Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мотивация как фактор формирования специальных способностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует взаимосвязь профессиональной мотивации с общей личностной направленностью (экстернальностью, интернальностью). У людей с педагогической направленностью отмечается более высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, чем у людей с технической направленностью, но вместе с тем по мере увеличения стажа работы происходит усиление экстерналыюсти, что вероятно, связано… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая сущность специальных способностей и их формирование
    • 1. 1. Основные направления изучения специальных способностей в психологии
    • 1. 2. Психологическая сущность педагогических и математических способностей
    • 1. 3. Формирование специальных способностей
  • Глава 2. Мотивацйя и формирование способностей
    • 2. 1. Сущность мотивации
    • 2. 2. Условия формирования мотивации, влияющей на развитие специальных способностей
    • 2. 3. Влияние мотивации на профессиональное становление специалиста.86 (
  • Глава 3. Экспериментальное исследование влияния мотивационных факторов на формирование специальных способностей (на примере педагогических и математических)
    • 3. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 3. 2. Анализ экспериментальных результатов изучения влияния мотивационных факторов на формирование специальных способностей (на примере математических и педагогических)
    • 3. 3. Исследование взаимосвязи профессиональной мотивации с личностной направленностью (экстернальностью, интернальностью)

Мотивация как фактор формирования специальных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время все возрастающее значение в повышении производительности и эффективности всех областей деятельности людей имеет активизация человеческих возможностей. Это требует необходимых знаний о психологических возможностях человека и, прежде всего, о его I способностях. Психология способностей является такой — отраслью психологической науки, которая в настоящее время наиболее значима для практики. Удовлетворительное решение вопросов, связанных с этой проблемой, дает возможность проводить правильный профессиональный отбор, оптимизировать процесс обучения и воспитания, находить пути и механизмы дальнейшего развития и совершенствования специальных способностей. И, как подчеркивает Г. И. Андреева, «речь идет не только об изучении условий для всестороннего раскрытия возможностей человеческого фактора, но и о формировании». Современные требования, предъявляемые к специалисту, предполагают владение им не только ¦ необходимым набором знаний и умений, но и возможностью достижения высокого уровня профессионализма, что требует наличия необходимых способностей, достаточного уровня их развития и возможности компенсации, если нужно, другими специфическими способностями человека. Реализация изложенных требований затрудняется противоречиями между новыми требованиями к специалисту и комплексом факторов, влияющих на эффективность деятельности и формирование способностей, необходимых для определенной деятельности.

Но мнению ряда исследователей,"наибщ^дшст^ формирования специальных способностей^ лежат в мотивационной сфере личности. Мотивационный комплекс побуждает и мобилизует скрытые силы человека, способствует формированию у него профессионально важных качеств и особенностей мышления, характера, эмоциональной сферы. Согласно Д. Н. Узнадзе (1982), роль мотива состоите том, что-то или иное физическое поведение превращается с помощью его в определенное i психологическое поведение. Это удается благодаря тому, что в это поведение включается, система основных потребностей личности и порождает в человеке побудительную силу, направленную на их удовлетворение.

В разработке вопроса о роли мотивации в формировании специальных способностей в настоящее время не существует законченной картины. До конца не исследовано значение и место мотивации в детерминации динамики и результативности формирования специальных способностей человека. Разработка данной проблемы представляется нам актуальной и требующей своего дальнейшего исследования, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Исходя из двух областей знаний: научных и практических, мы выделяем гуманитарную и техническую стороны, так как они охватывают, основные сферы человеческой деятельности. В своей работе мы исследуем педагогические и математические способности, как наиболее важные для выделенных сфер деятельности человека. Опираясь на вышеизложенное, мы можем сделать вывод о мотивационной детерминации формирования специальных способностей в целом, независимо от того, какие это специфические способности и к какой конкретной деятельности они относятся.

Целью исследования стало определение места и значения мотивации в динамике и эффективности формирования специальных способностей.

Объект исследования: формирование специальных способностей, выделение детерминант данного процесса.

Предмет исследования: мотивация как фактор формирования педагогических и математических способностей.

Исходя из цели исследования, была сформулирована гипотеза. заключающаяся в следующих допущениях:

1. В условиях деятельности человека на формирование специальных способностей оказывают влияние побудители активности, в качестве которых выступает мотивация деятельности.

2. Мотивация деятельности в определенной мере сама определяется успешностью деятельности, что в" конечном итоге и ведет к развитию способностей.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе ставятся следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ значимых направлений в изучении специальных способностей. *.

2. Выявить сущность педагогических и математических способностей, факторы и механизмы их формирования.

3. Определить влияние мотивации на формирование специальных способностей (на примере педагогических и математических способностей). fr.

Методологическая основа исследования.

Исследование основывалось на системно-деятельностном подходе (Рубинштейн C. JL, Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Шадриков В. Д. и др). Проблема побудительных сил и механизмов человеческой деятельности является одной из ключевых проблем, заложенных в системно-деятельностном подходе. Согласно деятельностному подходу, способности не только влияют на эффективность деятельности, но в деятельности и развиваются, формируются. Опираясь на концепцию К.А. Авчльхановой-Славской о личностной обусловленности деятельности, мы рассматриваем взаимосвязь развития профессиональных способностей с общей личностной направленностью (экстернальностью, интернальностыо) и динамикой мотивации. В рамках нашей работы мы делаем попытку выделить структуру профессиональных мотивов, связи внутри структуры, иерархию мотивов, определяем развитие профессиональных способностей и происходящие изменения в профессиональной мотивации по мере овладения профессиональной деятельностью.

Основными методами исследования явились: теоретический анализ, контент-анализ, формирующий эксперимент. Были использованы стандартизированные и проективные методики, разработанный нами опросник по выявлению мотивации профессиональной деятельности, а также методы математической статистики.

Новизна исследования:

1. Проведено теоретическое обобщение результатов изучения актуальной научной проблемы психологии — формирование специальных способностей.

2. Разработана модель мотивационных основ' формирования и развития специальных способностей.

3. Экспериментально исследовано влияние мотивации на формирование специальных способностей через успешность учебно-профессиональной деятельности.

4. Изучены особенности мотивации профессиональной деятельности у людей с экстернальной, интернальной направленностью личности.

5. Определены наиболее значимые личностно-профессиональные качества современного педагога.

6. Разработан опросник для выявления профессиональной мотивации.

Практическая значимость исследования:

Результаты нашей экспериментальной и исследовательской работы могут быть использованы для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов, для совершенствования и оптимизации процесса повышения квалификации работающих кадров. Предложенный опросник по выявлению профессиональной мотивации может найти применение в изучении динамики мотивации и ее структуры на разных этапах овладения профессией.

Заключение

.

На основании различных теоретических концепций было проведено разграничение между общими и специальными способностями и даны их определения. Под общими способностями, исходя из работ Б. Г. Ананьева, C.JI. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова, понимаются разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его жизнедеятельности и обусловленные его психофизиологическими особенностями, которые дают возможность включения в различные виды деятельности. Специальные способности, исходя из работ Е. А. Климова, Г. Д. Кавереной, Н. В. Кузьминой и др., определяются конкретным видом труда и конкретными функциями деятельности. Они могут быть обусловлены психофизиологическими особенностями человека, которые получили свое дальнейшее развитие в процессе активной жизнедеятельности и занятости конкретным видом деятельности или компенсированы своеобразным сочетанием других специфических способностей, позволяющих успешно осуществлять определенную деятельность и оптимально развивающиеся в рамках этой деятельности.

В работе рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и структуры педагогических и математических способностей, их специфичности. Основу педагогических способностей составляют следующие обобщенные личностно-профессиональные качества педагога: социально-психологическая компетентностьпсихологическая креативностьгуманистическая направленность- • профессиональная конструктивность. Опираясь на работы Н. А. Аминова, Н. В. Кузьминой сделано заключение о рефлексивных способностях как базовых, определяющих выраженность номинального уровня педагогических способностей.

В структуре математических способностей выделены: формализованность восприятия, способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, способность к быстрому и широкому обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и переключения с прямого на обратный ход мысли.

В работе теоретически и экспериментально обосновано, что исследование взаимосвязи мотивации и формирования специальных способностей должно вестись с позиций системно-деятельностного подхода, в котором проблема побудительных сил является одной из ключевых. Показанная в исследовании модель мотивационных основ формирования специальных" способностей помогает наглядно представить протекание процесса образования потребностно-мотивационного состояния и его дальнейшего влияния на формирование специальных способностей.

Формирование специальных способностей детерминировано определенными видами мотивации, направленными на успешность деятельности, самореализацию в выбранной профессии и удовлетворение прагматических интересов, связанных с данной профессией.

Для формирования высокого уровня мотивации необходимо создавать определенные условия, через подбор внешних средств воздействия на личность: создание ситуаций успеха, награждение, положительная оценка действий, результатов, включение дополнительного смысла при выполнении заданий. В условиях повышенной мотивации улучшаются результаты деятельности, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование способностей к данной деятельности.

Исследования показали, что на разных этапах овладения профессиональной деятельностью существуют различия в структуре профессиональной мотивации. По мере погружения в профессиональную деятельность в структуре ведущих мотивов начинают все больше доминировать мотивы интереса к своей профессии и мотивы, связанные с характером профессиональной деятельности, что влияет на эффективность формирования способностей к данному виду деятельности.

Проведенный корреляционный анализ позволил определить связи в структуре профессиональных мотивов. Это позволяет более продуктивно воздействовать на мотивационную сферу, расширяя ее за счет актуализации новых мотивов, имеющих связи с представленными в сознании субъекта ведущими мотивами профессиональной деятельности, а именно: интерес к профессии, желание получать хорошее материальное вознаграждение, желание достичь успеха в жизни и др.

Исследование показало, что на профессиональную мотивацию оказывают влияние социально-экономические условия жизнедеятельности, и прагматические мотивы внедряются в структуры профессиональной мотивации, затрудняя профессиональное самосовершенствование, но способствуют" адаптации человека к современным условиям жизнедеятельности.

Существует взаимосвязь профессиональной мотивации с общей личностной направленностью (экстернальностью, интернальностью). У людей с педагогической направленностью отмечается более высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, чем у людей с технической направленностью, но вместе с тем по мере увеличения стажа работы происходит усиление экстерналыюсти, что вероятно, связано с профессиональными деформациями и профессиональными кризисами личности. Полученные результаты позволяют эффективно подобрать средства и организовать условия формирования и поддержки уровня сформированности профессиональной мотивации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков и способностей // Вопросы психологии. 1980, № 3.
  2. Л.Г., Воронин А. Н. и др. Развитие и диагностика способностей М., 1991.
  3. АбУльуАнойа-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.
  4. Н.А. Психофизиологические и педагогические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988, № 5.
  5. Н.А. Специфика мышления педагогически одаренных школьников // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. -Свердловск, 1989.
  6. Н.А. Экспресс диагностика профессиональной пригодности школьников при отборе в педагогические классы и абитуриентов педагогических училищ, пединститутов — Рига, 1990.
  7. Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей // Типологическая диагностика и образование / Под редакцией Е. П. Гусева. М., 1991.
  8. Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии. 1995, № 5.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания М., 1977.
  10. .Г. Избранные психологические труды М., 1980.
  11. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей -М., 1977.
  12. И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специальных (педагогических) способностей. Дис.. канд. психол.наук. Новосибирск, 1995.
  13. В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности М., 1976.
  15. А.Г. Психология личности М., 1990, с. 313.
  16. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. Ф. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979, № 4.
  17. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности М., 1966.
  18. Р. Развитие Я концепции и воспитание — М., 1986.
  19. В.В. Психологический анализ коммуникативных способностей // Способности и деятельность Ярославль, 1989, с. 14−23.
  20. .В., Петров В. П. Некоторые особенности различных индивидуальных качеств в процессе вузовской подготовки специалистов // Проблемы формирования профпригодности специалистов -М., 1985, с.23−26.
  21. С.Л. Самоанализ как условие профессионального самоопределения сельских старшеклассников Витебск, 1997.
  22. А.А. Психология о личности М., 1988.
  23. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотиьации поведения детей и подростков М., Педагогика-1972.
  24. Л. И. Славина Л.С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 14.
  25. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике Киев, 1989.
  26. В.К. Психология эмоциональных отношений -М.5 1976.
  27. В.К. инстинкт, в свете эмоциональной концепции мотивации // Вестник. Психология серия 14, 1997, № 1.
  28. Л.С. Соб. Соч. в 6 т. Т.2. М., 1982.
  29. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя //Вопросы психологии. 1994, № 4, с. 73, с. 80.
  30. В.К. Категория активности и индивидуальность. Вестник С-Пб. унив. серия 6. Психология, выпуск 2,1992.
  31. Э.А. типологический и измерительные подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал, 1995, № 1, с. 71.
  32. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии, 1986, № 5.
  33. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии, 1980, № 4.
  34. Э.А. О природных предпосылках психического развития человека М., 1977, с. 64.
  35. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии, 1983, № 3.
  36. Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М., Просвещение, 1951.
  37. Ф. Н. Педагогические способности и их классификация -Тбилиси, 1971.
  38. З.П. К вопросу о математических способностях учащихся школ. М.,. Автореферат дис.. к. п. Н. (по психологии), 1969.
  39. В.И., Воспитанник И. В., Ежевская Т. И. и др. Как стать эффективным учителем Чита, 1995.
  40. В.Я., Сараева Н. М. Регуляция психической напряженности работников школ // Служба практической психологии образования:. проблемы, поиски, решения. Чита, 1997. с. 81.
  41. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников М — серия, педагогика и психология, 1988, № 6.
  42. P.M. Элементы практической психологии Л., 1988.
  43. Л.П. Общение с собой М., 1991.
  44. Д.Б. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии 1973, № 5, с.18−29.
  45. .И. Эмоции как ценность. М., 1978.
  46. В.Н. Психология общих способностей М., 1995, с. 14.
  47. В.Н. Психологическая диагностика способностей. Теоретические основы. Ч. 1 Саратов, 1990, с. 371.
  48. В.Н. Психологическая диагностика способностей. Теоретические основы. Ч. 2 Саратов, 1990.
  49. В.И. К вопросу о специфичности способностей младших школьников // Вопросы психологии способностей М., 1973.
  50. В.И. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей М., 1979.
  51. А. Взгляд психолога на активность человека М., 1991.
  52. Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей М., 1991.
  53. Д.А. Управление чужим поведением. Феникс, Дубна, 1997.
  54. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  55. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции -М., 1991.
  56. В.А. Потребности как жизненные задачи. Вестник МГУ.
  57. Серия 14. психология, 1997, № 1.
  58. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологическийжурнал, 1995, № 2.
  59. ЕЛ. Щюбиема. ОДШбШхтей: два подхода к ее решению //
  60. Психологический журнал, т. 8, 1987, № 2, с. 37−47.
  61. А.Д. Очерки социальной психологии Иркутск, 1998.
  62. Р. Д. Психологические особенности учащихся профтехучилищ, овладевающих профессиями сферы обслуживания // Психологические проблемы профессиональной направленности учащихся профтехучилищ М., 1982, с. 43−53.
  63. Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов -Киев, 1994.
  64. Е.А. Введение в психологию труда М., 1988.
  65. Е.А. Путь в профессию М., 1974. /
  66. Е.А. Психология профессионального самоопределения -Ростов-на-Дону, 1996, с. 307−308.
  67. А., Ломпшер Ч. О концепции деятельности в педагогической психологии // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы М., 1990.
  68. Кон И.С. В поисках себя М., 1984.
  69. Г. С. Принципы развития в психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. Ильясова И. И., Ляудис В.Я.-М., 1981.
  70. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности М., 1980.
  71. В.И. Мотивы поведения и деятельности М., 1988.
  72. В.А. Психология математических способностей школьников. Автореферат дис. доктора наук (по психологии) М., 1967.
  73. В.А. Психология математических способностей М., 1968.
  74. В.А. Основы педагогической психологии М, 1972.
  75. В.А. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей М., 1982.
  76. Психология обучения и воспитания школьников М., 1976. с. 294 299.
  77. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии, 1984, № 1.
  78. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения М., 1990.
  79. А.Н. О профессии математика МГУ, 1959.
  80. Н.Д. Личность советского учителя и формирование его авторитета // Детская и педагогическая психология М., 1964.
  81. Н.С. Способность и одаренность в детские годы М., 1984.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М., 1976.
  83. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1 -М, 1983.
  84. А.Н. Проблема психологии деятельности // Деятельностный подход в психологии- проблемы и перспективы М., 1990.
  85. Д.А. Деятельность и потребность // Деятельностный подход в психологии М., 1990.
  86. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности вестник МГУ. Серия 14. психология, 1997, № 1.
  87. В.Г. Принципы исследования мотивации личности человека в советской психологии // Исследование мотивационной сферыличности Новосибирск, 1984, с. 7−19.
  88. В.Г. Психологические механизмы мотивации -Новосибирск, 1992.
  89. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал, т.2, № 5, 1981.
  90. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984.
  91. .Ф. Проблема психического отражения в трудах Леонтьева // Психологический журнал т. 4,1983, № 3.
  92. М.В. Мотивация учения младших школьников М., 1984.
  93. М.В. Особенности мотивации младших школьников И Вопросы психологии, 1985, № 1.
  94. А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении -М., 1980.
  95. А.К. Психология труда учителя М., 1993, с. 24.
  96. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-М., 1983.
  97. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников М., 1983.
  98. B.C. Лекции по психологии мотивов человека Пермь, 1971.
  99. Н.А. Обучение и умственное развитие М., 1966.
  100. Л.И. Учитель как личность и профессионал М., 1994, с. 19.22.
  101. В.Н. Личность и неврозы Л., 1960.
  102. В.Н. Проблемы способностей. М., 1962.
  103. Р. Психология М., 1983.
  104. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского М., 1976.
  105. Ю.М. Восхождение к индивидуальности М., 1991.
  106. Ю.М. Мотивация поведения М., 1997.
  107. Т.Е., Аникеева Н. П. Краткий курс лекций по психологии человека Новосибирск, 1998.
  108. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система-М., 1991.
  109. Л.Н. Проблема активности развивающейся личности в исследованиях Р.С. Костюка // Вопросы психологии, 1985, № 1.
  110. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1996.
  111. ПО.Психологическая помощь и консультирование в практической психологии // Под ред. М. К. Тутушкиной. Сп.б., 1998.
  112. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии, 1990, № 3.
  113. Л. А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута // Вопросы психологии, 1985, № 1, с. 95.
  114. Л.А. Психология прогнозированния. Способность, ее развитие и диагностика. Киев, 1997.
  115. С.Л. Основы общей психологии, т. 2 М., 1989.
  116. С.Л. Принципы и пути развития психологии М., 1950.
  117. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1996,№ 3.
  118. Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  119. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности / под ред. А. А. Деркача, М., 1996.
  120. М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования Новосибирск, 1987.
  121. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя -Л., 1976, с. 34.
  122. С.Д. психологическая теория деятельности и концепция Н.А. Бернштейна Вестник МГУ, серия 14. психология, 1978, № 2.
  123. А.А. О психологической подготовке молодежи к труду // Вопросы психологии, № 1,1961. ,
  124. М.А. Сущность сознания и его роль в творческой деятельности человека М., 1971.
  125. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности М., 1989.
  126. .Ф. Стать гением. От инстинкта к разуму М., 1991.
  127. .Ф. Высшая форма организованной материи М., 1987.
  128. Симонов П. В Мотивированный мозг М., 1987.
  129. В.И., Исаев Е. И. психология человека М., 1995.
  130. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э. А. Голубевой, 1989.
  131. Способности и деятельность: Межв. сб.н.тр. Ярославль. 1989.
  132. В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева М., 1983.
  133. В.В. Самосознание м личность М., 1983.
  134. .М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961.
  135. .М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии, № 5,1963.
  136. А.А. Мотивационная саморегуляция Ташкент, 1987.
  137. Л.Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя М., 1998.
  138. X. Мотивация и деятельность т. 1 М., 1986.
  139. X. Мотивация и деятельность т. 2 М., 1986.
  140. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность, дар или испытание. Серия педагогика и психология, 1990, № 12.
  141. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал, 1982, № 5.
  142. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал, т. 4, 1983, № 5, с. 3−11.
  143. В.Д. Проблема профессиональных способностей // Психологический журнал, 1982, № 5, с. 13−26.
  144. В.Д. Психология деятельности и способности человека -М, 1996.
  145. В.Д. Способности человека Москва-Воронеж, 1997.
  146. С.И. Психологический анализ структуры математических способностей в старшем школьном возрасте. Автореферат дис.. канд. пед наук (по психологии) М., 1967.
  147. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя Я., 1976.
  148. А.И. Психология личности учителя // Возрастная и педагогическая психология М., Просвещение, 1973.
  149. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности М., 1998.
  150. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание -Казань, 1993.
  151. И.М. Профессиональное самосознание педагога // Советская педагогика, 1989, № 12.
  152. Южанинова А. Я К проблеме диагностики социального интеллекта
  153. Психологическая наука и общественная практика М., 1983.
  154. В.А. Педагогическая психология. Спб., 1998.
  155. В.А. Методология и техника социологического исследования-Тарту, 1969.
  156. Eysenck Н. Human typology? Higher nervous activity and factor analysis // Biological bases of individual behavior. N.Y.- Acad. Press, 1972.
  157. Guilford J. The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967.
  158. Heckhausen H., Kuhl J. From wishes to action: The dead ends and short cuts on the long way to action // Goal-directed behavior: Psychological Theory and research on action / ed. By M. Frese, J. Sabini Hilllsdale, 1985.
  159. Hull C.L. Principles of Behavior. N.Y., London, 1943.
  160. Lewin K. Vorsats, wille und Bedurfnis: Mit vosbemerkungen iiber die psychishen Krafte und Energien und die Struntur der Scele. Berlin, 1926.
  161. Maslov A. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
  162. Russel W. Evolutionary concepts in behavioral science. The evolution of behavior in the individual animal, and the principle of combinatorical selection //Gen. Syst. 1961 Vol. 6.
  163. Задание для учащихся 10 классов по математике.
  164. Вычислите без помощи таблиц:1. ТГ Я" ТС -ТСcos 12 «s*n 12 ' ^ cos 12 «* ' 2 sin ^ + 0,5 2 -6. Разложите на множители:1 sin 2а — sin a + cos a + 1 —
  165. Найдите значение выражения:1 sin 2a. sin3a — cos3actg a' tg a -2 sin a' cos aесли sin a cos a = п. если sin a — cos a = n. cos a -1 -cos3a + sin3a если cos a + sin a
  166. Задания по математике для детей подготовительной к школе группы детского сада1 занятие:
  167. О Нарисуй одну елочку, два грибочка, два цветочка, один листочек.
  168. Напиши число последующее числу 1.3. Реши примеры:1+1= 2−1=4. Пропиши строчку двоек.
  169. На полянке рос один гриб. Сколько грибов выросло на полянке?
  170. На ветке висело два яблока. Одно упало. Сколько осталось?
  171. Напиши число, предыдущее 2.2 занятие:1. Какое число пропущено:13 3 1
  172. J.JI ¦ ¦ • • j*/ j • • ¦ 9 хгз з, 2,.1. ^ ^ «• • • • • у 2j 1
  173. В аквариуме плавали две красные рыбки и одна желтая. Сколько рыбок плавало в аквариуме?
  174. На еже сидели 3 снегиря. Два улетели. Сколько осталось?4. Реши примеры:1+1= 3−2=2.2=. 1+2=3.1= 3−2=5. Вставь знак:1 .2 = 321 = 1 3. 1=2
  175. Используя числа 1,2,3 составь примеры: Занятие 3.
  176. У Маши было 3 пластинки со сказками и одна с песнями. Сколько пластинок у Маши?
  177. На столе лежало 4 яблока. Витя съел 2 яблока. Сколько яблок осталось?
  178. Нарисуй пять квадратиков и столько же треугольников. Нарисуй кружочков на один меньше, чем треугольников.
  179. Что легче, один килограмм ваты или 1 килограмм железа?5. Реши примеры:2+2= 4−2= 1+2= 1+3= 4−1= 3−1=
  180. У Вики было четыре груши. Половину она съела. Сколько груш осталось у Вики?
  181. Какие 2 числа надо сложить, чтобы получить пять?5. Запиши числа: больше одного, но меньше пяти- меньше четырех, но больше двух- больше трех, но меньше пяти- меньше пяти, но больше трех.
  182. Запиши соседей чисел: 3, 5,4.
  183. Сочинение на тему: «Мой первый день в школе в роли учителя»
  184. Это праздничный для меня день. Все говорит об этом: и мой нарядный, но строгий наряд и улыбка, которая украшает мое лицо, и даже это огромное волнение, которым я заполнена. Наконец-то, сбылась моя мечта я стала учителем.
  185. Надо наконец начинать урок, но я все оттягиваю. Все успокоились и снова выжидающе смотрят на меня. Я улыбаюсь, скрывая за улыбкой волнение от такого количества глаз.
  186. Опросник профессиональной мотивации
  187. Вам предложены варианты ответов, из которых нужно выбрить 5 и расставить их в порядке значимости на отдельном листке бумаги» Укажите, пожалуйста, свой возраст.
Заполнить форму текущей работой