. Osgood Ch., Susi J., Tannenbaum M. The Measurement of Meaning-Urbana, 1957. -P. 423.
  183. Parental psychiatric disorder: distressed parents and their families / ed. By Michael Gopfert. 2nd ed. — Cambridge: Cambridge univ. press, 2004. — XVI, 406p.
  184. Paukel E.S., Myers J.K., Lindental J.J., Pepper H.D. Life events and depression: A controlled study // Arch. Gen. Psychiat, 1969, V. 21. P. 753 -760.
  185. Pobert Crosnoe and Glen H. Elder, Jr. Adolescent Twinsand Emotional Distress: The Interrelated Influence of Nonshared Environment and Social Structure / Child Development, V. 73, N 6, November / December 2002. P. 1761−1775.
  186. Psychology discourse practice: from regulation to resistance / Erica Burman, Gill Aitken, Pam Alldred et all. Bristol: Taylore & Francis, 1996. -VII, 232 p.
  187. Rahe R.H. Epidemiological studies of Life change and illness // Intern. J». Psychiat. Vtd., 1975, V. 6. P. 133 — 146.
  188. Ruff C. and Keyes C. The structure of psychological well-being revisited //Journal of personality, 1995, V 69. -P. 719−27.
  189. Scott M. Bea, George E. Tesar A primer on referring patients for psychotherapy // Cleveland clinic journal of medicine, Vol. 69, Number 2, February 2002.
  190. Spielbergcr C., Jacobs G., Russel S. and Crane R. Assessment of Anger: The State-Trait Anger Scale. In: J. Butcher & C. Spielberger (Eds) Advances in personality assessment -N.J., 1983, PP. 159−187.
  191. C., Krasner S. & Solomon E. The Experience, Expression and Control of Anger. In: M. Janisse (ed) Health psychology: Individual differences and stress -N.Y., 1988, PP. 89−108.
  192. Spielbergcr C., Sydeman S. State-Trait Anxiety Inventory and State-Trait Anger Expression Inventory. In: M.Maruish. The use of psychological tests for treatment planning and outcome assessment. — N.J., 1994, PP. 292−321.
  193. Stone G. An international review of the emergence and development of health psychology // The International development of health psychology /edited by Mary A. Janser., John Weinman. USA, 1991. -P. 3 -15.
  194. Strain J.J., Pincus H.A., Gise L.H. Houpt J. Mental health education in primary care specialities // J. med. Educ., 1986, Vol. 61, № 12. P. 958 — 966.
  195. Tache J., Selye H. On stress and coping mechanism // Stress and anxiety. -Washington.: D.C. 1978. V. 5.
  196. Titchkosky T. Disability, self and society. Toronto: Univ. of Toronto press, cop. 2003. — XIV, 283 p.
  197. Werry J.S., Aman M.G. Anxiety in children // Handbook of studies on anxiety. Amsterdam: Elsevier. 1980. — P. 165 — 192.
  198. Younger J., Marsh K. J., Grap MJ. The relationship of health locus of control and cardiac rehabilitation to mastery of illness-related stress. // Journal of Advanced Nursing, 1995, V.22 (2). -P. 294 -299.
  199. Zagorulko O., Tsibulyak V. Integrative methods of diagnosis and treatment of the pain // Book of Abstracts. II Congress of/ASP. Barcelona, 1997. P. 79 -80.9 0
Заполнить форму текущей работой