Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности составления баланса трудовых ресурсов сельскохозяйственных районов в условиях самоуправления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон о занятости населения в РСФСР // Советская Россия. 1991 г. 18 мая. моделей. Эти изменения в схеме баланса позволят уточнить границы между такими категориями, как экономически активное население, занятые лица, безработные, экономически неактивное население в трудоспособном возрасте, а также расширить аналитические возможности баланса трудовых ресурсов, что дает возможность связать баланс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-территориальное образование в системе местного самоуправления
    • 1. 1. Характеристика социального развития территории
    • 1. 2. Экономическая среда как условие формирования социума
    • 1. 3. Социально-трудовой аспект местного самоуправления
  • Глава 2. Трудовая деятельность как основной объект местного самоуправления
    • 2. 1. О неопределенности дефиниций «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал»
    • 2. 2. Сущность социально-трудовых отношений
    • 2. 3. Факторы формирования социально-трудовых отношений
  • Глава 3. Балансовый метод управления местными трудовыми ресурсами
    • 3. 1. Особенности составления баланса трудовых ресурсов в современных условиях
    • 3. 2. Сущность системы норм и нормативов для балансовой работы как инструмента территориального управления
      • 3. 2. 1. Расчет нормативного объема сельскохозяйственной продукции
      • 3. 2. 2. Расчет нормативной единицы трудозатрат
    • 3. 3. Методика составления баланса трудовых ресурсов

Особенности составления баланса трудовых ресурсов сельскохозяйственных районов в условиях самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обеспечение комплексности развития экономики территории при повышении эффективности производства, улучшения условий размещения и мобильности трудовых ресурсов и решение на этой основе социальных задач сегодня — одно из основных требований в проблематике управления регионами.

Современные условия жизни выдвигают новые требования к управлению комплексным экономическим и социальным развитием территории, требуют нового подхода к рассмотрению потребностей человека. Общество выдвигает главное условие — развитие социума человека, поэтому необходимо создавать условия, когда человек сам может выбрать себе область применения своих способностей. Такое рассмотрение социально-экономического развития территории, характеризующее потребности общества через потребности отдельного индивида (его социум), позволяет обеспечить занятость трудовых ресурсов. При определении и решении задач в области управления трудовыми ресурсами, возникает вопрос об установлении четкого объекта исследования.

Актуальность темы

исследования вызвана тем, что, в настоящее время не существует налаженного механизма управления трудовыми ресурсами территории, осуществляемого с помощью баланса трудовых ресурсов и вследствие этого наблюдается существующий дисбаланс трудовых ресурсов, из которого вытекает и безработица, и преступность, и спад производства, и как следствие — спад качества жизни населения.

В советское время государство стремилось посредством планирования управлять экономикой страны, понятие «трудовые ресурсы» было настоящей находкой, открывающей широкий простор для государственного воздействия на «человеческие ресурсы» во всем объеме, а не только на какую-то их часть. Соответственно этому выстраивалась статистическая информация, и «появился» один из таких важных инструментов учета и планирования трудовых ресурсов, как «баланс трудовых ресурсов». Он наглядно показывает распределение трудоспособного населения по сферам материального и нематериального • производства, однако, широкого применения в территориальном управлении, так как он представляет чистую статистическую информацию, «баланс трудовых ресурсов» не нашел.

Мы предлагаем включить баланс трудовых ресурсов в комплексный план развития территории, который дополнит картину социально-экономического состояния территории и уточнит возможность территории функционировать самостоятельно и использовать баланс трудовых ресурсов качестве инструмента управления трудовой деятельностью на территории.

Вопросам управления трудовыми ресурсами с помощью построения баланса трудовых ресурсов в той или иной степени посвящены труды Аксенова В. А., Байдюка И. Ф., Бондарь И. К., Горелова Н А., Германовой О. Е., Грачева М. В., Головачева Б. В., Дадашева А. З., Добрынина А. И., Дятлова С. А., Колосовой Р. П., Кондаковой Е. П., Масловой И. С., Одегова Ю. Г., Ремизова К. С., Рофе А. И., Севрюгина А. С., Смирновой Т. М., Хахулиной Л. А., Хомры А. У., Чуракова В. Я. и других исследователей. Разработки этих ученых представляют собой надежный фундамент для раскрытия данной темы.

Вместе с тем в научной литературе результаты исследований по данной проблеме носят либо общий характер, либо направлены на решение задач связанных с обоснованием места и роли баланса трудовых ресурсов в региональной экономике. Тем не менее, разработанные различными исследователями положения управления трудовыми ресурсами позволяют сформулировать и предложить для реализации в практике экономики теоретический подход к решению данной проблемы на уровне социально-территориального образования.

Все это определило актуальность темы диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка рекомендаций по наиболее полному и скоординированному использованию трудовых ресурсов на определенной территории с помощью баланса трудовых ресурсов.

Логика реализации поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

— дать определение социально-территориальному образованию в системе местного самоуправления, раскрыть его сущность с точки зрения социально-экономической среды обитания населения;

— уточнить определения «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал»;

— определить сущность социально-трудовых отношений в системе местного самоуправления;

— исследовать факторы формирования социально-трудовых отношений;

— разработать практические рекомендации по составлению баланса трудовых ресурсов;

— обосновать расчет нормативной трудоемкости, для определения необходимого количества трудового потенциала в сельском хозяйстве.

Выбор объекта исследования продиктован целью и задачами исследования, а также отношением к человеку как к потребителю социальных и общественных благ.

Объектом исследования являются трудовые отношения социально-территориального образования.

Предметом исследования являются «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал» и «баланс трудовых ресурсов» социально-территориального образования.

Методологической и теоретической основой при проведении исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Работа базируется на требованиях указов и постановлений законодательной и исполнительной властей РФ, рекомендациях ФАО ВОЗ при ООН.

В диссертации использованы методологические разработки ведущих научно-исследовательских институтов России, занимающихся исследованиями проблем экономики труда и управления качеством продукции. При выполнении работы применялись, балансовый, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический методы исследования, опирающиеся на данные Государственного комитета статистики РФ и УР, специальную нормативно-справочную литературу.

Информационную базу исследования составили материалы статистической отчетности Госкомстата РФ и Удмуртской Республикиданные, опубликованные в монографиях и статьях, периодической печати.

Наиболее существенные результаты, полученные автором и их научная новизна. Научная новизна характеризуется постановкой вопроса об особенностях составления баланса трудовых ресурсов как инструмента управления трудовыми ресурсами территории. К частным моментам научной новизны относятся следующие положения:

— дана характеристика социально-территориального образования в системе местного самоуправления;

— уточнены основные понятия «трудовых ресурсов», «трудового потенциала»;

— исследованы сущность и факторы формирования социально-трудовых отношений;

— выявлены особенности составления баланса трудовых ресурсов;

— обоснованы и сформулированы основные направления составления баланса трудовых ресурсов;

— обоснован расчет нормативной трудоемкости для определения нормативного количества трудового потенциала в сельском хозяйстве.

Практическая значимость работы. Основные теоретические и методические результаты исследования будут способствовать решению проблемы обеспечения сбалансированности рабочих мест и рабочей силы на всех уровнях управления и могут быть использованы при организации работы по планированию, учету и рационализации трудовых ресурсов на территории. Предложенные в диссертации рекомендации в обобщенном виде обосновывают пути совершенствования управления трудовыми ресурсами социально-территориального образования.

Апробация результатов исследования автора осуществлялась посредством практического использования в управлении трудовыми ресурсами типичного сельского (Малопургинского) района с помощью баланса трудовых ресурсов. Результаты исследования обсуждены и докладывались на Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и проблемы продовольственной безопасности государства» (г. Екатеринбург, 28−30 мая 1998 г.), на XX научно-практической конференции ИжГСХА, май 2000 г. По проблемам, рассмотренным в диссертации, автором опубликовано 5 печатных работ, общий объем 1,25 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы 172 наименований и 8 приложений. Основной текст диссертации изложен на 174 страницах, проиллюстрирован 17 таблицами, 10 рисунками. Общий объем работы составляет 207 страниц.

Выводы по главе 3.

1. Перспективным, на наш взгляд, представляется системный подход к управлению трудовыми ресурсами. В настоящее время уже имеются попытки дать определение управления трудовыми ресурсами с позиции системности. «Под управлением трудовыми ресурсами, пишет, например, А. А. Ткаченко, -понимается систематическое, научно обоснованное целенаправленное воздействие на структуру и динамику занятости в целях обеспечения эффективного функционирования и оптимального воспроизводства совокупного работника"124. В данном определении управления трудовыми ресурсами достаточно четко просматривается целевая установка, что положительно отличает его от других формулировок.

Анализируя имеющиеся определения понятия «управление трудовыми ресурсами», представляется возможным сделать вывод о том, что в каждом из них содержатся те или иные элементы и черты, способствующие тому, чтобы сформулировать его в соответствии с современными требованиями науки и практики.

Управление трудовыми ресурсами направлено на повышение эффективности использования трудового потенциала. Необходимо создать благоприятные условия для воспроизводства населения, обеспечения потребности населения в работе и учебе, а района — в рабочей силе.

124 Трудовые ресурсы: Вопросы теории и практики управления трудовыми ресурсами. Сб. Науч. Тр. — М., 1983, вып. 11. стр. 6 соответствующей квалификации. Определенным рычагом управления трудовыми ресурсами в районе служит балансовый метод, разработка отчетных и перспективных балансов трудовых ресурсов.

2. Задача управления органов местного самоуправления заключается в создании сбалансированной структуры трудовых ресурсов района, при которой квалификация каждого работника соответствует требованиям рабочего места. При таком соответствии возможно достижение максимального уровня производительности труда и других технико-экономических показателей, то есть наиболее эффективное использование тружеников, занятых в организациях района.

3. Потребность в разработке системы балансов трудовых ресурсов носит чрезвычайный характер. Активизация процесса высвобождения работников и сокращения малоэффективных рабочих мест уже поставила задачу сбалансированности в число наиболее социально напряженных. Острота этой проблемы усиливается еще и следующими факторами: углубляющимися структурными различиями рабочих мест и рабочей силыналичием в составе занятых значительной части работников с низкой профессиональной подготовкойдальнейшим старением рабочей силыособенностями размещения производства и населенияначавшимся процессом перепрофилирования предприятий, организаций, учебных заведений и т. д.

4. Основным инструментом управления и планирования трудовыми ресурсами на территории являются разрабатываемые отчетные и перспективные балансы трудовых ресурсов. Переход к рыночным отношениям внес существенные коррективы в методологию разработки баланса трудовых ресурсов, определяющие особенности его составления. В их числе прежде всего, следует назвать новую концепцию занятости, согласно которой занятость трактуется «как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РСФСР и.

1 Л С приносящих, как правило, им заработок (трудовой доход)". Принципиальным является положение о добровольности занятости, отмены административной и иной ответственности за не занятость граждан. Изменились статистические показатели: в части использования трудовых ресурсов выделяют экономически активное население и экономически неактивное население, а затем — занятое население, распределенное по отраслям. На данный момент в предоставляемых в статистическое управление отчетах по труду (I-т, П-т) не раскрывается использование трудового потенциала и трудовых ресурсов. Также должна быть определена дополнительная потребность в режиме управления формированием трудовых ресурсов, определяемая в разрезе квалификационных уровней по данным текущего состояния и прогноза квалификационной структуры трудовых ресурсов.

В схему баланса, по которой в настоящее время разрабатывается баланс трудовых ресурсов, мы внесли ряд модификаций, связанных с видоизменениями в определениях «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». А именно, в балансе трудовых ресурсов используются те же категории, что и определяют эти дефиниции, то есть трудовые ресурсы рассматриваются по количественному состоянию экономически активного населения определенного социально-территориального образования в целом, а трудовой потенциал по количеству рабочих мест по специальностям (потенциалом труда), которым располагает организация. На основе данных такого баланса, по нашему мнению, будет эффективнее комплексное изучение структуры и использование трудовых ресурсов, поскольку составляемый в настоящее время баланс трудовых ресурсов показывает только одну сторону — их распределение. В предлагаемой нами системе баланса трудовых ресурсов, учитываются перечисленные выше и другие важные качественные характеристики и аспекты воспроизводства трудовых ресурсов, что обусловило включение в нее качественно новых, усовершенствованных схем действующих балансовых построений, а также связанных с ними прогнозных и плановых расчетов и.

Закон о занятости населения в РСФСР // Советская Россия. 1991 г. 18 мая. моделей. Эти изменения в схеме баланса позволят уточнить границы между такими категориями, как экономически активное население, занятые лица, безработные, экономически неактивное население в трудоспособном возрасте, а также расширить аналитические возможности баланса трудовых ресурсов, что дает возможность связать баланс трудовых ресурсов с результатами трудовой деятельности. Баланс трудовых ресурсов необходимо прогнозировать на будущий период для предвидения возможного дисбаланса между трудовыми ресурсами и трудовым потенциалом и предпринятая соответствующих мер по его устранению. Прогнозируемый баланс, например, может помочь органам местного самоуправления не только управлять безработными, но заранее рассчитывать их количество и принимать адекватные меры. Примерная схема составления баланса трудовых ресурсов с учетом предложенных изменений нами представлена в таблице 3 .3.

5. Органы местного самоуправления для эффективной работы должны располагать социальными нормативами, в которые входят:

• нормы жилищного обеспечения, культурно-бытового и торгового обслуживания, различные нормы санитарного обслуживания;

• нормы обучения, профессиональной и научной подготовки кадров, издания периодической литературы и книг;

• нормы медицинского обслуживания, дошкольных детских учреждений;

• нормы физического развития и спорта;

• семейно-престижные нормы.

6. Предлагаемая нами нормативно-ресурсная оценка трудовых ресурсов позволяет провести более глубокий анализ действия экономического механизма хозяйствования, получить достоверную характеристику тех изменений, которые происходят в районе.

7. Эффективное управление социально-территориальным образованием агропромышленного характера потенциально возможно при активном использовании в практике планирования и учета экономической оценки земельных, материальных и трудовых ресурсов.

8. В процессе управления трудовыми ресурсами осуществляется решение таких задач, как:

• достижение оптимальных пропорций между рабочей силой и рабочими местами;

• изменение качественных характеристик трудового потенциала для полного удовлетворения потребности общественного производства в работниках, соответствующих структуре рабочих мест, достигаемых в процессе переподготовки кадров, либо обучения вторым профессиям;

• обеспечение дифференцированного подхода для эффективного сочетания территориальных и отраслевых интересов.

Эти задачи могут решаться на основе предлагаемой схемы баланса трудовых ресурсов, составленного на статистических данных, в котором указываются трудовые ресурсы и трудовой потенциал социально-территориального образования.

9. С качественной стороны уровень безработицы мы предлагаем рассчитывать по профессионально — квалификационным характеристикам трудовых ресурсов и трудового потенциала.

10. Органы местного самоуправления, на уровне администраций района, в которых сосредотачивается вся информация в целом по социально-территориальному образованию, имея возможность на основе прогнозируемого баланса трудовых ресурсов рассчитать по предлагаемой формуле качественный уровень безработицы каждого населенного пункта своего территориального образования, вычисляя, где недостаток рабочей силы, а где ее избыток, координировать действия различных организаций.

11. Целесообразно рекомендовать следующие подходы к нормативному обоснованию урожайности по приведенной формуле:

• в планировании с применением нормативных оценок необходимо учитывать достигнутый уровень развития сельскохозяйственных организаций;

• нормативные расчеты урожайности следует предусматривать, в первую очередь, организациям с низким ее уровнем;

• указанные средние параметры роста урожайности на основе улучшения использования ресурсного потенциала целесообразно уточнять экспертными оценками специалистов;

• в целях обеспечения выхода предприятий на контрольные цифры (как при формировании, так и при выполнении) необходимы разработка и реализация действенных мер, ориентирующих на повышение эффективности использования земельных ресурсов. Очень важно при этом, чтобы система стимулирования принятия и выполнения планов заинтересовала трудовые коллективы, руководителей и специалистов предприятий в наращивании объемов производства и реализации продукции в первую очередь на основе роста отдачи земельных, трудовых и материально-технических ресурсов.

12. Показатель трудоемкости можно использовать как рычаг управления трудовыми ресурсами и трудовым потенциалом социально-территориального образования, поскольку если при расчете коэффициента занятости показатель больше единицы, то целесообразно внедрять в производство некоторые виды продукции которые требуют большого применения ручного труда, если показатель меньше единицы, то необходима интенсификация и механизация производства в организациях для уменьшения трудоемкости и увеличения производительности труда.

Полученные в диссертационной работе результаты исследования по решению проблемы расчета баланса трудовых ресурсов позволили сделать следующие выводы.

1. Поскольку территория в нашей работе рассматривается не только с экономико-географической точки зрения, но и с социально-экономической, и систематизировано изложив термин «социальный», то такой подход позволяет нам ввести определение: «социально-территориальное образование». «Социально-территориальное образование» — это среда обитания человека, с его социальным, экономическим и политическим укладом жизни, оно может быть промышленного (городского) и агропромышленного характера. Вводом нового понятия, мы заостряем внимание на социальной среде обитания человека, в отличие от «административно — территориального образования», изучающего производственные и трудовые отношения.

2. Применяя термин социально-территориальное образование, мы объединяем принципы двух наук — социологии и экономики, чтобы подчеркнуть главную цель социального развития территорий — повышение уровня жизни населения на основе стимулирования его трудовой и хозяйственной активности, предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи.

3. Сделан вывод, что положение человека как потребителя в нынешних условиях становится более существенной социальной категорией, чем его положение в системе производственных отношений. Из этого следует, что на потребителя надо смотреть как на социальную общность, учитывая ее во всех расчетах и планах как прямого участника всех процессов, идущих в обществе.

4. Исследуя многочисленные определения «трудовых ресурсов» и «трудового потенциала», используемые в настоящее время в научной литературе, и опираясь на опыт отечественных и зарубежных исследований, и ставя задачу оптимизации управления трудовыми ресурсами и трудовым потенциалом социально-территориального образования, мы выводим определения «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» в трех аспектах, а именно:

•как научное понятие;

•как социально-экономическую категорию;

•как показатель практического социального менеджмента.

В качестве научного понятия трудовые ресурсы составляют часть науки экономики труда и, следовательно, его можно сформулировать так:

• Трудовые ресурсы — это научное понятие, относящееся к области экономики труда, которое выражает качественное и количественное состояние рабочей силы определенного социально-территориального образования.

В более широком философском и социально-экономическом понимании:

• Трудовые ресурсы — это экономическая категория, отражающая состояние активной части производительных сил труда общества.

Если рассматривать трудовые ресурсы в системе практического социального менеджмента, то следует обратиться к понятию «показатель», который должен быть выражен количественно. С этих позиций нам кажется приемлемым определение:

• Трудовые ресурсы — это количественный показатель персонального состояния трудящихся определенного социально-территориального образования.

Определения «трудового потенциала» можно сформулировать так:

•Как научное понятие, относящееся к области экономики труда — это потенциал труда которым располагает организация и потенциальная возможность создания рабочих мест.

•Как социально-экономическая категория, трудовой потенциал качественное состояние рабочих мест организаций с учетом специальностей.

•Как показатель практического социального менеджмента — изменение количества рабочих мест в зависимости от потребностей общества и возможностей организации.

5. Используя классификации и новый подход к определению трудовых ресурсов и трудового потенциала, нами предложен новый метод расчета коэффициента уровня безработицы, как соотношение трудовых ресурсов и трудового потенциала, который предложено производить наряду с расчетом уровня безработицы, рассчитанный по предлагаемой нами методике, коэффициент уровня безработицы дает возможность выявить реально существующие резервы как трудовых ресурсов так и трудового потенциала. Коэффициент уровня безработицы больше единицы (У3 >1) показывает, что трудовых ресурсов на данной территории находится в избытке и требуется предпринимать управленческие меры в соответствии со сложившейся ситуацией, применяя все возможные рычаги управления, как то: налоговая политика на местном уровне, привлечение инвестиций для создания новых и расширения действующих производств (переработка продукции сельского хозяйства, более глубокая переработка древесины и т. д.) для загруженности излишней рабочей силы.

Если коэффициент уровня безработицы меньше единицы (У3 < 1), то существует избыток рабочих мест на данной территории и ощущается нехватка рабочей силы, здесь можно выделить два управленческих подхода к решению этой задачи: интенсификация и механизация производства, то есть снижение трудоемких процессов и повышение производительности трудаи привлечение дополнительной рабочей силы, как например в сельском хозяйстве для выполнения сезонных работ.

6. Анализ отечественной экономической литературы показал недостаточность освещения проблемы построения баланса трудовых ресурсов.

Баланс трудовых ресурсов и в новых условиях местного самоуправления остается необходимым и важным инструментом обеспечения сбалансированного и пропорционального развития экономики.

В процессе планирования использования трудовых ресурсов и рабочей силы исходя из сущности и нового предназначения баланса трудовых ресурсов, применяемого для управления социально-территориальным образованием, нами определены его основные задачи, состоящие в следующем:

• обеспечить полный учет всех трудовых ресурсов района;

• выявить дополнительную потребность в рабочей силе отдельных организаций находящихся на территории района, и района в целом с учетом наиболее рационального ее использования;

• установить источники обеспечения дополнительной потребности в рабочей силе организаций как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения находящихся на территории района;

• разработать меры по наиболее рациональному распределению и перераспределению трудовых ресурсов между сферами народного хозяйства с учетом территориальных особенностей размещения производительных сил в районе;

• разработать мероприятия по улучшению качественного состава трудовых ресурсов района путем организации подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов, а также повышения их квалификации.

7. В схему баланса, по которой в настоящее время разрабатывается баланс трудовых ресурсов мы внесли ряд модификаций, связанных с видоизменениями в определениях «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». А именно, в балансе трудовых ресурсов используются те же категории, что и определяют эти дефиниции, то есть трудовые ресурсы рассматриваются по количественному состоянию экономически активного населения определенного социально-территориального образования в целом, а трудовой потенциал по количеству рабочих мест по специальностям (потенциалом труда), которым располагает организация. На основе данных такого баланса, по нашему мнению, будет эффективнее комплексное изучение структуры и использование трудовых ресурсов.

8. Органы местного самоуправления, на уровне администраций района, в которых сосредотачивается вся информация в целом по социально-территориальному образованию, имеют возможность рассчитать на основе прогнозируемого баланса трудовых ресурсов по предлагаемой формуле качественный уровень безработицы каждого населенного пункта своего территориального образования, вычислить где недостаток рабочей силы, а где ее избыток, и скоординировать дальнейшие действия различных организаций.

9. Предлагаемая нами нормативно-ресурсная оценка трудовых ресурсов позволяет провести более глубокий анализ действия экономического механизма хозяйствования, получить достоверную характеристику тех изменений, которые происходят в районе.

10. Данные рекомендации по подходам к нормативному обоснованию урожайности по прилагаемой формуле 3.15 учитывают накопленный опыт конкретной сельскохозяйственной организации, в частности, нормативной базой рекомендовано считать достигнутый уровень развития самой организации, а средние параметры роста урожайности уточнять экспертными оценками специалистов. На базе определения урожайности не составит труда определить возможную цену земли, требуемую при передаче в аренду и подобных случаях.

11. Показатель трудоемкости можно использовать как рычаг управления трудовыми ресурсами и трудовым потенциалом социально-территориального образования, поскольку если при расчете коэффициента занятости показатель больше единицы, то целесообразно внедрять в производство некоторые виды продукции которые требуют большого применения ручного труда, если показатель меньше единицы, то необходима интенсификация и механизация производства в организациях для уменьшения трудоемкости и увеличения производительности труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Местное самоуправление : идея и опыт//Социологические исследования № 1 -1997г. С. 121
  2. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: издательство стандартов, 1973 г.
  3. Г. Г., Райхман Э. П. Актуальные проблемы квалиметрии. «Стандарты и качество», 1970 г. № 1
  4. К.И. Суверенной республике Татарстан нужна программа социально-экономического развития //Проблемы региональной экономики. № 1−4 1999 г., С. 167−169
  5. Актуальные проблемы социальной политики на капиталистических предприятиях и классовая борьба //Сб. научно-аналитических обзоров. -М. 1988 г., С.28
  6. Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь, М: Мысль, 1983 г.
  7. Э.Б. Эффективность комплексного развития экономики района. М.: Наука, 1965 г.
  8. Э.Б. Экономико-географическая терминология, М.: Мысль, 1977 г., С. 9,43
  9. А.И. География сельской местности. М.: Знание, 1989 г.
  10. И.Ф. Управление трудовыми ресурсами в новых условиях хозяйствования. М.: Знание, 1989 г.
  11. B.C. Интенсивный тип воспроизводства в сельском хозяйстве. -М.: Наука, 1985 г., С. 142
  12. Баранова J1. J1. Левин А. И. Потребности, доходы, потребление. М.: Экономика, 1988 г
  13. JI.JI. Личные потребности. М.: Экономика, 1984 г.
  14. А. О методе исследования и внутренней структуре категории «труд» //Экономические науки, 1987 г., № 8, С.102−103
  15. Л.С. Качество работы: роль человеческого фактора. М.: 1990 г.
  16. Бобков В Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: 1995 г.
  17. Большой экономический словарь. Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: «Институт новой экономики», 1983 г., стр. 483
  18. И.К. Производительность труда. Киев: Наукова думка, 1991 г.
  19. Ф. Ценности населения и возможности местного самоуправления//Социологические исследования № 1−1997г. стр.110
  20. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: «Наука», 1980 г.
  21. А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. М.: Таурус, Просперус, 1994 г., С. 171−186
  22. М.К. Национальная экономика. М.: Дело, 1997 г., С.115
  23. Л. М. Бонитировка почв на генетико-производственной основе. Новосибирск- Наука, Сибирское отделение, 1982 г. стр. 193−198
  24. Васильев В. И Уставы муниципальных образований, новое в местном самоуправлении//Журнал Российского права № 2−1999г. Стр. 20−21
  25. М.А. Местное самоуправление: Краткий энциклопедический словарь. М. 1996 г.
  26. Ю. Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы. Социологические исследования, № 1 1997г., стр. 24−26
  27. А.Ю. Личное потребление и экономический рост. Опыт стран южной и юго-восточной Азии. М.: «Наука», 1992 г.
  28. Worterbuch der marxistisch leninistische Sociologie. — Berlin, 1979, S.516
  29. Временные методические рекомендации по расчетам прожиточного (физиологического) минимума по регионам по регионам Российской Федерации. Министерство труда и занятости населения РСФСР, № 690 -СШ от 16.04.1992 года.
  30. В.К. Закономерности развития общественного труда под влиянием НТР в условиях зрелого социализма: Автореф. Дис.. д-ра экон. наук. М., 1982 г., стр.25
  31. Высокие урожаи по программе. Под ред. Бондаренко Н. Ф., Жуковский Е. Е., Кащенко А. С. и др. J1.: 1986 г.
  32. Р.А., Олимских Н. Н. К вопросу о категориях «трудовые ресурсы» и «трудоспособное население»//Известия Академии труда и занятости. № 1−2,1999 г. С.50
  33. В. Вокруг реформы органов местного самоуправления: политические интересы и законодательный порядок, С. 53−54
  34. О.Е. Производительность: экономическое содержание и проблемы измерения. М.: Наука, 1996 г.
  35. Гильченко J1. Новый этап реформы местного самоуправления//Журнал «Власть"№ 3−1997г., стр.20
  36. М.В. Управление трудом: (Теория и практика капиталистического хозяйствования) М.: Наука, 1990 г.
  37. Ю.В. Управление: адаптация к экономическим циклам. Саратов: изд. Саратовского университета, 1997 г.
  38. А.З. Управление трудовыми ресурсами столичного города, М.: Наука, 1990 г. С. 17−24
  39. Davis К., Human Relations at Work. The Dynamics of Organizational Behavior. N.Y., 1967.
  40. Демографический словарь. M.: 1985 г.
  41. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. С.-П. Наука, 1999 г. С. 295
  42. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. Изд. С.-П. Университета экономики и финансов, 1992 г. С.
  43. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. Д.: 1977, С. 7
  44. В.Я. Воспроизводство общества и человека. М.: Мысль, 1998 г.
  45. Закон о занятости населения в РСФСР //Советская Россия, 1991 г. 18 мая//
  46. Закон экономического роста: анализ, зарубежный опыт. С-П.: 1992 г., С. 15
  47. Занятость и рынок труда. Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: Наука, 1998 г.- С.32
  48. Д.Н. Экономические методы в управлении. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1992 г.
  49. И. И. Плодородие почв СССР. 1980 г.
  50. Карташов С В. Влияние макроэкономической политики на рынок труда России.//Известия академии труда и занятости. № 1−2, 1999 г. Стр. 69
  51. М. Б. Справочник по программированию урожаев. М.: Россельхозиздат, 1977 г. стр.22
  52. A.M. Диалектика способа производства общественной жизни. -Саратов, 1984 г.
  53. М.Г. Экономика труда. Москва, 1998 г. 54.
Заполнить форму текущей работой