Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика использования учебных моделей в курсе географии 6-8 классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные практики применения моделей в обучении, анализ психолого-педагогических и методических исследований, посвященных вопросу использования моделей, привели нас к выводу о том, что познавательные возможности моделей при обучении географии используются не полностью. Отсутствие исследований в методике обучения географии по данной проблеме объясняется, на наш взгляд, недостаточным теоретическим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы методики использования учебных моделей в школьном курсе географии
    • 1. 1. Понятие «модель» в научном познании
    • 1. 2. Понятие «учебная модель» в обучении
    • 1. 3. Место учебных моделей в системе средств обучения географии
    • 1. 4. Отражение проблемы учебных моделей в содержании учебников по географии
    • 1. 5. Современное состояние проблемы использования учебных моделей в практике общеобразовательной школы при изучении курса географии 6−8 классов (констатирующий эксперимент)
  • Выводы по главе
  • Глава II. Педагогические возможности использования учебных моделей при изучении географии
    • 2. 1. Психолого-дидактические основы использования учебных моделей при изучении географии
    • 2. 2. Методика использования учебных моделей на уроках географии
    • 2. 3. Применение учебных компьютерных моделей на уроках географии
  • Выводы по главе
  • Глава III. Организация и проведение педагогического эксперимента
    • 3. 1. Условия педагогического эксперимента
    • 3. 2. Методические рекомендации по использованию учебных моделей на уроках географии в 6−8 классах
    • 3. 3. Проверка эффективности экспериментальной методики использоваучебных моделей в курсе географии 6−8 классов
  • Выводы по главе

Методика использования учебных моделей в курсе географии 6-8 классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из стратегических направлений дидактики общеобразовательной школы является развитие деятельно-стного компонента содержания образования. В этой связи особое значение приобретает не только совершенствование содержания обучения географии, но и поиск методов и средств, направленных на осознанное понимание учащимися сущности изучаемых явлений и процессов, происходящих в системе «человек — природа — общество».

С давних времен общеобразовательная задача обогащения чувственного опыта учащихся, расширение их кругозора решалась благодаря применению различных средств наглядности. В работах Ю. Г. Барышевой, М.Б. Вес-тицкого, Т. П. Герасимовой, В. П. Голова, В. А. Коринской, A.A. Половинкина, Н. К. Семакина и др., посвященных проблеме их использования при обучении географии, неоднократно отмечалось значение эмпирического знания, образующегося с помощью наблюдения [11, 12, 13, 36, 40, 41, 77, 121, 138].

Однако, исследования А. У. Варданяна, В. В. Давыдова, JI.B. Занкова, E.H. Кабановой-Меллер, З. И. Калмыковой, J1.M. Фридмана, Д. Б. Эльконина показывают, что эмпирическое мышление не самый эффективный путь развития учащихся и является прерогативой знаниево-ориентированного обучения [48, 49, 63, 69, 71, 133, 134, 155, 168]. Переход к личностно развивающему типу обучения предполагает освоение другого уровня мышления — теоретического и такую организацию обучения учащихся, в которой они выступают субъектами учебной деятельности.

В этом случае меняется и назначение средств наглядности: наглядное пособие должно не просто представлять предмет изучения, а являться его информационной учебной моделью, с помощью которой учащийся находит, исследует и осмысливает предмет изучения.

Вопрос использования учебных моделей при изучении географии становится особенно актуальным в связи с тем, что многие географические явления скрыты от глаза наблюдателя или их протекание не совпадает с периодом наблюдения. В этом случае географическая подготовка школьников заключается в освоении не столько объективной реальности и даже не столько научного знания о ней, сколько интерпретаций этого научного знания в целях обучения. В географии подобные интерпретации могут быть представлены учебными моделями, которые являются «заместителями» реальных объектов, и призваны адекватно воспроизводить основные черты изучаемых явлений, процессов, законов и закономерностей. Карты и планы, картины и рисунки, диаграммы и графики, картосхемы, видеоряды и т. д. заменяют в процессе обучения реальный мир для большинства учащихся.

Следует отметить, что проблема использования моделей в обучении географии до недавнего времени исследовалась весьма односторонне. Проведенный нами анализ педагогической и методической литературы, анализ содержания программ и учебников по курсу географии 6−8 классов, педагогическое наблюдение, результаты анкетирования и личных собеседований с учителями географии, показали, что доминирующим при использовании моделей на уроках остается так называемый предметный подход. Модели рассматриваются как один из элементов системы средств обучения, основное назначение которого — обеспечение наглядности обучения географии. В рамках традиционной системы обучения эти средства наглядности чаще служат лишь иллюстрацией к тексту учебника или рассказу учителя.

Такого подхода в связи с положениями теории развивающего обучения явно недостаточно. Формирование у учащихся деятельности усвоения требует более полного учета познавательных возможностей моделей, которые могут быть не только наглядным средством обучения, но и источником новых знаний о сущности изучаемых географических объектов, а также средством овладения учеником деятельностью по приобретению знаний, умений, навыков.

Данные практики применения моделей в обучении, анализ психолого-педагогических и методических исследований, посвященных вопросу использования моделей, привели нас к выводу о том, что познавательные возможности моделей при обучении географии используются не полностью. Отсутствие исследований в методике обучения географии по данной проблеме объясняется, на наш взгляд, недостаточным теоретическим обоснованием использования моделей: нет единого определения понятия «учебная модель», не учитываются основные отличия научной модели от учебной, не раскрыты условия, при которых средство наглядности выступает в качестве учебной модели.

Таким образом, необходимость разнообразного использования моделей в учебном процессе, возможности в повышении эффективности обучения, влияние на познавательную активность учащихся, а также отсутствие методических исследований по выдвинутой проблеме определяют ее актуальность.

Цель исследования заключается в совершенствовании географической подготовки учащихся в 6−8 классах с помощью методики использования учебных моделей.

Объектом исследования служит процесс обучения школьников географии в 6−8 классах с использованием учебных моделей.

Предметом исследования является методика работы с учебными моделями при обучении географии в 6−8 классах.

Гипотеза исследования: обучение географии в 6−8 классах с использованием учебных моделей будет эффективным, если:

— будет дано теоретическое обоснование использования учебных моделей в школьном курсе географии: определены отличия учебной модели от научной, разработана классификация учебных моделей, выделены функции и стадии использования учебных моделей;

— в содержании курса географии 6−8 классов определены группы знаний, при формировании которых возможно использование учебных моделей;

— определены методические условия эффективного использования учебных моделей;

— разработана и теоретически обоснована методика работы с учебными моделями.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. определить гносеологическую основу понятия «модель»;

2. проанализировать состояние проблемы использования учебных моделей в психолого-педагогической и методической литературе, практике школьного обучения, выделить аспекты применения моделей в обучении;

3. выявить психолого-педагогические особенности и методические условия эффективного использования учебных моделей;

4. разработать и теоретически обосновать методику использования учебных моделей в курсе географии 6−8 классов;

5. провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методики в процессе обучения географии и осуществить ее внедрение в учебный процесс в 6−8 классах.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

1. теоретические — анализ исследуемой проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературыанализ образовательных стандартов, программ и учебников по географии 6−8 классов с целью выявления в них объективных возможностей использования учебных моделей в процессе обучения;

2. эмпирические — систематические прямые и косвенные наблюдения в школесобеседование, анкетирование, опроспедагогический экспериментобобщение передового педагогического опыта;

3. статистические — математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.

Теоретико-методологической основой исследования явились положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн), общепсихологической теории деятельности (В.В. Давыдов,.

H.A. Менчинская, Н. Ф. Талызина, E.H. Кабанова-Меллер, Д.Б. Эльконин), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я Гальперин, E.H. Кабанова-Меллер), теории систем и моделирования (Г. Клаус, А.И. Уе-мов, В.А. Штофф).

В исследовании также учитывались дидактические и методические основы содержания и процесса обучения школьной географии (И.И. Баринова, Ю. Г. Барышыва, Т. П. Беляева, C.B. Васильев, М. Б. Вестицкий, Т. П. Герасимова, В. П. Голов, И. В. Душина, В. А. Жучкевич, P.A. Заездный, Г. С. Камери-лова, В. А. Коринская, О. В. Крылова, В. П. Максаковский, Т. И. Немцева, JI.M. Панчешникова, A.A. Половинкин, Г. А. Понурова, В. Б. Пятунин, В. П. Сухов, В. Д. Сухоруков, Е. А. Таможняя, Д. П. Финаров, Е. Я. Чернихова и др.).

Использован личный опыт работы диссертанта в качестве учителя географии и преподавателя кафедры методики обучения географии и краеведению Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с 1999 по 2003 гг. на базе 6−8 классов общеобразовательных школ №№ 15, 62, 128, гимназии 330 Санкт-Петербурга и включало три этапа.

На 1 этапе (1999;2000 гг.) было изучено состояние исследуемой проблемы в психол’ого-педагогической, дидактической и методической литературепроанализировано содержание учебно-программной документации по географическому образованиюопределены цели, выдвинута гипотеза и намечены задачи исследованияпроанализирован и обобщен опыт использования учебных моделей на уроках географииразработан и проведен констатирующий эксперимент, обобщены полученные результаты.

На 2 этапе (2000;2001 гг.) разрабатывалась и экспериментально апробировалась методика применения учебных моделей в школьном курсе географии 6−8 классовобосновывалась и детально прорабатывалась методика обучающего экспериментаэкспериментально апробировалась эффективность реализации предложенной методики.

На 3 этапе (2001;2003 гг.) была проверена методика использования учебных моделей при обучении географиипроводилась обработка полученных результатов, оформление выводов и внедрение разработанных рекомендаций в практику работы экспериментальных школ.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблема использования учебных моделей при изучении географии в 6−8 классах впервые явилась предметом специального изучения в методике обучения географиив исследовании раскрыты современные аспекты (научный, предметный и дея-тельностный) применения моделей при обучении географииобоснована позиция о необходимости пересмотра традиционного подхода к моделям, как к средствам наглядности, ориентирующего на их использование только на этапе процесса познания, связанного с наблюдениемопределены методические условия, обеспечивающие успешное применение учебных моделей при обучении географии в 6−8 классахпредставлена классификация видов учебных моделей по следующим признакам: содержанию, форме воспроизведения, способу конструирования, степени новизныраскрыты функции и стадии использования учебных моделей в зависимости от деятельности учителя и учениковразработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика использования учебных моделей на уроках географии в 6−8 классах, позволяющая повысить эффективность обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Функции и стадии использования учебных моделей при обучении географии в соответствии с деятельностью учителя и ученика.

2. Классификация учебных моделей по содержанию, форме воспроизведения, уровню сложности, степени новизны.

3. Методика использования учебных моделей в курсе географии 6−8 классов.

4. Позитивные результаты исследования, полученные в ходе апробации и внедрения методики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в соответствии с функциональным подходом, существующим в теории познания, проведены анализ и обобщение понятия «модель" — выделены и раскрыты такие отличия научной модели от учебной, как субъективность, опосредо-ванность, порядок рассуждения, дидактическая целесообразность, назначениена основе выделенных и обобщенных отличий предложено определение «учебная модель" — раскрыто содержание наглядности обучения при условии использования учебных моделей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что были дидактически обоснованы условия применения учебных моделей в процессе обучения географии в 6−8 классах, предложена методика их использования, а также даны методические рекомендации по применению учебных моделей в конкретных темах школьного курса географии 6−8 классов.

Рекомендации по использованию научных результатов. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в процессе обучения географии в 6−8 классах в общеобразовательной школе, в процессе подготовки будущих учителей географии в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их опорой на основные теоретические положения и выводы педагогической и методической науки, нормативные документы по вопросам общего и среднего образованияиспользованием серии методов исследований, адекватных поставленным задачамкорректным применением качественных и количественных показателей результативности обучениярациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследованиядостаточным количеством учащихся, участвовавших в эксперименте.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в учебно-воспитательном процессе в ряде школ Санкт-Петербурга, в работе с учителями географии города и со студентами факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена, в публикациях. Разработанная методика, основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А. И. Герцена (1999;2004), IV Всероссийской научно-практической конференции по географическому краеведению (Владимир, 2002 г.), межвузовской научно-практической конференции «Гуманизация и гуманитаризация образования» (Пикалево, 2004 г.), открытых уроках-семинарах, методических объединениях учителей географии школ № 128 и № 330.

Выводы по Ш главе.

В процессе подготовки к экспериментальному обучению определены условия, при которых использование учебных моделей становится эффективным:

— использование учебных моделей осуществляется с учетом общедидактических принципов (научности, системности, наглядности, доступности);

— использование учебных моделей можно осуществлять на всех этапах обучения: при формировании знаний и умений, при их закреплении, на этапе их совершенствования;

— функции учебных моделей позволяют реализовывать различные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение);

— раскрытию сущности объекта способствуют различные виды учебных моделей.

Обучение учащихся 6−8 классов по специально предложенной методике отличается более высокой эффективностью, чем методика, используемая в контрольных классах.

Заключение

.

Обзор научной литературы позволил установить, что в общей теории познания, а также в физической географии, в частности, существует достаточно широкое толкование понятия «модель». Различные его интерпретации объясняются так называемым функциональным подходом, позволяющим рассматривать в роли модели любой объект.

Теоретический анализ методической литературы показал, что в методике обучения географии модели используются достаточно давно, но в основном как объемное средство наглядности, главное назначение которогоспособствовать созданию эмпирического образа у учащихся. Данное положение подтвердилось на этапе констатирующего эксперимента в ходе анкетирования учителей.

Однако такого понимания понятия «модель» становится явно недостаточно, т.к. условия современной школы требуют более активного развития деятельностного подхода в обучении, реализации которого могут способствовать учебные модели, но при условии учета их функциональных особенностей.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выделить три основных аспекта — научный, предметный и деятель-ностный — в рамках которых можно рассматривать проблему использования моделей в обучении.

С учетом этих аспектов в ходе исследования были выявлены и обобщены отличия научной модели от учебной, предложено определение «учебная модель», раскрыты ее функциональные особенности, разработана методика использования учебных моделей на уроках географии в 6−8 классах и выявлены условия ее реализации.

Для проведения экспериментального обучения были разработаны методические рекомендации, учитывающие функциональные особенности учебных моделей.

Экспериментальный этап исследования подтвердил эффективность использования учебных моделей при обучении географии в 6−8 классах. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования и доказана обоснованность предлагаемой методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Прием моделирования на уроках геоэколо-гии//География в школе. 2003. — № 3. — С.69−71
  2. А.Д. Информационные модели природных комплексов. -М.: Наука, 1975.-126 с.
  3. А.Д. Модели и информация в физической географии. М: Знание, 1971.-30 с.
  4. Д.Л. Физическая география в наши дни. М.: Знание, 1968. -48 с.
  5. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата, «Мектел», 1980.-207 с.
  6. П.А. Методика применения системы проблемно-графических сигналов в преподавании географии: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02 / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 1998. — 176 с.
  7. A.C., Суслов В. Г., Шейнис А. И. Компьютерные технологии в школьной географии. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2004. — 80 с.
  8. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.-143 с.
  9. И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеоб-разоват.учеб. заведений. — М.: Дрофа, 1997. 188 с.
  10. И.И. Роль учебника в системе обучения физической географии в современной школе. Диссертация на соиск. уч.ст. доктора пед. наук в виде научного доклада. СПб, 1994
  11. П.Барышева Ю. Г. Использование средств обучения в преподавании географии. — М.: Академия педагогических наук СССР, 1984. 156 с.
  12. Ю.Г. Кабинет географии. М.: Академия педагогических наук, 1983. — 130 с.
  13. Ю.Г., Вестицкий М. Б. Самодельные учебно-наглядные пособия по географии. M.: Академия педагогических наук СССР, 1985. — 115 с.
  14. Т.М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии России. 8−9 кл. М.: Просвещение, 1987. — 127 с.
  15. A.M. Геоиконика. М.: Фирма «Астрея», 1996. — 208 с.
  16. A.M., Ушакова JI.A. Картографические анимации. М.: 2000.-168 с.
  17. A.M. Образ пространства карта и информация. — М.: 1986.-240 с.
  18. .В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование // БСЭ. 3-еизд.-М., 1974. — Т. 16. — С.393−395
  19. В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота // Советская педагогика. — 1970. — № 5. — С. 46−60
  20. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков у школьников. М.: Мысль, 1979. — 135 с.
  21. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  22. М. Модели: репрезентация и научное понимание. М.: Наука, 1988. — 180 с.
  23. C.B. Методика формирования понятия «географический прогноз» на уроках физической географии // Сб. «Совершенствование методов обучения географии». Ленинград, 1990. С. 22 26
  24. Л.А. Роль действия моделирования в генезисе образного мышления. В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие. Т.1, М.: Азбука, 1997.- С. 54−60
  25. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. Пер. с англ./общ.ред. и вст.ст. В. В. Рубцова М.: Прогресс, 1988.- 336 с.
  26. М.С., Скуратович О. Я. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках географии. Киев, 1990. — 120 с.
  27. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. -288 с.
  28. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: 1960. -182 с.
  29. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 32−36
  30. .П. Спонтанное моделирование природных процессов // Природа. 1973. — № 7. — С.12 — 14
  31. П.Я. История психологии. М.: Просвещение, 1992. 343с.
  32. М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности: Автореф. дис. д-ра психолог, наук. М., 1977. — 38 с.
  33. М.В., Ломов Б. Ф. Рубахин В.Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем. В кн.: Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977. — С.21- 26
  34. В.П. Современный урок химии в средней школе и ПТУ. -Л: Библиотека учителя, 1982. 95 с.
  35. Географический комплекс средней школы / Ю. Г. Барышева, Т. П. Беляева, М. Б. Вестицкий, В. П. Голов, Ю. Г. Широких. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. -148 с.
  36. Т.П., Ковалевская М. К., Панчешникова Л. М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М.: Педагогика, 1982. 96 с.
  37. Т.П., Грюнберг Г. Ю., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс: учеб. для общеобразоват. учреждений. 10-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002. — 208 с.
  38. В.А. Моделирование как метод научного познания (гносеологический анализ). М.: Изд-во МГУ, 1965. — 248 с.
  39. В.П. Самооборудование в школьной географии. М.: Просвещение, 1979. — 64 с.
  40. В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. 222 с.
  41. В.П. Теоретические основы создания и применения системы средств обучения географии в общеобразовательной школе: Автореферат дис.. д-ра пед. нау^к. М., 1993. — 53 с.
  42. C.B. Повышение эффективности наглядности в обучении при использовании динамических компьютерных моделей на уроках физики: Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 22 с.
  43. В.Г. История философии. Брянск: Просвещение, 1998.119с.
  44. А.Г. Межрегиональные экономические взаимодействия: понятия и модели. Новосибирск, 1984. 11 с.
  45. О.С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
  46. .С., Дынин Б. С., Никитин Е. А. Моделирование как метод научного исследования. М.: Изд-во МГУ, 1965. 115 с.
  47. В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  48. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, изд-во «Луйс», 1981.- 211с.
  49. A.B., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  50. В., Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. -М.:Педагогика, 1970. —230 с.
  51. И.В., Коринская В. А., Щенев В. А. География: Наш дом -Земля: материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. для общеобразо-ват.учеб.заведений. М.: Дрофа, 2001, с.416
  52. И.В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.:000 «Издательство Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2002.- с.203
  53. K.M., Касимов Н. С., Тикунов B.C. Современные методы географических исследований. М.: Просвещение, 1996. 120 с.
  54. В.И. Наглядность и эффективность обучения. Харьков: ХГПИ, 1988. — 86 с.
  55. В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе// Советская педагогика. 1982 — № 3. С.30−33
  56. В.И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности. Харьков: ХГПИ, 1989. 72 с.
  57. P.M. География материков и океанов. Практическое пособие для 7-го класса. М.: «Издат-школа», 1997 54 с.
  58. В.А. Наглядность и наглядные пособия в географии. Минск: «Вышейш. Школа», 1975. 224 с.
  59. И.М. Физическая география сегодня. М.: Просвещение, 1973.- 154 с.
  60. P.A. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986. 122 с.
  61. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424 с.
  62. Д.Д. Структура современного школьного учебника и место в ней внетекстовых компонентов (на материале анализа учебников гуманитарных дисциплин): Автореф.. канд.пед.наук. М., 1980. -22 с.
  63. Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983 — с.240
  64. Н.В. Картографическая информация и системы картографических знаков. Одесса: 1976. 128 с.
  65. Использование средств обучения в преподавании географии. Под редакцией Барышевой Ю. Г. М.: Просвещение, 1989. 159 с.
  66. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Педагогика, 1968. 160 с.
  67. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Педагогика, 1962. 376 с.
  68. А.Н. Самодельные пособия по географии. М.:Учпедгиз, 1952.-80 с.
  69. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 142 с.
  70. Г. С. Экология города. Урбоэкология. Учеб. для 10−11 кл. -М.: Просвещение, 1997. 197 с.
  71. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  72. Г. Кибернетика и философия. М.: Изд-во иностр. лит., 1963.530 с.
  73. Я.А. Избранные педагогические сочинения. Под ред. A.A. Краснова. М.:Учпедгиз, 1939. 340 с.
  74. Т.С. Моделирование географического содержания учебных книг средствами графикации. В сб. «Наука, школа, ВУЗ», СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 54 — 58
  75. Комплексы учебного оборудования по математике. Под ред. Болтянского В. Г., М.: «Педагогика», 1971. 280 с.
  76. В.А. Учебное оборудовние по географии. М., 1964.119 с.
  77. В.А., Душина И. В., Щенев В. А. Методическое пособие по географии материков и океанов. М.: Просвещение, 1990. 175 с.
  78. Г. А., Беляев М. И., Соловов A.B. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2001. 224 с.
  79. О.В. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: просвещение, 1999. — 192 с.
  80. O.B. Материки и океаны. Учебник для 7 кл. М.: Просвещение, 1999.-304 с.
  81. О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов: 7 кл.: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1997. 144 с.
  82. О.В., Герасимова Т. П. География материков и океанов. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1997.-318 с.
  83. В.А. Моделирование при изучении истории в 6−9 классах школы: Автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб, 1998. — 20 с.
  84. И.Г. Модели в учебном процессе. Тарту, 1966. — 15 с.
  85. Ч. Основы общей дидактики. М.: Высш. Школа, 1986. -186 с.
  86. Ю.А. Методы и приемы применения моделирования в процессе усвоения учащимися новых знаний: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Киев, 1978. -25 с.
  87. H.H. Дидактические материалы по физической географии. 8кл. М.: Просвещение, 1998. 142 с.
  88. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 188 с.
  89. А.Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 448 с.
  90. O.E. Использование компьютерных моделей при изучении раздела «Молекулярная физика» в средней школе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М, 2003. — 20 с.
  91. В.П. Географическая культура. М.: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.
  92. В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  93. O.A. Проблемы формирования географической картины мира в процессе обучения географии в 6 классе. В сб. научных трудов МПГУ, серия «Естественные науки», 4. II, М., 1994
  94. И.В. Взаимосвязь и взаимодополнительность предметно-образной и абстрактно-логической наглядности как средство интенсификации процесса обучения физики: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02 / РГПУ им. А. И. Герцена. Л., 1987
  95. Т.С. Методика использования моделей при изучении числовых множеств в курсе математики 5−6 кл.: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02 / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 1995
  96. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.- 145 с.
  97. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  98. Методы обучения в современной школе. Сб. под ред. Н. И. Кудряшова. М.: Просвещение, 1983. 188 с.
  99. Н.Г. Содержание и функции наглядности при разных типах учения: Автореф. дис.. канд. психолог, наук. М., 1980. — 20 с.
  100. Э.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами наглядности: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1969 — 21с.
  101. Модели в географии. Сб.ст. под ред. Р.Дж.Чорли и П.Хаггета. М.: Прогресс, 1971.-380 с.
  102. Моделирование в учебной деятельности школьников. Под ред. В.Давыдова. М.: Просвещение, 1982. 240 с.
  103. Научные основы построения учебников географии. Сб. науч.трудов. Под ред. Ковалевской M.K. М., 1979. 94 с.
  104. A.A. Компьютерные модели и вычислительный эксперимент в школьном курсе физики. СПб., 1993
  105. Т.Н. Моделирование методической системы изучения регионального курса географии в школе. Монография. СПб: Изд-во РГПУ, 2003.
  106. Я.Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика. /Под ред. Н. С. Соломенко. JL: Наука, 1984. — 189с.
  107. Н.Н., Хозяинов Г. И., Неволин И. Ф. Моделирование и творчество. М.: Знание, 1986. 92 с.
  108. С.И. Методические основы использования географических моделей на допрофессиональном этапе системы непрерывного образования туристических кадров: Автореф.дис.. канд. пед. наук. -М., 1999 18 с.
  109. Г. Н. Самодельные объемные пособия в курсе физической географии. Ульяновск: УПИ им. И. Н. Ульянова, 1975. — 115 с.
  110. Д.В., Сурков В. А. Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. М.: 2002. 90 с.
  111. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965.-335 с.
  112. Новые взгляды на географическое образование. Под ред. В. П. Максаковского, JI.M. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986. 210 с.
  113. JI.M. Применение компьютеров в обучении географии // География в школе. 1984. — № 3.- С. 22 — 25
  114. Педагогическое наследие. Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.-416 с.
  115. Педагогический словарь. В 2-х томах. Под ред. И. А. Капрова. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 774 с.
  116. Педагогические произведения. Под ред. М. Ф. Шабаевой М.: Просвещение, 1965. 335 с.
  117. Н.Н. География. Начальный курс. 6 кл. М.: Дрофа, Изд-во ДИК, 2000.-256 с.
  118. . Роль действия в формировании мышления// Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С.39−44
  119. .В. Изучение геологии в средней школе. М.: Просвещение, 1977. -127 с.
  120. A.A. Методика преподавания физической географии. М., 1953. 145 с.
  121. Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 130 с.
  122. K.P. Логика и рост научного знания: Избр. работы. Пер. с англ./Сост., общ. Ред. В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1983. 605 с.
  123. B.C. Поиск в географии. М.: Просвещение, 1986.- 145 с.
  124. Программы общеобразовательных учреждений. География 6−11 классы. М.: «Просвещение», 1998
  125. H.A. Использование на уроках самодельных наглядных пособий. // География в школе.-2003. № 2. — С.70−74
  126. Психология современного подростка./ Под ред. Фельдштейна Д. И., М., 1978. 252 с.
  127. В.Б. Моделирующие компьютерные программы в формировании опыта творческой деятельности учащихся//География в школе. -1993.- № 5. -С.53−56
  128. Э.М. География: природа России. Учеб. для 8 кл. -М.: Просвещение, 2001.-301 с.
  129. Дж. Чорли, Питер Хаггет. Модели в географии. М.: Прогресс, 1971. — 374 с.
  130. СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.-321 с.
  131. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., Изд-воМГУ, 1981.- 136 с.
  132. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: изд-во МГУ, 1988. -288 с.
  133. И.И. Учебно-наглядные пособия географии. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1975. 223 с.
  134. Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1980. 128 с.
  135. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  136. Н.К. Учебное оборудование по физической географии. Пособие для учителей. М.: Педагогика, 1977. 94с.
  137. Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М.: Знание, 1986.-80 с.
  138. О.М. Роль моделей в познании: Автореф. дис.. канд.философ.наук. Горький, 1966.-23 с.
  139. A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.
  140. A.B. Эвристическая роль наглядных средств в построении нового знания: Автореф.дис.. канд.психолог.наук. JL, 1972. — 22 с.
  141. A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  142. В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: изд-во «Наука», 1978.-318 с.
  143. В.Г. Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии. Методическое пособие. СПб.: Учебно-консультационный центр «Пилигрим», 2000. — 69 с.
  144. В.П. Физическая география. Начальный курс. Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 192 с.
  145. В.П. Физическая география СССР. Учеб. для 8 кл. сред.шк. М.: Просвещение, 1991. — 272 с.
  146. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Знание, 1984.- 180 с.
  147. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе. /Под ред. A.A. Кыверял-га, A.B. Батаршева. -М.: Высшая школа, 1990. 159 с.
  148. Ф.Ш. Принцип наглядности и материализация деятельности в процессе обучения: Автореферат дис.. канд.пед.наук. -М., 1979−22 с.
  149. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-311с.
  150. Федеральный перечень учебников/УГеография в школе. 2003. -№ 4. — С.49−50
  151. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982.-216 с.
  152. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80 с.
  153. JI.M. Психология в современной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-224 с.
  154. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985.-224 с.
  155. Г. И. Некоторые гносеологические вопросы наглядности в обучении. М.: Знание, 1976. 36 с.
  156. Г. И. Средства обучения. М., Издание редакционно-издательского отдела ГЦОЛИФКа, 1987. 32 с.
  157. Е.Я., Рафиков С. А. О компьютеризации преподавания географии в школе./ Сб. «Совершенствование методов обучения географии». Л., 1990. С. 20−27
  158. Т.И. Активизация учения школьников. М.: АПН СССР, 1989.-122 с.
  159. С.Г. Школьные пособия и оборудование в ближайшие 10 лет. // Народное образование. 1970. — № 1. — С. 74
  160. Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М.: «Мир», 1978. 165 с.
  161. А.И. Моделирование и философия. Л., 1966. 210 с.
  162. А.И. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. 269 с.
  163. В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии. М.: Просвещение, 1979
  164. Л.С. Моделирование. М.: Наука, 1952. 220 с.
  165. Д.Б. Возрастные особенности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966. 442 с.
  166. Г. И. Основные проблемы физической географии и ландшафтоведения. М.: «Высшая школа», 1982.-216 с.
  167. Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000. -272 с.
  168. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.: Знание, 1989. 168 с.
Заполнить форму текущей работой