Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методология оптимизации системы управления персоналом на промышленных предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование позволило получить следующие результатыличным вкладом автора является достижение цели исследования — разработаны теоретические основы управления персоналом в структуре организации и разработана система управления персоналом, создающая необходимые предпосылки для эффективного функционирования предприятий. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 1. 1. Эволюция системы управления персоналом и ее современные характеристики
    • 1. 2. Методологические предпосылки смены парадигмы управления персоналом
    • 1. 3. Закономерности развития системы управления персоналом в современных условиях
  • ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
    • 2. 1. Основные методологические подходы к анализу трудового потенциала
    • 2. 2. Стратегия формирования кадровой политики
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ПРОЦЕССЕ ОБНОВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Принципы и методы развития системы управления персоналом как результат выявленных закономерностей
    • 3. 2. Развитие организационных механизмов управления персоналом
    • 3. 3. Оценка системы управления персоналом как основа достижения организационной эффективности
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методология оптимизации системы управления персоналом на промышленных предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Преобразования экономики России, направленные на развитие рыночных отношений, потребовали радикального пересмотра концепции управления хозяйственными организациями и обусловили парадигмальные изменения путей и механизмов структурных преобразований современных предприятий, т.к. эффективность функционирования организации зависит, прежде всего, от оптимального использования ресурсов, в том числе — персонала. В условиях реальной конкуренции в организациях рыночной ориентации отдается предпочтение не просто экономическому росту как таковому, а эффективности, достигающейся в результате поиска стратегии развития и тактики поведения предприятий, улучшения методов и форм управления персоналом с учетом объективных и субъективных динамических характеристик всех организационных новаций.

В современных условиях проблема правильного и грамотного построения организационной структуры приобретает особую актуальность. Подлинное реформирование организаций возможно только в признании того, что в условиях перехода к рыночной экономике персонал организации, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, рассматривается не как один из экономических факторов, а является ключевым ресурсом, эффективное использование которого становится центральной задачей менеджмента.

Разработка конкретных путей совершенствования управления и поиска организационных резервов роста эффективности предполагает необходимость развития теории управления персоналом в современных условиях и создания научно обоснованной организационной структуры управления.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению проблем, связанных с совершенствованием управления персоналом, форм и методов построения систем организации, практической реализацией их теоретических положений в промышленности, посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые, на трудах которых базировалось выполненное исследование. Среди них наиболее известные: И. Ансофф, А. А. Богданов, В. Р. Веснин, В. П. Воронин, В. И. Герчиков, З. И. Герчикова, Б. М. Генкин, Е. В. Глушенко, Д. М. Иванцевич, В. Ф. Егоров, А. П. Егоршин, П. Дойль, П. Друкер, А .Я. Кибанов, Ю. Д. Красовский, А. А. Литвинюк, А. А. Лобанов, Н. К. Маусов, Н. Н. Пилипенко, Е. Г. Попова, А. И. Пригожий, З. П. Румянцева, Г. Саймон, Г. В. Слоцкий, Л. В. Фактин, С. А. Шапиро, В. А. Шаховой, В. В. Щербина, Э. А. Уткин и др. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи по оптимизации организационных структур, обусловленные содержанием работ по управлению персоналом в промышленных организациях. Вместе с тем в выполненных исследованиях в достаточной степени не нашли отражения теоретические вопросы развития управления персоналом на предприятиях как инструмент преобразований современных организаций, а также их прикладная реализация в условиях ориентации предприятий на потребителя. Нет комплексных исследований, охватывающих вопросы развития системы управления персоналом, формирования персонал-стратегии и практической реализации отдельных методик по обеспечению эффективности управления персоналом.

В свете изложенного, проведение исследований, связанных с выявлением особенностей и направлений развития управления персоналом в современных условиях, обоснование и отработка положений системы управления персоналом, увязывающей социальные и экономические аспекты в создании гибкой системы управления персоналом, оптимизирующей структуру организации, ориентирующейся на требования потребителей, представляются актуальными и имеющими важное значение для промышленных предприятий.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью трансформации системы взглядов на управление персоналом в связи с изменением характера взаимоотношений предприятий с внешней средой.

Гипотезой, положенной в основу диссертационного исследования, служит предположение о том, что теоретическое рассмотрение проблемы организации и совершенствования управления персоналом в условиях рыночной экономики позволит выявить закономерности и разработать систему принципов, форм и методов управления персоналом, основанных на продуктивном творческом взаимодействии управленцев и персонала, практическое использование которых будет способствовать созданию высокоэффективной структуры организации.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертационной работы является оценка современного состояния отечественного рынка труда разработка методологии оптимизации системы управления персоналом на промышленных предприятиях в современных экономических условиях.

В соответствии с поставленной целью в диссертации осуществлялось решение следующих задач, определивших структуру работы:

— обоснование о парадигмы современного управления персоналом, как инструмента оптимизации и типизации структурных преобразований и формулировка концепции совершенствования управления персоналом;

— проведение теоретического анализа систем и подходов развития управления персоналом, обоснование необходимости преобразования управления персоналом как условия выживания и эффективного функционирования предприятия в рыночной экономике;

— определение закономерностей и разработка принципов управления персоналом в современных условиях;

— разработка системы управления персоналом в организации, сориентированной на потребителя, и обоснование путей ее реализации;

— раскрытие объективных, субъективных и интегральных факторов в управлении персоналом, основных методов и форм управления персоналом, обусловливающих взаимодействие в совместной продуктивной деятельности руководителя и подчиненных и влияющие на эффективность функционирования организационных структурформулировка представления об эффективности системы управления персоналом и предложение методов ее оценки.

Объектом исследования является трудовой коллектив промышленных предприятий народного хозяйства страны.

Предметом исследования выступают организационные и социально-экономические механизмы управления трудом.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области менеджмента, социологии, теории управления, экономики, психологии, теории организации, законодательные и нормативные акты.

В процессе исследования были использованы основные положения системного и ситуационного подходов, методы и методики статистического и экономического анализа, а также оригинальные методы и приемы (модифицированный метод семантического дифференциала, алгоритм определения диагностического показателя «узких мест» в управлении персоналом и т. д.).

Информационной базой исследования послужили материалы различных кворумов, круглых столов, российских и международных научных конференций, журнальные статьи, статистические материалы Госкомстата РФ.

Научная новизна диссертационной работы. Диссертация является исследованием, в котором проведен комплексный анализ развития теории и практики управления персоналом в рыночных условиях как механизма оптимизации структурных преобразований современных предприятий. Конкретная научная новизна работы состоит в следующем: выявлены характерные признаки управления персоналом, отвечающие современному уровню развития теоретических исследований, базирующихся на представлении об управлении персоналом в организации как открытой социально-экономической системе, функционирующей в сложной динамической средесформулирована концепция управления персоналом, раскрывающая взгляды на цели, принципы и систему управления персоналом в современных условиях, отличающаяся системным подходом к исследуемому явлению, попыткой единого взаимосвязанного рассмотрения процессов организации и совершенствования управления персоналом и выделением в составе системы управления персоналом подсистем стратегического и организационного механизмовопределены принципы и методы системы управления персоналом раскрывающие особенности и направленность развития системы управления персоналом, учитывающие особенности функционирования предприятий в новых условиях и особенности управления персоналом в организацияхобоснована система управления персоналом, отвечающая современным экономическим условиям функционирования предприятия, которая основана на разработке и соблюдении методов и форм управления персоналом с учетом объективных, субъективных и интегральных факторов.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем: предложена комплексная методика диагностики управления персоналом, определяющая этапы оценки и его качественные характеристики, а также механизм реструктуризации и влияния сетевой структуры, способной согласовать между собой работу отдельных звеньевпоказана практическая реализация данной системы, в том числе, инновационных форм и методов управления персоналомопределены методы управления персоналом, базирующиеся на объективных факторах, новизна которых раскрывается посредством особенностей деловых и личностных качеств работников, в частности, ответственности персонала, влияние на их формирование авторитета руководителя и регулирование рассогласованностью работников на предприятиях с целью организационной оптимизациипредложена система управления персоналом, новизна которой основана на интегральных характеристиках, отличительной особенностью которых является направленность на сотрудничество работников с определением путей формирования культуры общения, повышения влияния коллективных и групповых отношений в организации, позволяющая обеспечить эффективное выполнение меняющихся производственных заданий как закономерное явление, сопутствующее процессу развития организациивыработан подход к определению критериев эффективности управления персоналомпредложены методические решения по формированию системы показателей и методов ее оценкиобосновано и раскрыто содержание социально-экономической эффективности управления персоналом, рассмотрены си-нергический эффект и использование человеческих ресурсов как условия оптимизации организационных структур управления.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы на промышленных предприятиях и организациях при разработке мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом.

Внедрение разработанных автором рекомендаций и методических положений позволило сориентировать поведение персонала на конкретного потребителя, определить его организационные резервы и пути повышения гибкости персонал-стратегии, разработать механизм адаптации управления персоналом к условиям переходной экономики.

Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, содержащие: систему управления персоналом, использование которой даст возможность обеспечить согласованное функционирование всех звеньев и их рациональное взаимодействие в процессе управления персоналомсхему развития системы управления персоналом, устанавливающую основные этапы и последовательность мероприятий по преобразованию отношений в организациимодель управления персоналом с учетом требований рынка, которая позволит избежать потерь от неумелого использования личностно-деловых качеств персоналаорганизационный механизм управления персоналом, базирующийся на методах и формах управления персоналом с учетом объективных, субъективных и интегральных факторов, применение которых обеспечивает социальное и экономическое обоснованное взаимодействие руководителей и подчиненныхметодический подход к оценке эффективности управления персоналом, использование которого позволяет выявить организационные резервы взаимодействий в совместной продуктивной деятельности руководителей и подчиненных.

Разработанные рекомендации по структуризации работ в области управления персоналом позволяют типизировать и унифицировать управленческие усилия, что будет способствовать эффективному распределению должностных обязанностей и рациональному мотивированию персонала.

Практическая ценность заключается в том, что благодаря методическим обоснованиям и научным результатам, полученным в работе, обеспечивается возможность целенаправленного совершенствования управления персоналом на предприятиях за счет: четко очерченных функциональных, организационных и терминальных задач службы управления персоналом на предприятиях, использующихся как модель, программы организационного механизма и информационного взаимодействия, позволяющих эффективнее выполнять должностные обязанности.

Основные результаты и рекомендации использованы на уровне отделов управления персоналом и отделов по социальным вопросам на промышленных предприятиях машиностроениядля разработки программ курсов: «Менеджмент», «Разработка управленческого решения», «Управление персоналом», «Теория организации» в Московском региональном социально-экономическом институте.

Апробация результатов исследования. Основные разработанные теоретические и методические положения автором докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, годичных научных чтениях, семинарах. Они используются в учебном процессе социально-экономического факультета Московского регионального социально-экономического института.

По теме диссертационного исследования опубликованы 3 печатных работы общим объемом 3,4 п.л. и.

Выводы и рекомендации:

1. Развитие рыночных отношений выдвигает задачу оптимизации организационных структур управления и перестройки системы управления персоналом на предприятиях в направлении повышения их жизнеспособности в новых экономических условиях. Эта задача может быть решена при условии ориентации предприятий на конкретного потребителя и создания системы управления персоналом, обеспечивающей ее быстрое реагирование на изменяющиеся рыночные условия.

2 Важнейшей задачей теории управления персоналом в современных условиях является формирование новой модели постановки и исследования управления персоналом. Современная парадигма управления персоналом должна строиться с учетом новых условий функционирования предприятий и решаемых персоналом задач. Основными методами и приемами решения задач управления персоналом являются: системный подход, отказ от административной модели руководства кадрами, формирование системы управления персона лом как открытой социально ориентированной системы, создание социальной структуры взаимодействий совместной продуктивной деятельностью руководителя и подчиненных, когда осваиваемая деятельность приобретает продуктивный характер.

Изменение внешних и внутренних условий функционирования предприятия обусловливает необходимость развития организационной структуры управления и системы управления персоналом, перехода ее в новое качество. При определении сущности управления персоналом мы исходим из положения о том, что ее объектом в общем виде является процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния работников в трудовой деятельности в организации как открытой системе. Основными тенденциями развития системы управления персоналом выступают: усложнение управленческого труда в силу изменения его содержания и системы ценностей работников, что вызвано общеполитической и идеологической ситуации в обществе.

3. В основе практических действий по реорганизации системы управления персоналом должны лежать следующие положения: приоритетность обновления принципов и методов управления персоналом, базирующихся на объективных, субъективных и интегральных факторах, системность и комплексность управления персоналом, этапность развития. Разработка стратегии организации и зависящая от нее персонал-стратегия должна осуществляться с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия. Персонал-стратегия включает: ожидаемое поведение индивидов с точки зрения по лучения общей прибыли от деятельности персоналаструктуру занятости работающих, т. е. распределение сотрудников, состав служащих, соотношение категорий работников, количество уровней управлениякомпетенцию сотрудников (требуемый от работников организации общий уровень квалификации).

4. Эволюция системы управления персоналом должно объединять в себе разработку и реализацию трех подсистем: развитие организационных механизмов, базирующихся на объективных факторах, подсистему активизации личностного потенциала персонала, подсистему технологических основ реализации коллективных, групповых и культурологических воздействий на персонал.

5. Разработанная автором концепция управления персоналом определяет цели, принципы и методы управления персоналом, базирующиеся на объективных факторах. Установлено, что объективные факторы выступают в виде сознательно задаваемых моделей и динамических характеристик для руководства (цели, структуры, функционирование предприятия в сети, диагностика управления персоналом, создание условий для инновационного развития персонала). Их внедрение в организациях предложено в исследовании. Рекомендуется на предприятиях промышленности и торговли создавать стратегию, концепцию управления персоналом, ориентирующуюся на Перечень задач деятельности системы управления персоналом, Положение подразделения «Служба персонала» с измерительными ключевыми показателями, изложенными в исследовании.

6. Рассмотренные на личностном уровне субъективные факторы, которые лежат в основе активизации личностного потенциала работников (показатели эталонно-оценочной деятельности менеджера, ответственности и рассогласованности персонала и др.) позволяют решить многие проблемы эффективного управления персоналом. Рекомендуется как важнейшие элементы управления персоналом использовать субъективные факторы, не требующие значительных экономических затрат, но приносящие удовлетворение трудом у работников. В качестве инструмента их действий функционирует система показателей эталонного работника, механизм влияния авторитета менеджера, карта оценки работника. Они нацелены на формирование критериев определения размера премии, бонуса. Предлагается внедрение на уровне организации и отделов: методики определения рассогласований для снижения враждебности и предотвращения конфликтов в коллективах, моделей (эталонов) работника, ориентирующих руководителей на определенный контингент при отборе персоналаа также методики определения социальной ответственности, необходимых в условиях риска, на основании которых создается возможность определения вознаграждения работников.

7. Рекомендуется активное внедрение в отделы управления персоналом промышленных организаций следующего методического аппарата: методики совершенствования диагностического показателя в управлении персоналом на предприятии (диагностический коэффициент адекватности, позволяющий четче определять программу в области управления персоналом), экспертной оценки как интегрального показателя управленческого труда в работе с персоналом, а также методики определения синергического индекса, являющегося диагностическим показателем состояния персонала в организации и всей организации в целом, методики определения инновационного потенциала в управлении персоналом для осуществления стратегических целей организации. Предлагается использовать в работе с персоналом модель организационного и коллективного воздействия на персонал, комплексную систему формирования сплочённых групп, которые снижают потери: времени, финансовых средств и потенциальных покупателей.

8. Введено понятие «культура общения», являющееся особой управленческой компетентностью и фактическим позиционированием организации в обществе. Разработана методика по формированию и укреплению культурного общения, столь необходимого в организациях. Целесообразно осуществлять по предложенной методике оценку культурного общения на предприятиях по разработанной форме информирования руководителей, т.к. она является основой (организационной, структурной, социальной) системы управления персоналом. Вся совокупность управленческих техник (методик), благодаря культуре общения, становится системой совершенствования управления персоналом.

9. При оценке эффективности системы управления персоналом как структурного элемента организации должны быть учтены показатель дискретной оценки использования человеческих ресурсов, интегральный показатель синергии. Основными источниками социально-экономического эффекта управления персоналом признано достижение целей, которое оправдано затрачиваемыми на это средствами, повышение согласованности и упорядоченности работ, продуктивность взаимодействий сотрудников.

10. Системный, комплексный подход к управлению персоналом обеспечивается на основе предвидения результатов управленческого труда. С этой целью предложена система управления персоналом в современных условиях для всех форм предприятий рыночной ориентации (муниципальной, акционерной, индивидуальной), позволяющая оптимизировать развитие и взаимоувязку отдельных динамических элементов организационной структуры управления и приводящая эту систему в новое состояние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс становления российских предприятий в рыночных условиях должен основываться на эффективном управлении персоналом. Суть эффективного управления персоналом заключается в новом подходе к оценке вклада отдельных категорий персонала и коллектива в целом в общие итоги деятельности предприятия, в выявлении новых источников и средств удовлетворения нужд потребителей, во внедрении эффективных организационных структур и в продуктивном использовании человеческих ресурсов. В исследовании рассмотрена актуальная проблема системы управления персоналом на предприятиях, ориентированных на потребителя, включающая модель особенностей управления персоналом в современных условиях, разработку содержательной постановки задач при определении понятий объективных, субъективных и интегральных факторов, методический аппарат и научно-методические рекомендации для эффективной деятельности персонала в меняющихся условиях. Конкурентоспособность предприятия зависит от его возможностей удовлетворять запросы потребителей лучше, чем это делают его конкуренты. Победа над соперниками определяется способностью менеджмента создавать команды работников, а также развитием основных деловых качеств персонала, которые формируются предлагаемыми автором хме-тодами во взаимодействии руководителя и подчиненных в процессе обновления структуры организации.

Выделены объективные, субъективные и интегральные факторы, которые лежат в основе методов и форм управления персоналом, являющихся процессуальной стороной структуры организационного управления. Объективные факторы определяют систему совершенствования целей в деятельности руководителя и подчиненных и раскрывают инновационную роль персо нала в процессе реструктуризации предприятий, работающих в режиме сети.

Субъективные факторы рассмотрены нами как личностная активность руководителей и всего персонала, обязательно учитывающая центростремительный механизм достижения эталонного образца персонала, стремящегося к организационной оптимизации посредством социальной ответственности и уходящего от разрушительных тенденций рассогласований.

Интегральные факторы лежат в основе управления отношениями внутри коллективов и групп персонала в организации как структурированной общности работников.

С точки зрения особенностей развития современных промышленных и торговых предприятий (дискретность среды, клиентурность организаций, диверсификация деятельности и т. д.) в условиях переходной экономики от работников службы персонала во многом зависит экономическое положение дел в организации и, по большому счету, деятельность организации в общественной среде: удовлетворение различных запросов различных групп потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом. Все внешние и внутренние управленческие процессы, связанные с персоналом, влияют на формирование и развитие организационных структур и осуществляются исходя из системного и ситуационного подходов — в результате происходит повышение эффективности организации, оптимизация ее организационной структуры и совершенствование ее человеческих ресурсов.

В исследовании установлено, что, учитывая объективные, субъективные и интегральные факторы, организация обеспечивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работниками и координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задачуправление же означает личное и конкретное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов.

Проведенное исследование позволило получить следующие результатыличным вкладом автора является достижение цели исследования — разработаны теоретические основы управления персоналом в структуре организации и разработана система управления персоналом, создающая необходимые предпосылки для эффективного функционирования предприятий. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи: обосновано представление о парадигме современного управления персоналом, определяющее грамотное построение организационных структур, сформулирована соответствующая ей концепция организации производственных системпроведен теоретический анализ процесса и принципов развития управления персоналом, обоснована необходимость преобразования управления персоналом как условия выживания и эффективного функционирования предприятия в рыночной средеопределены закономерности и разработаны принципы управления персоналом в условиях переходной экономикина основе теоретического анализа основ управления персоналом разработана система управления персоналом на предприятии, сориентированном на потребителя, и предложены пути ее реализацииопределены основные направления системной связи совершенствования организационной структуры с сущностью и содержанием управления персоналом, предложена система управления персоналом, базирующаяся на закономерности, принципы и методы развития системы управления персоналом, приводящие динамические характеристики управления персоналом в единую системуобоснованы объективные, субъективные и интегральные факторы в управлении персоналом, основные методы и формы управления персоналом, приводящие к взаимодействию в совместной продуктивной деятельности руководителя и подчиненныхсформулировано представление об эффективности системы управления персоналом как структурного элемента организации и предложены методы ее оценки.

Достижение поставленной цели в ходе работы над диссертацией позволяют автору считать исследование законченной работой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 239с.
  2. В. С., Анашин Ю. А., Павлов И. А., Малинин В. JI. О реструктуризации управления на российских предприятиях в современных условиях. // Менеджмент в России и за рубежом.- 1998.- № 1. С.25−30
  3. М. М. Культура экономической организации.//Соц.-полит. жур.-1995.-№ 2.-С. 159−168.
  4. Н. Эволюция систем и организационное проектирование //Проблемы теории и практики управления.- 1998.- № 4, — С.73−78
  5. В.Д. Природный, трудовой и научно-технический потенциал Российской экономики./Вестник МГУ. Серия Экономика,-1998.-№ 2.-С.68−93
  6. Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования // Проблемы теории и практики управления.- 1998.-№ 4.-С. 50
  7. Н., Герчиков В. Управление персоналом в Российском маломбизнесе.//ЭКО.- 1996.-№ 12.-С. 140−162
  8. П.Г. Социологические основы управления персоналом на предприятиях. Дисс. на соиск. уч.ст. доктора эконом.наук. М., 1997, с. 280
  9. Большой экономический словарь. -М: Институт новой экономики, 1998,859с.
  10. В. Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: Юристь, 1998. — 496с.
  11. О.С., Наумов А. И. Менеджмент, человек, стратегия, организация, процесс. Учебник М.: Изд-во МГУ, 1995.-416с.
  12. В. П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб., 1994
  13. Д. М. Организация и управление. М.: Изд-во МГУ им. Баумана, 1998.-С.329
  14. Н. К. Основы управления персонала. М., 1996
  15. .М. Экономика и социология труда.- М.:Изд.гр.НОРМА-ИНФРА-М, 1998.С.373
  16. И. Н. Менеджмент. М., Изд. об. «ЮНИТИ» «Банки и биржи». 1994.-685с.
  17. В. В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. Спб.: Спец. л-ра, 1995.-327с.
  18. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс,-М.:Изд-во «Вестник», 1997.-336с.
  19. Н. В. Управление трудом. М.: Наука, 1990
  20. . М., Новикова JI. Г., Лапша И. Н. Социальный портрет предпринимателя. // Соц. ис.-1992.- № 10.-С.53−62
  21. Н.Т., Купрюшин П. Е., Овчинникова Т. И. Управление персоналом предприятия (Уч. пособие).-Воронеж:ВГПУ, 1998, — 66с.
  22. И. Б. Управление персоналом: отбор и найм. М.: Изд. «Центр», 1998. — 160с.
  23. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. С.-Петербург: «Братство». -1994.-364С.
  24. А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1999, 624с.
  25. А. В. Оцените свой стиль руководства. // ЭКО.- 1988.- № 3. -С.211−218
  26. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993 .-304с.
  27. Н.И. Основы менеджмента. Мн.: «Финансы, учет, аудит» Экономпресс, 1997.- 284с.
  28. Как работают японские предприятия. Сокращ. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-261с.
  29. Л. Управленческая диагностика основа совершенствования менеджмента. // Проблемы теории и практики управления.- 1996.- № 6. -, С.78−82
  30. . Деловая стратегия. М., «Экономика», 1991, 152с.
  31. А. В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юристъ, 1998. — 440с.
  32. И. Разрешение трудовых конфликтов (Западный опыт). // Социалистический труд.-1991.- № 1 .-65−71
  33. С., Лузин А. Человеческий фактор в реструктуризации предприятий. // Бизнес-Информ.-1997.- № 22. С.21−33
  34. П. А., Микрюев В. А., Комаров С. Е. Управление стимулированием .-М.: Финансы и статистика, 1993.
  35. Н., Маркова В. Меняется ли парадигма управления предприятиями? // Проблемы теории и практики управления.- 1998.- № 3. -С.83
  36. Е. Фигура предпринимателя в рыночной экономике. // РЭЖ.-1995.- № 3, с. 76−80
  37. Ю. Д. Управление поведением в фирме. М., Инфра-М, 1997.-361с.
  38. Ф. С. Гибкая система оплаты труда. // ЭКО.- 1998.- № 3. -С. 69−74
  39. М. Новая логика менеджмента. // Соц.-пол. жур.- 1992.- № 6−7
  40. И. Менеджмент элемент человеческой культуры. // Профессионал, — 1992.- № 7. — С. 18−19
  41. И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство.- М.:Изд.УЦ «Перспектива», 1997.-287с.
  42. Г. Сила стимула. //Наука и жизнь, — 1992.-№ 2, — С.43−48
  43. А.А. Мотивационный комплекс трудовой деятельности в системе менеджмента. Дисс. на соиск. уч. ст. доктора экон. Наук. М., 1997, с.313
  44. В. Современные теории организации. Генезис, состояние, проблемы, перспективы развития. М.: МГУ, 1991
  45. С. А., Леонтьев С. И. Изменение организационной структуры предприятия: целесообразность и возможности. // ЭКО.- 1998.- № 2. -С. 7789
  46. Н.К. Менеджмент персонала ключевое звено внутрифирменного управления. //Проблемы теории и практики управления.- 1995.-№ 6.-С. 108−115
  47. Н.К., Кулапов М. Н., Журавлев П. В. Управление карьерой персонала в условиях производства. Учебное пособие. -М.: Изд. Рос. эконом, акад., 1993.- 173с.
  48. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. д. э. н., проф. 3. П. Румянцевой, д. э. н., проф. Н. А. Саломатина. М.- ИНФРА-М, 1995. -429с.
  49. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. -М.: Дело, 1992.-701с.
  50. Методические основы оценки эффективности труда служащих. М.: Экономика, 1989
  51. И. Э., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства. // Вестник МГУ. Психология.-1995.- № 1. С.3−8
  52. Т. Что и как изменилось в работе кадровиков? //Человек и труд-1992.-№ 2.-40−45
  53. Г. С. Психологический отбор и подготовка менеджеров. //
  54. Вестник. С.-П. ун-та, серия У1.-1993. С.56−66
  55. Новая парадигма управления. // РИСК.-1992.- № 155.0бозов Н.Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми. -Киев: Изд. полит, л-ры Украины, 1990,205с.56.0вчинникова Т. И. Рассогласования в организационном обще-нии.//Финансовый бизнес.-1997.-№ 8 С.61−63
  56. Т.И. Экспертная оценка как интегральный показатель управленческого труда в работе с персоналом.//Финансовый бизнес.-1998.-№ 6. -С. 19−22.58.0лейник А. Н. Механизм возникновения новых институциональных структур. //Соц.ис.-1994.-№ 2.-СЛ 24−128
  57. Г. В. О концепции и стратегии социального развития.// Соц,-пол. жур.-1993.-№ 8, с. 3−7
  58. Р. Создание сетевых организационных структур. // Проблемы теории и практики управления.-1997, — № 3. С. 76−81
  59. А. Ю. Управленческое общение. Практические советы -М.-.Экономика, 1990.-112с.
  60. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1998
  61. И.Г. К новой структуре кадрового обеспечения управления предприятия. //Соц. ис.-1993.-№ 3.- С.63−65
  62. В.И., Скляр Л. И. Социально-демографические факторы, влияющие на выбор профессии.//Соц. ис.-1992.-№ 10.- С. 101−103
  63. В. А. Технология карьеры. Практическое руководство.-М.: Дело, 1995.-126с.
  64. Е. П. Проблема структурной инерции и ориентиры развития организации. // Вестн. МГУ. Сер. ХУШ.- Социология и политика.-1995,-№ 2
  65. А. И. Современная социология организаций. М.: Интерфакс. -1995. -270с.
  66. А.А. Основы менеджмента. М.: Центр, 1998. — 432с.
  67. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995, 193с.
  68. С. Команда менеджеров. //ЭКО.-1997.- № 3. С.183−195
  69. К.С. Основы экономики труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990
  70. М., Тильман Ф. Психология индивида и группы /Пер. с фран.-М.:Прогресс, 1991 .-255с.
  71. В.А. Психология управления. Учебно-практическое посо-бие.Ч.1,2 //Управлениеперсонал ом.-1996.-97−176с.
  72. И. П. К обоснованию новой управленческой парадигмы. // РЭЖ.-1992.- № 8. С. 61−70
  73. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону: «Феникс», Москва «Зевс», 1997. 477с.
  74. В. М. Информационное и техническое обеспечение системы управления персонала. // Менеджмент в России и за рубежом.- 1997.-№ 11−12.-С.76−87
  75. Секреты умелого руководителя.-М.:Экономика.1991,317с.
  76. Н. Новая парадигма управления. //РИСК.-1992.-№ 1.-С.44−49
  77. И.Л. Социология молодежи //Соц. ис.- 1993.-№.- С.130−132
  78. В. Экономическая психология (спецкурс). //РЭЖ.- 1997.-№ 8.-с. 102−107
  79. В. Экономическая психология (спецкурс). //РЭЖ.- 1997.-№ 9.-с. 95−101
  80. Социальное партнерство. // Вопросы экономики. 1994.- № 5. — С.60−110
  81. Л. П. Принципы и методы тектологии А. А. Богданова в современной организации управления. // Менеджмент в России и за рубежом. -1997.-№ 11−12.-С.111−120
  82. Н. Социология. //Соц.ис.-1992.-№ 10.-С.79−88.
  83. В. Г. Организации как объекты управления. //Рос. эконом, жур., 1995.-№ 12-С.42
  84. А. Как стимулировать персонал. //ЭКО.- 1993.- № 9, с. 125−140
  85. Социальные конфликты в условиях переходного периода (круглый стол) // Соц. ис.- 1993.-№ 4.-С. 15−25
  86. Социальный менеджмент. Под ред. Ильенковой С. Д. М.: Банки и биржи. Изд. Объединение «ЮНИТИ», 1998. — 271с.
  87. Словарь делового человека. М.: Экономика, 1992,237с.
  88. Словарь менеджера. М.: -1997. — С. 324
  89. Э.Е. Как управлять персоналом .-М.: АО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 1995. -240с.93 .Тарасов В. К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. -Л.Машиностроение, Ленингр. отд., 1989.-367с.
  90. В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций- предвестники эры реинжиниринга // Проблемы теории и практики управления. № 4.-1998. С. 67−72
  91. В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента.-М.:Дело. 1995.-336с.
  92. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты (круглый стол). // Вопросы философии. 1992.- № 1
  93. У правление персоналом организации. Учебное пособие под ред Киба-нова А.Я.-М.:Инфра-МД997.-511с.
  94. У правление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. Под ред проф. Марра Р.-М.:МГУ.1997.-480с.
  95. Э.А. Курс менеджмента. Учебник для ВУЗов. М.: Зерцало, 1998.-448с.
  96. ЮО.Уткин Э. А. Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992.-174с.
  97. Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство.-М.1996.
  98. Э.А., И. Кочеткова. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: „Акалис“, 1996. — 207с.
  99. Интел-Синтез», 1998. 416с. Юб. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента. — М.: АО «Бизнес-школа «Интел
  100. Синтез». 1996. 358с. 107. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения. Учебное пособие.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел- Синтез», 1997. 208с.
  101. А. В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М.: Экономика, 1990.-167с.
  102. Ю9.Фромм Э. Анатомия социальной действительности.//Соц.ис.-1992.-№ 10.-С.88−96
  103. ПО.Хаббард Л. Р. Проблемы работы. С.-П.: ГПП «Печатный двор», 1994. -164с.
  104. Ш. Хиль В. Базисные оценки исследований в менеджменте // Проблемы теории и практики управления. -1992, — № 6. -С. 34
  105. А. И., Воронин В. П., Овчинникова Т. И. Эффективность управления персоналом в современных условиях. Воронеж: ВГУ 2001. -344с.
  106. ПЗ.Хруцкий В. Реферат статьи Питера Друкера «Труд и управление в современном мире» и послесловие к нему. // РЭЖ.-1993.- № 5. С.67−75
  107. Человек и общество. // Соц. полит, жур.-1992.- № 6−7, с. 29−42
  108. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении.-СПб: Энегргоатомиздат, 1997 .-568с.
  109. Нб.Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. -М.: Прогресс, 1993. 240с.
  110. Шеллинг. Стратегия конфликта. // Соц. полит, жур. 1998. — № 6. — С. 1.89 207
  111. С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 328с.
Заполнить форму текущей работой