Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях: На примере старообрядцев Забайкалья
Несмотря на процессы глобализации, ассимиляции малых народностей и этнических групп доминирующими культурами, в некоторых современных этнических группах, таких как старообрядчество Забайкалья, наблюдаются отличительные особенности экономической социализации. Данные особенности проявляются в усвоении традиционной старообрядческой системы инструментальных ценностей, приверженности старообрядческой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Этнический фактор экономической социализации как объект исследования
- 1. 1. Социально-психологические и этнопсихологические подходы к изучению экономической социализации
- 1. 1. 1. Общие вопросы социализации
- 1. 1. 2. Экономическая социализация как объект исследования зарубежных ученых
- 1. 1. 3. Экономическая социализация как объект исследования отечественной социально-экономической психологии
- 1. 2. Социально-психологическая характеристика субъектов экономической социализации у старообрядцев
- 1. 2. 1. Личность в процессе социализации
- 1. 2. 2. Старообрядческая община как субъект экономической социализации личности
- 1. 2. 3. Старообрядческая семья как субъект экономической социализации личности старовера
- 1. 4. Особенности экономической социализации в раннем юношеском возрасте
- 1. 1. Социально-психологические и этнопсихологические подходы к изучению экономической социализации
- Выводы
- ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей экономической социализации старшеклассников -старообрядцев Забайкалья
- 2. 1. База и инструментарий исследования
- 2. 2. Сравнительный анализ процесса экономической социализации семейских и русских старшеклассников
- 2. 3. Особенности экономической социализации старшеклассников в современной старообрядческой семье
- 2. 4. Этническое самосознание в экономической социализации семейских старшеклассников
- Выводы
Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях: На примере старообрядцев Забайкалья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Изучение экономической социализации является одной из актуальных проблем современности. Длительное время данной проблемой занимались преимущественно зарубежные ученые Х. Диттмар (1997), П. Лунт (1996, 1997), A. Furnham (1986, 1996, 2001), P. Webley, С. Burgoyne, S. Lea and B. Young (2001) и др. В нашей стране лишь за последний период был накоплен небольшой теоретический и эмпирический опыт изучения проблем экономической социализации отечественными психологами, такими как О. С. Дейнека (1999), Т. В. Дробышева (2000, 2002), А. Б. Фенько (2000), М. А. Винокуров и А. Д. Карнышев (2000, 2001).
Большинство исследований как зарубежных, так и отечественных ученых, направлено на изучение общих механизмов и факторов, влияющих на развитие экономического сознания и поведения. Исключение составляют кросс-культурные исследования, проведенные в 15 странах мира, в которых внимание уделяется различиям экономической социализации детей, детерминированным социальными, политическими и экономическими ситуациями в странах.
Вместе с тем, на фоне нарастающей глобализации, унификации материальной и духовной культуры, затронувшей население множества стран, представители некоторых этнических сообществ наряду с общечеловеческими качествами сохраняют и проявляют особенности, типичные для данной этнической группы и не типичные для других, хотя и проживающих в одних и тех же социальных, экономических и политических условиях. Примером таких сообществ в России служат старообрядческие общины Забайкалья (семейские), Алтая и Западной Сибири (кержаки, поляки).1И^?егодня создание эффективных форм хозяйствования, воспитание истинного хозяина невозможно без учета традиционных для данной страны, народа и его этнических групп этнопсихологических закономерностей экономической социализации.
За более чем 300-летнюю историю существования трудовой этики, норм и традиций хозяйственной жизни староверов их эффективность и жизненность были доказаны не только практикой старообрядческих общин России, но и за рубежом. Изучению культуры, быта, языка, истории старообрядческих общин посвящено немало работ как зарубежных ученых — R. Crummy (1971), R.A.Morris (1986, 1999, 2001), D. Scheffel (1991), так и отечественных авторовФ.Ф. Болонев (1978, 1992, 1994, 2000), В. Гирченко (1922), А. С. Долотов (1931), В. П. Мотицкий (1976), А. М. Попова (1928). Однако, в данных работах недостаточно отражен хозяйственный аспект жизнедеятельности старообрядческих общин.
Попытки создания философского и социально-психологического обоснования старообрядческой этики труда, как одной из сторон экономической социализации, были не раз предприняты российскими психологами, философами и экономистами. Однако, значительная часть работ этих авторов посвящена отдельным аспектам трудовой этики, очевидна недостаточность комплексной разработки и изучения данной проблемы. В работах также наблюдается недостаточное количество данных о зарубежных старообрядческих общинах, которые в настоящее время могут послужить готовым примером существования этики труда в рыночных условиях.
Цель исследования: выявление этнопсихологических особенностей экономической социализации личности старшеклассника в этнических группах старообрядцев и их учет в социальной практике.
Объект исследования: экономическая социализация старшеклассников в современных условиях.
Предмет: этнопсихологические особенности экономической социализации на примере старшеклассников из старообрядческих семей Забайкалья.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что:
— несмотря на процессы глобализации и нивелирования этнических традиций, в некоторых современных национальных и этнических сообществах можно наблюдать отличительные особенности процесса социализации;
— экономическая социализация старшеклассников — современных потомков старообрядцев Забайкалья — имеет свои особенности, которые проявляются в приверженности старообрядческой этике труда, усвоении специфических ценностных ориентаций, этнических норм, стереотипов, а также формировании высокой самооценки, детерминированной этническими особенностями;
— психологические особенности экономической социализации в этнических сообществах могут быть выявлены с помощью специальных методик, что позволяет в дальнейшем выстраивать систему влияний для их коррекции в нужном направлении.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены задачи исследования:
— проанализировав социально-психологические и этнопсихологические подходы отечественных и зарубежных ученых к изучению экономической социализации, обосновать необходимость этнопсихологического подхода для изучения проблем в этой области и разработать модель для изучения этнических особенностей экономической социализации;
— на основе социально-психологических характеристик субъектов экономической социализации в традиционной старообрядческой среде разработать программу эмпирического исследования;
— провести анализ этнопсихологических особенностей экономической социализации «семейских» старшеклассников, а также внутренних и внешних факторов, связанных с ними.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения деятельностного подхода к анализу психологических явлений А. Н. Леонтьева (1981), С. Л. Рубинштейна (1976), этнопсихологический подход изучения экономической социализации, предложенный М. А. Винокуровым и А. Д. Карнышевым (2000). В ходе научно-практической работы мы также опирались на теоретические положения экономической социализации исследователей британской школы A. Furnham (1996, 2001), P. Webley, C. Burgoyne, S. Lea and B. Young (2001) и др. В рамках изучаемой проблемы были также использованы основные положения возрастной и педагогической психологии И. С. Кона (1989), В. С. Мухиной (2000), Х. Ремшмидта (1994), Э. Эриксона (1996), и др.
Методы исследования. В исследовании использовались общие методы научного познания, сравнения, обобщения, научной абстракции, теоретический, причинно-следственный метод. Был использован комплекс социально-психологических методов: наблюдениебеседатестирование с помощью надежных и адаптированных для России методик: ценностные ориентации М. Рокича, метод исследования уровня субъективного контроля, адаптированный в НИИ им. Бехтерева Е. Ф. Бажиным с соавторамиметодика изучения особенностей воспитания «Подростки о родителях» Л. И. Вассерман и др.- методика изучения этнических стереотипов Д. Пибодиизучение самооценки методом ранжирования, модифицированная B.JI. Марищук, Ю. М. Блудовым, В. А. Плахтиенко и др.- модифицированная методика изучения старообрядческой этики труда и анкета объяснения бедности и богатства. Данные обрабатывались с помощью компьютерной программы MS Excell 7.0.
Надежность и достоверность результатов обеспечивалась комплексным применением надежных и адаптированных для России методик, адекватных предмету и задачам исследования, а также методов математической статистики: коэффициенты корреляции Спирмена и Пирсона, Хи-квадрат, коэффициент углового преобразования Фишера ф*, критерий Колмогорова-Смирнова.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в 2002 и 2003 годах в средней школе старообрядческого села Большой Куналей Тарбагатайского района и села Тарбагатай, а также в средней школе села Верхние Тальцы Хоринского района республики Бурятия. Всего в исследовании приняли участие 131 человек, из них 65 школьников в возрасте 15−16 лет и 66 родителей в возрасте 35−51 года. Работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования. На основе пилотажного исследования были отобраны методики изучения особенностей экономической социализации. На втором этапе изучались особенности экономической социализации «семейских» и русских" старшеклассников. На третьем этапе проведен сравнительный анализ экономической социализации «русских» и «семейских» старшеклассников, выявлены внешние и внутренние факторы экономической социализации, обобщены результаты исследования экономической социализации в старообрядческой семье и оформлен текст диссертации.
Научная новизна:
— реализован этнопсихологический подход к изучению экономической социализации;
— впервые охарактеризованы особенности экономической социализации личности в традиционной старообрядческой среде, как за рубежом, так и в России;
— дано социально-психологическое обоснование старообрядческой этики труда и уточнены ее компоненты: упорный труд, аккуратность, бережливость, разделение хозяйственных и экономических ролей по тендерному признаку, коллективизм;
— изучены особенности экономической социализации «семейских» старшеклассников, а также выявлена взаимосвязь данных особенностей и факторов экономической социализации;
— апробирована и валидизирована методика изучения приверженности старообрядческой этике труда.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы концепции и уточнены этапы развития изучения проблем экономической социализации: 1) понимание детьми экономических концептов взрослого мира- 2) стадии развития понимания экономических концептов взрослого мира- 3) влияние социальных факторов на понимание экономических реалий в ходе кросс-культурных исследований экономической социализации- 4) развитие понимания экономических реалий и собственного поведения детей с учетом социального контекста. Уточнены понятия «этнос» и «этническая группа», старообрядческая община рассмотрена как этническая группа в составе русского этноса.
Практическая значимость работы.
Подобран комплекс социально-психологических методов, среди которых модифицированная автором методика изучения старообрядческой этики труда и анкета объяснения бедности и богатства. Комплекс методов позволяет выявить в структуре ценностных ориентаций наличие традиционных старообрядческих ценностей, степень приверженности старообрядческой этике труда, объяснение богатства и бедности, особенности воспитательной практики родителейизучить этнические стереотипы, особенности этнического самосознания и самооценки личности, а также выстроить программу их дальнейшей коррекции. Результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе, служат основой для разработки программ факультативных занятий по психологии старообрядчества, могут быть использованы для работы учителей с родителями, в работе культурных центров старообрядческих районов.
Ряд положений может быть полезен в качестве методического руководства работникам учебных заведений, в качестве материала лекций для студентов и аспирантов гуманитарных, экономических и психологических факультетов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Несмотря на процессы глобализации и ассимиляции, в некоторых этнических сообществах имеют место этнические особенности экономической социализации, связанные с национальным менталитетом, традиционными видами деятельности, соответствующими системами воспитания.
2. Существуют особенности экономической социализации современных школьников в старообрядческой среде, которые проявляются в соблюдении элементов старообрядческой этики труда, объяснении бедности/богатства, усвоении ценностных ориентаций, этнических стереотипов, формировании этнического самосознания и высокой самооценки.
3. Усвоение традиционных старообрядческих ценностей старшеклассниками, формирование высокой самооценки связаны с особенностями воспитательной практики в семье, формированием этнического самосознания.
4. Предложенный комплекс социально-психологических методов позволяет выявлять этнопсихологические особенности экономической социализации «семейских» старшеклассников и выстраивать программу их дальнейшей коррекции.
Апробация результатов исследования.
Основные теоретические и практические результаты исследования обсуждались в процессе дискуссии на кафедре социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права (г.Иркутск), а также на ежегодных научно-практических конференциях «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (г. Иркутск, 2001, 2002, 2003), на ежегодных всероссийских научно-практических конференциях «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития» (СПб, 2002, 2003), на юбилейной научной конференции Института психологии РАН «Современная психология: состояние и перспективы» (М., 2002), на всероссийской научно-практической конференции «Психология и экономика» (Калуга, 2002). 11 работ общим объемом 2,5 п.л., опубликованных автором в 6 городах России, достаточно полно отражают результаты исследования и рекомендации.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 152 источника, а также пяти приложений. Содержание изложено на 159 страницах.
Результаты исследования самооценки свидетельствуют о наличии у достаточно большого количества «семейских» старшеклассников завышенной самооценки по сравнению с группой «русских» сверстников. При подсчете критерия углового преобразования Фишера (ср*) статистически значимых различий между выборками выявлено не было.
Анализ автои гетеростереотипов свидетельствует о психологической близости образов «русского» и «семейского». В то же время в представлениях респондентов имеются существенные расхождения образов «русских» и «семейских"ц о следующим чертам: критичность, серьезность, упорство, практичность, независимость, организованность, трудолюбие.
Заключение
.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Экономическая социализация в этнических сообществах может быть изучена с позиции этнопсихологического подхода, где данный процесс нами понимается как усвоение индивидом норм, ценностных ориентаций этноса, знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять определенные экономические роли в структуре этноса, а также системы оценочных стереотипов, влияющих на уровень самооценки. Этнопсихологический подход к изучению экономической социализации в этнических группах, входящих в состав единого этноса, позволяет выявить отличительные особенности данного процесса в одних и тех же социальных, экономических и политических условиях. Предложенная модель экономической социализации личности может быть использована для исследования процесса социализации в других этнических группах.
2. Экономическая социализация личности в традиционной старообрядческой среде осуществлялась через взаимодействие и взаимовлияние трех субъектов: личности, общины и семьи, что определяло особенности его протекания.
3. Предложенный в ходе исследования комплекс социально-психологических методов позволяет выявить специфику экономической социализации «семейских» старшеклассников в современных условиях, а также ряд внутренних и внешних факторов, связанных с ними.
4. Несмотря на процессы глобализации, ассимиляции малых народностей и этнических групп доминирующими культурами, в некоторых современных этнических группах, таких как старообрядчество Забайкалья, наблюдаются отличительные особенности экономической социализации. Данные особенности проявляются в усвоении традиционной старообрядческой системы инструментальных ценностей, приверженности старообрядческой этике труда, особенностях объяснения бедности и богатства, усвоении этнических стереотипов. Полученные в ходе исследования данные показывают взаимосвязь особенностей экономической социализации «семейских» старшеклассников с внешним фактором — воспитанием в семье и внутренним факторомэтническим самосознанием, самооценкой, уровнем субъективного контроля, а также взаимосвязь и взаимовлияние данных факторов.
5. Выявленные в ходе исследования особенности экономической социализации «семейских» старшеклассников доказывают значение традиционной старообрядческой системы ценностей по отношению к труду в социальной регуляции взрослых и дают возможность прогнозировать их значение у будущего поколения.
6. В настоящее время представляется особенно важным закрепление в сознании молодого поколения положительных элементов старообрядчества, адаптированных к требованиям рыночной экономики, что, в свою очередь, будет способствовать становлению личности, способной стать эффективным хозяином и обладающей высоким чувством национального достоинства. В силу определенных возрастных особенностей, таких как сензитивность к формированию ценностных ориентаций, активное принятие групповых идеалов, этнических норм и стереотипов, изменение самосознания, период ранней юности представляет интерес в исследовании этнопсихологических особенностей экономической социализации и возможности для выстраивания программы дальнейшей коррекции.
Список литературы
- Алтарь России. Вып.1: альманах. Большой Камень, Изд-во «Омега», 1997.- 114с.
- АнастазиА. Психологическое тестирование- Кн. 2: Пер. с англ. /
- A.Анастази- Под ред. К. М. Гуревича, В. Н. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. -336с.
- АндерсонР. «Акулы» и «дельфины» Психология и этика российского делового партнерства / Р. Андерсон, П.Шихирев. М.: Дело ЛТД, 1994. — 208с.
- АндрееваГ.М. Социальная психология: Учеб. для вузов. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с.
- АсеевВ.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие Ирк. пед. ин-та. /
- B.Г.Асеев. Иркутск: ИГПИ, 1989. — 195с.
- БажинЕ.Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, А. М. Голынкина, Эткинд. М.: Смысл, 1993.- 16с.
- Байкальские легенды и предания / Фольклорные записи, предисл., коммент. Л. Е. Элиасова. 2 доп. и перераб. изд. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984.-256с.
- БелинскаяЕ.П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. -М.- Воронеж: Моск. псих.-соц. ин-т, Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-208 с.
- БолоневФ.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья / Ф. Ф. Болонев // Россия древняя и вечная. Иркутск, 1992. — С.318−362.
- БолоневФ.Ф. Насущные проблемы изучения истории и культуры старообрядцев Забайкалья / Ф. Ф. Болонев // История, культура и языкстарообрядцев Забайкалья: Тез. регион, науч.-практ. конф. 19−20 окт. 2000 г., г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 2000. — С. 6−8.
- БолоневФ.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки / Ф. Ф. Болонев. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1992. — 224с.
- БолоневФ.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики / Ф. Ф. Болонев. Барнаул: Изд-во БЮИ, 2001. — 51с.
- БолоневФ.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVII XX вв. / Ф. Ф. Болонев. -Новосибирск, 1994.- 148с.
- БромлейЮ.В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1973. -420 с.
- БурлачукЛ.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2001. — 528с.
- Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. II. Забайкалье. Новосибирск: Наука, 1975. — 148с.
- ВассерманЛ.И. Методика «Подроски о родителях» (ПоР): основные этапы апробации русскоязычной версии / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына // Психологический журнал. 2000. — Т.21, № 5. — С. 86−95.
- ВассерманЛ.И. и др. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. — М.: Фолиум, 1995. 53 с.
- ВинокуровМ.А. Введение в экономическую этнопсихологию: Учеб. пособие / М. А. Винокуров, А. Д. Карнышев Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 304 с.
- Восток — Запад: диалог культур: Ч. 1: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 1996. — 68 с.
- ВульфовБ.З. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Новая школа, 1993. — 160 с.
- ГамезоМ.В. Возрастная психология: Учеб. пособие / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова и др. М.: Педагог, об-во России, Издат. дом «Неосфера», 1999.-272 с.
- ГирченкоВ. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев-семейских / В.Гирченко. Верхнеудинск, 1922. — 20 с.
- ГумилевЛ.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. — М.: Экопрос, 1992. 336с.
- ДейнекаО.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы / О. С. Дейнека. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1999. — 240с.
- ДиттмарХ. Экономические представления подростков / Х. Диттмар // Иностранная психология. 1997.- № 9.- С.25−36.
- ЕфроимсонВ. Генетика этики и эстетики / В.Ефроимсон. СПб.: Талисман, 1995. — С. 99−100.
- ЗалевскийГ.В. Психическая ригидность в норме и патологии / Г. В. Залевский. Томск: Издательство Томского ун-та, 1993. — 272 с.
- ЗалевскийГ.В. Фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский. -Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 1976. 192 с.
- ЗолотареваИ.М. Некоторые данные по этнической антропологии населения Забайкалья / И. М. Золотарева // Записи Бурятмонгольского НИИ Культуры. XXIV. Улан-Удэ, 1957. — С. 203−240.
- КалининаС.В. О профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников / С. В. Калинина // Ананьевские чтения: .Тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения 98». — СПб., 1998. — С. 100−101.
- КабринВ.И. Архетипика базовых коммуникативных отношений и проблема толерантности в коммуникативном мире современного человека / В. И. Кабрин, С. И. Тимонова // Сибирский психологический журнал. 2003. -№ 18. — С.7−10.
- КабринВ.И. Транскоммуникация и личностное развитие / В. И. Кабрин. -Томск: ТГУ, 1992.-225 с.
- КарнышевА.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика / А. Д. Карнышев. Улан-Удэ: изд-во БГУ, 1997. — 184с.
- КарнышевА.Д. Очерки социальной психологии / А. Д. Карнышев. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 1998 325с.
- КарнышевА.Д. Собственность: психолого-экономический анализ /
- A.Д.Карнышев, Т. Д. Бурменко. 2-е изд., испр. и доп. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.-211с.
- КессидиФ. Глобализация и культурная идентичность/ Ф. Кессиди // Русский журнал. http://www.russ.ru/politics/20 021 223-kes.html (30 дек. 2003).
- КириловаН.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — http://www.courier.com.ru (15 мая 2003).
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
- КрыськоВ.Г. Социальная психология. Словарь-справочник /
- B.Г.Крысько. М.: ACT, 2001. — 688 с.
- ЛебедеваН.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие / Н. М. Лебедева. М.: Ключ-С, 1999. — 233с.
- ЛеонтьевД.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. http://psychology.net.ru (28 нояб. 2003).
- ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей / А. Е. Личко. 2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
- ЛукьяноваИ.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. — С. 42−48.
- ЛунтП. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра / П. Лунт//Иностранная психология. 1997.— № 9.- С. 8−16.
- МайерсД. Социальная психология: Пер. с англ. / Д.Майерс. — СПб.: Питер, 1999.-688 с.
- Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 175с.
- Методы социально-психологического исследования: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. М. А. Менщиковой. М., 1975. — 271с.
- МишинаТ.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» / Т.М. ишина // Психология и психопрофилактика: Сб. науч. трудов. / Под ред. В. К. Мягер и др. Л.: 1983 — 145с.
- МоргунВ.Ф. Проблемы периодизации развития личности в психологии: Учебное пособие / В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. М.: Изд-во МГУ 1981.-81 с.
- МоррисР.А. Сохранение и изменение этничности в полиэтничной среде / Р. А. Моррис // Этнические процессы в СССР и США: Материалы совет.-америк. симпозиума.-М., 1986.-С. 163−184.
- МоррисР.А. Старообрядческие общины в Северной Америке: история происхождения, социальные ценности и моральные установки / Р. А. Моррис // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России: Материалы науч. конф.-Пермь, 1999. С. 307−314.
- МотицкийВ.П. Старообрядчество Забайкалья. Прошлое и настоящее / В. П. Мотицкий. Улан-Удэ, 1976.- 79 с.
- МухинаВ.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. / В. С. Мухина. — 5-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 456 с.
- НовоселовА. У старообрядцев Алтая / А. Новоселов // НовоселовА. Беловодье. — Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 1981. С. З81−406.
- ОлисаеваА.М. Этнопсихологические особенности социальных ролей в семье: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05/ А.М.ОлИсаева- С-Петерб. гос. ун-т. СПб, 1999. — 18с.
- ПарыгинБ.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М., 1971. — 352с.
- ПершицА.И. Традиции / А. И. Першиц // Народы России: Большая Российская энциклопедия. М., 1994. — С. 467−471.
- ПетроваЕ.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья. Этносоциологческий анализ / Е. В. Петрова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СЩ РАН, 1999.- 129с.
- ПибодиД. и др. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект / Д. Пибоди, А. Г. Шмелев, М. К. Андреева и др.//Вопросы психологии. 1993.- № 3.-С. 101−109.
- ПлюснинЮ.М. Личность на перекрестке культур: модели социализации / Ю. М. Плюснин Новосибирск, 1995.-56 с.
- ПоповаА.М. Семейские (Забайкальские старообрядцы) / А. М. Попова. Верхнеудинск, 1928.- 36 с.
- Проблемы индивидуальности в онтопсихологии: Уч. пособие / Под ред. КрыловаА.А., РыбалкоЕ.Ф. СПб., 1994. — 122 с.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Подгот. Е. Ф. Шороховой, Б. Ф. Ломовым, А. Г. Журавлевым и др.- Отв. ред Е. Ф. Шорохова, М.И.Бобнева- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1976. -368с.
- Психологический словарь. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Психология. Учеб. для эконом, вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000 — 672с.
- РайсФ. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. -СПб.: Питер, 2000. 624с.
- РеанА.А. Практическая психодиагностика личности: Уч. пособие /
- A.А.Реан. СПб: Изд-во С.-Питерб. ун-та, 2001. — 224 с.
- РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. / Х.Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Русские в Бурятии / Под ред. В. И. Затеева. Улан-Удэ: БГУ, 2003. -578с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979 — 264 с.
- СарсенбаевН.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь / Н. С. Сарсенбаев. Алма-Ата, 1973.- 185 с.
- СафинВ.Ф. Самооценка и взаимооценка старшеклассников в зависимости от их внушаемости / В. Ф. Сафин // Вопросы психологии. 1970. -№ 1.-С. 92−103.
- СафинВ.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения /
- B.Ф.Сафин//Вопросы психологии. 1975.- № 3. -С.62−72.
- Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования // Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина: Науч.-исслед. ин-т общ. и педагог, психологии акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- СидоренкоЕ.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350с.
- Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья / Под ред. Т. Б. Юмсуновой. Новосибирск: Изд-во СО РАН, Науч.-изд. центр ОИГГМ, 1999.-540с.
- Социальная психология / Под ред. АН. Суходолова, А. А. Деркача. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. 600с.
- Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А. Л. Журавлев, С. В. Шорохова. М., 1999.-237 с.
- Старообрядчество в России (XVII-XXbb.). Сб. науч. тр. /Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: Языки русской культуры, 1999. — 456с.
- СтефаненкоТ.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: ИП РАН, Академ, проект- Екатеринбург: Деловая книга. — 2000. — 320с.
- СуходольскийГ.В. Основы математической статистики для психологов: Учеб. для вузов. / Г. В. Суходольский. 2-е изд. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998.-462с.
- ТокареваС.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С. Н. Токарева. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 79с.
- ТхостовА.Ш. и др. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки / А. Ш. Тхостов, Д. А. Степанович // Вопросы психологии. 1987.-№ 2.-С. 128−133.
- Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки: Сб. науч.тр./ Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск: Наука, 1992. — 325с.
- ФенькоА.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А. Б. Фенько // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 94−102.
- ФернхемА. Личность и социальное поведение: Пер. а англ. / А.Фернхем. СПб.: Питер, 2001 — 360с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной М.: Педагогика, 1987 -160с.
- ХендерсонДж. Психологический анализ культурных установок / Дж.Хендерсон. М.: Добросвет, 1997. — 209с.
- ХохловаТ.А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада в России / Т. А. Хохлова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. 1998. — № 2. -С. 31−46.
- ХьеллЛ. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001. -608 с.
- ШакееваИ.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / И. А. Шакеева. М.: Изд-во «Инт прак. псих." — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 192с.
- ШибутаниТ. Социальная психология: Пер. с англ. В. Б. Ольшанского / Т.Шибутани. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-544с.
- ШиряевЭ.Б. Социально-психологические основы формирования отношения к труду в семье: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05/ Э.Б.Ширяев- Ленингр. гос. ун-т. Л., 1983. — 17с.
- ШмулевичМ.М. Очерки истории Западного Забайкалья XVII -середины XIX в. / М. М. Шмулевич Новосибирск, 1985. — 285с.
- Экономическая психология в структуре жизненных реалий / Под ред. М. А. Винокурова, А. Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 252с.
- Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы 2-ой междунар. науч.-практ. конф. г. Иркутск, 28 июня 2001 г./ Под. общ. ред. проф. КарнышеваА. Д- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. -301с.
- Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. г. Иркутск, 26−27 июня 2002 г./ Под. общ. ред. проф. КарнышеваА.Д. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2002. -281 с.
- ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. педагог, академия, 1995. — 224с.
- ЭриксонЭ.Г. Детство и Общество: Пер. с англ. / Э. Г. Эриксон 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: Универс. кн., 1996. — 592с.
- ЯдовВ.А. Социологическое исследование: методология программа -методы / В.А.Ядов- отв. ред. В. Н. Иванов. — М.: Наука, 1987. — 245с.
- ЯрошевскийМ.Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. 2-е перераб. изд. — М., Мысль, 1976 — 468с.
- ЯрцевД.В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С.54−58.
- AbramovitchR. et al Children and money: Credit v. Cash / R. Abramovitch // JOEP. 1991. — V. 12. — P. 27−45.
- Barnet-VerzatC. Motives for pocket money allowance and family incentives / C. Barnet-Verzat, F.-Ch.Wolff// JOEP. 2002. — Vol. 23,1. 3. — P. 339 366.
- BertiA. E. Acquiring economic notions: Profit / A. E. Berti, A. S. Bombi & R. De Beni // International Journal of Behavioral Development. 1986. — No.9. -P. 15−29.
- BonnM. South African children’s views of wealth, poverty, inequality and unemployment / M. Bonn, D. Earl, S. Lea, P. Webley // Journal of Economic Psychology. 1999. — Vol. 20,1. 1 — P. 593−612.
- CromieS. The entrepreneurial tendencies of managers: a research note / S. Cromie, I. Callaghan and M. Jansen // British Journal of Management 1992. -No.3. — P. 1−5.
- CrummyR.O. The old believers and the world of Antichrist: the Vyg community and Russian State 1694−1855 / R.O.Crummy. Madison et al: The university of Wisconsin, 1971. — 258p.
- CummingsS. The economic socialization of children: a neo-Marxist analyses / S. Cummings, D. Taebel // Social problems 1978. — No.26. — P. 198−210.
- FurnahamA. The protestant work ethic and attitudes towards unemployment / A. Furnaham // Journal of Occupational Psychology 1982 — No. 55. — P. 277−285.
- FurnhamA. The saving and spending habits of young people / A. Furnaham // Journal of Economic Psychology. 1999. — Vol. 20. — P. 677−697.
- FurnhamA. A content, correlation, and factor analytic study of seven questionnaire measures of the Protestant work ethic / A. Furnaham // Human relations- 1990.-No.43.-P. 383−399.
- FurnhamA. Understanding savings, pensions and life assurance / A. Furnaham, Goletto-Tankel //Human relations. 2002. — Vol.55, No.5. — P.603−628.
- FurnhamA. Parental attitudes to pocket money allowances for children / A. Furnaham//JoEP.-2001.-Vol.22,1.3.-P. 397−423.
- FurnhamAdrian L. Economic mind: The social psychology of economic behaviour / A.L.Furnaham. Brighton: Wheatsheat books, 1986. — 332 p.
- Hagstom Young people’s work motivation and value orientation / Hagstom, Gamberale // Journal of Adolescence. 1995. — No. 18. — P. 475−490.
- HansemarkO.C. Need for achievement, locus of control and the prediction of business start-ups: A longitudinal study / O.C.Hansemark //Journal of Economic Psychology. 2003. — Vol.24,1.3 — P. 301−319.
- Ismel Abu-Saad Individualism and Islamic work believes / Ismel Abu-Saad // Journal of cross-cultural psychology. 1998. — Vol. 29, No2. — P. 377−383.
- KrackeB. The role of personality, parents and peers in adolescents career exploration / B. Kracke // Journal of Adolescence. 2002. — No. 25. — P. 19−30.
- Leiser and Economic socialization in the kubbutz and the town in Isreal / Leiser and Zaltsman // JoEP. Vol. 11,1.4. — 1990. — P. 557−565.
- Leiser Children’s economic socialization: Summarizing the cross-cultural comparison of ten countries / Leiser, Sevon, Levy // JoEP. Vol. 11,1. 4. — 1990. — P. 591−614.
- Levitt Marcus C. Notes on a Joint Russian-American Expedition to the Semeiskii Old Believers of Transbaikal / Marcus C. Levitt // The Journal of the Slavic and East European Folklore Association. 2001. — Vol. VI, No.2. — P. 11−27.
- LuntP. Economic socialization: The economic beliefs and behaviors of young people / P. Lunt, A.Furnham. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 1996.-213 p.
- Manaster Guy J. Cross-national research: social-psychological methods and problems / Guy J. Manaster and R. Havighurst. Boston etc., 1972. — 235 p.
- MangleburgT.F. Socialization, Gender, and Adolescent’s Self-report of their Generalized Use of Product Label / T.F.Mangleburg, D. Grewal, T. Bristol // The journal of consumer affairs. 1997. — Vol. 31, No. 2. — P. 255−279.
- Mirels Herbert L. The protestant ethic as a Personality Variable / Herbert L. Mirels, James B. Garrett // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1971. -Vol.36, No.l.-P. 40−44.
- MorrisR.A. The Old Believers: The Survival of a religious and Cultural Heritage / R.A.Morris // The Journal of the Slavic and East European Folklore Association. Vol. VI, No.2. — 2001. — P.5−10.
- MurnighanJ.K. Ultimatum bargaining by children and adults / J.K.Murnighan and M.S.Saxon //JoEP. 1998. — V. 19,1.4. — P. 415−445.
- Nakhaie Knowledge of profit and interest among children in Canada / Nakhaie // JoEP. 1993. — Vol.14,1.1. — P. 147−160.
- PlinerP. Children’s consumer behaviour in a store with unattractive merchandise: The «caveat emptorium» / P. Pliner, P. Darke, R. Abramovitch et al // JoEP. 1994. — Vol.15,1 3. — P. 449−460.
- Roland-LevyC. Economic Socialization: Basic for International comparison / C. Roland-Levy // JoEP. 1990. — Vol. 11,1.4. — P. 469−482.
- Roland-LevyC. A cross-cultural comparison of Algerian and French children’s economic socialization / C. Roland-Levy // JoEP. 1990. — Vol.11, 1.1. -P.567−581.
- ScheffelD. In the shadow of Antichrist: The Old Believers of Alberta / D.Scheffel. Peterborough- Lewiston: Broadview press, 1991. — 252 p.
- Schmitt-RodermundE. Occupational dreams, choices and aspirations: adolescence’s entrepreneurial prospects and orientations / E. Schmitt-Rodermund, F.W.Vondracek //Journal of Adolescence. 2002. — No. 25. — P.65−78.
- SchulenbergJ.E. The influence of the family on vocational development / J.E.Schulenberg, F.W.Vondracek and A.C.Crouter // Journal of Marriage and Family. 1984.-No. 10. — P.129−143.
- StraussA. Socialization, logical reasoning and concept development in the child / A. Strauss, K. Schuessler // American Sociological Review. 1951. — No. 16. -P. 514−523.
- StraussA.L. The development and transformation of monetary meanings in the child / A. L. Strauss //American Sociological Review. 1952. — No. 17. — P.275−286.
- WarnerrydK-E. The psychology of saving: A study of economic psychology / K-E.Warnerryd. Cheltenham: Edward Elgar, 1999. — 389p.
- WebleyP. Children’s understanding of Economics / P. Webley // Children’s understanding of society / M. Barett and E. Buchanan-Barrow. Hove, UK.: Psychology Press. — 2003 (in press).
- WebleyP. A study in economic psychology: Children’s saving in a play economy / P. Webley, M. Levin, A. Lewis // Human Relations. 1991. — No. 44. -P. 127−146.
- WebleyP. The Economic Psychology of Everyday Life / P. Webley, C. Burgoyne, S. Lea, B.Young. Hove, U.K.: Psychology Press, 2001. — 214 p.
- WebleyP. Toward a more realistic psychology of economic socialization / P. Webley, S. Lea // JoEP. 1990. — Vol. 11,1.4. — P. 591−614.
- Wosinski Economic socialization of Polish children in different macroeconomic conditions / Wosinski, Pietras //JoEP. 1990. — Vol.11,1.4. — P.515−528.
- WollackS. / Development of the survey of work values / S. Wollack, J. Wijting, P. Smith // Journal of Applied Psychology. 1971. -Vol.55. — P.331−338.