Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В проведенном исследовании реализация программы «Путешествие в прошлое», направленная на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой народов Татарстана осуществлялась поэтапно, последовательно через обогащение познавательной и эмоциональной сфер детей в разнообразных видах деятельности. Эффективности работы способствовали отбор компонентов этнических культур… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования ценностного отношения дошкольников к национальной культуре в многоэтническом пространстве
    • 1. Л .Национальная культура и поликультурность как источник формирования ценностей у детей дошкольного возраста
      • 1. 2. Воспитание культуры межнационального общения детей в многоэтническом пространстве
      • 1. 3. Содержание дифференцированного подхода в процессе изучения национальной культуры в условиях многоэтнического пространства
    • 1. АТехнология формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей 5−6 лет
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно — поисковое исследование процесса формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Характеристика состояния работы по формированию ценностного отношения к национальной культуре в условиях дошкольного учреждения
    • 2. 2. Уровень сформированности у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве
    • 2. 3. Формирование ценностного отношения к культуре татарского народа у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 4. Способы формирования ценностного отношения к культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 5. Результаты опытно — поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В условиях многоэтнической среды современному человеку все чаще приходится контактировать с людьми разных культурных общностей и для полноценного взаимодействия ему необходимо умение воспринимать и соблюдать принятые в обществе моральные нормы, ценности, заложенные в культуре народа.

В последние годы возникла социальная потребность более глубокого изучения культурного наследия каждого народа, возрос интерес к общечеловеческим и национальным ценностям. Эта проблема нашла отражение в нормативных и концептуальных документах Закон РФ «Об образовании» (1992), «Концепция дошкольного воспитания» (1989), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005—2010 годы» (2005), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002). В указанных документах заложены идеи воспитания уважения к культурам, отличным от собственной, и приобщения к мировым ценностям, подчеркнута необходимость расширения межкультурного взаимодействия, формирования коммуникабельности и толерантности.

На социально-педагогическом уровне актуальность вопросов сохранения и развития культуры каждого этноса определяется многоэтничностью российских регионов. Близкое общение людей разных национальностей в многонациональных коллективах, увеличение интернациональных семей способствует тесному взаимодействию народов, создает условия для уважения их этнических культур. Особое значение приобретает поиск эффективных путей воспитания гуманного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности, начиная с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы к человеческим ценностям. Формирование ценностного отношения к культуре другого народа начинается с изучения и понимания родной культуры. Через познание традиций, обычаев, истории родного края, этнического прошлого своего народа идет формирование личности ребенка. Система образования дает уникальные возможности для расширения знаний о других народах и формирования взаимной толерантности. В условиях многоэтнического пространства толерантность рассматривается как одна из составляющих общечеловеческих ценностей, как доброжелательное отношение к людям другой национальности, их культуре, истории, языку. Это, в свою очередь, требует ориентации воспитательно-образовательного процесса на удовлетворение этнокультурных потребностей и интересов различных национальных групп.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по формированию ценностного отношения к национальной культуре народов в условиях многоэтнического пространства исходит из неразработанности проблемы реализации дифференцированного подхода в освещении истории и эволюции культуры народов, недостаточной научной обоснованности условий формирования представлений об особенностях многоэтничности народов.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что в работах отечественных ученых рассматриваются в основном вопросы приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа (С.П.Беловалова, Э. Ф. Вертякова, В. Г. Закирова, JI. X. Кадыйрова, Е. Н. Кергилова, С. Д. Кириенко, J1. В. Коломийченко, Е. И. Корнеева, Н. А. Пархоменко, А. В. Нестеренко, Р. Ш. Халикова, 3. М. Явгильдина и др.) и к национальной культуре народов совместного проживания (P. J1. Агишева, Е. С. Бабунова, Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, Л. Д. Вавилова, С. Н. Султанова, И. 3. Хабибулина, J1. С. Ядрихинская и др.). Вопросы формирования у детей ценностного отношения к национальной культуре этнических групп последовательно не рассматриваются. Для нашего исследования особый интерес представляет утверждение Г. Н. Волкова о том, что культуру каждого народа нельзя представлять «как абстрактный монолит», к любой культуре нужно подходить дифференцированно, ибо у каждого народа свои исторические корни, своя культура.

Изучение и анализ особенностей национальных культур показали, что в рамках единой национальной культуры существуют значительные локальные и социальные различия в традициях, чертах быта, одежде, обычаях и обрядах. Изучение общих и индивидуальных особенностей каждой этнической группы способствует пониманию культуры и истории народа в целом. В регионах России изначально формировались разнообразные этносы по природно-географическим и национально-этническим характеристикам, по образу жизни и деятельности народов, их уровню культурного и экономического развития (С. Н. Гавров). Изучение особенностей этнических культур, создание для этого необходимых условий представляет теоретический и практический интерес в связи с приобщением человека к этнокультурным ценностям через формирование эмоционального отношения к ним. Целенаправленное использование общих и индивидуальных особенностей культур этнических групп при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов многоэтнического пространства является важной задачей формирования ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве.

Ценностные отношения представляют собой одновременно процесс восприятия и понимания мира через призму ценностей, результат этого процесса — отношение субъекта к определенным объектам как к личностным ценностям (А. И. Титаренко). Становление системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является старший дошкольный возраст. Это доказывается в ряде диссертационных исследований (J1. В. Безрукова— формирование ценностного отношения к окружающему миру, Ю. В. Галущинская — к старости, Н. А. Платонова — к родному городу и др.).

Однако для реализации вышеизложенного, формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве необходима систематическая работа по ознакомлению детей с историей, языком, культурой народов совместного проживания. Современные дошкольные образовательные учреждения с многонациональным составом детей нуждаются в научно-методической базе, программах, учитывающих многоэтничность субъектов взаимодействия и формирования позитивного отношения к национальной культуре.

Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:

— наличием социального заказа современного общества на формирование у детей ценностного отношения к национальной культуре каждого этноса и недостаточной разработанностью механизмов становления системы ценностей в области дошкольного образования;

— необходимостью научного обоснования значимости педагогического потенциала, заложенного в культуре этнических групп, и недостаточности теоретических исследований по использованию этого потенциала в формировании у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве;

— признанием актуальности осуществления дифференцированного подхода в процессе изучения национальной культуры в условиях многоэтнического пространства и отсутствием научно-методических разработок, по организации данного процесса в практике работы дошкольных учреждений.

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: как в современных условиях многоэтнического пространства формировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к национальной культуре.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность и выявленные противоречия позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве».

В исследовании введены ограничения:

— нами рассматривается проблема формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста;

— ценностное отношение мы рассматриваем в рамках ознакомления с культурой этнических групп татарского и русского народов.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе технологию формирования ценностного отношения к национальной культуре через ознакомление дошкольников с культурой этнических групп в многоэтническом пространстве.

Объект исследования — образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении с многонациональным составом детей.

Предмет исследования — технология формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре.

В основу исследования положена гипотеза. Процесс формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников будет иметь выраженную положительную динамику, если:

— разработана технология формирования ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве, предполагающая включение и использование средств народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, праздники, национальные костюмы) в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности;

— обоснована и внедрена авторская программа «Путешествие в прошлое» по ознакомлению детей с национальной культурой народов совместного проживания;

— выявлены принципы и педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования позитивного отношения к национальной культуре;

— определены критерии и показатели оценки уровня сформированности ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народов.

В соответствии с гипотезой были определены следующие задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ философской, историкопедагогической, этнографической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Разработать технологию формирования ценностного отношения к национальной культуре народов многоэтнического пространства.

3. Опытно-поисковым путем доказать эффективность авторской программы «Путешествие в прошлое» по ознакомлению детей с национальной культурой народов Татарстана.

4. Выявить и определить критерии и показатели ценностного отношения к национальной культуре народов ближайшего территориального окружения у дошкольников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность обществапозиция ведущих ученых по отношению к ценностям как стержневому образованию личности, системному компоненту культуры (Н. А. Асташова, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, 3. И. Равкин, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов, В. Ядов и др.). В основу методологии исследования положены идеи единства и взаимосвязи национального, межнационального и общечеловеческого (С. Н. Артановский, Ю. В. Бромлей, Г. Н. Волков, 3. Т. Гасанов, JI. Н. Гумилев) — вопросы индивидуально-дифференцированного подхода с позиции оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязанский, Е. А. Климов, И. Л. Лернер, Е. С. Рабунский, М. Н. Скаткин, А. С. Солодянкина, Н. Э. Унт, В.К.Шишмаренко) — концептуальные положения классиков и современных ученых в области истории, психологии, этнологии, этнографии, культурологии, педагогики, философии и других наук, в которых рассматриваются исторический процесс развития нации, ее материальной и духовной культуры, опыт взаимодействия и взаимосвязи с другими народами.

Теоретическую основу исследования составили также положения о влиянии социальной среды на развитие личности (О.В. Дыбина, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. 10. Купач, Р. М. Чумичева) — о единстве общечеловеческого и национального. Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн), работы в области этнопедагогики (Б. Н. Бессонов, В. И. Баймурзина, Г. Н. Волков, Д. Ж. Валеев, С. И. Руденко и другие) — в теории культуры межнационального общения (М. И. Богомолова, Г. Н. Волков, 3. Т. Гасанов. Я. И. Ханбиков и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ философской, культурологической, этнографической, педагогической, научно-методической литературыметод теоретического анализа и синтеза историографических работ, изучение периодических изданий, первоисточников, архивных документовсравнительно-сопоставительный анализ теоретических взглядов ученых, систематизация и классификация имеющихся материалов. Из числа эмпирических методов использовались педагогическое наблюдение, методы анкетирования, беседы, изучение продуктов детского творчества с последующей обработкой данных, анализ документации дошкольных образовательных учреждений, математическая обработка результатов педагогического эксперимента. Основным в нашей работе был метод эксперимента.

Организация, база и этапы исследования.

Опытно-поисковая работа осуществлялась в дошкольных образовательных учреждениях городов Бугульма, Набережные Челны, Нижнекамск Республики Татарстан.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап исследования (2003—2004) был посвящен изучению и анализу философской, этнографической, психолого-педагогической и научно-методической литературы. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика опытно-экспериментальной работы. Была разработана диагностика для констатирующего эксперимента.

Второй этап (2004—2005) включал опытно-поисковую работу с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на формирование у них представлений о культурном многообразии народов, самоценности каждого народа, на воспитание эмоционально положительного, толерантного отношения детей к представителям разных народов.

Третий этап (2005—2006) связан с систематизацией материала, анализом полученных результатов, уточнением отдельных теоретических положений, оформлением исследования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась совокупностью методологических, теоретических подходов в решении практических задач по результативному использованию потенциала этнических культур. Комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, всесторонним анализом данных различных этапов опытно-поисковой работы, сочетанием количественного и качественного анализа в обработке результатов эксперимента.

Адекватность цели объекту и предмету исследования, подтверждение гипотезы исследования результатами, выразившимися в позитивных изменениях в поведении детей, их взаимоотношении, доброжелательном отношении к детям и взрослым других национальностей, продуктах творческой деятельности, обеспечивает обоснованность и достоверность результатов исследования.

Научная новизна исследования: доказана возможность и результативность формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре на материале культуры этнической группы в многоэтническом пространстверазработана и реализована технология формирования ценностного отношения к национальной культуре своего и других народов, предусматривающая поэтапное ознакомление с культурой этнических групп с помощью комплекса средств народной педагогики, создания педагогических условий и путем включения ребенка в игровую, познавательную, продуктивную, трудовую деятельностиопределены критерии и показатели оценки сформированности позитивного ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народовопределена система психолого-педагогических принципов: целостное гармоничное восприятие национальной культуры, создание речевой среды, этническая самоидентификация, эмоционально-позитивное отношение к народам, их культуре, обеспечивающих формирование ценностного отношения к национальной культуре в условиях дошкольного учрежденияконкретизировано понятие «воспитание культуры межнационального общения в многоэтническом пространстве» применительно к дошкольному возрасту.

Теоретическая значимость исследования: выявлены возможности и результативность использования педагогического потенциала культуры этнических групп в формировании толерантного отношения к межкультурному взаимодействию в условиях многоэтнического пространствавнесено дополнение в разработку теоретических основ процесса усвоения общечеловеческих ценностей, культурных традиций и устоев разных народов в условиях многоэтнического пространстванаучно обоснован вариативный подход к отбору материалов, обеспечивающих повышение этнокультурной компетентности педагогов, родителей, детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждений парциальной программы «Путешествие в прошлое», которая в условиях многоэтнического образовательного пространства закладывает основы ценностного отношения к культуре в наиболее сензитивном возрастев реализации технологии формирования у детей 5−6 лет ценностного отношения к национальной культуре народов многоэтнического пространства в условиях дошкольного образовательного учрежденияв определении педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к многообразию национальных культур (создание в дошкольном учреждении среды, стимулирующей самостоятельность и активность ребенка в освоении социально-культурного опыта, комплексное использование различных компонентов культуры, отражение их понимания в собственной деятельности ребенка, компетентность, тесное сотрудничество родителей и педагогов по данному вопросу) — в обогащении содержания спецкурса «В мире национальных культур» для студентов педагогических вузов за счет выделенных особенностей многоэтничности народа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения опытно-поисковой работы в дошкольных образовательных учреждениях г. Набережные Челны Республики Татарстан. Материалы и результаты исследования включены в содержание лекций и семинаров по дошкольной педагогике, в спецкурс «Педагогический потенциал национальных культур» для студентов факультета дошкольного воспитания Набережночелнинского государственного педагогического института, использованы в курсовых и дипломных работах студентов, выполненных под руководством автора.

Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты», «Стимулирование мотивации самосовершенствования, саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты», «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2004 г., 2005 г., 2006 г.),.

Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке", «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии образования» (Ульяновск, 2005 г.), «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Москва, 2005 г., Тольятти, 2006 г.), «Перспективы и реалии дошкольного образования» (Тольятти, 2006 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отличие от сложившейся системы приобщения дошкольников к национальной культуре, предполагающей знакомство с культурой одного или нескольких народов, мы рассматриваем ознакомление детей 5—6 лет с особенностями этнических групп народов в связи с формированием ценностного отношения к национальной культуре как интегрированный процесс, направленный на введение детей в мир общечеловеческих и национальных ценностей, духовной культуры этносов, сложившихся в условиях исторического развития.

2. Разработанная технология формирования ценностного отношения к национальной культуре, предусматривающая поэтапное ознакомление с культурой этнических групп, создание необходимых условий комплексное использование средств народной педагогики, форм, методов воспитания и обучения в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности, обуславливает проявление интереса к истории, культуре своего и других народов, позволяет воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей, формировать эмоционально-положительное отношение к культурным различиям.

3. Выделенные нами критерии (гармоничное восприятие национальной культуры, положительно-эмоциональное отношение к своей культуре, к культуре и представителям других этносов, толерантное поведение), показатели (наличие у детей представлений о национальной принадлежности, умение общаться на родном языке, заинтересованность в познании истории и культуры родного края, знание произведений устного народного творчества, музыкального, прикладного искусства своей культуры, культуры других этносов, умение взаимодействовать с представителями других этносов в различных видах деятельности) позволяют определить уровни сформированности ценностного отношения дошкольников к национальной культуре в многоэтническом пространстве.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 266 наименований, 10 приложений. Общий объем диссертации 198 страниц.

Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы и требуют дальнейшей работы в следующих направлениях: изучение особенностей традиционной этнической культуры народов ближайшего и отдаленного национального окружения, просвещение в этой области педагогов и родителейразработка программ, технологий, подготовка специалистов по изучаемому вопросу для осуществления непрерывного процесса воспитания, преемственности дошкольных учреждений, школы, семьи, высших учебных заведений.

Заключение

.

Проведенный нами теоретический анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал необходимость формирования ценностного отношения к национальной культуре, воспитания толерантного отношения к людям других национальностей.

Рассмотрев разные точки зрения на вопросы развития национального и межнационального воспитания в процессе исторического развития, на национальную и этническую культуру, мы установили целесообразность осуществления дифференцированного подхода в процессе изучения истории и культуры различных этнических групп, с учетом специфики их материальной и духовной культуры. Идея Г. Н. Волкова о том, что у каждого народа свои исторические корни, своя культура и к любой национальной культуре следует подходить дифференцированно, рассматривая их в многообразии и неповторимости, была взята за основу педагогического исследования.

В проведенном исследовании реализация программы «Путешествие в прошлое», направленная на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой народов Татарстана осуществлялась поэтапно, последовательно через обогащение познавательной и эмоциональной сфер детей в разнообразных видах деятельности. Эффективности работы способствовали отбор компонентов этнических культур (национальная одежда, быт, традиции, устное и изобразительное народное творчество) с учетом доступности содержания и возможности эмоционального отклика со стороны детей, а также использование различных методов обучения: традиционные, методы проблемно-творческого характераметоды создания специальных эстетических ситуаций — «погружение в среду» (окружение предметами быта татарского и русского народа, элементами национального костюма, звучанием в течение дня национальных мелодий) — методы организации творческой художественно-эстетической деятельности (творческая работа дошкольников по изготовлению декоративных изделий, выставки детских работ, конкурсы, игры). Создаваемая вокруг ребенка среда с использованием богатого потенциала культурно-исторической среды своего региона, музейных национальных предметов, позволяла представить историю народа, выстроить события во временной последовательности, воспринимать сегодняшний день как часть истории. Этому способствовала и компетентность педагогов, знакомых с историей, традиционной культурой этнических групп разных народов.

При проведении опытно-поисковой работы с детьми старшего дошкольного возраста мы стремились на примере татарского и русского народов показать многообразие этнических групп. Акцент сделали на ознакомлении с культурой казанских татар, северной и южной групп русского народа (как самой многочисленной) и культурой крещеных татар, как имеющей наиболее контрастную культуру по сравнению с другими группами татар. Обогащению впечатлений и предоставления возможности детям ближе познакомиться с образцами народного творчества способствовала созданная воспитателями «Галерея народных промыслов» с выставкой предметов декоративно-прикладного искусства татарского и русского народов, с постоянно обновляющимися иллюстрациями традиционных костюмов, вариантами росписеймини-мастерская «Уголок затейников», где дети совместно с взрослыми занимались доступными видами декоративно-прикладного искусства (изготовление глиняных игрушек, вышивание салфеток, полотенец, украшение национальной обуви и т. д.). Наглядному представлению исторических периодов развития народов родного края и страны в целом, способствовал стенд «Ступеньки истории» (слева — отражение исторических периодов развития татарского народа, справа — русского народа), а также создание по каждой теме определенного продукта детской деятельности. Таким образом, формирование исторических представлений проходило при активизации познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Как показало проведенное исследование, первоначальные представления о своей национальности ребенок получает в семье, дальнейшее расширение представлений детей о культуре народов совместного проживания происходит в условиях дошкольного учреждения. Чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения, заложенные в детском саду, в школе перерастают в понимание и принятие культурных различий народов мира.

Опытно-поисковая работа показала, что дети старшего дошкольного возраста при систематической работе восприимчивы к национальному фактору: идентифицируют себя со своей национальностью, имеют общее представление о народах, интересуются культурой, историей народов своего края. Проявляют положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, доброжелательное отношение к сверстникам.

В ходе исследования мы показали систему работы по формированию ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность работы с дошкольниками обеспечивалась путем внедрения технологии, которая учитывала диагностику сформированности ценностного отношения к национальной культурепоэтапное ознакомление с историей и особенностями национальной культуры этнических групп татарского и русского народовспособность переносить полученные знания и представления в разные виды деятельности.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ современной научной литературы, изучение опыта работы и проведенное исследование доказывают возможность и необходимость дифференцированного подхода при использовании педагогического потенциала культуры этнических групп.

2. Предложенная технология формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников представляет взаимосвязанные системообразующие компоненты: целевойсодержательный (программа «Путешествие в прошлое»), процессуально-технологический (педагогические условия, деятельность, средства и методы) — аналитико-оценочный (результат: исторические и краеведческие представления о родном крае, национальное самосознание, интерес к истории и культуре своего народа, представления о культуре народов своего ближайшего окружения). Используемые педагогические принципы ознакомления детей с особенностями многоэтничности народов своего региона включают: целостное гармоничное восприятие национальной культуры, создание активной национальной языковой среды, этническую самоидентификацию, эмоционально-ценностное отношение к своему и другим народам, его культуре.

3. В ходе исследования выявлена необходимость знания педагогами историко-педагогического наследия своего региона в целом, создания культурно-исторической среды вокруг ребенка (предметы народного творчества, этнографические мини-музеи, фольклор, музыка) — активного включения детей в познавательную, игровую, трудовую, продуктивную деятельностьэтнокультурной компетентности родителей и их тесного взаимодействия с дошкольным учреждением.

4. На основе теоретического анализа и экспериментальной работы определены представления старших дошкольников о людях разных национальностей, разных этнических групп, выявлены знания краеведческого, исторического и культурологического характера, доступные детям дошкольного возраста (наличие знаний о республике, об истории и культуре народов своего края).

5. Эффективность формирования у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в условиях многоэтнического пространства обеспечивается путем отбора содержания, комплексного использования компонентов национальных культур (быт, труд, национальная одежда, кухня, фольклор, традиции) в педагогическом процессе, дифференцированного подхода, учитывающего особенности и многообразие этнической культуры каждого народа (язык, географическая среда и история этноса, культура, этнический характер, этническое самосознание).

6. Успешное решение поставленных задач осуществлено в процессе реализации программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой народов Татарстана «Путешествие в прошлое», интегрирующей в себе разные аспекты последовательного формирования исторических представлений о быте, труде, культуре людей своего многоэтнического пространства.

Таким образом, настоящее исследование может явиться теоретической базой для изучения педагогических аспектов развития ценностного отношения дошкольников к национальной культуре, формирования исторических представлений о многоэтничности народов, многообразии их культуры, воспитания культуры межэтнического общения, для разработки инструментального и технологического обеспечения процесса, направленного на воспитание толерантности, взаимопонимания между людьми разных национальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин. Казань, 1976.-319 с.
  2. Н. Что знает о себе дошкольник / Н. Авдеева // Дошкольное образование. 1988. — № 12. — С. 42−47.
  3. И.А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А Давыдова. М.: Айрис-пресс, 2002. — 224 с.
  4. Н.С., Слепцова И. С., Морозов И. А. Народные игры для детей / Н. С. Агапова, И. С. Слепцова., И. А. Морозов. М., 1995. — 114с.
  5. Агишева P. J1. Поликультурный аспект содержания образования в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан. Дисс.. канд. пед. наук.-М., 2001.- 167 с.
  6. Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы / Ю. П. Азаров. М.: Аргументы и факты, 1993.- 187 с,
  7. С.С., Аксенова Н. Д. Великие Булгары: Путеводитель / С. С. Айдаров, Н. Д. Аксенова. Казань: Тат. книжное изд-во, 1983. — 72 с.
  8. O.JI. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста. Дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. — 209 с.
  9. С.Т. Патриотическое воспитание детей 6−7 лет средствами интегративных форм народного творчества (на материале Республики Дагестан). Дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2004. — 158 с.
  10. Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев.
  11. Казань, 1996. 568 с. 11. Андронатий В. В. Дифференцированный подход к процессу обучения общеобразовательным предметам в профессиональном лицее. Дисс. канд. пед. наук. — СПб, 1998. — 209 с.
  12. Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси / Г. И. Анохин // Вопросы истории, 2000. № 3.
  13. А.И. Введение в культуроведение / А. И. Арнольдов. М., 1981. -50 с.
  14. С.Н. Некоторые проблемы теории и культуры / С. Н Артановский. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1977. — С.14−15.
  15. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М: Наука, 1989. — 204с.
  16. Т.Н. Славяне русы — варяги — кто они? / Т. Н. Арцыбашева // Вопросы истории, 2004. — № 1. — С. 118−125.
  17. А.О. О новых Российских программах для дошкольных учреждений / А. О. Асмолов //Дошкольное воспитание. 1996. — № 4. — С. 2−3.
  18. Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика, 2002. № 8. — С.8
  19. Астраханские татары. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1992.-165 с.
  20. Г. Н. Тептяри и их происхождение / Г. Н. Ахмаров. ИОАИЭ. -Казань, 1907.-25 с.
  21. М. И. Это называется историей народа? / М. И. Ахметзянов //Татарстан. 1994. № 5−6. — С. 18−20, 22−23.
  22. А.Н. Этническая философия как социальный феномен / А. Н. Бабилаева. М.: Грааль, 2001. — 107 с.
  23. Т.Ф. В мире национальных культур. Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих Республику Татарстан / Т. Ф. Бабынина. Набережные Челны, 2001. — 20 с.
  24. Т.Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений / Т. Ф. Бабынина. Казань: Школа, 2004. -188 с.
  25. Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 23с.
  26. Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 201 с.
  27. Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной педагогике. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996.- 166с.
  28. Ф.С. Керэшеннэр. Тел узенчэлеклэре хэм йола ижаты / Ф. С. Баязитова. Казан, 1997. — 248 с.
  29. Р.Н. Татары, тюрки потрясатели Вселенной (История Великих Империй) /Р.Н. Безертдинов.- Набережные Челны: Калкан, 1997.-352с.
  30. Безрукова J1.B. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. Дисс. кан. пед. наук. Екатеринбург, -1999.- 153 с.
  31. А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А. А. Белик. М.: Российский гос. гуман. ун-т, 1998. — 241 с.
  32. С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев. Дисс.. докт. пед. наук. Новосибирск, 2001. 462 с.
  33. Н.А. Смысл истории /Н.А. Бердяев. М., 1990. — 166 с.
  34. B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. М., 1990. — 220 с.
  35. З.А. Мотивы народного орнамента в детских аппликациях / З. А. Богатеева. М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  36. М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей. Автореферат дисс. докт.пед. наук. Екатеринбург, 2003.44 с.
  37. М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пос. / М. И. Богомолова. М: Просвещение, 1988. — 112 с.
  38. М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогических учений / М. И. Богомолова. Казань: Каз. пед. университет, 1998.-440с.
  39. М.И., Шарафутдинов З. Т. Дошкольникам о Татарстане (старший дошкольный возраст) / М. И. Богомолова., З. Т. Шарафутдинов. -Набережные Челны -Альметьевск, 1995.- 54с.
  40. А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. -М.: МГУ, 1982.- 199с.
  41. Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1968. — 179 с.
  42. В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. 168 с.
  43. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М: Наука, 1983. -С.88−143.
  44. Ю.В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. М., 1973.
  45. Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. / Ю. В. Бромлей, Р. Г Подольный. — М.: Мысль, 1990. — 391 с.
  46. Е.П., Зорин Н. В. Этнография народов среднего Поволжья: Учебное пособие, часть 1. /Е.П. Бусыгин, Н. В. Зорин. Казань: КГУ, 1984.-96 с.
  47. А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие / А. Н. Быстрова. М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. — 680 с.
  48. Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду республики Коми. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1993. — 252 с.
  49. Ф.Т. Западно- сибирские татары во второй половине XIX нач. XX вв. / Ф. Т Валеев. — Казань: Тат.кн. изд., 1980. — 232 с.
  50. Валеева-Сулейманова Г. Ф., Шагеева Р. Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар / Г. Ф. Валеева-Сулейманова., Р. Г Шагеева. М.: Советский художник, 1990. — 208 с.
  51. Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт / Ф. Т Валеев. Казань: Тат кн. изд., 1993. -208 с.
  52. Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1998.- 156 с.
  53. Н.Ф., Козлова С. А. Наша Родина: Пособие для воспитателей детского сада / Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. М.: Просвещение, 1984.-304с.
  54. Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг / Н. Ф Виноградова., Т. А. Куликова. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
  55. Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры / Г. Н Волков. // Советская педагогика, 1989. № 7. — С. 19−28.
  56. Г. Н. Этнопедагогика: Учебник / Г. Н Волков. М.: Академия, 1999. -168 с.
  57. Н.И. Происхождение казанских татар по данным этнографии / Н. И. Воробьев // Советская этнография, 1946. № 3. — С.75−86.
  58. Н.И. Украшение и внутреннее убранство крестьянских жилищ у народов Среднего Поволжья / Н. И. Воробьев // Известия Казанского филиала АН СССР.- Вып.2 Казань, 1957 — С. 117−142.
  59. Воспитание детей в игре. /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979.- 158 с.
  60. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. /Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  61. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования / J1.C. Выготский М., 1956. — 320 с.
  62. С.Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие: теоретические аспекты. Дисс. канд. фил. наук. М., 2001.
  63. Г. История татар / Г. Газиз. М.: Московский лицей, 1994. — 199с.
  64. Галущинская 10.0. Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста. Автореферат дисс. канд. пед наук. Екутеринбург, 1998. -23с.
  65. Э., Ханбиков Я. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. 2-е издание, переработанное и дополненное. Казань: Таткнигоиздат, 1985.- 185 с.
  66. Е.С. Тайны Русского каганата / Е. С. Галкина. М., 2002. — 340с.
  67. З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения/З.Т. Гасанов // Педагогика, 1996. № 6.-С.51−55.
  68. Гизатов J1.M. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР / J1.M. Гизатов // Советская этнография, 1976. № 6. С. 18.
  69. Н.М. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания учащихся-подростков. Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1999. — 236 с.
  70. Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ // Ватаным Татарстан, 1994. 17 августа.
  71. Государственная символика Республики Татарстан. Казань: Татарское книжное издательство, 1995.
  72. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред, А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-352с.
  73. Г. История татар. / Г. Губайдуллин. Казань. М., 1925.
  74. JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. -М., 1993.-323 с.
  75. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
  76. Г. М. Волжская Булгария: духовная культура / Г. М. Давлетшин. -Казань: Тат. книжное издательство, 1990. 192 с.
  77. Г. М. Духовная культура предков татарского народа. Дисс.. докт. истор. наук. Казань, 2002. — 414 с.
  78. Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект). Дис. кан. филос. наук. Уфа, 2000.- 193 с.
  79. Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г. Н. Данилина. — М.: АРХГИ, 2003. — 184 с.
  80. В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси / В. Н. Демин. -М.: Вече, 1997. 560 с.
  81. А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А. Н. Джуринский //Педагогика, 2002. № 10. — С.93 — 96.
  82. Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. -205 с.
  83. Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев // Педагогика, 2000. № 10. — С. 3 — 10.
  84. Дошкольная педагогика / Под редакцией В. И. Логиновой, Г. Г. Саморуковой. В 2 ч. М.: Просвещение, 1988. — 270 с.
  85. JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социокультурные стимулы развития / Л. М. Дробижева // Советская этнография, 1995. № 3.
  86. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты / Сост. P.M. Мухаметшин // Сборник статей для учителей и учащихся старших классов. Казань: Магариф, 2000. — 160 с.
  87. Дыбина Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Учебно-методическое пособие / О. В Дыбина -Артамонова. — Самара, 1997. — 104 с.
  88. О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру. Уч.- методич. пособие к курсу: Методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / О. В. Дыбина. Самара, 1998.- 113 с.
  89. Р.И. Воспитание ребенка в игре/Р.И. Жуковская.М., 1963. 318с.
  90. Р.И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. М.: Просвещение, 1985.
  91. М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. М.: РИОПОЛ КЛАССИК, 1997. — 544с.
  92. Л.Г. Дифференцированный подход к экономической подготовке учителей в системе повышения квалификации. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999. -112 с.
  93. М.З. Происхождение тюрков и татар. М.: Инсан, 2003.
  94. М.З. Татары, проблемы истории и языка / М. З Закиев. Казань: Таткнигоиздат, 1995. — 463 с.
  95. М.З. Тюрко татарский этногенез / М. З Закиев. — Казань-Москва, 1998.-С. 217, 218.
  96. В. Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи. Дисс.. докт. пед. наук. Казань, — 2002.
  97. Закон Республики Татарстан «О языках народов РТ"//Магариф, 1992.-№ 9.
  98. Закон Республики Татарстан «Об образовании». Казань, 1993 и 1997.
  99. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992). М., 1996.
  100. Захарова J1.M. Воспитание у детей культуры межнационального общения. Учеб. Пособие / Л. М. Захарова. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. — 44с.
  101. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. М.: Академия, 1999.- 160 с.
  102. Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования. Дисс.. канд. пед. наук. Киров, 1999. — 152с.
  103. .Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект. Дисс. канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. — 173 с.
  104. Т.К., Султанов Ф. М., Юзеев А. Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т. К. Ибрагим, Ф. М Султанов, А. Н. Юзеев. Казань, 2002. — 239 с.
  105. Э.А. Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (на материале города Альметьевска Республики Татарстан). Дисс.. канд. социол. наук.- Казань, 2004. 170 с.
  106. Из истории культуры и быта татарского народа и его предков / Сб. научных статей. Казань: Ан СССР, 1976. — 210 с.
  107. Ислам в исторической культуре татарского народа. Казань: РКЦ «Школа», 2000. — 203 с.
  108. Истории педагогических учений, — Казань: Каз. пед. универ-т, 1998. 440с.
  109. История и культура родного края: Учебное пособие / Сост. Б. М. Мифтахов, Ф. Ф. Исламов. Казань: Магариф, 1993. — С. 72, 183.
  110. История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1981 — 174 с.
  111. История России. Учебное пособие / Под ред. Л. И. Семенниковой, 4-е издание, исправленное. М.: Книжный дом, 2003. — 400 с.
  112. История СССР с древнейших времен до конца 18 в. Учебник. /Под ред. Б. А. Рыбакова. 2-е издание переработанное и дополненное. М.: Высшая школа, 1983. — 415 с.
  113. История Татарии в материалах и документах. М, 1937. — 503с.
  114. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. Казань: ТаРИХ, 2001.- 544 с.
  115. Д.М. Историческая демография татарского народа (XVIII начало XX вв.) / Д. М. Исхаков. — Казань, 1993. 143 с.
  116. Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона / Д. М. Исхаков. Казань, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1993. — 173 с.
  117. Д.М. Кряшены. Историко-этнографический очерк / Д. М. Исхаков. // Идель, .2002. С. 59.
  118. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  119. Н.В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования. Автореферат канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с.
  120. JI.X. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1−7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства. Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1998.
  121. Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей. Дисс. канд. пед. наук. М., 2002. — 184 с.
  122. Как научить любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей. /Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, JI.B. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. — 168 с.
  123. Н.Ф. Исторический очерк. / Под ред. Е. И. Устюжанина. Казань: Татарское книжное издательство, — 1955.
  124. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. Грозный: Чеч. Инг, кн. изд., 1995.- 108с.
  125. Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас). Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 261 с.
  126. Н.А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста. Дисс.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 238 с.
  127. Е.Н. Педагогические условия приобщения детей 5−6 лет к этнокультурным традициям алтайцев. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1999.173 с.
  128. С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры. Дисс.. канд. пед. наук. -Шадринск, 1999.- 175 с.
  129. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей /Монография. Оренбург, 1996. — 188 с.
  130. О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа/О.Л. Князева, М. Д. Маханева. СПб, 1997.-158 с.
  131. Я.Д. Мифология казанских татар / Я. Д. Коблов.-Казань, 1910. 49с.
  132. И. Обряды крященых татар (именуемых кряшен) 1928−1930. / И. Коваль Уфа, № 3−4. С.82
  133. К.И. Этнография народов Поволжья / К. И. Козлова. М.: МГУ, 1964. — 175 с.
  134. С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. М., 1998. — 160 с.
  135. С.А. Я человек. Программа социального развития ребенка / С. А. Козлова. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с.
  136. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -М.: Академия, 2002. 416 с.
  137. JI.B. Программа социального развития / Л. В. Коломийченко //Дошкольное воспитание, 2005. -№ 1, 5,8.
  138. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Количенко. СПб: КАРО, 2005. — 368 с.
  139. .И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. М.-АСТ, 2003. — 512 с.
  140. В.В. Формирование отношений между взрослыми и детьми в семье и детском саду. Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1967. 14с.
  141. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 гола. //Директор школы, 2002. № 1.
  142. Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст). Дис.. канд. пед. наук.-М., 1995.- 181 с.
  143. Краткий словарь по социологии. М., 1988. — 461 с.
  144. М.В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного образования высших педагогических учебных заведений. М., 2002.
  145. В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  146. Т.А. Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
  147. Культурология / Под ред. Г. В. Драч.- Ростов-на-Дону: Феникс, 3 995.
  148. Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях. Дисс. .докт. пед. наук. М., 2000. -389 с.
  149. Курлыкина М. А, Дифференцированный подход как фактор формирования профессиональной коммуникативной направленности будущего специалиста. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 153 с.
  150. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  151. Г. В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона. Дисс.. канд. пед. наук. Сочи, 2004. — 205 с.
  152. .Т. Педагогика. Курс лекций. Уч. пособие для студентов учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992, -528 с.
  153. В.Н. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (на материале сказок). Автореферат канд. пед. наук. Ростов-на Дону, 2003. — 22 с.
  154. Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 190 с.
  155. В.В. Происхождение русского народа / В. В. Мавродин. -Ленинград: ЛГУ, 1978. 184 с.
  156. В.К. Несколько данных о мишарях и селениях их в Казанской и Симбирской губерниях / В. К. Магницкий. Казань: ТМИУ, 1896. — 24 с.
  157. Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983.-284 с.
  158. Е.В. Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа. Дис.. кан. пед. наук, 2003. 156 с.
  159. В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени / В. М. Межуев // Культура: теории и проблемы. М., 1995. С. 40−41.
  160. Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа / 3.3. Мифтахов. -Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1998. -488 с.
  161. Мифтахов 3.3., Мухамадеева Д. Ш. История Татарстана и татарского народа: Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. 4.1. / 3.3. Мифтахов, Д. Ш. Мухамадеева. Казань: Магариф, 1995. — 223 с.
  162. С.М., Коршунова О. И. Традиции взаимодействия культур народов Поволжья / С. М. Михайлова, О. И. Коршунова.- Казань: ФЭН, 1997.-112с.
  163. А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 192с.
  164. B.C. Психология дошкольника / B.C. Мухина. М., 1975. — 133 с.
  165. М.Г. Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа / М. Г. Мустафаева. Ростов на Дону, 2002. — 247 с.
  166. Р.Г. Татары-мишары (историко этнографическое исследование) / Р. Г. Мухамедова. — М.: Наука, 1972. — 248 с.
  167. Ю.Г. Татары-кряшены / Ю. Г. Мухаметшин. М.: Наука, 1977. -248 с.
  168. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психических отношений человека/В.Н. Мясишев.-М.:Изд.АПН РСФСР, 1960 т.2. С. 117.
  169. Народы России: энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Болыи. Рос.энц., 1994. -479 с.
  170. К. Книга о воспитании / К. Насыри. Казань: Тат. книжное изд-во, 1994. — 143 с.
  171. К. Поверья и обряды казанских татар/К.Насыри //Записки русского географического общества по отд. этнографии, 1880. -Т.6. -С.241−270.
  172. А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе традиционной культуры. Дисс. канд. пед. наук. М., 2001. — 186 с.
  173. З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания / З. Г. Нигматов, А. Н. Хузиахметов. Казань, 1996. — С.37−40.
  174. Н.П. Воспитание интереса к народной культуре у детей младшего школьного возраста (средствами дополнительного образования). Дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2002. — 222 с.
  175. О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства. Дисс.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. 158 с.
  176. С.И., Шведова Н. Ф. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ф. Шведова. М., 1995. — С. 390, 646, 756.
  177. И.М. Дифференциация обучения: за и против / И. М. Осмоловская // Школьные технологии, 2001. № 6. — С. 16−19.
  178. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -М., 1980.
  179. Очерки по истории татарской культуры (в контексте «Запад Восток»). -Казань: Фикер, 2001. — 624 с.
  180. Очерки истории татарской общественной мысли / Под ред. P.M.Амирханова. Казань: Татарское кн. изд., 2000. — 191 с.
  181. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика, 2002. -№ 5.-С. 41−47.
  182. Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры. Дисс. .канд. пед. наук. Курск, 2002. -136с.
  183. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 512 с.
  184. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 602 с.
  185. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. Д. И. Латышиной. М.: Гардарики, 2004. — 320 с.
  186. Педагогическая энциклопедия. Т.2. М., 1965.
  187. Н.А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю. Автореф. канд. пед. наук, Ростов на Дону, 2002. — 23 с.
  188. О.Н. Формирование у школьников культуры межнационального общения. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
  189. Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т. В. Поштарева // Педагогика, 2005. № 3. — С. 35.
  190. Проблемы взаимодействия национальных культур / Тезисы регион, научн.-практ. конф. Астрахань: АГПИ, 1995, ч.1. — 122 с.
  191. Е. Двуязычный детский сад: организация жизнедеятельности / Е. Протасова//Дошкольное воспитание, 2003. № 9. — С. 63.
  192. З.Б. Социально-философские аспекты исследования национального характера русского этноса в современных условиях. Дисс. канд. фил. наук. Ставрополь, 2001. — 156 с.
  193. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е. С. Рабунский. М., 1975.- 184с.
  194. С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике. Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1973.
  195. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.- 1946. -347 с.
  196. Г. С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков / Г. С. Сабирзянов. Казань: Магариф, 1995. -167 с.
  197. Савинова J1.IO. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине. Автореферат кан. пед. наук. СПб, 2003. -22 с.
  198. А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. М.: Академия, 2000.-304 с.
  199. А.П. Этнология: Учеб. словарь / А. П. Садохин. М.: Герадика, 2002. — 208с.
  200. Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании / Т. У. Сарсенбаева // Советская педагогика, 1984. № 9. — С.66−68.
  201. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селивко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  202. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике /Под ред. Э. К. Сусловой, Л. В. Поздняк.-М.: Академия, 2000.272 с.
  203. А.П. Волжские булгары / А. П. Смирнов. М., 1951. — 273 с.
  204. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 2000. — 344 с.
  205. В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
  206. В.К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов / В. К. Соколова. М., 1979. — 113 с.
  207. А.С. Дифференцированный подход в подготовке специалистов социальной сферы в учреждении дополнительного профессионального образования. Дисс. канд. пед. наук. М., 2002, — 166 с.
  208. А. Казанские татары / А. Сперанский. Казань, 1914, — 32 с.
  209. Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: ИП РАН, Академический Проект. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  210. С.Н. Формирование положительной ориентации у детей пятого года жизни на людей ближайшего национального окружения. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998.- 221 с.
  211. С. В. Татарские ювелирные украшения / С. В. Суслова. Казань: Татарское книжное издательство, 1980. — 30 с.
  212. С.В. Женские украшения казанских татар, середины XIX- начала XX в.: историко-этнографическое исследование / С. В. Суслова. М.: Наука, 1980.- 128 с.
  213. Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: спецкурс / Э. К. Суслова. М., 1994. — 80 с.
  214. Э.К. Интернациональное воспитание дошкольников / Э. К. Суслова //Дошкольное воспитание, 1976. № 5.
  215. Э.К., Ботнарь В. Д. Игры-драматизации основа знакомства с культурой других народов / Э. К. Суслова, В. Д Ботнарь //Дошкольное воспитание, 1994. — № 3.
  216. И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И. Р. Тагиров. Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. — 310 с.
  217. И.Р. Об исторических корнях татарского народа / И. Р. Тагиров //Идель. № 7. С. 30.
  218. Татары / Под ред. Р. К. Уразманова,. С. В. Чешко. М/. Наука, 2001 -583с.
  219. А.И. Структура нравственного сознания / А. И. Титаренко. М., 1974.- 175 с.
  220. Ю.В. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1982. — 175 с.
  221. И. Воспитание национального и интернационального сознания ребенка / И. Токмакова //Дошкольное воспитание, 1984. № 6. — С. 52−54.
  222. В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. -Ленинград: ЛГУ, 1960. 156 с.
  223. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М: Педагогика, 1990. — 192 с.
  224. Р.К. Татар халкынын йолалары хэм бэйрэмнэре / Р. К. Уразман. -Казан: Тат. китап нэшриятэ, 1992. 96 б.
  225. Р.К. Народные обряды и праздники татар / Р. К Уразманова. -Казань: Тат. Книжное изд-во, 1992. 96 с.
  226. Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа / Р. К Уразманова. Казань: Дом печати, 2001.- 196 с.
  227. Р.К. Современные обряды тат. Народа (Историко-этнографическое исследования) / Р. К Уразманова. Казань: Тат. книжное изд-во, 1984. — 104 с.
  228. Р.Г. История татарского народа и Татарстана / Р. Г. Фахрутдинов. Казань, 1995. — 250 с.
  229. Философский словарь / Под ред. М. Н. Розенталя. М.: Политиздат, 1972.
  230. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 240 с.
  231. В. Человек в поиске смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.
  232. К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях /К. Фукс. Казань, 1844.
  233. И.З. Мой мир, мое окружение: Программа раннего пробуждения национального самосознания старших дошкольников / И. З. Хабибуллина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, — 2004.25с.
  234. И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников. Автореферат канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 23 с.
  235. И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников. Дисс.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2004. -198 с.
  236. А.Х. Татарский народ и его предки / А. Х. Халиков. Казань: Тат. книжное изд-во, 1989. — 222 с.
  237. Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала / Н. А. Халиков. Казань: Тат кн. изд., 1995.-235 с.
  238. Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Дисс.. канд. пед. наук.-М., 1984.-213 с.
  239. .Л. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование / Б. Л. Хамидуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. — 335 с.
  240. Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я. И. Ханбиков. Казань, 1967. — 232 с.
  241. Я.И. Народные традиции и воспитание // Вопросы нравственного воспитания учащегося/Я.И. Ханбиков.-Казань, 1974. С.3−27.
  242. Ф.Ф. Национальная культура и образование / Ф. Ф. Харисов. М.: Педагогика, 2000. — 272 с.
  243. JI.A., Гарипова В. А. Татарстан Родина моя / JI.A. Харисова, В. А. Гарипова. — Казань: Магариф, 1998. — 70 с.
  244. С. А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процессе начальной школы. Дисс.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. — 156 с.
  245. В.Ю. Этническая идентичность и толерантность/В.Ю. Хотинец. -Екатеринбург:Издательство Уральского университета, 2002.-124 с.
  246. К.М. Культурология: Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. Ростов Н/Д, 1997. — 243 с.
  247. Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников. Дисс. канд. пед. наук.-М., 1996.-211 с.
  248. P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Дисс. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 448 с.
  249. С., Волжская Булгария в рассказах для детей / С. Шамси, И.Измайлов. Казань: Магариф, 1995. — 25 с.
  250. Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX вв.: Монография / Д. Р. Шарафутдинов. -Казань: Гасыр, 2004. 640 с.
  251. З.Т. Педагогическое пространство татарского народа /З.Т. Шарафутдинов. Казань: КГПУ, 1998. — 180 с.
  252. Ф. JI. Касимовские татары / Ф. JI. Шарифуллина. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. — 127 с.
  253. Ф. JI. Материальная культура касимовских татар (сер. XIX -начало XX вв.). Автореферат канд. истор. наук. Ленинград, 1985.- 23с. i i -г
  254. C.M. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии / С. М. Шипилевский. Казань, 1884. — 56с
  255. Этнография татарского народа. Казань: Магариф, 2004. 227 с.
  256. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде.: Сб.ст. М: Наука, 1991.-316 с.
  257. Этносы и этнические процессы: Сб.ст. -М.: Наука, 1993. 180 с.
  258. З.М. Татарский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста. Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 263 с.
  259. Л.С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5−8 лет в полиэтнической среде. Дисс.. канд. пед. наук.- Якутск, 1998. -188 с.
Заполнить форму текущей работой