Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические и криминологические проблемы противодействия криминализации сектора алкогольной продукции потребительского рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следуя известной общесоциальной закономерности, согласно которой все сложные социальные и экономические проблемы в обществе обостряются на переломных этапах его развития, мы сегодня наблюдаем в России огромное количество нерешенных проблем, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции. Большинство этих проблем так или иначе связаны с высоким уровнем криминализации российского… Читать ещё >

Содержание

  • ФГУП — федеральное государственное унитарное предприятие
  • Глава 1. Рынок алкогольной продукции как элемент хозяйственной деятельности
    • 1. 1. Производство и реализация алкогольной продукции в институциональной экономической системе
    • 1. 2. Исторический опыт функционирования рынка алкогольной продукции
    • 1. 3. Институциональные проблемы контроля оборота алкогольной продукции
  • Глава 2. Роль органов внутренних дел в обеспечении правопорядка на рынке алкогольной продукции
    • 2. 1. Субъекты региональной системы контроля и обеспечения безопасности и правопорядка в сфере производства и реализации алкогольной продукции
    • 2. 2. Практика участия органов внутренних дел в контроле оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    • 2. 3. Совершенствование организации деятельности подразделений органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на рынке алкогольной продукции

Экономические и криминологические проблемы противодействия криминализации сектора алкогольной продукции потребительского рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема государственного регулирования и противодействия криминализации производства и реализации алкогольной продукции далеко не нова, но актуальность исследований в этой области не уменьшается, так как меняются социально-экономические условия развития общества, личные предпочтения, образ жизни, стандарты и т. п. Следует отметить, что положение дел на рынке алкогольной продукции традиционно во многом определяло состояние государственного бюджета многих стран мира. В то же время, потребление алкоголя — одна из наиболее острых и болезненных социальных проблем в обществе. Перед государством всегда стояла сложнейшая задача, каким образом разрешить противоречие между производством и реализацией алкогольной продукции, которые всегда были высоко прибыльным и бюджетообразующим делом, и потреблением алкогольной продукции, социальные последствия которого чаще бывают отрицательными, нежели положительными. Крайние позиции в решении этой задачи и в теории, и в социальной практике всегда имели и до сих пор имеют место. Неоднозначно на эту проблему смотрят представители различных научных направлений: экономической науки, права, науки управления, социологии, криминологии, медицины и т. п.

Вместе с тем, производство и реализация алкогольной продукции как весьма прибыльное дело всегда привлекало к себе всевозможных дельцов. Во-первых, здесь всегда были в обороте очень большие деньги, на которые многие покушались. Во-вторых, в этой отрасли оборачиваемость капиталов и прибыльность всегда были, если не максимальными, то значительно выше средних показателей. Поэтому, нелегальное производство и оборот алкогольной продукции давно существуют как устойчивая и самостоятельная отрасль теневой экономики.

Наконец, для России уже почти четыре столетия проблемы производства и потребления алкогольной продукции имеют свою специфику и самостоятельное значение. Нельзя сказать, что потребление алкоголя для русского человека (в широком смысле) является какой-то генетической чертой. Однако, природные, географические, социально-экономические и может быть даже политические особенности российской истории, в итоге сформировали некий этнический образ русского человека, в характеристике которого отношение к алкоголю играет далеко не последнюю роль.

Следуя известной общесоциальной закономерности, согласно которой все сложные социальные и экономические проблемы в обществе обостряются на переломных этапах его развития, мы сегодня наблюдаем в России огромное количество нерешенных проблем, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции. Большинство этих проблем так или иначе связаны с высоким уровнем криминализации российского общества и существенно влияют на национальные интересы России и уровень обеспечения экономической безопасности государства, регионов и отдельных граждан. Неслучайно, в Федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 года № 171 — ФЗ прямо отмечается, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Кроме того, с методологической точки зрения важно иметь в виду, что российская экономика в целом преодолела переходный этап и вступила в период поступательного рыночного развития. В основном уже сложилась система различных рынков (капиталов, ресурсов, труда, ценных бумаг, валютный рынок, потребительский и т. п.). При этом следует помнить, что становление какой-либо системы, ее развитие и функционирование — принципиально разные процессы. Зрелая социально-экономическая система характеризуется, с одной стороны, более стабильными отношениями и процессами, что упрощает их регулирование. Но, одновременно, зрелая система предъявляет и более высокие требования к конечным результатам различных видов человеческой деятельности. Поэтому то, что простительно для переходной экономики, недопустимо и нетерпимо для зрелой экономической системы. В этом смысле сохраняющиеся масштабы теневой экономической деятельности в российской экономике, непрозрачность российских предприятий свидетельствуют либо о недостаточной зрелости нашей системы, либо о попустительстве этим процессам со стороны федеральных и местных органов власти. Современное состояние алкогольной отрасли — конкретный пример этому.

Основной экономический вопрос, определяющий динамику развития и функционирования рынка алкоголя — это соотношение доли государственных и частных производителей и продавцов алкоголя. Поскольку государство по существу всегда являлось монополистом в определении стратегии производства и реализации алкоголя, то вышеуказанное соотношение есть выражение государственной стратегии в конкретных исторических условиях и зависит от общих социальных и экономических целей.

Самостоятельной и традиционной является проблема участия правоохранительных органов и, в частности органов внутренних дел, в наведении правопорядка в сфере оборота алкогольной продукции. Актуальность этой проблемы усугубляется тем, что высокий уровень теневых доходов от производства и реализации фальсифицированной алкогольной продукции стал основной причиной того, что эту сферу нелегальной экономической деятельности взяли под свой контроль организованные преступные сообщества. По оценке Госкомстата России, в настоящее время доля неучтенной торговли водкой и другой спиртосодержащей продукцией составляет более 40 процентов от общего объема розничного товарооборота. О том, что эта цифра Госкомстатом не завышена, а скорее всего занижена, свидетельствуют результаты многочисленных операций по проверке рынков на предмет соблюдения продавцами и производителями установленных требований.

В связи с этим борьба с правонарушениями в сфере оборота алкогольной продукции, замена силовых методов реализации интересов субъектов хозяйствования экономическими и правовыми является в настоящее время чрезвычайно актуальной задачей.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа исторического опыта, а также современного состояния рынка алкогольной продукции выработать конкретные формы и методы нейтрализации негативных явлений в этой сфере с участием органов внутренних дел.

Задачи исследования:

1. Определить, какое реально место в современной хозяйственной системе России занимает рынок алкогольной продукции.

2. Изучить исторический опыт функционирования рынка алкогольной продукции.

3. Выяснить как общество и государство могли бы контролировать оборот алкогольной продукции.

4. Определить роль различных органов исполнительной власти и, в частности, органов внутренних дел в обеспечении правопорядка на рынке алкогольной продукции.

Объектом данного диссертационного исследования является сфера оборота алкогольной продукции как элемент потребительского рынка. Предметом исследования являются отношения, связанные с государственным регулированием рынка алкогольной продукции и нейтрализацией негативных экономических явлений в этой сфере.

Гипотеза исследования состоит в том, что современный рынок алкогольной продукции требует новых форм регулирования, ибо те методы, которые давали неплохие результаты в условиях централизованной планомерной экономической системы, сегодня не работают. Представляется, что только государство и его исполнительные органы могут обеспечить с наименьшими потерями интересы всех субъектов рынка алкогольной продукции.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые с позиций неоинституциональной экономической теории дан анализ сектора алкогольной продукции потребительского рынка, что позволило сделать ряд выводов политико-экономического, конкретно-экономического, организационного и правового характера.

В частности, доказано, что только государство может с наименьшими издержками для общества обеспечить защиту и реализацию прав собственности. Это, в свою очередь, не отрицает опасности коррумпирования чиновников и игнорирования социальных аспектов проблемы ради достижения сиюминутной экономической выгоды. В научный оборот теории экономической безопасности введены некоторые категории неоинституциональной экономической теории. Например, понятия трансакционные издержки и агентские отношения использованы для анализа отношений, связанных с монополистической деятельностью, нечестной конкуренцией, теневой экономической деятельностью на рынке оборота алкогольной продукции/Доказано, что государственная монополия, особенно на вредные и опасные ресурсы, всегда способствует предотвращению негативных социальных явлений, а вслед за этим и экономических потерь, что существенно повышает уровень экономической безопасности всех правопослушных субъектов общества. Предложен новый перечень закономерностей развития и функционирования теневых экономических процессов и поведения лиц, потребляющих «вредные блага», такие как наркотики, алкоголь, табак.

Сформулирован целый ряд предложений, направленных на оптимизацию государственного контроля нелегальных рынков. Применительно к алкогольной отрасли сформулированы предложения организационного характера по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и предложения нормативно-правового характера, касающиеся данной сферы потребительского рынка.

Методологической основой диссертации являются традиционные для экономической науки методы научного анализа (движение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному и т. п.). Кроме того, в ходе исследования активно использовались социологические методы (опросы экспертов и общественного мнения), исторический и функциональный методы анализа предмета исследования. Автор использовал научный аппарат классической политической экономии, неоинституциональной экономической теории, теории управления, криминологии.

Анализируя исторические и статистические материалы, автор попытался остаться нейтральным к различным политическим позициям. Он сконцентрировал свой анализ на поиске только позитивного опыта.

Теоретические основы исследования. Диссертация выполнена на основе положений различных экономических теорий: теории экономической безопасности, неоинституциональной экономической теории, экономической теории преступлений и наказаний, теории общественного воспроизводства, марксистско-ленинской политической экономии социализма, конкретно-экономических теорий типа экономика дефицита, экономика торговли, теория менеджмента и т. п. Кроме того, в качестве теоретической основы выступали теория управления в социальных и экономических системах, теория управления органами внутренних дел, ряд положений социологии, экономической криминологии, административного и уголовного права. В качестве нормативной базы использовалось федеральное законодательство и нормативные акты администраций г. дательство и нормативные акты администраций г. Москвы и Московской области, ряд распоряжений и приказов МВД России.

Основополагающими источниками диссертации стали труды таких зарубежных ученых, как: Д. Норт, О. Уильямсон, Дж. Уинтер, Р. Коаз, Т. Эггертссон, Р. Мэтьюз, К. Долман, А. Алчьян, Э. Файг, К. Джонс, М. Ромер, Ф. Шнайдер, Д. Энсте, Д. Баттерворс, М. Джонсон, М. Меклинг, Я. Корнай, П. Хейне, Ф. Нельсон, К. Лефлер, Б. Кейт и другие.

Среди российских ученых это: Аболенцев Ю. И., Волков М. Я., Гальперин С. Б., Гапоненко В. Ф., Головин С. Д., Егоршин М. В., Есипов В. М., Корягина Т. И., Козлов Ю. Г., Козлова А. П., Колесников В. В., Крылов А. А., Лазарев В. В., Латов Ю. В., Марченко Р. Н., Потрубач. Н.Н., Ревин В. П., Сергеев А. А., Тамбовцев В. П., Чернявский И. Ф., Хомерики Г. В., Шулус А. А. и другие.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современном рыночном обществе, где господствует многообразие различных форм собственности, одной из главных проблем является обеспечение защиты и реализация прав собственности. Претендентов на выполнение этих функций в демократическом государстве много. Однако, только государство эти функции может выполнять с наименьшими издержками. В тоже время, всегда существует опасность, что усердие государственных чиновников и финансовые потребности государства, реализующего выше названные функции, могут привести к совершенно противоположному результату. При определенных условиях они могут больше препятствовать, нежели способствовать реализации отношений собственности и, в конечном счете, снижать уровень экономической безопасности различных субъектов общественной жизни.

2. В экономической системе, где присутствуют монополистические тенденции, трансакционные издержки монополистов при реализации прав собственности существенно ниже, чем издержки иных субъектов. Особая роль в отношениях, связанных с монополизмом, принадлежит государству. Государственная монополия на ту или иную деятельность неизбежно ограничивает права собственности и, соответственно, доступ граждан к ресурсу, на который государство ввело свою монополию. Однако государственная монополия, особенно на вредные и опасные ресурсы, всегда способствует предотвращению негативных социальных явлений, что существенно повышает уровень экономической безопасности всех правопослушных субъектов общества.

3. Огромные масштабы рынка алкогольной продукции в России (по сравнению с государственным бюджетом) и неоднозначное социальное значение этой продукции требуют постоянного и целенаправленного государственного регулирования. На этом рынке существенную часть агентских отношений (прав) должно брать на себя государство или муниципальные органы власти. Речь идет, прежде всего, о контроле качества и стандартов продаваемых товаров, условий торговли, обеспечении безопасности продавцов и покупателей и т. п. Временная борьба властей с оборотом вредных товаров, в том числе и алкоголя, оказывает лишь слабое влияние на потребление таких товаров, в то время как постоянная борьба может дать более сильный эффект, даже за относительно короткий период. Оптимальный режим общественного контроля нелегальных рынков — это постоянная борьба в совокупности с предложением менее вредных и недорогих заменителей «вредных товаров».

4. Положительные результаты перевода некоторых специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом спирта из подчинения управлений по борьбе с экономической преступностью в Милицию общественной безопасности (МОБ), а также положительные результаты проведения региональных межведомственных совещаний по выработке совместных мер в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке, дают основания рекомендовать подобные меры всем другим органам внутренних дел.

5. Необходимо через подразделения Главного информационного центра МВД России организовать взаимный обмен оперативно значимой информацией о криминальных процессах и конкретных правонарушениях на потребительском рынке страны. Эта информация должна быть систематизирована по: характеру (стратегическая, индикативная, доказательственная) — назначению (экономическая, оперативно-розыскная, криминалистическая, криминологическая, справочная, статистическая) — времени использования (текущая или архивная) — степени доступности (секретная, для служебного пользования, открытая) и т. п.

6. В целях повышения эффективности противодействия экономической преступности в сфере оборота алкогольной продукции необходимо обеспечить координацию и повседневное взаимодействие всех правоохранительных органов — субъектов этой деятельности. В МВД России такое взаимодействие должно иметь место между подразделениями Службы криминальной милиции и Милиции общественной безопасности, что должно найти отражение в стратегическом планировании.

7. Необходимо организовать обязательное использование прогностических материалов в текущих и стратегических планах работы органов внутренних дел, призванных контролировать оборот алкогольной продукции. Должна быть введена обязательная специальная экономико-правовая подготовка сотрудников подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок в сфере оборота алкогольной продукции. Срочно требуется оптимизация организационно-штатных структур подразделений органов внутренних дел и совершенствование управления ими на базе результатов научной проработки и всестороннего изучения алкогольной проблемы.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в том, что в работе сделан глубокий анализ рынка алкогольной продукции современной России, с позиций поиска возможных вариантов совершенствования государственного контроля и нейтрализации негативных, в том числе, криминальных явлений. Предложено и апробировано использование концепций и определений ряда новых теорий в анализе экономических и криминологических процессов в сфере оборота алкогольной продукции. Сформулирован целый ряд предложений конкретно-экономического, организационного и нормотворческого характера, направленных на повышение уровня обеспечения экономической безопасности субъектов рынка алкогольной продукции. Результаты социологического обследования, которое было проведено в ходе работы над диссертацией, могут быть полезны практическим органам в процессе совершенствования своей работы. На основе диссертационного исследования автор подготовил Методические рекомендации для совершенствования информационного обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка (на основе новых информационных технологий), которые были направлены в ГУВД Московской области.

Достоверность данного исследования. Автор много лет проработал в различных подразделениях службы по борьбе с экономической преступностью органов внутренних дел и многие свои новации применял на практике. Само диссертационное исследование основано только на официально опубликованных источниках, научных изданиях и периодики. Отдельные результаты исследования автор докладывал на научных конференциях и практических совещаниях, что имело положительный резонанс.

Апробация работы и внедрение её результатов. На основе данного исследования автор опубликовал три научные статьи в сборниках Академии управления МВД России, Московского университета МВД России и Всероссийского института повышения квалификации МВД России. В ходе данного исследования были подготовлены методические рекомендации для практических органов, которые получили положительный отзыв. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведения системы МВД России.

Выводы правового характера.

Анализ показал, что для нейтрализации негативных явлений в сфере оборота алкогольной продукции целесообразно изменить действующую в отрасли систему налогообложения. В частности:

• перенести акциз с готовой продукции на спирт этиловый и зачислять его в федеральный бюджет, а также через создание централизованного фонда зерна сформировать государственный заказ на спирт этиловый (для этого потребуется около 2 млн. тонн зерна), создав, единую систему отпуска спирта и контроля за его оборотом;

• для большей заинтересованности в осуществлении полного контроля за сбытом алкогольной продукции, весь НДС от ее реализации зачислять в бюджеты субъектов федерацииV.

• принять действенные меры, включая налоговые льготы, к восстановлению виноградарства в стране и винодельческой отрасли в целом;

• на восстановление основных оборотных средств разрешить предприятиям спиртовой и ликероводочной промышленности сроком на 3 года оставлять в своем распоряжении 2−3% акцизов.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов политико-экономического, конкретно-экономического, организационного и правового характера.

Политэкономические выводы.

В современном рыночном обществе, где господствует многообразие различных форм собственности, одной из главных проблем является обеспечение защиты и реализация прав собственности. Претендентов на выполнение этих функций в демократическом государстве много. Однако, как это следует из неоинституциональной экономической теории, именно государство эти функции может выполнять с меньшими издержками, нежели любые другие субъекты общественной жизни. В тоже время, всегда существует опасность, что усердие государственных чиновников и финансовые потребности государства, реализующего выше названные функции, могут привести к совершенно противоположному результату. При определенных условиях они могут больше препятствовать, нежели способствовать реализации отношений собственности и, в конечном счете, экономическому росту.

В число традиционных политэкономических категорий необходимо ввести новое понятие — трансакционные издержки, суть которого сводится к цене, которую должно заплатить общество за реализацию принятых в данных конкретно-исторических условиях прав собственности. Это понятие несколько пересекается с тем, что в советской экономической науке называли накладными расходами, если брать максимально широкое их толкование.

В экономической системе, где присутствуют монополистические тенденции, трансакционные издержки монополистов при реализации прав собственности, как правило, существенно ниже, чем издержки иных субъектов.

Правда, в этом случае экономическая система не застрахована от ущемления интересов потребителей со стороны монополистов, что, в итоге, снижает уровень экономической безопасности потребителей и даже общества в целом. Если же имеет место развитое антимонопольное законодательство и механизмы его реализации, то в целом в системе можно добиться сокращения трансакционных издержек и одновременного соблюдения прав собственности. Особая роль в отношениях, связанных с монополизмом, принадлежит государству. Государственная монополия на ту или иную деятельность неизбежно ограничивает права собственности и, соответственно, доступ граждан к ресурсу, на который государство ввело свою монополию. Однако, как доказал исторический опыт многих стран мира, государственная монополия, особенно на вредные и опасные ресурсы, всегда способствует предотвращению негативных социальных явлений, а в след за этим и экономических потерь, что существенно повышает уровень экономической безопасности всех правопослушных субъектов общества.

Конкретно-экономические выводы.

Производство и оборот алкогольной продукции мало, чем отличается от производства других товаров и услуг. В этом секторе потребительского рынка всегда имели место такие же отношения и закономерности, как и в других отраслях экономики. Однако со временем по мере развития этой отрасли ее социальное и экономическое значение сильно выросло. С социальной точки зрения потребление алкогольной продукции стало столь массовым явлением, что оно начало существенно влиять на образ жизни различных слоев населения и даже определять уровень безопасности государства. С конкретно-экономической точки зрения производство алкогольной продукции стало приносить субъектам этой деятельности такие доходы, которые были вполне сопоставимы с бюджетами целых государств. Все это сделало производство и продажу алкогольной продукции чрезвычайно привлекательным делом не только для легального предпринимательства, но и теневой экономики.

Российский рынок алкогольной продукции функционирует давно и довольно стабильно. В этом отношении он не отличается от подобных секторов потребительского рынка зарубежных стран. Теневые экономические процессы в сфере оборота алкогольной продукции подвержены тем же тенденциям, что и в других отраслях экономики.

Теневая экономическая деятельность, как и все другие сложные социально-экономические явления, имеет свои закономерности развития и функционирования:

• история теневой экономической деятельности — это элемент истории товарно-денежных отношений. Она отражает общие закономерности исторической эволюции социально-экономических систем;

• масштабы теневой экономической деятельности прямо пропорциональны степени регламентации хозяйственной жизнедеятельности;

• всплески теневой экономической деятельности приходятся на кризисные и переломные моменты экономической истории;

• структура теневой экономической деятельности подобна структуре институтов общественной регламентации;

• набор объектов теневой экономической деятельности варьируется в очень широких пределах;

• в экономической истории нет примеров, когда бы с теневой экономической деятельностью удалось покончить применением чисто силовых мер.

Огромные масштабы рынка алкогольной продукции в России (по сравнению с государственным бюджетом) и неоднозначное социальное значение алкогольной продукции требуют постоянного и целенаправленного государственного регулирования. Если в данном случае вновь воспользоваться терминологическим аппаратом неоинституциональной экономической теории, то применительно к рынку алкогольной продукции существенную часть агентских отношений (прав) должно брать на себя государство или муниципальные органы власти. Речь идет, прежде всего, о контроле качества и стандартов продаваемых товаров, условий торговли, обеспечении безопасности продавцов и покупателей и т. п.

Исследование показало, что поведению лиц, потребляющих «вредные блага», такие как наркотики, алкоголь, табак, присущи следующие закономерности:

— долгосрочная ценовая эластичность спроса значительнее и выше, чем краткосрочная эластичность;

— более высокие в будущем (равно как и в прошлом) цены снижают текущее потребление;

— лица с более низкими доходами на изменение цен вредных благ реагирую сильнее, чем лица с более высокими доходами, которые при этом больше учитывают будущие вредные последствия;

— молодежь реагирует на изменение цен сильнее, чем люди пожилые, так как у молодых навыки рационального поведение развиты слабо.

Поэтому, временная борьба властей с оборотом вредных товаров, в том числе и алкоголя, оказывает лишь слабое влияние на потребление таких товаров, в то время как постоянная борьба может дать более сильный эффект, даже за относительно короткий период. Оптимальный режим общественного контроля нелегальных рынков — это постоянная борьба в совокупности с предложением менее вредных и недорогих заменителей «вредных товаров».

Организационные выводы.

Существующая система управления и контроля алкогольной отрасли в Российской Федерации показала свою неэффективность. Необходимо существенное усиление государственного контроля, который будет способствовать:

• достижению целей, поставленных высшими органами государственной власти по защите здоровья и жизни населения;

• повышению качества алкогольной продукции;

• увеличению поступлений доходов в бюджеты всех уровней;

• обеспечению экономической безопасности государства.

В сфере оборота алкогольной продукции необходимо, как можно быстрее, обеспечить:

1. Возврат производства ликеро-водочных изделий в рамки государственной монополии;

2. Усиление контроля за качеством и соответствием стандартам производимых на территории России и импортируемых (особенно из стран ближнего зарубежья) ликеро-водочных изделий.

3. Разработку государственной программы по антиалкогольной пропаганде со следующими обязательными элементами: запрещение рекламы алкоголя, специальная пропагандистская работа в учебных заведенияхограничение продажи алкогольных изделий в зависимости от места и возраста покупателей, времени суток и т. п.

Если говорить об участии органов внутренних дел в наведении правопорядка в сфере оборота алкогольной продукции, то здесь необходимы серьезные изменения в организации, формах и методах работы. Анализ показал, что положительные результаты дали, проведенные в некоторых регионах организационные мероприятия, связанные с переводом специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом спирта из подчинения управлений по борьбе с экономической преступностью в Милицию общественной безопасности (МОБ). Следует систематически (может быть раз в пол года) проводить региональные межведомственные совещания по выработке совместных мер в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке. Необходимо через подразделения Главного информационного центра МВД России организовать взаимный обмен оперативно значимой информацией о криминальных процессах и конкретных правонарушениях на потребительском рынке страны. Эта информация должна быть систематизирована по: характеру (стратегическая, индикативная, доказательственная) — назначению (экономическая, оперативно-розыскная, криминалистическая, криминологическая, справочная, статистическая) — времени использования (текущая или архивная) — степени доступности (секретная, для служебного пользования, открытая) и т. п.

В целях повышения эффективности противодействия правоохранительных и контролирующих органов экономической преступности в сфере оборота алкогольной продукции необходимо обеспечить координацию и повседневное взаимодействие всех субъектов этой деятельности. Собственно в МВД России такое взаимодействие должно иметь место между подразделениями Криминальной милиции и Милиции общественной безопасности. Оно должно найти отражение в стратегическом планировании. Примерами удачного комплексного и целевого использования сил и средств по борьбе с правонарушениями на рынке алкогольной продукции являются комплексные планы и программы типа «Суррогат», «Сертификат», «Транзит», «Привоз».

Органы внутренних дел должны отказаться от практики погони за формальными количественными показателями. Организация их работы по профилактике и предотвращению нелегального производства и реализации фальсифицированной алкогольной продукции должна стать доминирующим направлением деятельности, хотя бы потому, что именно такие явления действительно представляют угрозу национальным интересам страны и существенно снижают уровень экономической безопасности регионов и граждан.

Необходимо организовать обязательное использование прогностических материалов в текущих и стратегических планах работы органов внутренних дел, призванных контролировать оборот алкогольной продукции. Должна быть введена обязательная специальная экономико-правовая подготовка сотрудников подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок в сфере оборота алкогольной продукции. Срочно требуется оптимизация организационно-штатных структур подразделений органов внутренних дел и совершенствование управления ими на базе результатов научной проработки и всестороннего изучения алкогольной проблемы.

Кроме того, в число обязательных мер, направленных на нормализацию ситуации на рынке алкогольной продукции, должны войти:

1. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на выявление и пресечение: а) производства и реализации фальсифицированной алкогольной продукцииб) соглашений и действий конкурирующих хозяйствующих субъектов о поддержании на рынке алкогольной продукции монопольно высоких цен как на продукцию отечественного производства, так и продукцию зарубежных производителейв) раздела рынка алкогольной продукции на сферы влияния организованных преступных формирований, а также предприятий, занимающих доминирующее положение в производстве алкогольной продукцииг) иных соглашений, в явной или скрытой форме насаждающих стандарты недобросовестной конкуренции, ущемляющие права потребителей.

2. Разработка единых для всех субъектов хозяйствования на рынке фалкогольной продукции, независимо от форм собственности, требований к ведению бухгалтерского учета и отчетности, унификации и стандартизации финансовых документов и их защите от подделок;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Российская газета. 1996. 18 (ст. 1 96), 19 (ст. 97 — 200), 20 (ст. 201 — 265), 25 (ст. 266 — 360) июня.
  3. О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами: Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3 // Российская газета. 1998. 22 апреля.
  4. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г.) II Российская газета. 1995. 30 ноября.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.) // Российская газета. 1995. 1 сентября.
  6. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г.)//Российская газета. 1992. 6 мая.
  7. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  8. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Российская газета. 2000. 18 января.
  9. Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949 «(с изм. и доп. от 15 ноября 1999 г.) //Российская газета. 1999. 5 августа.
  10. О структуре аппарата Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 333 (с изм. и доп. от 26 февраля, 31 мая 2000 г.) // СЗ РФ. 1999. № 12. Ст. 1452.
  11. Об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 марта 1998 г. № 294 (с изм. и доп. от 15 марта 1999 г., 31 мая 2000 г.) // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1536.
  12. О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 сентября 1997 г. № 1037 (с изм. и доп. от 3 февраля 1998 г., 13 января 1999 г.) // Российская газета. 1997. 2 октября.
  13. Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики: Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224 // Российская газета. 1998 5 марта.
  14. Об утверждении Положения об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 августа 1996 г. № 1128 (с изм. и доп. от 28 марта, 7 августа 1998 г.) // Российская газета. 1996. 8 августа.
  15. Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 (ред. от 20.10.98) // Российская газета. 1996. 31 июля.
  16. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 // Российская газета. 1996. 14 мая.
  17. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 // Российская газета. 1996. 5 мая.
  18. О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209 (с изм. и доп. от 2 декабря 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7. Ст. 562.
  19. Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547 // Ведомости СНД и ВС РФ. № 24. 1992. Ст. 1323.
  20. О создании при Московской торгово-промышленной палате Бюро экономической безопасности: Распоряжение Мэра Москвы от 27 ноября 1998 г. № 1199-РМ // Вестник мэрии Москвы. 1999. № 1.
  21. Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 1997 г. № 364-П ГД // СЗ РФ. 1997. № 18.
  22. О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 августа 1996 г. № 327-СФ.
  23. Положение «О Службе криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Утв. приказом МВД России от 31 октября 2001 г. № 955.
  24. О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступностью в сфере экономики: Приказ МВД России № 730 от 6 ноября 1997 г.
  25. О мерах по организации взаимодействия органов внутренних дел и налоговой службы в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений в сфере экономики: Приказ МВД РФ и Государственной налоговой службы РФ от 4 сентября 1992 г. № 308/ИЛ-3−20/485.
  26. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 2000 г. № С5−7/УЗ-119 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.2000. № 4.
  27. О порядке организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России: Письмо Госкомстата РФ от 12 ноября 1997 г. № ВГ-1−21/2839.
  28. О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции: Постановления Губернатора Московской области от 08 августа 1999 года № 319-ПГ.
  29. Отчет выполнения Постановления Правительства Москвы от 09 июля 2002 г. № 528-ПП.
  30. Монографии, учебные пособия, статьи, диссертации:
  31. Л.И. Экономическая безопасность России // Вестн. РАН. -М., 1997. № 9. т. 67. — С. 771−776.
  32. А.В. Безопасность России. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии: Сборник материалов Всероссийской конференции. М.: МГФ «Знание», 1998. — С. 1114.
  33. О. Заложники подпали под закон о борьбе с терроризмом. — Коммерсантъ, № 1, 2003 г.
  34. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 37−45.
  35. A.M., Бороздин С. В., Брагин JI.A. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения. М.: Экономика и финансы, 1997. — 96 с.
  36. K.JI. Стратегия экономической безопасности России в контексте мирохозяйственных связей // Вестник МГУ (экономика). -1999.-№ 2.-С. 85−89.
  37. В.М., Ревин В. П., Токарев Е. В. Современные проблемы борьбы с экономической преступностью. Учебное пособие. — М., Академия управления МВД России, 2000. 44 с.
  38. C.JI. Обеспечение экономической безопасности и Служба криминальной милиции. Дисс. к.э.н. М., Академия управления МВД России, 2002.
  39. Н., Кокарев М., Крашенинников В. Об обеспечении экономической безопасности России // Экономист. 1996. — № 4, с. 47−51.
  40. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты 1992−1998. М., 1999. — 295 с.
  41. В.Н. Экономическая безопасность и защита малого предпринимательства: актуальные проблемы. Воронеж, ВГПУ, 1999, с. 11−12.
  42. В.Н. Экономическая безопасность России: актуальные проблемы переходного периода. Воронеж, ВЭПИ, 2002. — 180с.
  43. А.П., Гуров А. И., Корягина Т. И., Крылов А. А., Осипенко О. В., Улыбин К. А. Теневая экономика. М., экономика, 1991. -160с.
  44. А. Техногенная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Президент, Парламент, Правительство. 1998. — Апрель. — С. 12−13.
  45. А.В. Система обеспечения национальной безопасности и характеристика ее элементов // Бизнес и политика. 1998. — № 1. -С. 20.
  46. Г. А., Потрубач Н. Н. Формирование таможенной системы по критериям экономической безопасности России. М., Институт экономики РАН, 2002. — С.150.
  47. М.Я. Очерки истории промыслов России. Вторая половина 17 века — первая половина 18 века. Винокуренное производство. — М., Наука, 1979.-С 324.
  48. С.Б. Теоретические проблемы формирования целостной системы управления народным хозяйством. В кн.: Совершенствование управления народнохозяйственным механизмом в условиях перестройки экономики. М.: Экономика, 1990.
  49. В.Ф. Управление инновационной деятельностью в системе ОВД. Дисс. д.э.н. М.: Академия управления МВД России, 1998. — 350с.
  50. А.И. Теневая экономика: сущность, структура и особенности. -М., 1998.-270 с.
  51. Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона. Теория и практика. М., Наука, 1996. — 116 с.
  52. С. Ключевые аспекты экономической безопасности // Фин. бизнес. 1996. — № 12. — С. 2−7.
  53. С.Д., Шохин А. Н. Теневая экономика: за реализм оценок. // Коммунист. 1990. № 1. С. 48 57.
  54. В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. М., СОФИТ, 1994, с. 21.
  55. Е.Е. Проблемы борьбы с экономической преступностью в зарубежных странах. Дисс. на соиск. к.ю.н. М., 1996, с.ЗО.
  56. В.М., Колесников В. В. Преступность в сфере экономической деятельности: Монография. СПб, Фонд «Университет», 2000, с. 76.
  57. В.М. Теневая экономика и коррупция. Коррупция в России: состояние и проблемы // Материалы научно-практической конференции. М.: МИ МВД России, 1996. С. 62 — 67.
  58. JI.A. Организационно-правовые проблемы борьбы с коррупцией. Совершенствование управления органами внутренних дел. -М., Академия управления МВД России, 1999, с. 35.
  59. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. — № 10. — С. 35−58.
  60. А.П. и др. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., ИСПИ РАН, 1999. — 287 с.
  61. С.А. Ведущая функция милиции. М., Юриспруденция, 2002.- 161 с.
  62. Криминологическая ситуация в России на рубеже XXI века. М., ВНИИ МВД России, 2000. — 75 с.
  63. .П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. Дис. д.ю.н. М., 1998. — 305 с.
  64. А.А. О взаимодействии правоохранительных органов и аудиторских компаний. — Сб. науч. статей «Актуальные проблемы обеспечения правоохранительной деятельности (отечественный и зарубежный опыт). — М., Академия управления МВД России, 2003, с. 3 10.
  65. А.А. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. Дисс. д.э.н. М., Академия МВД России, 1993, с. 37−41.
  66. А.А., Мак-Мак В.П. и др. Экономическая безопасность: теоретические и практические аспекты деятельности ОВД. Учебное пособие. М., Академия управления МВД России, 2003. — С. 164.
  67. А.А. Социально-экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. Дисс. д.э.н. М. у Академия МВД России, 1994.-350 с.
  68. А.А. Правовая экономика как новое направление научного осмысления действительности. Материалы научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности отраслевой науки в системе МВД России». М., ВНИИ МВД России, 2000, с. 48.
  69. А.П. Проблемы обновления аграрной экономики в России. -М., Дело, 1995.- 148 с.
  70. В.В. Экономическая преступность и рыночные реформы: политико-экономический аспект. СПб., 1994. — 234 с.
  71. В.В., Егоршин М. В. Преступность в сфере экономической деятельности. — СПб, Фонд «Университет», 2000. 284 с.
  72. А.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие для вузов. М., 1999. — 104 с. 81. Корнай Я.
  73. Т.И. Теневая экономика в СССР: анализ, оценки, прогнозы. Вопросы экономики. 1990. № 3.
  74. А.С. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997.-№ 5. — С. 4−10.
  75. Курс политической экономии. Т. 2. Социализм. Под ред. Н.А. Цаго-лова. — М., Изд. «Экономика», 1974, 720 с.
  76. Ю.П. Теневая экономика и ее эволюция. Социально-экономическая природа теневой экономики. Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Сборник научных трудов. Выпуск 1 / Под ред. С. Ф. Зыбина. СПб., 1993. -156 с.
  77. В.В. Теория государства и права. М.: Академия МВД России. 1992.-350 с.
  78. В. О сущности, структуре и субъектах «теневой экономики». Экономические науки, 1990, № 8, с. 61 — 69.
  79. Ю.В. Экономика вне закона: Очерки по теории и истории теневой экономики. М., Московский общественный научный фонд, 2001.-280 с.
  80. С. Ф. Уголовно-правовая охрана экономической деятельности. М., Академия управления МВД России, 1998. — 112 с.
  81. С.Ф. Современные тенденции преступности в сфере экономической деятельности. Лекция. М., 2001. — с. 14.
  82. А. Самая естественная монополия. — Коммерсантъ-Деньги, № 2, 2003,» с. 65−66.
  83. Р.Н. Криминологические основы теории экономической безопасности. Лекция. М., 2001, с. 14.
  84. Р.Н. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности и экономическая безопасность. Учебное пособие. М., Академия управления МВД России, 2001. — 57 с.
  85. .З. Теория организации: Учебник.- 2-е изд.-М.: ИНФРА-М 1999.- 137 с.
  86. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1997.- № 3. — С. 111−127.
  87. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности//Вопросы экономики. 1995.-№ 1, -С. 135−142.
  88. К. Запасной бюджет России. — Коммерсант, 11 ноября 2002 г.
  89. О.В. «Теневая экономика»: попытка политико-экономического анализа. Экономические науки, 1989, № 8, с. 4249. '
  90. Основы экономической безопасности, (государство, регион, предприятие, личность): Учебно-практическое пособие / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 228 с.
  91. П.А. Статистические показатели и теневая экономика. -Российский экономический журнал, 1996, № 4, с. 72 79.
  92. В. О связи кризисного денежно-финансового положения страны с функционированием структур теневой экономики. Вопросы экономики, 1990, № 3. — 128 с.
  93. А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовые аспекты). Дис. д.ю.н. М., 2000. — 456 с.
  94. Потрубач Н. Н и др. Проблемы обеспечения экономической стабильности в условиях глобализации. М., Современный гуманитарный университет, 2002. — С 136.
  95. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М.: Спартак, 1997.
  96. Разработка концептуальных организационно-правовых основ обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики: Научный доклад. М., Академия МВД России, 1994, с. 15−16.
  97. В.А. Безопасность России в переходный период (методологический и политический анализ). Докторская диссертация. М., ИСПИ РАН, 1994.
  98. Рыночная система России: эволюция экономической роли государства. Под ред. А. А. Пороховского. М., ТЕИС, 2001. — 341 с.
  99. В.Ф. Федеральная служба налоговой полиции как субъект обеспечения экономической безопасности: Автореферат дис. к.э.н. М., Академия управления МВД России, 2001. — 24 с.
  100. С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Дис. д.ю.н. СПб., 1994. — 347с.
  101. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. — № 1. — С. 92−107.
  102. А.А. Структура производственных отношений социализма. •
  103. А.И. Экономическая безопасность // ЭКО. 1998. — № 7. — С. 64−69.
  104. В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 44−47.
  105. Тенденции преступности в России в начале XXI века. Под ред. A.M. Смирного. М., ВНИИ МВД России, 2002. — 84 с.
  106. К.А. Знакомая незнакомка. Экономика, 1991, № 6, с. 1216.
  107. Факторы трансакционных издержек в теории и прктике Российских реформ: по материалам одноименного Круглого стола / Под ред. B.JI. Тамбовцева. М., Экономический факультет, ТЕИС, 1998. — 152с.
  108. И.Ф. Нелегальный рынок алкоголя. Сборник научный статей. М., МЮИ МВД России, 1997. С. 3 — 9.
  109. Г. В. Вопросы совершенствования государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в России. Дис. д.э.н. М., Академия управления МВД России, 2001, с. 90−91.
  110. Т. Экономическое поведение и институты. Пер. с англ. — М., Дело, 2001, 290 с.
  111. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 1997. — М., Институт экономических проблем переходного периода, 1998. — 946 с.
  112. Экономическая безопасность России (проблемы методологии и ор-ганизациолнно-правового обеспечения). Учебное пособие. Под ред. Ю. И. Аболенцева и В. И. Попова. — М., Московский институт МВД России, 2001.-С. 278.
  113. Е.Ф. Проблемы развития теории и практики управления в сфере правопорядка. М., 1992. — 26 с.
  114. Источники на иностранных языках:
  115. North, Douglass С. (1981). Structur and Change in Economic Histori. New York: W. W. Norton.
  116. North, Douglass C.- Thomas, Robert Paul (1973). The Rise of the Western World: A New Economic History. Cambridgi: University Press.
  117. Matthews R.C.O. (1986). The Economics of Institutions and the Sources of Growth // Economic Journal 96 (December): p.906 (903−910).
  118. Dolman, Carl J. (1979). The Problem of Externality // Journal of Legal Studies 22 (No. 1), p. 141−162.
  119. A. (1977). Economic Forcts at Work. Indianapolis: Liberty Press. P. 129−130.
  120. Coase Ronald H. (1937). The Nature of the Firm. — Economica 4 (November).
  121. , M.C., Meckling W.H. (1976). Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownerchip Structure // Journal of Financal Economics 3. No. 4. October. P.305−360.
  122. Matthews R.C.O. (1986). The Economics of Institutions and the Sources of Growth // Economic Journal 96 (December): p.906 (903−910).
  123. Dolman, Carl J. (1979). The Problem of Externality // Journal of Legal Studies 22 (No. 1), p. 141−162.
  124. Butterworth J. The Theory of Price Control and Black Markets. Aldershot etc., Avebury, 1994.
Заполнить форму текущей работой