Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Адаптированносгь зависит от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. Чем более разнообразное и массированное воздействие опасных природных явлений испытывают на себе студенты, тем в большем напряжении находятся их адаптационные механизмы. На уровень адаптированности воздействуют: степень интенсивности воздействующих климатогеофизических стрессоров, интенсивность, количество… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.стр
  • ГЛАВА 1. Адаптация к трудным жизненным ситуациям как психологическая проблема. стр
    • 1. 1. Понятие о трудных жизненных ситуациях в психологии. стр
    • 1. 2. Отечественные и зарубежные концепции адаптации и совладания с жизненными трудностями. стр
    • 1. 3. Средовые и психологические ресурсы адаптации к трудным жизненным ситуациям. стр
    • 1. 4. Психологические особенности ранней взрослости и психологическая уязвимость. стр
  • ГЛАВА 2. Сложные условия климатогеофизической среды и психика человека. стр
    • 2. 1. Обзор теоретических подходов к проблеме взаимоотношений человека и природы. стр
    • 2. 2. Обзор отечественных и зарубежных подходов к исследованию особенностей взаимодействия человека и природы. стр
    • 2. 3. Сложные природные условия и их влияние на жизнедеятельность человека. стр
    • 2. 4. Климатогеофизические характеристики Сахалинской и
  • Кемеровской области. стр
  • ГЛАВА 3. Изложение и интерпретация результатов исследования психологических ресурсов адаптации личности к условиям повышенного писка природных катастроф. стр
    • 3. 1. Описание условий, процедуры и методов проведения исследования. стр
    • 3. 2. Анализ субъективного восприятия, интерпретации и прогнозирования природной стихии и готовности к совладанию с ней. стр
    • 3. 3. Сравнительный анализ особенностей смысложизненных ориентаций личности в зависимости от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. стр
    • 3. 4. Сравнительный анализ установок интернальности-экстернальности в зависимости от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. стр
    • 3. 5. Анализ взаимосвязи между психологическим возрастом, обобщенным планированием собственной жизни и сложными условиями климатогеофизической среды. стр
    • 3. 6. Сравнительный анализ адаптированности личности в зависимости от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. стр
    • 3. 7. Роль психологических ресурсов в процессе адаптации к условиям повышенного риска природных катастроф. стр
  • ВЫВОДЫ.стр

Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Единство и взаимовлияние человека и природы подчеркивается многими известными мыслителями и исследователями в самых различных областях науки. В. И. Вернадский говорил, что человек и человечество неразрывно связаны с биосферой, неотделимы от нее. Огромную роль биосферы в процессе этногенеза подчеркивал JI. Н. Гумилев (Гумилев, 1990). С точки зрения Б. Г. Ананьева (Ананьев, 1968), проблема ноосферы является наиболее важной областью естествознания и познания человека в целом.

Актуальность проблемы Все возрастающее в связи с экологическим кризисом количество стихийных бедствий и аномальных природных явлений диктует необходимость более детального анализа их влияния на человека с целью повышения его устойчивости к воздействию психогравмирующих факторов природного характера. Этот вопрос актуален не только для регионов со сложными климатогеофизическими условиями, но и для тех, которые до последнего времени считались относительно благополучными в этом отношении. Существующие исследования посвящены, в основном, негативным психологическим и психопатологическим последствиям стихийных бедствий, что диктуется необходимостью экстренной психологической и психиатрической помощи населению пострадавших регионов, а также спецификой профессиональной деятельности и надежности в экстремальных ситуациях природного характера. Жизнедеятельность человека в условиях повышенной опасности природных катастроф, ее психологическая «цена» не были предметом исследования отечественных психологов, хотя такие регионы, по разным оценкам, занимают большую часть территории страны. В частности, территории с повышенной сейсмоопасностью занимают до 10 030.7 тыс. кв. км, или 58,8% территории Российской Федерации (Уломов, 1999).

Вышеизложенные соображения обусловили выбор темы данного научного исследования и определили цель и следования, которая состоит в изучении психологических ресурсов адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф, включающим повышенную сейсмическую активность региона, а также повышенную опасность других природных бедствий различного характера.

Объектом нашего исследования явились особенности адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф.

Предметом исследования были психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующие гипотезы:

1. Индивидуально-психологические особенности личности являются ресурсами адаптации к трудным жизненным ситуациям, вызываемым опасными природными явлениями. Недостаточность развития этих ресурсов повышает риск нарушения адаптации в условиях повышенного риска природных катастроф.

2. Субъективное восприятие, интерпретация и прогнозирование природных угроз, оценка собственной готовности к совладанию с этими угрозами связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности и успешностью адаптации к условиям повышенного риска природных катастроф.

3. Структурные компоненты и психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф имеют гендерную специфику.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи:

1 .Исследовать особенности субъективного восприятия, интерпретации и прогнозирования природных угроз, субъективную оценку знаний и готовности к совладанию с этими угрозами в зависимости от степени подверженности воздействию опасных природных явлений и уровня адаптированности личности.

2. .Исследовать индивидуально-психологические особенности личности в зависимости от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. Определить роль рассматриваемых индивидуально-психологических особенностей личности в адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф.

3. Выявить гендерную специфику психологических ресурсов адаптации к условиям повышенного риска природ ных катастроф.

4. Выявить специфику содержания различных уровней адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф с точки зрения задействованных психологических ресурсов и механизмов адаптации.

Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические подходы и положения, разработанные в отечественной и зарубежной психологии. Это сформулированное Б. Г. Ананьевым (Ананьев, 1968) положение о необходимости целостного подхода к изучению человека в системе его связей с миром, принцип единства сознания и деятельности А. Н. Леонтьева (Леонтьев А.Н., 1977). Наша работа основывается также на положениях Ф. Б Березина (Березин, 1989), Л. А. Китаева-Смыка (Китаев-Смык, 1977, 1986) об адаптации человека в экстремальных ситуациях, ДА. Леонтьева (Леонтьев ДА. 2002), А. Г. Маклакова (Маклаков, 2001) об адаптационном потенциале, С. Мадди (Maddi, 1994, 2002), Р. Лазаруса (Lasarus, 1970, 1984) о ресурсах и механизмах совладения с жизненными трудностями. Мы опирались также на концепции посттравматического стресса и психопатологических последствий ¦ ЧС, изложенные в работах Н. В. Тарабриной (Тарабрина, 2001), Ю.А.

Александровского (Александровский, 1991, 1997), М. М. Решетникова (Решетников, 1989), на взгляды Н. А. Бернштейна (Бернштейн, 1966), об антиципирующей адаптации и модели будущего, И. М. Фейгенберга (Фейгенберг, 1977, 1978) и В. А. Иванникова (Иванников, 1978, 1978) о вероятностном прогнозировании и его роли в адаптационном процессе, теорию личностных конструктов Дж.А. Келли (Kelly, 1967), на идеи А. А. Кроника и Р. А. Ахмерова (Кроник, Ахмеров, 2002) о психологическом возрасте и психологии жизненного пути. Мы опирались также на разработанную А. Маслоу иерархию базовых потребностей личности (Маслоу, 1982), понятие о локусе контроля, введенное Дж. Ротгером (в кн. Хьелл, Зиглер, 1997), идеи о роли смысла в жизни человека В. Франкла (Франкл, 1990) и Дж. Крамбо (Crombaugh, 1973), теоретические подходы к процессу взаимоотношений человека и природы С. Д Дерябо (Дерябо, 1999), В. А. Левина (Левин, 2000), Б. А. Душкова (Душков, 1987), Дж. Голда (Голд, 1990). Философской базой нашей работы являются философские воззрения Л. Н. Гумилева (Гумилев, 1990), Н. И. Вернадского (Вернадский, 1944) о единстве человека и природы, П. Тиллиха (Тиллих, 1995) М. К. Мамардашвили (Мамардашвили, 1996, 1997) о предназначении человека В целях решения поставленных задач исследование было организованно по принципу ex-post-facto дизайна (Дорфман, 2001). Мы придерживались также методологических требований экологического подхода Дне. Гибсона (Гибсон, 1988): 1) абстрагироваться от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности человека, рассматривая только те из них, взаимодействие которых создает реальную, «экологическую» (а не «физическую») среду его обитания- 2) изучение функционирования психики в естественных, «экологических» условиях.

Организация и методы исследования. Основной базой исследования явился Сахалинский государственный университет (экспериментальная группа), и Кемеровский государственный университет, (контрольная группа). Исследование с привлечением студентов 2-х — 4-х курсов различных факультетов — всего 162 человекастуденты СахГУ и 193 человекстуденты КемГУ, из них — 124 юношей и 185 девушек. Полные данные по всем изучаемым параметрам получены для 289 испытуемого: из них 143 человека — экспериментальная группа, 146 — контрольная.

Исследование проводилось с использованием следующих психодиагностических методов: 1) методика СМОЛ (модификация Миннесотского многофакторного метода исследования личности, предложенная В. П. Зайцевым (Зайцев, 1981), 2) методика «Локализация контроля», модификация методики «Уровень субъективного контроля», предложенная Е. Г. Ксенофонтовой (Ксенофонтова, 1999), 3) методика СЖО (ДА. Леонтьев, (русскоязычная модификация методики ' 'Purpose-in-Life'' Дж. Крамбо, Л. Махолик, предложенная ДА. Леонтьевым) (Леонтьев ДА., 1992), 4) методика А. А. Кроника «Пятилетия», (начальная ступень методики «Life-line») (Кроник, 1993), 5) цветовой тест Люшера в модификации Л. Н. Собчик (Собчик, 2001). Для целей исследования нами была разработана социологическая анкета, оценивающая особенности субъективного восприятия и прогнозирования студентами природных угроз, их осмысления, а также субъективного восприятия собственной готовности к совладанию с этими угрозами, составленная на основе опросников, используемых в зарубежных исследованиях восприятия стихийных бедствий. (Humen, McClure, 1998, Becker et all. 1997, Gough, 2000), а также с учетом факторов, которые расцениваются, как повышающие риск возникновения симптомов ПТСР (Тарабрина, 2001).

Контроль условий проведения исследования являлся составной частью исследования. Он включал: 1) пцательный учет внешних природных факторов 2) максимальное выравнивание экспериментальной и контрольной групп по социодемографическим параметрам. Математико-статистическая обработка результатов проводилась с использованием программ «STAHSTTCA for Windows 6.0», «EXCEL».

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуально-психологические особенности личности, такие, как интернальность-экстернальность, смысло-жизненные ориентации, жизненная перспектива личности являются ресурсами адаптации к трудным жизненным ситуациям, вызываемым опасными природными явлениями. Недостаточность развития этих ресурсов повышает риск нарушения адаптации в условиях повышенного риска природных катастроф.

2. Субъективное восприятие, интерпретация и прогнозирование природных угроз, оценка собственной готовности к совладанию с этими угрозами тесно связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности и успешностью адаптации к условиям повышенного риска природных катастроф.

3. Адаптация личности к условиям повышенного риска природный катастроф носит многоуровневый характер и осуществляется на аллопсихическом, интрапсихическом и субъектном уровнях. Каждому уровню соответствуют специфические механизмы адаптации. Уровни адаптации различаются по степени востребованности для своей реализации рассматриваемых психологических ресурсов адаптации личности. Структурные компоненты и психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф имеют гендерную специфику.

4. При выраженной напряженности адаптационных механизмов сужается спектр доступных психологических ресурсов адаптации к сложным природным условиям.

Преобладающими становятся либо автоматизмы интрапсихической адаптации, за счет искажения картины мира и представлений о себе, что ведет к дальнейшему нарушению эффективной адаптации, либо механизмы аллопсихической адаптации, реализация которых не связана с уровнем развития психологических ресурсов личности. 5. Уровень адаптированности личности зависит от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. На уровень адаптированности оказывают воздействие: степень интенсивности воздействующих климато геофизических стрессоров, количество и разнообразие этих стрессоров, а также длительность подверженности их влиянию.

Научная новизна. В работе впервые исследовано субъективное восприятие природных угроз и субъективная оценка готовности к их преодолению. Индивидуально-психологические особенности личности рассматриваются как психологические ресурсы адаптации к жизненным трудностям природного характера. Взаимодействие человека и природной стихии исследуется с позиций личностного развития и ресурсов интенсификации этого развития. В результате исследования получены результаты, которые уточняют и детализируют представления о ресурсах и механизмах адаптации личности к жизнедеятельности в условиях повышенной опасности природных бедствий и катастроф, о воздействии сложных природных условий на личность человека.

Практическая значимость. Материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы для оптимизации учебного процесса в высших учебных заведениях в регионах с повышенной опасностью природных катастроф, при организации психопрофилактической работы, а также в работе психологической службы высших учебных заведений.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 научных статьях и тезисах научных конференций различного уровня. Результаты исследования докладывались на межвузовских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях (2001;2004г.), на заседании Сахалинского отделения Русского географического общества (2001г.).

Полученные в результате исследования данные используются при чтении курса «Психология человека» для студентов биологического факультета Кемеровского государственного университета, а также при подготовке практических психологов и социальных работников на базе ФППК КемГУ в рамках спецкурсов «Психология посттравматического стресса» и «Психология трудных жизненных ситуаций», а также лекционного курса «Психология трудных жизненных ситуаций» для студентов филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова в г. Томске.

Структура диссертации. Материалы диссертации изложены на 206 страницах машинописного текста и включают в себя введение, три главы, заключение, список литературы, 30 приложений (результаты математико-статистической обработки результатов, карты сейсмического районирования ГИС-97, справка сейсмостанции г. Южно-Сахалинска о сейсмической активности в период проведения исследования). Общий объем диссертации без списка литературы и приложений — 136 стр., библиография включает 204 источника В тексте содержится 2 таблицы и 18 рисунков.

выводы.

Психологияеские ресурсы адаптации являются факторами, которые повышают устойчивость человека в трудных жизненных ситуациях, облегчают выбор и реализацию им стратегии активного совладания с жизненными трудностями. Адаптированность личности является результирующей от эффективного использования личностью в прошлом механизмов и ресурсов адаптации, которыми она располагает. В случае эффективного совладания сохраняется вера в управляемость жизни, а она отражается в показателях локализации контроля, осмысленности жизни и особенностях планирования собственной жизни.

Выбранные нами теоретические модели адаптации, личностного адаптационного потенциала, субъективного вероятностного прогнозирования, посттравматического стресса, совпадающего поведения и жизнестойкости обнаружили в процессе исследования высокую объяснительную ценность в отношении исследуемых закономерностей адаптации студентам к жизнедеятельности в условиях повышенной опасности природных катастроф.

Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что адаптация студентов к условиям повышенного риска природных катастроф является сложным процессом, осуществляемым как на уровне интрапсихической адаптации, так и на уровне личностном, а также на поведенческом уровне.

На основании результатов исследования мы пришли к следующим ВЫВОДАМ, являющимся подтверждением выдвинутых нами гипотез.

1. Индивидуально-психологические особенности личности, такие как интернальностъ-экстфнальность, особенности ценностно-смысловой сферы, обобщенное планирование собственной жизни, психологическая зрелость, субъективное вероятностное прогнозирование и субъективное восприятие угрожающих природных явлений, а также переосмысление их в позитивных терминах являются психологическими ресурсами адаптации к трудным жизненным ситуациям, вызываемым повышенным риском природных катастроф. Их влияние на процесс адаптации может быть прямым и опосредованным.

2. Психологические ресурсы адаптации к условиям повышенного риска природных катастроф, а также ее структурные компоненты имеют тендерную специфику. Выделяются общие для обоих полов психологические ресурсы, такие как локус контроля, осмысленность жизни, обобщенное планирование собственной жизни, воздействие которых однозначно в отношении адаптации у обоих полов, и гендерно специфичные ресурсы, характерные только для юношей, или только для девушек, а также такие, воздействие которых на процесс адаптации, в зависимости от пола студентов, идет в противоположных направлениях.

3. Субъективное восприятие, прогнозирование и интерпретация в позитивных терминах природных угроз, а также оценка своих знаний и готовности к преодолению значимы для адаптации и связаны с личностными характеристиками только у юношей. Для анализа адаптации девушек к сложным природным условиям более адекватна модель, опирающаяся на концепцию посттравматического стресса.

4. Поведение студентов в ситуации угрожающего природного явления является формой адаптации к сложным климатогеофизическим условиям. Оно относительно независимо от степени собственно психологических (субъектных) ресурсов и степени аналтировашюста-дезадаптированности. Мотивация безопасного поведения существенно различается в зависимости от доминирующей формы интрапсихической адаптации. Девушки более склонны к соблюдению правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях, чем юноши.

5. Адаптированносгь зависит от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. Чем более разнообразное и массированное воздействие опасных природных явлений испытывают на себе студенты, тем в большем напряжении находятся их адаптационные механизмы. На уровень адаптированности воздействуют: степень интенсивности воздействующих климатогеофизических стрессоров, интенсивность, количество и разнообразия этих стрессоров, длительность подверженности их влиянию. Природные стрессоры оказывают прямое и опосредованное субъектным уровнем психологических ресурсов воздействие на уровень адаптированное&tradeдевушек, а также прямое и опосредованное влияние на уровень адаптированности юношей. Это влияние преломляется у юношей, прежде всего, через ответственность за свою жизнь и обобщенную модель своего будущего. 6. Механизмы адаптации к повышенной опасности природных бедствий и катастроф определяются не только базовыми характерологическими особенностями, но и «личностным в личности», которое мы обозначили как субъектный уровень адаптации. Кроме того, роль отдельных психологических ресурсов субъектного уровня у юношей и девушек различна, в зависимости от степени напряженности адаптационных механизмов. При напряженности адаптационных механизмов сужается спектр доступных психологических ресурсов адаптации к сложным природным условиям. Одновременно снижаются как роль психологических ресурсов субъектного уровня в адаптационном процессе, так и возможности гибкого реагирования в ситуации. Преобладающими становятся автоматизмы интрапсихической адаптации, за счет # искажения картоны мира и представлений о себе, что приводит к дальнейшему нарушению адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Природа воздействует на человека во всем многообразии своих проявлений. Одним из таким проявлений, особо значимых, угрожающих безопасности как самого человека, так и плодов его труда, являются стихийные бедствия. Ни одно стихийное бедствие, какого бы масштаба они ни было, не существует отдельно от усилий, предпринимаемых человеком, чтобы приспособиться к нему.

Повышенный риск природных катастроф оказывает влияние на развитие личности человека. Природные угрозы создают особый тип ситуаций, прежде всего потому, что возникают, чаще всего, неожиданно, развиваются стремительно, предъявляют повышенные требования к резервам человеческой психики и организма в целом. Они воспринимаются, как ни парадоксально, более легко и оказывают меньшее негативное воздействие на психику человека, нежели угрозы техногенные, экологические, социогенные. Отчасти это может быть связано с тем, что в природных катаклизмах некого винить, они не вызваны чьей либо злой волей. Сложный процесс адаптации к условиям внешней среды осуществляется на основе преднасгройки функциональных систем организма в соответствии с ожидаемым будущим. Ожидание природных эксцессов, следовательно, не может не влиять на психику человека, не учитываться в его жизненных планах. Жизненные планы человека не могут не корректироваться в зависимости от пережитых опасных явлений стихии, а также от антиципируемых, ожидаемых событий.

Психологический эффект, который оказывают сами природные эксцессы, повышенный риск природных катастроф на психику человека, не обязательно проявляясь в форме тех или иных клинических расстройств, таких как острые аффективные реакции и посггравматические стрессовые расстройства, имеет сходные с названными расстройствами черты, но в более ослабленной форме. Данную проблематику также целесообразно рассматривать в рамках концепции К. Лазаруса о стратегиях совладания с жизненными трудностями, а также в русле разработанной С. Мадди концепции «hardiness», или стойкости. Концепция привычного уровня активации позволяет понять, почему некоторые люди стремятся к экстремальному, хорошо адаптируются в таких условиях, а другие — нет. Если человек живет в условиях постоянно действующих стрессоров — в определенном привычном уже уровне напряжения и мобилизации, вызываемых природными эксцессами, то воздействие очередного такого эксцесса не будет восприниматься им столь драматично, каким это бы стало для «нетренированного» человека. Более того, такая «тренированность» повышает стойкость человека в плане преодоления трудностей, выступая как своего рода психологический тренажер.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что даже обобщенное планирование собственной жизни находится под сильным д авлением внешних факторов. Одним из таких факторов, до сих пор не исследовавшимся в контексте жизненных планов и перспектив, является природный. Проживание в регионе с повышенным риском природных катастроф, а также сам фон имевших место ранее стихийных бедствий (таких, как разрушительное Нефтешрское землетрясение на Сахалине в 1994 году), серьезно сказываются на особенностях планирования собственной жизни студентов, группы, казалось бы, наименее подверженной негативному воздействию среды, в силу своей устремленности в будущее и возрастного оптимизма.

Обнаруженные гендерные различия в способах восприятия и интерпретации природных угроз, интрапсихической адаптации, стратегиях и ресурсах адаптации к условиям повышенного риска природных катастроф требуют дальнейшего изучения и обобщения. С определенностью можно сказать следующее — «рецепты» эффективной адаптации для юношей и девушек должны быть различными. Направление и глубина воздействия природных психотравмирующих факторов на человека зависят не только от силы и степени разрушительности этого воздействия, но и от индивидуально психологических особенностей его личности. Более того, само это воздействие формирует динамичный и вариативный комплекс черт, обеспечивающих успешное функционирование механизмов адаптации к жизненным трудностям, следовательно, является не только и не столько причиной личностных расстройств, сколько ресурсом позитивных личностных изменений и роста.

Психологические ресурсы принадлежат к числу восполняемых и формирующихся в течение жизни человека ресурсов. Эта та переменная в системе взаимоотношений человек-среда", которая находится во власти самого человека. Психологические ресурсы адаптации, или слагаемые жизнестойкости личности, является той базовой характеристикой личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение угрожающих факторов природной среды. Недостаточность этих ресурсов повышает риск нарушений адаптации.

Выявленное в процессе исследования процентное соотношение адаптированных и студентов и студентов с выраженной напряженностью адаптационных механизмов в регионах с различными климатогеофизическоми условиями, а также содержательный анализ выраженности исследуемых индивидуально-психологических особенностей как ресурсов адаптации личности к условиям повышенной опасности природных бедствий и катастроф требуют разработки психопрофилактических программ, направленных на повышение толерантности студентов к природным стрессорам. Такие программы могут был, «центрированы» на активизации роли субъектного уровня психологических ресурсов студентов в адаптационном процессе. Это является особенно актуальным в • условиях, когда другие ресурсы адаптации, прежде всего, материальные, и социальные, труднодоступны или недостаточны.

Ситуацию повышенного риска природных катастроф целесообразно рассматривать не только как причину личностных расстройств, но и как ресурс позитивных личностных изменений и роста. Оптимизация взаимоотношений человека и природы является одной из приоритетных задач психологической науки, как с точки зрения экологии в традиционном смысле слова, так и с точки зрения экологии самого человека как части природы. Немалую роль в этом для студентов может сыграть и усовершенствование образовательного процесса в Вузе.

Полученные в нашем исследовании результаты могут быть использованы для организации образовательной среды в Вузе как психопрофилактической, особенно в регионах с повышенной опасностью природных катастроф. Они позволят более грамотно строить психокоррекционную и психопрофилактическую работу со студентами, живущими в сложных природных условиях, активизируя их индивидуальные психологические ресурсы адаптации, так как это именно те ресурсы, которые поддаются тренировке и развитию, а степень их развития напрямую зависит от самого человека.

Сложившееся в современной научной психологии представление о взаимодействии человека и природы еще очень схематично, не дифференцировано, и поэтому нам кажется закономерным, что полученные данные, скорее, ставят новые вопросы, чем дают исчерпывающие ответы. Они требуют дальнейшего осмысления и дальнейших экспериментов. Без глубокого понимания взаимодействия человека и природы во всех его аспектах и проявлениях невозможно ни грамотное построение психопрофилактической работы с людьми, проживающими в регионах с высоким риском природных катастроф, ни коррекционная работа с теми, кто подвергся воздействию разрушительной стихии. Одним из важных проявлений такого взаимодействия, с нашей точки зрения, является субъективное отношение к природе и одно из частных его проявлений — субъективная интерпретация природных угроз. В свете все возрастающего потока информации о природных и экологических катаклизмах данная проблематика представляется особенно актуальной, и актуальность ее будет только возрастать в связи со все углубляющимся экологическим кризисом, требующим кардинального изменения взаимоотношений человека и природы.

Данная работа вносит вклад в детализацию особенностей взаимоотношений человека и природы, проясняя проблему воздействия на человека природных угроз и те механизмы и ресурсы, которые он задействует, чтобы экстремальные природные явления не нарушали динамического и хрупкого баланса его психологического мира. Рассматривая индивидуально-психологические особенности личности человека как психологические ресурсы адаптации к жизненным трудностям, вызванным ситуацией повышенного риска природных катастроф, мы тем самым, повышаем объективную, а не субъективную подконтрольность для человека негативных последствий опасных природных явлений, так как именно он сам — хозяин своих психологических ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001 -304 с.
  2. Александровский Ю Л., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукина БЛ. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991 — 96 с.
  3. Ю.А. Пограничные психические расстройства (руководство для врачей). Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 — 576 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л-д: Изд-во ЛГУ, 1968 с. 70−78.
  5. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980−197с.
  6. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал, 1994. № 1. Т.15. с. 3−18.
  7. ЛЛ. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журнал, 1993. № 2. т.14. с. 3−16.
  8. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журнал, 1999. № 1. Т.20. с. 6−19.
  9. А.Г. По ту сторону сознания . Методологичекие проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. — 480 с.
  10. AT. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  11. Атлас Сахалинской области. М., 1967 -136 с
  12. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1989.-270 с.
  13. Ф.Б., Мирошников МЛ., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976. -176 с.
  14. НА. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. -М.: Медицина, 1966. 349 с.
  15. Бодров ВА, Орлов В Л. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 288 с.
  16. Большой англо-русский словарь в 3-х томах. М.: Русский язык, 1998.
  17. Л.Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.
  18. Васильев В Л. Здоровье и стресс. М.: Знание, 1991. -160 с.
  19. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  20. Вернадский В Л Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии, 1944. Т. 18. Вып. 2. с. 113 -120.
  21. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. / под ред. ИМ. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. — 371 с.
  22. В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. -190 с.
  23. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-359 с.
  24. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: 1990.- 496 с.
  25. Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  26. СМ. Влияние природных процессов на человеческую деятельность. Владивосток: Дальнаука, 1999. -195 с.
  27. Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. -560 с.
  28. Гумилев Л Л. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 528 с.
  29. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. -М.: МПСИ, 1999.-310 с.
  30. Л. Г. Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал 1996. № 3. т.17. с. 137−148.
  31. ЛЛ. Исторические и философские корни научного метода в эмпирической психологии. Екатеринбург 2001. -106 с.
  32. В.А. География и психология: подход к проблемам. М.: Мысль, 1987. -288 с.
  33. Зайцев В Л. Вариант психологического теста Mini-mult // Психол. журнал. 1981. № 3. с. 118−123.
  34. .А. Природные катастрофы на территории Сахалинской области. -Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2001. 131 с.
  35. ВА. Поведение человека в ситуации выбора / Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. — с. 112−133.
  36. Изучение ценностно-смысловой сферы личности, методические рекомендации. Кемерово: изд-во КемГУ, 1997. — 38 с.
  37. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб.: Питер, 2002.-544с.
  38. И.А. Механизмы саморегуляции мозга и переработка зрительной информации. Рига, Зинатне, 1990. -189 с.
  39. Казначеев В Л. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: 1980. — 192с.
  40. В.П. Очерки теории и практики экологии человека М.: 1983. — 260 с.
  41. Китаев-Смык JI А. Психология стресса М.: 1986. 368 с.
  42. Китаев-Смык ДА. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных ситуациях / Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. с. 189−225.
  43. Китаев-Смык JLA., Боброва Э. С. Стресс как психологический фактор операторской деятельности / Психологические факторы операторской деятельности. М., Наука, 1988. с. 111−125.
  44. ЦЛ. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям / Психология чрезвычайных ситуаций. Минск: Харвест, 2001. -с.135−153.
  45. И.О. Постстрессовые состояния как управленческая проблема в коллективах с повышенной степенью профессионального риска // Мир психологии, 1998. № 2.-с. 57−62.
  46. Котенева, А Б. Психическое состояние и эффективность деятельности. Психическая травматизация у студентов // Мир психологии, 1998. № 2 с. 50−57.
  47. М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1981. -439 с.
  48. МЛ., Храмушин В. Н. Единая система государственного мониторинга сахалинского шельфа как важнейший элемент обустройства морских акваторий //139
  49. Охрана природы, мониторинг и обустройство Сахалинского шельфа (сб. СахРГО). -Владивосток: Дальпресс, 2001.
  50. А. А. Ахмеров Р. А. Каузометрия. М.: Смысл, 2002. — 284 с.
  51. ЕР. Исследование локализации контроля личности новая версия методики «Уровень субъективного контроля»// Психол. журнал 1999. № 2. Т.20. -с.103−114.
  52. А.Г. К физиологии экстремальных факторов окружающей среды / Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М., 1979, — с. 5−20.
  53. МЛ. Ларцева Т. Г. Багдасарова М.Г. Изменение функционального состояния и особенности психической адаптации специалистов, участвующих в ликвидации ЧС. Психофизиологическая экспертиза их трудоспособности // Мир психологии, 1988. № 2. с. 62−71.
  54. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970 — с.178−208.
  55. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. — 303 с.
  56. АЛ. Деятельность. Сознание. Личность, 2-е изд. М., Политиздат, 1977.-304 с.
  57. ДА. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, ДА. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — с. 5665.
  58. ДА. Психология смысла* природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  59. ДА., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение возможных будущих // Вопросы Психологии, 2001. № 1. с.57−65.
  60. ДА. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. -16 с.
  61. ДА. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.ИЛцуты. Кемерово: ИПК Трафика", 2002. с. 3−34.
  62. А. Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладания с трудными жизненными ситуациями // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина, М.: Смысл, 1998. с.190−204.
  63. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. / Сост. и общ. ред. АА. Кроника- послесл. Е. И. Головахи. -М.: Изд. группа «Прогресс» -«Культура», 1993. 230 с.
  64. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: ин-т психологии РАН, 1999. — 350 с.
  65. Магомед-Эминов Mill. Экзистенциальная ситуация уцелевшего // материалы первой Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии /Материалы сообщений М.: 2001. с.78−79.
  66. С. Теории личности. Сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002. — с. 148 159.
  67. AT., Положенцев С. Д. Руднев ДА. Психологические механизмы типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психол. журнал, 1993. № 6. с. 86−95.
  68. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях //Психол. Журнал, 2001. Т. 22. № 1.-е. 16−24.
  69. МК. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб.: Русский христианский гуманитарный ин-т, 1997. — 572 с.
  70. М. К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. — 431.
  71. В. Л. Кузнецов Р.В. Изменения некоторых психологических показателей в условиях сильного утомления // Вопросы психологии, 1973. № 1. с. 118 121.
  72. ДЖ. Социальная экология. М.: Восточный университет — Союз, 1996.-с. 5−50.
  73. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. — с.108−118.
  74. Медведев В Л. Психологические реакции человека в экстремальных условиях / Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М., 1979. — с. 66−67.
  75. В .И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов. М., 1982. -104 с.
  76. К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. № 2. Т. 1. -URL: http://www.soc.pu.ni: 8101/publications/jssa/home.html.
  77. Нартова-Бочавер С.К. Coping-behavior в системе понятий психологии личности //Психол. журнал, 1997. № 5. Т.18. С.20−39.
  78. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления. // хр. по Инженерной психологии. М.: В. Ш, 1991. с .238−249.
  79. Г. С. Самоконтроль человека. JL: ЛГУ, 1977. -112.с.
  80. Оперативный каталог землетрясений Геофизической службы СО РАН. URL: http://gs.nsc.ru/nissian/catalog.html.
  81. В.И. Психические состояния как объект и предмет психологического исследования // Мир психологии 1998. № 2. с. 20−35.
  82. Природа и экологические проблемы Кузбасса. Учеб. пособие. Кемеровский областной институт усовершенствования учителей. Кемерово: 1993. — 208 с.
  83. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: 2001. -512 с.
  84. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  85. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, KJB. Сельченок. Минск: Харвест, 2001. — 480 с.
  86. АЛ., Доморацкий В .А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. / под ред. проф Б. А. Казаковцева. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2000. -114 с.
  87. А .А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психол. журнал, 1998. № 4. Т.19. с. 3−11.
  88. А.А. Психология человека от рождения до смерти (2-е изд.). М.: «Олма-Пресс», 2003. — 411с.
  89. АЛ., Кудашев АР., Баранов АЛ. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание. СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
  90. ЛА. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003.-352 с.
  91. ММ., Баранов Ю. А., Мухин АЛ, Чермянин CJ3. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия // Психол. журнал 1989. № 4. Т. 10, с. 125−128.
  92. Росс JL, Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 2000. — 429 с.
  93. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Спб.: Питер, 2001. -224 с.
  94. Сейсмическое районирование территории СССР. М.: Наука, 1990. — 307 с.
  95. Сейсмостанция Южно-Сахалинск. Информация о сейсмической активности. -URL: http://yss.dtn.nj/table.php.
  96. B.C., Соловьев В. М., Еманов А. Ф. Оценка сейсмического риска территории Сибири // Геофизическая служба СО РАН URL: http://gs.nsc Jii/russian/tech-risk.html.
  97. А.В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности./ Учебн. пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. — 92 с.
  98. Сколько вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / Под ред. А. А. Кроника. -М.: Школа Пресс, 1993. — 112 с.
  99. ЛЛ. СМИЛ стандартизированный многофакторный метод исследования личности. -Спб.: Речь, 2003. — 216 с.
  100. Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. -100 с.
  101. О.В. Моделирование будущего или человек и его сознание в структуре объективной реальности. Луганск: Изд-во Восточно-украинского Гос. унта, 1997. — 328 с.
  102. ССД Служба срочных донесений ЦОМЭ ГС РАН. — URL: http://www.ceme.gsrasju/ccd.htm.
  103. СОМПС URL: http//site.seismo.sakhalinju.
  104. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса: -СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  105. Н.В., Лазебная Е. О., Зеленова М. Е., Петрухин EJ3. Уровни субъективно-личностного восприятия и переживания «невидимого» стресса. URL: http://www.psychology.ni/Libraiy/69.shtml.
  106. П. Мужество быть // Избранное: теология культуры. М.: Юрист, 1995. — с.7−132.
  107. ИЛ. О сейсмичности Сахалина и Курильских островов. URL: http://yss.dtn.ru/.
  108. ВЛ. Сейсмогеодинамика и сейсмическое районирование Северной Евразии. // Электронный научно-информационный журнал «Вестник ОГТТТН РАН», М.: ОИФЗ РАН, 1999. № 1(7)'99, URL: http://www.scgisju/nissian/cpl251/hdgggms/l-99/ulomov.htm#begin.
  109. ИМ. Иванников ВА. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М, 1978. -112 с.
  110. ИМ. Порог вероятностного прогноза и его изменение в патологии / в сб. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М: Наука, 1977, с. 169−188.
  111. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  112. X. Мотивация и деятельность, т.2. -М.: Педагогика, 1986. с. 107 136.
  113. Л. Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1997. — 608 с.
  114. ДА. Психофизиологические механизмы вероятностного прогнозирования. Рига: Зинатне, 1986. -142 с.
  115. Южно-Сахалинский Центр Цунами. URL: http://wv^.sdense.sakhalin.ni/Tsimami/Indexr.html.
  116. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  117. А.В. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 386 с.
  118. Allied, K. D., Smith, T. W. (1989). The Hardy Personality: Cognitive and physiological responses to evaluative threat // Journal of Personality & Social Psychology, Feb, v56 (n2) p. 257−266.
  119. Amir M., Kaplan, Z. Type of trauma, severity of posttraumatic stress disorder core symptoms, and associated features// Journal of General Psychology, Oct 96, Vol. 123 Issue 4-p. 341−352.
  120. Anshel M. H., Kaissidis А. N. Coping style and situational apraisals as predictors of coping strategies following stressful events in sport as a function of gender and skill level //British Journal of Psychology, May 97, Vol. 88 Issue 2 p.263−277.
  121. Bell F. G. Geological Hazards: Their assessment, avoidance and mitigation //The Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies ISSN: 1174−4707 Volume: 2001−2 -URL: http://vAvw.massey.ac.nz/~tmuma/books/bell.htm.
  122. Brewin C. R, Dalgleish Т., Joseph S. A Dual Representation Theory of Posttraumatic Stress Disorder // Psychological Review, October 1996 Vol. 103, No. 4 p. 670−686.
  123. Brooks, R. B. Children at risk: Fostering resilience and hope // American Journal of Orthopsychiatry, Oct, 1994 v64 (n4) p. 545−553.
  124. Clarke D. E. Vulnerability to stress as a function of age, sex, locus of control, Hardiness and Type A personality II. Social Behavior and Personality, 1995, v23 (n3) p. 285−286.
  125. Comfort L. K. Shared Risk: Complex systems in seismic response // The Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies ISSN: 1174−4707 Volume: 2001−2 URL: http://www.massey.ac.nz/~trauma/books/comfort.htm.
  126. Craig P. Contemporary Trauma Theory and Its Relation to Character Psychoanalytic // Psycholory Winter 1998 Vol. 15, No. 1 p. 14−33.
  127. Creamer M., Burgess P., Patisson P. Reaction to Trauma A Cognitive Processing Model // Journal of Abnormal Psychology August 1992 Vol. 101, No. 3-p. 452−459.
  128. Crombaugh J. Everything to gain. A guidance to self-fulfillment through logoanalysis -NewYork, 1973 254p.
  129. Dibben C., Chester D. K. Human vulnerability in volcanic environments: the case of Furnas, Sao Miguel, Azores // Journal of Volcanology and Geothermal Research Volume 92, Issues 1−2, September 1999 p. 133−150.
  130. Dingman, R. L. The mental health counselor’s role in Hurricane Andrew // Journal of Mental Health Counseling, Jul95, Vol. 17 Issue 3 p. 321 -336.
  131. Dingman, R. L., Ginter, E. J. Disasters and crises: The role of mental health counseling // Journal of Mental Health Counseling, Jul95, Vol. 17 Issue 3 p. 259−264
  132. Drescher, K. D., Abueg F. R. Psychofiziological Indicators of PTSD following Hurricane Iniki: the Multisensory Interview RL: http://www.colorado.edu/hazards/qr/ qr77.html.
  133. Drottz-Sjoberg B-M. Exposure to Risk and Trust in Information- Implications for the Credibility of Risk Communication//The Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies ISSN: 1174−4707 Volume:2000−2 URL: http://www.massey.ac.nz/~touiW
  134. Dudley-Grant R. G., Mendez G. L, Zinn J. Strategies for Anticipating and Preventing Psychological Trauma of Hurricanes Through Community Education // Professional Psychology. Research and Practice August 2000 Vol. 31, No. 4 p. 387−392.
  135. Epstein S. Coping Ability, Negative Self-Evaluation, and Overgeneralization Experiment and Theory // Journal of Personality and Social Psychology May 1992 Vol. 62, No. 5-p. 826−836.
  136. Evans, D. R., Pellizzari, J. R., Gilbert, B. J., Metzen, M. E. Personality, marital, and occupational factors associated with quality of life. //. Journal of Clinical Psychology, Jul, 1993, v49(n4) -p.477−485.
  137. Everly Jr., George S. The role of the Critical Incident Stress Debriefing (CISD) process in disaster counseling // Journal of Mental Health Counseling, Jul 1995, Vol. 17 Issue 3- p.278−291.
  138. Eyre A. More than PTSD: Proactive Responses Among Disaster Survivors //The Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies ISSN: 1174−4707 Volume: 1998−2 -URL: http://www.massey.ac.nz/~trauma/issues/1998−2/eyre.htm.
  139. Florian, V., Mikulincer, M., Taubman, O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The roles of apraisal and coping // Journal of Personality and Social Psychology. 1995 Apr. 68 (4) p 687−695.
  140. Foy D. W., Eriksson С. В., Trice G. A. Introduction to Group Interventions for Trauma Survivors // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice December 2001 Vol. 5, No. 4-p. 246−251.
  141. Fukuda, S., Morimoto, K., Mure, K., Maruyama, S. Effect of the Hanshin-Awaji Earthquake on Posttraumatic Stress, Lifestyle Changes, and Cortisol Levels of Victims// Archives of Environmental Health, Mar/Apr2000, Vol. 55 Issue 2 p.121−126.
  142. Gough J. Perceptions of risk from natural hazards in two remote New Zealand communities // The Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies ISSN: 1174−4707 Volume: 2000−2 URL: http://www.massey .ac.n2v'~trauiria/issues/2000−2/gough.htnL
  143. Green B. L. Evaluating the Effects of Disasters // Psychological Assessment A Journal of Consulting and Clinical Psychology December 1991 Vol. 3, No. 4-p. 538−546.
  144. Heszen-Niejodek I. Coping Style and Its Role in Coping with Stressful Encounters// European Psychologist December 1997 Vol. 2, No. 4, p. 342−351.
  145. Hiley-Young В., Gerrity Е. Т. Critical Incident Stress Debriefing (CISD): Value and Limitations In Disaster Response //NCP Clinical Quarterly 4(2): Spring 1994 URL: ht^://www.n^tsdorg/trcatn^nt/cq/v4/n2/hiley-yo.html.
  146. Holaday, M., Smith, A. Coping skills training: Evaluating a training model // Journal of Mental Health Counseling, Jul95, Vol. 17 Issue 3 p.360−369.
  147. Holman Al. E., Silver R. C. Getting «Stuck» in the Past Temporal Orientation and Coping With Trauma// Journal of Personality and Social Psychology May1998 Vol. 74, No. 5-p. 1146−1163.
  148. Huang, C. Hardiness and stress: A critical review // Maternal-Child Nursing Journal, Jul-Sep, 1995, v23 (n3) p. 82−89.
  149. Jacobs G. A. The Development of a National Plan for Disaster Mental Health // Professional Psychology: Research and Practice December 1995 Vol. 26, No. 6 p. 543 549.
  150. Jeavons, S.- De L. Home, D. J.- Greenwood, К. M. Coping style and psychological trauma after road accidents. // Psychology, Health & Medicine, May2000, Vol. 5 Issue 2 p. 213−222.
  151. Johnston D., Benton K. Volcanic hazard perceptions in Inglewood, New Zealand // The Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies ISSN: 1174−4707 Volume: 19 982 -URL:http://www.massey.ac.nz/~tramria/issues/1998−2/johmton.htm.
  152. Kaniasty K., Norris F. H. A Test of the Social Suport Deterioration Model in the Context of Natural Disaster // Journal of Personality and Social Psychology March 1993 Vol. 64, No. 3- p. 395−408.
  153. Kelly G. A. Psychology of personal constructs New York, 1967 vol.1 -600. p.
  154. Khoshaba D., Maddi, S. Early Antecedents of Hardiness.// Consulting Psychology Journal, Spring 1999. Vol. 51, (n2) p. 106−117.
  155. Knight B. G., Gatz M., Heller K., Bengston V. A. Age and Emotional Response to the Northridge Earthquake A Longitudinal Analysis // Psychology and Aging December 2000 Vol. 15, No. 4-p. 627−634.
  156. Kronik A. A, Akhmerov R. A, Speckhard A. Trauma and Disaster as Life Disrupters A Model of Computer-Assisted Psychotherapy Aplied to Adolescent Victims of the
  157. Chernobyl Disaster // Professional Psychology: Research and Practice December 1999 Vol. 30, No. 6-p. 586−599.
  158. LaGreca The Psychosocial factors in surviving stress.// Special Issue: Survivorship: The other side of death and dying. Death studies, v9 (nl), 1985 p. 23−36.
  159. Lasarus R. Stress, apraisal and coping New York, 1984 — p. 3−30.
  160. Leak G., K., Williams D. E. Relationship between social interest, alienation, and psychological hardiness. // Individual Psychology: Journal of Adlerian Theory Research and Practice, Sept, 1989, v45 (n3) p. 369−375.
  161. Lee H. J. Relationship of Hardiness and current life events to perceived health in rural adults.// Research in Nursing and Health, Oct.1991, vl4(n5) -p. 351−359.
  162. Levi, D., Kocher, S., Aboud, R. Technological disasters in natural and built environment // Environment & Behavior, Jan2001, Vol. 33 Issue 1 p78 -93.
  163. Lindell, M. K. Household adjustment to earthquake hazard // Environment & Behavior, Jul2000, Vol. 32 Issue 4 p. 461- 482.
  164. Livneh H., Livneh C. L. A multidimensional aproach to the study of the structure of coping with stress // Journal of Psychology Interdisciplinary & Aplied, Sep96, Vol. 130 Issue 5 p. 501 -513.
  165. Lowenthal D. Geography, Experience and Imagination: Towards a Geographical Epistemology // Annals of the association of American geographers, 1961, vol.51 p. 241 260.
  166. Maddi, S. R., Khoshaba, D. M. Hardiness and Mental Healthy/ Journal of Personality Assessment, 1994 Oct, v63 (n2) p. 265−274.
  167. Matthies E., Hoger R., Guski R. Living on Polluted Soil.// Environment & Behavior, Mar2000, Vol. 32 Issue 2 p. 270−287.
  168. McFarland C., Alvaro C. The Impact of Motivation on Temporal Comparisons. Coping With Traumatic Events by Perceiving Personal Growth // Journal of Personality and Social Psychology September 2000 Vol. 79, No. 3 p. 327−343.
  169. McMillen C. J., Fisher R. H., Smith E. M. Perceived Benefit and Mental Health After Three Types of Disaster// Journal of Consulting and Clinical Psychology October 1997 Vol. 65, No. 5-p. 733−739.
  170. Miller M., Paton D., Jonston D. Community vulnerability to volcanic hazards consequences// Disaster Prevention and Management, volume 8 number 4 MCB University Press -p.255−260.
  171. Moore D. P.- Moore, J. W. Posthurricane burnout An island township’s experience: // Environment & Behavior, Jan96, Vol. 28 Issue 1 p. 134−166.
  172. Nagy, S., Nix, C. L. Relations between preventive health behavior and hardiness. // Psychological Reports, 1989 Aug, v65 (nl) p. 339−345.
  173. Nolen-Hoeksema S., Morrow J. A Prospective Study of Depression and Posttraumatic Stress Symptoms After a Natural Disaster The 1989 Loma Prieta Earthquake // Journal of Personality and Social Psychology, July 1991 Vol. 61, No. 1 p. 115−121.
  174. Nonis F.H. et al. Risk Factors for Adverse Outcomes in Natural and Human-Caused Disasters: A Review of the Empirical Literature // NCPTSD, 2001 URL: ht^://www.n^tsdorg/facls/disasters/fsrislrfiactorsJitml.
  175. Nonis F. H. Epidemiology of Trauma Frequency and Impact of Different Potentially Traumatic Events on Different Demographic Groups // Journal of Consulting and Clinical Psychology June 1992 Vol. 60, No. 3 -p. 409−418.
  176. Nonis F. H. et al. Psychosocial Resources in the Aftermath of Natural and Human-Caused Disasters: A Review of the Empirical Literature, with Implications for Intervention //NCPTSD, 2001 URL: http://www.ncptsd.oig/facts/disaster^fsresourses.html.
  177. Nonis F. H. et al. The Range, Magnitude, and Duration of Effects of Natural and Human-Caused Disasters: A Review of the Empirical Literature // NCPTSD, 2001 -URL: http:// www.ncptsd.org/facts/disasters/fsrange.html.
  178. Pfifer J. F. Psychological Distress and Somatic Symptoms After Natural Disaster Differential Vulnerability Among Older Adults // Psychology and Aging September 1990 Vol. 5, No. 3-p. 412−420.
  179. Picou J., Steven J. The Exxon Valdez Oil Spill and Chronic Psychological stress // Proceedings of the Exxon Valdez Oil spill Symposium, American Fishery Society, Bethesda, Maryland, 1996 p.879−893.
  180. Piers C. Contemporary Trauma Theory and Its Relation to Character //Psychoanalytic Psycholory Winter 1998 Vol. 15, No. 1 p. 14−33.
  181. Plunkett S. W., Radmacher K. A., Moll-Phanara D. Adolescent Life Events, Stress, and Coping: A Comparison of Communities and Genders // Professional School Counseling, Jun2000, Vol. 3 Issue 5 p. 356−367.
  182. Rhodewalt, F., and Agustsdottir, S. On the relationship of hardiness to the Type A behavior pattern: Perception of life events versus coping with life events // Journal of Research in Personality, 1989 Jun, vl 8 (n2) p. 211−223.
  183. В. D., Israel A. C., Tremblay G. С., O’Neill M. R., Roderick H. A. Hie relationships among differing loss experiences, adjustment, beliefs, and coping. // Journal of Personal & Interpersonal Loss, Oct-Dec 1999, Vol. 4 Issue 4 p. 293−309.
  184. Rush, M. C., Schoael, William A.3arnard, Steven M. (1995). Psychological resiliency in the public sector. «Hardiness» and pressure for change. // Journal of Vocational Behavior. Feb 46(1) p.17−39.
  185. Scheier, M. F., Carver, C. S. Dispositional optimism and physical well being: Hie influence of generalized outcome expectancies on health. //. Special Issue: Personality and Physical Health. Journal of Personality, Jun, 1989, v55 (n2) p.169−210.
  186. Schiitz EL, Wiedemann P.M. Hazardous Incident Information for the Public: Is it Useful? //The Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies ISSN: 1174−4707 Volume: 2000−2 URL: http://www.massey.ac.nz/~trauma/issues/2002−2/shuetz.htm.
  187. Shepard J. A, Kashani, J. H. The Relationship of Hardiness, Gender, and Stress to Health Outcomes in Adolescents // Journal of Personality, Dec 1991, v59 (n4) p. 747−768.
  188. Siddiqa, S. H., Hasan, Q. Recall of past experiences and their self-evaluated impact on hardiness-related characteristics // Journal of Personality & Clinical Studies, Mar-Sep 1998, 14(1−2)-p. 89−93.
  189. Solcava, I., Sykora, J. Relation between psychological Hardiness and Physiological Response // Homeostasis in Health & Disease, Feb, 1995, v36 (nl) p. 30−34.
  190. Solcova, I., Tomanek, P. Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5) p.390−392.
  191. Solomon S. D., Green B. L. Mental Health effects of natural and human-made disasters // PTSD Researh Quarterly ISSN 1050−1835 volume 3 number 1 winter 1992 8p.
  192. Taylor AJ.W. Value Conflict Arising from a Disaster // The Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies ISSN: 1174−4707 Volume: 1999−2 URL: http://www.massey.ac.nz/~trauma/issues/1999−2/taylor.htm.
  193. Taylor AJ.W. Spirituality and Personal Values: Neglected Components of Trauma Treatment// Traumatology, vol.7 No 3.2001 9p.
  194. The September 1999 Earthquake in Taiwan and Post-Traumatic Stress / A national Center for PTSD fact sheet, 2000 URL: http://www.ncptsd.org/facts/disasters/fstaiwan.html.
  195. Thompson N. F. Coping with job loss: An attributional model. // Journal of Psychology Interdisciplinary & Aplied, Jan97, Vol. 131 Issue 1 p. 73 — 81.
  196. Tobin, G. A- Ollenburger, J. C. Predicting levels of postdisaster stress in adults following the 1993 floods in the uper midwest // Environment & Behavior, May, 1996, Vol. 28 Issue З-р.340 358.
  197. USGS Earthquake Hazards Program URL: httpV/neic.usgs.gov/neis/bulletin.
  198. USGS (National Earthquake Information Center, World Data Center for Seismology, Denver, URL: http://neic.usgs.gov/neis/eqlists/eqstals.html.
  199. Wiebe, D. J. Hardiness and stress moderation: A test of proposed mechanisms //Journal of Personality and Social Psychology, 1991 Jan, v60 (nl) p. 89−99.
  200. Williams, P. G., Wiebe, D. J., and Smith, T. W. Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health. // Journal of Behavioral Medicine, Jun, 1992, vl5(n3) -p.237−255.
  201. Wood J. M., Bootzin R. R., David R., Nolen-Hoeksema S., Jourden F. Effects of the 1989 San Francisco Earthquake on Frequency and Content of Nightmares // Journal of Abnormal Psychology May 1992 Vol. 101, No. 2- p. 219−224.
  202. Young В. H, Ford J. D., Ruzek J. I., Friedman M. J., Gusman F. D. Disaster Mental Health Services: A Guidebook for Clinicians and Administrators / NCPTSD, 1998 URL: ht^://www.n^tsdorg/treatment/disastei/index.html.
Заполнить форму текущей работой