Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проявление положительного отношения личности к группе и ожидание аналогичного отношения к себе в учебных подразделениях в большей степени определяется межличностными ориентациями членов группы, в меньшей степени их интеллектуальными особенностями, стилем поведения в конфликте и особенностями темперамента. Положительное отношение учебного подразделения к тому или иному члену группы и ожидание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ
    • 1. 1. Малая группа, межличностные отношения, личность в группе, совместная деятельность
    • 1. 2. Состояние проблемы исследования совместимости в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 3. Концептуальный подход к исследованию
    • 4. совместимости личности и малой группы
  • ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОВМЕСТИМОСТИ ЛИЧНОСТИ И МАЛОЙ ГРУППЫ
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования
      • 2. 1. 1. Разработка методики диагностики совместимости личности и малой группы
      • 2. 1. 2. Методики диагностики индивидуально-психологических особенностей личности
    • 2. 2. Результаты эмпирического исследования
      • 2. 2. 1. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и группы в учебных подразделениях
      • 2. 2. 2. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и группы в подразделениях специального назначения
      • 2. 2. 3. Сравнительный анализ индивидуально-психологических факторов совместимости личности и малой группы в учебных подразделениях и подразделениях специального назначения

Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования определяется рядом причин теоретико-методологического и практического характера.

Анализ современной психологической литературы показывает неослабевающий интерес социальной практики к различным аспектам функционирования малых групп, обусловленный усилением коллективного характера профессиональной деятельности и насущными задачами повышения эффективности организации и управления людьми, регулирования складывающихся между ними отношений.

В современной психологии все более актуальным становится изучение психологической совместимости как социально-психологического феномена, связанного с оптимальностью межличностного взаимодействия, удовлетворенностью внутригрупповым общением, эффективностью совместной деятельности. Изучение совместимости как системного (многоуровневого и многомерного) феномена, интегрирующего основные социально-психологические категории: малая группа, личность, межличностные отношения, групповая деятельность, позволяет уточнить исходные теоретические и методологические положения и получить новые данные, отражающие различные аспекты групповой психологии.

В настоящий момент остро стоит задача совершенствования профессиональной деятельности сотрудников органов безопасности. Интенсивное обновление кадрового состава, отток квалифицированных специалистов, формирование новой государственной идеологии, сложная политическая, социально-экономическая обстановка в стране существенно отражаются на качестве кадрового потенциала. Одним из важнейших условий успешного решения задач по обеспечению безопасности граждан, борьбе с терроризмом, наркобизнесом и другими негативными процессами является психологическое обеспечение служебной деятельности подразделений органов безопасности. Приоритетным направлением психологического сопровождения деятельности сотрудников специальных подразделений является повышение их эффективности посредством оптимизации внутригрупповых межличностных отношений, комплектования групп с учетом психологической совместимости.

Состояние разработанности проблемы исследования.

В современной психологической науке накоплен значительный теоретический и практический опыт изучения проблемы совместимости в отечественной (О.В. Аллахвердова, И. Б. Антонова, В. А Бодров, А. Н. Волкова, Ф. Д. Горбов, И. С. Кон, P.JI. Кричевский, А. А. Леонов, В. И. Лебедев, Б. Ф. Ломов, М. А. Новиков, H.H. Обозов, Д. В. Ольшанский, К. К. Платонов, Н. В. Третьяков и др.) и зарубежной (Р. Винч, В. Смелсер, М. Шоу, В. Шутц, В. Хейторн, и др.) психологии. Несмотря на это, ряд ее существенных аспектов остался вне поля зрения ученых. Совместимость, как правило, изучалась на межличностном уровне, в виде диадного феномена.

Недостаточно разработанным до настоящего времени, однако, остается такой ее аспект, как совместимость личности и малой группы, в частности, отсутствуют теоретические подходы к ее изучению, не определены эмпирические референты, не разработаны интегральные показатели совместимости личности и группы, отсутствует валидный диагностический инструментарий.

Исследование указанных аспектов совместимости личности и малой группы имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Оно позволяет подойти к решению проблемы оптимизации отношений и взаимодействия в системе личность-малая группа: руководительисполнители, командир — подчиненные, ведущий — ведомые, и т. п.

Особый интерес в данной связи представляет изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на ее совместимость с группой, а также особенности ее детерминации в зависимости от содержания, характера и условий совместной деятельности.

Конструктивный опыт использования результатов социально-психологических исследований, проведенных автором в 1983 — 2000 гг. в различных подразделениях Министерства обороны и органов федеральной службы безопасности Российской Федерации, подтверждает перспективность такого подхода.

Таким образом, изучение психологической совместимости весьма актуально как для развития социально-психологического знания, так и для его практического приложения в конкретных областях общественной практики.

Цель исследования: выявление индивидуально-психологических факторов, определяющих совместимость личности и малой группы.

Объект исследования: служебные коллективы органов федеральной службы безопасности (учебные подразделения, деятельность которых осуществляется в регламентированных условиях, и подразделения специального назначения, деятельность которых протекает в особых, зачастую экстремальных условиях). Всего обследовано 77 групп. Общий объем выборки составил 1450 человек.

Предмет исследования: специфика влияния индивидуально-психологических особенностей личности на ее совместимость с малой группой в различных по характеру деятельности подразделениях органов безопасности.

Основная гипотеза исследования.

На совместимость личности и малой группы оказывают влияние индивидуально-психологические факторы (стилевые особенности поведения личности в конфликте, ее темпераментальные особенности, интеллектуальные характеристики, межличностные ориентации), проявление которых зависит от особенностей выполняемой группой деятельности. Роль этого влияния возрастает с увеличением степени взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы в совместной деятельности.

В развитие основной гипотезы рассматриваются следующие положения:

1. В учебных подразделениях, деятельность которых характеризуется низкой степенью взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы, индивидуально-психологические факторы личности в незначительной степени определяют ее совместимость с группой. При этом может наблюдаться равномерное соотношение вкладов межличностных ориентаций, темпе-раментальных особенностей, стилевых характеристик и интеллектуальных особенностей личности в детерминацию совместимости.

2. В подразделениях специального назначения, деятельность которых характеризуется высокой степенью взаимосвязанности и взаимозависимости, индивидуально-психологические факторы в значительной степени влияют на совместимость личности и группы. Можно предположить, что наиболее важный вклад в детерминацию совместимости вносят темпера-ментальные особенности личности.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой решались следующие задачи:

1. Проведение теоретического анализа современного состояния проблемы психологической совместимости в отечественной и зарубежной психологической науке, рассмотрение существующих подходов к ее решению, обобщение результатов экспериментальных и эмпирических исследований.

2. Разработка и теоретическое обоснование концептуального подхода к исследованию феномена совместимости личности и малой группы.

3. Разработка стандартизированной методики диагностики совместимости личности и малой группы.

4. Выявление индивидуально-психологических особенностей личности, оказывающих влияние на .ее положение в системе внутригрупповых межличностных отношений.

5. Определение специфики и степени влияния индивидуально-психологических факторов на совместимость личности и малой группы в различных условиях совместной деятельности.

Основные методы исследования:

В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников) — эмпирических (наблюдение, интервью, анализ документов). Оценка психологической совместимости личности и группы осуществлялась с помощью специально разработанной нами методики (С.Е. Поддубный, 1990). В процессе изучения индивидуально-психологических особенностей личности был использован комплекс следующих методик: 1) для выявления межличностных ориентаций — методика В. Шутца- 2) для определения особенностей темперамента — типологический опросник темперамента Д. Кейрси- 3) для оценки стилевых особенностей поведения в конфликтеопросник К. Томаса- 4) для диагностики общих интеллектуальных способностей — методика «КОТ» (краткий ориентировочный тест), невербального интеллекта — методика «Домино».

Обработка данных проводилась при помощи статистического пакета «Статистика — 5.5» с использованием современных методов математической статистики (корреляционного, факторного, дисперсионного, множественного линейного регрессионного анализа).

Теоретико-методологические основания исследования.

Диссертация базируется на основополагающих методологических и теоретических принципах отечественной психологии: принципе системного подхода в исследовании структуры и детерминации психических явлений (Б.Г. Ананьев, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, В. П. Кузьмин и др.), положениях субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, В. В. Знаков, C.JI. Рубинштейн и др.) — положениях социально-психологической концепции совместной деятельности (A.JI. Журавлев, В. А. Хащенко, Е. В. Шорохова и др).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической базой исследования, реализацией комплекса адекватных методик исследования, достаточной репрезентативностью выборки, надежностью и эффективностью современных методов статистической обработки и содержательной психологической интерпретацией эмпирических результатов исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Систематизированы представления отечественных и зарубежных социальных психологов о феномене психологической совместимости, подходы к его изучению, основные дефиниции совместимости.

2. Разработан и теоретически обоснован концептуальный подход к изучению феномена совместимости личности и группы, который базируется на методологических принципах изучения малых групп: принципе деятельности, принципе развития и принципе системности, что позволяет рассматривать совместимость личности и группы как многоуровневый и многомерный феномен.

3. Установлено, что феномен совместимости является результатом взаимодействия ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся характер выполняемой группой деятельности, условия, в которых она осуществляется, а также степень взаимосвязанности членов группы. Внутренние, индивидуально-психологические факторы мы определяем как соотношение особенностей темперамента, интеллекта, стиля поведения в конфликте и межличностных ориентаций личности.

4. Разработана и апробирована стандартизированная методика диагностики совместимости личности и группы, в основе которой лежит изучение личностных и групповых интенций и экспектаций, выявление демонстрируемой и предписанной роли в группе. Совместимость личности и группы определяется как оптимальное соотношение внутригрупповых межличностных ролей.

5. Установлено, что роль индивидуально-психологических факторов в совместимости личности и группы возрастает с увеличением степени взаимосвязанности ее членов. В учебных подразделениях, характеризующихся низкой степенью взаимосвязанности членов группы, индивидуально-психологические факторы оказывают незначительное влияние на совместимость личности с группой. В подразделениях специального назначения, характеризующихся высокой степенью взаимосвязанности ее членов, индивидуально-психологические факторы играют значительную роль в детерминации совместимости личности и группы.

6. Выявлены особенности влияния индивидуально-психологических факторов на совместимость личности и группы в зависимости от степени взаимосвязанности и взаимозависимости ее членов в процессе совместной деятельности. В условиях низкой взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы соотношение «вкладов» межличностных ориентаций, стилевых характеристик поведения, темпераментальных и интеллектуальных особенностей личности в детерминацию совместимости примерно равнозначно. При высокой взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы определяющий вклад в детерминацию совместимости вносят тем-пераментальные особенности личности.

7. Разработаны регрессионные уравнения, позволяющие на основе индивидуально-психологических особенностей личности прогнозировать ее совместимость с малой группой.

Практическое значение работы.

Полученные данные о влиянии индивидуально-психологических особенностей личности на ее совместимость с группой позволили расширить состав тестовых батарей, применяемых при профессиональном психологическом отборе кандидатов и военнослужащих в органы безопасности. Разработанные на основе регрессионных уравнений математические модели позволяют прогнозировать совместимость личности с группой уже на этапе первичного комплектования коллективов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Совместимость — многомерный и многоуровневый феномен внут-ригруппового взаимодействия и взаимоотношений, который отражает состояние взаимной удовлетворенности членов группы, в результате оптимального сочетания их индивидуально-психологических характеристик и межличностных ролей. Совместимость может анализироваться не только в качестве диадного межличностного феномена, но и на уровне отношений личность-малая группа.

2. Личность и группа представляют системы, находящиеся между собой в определенных связях и отношениях. Личность в группе рассматривается в субъектно-объектном плане, т. е. и как субъект, и как объект внут-ригрупповых межличностных отношений. Личность как субъект внутри-групповых отношений не только определенным образом относится к другим членам группы, что отражается в ее интенциях, но и ожидает определенного отношения к себе, что выражается в ее экспектациях относительно группы. Отношение группы к личности как к объекту внутригрупповых отношений проявляется в групповых интенциях и экспектациях. Каждый индивид в группе является носителем «дуаль» (двойной) роли — демонстрируемой и предписанной. Сочетание личностных интенций и экспектаций по отношению к группе определяет демонстрируемую роль, которую личность, по ее мнению, выполняет в группе. Сочетание групповых интенций и экспектаций по отношению к личности характеризует предписанную ей роль, которую она, по мнению группы, должна выполнять. В зависимости от сочетания личностных интенций и экспектаций выделяется 4 типа демонстрируемой роли, а групповых интенций и экспектаций — 4 типа предписанной роли.

3. Под совместимостью личности и малой группы понимается гармоничное соотношение личностных и групповых интенций и экспектаций, выражающееся в оптимальной согласованности внутригрупповых межличностных ролей. Эмпирическим референтом совместимости служат уровень и степень конгруэнтности внутригрупповых ролевых позиций личности.

4. Роль индивидуально-психологических факторов в детерминации совместимости личности и группы возрастает с увеличением степени взаимосвязанности ее членов. В учебных подразделениях, характеризующихся низкой степенью взаимосвязанности членов группы, индивидуально-психологические факторы оказывают незначительное влияние на совместимость личности с группой. В подразделениях специального назначения, характеризующихся высокой степенью взаимосвязанности ее членов, индивидуально-психологические факторы играют существенную роль в детерминации совместимости личности и группы.

5. Специфика влияния индивидуально-психологических факторов на совместимость личности и группы обусловлена степенью взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы в процессе совместной деятельности. При низкой взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы соотношение «вкладов» межличностных ориентаций, стилевых характеристик поведения, темпераментальных и интеллектуальных особенностей личности в детерминацию совместимости примерно равнозначно. При высокой взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы определяющий вклад в детерминацию совместимости вносят темпераментальные особенности личности.

Апробация и внедрение основных результатов работы.

Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС (2000, 2001), лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН (1990;2001гг.), кафедры социальной и этнической психологии МГСА (1999;2001гг.), докладывались на симпозиуме VII Всесоюзного съезда психологов СССР (г. Москва, 1989), 3-й Всесоюзной конференции по методам социологических исследований (Звенигород, 1989), VII Всесоюзной конференции по инженерной психологии (Ленинград, 1990), научных конференциях частей и учреждений МО и ФСБ (1988, 1989, 1991, 1993, 1995, 1997, 1999, 2000гг.). Разработанная в рамках диссертационного исследования методика диагностики совместимости личности и малой группы широко применяется в практике психологического обеспечения служебной деятельности подразделений органов безопасности и других силовых структур (Минобороны, ФАПСИ и др.). Результаты исследования используются в системе общепсихологической и специализированной подготовки профессиональных психологов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное диссертационное исследование посвящено изучению индивидуально-психологических факторов совместимости личности и малой группы.

Проведенный теоретический анализ состояния проблемы совместимости в современной психологии, результатов экспериментальных и эмпирических исследований, позволяет отметить следующее.

1. Существует недостаточность теоретических и эмпирических исследований феномена совместимости в отечественной и зарубежной социальной психологии. Отсутствует единое понимание феномена совместимости, видов и уровней, наблюдается множественность классификаций и разноплановость исследовательских подходов, широкий спектр методического инструментария, эмпирических референтов и критериев совместимости.

2. Установлено, что в качестве основных закономерностей совместимости выступают сходство-различие (подобие-контраст) индивидуально-психологических характеристик взаимодействующих лиц.

3. К проявлениям ограниченности исследований психологической совместимости за рубежом можно отнести следующее: произвольный выбор индивидуально-психологических особенностей партнеров, без учета их значимости в детерминации-совместимостирассмотрение совместимости вне контекста конкретной групповой деятельности, ее характера и условий, в которых она осуществляется.

4. Совместимость, как правило, изучается в рамках диадного феномена, на уровне «личность-личность». Неразработанным оставался такой ее аспект, как совместимость личности и малой группы.

В диссертационном исследовании предложен и обоснован концептуальный подход к исследованию совместимости личности и малой группы, в основе которого лежат основные принципы изучения малой группы: деятельности, развития и системности. Личность в группе рассматривается как субъект и как объект внутригрупповых межличностных отношений. Совместимость личности и малой группы определяется как согласованность внутригрупповых межличностных ролей, проявляющихся в определенном соотношении личностных и групповых интенций и экспектаций.

На основе концептуального подхода разработана и валидизирована методика диагностики личности и малой группы, сформирован тестовый набор, позволяющий исследовать индивидуально-психологические особенности членов группы: межличностные ориентации, стиль поведения в конфликте, особенности темперамента и уровень интеллекта.

Эмпирическое исследование было направлено на изучение индивидуально-психологических факторов, определяющих совместимость личности и малой группы, выявление специфики их влияния в различных по характеру деятельности коллективах органов безопасности: учебных подразделениях и подразделениях специального назначения.

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. К факторам, детерминирующим совместимость личности и малой группы, относятся: межличностные ориентации, стиль поведения в конфликте, особенности темперамента и уровень интеллекта.

2. Значимость влияния различных индивидуальных психологических характеристик на совместимость личности и малой группы зависит от характера и условий групповой деятельности, степени взаимосвязанности членов группы при решении профессиональных задач.

3. Возможности априорного прогнозирования совместимости малой группы и личности по ее индивидуальным психологическим особенностям значительно выше в подразделениях, в которых существует четкая зависимость успешности достижения групповых целей от согласованности совместных действий членов группы.

4. Проявление положительного отношения личности к группе и ожидание аналогичного отношения к себе в учебных подразделениях в большей степени определяется межличностными ориентациями членов группы, в меньшей степени их интеллектуальными особенностями, стилем поведения в конфликте и особенностями темперамента. Положительное отношение учебного подразделения к тому или иному члену группы и ожидание такого же отношения от него в большей степени определяется особенностями темперамента и межличностными ориентациями этого члена группы, и в меньшей степени его интеллектуальными качествами. Влияние на это отношение характеристик стиля поведения в конфликте не обнаружено.

5. Уровень совместимости личности и учебной группы в большей степени зависит от межличностных ориентаций члена группы, особенностей его темперамента и в меньшей степени — от его интеллектуальных качеств и стиля поведения в конфликте.

6. Проявление положительного отношения личности к группе и ожидание такого же отношения со стороны группы в подразделениях специального назначения в большей степени определяется особенностями темперамента члена группы и стилем его поведения в конфликте, в меньшей степени — особенностями его межличностных ориентаций. Влияние на это отношение уровня интеллекта не обнаружено. Положительное отношение подразделения специального назначения к тому или иному члену группы и ожидание аналогичного отношения в значительной степени определяется стилем поведения в конфликте, и в несколько меньшей степени особенностями межличностных ориентаций члена группы. Влияние на это отношение интеллектуальных особенностей и особенностей темперамента не значимо.

7. Уровень совместимости личности и группы специального назначения в значительной степени зависит от особенностей темперамента и межличностных ориентаций члена группы, в меньшей степени — от стиля его поведения в конфликте.

Проведенная работа показала необходимость продолжения исследований и позволила наметить их перспективные направления, среди которых: расширение батареи психодиагностических методик для оценки индивидуально-психологических особенностей, оказывающих влияние на совместимость личности и малой группыисследование малых групп, выполняющих иные профессиональные задачи в области обеспечения безопасностивыявления индивидуально-психологических инвариант совместимостиприменение новейших методов статистического анализа данных, в частности, нейросетевого подхода для выявления закономерностей совместимости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. 2-е изд. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. -220 с.
  2. К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. 3-е изд. доп. М.: Изд-во ИМА-Пресс, 1994. — 429 с.
  5. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. — 200 с.
  6. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
  7. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ. М.: «Советское Радио», 1974. — 272 с.
  8. З.Е. Словарь синонимов русского языка. 6-е изд. М.: Русский язык, 1989. — 493 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1978.-380 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  11. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1−316 е., Т.2.-292 с.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -416 с.
  13. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  14. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
  15. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: МГУ, 1980.-268 с.
  16. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмео-логии: Учебное пособие. М.: С.Е.М., 1995. — 264 с.
  17. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: ЛГУ, 1982. — 111 с.
  18. Н.Е., Валуев С. А., Половников В. А., Черногорский А. М. Экспертные оценки и методология их использования. М.: Наука, 1974.-234 с.
  19. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. Дис. док. Психол. наукю М.: ИП РАН, 1995. — 25 с.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 157 с.
  21. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 367 с.
  22. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-264 с.
  23. Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. -М.: Мысль, 1978.-136 с.
  24. С. А., Кулганов В. А., Горелов И. П. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива. СПб., ВИККА им. А. Ф. Можайского, 1996. — 307 с.
  25. Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство подчинение» в условиях производственного коллектива // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 294 с.
  26. Н.В. Мастер в оценках рабочих и управленцев. // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л.: ЛГУ, 1969.-С.78−85.
  27. Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений // Человек и общество. Вып.7. Л.: ЛГУ, 1970. — С. 98 102.
  28. Е. П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  29. П.Г., Емельянов E.H., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987. — 212 с.
  30. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 267 с.
  31. Бодал ев A.A. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 4−16.
  32. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 199 с.
  33. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
  34. A.A., Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования нового человека. // Психологический журнал. Т.4. -1983. — № 6. -С.20−30.
  35. В.В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопросы психологии. 1984. № 4. — С. 102−107.
  36. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. — 207 с.
  37. В.П. Популярное введение в программу STATISTICA. М.: КомпьютерПресс, 1988. — 267 с.
  38. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. -109 с.
  39. В.Н. Краткий ориентировочный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 112−126.
  40. Л.Ф., Мороз С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 197 с.
  41. Э.С., Парохин В. Н. Человеческий фактор. Труд и отдых плавсостава. Человеческий фактор в экипаже. М.: Транспорт, 1986. -215с.
  42. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. — 222 с.
  43. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова. Л.: ЛГУ, 1984. — 153 с.
  44. Т. П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.
  45. Л.Я. Психология эмрциональных отношений. М.: МГУ, 1987. -176 с.
  46. Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. — 139 с.
  47. Ф.Д. Индивидуум и группа в экспериментальной групповой психологии / Проблемы инженерной психологии. Вып.1. Л: ЛГУ, 1964. -С. 41−42.
  48. Ф.Д. Некоторые вопросы космической психологии // Вопросы психологии. 1962. — № 6. — С.3−13.
  49. Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. Д.: ЛГУ, 1966. С.252−260.
  50. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975.-208 с.
  51. Ф.Д., Новиков М. А. Краткий психологический словарь -хрестоматия. М.: Медицина, 1974. — 350 с.
  52. Ф. Д. Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. Т.4. -М.: Наука, 1965. С. 17−26.
  53. Н.В. Производственные конфликты и их регулирование // Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л.: ЛГУ 1982. С. 108−121.
  54. Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: Лениз-дат, 1990. — 174 с.
  55. А. Т. Параметры общительности и коммуникативности и тип нервной системы // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований, — Л.: ЛГУ, 1973. С.34−36.
  56. Деркач А. А, Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологическо-го исследования. М.: МПА, 1998. — 148 с.
  57. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (Психолого-акмеологические основы). М.: МААА, 1997.-178 с.
  58. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / Под. ред. С. А. Багрецова. СПб.: Изд-во «Лань», Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 1999. — 640 с.
  59. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-128 с.
  60. А.И. Психология коллектива. (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 208 с.
  61. Е.Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности. Дис. канд. психол. наук. М.:ИП АН 1994. — 167 с.
  62. А.П. Влияние типа организации совместной деятельности на процесс коллективообразвания // Вопросы психологии. 1982. — № 1. С.111−115.
  63. О.П. Летный экипаж как коллектив // Коллектив и личность. -М.: Наука, 1975. С. 244−250.
  64. A.A. Взгляд психолога на активностьчеловека. М.: Луч, 1991. -159с.
  65. Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство. Л.:ЛГУ, 1973. С.45−56.
  66. Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. -63 с.
  67. А.Л. Принципы системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 114−131.
  68. А.Л. Проблема совместной деятельности в социально-психологических исследованиях коллектива // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. М., 1983. С. 508−510.
  69. А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дис. докт. психол. наук. М.:ИП РАН, 1999.-132 с.
  70. А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.7−15.
  71. А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1988. С. 19−36.
  72. А.Л., Рубахин В. Ф. Проблема человеческого фактора в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976. — С.41−64.
  73. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях. Деп. рук. НИИВО, № 275−94 от 7.12.1994. 267с.
  74. Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследования деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985. С.5−22.
  75. И.С., Богдашевский Р. Б. О некоторых перспективах изучения и совершенствования познавательно-творческой деятельности личности и группы // Психологический журнал. Т.5.- 1984.- № 5. — С. 13−23.
  76. Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления. М.: Прогресс, 1971. — 311 с.
  77. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  78. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-200 с.
  79. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. -224 с.
  80. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — 271 с.
  81. А.Г. Руководителю о работнике: (Практический аспект изучения личности). М.: Экономика, 1988. — 92 с.
  82. В.М. Групповая готовность операторов к сложным видам совместной деятельности: Автореф. дис. докт. психол. наук. Киев, 1990. — 34 с.
  83. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 263 с.
  84. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 144с.
  85. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 432 с.
  86. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 349 с.
  87. Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в группах и коллективах // Вопросы психологии. -1971.- № 6. -С.32−44.
  88. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
  89. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Политиздат, 1979. -175 с.
  90. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко- Под.общ.ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  91. Е.В., Карпов A.B., Логинов В. А. Экспериментальное исследование принятия решения в условиях совместной деятельности // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1992. — С.71−92.
  92. Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — -2-е изд. Доп. и перераб. — М.: Дело, 1996. — 384 с.
  93. Р.Л. Исследования малых групп в американской социальной психологии // Проблемы зарубежной социальной психологии М.: Педагогика, 1976. С.59−118.
  94. Р.Л. Социальная психология: личность и общение. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 158 с.
  95. Р.Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. -1979. № 5. — С.161−170.
  96. Р.Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. -1973, № 3. — 174−184.
  97. Р. Л. Антонова И.Б. Межличностная совместимость в малых группах // Психолого-педагогические проблемы общения. М.: Педагогика, 1980. С.34−47.
  98. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 207с.
  99. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 224 с.
  100. М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 56 с.
  101. Кроник А. А, Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  102. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. -Киев: Наукова думка, 1982. 160 с.
  103. A.A., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -Дубна: Издательский центр «Феникс», Изд-во «Когито-Центр», 1998. 224 с.
  104. A.A., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях // Вопросы психологии. -1987.- № 1. С.128−137.
  105. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173с.
  106. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. — 164с.
  107. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.
  108. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — 391 с.
  109. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. — 304 с.
  110. В.И. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990. -176 с.
  111. A.A., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М.: Наука, 1975. — 248 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302с.
  113. A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  114. Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965. — 365 с.
  115. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 5. — С.3−22.
  116. .Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С.151−164.
  117. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 445 с.
  118. .Ф., Душков Б. А. Групповая деятельность операторов // Основы инженерной психологии. М.: Высш. Шк., 1986. С.280- 296.
  119. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.-288 с.
  120. А.Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива // Эмоциональные потенциалы коллектива / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, Ярославский пединститут, 1977. С.68−69.
  121. Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. -684с.
  122. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308с.
  123. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. -М.: МГУ, 1981. 294 с.
  124. В. М. Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  125. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  126. Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шо-рохова. М.: Наука, 1977. — 247 с.
  127. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Отв. ред. A.JI. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 1995. — 196 с.
  128. Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Под ред. A.JI. Журавлева, В. Е. Семенова, Е. В. Тугаревой, В. А. Хащенко. М.: Институт психологии АН СССР, 1990. — 219 с.
  129. Методы исследования межличностного восприятия / Под ред. Г. М. Андреевой, B.C. Авдеева. М.: МГУ, 1984. — 104 с.
  130. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с.
  131. В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995.- 174 с .
  132. P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 200 с.
  133. М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С.67−98.
  134. М.А. Психофизиология групповой спортивной деятельности // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: «Физкультура и спорт», 1968. С. 105−123.
  135. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бода-лева. М.: Педагогика, 1981. С. 80 -92.
  136. H.H. Межличностные отношения. JI.: ЛГУ, 1979. — 152 с.
  137. H.H. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: ЛГУ, 1979. С.125−139.
  138. H.H. Психологическая совместимость и срабатываемость как факторы эффективности труда // Промышленная социальная психология. -Л.: ЛГУ, 1982. С.102−108.
  139. H.H. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: ЛГУ, 1979. с. 121 — 174.
  140. Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Изд-во «Лыбидь» при Киев, ун-те, 1990. — 192 с.
  141. H.H. Совместимость и срабатываемость людей. СПб., ЛНПП «Облик», 2000. — 212 с.
  142. H.H., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1981. — № 6. С. 98 -101.
  143. Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 304 с.
  144. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с.
  145. .В., Павлов K.B., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. — 235 с.
  146. В.Д. Проблема межличностных отношений в истории когнитивной психологии // Вопросы истории общей и прикладной психологии. Р. на Дону, 1987. С.143−166.
  147. Основы общей и прикладной акмеологии / Отв. ред. A.A. Деркач. -М.: РАГС, ВАД, 1995. 387 с.
  148. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  149. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  150. Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  151. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  152. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 176с.
  153. К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность. М.: Наука,' 1975. С. З -17.
  154. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 174с.
  155. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  156. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254с.
  157. Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 184с.
  158. С.Е. Методика диагностики совместимости личности и малой группы // Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Под ред. А. Л. Журавлева, В. Е. Семенова, Е. В. Тугаревой,
  159. B.А.Хащенко. М.: Институт психологии АН СССР, 1990. С.21−29.
  160. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298с.
  161. Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого, Л.: ЛГУ, 1982. — 206 с.
  162. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.
  163. Психологическая совместимость // Краткий психологический словарь-хрестоматия / Под ред. К. К. Платонова. М.: Высшая школа, 1974.1. C.89.
  164. Психологическая теория коллектива / Под ред. A.B. Петровского. -' М.: Педагогика, 1979.- 240с.
  165. Психологические аспекты подбора экипажей летательных аппаратов // Психологический отбор летчиков и космонавтов. М.: Наука, 1984. С234−245.
  166. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Ломова Б. Ф., Забродина Ю. М. М.: Наука, 1985. — 232с.
  167. Психологические механизмы социальной регуляции поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 335 с.
  168. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Научно-исслед. Инт-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  169. Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. 224с.
  170. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Отв. ред. A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1996. — 183 с.
  171. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  172. Равен Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер с англ. М.: «Когито-Центр», 1999. — 144 с.
  173. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ПитерКом, 1999. — 416с.
  174. Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях / Пер с англ. М.: Экономика, 1980. — 176 с.
  175. Е.В. Социальная психология. Курс лекций. М.: Инфра -М- Новосибирск: НГАЭ и У, 1997. — 224 с.
  176. А. А. Опросник межличностных отношений. НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 1992. — 47с.
  177. В.И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1975. -23 с.
  178. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л.:Наука, 1979.-264 с.
  179. C.B., Чернышев A.C. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. -Курск: Изд-во КГПУ, 2000. 180 с.
  180. А.Л. Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты. М.: Политиздат, 1983. — 159с.
  181. A.JI. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. — 175с.
  182. А.Л. Социально-психологические проблемы управления.-Л.: ЛГУ, 1975.-120 с.
  183. Ю.В. Динамика процесса коллективообразования // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С.111−117.
  184. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. Учебное пособие. М., Ульяновск, РАГС, 1995. — 112 с.
  185. Ю.В. Руководитель организации и его команда (Теоретическая модель). М., Ульяновск, РАГС, 1996. — 112 с.
  186. Ю.В., Синягина Н. Ю. Прибор для моделирования совместной групповой деятельности // Вопросы психологии. 1990. — № 4. С.141−144.
  187. Словарь практического психолога / Состав. С. Ю. Головин. Мн- Харвест, 1997. — 456 с.
  188. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.- М.: Институт прикладной психологии, 1988. -512 с.
  189. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 142 с.
  190. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1998. — 232с.
  191. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
  192. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — 344 с.
  193. Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М.: Наука, 1980. — 177 с.
  194. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум посоциальной психологии / Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Изд-во МГУ, 1981. -73 с.
  195. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко. М.: Институт психологии АН СССР, 1990. — 206 с.
  196. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. С.77−87.
  197. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  198. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. — № 3.- С. 20−31.
  199. В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. -М.: ИП АН СССР, 1990. С.170−191.
  200. Н.Ю. Малые группы в условиях относительной социальной изоляции (на примере арктических станций): Автореф. дис. канд. психол. наук.-Л., 1976.-16 с.
  201. П., Зигерт Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). -СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  202. Человек производство- управление: Психологический словарь-справочник руководителя / Под ред. А. А Крылова и В. П. Сочивко. — Л.: Лениздат, 1982. — 174 с.
  203. A.C., Крикунов A.C. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж. Изд-во ВГУ, 1991.-164 с.
  204. Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
  205. Н.Е. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  206. Н.Е. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1998.-512 с.
  207. Шибутани. Социальная психология / Пер. с англ. Р.-на-Дону: Феникс, 1998.-544с.
  208. И.К. Взаимное восприятие и совместимость людей в условиях изоляции // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. — С. 157−167.
  209. П.Н. Современная социальная психология в США. М.: Наука, 1979.-230 с.
  210. П.Н. Современная социальная психология. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 447 с.
  211. Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В. Шоро-ховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976. С.23−46.
  212. Юнг К. Психологические типы / Под ред. В.Зеленского. СПб.: Ювенита., М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995. — 716 с.
  213. Broxon P. A. A test of interpersonal attraction predictions derived from Balance theory // Abnormal Social Psychology, 1963, v. 66, pp. 45−56.
  214. Burke R. J. et al. Husband — wife compatibility and the management of stress // J. Soc. Psychol., 1974, v. 94, pp. 243−252.
  215. Centers R., Granville A. C. Reciprocal need gratification in intersexual attraction: A test of the hypothesis of Schutz and Winch //J. Pers., 1971, v. 39, pp. 25−43.
  216. Costell R., Kogan L. M. Compatibility and cohesiveness in group psychotherapy. A re-evaluation and extension // J. of Nervous and Mental Disease, 1972, v.5, pp. 99−104.
  217. Doll R.E., Gunderson E. K. The relative importance of selected behavioral characteristics of group members in an extreme environment // J. Psychol., 1970, v. 75, pp. 231−237.
  218. Frandsen K. D., Rosenfeld L. B. Fundamentals interpersonal relation orientations in dyads: An empirical analysis of Schutz’s FIRO-B as an index of compatibility // Speech Monographs, 1973, v. 40, pp. 113−122.
  219. Haythorn W. W. The composition of groups: A review of the literature // Acta Psychologica, 1968, v. 28, pp. 97−128.
  220. Haythorn W. W. Altman I. Personality factors in isolated environments // Psychological stress / Eds. M.P. Appley, R. Trumbill. N. Y., 1967, pp. 363−386.
  221. Haythorn W. W. The effects of varying combinations of authoritarian and equalitarian leaders and followers // J. Abn. Soc. Psychol., 1956, v. 53, pp. 210 219.
  222. Hill R. E. Interpersonal compatibility and workgroup performance // J. Appl. Behav. Sci., 1975, v. 11, pp. 210−219.
  223. Hlavsa., Podrabsky J. The influence of dominance and submissiveness on eative productivity in dyads // Studia Psychologica, 1973, v. 15, pp. 321−327.
  224. Hornstein M. G. Accuracy of emotional communication and interpersonal compatibility // J. Pers., 1967, v. 35, pp. 20−30.
  225. Ilgen D. R., O’Brien G. Leader-member relations in small groups // Organizational Behavior and Human Performance, 1974, v. 12, pp. 335−350.
  226. Izard C. E. Personality similarity positive effect and interpersonal attraction // Abnormal and Social Psychology, 1960, v. 61, pp. 78−89.
  227. Jordan J. R. Marital adjusment and satisfaction: the role of companionship //Disserations Abstracts, 1976, v. 37(3—B), pp. 1436−1437.
  228. Kelley E. L. Consistency of adult personality // Amer. Psychol., 1955, v. 10, pp. 659−681.
  229. Kerckhoff A. C., Davis K. E. Value consensus and need complementarity in mate selection // Amer. Sociol. Rev., 1962, v. 27, pp. 295−303.
  230. Kirshner M. D. Facilitativeness and compatibility as determinants of positive and negative significant others in a group process experience // Dissertation Abstracts, 1976, v. 36 (1-A), pp. 5826−5827.
  231. Lerner L. L. Actual versus expected compatibility in the problem-solving dyad // Disertation Abstracts, 1975, v. 35 (8— B), pp. 4184−4185.
  232. Levinger G. et al. Progress toward permanence in courtship: A test of the Kerckhoff-Davis hypothesis // Sociometry, 1970, v. 33, pp. 427−443.
  233. Moos R.H., Speisman J.C. Group compability and productivity // J. Abn. Soc. Phychol., 1962, v. 65, pp. 190−196.
  234. Newcomb T. M. Stabilities underlying change in interpersonal attraction // Abnormal Social Psychology, 1963, v. 66, pp. 56−89.
  235. Reddy W. B., Byrnes A. Effects of interpersonal group composition on the problem-solving behavior of middle managers // J. Appl. Psychol., 1972, v. 56, pp. 516−517.
  236. Sapolsky A. Effect of interpersonal relationships upon verbal conditioning // J. Abn. Soc. Psychol., 1960, v. 60, pp. 241−246.
  237. Sapolsky A. Relationships between patient-doctor compatibility, mutual perception and outcomes of treatment // J. Abn. Psychol., 1965, v. 70, pp. 70−76.
  238. Schutz W. C. What makes groups productive? // Human Relations, 1955, v. 8, pp. 429−465.
  239. Schutz W. C. FIRO: A three dimensional theory of interpersonal behavior. N.Y., 1958. 267 p.
  240. Schufz W. C. On group composition // J. Abn. Soc. Psychol., 1961, v. 62, pp. 275−281.
  241. Schutz W. C. The ego, FIRO theory and the leader as completer // Leadership and interpersonal behavior / Eds. L. Petrulio, M. Bass. N. Y., 1961, pp. 50−64.
  242. Schutz W. C. JOY: Expanding human awareness. N. Y., 1967. 136 p.
  243. Shaw M. E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. N. Y., 1971.-567 p.
  244. Slater P. E. Poll differentiation in Small groups. New York, 1962.- 345 p.
  245. Smelser W. T. Dominance as a factor in achievement and perception in cooperative problem solving interaction //J. Abn. Soc. Psychol., 1961, v. 62, pp. 535−542.
  246. Underwood W.J., Krafft L.J. Interpersonal compatibility and managerial work effectiveness: A test of the fundamental interpersonal relations orientation theory // J. Appl. Psychol., 1973, v. 58, pp. 89−94.
  247. Winch R. F. et al. The theory of complementary needs in mate-selection: An analytic and descriptive study // Amer. Sociol. Rev., 1954, v. 19, pp. 241 249.
  248. Winch R. F. The theory of complementary needs in mate-selection: A test of one kind of complementariness // Amer. Sociol. Rev., 1955, v. 20, pp. 52−66.
  249. Winch R. F. The theory of complementary needs in mate-selection: Final results on the test of the general hypothesis // Amer. Sociol. Rev., 1955, v. 20, pp. 552−555.
  250. Yalow I. D., Rand K. Compatibility and cohesiveness in therapy groups // Archive of Genetic Psychiatry, 1966, v. 15, pp. 267−275.
  251. Zelenka M. H. Client-therapist compatibifity and the initial phase of psychotherapy. Disseration Astracts, 1975, v. 35 (8—B), pp. 4184−4185.
  252. Zeleny L. D. Selection of compatible Hying partners // Amer. J. Sociol., 1947, v. 52, pp. 424−431.
Заполнить форму текущей работой