Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что в литературе разводятся функции предпринимателя и менеджера, современные учебные программы подготовки предпринимателей практически не отличаются от программ подготовки управляющих, так как не учитывают предметное содержание предпринимательской деятельности. Учебные программы нацелены, в первую очередь, на развитие у будущих предпринимателей определённых управленческих знаний… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема исследования предпринимательской деятельности
    • 1. 1. «Предприниматель» и «предпринимательская деятельность» в культурно- историческом контексте
    • 1. 2. Основные подходы к изучению предпринимательской деятельности
    • 1. 3. Психологический анализ структуры предпринимательской деятельности
    • 1. 4. Предпринимательство как вид профессиональной деятельности
  • Глава II. Психологическое содержание критериев успешности предпринимательской деятельности
    • 2. 1. Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению успешности предпринимательской деятельности
    • 2. 2. Критерии успешности предпринимательской деятельности
  • Глава III. Экспериментальное исследование психологических критериев успешности предпринимательской деятельности
    • 3. 1. Общая характеристика процедуры, методов и выборки исследования
    • 3. 2. Изучение специфического содержания психологических критериев успешности предпринимательской деятельности
    • 3. 3. Исследование различительной силы психологических критериев успешности предпринимательской деятельности
  • Выводы

Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В последние годы в психологической науке обосновывается необходимость рассмотрения предпринимательской деятельности как особого вида профессиональной деятельности, имеющей своё содержание, структуру и критерии успешности.

Происходит становление психологии предпринимательства, превращающейся в самостоятельную научную отрасль знания, благодаря трудам таких учёных, как В. Зомбарт, Й. Шумпетер, Д. Мак-Клелланд, П. Друкер, А. Шапиро, К. Веспер, Г. Пишнот, Р. Хизрич, Б. Карлоф и др. В отечественной психологии также наблюдается повышенный интерес к изучению характеристик субъекта предпринимательской деятельности. Вышел ряд работ отечественных авторов, посвященных данной проблеме (например, работы В. С. Автономова, А. И. Агеева, В. X. Беленького, В. А. Бодрова, А. В. Бояринцевой, И. Бунина, А. В. Бусыгина, A.JT. Журавлёва, В. Гимпельсона, Н. Н. Глушач, И. Е. Задорожнюка, Р. А. Коренченко, В. И. Королёва, В. В. Марченко, И. М. Модель и Б. С. Модель, И. Э. Мусаэлян, П. Мягкова, Ю. О. Сливницкого, В. Г. Смолькова, В. П. Познякова, В. Д. Попова, В. В. Радаева, И. В. Ромазан, С. К. Рощина, Г. П. Черникова, Н. В. Чигиринской, А. Е. Чириковой, П. Г. Щедровицкого и др.). Несмотря на значительное количество исследований в области предпринимательства, до сих пор ещё нет общепринятого определения предпринимательской деятельности. Большинство существующих на сегодняшний день определений не выдерживают проверки методологией, поскольку опираются на разнородные признаки предпринимательской деятельности (психологические, нравственные, экономические, социокультурные), число которых выделяется авторами, зачастую, произвольно. Не лучшим образом обстоит дело и с определением структуры и психологического содержания критериев успешности предпринимательской деятельности. Концептуальные основы предпринимательской деятельности начинают формироваться только сейчас, а используемые критерии оценки успешности освоения этой деятельности не только не согласуются между собой, но и противоречат друг другу.

До последнего времени основанием для классификации критериев успешности предпринимательской деятельности, как правило, было их соотнесение либо с предметной стороной деятельности (объективные критерии), либо с характеристиками субъекта (субъективные критерии). Вместе с тем, по отношению к деятельности такое деление весьма условно, поскольку деятельность является целостным образованием. Личность складывается в деятельности. Осваивая её предметное содержание и становясь субъектом данной деятельности, она, в свою очередь, начинает преобразовывать, усовершенствовать данную деятельность. С позиций акмеологического подхода, предпринимательскую деятельность правомерно рассматривать как деятельность субъекта — инициатора своей активности, зачинателя и творца своего дела (Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина и другие).

В качестве основы для рассмотрения психологических критериев успешности предпринимательской деятельности целесообразно использовать структурно — динамические компоненты предпринимательской деятельности, степень освоения субъектом которых дифференцирует предпринимателей на успешных и неуспешных, профессионально — ориентированных и относящихся к предпринимательству как к действию, входящему в состав других видов деятельности. Оперируя данными критериями, можно осуществлять диагностику предпринимательской направленности, прогнозировать успешность предпринимательской деятельности. До последнего времени прогноз успешности предпринимательской деятельности осуществлялся в результате анализа только предпринимательских ресурсов (различного рода социально-психологических характеристик предпринимателя, рассматриваемых исследователями рядоположенно).

Выделение основных структурно-динамических компонентов предпринимательской деятельности позволяют по иному взглянуть на вопросы предпринимательского образования. Это особо востребовано сегодня в России, поскольку ряд отечественных вузов реализует программу подготовки профессиональных предпринимателей. До последнего времени считалось, что основной задачей предпринимательского образования является обеспечение потенциальных предпринимателей необходимыми для ведения бизнеса знаниями, умениями и навыками, а также развитие у них предпринимательских способностей (понимаемых педагогами по-разному). Вопросам же формирования структуры предпринимательской деятельности субъекта, имеющей первостепенное значение для достижения успеха в данной деятельности, не уделялось должного внимания. Таким образом, существует и теоретическая и практическая необходимость обращения к проблеме изучения содержания предпринимательской деятельности в единстве её структурно-динамических компонентов и критериев успешности её освоения.

Цель исследования: изучение психологического содержания критериев успешности предпринимательской деятельности.

Объект исследования: предметное содержание и структура предпринимательской деятельности.

Предмет исследования: психологические критерии успешности предпринимательской деятельности.

Гипотеза исследования: психологическая оценка успешности предпринимательской деятельности, характеризуя соответствующие уровни освоения её структурно-динамических компонентов, будет достоверной при использовании следующих критериев: степени доминирования у субъекта релевантных содержанию предпринимательской деятельности мотивов, степени интериоризации субъектом целей предпринимательской деятельности, степени актуализации у него ресурсов предпринимательской деятельности и степени согласованности всех компонентов в структуре предпринимательской деятельности.

Задачи исследования:

1. Систематизировать теоретические представления о сущности и структуре предпринимательской деятельности, выделить основания для определения психологических критериев успешности предпринимательской деятельности.

2. Разработать критериальную методику оценки успешности предпринимательской деятельности, осуществить её эмпирическую проверку на различных выборках предпринимателей и представителей других профессиональных групп.

3. Осуществить экспериментальное исследование специфического содержания и различительной силы психологических критериев успешности предпринимательской деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость.

В исследовании реализуется принципиально новый подход к изучению критериев успешности предпринимательской деятельности через исследование степени освоения структурно-динамических компонентов этой деятельности и меры их согласованности.

Систематизированы и развиты теоретические представления о предпринимательской деятельности как особом виде профессиональной деятельности, направленном на реализацию личностного потенциала предпринимателя в создании новой прибыльно функционирующей структуры или расширении уже существующей. Выделены и проанализированы структурно-динамические компоненты предпринимательской деятельности (предпринимательские мотивы, цели и ресурсы).

Выявлены и описаны психологические критерии успешности предпринимательской деятельности: степень доминирования предпринимательских мотивов, степень интериоризации целей предпринимательской деятельности, степень актуализации ресурсов предпринимательской деятельности и степень согласованности всех компонентов в структуре предпринимательской деятельности.

Впервые проведено эмпирическое исследование успешности освоения структурно-динамических компонентов предпринимательской деятельности успешных предпринимателей (имеющих высокую продуктивность труда и получающих удовлетворение от процесса творчества в предпринимательской деятельности), относительно успешных предпринимателей (имеющих высокую продуктивность труда, но не получающих удовлетворения от процесса предпринимательской деятельности) и неуспешных предпринимателей (имеющих низкую продуктивность труда и низкую удовлетворённость).

На основе выделенных критериев разработан оригинальный ситуационный опросник оценки успешности предпринимательской деятельности (СООУПД), направленный на оценку степени освоения субъектом структурно-динамических компонентов предпринимательской деятельности и деятельности в целом.

Практическая значимость:

Разработанная автором процедура анализа критериев успешности предпринимательской деятельности может быть использована при изучении успешности освоения любой профессиональной деятельности.

Описанная в исследовании теоретическая концепция предпринимательской деятельности может лечь в основу профессионально-ориентированных учебных программ подготовки предпринимателей.

Выявленные психологические критерии успешности предпринимательской деятельности могут найти применение при разработке диагностических методик, обращённых к изучению таких аспектов личности предпринимателя как направленность, предпринимательские способности, готовность к предпринимательской деятельности.

Разработанный опросник СООУПД может быть использован для профориентации студентов экономических вузов (определения наличия или отсутствия у них предпринимательской направленности), при профотборе и профессиональном консультировании предпринимателей (для выявления возможных психологических причин отсутствия успеха в их деятельности и устранения этих причин).

Положения, выносимые на защиту:

1. Предпринимательская деятельность — это особый вид профессиональной деятельности, предметом которой является реализация личностного потенциала предпринимателя в создании новой прибыльно функционирующей структуры или расширении уже существующей. Основными структурообразующими компонентами предпринимательской деятельности служат: предпринимательские мотивы (стремление к самореализации в предпринимательской деятельности), предпринимательские цели (расширение предприятия, получение удовлетворения от процесса создания продукта деятельности) и психологические ресурсы личности (инициативность, стратегическое мышление и работоспособность).

2. Успешность осуществления предпринимательской деятельности определяется степенью присвоения субъектом её основных структурно-динамических компонентов: предпринимательских мотивов, целей и ресурсов. Психологическим критерием успешности предпринимательской деятельности по блоку «мотивы» является степень доминирования у индивида мотива самореализации как на этапе вхождения, так и на этапе освоения этой деятельностипсихологическим критерием успешности по блоку «цели» служит степень интериоризации субъектом целей расширения бизнеса и получения удовлетворения от процесса создания продукта предпринимательской деятельностипсихологическим критерием успешности по блоку «ресурсы» является степень актуализации у субъекта предпринимательских ресурсов: инициативности как личностного качества, выражающегося во внутреннем побуждении предпринимателя к новым формам деятельностистратегического мышления, отражающего его способность видеть образ будущего в ситуациях неопределённостиработоспособности как готовности предпринимателя продуктивно трудиться в стрессовых ситуациях.

3. Наибольшей дифференцирующей силой относительно успешности предпринимательской деятельности обладает критерий «степень согласованности всех компонентов в структуре предпринимательской деятельности», отражающий уровень освоения субъектом предпринимательской деятельности в целом.

Теоретической и методологической основой исследования выступают положения деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Т. В. Габай, В. И. Слободчиков), принципы акмеологического подхода к изучению профессиональной деятельности (Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). При разработке теоретических положений об успешности предпринимательской деятельности и её критериях были учтены теоретико — эмпирические исследования предпринимательства (А.В.Бояринцева, Н. Н. Глушач, Д. Мак-Клелланд, И. М. Модель и Б. С. Модель, И. В. Ромазан, Н. В. Тучак, Е. Б. Филинкова, А. Е. Чирикова и др.) и успешности профессиональной деятельности (Е.А.Климов, О. Н. Родина, Н. В. Самоукина, Б. М. Теплов и другие).

Методы исследования.

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы авторские диагностические процедуры: «Ситуационный опросник оценки успешности предпринимательской деятельности» (СООУПД) и полустандартизированное интервью, включающее в себя шкальные техники (порядковые шкалы и шкалы наименований), «Тест ориентировочный предпринимательских способностей» Н. К. Губиной, В. А. Романенко, И. Р. Батищевой и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева. В обработке результатов исследования использовались: статистические методы: сравнение двух выборок при помощи расчёта углового преобразования Фишера и двухвыборочного критерия значимости Колмагорова-Смирнова, корреляционный анализ (подсчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Достоверность результатов, полученных в работе, обеспечивалась репрезентативным объёмом выборки, применением взаимоподкрепляющих методов исследования, обоснованным и корректным применением статистических методов анализа данных, сопоставлением полученных в исследовании результатов с показателями других диагностических методик.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы обсуждались на заседаниях научно-методического семинара кафедры психологии Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского (2002;2004), на конференциях «Проблемы развития предприятий: теория и практика (Самара, 2003), «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (Иркутск, 2004).

Разработанная методика «СООУПД» была апробирована в ходе конкурсного отбора участников Президентской программы по развитию малого бизнеса в России 2004 г. на базе Консорциума при КГТТУ им. К. Э. Циолковского. Результаты исследования, в частности, диагностические методики, разработанные автором, внедрены в практику работы семинаров для предпринимателей, проводимых на базе Калужской торгово-промышленной палаты. Учебно-методические материалы, разработанные диссертантом, используются при проведении лекционных и практических занятий по теме «Психология профессиональной деятельности» в ходе курсов повышения квалификации учителей на базе Калужского областного института повышения квалификации работников образования.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, приложений и списка литературы, включающего 198 источников.

Выводы:

1. Теоретический анализ показал, что предпринимательская деятельность является особым видом профессиональной деятельности, со своим специфическим предметом, в качестве которого выступает реализация личности предпринимателя в создании новой прибыльно функционирующей структуры или расширении уже существующей. Овладение предпринимательской деятельностью характеризуется степенью освоения субъектом её основных структурообразующих компонентов: предпринимательских мотивов (проявляющихся в стремлении субъекта к самореализации в предпринимательской деятельности), предпринимательских целей, конкретизирующихся в действиях субъекта и направленных на получение продукта деятельности (создание или расширение бизнеса) и психологических ресурсов личности, обеспечивающих успешное вхождение субъекта в деятельность: инициативности, стратегического мышления и работоспособности.

2. Разработанная авторская методика критериальной оценки успешности предпринимательской деятельности позволила выявить тенденцию успешных предпринимателей, в отличие от неуспешных, иметь достоверно более высокую степень доминирования предпринимательских мотивов как на этапе вхождения, так и на этапе освоения предпринимательской деятельностистатистически более высокую степень интериоризации предпринимательских целейдостоверно более высокую степень актуализации предпринимательских ресурсов, и, прежде всего, степень актуализации стратегического мышления.

3. Экспериментальное исследование показало, что наибольшей статистически достоверной силой обладает критерий «степень согласованности всех компонентов в структуре предпринимательской деятельности», учитывающий значения всех, а не отдельно взятых, психологических критериев успешности предпринимательской деятельности и дифференцирующий не только успешных и неуспешных предпринимателей, но также предпринимателей и представителей других профессий.

4. В ходе исследования было выявлено, что студенты, стремящиеся к занятиям предпринимательской деятельностью, в отличие от студентов, не собирающихся становиться предпринимателями, имеют мотивацию, близкую по значениям представителям данной профессии ещё до вступления в ряды профессиональных предпринимателей, а, следовательно, предметная специфика предпринимательской деятельности в большей степени проявляется в степени доминирования предпринимательских мотивов, так что критерии по блоку «мотивы» являются первичными для предсказания направленности субъекта на предпринимательскую деятельность. Более низкие результаты «будущих предпринимателей», по сравнению с предпринимателями и профессионалами других направлений, по критериям блоков «цели» и «ресурсы» указывает на приобретённый характер целей предпринимательской деятельности и динамику развития ресурсов предпринимательской деятельности в ходе обучения и освоения профессиональной деятельности.

Заключение

.

Диссертационное исследование психологических критериев успешности предпринимательской деятельности позволяет по-новому взглянуть на проблему изучения успешности освоения предпринимательской деятельности и на вопросы подготовки профессиональных предпринимателей.

Несмотря на то, что в литературе разводятся функции предпринимателя и менеджера, современные учебные программы подготовки предпринимателей практически не отличаются от программ подготовки управляющих, так как не учитывают предметное содержание предпринимательской деятельности. Учебные программы нацелены, в первую очередь, на развитие у будущих предпринимателей определённых управленческих знаний, умений и навыков. Обучение, чаще всего, сводится к преподаванию потенциальному предпринимателю необходимых для здорового функционирования предприятия дисциплин (хозяйственное право, управление персоналом, бухгалтерский учет, налогообложение и т. п.) и, иногда, к развитию у него определённых профессионально — важных качеств, которые, зачастую, оказываются акмеологическими инвариантами профессионализма, характерными для любого профессионала, занятого в экономической сфере деятельности. В результате мы получаем, в лучшем случае, специалиста, который знает, как составлять бизнес — план, минимизировать издержки, управлять персоналом, но не очень хорошо представляет свои первостепенные задачи в качестве предпринимателя. Опрос студентов, собирающихся заниматься предпринимательской деятельностью, показал, что они не очень чётко представляют себе ключевые действия предпринимательской деятельности, путая их с ключевыми действиями деятельности менеджера.

Проведённое исследование показало, что ориентация на предметное содержание предпринимательской деятельности является определяющим фактором в овладении и последующей успешной реализации предпринимательской деятельности: в частности, успешные предприниматели проявили избирательность в отношении релевантных внутреннему содержанию предпринимательской деятельности мотивов, целей и средств, в отличие от неуспешных предпринимателей и профессионалов, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью. Исследование также показало, что выделенные на основе личностно — деятельностного подхода психологические критерии успешности предпринимательской деятельности обладают дифференцирующей силой и могут применяться в качестве инструмента для предсказания успешности предпринимательской деятельности. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что для предсказания успешности предпринимательской деятельности оценки одного критерия недостаточно. Ресурсы предпринимательской деятельности (в качестве которых выступают предпринимательские способности) являются важной, но не достаточной для предсказания успешности предпринимательской деятельности критериальной областью. Успешность предпринимательской деятельности не в меньшей мере зависит от наличия у предпринимателя релевантных предметному содержанию предпринимательской деятельности мотивов и целей, поэтому для предсказания успешности предпринимательской деятельности необходима целостная оценка субъекта относительно всех критериев.

Из результатов исследования следует, что профориентация студентов возможна, поскольку предпринимательскую направленность студентов можно оценить при помощи критериев блока «мотивы», которые, как показало исследование, является первичными для предсказания направленности индивида на предпринимательскую деятельность и, к тому же, обладают наибольшей различительной силой в отношении успешности предпринимательской деятельности.

Следует ли тестировать предпринимателей, прежде чем рынок осуществит свой отбор? Н. К. Сирополис считает, что нет, не стоит, поскольку тогда система свободного предпринимательства перестанет быть свободной, а предприниматели лишатся права выбора [Сирополис Н.К., 1997, с. 28]. Мы согласны с мнением учёного в том, что нельзя ограничивать тестированием право человека на занятие предпринимательской деятельности. Каждый человек имеет право как на успех, так и на ошибку, тем более инструмент тестирования не всегда надёжен, вследствие его зависимости от многих причин (в частности, желания или нежелания тестируемого искренне отвечать на вопросы теста). С другой стороны, нельзя не признать, что вступление в предпринимательство людей совершенно не разбирающихся в бизнесе, а привлечённых в данную сферу лишь желанием обогатиться, часто приводит к личностным драмам. Поэтому мы считаем, что было бы хорошо, если бы будущие предприниматели перед вступлением в предпринимательство имели возможность получить квалифицированную консультацию по поводу своей готовности к предпринимательской деятельности (как экономической, так и психологической).

Дальнейшее изучение психологических критериев успешности предпринимательской деятельности является перспективным направлением исследования, поскольку способствует разработке профессионально* ориентированных учебных программ подготовки предпринимателей и конструированию диагностических методик, обращённых к изучению таких аспектов личности предпринимателя как направленность, предпринимательские способности, готовность к предпринимательской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры, — М., 1991.- 106 с.
  2. Л.И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. — № 29. — с. 38−47.
  3. И. Г. и Масликова Ж. В. Психология предпринимательства: Учеб. пособие. М., 2003. — 544 с.
  4. К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. -288 с.
  5. Альбуханова — Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психологич. журн. 1980. — Т.1. — № 4.
  6. В. М. Лидерство в сфере предпринимательской деятельности в условиях формирования рыночной экономики. Дис. канд. социол. наук. М., 1994. — 161с.
  7. . Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
  8. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -308 с.
  9. А. Психологическое тестирование. М., 1982. — Т.2. — 313 с.
  10. Ю.Антоненко И. В. Личностный аспект деятельности предпринимателя.
  11. Дис. канд. псих. наук. М., 1995. — 186 с.
  12. Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
  13. А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М, 1990. — 367 с.
  14. З.Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российск. экон. журн. 1993. — N 2. — С. 59−65.
  15. Н.Бажин Е. Ф., Голынкин Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологич. журн. 1984. -N3. — С. 152−160.
  16. В. И., Согомонов Ю. В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Т. 1. Игры рынка. Томск, 1992, 240с.
  17. А. А. Профессиональное мышление: философские проблемы. Дисс.. докт. филос. наук. — Свердловск, 1986.
  18. В. X. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России // Социальн. политич. журн. — 1993. — N 10. — С. 82−87.
  19. А. Малое предпринимательство. М., 1997.
  20. В. А. Психология предпринимательской деятельности. М., 1997.
  21. Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001. — 145 с.
  22. А. В. Мотивационно — когнитивные характеристики молодого предпринимателя. Дис. канд. псих, наук, 1999.
  23. . С. Аномалии личности.- М., 1988.- 304 с.
  24. . С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. — 1993. № 1. — с. 6−13.
  25. А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологич. журн.- 1993.- N 6.- С. 3−15.
  26. Буева J1. П. Человек: Деятельность и общение. М., 1978.
  27. Г. Е. Мотивация трудовой деятельности предпринимателей // Становление нового российского предпринимательства. М., 1993.
  28. И. Предприниматели в посткоммунистической России // Журн. миров, эконом, и междунар. отн. 1992, — N5.- С. 90−94.
  29. Бурлачук JL Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 197 с.
  30. В.П. Психология менеджмента. М., 1993.
  31. П. А. Москва купеческая. — М., 1991. 352 с.
  32. А. В. Предпринимательство. Учебник для вузов М., 2000.-640с.
  33. И. А., Магомед Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. — 144 с.
  34. Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. — 200 с.
  35. Г. Что и как нужно сделать, чтобы стать предпринимателем. -Минск-М., 1991
  36. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. -М., 1991.-320 с.
  37. Т. В. Педагогическая психология. М., 2003. — 240с.
  38. П. Я. Проблема деятельности в советской психологии // Проблема деятельности в советской психологии: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду Общества психологов. М., 1977.
  39. В. Новое российское предпринимательство // Журн. миров, эконом, и междун. отн. 1993. — N 6. — С. 31- 42.
  40. Г. К. Предприниматель.- М., 1992.- 225 с.
  41. Н. Н. Индивидуально психологические особенности предпринимателей. Дис. канд. псих, наукк. — М., 1998.
  42. Е. И. Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы, условия развития. Калуга, 2001. — 294с.
  43. Н. А., Белявский А. Д. Предпринимательский труд. 4.1. СПб, 1996. — 83с.
  44. Н. И. Формирование готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности. Дис. канд. пед. наук. М., 1994. -199с.
  45. К. Предпринимательство в 90-х годах // Иностр. психолог. — 1997. № 9. — с. 37−45.
  46. . М., Новикова Л. Г., Лапина И. Н. Социологический портрет предпринимателя // Социолог, исслед. — 1992.- N10. С. 53−61.
  47. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли Л., 1990.
  48. В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А. Н. Леонтьева // Вестник Моск. Ун-та. — Сер. 14. Психология. 1979. — № 4.
  49. Деловой мир: Словарь справочник предпринимателя. — М, 1992. -293с.
  50. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  51. А. А., Орбан JI. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. — М, 1995.
  52. Деятельность: теория, методология, проблемы. / Составитель Касавин И. Т.-М., 1990.-365 с.
  53. П. Хотите стать коммерсантом. М., 1995.
  54. П. М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации.-М., 1993.-210 с.
  55. М. А., Суходольский Г. В. Основы классификации профессиографических методов // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. JI., 1974. — Ч. 1. — 148с.
  56. Дж. Эдвин, Линдсей Е. Дейвид. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. — 496 с.
  57. П. Рынок: как выйти в лидеры. — М, 1993.
  58. Л. Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды. СОЦИС — 1998. — № 1. — с.68−72.
  59. Т. В. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях общеобразовательной школы. Дис. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1997.- 199с.
  60. Е. А. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. — М., 1996.
  61. А. Л., Рубахин В. Ф., Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. — М., 1976.
  62. Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М., 1987. 208 с.
  63. . Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы. — М., 1993.-с. 170−367.
  64. Л. М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации. Дис. канд. псих. наук. М., 1991.
  65. А. В. Проблемы принятия решений в трудовой деятельности // Психолог, журн. 1993.- N 3.- С. 3−14.
  66. А. И. Экономическая психология. М., 1987. — 301с.
  67. Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 199 с.
  68. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982. — с. 74−77.
  69. Е. А. Как выбрать профессию. М, 1994.
  70. Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  71. С. Г., Дунаевский Л. В. Новые предприниматели и старая культура//Социолог, исслед. 1993.- N5.- С. 19−24.
  72. Ю. Психологическая теория принятия решений. М., 1979.- 504 с.
  73. О.Н. Повышение эффективности предпринимательского труда. Дис. канд. эк. наук. СПб., 1998. — 174с.
  74. Компас российского предпринимательства / Под ред. Потемкина В. К.-СПб., 1992.-211 с.
  75. О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — с. 5−12.
  76. Р. А. Рыночная модель хозяйства в России. Предприниматель и предпринимательская деятельность: текст лекций. -Пермь, 1992.- 153 с.
  77. Т. В., Булыгина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологич. журн. 1993. -№ 1. —с. 90−99.
  78. Т. В. Диагностика и мотивация готовности к риску. — М., 1997.
  79. В. И. Предприниматель.- М., 1992. 60 с.
  80. В. И. Феномен предпринимательства // Российский эконом, журн. 1992. № 4.
  81. С. И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы.- М., 1992.- 60 с.
  82. Е. В., Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993. — 192 с.
  83. Кто они такие? /Коммерсант-Дейли.- 30 сентября. 1992.-N 0. — С.2,8,15.
  84. А. Истоки русского национального характера // Вестник МГУ / Серия 8: История. 1993. — N 5. — С. 13−23.
  85. . В. Основы профессиональной диагностики. М., 1984. -216 с.
  86. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля
  87. B. Я., Швандара В. А. М., 1997. — 439с.
  88. Э. Г. Размышление о первом фундаментальном учебнике по экономической психологии // Психологический журнал. 1991. — N4.1. C. 154−156.
  89. Л. Ш., Райзберг Б. А. Словарь справочник предпринимателя. — М., 1997.-288с.
  90. В. Уроки кооперации // Новый Mnp-1991.-N4. С. 163−179.
  91. А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. фи-лос. 1972.-N9.- С. 98−99, 106.
  92. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 306 с.
  93. Л омов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984, 446с.
  94. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов — психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. — Психология. — 2000. — № 1.
  95. С. В. Интраэкономическая модель экономического поведения «иллюзия прибыльности»// Психол. журн. 1991.- N4.-C.20−24.
  96. С. В. Основы экономической психологии. М., — 1992. — 63с.
  97. Н. В., Жадан И. Э. Предпринимательство и формирование работника нового типа. Саратов, 2000. — 148с.
  98. А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  99. Д. ИБМ управление самой преуспевающей корпорацией мира: Пер. с англ.- М., 1987.- 453 с.
  100. И. М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // СОЦИС. 1997. — № 10. — С. 10−15.
  101. И. Э., Сливницкий Ю. О. О возможности применения модели актуального конфликта для психологического анализа предпринимательской деятельности.// Вестник МГУ. Сер. 14. — Психология. — 2000. — № 3. — С. 22−31.
  102. И. Э., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства- новая область отечественной психологической науки // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. 1995. — № 1.
  103. В. А. Формирование личностной стратегии предпринимательской деятельности. Дис.. канд. эконом. Наук. — СПб., 1998.-203с.
  104. Г. М. Личность предпринимателя: Социально -философский аспект. М., 1993. — 28 с.
  105. В. Д. Психология и экономика.- М., 1989. -302 с.
  106. В. Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка // Психолог, журн. 1994. — N 5. — С. 30−43.
  107. В., Журавлев А. Российские предприниматели в социальной структуре // Социолог, исслед. 1994, — N 5.-С. 61−69.
  108. Предпринимательская деятельность в России / Составитель Березин В. А.-М., 1991.-351 с.
  109. Предприниматель / Серия «Знание». 1992. — Вып 4. — 64 с.
  110. Предприниматель: экономико-психологический профиль // Психол. журн. 1992. N3. С. 42−53.
  111. Предпринимательство в промышленно развитых странах / Отв. ред. Минервин И. Г. М., 1992. -239 с.
  112. Предпринимательство и бизнес: Учебное пособие / Авторы-составители Л. П. Дашков, А. И. Данилов, Е. Б. Тютюкина. М., 1995. -304 с.
  113. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы / Отв. ред. Голубев Ю. Н. СПб., 1994. — 162 с.
  114. Профессии рыночной экономики. Методическое пособие. / Составители: Губина Н. К., Романенко В. А., Батищева И. Р. Калуга, 1996.-61с.
  115. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
  116. Психология предпринимательской деятельности: развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов / Под ред. Бодрова В .А. М., 1995. — 175с.
  117. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы — сост. Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королёв- Под ред. Б. А. Душкова. М., 2003. -848с.
  118. В. В. некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Миров, эконом, и междун. отн. -1994.-N4.-С. 31−34.
  119. В. В. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства // Российский экономический журнал. 1995. -№ 10.-С. 89−96.
  120. А. А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск, 1994.
  121. О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности». — Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. № 3. — с. 60−67.
  122. И. В. Умеем ли мы успешно действовать и принимать решения // Советы психолога менеджеру / Под ред. Тутушкиной М. К. СПб., 1995. Гл. 4. — С. 54−62.
  123. И. В. Психологические особенности предпринимателя как субъекта деятельности. Дис. канд. псих. наук. СПб., 1996. — 126с.
  124. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999.
  125. НО.Рощин С. К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология //Психолог, журн. 1995. Т.16. N 1. С. 31−42.
  126. С. К. Психология успешного предпринимательства в США // Психолог, журн. 1993. — Т.14. — N 5. — С. 98−109.
  127. C.JI. Основы общей психологии СПб., 2000. — 712с.
  128. НЗ.Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М., 1992. -240 с.
  129. В. Н. Структурный и генетический принципырасчленения объекта в системе философских категорий // Проблемы исследования систем и структур. М., 1965.
  130. Н. В. Психология профессиональной деятельности. -СПб., 2004. 224 с.
  131. Нб.Серван-Шрейбер Ж. Л. Ремесло предпринимателя. М., 1993. — 248 с.
  132. Н. К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. — М., 1997. — 672 с.
  133. Е. В., Снетова Г. П. Толковый словарь современной лексики русского языка. М., 2003. — 592 с.
  134. Н. А. Предпринимательство как особый вид трудовой деятельности. Дис. канд. соц. Наук. М., 1994. — 128с.
  135. В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2. с. 42−52.
  136. Словарь иностранных слов. М., 1989. — 624 с.
  137. М., Маккензи Р. Как стать предприимчивым и богатым. — М., 1994.
  138. В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социолог, исслед. 1994.- N2.- С. 15−23.
  139. Современные методы управления предприятием. Межвузовский сборник. — Красноярск, 1994.- 140с.
  140. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. — 1600 с.
  141. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М., 1982.
  142. Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред. Радаев В. В. М., 1993. — 248 с.
  143. А. Проблема бюрократического управления и внутрифирменного предпринимательства в организационной теории // Вопр. эконом. 1992.-N 11.- С. 10−14.
  144. Г. В. Основы психологической теории деятельности. М., 1988.- 166 с.
  145. . М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  146. Тоехиро Коно. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с япон. М., 1987. -386 с.
  147. В. В. Организационная культура и предпринимательство. -СПб., 1994. 164 с.
  148. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психол. журн. — 1998. № 1. — С. 37−46
  149. Н. В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя. Дис. канд. псих. наук. -М., 1993.-145с.
  150. Г. Моя жизнь. Мои достижения: Пер. с англ. М., 1989. — 206 с.
  151. Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. М., 1990. — 330с.
  152. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. -304 с.
  153. И. М. Формирование умений и навыков предпринимательской деятельности у студентов негосударственных учебных заведений. Дис. канд пед. наук. — Самара., 1998. — 185 с.
  154. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. М., 1992. — Т. 1,2.-406 с.
  155. Р., Питере М. Предпринимательство: Пер. с англ. М., 1992.- Вып. 1.- 158 с.
  156. П. Я начинаю своё дело. М., 1999.
  157. А. Курс предпринимательства. М., 1993.
  158. Г. П. Предприниматель-кто он?: из опыта российского изарубежного предпринимательства. М., 1992. — 209 с.
  159. В. В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве // Социолог, исслед. 1992. — N10. — С. 44−52.
  160. Н. В. Становление у старшеклассника предприимчивости как качества личности. Дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1995. 210 с.
  161. А. Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997. — с. 1−203.
  162. А. Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей. // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. № 3. — с. 81−92.
  163. А. Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологич. журнал. 1998. — № 1. — с. 62−74.
  164. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 185 с.
  165. . X. Личность. Карьера. Успех.: Пер. с нем. М., 1993.-240с.
  166. П. Г. Культура предпринимательской деятельности / Лекции.- Мтищи: Дорваль, 1991.- 206 с.
  167. П. Г. К характеристике категориальных определений деятельности // Проблема деятельности в советской психологии / Тезисы доклада к Всесоюзному съезду Общества психологов. М., 1988.-Т. 1.-С. 38.-602с.
  168. В. Психология лидерства в бизнесе. — СПб., 2003. — 222с.
  169. Г. Б. Допрофессиональная подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности. Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1998.-227 с.
  170. А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга, 1998.
  171. И. Теория экономического развития: Пер. с нем. — М., 1982.- 455 с.
  172. Энциклопедия предпринимателя. Составители: Синельников С. М., Соломоник Т. Г., Биржаков М. Б. СПб.- Дело, 1994. — 709с.
  173. Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. — № 5.
  174. JI. Карьера менеджера. Минск, 2001. — 416 с.
  175. А., Яновская М. Этика предпринимательства // Хозяйство и право.-1993. N 4. — С. 22−28.
  176. Aswerus В. Unternehmensphilosophie and Personalenentwicklung Muenster. N.Y., 1993.
  177. Bern Bitzer. Innovationshemmnise im Unternehmen. DUV /Deutcher Universitats Verlag Gabler.-Vieweg-West Deutcher.-Verlag, 1990.
  178. Drucker P. Enterpreneurship and innovation. -N.Y., 1985.196JEdwards A. Enwards Personal Preference Schedule Manual. N.Y., 1959.
  179. Fraboni V, Salstone R. First and Second Generation Enterpreneur ipologies: Dimensions of Personality // Journal of Social Behavior and Personality. 1990. — vol. 5 (3). — p. 105−113.
  180. Roberts E. The Personality and Motivation of Technological Enterpreneurs. Boston, 1988.
Заполнить форму текущей работой