Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения
В рамках разработки педагогических условий развития творческой активности обучающихся в туристском вузе нами определена структура содержания образования, обеспечивающая развитие творческой активности студентов в туристском вузе: модуль «Художественные материалы, средства, технологии» ставит целью обучение навыкам и умениям обращения от традиционных художественных материалов до использования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ 13 ft ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
- 1. 1. Анализ современных подходов к изучению проблемы развития творческой активности личности
- 1. 2. Влияние возрастных особенностей студентов на развитие творческой активности
- 1. 3. Психолого-педагогические аспекты обеспечения учебного процесса направленного на развитие творческой активности студентов
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Содержание обучения студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения
- 2. 2. Формы и методы обучения студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения
- 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе
- ЗАКЛЮЧЕННОЕ
Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ч.
Актуальность исследования. Широкое применение современной эстетической среды, новых информационных технологий, необходимость поиска нестандартных решений, оказывает серьезное влияние на все сферы человеческой деятельности.
Наблюдается серьезное увеличение спроса на качество выпускаемого продукта в туристкой сфере, все это приводит к устойчивому спросу на творческую личность, способную генерировать новые творческие идеи, оперативно осваивать новые коммуникационные технологии, обладающую художественным вкусом, эстетической культурой, способную продуктивно реализовывать задуманные проекты в туристкой сфере.
Широкое распространение нестандартных требований клиентов к организации туристских программ привели к тому, что труд менеджера сферы туризма без использования креативных способностей в настоящее время немыслим. При этом обучение в туристских вузах происходит большей частью без учёта творческой составляющей деятельности человека, приводит к репродуктивному использованию приёмов, создаёт определенный стереотип в поведении, а зачастую и в образе мышления.
Это явление противоречит необходимости подготовки творчески мыслящих менеджеров туристской сферы на основе развития всей совокупности компонентов творческого потенциала личности студентов.
Тем самым проявляется противоречие между необходимостью развития творческого потенциала личности студента в профессиональной деятельности и недостаточным теоретическим осмыслением и методическим обеспечением практики профессионального туристского образования с использованием модульных технологий обучения.
Данное противоречие определяет проблему исследования: с помощью каких педагогических средств и методов возможно обеспечить развитие творческбй активности студентов туристского вуза в процессе обучения. '.
К V.
Проблема определила тему нашего исследования «Развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения».
Цель исследования. разработать содержание и методы, обеспечивающие условия развития творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения.
Объект исследования: развитие творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческой активности студентов туристского вуза на основе технологии модульного обучения.
Гипотеза исследования: развитие творческой активности студентов туристского вуза в профессиональной деятельности на основе технологии модульного обучения будет эффективным, если: выявлены ключевые компетенции, которыми должен обладать выпускник туристского вуза в современном информационном обществеобоснованы цель и задачи преподавания в туристском вузе, на" основе формирования творческого мышления студентов туристского вузаопределены организационно-педагогические принципы разработки интегрированного модульного курсавыявлены педагогические условия и определена структура содержания интегрированного модульного курса, обеспечивающего развитие творческой активности студентов в туристском вузеразработаны методы учебной деятельности, обеспечивающие развитие творческой активности студентов.
Задачи исслеЪования:
1. На’основе анализа требований к современному специалисту сферы туризма обосновать ключевые компетенции, которыми должен обладать выпускник туристского вуза в современном информационном обществе.
2. Определить организационно-педагогические принципы разработки интегрированного модульного курса.
3. Выявить педагогические условия и разработать структуру содержания интегрированного модульного курса, обеспечивающего развитие творческой активности студентов в туристском вузе.
4. Разработать методы учебной деятельности, обеспечивающие развитие творческой активности студентов туристских вузов.
5.
Методологическую основу исследования составили философская теория познания, современные концепции о непрерывности и многоуровневости профессионального туристского образования, теория интеграции и дифференциации, теория развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования (Ю.К.Бабанский, В. И. Загвязинский, С. Г. Вершловский, В. А. Квартальнов, Н.А.Хроменков) — системный, комплексный, личностно-деятельностный и интегративно-модульные подходы.
Методологической основой исследования также являются труды, посвященные общепсихологическим основам творчества, развития и ценностной ориентации (С.А. Анисимов, И. С. Кон, А.В. Матюшкин), теории межличностного и межгруппового восприятия (А.А. Бодалев, А. Г. Агеев, Г. М. Андреева), проблемам формирования содержания профессионального туристского образования (И.В.Зорин, А. М. Новиков, В. Д. Чепик, В. И. Жолдак и др.).
В своем исследовании мы опирались на научные труды С. Я Батышева, А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, Н. И. Думченко, М. И. Махмутова,.
Г. В. Мухаметзя новой, А. М. Новикова. Вопросы мониторинга качества образования. рассмотрены в работах М. П. Афанасьевой, В. А. Кальней, С. А. Козловой,, С. Е. Шишова.
В исследовании реализован личностно-деятельностный подход, использовались методы: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, синтез эмпирического и теоретического материала, моделирование и обобщение, наблюдение, изучение педагогической деятельности, различные виды опроса, констатирующий и формирующий эксперименты, а также математическая обработка материала, графическое представление полученных данных.
Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической и психологической наукиразнообразными источниками педагогической, психологической, туристской информациисравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапа исследовательской работыподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе дается теоретическое обоснование основных педагогических условий эффективной организации развития творческой активности студентов туристского вуза tfa основе технологии модульного обучения с учетом непрерывности и преемственности туристского образования.
Выявлены ключевые компетенции, которыми должен обладать выпускник туристского вуза, а именно: гибко адаптироваться в меняющихся ситуациях туристского рынка, самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем для того, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней достойное местосамостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологиибыть способными генерировать новые идеи, творчески мыслитьграмотно работать с информациейуметь самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровнябыть коммуникабельными и контактными, уметь работать сообща в различных областях, различных ситуациях и в различных социальных ролях сферы туризма.
Разработаны организационно-педагогические принципы создания интегрированного модульного курса, способствующего развитию творческой активности: принцип интеграции курса в контекст учебных предметов научно-профессионального циклапринцип постепенности усложнения учебного материалапринцип самостоятельного планирования студентом своей образовательной деятельности в изучении каждого модуля курсапринцип использования проектного метода обучения, коллективных и индивидуальных форм проектной деятельности.
Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческой активности у студентов туристский вузов (ориентация модульного курса на вариативность выбора техник исполнениястимулирование инновационной деятельностииспользование современных информационных технологийдостаточный уровень программно-аппаратного обеспечения).
Разработаны методы творческой деятельности на основе модульной технологии, обеспечивающие развитие творческой активности студентов: перенос «внутреннего образа» во внешний план и соотнесение полученной модели с действительностьюспециальные упражнения на постижение социальных закономерностейпрактическое применение новых информационных технологийиндивидуальная и коллективная работа над проектами. r ^.
Выявлены критерии оценки развития творч&жой активности студентов в учебной деятельности: способность генерировать новые идеи, способность осваивать новые технологии, обладание организационной культурой, художественным вкусом, умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс методов и организационных форм развития творческой активности студентов туристского вуза на основе модульного обучения с учетом непрерывности и преемственности туристского образования может быть включен в учебный процессразработаны и внедрены в практику методические рекомендации, программа интегрированного модульного курса обучения, практические и контрольные задания по программе курса.
Исследование проводилось с 1999 г. по 2002 г. и включало три этапа.
Первый этап (1999г.-2000г.) включал в себя анализ существующей системы подготовки студентов туристского вуза, осмысление противоречий и проблем, выявление социально-педагогических резервов повышения эффективности учебного процесса. На этом этапе использовались такие методы педагогического исследования как выявление условий, изучение теоретических источников и анализ реального процесса, анкетирование, беседы.
Второй этап (2000;2001) проводился формирующий эксперимент, в ходе которого в педагогический процесс обучения студентов туристского вуза вводились изменения в соответствии с задачами исследования. На основании отработанной функциональной модели интегрированного курса обучения студентов туристского вуза апробировались выявленные существенные условия адаптивности учебного процесса туристского вуза к потребностям обучаемых, отслеживались результаты, подтверждающие или опровергающие гипотезу исследования. Ы.
X.. с.
Третий этап (2001г.-2002г.) обобщение итогов экспериментальной работы, определение окончательных результатов, формирование выводов, внедрение результатов исследования в педагогический процесс.
На защиту выносятся:
1. Организационно-педагогические принципы создания интегрированного модульного курса, способствующего развитию творческой активности у студентов туристских вузов.
2. Комплекс педагогических условий, ориентированных на вариативность выбора техник исполнения проекта, использующих современные педагогические технологии и достаточный уровень программно-аппаратного обеспечения для эффективного развития творческой активности у студентов туристский вузов.
3. Методы творческой деятельности на основе модульной технологии, обеспечивающие развитие творческой активности студентов: перенос «внутреннего образа» во внешний план и соотнесение полученной модели с действительностьюспециальные упражнения на постижение социальных закономерностейпрактическое применение новых информационных технологийиндивидуальная и коллективная работа над проектами.
Апробация и внедрение результатов исследования. Опыт работы по развитию творческой активности студентов туристского вуза в процессе обучения получил одобрение и использовался на педагогических конференциях и собраниях актива работников профессионального образования Свердловской области (1999 — 2002 гг.), на научно-практических конференциях, проводимых Российской международной академией туризма (1999;2002 гг.), на заседаниях педагогических советов, методических комиссий экспериментальных образовательных учреждений. Основные идеи и материалы диссертации заслушивались на заседаниях кафедры технологий и предпринимательства Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской — области (2001, 2002 гг.), «А, кафедры педагогики профессионального туристского образования Российской международной академии туризма (2002 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Выводы по главе 2.
На основе анализа требований, предъявляемых современным информационным обществом к человеку, выявлены ключевые компетенции, которыми должен обладать выпускник туристского вуза: гибко адаптироваться в меняющихся ситуациях туристского рынка, самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем для того, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней достойное местосамостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологиибыть способными генерировать новые идеи, творчески мыслитьграмотно работать с информацией (уметь собирать и анализировать необходимые для решения проблемы сферы туризма факты, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и сопоставления с вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем) — уметь самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровнябыть коммуникабельными и контактными, уметь работать сообща в различных областях, различных ситуациях и в различных социальных ролях сферы туризма.
На основе анализа ключевых компетенций выпускника туристского вуза сформулирована основная цель преподавания изобразительного искусства в туристском вузе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, включая как неотъемлемую часть формирование проектной культуры (совокупность идей, приёмов, методов художественной деятельности по анализу и синтезу от осознания проблемы доводить до практической реализации в проекте и реальном туристском продукте). В задачи преподавания изобразительного искусства в туристском вузе входит: формирование у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусствеформирование художественно-творческой активностиовладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
В качестве основных организационно-педагогических принципов разработки модульного курса изобразительного искусства и' компьютерной графики являются нами приняты: принцип интеграции курса в контекст учебных предметов гуманитарного и естественнонаучного циклапринцип постепенности усложнения учебного материаладостаточный уровень подготовки педагога, обязательно включающий художественное образованиетребования к учебному расписанию, включающие объединение в рамках модульного курса занятий по изобразительному искусству и компьютерной графикедостаточный уровень развития материально-технической базы в вузезачётная система выставления оценок, позволяющая каждому студенту планировать самостоятельно свою деятельность в изучении каждого модуля курсаиспользование проектного метода обучения, коллективных и индивидуальных форм проектной деятельности. Кроме того, обучение студентов основам проектного мышления и художественно-компьютерному творчеству в рамках модульного курса не должно противоречить сложившимся принципам, формам и методам аудиторной работы, но в учебном расписании должно быть предусмотрено время для самоподготовки и совместного творчества обучающихся и вне рамок аудиторной работы.
Для нашего исследования имеет принципиальное значение, что развитие творческой активности обучающихся в туристском вузе в процессе изобразительной деятельности с использованием компьютера детерменировано рядом педагогических условий (таких, как ориентация модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики на вариативность выбора техник исполнениястимулирование инновационной деятельности, использование современных дизайнерских технологийдостаточный уровень. материальной базы).
В рамках разработки педагогических условий развития творческой активности обучающихся в туристском вузе нами определена структура содержания образования, обеспечивающая развитие творческой активности студентов в туристском вузе: модуль «Художественные материалы, средства, технологии» ставит целью обучение навыкам и умениям обращения от традиционных художественных материалов до использования компьютерных технологиймодуль «Обучение законам композиции» ставит целью научить традиционным, а также нетрадиционным, способам изображения плоских предметов, объёмов в аксонометрии и перспективе, законы композициимодуль «Проектное мышление и реализация идей» ставит’целью, последовательное знакомство с элементарными средствами композиции как живописной, так и пространственной, помогает студентам использовать в совокупности те средства, с помощью которых можно создать любую сложную композицию — сочинение из красок, слов, звуков или объёмовмодуль «Основы изобразительной грамоты» ставит своей целью взаимное обогащение предметов геометрии и рисунка способствует развитию образно-логического мышления, а также пространственного мышлениямодуль «Развитие визуального мышления» ставит своей целью развитие образно-логического мышления и способствует развитию фантазии, обобщения, комбинаторики, ассоциаций для формирования оригинального замысламодуль «Развитие проектного мышления. Реализация идей. Организация среды» имеет целью формирование навыков разработки сложных проектных композиционных заданий, в которых проявляются все направления развития творческого мышления студентовмодуль «Работа с природными формами» ставит своей целью формирование осознанного научно-художественного видения окружающего мира, изучение природных форм, анализ их окраски, внешней формы через внутреннее строение, т. е. художественно-конструктивное видение природных объектов помогает найти неиссякаемый источник идей для творчествамодуль «Мировая художественная культура» ставит целью изучение, анализ и применение в творчестве объектов культуры с древних времён до наших дней с учетом развития науки и техники, новых форм художественной выразительности (компьютер, светомузыка, мультимедиа, кинетические эффекты и т. д. и т. п.), изучение искусства в контекстах истории помогает понять его гуманизирующую роль — как фактора, способствующего формированию мировоззрения человекамодуль «Проектное мышление» ставит целью развития не только художественной, но и социально-технологической культуры обучающихся, методические разработки модуля легли в основу разработки учебных проектов по изобразительному искусству и компьютерной графике.
Нами разработаны методы изобразительной деятельности на основе компьютерной графики, обеспечивающие развитие творческой активности студентов: перенос «внутреннего образа» во внешний план на экран компьютера и соотнесение полученного изображения с действительностьюспециальные упражнения на постижение колористических, композиционных закономерностей и совершенствование графических рисовальных навыковрасши.
V 9. * * рение искусствоведческих знаний и обогащение видеоряда новыми произведениями искусства, недоступными в других формах представления, постижение законов и особенностей выразительного языка живописи и графики, законов перспективыпрактическое применение новых информационных технологий, художественных знаний и умений для воплощения собственных замысловиндивидуальная и коллективная работа над проектами.
В рамках исследования установлено, что современная компьютерная техника и телекоммуникационные технологии создают предпосылки для развития творческой активности обучающихся. Однако мы считаем, что излишне технократические представления о компьютеризации профессионального туристского образования влекут за собой чрезмерную алгоритмизацию и формализацию мышления обучающихся. Развитие образного мышления пользователей компьютерных технологий должно быть поддержано специальными модульными курсами эстетического развития. Одним из важнейших путей решения является поиск новых подходов к использованию информационных технологий компьютеризации профессионального туристского образовании, которое располагает богатым арсеналом эффективных методов развития творческой активности личности.
В нашем исследовании использовались следующие критерии оценки развития творческой активности обучающихся в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий: способность генерировать новые идеи, способность осваивать новые технологии, обладание визуальной культурой, художественным вкусом, умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы. Первые три критерия направлены на выяснение личностных качеств обучающихся: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипному или творческому мышлению, уровень развития фантазии и воображения студента. Развитие умения оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы исключительно важно во всем контексте воспитания студента, ибо оно влияет на поведение людей, служит средством становления личности, формирования отношений её в обществе. Выбранный нами критерий (умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы) помогает, А в оценке коммуникативного потенциала личности. ' •><
В рамках работы мы выделили три уровня творческой активности: Первый — стимулирующий, когда познавательная деятельность определяется исключительно внешними стимулами. Студент при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или первоначально найденного способа действия. Высшие проявления на этом уровне отражают высокий уровень развития умственных способностей и тождественны понятию «общая одарённость».
Второй — спонтанно-интеллектуальный, когда наблюдается спонтанная интеллектуальная активность, на основе которой происходит открытие ряда закономерностей. На этом уровне студент проявляет в той или иной степени интеллектуальную активность, инициативу, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворённости результатами деятельности. Имея достаточно надёжный способ решения, студент продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения.
Третий — креативный, высший уровень интеллектуальной активности, характеризующийся максимальной интеллектуальной активностью, за счёт которой происходит проникновение в сущность явления и постановка новых проблем. На креативном уровне впервые проявляется феномен подлинного целеполагания: действие индивида приобретает порождающий характер (результат действия шире, чем исходная цель).
Данные опытно-экспериментального обследования, приведенные в процентах к общему количеству обучающихся показывают, что количество обучающихся, находящихся на стимулирующем уровне развития познавательного потенциала личности до начала обучения (29,4% в контрольной группе и 28,24% в экспериментальной группе), резко уменьшается к концу первого года обучения (20% в контрольной группе и 11,77% в экспериментальной группе). Данная тенденция сохраняется до конца обучения (11,76% в контрольной группе и 4.71% в экспериментальной группе в конце второго года обучения). Одновременно возрастает число обучающихся, демонстрирующих спонтанно-интеллектуальный и креативный уровни творческой активноста. Наибольший рост показателей спонтанно-интеллектуального уровня творческой активности наблюдается от начала занятой к к<�энцу первого года обучения в экспериментальной группе (от 14,12% до 15,29% в экспериментальной группе), в контрольной группе наблюдается небольшой спад (от 12,94% до 11,76%). К концу второго года обучения в экспериментальной группе повышение более значительное (до 16,47%), чем в контрольной группе (14,12%). Значительный рост показателей креативного уровня наблюдался в контрольной группе от начала обучения к концу первого года обучения (от 7,06% до 17,65%) и в экспериментальной группе (от 8,24% до 23,53%). Положительная динамика более резко возрастает в конце второго года обучения в экспериментальной группе (до 29,41%), чем в контрольной группе (до 23,53%). Анализ результатов динамики уровня развития способности студентами осваивать новые технологии приводит к следующему выводу: в зависимости от продолжительности обучения наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению числа обучающихся, находящихся на стимулирующем уровне развития познавательного потенциала личности. Видно, что положительная динамика развития способности студентами осваивать новые технологии более значительна в экспериментальной группе.
Экспериментально доказано, что развитие творческой активности личности максимально эффективно осуществляется при широком использовании метода проектов и при условии достаточного уровня подготовки педагогических кадров.
Вышеизложенное позволяет отметить, что развитие всей совокупности компонентов творческого потенциала личности обучающихся при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики с использованием новых информационных технологий является целесообразным и позволяет создать условия для максимально эффективного развития творческой активности студента в изобразительной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
АнализТеоретических и экспериментальных данных исследования, подтверждая положения гипотезы, позволяет в заключении сделать следующие общие теоретические выводы и практические и методические рекомендации:
Эффективное развитие творческой активности обучающихся туристских вузов обеспечивается при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики, ориентированного не на эстетико-искусствоведческие, а на прикладные потребности обучающихся.
Педагогическими условиями развития творческой активности студентов в процессе изучения понятий изобразительного искусства и компьютерной графики являются: ориентация модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики на вариативность выбора техник исполнения проектастимулирование инновационной деятельности, направленной на развитие творческой активности студентовиспользование современных дизайнерских технологийдостаточный уровень материальной базы. Развитие творческой активности наиболее эффективно с использованием метода проектов и при условии достаточного уровня подготовки педагогических кадров.
Использование метода проектов способствует повышению творческой активности студентов, проявлению элементов творчества в студенческих рисунках, развивает воображение, фантазию и творческие способности. Проектная деятельность создаёт условия для мобилизации чувства коллективизма у студентов, создаёт меньше возможностей для обособленной изобразительной деятельности субъекта. Условия самореализации, самоутверждения личности — предоставление студентам возможности воплощения своей идеи-проекта в материале на уроках художественного творчества и компьютерной графики.
На основе теоретического анализа выявлены компоненты и структура творческого потенциала личностиопределены и охарактеризованы признаки критериев оценки творческой активности личности как субъекта изобразительной деятельности (способность генерировать новые идеи, способность осваивать новые технологии, обладание визуальной культурой, художественным вкусом, умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы) применительно к каждому признаку творческого потенциала студента.
Компьютерные технологии содержат в себе богатейшие возможности для эстетического воспитания студентов средствам^изобразительного искусства. Предлагаемые в исследовании показатели творческой активности личности как субъекта изобразительной деятельности, а также разработанные автором формы и методы обучения студентов эстетическому видению действительности позволяют более эффективно организовать и направить художественное воспитание по пути развития творческой активности студентов туристского вуза, в комплексе развивать аналитическое мышление и эстетическую отзывчивость.
Список литературы
- Абаева’Й. М. Интегрированный курс художественного творчества. — М.: Валент, 1996, — 39 с.
- Алексеев. Н.Г. О целях обучения студентов исследовательской деятельности/В сб.: VII юношеские чтения им. В. И. Вернадского. — М.:МГУ, 2000.
- Анастази А. Психологическое тестирование/Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982. — 318 с.: ил.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 566 с.
- Аристова Л.П. Активность учения студента. — М.: Просвещение, 1968.—139 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974, —392 с.
- Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности (методическое пособие) / Под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 278 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Батоев Г. Б. Развитие творческого воображения у обучающихся. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. — 114с.: ил.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. —423 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. — М.-Л.: Гиз, 1928.—544 с.
- Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одарённости. Сб. ст. /Под рук. С. Л. Рубинштейна. — Б.М.: Госиздат Украины, 1923. — 179 е.: ил.
- Блонский П.П. Память и мышление. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. — 214с.