Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние государственной энергетической политики на финансовое регулирование и эффективность энергосбытовых компаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты диссертационного исследования: определены основные особенности финансового регулирования в системе менеджмента организаций — субъектов электроэнергетики, обусловленные естественно-монопольной природой отрасли, историческими и институциональными предпосылками развития и обоснована необходимость совершенствования финансового регулирования данных экономических субъектов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
    • 1. 1. Предпосылки развития электроэнергетики в России: тенденции и проблемы
    • 1. 2. Государственная энергетическая политика и ее влияние на финансовое регулирование в системе менеджмента организаций — субъектов электроэнергетики
    • 1. 3. Институциональная структура электроэнергетики и особенности финансового регулирования в системе менеджмента её субъектов

    2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ — СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ОЦЕНКЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

    2.1. Основные методы и функции финансового регулирования в системе менеджмента организаций — субъектов электроэнергетики.

    2.2. Оценка эффективности финансового регулирования организаций — субъектов электроэнергетики с использованием системы ключевых показателей эффективности (КПЭ).

    2.3. Методические подходы к оценке эффективности финансового регулирования в системе менеджмента энергосбытовых организаций на основе использования КПЭ.

    3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КПЭ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ»).

    3.1. Анализ состояния электроэнергетики за 2003−2008 гг.

    3.2. Анализ КПЭ деятельности энергосбытовых организаций (на примере ОАО «Объединенная энергосбытовая компания») за 2008−2009 гг.

    3.3. Сравнительный анализ и оценка эффективности финансового регулирования в системе менеджмента энергосбытовых организаций (на примере ОАО «Объединенная энергосбытовая компания») за 2008−2009 гг.

Влияние государственной энергетической политики на финансовое регулирование и эффективность энергосбытовых компаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В России завершается основной этап реформирования электроэнергетики, целью которого явилось формирование конкурентных отношений в сфере генерации и сбыта электроэнергии и повышение инвестиционной привлекательности организаций отрасли. Произошедшие преобразования существенно изменили не только институциональную структуру отрасли, но и подходы к управлению энергетическими компаниями, что во многом обусловлено новой энергетической политикой государства и необходимостью сохранения лидирующих позиций России в мировой энергетической системе.

Процесс реформирования выявил большое количество организационных и финансовых проблем, существенным образом влияющих на эффективность функционирования субъектов электроэнергетики, снижающих качество управления и результативность проведенных реформ. По данным Росстата России за период проведения реформ с 2003 по 2008 гг. доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды в общем объеме ВВП страны в рыночных ценах с максимального значения 3,3% в 2004 г. снизилась до минимального — 2,6% в 2008 г., рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) уменьшилась на 27%, уровень износа основных фондов превысил 50%.

Большинство показателей деятельности энергетических компаний говорят о несоответствии используемых методов и инструментов регулирования (в том числе методов и инструментов финансового регулирования) уровню развития электроэнергетики, целям и задачам современной энергетической политики государства и требуемому уровню менеджмента. Существующий механизм регулирования деятельности организаций — субъектов электроэнергетики не обеспечивает должный уровень результативности проводимых мероприятий и не всегда адекватен новым рыночным отношениям. В этой связи возникает потребность в оценке эффективности финансового регулирования электроэнергетики и его соответствия произошедшим институциональным изменениям и современной энергетической политике государства с целью повышения качества менеджмента энергетических компаний, модернизации и трансформации механизма финансового регулирования, адаптации лучших практик в области управления для использования в России.

Анализ проблем и оценка эффективности финансового регулирования в системе менеджмента организаций электроэнергетики в контексте проведенных реформ и институциональных преобразований, разработка и практическое внедрение новых подходов в этой предметной области актуальны не только с теоретической, но и с практической точки зрения, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Сложность и многоплановость вопросов финансового регулирования и оценки эффективности деятельности организаций электроэнергетики с учетом тех функций, которые они выполняют в социально-экономическом развитии любой страны, требуют анализа теоретических и практических исследований по широкому кругу вопросов: теории менеджмента, теории естественных монополий, современной финансовой теории, экономического анализа, финансового менеджмента и др.

Серьезные исследования в сфере регулирования деятельности естественных монополий, развитии теории и практики их идентификации, классификации, определения функций и роли в национальных экономических системах внесли такие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые как Л. И. Абалкин, Г. Адаме, У. Баумоль, Н. И. Белоусова, Е. М. Васильева, А. Н. Варламова, Г. Демсец, Т. ДиЛоренцо, М. Дерябина, Дж. Б. Кларк, И. В. Князева, А. Маршалл, Дж. С. Милль, У. Петти, A.C. Пигу, Р. Познер, Дж. Робинсон, Ю. Саакян, А. Смит, В. Г. Соколов, Д. Стиглер, Т. Фаррер, Э. Чадвик, Э. Чемберлин, Л. Л. Шарки и др.

В исследование вопросов, связанных с финансовым регулированием различных экономических систем, являющихся составной частью современной финансовой теории, большой вклад внесли такие ученые как Ю. Бригхем, И. Т. Балабанов, Т. А. Владимирова, О. В. Врублевская, Л. Гапенски, В. В. Ковалев, В. В. Михайлов, М. В. Романовский, Н. В. Фадейкина и др.

Серьезный вклад в развитие теории и практики экономического анализа и управления организацией внесли труды Р. Акоффа, И. Ансоффа, П. Друкера, а также разработанная Д. Нортоном и Р. Капланом в 1992 г. сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard).

Среди авторов, занимающихся проблемами экономики и управления электроэнергетикой, следует отметить таких ученых и практиков как В. И. Вейц, Н. Г. Гаджиев, Т. Н. Гаджиев, З. А. Даудова, К. Ю. Зендриков, Н. В. Клочкова, А. Е. Козярук, JI.A. Мелентьев, A.B. Напольнов, A.C. Соловьев, У. Томпсон, М. Г. Флямер, А. Б. Чубайс и др.

Однако проблемы трансформации и модернизации применяемых подходов и инструментария финансового регулирования в системе менеджмента организаций электроэнергетики на этапе фактического завершения реформ и разделения видов экономической деятельности на естественно-монопольные, потенциально конкурентные и конкурентные еще недостаточно полно решены в современных научных работах, что требует дальнейших исследований.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке и реализации методических подходов к оценке эффективности финансового регулирования в системе менеджмента организаций — субъектов электроэнергетики в соответствии с государственной энергетической политикой на основе использования системы ключевых показателей эффективности. В целях достижения поставленной цели решались следующие задачи: провести исторический анализ и исследовать институциональную структуру отрасли для определения основных этапов и особенностей развития электроэнергетики в России;

— исследовать влияние государственной энергетической политики на финансовую политику и финансовое регулирование электроэнергетики для обоснования необходимости изменения инструментария финансового регулирования и основных принципов формирования финансовой политики с учетом корректировки целевых параметров;

— обобщить теоретические подходы к формированию системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) и определить целесообразность и возможность их использования для оценки финансового регулирования организаций электроэнергетикисформировать систему КПЭ для энергосбытовых организаций и на её основе разработать методику оценки эффективности финансового регулирования в системе менеджмента данных организацийпровести практическую реализацию разработанной методики оценки эффективности финансового регулирования в системе менеджмента энергосбытовых организаций.

Область исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в соответствии с подп. 10.5. «Особенности разработки и реализации государственной политики в экономической и социальной сферах. Прямые и обратные связи государственной политики, механизмов, методов и технологий ее разработки и реализации. Развитие форм государственно-частного партнерства. Управление государственным имуществом» и 10.12. «Оценка управления организациями как социальными и экономическими системами. Критерии оценки эффективности управления. Методы и показатели оценки результативности управления» Паспорта ВАК специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (Менеджмент) — подп. 3.12 «Структура и взаимосвязь механизма финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов в рыночных условиях» и 3.31 «Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента» Паспорта ВАК специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

Объектом исследования выступает электроэнергетика как сложная экономическая система, сложившаяся в результате исторических и институциональных преобразований в первичных и агрегированных звеньях отрасли.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственной энергетической политики и оказывающие влияние на финансовое регулирование и эффективность деятельности энергосбытовых компаний.

Теоретической и методологической базой исследования явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по теории менеджмента, теории естественных монополий, теории финансов, финансовому анализу, по проблемам развития и функционирования электроэнергетики. В ходе исследования изучались теории, концепции, отечественный и зарубежный опыт и методики по теме диссертационной работы.

В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания: индукция и дедукция, абстрагирование, анализ и синтез, систематизация и идентификация.

В исследовании использовался системный и сравнительный анализисторический и институциональный анализэкономико-математические и статистические методыдинамический и финансовый анализ.

В работе получили отражение дискуссионные вопросы по проблемам управления и финансового регулирования инфраструктурных отраслей (естественных монополий).

Информационная база исследования. В диссертации использовались данные по энергосбытовым организациям, входящим в состав ОАО «Объединенная энергосбытовая компания», в управлении которыми автор принимает непосредственное участие, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), финансовая отчетность организаций, нормативно-правовые акты РФ, внутренние регламенты РАО «ЕЭС России» и др.

Научная новизна диссертационного исследования. В процессе исследования получены следующие результаты, характеризующие научную новизну диссертационного исследования и личный вклад автора:

1. Систематизированы предпосылки и особенности формирования институциональной структуры электроэнергетики как естественной монополии в России. Автором предложены следующие группы факторов, оказавшие влияние на этот процесс в России: исторические, технологические, институциональные, рыночные, социально-экономические, политические.

2. Уточнены и дополнены принципы формирования финансовой политики с учетом направлений современной энергетической политики государства и изменения целей финансового регулирования в системе менеджмента организаций — субъектов электроэнергетики посредством введения группы частных (специфических) принципов (принципа сбалансированности интересов государства, естественной монополии и обществапринципа соблюдения энергетической безопасности государства и др.).

3. Автором дополнены основные принципы формирования КПЭ, на основе которых может проводиться оценка эффективности финансового регулирования в системе менеджмента организаций электроэнергетики, соответствующие основным подходам к раскрытию информации, изложенным в Кодексе корпоративного поведения, Руководствах ОЭСР и ОШ (Глобальная инициатива по отчетности): принцип системностипринцип обеспечения надлежащего уровня транспарентностипринцип существенностипринцип верифицируемости.

4. Предложена структурная группировка КПЭ по видам деятельности организации (операционной, финансовой, инвестиционной), положенная в основу системы КПЭ, используемых для оценки эффективности энергосбытовых компаний.

5. Для совершенствования финансового регулирования, достижения высокого уровня транспарентности и верифицируемости финансовой отчетности организаций электроэнергетики автором разработаны следующие КПЭ: коэффициент выплаты дивидендовкоэффициенты задолженности по кредитам и займам (в том числе обеспеченный денежным потоком от основной деятельности) — коэффициент обеспечения обязательств и платежейкоэффициент реинвестирования прибыликоэффициенты экономического развития (общий и рассчитанный на основе чистой прибыли).

6. Разработан и апробирован методический подход к расчету интегрального показателя оценки эффективности финансового регулирования энергосбытовых организаций и предложена Карта КПЭ для совершенствования стандартов и регламентов корпоративного управления.

Пункты 1, 4 составляют основные элементы научной новизны по специальности 08.00.05 (Менеджмент) — пункты 2, 5 — по специальности 08.00.10, и, а пункты 3, 6 относятся к элементам научной новизны по обеим специальностям.

В диссертации содержатся также другие менее значимые научные результаты, полученные в ходе исследования и отражающие личный вклад диссертанта в исследование проблемы.

Теоретическая значимость диссертации заключается в развитии теоретических аспектов финансового регулирования в системе менеджмента организаций электроэнергетики с учетом основных целей и задач государственной энергетической политики, особенностей их деятельности, расширении методических рекомендаций по использованию системы КПЭ в этой области.

Практическая значимость выражается в разработке конкретных предложений, позволяющих повысить информативность и качество оценки эффективности финансового регулирования в системе менеджмента организаций — субъектов электроэнергетики на основе системы КПЭ, что необходимо для анализа обоснованности и адекватности применяемых методов и инструментов финансового регулирования, повышения качества менеджмента, транспарентности и верифицируемости финансовой отчетности.

Основные результаты диссертационного исследования: определены основные особенности финансового регулирования в системе менеджмента организаций — субъектов электроэнергетики, обусловленные естественно-монопольной природой отрасли, историческими и институциональными предпосылками развития и обоснована необходимость совершенствования финансового регулирования данных экономических субъектов, уточнения принципов формирования финансовой политики с учетом основных направлений, целей и задач энергетической политики государства на современном этапеисследована возможность и определена целесообразность использования КПЭ для оценки эффективности финансового регулирования и повышения качества менеджмента энергетических компаний, сформирована и дополнена разработанными показателями эффективности система КПЭ на основе финансовой отчетности организаций — субъектов электроэнергетики, сформулированы и дополнены принципы ее формирования с учетом международных и отечественных стандартов раскрытия информации;

— разработан методический подход к расчету интегрального показателя оценки эффективности финансового регулирования деятельности энергосбытовых организаций, осуществлена практическая реализация системы КПЭ и предложена Карта КПЭ, содержащая информацию, необходимую для совершенствования стандартов и регламентов корпоративного управления.

Апробация работы. Предложенная система КПЭ прошла практическую апробацию в ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» и предложена для внедрения в ОАО «Объединенная энергосбытовая компания».

Основные положения диссертации докладывались на международных научно-практических конференциях в САФБД и КазФЭИ в 2006 г., 2007 г., IX Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономики и качества образования в России», проходившей в марте 2010 г. в г. Пенза.

Результаты диссертационного исследования используются в ОАО «Объединенная энергосбытовая компания» и её дочерних организацияхв деятельности аудиторской фирмы ООО «АФ «ЭкоН» и в учебном процессе Сибирской академии финансов и банковского дела (при реализации программ дополнительного профессионального образования).

Публикации. По результатам исследования опубликовано десять работ общим объемом 13 п.л. (в том числе авторских — 9,1 п.л.), из них одна монография (в соавторстве) общим объемом 11,6 п.л. (в том числе авторских — 5,8 п.л.) и 9 статей, причем, 3 статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Логика и структура исследования. Логика исследования определяет структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (124 наименований) и приложенийосновное содержание работы изложено на 150 страницах.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выводов и предложений.

В первой главе «Регулирование деятельности организаций электроэнергетики в России: концептуальный и институциональный аспекты» сделан анализ основных этапов и факторов, повлиявших на развитие электроэнергетики в России, проведена оценка влияния государственной энергетической политики и институциональной структуры отрасли на финансовое регулирование организаций — субъектов электроэнергетики.

Во второй главе «Методические подходы к совершенствованию финансового регулирования в системе менеджмента организаций — субъектов электроэнергетики и оценке его эффективности на основе использования ключевых показателей эффективности (КПЭ)» рассмотрены основные методы и функции финансового регулирования в системе менеджмента организаций электроэнергетики, разработана система КПЭ для энергосбытовых организаций и обоснована целесообразность ее использования для оценки эффективности финансового регулирования.

В третьей главе «Практические аспекты использования КПЭ для оценки эффективности финансового регулирования в системе менеджмента энергосбытовых организаций (на примере ОАО „Объединенная энергосбытовая компания“)» сделан анализ состояния электроэнергетики и проведена практическая апробация системы КПЭ для оценки эффективности финансового регулирования в системе менеджмента энергосбытовых организаций.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

2. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

4. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

5. Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

7. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998;2000 годы». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Ко-сультант-Плюс: Версия Эксперт».

8. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

9. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2003 г. № 516 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

10. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

11. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

12. Постановление Правительства РФ от 04 марта 2004 г. № 136 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».

13. Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

14. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

15. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2007 г. № 765-р «О плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2007 2008 годы». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

16. Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. № 215-р «Об утверждении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

17. Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения». Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

18. Акофф Р. Планирование будущего корпорации: пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. 327 с.

19. Абалкин Л. И. Избранные труды. В 4-х тт. Т. II. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М.: Экономика, 2000. 906 с.

20. Абалкин Л. И. Россия 2015: оптимистический сценарий. М.: ММВБ, 1999. 416 с.

21. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. 218 с.

22. Баранова И. В. Оценка эффективности использования бюджетных средств: теория и практика. Новосибирск: НГУЭУ, 2009. 218 с.

23. Белоусова Н. И., Васильева Е. М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. М.: КомКнига, 2006. 320 с.

24. Бичик C.B., Даморацкая A.C. Словарь экономических терминов. Мн.: Ушверсггэцкае, 1998. 237 с.

25. Большая экономическая энциклопедия / Т. П. Варламова, H.A. Васильева и др. М.: Эксмо, 2007. 816 с.

26. Бригхэм Ю., Хьюстон. Дж. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. 4-е изд. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 544 с.

27. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Микрои макроэкономика. Энциклопедический словарь / под общ. ред. Г. С. Вечканова. СПб.: Издательство «Лань», 2001. 352 с.

28. Друкер П. Практика менеджмента. М.: «Вильяме», 2003. 397 с.

29. ГрицыкВ.И., КосминВ.В. Термины и понятия (словарь): Транспорт. Строительство. Экономика. Менеджмент. Маркетинг. Системотехника. Информатика. М.: УМК МПС России, 2000. 163 с.

30. Каплан P.C., Нортон Д. П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 280 с.

31. Клочкова Н. В. Понятие финансово-экономической стабильности энергетического предприятия/ Н. В. Клочкова // Вестник ИГЭУ, 2007. Вып.4. -С. 17−21.

32. Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика». М.: Омега-Л, 2007. 493 с.

33. Коваленко А. Ю. Финансы в схемах и таблицах с комментариями: учеб. пособие / А. Ю. Коваленко, В. А. Парыгина, A.A. Тедеевпод ред. А. Ю. Коваленко. М.: Эксмо, 2006. 320 с.

34. Кудряшова E.H. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2004. 112 с.

35. Кульман А. Экономические механизмы: пер. с фр. / под общ. ред. Н. И. Хрусталевой. М.: АО Издательская группа «Прогресс" — «Универс», 1993. 92 с.

36. Мелентьев Л. А. Очерки истории отечественной энергетики: Развитие научно-технической мысли. М.: Наука, 1987. 278с.

37. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2001.335 с.

38. Соловьев A.C., Козярук А. Е. История развития электроэнергетики и электромеханики в России. СПб.: Санкт-Петербургский горный ин-т, 2000. 104 с.

39. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М. В. Романовский и др.- под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2006. 543 с.

40. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2006. 504 с.

41. Хоуп Д., Фрейзер Р. За гранью бюджетирования. Как руководителям вырваться из ловушки ежегодных планов / пер. с англ. М.: Вершина, 2007. 220 с.

42. Шеремет А. Д., СайфулинР.С. Финансы предприятий. М.: Инфра-М, 1999. 343 с.

43. Электроэнергетика России 2030: Целевое видение / Под. общ. ред. Б. Ф. Вайнзихера. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 360 с.

44. Айрапетян М. С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 2. С. 38−43.

45. Астапов К. Реформирование электроэнергетики в России // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6. С. 45−49.

46. Астапов К. Реформирование электроэнергетики в России и за рубежом // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4. С. 66−72.

47. Буров М. П. Подходы к оценке эффективности межрегиональных экономических связей // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 3. С. 13−20.

48. Варламова А. Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования // Законодательство. 2006. № 4. С. 26−34.

49. Владимиров С. Об обосновании эффективности государственных инвестиций // Общество и экономика. 2006. № 2. С. 44−57.

50. Владимирова Т. А., Кондаурова JI.A. К вопросу об интегральной оценке финансового состояния предприятий железнодорожного транспорта // Сибирская финансовая школа. 2000. № 2. С. 78−82.

51. Владимирова Т. А., Позднякович C. JL, Соколов В. Г. Обеспечение свойств надежности и гибкости в производственных системах (на примере газотранспортной системы) // Сибирская финансовая школа. 2002. № 4. С. 65−72.

52. Гаджиев Н. Г., Гаджиев Т. Н., Даудова З. А. Учет затрат и калькулирование себестоимости в электроэнергетике в условиях реформирования отрасли // Все для бухгалтера. 2008. № 3. С. 32−39.

53. Герасименко В. В. Институциональные условия реструктуризации естественных монополий в России // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика: науч. журнал / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоновоса. М., 2008. № 2. С. 41−57.

54. Говтвань О. Дж. Перспективы развития российской финансовой системы // Проблемы прогнозирования. 2004. № 2. С. 3−15.

55. Горбачев В. Л., Желтоносов В. М., Колотов Ю. О. Системообразующая роль корпораций в экономике // Финансы и кредит. 2006. № 16. С. 24−28.

56. Горичева Л. Естественно-природные условия развития национальных хозяйств России и Западной Европы // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. С. 48−59.

57. Делигин М. Г. Реформа электроэнергетики // Свободная мысльXXI. 2003. № 10. С. 10−22.

58. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики / Рос. акад. наук. 2006. № 1. С. 102−121.

59. ДиЛоренцо Т. Миф о «естественной монополии» // ЭКО. 2001. № 4. С. 81−98.

60. Ефимова С. Б. Методологические подходы к оценке эффективности социальных расходов // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 11. С. 16−24.

61. Жуков А. Д. Об основных принципах финансово-экономической политики правительства Российской Федерации на 2005 год // Финансы. 2004. № 11. С. 3−7.

62. Иванов Е. В. Об оценке эффективности налогового контроля // Финансы. 2008. № 1.С. 76- 79.

63. Карпова Е. А. Финансово-инвестиционный механизм холдинга // Финансы и кредит. 2007. № 21. С. 12−16.

64. Клавдиева Е. В. Основы методологии разработки системы ключевых показателей эффективности // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 3. С. 17−22.

65. Комаристый E.H. Анализ отдельных видов деятельности предприятия с использованием относительных и абсолютных показателей эффективности // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 2. С. 41−46.

66. Кононкова Н. П. Естественная монополия как объект государственной собственности // Вестник Московского университета. 2008. № 6. С. 12−20.

67. Кошелев A.A. Проблемы определения статуса субъекта естественных монополий // Право и экономика. 2007. № 11. С. 10−12.

68. Лаврушин О. И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики // Финансы и кредит. 2006. № 1. С. 2−7.

69. Ларина С. Формирование межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе // Экономист. 2007. № 11. С. 45−51.

70. Мартусевич Р. Конкурсы за концессии в отраслях естественных монополий в контексте тарифного регулирования // Вопросы экономики. 2008. № 4.-С. 141−157.

71. Матвеева Н. О правовом регулировании естественных монополий // Общество и экономика. 2007. № 1. С. 102−114.

72. Метелева Ю. А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 91−101.

73. Николаев И., Ефимов С. Перспективы отмены государственного регулирования тарифов естественных монополий // Общество и экономика. 2005. № 4. С. 70−94.

74. Никуйко И. Б. Существенные признаки естественной монополии в экономической теории // Вестник МАП России. 2000. № 4. С. 38−46.

75. Покрытая П. О регулировании монопольных тарифов // Экономист. 2006. № 2. С. 9−14.

76. Симонова JT.A. Эффективность государственного финансового контроля // Финансы. 2006. № 4. С. 50−52.

77. Синергия слияния // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2004. № 3. С. 32−36.

78. Скрипко JI.E. Как определять результативность и эффективность процессов? // Стандарты и качество. 2005. № 5. С. 60−63.

79. Суворов Н. В. Методы и результаты макроэкономического анализа эффективности производства в реальном секторе отечественной экономики // Проблемы прогнозирования. 2008. № 3. С. 3−16.

80. Суспицын С. А. Пространственная результативность государственного регулирования // Региональная экономика и социология. 2003. № 2. С. 317.

81. Сухарев О. Виды эффективности в экономике: современная трактовка// Инвестиции в России. 2009. № 1. С. 17−44.

82. Ткачев В. Н. Признаки и критерии несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий как должников особой категории // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 2−4.

83. Томпсон У. Реструктуризация электроэнергетики: к реальной конкуренции или потемкинской либерализации? // Вопросы экономики. 2005. № U.C. 39−51.

84. Фадейкина Н. В. Влияние правового обеспечения банковской деятельности на качество корпоративного управления в кредитных организациях // Сибирская финансовая школа. 2004. № 3. С. 82−87.

85. Фомин В. П. Методологические аспекты комплексного анализа для интегральной оценки перспектив развития хозяйствующего субъекта // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 9. С. 127−130.

86. Цветков В. Вопросы интеграции обрабатывающей индустрии // Экономист. 2004. № 12. С. 14−22.

87. Чихрин С. Н. Вертикальная интеграция на предприятиях Сибири // ЭКО. 2005. № 3. С. 111−130.

88. Швецов Ю. Г., Миркина И. В. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами // Финансы и статистика. 2009. № 4. С. 15−17.

89. Даурова Т. Г. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Законодательство и экономика. 2006. № 12. Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

90. Исаев Д. Корпоративная отчетность: тенденции и перспективы // Финансовая газета. 2008. № 18. Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

91. Исакин М. А., ШакинаЕ.А. Подходы к мониторингу и оценке бюджетных целевых программ // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 10. Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

92. Напольнов A.B. Российская энергетика в эпоху перемен: инвестиционный аспект // Инвестиционный банкинг. 2006. № 5. Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

93. Огневенко Г. С. Теоретические аспекты регулирования естественных монополий в электроэнергетике. Электронный ресурс. URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23 383 (дата обращения 31.03.2008).

94. Отраслевое приложение для органов государственного и муниципального управления. Руководство в области устойчивого развития. Электронный ресурс. URL: rspp.ru/Attachment.aspx?Id=5587 (дата обращения 06.02.2010).

95. Официальный сайт Organization for economic co-operation and development. Электронный ресурс. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/46/51/34 803 211.pdf (дата обращения 21.01.2010).

96. Официальный сайт РАО «ЕЭС России». Электронный ресурс. URL: http://www.rao-ees.ru (дата обращения 12.12.2007).

97. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. URL: www.gks.ru (дата обращения 24.07.2008).

98. Реформа в электроэнергетике повысит инвестиционную привлекательность отрасли Электронный ресурс. // Рынок Электротехники, журнал-справочник. URL: www.marketelectro.ru/articles/problems/arlicle0653/html (дата обращения 14.11.2009).

99. Рукавишникова И. В. Финансовая политика государства как категория финансового права // Финансовое право. 2008. № 4. Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

100. Сайт института проблем естественных монополий. Электронный ресурс. URL: http://ipem.ru/index.php/2008;08−13-l 1−25−22/2008;08−15−13−1711/661 -2009;03−19−08−56−06.html (дата обращения 11.07.2008).

101. Сапожникова Н. Т., Сауткин С. И. Естественная монополия: опыт реформирования Великобритании. Электронный ресурс. URL: http://www.cfm.ru/press/management/2001;6/13.shtml (дата обращения 15.03.2008).

102. Синюгин В. Ю. Реформирование в энергетической сфере на глобальном уровне: источники и перспективы государственного управления // Юридический мир. 2009. № 1. Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «Косультант-Плюс: Версия Эксперт».

103. Diamond Jack. From Program to Performance Budgeting: The Challenge for Emerging Market Economies. IMF Working Paper WP/03/169, 2003.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой