Мотивация как фактор формирования специальных способностей
Существует взаимосвязь профессиональной мотивации с общей личностной направленностью (экстернальностью, интернальностью). У людей с педагогической направленностью отмечается более высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, чем у людей с технической направленностью, но вместе с тем по мере увеличения стажа работы происходит усиление экстерналыюсти, что вероятно, связано… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психологическая сущность специальных способностей и их формирование
- 1. 1. Основные направления изучения специальных способностей в психологии
- 1. 2. Психологическая сущность педагогических и математических способностей
- 1. 3. Формирование специальных способностей
- Глава 2. Мотивацйя и формирование способностей
- 2. 1. Сущность мотивации
- 2. 2. Условия формирования мотивации, влияющей на развитие специальных способностей
- 2. 3. Влияние мотивации на профессиональное становление специалиста.86 (
- Глава 3. Экспериментальное исследование влияния мотивационных факторов на формирование специальных способностей (на примере педагогических и математических)
- 3. 1. Организация и методы экспериментальной работы
- 3. 2. Анализ экспериментальных результатов изучения влияния мотивационных факторов на формирование специальных способностей (на примере математических и педагогических)
- 3. 3. Исследование взаимосвязи профессиональной мотивации с личностной направленностью (экстернальностью, интернальностью)
Мотивация как фактор формирования специальных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время все возрастающее значение в повышении производительности и эффективности всех областей деятельности людей имеет активизация человеческих возможностей. Это требует необходимых знаний о психологических возможностях человека и, прежде всего, о его I способностях. Психология способностей является такой — отраслью психологической науки, которая в настоящее время наиболее значима для практики. Удовлетворительное решение вопросов, связанных с этой проблемой, дает возможность проводить правильный профессиональный отбор, оптимизировать процесс обучения и воспитания, находить пути и механизмы дальнейшего развития и совершенствования специальных способностей. И, как подчеркивает Г. И. Андреева, «речь идет не только об изучении условий для всестороннего раскрытия возможностей человеческого фактора, но и о формировании». Современные требования, предъявляемые к специалисту, предполагают владение им не только ¦ необходимым набором знаний и умений, но и возможностью достижения высокого уровня профессионализма, что требует наличия необходимых способностей, достаточного уровня их развития и возможности компенсации, если нужно, другими специфическими способностями человека. Реализация изложенных требований затрудняется противоречиями между новыми требованиями к специалисту и комплексом факторов, влияющих на эффективность деятельности и формирование способностей, необходимых для определенной деятельности.
Но мнению ряда исследователей,"наибщ^дшст^ формирования специальных способностей^ лежат в мотивационной сфере личности. Мотивационный комплекс побуждает и мобилизует скрытые силы человека, способствует формированию у него профессионально важных качеств и особенностей мышления, характера, эмоциональной сферы. Согласно Д. Н. Узнадзе (1982), роль мотива состоите том, что-то или иное физическое поведение превращается с помощью его в определенное i психологическое поведение. Это удается благодаря тому, что в это поведение включается, система основных потребностей личности и порождает в человеке побудительную силу, направленную на их удовлетворение.
В разработке вопроса о роли мотивации в формировании специальных способностей в настоящее время не существует законченной картины. До конца не исследовано значение и место мотивации в детерминации динамики и результативности формирования специальных способностей человека. Разработка данной проблемы представляется нам актуальной и требующей своего дальнейшего исследования, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Исходя из двух областей знаний: научных и практических, мы выделяем гуманитарную и техническую стороны, так как они охватывают, основные сферы человеческой деятельности. В своей работе мы исследуем педагогические и математические способности, как наиболее важные для выделенных сфер деятельности человека. Опираясь на вышеизложенное, мы можем сделать вывод о мотивационной детерминации формирования специальных способностей в целом, независимо от того, какие это специфические способности и к какой конкретной деятельности они относятся.
Целью исследования стало определение места и значения мотивации в динамике и эффективности формирования специальных способностей.
Объект исследования: формирование специальных способностей, выделение детерминант данного процесса.
Предмет исследования: мотивация как фактор формирования педагогических и математических способностей.
Исходя из цели исследования, была сформулирована гипотеза. заключающаяся в следующих допущениях:
1. В условиях деятельности человека на формирование специальных способностей оказывают влияние побудители активности, в качестве которых выступает мотивация деятельности.
2. Мотивация деятельности в определенной мере сама определяется успешностью деятельности, что в" конечном итоге и ведет к развитию способностей.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе ставятся следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ значимых направлений в изучении специальных способностей. *.
2. Выявить сущность педагогических и математических способностей, факторы и механизмы их формирования.
3. Определить влияние мотивации на формирование специальных способностей (на примере педагогических и математических способностей). fr.
Методологическая основа исследования.
Исследование основывалось на системно-деятельностном подходе (Рубинштейн C. JL, Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Шадриков В. Д. и др). Проблема побудительных сил и механизмов человеческой деятельности является одной из ключевых проблем, заложенных в системно-деятельностном подходе. Согласно деятельностному подходу, способности не только влияют на эффективность деятельности, но в деятельности и развиваются, формируются. Опираясь на концепцию К.А. Авчльхановой-Славской о личностной обусловленности деятельности, мы рассматриваем взаимосвязь развития профессиональных способностей с общей личностной направленностью (экстернальностью, интернальностыо) и динамикой мотивации. В рамках нашей работы мы делаем попытку выделить структуру профессиональных мотивов, связи внутри структуры, иерархию мотивов, определяем развитие профессиональных способностей и происходящие изменения в профессиональной мотивации по мере овладения профессиональной деятельностью.
Основными методами исследования явились: теоретический анализ, контент-анализ, формирующий эксперимент. Были использованы стандартизированные и проективные методики, разработанный нами опросник по выявлению мотивации профессиональной деятельности, а также методы математической статистики.
Новизна исследования:
1. Проведено теоретическое обобщение результатов изучения актуальной научной проблемы психологии — формирование специальных способностей.
2. Разработана модель мотивационных основ' формирования и развития специальных способностей.
3. Экспериментально исследовано влияние мотивации на формирование специальных способностей через успешность учебно-профессиональной деятельности.
4. Изучены особенности мотивации профессиональной деятельности у людей с экстернальной, интернальной направленностью личности.
5. Определены наиболее значимые личностно-профессиональные качества современного педагога.
6. Разработан опросник для выявления профессиональной мотивации.
Практическая значимость исследования:
Результаты нашей экспериментальной и исследовательской работы могут быть использованы для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов, для совершенствования и оптимизации процесса повышения квалификации работающих кадров. Предложенный опросник по выявлению профессиональной мотивации может найти применение в изучении динамики мотивации и ее структуры на разных этапах овладения профессией.
Заключение
.
На основании различных теоретических концепций было проведено разграничение между общими и специальными способностями и даны их определения. Под общими способностями, исходя из работ Б. Г. Ананьева, C.JI. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова, понимаются разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его жизнедеятельности и обусловленные его психофизиологическими особенностями, которые дают возможность включения в различные виды деятельности. Специальные способности, исходя из работ Е. А. Климова, Г. Д. Кавереной, Н. В. Кузьминой и др., определяются конкретным видом труда и конкретными функциями деятельности. Они могут быть обусловлены психофизиологическими особенностями человека, которые получили свое дальнейшее развитие в процессе активной жизнедеятельности и занятости конкретным видом деятельности или компенсированы своеобразным сочетанием других специфических способностей, позволяющих успешно осуществлять определенную деятельность и оптимально развивающиеся в рамках этой деятельности.
В работе рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и структуры педагогических и математических способностей, их специфичности. Основу педагогических способностей составляют следующие обобщенные личностно-профессиональные качества педагога: социально-психологическая компетентностьпсихологическая креативностьгуманистическая направленность- • профессиональная конструктивность. Опираясь на работы Н. А. Аминова, Н. В. Кузьминой сделано заключение о рефлексивных способностях как базовых, определяющих выраженность номинального уровня педагогических способностей.
В структуре математических способностей выделены: формализованность восприятия, способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, способность к быстрому и широкому обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и переключения с прямого на обратный ход мысли.
В работе теоретически и экспериментально обосновано, что исследование взаимосвязи мотивации и формирования специальных способностей должно вестись с позиций системно-деятельностного подхода, в котором проблема побудительных сил является одной из ключевых. Показанная в исследовании модель мотивационных основ формирования специальных" способностей помогает наглядно представить протекание процесса образования потребностно-мотивационного состояния и его дальнейшего влияния на формирование специальных способностей.
Формирование специальных способностей детерминировано определенными видами мотивации, направленными на успешность деятельности, самореализацию в выбранной профессии и удовлетворение прагматических интересов, связанных с данной профессией.
Для формирования высокого уровня мотивации необходимо создавать определенные условия, через подбор внешних средств воздействия на личность: создание ситуаций успеха, награждение, положительная оценка действий, результатов, включение дополнительного смысла при выполнении заданий. В условиях повышенной мотивации улучшаются результаты деятельности, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование способностей к данной деятельности.
Исследования показали, что на разных этапах овладения профессиональной деятельностью существуют различия в структуре профессиональной мотивации. По мере погружения в профессиональную деятельность в структуре ведущих мотивов начинают все больше доминировать мотивы интереса к своей профессии и мотивы, связанные с характером профессиональной деятельности, что влияет на эффективность формирования способностей к данному виду деятельности.
Проведенный корреляционный анализ позволил определить связи в структуре профессиональных мотивов. Это позволяет более продуктивно воздействовать на мотивационную сферу, расширяя ее за счет актуализации новых мотивов, имеющих связи с представленными в сознании субъекта ведущими мотивами профессиональной деятельности, а именно: интерес к профессии, желание получать хорошее материальное вознаграждение, желание достичь успеха в жизни и др.
Исследование показало, что на профессиональную мотивацию оказывают влияние социально-экономические условия жизнедеятельности, и прагматические мотивы внедряются в структуры профессиональной мотивации, затрудняя профессиональное самосовершенствование, но способствуют" адаптации человека к современным условиям жизнедеятельности.
Существует взаимосвязь профессиональной мотивации с общей личностной направленностью (экстернальностью, интернальностью). У людей с педагогической направленностью отмечается более высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, чем у людей с технической направленностью, но вместе с тем по мере увеличения стажа работы происходит усиление экстерналыюсти, что вероятно, связано с профессиональными деформациями и профессиональными кризисами личности. Полученные результаты позволяют эффективно подобрать средства и организовать условия формирования и поддержки уровня сформированности профессиональной мотивации.
Список литературы
- Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков и способностей // Вопросы психологии. 1980, № 3.
- Алексеева Л.Г., Воронин А. Н. и др. Развитие и диагностика способностей М., 1991.
- АбУльуАнойа-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и педагогические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988, № 5.
- Аминов Н.А. Специфика мышления педагогически одаренных школьников // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. -Свердловск, 1989.
- Аминов Н.А. Экспресс диагностика профессиональной пригодности школьников при отборе в педагогические классы и абитуриентов педагогических училищ, пединститутов — Рига, 1990.
- Аминов Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей // Типологическая диагностика и образование / Под редакцией Е. П. Гусева. М., 1991.
- Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии. 1995, № 5.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М., 1977.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды М., 1980.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей -М., 1977.
- Архипова И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специальных (педагогических) способностей. Дис.. канд. психол.наук. Новосибирск, 1995.
- Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности М., 1976.
- Асмолов А.Г. Психология личности М., 1990, с. 313.
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. Ф. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979, № 4.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности М., 1966.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание — М., 1986.
- Бетгер В.В. Психологический анализ коммуникативных способностей // Способности и деятельность Ярославль, 1989, с. 14−23.
- Блинов Б.В., Петров В. П. Некоторые особенности различных индивидуальных качеств в процессе вузовской подготовки специалистов // Проблемы формирования профпригодности специалистов -М., 1985, с.23−26.
- Богомаз С.Л. Самоанализ как условие профессионального самоопределения сельских старшеклассников Витебск, 1997.
- Бодалев А.А. Психология о личности М., 1988.
- Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотиьации поведения детей и подростков М., Педагогика-1972.
- Божович Л. И. Славина Л.С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 14.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике Киев, 1989.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных отношений -М.5 1976.
- Вилюнас В.К. инстинкт, в свете эмоциональной концепции мотивации // Вестник. Психология серия 14, 1997, № 1.
- Выготский Л.С. Соб. Соч. в 6 т. Т.2. М., 1982.
- Вяткин Б.А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя //Вопросы психологии. 1994, № 4, с. 73, с. 80.
- Гербачевский В.К. Категория активности и индивидуальность. Вестник С-Пб. унив. серия 6. Психология, выпуск 2,1992.
- Голубева Э.А. типологический и измерительные подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал, 1995, № 1, с. 71.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии, 1986, № 5.
- Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии, 1980, № 4.
- Голубева Э.А. О природных предпосылках психического развития человека М., 1977, с. 64.
- Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии, 1983, № 3.
- Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М., Просвещение, 1951.
- Гоноболин Ф. Н. Педагогические способности и их классификация -Тбилиси, 1971.
- Горельченко З.П. К вопросу о математических способностях учащихся школ. М.,. Автореферат дис.. к. п. Н. (по психологии), 1969.
- Грабеклис В.И., Воспитанник И. В., Ежевская Т. И. и др. Как стать эффективным учителем Чита, 1995.
- Гребнев В.Я., Сараева Н. М. Регуляция психической напряженности работников школ // Служба практической психологии образования:. проблемы, поиски, решения. Чита, 1997. с. 81.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников М — серия, педагогика и психология, 1988, № 6.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии Л., 1988.
- Гримак Л.П. Общение с собой М., 1991.
- Додонов Д.Б. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии 1973, № 5, с.18−29.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей М., 1995, с. 14.
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Теоретические основы. Ч. 1 Саратов, 1990, с. 371.
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Теоретические основы. Ч. 2 Саратов, 1990.
- Дубровина В.И. К вопросу о специфичности способностей младших школьников // Вопросы психологии способностей М., 1973.
- Дубровина В.И. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей М., 1979.
- Ершов А. Взгляд психолога на активность человека М., 1991.
- Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей М., 1991.
- Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Феникс, Дубна, 1997.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции -М., 1991.
- Иванников В.А. Потребности как жизненные задачи. Вестник МГУ.
- Серия 14. психология, 1997, № 1.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологическийжурнал, 1995, № 2.
- Илыш ЕЛ. Щюбиема. ОДШбШхтей: два подхода к ее решению //
- Психологический журнал, т. 8, 1987, № 2, с. 37−47.
- Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии Иркутск, 1998.
- Каверина Р. Д. Психологические особенности учащихся профтехучилищ, овладевающих профессиями сферы обслуживания // Психологические проблемы профессиональной направленности учащихся профтехучилищ М., 1982, с. 43−53.
- Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов -Киев, 1994.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда М., 1988.
- Климов Е.А. Путь в профессию М., 1974. /
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения -Ростов-на-Дону, 1996, с. 307−308.
- Коссаковски А., Ломпшер Ч. О концепции деятельности в педагогической психологии // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы М., 1990.
- Кон И.С. В поисках себя М., 1984.
- Костюк Г. С. Принципы развития в психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. Ильясова И. И., Ляудис В.Я.-М., 1981.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности М., 1980.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности М., 1988.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Автореферат дис. доктора наук (по психологии) М., 1967.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей М., 1968.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии М, 1972.
- Крутецкий В.А. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей М., 1982.
- Психология обучения и воспитания школьников М., 1976. с. 294 299.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии, 1984, № 1.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения М., 1990.
- Колмогоров А.Н. О профессии математика МГУ, 1959.
- Левитов Н.Д. Личность советского учителя и формирование его авторитета // Детская и педагогическая психология М., 1964.
- Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы М., 1984.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М., 1976.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1 -М, 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблема психологии деятельности // Деятельностный подход в психологии- проблемы и перспективы М., 1990.
- Леонтьев Д.А. Деятельность и потребность // Деятельностный подход в психологии М., 1990.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности вестник МГУ. Серия 14. психология, 1997, № 1.
- Леонтьев В.Г. Принципы исследования мотивации личности человека в советской психологии // Исследование мотивационной сферыличности Новосибирск, 1984, с. 7−19.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации -Новосибирск, 1992.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал, т.2, № 5, 1981.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984.
- Ломов Б.Ф. Проблема психического отражения в трудах Леонтьева // Психологический журнал т. 4,1983, № 3.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников М., 1984.
- Матюхина М.В. Особенности мотивации младших школьников И Вопросы психологии, 1985, № 1.
- Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении -М., 1980.
- Маркова А.К. Психология труда учителя М., 1993, с. 24.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-М., 1983.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников М., 1983.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека Пермь, 1971.
- Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие М., 1966.
- Митина Л.И. Учитель как личность и профессионал М., 1994, с. 19.22.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы Л., 1960.
- Мясищев В.Н. Проблемы способностей. М., 1962.
- Немов Р. Психология М., 1983.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского М., 1976.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности М., 1991.
- Орлов Ю.М. Мотивация поведения М., 1997.
- Орлова Т.Е., Аникеева Н. П. Краткий курс лекций по психологии человека Новосибирск, 1998.
- Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система-М., 1991.
- Проколиенко Л.Н. Проблема активности развивающейся личности в исследованиях Р.С. Костюка // Вопросы психологии, 1985, № 1.
- Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1996.
- ПО.Психологическая помощь и консультирование в практической психологии // Под ред. М. К. Тутушкиной. Сп.б., 1998.
- Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии, 1990, № 3.
- Регуш Л. А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута // Вопросы психологии, 1985, № 1, с. 95.
- Регуш Л.А. Психология прогнозированния. Способность, ее развитие и диагностика. Киев, 1997.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, т. 2 М., 1989.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии М., 1950.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1996,№ 3.
- Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности / под ред. А. А. Деркача, М., 1996.
- Розов М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования Новосибирск, 1987.
- Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя -Л., 1976, с. 34.
- Смирнов С.Д. психологическая теория деятельности и концепция Н.А. Бернштейна Вестник МГУ, серия 14. психология, 1978, № 2.
- Смирнов А.А. О психологической подготовке молодежи к труду // Вопросы психологии, № 1,1961. ,
- Соколов М.А. Сущность сознания и его роль в творческой деятельности человека М., 1971.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности М., 1989.
- Сергеев Б.Ф. Стать гением. От инстинкта к разуму М., 1991.
- Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи М., 1987.
- Симонов П. В Мотивированный мозг М., 1987.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. психология человека М., 1995.
- Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э. А. Голубевой, 1989.
- Способности и деятельность: Межв. сб.н.тр. Ярославль. 1989.
- Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева М., 1983.
- Столин В.В. Самосознание м личность М., 1983.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961.
- Теплов Б.М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии, № 5,1963.
- Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция Ташкент, 1987.
- Фридман Л.Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя М., 1998.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность т. 1 М., 1986.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность т. 2 М., 1986.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность, дар или испытание. Серия педагогика и психология, 1990, № 12.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал, 1982, № 5.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал, т. 4, 1983, № 5, с. 3−11.
- Шадриков В.Д. Проблема профессиональных способностей // Психологический журнал, 1982, № 5, с. 13−26.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека -М, 1996.
- Шадриков В.Д. Способности человека Москва-Воронеж, 1997.
- Шапиро С.И. Психологический анализ структуры математических способностей в старшем школьном возрасте. Автореферат дис.. канд. пед наук (по психологии) М., 1967.
- Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя Я., 1976.
- Щербаков А.И. Психология личности учителя // Возрастная и педагогическая психология М., Просвещение, 1973.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности М., 1998.
- Юсупов И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание -Казань, 1993.
- Юсупов И.М. Профессиональное самосознание педагога // Советская педагогика, 1989, № 12.
- Южанинова А. Я К проблеме диагностики социального интеллекта
- Психологическая наука и общественная практика М., 1983.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. Спб., 1998.
- Ядов В.А. Методология и техника социологического исследования-Тарту, 1969.
- Eysenck Н. Human typology? Higher nervous activity and factor analysis // Biological bases of individual behavior. N.Y.- Acad. Press, 1972.
- Guilford J. The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967.
- Heckhausen H., Kuhl J. From wishes to action: The dead ends and short cuts on the long way to action // Goal-directed behavior: Psychological Theory and research on action / ed. By M. Frese, J. Sabini Hilllsdale, 1985.
- Hull C.L. Principles of Behavior. N.Y., London, 1943.
- Lewin K. Vorsats, wille und Bedurfnis: Mit vosbemerkungen iiber die psychishen Krafte und Energien und die Struntur der Scele. Berlin, 1926.
- Maslov A. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
- Russel W. Evolutionary concepts in behavioral science. The evolution of behavior in the individual animal, and the principle of combinatorical selection //Gen. Syst. 1961 Vol. 6.
- Задание для учащихся 10 классов по математике.
- Вычислите без помощи таблиц:1. ТГ Я" ТС -ТСcos 12 «s*n 12 ' ^ cos 12 «* ' 2 sin ^ + 0,5 2 -6. Разложите на множители:1 sin 2а — sin a + cos a + 1 —
- Найдите значение выражения:1 sin 2a. sin3a — cos3actg a' tg a -2 sin a' cos aесли sin a cos a = п. если sin a — cos a = n. cos a -1 -cos3a + sin3a если cos a + sin a
- Задания по математике для детей подготовительной к школе группы детского сада1 занятие:
- О Нарисуй одну елочку, два грибочка, два цветочка, один листочек.
- Напиши число последующее числу 1.3. Реши примеры:1+1= 2−1=4. Пропиши строчку двоек.
- На полянке рос один гриб. Сколько грибов выросло на полянке?
- На ветке висело два яблока. Одно упало. Сколько осталось?
- Напиши число, предыдущее 2.2 занятие:1. Какое число пропущено:13 3 1
- J.JI ¦ ¦ • • j*/ j • • ¦ 9 хгз з, 2,.1. ^ ^ «• • • • • у 2j 1
- В аквариуме плавали две красные рыбки и одна желтая. Сколько рыбок плавало в аквариуме?
- На еже сидели 3 снегиря. Два улетели. Сколько осталось?4. Реши примеры:1+1= 3−2=2.2=. 1+2=3.1= 3−2=5. Вставь знак:1 .2 = 321 = 1 3. 1=2
- Используя числа 1,2,3 составь примеры: Занятие 3.
- У Маши было 3 пластинки со сказками и одна с песнями. Сколько пластинок у Маши?
- На столе лежало 4 яблока. Витя съел 2 яблока. Сколько яблок осталось?
- Нарисуй пять квадратиков и столько же треугольников. Нарисуй кружочков на один меньше, чем треугольников.
- Что легче, один килограмм ваты или 1 килограмм железа?5. Реши примеры:2+2= 4−2= 1+2= 1+3= 4−1= 3−1=
- У Вики было четыре груши. Половину она съела. Сколько груш осталось у Вики?
- Какие 2 числа надо сложить, чтобы получить пять?5. Запиши числа: больше одного, но меньше пяти- меньше четырех, но больше двух- больше трех, но меньше пяти- меньше пяти, но больше трех.
- Запиши соседей чисел: 3, 5,4.
- Сочинение на тему: «Мой первый день в школе в роли учителя»
- Это праздничный для меня день. Все говорит об этом: и мой нарядный, но строгий наряд и улыбка, которая украшает мое лицо, и даже это огромное волнение, которым я заполнена. Наконец-то, сбылась моя мечта я стала учителем.
- Надо наконец начинать урок, но я все оттягиваю. Все успокоились и снова выжидающе смотрят на меня. Я улыбаюсь, скрывая за улыбкой волнение от такого количества глаз.
- Опросник профессиональной мотивации
- Вам предложены варианты ответов, из которых нужно выбрить 5 и расставить их в порядке значимости на отдельном листке бумаги» Укажите, пожалуйста, свой возраст.