Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гендерно асимметричная социализация в семье порождает особенности проявления агрессии мальчиками и девочками. Большинство родителей разделяют традиционные представления об агрессивном поведении, причём у отцов они более выражены, нежели у матерей (эти результаты согласуются с данными отечественных и зарубежных исследований). А так как всё больше отцов вовлекается в процесс воспитания, их влияние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Тендерные особенности проявления агрессии
    • 1. 1. Проблема агрессии в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 1. 1. Понятие агрессии в современной психологии
      • 1. 1. 2. Классификации видов агрессии
      • 1. 1. 3. Критический анализ основных теорий агрессии
    • 1. 2. Тендерная проблематика в современных исследованиях
      • 1. 2. 1. Понятие «гендер» в современной науке
      • 1. 2. 2. Основные теории тендера
      • 1. 2. 3. Тендерная социализация
    • 1. 3. Тендерный подход к изучению агрессии
      • 1. 3. 1. Исследования особенностей проявления агрессии мальчиками и девочками / мужчинами и женщинами
      • 1. 3. 2. Социобиологический подход в интерпретации особенностей проявления агрессии представителями женского и мужского пола
      • 1. 3. 3. Тендерный подход в интерпретации особенностей проявления агрессии представителями женского и мужского пола
  • Выводы
  • Глава II. Лонгитюдное исследование проявлений агрессии у мальчиков и ^ девочек и влияния гендерно асимметричной социализации на их развитие
    • 2. 1. Организация и ход проведения исследования
    • 2. 2. Характеристика участвующих в исследовании
    • 2. 3. Описание и обоснование методов исследования
  • Глава III. Обсуждение результатов лонгитюдного исследования проявлений агрессии у мальчиков и девочек и влияния гендерно асимметричной социализации на их развитие
    • 3. 1. Изучение особенностей проявления агрессии девочками и мальчиками младшего школьного и подросткового возраста
      • 3. 1. 1. Результаты интервьюирования педагогов
      • 3. 1. 2. Результаты интервьюирования учащихся
      • 3. 1. 3. Результаты интервьюирования родителей
      • 3. 1. 4. Результаты «Методики рисуночной фрустрации»
      • 3. 1. 5. Результаты наблюдения за учащимися
    • 3. 2. Изучение влияния гендерно специфических факторов на особенности проявления агрессии девочками и мальчиками
      • 3. 2. 1. Тендерные стереотипы родителей
      • 3. 2. 2. Тендерные стереотипы педагогов
      • 3. 2. 3. Игрушки, игры
      • 3. 2. 4. Сказки
      • 3. 2. 5. Мультфильмы
      • 3. 2. 6. Кинофильмы
  • Выводы

Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема агрессии является одной из ак-Ф туальнейших на современном этапе развития общества. Почти каждый день в газетах и журналах, по радио и телевидению сообщается об агрессивных проявлениях. На общем фоне роста агрессии наблюдается всплеск детской агрессивности, которая, как показывают лонгитюдные исследования, проведённые за рубежом, достаточно стабильна во времени, и проявляет сильную тенденцию (в 40 — 50%) перерастать в юношеском и взрослом возрасте в стойкое правонарушительное поведение (D.P. Farrington, 1989; D. Olweus, 1977; Л. Пулккинен, 1987).

С другой стороны, агрессия, лишённая личностной враждебности, может • быть и продуктивным фактором социальной адаптации, способствуя развитию личности и конструктивному «обновлению среды» (G. Ammon, 1981; E.B. Ольшанская, 2000). При правильном воспитании конструктивная агрессивность усиливается, стимулируя личность к творческому и гармоническому совершенствованию, а при ошибках воспитания — трансформируется в де-линквентное поведение. Исходя из сказанного, очевидно, что изучение особенностей агрессивных проявлений в детском и подростковом возрасте явля-^ ется важной частью вклада психологии в развитие личности.

Как показал анализ литературы, зарубежные психологи (А. Бандура, ф А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, Д. Доллард, Д. Зильманн,.

К. Лоренц, Г. Паренс, С. Фешбах, 3. Фрейд, Э. Фромм, X. Хекхаузен и др.) интенсивно исследовали феномен агрессии, её виды, причины возникновения на протяжении более чем столетия. В отечественной психологии данная проблематика, за исключением отдельных работ (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов), начала усиленно разрабатываться начиная с 90-х годов XX столетия (П.А. Ковалёв, Е. Е. Копчёнова, A.A. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, С. Л. Соловьёва, И. А. Фурманов и др.). Мы объясняем это тем, что у нас дол-roe время существовал негласный запрет на исследование агрессии. В настоящее время число отечественных работ, посвящённых данной проблеме, неуклонно растёт.

Предметом исследований последних лет стали тендерные аспекты агрессии. В зарубежной психологии накоплены многочисленные сведения, порой противоречивые, об особенностях проявления агрессии представителями женского и мужского пола (К. БьйорквистЭ.Х. Игли и В.Дж. СтеффенК. ЛагерспецЭ. Маккоби и К. ДжеклинЙ. Раншбург и П. ПопперТ. ТайгерА. Фроди, Дж. Макалэй и П.Р. ТомДж.С. Хайд и др.). Что касается отечественной психологии, то лишь в единичных работах мы находим сведения такого рода.

Вопрос о соотношении биологических и социальных факторов в развитии особенностей проявления агрессии лицами женского и мужского пола постоянно в явном или неявном виде содержится практически во всех работах. Выделяются два основных подхода в интерпретации этих особенностей: социобиологический и социокультурный (гендерный). До 80-х годов прошлого столетия на Западе и до 90-х — в России первый подход был более популярным (И.С. Кон, 3. Матейчек, Э. Маккоби и К. Джеклин, 3. Фрейд и др.). Согласно этому подходу, половая дифференциация — универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Аргументация сторонников данного подхода сосредотачивалась в основном вокруг гормональных различий. Тем не менее, пока не существует убедительных экспериментальных доказательств наличия у человека прямой связи «тестостерон — агрессия».

В последнее время акцентируется внимание на тендерном подходе, согласно которому, половая дифференциация — результат социализации и влияния культуры в направлении освоения тендерных ролей (Д. Арчер, Ш. Берн, O.A. Воронина, И. Гоффман, Э. Х. Игли и В.Дж. Стеффен, И. С. Клёцина, Т. А. Клименкова, JI.B. Попова, H.JI. Пушкарёва, Е. И. Трофимова, К. Уэст и Д. Зиммерманн, Б. Фридан и др.). Главной особенностью гендерной социализации является асимметричность, которая проявляется в том, что на всех этапах развития и во всех социальных институтах от мальчиков и девочек ожидают разного поведения и, исходя из этого, их по-разному воспитывают и обучают. От мальчиков, как правило, ждут более уверенного, напористого и даже иногда агрессивного поведения, тогда как от девочек добиваются осторожности, зависимости, покорности.

Асимметрия тендерной социализации, на наш взгляд, отрицательно сказывается на развитии личности детей, лишая их возможности проявлять индивидуальные особенности, вызывая беспокойство и переживания по поводу возможного несоответствия нормативным эталонам мужественности/женственности.

Тендерный подход открывает новые возможности для исследования агрессии и коррекции её деструктивных проявлений. Он позволяет ответить на такие вопросы, как: почему мы чаще сталкиваемся с «мужской» агрессией, а не с «женской»? почему агрессия со стороны мальчиков/мужчин зачастую вознаграждается, а со стороны девочек/женщин — вызывает обратную реакцию общества?

В связи с недостаточностью имеющихся исследований тендерных особенностей агрессии и противоречивостью полученных в их ходе результатов, требует решения проблема: какие особенности проявления агрессии характерны для девочек, а какие для мальчиков, и какова роль различных институтов и факторов гендерно асимметричной социализации в развитии этих особенностей?

Цель исследования — изучение особенностей проявления агрессии девочками и мальчиками младшего школьного и подросткового возраста, а также влияния гендерно асимметричной социализации на развитие этих особенностей.

Объект исследования — учащиеся младшего школьного и подросткового возраста.

Предмет исследования — тендерные особенности проявления агрессии девочками и мальчиками.

В основу исследования была положена гипотеза: девочкам и мальчикам младшего школьного и подросткового возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии: девочкам более свойственны вербальные и косвенные её виды, мальчикам — физические и прямые. С возрастом различия в проявлении агрессии между мальчиками и девочками становятся более выраженными. Данные различия обусловлены влиянием гендерно асимметричной социализации, такими её институтами, как семья, школа, сверстники, средства массовой информации, национальная культура, которые способствуют интериоризации разных тендерных ролей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ подходов к изучению тендерных особенностей агрессии.

2. Выявить особенности проявления агрессии девочками и мальчиками младшего школьного возраста.

3. Проследить изменения в проявлении агрессии у девочек и мальчиков при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту.

4. Исследовать факторы, влияющие на особенности проявления агрессии девочками и мальчиками.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные концепции и теории отечественной психологии: культурно-историческая концепция развития высших психических функций (J1.C. Выготский), теория психического развития ребёнка (Д.Б. Эльконин), деятельностный (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), системно-структурный (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) подходы к изучению психических явленийдостижения психологии в области изучения проблемы агрессии (А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Д. Дол-лард, Н. Д. Левитов, A.A. Реан, Л. М. Семенюк, С. Фешбах и др.) — исследования в области психологии половых различий (В.В. Абраменкова, И. С. Кон, В. Е. Каган, Э. Маккоби и К. Джеклин, Т. А. Репина и др.) — теории социального конструирования тендера (К. Уэст, Д. Зиммерманн и др.) и тендерной системы (И. Хирдман, Дж. Скотт, Т. де Лауретис и др.) — работы в области тендерной психологии (С. Бэм, Э. Х. Игли и В.Дж. Стеффен, И. С. Клёцина, Л. В. Попова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические — критический анализ литературы по теме исследованияэмпирические — разработанные нами углубленные интервью с учащимися, их родителями, педагогами, «Методика рисуночной фрустрации» С. Розенцвей-га (детский вариант), методика «Рисунок семьи», стандартизованное наблюдение за поведением учащихсяметоды математико-статистической обработки и интерпретации данных — непараметрические критерии (и — Ман-на-Уитни, (р* - угловое преобразование Фишера), меры центральной тенденции, табулярно-графическое представление данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования на первом этапе явилось Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад — начальная школа» № 90 г. Саранска, на втором — средние общеобразовательные школы № 2, № 7, № 36 и № 40 г. Саранска. В первом этапе исследования приняли участие: 74 учащихся первого, второго, третьего классов (33 девочки и 41 мальчик), их родители (72 матери и 46 отцов), педагоги (3 учительницы и 2 воспитательницы группы продлённого дня). Во втором этапе — 70 учащихся шестых, седьмых, восьмых классов (32 девочки и 38 мальчиков), их родители (68 матерей и 45 отцов), 12 учительниц.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась теоретической обоснованностью проблемы исследования, использованием валидного и надёжного диагностического инструментария, репрезентативностью выборки, применением количественного и качественного анализа данных в сочетании с математико-статистической обработкой.

Научная новизна исследования.

1. Проблема агрессии детей и подростков рассмотрена с позиции тендерного подхода. Выявлены особенности проявления агрессии мальчиками и девочками младшего школьного и подросткового возраста, рассмотрены причины их изменения в процессе возрастного развития.

2. Показано, что в подростковом возрасте различия между мальчиками и девочками в отношении к агрессии окружающих, а также в проявлении собственной агрессии становятся более выраженными.

3. В ходе комплексного изучения институтов тендерной социализации выявлены различные гендерно-специфические факторы, которые обусловливают особенности проявления агрессии мальчиками и девочками. Такими факторами являются: тендерные стереотипы родителей, педагогов, самих учащихсяигрушки, игры и материалы для занятий, имеющиеся у девочек и мальчиковлитература, которую они читаютмультфильмы и кинофильмы, которые они смотрят.

Теоретическая значимость определяется вкладом исследования в дальнейшую разработку проблемы агрессии с позиции тендерного подхода. В ра" боте раскрывается, как конструируются различия в проявлении агрессии между мальчиками и девочками. Показано, что они создаются чаще всего неосознанно, в результате влияния гендерно асимметричной социализациитакими институтами, как семья, школа, сверстники, СМИ, национальная культура, а также самими учащимися — посредством принятия заданных тендерных ролей и их присвоения.

Практическая значимость. Настоящие данные могут быть применены в организации психологической помощи высокоагрессивным детям и окружающим их людям: в просветительской, консультативной и коррекционной работе. Разработанные и апробированные методы исследования агрессивного поведения девочек и мальчиков могут быть включены в арсенал методов практической психологии и использованы в диагностических целях практическими психологами. Теоретический и эмпирический материал работы может быть использован в учебных курсах педагогической, возрастной, социальной психологии, в учебных курсах, связанных с проблемами агрессии и тендерной тематикой.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные положения диссертации обсуждались на II межрегиональной научно-практической конференции «Психология и практика» (Саранск, 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии» (Саранск, 2003), III Республиканском научном семинаре «Современная школа и психология: перспективы сотрудничества» (Саранск, 2005), XXXXI Евсевьевских чтениях (Саранск, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности. К 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Е. Г. Осовского (1930 — 2004)» (Саранск, 2005), на заседаниях кафедры психологии Московского педагогического государственного университета, кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, методических объединениях совета факультета коррекционной педагогики МШИ.

Результаты исследования отражены в 8 публикациях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Учащимся младшего школьного и подросткового возраста присущи ген-дерно-специфические проявления агрессии. Девочкам более свойственны вербальные и косвенные её виды, мальчикам — физические и прямые. В подростковом возрасте различия между мальчиками и девочками в проявлении собственной агрессии, а также в отношении к агрессии окружающих становятся более выраженными: мальчики-подростки чаще оправдывают, а девочки — осуждают физическую агрессию. 2. Тендерные особенности проявления агрессии обусловлены влиянием социально-культурных факторов: стереотипами маскулинно-сти/фемининности, специфическими требованиями к поведению мальчиков и девочек, конструированием определённых социальных ролей. Большинство родителей разделяют традиционные полоролевые представления об агрессии, причём у отцов они более выражены, нежели у матерей. У педагогов также обнаруживаются тендерные стереотипы относительно агрессии мальчиков/мужчин и девочек/женщин. В средствах массовой информации женские и мужские образы стереотипизированы: большая часть актов агрессивного поведения в СМИ принадлежит мужским персонажам.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (209 источников, в том числе 37 на иностранных языках), 16 приложений. Текст диссертации содержит 1 схему, 20 таблиц, 4 графика, 8 диаграмм.

Выводы по III главе.

Лонгитюдное исследование было направлено, во-первых, на выявление особенностей проявления агрессии девочками и мальчиками и их возрастной динамики, во-вторых, на изучение гендерно-специфических факторов, обусловливающих развитие этих особенностей.

Анализ результатов интервьюирования учащихся, педагогов, родителей, а также наблюдения за учащимися показал, что в младшем школьном возрасте преобладающей, как у мальчиков, так и у девочек, является прямая агрессия. Статистически значимые различия между мальчиками и девочками обнаруживаются по прямой физической и косвенной физической агрессии. В подростковом возрасте увеличивается количество актов косвенной агрессии. Значимые различия обнаруживаются, кроме названных выше, ещё и по косвенной вербальной агрессиивообще этот вид агрессии имеет у девочек постоянную тенденцию к нарастанию. Интересно, что при описании собственного агрессивного поведения девочки, особенно младшие школьницы, гораздо чаще упоминали о случаях проявления ими физической агрессии, нежели их одноклассники/одноклассницы и учителя, что, на наш взгляд, объясняется существующими в обществе представлениями о должном поведении полов. У девочек эти представления ещё только складываются и поэтому не всегда реализуются в поведении.

Анализ результатов «Методики рисуночной фрустрации» позволяет утверждать, что в младшем школьном возрасте нет существенных различий между мальчиками и девочками по направленности и типу реакций: в большей степени им свойственна экстрапунитивная направленность и самозащитный тип (с небольшим перевесом у мальчиков). В подростковом возрасте особенно заметны изменения в ответах девочек. Наряду с экстрапунитивной на первый план выходит у них импунитивная направленность, процент ин-тропунитивной направленности также повышаетсядоминирующим типом остаётся самозащитный, на второй план выходит препятственно-доминантный тип. У мальчиков-подростков продолжает устойчиво доминировать экстрапунитивная направленность и самозащитный тип. При этом у них существенно повышается процент интропунитивного упорствующе-разрешающего типа реагирования, характеризующегося стремлением разрешить проблемную ситуацию собственными силами.

В ходе интервьюирования родителей было выявлено, что большинство из них разделяют традиционные представления об агрессии. Обнаружены статистически значимые различия в представлениях, как отцов, так и матерей, о допустимости прямой физической и косвенной вербальной агрессии со стороны мальчиков и девочек. У отцов тендерные стереотипы более выражены: они отмечали, что испытывают удовлетворение, когда узнают, что их сын дал сдачи, отомстил обидчику. Хотя некоторые из них и считают физическую агрессию недопустимой со стороны мальчиков, они, на наш взгляд, также разделяют тендерные представления, судя по их ответу на данный вопрос относительно девочек — «тем более недопустимо». Родители косвенно способствуют развитию тендерных особенностей проявления агрессии, покупая детям игрушки, «соответствующие» их полу.

Выявлено, что учителя также подвержены тендерным стереотипам. Хотя многие из них и считают агрессию недопустимой как со стороны мальчиков, так и девочек, наши наблюдения свидетельствуют о том, что в действительности они реагируют на неё по-разному: могут «не замечать» агрессивное поведение мальчиков, со стороны же девочек оно всегда пресекается ими. Мнение некоторых учительниц о том, что девочки не проявляют физическую агрессию или проявляют её в очень крайних случаях, в ответ на сильное оскорбление, на наш взгляд, также свидетельствует о том, что они разделяют традиционные представления об агрессии мужчин и женщин.

Выявлено, что младшие школьники предпочитают смотреть зарубежные мультфильмы, многие из которых представляют собой не очень качественную продукцию о монстрах, вампирах, привидениях и всемогущих роботах. В этих мультфильмах на первый план выходит борьба, сражение, перестрелка, в которой участвуют мужские персонажи. Посмотрев такие мультфильмы, у ребёнка может сформироваться представление о том, что сила и способность убивать — основная ценность в жизни мужчины. В отечественных мультфильмах главными ценностями выступают доброта, справедливость, дружелюбность.

Любимыми кинофильмами мальчиков являются зарубежные боевики и фильмы ужасов, девочки же предпочитают отечественные комедии и зарубежные фильмы о любви. В боевиках физическая агрессия, совершаемая, как правило, мужчинами, часто изображается в качестве наиболее предпочтительного средства решения тех или иных межличностных проблем и конфликтов. Тем самым у детей формируется представление о дозволенности и нормативности такого поведения со стороны представителей мужского пола.

Таким образом, в ходе исследования обнаружены гендерно специфические проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста, а также выявлены факторы гендерно асимметричной социализации (представления родителей и педагогов об агрессивном поведении, кинои мультфильмы и др.), обусловливающие развитие этих особенностей.

Заключение

.

Данное диссертационное исследование посвящено изучению тендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста.

Анализ литературы позволяет утверждать, что в психологии отсутствует единое понимание агрессии. Мы используем следующее определение агрессии: мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Термин «гендер» также не имеет окончательного и однозначного определения. В этом термине зафиксировано понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально детерминированные представления о женщине и мужчине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст психического развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. Гендер — это не физические различия между полами, а социально конструируемые, воспроизводящиеся и изменяющиеся особенности личностных качеств и поведения женщин и мужчин.

Существуют противоречивые взгляды на проблему тендерных аспектов агрессии. Одни исследователи констатируют более высокий уровень агрессии мужчиндругие — отсутствие различий в степени выраженности, но их наличие в проявлении агрессии (мужчины/мальчики чаще прибегают к прямой и физической, а женщины/девочки — к косвенной и вербальной агрессии). Ряд зарубежных исследований, в которых учитывались разные виды агрессии, дают повод усомниться в том, что представители мужского пола более агрессивны.

Данные особенности проявления агрессии представителями женского и мужского пола мы интерпретируем следующим образом. В первые годы жизни они не обнаруживаются, так как не являются врождёнными. Но, благодаря социальным ожиданиям ближайшего окружения и общества, подкреплениям соответствующих полу психологических и поведенческих характеристик, развитию тендерной идентичности, дети постепенно начинают вести себя по-разному: девочки — скрывать агрессивные побуждения, а мальчикиоткрыто выражать их. Процесс гендерно асимметричной социализации начинается буквально с момента рождения (его зачатки можно увидеть ещё до рождения ребёнка) и продолжается в течение всей жизни человека. Мужчина также имеет право на агрессию, которая может уходить корнями в компенсаторную мужественность (совокупность качеств, с помощью которых мужчины вынуждены компенсировать своё несоответствие общепринятому стандарту мужественности), а у женщин наложен на неё запрет, что приводит к специфическим проявлениям агрессии.

Актуальность и малая разработанность проблемы тендерных аспектов агрессии обусловили проведение эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей проявления агрессии девочками и мальчиками младшего школьного и подросткового возраста, а также гендерно-специфических факторов, обусловливающих развитие этих особенностей. Анализ результатов эмпирического исследования позволяет констатировать:

1. Учащимся младшего школьного возраста наиболее свойственна прямая агрессия: мальчикам — физическая (дерутся, бьют, толкают, пинают), а девочкам — вербальная (ссорятся, обзываются, кричат, ворчат). Девочки при описании собственного агрессивного поведения чаще упоминают о случаях проявления ими физической агрессии, нежели их одноклассники/одноклассницы и учителяродители девочек также отмечают, что они часто дерутся с братьями/сёстрами. Мы считаем, что дома девочки не всегда сдерживают свои агрессивные импульсы, тогда как в школе они, стремясь соответствовать образу идеальной девочки и примерной ученицы, налагают запрет на открытое проявление плохого настроения, обиды, раздражения и, тем более, агрессии. Группу агрессивных учащихся составили 8 мальчиков (И % от всей выборки). В течение часа наблюдений они демонстрировали три и более актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других учащихся было зафиксировано не более одного. Причины высокого уровня агрессии учеников: в одних случаях — это частые физические наказания, являющиеся моделью агрессивного поведенияв другихнедостаток родительского внимания, любви и полноценного общенияв качестве отдельной причины назовём стиль воспитания, заключающийся в стремлении сделать из своего сына «настоящего» мужчину.

2. При переходе от младшего школьного к подростковому возрасту, как у девочек, так и у мальчиков, изменяются представления об агрессии и, как следствие, — формы её проявления. Если в младшем школьном возрасте большинство учащихся отрицательно высказываются о каких бы то ни было проявлениях агрессии, считают её недопустимой формой поведения, то в подростковом — девочки негативно реагируют, в первую очередь, на прямую физическую агрессию, а мальчики — на косвенную вербальную. В то же время мальчики-подростки склонны оправдывать человека, проявляющего прямую физическую агрессию, и обвинять его жертву («сам виноват»). Косвенная вербальная агрессия имеет у девочек постоянную тенденцию к нарастанию: они осознают, что агрессия является нежелательной для них формой поведения, и поэтому налагают запрет на её открытое проявление. Агрессивные учащиеся сохраняют за собой свой «статус» и в подростковом возрасте, у некоторых констатируется асоциальное поведение (воровство, бродяжничество, мелкое хулиганство).

3. Гендерно асимметричная социализация в семье порождает особенности проявления агрессии мальчиками и девочками. Большинство родителей разделяют традиционные представления об агрессивном поведении, причём у отцов они более выражены, нежели у матерей (эти результаты согласуются с данными отечественных и зарубежных исследований). А так как всё больше отцов вовлекается в процесс воспитания, их влияние на детей оказывается немаловажным. Многие из них не только оправдывают, но и поощряют физическую агрессию со стороны своих сыновей, причём только в том случае, если она находит выражение за пределами домаони считают, что в наше время, чтобы добиться успеха, мальчику надо учиться быть жёстким и агрессивным. Со стороны девочек агрессивное поведение, как правило, не поощряется родителями. Матери и отцы косвенно влияют на тендерные особенности агрессивного поведения через выбор игрушек и игр (они приобретают для сыновей пистолеты, ружья, танки, а для дочерей — кукол, игрушечную мебель, посуду), а также книги, которые они покупают детям (в сказках, которые с интересом читаются детьми младшего школьного возраста, положительные героини являются воплощением традиционной женственности, которым не свойственна агрессия, в отличие от мужских персонажей).

4. В школе подкрепляются те особенности агрессии, которые начали развиваться в семье. Учителя подвержены тендерным стереотипам. Хотя большинство из них и считают агрессию недопустимой как со стороны мальчиков, так и для девочек, в действительности они реагируют на неё по-разному: могут «не замечать» агрессивное поведение мальчиков, относятся к нему как к обычному явлению (если оно не вредит физическому здоровью окружающих), но аналогичное поведение со стороны девочек осуждается ими. Девочку начинают упрекать за то, что она ведёт себя как «мальчишка».

5. Ещё одним институтом тендерной социализации являются средства массовой информации. На настоящем этапе развития общества просмотр телепередач зачастую заменяет ребёнку игры, занятия, общение с родителями. Когда ребёнок, ещё не умеющий адекватно воспринимать информацию с экрана, много времени проводит у телевизора, это оказывает мощное деформирующее влияние на становление его психики. Агрессия на телевидении не только служит моделью поведения, но и вызывает своего рода онемение чувств, делает детей менее восприимчивыми к переживаниям тех, кто становится жертвой агрессии. Контент-анализ выявил количественное преобладание и более жёсткий характер эпизодов агрессии в зарубежных кинои мультфильмах, особенно это касается иностранных боевиков, которые предпочитают смотреть мальчики. Большая часть актов агрессивного поведения в СМИ принадлежит мужским персонажам.

Итак, результаты диссертационного исследования свидетельствуют о том, что девочки и мальчики, желая соответствовать принятому в обществе образу фемининности/маскулинности, по-разному проявляют агрессию. Одни стремятся скрыть своё раздражение, недовольство и прибегают к косвенной агрессии, а другие — открыто её выражают, не боясь осуждения. Эти особенности начинают закладываться с самого рождения в семьеа в детском саду, школе, группе сверстников они получают подкрепление и дальнейшее развитиебольшую роль в этом процессе играют также средства массовой информации и национальная культура.

Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что девочкам и мальчикам присущи гендерно-специфические проявления агрессии (первым более свойственны вербальные и косвенные её виды, вторым — физические и прямые), которые с возрастом становятся более выраженнымиданные особенности обусловлены влиянием гендерно асимметричной социализации.

В нашем исследовании представлена небольшая выборка, поэтому для подтверждения полученных результатов рекомендуется дальнейшее исследование тендерных особенностей проявления агрессии на большей выборке учащихся, проживающих, воспитывающихся и обучающихся в разных социокультурных условиях.

Анализ показывает, что исследуемая проблема многоаспектна и многогранна. В диссертации отражены лишь те её стороны, которые вытекают из выдвинутых задач. Важное значение для дальнейшего исследования проблемы имеет ряд направлений, среди которых наиболее актуальна разработка программ работы с родителями и учителями, которые раскрыли бы их роль в развитии особенностей агрессивного поведения мальчиков и девочек, и помогли бы им осознанно влиять на снижение уровня деструктивной агрессии детей и в более широком контексте — современного общества. Это и определяет перспективу научных исследований на будущее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1987. -№ 5.-С. 70−78.
  2. Н.И. Что такое «гендер»? / Н. И. Абубикирова // Общественные науки и современность. 1996. -№ 6. — С. 123−125.
  3. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов/B.C. Агеев//Вопросы психологии. 1987.-№ 2.-С. 152−157.
  4. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов /
  5. B.C. Агеев // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. — С. 95−101.
  6. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004. — 336 с.
  7. Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алёшина, A.C. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4.1. C. 74−82.
  8. .Г. О психологических эффектах социализации / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. Проблемы социализации индивида / под ред. Б. Г. Ананьева, Л. И. Спиридонова. Л.: изд. Ленинградского ун-та, 1971. -С. 144−150.
  9. Ю.М. Преступность среди женщин / Ю. М. Антонян. М.: Российское право, 1992. — 256 с.
  10. Ю.М. Психоаналитический и трансцендентный подходы в объяснении убийств / Ю. М. Антонян, Т. Н. Тихонова, Г. В. Тюменкова // Механизмы человеческой агрессии / под ред. Ю. М. Антонян. М.: ВНИИ МВД России, 2000. — С. 3−37.
  11. А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 508 с.
  12. Т.В. «Эгоистичный тендер», или Воспроизводство тендерной асимметрии в тендерных исследованиях / Т. В. Барчунова // Общественные науки и современность. 2002. -№ 5. — С. 180−192.
  13. М.Берковиц JI. Агрессия: причины, последствия и контроль / JI. Берковиц. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
  14. Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-320 с.
  15. М. Сложный узор одарённости / М. Битянова // Школьный психолог.-1998.-№ 37.-С. 12.
  16. С. де. Второй пол / С. де Бовуар. М.: Прогресс- СПб.: Алетейя, 1997.-832 с.
  17. Н.С. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии / Н. С. Богомолова // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М.: Б. И., 1990. — С. 75−88.
  18. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  19. Л.Д. Тендерное насилие: причины и следствия / Л. Д. Бойченко. Петрозаводск: изд. ПетрГУ, 2005. — 200 с.
  20. Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопросы психологии. 1990-№ 3. — С. 64−69.
  21. У. Два мира детства: дети в США и СССР / У. Бронфен-бреннер. -М.: Прогресс, 1976. 168 с.
  22. Э.Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада: дис.. канд. психол. наук. М., 1998.-224 с.
  23. M.JI. Формирование тендерных стереотипов у детей: социокультурная и социобиологическая парадигма диалог или новое противостояние? / M.JI. Бутовская // Этнографическое обозрение. — 1997. — № 4. -С. 104−122.
  24. Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  25. К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. М.: Педагогика, 1991.-141 с.
  26. Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: дисканд. психол. наук. М., 1995. — 239 с.
  27. А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола / А. Я. Варга // Семья и формирование личности / под ред. A.A. Бодалёва. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. — С. 21−26.
  28. О.С. Агрессивность и её влияние на здоровье школьников / О. С. Васильева, Т. А. Гальченко // Школа Здоровья. 1997. — Т. 4, № 4. -С. 65−71.
  29. Введение в тендерные исследования. Ч. 1: учеб. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. X.: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001. — 708 с.
  30. Введение в тендерные исследования. Ч. 2: хрестоматия / под ред. C.B. Же-ребкина. -X.: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001.-991 с.
  31. В ведение в тендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И. В. Костиковой. М.: изд. МГУ, 2000. — 224 с.
  32. A.JT. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство / АЛ. Венгер. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
  33. Е. Женщина в мужском мире / Е. Весельницкая. СПб.: Медуза, 1995.-126 с.
  34. Дж. Женщина и стресс / Дж. Виткин. СПб.: Питер Пресс, 1995. -320 с.
  35. O.A. Введение в тендерные исследования / O.A. Воронина // Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». М.: МЦГИ, 1997. — С. 29−34.
  36. O.A. О необходимости развития тендерных исследований в России / O.A. Воронина // Женское движение в контексте российской истории. Юбилейные чтения. М.: «Эслан», 1999. — С. 27−28.
  37. O.A. Формирование тендерного подхода в социальных науках / O.A. Воронина // Тендерный калейдоскоп / под ред. М. М. Малышевой. -М.: Academia, 2002. С. 8−33.
  38. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  39. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  40. Гендерный подход к проблеме насилия. Исследовательские стратегии и роль образовательных программ (сборник материалов круглого стола, состоявшегося 23 апреля 2002 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова) / под ред. Г. Ф. Беляевой. М.: МАКС Пресс, 2002. — 60 с.
  41. Я.И. Стадии социализации индивида / Я. И. Гилинский // Человек и общество. Проблемы социализации индивида / под ред. Б. Г. Ананьева, Л. И. Спиридонова. Л.: изд. Ленинградского ун-та, 1971. — С. 44−55.
  42. Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. М.: изд. Московского ун-та, 1987. — 176 с.
  43. И. Тендерный дисплей / И. Гоффман // Введение в тендерные исследования. Ч. 2 / под ред. C.B. Жеребкина. X.: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001.-С. 306−335.
  44. И.В. Психология половых различий / И. В. Грошев. Тамбов: изд. ТГУ, 2001.-683 с.
  45. А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. — 218 с.
  46. А. Геноцид, или Китайское бинтование ног / А. Дворкин // Антология тендерных исследований / сост. и коммент. Е. И. Гаповой, А.Р. Ус-мановой. Мн.: Пропилеи, 2000. — С. 7−28.
  47. H.A. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / H.A. Дубинко // Вопросы психологии. 2000. -№ 1.-С. 53−57.
  48. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. Псков: изд. Псковского областного ин-та усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
  49. С.Н. Дети и психология агрессии / С. Н. Ениколопов // Школа Здоровья. 1995. — Т. 2, № 3. — С. 31−39.
  50. К.Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. М.: изд. МГУ, 1980. — 440 с.
  51. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  52. В.Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. М.: Педагогика, 1991.-256 с.
  53. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 65−69.
  54. В.Е. Половое воспитание девочки в семье / В. Е. Каган. М.: Советский спорт, 1990.-48 с.
  55. И.С. Тендерная социализация: учеб. пособие / И. С. Клёцина. -СПб.: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 92 с.
  56. И.С. Изучение половых различий как направление тендерных исследований в психологии / И. С. Клёцина // Общество в тендерной перспективе / сост. Е. Г. Луковицкая. Вел. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — С. 32−37.
  57. И.С. Развитие тендерных исследований в психологии / И. С. Клёцина // Общественные науки и современность. 2002. — № 3. — С. 181−192.
  58. И.С. Теоретические проблемы тендерной психологии / И. С. Клёцина // Мир психологии. 2001. — № 4. — С. 162−179.
  59. Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / Т. А. Клименкова. М.: Преображение, 1996. — 155 с.
  60. Т.А. Насилие как основа культуры патриархатного типа. Тендерный подход к проблеме / Т. А. Клименкова // Тендерный калейдоскоп / под ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. — С. 121−146.
  61. О.И. Мужчина и женщина. Проблемы современной социализации / О. И. Ключко. Саранск: изд. Мордовского гос. пед. ин-та, 2002. — 99 с.
  62. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: дис.. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 161 с.
  63. Я.JI. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. 1985. — № 3. -С. 165−171.
  64. С.Л. Психологические особенности агрессивных детей 5−7-летнего возраста: дис. канд. психол. наук. -М., 1994.-222 с.
  65. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации / Л. П. Колчина // Темперамент: системное исследование / под ред. B.C. Мерлина. Пермь: изд. Пермского гос. пед. ин-та, 1976. — С. 45−64.
  66. Кон И. С. Маскулинность как история / И. С. Кон // Тендерные проблемы в общественных науках / отв. ред. И. М. Семашко. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2001. — С. 9−37.
  67. Кон И. С. Принцип Адама / И. С. Кон // Семья и школа. 1996. — № 2. — С. 10−13.
  68. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии.-1981.-№ 2.-С. 47−57.
  69. Кон И. С. Ребёнок и общество. Историко-этнографическая перспектива / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  70. Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков / Д. Коннор. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 286 с.
  71. Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 193 с.
  72. Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников / Е.Е. Копчё-нова // Психолог в детском саду. 1999. — № 1. — С. 64−66.
  73. E.H. Эти загадочные малыши. / E.H. Корнеева Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999.-224 с.
  74. .В. Влияние полоролевых представлений родителей на формирование личностных особенностей одарённых девочек: дис.. канд. психол. наук. -М., 2002. 181 с.
  75. H.H. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию / H.H. Коростылёва. М.: Библионика, 2005. — 240 с.
  76. И.Л. Парадоксы души русской женщины / И. Л. Корчагина. -М.: «ИП РАН», «КСП», 1997. 224 с.
  77. H.H. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребёнка: дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. -197 с.
  78. A.C. Личность и половая роль (симптомокомплекс маскулинно-сти/фемининности в норме и патологии) / A.C. Кочарян. X.: Основа, 1996.-128 с.
  79. Д. Нравственность, агрессия, справедливость / Д. Креч, Р. Кратч-филд, Н. Ливсон // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 84−97.
  80. В.Н. Социальные стереотипы условие и продукт социализации / В. Н. Куницына // Человек и общество. Проблемы социализации индивида / под ред. Б. Г. Ананьева, Л. И. Спиридонова. — Л.: изд. Ленинградского ун-та, 1971.-С. 184−193.
  81. Е.А. Невроз агрессии природа явления / Е. А. Курилович // Одарённый ребёнок. — 2002. — № 4. — С. 68−76.
  82. Т.Ю. Насилие в средствах массовой информации и агрессивное поведение / Т. Ю. Латынова // Познание. Общество. Развитие / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1996. — С. 162−171.
  83. Н.Д. Психическое состояние агрессии / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1972. — № 6. — С. 168−173.
  84. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов//Вопросы психологии. 1967. -№ 6. — С. 118−129.
  85. Р. Человеческая индивидуальность. Наследственность и среда / Р. Левонтин. -М.: «Прогресс» «Универс», 1993.-208 с.
  86. Дж. Принципы тендерного конструирования / Дж. Лорбер, С. Фаррел // Хрестоматия феминистских текстов / под ред. Е. Здравомы-словой, А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. — С. 187−192.
  87. К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. -М.: «Прогресс» -«Универс», 1994.-271 с.
  88. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоро-левого поведения ребёнка: дис. канд. психол. наук. Л., 1988.-242 с.
  89. И.И. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах / И. И. Лунин, Г. В. Старовойтова // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / отв. ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб.: Наука, 1991. — С. 6−16.
  90. Ю1.Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1996. — 682 с.
  91. О.Ю. Психология пола и возраста: учеб. пособие / О. Ю. Маркова. СПб.: изд. СПбГЭТУ, 2000. — 68 с.
  92. ЮЗ.Матейчек 3. Родители и дети: книга для учителя / 3. Матейчек. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  93. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  94. Мужчина и женщина в современном мире. Меняющиеся роли и образы. В 2 т. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. — 2 т.
  95. Юб.Ниссен Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков / Г. Ниссен // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. — № 4. -С. 13−20.
  96. Одарённые дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-376 с.
  97. Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: дис. канд. психол. наук. -М., 2000. 106 с.
  98. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 61−68.
  99. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: методические рекомендации. Киев: Киевская городская организация общества «Знание» Украины, 1991. — 20 с.
  100. Ш. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. М.: «ФОРУМ», 1997. -160 с.
  101. В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1999. — 195 с.
  102. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: дис. канд. психол. наук. -М., 1984. 173 с.
  103. Пол, тендер, культура. Немецкие и русские исследования / под ред. Э. Шорэ, К. Хайдер. М.: изд. РГГУ, 1999. — 214 с.
  104. Л.В. Тендерные аспекты самореализации личности: учеб. пособие к спецсеминару / Л. В. Попова. М.: Прометей, 1996. — 42 с.
  105. Л.В. Тендерные особенности психического развития в дошкольном детстве, или Как мы влияем на наших детей, даже не зная об этом / Л. В. Попова // Детский сад от, А до Я. 2004. — № 2. — С. 110−124.
  106. Л.В. Тендерный анализ концепций психологии творчества / Л. В. Попова //Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». -М.: МЦГИ, 1997.-С. 136−141.
  107. JI.B. Проблемы самореализации одарённых женщин / JI.B. Попова // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 31−42.
  108. JI.B. Психологические исследования и тендерный подход / JI.B. Попова // Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. — С. 119−130.
  109. JI.B. Отношение к социальным ролям женщин и ценностные ориентации одарённых старшеклассниц / JI.B. Попова, В. Я. Кисленко, H.A. Орешкина // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 336−346.
  110. JI.B. Как школа может содействовать реализации способностей одарённых девочек / JI.B. Попова, H.A. Орешкина // Педагогическое обозрение.- 1995.-№ 3.-С. 41−46.
  111. Е.А. Что такое домашнее насилие. Концептуальный подход к проблеме / Е. А. Потапова // Тендерный калейдоскоп / под ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. — С. 489−503.
  112. Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003.-480 с.
  113. A.M. Подросток в учебнике и в жизни / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М.: Знание, 1990. — 79 с.
  114. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  115. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-М.: Педагогика-Пресс, 1997.-440 с.
  116. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2003. — 656 с.
  117. Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста / Л. Пулккинен // Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987. — С. 132−137.
  118. Н.Л. Тендерная асимметрия современной социализации и перспективы тендерной педагогики / Н. Л. Пушкарёва // Тендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1 / под ред. Л. В. Штылёвой. Мурманск: ОУ КРЦЦО и РЖ, 2001. — С. 25−32.
  119. Ш. Пушкарёва Н. Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук / Н. Л. Пушкарёва // Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. — С. 15−34.
  120. Развитие личности ребёнка / под ред. A.M. Фонарёва. М.: Прогресс, 1987.-272 с.
  121. Й. Секреты личности / Й Раншбург, П. Поппер. М.: Педагогика, 1983.-160 с.
  122. А.Р. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования / А. Р. Ратинов, О. Д. Ситковская // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. -М.:Б. И., 1990.-С. 4−15.
  123. A.A. Агрессия и агрессивность личности / A.A. Реан // Психологический журнал. 1996. — Т. 17, № 5. — С. 3−18.
  124. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1987. — № 2. -С.158−165.
  125. Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. М.: изд. Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2004.-288 с.
  126. Н. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году / Н. Римашевская, Д. Ванной, М. Малышева. М.: Academia, 1999.-272 с.
  127. A.A. Направленная игротерапия агрессивного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Альбом диагностических и коррекционных методик / A.A. Романов М.: «Принт», 1998 — 9 с.
  128. Н.М. Сексуальное насилие: тендерные установки и аттитюды преступников и жертв / Н. М. Романова // Женщина. Тендер. Культура. -М.: МЦГИ, 1999.-С. 131−141.
  129. Т.Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1992. — № 5−6. — С. 35−40.
  130. Т.Г. Агрессия. Проблемы и поиски в западной философии и науке / Т. Г. Румянцева. Мн.: «Университетское», 1991. — 148 с.
  131. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии 1991.-№ 1- С. 81−87.
  132. JT.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие / JI.M. Семенюк. -М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. 96 с.
  133. A.C. Насилие над женщиной / A.C. Синельников // Женское движение в контексте российской истории. Юбилейные чтения. -М.: «Эслан», 1999.-С. 36.
  134. Мб.Сироткин С. Ф. Агрессивность детей как объект педагогической диагностической оценки: дисканд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 245 с.
  135. О.Д. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников / О. Д. Ситковская // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование,-М.: Б. И., 1990.-С. 88−98.
  136. А.П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. М.: Политиздат, 1992. — 351 с.
  137. Словарь тендерных терминов / под ред. A.A. Денисовой. М.: Информа-ция-XXI век, 2002. — 256 с.
  138. Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. 2002. -№ 1.-С. 17−26.
  139. Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.
  140. СЛ. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности / C.JI. Соловьёва // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995. — № 3. — С. 13−19.
  141. C.JI. Агрессивность как свойство личности в норме и в патологии: дис. докт. психол. наук. СПб., 1996. — 600 с.
  142. A.A. Тендер как концепция и методология исследования Российской культуры / A.A. Темкина // Женское движение в контексте российской истории. Юбилейные чтения. M.: «Эслан», 1999. — С. 12−14.
  143. Теория и история феминизма: курс лекций / под ред. И. А. Жеребкиной. -X.: ХЦГИ, Ф-Пресс, 1996. 388 с.
  144. Е.И. Терминологические вопросы в тендерных исследованиях / Е. И. Трофимова // Общественные науки и современность. 2002. -№ 6.-С. 178−188.
  145. К. Создание тендера / К. Уэст, Д. Зиммерманн // Тендерные тетради. Вып. l.-СПб.: ИС РАН, 1997.-С. 94−124.
  146. Флэйк-Хобсон К. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 511 с.
  147. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практ. пособие / К. Фопель. М.: Генезис, 1998. — 160 с.
  148. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд М.: Наука, 1989. -456 с.
  149. . Загадка женственности / Б. Фридан. М.: «Прогресс» — «Литера», 1993.-496 с.
  150. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: «АСТ-ЛТД», 1998.-672 с.
  151. И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. Мн.: Ильин В. П., 1996. — 192 с.
  152. .И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола / Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. 1997. -№ 3.-С. 32−39.
  153. X. Мотивация и деятельность. Т. 1. / X. Хекхаузен М.: Педагогика, 1986.-408 с.
  154. В. Человек и агрессия. 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма / В. Холличер. М.: Прогресс, 1975. — 132 с.
  155. К. Психология женщины / К. Хорни. М.: Эксмо, 2003. — 352 с.
  156. Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований / Р. Хоф // Пол, тендер, культура. Немецкие и русские исследования / под ред. Э. Шорэ, К. Хайдер. М.: изд. РГТУ, 1999. — С. 23−53.
  157. ПО.Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997.-608 с.
  158. О.В. Тендер / О. В. Шабурова // Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. — С. 177−180.
  159. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Элько-нин. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416 с.
  160. Ammon G. Gruppendynamik der aggression / G. Ammon. Munchen: Kindler, 1981.-155 p.
  161. Bandura A. Psychological mechanisms of aggression / A. Bandura // Aggression: Theoretical and empirical reviews. Vol. 1. Theoretical and methodological issues / ed. by R.G. Geen, E.I. Donnerstein. New York: Academic Press, 1983.-P. 1−40.
  162. Bern S.L. Sex-role adaptability: One consequence of psychological androgyny/ S.L. Bern // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. -Vol. 31.-P. 634−643.
  163. Bjorkqvist K. Sex differences in physical, verbal and indirect aggression: A review of recent research / K. Bjorkqvist // Sex Roles. 1994. — Vol. 30, № 3−4.-P. 177−188.
  164. Burbank V.K. Cross-cultural perspectives on aggression in women and girls: An introduction / V.K. Burbank // Sex Roles. 1994. — Vol. 30, № 3−4. -P.169−176.
  165. Buss A.H. Physical aggression in relation to different frustrations / A.H. Buss // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. — Vol. 67, № 1. -P. 1−7.
  166. Buss A.H. The psychology of aggression / A.H. Buss. New York: John Wiley, 1961.-307 p.
  167. Cross-cultural evidence of female indirect aggression / K. Osterman, K. Bjorkqvist, K.M.J. Lagerspetz, A. Kaukiainen, S.F. Landau, A. Fraczer, G.V. Caprara // Aggressive Behavior. 1998. — Vol. 24, № 1. — P. 1−8.
  168. Do bullies and victims display different types of aggression? / M. Camodeca, F. Goossens, M. Terwogt, C. Schuengel. Poster presented at the Xth European Conference on Developmental Psychology, Uppsala, Sweden, August 22−26, 2001.-4p.
  169. Dollard J. Frustration and aggression / J. Dollard, L.W. Doob, N.E. Miller, O.H. Mowrer, R.R. Sears. New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1939. -150 p.
  170. Eagly A.H. Gender and aggressive behavior: A meta-analytic review of the social psychological literature / A.H. Eagly, V.J. Steffen // Psychological Bulletin. 1986. — Vol. 100, № 3. — P. 309−330.
  171. Farrington D.P. Early predictors of adolescent aggression and adult violence / D.P. Farrington // Violence and victims. 1989. — V. 4. — P. 79−100.
  172. Freedman J.L. Television violence and aggression: A rejoinder / J.L. Freed-man // Psychological Bulletin. 1986. — Vol. 100, № 3. — P. 372−378.
  173. Huesmann L.R. The stability of aggression over time and generations / L.R. Huesmann, L.D. Eron, M.M. Lefkowitz, L.O. Walder // Developmental Psychology. 1984. — Vol. 20. — P. 1120−1134.
  174. Huesmann L.R. Long-term effects of repeated exposure to media violence in childhood / L.R. Huesmann, L.S. Miller // Aggressive behavior: Current perspectives / ed. by L.R. Huesmann. New York- London: Plenum Press, 1994.-P. 153−186.
  175. Hyde J.S. How large are gender differences in aggression: A developmental meta-analysis / J.S. Hyde // Developmental Psychology. 1984. — Vol. 20. -P. 722−736.
  176. Karli P. L’Homme agressif / P. Karli. Paris: Jacob, 1987. — 474 p.
  177. Kerrin C. Strong and muscular = aggressive? Body build and aggression in men: Abstr. 11th World Meet. Int. Soc. Res. Aggress., Delray Beach, Fla, July6.10,1994 // Aggressive Behavior. 1995. — Vol. 21, № 3. — P. 169.
  178. Maccoby E.E. Sex differences in aggression: A rejoinder and reprise / E.E. Maccoby, C.N. Jacklin // Child Development. 1980. — Vol. 51, № 4. -P. 964−980.
  179. Maccoby E.E. The psychology of sex differences / E.E. Maccoby, C.N. Jacklin. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974. — 634 p.
  180. Moser G. L’agression / G. Moser. Paris: Presses univ. de France, 1987. -125 p.
  181. Pagelow M.D. Family violence / M.D. Pagelow. New York: Praeger, 1984. -592 p.
  182. Perry D.G. Sex differences in the consequences that children anticipate for aggression / D.G. Perry, L.C. Perry, R.J. Weiss // Developmental Psychology.- 1989.-Vol. 25.-P. 312−319.
  183. Persson G. A longitudinal perspective on prosocial and aggressive behavior among young children in naturalistic peer contexts. Poster presented at the Xth European Conference on Developmental Psychology, Uppsala, Sweden, August 22−26,2001.-2 p.
  184. Social representations of aggression: Crossing the sex barrier / A. Campbell, S. Muncer, A. Guy, M. Banim // European Journal Social Psychology. 1996.- Vol. 26, № 1.- P. 135−147.
  185. Straus M.A. Behind closed doors: Violence in the American family / M.A. Straus, R.J. Gelles, S.K. Steinmetz. New York: Anchor/Doubleday, 1980.-301 p.
  186. Tapper K., Boulton M. Sex differences in indirect and relational aggression: An observational study. Poster presented at the XVth Biennial Meeting of ISSBD, Berne, Switzerland, July 1−4,1998. 6 p.
  187. Tedeschi J.T. Social influence theory and aggression / J.T. Tedeschi // Aggression: Theoretical and empirical reviews. Vol. 1. Theoretical and methodological issues / ed. by R.G. Geen, E.I. Donnerstein. New York: Academic Press, 1983.-P. 135−162.
  188. Tieger T. On the ethological basis of sex differences in aggression / T. Tieger // Child Development. 1980. — Vol. 51, № 4. — P. 943−963.
  189. Verlaan P., Schwartzman A. Gender differences in direct and indirect aggression: A comparison between peer and self ratings. Poster presented at the XVth Biennial Meeting of ISSBD, Berne, Switzerland, July 1−4,1998. 15 p.
  190. Verlaan P., Schwartzman A. Physical and indirect aggression: The links with parental functioning in middle childhood. Poster presented at the XVth Biennial Meeting of ISSBD, Berne, Switzerland, July 1−4,1998. 11 p.
  191. White J.W. Sex and gender issues in aggression research / J.W. White // Aggression: Theoretical and empirical reviews. Vol. 2. Issues in research / ed. by R.G. Geen, E.I. Donnerstein. New York: Academic Press, 1983. — P. 1−26.
  192. Zillmann D. Arousal and aggression / D. Zillmann // Aggression: Theoretical and empirical reviews. Vol. 1. Theoretical and methodological issues / ed. by R.G. Geen, E.I. Donnerstein. New York: Academic Press, 1983. — P. 75 101.
  193. Zukauskiene R. Gender differences in the growth and diffusion of aggression. Poster presented at the XVth Biennial Meeting of ISSBD, Berne, Switzerland, July 1−4, 1998.-8 p. л
Заполнить форму текущей работой