Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепт «женщина» в русском языковом сознании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой работы послужили: семантические и когнитивные концепции и методики концептуального анализа, представленные в работах С. А. Аскольдова 1997; А. П. Бабушкина 2001; H.H. Болдырева 2002; А. Вежбицкой 1997; В. В. Воробьева 1997; С. Г. Воркачева 1997,2001;2002; Г. В. Гафаровой 1998; И. А. Зимней 1995; Т. Д. Калентьевой 1998; В .И. Карасика 2001;2002; Т. А. Кильдибековой 1998; A. B… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы концептологических исследований в современной лингвистике
    • 1. Когнитивное направление в современной науке о языке
    • 2. Концепт как основная единица когнитивной лингвистики
      • 2. 1. Понятие концепт
      • 2. 2. Структура и основные типы концепта
      • 2. 3. Концепт и значение
    • 3. Языковое и когнитивное сознание
    • 4. Семантическое пространство языка и концептосфера
    • 5. Язык и картина мира
  • Выводы
  • Глава 2. Концепт «женщина» в русском сознании
    • 1. Концепт «женщина» в лингвистических и когнитивных исследованиях
    • 2. Методика лингвокогнитивного анализа
    • 3. Ассоциативное поле как средство объективации концепта
    • 4. Моделирование концепта «женщина» в когнитивном сознании носителей русского языка
      • 4. 1. Макрокомпонентная структура концепта «женщина»
      • 4. 2. Категориальная структура концепта «женщина»
      • 4. 3. Моделирование структуры концепта «женщина»
  • Выводы
  • Глава 3. Групповая специфика концепта женщина в языковом сознании
    • 1. Концепкженщина^в тендерном языковом сознании
      • 1. 1. Концепт «женщина» в языковом сознании мужчин
      • 1. 2. Концепт «женщина» в языковом сознании женщин
      • 1. 3. Сравнительный анализ концепта «женщина» в мужской и женской концептосферах
    • 2. Концепт «женщина» в возрастном языковом сознании
      • 2. 1. Концепт «женщина» в возрастном языковом сознании мужчин
        • 2. 1. 1. Концепт «женщина» в языковом сознании мужчин 21−35 лет
        • 2. 1. 2. Концепт «женщина» в языковом сознании мужчин 36- 50 лет
        • 2. 1. 3. Концепт «женщина» в языковом сознании мужчин старше 50 лет
        • 2. 1. 4. Сравнительный анализ концепта «женщина» в возрастном языковом сознании мужчин
      • 2. 2. Концепт «женщина» в возрастном языковом сознании женщин
        • 2. 2. 1. Концепт «женщина» в языковом сознании женщин 21−35 лет
        • 2. 2. 2. Концепт «женщина» в языковом сознании женщин 36- 50 лет
        • 2. 2. 3. Концепт «женщина» в языковом сознании женщин старше 50 лет
        • 2. 2. 4. Сравнительный анализ концепта «женщина» в возрастном языковом сознании женщин
  • Выводы

Концепт «женщина» в русском языковом сознании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование посвящено комплексному анализу концепта «женщина» в русском языке. Характерной чертой языкознания на рубеже XXXXI вв. является возникновение и развитие когнитивной лингвистики, изучающей особенности усвоения и обработки информации, способы ментальной репрезентации знаний с помощью языка, который является средством доступа к мыслительным единицам и достоверным инструментом исследования содержания и структуры концептов.

Исследование выполнено в рамках семантико-когнитивного направления когнитивной лингвистики, развиваемого теоретико-лингвистической школой Воронежского университета.

Актуальность работы обусловлена интересом современного языкознания к проблеме отражения в языке основных концептов национальной концептосферыважностью разработки лингвокогнитивной методики исследования и описания языкового сознания, в том числе групповоговажностью разработки экспериментальных методов изучения концептов.

Объектом исследования являются языковые средства объективации концепта «женщина» в русском языке.

Предметом исследования являются структура и содержание концепта «женщина» в языковом сознании.

Основной целью диссертационного исследования является моделирование лингвистическими средствами содержания и структуры концепта «женщина» в общеязыковом и групповом когнитивном сознании.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Выявить языковые средства объективации концепта «женщина» в русском языковом сознании.

2. Моделировать концепт «женщина» в русском когнитивном сознании: описать его макрокомпонентную, категориальную и полевую структуры.

3. Выявить особенности содержания и структуры концепта «женщина» в разных возрастных и тендерных группах носителей языка.

Методы исследования.

В диссертационном исследовании использованы психолингвистический метод (свободный ассоциативный эксперимент), лингвокогнитивный метод (описание когнитивных структур через анализ языковых средств их объективации) — описательный метод.

Материал исследования материалом исследования послужили данные, полученные в результате ассоциативного эксперимента с 3000 жителями г. Анжеро-Судженска Кемеровской области — 1500 мужчин и 1500 женщин, принадлежащих к разным возрастным группам.

Теоретической основой работы послужили: семантические и когнитивные концепции и методики концептуального анализа, представленные в работах С. А. Аскольдова 1997; А. П. Бабушкина 2001; H.H. Болдырева 2002; А. Вежбицкой 1997; В. В. Воробьева 1997; С. Г. Воркачева 1997,2001;2002; Г. В. Гафаровой 1998; И. А. Зимней 1995; Т. Д. Калентьевой 1998; В .И. Карасика 2001;2002; Т. А. Кильдибековой 1998; A.B. Кириллиной 1999; В. В. Колесова 1999; Е. С. Кубряковой 1997; Д. С. Лихачева 1997; С. Х. Ляпина 1997; В. А. Масловой 2004; М. В. Никитина 2004; М. В. Пименовой 2001;2002; 3. Д. Поповой 2001;2003; О. Г. Почепцова 1990; A.B. Рудаковой 2004; И. А. Стернина 2001;2003; Н. В. Уфимцевой 1988, 1995, 2000; Н. В. Хохловой 2003; P.M. Фрумкиной 1992; О. Н. Чарыковой 2000; методики проведения свободного ассоциативного эксперимента и обработки его результатов в работах Е. А. Горошко 1997; Т. И. Доценко 2000; A.A. Залевской 1971; A.B. Кириллиной 1999; И. А. Стернина 2001; С.Г. Тер-Минасовой 2000; P.M. Фрумкиной 1992. методики тендерного анализа речевого поведения языковой личности, грамматических и фонетических различий мужской и женской речи в работах Е. М. Бакушевой 1995; Е. А. Горошко 1996, 1997; Е. А. Земской, М. М. Китайгородской, H.H. Розановой 1993; A.B. Кирилиной 1997, 1999, 2001; Т. Б. Крючковой 1975,1976; Потапова 1997; И. А. Стернина 1996, 1997,1998 1999; С. К. Табуровой 1999; В. Н. Телия 1996; A.M. Холода 1997; исследования в области возрастной лингвистики Н. Е. Богуславской, Т. Б. Крючковой 1998; А. Н. Гвоздева 1961; H.A. Купиной 1975; И. А. Стернина 2001; Л. А. Тавдгиридзе 2004; Т. Н. Ушаковой 1999; С. Н. Цейтлин 2000; В. К. Харченко 1994 и др.

Теоретическая новизна исследования определяется тем, что в диссертации впервые описана когнитивная структура русского концепта «женщина» с использованием метода семантико-когнитивного анализавыявлены и рассмотрены в сопоставительном плане когнитивные признаки, репрезентирующие в концепте тендерное и возрастное когнитивное сознание. Диссертационное исследование вносит вклад в разработку методики экспериментального лингвокогнитивного анализа концептов.

Достоверность результатов исследования обеспечена современной теоретической базой исследования, использованием экспериментальных методов исследования, значительным количеством испытуемых, принявших участие в эксперименте, опорой на современные научные данные и результаты, полученные в области психои социолингвистики, большим объемом проанализированного материала.

Практическая значимость исследования.

Основные результаты работы могут быть использованы в лекционных курсах по введению в языкознание и общему языкознанию, лекционных курсах и спецкурсах по когнитивной лингвистике, гендерной и возрастной лингвистике, при написании диссертаций, дипломных и курсовых работ по проблемам общетеоретического и прикладного характера. Результаты свободного ассоциативного эксперимента могут быть использованы в практике составления гендерного ассоциативного словаря. Представленная в работе экспериментальная методика описания концепта может быть применена в последующих исследованиях подобного рода.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Лингвокогнитивное исследование концепта методом свободного ассоциативного эксперимента с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования позволяет с достаточной полнотой и достоверностью выявить содержание концепта «женщина» в национальной и групповых концептосферахописать макрокомпонентную, категориальную и полевую структуру концепта.

2. Концепт «женщина» представляет собой единое ментальное образование, существующее в национальном когнитивном сознании различных гендерных и возрастных групп. В групповых концептосферах концепт «женщина» объективируется одними и теми же языковыми средствами, что обеспечивает стабильность и устойчивость концепта в когнитивном сознании нации и групповых концептосферах.

3. Концепт «женщина» является ярким, содержательным и когнитивно востребованным элементом русской концептосферы, о чем свидетельствует его очень большой когнитивный объем (204 когнитивных признака), богатая структура образного содержания, включающего полный набор перцептивных образов и когнитивные образы, широкий набор копштивных классификаторов (42), а также представленность всех типов периферийных зон интерпретационного поля ~ общеоценочной, утилитарной, регулятивной, идентификационной, мифологической и символической.

4. Основными отличительными характеристиками концепта «женщина» в русском сознании являются следующие:

Концепт «женщина» обладает ярким образным содержанием. Образный компонент эксплицируется всеми типами перцептивных (зрительные, вкусовые, тактильные, осязательные, обонятельные) образов и многочисленными когнитивными образами (метафорические образы природных явлений, зооморфные, фитоморфные, антропоморфные образы).

Информационный компонент концепта «женщина» включает когнитивные признаки, определяющие наиболее существенные черты концептуализируемого понятия: «противопоставлена мужскому полу», «выступает в роли матери», «относится к женскому полу», «является человеком», «наличие детей», «продолжательница жизни», «рожает детей».

Энциклопедическая зона концепта включает информацию о возрасте, семейном статусе, профессиональной принадлежности, типичном характере деятельности женщины и т. д.

Интерпретационное поле концепта «женщина» является наиболее объемным и включает общеоценочную, утилитарную, регулятивную, идентификационную, символическую и мифологическую зоны. Интерпретационное поле исследуемого концепта содержит многочисленные противоречивые когнитивные признаки, обусловленные групповым и индивидуальным опытом испытуемых.

5. Оценочный слой концепта составил 31%. Объем оценочных признаков, вхождение в ядро концепта свидетельствуют об оценочном характере концепта «женщина» в русской концептосфере.

6. В мужском когнитивном сознании концепт «женщина» является более объемным, имеет большую периферийиую зону, обладающую заметной яркостью, что свидетельствует о когнитивной релевантности концепта для мужского языкового сознания. В женском когнитивном сознании концепт «женщина» является менее объемным, имеет более концентрированную ядерную зону и меньшую периферийную зону.

7. Когнитивные признаки, характерные для концепта «женщина» в возрастной концептосфере, заметно различаются яркостью в зависимости от возраста респондентов, что отражает существенное изменение отношения к женщине в динамике развития возрастного сознания. В старшей группе менее выражена критическая оценка женщины.

8. Различия в содержании и структуре концепта женщина в групповых концептосферах наблюдаются преимущественно в степени яркости отдельных концептуальных признаков и их групп.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждалась на республиканской школе-конференции (Красноярск 1999), на региональных научно-практических конференциях (Томск 1998;1999), на региональном симпозиуме (Кемерово 1999), межвузовской научной конференции (Томск 1999), межрегиональной научно-практической конференции (Анжеро-Судженск 2003), на 6 международных конференциях (Кемерово ноябрь 2004; Симферополь 2006; Донецк 2007; Алушта 2007; Севастополь 2006;2007), на 6 всероссийских конференциях (Анжеро-Судженск 1998,2001,2002,2003, Воронеж 2004, Новосибирск 2004).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной научной литературы, списка использованных словарей и энциклопедий.

ВЫВОДЫ.

1. Концепт «женщина» представляет собой единое ментальное образование, существующее в когнитивном сознании различных гендерных и возрастных групп. Эксплицируясь в контрольных концептосферах, концепт «женщина» объективируется одними и теми же языковыми средствами, что обеспечивает стабильность и устойчивость концепта в когнитивном и языковом сознании.

2. Методом, позволяющим вскрыть сходства и отличия в вербализации концепта «женщина» групповыми концептосферами, является метод когнитивной интерпретации, заключающийся в выявлении дифференциальных и интегральных когнитивных признаков и когнитивных классификаторов, а также экспонировании концепта как системно-структурного устройства, представляющего собой иерархию когнитивных признаков и когнитивных классификаторов: самые частотные образуют ядерную, менее частотныепериферийную зону концепта.

3. Сравнение языковой объективации концепта «женщина» мужским и женским когнитивным сознанием показывает, что в контрольных концептосферах данная ментальная единица эксплицируется набором единых когнитивных признаков и когнитивных классификаторов, которые являются маркерами общего когнитивного сознания. Тендерная специфика языковой объективации концепта «женщина» выражается в том, что каждая концептосфера обладает присущими только ей когнитивными признаками, актуализирующимися в различных зонах исследуемого концепта. В мужской и женской концептосферах концепт «женщина» имеет единую полевую структуру, количественные и качественные расхождения в объеме и содержании центральной ядерной зоны концепта незначительны, однако соотношение ядерной и периферийной зоны в мужской и женской концептосферах по количественным показателям имеет существенные расхождения: в женской концептосфере — более насыщенное ядро концепта, в мужской — более насыщенную периферию. В женской концептосфере концепт является более стандартизированным, в мужской — индивидуализированным.

4. Сравнение объективации концепта «женщина» в концептосферах младшей, средней и старшей возрастных групп показывает, что в контрольных концептосферах концепт эксплицируется набором единых когнитивных признаков и когнитивных классификаторов. Доминирование идентичных когнитивных признаков свидетельствует о том, что ядро концепта «женщина» является инвариантным. Расхождения наблюдаются в периферийной зоне концепта: с увеличением возраста фокус-групп число единичных когнитивных признаков возрастает. Однако различия, наблюдаемые в признаковой структуре концепта «женщина», незначительны. Возрастная специфика концепта «женщина» выражена неярко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что концепт «женщина» является релевантным для русского языкового сознания, имеет объемную когнитивную структуру и широкую лексическую объективацию.

В русском языковом сознании концепт «женщина» имеет следующее основное содержание: красивая, противопоставлена мужскому полу, выступает в роли матери, относится к женскому полу, является человеком, имеет детей, выступает женой, любимая, молодая, производит очень хорошее внешнее впечатление, русская, добрая, привлекает цветом одежды, заботливая, указание на лицо, сохранение домашнего очага, деловая, продолжательница жизни, верная, приготовление пищи, грешная, женственная, умная, принадлежащая мне, является врачом, является эстрадной певицей, является домохозяйкой, глупая, загадочная, страстная, хозяйка.

Концепт «женщина» является сложным структурным образованием, имеющим макрокомпонентную, категориальную и полевую организации. Макрокомпонентная структура включает образный, информационно-понятийный, энциклопедический компоненты и интерпретационное поле концепта.

Образный компонент включает перцептивные, основанные на визуальных, акустических, вкусовых и тактильных ощущениях, и метафорические образы, основанные на образном сближении переносного значения номинаций женщины с зооморфными, орнитологическими, ботаническими и другими образами, представляющие эмпирический способ познания действительности человеком.

Информационно-понятийный компонент концепта «женщина» включает когнитивные признаки, определяющие наиболее существенные черты концептуализируемого понятия: «противопоставлена мужскому полу» (мужчина 306, и мужчина 130), «выступает в роли матери» (мать 266, мать моих детей 12, мама 6), «относится к женскому полу» {слабый пол 124, баба 16, это женщина 8), «является человеком» (человек 165, это человек, но чуть-чуть похуже мужика 1), «имеет детей» (с ребенком 73, дети 18, ребенок 8), «продолжательница жизни» (жизнь 24, вечность 2), «рожает детей» (материнство 1, беременная 1).

Энциклопедическая зона концепта «женщина» объединяет когнитивные признаки, содержащие информацию о возрасте («молодая» (61) — молодая 37, девушка 18, молодость 4, юная 1, дева 1- «зрелая» (9) — в возрасте 3, бальзаковского возраста 3, уже не девушка, но еще не старуха 1, уже не девушка 1, взрослая 1), семейном статусе («выступает женой» (81) — жена 76, супруга 2, супружница 2, спутница жизни 1- «одинокая» (15) — одинокая 9, без мужа 4, разведенка 1, разведенная 1- «является любовницей» (5) — любовница 5- «замужняя» (4) — замужем 2, замужняя 2- «является сожительницей» (1) -сожительница 7), профессиональной принадлежности («деловая» (29) — деловая 29- «является врачом» (18) — врач 18- «является учителем» (7) — учительница 4, учитель 3 и т. д.) — отношению к труду («трудолюбивая» (12) — всегда в работе 8, вся в делах 2, трудолюбивая 1, трудолюбие 1- хозяйственная 4- «работоспособность» (4) — работящая 2, вкалывает 1, пашет как лошадь 1- «работает» (1) — работает 1) — типичном характере деятельности женщины («готовит пищу» (7) — готовит 4, кулинария 2, украинский борщ 1- «занимается стиркой» (11) — стирка 6, стирает 5- «занимается уборкой» (10) -убирает дом 5, уборка 3, убирает 2- «рукодельница» (2) — шьет 1, вязание 1- любит читать 1 (любит читать романы 1)), о степени родства («является родной» (3) — родная 3- «является снохой» (3) — сноха 2, невестка 1- «является свекровью» (2) -свекровка 1, свекровь 1- «является сестрой» (2) — сестра 2- «является дочерью» (1) — дочь 1- «является тещей» (1) — теща 1 и т. д.

Интерпретационное поле концепта «женщина» имеет зонную структуру, включающую оценочную, утилитарную, социально-культурную, мифологическую и регулятивную зоны. Утилитарная зона объединяет когнитивные признаки, выражающие утилитарное, прагматическое отношение людей к денотату концепта «женщина»: женщина «готовит пищу» (22), «занимается стиркой» (11), «занимается уборкой» (10), «носит сумки» (6), создает уют" (2), «является предметом сексуального интереса для мужчины» (6), «объектом желания» (2), «доставляет блаженство» (2), «может быть советчиком» (1).

Идентификационная зона содержит когнитивные признаки, персонифицирующие женщину, идентифицирующие концепт с прототипом: «Алла Пугачева» (13),"Зыкина" (1), «Мадонна» (4), «Елизавета» (1), «Екатерина вторая» (1), «Дашкова» (1), «Диана» (9), «Монро» (1), «Клара Лучко» (1).

Мифологическая зона содержит признаки, отражающие мифологические представления о женщине: «грешная» (18) — грех 15, порок 3, «божественная» (10) — святое 9, святая 1. Регулятивная зона объединяет когнитивные признаки, предписывающие, как нужно обращаться с женщиной: целовать 1- любить 1- носить на руках 1. Символическая зона концепта «женщина» включает в себя когнитивные признаки «является символом мира» (голубь 1, мир 1) и «является символом отечества» (родина 1, отечество 1). Общеоценочная зона включает когнитивные признаки, осуществляющие общую оценку содержания денотата концепта: шикарная 18- восхитительная 17- очаровательная 12- божественная 11- великолепная 10- отвратительная 9- роскошная 8- милая 8- очаровательная 5- хорошая 3- исключительная 2- идеальная 2- вне конкуренции 1- дивная 1, королева 1- странная 1- хорошая 1.

Категориальная структура концепта организована 43 классификаторами, наиболее значимыми и яркими для русского языкового сознания являются классификационные признаки «пол», «производимое внешнее впечатление», «репродуктивная функция женщины», «принадлежность к человеческому роду», «характер», «семейный статус».

Результаты когнитивной интерпретации позволяют представить модель содержания исследуемого концепта: ядерная зона включает признаки, содержащие наиболее значимую информацию о денотате концепта — красивая 487- противопоставлена мужскому полу 435- выступает в роли матери 285- относится к женскому полу 167- является человеком 166- имеет детей 104- выступает женой 81- любимая 80- периферийная включает признаки, имеющие преимущественно групповой характер, а также ярко выраженный индивидуальный характер.

Исследование показало, что концепт «женщина», объективируемый испытуемыми-мужчинами и испытуемыми-женщинами, является единым ментальным образованием, имеющим единую полевую структуру. Расхождения проявляются в объеме и содержании периферийной зоны концепта, которая в женской концептосфере является более стандартизированной, в мужскойиндивидуализированной.

Исследование показало, что концепт «женщина» в концептосферах младшей, средней и старшей возрастных групп также эксплицируется набором единых когнитивных признаков и когнитивных классификаторов, а различия проявляются лишь в периферийной зоне: с увеличением возраста число единичных когнитивных признаков возрастает.

Таким образом, ядро концепта женщина и его структура формируется в сознании носителей русского языка в своих основных признаках уже в возрасте 21−35 лет (младшей возрастной группы), а затем углубляется его периферия.

С целью дальнейшего изучения структуры и содержания концептов представляется целесообразным расширение изучения способов его языковой реализации. Исследование может быть продолжено за счет включения в сферу изучения других концептов — мать, хозяйка.

Представляет научный интерес и рассмотрение концепта «женщина» на материале художественных, публицистических текстов, фразеологизмов, пословиц и поговорок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Ф. Проблема вербализации концепта: Теоретическое исследование / Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2003. — 96 с.
  2. А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Тендерные исследования. -1998. № 1. — С.255−261
  3. A.A. Аксиологические особенности концепта «женщина» в русском, английском и татарском языках / A.A. Аминова, А. Н. Махмутова // Сопоставительная филология и полилингвизм: сб. науч. тр. / Казан, гос. ун-т. -Казань, 2003.-С. 19−26
  4. O.JI. Тендер как параметр текстообразования. Авторефератдис.канд. филолог, наук/ O.JI. Антинескул. Пермь: Пермский гос. ун-т, 2000.-20 с.
  5. Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. Избр. труды / Ю. Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — Т. 2. — 767 с.
  6. A.B. Эмотивно-оценочная объективация концепта женщина в семантике ФЕ (на материале английской и русской фразеологии). Автореф. дис. канд. филол. наук / A.B. Артемова. Пятигорск, 2000. — 16с.
  7. Н.Д. Язык и мир человека /Н.Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  8. С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / С. А. Аскольдов. М.: Academia, 1997.-С. 267−279
  9. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: ВГУ, 1996. — 104 с.
  10. В.Н. «Женщина» С.Надсона и «женскость» З. Гиппиус/ В. Н. Базылев // Текст как женщина & Женщина как текст: Материалы рабочего совещания. М.: Диалог — МГУ, 2000. — С. 8 — 14
  11. Е.М. Социолингвистический анализ речевого поведения мужчины и женщины: на материале французского языка. Автореф. дис. канд. филол. наук / Е.М. Бакушева/ Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1995. — 16 с.
  12. Г. И. Семантика русского языка в когнитивном аспекте / Г. И. Берестнев: Учебное пособие. Калининград: ЮГУ, 2002. — 157с.
  13. К. Проблема концептуальной семантики русского и венгерского языков / К. Бибок // Вопросы языкознания. 1996. — № 2. — С. 156−165
  14. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные работы по общему языкознанию / И. А. Бодуэн де Куртенэ.- М.: АН СССР, 1963.- Т. 1.- 384 с.
  15. H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / H.H. Болдырев. Тамбов: ТГУ, 2002. — 123 с.
  16. А.Б. Репрезентация концепта «гостеприимство» в русском и английском языках / А. Б. Болхоева // Язык и национальное сознание. Воронеж: Истоки, 1999. — Вып. 2. — С. 55 -62
  17. Е.П. Актуализация концепта мысль в русской языковой картине мира. Дисс. канд. фил. наук/ Е. П. Бондарева. Кемерово, 2005. -164 с.
  18. Г. А. Природа женщины/ Г. А. Брандт. Екатеринбург: Гуманитарный университет. -2000. -180с.
  19. Г. А. Язык и картина мира/ Г. А. Брутян // Философские науки. -1973.-№ 1.-С. 108−111
  20. Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Наука, 1997. — 574 с.
  21. М. JI. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей // Семья, гендер, культура. Материалы международныхконференций 1994 и 1995 гг. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. -С. 324−330
  22. B.B. Концепт «женщина» в статике и динамике фразеологии английского языка. Дис. канд. филол. наук/ В. В. Васюк. -М, 2002. 195 с.
  23. С.Г. Систематика зооморфной лексики и ее англо-русская эквивалентность. Автореф. канд. фил. наук. Волгоград, 2001.- 20 с.
  24. А. Семантические универсалии и описание языков/ А. Вежбицкая. М.: Языки русской культуры. — 1999. — 780 с.
  25. Е. Костомаров В. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентиемы / Е. Верещагин, В. Костомаров. М.: Индрик, 2005. — 1040 с.
  26. О.М. Концепты света / тьмы в русском и английском языках / О. М. Воевудская // Филология и культура. Материалы Международной конференции 12−14 мая 1999 г. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — С. 157−168
  27. О.М. Лексико-грамматическое поле концепта / О. М. Воевудская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание. Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 111−113
  28. С. Счастье как лингвокультурный концепт / С. Воркачев М.: Гносис. — 2004. — 237 с.
  29. С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа / С. Г. Воркачев. Краснодар: Кубан. гос. технол. ун-т, 2002. — 142 с.
  30. С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты / С. Г. Воркачев // Известия РАН. Серия лит-ры и языка. 2001. — Т. 60, № 6. — С. 47−58
  31. С.Г. Культурно-языковая специфика концепта любви в русском и испанском языках: опыт этносемантического анализа/ С. Г. Воркачев // Язык и антропологические сущности. Краснодар: КубГУ, 1997. — С. 192−216
  32. С.Г. Лингвокультурология, языковая I личность, концепт: становления антропоцентрической парадигмы в языкознании/
  33. С.Г. Воркачев // Филологические науки. 2001. — С. 42−72
  34. В.В. Лингвокультурология (теория и методы) / В. В. Воробьев. -М.:РУДН, 1997.-331 с.
  35. В.А., Востокова Н. П. Мужское и женское начала в русских обрядах и в ритуальном полотенце в XIX начале XX в. // Текст как женщина & Женщина как текст: Материалы рабочего совещания. — М.: Диалог — МГУ, 2000. -С. 14−15
  36. JI.C. Психология искусства /JI.C. Выготский.- М.: Искусство, 1986.-573 с.
  37. О.В. Понимание значения иноязычного слова (психолингвистическое исследование): Дис.. канд. филол. наук / О. В. Высочина. Воронеж, 2001. — 174 с.
  38. Гак В. Г. Высказывание и ситуация/ В. Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики. 1972. М.: Наука, 1973. — С. 349−372
  39. П.Я. Развитие исследований по формированию умственной деятельности / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. Т. I. М. -1959.-С. 441−469
  40. П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления / П. Я. Гальперин // Вопросы философии. -1977. № 4.-С. 95−101
  41. Л.Г. Особенности формирования профессиональной карьеры женщин в трансформирующемся российском обществе. Автореф. дис. канд. социол. наук / Л. Г. Гарипова. Казань, 2006 — 22с.
  42. Г. В. Когнитивные аспекты лексической системы языка / Г. В. Гафарова, Т. А. Кильдибекова. Уфа: Башкире. Ун-т, 1998. — 180 с.
  43. А.И. Человек в языковой картине мира / А. И. Геляева. Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2002. -177 с.
  44. Е.Ю. Речевое поведение в тендерном аспекте: проблемы теории иметодики описания. Диссканд. фил. наук/ Е. Ю. Гетте. Воронеж, 2004. — 268с.
  45. М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола / М. Я. Гловинская. М.: Наука, 1982. — С. 56−105
  46. Е. Тендерная проблематика в языкознании/Е.А. Горошко // Введение в тендерные исследования: В 2 ч.: Учеб. пособие / Под. ред. И.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001. — 4.1. — С.508−542
  47. Е. Мужчина и женщина (или как мы видим себя через призму тендера) /Е.А. Горошко // «ВЫ и МЫ». Диалог российских и американских женщин. Альманах. 1997. — № 1 (17). — С.21−25
  48. Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения: психолингвистический анализ. Автореф. дис. канд. филол. наук /Е.А. Горошко -М., 1996.-27 с.
  49. Е.И. Теоретическая модель мужского и женского вербального поведения/Е.А. Горошко // Маркеры вербального и невербального поведения мужчин и женщин. Вена- Киев, 1996. — С.1−80
  50. Л.И. Перевод как источник знаний о концептуализации внеязыковой действительности / Л. И. Гришаева // Перевод: язык и культура. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. С. 29−31
  51. O.A. Стереотипизация признаков концепта «Америка» в современном русском языке/ O.A. Гришина // Ethnohermeneutik und Antropologie.- Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. Bd. 10. — P. 161−165
  52. Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании (экспериментальное исследование языкового сознания старшеклассников): Дис.. канд. филол. наук /Е.И. Грищук. Воронеж, 2002−6. — 237 с.
  53. И.В. Образ женщины в рекламе / И. В. Грошев // Пол. Тендер. Культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. — С. ЗЗ 1−343
  54. И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 3. — С.119−133
  55. В. Избранные труды по языкознанию/ В. Гумбольдт. М.: Прогресс, 1984.-С. 51
  56. Н.В. Характеризующие признаки концепта «жизнь»/ Н.В. Деева// Ethnohermeneutik und Antropologie. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. -Bd. 10.- P. 129−135
  57. В.З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста / В. З. Демьянков // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1983.- № 4. С. 320−329
  58. В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В. З. Демьянков // Язык и наука конца XX века. М.: Российский госуд. гуманит. университет, 1995. — С. 239 — 320
  59. В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория / В. З. Демьянков // Язык и структуры представления знаний. М.: ИНИОН РАН, 1992.-С. 39−77
  60. В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1994. -№ 4.-С.17−33
  61. И.Н. Женский портрет на фоне рекламы/ И. Н. Дубовская // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2002. -№ 2. — С.98−106
  62. А. Рекламный образ. Мужчина и женщина/ А. Дударева М.: РИП-холдинг, 2002. — 222 с.
  63. А.Ж. Реклама и гендер // Тендер, власть, культура: социально-антропологический подход. Межвузовский научный сб. / А. Ж. Ербулова. -Саратов: Саратов, гос. техн. ун-т, 2000. С.9−12
  64. Женщина в пословицах и поговорках народов мира / Сост. Э.Гейвандов. -М.: Гелиоцентр, 1995. 303 с.
  65. Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи/ Н. И. Жинкин // Язык, речь. Творчество. М. 1998.- С.146−162
  66. А. К., Мельчук И. А. О семантическом синтезе/ А. К. Жолковский, И. А. Мельчук //Проблемы кибернетики. Вып. 19. — 1967.- с. 177— 238
  67. A.A. Введение в психолингвистику / A.A. Залевская. М.: Изд-воРГГУ, 1999.-382 с.
  68. A.A. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности / A.A. Залевская // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — С. 150−171
  69. A.A. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию // Языковое сознание и образ мира. М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. — С. 39−55
  70. A.A. Предисловие редактора / A.A. Залевская // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. Сборник научных трудов. Тверь: ТГУ, 1998. — С.3−8
  71. A.A. Проблема признака как основания для взаимопонимания расхождений при этнических контактах/ A.A. Залевская // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Моск. ун-т, 1996. — С. 163−176
  72. A.A. Психологический подход к проблеме концепта / A.A. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: ВГУ, 2001.-182 с.
  73. A.A. Свободные ассоциации в трех языках / A.A. Залевская // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971.-С. 178−195
  74. A.A. Специфика единиц и механизмов индивидуального лексикона A.A. Залевская // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста /. Калинин, 1988. — С.5−15
  75. A.A. Русское именное словоизменение / A.A. Зализняк. М.: Наука, 1967.-370 с.
  76. Е.А. О чем и как говорят женщины / Е. А. Земская // Русская речь. М., 1989.-С. 42−46
  77. Е.А. Особенности мужской и женской речи / Е. А. Земская, М. А. Китайгородская, H.H. Розанова // Русский язык и его функционирование.- М.: Наука, 1993.- С.90−136
  78. И.А. Психологические аспекты обучения .говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
  79. И.А. Способ формирования и формулирования мысли как реальность языкового сознания / И. А. Зимняя // Язык и сознание: парадоксальная рациональность / Ин-т яз. РАН. М., 1993. — С. 64−97
  80. Л.И. Национально-культурная специфика концепта «Бог» в русской и английской паремиологии / Л. И. Зубкова, Ю.Т. Листрова-Правда // Язык и национальное сознание. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998. — С. 49−50
  81. В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» / В. Иваницкий // Общественные науки и современность. 1995. — № 3. — С. 161−172
  82. Е.В. Пословичные картины мира: (на материале англ. и рус. пословиц) / Е. В. Иванова. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002. — 155 с.
  83. М.А. Мир мужчины и мир женщины в русской и английской культурах : (на материале рус. и англ. пословиц и поговорок)/ М. А. Иванова // Россия и мир: гуманитар, проблемы. СПб., 2004. — Вып. 9. — С. 141−148
  84. О.В. Концепт «вера» в современном русском языке / О. В. Ивашенко // Актуальные проблемы языкознания и методики обучения иностранным языкам. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. — С. 186−187
  85. О.Ю. Концепт «дружба» в русском языке / О. Ю. Лукашкова // Культура общения и ее формирование. Воронеж: Полиграф, 2001. — Вып. 8. -С.84−85.
  86. Т.Л. Языковое сознание и когнитивное сознание в контексте деятельностного подхода / Т. Л. Калентьева. Иркутск: Иркут. ун-т, 1998. — 176 с.
  87. В.И. О категориях лингвокультурологии / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. — С.3−16
  88. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
  89. Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю. Н. Караулов. М.: ИРЯ РАН, 1999. — 180 с.
  90. Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети / Ю. Н. Караулов // Языковое сознание и образ мира. М.: Институт языкознания РАН, 2000. — С. 191 — 206
  91. Ю.Н. Общая и русская идеография/ Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1976.-355 с.
  92. Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987.-261 с.
  93. О.И. Тендерный и лингвокультурный аспекты социальной рекламной коммуникации (экспериментальное исследование). Автореф. дис. канд. филол. наук / О. И. Каримова. Ульяновск, 2006.- 22 с.
  94. Е.А. Тендерные аспекты фразеологии в массовой коммуникации. Автореф. дис. канд. филол. наук / Е. А. Картушина.- Ижевск, 2003.-21 с.
  95. В.Б. Язык и знание/ В. Б. Касевич // Язык и структура знания.- М.: Наука, 1990.- С. 8−25
  96. В.Б. Языковые структуры и когнитивная деятельность/ В. Б. Касевич //Язык и когнитивная деятельность.- М.: Наука, 1989. С. 8−18
  97. Р.Д. Артефактная концептуальная метафора в немецком политическом дискурсе. Автореф. дис. канд. филол. наук/ Р. Д. Керимов. -Барнаул, 2005. 18 с.
  98. A.B. «Мужественность» и «женственность» с точки зрения лингвиста/ A.B. Кирилина // Женщина в российском обществе: Российский научный журнал Иваново: Иван. Г. У. -1998.- № 2.- С. 21−27
  99. A.B. Аксиологическая лингвистика: проблемы изучения культурных концептов и этносознания/ A.B. Кирилина // Семантика личныхимен: тендерный аспект. Сб. научных трудов / Под ред. H.A. Красавского. -Волгоград: Колледж, 2002. С. 135−141
  100. A.B. Тендер: лингвистические аспекты/ A.B. Кирилина. М.: Институт социологии РАН, 1999. — 180с.
  101. A.B. Тендерные аспекты языка и коммуникации/ A.B. Кирилина. Дис. д-ра филолог.н. М., 2000. — 369 с.
  102. A.B. Женский голос в русской паремиологии / A.B. Кирилина // Женщина в российском обществе: Российский научный журнал. Иванове: Иван. Гос. Ун-т. -1997.- № 3.- С. 23−30
  103. И.С. Тендерная социализация/ И. С. Клецина. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — С. 19−21
  104. В.В. «Жизнь происходит от слова.» / В. В. Колесов. СПб.: Златоуст, 1999.-368 с.
  105. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. -108 с.
  106. О.Н. Этногерменевтический подход в исследовании концептов внутреннего мира человека // Ethnohermeneutik und Antropologie. -Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. Bd. 10. — P. 135−139
  107. O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / O.A. Корнилов. М.: ЧеРо, 2003. — 349 с.
  108. A.B. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий в разножанровых произведениях В.И.Даля (на материале концепта «вода»). Автореф. дис. канд. филол. наук / A.B. Костин. Иваново, 2002. — 22 с.
  109. В.Г. Современный русский язык и культурная память / В. Г. Костомаров, Н. Д. Бурвикова // Этнокультурная специфика речевой деятельности. -М., 2000.-С. 23−36
  110. A.B. Феноменология мира: пространство и время/ A.B. Кравченко // Материалы научной конференции. М.: Диалог — МГУ, 1997. — С. 61−72
  111. A.B. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации / A.B. Кравченко. Иркутск: ИГУ, 2004. — 206 с.
  112. H.A. Образ женщины в пословично-поговорном фонде немецкого языка/ Красавский H.A., Кирносов И. М. // Языковая личность: культурные концепты.- Волгоград- Архангельск, 1996.- С.48−54
  113. H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография/ H.A. Красавский. Волгоград, 2001. — 495 с.
  114. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. Красных. -М.: Гнозис, 2003. 375 с.
  115. В.В. Строение языкового сознания: фрейм-структуры // Когнитивная семантика/ В. Красных. Часть 1. — Тамбов, 2000. — С. 53−55
  116. С. Потебня Александр Афанасьевич / С. Крымский // Философская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1967.- Т.4.- С. 327.
  117. А. ГИноцид, или китайское битование ног/ А. Дворкин // Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Наповой и А. Р. Усмановой. Мн.: Пропилеи, 2000. С. 7−29
  118. Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология — когнитивная наука/Е.С. Кубрякова //Вопр. языкозн. — 1994. — № 4.-С. 26−34
  119. Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики/Е.С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. -Вып. 1. -2004. -№ 1.-С.6−17
  120. Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира/Е. С. Кубрякова //Филология и культура. Материалы международной конференции. -Часть 1. Тамбов, 1999. — С.6−13
  121. O.A. Актуализация концепта Германия в российской публицистике. Дис.. канд. филол. наук/ O.A. Куданкина. Кемерово. 2004.166 с.
  122. Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Дж. Лакофф. М.: Языки славянской культуры, 2004. -792с.
  123. Дж. Мышление в зеркале классификатора / Дж. Лакофф // НЗЛ. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. — С. 12 — 52
  124. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём/ Дж. Лакофф // Язык и моделирование социального взаимодействия. M., 1987. — С. 126 -170
  125. А.Г. Концепт «береза» в сознании носителей современного русского языка / А. Г. Лапотько // Язык и национальное сознание. Воронеж: Истоки, 1999. — Вып. 2. — С. 62−64
  126. Т.Б. Тендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ. Дис.. канд. социол. Наук/ Т. Б. Легенина. -Ставрополь, 2004. 185 с.
  127. A.A. Новое учение о языке / A.A. Леонтьев // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.- С. 335
  128. A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-287 с.
  129. А. Секрет молодости / А. Лиллиенталь // Аномалия. 1996. — № 05 (113) — (http://www.pressa.spb.ru/newspaper/anomal/arts/ anomal- 133-art-2. htmlv)
  130. Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический аспект: Монография / Е. В. Лукашевич. Москва- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.-234 с.
  131. А.Р. Язык и сознание/А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979.-238 с.
  132. С.Х. Концептология: к становлению подхода/ С. Х. Ляпин // Концепты. Научные труды. Архангельск: Поморский госуниверситет, 1997. -Вып. 1.-С. 11−35
  133. М. Перевод и интерпретация: о некоторых предположениях и мифологемах / М. Ляхтеэнмяки // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. I: Проблемы философии языка и сопоставительной лингвистики. Воронеж, 1999.-С. 32−45
  134. Д.Ч. Базовые концепты культуры в свете тендерного подхода: На примере оппозиции мужчина / женщина / Д. Ч. Малишевская // Фразеология в контексте культуры.- М., 1999.- С. 180−184
  135. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.- 224 с.
  136. А.П. Особенности тема-рематической организации текста в зависимости от пола автора/ А. П. Мартынюк // Смысловые и прагматические характеристики текста и его единиц. Иваново, 1989. С. 115−120
  137. В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В. А. Маслова. М.: Флинта, 2006.-396 с.
  138. А. Н. Лингвокультурологические особенности средств номинации и дескрипции концепта «женщина» в русском и английском языках /А.Н. Махмутова //Учен. зап. Казан, ун-та. 2000. — Т. 140. — С. 84−89
  139. A.B. Образы дома в английской и русской концептосферах / A.B. Медведева // Когнитивная лингвистика: В 2 ч. Тамбов: ТГУ, 1998. — Ч. 2. -С. 78−80
  140. A.B. Символическое значение как тип значения слова (на материале русских и английских обозначений обиходно-бытовых ситуаций, предметов и явлений материальной культуры): Дис.. канд. филол. наук / A.B. Медведева. Воронеж, 2000. — 187 с.
  141. И.А. К принципам описания означаемых (о лингвистической семантике) / И. А. Мельчук // Язык и человек. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1970. — С.201−217
  142. О.В. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США)/ О. В. Митина, В. Ф. Петренко // Вопросы психологии. -2000. № 1. — С.68−86
  143. О.В. Концепт «окно» в художественном и публицистическом тексте / О. В. Мякшева // Язык и национальное сознание. Воронеж: ВГПУ, 1998. — С.53−54
  144. М.Я. Способы обозначения пола в языках мира/ М. Я Немировский // Памяти акад. Н. Я. Марра. М.- Д., — 1938. — С.196−225
  145. В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма / В. П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 1998. — 85 с.
  146. М.В. Развернутые тезисы о концептах/ М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов: 2004. — № 1. — С. 53 — 64
  147. И.Г. Тендерные исследования как одно из направлений ^ социолингвистики/ И. Г. Ольшанский // Проблемы социолингвистики имногоязычия / Под ред. А.—К. С. Баламамедова и В. А. Татаринова. М.: Московский лицей, 1997. — Вып. 1. — С. 22−34
  148. О.Г. Некоторые аспекты структуры концепта Россия/ О. Г. Орлова // Ethnohermeneutik und Antropologie. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. -Bd. 10.- P. 165−172
  149. Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка / Р. И. Павиленис. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
  150. H.A. Женщина/ H.A. Паскова// Антология концептов. Волгоград: Парадигма, 2005.- 132−146
  151. H.A. Концепт «женщина» в текстах среднеанглийского периода (опыт семантической реконструкции на основе произведений Дж. Чосера). Дисс.. канд. фил. Наук/ H.A. Паскова. Иркутск, 2003, — 185 с.
  152. Петрова JL Только идиот может жениться на русской/ Л. Петрова // На дне. 1996 — № 07(26) — (http://www.pressa.spb.ru/newspapers/nadne/ arts/nadne-26-art-10.html)
  153. О.Ю. О периферии концепта «Бог» в текстах пословиц и поговорок русского народа, собранных В.И. Далем / О. Ю. Печенкина // Фразеология 2000. Тула, 2000. — С. 113−115
  154. Е.А. Социолемы в тендерном аспекте / Е. А. Пименов // Тендер: язык, культура, коммуникация: Материалы Первой международной конференции 25−26 ноября 1999 г. М., 1999.- С. 77−78
  155. Е.А. Этносемиотика культуры и языковой знак/ Е. А. Пименов // Семиотические проблемы лингвистики. Кемерово: Графика, 1998. — С. 91−93
  156. М.В. Предисловие / М. В. Пименова // Введение в когнитивную лингвистику. Вып.4. — Кемерово: Графика, 2004. — 208 с.
  157. M.B. Внутренний мир человека: шкала 'близко-далеко'// Общие и частные проблемы онтологии языка: Материалы круглого стола (2 октября 2001 г.) / М. В. Пименова. Бийск, 2002. — С.74−78.
  158. М.В. Тендерные исследования мифологем / М. В. Пименова // Тендер: язык, культура, коммуникация: Материалы Первой международной конференции 25−26 ноября 1999 г. М., 1999.- С.78−79
  159. М.В. Душа и жизнь: особенности концептуализации// М. В. Пименова // Филологический сборник/ Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2002. — Вып.2. — С. 130−135
  160. М.В. Концепт политика и способы его репрезентации // Известия УрГПУ. Лингвистика. Вып.15. Екатеринбург, 2005. — С.32−39
  161. М.В. Концептуализация и объективация совести в языковых картинах мира/ М. В. Пименова // Сибирский филологический журнал. Барнаул, Кемерово, Новосибирск, Томск. — 2003. -№ 3−4. — С.208−217
  162. М.В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия). Дисс. докт. филол. наук / М. В. Пименова. СПб., 2001. — 497с.
  163. М.В. Ландшафтные признаки концептов внутреннего мира (на примере концепта душа)/ / М. В. Пименова // Концепт и культура: Материалы Международной научной конференции (Кемерово, 30 сентября 2003 г.). -Кемерово: Графика, 2003. С. 165−170
  164. М.В. О странствиях души// М. В. Пименова // Искусство грамматики / Отв. ред. Л. Г. Панин. Новосибирск: НГУ, 2004. — С.380−389
  165. М.В. Предисловие/ М. В. Пименова // Филологический сборник / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Графика, 2002. — Вып.2. — С.5−10
  166. М.В. Типология признаков ценности концептов внутреннего мира человека/ М. В. Пименова // Вестник УГТУ-УПИ. № 6 (36). Язык и Культура. Екатеринбург, 2004. — С.95−102
  167. М.В. Этногерменевтический аспект концептуальных исследований/ М. В. Пименова // Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы. Кемерово, 2002. — С. 116−119
  168. М.В. Предисловие / М. В. Пименова // Введение в когнитивную лингвистику. Вып.4. — Кемерово: ИПК «Графика», 2004. — 208 с.
  169. В.А. Концептуальный анализ поэтического текста / В. А. Пищальникова. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1991. — 88 с.
  170. В.А. Понятие картины мира в современной науке/ В. А. Пищальникова // Этногерменевтика и языковая картина мира: теория и практика. Кемерово: Графика, 1998. — Вып. 2. — С. 71−74
  171. З.Д. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Антология концептов. Волгоград: Парадигма, 2005.-Т.1.-С. 7−10
  172. З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2001. -191 с.
  173. З.Д. Проблема моделирования концептов в лингвокогнитивных исследованиях // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Кемерово: Графика, 2003. — С. 6−17
  174. З.Д. Семантическое пространство языка как категория когнитивной лингвистики // Вестник В ГУ. Серия 1. Гуманитарные науки. — 1996, № 2. — С. 64−68
  175. З.Д. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2002. — 60 с.
  176. З.Д. Языковое сознание и другие виды сознания/ З. Д. Попова, И. А. Стернин // Язык. История. Культура. Кемерово: Графика, 2003. — С. 17−21
  177. В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека/ В.И. Постовалова// Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / В. И. Постовалова. М.: Наука, 1988. — С. 8−69
  178. В.И. Судьба как ключевое слово культуры и его понимание А. Ф. Лосевым/ В. И Постовалова // Идея судьбы в контексте разных культур. М., 1994.- с. 208−224
  179. В.В. Язык мужчин и женщин: Фонетическая дифференциация /
  180. A.A. Из записок по теории словесности / A.A. Потебня.- Харьков, 1905.-162 с.
  181. A.A. Мысль и язык/ A.A. Потебня.- К: Синто, 1993.- 192 с.
  182. О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира / О. Г. Почепцов // Вопросы языкознания. 1990. — № 4. — С. 110−122
  183. В.Н. Концепт «судьба» в повести A.C. Пушкина «Метель» / В. Н. Пугач // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — Ч. 2. — С. 93−94
  184. О.Н. Концепт «лес» в русских народных сказках (на материале «народных русских сказок» А.Н. Афанасьева) / О. Н. Ракитина // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже XX—XIX вв.еков. -Воронеж: ВГПУ, 2001. С. 94−96
  185. О.Н. Этнокультурный компонент в семантике названий элементов рельефа / О. Н. Ракитина // Лингвистические парадигмы: традиции и новации. Волгоград, 2000. — С. 237−241
  186. Е.В. Когнитивная семантика: история, персоналии, идеи, результаты / Е. В. Рахилина // Семиотика и информатика. Вып.36. — М., 1998. -С. 274−323
  187. Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики / Е. В. Рахилина // Изв. РАН СЛЯ. — 2000. — № 3. — С. 3−15
  188. М.Я. Абстрактная лексика и образность слова / М. Розенфельд // Язык и национальное сознание. Воронеж: Истоки, 2003. — С. 73−76
  189. Р.И. Когнитивные тенденции в таксономии. ^ Категоризация мира в языке и тексте/ Р. И. Розина // Вопросы языкознания.1994. № 6. — С.60−78
  190. И.А. Концепт «вежливость» и его объективация в русском языке / И. А. Романова // Культура общения и ее формирование. Воронеж: Истоки, 2001-а. — Вып. 8. — С. 95−97
  191. A.B. Когнитология и когнитивная лингвистика / A.B. Рудакова. -Воронеж: Истоки, 2004. 80 с.
  192. A.B. Объективация концепта «быт» в лексико-фразеологической системе русского языка / A.B. Рудакова. Воронеж: ВГУ, 2003. — 213 с.
  193. И.Г. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов / И .Г. Рузин // Вопросы языкознания. -1996. № 5. — С. 39−50
  194. Т.Б. Тендерные стереотипы и тендерная стереотипизация: методологические подходы/ Т. Б. Рябова // Женщина в российском обществе. -2001.-№ 3−4.-С. 3−12
  195. Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований //Личность. Культура. Общество. 2003. — T.V. — Вып. 1−2 (15−16). -С.120−138
  196. Л.Б. Концепт «судьба» и его реализация в русских пословицах / Л. Б. Савенкова // Язык и национальное сознание. Воронеж: ВГПУ, 1998. — С. 45−46
  197. Л.Б. Концепт «счастье» в русских паремиях / Л. Б. Савенкова // Фразеология 2000. Тула, 2000. — С. 103−106
  198. С.А. Мотивирующие признаки концепта мечта / С.А. Сергеев// Ethnohermeneutik und Antropologie. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. — Bd. 10.- P. 142−147
  199. H.M. Эмоциональные признаки концептов ум, разум в русской языковой картине мира/ Н. М. Сергеева //Ethnohermeneutik und Antropologie. -Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. Bd. 10. — P. 139−142
  200. .А. Как происходит отражение картины мира в языке? /Б.А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира.-М.: Наука, 1988. С. 87−107
  201. Ю.Л. Бытование функционально-прагматической методологии в отечественном языкознании 60-х годов XIX века I половины XX века (на примере понятия части речи) / Ю. Л. Ситько. Дисс.. канд. фил. наук. -Тернополь, 2004. -215 с.
  202. Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики / Т. Г. Скребцова. СПб.: Анатолия, 2000. — 201 с.
  203. Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: монография / Г. Г. Слышкин.- Волгоград: Перемена, 2004.- 328 с.
  204. Г. Г. От текста к символу. Лингвокультурологические концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. М.: Academia, 2000.-125 с.
  205. И.А. Когнитивно-языковая характеристика лексемы «крыша» в современном газетном дискурсе / И. А. Соболева // Язык и национальное сознание. Воронеж: Истоки, 1999. — Вып. 2. — С. 28−31
  206. И.А. Тендерная специфика речевого воздействия как предмет исследования / И. А. Стернин // Тендер: язык, культура, коммуникация: Материалы Первой международной конференции 25−26 ноября 1999 г. М., 1999.- С.92−93
  207. И.А. Некоторые жанровые особенности мужского коммуникативного поведения/ И. А. Стернин // Жанры речи.- Саратов, 1999.-Вып. 2.- С.178−185
  208. И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка / И. А. Стернин. Воронеж: Научное издание, 2004. — 93 с.
  209. И.А. Особенности женского и мужского понимания речевых высказываний/ И. А. Стернин // Антропоцентризм чи антпопофшш? Антропоцентричний аспект психол1чшх до^жень в онто- та фшогенезе.- Кшв- Кривой Рог- Москва, 1998.- С.95−96.
  210. И.А. Язык и мышление / И. А. Стернин. Воронеж: Рико, 2004. -25 с.
  211. С.К. Тендерные аспекты речевого поведения парламентариев: (на примере парламентских дебатов в ФРГ) / С. К. Табурова // Социологические исследования. -1999. № 9. — С. 84−92
  212. Л.А. Концепт «Русский язык» в русском языковом сознании Автореф. дисс.. канд. филол. наук / Л. А. Тавдгиридзе Л.А. Воронеж: ВГУ, 2005.-22 с.
  213. В.Б. Интеллектуальные системы в проектировании/ В.Б. Тарасов// Новости искусственного интеллекта. 1993. — № 4. — С. 24−67
  214. В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира/ В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988.-С. 173−204
  215. В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.-284 с.
  216. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 624 с.
  217. Ю.Д. «Душа» как базовый культурный концепт в поэзии Ф.И. Тютчева / Ю. Д. Тильман // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. — С. 203−212
  218. Г. В. Афоризмы, репрезентирующие концепт «труд» в культурно-когнитивном освещении / Г. В. Токарев // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже ХХ-ХХ веков. Воронеж: ВГПУ, 2001.-С. 135−137
  219. М.В. Тендерный аспект социального рекламного дискурса / М. В. Томская // Тендер: язык, культура, коммуникация. Доклады Первой международной конференции 25−26 ноября 1999. М.: МГЛУ, 2001. — С.328−333
  220. В.М. Концепт «форма» в семантическом пространстве языка / В. М. Топорова. Воронеж: «Истоки», 1999. — 175 с.
  221. В.А. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке/
  222. B.А. Убийко. Уфа: Башкирский госун-т, 1998. — 232с.
  223. A.A. Лексическое значение: Принцип семасиологического описания лексики / A.A. Уфимцева. М.: Наука, 1986. — 239 с.
  224. Н.В. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира/ Н. В. Уфимцева //Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 108−140
  225. Н.В. Русские глазами русских/ Н. В. Уфимцева // Язык система. Язык — текст. Язык — способность. — М.: Институт русского языка РАН, 1995.1. C. 242−249
  226. Н.В. Языковое сознание и образ мира славян/ Н. В. Уфимцева //Языковое сознание и образ мира М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. — С. 207 219
  227. Т.Н. Природные основания речеязыковой способности (анализ раннего развития) / Т. Н. Ушакова // Языковое сознание: формирование и функционирование. М.- Изд. 2-е, 2000. -256с.
  228. Т.А. Концептуальное моделирование как метод изучения ментальной реальности человека / Т. А. Фесенко //Когнитивная семантика. -Часть 2. Тамбов, 2000. — С.149−151
  229. Филин Ф. П Предисловие / Ф. П. Филин // Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Т. IV: Глагол. Местоимение. Числительное. Предлог. МЛ.: АН СССР, 1941-С. 5−12
  230. О.С. Концепт «гроза» в русском языковом сознании. Автореф. дисс. канд. филол. наук / О. С. Фисенко. — Воронеж: ВГУ, 2005. — 22 с.
  231. .И. Психологически реальное значение слова как феномен языкового сознания. Дис. канд. филол. наук/ Ж. И. Фридман. Воронеж, 2006. -219 с.
  232. P.M. Когнитивная лингвистика или «психолингвистика наоборот»? / P.M. Фрумкина // Язык и речевая деятельность. Т.2.- СПб, 1999. -С.
  233. P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / Р. М. Фрумкина // Научно-техническая информация. Информационные процессы и системы. 1992. — Сер. 2. -№ 6. — С. 1−8
  234. P.M. Психолингвистика / P.M. Фрумкина. М.: Академия, 1996. -320 с.
  235. Р.Х. Картина мира во фразеологии: от мировидения к миропониманию / Р. Х. Хайрулина. Уфа: БГТГУ, 2001. — 285 с.
  236. Т.Ю. «Смерть» в русском и англо-американском языковом сознании / Т. Ю. Хатунцева // Язык и национальное сознание. Воронеж: Истоки, 1999.-Вып. 2.-С. 41−43
  237. A.M. Мужская и женская картина мира в русском языке/ А. М. Холод // Вербальные и невербальные дейксисы маскулинности и фемининности.-Кривой Рог. 1997.- С.101−121
  238. A.M. Речевые картины мира мужчин и женщин.- Днепропетровск: Пороги, 1997.-229с.
  239. В. С. Семантика и типология императива. Русский императив/ В. С. Храковский, А. П. Володин. М.: Едиториал УРСС, 2001. — 270 с.
  240. A.A. Концепт и значение / A.A. Худяков // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск, 1996. — С. 97−103
  241. О.Н. Роль глагола в репрезентации индивидуально-авторской модели мира в художественном тексте / О. Н. Чарыкова. Воронеж: Истоки, 2000.-193 с.
  242. А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях/А. Ченки // Вопр. языкозн. 1996. — № 2. — С. 68−78
  243. JI.O. Гештальтная структура абстрактного имени/ JI.O. Чернейко // НДВШ 1995. — № 4. — С. 73−84
  244. JI.O. Лингвофилософский анализ абстрактного имени / Л. О. Чернейко. М.: Моск. ун-т, 1997. — 320 с.
  245. И.И. Тенденции развития гендерных процессов на пороге XXI века (опыт сравнительных исследований России и Канады) / И. И. Чернова // Тендерные проблемы в общественных науках. М., 2001.- С. 38−58
  246. М.В. Лексико-фразеологическое поле «Общение» в современном русском языке: Дис.. канд. филол. наук / М. В. Шаманова. -Воронеж, 2000.-225 с.
  247. В.И. Текст как способ экспликации эмоциональности языкового сознания/ В.И. Шаховский// Языковое сознание. Содержание и функционирование. М., 2000. С.274−275
  248. JI.A. Русская языковая личность (Коды образной вербализации тезауруса). Дис.. д-ра филол. наук/ JI.A. Шестак. Волгоград, 2003.-514 с.
  249. О.Ю. Объективация концепта «женщина» в английской фразеологии. Дис. канд. филол. наук/О.Ю. Шишигина. Кемерово, 2003 — 190 с.
  250. В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки/ В. А. Яковлев // Вопросы философии. 2001. — № 12. — С. 77 — 86
  251. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятися) / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. — 344 с.
  252. Янко-Триницкая H.A. Наименование лиц женского пола существительными женского и мужского рода/ H.A. Янко-Триницкая // Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966. — С. 153−1671. Использованные словари
  253. Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. / Под общей ред. Е. С. Кубряковой. -М.: МГУ, 1996.-245 с.
  254. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
  255. Русские пословицы и поговорки / Сост. А. И. Соболев. М.: Сов. Россия, 1983.-304с.
  256. Славянская мифология. Словарь-справочник / Сост. JI. Вагурина. М.: Линор и Совершенство, 2004. — 504с.
  257. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. A.A. Леонтьева. М.: МГУ, 1977.-192с.
  258. Словарь афоризмов русских писателей / A.B. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов. М.: Русский язык, 2005. — 628 с.
  259. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1885−1988
  260. С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. М.: Оникс, 2005. — 1328 с.
  261. И.М. Словарь русских пословиц и поговорок / И. М. Снегирев. -Н. Новгород: Три богатыря, 1996. 624 с.
  262. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. -М.: Языки русской культуры, 1997. 824с.
  263. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред. проф. Л. Г. Бабенко. -М.: Аст-Пресс, 1999. 704 с.
  264. М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / М. s Фасмер. СПб.: Азбука, 1996. — Т. 1−4
  265. Г. П. Этимологический словарь русского языка / Г. П. Цыганенко. Киев: Радянська школа, 1989. — 512с.
  266. ПЛ. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. / П. Я. Черных. М.: Русский язык, 1999. — Т. 2. — 464с.
  267. Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542с.
  268. Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О. Н. Трубачева. -М.: Наука, 1979. Вып. 7. — 224 с.
Заполнить форму текущей работой