Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Романы В. И. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» как художественная целостность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчество В. И. Белова соотносится с одним из направлений русской советской литературы XX века — «деревенской прозой». Ее значимость бесспорна. Крестьянская цивилизация является самой древней, и судьба России неразрывно связана с судьбой деревни. Для русской литературы XX века крестьянство не просто тема. Деревня — это аналог национального бытия, народной жизни. В деревенской прозе воплотились… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение. С. З
  • 2. Глава I. Романы В. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» как художественное единство
  • 1. Целостность исторической хроники В.Белова. С
  • 2. Категория пространства и времени в исторических романах В.Белова. С
  • 3. Особенности повествования в исторических романах В.Белова. С
  • 3. Глава II. Нравственно-этические и социальные представления о мире и человеке в романах В. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый»
  • 1. Категория соборности в исторической хронике В. Белова, С
  • 2. Человек и природа в исторической хронике В.Белова. С
  • 3. Конфликт как цементирующая связь романов В.Белова. С.

Романы В. И. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» как художественная целостность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество В. И. Белова соотносится с одним из направлений русской советской литературы XX века — «деревенской прозой». Ее значимость бесспорна. Крестьянская цивилизация является самой древней, и судьба России неразрывно связана с судьбой деревни. Для русской литературы XX века крестьянство не просто тема. Деревня — это аналог национального бытия, народной жизни. В деревенской прозе воплотились национальный образ мира, народный характер, русское национальное сознание. Большую часть населения России до революции составляло именно крестьянство. После революции происходит быстрый процесс урбанизации и разрушения крестьянской традиционной культуры. Значительный урон сельскому хозяйству нанесла коллективизация, когда большинство крепких хозяйств было разрушено, а их хозяева — сосланы. Серьезные потрясения пережила деревня в годы войны. После войны село опустело, немногочисленные жители устремились на производство в город. Патриархальная Русь уходила в прошлое. Деревня второй половины XX века практически «доживает свой век», находится в плачевном состоянии.

Пик расцвета деревенской прозы приходится на 1960;1980 г. И основной интерес исследователей направлен на этот период.

Литература

60−80-х г. активно изучалась такими авторами как Г. А. Белая, Л. Ш. Вильчик, Ф. Ф. Кузнецов, М. Л. Макина, А. И. Смирнова, Г. А. Цветов и др. Так, Ф. Ф. Кузнецов рассматривал в своей работе проблему характера в.

1 л 1 социальном аспекте. Г. А. Цветов и М. Л. Макина обращались к.

1 Кузнецов Ф. Ф. Самая кровная связь: Судьба деревни в современной прозе. — М., 1977.

2 Цветов Г. А. Тема деревни в современной советской прозе. — Л., 1985. Цветов Г. А. Русская деревенская проза: Эволюция жанра. — СПб., 1992. Цветов Г. А. Русская деревенская проза: Эволюция. Жанры. Герои: Учебн. пособие. — СПб., 1992.

Макина М. А. Деревенская проза 60−70-х годов в ее историко-литературном и современном контексте. -Дисс. к.ф.н. М., 1980. публицистическим началам в деревенской прозе, раскрывая эволюцию характеров, поэтику деревенской прозы.

Важным аспектом для деревенской прозы и для В. Белова является тема «человек и природа». Она отражена в творчестве В. Астафьева, Ф. Абрамова, Б. Можаева, В. Распутина и других авторов. Философское осмысление взаимоотношений «человек — природа» дано в работе А.И.Смирновой1. Большинство статей и диссертационных исследований о деревенской прозе относятся к 1970 — 1980;м годам. В последнее время наблюдается снижение внимания литературоведения к прозе о деревне.

К 1990;м годам происходят значительные социальные перемены, возникает ситуация конца тысячелетия, заставляющая переосмыслить, по-новому оценить происходящее во всей русской литературе. Отсюда закономерный интерес к историческому прошлому России, попытка показать судьбу страны не только на конкретном отрезке времени. Появляются произведения, отражающие ключевые моменты истории человечества и XX века. В их числе историческая хроника В. И. Белова. В его романах «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» отражена судьба отдельной деревни Шибанихи, а через ее образ — участь всех деревень России. Романы затрагивают проблему коллективизации, которая нашла воплощение в творчестве многих писателей и имела неоднозначное толкование. В. И. Белова волнуют не только социально-исторические проблемы, но и философские основы бытия. Среди актуальных вопросов хроники — критерии нравственной, этической оценки человека и действительности, формирование национального самосознания, проблема преемственности и памяти.

В.И.Белов творчески активен на современном этапе — совсем недавно вышел заключительный роман хроники «Час шестый» (книжный вариант.

1 Смирнова А. И. Русская натурфилософская проза 1950;1960;х годов: Философия, мифология, поэтика. -Автореферат дисс. д.ф.н. — Воронеж, 1995.

1999 г.), он участвует в общественной жизни страны. В. И. Белова называют «живым классиком» русской литературы.

При оценке творчества В. И. Белова неоднократно возникал вопрос об идеализации автором деревни и деревенской жизни вообще и уходе от социальных конфликтов. В частности, А. П. Герасименко отмечала, что в «Канунах» Белов с большим интересом описывает крестьянские праздники (святки, масленица), свадебный обряд, конные бега и т. д., нежели социальные отношения, жизнь ТОЗа и деревенской маслоартели.1 Здесь следует учитывать, что, во-первых, социальная картина деревни 20−30-х годов XX века создается автором постепенно и во втором романе хроники («Год великого перелома») именно социальные конфликты становятся центром повествования, а во-вторых, В. Белов пишет о событиях прошедших — романы ретроспективны, и совершенно оправдано воссоздание уходящей самобытной крестьянской культуры, эстетизация тех начал, которые организуют одно из основных понятий В. И. Белова — «лад».

Понятие лада проходит через все его творчество, начиная с ранних рассказов и заканчивая исторической трилогией. В этом определении заключена и философия жизни, и гармония естественных, природных начал.

Актуальность работы обусловлена тем, что современность требует активного осмысления прошлого и подведения итогов литературы XX века. В 30-годы массовая литература пропагандирует идею коллективизации, защищая принципы «общей жизни». На рубеже 70−80-х годов XX века в творчестве И. Акулова, В. Белова, Б. Можаева и др., подвергается сомнению сама идея коллективизации, показана ее ненужность для крестьянства. В романах В. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» ¦соединились эти две точки зрения. Произведения писались на протяжении почти 30 лет, и это позволяет проследить эволюцию воззрений автора, русской литературы в целом и общественного сознания на идею.

1 Герасименко А. П. Современный советский роман (концепция человека). — М., 1997. — С.62. коллективизации. В первом романе, написанном в 70-е годы, акцент делается на методах и на исполнителях этой «линии». Во втором и третьем романах позиция В. Белова меняется. Он показывает губительность процесса всеобщего объединения в колхозы.

Деревенская проза как направление исчерпала себя к концу 80-х годов XX века. Современная деревня перестает быть основой преемственности, формирования национального характера, хранительницей народных традиций. Творчество В. Белова является своеобразным итогом ее развития, поэтому изучение его произведений актуально.

Научная новизна исследования состоит прежде всего в том, что романы В. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» ранее не рассматривались как единое целое. Большинство литературоведческих работ посвящены первым двум произведениям хроники. Третий, заключительный роман «Час шестый» публиковался в журнале «Наш современник» и в «Роман-газете» в 1997;1998 г. г., и только в 1999 году вышел отдельным изданием. Роман представляет ценный материал для исследователя, так как он еще не стал объектом изучения.

Работ, посвященных творчеству В. И. Белова, немного. В основном в критике рассматривались ранние произведения писателя — повести и рассказы, а также очерки народной эстетики «Лад» и первый роман хроники «Кануны». В 1991 г. вышел сборник критических статей, посвященный «Канунам"1. В 1982 году был опубликован библиографический указатель трудов о Белове2.

1 С разных точек зрения: «Кануны» Василия Белова. — М., 1991. Василий Белов: Библиографический указатель литературы/ Сост. Арефьева E.H., Волкова Э. А. — Вологда, 1982. Имя В. И. Белова возникает также в работах, посвященных другим авторам — «деревенщикам».1 Произведения В. И. Белова анализируются в контексте творчества Б. Можаева, В. Астафьева, В. Распутина .

Среди всех критических работ следует выделить монографию Ю. И. Селезнева «Василий Белов». Этот исследователь всесторонне и наиболее полно рассматривает творчество В.Белова. Он один из первых перешел от анализа социальной проблематики к осмыслению философии крестьянского бытия в прозе писателя. Других монографий о творчестве В. И. Белова нет.

В диссертации В. Н. Евсеева творчество писателя рассматривается как художественная система4. Однако В. Н. Евсеев ограничивается анализом малой и средней жанровой формой. В числе последних работ о В. И. Белове диссертация Т. В. Князевой.5.

Среди зарубежных исследований надо назвать докторскую диссертацию Грчиньской Дануты.6.

Предметом диссертационного исследования является историческая хроника В. Белова — «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый». Для анализа привлекаются также «Зоринские» рассказы («Плотницкие рассказы», «Моя жизнь», «Воспитание по доктору Споку», «Свидания по утрам», «Дневник нарколога», «Чок-получок»), рассказы «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др., повесть «Привычное дело», очерки о народной эстетике «Лад». Произведения писателя соотносятся с прозой Ф. Абрамова, И. Акулова, М. Алексеева, Л. Леонова, Б. Можаева, В.Распутина. Котенко Н. Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. — М., 1988; Курбатов В. Я. Миг и вечность:

Размышления о творчестве В.Астафьева. — Красноярск, 1983; Золотусский И. Федор Абрамов: Личность. Книги. Судьба. — М., 1986.

Евсюкова B.C. Художественные воплощения противоречий коллективизации в прозе 80-х годов (по романам В. Белова «Кануны» и Б. Можаева «Мужики и бабы»), — Дисс. к.ф.н. — М., 1991; Большое А. О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В.Распутина. — Дисс. к.ф.н. — Л., 1986. 1 Селезнев Ю. Василий Белов. — М., 1983.

4 Евсеев В. Н. Творчество В. Белова как художественная система. — Дисс. к.ф.н. -М., 1998.

5 Князева Т. В. Эпос крестьянской жизни в творчестве В. И. Белова. — Дисс. к.ф.н. — Самара, 1997.

6 Грчиньска Данута. Восприятие творчества В. Белова и В. Распутина в Польше, 1960;1980;е годы. — Дисс. д.ф.н. — М., 1997.

В работе рассматриваются взаимосвязи между частями исторической хроники. Первый роман «Кануны» является своеобразным зачином исторической хроники, и многие темы и мотивы, намеченные в нем, находят свое логическое подтверждение в последующих романах — «Годе великого перелома» и «Часе шестый». Поэтому при наибольшей изученности «Канунов», по сравнению с двумя другими романами, мы не могли не обратится в диссертационном исследовании и к анализу первого романа.

Цель диссертационного исследования:

— дать анализ романов В. Белова «Кануны», «Годвеликого перелома», «Час шестый» как художественной целостности;

— показать художественное единство В. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» на жанровом, идейно-тематическом, композиционном уровне, проанализировать межтекстовые скрепы, развитие сквозных образов;

— проследить особенности художественного пространства и времени;

— выявить особенности повествовательных форм в романах Белова;

— проанализировать «сильные» позиции текстов — кольцевую замкнутость произведений, заглавий;

— рассмотреть сквозные темы и лейтмотивы хроники;

— осмыслить основной конфликт хроники — оппозицию «лада» и «разлада», которая является сквозной для всего творчества автора. На фоне этого конфликта раскрываются и другие противоречия романов «Кануны», «Год великого перелома» и «Час шестый».

Методика и методология исследования. Специфика анализируемого материала обусловила сочетание сравнительно-исторического и структурно-семантического методов исследования.

При исследовании прозаической циклизации в работе используются труды.

A.Г.Коноваленко, Ю. В. Лебедева, Л. Е. Ляпиной.1.

Привлекаются работы, посвященные романной форме — труды М. М. Бахтина. Поэтика «большой прозы» рассматривается с учетом работ.

B.В.Агеносова, В. В. Гуры, Л. Я. Гинзбург, В. М. Пискунова. Изучение такой повествовательной формы как сказ и особенностей ее выражения в романах В. И. Белова потребовало обращения к работам В. В. Виноградова, Г. А. Белой, И. А. Каргашина, Н. А. Кожевниковой, В. В. Кожинова, Е. В. Падучевой, В. Е. Хализева, М. О. Чудаковой, Б. О. Эйхенбаума.

Осмысление мифологического пласта в крестьянском мировидении дано с опорой на труды А. Н. Афанасьева, А. Ф. Лосева, Е. М. Мелетинского, A.M. Минаковой, С. М. Телегина, А. П. Топоркова, В. Н. Топорова.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

• Основные положения диссертации нашли свое отражение в • статьях и докладах на научных конференциях: «Проблемы эволюции русской литературы XX века. Пятые шешуковские чтения» (Москва, 2001) — «Традиции в контексте русской культуры» (Череповец, 2001) — Молодых ученых (ЧГУ 2001, 2002) — «Образование и наука в Череповце: история, опыт, перспективы. Научно-практическая конференции, посвященная шестидесятилетию Н.А.Ерохова» (Череповец, 2001) — «Ноосферные знания и технологии XXI век» (Череповец, 2002).

1 Коноваленко А. Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60 — 70-х годов: Автореф. дисс. к.ф.н. — М., 1983; Лебедев Ю. В. У истоков эпоса (очерковые циклы в русской литературе 1840−1860 гг.). -Ярославль, 1975; Ляпина Л. Е. Русские литературные циклы (1840−1860 гг.). — СПб, 1993.

2 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М&bdquo- 1975.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Историческая хроника В. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» является наиболее значимым опытом автора в создании художественной целостности. Тенденция к формированию художественной целостности в творчестве В. Белова наблюдалась уже в малых жанровых формах — рассказах «Зоринского» цикла и в очерках «Лад».

Романы исторической хроники не обозначены автором как цикл произведений, но по ряду признаков они тяготеют к литературной циклизации.

Целостность исторической хроники обусловлена жанровым, идейно-тематическим, композиционным сходством произведений, «межтекстовыми» скрепами, сквозными персонажами, общим авторским замыслом, повествовательными формами. Кольцевая замкнутость произведений, которая отражена в их заглавиях, также обеспечивает целостность романов В.Белова.

Для исторических романов В. Белова характерна пространственная и временная конкретика. Время повествования — события коллективизации 1928;1931 года. В работе делается вывод о важной роли исторических событий в структуре всей хроники. В 70−80-х годах XX века в литературе наблюдается тенденция к историческому переосмыслению прошлого с позиций современности и истории, это отразилось не только в прозе В. Белова, но и в творчестве С. Залыгина, И. Акулова, М. Алексеева, Б. Можаева, В. Распутина и др.

При жанровом анализе романов В. Белова выявляется исторический, семейный и философский аспекты. Жанр хроники подразумевает, прежде всего, воссоздание исторического времени и его отражение на судьбах людей. В романах В. Белова дана постоянная смена семейно-бытового и исторического повествования. В «Канунах» черты семейной хроники, преобладающие в первой и второй части романа, дополняются признаками исторической хроники за счет использования историко-фактического материала. В «Годе великого перелома» доминантой становится историческое повествование. В «Часе шестый» автор вновь обращается к семейно-бытовому повествованию, не исключая полностью исторический пласт.

В тексте хроники В. Белов «скрепляет» историческое и семейно-бытовое повествование узнаваемыми героями. Для произведений характерны сквозные конфликты, темы и лейтмотивы.

Исторические романы В. Белова композиционно завершены в структуре всего цикла. Каждый роман раскрывает микротему, которая воплощается в циклическом единстве.

В «Канунах», «Годе великого перелома», «Часе шестом» нет разделения героев на «главные» и «второстепенные», «положительные» и «отрицательные». Автор уходит от изображения определенной иерархии персонажей, что вообще свойственно произведениям циклического единства.

Крестьянская вселенная изображена в романах по принципу формирования отношений контрастатождества. «Кануны» отличаются идиллической картиной изображения деревенской жизни, центральной проблемой «Года великого перелома» становится изображение крушения крестьянской вселенной, в заключительном романе «Час шестый» В. Белов воссоздает в некоторой степени утраченное равновесие.

Ведущими циклообразующими характеристиками произведений являются категории пространства и времени. Пространство романов В. Белова многогранно, в диссертационном исследовании выделяются следующие категории художественного пространства: мир космический, земной, пространство реально видимое и воображаемое, мир — весь белый свет (представление о деревне как крестьянской вселенной в единстве космического и бытового пространства). При пространственной характеристике значимы «вертикальные» и «горизонтальные векторы».

Организующим центром в пространстве «малого мира» деревни показан образ дома, который широко используется в творчестве В. Распутина, Б. Можаева, и традиционен для В.Белова. Наряду с образом дома, центральным в исторических романах В. Белова становится хронотоп дороги, который является аналогом человеческого бытия.

В исторических романах В. Белова выделяются следующее временные формы: время конкретно-историческое, с точным указанием на место действия, год, число, день неделивремя календарных христианских праздников: святки, масленицасовмещение христианского календаря и времени конкретно-историческоговремя ¦ бытовое, суточное (утро, день, вечер) — время земледельческого цикла — весна, лето, осеньсобытийноебиографическоевременная соотнесенность прошлого, настоящего, будущего.

Особенностью повествования в «Канунах», «Годе великого перелома», «Часе шестый» является слияние голоса автора и голосов персонажей. В исторических романах В. Белова даны следующие формы повествования: от третьего лица (авторское повествование), «рассказ в рассказе», сказовое повествование, характерологически окрашенная речь, как персонажей, так и автора. Синкретизм как одно из свойств романного жанра предполагает сочетание разных форм повествования.

При смене повествовательных форм на стыке оказываются: сказовые формы повествования и авторское повествование от третьего лица, авторское и несобственно-авторское повествование, «персонажное» и авторское повествование. Это обусловило и некоторые пунктуационные особенности исторических романов.

Центральное событие произведений В. Белова — коллективизацияизображено неоднозначно в авторской оценке и в восприятии крестьян. Принцип коллективного земдепользования изначально восходит к первобытности, поэтому для России характерен особый дух православной соборности, жизни общиной. Русский народ имел в корнях своих представление о жизни «всем миром».

Основой нравственно-этических представлений становится соборное мировоззрение, которое раскрывается в речи персонажей, отношении к труду, традиции, памяти. В «Канунах», «Годе великого перелома», «Часе шестый» используется православная система координат.

В исторической хронике отражены два направления — христианское стремление к соборному единению и тоталитарное, обезличенное, стремящееся к полному нивелированию человека. Персонажи романов Павел Пачин и Игнат Сопронов являются представителями разного типа мышления — соборного и не соборного.

В социально-философской прозе 70-х годов одно из важных мест занимает тема «человек и природа». В исторической хронике В. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» отношение к природе становится показателем духовности человека. Православный человек строит свою жизнь соразмерно с природной цикличностью. В изображении природного пространства В. Белов стремится к постоянному проникновению, союзу земли и неба. Предметной «связью», «проводником» земного и небесного становится окно, которое символизирует открытость пространства.

В структуре романов выявляется • мифологема леса, который символизирует гармонию и единение, олицетворяется с семьей. Лес становится своеобразной сакральной границей для человека, его защитной силой.

Историческую хронику В. Белова как целостную структуру организует система конфликтов. Сквозной конфликт всего творчества автора — это борьба «лада» и «разлада».

Дальнейшей перспективой изучения творчества В. Белова является исследование тенденции к циклизации всего творчества автора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.А. Братья и сестры: Роман в 4-х книгах. — Кн. 1,2. — М.: Современник, 1987. — 544 е.- Кн. 3,4. — 496 с.
  2. И.И. Касьян Остудный. М.: Современник, 1991. — 653с.
  3. М.Н. Драчуны. М.: Современник, 1985. — 304с.
  4. В.И. Кануны: Хроника конца 20-х годов. М.: Современник, 1979. -335с.
  5. В.И. Кануны: Роман хроника конца 20-х годов// Белов В. И. Собрание сочинений в пяти томах. — Том 3. — М.: Современник, 1993. — 448с.
  6. В.И. Год великого перелома: Хроника зимней поры. М.: Голос, 1994. 480с.
  7. В.И. Час шестый. -М.: Голос, 1999. 319с.
  8. В.И. Дорога на Валаам //Дальний приход: Сборник рассказов. С.-Пб.: Диоптра, 2000. — С. 129−169.
  9. В.И. Деревенская тема общенациональна \ Дружба народов. 1970. — № 9. — С.254.
  10. Ю.Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989.-420с.
  11. Л.М. Русский лес. М.: Молодая гвардия, 1975. — 720с.
  12. .А. Мужики и бабы. М.: Современник, 1988. — 780с.
  13. В.Г. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Молодая Гвардия, 1994.1. П.
  14. В.В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989. -300с.
  15. У.М. Проза В.И.Белова. Дисс. к.ф.н. — Ленинград, 1983. — 164 с.
  16. Т.Н. Жанрово-стилевое своеобразие рассказов В.И.Белова. -Дисс. д.ф.н. Калинин, 1986. -224 с.
  17. В.П. Теория фольклора. М.: МГУ, 1996.
  18. А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982.-464с.
  19. А.Н. Живая вода и вещее слово Сост., А. И. Баландина. М.: Сов. Россия, 1988.-512с.
  20. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1 — 416 е.- Т. 2 — 400 е.- Т. 3 — 416 с.
  21. А.Н. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / Сост. текста и коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 638 с.
  22. А.К. Жилище в образах и представлениях восточных славян. -Л.: Наука, 1983.- 193.
  23. В.И. Сюжетно-композиционные особенности советского романа 20-х годов. Горький, 1972.
  24. A.C. Художественный мир В.А.Жуковского как И моделирующий фактор цикла А. А. Блока «Снежная маска"\ Историческиепути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. — С.126−132.
  25. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423с.
  26. В.П. И.В.Киреевский, А. С. Хомяков: принцип соборности воспитания Х1Хв. // Педагогика. 1998. — № 7. — С.78−81.
  27. Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы. — М.: Наука, 1977.— 254 с.
  28. Белов В.И.// Русские писатели: Библиографический словарь: В 2 кн. / Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990. — Ч. 1. А — Л.
  29. H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: ЗАО Сварог и К°, 1997. — 414 с.
  30. H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М., 1990.
  31. Н.И., Сергеев В. М. Между дуализмом и соборностью: проблемы и механизмы социальной интеграции в современном обществе// Общественные науки и современность. 1998. — № 4. — С.61−74.
  32. А.О. Проблема народного характера в творчестве В.Белова, В. Астафьева, В.Распутина. Дисс. к.ф.н. -т Ленинград, 1986. — 172 с.
  33. Г. В. Советский рассказ (проблемы композиции). М.: Знание, 1981.-64с.
  34. Е.П. Лексические и фразеологические диалектизмы в прозе В.Белова.-Дисс. к.ф.н. Ленинград, 1985.-211 с.
  35. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. — 406с.
  36. Л.Ш. Деревня глазами публицистов. М.: С-Пб., 1998
  37. В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. — М.: Наука, 1980, —360 с.
  38. . сб. науч. трудов. Пермь, 1990. — С.12−23.
  39. A.A. Обыкновенный человек в меняющемся мире: Опыт типологического анализа советской философской прозы 60 — 80-х годов. — М.: Прометей, 1990. — 79 с.
  40. Е.Ш. Поэтика повествования русской прозы XX века (1917−1985). Автореф. д.ф.н. — М., 2000. — 32с.
  41. А.П. Современный советский роман (концепция человека). -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. 69с.
  42. А.П. Русский советский роман 60−80-х годов (некоторыеI. аспекты концепции человека). М.: Изд-во .МГУ, 1989. — 204с.
  43. Д. Современная советская «деревенская проза» и традиции фольклора (В.Белов, В. Распутин, В. Шукшин). Дисс. к.ф.н. — М., 1986. -202с.
  44. Д. Восприятие творчества В.Белова и В. Распутина в Польше, 1960−1980-е годы.-Дисс. д.ф.н.-М., 1997.-348с.
  45. Л.Я. О психологической прозе/ Печатается по 2-му изд. М.: INTRADA, 1999.-416с.
  46. В.В. Роман и революция: Пути советского романа 1917 — 1929. — М.: Сов. писатель, 1973. — 400 с.
  47. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 4. — М.: Рус. яз., 1998. — ISBN 5−200−2 486−2. Т. 1: А-3. — 1998. — 699с., Т. 2: И-О. -1998. — 779с., Т. 3: П — 1998. — 555с., Т. 4: Р- V. — 1998. — 688с.
  48. М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы: Автореферат дисс. д-ра филол. наук. — Екатеринбург, 1996. — 43 с.
  49. Ю.А. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов (эволюция жанра в творчестве В. Белова, В. Липатова, В. Распутина). Дисс. к.ф.н. — Л., 1976.-206с.
  50. О.В. Память и жанр («Захудалый род» как семейная хроника) // Евдокимова О. В. Мнемонические элементы поэтики Н. С. Лескова. С-Пб.: «Алетейя», 2001. — С. 134−150.
  51. В.Н. Творчество В.Белова как художественная система. -Дисс. к.ф.н. М., 1988. — 207с.
  52. B.C. Художественное воплощение противоречий коллективизации в прозе 80-х годов (по романам В. Белова «Кануны» и Б. Можаева «Мужики и бабы»). Дисс. к.ф.н. -М., 1996. — 191с.
  53. В.А. Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.Белова. Дисс. к.ф.н. — М., 1984. — 203с.
  54. Л.Ф. Русский советский роман (Национальные традиции и новаторство). Л., 1967.
  55. А.JI. Русская советская и польская проза 1960−1970-х годов (творчество В. Белова и Ю. Ковальца). Дисс. к.ф.н. — Д., 1987. — 200с.
  56. В. Н.Н.Страхов, Л.Н.Толстой, Н.К.Михайловский // Циклизация и общественное развитие человека. М., 1989. — С.88−109.
  57. История русского советского романа: В 2 кн.— М.-Л.: Наука, 1965. — Кн. 1. —715 е.- Кн. 2 —486 с.
  58. Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе // Межвуз. сб. науч. трудов. — Кемерово: Кемеровск. Госуд. Ун-т, 1992.
  59. А.П. Проблема автора в поэтике современного лирического рассказа // Сборник трудов молодых ученых. — Томск, 1973. — Вып 2. — С. 198−217.
  60. Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. М.: Флинта: Наука, 2000. — 216с.
  61. И.А. Сказ как способ речевой организации произведения // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. — Кемерово, 1990, —С. 114−122.
  62. А.И. Фольклорный мотив дороги в творчестве Н.В.Гоголя и Л. Н. Толстого // Филологические науки. — 1980. — № 1.— С. 17−24.
  63. H.K. Функционирование мифологического сюжета в * культурно-историческом контексте // Культура и текст: Материалы
  64. Л.Ф. Русский роман советской эпохи. Судьбы большого,. стиля: Дисс. д. ф. н. — М., 1992.. .
  65. Т.В. Эпос крестьянской жизни в творчестве В.И.Белова. -Дисс. к.ф.н. Самара, 1997. — 227с.
  66. А.Г. Циклизация в современной прозе: (Проблема целостности) // Науч. докл. Высш. шк. Филолог, науки. М., 1987. — № 3. -С.3−9.
  67. H.A. Речевые разновидности повествования в русской советской прозе: Автореф. дисс. к. ф. н. — М., 1973. — 20 с.
  68. ИЗ. Компанеец В. В. Русская социально-философская проза 1970−1980-х годов. Нравственный и психологический аспект изображения человека. -Саратов, 1994.
  69. И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
  70. А.Г. Новеллистический цикл как художественное единство: К жанрово-стилевому своеобразию современной советской прозы // Актуальные проблемы филологии. М., 1982. — С. 77−86.
  71. А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60- 70-х годов: Автореф. дисс. к. ф. и. М., 1983. — 24 с.
  72. .О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. — 1 Юс.
  73. C.B. Способы передачи чужой речи // Русский язык в школе.- 1994.-№ 5. с. 96−98.
  74. В.А. Пространственно-временная структура романа М.А.Булгакова «Белая гвардия». Автореф. к.ф.н. — М., 2000. — С.9.
  75. И.Г. Название как кодифицированная идея текста // Иностранные языки в школе. — 1982. — № 2. — С. 8−10.
  76. Круг // Мифы народов мира. М., 1998. — Т.2. — С. 18.
  77. М.М. Советский роман. Очерки. — М.: Изд-во АН СССР, 1963, —302 с.
  78. М.М. Пути развития советского романа. М.: Знание, 1971.. — 157с.
  79. Ф.Ф. Перекличка эпох: Очерки, статьи, портреты. М., 1976.- С.254−258.
  80. А.П. Избранное. М.: Современник, 1989. — 615с.
  81. А.П. Ищу собеседника: О прозе 70−80-х годов. М.: Советский писатель, 1998. — 366с.
  82. А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В.Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 136с.
  83. М. Цикл новелл и роман (к вопросу о типологии прозы) // Материалы XXVII научной студенческой конференции. — Тарту: ТГУ, 1972.
  84. С.А. Человек глазами природы-. М.: Советский писатель, 1985. -232с.
  85. А.Ф. Вл.Соловьев. М.: Мысль, 1983. — 208с.
  86. А.Ф. Миф. Число. Сущность. — М.: Мысль, 1994. — 919 с.
  87. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. — С.255−265.
  88. Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. -271с.
  89. Г. И. Интертекстуальность художественного произведения. — Кемерово: Изд-во КГУ, 1995. — 82с.
  90. М.А. Русский советский рассказ. Вопросы развития жанра. — Л.: ЛГПИ, 1975, — 351 с.
  91. Э.Б. Пространственный континуум «голубой Руси» Есенина // Художественное пространство и время. Даугавпилс, 1987. — С. 134−147.
  92. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: АН СССР, 1986. — 318 с.
  93. Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 1998. — 576с.
  94. Н.Р. Художественный мир «деревенской прозы» (Белов и Матевосян). Дисс. к.ф.н. — Ереван, 1986. — 200с.
  95. A.M. Поэтический космос М.А.Шолохова: О мифологизме в эпике М. А. Шолохова. — М.: Прометей, 1992. — 77 с.
  96. Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с.•159. Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. —¦ М.: Сов. энциклопедия, 1998. — Т. 1. — 672 е.- Т. 2. —719 с.
  97. Москвина O.A. Жанрово-стилевое разнообразие произведений
  98. B.Белова и В.Шукшина. Дисс. к.ф.н. — М., 1985. — 218с.
  99. М.Е. Циклы и цикличность в сюжетно-композиционном составе Н.В.Гоголя («Арабески», «Женитьба», «Мертвые души»), -Автореферат. к.ф.н. Саратов, 2000. — С.2.
  100. Е. Г. Традиции Н. В. Гоголя и Н. С. Лескова в русской советской прозе первой половины 20-х годов. К вопросу о сказовой форме повествования: Автореферат дисс. к. ф. н. М., 1980. —20 с.
  101. Е. Г. Скобелев В.П., Кройчек В. Поэтика сказа. — Воронеж: ВГУ, 1978. — 287 с.
  102. В.Д. Национальное в современной русской прозе. -Днепропетровск: Вид-во ДДУ, 1983. 53с.
  103. Г. А. Язычество в православии. — М.: Наука, 1975. — 150 с.
  104. А. Продолжающийся сюжет: Проблема коллективизации в русской прозе 30−80-х годов // Урал. 1991. — № 8. — С.3−36.
  105. М. Роман семидесятых// Дружба народов. 1981. — № 6.1. C.231−240.
  106. В.Т. Древняя Русь оазис соборности// Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. — М., 1992. — С. 104−113.
  107. А.Б. Конфликт в современном русском рассказе (В.Белов, С. Воронин, В. Шукшин). Дисс. к.ф.н. — Калинин, 1984. — 226с.
  108. В.М. Советский роман-эпопея. Жанр и его эволюция. М.: Сов. писатель, 1976. — 366с.
  109. А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. Ун-те, 1981. — 200с.
  110. П.Д. Василий Белов (творческая индивидуальность писателя). -Дисс. к.ф.н.-Л., 1989, — 161с.
  111. Т.А. Циклизация в прозе новокрестьян. К постановке проблемы // Северо-Запад: Историко-культурный региональный вестник. Статьи и материалы. Вып. 3: Сб. памяти В. А. Сапогова. — Череповец, ЧГУ, 200. — С.178−186.
  112. Природа в художественном мире писателя // Межвузовский сб. науч. трудов Под ред. Н. Н. Нартиева, Л. И. Смирнова и др. Волгоград, 1994.
  113. В.А. Сюжет в лирическом цикле // Вопросы сюжетосложения /Отв. ред. Л. М. Цилевич. — Даугавпилс, 1980. — С. 90−97.
  114. Ю.И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. М.: Сов. Россия, 1983.- 144 с.
  115. В.П. Гуманистическое измерение и проблема автора // Филологические записки. Воронеж, 1996. — Вып. 7. — С. 13−26.
  116. О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. -1999. -№ 2.-С.198−207.
  117. А.И. Русская натурфилософская проза 1960 — 1980-х годов. Философия, мифология, поэтика: Автореферат дисс. д. ф. н. — Воронеж: 1995, — 41 с.
  118. И.А. Проблема комического в творчестве В.Шукшина и
  119. B.Белова.-Дисс. к.ф.н.-Л., 1988.-210с.
  120. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. — М.: АН СССР, 1975, —663 с.
  121. Современный советский роман (Философские аспекты). — Л.: Наука, 1979, —262 с.
  122. Сон — семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI Випперовские чтения. — Москва, 1993, — 147 с.
  123. Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. — М.: Наследие, 2000. — 256с.
  124. С разных точек зрения: «Кануны» Василия Белова. М.: Советский писатель, 1991. — 240 с.
  125. И.В. Сочинения: В 13 т. М.: Госполитиздат, 1951. — Т 13. -423с.
  126. Ф. Мысли о России: 1. Вина и возрождение. 2. Глаза и точки зрения. Большевизм, марксизм и христианство // Сфинкс. № 1. — 1994.1. C.91−107.
  127. П.Б. Интеллигенция и революция \ Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Новое время, Горизонт, 1990. — С.156−175.
  128. В.А. Романы Ю.В.Трифонова как художественное единство. -Автореф. д.ф.н. Томск, 2001. — 48с.
  129. С.М. Восстание мифа. — М.: Век, 1997. —191 с.
  130. А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. — М.: Индрик, 1997. — 456 с.
  131. В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. -М.: Наука, 1983. С.227−284.
  132. М.Ю. Опыт религиозно-философского анализа творчества И.С.Шмелева И. А. Ильиным // Традиции в контексте русской культуры: Межвузовский сб. научн. Работ. Выпуск VIII. — Череповец, 2001. — С. 180−183.
  133. М.П. Проблема комического в современной прозе 60−70-х годов (В.Шукшин, В. Белов). Дисс. к.ф.н. -М., 1997. — 185 с.
  134. В.И. «Произведение», «цикл», «книга», «картина мира» у Сергея Есенина // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1985. — № 5. — С. 12−23.
  135. С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русская идея / Сост. М. А. Маслов. М.: Республика, 1992. — С.324−341.
  136. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига: Зинатне, 1988. — 454 с.
  137. Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. — СПб., 1991. — Т. 1.
  138. И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. — Тверь: ТГУ, 1994.—123 с.
  139. И.В. О поэтике лирического цикла. — Калинин: КГУ, 1984.79 с.
  140. A.C. Полное собрание сочинений. Прага, 1967. — Т.2. -С.101.
  141. Христианство: Словарь/ под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. М.: Республика, 1994. — 559с.
  142. Г. А. Человек в природе, природа в человеке // Человек и природа в художественной прозе: Межвузовский сб. научн. тр. — Пермь -Сыктывкар, 1981, —С. 126−138.
  143. Г. А. Тема деревни в современной советской прозе. Л.: Знание, 1985.-32с.
  144. Г. А. Русская деревенская проза: Эволюция жанра. СПб., 1992.
  145. Г. А. Русская деревенская проза: Эволюция. Жанры. Герои: Учебн. пособие. СПб.: СПбГУ, 1992. — 92с.
  146. Т.В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры. Труды по знаковым системам.
  147. Вып. X. — Тарту, 1978 (Ученые записки ТГУ. Вып. 463). — С. 65−85.
  148. Чеботарева И. В. Соборность и коллективизм в «плотницких рассказах»
  149. Человек и природа в советской прозе: Межвузовский сб. научн. тр. / Под ред. Л. С. Ачкасовой, Т. Я. Гринфельд, В. С. Синенко. — Сыктывкар, 1980.155 с.
  150. C.92−103- 1992.-№ 1.-С.85−93.
  151. М.О. Поэтика Зощенко. — М.: Наука, 1979. — 200 с.
  152. Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во С. — Петербург. ун-та, 1996. — 199с.
  153. Л.М. Внутренняя речь персонажей в повествовательном художественном тексте // Вопросы стилистики. 1992. — С. 136 — 143.
  154. Г. И. Тема памяти в книге В.И.Белова «Лад» // Анализ художественного произведения. Киров, 1993.-С.199- 212.
  155. Т.Б. Культура дороги на Русском Севере. Странник // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. — СПб.: Наука, 1992. — С. 102- 126.
  156. .М. О прозе. — Л.: Сов. писатель, 1969. — 453 с.
  157. , М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. — СПб.: Алетейя, 1998. — 249 с.
  158. М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. — М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
  159. А.Я. Архетип // Русская словесность. М., 1997. — № 5. — С.90−93.
  160. А.Я. Роман // Русская словесность. М., 1999. — № 5. — С.72−79.
  161. Юнг, Карел Густав. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, СП «ИВО С и Д», 1991. —297 с.
  162. Юнг, Карел Густав. Воспоминания, сновидения, размышления. — М.: АСГ, Львов: Инициатива, 1998. — 475 с.
  163. A.C. Русский прозаический цикл 1820−1830-х годов как «форма времени» // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. — С. 18−36.
Заполнить форму текущей работой