Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Небезосновательным поэтому кажется следующее утверждение С. Залыгина в предисловии к двухтомнику избранных произведений Шукшина: «То, что критики не очень художественно называют „художественным разбором“ произведений искусства, для творчества Шукшина ещё впереди» Время для них ещё не настало, оно, может быть, только-только настаёт". Подобная мысль высказана и в книге известного критика В… Читать ещё >

Содержание

  • В в е д е н и е
  • Глава. I, Композиционно-речевая структура рассказов
  • В.Шукшина, организованных «образом автора»
  • I, «Образ автора» и речевая структура литературно-художественного произведения

§ 2. Способы субъективации повествования в рассказах В. Шукшина, организованных «образом автора». Соотношение авторского повествования и речевых сфер персонажей. Субъектная многоплановость авторского повествования. Взаимодействие словесных рядов в тексте. Использование несобственно-прямой речи.

§ 3. Способы субъективации авторского повествования в рассказах «смешанного» типа.

Г л, а в, а П. Композиционно-речевая структура рассказов В. Шукшина, организованных «образом повествователяУ.

§ I. Соотношение «образ автора» — «образ повествователя» и речевая структура рассказов В.Шукшина.

§ 2. Использование элементов сказа как способ субъективации повествования в рассказах, организованных «образом повествователя».

§ 3. Неоднородность речевой сферы «образа повествователя»..

Глава HU Композиционно-речевая структура рассказов В. Шукшина, организованных «образом рассказчика».

§ I. Соотношение «образ автора» — «образ рассказчика» и речевая структура рассказов

В.Шукшина.

§ 2.оСпособы субъективации повествования в рассказах В. Шукшина, организованных первым лицом «образа рассказчика».-.

§ 3. Приёмы организации диалога. Индивидуализация речевых сфер образов персонажей в рассказах ВДукшина.

3 а к л ю ч е н и е

Литератур а.

Ист очник и.

Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного исследования определяется, несколькими причинами. Главная-из них — настоятельная необходимость дальнейшей разработки общих принципов и конкретных приёмов лингвистического анализа литературного произведения, направленных на исследование особенностей композиционно-речевого развития художественного текста как целостной, замкнутой структуры, объединенной авторским замыслом".

Своевременным и необходимым, на наш взгляд, является выбор в качестве объекта исследования рассказов В. Шукшина, оказывающих большое влияние на характер и направление художественных поисков в малых жанрах современной советской литературы благодаря их несомненной идейно-художественной значимости. Богатство и глубина идейного содержания, разнообразие типов композиционно-речевой организации его рассказов, многообразие речевых модификаций «образа автора» и способов субъективации повествования, особенности взаимодействия субъектных речевых сфер и словесных рядов в тексте дают интересный материал для наблюдений над композиционно-речевой структурой рассказов В. Шукшина.

Однако в работах литературоведческого характера (и в том числе учебно-педагогических изданиях) нередко встречаются замечания о «бедности» стиля В. Шукшина, о том, что стилистические достижения писателя отстают от открытий идейного плана. Подобная критика языка и стиля писателя, открывающая содержание художественных произведений от их формы, зачастую прямо противоречит тем выводам, которые делаются на основании лингвистического изучения его рассказов как целостных композиционно-речевых структур, объединенных авторским замыслом.

Небезосновательным поэтому кажется следующее утверждение С. Залыгина в предисловии к двухтомнику избранных произведений Шукшина: «То, что критики не очень художественно называют „художественным разбором“ произведений искусства, для творчества Шукшина ещё впереди» Время для них ещё не настало, оно, может быть, только-только настаёт". Подобная мысль высказана и в книге известного критика В. Чалмаева: «ныне оказывается, что только читая, „слушая“ — уже наедине, а не в атмосфере кинозала — новеллы, повести и сценарии Шукшина и начинаешь понимать его! Слово, постигаемое в тишине, весь стеснённый мир страстей, не выплеснувшийся на экран, не разыгранный, не оживший в жестах, и сценах внутренний портрет писателя — вот что обретает ныне решающее значение. Не смотреть Шукшина, а думать над Шукшиным. Путь „назад“ — к слозу от жеста, к мысли от кинокадра — это путь к тоцу „кремню характера“, что и составлял так называемый феномен Шукшина. Он сейчас, бесспорно, и становится шагом вперед в его познании! И может быть, это путь и единственный, и беспредельный» .

Следовательно, недостаточная изученность рассказов В. Шукшина в лингвистическом отношении также определяет актуальность исследования по избранной теме.

Исследования в области методики лингвистического анализа литературно-художественных текстов отвечают также потребностям подготовки учителей-словесников, важнейшим элементом которой является умение «разъяснять детям не только „идеи“, но и художественную сторону поэтических произведений» и одновременно «приучать Чалтев В. А. Обновление перспективы. (Реализм современной русской литературы). — М.: Современник, 1978, с. 116. учащихся к лингистическому анализу текста и к разысканию тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка» 1.

Научная новизна работы заключается в том, что рассказы В. Шукшина исследуются в аспекте лингвостилистическзом (т.е. аспекте не строя, а употребления языка), в котором литературное произведение рассматривается как словесно-художественное единство, а языковые единицы, его образующие, как элементы его композиционно-речевой структуды.

Выдвижение на первый план вопросов композиционно-речевой организации текстов обусловлено тем, что именно при таком подходе оказывается возможным наблюдение за простейшими стилистическими единицами, образующими художественный текст как замкнутую систему, организованную «образом автора», и принципами их взаимодействия и объединения.

По справедивому замечанию В. В. Виноградова, «в качестве предельной единицы» лингвистического анализа можно брать «только такие словесные объединения, которые представляют собой не непосредственную „данность“ языка, а определенный продукт построения. Это органические элементы художественного произведения, найденные в процессе имманентного анализа. Fx не следует расчленять далее, ибо таким образом мы можем вскрыть только их языковую структуру, а не стилистическую природу. Языковая морфология этих стилистических единиц очень невыразительна. Они могут совпадать со сло Щерба JI.B. Опыты лингвистического толкования стихотворений. „Воспоминание“ Пушкина. — В сб.: Избранные работы по русскому языку. — M.S. Учпедгиз, 1957, с. 26−27. вами, фразами, предложениями, с большими синтаксическими единствами, с комплексом синтаксических групп. Иначе говоря: стилистические единицы в структуре данного художественного целого нужно соотносить друг с другом, а не с лексическими единицами языка» *.

Поиски и характеристика таких единиц (называемых вслед за В. В. Виноградовым «словесными рядами»), обусловленных спецификой «образа автора» в данном литературно-художественном произведении-, представляют собой наиболее плодотворный путь его лингвистического анализа*.

Основная цель диссертации — определить особенности композиционно-речевой организации рассказов В. Шукшина как целостных словесно-художественных структур и дать их лингвостилистическую характеристику.

При этом в работе решаются следующие задачи;

I* Характеризуются формы и способы словесного выражения авторской оценочности в рассказах В. Шукшина в связи с речевой компо** зицией текстов.

2. Выделяются значимые элементы речевой структуры рассказов, характеризующиеся речевыми модификациями «образа автора», сменой субъектных сфер повествования.

3. Определяются основные типы композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина.

В связи с этим основным приёмом исследования является наблюдение над особенностями разных типов композиционно-речевого раз.

1 Виноградов В. В. О языке художественной прозы. Избранные труды. — И.: Наука, 1980, с. 244. вития рассказов В. Шукшина с последующим описанием способов субъективации повествования, определяемых соотношением и взаимодействием субъектных речевых сфер и соответствующих им словесных рядов в этих текстах.

Практическая ценность работы состоит в том, что выводы и материалы данного исследования могут быть использованы в вузовском преподавании в курсах лингвистического анализа текста и стилистики русского языка, в спецкурсах и спецсеминарах по языку художественной литературы, а также в школьном преподавании русского языка и литературы, включая систему факультативных занятий в старших классах.

По теме диссертации опубликованы четыре статьи общим объемом 2,1 п.л.

— 179 -Заключение.

Анализ рассказов В. Шукшина как целостных словесно-художественных структур, объединённых авторским зашел ом, позволил выделить три основных композиционно-речевых типа рассказов в зависимости от того, как в них организовано повествование — «образом автора» или его композиционными заместителями — «образами» повествователя или рассказчика.

Особенности композиционно-речевой структуры рассказов каждого типа определяются формами проявления авторской оценочности или способами субъективации повествования в этих рассказах.

Способы субъективации повествования, в свою очередь, обусловлены приёмами соотношения и взаимодействия в тексте субъектных речевых сфер и соответствующих им словесных рядов, выражающих разные точки зрения на изображаемое.

В рассказах В. Шукшина, организованных «образом автора» ., способы субъективации повествования обнаруживаются во взаимодействии речевой сферы автора (авторского повествования) и субъектных речевых сфер персонажей. В рассказах этого типа авторское повествование является стимулированным, отраженным, оно приобретает речевые особенности персонажей или изображаемой среды, а происходящее при этом несовпадение субъекта оценки и субъекта речи приводит к пересечению соответствующих им словесных рядов. Отметим, что такой, способ субъективации повествования отмечается во всех типах композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина.

Однако в рассказах, организованных «образом автора», этот способ субъективации повествования нередко осложняется откры-. тым и последовательным использованием «чужой» точки зрения и чужого" слова в качестве авторских, объективных. Причём такая композиционно-стилистическая ориентация авторского повествования на речевую сферу ведущего персонажа наблюдается не только в тех рассказах, где ведущий персонаж по интеллектуальному и духовному уровню близок личности автора (см., например, рассказы «Солнце, старик и девушка», «Шире шаг, маэстро!», «Экзамен» и др.), но и в тех, где этот персонаж совсем иного уровня культуры и образования (см., например, рассказы «Ваня, ты как здесь?», «Забуксовал» и др.). Соответственно и авторское повествование в этих рассказах строится то как литературно-нормативное с. элементами просторечия, то — как просторечно-характерологическое с элементами литературного.

Существует и такой тип рассказов, организованных «образом автора», в которых авторское повествование при широком использовании словоупотребления изображаемой среды обособляется от него с помощью специальных стилистических сигналов в виде элементов книжной, деловой или поэтической речи для выражения иронического или лирического отношения автора к изображаемым событиям и персонажам (см., например, рассказы «Космос, нервная система и шмат сала», «Племянник главбуха» и др.).

Ориентация на точку зрения ведущего персонажа в некоторых рассказах В. Шукшина, организованных «образом автора», обнаруживает такой способ субъективации повествования как использование различных форм несобственно-прямой речи, при котором авторское повествование превращается в текст, комментирующий несобственно-прямую речь персонажа (см. анализ рассказа «Шире шаг, маэстро!»).

Среди рассказов рассмотренного типа своеобразием композиционно-речевой структуры выделяются также рассказы «смешанного», или «переходиorом типа, повествование в которых организовано «образом автора» с включением элементов повествовательных структур, организованных «образом повествователя» (см. рассказы «Змеиный, яд», «Крепкий мужик», «Заревой дождь» и др.).

Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина, написанных от третьего лица, обусловлена спецификой «образа повествователя» — не названного и социально не определенного рассказчика, который выделяется стилистически. Близостью «образа автора» и «образа повествователя», не исключающей при этом их обособленности, определяются основные способы субъективации повествования в этих рассказах.

В первую очередь к ним относится использование элементов сказа, которое выражается в общей установке повествования на устные формы речи с отступлениями от норм речи литературно-нормативной, а также в названиях некоторых рассказов, в традиционных сказовых зачинах, содержащих риторические вопросы, восклицания, обращения к читателю как участнику воображаемой беседы, в короткшс комментариях эмоционально-оценочного характера, встречающихся как в описаниях, так и в повествовательных фрагментах, в употреблении вводных и вставных конструкций, в передаче некоторых интонационных особенностей сказа.

Особенностью повествования в рассказах этого типа является стилистическая неоднородность речевой сферы «образа повествователя», которая наиболее отчётливо и регулярно обнаруживается в композиционн (речевых отрезках, представляющих собой ироническое, повествование или описания природы, переходящие в лирико-философские рассуждения повествователя, а также в несобственно-прямой речи. и внутренних монологах персонажей, где. от лица последних автор высказывает свои сокровенные мысли и наблюдения. В таких отрывках происходитусложнение* речевой сферы повествователя за счёт преимущественного употребления книжных и книжно-поэтических лексико-синтаксических средств языка (см, рассказы «Залётный», «Мастер», «Ночью в бойлерной» ,.-" Страдания молодого Ваганова" и др.).

Композиционно-речевая структура рассказов В. Шукшина, написанных от первого лица и организованных «образом рассказчика», в способах субъективации повествования имеет много общего с рассказами уже рассмотренных типов: неоднородность речевой сферы «образа рассказчика» создаётся субъектноймногоплановостью повествования, возможной при сохранении индивидуальной речевой экспрессии персонажей, значительными стилистическими колебаниями внутри речевой сферы рассказчика, связанными, с одной стороны, с использованием речевых элементов сказа, а с другой, — традиционно-поэтических, книжных средств выражения (см. рассказ «Жил человек»). Однако в рассказах, организованных первым лицом рассказчика, существует возможность дополнительного субъектного расслоения речевой сферы рассказчика, так как в рассказах, содержащих разнообразные воспоминания из далёкого прошлого рассказчика, последний одновременно может .вы ступать и как субъект, и как объект повествования. В таких случаях в текстах формируется особый словесный ряд, который выражает новую точку зрения — детское восприятие изображаемых людей и событий (см. рассказы «Горе», «Дядя Ермолай», «Из детских лет Ивана Попова» и др.).

Особую роль в композиционно-речевой организации рассказов В. Шукшина играют приёмы создания диалога — они имеют непосредственное отношение к способам субъективации повествования, выражая сложные речевые соотношения между авторским повествованием и прямой речью персонажей. Поскольку в рассказах писателя авторское повествование, как правило, строится с установг кой на разговорные речевые средства, то прямая речь персонажей имеет немного ярких стилистически, окрашенных элементов" Поэтому мастерство В. Шукшина заключается в создании конструктивных способов субъективации речей персонажей, выражающихся в разнообразии приёмов «сцепления» реплик персонажей, реплик и авторских ремарок, реплик, ремарок и авторского повествования. При этом авторские ремарки, как правило, имеют экспрессивно-оценочный характер, а реплики персонажей находятся не в линейно-однонаправленных отношениях, а в отношениях контрастного сопоставления, при которых возможно развитие дополнительного, «подтекстного» смысла диалога, а в репликах, лишённых ремарок, угадывается жест и реакция персонажа на предыдущую реплику.

Таким образом, анализ композиционно-речевой организации рассказов В. Шукшина показывает, что при видимой простоте и внешней «похожести» они оказываются сложно, гармонично и разнообразно построенными, а одновременное использование в них выразительных средств литературной и нелитературной речи является художественно оправданным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анализ художественного текста. — М.: Педагогика, 1975,-1.I с.
  2. И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. — 679 с.
  3. В.А. Проза В.Шукшина. М.: Высшая школа, 1981. -80 с.
  4. Г .Д. Повесть К.Г.Паустовского «Кара-Бугаз» (лингвостилистический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: ИРЯЗ АН СССР, 1980.- 16 с.
  5. Н.С. О композиционной и языковой структуре рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». Русский язык в школе, 1975, № 5, с. 73−80. .
  6. Н.В. Структура авторской речи в романе М.М.Пришвина «Кащеева цепь». Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. Новосибирск: НГУ, 1971. — 23 с.
  7. Л.Г. Оценочно-речевой план в рассказе Чехова «Ионыч». Русский язык в школе, 1976, $ 2, с. 56−61.
  8. Н.А. «Нравственность есть правда» (В.М.Шукшин).- В сб.: Творческие взгляды советских писателей. Л.: Наука, 1981, с. 253−269.
  9. Ю.А., Карпов Е. Л. Наблюдения над стилем авторского повествования в рассказах Чехова. Русский язык в школе, I960, $ I, с. 39−43.
  10. Н.Г. Автор в диалоге своих героев. Русская речь, 1975, № I, с. 41−47.
  11. Р.А. Что же такое лингвистическая поэтика? НДВШ. Филологические науки, 1980, № 3 (117), с. 18−26.
  12. Васёва-Кадынкова Ив. Диалог без авторского текста. Русская речь, 1972, № 5, с. 38−43.
  13. Васильева А. Н" художественная речь. М.: Русский язык, 1983. — 256 с.
  14. Л.Г., Шор Е.Н. Некоторые приемы стилистического исследования текста. М.: Наука, 1973. — 72 с.
  15. В.В. К изучению языка и стиля пушкинской прозы.- Русский язык в школе, 1949, № 3, с. 18−32.
  16. В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  17. В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  18. В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981. — 320 с.
  19. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. — 255 с.
  20. В.В. Стиль петербургской поэмы «Двойник». (Опыт лингвистического анализа). В кн.: Ф. Достоевский-т. 1−2. -Пб.: Мысль, 1922, с. 211−254.
  21. В.В. Сюжет и стиль. М.: Наука, 1963. — 190 с.
  22. В.Н. О стилизации разговорной речи в совре-. менной художественной прозе. В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. — М.: Наука, 1979, с. 66−76.
  23. Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. — 492 с.
  24. Т.Г. К вопросу о норме в художественной речи. ~ В кн.: Синтаксис и норма. М.: Наука, 1974, с. 249−267.
  25. Т.Г. Об изучении функциональных стилей русского языка советской эпохи (к постановке вопроса). В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка.- М.: Наука, 1968,.с* 3-II.
  26. В.П. Образ автора в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Русская речь, 1979, № 3, с. 29−36.
  27. Г. Л. О формах выражения авторского отношения к изображаемому средствами композиции в новелле Мопассана «Тетка Соваж». В сб.: Ученые записки Калининградского университета, вып. 5, Калининград: КГУ, 1970, с. 195−202.
  28. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.- 576 с.
  29. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 139 с.
  30. Е.П. Реализация стилистического средства иронии в авторском повествовании и различных видах передачи речи.- В кн.: Система языка и речевая реализация его категорий. Л., 1978, с. 34−37.
  31. В.Ф. Живой язык Василия Шукшина. Русская речь, 1977, № 2, с. 24−31.
  32. А.И. Вопросы лингвостилистического анализа текста.- Русская речь, 1976, № 2, с. 90−97.
  33. A.F. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовекие чтения. Ix-X* - М.: Наука, 1981, с. 8291.
  34. А.И. О композиции и языке рассказа К.Паустовского «Колотый сахар». В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. — М.: Наука, 1979, с. 31−49.
  35. В.Я. Русский рассказ конца ХЯ-ХХ века (проблематика и поэтика жанра). Л.: Наука, 1979. — 208 с.
  36. А.Т. Стилистико-речевая организация военных расскаgзов Л.Н.Толстого., Атореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Днепропетровск: ДГУ, 1979. — 24 с.
  37. А.И. Стилистика художественной речи. М.: МГУ, i9 6i. — 519 с.
  38. С. Герой в кирзовых сапогах. К творчеству Василия Шукшина. В кн.: Шукшин В. М. Избранные произведения. В двух томах. Т. I. Рассказы. Калина красная. — М.: Молодая гвардия, 1975, с. 512.
  39. Н.Н. Источник стилистической выразительности. -В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. М.: Наука, 1979, с. 155−164.
  40. Е.А. Об изобразительных возможностях синтаксических средств в художественном тексте. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. IX-X. — М.: Наука, 1981, с. 92−110.
  41. Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971. — 238 с.
  42. В.Б. К постановке проблемы образа автора. НДВШ. Филологические науки, 1966, № I (33), с. 29−40.
  43. Ким Л.Л., Малисова В. Н. Традиционные типы повествователей в русской прозе и синтаксическая организация текста художественного произведения. Научные труды Ташкентского университета, вып. 412. Ташкент, 1971, с. 70−82.
  44. З.В. Художественная функция повествователя в военных рассказах Л.Толстого. В кн.: Лев Толстой: проблемы творчества. — Киев.: КГУ, 1978, с. 223−232.
  45. И.И. Вопросы структуры текста в трудах акад. В. В. Виноградова. В сб.: Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения. XI. — М.: Наука, 1982, с. 3−18.
  46. Н.А. Несобственно-прямой диалог в художественной прозе. В сб.: Синтаксис и стилистика. — М.: Наука, 1976, с. 283−300
  47. Н.А. Речевые разновидности повествования в русской советской прозе. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук. М.: ИРЯЗ АН СССР, 1973. — 27 с.
  48. А.Н. О стилевой ориентации средств языка. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикологияи лексикография. Виноградовские чтения. IX- X" М. Наука, 1981, с. 61−71. .
  49. В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М.: Советская Россия, 1977. — 192 с.
  50. И.Н. В зеркале рассказа. Наблюдения, разборы, портреты. М.: Советский писатель, 1979. — 294 с.
  51. В.В. Повествовательная речь в рассказах И.Бунина 1915−16 гг. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1973. — 22 с.
  52. В.В. Стилистика художественной речи. (Повествовательная речь). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова., 1972.- 35 с.
  53. A.M. Автор образ — читатель. — Л.: ЛГУ, 1977.- 278 с.
  54. ЛевитинЛ.С. Сюжет и композиция рассказа А. П. Чехова «Скрип ка Ротшильда». В кн.: Вопросы сюжетосложения. Сюжет и композиция. Вып. 4. — Рига.: Звайгзне, 1976, с. 33−46.
  55. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  56. В.Н. О языковых сигналах образа повествователя в художественном произведении. В сб.: Научные труды Ташкентского университета, вып. 412. — Ташкент.: ТГУ, 1971, с. I03-II5.
  57. Е.Г., Скобелев В. П., Крайчик Л. Е. Поэтика сказа.- Воронеж.: ВГУ, 1978. 273 с.
  58. Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. М.: Русский язык, 1979. — 251 с.
  59. О Шукшине. Экран и жизнь. М.: Искусство, 1979. — 335 с.
  60. А.В. Русский советский рассказ 50−70 годов. М.: Просвещение, 1978. — 208 с.
  61. В.В. Народно-разговорная речь в диалогах пушкинской прозы. Русский язык в школе, 1967, № с. 15−17.
  62. В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. М.: Наука, 1973. — 104 с.
  63. В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. — 263 с.
  64. В. Язык персонажей и речевая индивидуализация.- русский язык в школе, 1966, № 2, с. 22−28.
  65. Г. Ф. Проза В.Й.Шукшина. (Творческая индивидуальность писателя и эволюция героя). Автореф. Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Л.: ЛПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 13 с.
  66. А.И. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л.: Госиздат, 1930. — 176 с.
  67. A.M. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. -252 с.
  68. А.А. Из записок по теории словесности. Харьков: Изд. М. В. Потебня, 1905. — 652 с.
  69. А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
  70. . Сб. I. Л.: Acactenua, 1926. — 162 с.
  71. ИЗ. Проскурина Ю. М. Повествователь-рассказчик в прозе натуральной школы. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1964. — 18 с.
  72. Н.П. Опыт лингвостилистического анализа повести А.И.Герцена «Сорока-воровка». В сб.: Проблемы диахронно-го анализа грамматического строя русского языка, вып. 10. — М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1977, с. 72−83.
  73. Н.А. Проблемы стилистического анализа художественного произведения. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. Воронеж: ВГУ им. Ленинского комсомола, 1978. — 37 с.
  74. М.А. Введение в стилистику. М.: Советский писатель, 1937. — 282 с.
  75. Рыбникова М.А.. По вопросам композиции. М., 1924. -III с.
  76. Е.Ю. О стилевом многообразии современной советской прозы. М.: Знание, 1977. — 62 с.
  77. Т.Н. Подтекст как лингвистическое исследование.- НДВШ. Филологические науки, 1969, № I (49), с. 84−90.
  78. Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980. — 352 с.
  79. А.Я. Опыт композиционно-стилистического анализа произведения. (Рассказ И. А. Бунина «Чаша жизни»). В сб.: Ученые записки хабаровского педагогического института, серия русский язык, т. 29. — Хабаровск.: ХПИ, 1970, с. 137 -149.
  80. АЛ. О стиле. Харьков, 1909. — 12 с.
  81. А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. — 223 с.
  82. Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. Томск, 1968. — 281 с.
  83. Л.А. «О языковой композиции повести А.Гайдара «Судьба барабанщика». В сб.: Труды Томского университета. Вопросы русского языка и говоров, т. 197. — Томск: ТГУ, 1968, с. 23−32.
  84. Н., Шитова В. Свои люди сочтемся. — Новый мир, 1974, № 3, с. 245−250.
  85. Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М#: Советский писатель, 1965. — 30I с.
  86. .А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.- 223 с.
  87. В.И. Пересечение параллельных. М.: Искусство, 1976. — 357 с.
  88. А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. М.: Советский писатель, 1968. — 374 с.
  89. А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1911. — 291 с.
  90. А.П. Проблема сказа в работах В.В.Виноградова. -В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. IX-X. -М.: Наука, 1981, с. 3−19.
  91. М. Заметки о языке современной прозы. Новый мир, 1972, Ш I, с. 212−245.
  92. В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. -265 с.
  93. В.Б. художественная проза. Размышления и разборы. М.: Советский писатель, 1959. — 628 с.
  94. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях (к постановке проблемы). М.: Наука, 1977. — 168 с.
  95. Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. — 182 с.
  96. Л.В. Избранные работы по русскому языку. M. s Учпедгиз, 1957. — 188 с.
  97. В.М. Брат мой. Рассказы, повести. М.: Современник, 1975. — 447 с.
  98. В.М. Далекие зимние вечера. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1978. — 80 с.
  99. В.М. Избранные произведения. В двух томах. Т. I. Рассказы. Калина красная. М.: Молодая гвардия, 1975. -494 с.
  100. В.М. Рассказы. Роман-газета, 1975, № 17 (783). -127 с.
Заполнить форму текущей работой