Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическая технология, ориентированная на использование интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, включает следующие взаимосвязанные этапы: разъясняюще-мотивационныйнакопление представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусствасинтезирующе-репродуктивный — формирование представлений о художественном образе с опорой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования представлений о художественном образе в процессе музыкального обучения детей 6−7 лет
    • 1. 1. Художественный образ и особенности его восприятия в детском возрасте
    • 1. 2. Своеобразие выразительных средств различных видов искусства
    • 1. 3. Педагогические возможности интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в процессе формирования у детей представлений о художественном образе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию у детей представлений о художественном образе на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего этапа исследования
    • 2. 2. Структура экспериментальной технологии обучения
    • 2. 3. Реализация разработанной технологии в экспериментальной работе и ее итоги
  • Выводы по второй главе

Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неотъемлемой стороной человеческой культуры, существования человека в мире является искусство, в основе которого лежит художественный образ. Музыка, будучи одной из форм духовного освоения действительности, выполняет задачу художественного познания мира и воспитания целостного миропонимания, поэтому она занимает значимое место в системах музыкального образования, целью которых является воспитание гармонично развитой личности, обладающей высоким творческим потенциалом, эмоциональной культурой, богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно при условии воспитания потребности личности в восприятии высокохудожественной музыки, общения с ней и формирования представлений о художественном образе музыкальных произведений. Как показывают исследования Ю. Б. Алиева, В. К. Белобородовой, Н. А. Ветлугиной, Е. Я. Гембицкой, Д. Б. Кабалевского, Г. С. Тарасова и других, общение с высокохудожественной музыкой оказывает позитивное влияние на умственное развитие детей, пробуждает их творческие силы, активизирует воображение и фантазию.

Возникновение и развитие первоначальных музыкальных представлений связано с процессами восприятия, в основе которых лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

В области музыкальной педагогики проблема музыкального восприятия рассматривалась Э. Б. Абдуллиным, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьевым, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевским, М. Ю. Самакаевой, В. Н. Шацкой и др. В данных исследованиях определены задачи и содержание «слушания музыки» как вида музыкальной деятельности, раскрыты принципы и методы развития музыкального восприятия.

Однако изучение музыкального восприятия осуществлялось применительно к школьному возрасту, эмоционально-осознанное восприятие музыки детьми 6−7 лет изучено недостаточно. В методической литературе существуют работы, посвященные описанию особенностей музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. В работах Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, А.И. Ше-лепенко, С. М. Шоломович предлагается методика организации музыкального восприятия, рассматривается соотношение в этом процессе эмоционального и интеллектуального начал, роль соответствующих знаний в развитии музыкального восприятия. Доказано, что у детей на начальном этапе обучения музыке можно развить способность к музыкально-эстетическому восприятию, сформировать представления о художественном образе, поскольку, согласно психологическим исследованиям Б. Г. Ананьева, А. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина, у детей 6−7 лет расширяются и углубляются имеющиеся представления об окружающей действительности.

Существенную роль в формировании представлений о художественном образе может играть интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства. В настоящее время она составляет существенную черту художественной культуры и выступает как альтернативная система эстетического воспитания детей, требующая осознания функций искусства и возможностей художественного развития. Посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениямиискусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости, помогает ему построить целостную картину окружающего мира.

Как отмечают Б. М. Неменский, Т. Г. Пеня, Н. Г. Тагильцева, Н.А. Терентье-ва, P.M. Чумичева, Б. П. Юсов, целостно-интегративный подход к педагогическому процессу дает возможность рассматривать взаимопроникновение специфического языка одного вида искусства в другой. Сравнивая языки искусств, дети начинают понимать, что между ними много общего: мелодия сродни линии, ритмическая организация, темп, динамика имеют место в развитии художественного образа каждого вида искусства. Исследователи Е. Н. Колокольцев, И. П. Манакова, О. П. Радынова, Г. А. Рыжова, Т. Б. Сиднева отмечают, что на основе общих средств выразительности дети ищут параллели в различных видах искусства, раскрывая художественный образ.

Интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, организующая впечатления детей в систему художественных образов, будет способствовать формированию у них целостного взгляда на мир, вести к пониманию законов мироздания. Это положение определило методический подход к моделированию интеграции выразительных средств различных видов искусства в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

В психолого-педагогических исследованиях интеграция искусств рассматривается в нескольких аспектах: как средство художественно-эстетического развития личности ребенка, как творческий процесс, как проблема художественного восприятия (А.Л. Андреев, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Е. Н. Колокольцев, А.А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и другие). Но при этом данные, касающиеся дошкольного периода воспитания и обучения, носят недостаточно полный характер. Имеются лишь отдельные работы, в которых изучается взаимодействие музыки и изобразительного искусства и влияние этого взаимодействия на изобразительное творчество детей дошкольного возраста (С.П. Козырева) — рассматривается взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средства эстетического воспитания дошкольников (Г.П. Новикова) — изучаются некоторые аспекты эстетического воспитания дошкольников средствами различных видов искусства (Е.М. Торшилова, О. В. Кузьмина, В.О. Усачева). Недостаточно полно изучены вопросы об использовании интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в формировании представлений о художественном образе у детей 6−7 лет, хотя определены основы формирования художественного образа в музыкально-творческой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, A.M. Зимина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, О. П. Радынова, Н. П. Сакулина и другие). Однако проблема формирования представлений о художественном образе у детей 6−7 лет интегрированными средствами выразительности музыкального и изобразительного искусства не являлась предметом самостоятельного исследования.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена рядом факторов:

— социальным заказом на формирование у ребенка представлений о художественном образе с периода дошкольного детства;

— необходимостью разработки педагогической технологии формирования представлений о художественном образе у детей шести-семи лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.

Анализ музыкально-методической, психолого-педагогической литературы и практика организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях позволили выделить ряд противоречий между:

— современными потребностями общества в эстетически развитой личности и ограниченным использованием потенциальных возможностей разных видов искусства, обеспечивающих гармоническое ее развитие;

— достаточно разработанной теорией художественного образа и отсутствием педагогических технологий формирования представлений о художественном образе при ознакомлении с различными видами искусства;

— практической потребностью в использовании возможностей интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в формировании представлений о художественном образе и отсутствием научно-обоснованной технологии реализации этой потребности в процессе музыкального обучения детей 6−7 лет.

Указанные противоречия очерчивают проблему поиска и обоснования соответствующей педагогической технологии, способствующей формированию представлений о художественном образе на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.

Решение данной проблемы обусловило выбор темы настоящей диссертации: «Формирование представлений о художественном образе у детей 6−7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования представлений о художественном образе у детей 6−7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.

Объект исследования — процесс музыкального обучения детей шести-семи лет в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — формирование представлений о художественном образе в процессе музыкального обучения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом:

Эффективность процесса формирования у детей 6−7 лет представлений о художественном образе в ходе их музыкального обучения в дошкольном образовательном учреждении может быть обеспечена при условии:

— использования возможностей интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства для активизации восприятия, продуктивного воображения, художественно-образного мышления, способов творческого самовыражения детей;

— реализации педагогической технологии, включающей следующие этапы: разъясняюще-мотивационный (накопление представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусства в процессе тематических занятий), синтезирующе-репродуктивный (формирование представлений о целостном художественном образе с опорой на интегрированные средства выразительности: мелодия — линия, тембр — цвет (колорит), ритм — ритм, формакомпозиция), дивергентно-креативный (создание интегративного художественного образа в процессе творческой деятельности);

— отбора и использования музыкального, живописного учебного материала и видов творческой деятельности, соответствующих целям и задачам всех технологических этапов.

Задачи исследования:

1 .Осуществить теоретический анализ философской, искусствоведческой, музыкально-методической и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.

2.Проанализировать содержание понятия «представление о художественном образе» и уточнить его применительно к детям шести-семи лет.

3.Определить педагогические возможности интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в формировании представлений о художественном образе у детей 6−7 лет.

4.Разработать и экспериментально проверить технологию формирования представлений о художественном образе музыкальных произведений у детей 6−7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.

Методологическими и теоретическими основами исследования явились: концепции деятельностного социокультурного развития человека (А.И. Ар-нольдова, С. Н. Иконников, Э. В. Ильянков, А. Ф. Лосев, М.С. Каган), теоретические основы эстетики и искусствоведения (Ю.Б.Борев, В. В. Ванслов, М.С.Каган), основные положения музыкознания о природе развития музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, Л. А. Мазель, Е.В. Назайкинский), теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский, И. Н. Немыкина, Н.А. Терентьева) — теория обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов, О. П. Радынова и др.), теория изобразительной деятельности и художественного развития (Т.С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы методы исследования: теоретический анализ искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности детей 6−7 лет, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях естественного образовательного процесса в ДОУ № 14, 16, 18 г. Шадринска Курганской области. Исследованием было охвачено 120 детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в течение 1997;2003 гг. и включало три этапа.

Подготовительно-поисковый этап (1997;1998) — изучались и анализировались искусствоведческие, психологические, музыкально-педагогические исследования в целях разработки методологических и теоретических основ исследования, были определены методология и методика исследования и его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи.

Опытно-экспериментальный (1998;2002) — уточнялась гипотеза исследования. Проводилась опытно-экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной технологии обучения, направленной на формирование представлений о художественном образе у детей 6−7 летанализировались результаты эксперимента, делались выводы и разрабатывались методические рекомендации.

Аналитический этап (2002;2003) — систематизировались и обобщались данные опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы и оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: концептуально и методологически раскрывается проблема формирования представлений о художественном образе у детей шести-семи летобоснованы педагогические возможности интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в процессе формирования представлений о художественном образе у детей старшего дошкольного возрастаразработано и обосновано технологическое обеспечение процесса формирования у детей шести-семи лет представлений о художественном образе с использованием интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «представление о художественном образе» применительно к детям шести-семи летопределены уровни и критерии сформированное&tradeу детей шести-семи лет представлений о художественном образерассмотрены существующие формы организации музыкального обучения, содержание учебного музыкального и живописного материала, творческих видов деятельности.

Практическая значимость исследования связана с разработкой педагогической технологии, способствующей реализации возможностей интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в процессе формирования представлений о художественном образе у детей 6−7 лет. Представленный материал обладает высокой степенью универсальности и может быть использован при организации музыкального обучения в ДОУ, а также в лекционных курсах в педагогических вузах, осуществляющих подготовку специалистов по дошкольному воспитанию.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечена комплексным и многоаспектным рассмотрением проблемы исследования, избранной методологической основой, объединяющей теоретическое познание и практикусистемой методов, адекватных природе изучаемого вопроса, проведением опытно-экспериментальной работы в условиях реальной педагогической деятельности, объективностью измерений показателей, характеризующих уровень сформированности представлений о художественном образе у детей шести-семи лет в процессе музыкального обучения, работой соискателя с детьми и педагогами в дошкольных учреждениях, со студентами педагогического вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы автора в качестве музыкального руководителя в дошкольном учреждениив ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного образования.

Шадринского государственного педагогического института (1997;2003 гг.) и кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ (2002г). Основные теоретические и методические положения исследования и выводы представлялись на международных (Курган, 2001, Шадринск, 2001), российских (Курган, 2001), региональных (Шадринск, 2002) научно-практических конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Представления о художественном образе, рассматривающиеся как мысленное обобщенное воспроизведение явлений действительности, итог чувственного познания ребенком выражаемого музыкой идейно-эмоционального содержания в процессе его музыкальной деятельности на основе предыдущего опыта, играют определяющую роль в понимании старшими дошкольниками искусства в целом, специфики его назначения, являются условием продуктивной исполнительской деятельности.

2. Процесс формирования представлений о художественном образе в дошкольном возрасте предполагает организацию музыкального обучения с опорой на интеграцию выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, обладающую значительными педагогическими возможностями, заключающимися в активизации развития музыкального восприятия, продуктивного воображения, художественно-образного мышления, а также способов творческого самовыражения детей 6−7 лет, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и к элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

3. Успешному формированию представлений о художественном образе способствует технология обучения, основанная на интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства и реализуемая в последовательности следующих этапов: разъясняюще-мотивационный — организация тематических занятий по накоплению представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусства) — синтезирующе-репродуктивный — организация интегрированных занятий, направленных на формирование представлений о целостном художественном образе и его вое произведение с опорой на интегрированные средства выразительности музы кального и изобразительного искусствадивергентно-креативный — организа ция творческой деятельности по применению детьми умений отбирать вырази тельные средства музыкального и изобразительного искусства для создания, но вого интегративного художественного образа.

Выводы по второй главе.

— Результаты экспериментального исследования по всем необходимым параметрам полностью подтвердили гипотезу о целесообразности использования возможностей интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в формировании представлений о художественном образе у детей 6−7 лет.

— Применение педагогической технологии, включающей следующие этапы: разъяснительно-мотивационный — организация тематических занятий по накоплению представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусствасинтезирующе-репродуктивный — организация интегрированных занятий, направленных на формирование представлений о целостном художественном образе, дивергентно-креативный — организация творческой деятельности по применению детьми умений отбирать выразительные средства музыкального и изобразительного искусства для создания нового интегратив-ного художественного образа, повышает эффективность процесса формирования представлений о художественном образе у детей 6−7 лет за счет использования возможностей интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства для активизации восприятия, продуктивного воображения и художественно-образного мышленияотбора и использования музыкального и живописного учебного материала, а также видов творческой деятельности детей, соответствующих целям и задачам всех технологических этапов.

— Опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость и правомерность использования различных методов, приемов, условий и соответствующего содержания интегрированных занятий, способствующих формированию представлений о художественном образе у детей 6−7 лет.

— Результаты проведенного исследования положительно сказались в целом на воспитании личности старшего дошкольника: у детей сформировался устойчивый интерес к произведениям музыкального и изобразительного искусства, который проявился в различного рода вопросах, в просьбах детей повести их на концерты, выставкив желании рассказать о музыкальных произведениях и репродукциях близким людямв потребности выразить представления о художественном образе в художественно-творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Качественно новый уровень развития общества нуждается в образованной и культурно-развитой творческой личности. Приобщение детей к искусству начинается в дошкольном возрасте на начальном этапе обучения и воспитания, поэтому возникает необходимость значительно улучшить качество эстетического воспитания детей, всесторонне развивать их творческие способности, умение образно осмысливать окружающий мир.

Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу и позволило сформулировать следующие выводы.

1. Методологической основой для организации процесса формирования представлений о художественном образе у детей 6−7 лет послужили психолого-педагогические концепции, указывающие, что формирование представлений о художественном образе в данном возрасте продиктовано рядом возрастных особенностей дошкольников, а именно: высокой познавательной активностью, необычной чуткостью к образным впечатлениям, богатством воображения, любознательностью, широтой ассоциативного ряда, сензитивностью организма к звуковым характеристикам окружающего мира.

2. Представления о художественном образе, определяющиеся как мысленное обобщенное воспроизведение явлений действительности, итог чувственного познания ребенком выражаемого музыкой идейно-эмоционального содержания играют значительную роль в понимании старшими дошкольниками искусства в целом, его сущности, специфики назначения, а также являются условием продуктивной исполнительской деятельности.

3. Основными критериями сформированности представлений о художественном образе у детей 6−7 лет являются: эмоциональная субъективность, проявляющаяся в ярком эмоциональном сопереживании образуцелостность, отличающаяся объемным видением развития образа, единством содержания и формыобобщенность, характеризующаяся умением обобщать выразительные средства музыкального и изобразительного искусстваоригинальность, отличающаяся избирательностью отбора содержания, его неповторимостью.

4. Интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства обладает значительными педагогическими возможностями в формировании представлений о художественном образе у детей 6−7 лет, заключающимися в активизации развития восприятия, продуктивного воображения, художественно-образного мышленияспособов творческого самовыражения детей.

5. Педагогическая технология, ориентированная на использование интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, включает следующие взаимосвязанные этапы: разъясняюще-мотивационныйнакопление представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусствасинтезирующе-репродуктивный — формирование представлений о художественном образе с опорой на интегрированные средства выразительности данных видов искусства в процессе восприятиядивергентно-креативный — обучение использованию интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, усвоенных в процессе познания, для создания интегрированного художественного образа в музыкально-творческой деятельности.

6. Для реализации поэтапной технологии формирования представлений о художественном образе у детей 6−7 лет необходим комплекс педагогических условий. В него входят: общность целей интегрированных занятий, отбор музыкального и живописного учебного материала с точки зрения его доступности, наглядностиприменение технологических методов и приемов, способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства ребенкасохранение специфических особенностей каждого из искусствобеспечение образовательной, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса интегрированного обучения.

Экспериментальное исследование выявило позитивную тенденцию формирования представлений о художественном образе у детей 6−7 лет через реализацию возможностей интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства и показало необходимость дальнейшей разработки данной проблемы как на уровне теории, так и на уровне методики и технологии обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Цвет в живописи и поэзии //Юный художник. 2001. — № 2. -С. 35−37.
  2. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. — 235 с.
  3. В.В. Изобразительное искусство в школе. М.: Знание, 1968. -190 с.
  4. В.В. Что такое искусство? В 3-х вып.- М.: Сов. художник, Т. 1. Вып. 1, 1973. 162 е.- Вып. 2, 1983. — 335 с.
  5. Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-240 с.
  6. Л.А. Художественный образ гносеологическая структура искусства. — М.: Наука, 1981. — 192 с.
  7. Ю. Синтез искусств на уроках изобразительного искусства //Искусство в школе. 2000. — № 3. — С. 68−71.
  8. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. /Пер. В. Н. Самохина. М.: Наука, 1974.-392 с.
  10. Л.Г., Голубева М. С. Моделирование музыкального образа на основе системы музыкально-слуховых представлений //Советская музыка. -1976. -№ 12.-С. 73−80.
  11. .В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. Кн. 1−2. — 376 с.
  12. .В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки //Музыка в школе. 1984. — № 3. — С. 16−19.
  13. Л.М., Пеня Т. Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся //Советская педагогика. 1988. — № 12.-С. 43−45.
  14. Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. — 130 с.
  15. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. — 18 с.
  16. B.C. Педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  17. B.C. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, механизм реализации //Интегративные процессы в педагогической теории и практике. -Свердловск: СИПИ, 1990.-С. 18−28.
  18. А.С. Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 1999. — 192 с.
  19. А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: Сократ, 1995. — 152 с.
  20. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. дополн, — М.: Политиздат, 1988. 496 с.
  21. В. О музыкальном языке и музыкальном образовании //Искусство в школе. 1996. — № 1. — С. 55−57.
  22. Ю.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся. JL: Знание, 1986. — 236 с.
  23. Ю. Задачи музыкальной педагогики на современном этапе //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: Науч.-практ.конф. 17−21 ноября 1992 г. /Ред.-сост. JI.C. Дъяч-кова. М., 1994. Вып.2. — С. 95−100.
  24. В.В. Что такое искусство. М.: Просвещение, 1988. — С. 81−93.
  25. JI.A., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве //Формирование восприятия у дошкольника. М.: Просвещение, 1967. — С. 48−69.
  26. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -246 с.
  27. Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания. М. Просвещение, 1990. — 255 с.
  28. Взаимодействие и синтез искусств /Под ред. Д. Д. Благой. Л.: Наука, 1978. — 304 с.
  29. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе /Под ред. А. С. Клюева, В. А. Шекалова, Н. А. Яковлева. Л.: Просвещение, 1989. — 268 с.
  30. . Живопись и ее средства. М.: Знание, 1961. — 156 с.
  31. Н.Н. О восприятии картины.-М.: Знание, 1968. 138 с.
  32. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1974. — 320 с.
  33. В.И., Помыткина Л. И. Беседы по картине. Пейзаж //Начальная школа. 1993. — № 5. — С. 32−35.
  34. В.Н. История мировой и отечественной культуры. М.: Просвещение, 1996.-С. 18−26.
  35. Восприятие музыки: Сб. статей. /Под. ред. В. Н. Максимовой. М.: Музыка, 1980.-256 с.
  36. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  37. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. — 207 с.
  38. .М. Содружество чувств и синтез искусств.-М.: Знание, 1982 250 с.
  39. Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1990. 19 с.
  40. Г. Лекции по эстетике //Соч.: в 14-ти т. М.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1938. — Т. 12.-471 с.
  41. Е.В. Формирование представлений о выразительных средствах монументальной скульптуры у старших дошкольников //Формирование познавательной активности дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1992. — С. 1829.
  42. В.М. Соотношение натурных и знаково-символических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. -Киев, 1984. 19 с.
  43. В.Г. Использование музыки на уроках изобразительного искусства в начальной школе. М.: Искусство, 1991. — 150 с.
  44. Готсдинер J1.A. О восприятии музыки и музыкальном слухе //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. JL: Знание, 1980. — С. 41−57.
  45. JI.A. Музыкальная психология. М.: «Магистр», 1993. — 190 с.
  46. Н.Д., Шевченко Т. П. Проблема взаимодействия искусств в системе эстетического воспитания //Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода /Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Просвещение, 1980. — С. 136.
  47. Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -М.: ACADEMIA, 1999. 344 с.
  48. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.:Просвещение, 1969. -77 с.
  49. Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970. — 261 с.
  50. С.В. Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста: Авто-реф.дисс. .канд.пед.наук. М., 1994. — 19 с.
  51. В.Н. Новые педагогические технологии в музыке //Наука и образование Зауралья. 2000. — № 3. — С. 17−21.
  52. А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1997. — 21 с.
  53. Т.Н. Художественный образ форма познания жизни //Эстетическая культура и искусство. — М.: Просвещение, 1975. — С. 147−160.
  54. И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1962. — 22 с.
  55. Л.Г., Черноиваненко Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. М. Просвещение, 1989. — 207 с.
  56. Н.А. Краткая история искусства. М.: Знание, 1985. — 170 с.
  57. Н.А. Эстетическое воспитание. М.: Знание, 1973. — 250 с.
  58. А. Краткий музыкальный словарь. Л.: Музыка, 1964. — 518 с.
  59. Е.А. Раз ступенька, два ступенька будет .песенка: Метод, рекомендации для воспитателей, работающих по музыкальному развитию детей 6−7 лет по программе «Из детства в отрочество». — М.: Оригинал-макет НИЦ «СНИИП», 1999. — 44 с.
  60. Е.А. Теория и методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1991. — 210 с.
  61. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. — 147 с.
  62. В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 1960. С. 60−76.
  63. Т.В. К вопросу восприятия музыкального образа //Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов /Отв. ред. В. В. Кукшанов. Свердловск, 1969. — С. 185−197.
  64. А.И. Интегративная роль педагогических дисциплин //Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 80.
  65. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 98 с.
  66. А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: Автореф. докт. дисс. М., 1997. — 44 с.
  67. А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Шуя, 1983. — 286 с.
  68. В. Образ и деятельность. М.-Воронеж, 1990. — 185 с.
  69. А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. — 258 с.
  70. А.Я. Конфронтации в эстетике. Очерки о природе искусства. М.: Искусство, 1980. — 239 с.
  71. А.Я. Художественный образ //Вопросы философии. 1964. — № 1. — С. 65−73.
  72. Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.- 111 с.
  73. С.М. Художественный образ и формирование личности ребенка //Личность в современном мире (социально-психологические проблемы): Мат.междунар.конф. 24−25 апреля 2001. Курган, 2001. — С. 56−63.
  74. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1959. — 244 с.
  75. Е.И. Психология рисунка и живописи. М.: Знание, 1954. — 95 с.
  76. Изобразительное искусство в зеркале других искусств //Искусство в школе.- 1992. -№ 3−4. -С. 38−45.
  77. Э.И. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. -М., 2000, — 125 с.
  78. Э.И. О специфике искусства //Вопросы эстетики. Вып.4. М., 1960. — С. 11.
  79. Г. А. О формировании музыкальных представлений у дошкольников //Вопросы психологии. 1959. — № 5. — С. 35−35.
  80. В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников: Автореф.дисс.канд.пед.наук.1. М., 1987.-23 с.
  81. И.В. Педагогическая технология: культурологический аспект //Педагогическая философия: проблемы и решения: Тезисы докладов республик.науч.конф. Екатеринбург: УрГПУ, 1993. — 40 с.
  82. Искусство анализа художественного произведения: Сб. статей /Сост. Т. Г. Брагина. М.: Просвещение, 1971. — 87 с.
  83. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  84. История эстетики. Т. 3. М.: Просвещение, 1967. — 367 с.
  85. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981.-192 с.
  86. М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе //Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. JL, 1989. — С. 3−12.
  87. М.С. О прикладном искусстве. JL: Знание, 1961. — 160 с.
  88. М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе //Советская музыка. 1987. — № 1. — С. 28−32.
  89. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 112 с.
  90. Р.И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. М., 1988.- 16 с.
  91. В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса в школе //Воспитание школьников. — 1993. — № 2. -С. 4−8, № 4.-С. 2−8.
  92. Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия дошкольника: Метод.рекоменд. Екатеринбург: УрГПУ, 1997. — 35 с.
  93. С.А. Музыкальная фонотека в школе. М.: Просвещение, 1976. -114 с.
  94. Л.П. Голографический анализ интеграции //Методология научно-педагогических исследований: Сб. науч. ст. Шадринск: ШГПИ, 1999. — С. 4−9.
  95. Л.П. Теория и практика интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя. Шадринск: ШГПИ, 1999. — 107 с.
  96. М.Г. К вопросу о соотношении изобразительности и выразительности в музыке. Ереван, 1967. — 180 с.
  97. И. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания //Искусство в школе. 2001. — № 4. — С. 8.
  98. Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 57 лет. М.: Гуманит.центр. ВЛАДОС, 2001. — 160 с.
  99. Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки //Вопросы музыкознания. М. Учпедгиз, 1960. Т. 3. — С. 265−287.
  100. Г. Н. Художественное восприятие. М.: Просвещение, 1971.- 352 с.
  101. Г., Яковлева Е. Синтез искусств основа содержания предметов эстетического цикла //Искусство в школе. — 2000. — № 3. — С. 66−68.
  102. Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1998.-С. 162−170.
  103. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  104. Книга о музыке /Ред.-сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Просвещение, 1975. — 110 с.
  105. Е.Ф. Как смотреть картину. Язык живописи. Л.: Учпедгиз, 1960. -85 с.
  106. Когда все искусства вместе. /Под общ.ред. Б. Юсова. М.: Просвещение, 1995. — С. 14.
  107. С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. М., 1985.- 21 с.
  108. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 120 с.
  109. Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей //Дошкольное воспитание. 1995. — № 5. — С. 47−49.
  110. Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. -128 с.
  111. Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985. — 96 с. 113.114.115,116 117 118 119 120 113 070 802 856 837 120
  112. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Знание, 1975. — С. 203.
  113. В.А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-512 с.
  114. Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  115. А. Музикалният художествен образ. София, 1975. — 131 с. Корой Е. Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. — М., 1988. — 16 с.
  116. Е. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления школьников //Искусство в школе. 1996. — № 1. -С. 35−38.
  117. Н.В. Некоторые подходы к изучению развития музыкального восприятия в дошкольном детстве //Новые исследования в психологии. Вып. 1.-М.: Педагогика, 1987. С. 58−60.
  118. В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1978. — 120 с.
  119. В.И. Что такое художественный образ? М. Сов. художник, 1962. -60 с.
  120. И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: Педагогика, 1999. — 150 с.
  121. И. Творческое задание на уроках искусства //Искусство в школе.-2001,-№ 3,-С. 10−12.127.128.129.130.131.132,133 134 135 136 137 141 191 417 266 176
  122. Ю. Выразительность и изобразительность музыки. М.: Знание, 1962.-65 с.
  123. А.Ф., Дмитриев В. А. Развитие творческой направленности детей в процессе различных видов музыкальной деятельности. Монография. -Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2002. 162 с.
  124. А.Ф. Форма, стиль, выражение. М.: Высшая школа, 1995. — С. 549−567.
  125. Ю.М. Московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. -С.17.
  126. Л. А. О мелодии. М.: Знание, 1962. — 78 с.
  127. JI.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Знание, 1967. — 149 с.
  128. А.Г. Общая психология. СПб.: Высшая школа, 2001. — 456 с. Манакова И. П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — 256 с.
  129. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Просвещение, 1993.- 85 с.
  130. В.В. О закономерностях в средствах художественного воздействия музыки. М.: Просвещение, 1976. — 175 с.
  131. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 143 с.
  132. Мелик-Пашаев А. Цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности детей //Искусство в школе. 1992.- № 3−4, — С. 38−45. Мелик-Пашаев А. Что раньше: Искусства или Искусство? //Искусство в школе. — 2001. — № 4. — С. 3−4.
  133. Л.Н. Цвет музыки и музыка цвета //Чудеса и приключения. -1995.-№ 3,-С. 53−57.
  134. Н.А. Музыка детям. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с. Мирецкая В. Г. Совершенствование восприятия художественного образаподростками на уроках музыки: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1984.-20 с.
  135. А.С. Кибернетика и художественное творчество. М.: Просвещение, 1980.-С. 136−149.
  136. М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997. — 240 с. 158.159.160.161.162,163,164 165 166 167 168 158 011 490 304
  137. JT. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Сов. композитор, 1984. — 168 с.
  138. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  139. Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. М.: Сов. художник, 1983. — 95 с.
  140. Музыка в детском саду /Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. М., 1980−1986. Вып. 1−7.
  141. Музыкальное образование в школе /Под ред. Л. В. Школяр. М.: АСА-DEMIA, 2001.-232 с.
  142. Мун Я. Синтез искусств в общеобразовательных программах третьего тысячелетия //Искусство: Приложение к газете «1 сентября». 2001. — № 3. — С. 5.
  143. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. — М.: Музыка, 1987. — 238 с.
  144. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 255 с. Неменский Б. М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы //Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. Вып.З. -М., 1995. — С. 45−64.
  145. И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. -Екатеринбург: Урал.пед.ун-т, 1993. 64 с.
  146. И.В. Учитесь слушать музыку. 3-е изд., дополн. М.: Музыка, 1987. — 60 с.
  147. О.С. Программа «Музыка»: Интегративный курс для младших школьников. Серпухов, 1996.173.174.175.176.177,178,179,180 181 182 183 184 191 717 376
  148. Новалис. О музыке и взаимоотношении искусств //Истории эстетики. Т.З. -М, 1967. С. 284−287.
  149. Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1994. — 16 с.
  150. Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: АРКТИ, 2000. — 202 с.
  151. Основы педагогических технологий: Крат. толковый словарь /Отв.ред. А. С. Белкин. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. — 22 с.
  152. Основы эстетического воспитания /Под ред. А. К. Дремова. М.: Высшая школа, 1975. — 365 с.
  153. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. -Киев, 1975.-60 с.
  154. Г. И. Звучащие образы. М.: Знание, 1977. — 75 с. Панкевич Г. И. Искусство музыки. — М.: Знание, 1987. — 112 с. Панкевич Г. И. Восприятие музыкального произведения и его структура //Эстетические очерки. — М.: Знание, 1963. — С. 83−95.
  155. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ.пед.вузов /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2001. — 512 с. Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М.: Гуманит.изд.центр BJ1A-ДОС, 1994.-384 с.
  156. Н. Доминирование процессов интеграции закон развития детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 73−78.
  157. Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников //Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 105−117.
  158. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Гуманит.изд.центр «Владос», 2001. — 320 с.
  159. В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  160. Л.П. Восприятие картины младшими школьниками //Начальная школа. 1993. — № 5. — С. 30−32.
  161. Проблемы восприятия музыки //Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Музыка, 1981. — С. 79−95.
  162. Программа «Одаренный ребенок»: Основные положения. М.: Новая школа, 1995. — 64 с.
  163. Психологический словарь /Редкол. В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
  164. Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Просвещение, 1990. 494 с.
  165. Психолого-педагогический словарь /Авт.-сост. В. А. Мижериков /Под ред.
  166. П.И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  167. Работа учителя музыки над исполнительским репертуаром: Метод, рекомендации. Свердловск: Пед. ин-т, 1988. — 31 с.
  168. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. — 223 с.
  169. О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1 — 608 е., 4.2. — 400 с. L201.202.203 204,205206207208209210211212213214215216
  170. И. Художественный образ //Философская энциклопедия: В 5 Т. -М, 1985. Т.5. С. 452−455.
  171. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994 -142 с.
  172. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.:3нание, 1980.- 96 с. Ражников В. Г. Структура художественного сознания с точки зрения музыкальной педагогики //Искусство и образование. — 1999. — № 1. — С. 4858.
  173. Развитие восприятия в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1966. -156 с.
  174. В.А. Художественный образ форма отражения действительности: Автореф.дисс.канд.филос.наук. — М., 1952. — 18 с.
  175. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. — 160 с. Раппопорт С. Х. Семиотика и язык искусства //Музыкальное искусство и наука. Вып.2. — М.: Музыка, 1973. — С. 32.
  176. Ребенок в мире культуры /Под общ. ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 558 с.
  177. Ф. Искусство М. Чюрлениса. М.: Просвещение, 1993. — С. 214. Ройтерштейн М. Выразительные средства музыки. — М.: Знание, 1962. -97 с.
  178. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Знание, 1989. — 168 с.
  179. И. Назначение музыки и ее возможности. М.: Знание, 1962. -85 с. 217.218.219,220,221,222,223,224,225 226 227 228 229 245 075 456
  180. Г. А. Что такое художественно-ассоциативные поля? //Искусство и образование. 1999. — № 2. — С. 61−65.
  181. Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М., 1970.-93 с.
  182. Н.П. Художественное воспитание в детском саду. М.: «Известия АПН РСФСР», 1957. — 237 с.
  183. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлу-гиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 369 с.
  184. В.К. Художественный образ в искусстве. М.: Музгиз, 1961.-28 с.
  185. Словарь искусств /Под ред. Р. А. Лидина. М.: Искусство, 1996. — 534 с. Смирнов С. А. Технология в обучении //Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.пособие. — М.: ACADEMIA, 1999. — С. 309−327.
  186. И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982. -64 с.
  187. А.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Музыка, 1970. — 192 с.
  188. Г. Г. Взаимодействие искусств. JI.: Просвещение, 1973. -145 с. Суворов Н. Н. Пути создания образа //Роль воображения в художественном творчестве. — М.: Знание, 1984. — 63 с.
  189. П.К. Основы понимания живописи. М.: Знание, 1964. — 120 с. Сыркина Ф. Я. Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1974. — 97 с.
  190. Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки. Екатеринбург, 1995. — 64 с.
  191. Н.Г. Развитие самосознания младших школьников на уроках музыки. Екатеринбург, 2002. — 92 с.
  192. Г. С. Музыкальная психология //Спутник учителя музыки /Сост. Т. В. Челышева. М., 1993. — С. 123−140.
  193. К.В. О развитии некоторых компонентов чувства ритма у дошкольников //Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. -Тбилиси, 1971.-С. 52−53.
  194. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988, — 176 с.
  195. .П. Психология музыкальных способностей. М.: Просвещение, 1985.- 335 с.
  196. Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. — 184 с.
  197. Е.М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика). Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 141 с.
  198. Ю.Н. Строение музыкальной речи. JI.: Знание, 1962. — 60 с. Тютюнникова Т. Э. Музыка вокруг нас //Искусство в школе. — 2001. — № 3. -С. 14−19.
  199. А.А. Цвет в живописи: Учеб. пособие. М., 1983. — 54 с. 249.250.251,252,253,254 255 256 257 258 256 620 057 719 209 984
  200. Ю. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства //Искусство в школе. 2001. — № 1. — С. 27−34. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Знание, 1954, — 159 с.
  201. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
  202. Н.В. Гармония композиции и смысл произведения живописи //Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 12−20.
  203. P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшегодошкольника: Автореф.дисс.докт. пед.наук. -Ростов н/Д, 1995. -47 с.
  204. P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992. -126 с.
  205. P.M. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения //Дошкольное воспитание. 1995. — № 4. — С. 15−21.
  206. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  207. А.И. Формирование первоначальных знаний о музыке у детей7.го года жизни: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1982. — 18 с.
  208. Н.П. Интеграция искусств на уроках //Начальная школа. 1999. -№ Ю. — С. 25−30.
  209. Школа изобразительного искусства.- М.: Искусство, 1968. Т. 3. 263 с. Школяр JI. Музыка в группе продленного дня //Музыка в школе. — 1984. -№ 3. — С. 23−26.
  210. Л.В., Красильникова М. С., Критская Е. Д., Усачева В. О., Меду-шевский В.В., Школяр В. А. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта-наука, 1999. — 336 с.
  211. С.Х. Формирование восприятия музыки у детей 6−7-летнего возраста: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1971. — 19 с.
  212. ., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Просвещение, 1959. — 315 с.
  213. Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников: Автореф.дисс.канд.пед.наук.- М., 1995.-21 с.
  214. Эмоции, творчество, искусство //Тезисы докладов междунар. симпозиума /Под ред. Л. Дорфмана и др. Пермь, 1997. — 192 с.
  215. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни //Вопросы философии. — 1970. — № 11. — С. 57−66.
  216. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  217. Эстетические очерки: Сб. статей. М.: Советский композитор, 1967. -190 с.
  218. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1986. — 298 с.
  219. Эстетическое воспитание дошкольников: Вопросы теории и методики /Под ред. Р. Таберидзе. М.: Педагогика, 1988. — 104 с.
  220. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш.пед.уч.завед. /Е.А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. /Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
  221. Л. Искусство: философские проблемы исследования. М.: Мысль, 1981. -247 с.
  222. ., Кабкова Е., Савенко Л., Сухова Т. Живой мир искусства //Дошкольное воспитание. 1993. — № 6. — С. 35−39.
  223. .П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии //Теория эстетического воспитания. М.: Знание, 1975. — С. 213 221.
  224. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1969.- 86 с.
  225. П.М. Психологические проблемы эстетического развития детей.- М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  226. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: Высшая школа, 1980.- 98 с.
  227. .М. Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965.- 102 с.
  228. Marsell James L. Music in American School. New York: Silver Company, 1943.- 275 p.
  229. Ross M. The development of aesthetic experience. Oxford etc: Pergamon Press, 1982. -210 p.
Заполнить форму текущей работой