Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя научную и научно-методическую литературу, посвященную исследованиям в области компьютеризации и информатизации общества, а также вопросам формирования профессиональной готовности студентов, мы выяснили, что внимание исследователей обращено на формирование основных навыков и умений по работе с компьютером, применение технических средств обучения, однако информатизация образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Исследование проблем становления информационного общества на современном этапе его развития
    • 1. 2. Готовность личности к использованию информационно- компьютерных технологий в профессиональной деятельности в педагогической теории и практике
    • 1. 3. Факторы, влияющие на формирование готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности
    • 1. 4. Модель формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО — КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Создание профессионально ориентированной информационной среды путем интеграции специальных и информационных дисциплин в воспитательно-образовательном процессе классического университета
    • 2. 2. Организация обучения студентов классического университета на основе рейтинговой оценки знаний и умений в области информационно-компьютерных технологий
    • 2. 3. Коррекция модели формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий на основе результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успех экономического возрождения России во многом обусловлен развитием системы образования. Ярко выраженная информатизация современного общества диктует необходимость все более широкого использования информационно-компьютерных технологий в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Возрастает потребность в специалистах, способных к реализации стоящих перед страной экономических задач на основе широкого использования новейших информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Важнейшей задачей высшей школы России является качественная подготовка специалиста, соответствующая изменениям, происходящим на рынке труда. Практическая деятельность компетентного, конкурентоспособного специалиста предполагает высокий уровень его готовности к использованию современных информационно-компьютерных технологий. В этой связи приобретает особую актуальность проблема ответственности образовательных структур за качество профессиональной подготовки специалистов, владеющих компьютерными технологиями в контексте выбранной профессии.

Таким образом, острая потребность в специалистах, способных использовать в профессиональной деятельности новые информационно-компьютерные технологии повысили актуальность исследований, связанных с профессиональной готовностью, а также с педагогическим обеспечением процесса их подготовки.

Перед вузами стоят новые задачи повышения требований к образованию студентов в области информатики и интеграции ее в профессиональную деятельность. Современные требования, предъявляемые к выпускнику со стороны общества, предполагая наличие гибкости мышления и быстрой адаптации постоянно меняющихся условий жизни в связи с развитием и сменой технологий в промышленности, обостряют проблему готовности специалистов к использованию информационно-компьютерных технологий.

Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности специалиста, и, следовательно, необходимо готовить студентов к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации.

Таким образом, проблема формирования готовности будущего специалиста к использованию новых информационно-компьютерных технологий является актуальной, так как в современных условиях глобальной информатизации общества конкурентная способность выпускников в значительной степени определяется уровнем их информационной культуры.

Информатизация образования является сегодня обязательным условием подготовки специалиста любого профиля и, как отмечается в концепции модернизации образования в Российской Федерации, одной из «национальных точек роста».

К проблемам компьютеризации и информатизации образования обращалось большое число педагогов и ученых. Исследованиям в области компьютеризации в сфере образования посвящены работы многих ученых, среди них такие как С. А. Бешенков, Ю. С. Брановский, В. А. Бубнов, Б. С. Гер-шунский, А. В. Горячев, А. В. Еляков, А. П. Ершов, Ю. М. Зыбарев, Ю. С. Зубов, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, А. Н. Тихонов, Ю. А. Уваров и др. В этих исследованиях дается представление об информационном обществе, обосновывается необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс, рассматриваются содержательные и методические вопросы обучения информатике, психолого-педагогические проблемы применения информационных технологий в образовании.

Психолого-педагогические основы обеспечения качества образования на основе использования современных информационных технологий изложены в работах В. П. Беспалько, В. А. Логачева, И. Г. Лозицкого, И. В. Роберт, В. А. Сластенина и др. В них отмечается, что систематическое использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе освоения закономерностей той или иной предметной области приобщает обучающегося к современным методам изучения основ наук и готовит его к интеллектуальной деятельности в информационном обществе.

Особенностям информатизации образования в современных условиях посвящены работы К. Е. Афанасьева, А. Н. Тихонова и др. Вопросам формирования компьютерной грамотности студентов посвящена работа Н. А. Русаковой. Представления информационной культуры личности рассматриваются в работах А. П. Ершова, основы информациологии — в работах И. И. Юзви-шина. Содержательные и методические вопросы обучения информатике и информационным технологиям исследовались в работах С. А. Бешенкова, Ю. С. Брановского, В. С. Леднева, И. Г. Семакина. Дистанционное обучение и использование телекоммуникационных проектов в учебном процессе анализируются в работах А. Ю. Уварова.

Мы опирались также на широкий спектр педагогических исследований по вопросам различных аспектов совершенствования профессионального образования и профессионального самоопределения, освещенных в работах Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, Б. П. Невзорова, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой и др., в которых определены содержание, основные положения и этапы системы профориентации, доказано, что повышению эффективности подготовки специалистов способствует модернизация содержания обучения, разработка научно-обоснованных методик преподавания, использование активных методов обучения, диагностика качества обучения с ориентацией на образовательные стандарты и требование рынка труда в регионе.

В работах М. С. Яницкого анализируются общие закономерности адаптационного процесса студентов к учебной деятельности, рассматриваются факторы, определяющие его эффективность, что дает нам возможность учитывать их воздействие при организации воспитательно-образовательного процесса, в частности, создание возможности для самостоятельной работы студентов, равномерное распределение учебной нагрузки, повышение интенсивности учебной деятельности за счет изменения форм контроля, внедрение рейтинговой оценки знаний и умений студентов в области информационно-компьютерных технологий.

Анализируя научную и научно-методическую литературу, посвященную исследованиям в области компьютеризации и информатизации общества, а также вопросам формирования профессиональной готовности студентов, мы выяснили, что внимание исследователей обращено на формирование основных навыков и умений по работе с компьютером, применение технических средств обучения, однако информатизация образования предполагает более глубокое изменение сущности и организации процессов обучения и развития студента. Развитие и внедрение современных компьютерных технологий происходит такими бурными темпами, что психолого-педагогическая 1 теория несколько отстает в изучении возможности и эффективности их использования. В современной педагогике в настоящее время отсутствуют обобщенные подходы к реализации возможностей информационно-компьютерных технологий, ориентированных на конкретную профессиональную деятельность, нет обобщенных методических подходов систематического использования средств информационно-компьютерных технологий в процессе изучения профессионально значимых курсов.

Тем самым обостряется противоречие между потребностью производства в специалистах, умеющих использовать в полную силу информационно-компьютерные технологии и неразработанностью методов, содержания и организационных форм, невыявленностью принципов, характеристик эффективного компьютерного обучения студентов в вузе к использованию информационно-компьютерных технологий в контексте будущей профессиональной деятельности.

Выявленное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Исходя из недостаточной разработанности проблемы и ее актуальности, нами была избрана тема диссертационного исследования: «Формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.»

Цель диссертационного исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности студентов классического университета к использованию информационнокомпьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Объектом исследования является: готовность студентов к использованию информационно-компьютерных технологий.

Предметом исследования является: формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: готовность студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности может быть достигнута, если:

• определены теоретические основы готовности личности к использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности и учитываются факторы, влияющие на формирование готовности студентов к их использованию в будущей профессиональной деятельности;

•разработана и функционирует модель поэтапной непрерывной информационно-компьютерной подготовки студентов, которая обеспечивает преемственность и достаточность информатизации воспитательно — образовательного процесса;

• создана профессионально ориентированная информационная среда путем интеграции специальных и информационных дисциплин в воспитательно-образовательном процессе классического университета;

• организовано обучение студентов классического университета на основе рейтинговой оценки знаний и умений в области информационно-компьютерных технологий;

• реализованы личностно ориентированный подход в обучении и организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на основе обеспечения воспитательно-образовательного процесса информационной учебно-методической литературой, электронными учебниками, обучающими, контролирующими и тестирующими программами.

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретические основы формирования готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

2. Выявить факторы, влияющие на формирование готовности студентов к * использованию информационно-компьютерных технологий и разработать модель формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

3. Выявить педагогические условия формирования готовности студентов классического университета к использованию информационнокомпьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности и экспериментально проверить их эффективность.

4. Разработать методическое обеспечение и научно-методические рекомендации по формированию готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Методологической основой нашего исследования являются теоретические положения о личности, социальной детерминации ее развития в информационном обществео роли активной деятельности человека в его личностном саморазвитии, личностного, субъективного фактора в самореализации и саморазвитииположения психологии и педагогики о ведущей роли деятельности в профессиональной подготовкетеоретические положения о системности, научности, связи теории с практикой, доступности обучения, акмеологии и синергетики, диалектическом единстве профессионально-образовательных проблемосновные положения концепции профессионального самоопределения молодежи, разработанные коллективом исследователей ИОСО (институт общего среднего образования) РАО.

В качестве методов исследования мы использовали аналитические методы (теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта преподавания информатики, изучение программной и учебной документации, квалификационных характеристик, ГОС, моделирование) — методы конкретных социально-педагогических исследований (анкетирование, беседа, опрос, наблюдение, тестирование) — формирующие методы (практические учебные занятия, индивидуальные консультации, организация самостоятельной работы студентов) — методы математической статистики для анализа результатов экспериментальной работы по формированию готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Экспериментальной базой нашего исследования явился Кемеровский государственный университет. В исследовании приняли участие преподаватели и студенты I-V курсов социально-психологического, исторического, биологического и математического факультетов университета (всего 1063 человека). Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997 — 1999гг.) изучена специальная компьютерная, педагогическая и психологическая литература, проблема организации российского и зарубежного обучения студентов компьютерным технологиям. Нами проведен теоретический анализ соответствующей литературы и педагогического опыта работы со студентами при внедрении в воспитательно-образовательный процесс новых информационно-компьютерных технологийопределены основные принципы и положения, способствующие успешному формированию готовности студентов к их использованию в будущей профессиональной деятельностивыявлены факторы, влияющие на формирование готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий. Проведено тестирование, анкетирование, интервьюирование студентов социально-психологического, исторического, биологического и математического факультетов университета с целью определения рейтинговой оценки знаний и умений студентов в области информационно-компьютерных технологий.

На втором этапе (1999 — 2000гг.) проведен анализ проблем компьютеризации, проблем овладения студентами компьютерных технологийразработана модель исследуемого процессаопределены критерии, показатели и педагогические условия формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельностиразработано методическое электронное пособие по информатике.

На третьем этапе (2000 — 2004гг.) проведен педагогический эксперимент по формированию готовности студентов к использованию информационно-компьютерной технологии в будущей профессиональной деятельностипроверена эффективность комплекса выявленных педагогических условийпроведен анализ и обработка полученных результатов педагогического эксперимента с использованием методов математической статистики и компьютерной обработки анкетразработаны научно-методические рекомендации по формированию готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологийоформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается:

• в выявлении факторов, влияющих на формирование готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий: — социально-экономические: становление информационного общества, современные требования экономики, интересы промышленности, культурных, технологических и коммерческих кругов, возросшая востребованность специалистов, владеющих информационно-компьютерными технологиями;

— ценностно-ориентационные: мотивационно-ценностное отношение личности к использованию информационно-компьютерных технологий в познавательной учебной деятельности и в быту, т. е. личностно-значимые, личност-но-ценностные убеждения и позиции в области отношения личности к использованию информационно-компьютерных технологиймотивационно-волевые качества (целеустремленность, усидчивость, настойчивость, влияние средств массовой информации и др.) — интерес к возможностям использования компьютера;

— организационно-педагогические: организация воспитательнообразовательного процесса вуза, включающая готовность преподавателей к использованию информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессенаучно-исследовательскую работу студентов, изучение информационных и специальных дисциплин и др.;

• в разработке модели формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий, экспериментально проверенной в КемГУ, включающей в себя целевой, содержательный, операционально-процессуальный и результативные компоненты;

• в определении педагогических условий формирования готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности: создание профессионально ориентированной информационной среды путем интеграции специальных и информационных дисциплин в воспитательно-образовательном процессе;

— использование поэтапной непрерывной информационно-компьютерной подготовки студентов классического университета с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;

— организация обучения студентов классического университета на основе рейтинговой оценки знаний и умений в области информационно-компьютерных технологий;

— реализация личностно ориентированного подхода в обучении и организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на основе обеспечения воспитательно-образовательного процесса информационной учебно-методической литературой, электронными учебниками, обучающими, контролирующими и тестирующими программами.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании теоретических основ формирования готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности: принциповцелей, функций, задач, содержания, признаков.

Практическая значимость исследования заключается в реализации модели формирования готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологийв разработке содержания учебных программ по информатикев создании комплекса методических разработок, обучающих и тестирующих программэлектронного учебного комплекса по информатике, включающего теоретическую часть по каждой теме, обучающие тесты по изученному материалу, контрольное тестирование с целью определения рейтинга студента, критериально-оценочный аппарат знаний и умений студентов в области информационно-компьютерных технологий.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается научной разработанностью исходных теоретических положений, использованием системного подхода, применением комплекса методов и методик исследования, адекватных его объекту, цели и задачам, этапным характером экспериментальной работы, качественным и количественным анализом экспериментальных данных, подтверждаемых методами математической статистики, репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе преподавания информатики в КемГУ. Основные результаты исследования отражены в публикациях и выступлениях на семинарах и конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация образования: социально-психологический аспект» (г. Красноярск, 2001 г.), Всероссийский семинар «Роль кафедр математики, физики, информатики в организации сквозной физико-математической подготовки при реализации государственных стандартов второго поколения» (г. Кемерово, 2001 г.), II Всероссийский конгресс женщин математиков (г. Красноярск, 2002 г.), международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в университетском образовании» (г. Кемерово, 2002 г.), «Математическое образование в вузах Сибири» (г. Красноярск, 2002 г.), международная конференция «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования» (г. Екатеринбург, 2002 г.), Всесоюзная научная конференция «Наука и образование», посвященная 60-летию Кемеровской области и 65-летию г. Белово (г. Белово, 2003 г.).

Участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в проведении педагогического анализа готовности студентов к использованию новых информационно-компьютерных технологий, в организации и проведении экспериментальной педагогической работы по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса с целью формирования готовности студентов к использованию новых информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности, в создании комплекса методических разработок, обучающих и тестирующих программ, электронного учебного комплекса по информатике. Основные теоретические и практические положения использовались при проведении занятий со студентами Кемеровского университета.

На защиту выносятся:

1. Теоретические основы формирования готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий: принципы (системность, научность, доступность, сознательность и специальные принципы: ключевые позиции, направленное развитие, синергизм, наследование и полиморфизм) — цели (формирование основ научного мировоззренияформирование системного мышления на основе овладения алгоритмическим способом деятельностиприобретение умений и навыков в использовании информационно-компьютерных технологийформирование информационной культуры в области профессиональной деятельности) — функции (развивающая, мировоззренческая, технологическая) — задачи (способствовать общему развитию личности, формированию основ научного мировоззрения, навыков системного мышления на основе овладения алгоритмическим способом деятельности, приобретению умений и навыков использования информационно-компьютерных технологий) — содержание и признаки учебной деятельности (когнитивный, деятельностный, креативный) и др.

2. Факторы, влияющие на формирование готовности студентов к использованию новых информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности: социально-экономические (становление информационного общества, современные требования экономики, интересы промышленности, культурных и технологических, коммерческих кругов, возросшая востребованность специалистов, владеющих информационно-компьютерными технологиями) — ценностно-ориентационные (мотивацион-но-ценностное отношение личности к использованию информационно-компьютерных технологий в познавательной учебной деятельности и в быту, т. е. личностно-значимые, личностно-ценные убеждения и позиции в области отношения личности к использованию информационно-компьютерных технологий) — организационно-педагогические (организация воспитательно-образовательного процесса вуза, включающая готовность преподавателей к использованию информационно-компьютерных технологийнаучноисследовательскую работу студентов, изучение информационных и специальных дисциплин и др).

3. Модель формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий, включающая в себя целевой, содержательный, операционально-процессуальный и результативные компоненты.

4. Педагогические условия формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий: создание профессионально ориентированной информационной среды путем интеграции специальных и информационных дисциплин в воспитательно-образовательном процессеиспользование поэтапной непрерывной информационно-компьютерной подготовки студентов классического университета с учетом специфики будущей профессиональной деятельностиорганизация обучения студентов на основе рейтинговой оценки знаний и умений в области информационно-компьютерных технологийреализация личностно ориентированного подхода в обучении и организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на основе обеспечения воспитательно-образовательного процесса информационной учебно-методической литературой, электронными учебниками, обучающими, контролирующими и тестирующими программами.

Выводы по второй главе

Проведенное исследование выявило, что:

1. Формирование готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности будет эффективным, если содержание курса «Информатика» соответствует современному уровню развития информационно-компьютерных технологий и учитывает специфику будущей профессиональной деятельности студентов. Стандарт образования обогащается за счет создания междисциплинарных программ с использованием информационно-компьютерных технологий, вариативности методик, компьютерных тренингов, новейших источников информации, сети Интернет и т. д.

2. Формирование готовности выпускника классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности рассматривается как профессионально-педагогическая проблема с ведущей ролью педагогов в ее практической реализации: в готовности преподавателей различных кафедр к организации эффективного функционирования воспитательно-образовательного процесса на базе современных компьютерных технологий, умения создавать междисциплинарные программы на стыке информатики и общих или специальных дисциплин. Изменение технологии преподавания влечет за собой и переориентацию деятельности преподавателя: от информационной к организационной деятельности, то есть организации самостоятельной учебно-познавательной, научно" исследовательской и квазипрофессиональной деятельностью студентов.

3. Создание профессионально ориентированной информационной среды путем интеграции информационных и специальных дисциплин в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельностидает возможность студенту реализовать себя в познании различных видов деятельности с учетом его склонностей, интересов, способностейспособствует формированию у студентов информационной культуры, системного мышления и навыков самообразования в области компьютерных технологий. Такая профессионально ориентированная информационная среда ставит студентов перед необходимостью активного использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, является естественным стимулом к развитию стойкого интереса студентов к информационно-компьютерным технологиям, а также способствует формированию мотивации студентов к их использованию в будущей профессиональной деятельности.

4. В нашей экспериментальной работе, за основу мы взяли рейтинговую оценку знаний и умений студентов в области информационно-компьютерных технологий, обозначая буквами А, В и С соответственно высокий, средний и низкий уровень готовности к использованию информационно-компьютерных технологий. Применение рейтинговой оценки знаний и умений студентов в области информационно-компьютерных технологий способствует регулярной учебной работы студентов в течение всего семестра, является активным показателем уровня готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий. Рейтинговая оценка знаний и умений студентов способствует формированию познавательной мотивации, которая является одним из наиболее действенных мотивов учения и в условиях профессионально ориентированной информационной среды является одним из условий формирования мотивации студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

5. Вследствие различного компьютерного рейтинга студентов, в силу неоднородности первоначальной подготовки студентов по школьной информатике, в воспитательно-образовательном процессе возросла необходимость применения личностно ориентированного подхода в обучении, который тяготеет к частично-поисковому и поисково-исследовательскому методу. Основной формой организации поисковой деятельности студентов является диалог, в ходе которого определяется содержание задачи и анализируются пути ее решения. Преподаватель в этом случае становится помощником, консультантом, участником совместного поиска решения задачи. Такой подход в обучении позволяет студентам осмыслить свою деятельность, приобрести навыки самообразования и самооценки собственной деятельности.

6. Существенную роль в формировании готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий играет самостоятельная работа студентов. В ней скрыты огромные познавательные и воспитательные возможности, она повышает творческую активность студентов, воспитывает трудолюбие, уверенность в своих силах, настойчивость в достижении целей, повышает ответственность за порученное дело и т. д. Среди форм организации самостоятельной работы студентов: семестровые задания, способствующие развитию у студентов навыков самостоятельной работы по решению отдельных задачрефераты, способствующие формированию развития у студентов системного мышления, умения аналитического изучения литературы по теме, навыков самостоятельной работы с литературными источпиками, с Интерет-ресурсамикурсовые работы, способствующие формированию навыков организации своей познавательной деятельности, умений обобщать знания по данной дисциплине и использовать информационнокомпьютерные технологии в решении поставленной учебно — профессиональной задачи.

7. Дидактическим средством формирования целостной системы знаний студентов служат электронные учебно-методические комплексы, включающие в себя необходимую теоретическую информацию, систему практических заданий и систему обучающих и контролирующих тестов.

8. В воспитательно-образовательном процессе при формировании готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности на втором этапе, при изучении курса «Информатика» компьютер и его программное обеспечение выступают предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются основные знания и навыки работы с компьютером. На третьем и четвертом этапах — в учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности студентов предмет превращается собственно в средство решения учебных и профессиональных задач. Этот переход предмета в средство и обуславливает развитие профессионального мышления в контексте информационно-компьютерных технологий.

9. В результате экспериментальной работы по формированию готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности существенно повысилась доля студентов, обладающих высоким уровнем готовности к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности. Выбрав в качестве статистического критерия угловое преобразование Фишера, мы математически обосновали эффективность результатов нашего эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась в ходе исследования.

Установлено, что необходимость формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности обусловлена требованием наличия конкурентоспособности выпускников вузов на современном рынке труда в период становления информационного общества. Готовность выпускников вузов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности не соответствует современным требованиям, так как в настоящее время подготовка специалистов осуществляется, как правило, на основе требований сегодняшнего дня, без учета того, что их ждет в будущем. Однако, темпы развития информационно-компьютерных технологий сегодня таковы, что многие знания в этой области устаревают уже через два-три года.

Анализ проблем становления информационного общества на современном этапе его развития выявил противоречие между стремительно возрастающим объемом информации и ограниченными возможностями их восприятия человеком (проблема информационной перегрузки).

Мы пришли к выводу, что формирование готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности должно ориентироваться на будущее, на те условия, в которых окажется выпускник после окончания вуза. Поэтому одним из важных качеств, обеспечивающих реализацию функций профессиональной деятельности на основе информационно-компьютерных технологий, является наличие навыков самообразования, наличия сформированного системного мышления на основе овладения алгоритмическим способом деятельности, наличие информационной культуры и прочного фундамента компьютерной грамотности.

Готовность студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности начинает формироваться в процессе его обучения в вузе. Фундаментом готовности является наличие компьютерной грамотности, которая формируется при изучении базового курса «Информатика» на младших курсах. При этом программа курса составлена с учетом специфики факультета, предполагающей усвоение студентами современного программного обеспечения, предназначенного для решения профессионально ориентированных задач. Важно на этом этапе сформировать мотивацию студентов к овладению курса. Создание профессионально ориентированной информационной среды путем интеграции информационных и специальных дисциплин, применение информационно-компьютерных технологий при изучении специальных наук позволяет студентам увидеть связь информатики со своей будущей специальностью, способствует формированию системного мышления на основе овладения алгоритмическим способом деятельности, развитию навыков самообразования в области информационно-компьютерных технологий. Использование студентами информационно-компьютерных технологий в самостоятельной и исследовательской деятельности при выполнении семестровых работ, рефератов, курсовых, дипломных работ, научных исследованиях, позволяет овладеть навыками самообразования в области информационно-компьютерных технологий.

Исследование причин не всегда успешного усвоения знаний и выработке необходимых навыков в области информационно-компьютерных технологий студентами подтвердило, что успешность формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий обусловлена учетом при организации воспитательно-образовательного процесса неоднородности школьной подготовки первокурсников по информатикеналичием свободного доступа студентов к компьютерууровнем усвоения студентами базового курса «Информатика» на младших курсахсформированностью познавательной мотивации к обучению, представлением о месте и роли информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельностисбалансированностью курсов, взаимопреемственностью использования компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения.

Выявлено, что на процесс формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности оказывают влияние различные факторы.

Мы выделили следующие группы факторов:

— социально-экономические: становление информационного общества, современные требования экономики, интересы промышленности, культурных, технологических и коммерческих кругов, возросшая востребованность специалистов, владеющих информационно-компьютерными технологиями;

— ценностно-ориентационные: мотивационно-ценностное отношение личности к использованию информационно-компьютерных технологий в познавательной учебной деятельности и в быту, т. е. личностно-значимые, личност-но-ценностные убеждения и позиции в области отношения личности к использованию информационно-компьютерных технологиймотивационно-волевые качества (целеустремленность, усидчивость, настойчивость, влияние средств массовой информации и др.) — интерес к возможностям использования компьютера;

— организационно-педагогические: организация воспитательнообразовательного процесса вуза, включающая готовность преподавателей к использованию информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессенаучно-исследовательскую работу студентов, изучение информационных и специальных дисциплин и др.

Результаты экспериментальной работы подтвердили правильность разработанной нами теоретической модели, которая представляет собой педагогическую организационную структуру, включающую в себя целевой, содержательный, операционально-процессуальный и результативные компоненты формирования готовности студентов к использованию информационнокомпьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Наряду с целевым и содержательным компонентами формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий мы выделили четыре этапа операционно-процессуального компонента: Этап 1. Измерение стартового уровня школьной подготовки по информатике первокурсников и определения их рейтингаЭтап 2. Учебная деятельность (когнитивный аспект) — Этап 3. Учебно-профессиональная деятельность (деятельностный аспект) — Этап 4. Квазипрофессиональная деятельность (креативный аспект).

В процессе экспериментальной работы определены и проверены педагогические условия формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности. К ним мы отнесли: создание профессионально ориентированной информационной среды путем интеграции специальных и информационных дисциплин в воспитательно-образовательном процессеиспользование поэтапной непрерывной информационно-компьютерной подготовки студентов классического университета с учетом специфики будущей профессиональной деятельностиорганизацию обучения студентов на основе рейтинговой оценки знаний и умений в области информационно-компьютерных технологийреализацию личностно ориентированного подхода в обучении и организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на основе обеспечения воспитательно-образовательного процесса информационной учебно-методической литературой, электронными учебниками, обучающими, контролирующими и тестирующими программами.

Проведенная работа позволила разработать научно-методические рекомендации по формированию готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности: созданию комплекса методических разработок, обучающих и тестирующих программ, электронного учебного комплекса по информатике, научных разработок по вопросам содержания учебных программ по «Информатике».

Полученные выводы исследования не претендуют на полное раскрытие проблемы готовности студентов к использованию информационнокомпьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности, поскольку является многогранной и сложной. В дальнейшем изучении и уточнении нуждаются, например, вопросы качества усвоения компьютерных технологий студентами, влияние личностных качеств студентов на уровень усвоения информационно-компьютерных технологий, уровень готовности преподавателей к использованию новейших информационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.З., Хунт Ю. Я., Шишаков МЛ. Основы информатики. Учебное пособие. -М.: Филинъ, 1998. — 596 с.
  2. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания: избранные психологические труды. В 2 тт., -М.: Педагогика, 1980. 287с.
  3. В.Г., Лейкина О. Ю., Фокин Ю. Г. Пути совершенствования оценивания учебной деятельности студентов в высшей школе./ Под ред. Ю. Г. Фокина. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Обзор информ.- вып.5) -М., 1994.- 40 с.
  4. А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система.// Высшее образование в России. 1999. — № 4. -С. 121−126.
  5. А. Г. Психология личности. -М., 1990.- 174 с.
  6. Н.Е., Филатьева Л. В. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования.// Информатика и образование. -2001.-№ 4. -С.35−39.
  7. К.Е., Русакова Н. А. К вопросу о проблеме информатизации процесса обучения. // Тезисы международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». -Новосибирск, 2001.-С.23.
  8. Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии.// Высшее образование в России.-2002.-№ 4. -С. 138−144.
  9. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва.// Перспективы.- 1981 -№ 2.-С.5−21.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод.основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  12. А. Еще одна парадигма образования.// Высшее образование в России.-2000.-№ 1 -С. 92−96.
  13. А.С. Формирование готовности будущего классного руководителя решать профориентационные задачи. Автореферат. -М., 1990. -21с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. -С. 58−61.
  15. В.П. Не пора ли менять стратегию образования?// Педагогика № 9, -2001. -С.87−95.
  16. С.А. Новые составляющие нашего мировоззрения.// Информатика и образование. -1999.-№ 10. -С. 10−11.
  17. С.Ф., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В., Ракитина Е. А. Формализация и моделирование.//Информатика и образование.-1999-№ 5. -С.5−7.
  18. И.М., Молохов Ю. Г., Скибицкий Э. Г. Организационно- педагоги- • ческие аспекты информатизации образования// Тезисы доклада республиканской научно-практической конференции.- Новосибирск, 1993.-С.6 i
  19. .Н., Гуриев М. А., Иванников А. Д., Игнатьев М. Б. и др. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе.-М., РосНИИСИ, 1993.-72с.
  20. А.А. Об особенностях понимания преподавателем студен-та//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой.-Л., -1978. Вып. 4.-С.З 12.
  21. Г. А. Подготовка специалиста в области образования: опыт педагогических вузов России. Вып. VIII СПб.: РГПУ, 1999. -С. 63−74.
  22. Ю. Работа в информационной среде.// Высшее образование в России.-2002.-№ 1. -С.81−87.
  23. В.А. О методах применения информационных технологий вхучебном процессе на гуманитарных факультетах.//Вестник МГПУ № 1, -2001.-С. 141−147.
  24. В.А., Кравцова А. Ю., Клемешов С. С. Информационные технологии для студентов-психологов.// Информатика и образование. -2002.-№ 5.-С. 75−79.
  25. Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.- 63 с.
  26. В.А. Российские академические сети и Интернет (состояние, проблемы, решения) /Под ред. Садовничего.-М.:РЭФИА, 1997. -173 с.
  27. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. -М.: ИЦПКПС, 1999. -75с.
  28. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. -М., 1995 -220с.
  29. В. Формы представления знаний студента.// Высшее образование в России.-1999.-№ 4 -С. 58−61.
  30. Н.И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. М.: Школьная библиотека, 2002.- 285с.
  31. М.Ю., Путимцев Д.А., Топунов В Л. О педагогических аспектах разработки рейтинговых систем: материалы научной секции по итогам НИР МПГУ им. Ленина за 1991 г. Сер. «Естественные науки». -М.:Прометей, 1992.-С.12−14.
  32. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. -М: Педагогика, 1987. -264с.
  33. .С. Философия образования для XXI века (в поискахрпрактико-ориентированных образовательных концепций.)-М: Совершенство, 1998.-605с.
  34. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психоло-гии./Пер. с анг. под общ. ред. Ю. П. Адлера М.: Прогресс, 1976. -495 с.
  35. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. -М.:1. Знание, 1991.-160с.
  36. А.В. О понятии информационная грамотность".// Информатика и образование. -2001.-№ 8.-С.14−16.
  37. А.В. Мы формируем информационно грамотную личность.// Информатика и образование. -2002.-№ 6. -С. 15−18.
  38. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. JI.: Медицина, 1978.- 296с. -С. 85−88.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретической и экспериментальной психологии исследований /АПН СССР.- М.: Педагогика, 1986.-239с.
  40. С.И., Майстренко А. В., Муратова Е. И. Формирование информационной культуры специалиста.//Информатика и образование,-2001.-№ 4.-С.21−32.
  41. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект.-М., 1985.-206с.
  42. А.А. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. -М.:Мысль, 1985.-310с.
  43. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.- 189 с.
  44. А. Современное информационное общество.// Высшее образование в России.-2001.-№ 4. -С.77−85.
  45. А.П. Методологические предпосылки продуктивного диалога с ЭВМ на естественном языке.// Вопросы философии.-1981.-№ 8-С. 109 119.
  46. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре// Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988.-С.6−23.
  47. А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании // Информатика и образование.- I993.-№ 6.-C.3−7.
  48. Ю.Л. Выступление на закрытии II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». -М.: Проблемы информатизаи, ции высшей школы, -№ 2(6),-1996,-С.95−96.
  49. В., Приходько В. Вузовский преподаватель сегодня и завтра.// Высшее образование в России.-2000.-№ 3. -С.3−12.
  50. А., Хохлова JI. Глазами студентов (о новом и традиционном в обучении).// Высшее образование в России.-2000.-№ 5 -С. 102−105.
  51. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М., ACADEMA, -2001.-206с.
  52. Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования (на примере деятельности Кем-ГУ) Кемерово, Кузбассвузиздат. -1996. -159с.
  53. И. А. Педагогическая психология. М., 1997. — 503 с.
  54. М. Креативная технология образования.// Высшее образование в России.-1999.-№ 3 -С. 101−104.
  55. Ю.С. Информатизация и информационная культура//Проблемы информационной культуры. Сб. статей-М., 1994 С.6−11.
  56. В.П. Философско-мировоззренческий анализ человеческой деятельности: Автореф. Дис. д-ра филос. Наук.- Киев, 1977.- 21с.
  57. А., Стефанова Е. Компьютер-конь, образование трепетная лань: как впрячь в одну телегу? //Энергия. -1999, -№ 12.-С31−35.
  58. В.А. Структура электронного учебника.// Информатика и образование. -2001№ 6.-С.63−72.
  59. Т.Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики. Дис.к.п.н.- Кемерово, 2001.- 263с.
  60. Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России.-2000.-№ 1.-С. 64−70.
  61. Н.Э. Педагогические основы устойчивого выбора старшеклассниками профессий химического производства: Дисс. .канд. пед. наук.-Кемерово, 1970.-271с.
  62. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения в условиях непрерывного образования. -Дисс. доктора наук, М.-1995 389с.
  63. Н.Э., Невзоров Б. П., Халяпина Л. П. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете/Под общей ред. Н. Э. Касаткиной. -Кемерово, 1996.-128 с.
  64. Н.Э. Социально-педагогические проблемы профессиональной ориентации.//Вестник Кемеровского Государственного Университета. -1999. Вып.1.-С. 24−28.
  65. В. Предисловие к сборнику «Государственный образовательный стандарт высшего и профессионального образования». М: ГК РФ по высшему образованию, 1995.- С. 3−6.
  66. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М: Знание<�педагогика и психология>,-1983,-№ 2.-С.95.
  67. Е.А. Психология профессионала. Избр. психологические труды,
  68. М. Воронеж, 1996. — С. 68 — 85.
  69. Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований).// Педагогика. -2001.-№ 2 -С. 80−88.
  70. И. Организация самостоятельной работы студентов// Высшее образование в России.-2000.-№ 1. -С.114−116.
  71. К.К. На пути к новой системе образования. М.: ИПИ РАН. 1997. -40с.
  72. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации.// Проблемы информатизации высшей школы (специальный выпуск). Бюллетень 3−4 (13−14) -М., 1998. -322с.
  73. О.В. Культура личности как комплексная профессионально-педагогическая проблема. Дис.. к-та филос. наук. Екатеринбург, 2002.-324с.
  74. В.А. Профессиональная подготовка студентов на лабораторных занятиях. //Информатика и образование. -2001.-№ 7. -С.39−40.
  75. А.А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе //Информатика и образование. -2000.-№ 7. -С.2−7.
  76. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя производственного обучения профессиям. М. Д989.-С.28−96.
  77. Н.В. Преподавание информатики на университетском уровне. Лучшие программы для образовательного процесса НПП «БИТ про» http://ito.rdu.ru
  78. Л.де Калуве, Э. Маркс, М.Петри. Развитие школы: модели и изменения. Калуга.-1993.-64с.
  79. B.C. Содержание образования.-М.: Высшая школа, 1989,-360 с.
  80. B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980, -264 с.
  81. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 1991.-224с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.- С. 102.
  83. В. Система качеств для образовательных услуг // Высшее образование в России.-2001.-№ 1. -С.20−24.
  84. И.Г. Профессиональные решения в области информатизации образования.// Информатика и образование. -2001.- № 5.-С.72−75.
  85. Т. Диагноз качества подготовки специалиста.// Высшее образование в России.-2001.-№ 4. -С.28−34.
  86. И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. -М., 1999.-213с.
  87. А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М., 1993. -С. 18−71.
  88. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.-192с.
  89. О., Яковлева А. Модель специалиста// Высшее образование в России.-2000.-№ 5. -С. 19−26.
  90. В. С. Психология индивидуальности. Избр. психол. труды/Под ред. Е. А. Климова. М.-Воронеж, 1996. — 324 с.
  91. Л.М. Психология профессионального развития учителя.-М., 1998.-206с.
  92. А.В., Ханнер Е. К. О понятии «Информационное моделирование». //Информатика и образование. -1997.-№ 8. -С.3−8.
  93. Моделирование деятельности специалиста на основе коллективного исследования /Под ред. Е. А. Смирновой. Л., 1984.- 217 с.
  94. Ю. Использование рейтинговой системы в профессиональной подготовке// Высшее образование в России. -1998.-№ 2.-С.96−98.
  95. Ш. А. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987−220с.
  96. Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений: в 3 кн.-М.:ВЛАДОС, 1999. кн. 1.-688с.
  97. И.А., Попов Ю. В., Подлеснов В. Н., Кучеров В. Г., Андросюк Е. Р., Садовников В. И. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе. Учебное пособие.:-РПК «Политехник» Волгоград, 2003.-315с.
  98. Ю1.Нуждин В. Н. Система развития индивидуального творческого мышления: Учебное пособие.-Иваново: Иван.гос. ун-т- Иван. Энер. Ин-т, 1990.-98с.
  99. П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе.// Высшее образование в России.-2001.-№ 6. -С.54−55.
  100. Обязательный минимум содержания образования по информатике// Информатика и образование.-1999.-№ 7. -С.2−7.
  101. Ю.М. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов. -М., 176.-С.21−59.
  102. В.А. Информатика.-М.: Высшая школа, 1999.-511с.
  103. Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Контроль знаний студентов.// Высшее образование в России.-2000.-№ 1 -С. 116−121.
  104. В.И., Савинов В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991.-543с.
  105. Петрушева Р, Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования.// Высшее образование в России.-1998.-ЖЗ -С. 40−46.
  106. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.-М.: педагогическое общество России, 1999.-354 с.
  107. Ю., Подлеснов В., Садовников В, Андросюк Е., Кучеров В. Рейтинговая система.// Высшее образование в России.-2001.-№ 4.-С.131−137.
  108. Е.И. Система РИТМ: принципы, организация, методическое содержание.// Высшее образование в России.-1993 .-№ 4.-С. 109−115.
  109. А.А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации./Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991.-231с.
  110. Программа информатизации на 1999/2000 -2003−2004 уч. гг/под редакцией Афанасьева К. Е., 1999.-39с.
  111. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего и среднего образования. Образовательная область «Информатика"/Авторский коллектив под рук. А. А. Кузнецова //Информатика и образование.-1997.-№ 1.-С.З-11.
  112. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К. А. Абульхано-вой, Н. В. Васиной, JI. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во „Совершенство“, 1998. — 320 с.
  113. JI.B. Использование элементов логики в формировании системы понятий информатики, http://bitpro.aha.ru/ito/ito98−99/putillot.htrnl
  114. А.И. Философия компьютерной революции.-М., 1991.-224с.
  115. И.В. Учебный курс „Современные информационные технологии в образовании“. // Информатика и образование. -1997. -№ 8. -С.77−81.
  116. И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах.// Информатика и образование. -2001.-№ 5.-С.12−16.
  117. С. Л. Основы общей психологии. СПб.:Питер, 2002.-720с.
  118. Н.А. Формирование компьютерной грамотности студентов университета как психолого-педагогическая проблема. Дис.к.п.н. Кемерово,-2000.-135с.
  119. И.Г. Грамотность, образованность, культура.//Информатика и образование.-2002.-№ 1 -С.21 -24.
  120. И.Г. От целей образования к содержанию школьной информатики.// Информатика и образование.-2002 -№ 2 -С. 23−31.
  121. А.А. Образование, информатика, компьютеры.// Информатика и образование. -1990.-№ 1. -С.23−26.
  122. А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании.// Информатика и образование. -2001.- № 2. -С.2−7.
  123. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования// Педагогика, -2001.-№ 2 -С. 20−25.
  124. Е.В. Методы математической обработки в психологии./ Речь. С.-П., 2002. -349с.
  125. Г. Б. К проблеме качества образования.//Качество образования: концепции, проблемы оценки, управления -ч1. Тезисы Всероссийской научно методической конференции.-Новосибирск, 1998 -С.20−28.
  126. В.А. Учитель и время // Советская педагогика, -1990. -№ 9. -С. 3 9.
  127. В.А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя//Советская педагогика, -1991.- № 10.-С. 79−84.
  128. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. -М, 1998.-512с.
  129. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов.-СПб.:"Дуэт», 1994.- 740с.
  130. Н. Инновационные методы обучения: проблемы, внедрения// Высшее образование в России.-2001.-№ 1. -С.116−119.
  131. Специализация 30 109 организация информатизации образования. Пояснительная записка. Министерство образования Российской Федерации.// Информатика и образование. -2002.-№ 4.-С.5−11.
  132. В.А. Сто советов учителю.-Ижевк, Удмуртия, 1981−296с.
  133. Е.Б. Формирование профессионального интереса у студентов// Педагогика. -2000.- № 7. С. 58 — 63.
  134. И.В. Технологии профессионально ориентированного обучения. Методические рекомендации для преподавателей высшей школы. Кемерово, 2000.-79с.
  135. В. О рейтинге вуза. Новый критерий оценки.// Высшее образование в России.-2000.-№ 4. -С. 111−114.
  136. А.Н. Национальная система образования России при переходе к информационному обществу.// Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень № 1−2(11−12), -1998. -С. 11−26.
  137. А. Высшее образование: системный подход.// Высшее образование в России.-1999.-№ 4 -С. 42−49.
  138. Ю. Н. Макаров А.А. Анализ данных на компьютере./ под ред. В. В. Фигурнова. -М.: Финансы и статистика, 1995. -384с.
  139. Ю.А. Перестройка образования и информатизация общества.// Прогнозное социальное проектирование: методологические и методические проблемы. Наука, 1996. -С.222−239.
  140. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  141. А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования.// НТИ. Сер. 1−1997. -№ 2. -С. 1−11.
  142. А.П. Информационная модель мышления.// Информатика и образование. -2002.-№ 4.-С.2−4.
  143. В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ: Дис. .д-ра филос. наук.-Екатеринбург, 1997.-219с.
  144. Н., Ушаков А. Обобщенная модель преподавания.// Высшее образование в России.-1999.-№ 2. -С.44−47.
  145. К.Д. Собр. соч. М., 1950. -Т.2 -с.63−64.
  146. А., Дудкина, Асеев Н. Оценка мастерства преподавателя.// Высшее образование в России.-2001.-№ 3. -С.41−45.
  147. Е.В. Проблема критериев эффективности образова-ния.//Материалы региональной научно-практической конференции «Здоровье учителя в аспекте ресурсного обеспечения образования». Кемерово, 2000.-С.107−108.
  148. В. Образование для новой России.// Высшее образование в России.-2000.-№ 1 -С. 7−14.
  149. В. Высшая школа России перед вызовами XXI века.// Высшее образование в России.-2001.-№ 1 -С. 5−15.
  150. Р.А. Непрерывная информационная подготовка в среднем профессиональном образовании//Информатика и образование.-2002.-№б.-С.31−32.
  151. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества.// Высшее образование в России.-2000.-№ 1. -С. 19−26.
  152. Н.Н. Комплексный подход в исследованиях теоретических проблем профориентации// Вопросы теории и практики трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся городских школ. -М. Просвещение, 1982.-С.5−15.
  153. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.// М. Институт профессионального самоопределения молодежи. РАО, -1993.-C.3−11.
  154. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-181с.
  155. Энциклопедический словарь/Науч.-ред. совет: А. М. Прохоров (пред.). -М.: Советская энциклопедия, -1981.- 1600 с. с илл. С. 1409.
  156. С.Г. Формирование информационных умений и развитие творческих способностей учащихся. // Высшее образование в России.-2000.-№ 6. -С.70−73.
  157. И.И. Основы информациологии. М:., 2000.-185с.
  158. Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения. //Педагогика.-2001 .-№ 2.-С.23−36.
  159. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Учебное пособие. Кемерово, 1999.-84с.
  160. Schwartz, James Е. and Beichner, Robert J.,(1999) Essentials of Educational Technology, Needham Heights, Massachusetts: Allyn & Bacon.
  161. Roblyer, M.D., Edwards, J., Havriluk, M.A. (1997). Integrating Educational Technology into Teaching, Upper Saddle River, New Jersey: Prentice-Hall.
  162. Ely, Donald., The Field of Educational Technology: Update 1997 A Dozen Frequently Asked Questions. Eric Digest EDO-IR-97−09, 2001
  163. , D.H. (1996) Computers as Mindtools for Schools, Engaging Critical Thinking, (2nd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Merrill.
  164. Newby, T.J., Stepich, D.A., Lehman, J.D., Russel, J. D (2000). Instructional technology for teaching end learning, Upper Saddle River, New Jersey: Prentice-Hall.
  165. Bing, J.L., and Flannelly S. E.,(1997) Dick and Carey Systems Approach for Instructional Design Applied to Intel. 2001.
Заполнить форму текущей работой