Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез исследования использовались следующие методы сбора эмпирической информации: анкетный опрос, психодиагностическое тестирование: анкета Б. Басса «Определение направленности личности», рефлексивно-инновационная методика «Контрасты Вашей судьбы» Е. П. Варламовой, биографическая методика «Линии жизни» А. А. Кроника, Е. И. Головахи… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основания изучения временной трансспективы личности
- 1. 1. Анализ научных исследований временной трансспективы личности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Понятие «событие», как структурный компонент представлений личности о жизненном пути
- Глава II. Рождение ребенка-инвалида, как переломное событие в жизни матери
- 2. 1. Анализ личностных изменений женщин, обусловленных рождением ребенка-инвалида
- 2. 2. Научно-психологическое исследование направленности, как центральной характеристики личности, чувствительной к жизненным изменениям
- Глава III. Особенности временной трансспективы матерей детейинвалидов
- 3. 1. Программа исследования
- 3. 2. Временная трансспектива матерей детей-инвалидов
- 3. 3. Направленность личности матерей детей-инвалидов
- 3. 4. Временная трансспектива матерей детей-инвалидов в контексте направленности личности
Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и постановка проблемы исследования. Жизненный путь каждого человека представляет собой индивидуальное решение, выбор основного направления, способа жизни, определение главных целей, этапов их достижения (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, C.JI. Рубинштейн и др.). Анализ результатов, накопленных в рамках изучения проблемы жизненного пути, позволяет выделить временную трансспективу, как целостный хронотоп жизни субъекта, существующий во взаимосвязи и взаимозависимости его прошлого, настоящего, будущего. Научный интерес к изучению временной трансспективы присутствует в работах Т. Н. Березиной, Л. В. Бороздиной, В. И. Ковалева, Е. В. Некрасовой, И. А. Спиридоновой. Именно сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее отличает исследуемую категорию и позволяет оценить представления субъекта о его полном временном пространстве.
Большое влияние на жизненный путь, представления личности о собственной жизни, ее развитие, достижении целей оказывают события, происходящие в течение жизни (Н.А. Логинова, В. В. Нуркова, С. Л. Рубинштейн и др.). Зачастую не возможно проследить роль отдельного события на жизненном пути, но изменения в личности, которые потенциально несут переломные события не возможно не заметить. Одним из таких событий является «рождение ребенка-инвалида» в семье. У родителей, чей ребенок родился с нарушениями, ситуация складывается не так как у «обычных» родителей. Это очень тяжелое и серьезное испытание глубоко затрагивает, в первую очередь, мать, ведь именно на нее ложится основной уход и забота о ребенке. Немногие жизненные ситуации требуют от человека такого мужества и умения адаптироваться, как данное событие, которое изменяет представления о жизни и себе навсегда (Н.В. Жутикова, Т. Д. Зинкевич, Т. Е. Козлова, Л. А. Нисевич и др.). Исследователи раскрывают особенности отношения женщин к собственному ребенку-инвалиду, которое колеблется от принятия ребенка и его аномалии до открытого отречения. Авторы говорят о сниженном эмоциональном фоне матери ребенка-инвалида. Несмотря на обращение исследователей к проблемам матерей детей-инвалидов, слабо разработанными, при этом, остаются вопросы, связанные с исследованием представлений женщин о собственной жизни, себе в условиях переживания переломного события.
Известно, что под влиянием переломных событий изменяются убеждения, ценности, интересы, идеалы, составляющие основу направленности личности (Б.Г. Ананьев, Б. И. Додонов, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, C.JI. Рубинштейн, К. Левин, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Качественные характеристики и уровень сформированности направленности определяют вектор развития и самореализации личности, становятся основанием психологической устойчивости и стабильности. Являясь одной из основ формирования внутренней позиции человека, направленность задает как особенности жизненною пути и временной трансспективы, так и специфику в преодолении трудностей и проблем, с которыми сталкивается человек в процессе жизнеосуществления.
Переломное событие — «рождение ребенка-инвалида», стимулирует человека адаптировать устоявшиеся ценности, интересы, потребности, идеалы, устремления к сложившимся обстоятельствам жизни, что, по сути, определяет содержание личностных изменений. Такие рассуждения позволяют предположить, что направленность личности таюке будет меняться сообразно данным изменениям. Приспособив ведущие личностные ориентиры к жизни с больным ребенком, трансформированная направленность матерей становится свойством, закладывающим основу определенности и устойчивости. Перемены во внутреннем мире, в свою очередь, сопровождают изменения в представлениях о собственном жизненном пути матери, воспитывающей ребенка-инвалида.
Проведенный анализ результатов теоретических и эмпирических исследований жизненного пути, временной трансспективы, направленности личности показал, что на сегодняшний день остаются открытыми вопросы относительно содержания временной трансспективы матерей детей-инвалидов, ее качественного своеобразия, того, как преодолеваются последствия негативных событий в контексте жизненного пути и отражаются на содержании временной трансспективы, какими ресурсами обладает человек, переживший переломное событие, чем обусловлена временная трансспектива матерей детей-инвалидов?
Таким образом, выявилось противоречие между актуальностью исследования представлений о временной трансспективе матерей детей-инвалидов, как составляющей жизненного пути, с одной стороны, и недостаточной ее изученностью, с другой стороны. Теоретико-методологическое осмысление и эмпирическое исследование трансформации временной трансспективы матерей детей-инвалидов, произошедшей под влиянием переломного события «рождения ребенка-инвалида» будут способствовать разработке «путей» преодоления негативных последствий выявленных изменений. Указанное противоречие явилось причиной обращения к данной проблеме и позволило определить цель диссертационного исследования.
Цель исследования: выявление психологических особенностей временной трансспективы матерей детей-инвалидов, в контексте направленности личности.
Объект — временная трансспектива личности.
Предмет — психологические особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов.
Задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных научных представлений о жизненном пути, временной трансспективе, направленности личности, в том числе и при переломном событии.
2. Сформулировать концептуальные основания диссертационной работы, разработать и реализовать программу эмпирического исследования особенностей временной трансспективы и направленности личности женщин воспитывающих детей-инвалидов.
3. Выявить, проанализировать и описать особенности временной трансспективы и направленности личности матерей детей-инвалидов, проследить взаимосвязь данных параметров.
4. Разработать психокоррекционную программу, направленную на оптимизацию представлений о собственной жизни матерей детей-инвалидов.
Гипотезы:
1. Вероятно, событие «рождение ребенка-инвалида» наделяется матерью особым статусом среди других событий жизненного пути, отличающимся критической важностью, нарушающим преемственность существования, требующим, определенного процесса адаптации и поэтому оно может быть отнесено к разряду «переломных событий» жизненного пути.
2. Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов, скорее всего, состоят в трансформации представлений о собственном прошлом, настоящем и будущем, выражающейся в тенденции противоречивого отношения к собственной жизни в целом, а также отдельным ее этапам.
3. Трансформации временной трансспективы, по-видимому, сопутствуют изменения в структуре жизненных ценностей, направленности личности, имеющих место в связи с переживанием матери события «рождение ребенка-инвалида».
Теоретико-методологической основой исследования явились:
— подходы к изучению жизненного пути личности (К, А. АбульхановаСлавская, Б. Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн и.др.), временной трансспективы (Т.Н. Березина, JI.B. Бороздина, В. И. Ковалев, Е. В. Некрасова, И.А.Спиридонова);
— положения системного подхода (Л.С. Выготский, Б. Ф. Ломов, В. Е. Клочко, В. Д. Шадриков и др.);
— причинно-целевая концепция психологического времени (ЕМ. Головаха, А.А. Кроник);
— научно-теоретические основы, раскрывающие содержательные аспекты направленности личности (Б.Г. Ананьев, Б. И. Додонов, И. Д. Егорычева, Д. А. Леонтьев, К. Роджерс и др.);
— представления о личностных изменениях матерей детей-инвалидов (Н.В. Жутикова, Т. Д. Зинкевич, Т. Е. Козлова, Л. А. Нисевич и др.);
— представления о событийной обусловленности жизненного пути (М.Е. Зеленова, Е. О. Лазебная, Е. А. Логинова, В. В. Буркова, Т. Е. Резник, С.Л. Рубинштейн).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез исследования использовались следующие методы сбора эмпирической информации: анкетный опрос, психодиагностическое тестирование: анкета Б. Басса «Определение направленности личности», рефлексивно-инновационная методика «Контрасты Вашей судьбы» Е. П. Варламовой, биографическая методика «Линии жизни» А. А. Кроника, Е. И. Головахи, модифицированный тест «Временной семантический дифференциал» Е. И. Головахи, А. А. Кроника, опросник по изучению эмоциональной направленности Б. И. Додонова, модифицированная методика «Определение доминирующей личностной направленности И. Д. Егорычевой, модифицированная методика «Здесь и теперь, там и тогда» А. А. Файзулаева. Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, Критерий U Манна-Уитни, корреляционный, факторный анализ) с использованием компьютерной программы «Statistica 6.0», «SPSS 13.0».
В эмпирическом исследовании принимали участие 110 женщин воспитывающих детей в возрасте, от шести месяцев до четырех лет. В экспериментальную группу вошли пятьдесят пять матерей детей-инвалидов, которые обращались в Краевой реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями и детскую поликлинику. Контрольную группу составили пятьдесят пять матерей детей того же возраста, не имеющих статус «инвалид».
Научная новизна исследования:
— определены и проанализированы психологические особенности матерей воспитывающих детей-инвалидов. Невозможность управлять своей жизнью, пребывание в состоянии неудовлетворенности, тревоги, сопровождается позицией отказа от принятия жизненной ситуации, в которой они оказались;
— обосновано содержание временной трансспективы матерей детей-инвалидов, как составляющей жизненного пути, структурно и содержательно раскрыты компоненты временной трансспективы (когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный, поведенческий);
— выявлены психологические особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов, которые заключаются в слабой событийной насыщенности, негативной эмоциональной оценке настоящего, переоценке прошлого, амбивалентности будущего, проявляющегося в недостаточной стратегичности, целенаправленности планирования, иррациональном выборе средств достижения целиустановлено, что специфика временной трансспективы и направленности личности матерей больных детей обусловлена переломным событием «рождение ребенка-инвалида»;
— выделены и обоснованы основные виды направленности личности матерей детей-инвалидов;
— получены достоверные данные об особенностях взаимосвязи временной трансспективы и направленности личности, выявлено, что «пессимистичность» матерей детей-инвалидов сопутствует мрачному образу будущего. Негативисти-ческая направленность не позволяет женщинам почувствовать «вкус сегодняшнего дня». Для матерей с ведущей гуманистической направленностью прошлые события, установки, цели стали не актуальны, перестали давать ресурсы для развития, у женщин отсутствуют ориентиры, которых следует придерживаться, двигаясь вперед. Матери с эгоистической направленностью сосредоточенны на самих себе, им не важно какое было прошлое, есть настоящее, и будет будущее;
— показано, что матери детей-инвалидов, переживают кризис бесперспективности и опустошенности. Кризис бесперспективности проявляется в отсутствии значимого психологического будущего в картине жизни. Активность носит инерционный характер прежней жизненной программы. Кризис опустошенности проявляется в отсутствии значимого психологического настоящего. Во внутреннем мире матери преобладают воспоминания, но при этом жизненная программа не опирается на значимые достижения прошлой жизни. Матери вновь приходится формировать отношение к себе и другим;
Теоретическое значение:
— научно обосновано, что жизненное событие «рождение ребенка-инвалида» является переломным в жизни матери и приводит к негативным переживаниям, которые носят деструктивный и необратимый характер. Полученные результаты открывают новые возможности в развитии психологического знания в области «психологии жизненного пути личности», способствуют углублению его теоретического анализа, а также психологических явлений «временная трансспектива», «представления о жизненных перспективах личности» и др.- расширены имеющиеся теоретические и методологические представления о психологическом времени за счет системного анализа изучаемого явления, проведенного диссертантом;
— результаты, содержащиеся в диссертации, обогащают теоретические основания психологии личности, общей психологии. Представленный в диссертации теоретический материал, а также сформулированные выводы, являются теоретической основой для последующего изучения различных психологических проблем в области психологии личности, ее жизненного пути, психологического времени и др., так как позволяет создать целостное представление о функциях, структуре обсуждаемой в диссертации проблемы;
— определены и экспериментально обоснованы особенности целевых, структурных и содержательных характеристик временной трансспективы матерей имеющих детей-инвалидов;
— показана необходимость использования индивидуальных и групповых психоконсультативных и психотерапевтических технологий в нейтрализации деструктивных поведенческих проявлений в жизни материи.
Практическая значимость исследования определяется следующим:
— предложен и апробирован эмпирический инструментарий изучения временной трансспективы и направленности личности матерей детей-инвалидов, позволяющий получить объективную информацию о специфике данных категорий;
— разработана психокоррекционная программа, направленная на изменение отношения матери больного ребенка к своему настоящему и будущему. Работа способствует общему развитию и саморазвитию личности: глубокому самопознанию, нахождению внутренней гармонии с собой, жизненному самоопределению, выработке психологической устойчивости, что позволяет гармонично строить будущее.
— материалы исследования вошли в курс «Психология аномального развития» для студентов-психологов Алтайского государственного университета.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены согласованностью основных теоретических положений, методологических принципов и применением комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Рождение ребенка-инвалида» — является переломным событием жизненного пути, отличается критической важностью и вызывает необходимость адаптации, приспособления матери к сложившейся ситуации.
2. Временная трансспектива матерей детей-инвалидов отличается трансформациями когнитивного, эмоционального, ценностно-смыслового содержания. Ориентация женщин в прошлое, которое оценивается, как более целенаправленное, насыщенное, счастливое, не позволяет объективно оценить собственную жизнь в настоящем. Отношение к настоящему негативное, непримиримое. Амбивалентное отношение к будущему, проявляется через сочетание надежд и опасений матери.
3. Психотравмирующая ситуация «рождение ребенка-инвалида» требует от женщины адаптации устоявшихся ценностей, потребностей, идеалов, устремлений к сложившимся обстоятельствам жизни, и служит основой трансформации временной трансспективы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на международных (Пенза 2006, Усть-Каменогорск 2006), всероссийских (Барнаул 2005) и региональных (Барнаул 2006) научно-практических конференциях, заседаниях кафедры «Социальной и клинической психологи» Алтайского государственного университета, аспирантских семинарах факультета «Психологии и философии» Алтайского государственного университета.
Материалы исследования послужили основой дня разработки групповой программы «Оптимизация представлений о собственной жизни матерей воспитывающих детей-инвалидов» для работы с женщинами, имеющими детей-инвалидов в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями и Краевом кризисном центре для женщин. Данная программа может быть полезна психологам учреждений социальной защиты, образования и др., в которых ведется комплексная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов.
Полученные результаты легли в основу раздела «Консультирование семей воспитывающих детей с проблемами в развитии» курса «Психология аномального развития» для студентов-психологов Алтайского государственного университета.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения библиографического списка (243 источника), приложения (35). Объем авторского текста содержит 130 страниц.
Проведенный диссертантом анализ психологических работ по изучению жизненного пути, временной трансспективы, направленности личности исследовать временную трансспективу изменение содержания компонентов трансспективы и направленности личности под влиянием переломного события «рождение ребенка-инвалида». Основными результатами исследования предмета диссертационной работы стали следующие. Проведен анализ научной проблематики психологии жизненного пути как основы изучения временной трансспективы личности, рассмотрены основные направления исследования данного феномена в трудах отечественных и зарубежных авторов. Определено понятие, содержание, структура жизненного пути, временной трансспективы. Обозначены основные психологические проблемы в представлениях о собственном прошлом, настоящем и будущем, связанные изменениями в направленности личности матерей-детей инвалидов. Использован подход к изучению временной трансспективы, как целостного многоуровневого системного образования, включающего в качестве ведущих ценностно смысловую, когнитивную, эмоциональную, поведенческую составляющие, в котором подчеркивается важность исследования трансспективы в единстве указанных компонентов. Использованы методики позволяющие получить данные, уточняющие и конкретизирующие специфику направленности личности, формирующий отношение матери к собственной жизни. В процессе выполнения данного исследования сформированы концептуальные основания работы, разработана и апробирована соответствующая им программа эмпирического исследования, результаты которого разносторонне проанализированы: выявлены особенности содержания и взаимосвязи ценностно-смысловой, эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих временной трансспективы, а также специфика представлений о собственной жизни матерей детей 128 инвалидов. Результаты диссертации позволяют ответить на вопросы относительно содержательного наполнения ведущих составляющих временной трансспективы (ценностно-смысловой, эмоциональной, когнитивной, поведенческой), обусловленных рождением ребенка-инвалида. Показаны изменения функционирования временной трансспективы личности как многоуровневой системной структуры жизненного пути. Полученные результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Переломное событие «рождение ребенка-инвалида» является фактором трансформации содержания и структуры временной трансспективы и направленности личности матери-ребенка инвалида.2. Временная трансспектива матерей детей-инвалидов характеризуется спецификой содержания ее составляющих: ценностно-смысловой, эмоциональной, когнитивной и поведенческой.3. Ценностно-смысловая насыщенность временной трансспективы, раскрывается в выраженности внутренних конфликтов в системе ценностных ориентации.4. Специфика эмоциональной составляющей трансспективы проявляется в оптимизации образа прошлого, «очернении» настоящего и биполярности будущего.5. Особенности когнитивного компонента раскрывают сокращение количества ожидаемых и планируемых событий.6. Поиск положительно окрашенных эмоций, стремление к отсутствию страданий, высокая активность характеризует поведенческий компонент трансспективы.7. Дисгармоничность и многогранность наполнения временной трансспективы матерей детей-инвалидов свидетельствует о наличии у женщин «кризиса бесперспективности и опустошенности».8. Особенность направленности личности матерей детей-инвалидов, заключается в тенденции к усилению выраженности отдельных ее составляющих.9. На основе совокупности преобладающих личностных стремлений, желаний, потребностей и др. выделены четыре типа личности в группе матерей детей-инвалидов: «благополучные», «пессимисты», «негативисты», «эгоисты». Только «благополучные» женщины имеют положительное отношение к себе и обществу.10. Ведущая направленность обусловливает особенности содержания временной трансспективы. Итак, результаты проведенного исследования указывают на то, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута. Данная диссертационная работа может служить очередным важным шагом на пути полноценного изучения особенностей представлений о собственной жизни матерей детей-инвалидов.Также данное диссертационное исследование временной трансспективы продолжает изучение влияния различных психотравмирующих, переломных событий на представления личности о собственной жизни. Вместе с тем многоаспектный характер проблемы, которой посвящено исследование, не позволяет рассматривать результаты исследования как исчерпывающие. Перспективным, на наш взгляд, является изучение влияния отношения матери к инвалидности ребенка на переживание времени собственной жизни.
Список литературы
- Абрамова Н.Н. Различные направленности подходы к формированию вуза. профессиональной 2. 3. 4. студентов педагогического //Вопросы гуманитарных наук. 2007. 1. 269-
- Абульханова К. А. Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Абульханова К. А. Способность сознания личности, как субъекта Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности СПб.: Питер, 2000. с. 136. жизни. //Мир психологии. 2006 2 (46). 80-
- Психология личности и образ жизни Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987.-С. 137−144.
- Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. 114−129.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. //Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука с. 19−44. 7. 299с. 8. 9. 10.
- Авдеева Н.Е., Мещерякова СЮ. Вы и младенец: у истоков Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т./Под ред. Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающей общения. М.: 1991. 7−15. 1968. 338с. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.-230с. системы. //Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981. с. 3-
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. 1
- Анциферова Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности. /Отв. ред. Е. В. Шорохов, О. И. Зотова. -М.: 1982. с. 140−147. 14. 15. 15. 16. 206 с. 17. 18. 19. 20. 21. 84−88.
- Ахмеров Р.А. Организация биографического тренинга в условиях психологической консультации. Конструктивная психология новое направление развития психологической науки и практики. Красноярск, 1989. 29−33.
- Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. 222 с. 132 Анциферова Л. И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях. //Психологический журнал. 1996 Т. 12 № 1. 3Арестова О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности Вопросы психологии. 2000. 4. 61-
- Аристотель. О душе. /Пер. П. С. Попова. М.: Просвящение, 1
- Бабулина Л.В. Субъективные и сценарные стратегии жизненного Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л.: Банк А., Гюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой Бекасов О. Б. Временная перспектива личности и планирование пути личности. //Мир психологии. 2007. 1. 68-
- Наука, 1980.-96 с. умственного развития. -Ш., 2001. 130−150. будущей жизни. Психология личности и время: Тез. докл. Черновцы: 1991. Т. 2. -С. 7−9. 28. 29. 30. 31.
- Бурлачук И.Ф., Морозов СМ. Справочник по психологической Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Вайткунене Л. Психологические вопросы профессиональной Варламова Е. П. Психология творчески уникального человека. диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 200 с. -М.: Мысль, 1998.-300 с. пригодности. Вильнюс, 1981. 189 с. М.: Мысль, 2002. 253 с. 133
- Васильев Я.В. Целевая направленность и временная перспектива личности. //Психология личности и время: Тез. докл. Черновцы: 1991. Т.
- Выготский Л. Исторический смысл психологического кризиса. Выготский Л. О психологических системах. Собрание Собрание сочинений: в 6 т. Т.1. М., 1982. с. 291−436. сочинений: в 6 т. Т. 6. М.: Наука, 1984. с. 68-
- Вязниковой Л.Ф. Направленность личности школьников и устойчивость ее проявления в зависимости от влияния группы. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1975. 22 с.
- Гаврилова Т.А. Критический анализ зарубежных психологических концепций «кризисности бескризисности» перехода от детства к взрослости: Автореф. кан. дисс. М., 1985.
- Восприятие времени человеком и его роль в спортивной Выготский Л. С. Психологический словарь. М.: Знамя, 1931.деятельности. Ташкент: Медицина, 1985. 316 с. 134
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Принципы конструктивной психологии. 51. //Конструктивная психология-новое Е.И., Кроник А. А. направление развития мотивации психологической науки и практики. Красноярск, 1989. 6-
- Головаха К исследованию жизненного пути личности. //Мотивация личности. Сб. науч. трудов. М., 1982. 84−95.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Понятие психологического времени. диалектики в психологии. Под ред. //Категории материалистской 53. 54. 55. 56. Л.Анцыферовой. -М.: Наука, 1988. 199-
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Грибакин А. В. Жизненный путь как социально-историческое Гришина В. Г. Психология жизненного пути. //Психологический Гуревич К. М., Раевский A.M. Личность как объект Киев: Наукова думка, 1984. 207с. утверждение человека. Иркутск, 1985. 117 с. журнал. 2007 т. 28. 5. с. 81−88. психологической диагностики. //Психологический журнал. 2001. том 22, 5 С 29−37.
- Гурова О.С. Жизненные перспективы и психологическое здоровье студентов. //Личность: психологические проблемы субъектности. /Под ред. Л. Д. Деминой, И. А. Ральниковой, Д. В. Труевцева. Барнаул, ИздвоБГПУ, 2005.-с. 36−41.
- Гурова О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн. Автореф. канд. псих. наук. Барнаул, 2004. 18 с. 135
- Демина И.А. Психологическое время как основа гуманизации формирования личности и ее образовательного уровня. //Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Тез. междунар. конф. Новосибирск: Барнаул, 1995. с. 85−89. 61.
- Демина Л.Д., Ральникова И. А. Психологическое здоровье и Дикая П.Г., Махнач А. В. Отношение человека к защитные механизмы личности. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. с. 115−117. неблагоприятным жизненным событиями факторы его формирования. //Психологический журнал. 1996. Т. 17. 3. 137−148. 63. 64. 65. 66.
- Додонов Б.Й. Потребности, отношения и направленность личности. //Вопросы психологии. 1978. 5 38−41 Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Мысль, 1978. 272с. Донченко А. П. Фактор времени в нравственном становлении Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. ДъяченкоМ.И., Кандыбович А. А. Краткий психологический личности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 120 с. Киев: Наукова думка, 1989. 173 с. словарь: личность, образование, самообразование, профессия. Мн., Хэлтон, 1998. 399 с. 68. 69.
- Дьяченко Н.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 3-е Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и методы Ениколопов Н. Три образующие картины мира. //Модели мира. изд.-Мн., 1993. -С. 92−95. ее диагностики. //Мир психологии. 1999. 1. 264−30. -М., 1997.-С. 35−40. 136
- Жизненный путь поколения: его выбор и утверждения. Талинн, Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: 1985.-322с. Беседы психолога. М., 1990. 72-
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисевич Л. А. Как помочь «особому» Золотова О. И. Направленность личности и социальная регуляция ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб, 2000. 314 с. поведения молодежи. //Психология личности и образ жизни. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987. 30−33. 76. 77.
- Зунг Тхай Чи. Самооценка психологического возраста. Дисс… Изучение мотивации и поведения детей и подростков. /Под ред. Ипполитова Е. А. Особенности представлений о жизненных кан. псих. наук. СПб., 1991. 169 с. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М.: Просвящение, 1972. 321 с. перспективах личности переживающей кризис 35−45 лет. Диссер. канд. псих, наук. Барнаул, 2005. 226 с.
- Исследование проблем психологического времени. //Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988.-с. 19−99. 80. 81.
- Каган М.С. Время как философская проблема. Вопросы Калюжин Г. А., Дерюгина М. П. От колыбели до школы. Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных философии. -1982. 10. 117-
- Петрозаводск, 1993.-47 с. перемен. //Психол. журнал. 1988. 5. 10−15. 137
- Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразное и психологическое обеспечение смысловой педагогики. //Образ и социальное развитие региона. -1995. 3−4. 104−112. 88. 89. 90.
- Клочко В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: Ковалев А. Г. Личность и пути ее формирования. М.: системный взгляд. /Под. ред. Г. В. Залевского. Томск, 1999. 154 с. Просвящение, 1971. 168 с. Ковалев В. И. Время деятельности личности как психологическая Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный проблема Психология личности и время. Черновцы, 1991. Т.З. 5−16. аспект) Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988.-С. 216−230.
- Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности. //Психология личности и время жизни человека. Сб. науч. докл. Черновцы, 1991.-С. 5−15.
- Ковалев В.И. Особенности жизненного хронотопа у различных ценностно-временных типов личности Психология личности и время. Черновцы, 1991. -Т.З. 63. 138 Карцева Т. Б. Личностные изменения: проблемы психологической диагностики. //Человек в системе наук. /Отв. Ред. И. Т. Фролов. М.: 1989 с. воспитании. Талин, 1979. 158 с. Клочко В. Е. Постнеклассическая трансспектива психологической науки. /Вестник Томского государственного университета. 2007. 305.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Автореф. дис. канд. психол наук. М., 1
- Костенко К.В. Субъективная картина жизненного пути и удовлетворенность жизнью в позднем возрасте: На материале проживающих в домах-интернатах: Диссер. канд. псих. наук. Краснодар, 2005. 153 с. 102.
- Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет М.: Политиздат, 1985. 431с. психологического исследования. //Психология личности и образ жизни. Под ред. Е. В. Шороховой. М Наука, 1987. 149−152. 104.
- Кроник А.А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: методы самосознания, Ксенофонтова Е. Г. Отношение к своему прошлому, настоящему психодиагностики и психотерапии жизненного пути. М, 2003. 285 с. и будущему у лиц с разным уровнем субъективного контроля. //Проблемы самореализации молодежи. Тезисы докладов. Красноярск, 1987. 139
- Кублицкене Л.Ю., Серенкова B.C. Исследования проблемы психологического времени. //Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М.: Наука, 1989. 89−99.
- Кудайбергенова Г. Исследование родительского отношения к психического детям с ограниченными возможностями (с патологией 303. 194−197. 109. ПО. 111. 112. 113. 114. 115. 265 с. 116. 105 117.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: ИздЛисенкова В. П. Восприятие времени в связи с некоторыми во Моск. Ун-та, 1972. 575с. хронометрическими характеристиками человека. //Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. Вып. 1. 84−91. 140 развития). /Вестник Томского государственного университета. 2
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., Кузьмина Н. В. Формирование педагогической направленности в Кузьмина О. В. Личностные особенности организации времени: Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Военный травматический стресс. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Левин К. Теории поля в социальных науках. М., 2000. 365 с. Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвящение, 1
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание и личность. М., 1977. Лениздат, 1961. процессе изучения педагогики и психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. 244с. Дис. канд. психол. наук. М., 1993. с. 5−6. //Психологический журнал. 1999.- Т.20-№ 5. 68-
- Лисенкова В.П. Об особенностях отражения пространства и Литвак М.Е., Мирович М. О. Как преодолеть острое горе. Лишин О. В. Понятие направленности личности в отечественной Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. Логунцова О. С., Медведева О. Ю. Темпоральная трансформация времени человеком //Психол. журнал. 1981. 1. 113-
- Ростов-на-Дону, 2000. 320 с. и мировой психологии. //Мир психологии. 2008. 2. 175−185. //Принцип развития в психологии. М., 1978. 156 172. личности. /Материалы конференции молодых ученых. Часть
- Барнаул, 2003.-С. 10−15. 124. 125. 126. 127. 128. -64 с. 129. 145с. 130. 131.
- Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, Мартынюк И. О. Проблемы жизненного самоопределения взрослого периода: Диссер. канд. псих. наук. СПб., 2003. 217с. механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990. 121с. молодежи. Киев, 1993.-116с. 141 Лой А. Н. Социально-историческое содержание
- Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 2
- Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественно- исторической гносеологии.- М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. -103 с. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960 426с. Мясищев В. Н. Основные проблемы и состояние психологических отношений человека. /В кн. Психологическая наука в СССР. Т. 2 АПН РСФСР. М.: Просвещение, 1960. 265 с.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к //Психология личности: Тексты. /Под ред. Ю.Б. действительности. 144. 145.
- Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. 35-
- Настольная книга педагога-дефектолога. Т. Б. Епифацева, Т. Е. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты Невский И. А. Склонности, их изучение и развитие в процессе Кисленко, А. И. Могилевец и др. Ростов-на-Дону, 2005 565. целенаправленного поведения. М. э 1998. 150с. обучения в школе. //Вопросы психологии. 1964. 2. 36−38. 142
- Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых в поведении, характеризующим Время Изд-во как направленность предмет личности подростков: Сб. статей. М., 2001. 69-
- Некрасова Е.В. психологического государственного исследования.
- Барнаул: Барнаульского педагогического университета, 2000. 127с. Некрасова Е. В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дисс.канн. псих. наук. М., 1988. 16 с.
- Никреева Е.М. Влияние ценностно-ориентационной и эмоциональной сплоченности группы на мотивацию личности. //В сб. Проблемы психологии личности и коллектива. М.: Mill И им. В. И. Ленина, 1979 165 с. 151.
- Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000. 110-
- Нуркова В.В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены. //Вопросы психологии. 2003.-№ 5.-С. 93−102.
- Оллпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП± СПб.: Ювента, Оллпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: 1998.-435с. парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. М., 1995. 224 с. 160. 161. 162. 163.
- Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. Пастернак Н. А. способность действовать «в уме», как условие Петренко В. П. Основы психосемантики. СПб., 2005. 480 с. Петровский А. В. Психологический словарь. //Под ред. А. В. Петухов Б.М. Изотипы «подводные камни» факторной СПб.: Питер, 1997. -211с. самовосприятия. //Вопросы психологии. 2005. 1.
- Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990. 494 с. психологии. В кн. Психологическая наука и общественная практика. Часть 2. -М., 1983.-С. 104−106. 165. 166. 167.
- Психология травматического стресса сегодня: Тезисы докладов Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности: международной конференции. Киев, 1992. 126 с. психологический контекст. Барнаул, 2002. 4-
- Ральникова И. А. Шмыкова И.В. Ценностно-смысловая основа переживания психологического времени женщин с пищевой аддикцией. //Личность: психологические проблемы субъектности. Барнаул, 2005. 258−275.
- Ральникова И.А., Мухачева Е. И., Ралко И. В. Ценностносмысловой аспект субъективного переживания времени в период кризиса тридцати лет. //Сибирский психологический журнал. 2004. 19. 7378.
- Ревидович О.Е. Влияние рождения ребенка на психологию родителей. Кемерово, 1998. 145
- Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью. //Вопросы психологии. 2007. 5. 39Рубинштейн Л. Основы общей психологии. М., 1946. 623с. Рубинштейн Л. Основы общей психологии. Т. 1 М.: Рубинштейн Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191с. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1
- Суботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Толкки-Никконен М. Критические фазы жизненного пути. Толстых Н. Н. Использование методики неоконченные Наука. 1975. 127 с. Психология личности и образ жизни. М., 1987. с. 129−131. предложения для изучения временной перспективы. //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. Сб. научных трудов. М., 1988. 96−109.
- Толстых Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте. //Научные основы прикладной психологии. Тезисы докладов. М., 1988. 151−152. 203. 173−196. 204.
- Трубицина Л.В. Переживание травмирующего события, как проблема психологии личности: Диссер. канд. псих. наук. М., 2005. 201с. Файзулаев А. А. «Здесь и Теперь» «Там и тогда». //Прикладная Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. //Принцип развития в психологии. М., 1978. социальная психология. /Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Дергача. М. Воронеж, 1998. с. 521−526.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условие формирования личности подростка. //Вопросы психологии. 1976. 4. 26−34. 207. 15−24.
- Философский энциклопедический словарь. Культура. М.: Сов. энциклопедия. 1983. с. 292-
- Фельдштейн Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития. //Мир психологии. 2005. 1. 147
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. 236 с. Фресс П. Восприятие и оценка времени Экспериментальная Фресс П. Приспособление человека ко времени Вопросы Фюр Г. «Запрещенное» горе: об ожиданиях и горе связанных с психология. -М.: Прогресс, 1978. -Вып. 6. 7−19. психологии. -1961. 1. 43−47. ребенком, родившимся с функциональными ограничениями. /Пер. с швед. Т. Антончик. Минск.: Минсктиппроект, 2003. 64 с. 213. 214. 215. 216. 217. 218. 11.
- Шабарова З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Киев, 1990.-16 с. 220. 243с.
- Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления. //Вопросы психологии. 2003 5. 18-
- Шадриков В.Д. Духовные потребности. СПб.: Питер, 1
- Чудновский В. Э. Проблема становления смысложизненных ориентации личности. //Психологический журнал. 2004. Т.25. 6. 5- 148
- Шаповалов А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение
- Шахова И.П. Проблема содержательной части направленности //Сб. материалов международной научно-практической конференции. Пенза: 2004. с. 117-
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Шляхтин Г. С. Возрастные особенности временной перспективы Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб., 2002. 496 с. личности. Психология личности и время: Тез. докл. Черновцы, 1991.- Т.
- Шмыкова И.А. Ценностная обусловленность психологического времени жизни женщин с пищевой аддикцией. Автореф. канд. псих. наук. Барнаул, 2005. -19 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования советского учителя в системе высшего образования. Ученые записки ЛГПИ им. В. И. Ленина. Т. 292. Л.: Лениздат, 1967. 169 с. 229. 230. 231. 232. 233.
- Gottingen: Hogrefe, 1959.-181 s. Explorations of time in human experience. N.Y., 1974. 149
- Cottle T.J. Perceiving time: a psychological study with men Federksen N. Toward a taxonomy of situation. Amer. Phychol. Edwards J. M. Situational determinants of behavior. Personality and Frank L.K. Time perspective //Journal of social Philosophi. 1939. 4 Murray H.A. Some basic psychological assumptions and conceptions. Nuttin J.R. The time perspective in human motivation learning. women. NY. 1976. 267 p. 1972. N27. P. 114−123. bbehavioral disorders. N. Y.: Wiley, 1984. Vol. 1. P. 147-
- Dialektika. 1951.276 р. Proceedings of 17-th International Congress of Psychology. Amsterdam. 1964. 23 P
- Raush H. L. Epistemology, metaphysic and person-sitation methodology conclusions. //New directions for methodology of behavioral science methods for studying person-situational interactions. Wash., 1979. Уо1. 2. 242.
- Rogers С Freedom to learn for the 80s. Columbus-Toronto-LondonTolkki Nikkonen M. Avioliition ensimma inen vuosi. //Asta Univ. Sydney: Charles E Merrill Company. 1983. tamper. A. 1978. Vol. 92. 150