Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение роста инновационного потенциала вуза на основе его кадрового развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основываясь на концепции взаимосвязи между инновационной активностью и кадровым инновационным потенциалом, предложена классификация основных механизмов управления его развитием. Выделено три главных механизма управления: стратегическое управление человеческим капиталом, информационно-аналитические механизмы поддержки и контроля и мотивационные механизмы, что позволяет рассматривать кадровый… Читать ещё >

Содержание

  • Стр
  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВПО
    • 1. 1. Проблемы развития инновационного потенциала в образовательных учреждениях ВПО

    1.2 Совершенствование кадрового менеджмента как фактор развития инновационного потенциала. ф 1.3 Методологические и методические аспекты оценки инновационного потенциала образовательных учреждений ВПО.

    Выводы по главе 1.

    Глава 2 МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ИННОВАЦИОНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВПО.

    2.1 Оценка кадрового инновационного потенциала образовательных учреждений ВПО. ф 2.2 Стратегический кадровый менеджмент в образовательных учреждениях ВПО.

    2.3 Информационно-аналитические механизмы контроля как инструмент развития инновационного потенциала.

    Выводы по главе 2.

    Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    3.1 Модель формирования и профессионального роста персонала, занятого инновационной деятельностью.

    3.2 Методика аттестации персонала образовательных учреждений

    ВПО на основе экспертно-аналитических технологий.

    Выводы по главе 3.

Обеспечение роста инновационного потенциала вуза на основе его кадрового развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Инновации, под которыми понимаются изменения в социальной, экономической и других сферах благодаря применению и реализации новшеств, часто связываются с научной деятельностью, в которой важное место занимают вузовские учреждения, не только обладающие заметным научным потенциалом, но и формирующие и определяющие научный потенциал территории. Инновационная инфраструктура территорий,' качество и глубина подготовки кадрового потенциала в значительной мере зависит от кадрового состава образовательных учреждений региона, управление которым является важной задачей развития инновационного потенциала территорий.

Развитие инновационной деятельности привело к появлению новых понятий и институциональных структур в системе высшего профессионального образования (ВПО). Результатом интеграционных процессов стали корпоративные объединения всех уровней подготовки и обучения. Кадровый менеджмент становится системой формирования и управления интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом как его важнейшей составляющей. Столь глобальные изменения приводят к необходимости пересмотра структуры и принципов управления и кадрового менеджмента образовательных учреждений высшего профессионального образования. Становится актуальным выявление основных механизмов, определяющих систему управления кадровым потенциалом образовательного учреждения системы ВПО. Необходимость разработки методов использования современных информационных технологий, моделирования процесса адаптации и карьерного роста специалистов сферы высшего профессионального образования диктуется сложностью решаемых задач и большими информационными потоками в системах управления и мониторинга образования.

Степень разработанности проблемы. Методические аспекты управления инновациями в системе высшего образования исследовались такими зарубежными учеными, как М. Браун, М. Бойлан, Э. Денисон, П. Друкер, Г. Менш, Р. Солоу и др. Значительный вклад в исследование управления инновациями в системе высшего образования внесли отечественные ученые А. А. Воронин, Т. В. Габай, В. В. Глухов, Л. Г. Ефремов, В. М. Зуев и др.

Проблемы регуляции трудового поведения являются предметом исследований таких известных российских ученых, как Т. М. Андреева, Ю. М. Воронин, В. И. Верховин, Б. М. Генкин,.Л. Я. Дятченко, Т. И. Заславская, А. Я. Кибанов, А. И. Кравченко, И. Д. Леонтьев, Н. П. Лукашевич, О. В. Ромашов, А. И. Рофе, Э. Н. Фетисов, А. В. Филиппов, С. Р. Фролов, Г. В. Щекин и др. Наиболее существенные достижениям в области теории человеческого капитала получили У. Боуэн, Г. Беккер, Б. Вейсброд, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Дж. Минцер, М. Фишер и др.

Несмотря на многообразие исследований, направленных на разработку методов формирования и развития инновационного потенциала корпоративных экономических систем и методов управления их инновационным развитием, научную разработанность данной проблематики, применительно к образовательным учреждениям высшего профессионального образования, нельзя признать достаточной. Для реализации стоящих перед российской экономикой задач требуется глубокий анализ методов управления кадровым инновационным потенциалом образовательных учреждений ВПО на базе идей развития интеллектуального потенциала, формирование моделей управления инновационной активностью. Подлежат уточнению концептуальные модели, описывающие инновационную деятельность различных групп специалистов сферы ВПО — преподавателей, заведующих кафедрами, научными лабораториями и т. д. Актуальной является также задача разработки методики сравнения реальных профилей специалистов с «эталонными», оценки степени их соответствия тому или иному типу специалистов. Нерешенной остается задача количественной оценки степени соответствия конкретного специалиста каждому из критериев в отдельности, обобщенной оценки по группам качеств и комплексной оценки в целом.

Объектом исследования является образовательное учреждение системы высшего профессионального образования (ВПО).

Предметом исследования являются закономерности роста инновационного потенциала образовательных учреждений системы высшего профессионального образования, механизмы управления процессом его развития путем совершенствования кадрового менеджмента.

Цель диссертационной работы состоит в разработке научно-методических рекомендаций по обеспечению роста инновационного потенциала образовательного учреждения системы высшего профессионального образования на основе его кадрового развития, что позволит рационально использовать интеллектуальный потенциал вуза, повысить его инновационную активность.

Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих основных задач:

— на основе концепции взаимосвязи инновационной активности и кадрового инновационного потенциала проанализировать тенденции развития человеческого капитала образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— выполнить анализ сущности и категориального аппарата исследования инновационного потенциала вузов, выявить наиболее значимые механизмы стратегического управления кадровым инновационным потенциалом;

— установить структуру, место и роль информационно-аналитических и мониторинговых механизмов контроля и управления развитием кадрового инновационного потенциала образовательных учреждений ВПО;

— разработать модели профессионального роста персонала, занятого инновационной деятельностью, в образовательных учреждениях ВПО;

— разработать методику определения уровня соответствия специалистов сферы высшего профессионального образования занимаемой должности как важнейшего элемента системы управления развитием инновационного потенциала образовательного учреждения.

Методологической и методической основой исследования служат методологические принципы, теоретические положения и выводы, содержащиеся в фундаментальных и прикладных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по вопросам развития инновационного потенциала, кадрового менеджмента, теории развития человеческого капитала и использования информационной инфраструктуры. В процессе исследования применялся системный анализ, методический аппарат экономико-математического моделирования, экспертных оценок. Обработка информации осуществлялась с использованием программных продуктов, поддерживающих процедуры сбора и первичной обработки экспертных данных.

Информационную базу исследования составили официальные данные Госкомстата, статистические данные и сведения, полученные в ходе экспертного обследования и выявления экспертных знаний.

Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании научно-методических рекомендаций по управлению развитием кадрового инновационного потенциала образовательного учреждения системы высшего профессионального образования, как механизма совершенствования его инновационной деятельности, что позволит рационально использовать интеллектуальный потенциал вуза, повысить его инновационную активность.

Научная новизна подтверждается следующими научными выводами и результатами, выносимыми на защиту:

1. Выявлены тенденции динамики изменения контингента занимающихся инновационной деятельностью в секторе науки и высшего образования, демонстрирующие как преобладающую роль научного потенциала ву~ зов, так и его решающую роль в формировании и управлении интеллектуальным потенциалом территорий.

2. Основываясь на концепции взаимосвязи между инновационной активностью и кадровым инновационным потенциалом, предложена классификация основных механизмов управления его развитием. Выделено три главных механизма управления: стратегическое управление человеческим капиталом, информационно-аналитические механизмы поддержки и контроля и мотивационные механизмы, что позволяет рассматривать кадровый менеджмент в инновационной деятельности вуза как стратегическое управление уровнем кадрового инновационного потенциала при информационно-аналитической поддержке, базирующейся на передовых информационных технологиях и мотивационных механизмах. Определены функции и соответствующие им системы управления инновационной активностью через развитие кадрового инновационного потенциала — планирование величины и структуры интеллектуальных ресурсов, проектирование профессиональных компетенций, управление инвестированием в человеческий капитал.

3. Разработаны базовые модели специалистов сферы высшего профессионального образования, занятых инновационной деятельностью, предложена методика формирования системы требований к специалистам различных профессиональных групп, основанная на экспертно-аналитических технологиях. Введено понятие «коэффициент инновационного потенциала», определены его нормативные значения для специалистов различных профессиональных групп.

4. Предложена методика определения уровня соответствия специалистов сферы высшего профессионального образования занимаемой должности, которая может быть использована не только как технология аттестации, но и как опорная технология планирования кадровых компетенций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в результате проведенных исследований методика управления кадровым инновационным потенциалом образовательного учреждения системы высшего профессионального образования может быть использована в кадровом менеджменте для аттестации сотрудников, их адаптации на новой должности, планирования карьеры. Основные выводы и рекомендации работы могут служить методической основой для дальнейших исследований в области кадрового менеджмента персонала вузов, занятого инновационной деятельностью.

Апробация результатов исследования. Выводы и практические результаты работы докладывались на заседаниях кафедры экономической теории Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы, II Всерос. конф. «Современная Россия: экономика и государство» (г. Москва, 2004) — XV Межд. конф. «Компьютерные технологии при моделировании в управлении и экономике» (г. Харьков, 2005) — научно-практической конференции «Социально-экономическая значимость инновационных технологий для цели повышения качества образования» (г. Орел, 2005).

Публикации. По результатам выполненного исследования опубликовано 6 работ. Общий объем публикаций 2,85 п.л., из которых 1,85 п.л. — авторские.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, изложенных на 183 страницах машинописного текста, в том числе 29 рисунков и 5 таблиц. Список используемой литературы включает 196 литературных источников.

В первой главе «Теоретико-методологические основы развития инновационного потенциала образовательных учреждений ВПО» рассматриваются сущность и категорийный аппарат развития инновационного потенциала. Обсуждаются проблемы кадрового менеджмента как фактора развития инновационного потенциала.

Во второй главе «Механизмы развития кадрового инновационного потенциала образовательных учреждений ВПО» проведен анализ механизмов кадрового менеджмента, рассмотрена концепция стратегического управления кадровым потенциалом.

В третьей главе «Разработка методики управления развитием кадрового инновационного потенциала образовательных учреждений ВПО» рассмотрены методические аспекты формирования модели специалиста образовательного учреждения, занятого инновационной деятельностью, проводятся обоснование методики аттестации персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования на основе экспертно-аналитических технологий, апробация предложенной методики.

Наиболее важные результаты проведенного исследования изложены в заключении по диссертации. и.

Выводы по главе 3.

1. В управлении инновационным потенциалом учреждений высшего профессионального образования важная роль принадлежит оценке деятельности профессорско-преподавательского, научного и управленческого состава персонала вузов, что связано с выполнением ими не только учебно-образовательных функций, но и значительного объема научно-исследовательских работ, внедрением инноваций в образовательный процесс и производство.

2. Традиционно основным инструментом оценки профессионального уровня специалиста, его соответствия предъявляемым требованиям, считается аттестация, для проведения которой необходимо располагать специальной методикой, содержащей состав критериев, шкал для оценки соответствия данной должности, результативности работы, определения уровня квалификации. Результатом проведения аттестации должен стать анализ оценки работников, обобщение итогов, подготовка рекомендаций о целесообразности кадровых изменений в соответствии с кадровой политикой организации или предприятия.

3. На основании анализа зарубежного и отечественного опыта оценки деятельности менеджеров и преподавателей вузов, предлагается модель специалиста сферы ВПО, предполагающая оценку его научной, педагогической и управленческой деятельности, а также личностных характеристик. Установлены критерии оценки каждого вида деятельности, даны соответствующие определения. Предложена концептуальная иерархическая модель, содержащая в качестве уровней группы критериев, частные критерии, статусы специалиста сферы ВПО и обобщенный статус.

4. Введено понятие «нормативной профессиограммы», образуемой набором значений приоритетов критериев, соответствующих той или иной профессиональной группе специалистов сферы ВПО. Для оценки значений приоритетов предложено использовать экспертно-аналитическую технологию, основанную на алгоритмах метода анализа иерархий. Выполнена апробация предлагаемой методики для трех профессиональных групп: «доцент кафедры», «заведующий кафедрой» и «заведующий научной лабораторией», в результате которой получены соответствующие этим группам нормативные профессиограммы.

5. Предложено оценку соответствия конкретного работника тому или иному «стандартному» профилю профессиональных групп специалистов ВПО проводить по степени отклонения фактической профессиограммы от нормативных. Валидным показателем степени отклонения является коэффициент структурных отличий, определяемый как отношение угла между векторами фактической и нормативной профессиограмм к его максимальному значению.

6. Предложено рассматривать структуру обобщенного статуса профессиональных групп специалистов сферы ВПО с компонентами: «ученый», «педагог», «администратор», «инноватор». Установлен состав критериев, определяющих удельный вес частных статусов, методика расчета соотношения удельных весов статусов. Из частных статусов выделен статус «инноватор», удельный вес которого отражает уровень инновационности специалиста.

7. Для количественной оценки соответствия конкретного специалиста предъявляемым требованиям предложено проводить экспертное оценивание степени соответствия каждому из критериев по пятиуровневой вербальной шкале, отвечающей принципу дихотомического деления.

8. Разработанная концептуальная модель специалиста сферы ВПО и принципы ее наполнения экспертными знаниями положены в основу методики аттестации персонала вузов. Установлены: этапность аттестациисостав группы экспертов и принцип их подборатребуемый инструментарийтехнология работы экспертной группытехнология обработки полученных экспертных данныхтехнология подготовки рекомендаций по перемещению работниковтехнология поддержки базы данных.

9. Выполнена апробация методики аттестации на примере оценки про-фессиограммы и соответствия аттестуемых установленным критериям для двух профессиональных групп — доцента и заведующего кафедрой. Рассчитаны значения комплексной оценки соответствия аттестуемых нормативным требованиям. Предложено анализ соответствия аттестуемого нормативу по критериям в группах профессиональных качеств проводить по диаграммам Парето, на которых соотношения оценок (степени соответствия) проранжи-рованы в порядке их уменьшения.

10. По аналогии с понятием «инновационный потенциал» предложен соответствующий понятию «кадровый инновационный потенциал» показатель КИП, равный сумме оценок соответствия критериям, отвечающим статусу «инноватор». Показатель КИП можно рассчитать как для аттестуемого специалиста, так и для подразделения и вуза (КИПсум), при этом сравнение фактического значения КИПсум с суммой нормативных значений позволит судить о кадровом инновационном потенциале того или иного подразделения и вуза в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты выполненных исследований, направленных на разработку научно обоснованных рекомендаций по управлению развитием кадрового инновационного потенциала образовательного учреждения системы ВПО, как механизма совершенствования его инновационной деятельности, на базе методов экспертного моделирования и использования современных информационных технологий, позволяют сделать следующие выводы.

1. • Основываясь на концепции взаимосвязи между инновационной активностью и кадровым инновационным потенциалом, предложена классификация основных его механизмов. Выделено три главных механизма: стратегическое управление человеческими ресурсами, информационно-аналитические механизмы поддержки и контроля и мотивационные механизмы, что позволяет рассматривать кадровый менеджмент в инновационной деятельности вуза как стратегическое управление уровнем человеческого капитала при информационно-аналитической поддержке, базирующейся на передовых информационных технологиях и мотивационных механизмах.

2. Предложены следующие функции и соответствующие им системы стратегического управления кадрового менеджмента:

— планирование величины и структуры кадровых ресурсов;

— проектирование профессиональных компетенций;

— управление инвестированием в человеческий капитал;

3. Разработана структура системы мониторинга, определяющая информационные потоки, входящую информацию, являющуюся основой систем моделирования кадровых компетенций.

4. Разработан ряд моделей специалистов сферы высшего профессионального образования, занятых инновационной деятельностью, предложена методика формирования системы требований к специалистам различных профессиональных групп, основанная на экспертно-аналитических технологиях.

5. Предложена методика определения уровня соответствия специалистов сферы высшего профессионального образования занимаемой должности, которая может быть использована не только как технология аттестации, но и как опорная технология планирования кадровых компетенций.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании научно-методических рекомендаций по управлению развитием кадрового инновационного потенциала образовательного учреждения системы ВПО, как механизма совершенствования его инновационной деятельности, на базе методов экспертного моделирования и современных информационных технологий, что позволит рационально использовать инновационный потенциал вуза, повысить его конкурентоспособность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в результате проведенных исследований методика управления кадровым инновационным потенциалом образовательного учреждения системы высшего профессионального образования может быть использована в кадровом менеджменте, аттестации сотрудников, адаптации на новой должности, планировании карьеры. Основные выводы и рекомендации работы могут служить методической основой для дальнейших исследований в области кадрового менеджмента инновационно активных организаций.

Результаты апробации методики аттестации специалистов сферы ВПО показывают, что все этапы и процедуры, входящие в ее состав, могут быть успешно реализованы на практике с целью рационального использования инновационного потенциала персонала. Располагая нормативным профилем критериев оценки профессиональных групп специалистов и фактической профессиограммой каждого конкретного работника, а также количественной оценкой их соответствия «стандартной» профессиограмме в структурном и абсолютном отношении, можно решать различные задачи кадрового менеджмента: расстановки кадров, обучения, развития и роста персонала, вознаграждения, премирования и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности // Высшее образование сегодня. 2004. № 6. С.8−12.
  2. А.Н., Тагирова Т. К., Коротаев А. С. Наука и производство: новые формы кооперации (США, страны Западной Европы). Сб. обзоров. М.: Ин-т научной информ. по обществ, наукам АН СССР, 1990.
  3. В.Н., Безъязычный В. Ф., Бойцов Б. В. и др. Национальная система подготовки, переподготовки и аттестации специалистов в области менеджмента качества//Качество. Инновации. Образование. 2004. № 2. С.2−7.
  4. Е.А., Базаров Т. Ю., Беков Х. А. и др. Управление персоналом в системе государственной службы: Учеб. пособ. М.: Институт повышения квалификации государственных служащих РАГС, 1997.
  5. JI.H. Технологии эффективного менеджмента: Учеб,-практ. пособ. М.: ПРИОР, 1998.
  6. Н.В. География мировой науки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5: География, 1993. № 6. С.7−15.
  7. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство / В. Б. Супян, А. Р. Даниелов, В. Б. Беневоленский и др. М.: Наука, 1993.
  8. О.С. Методология: функция, сущность, становление. М.:Изд-во РАГС, 1996.
  9. И. Стратегическое управление / Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  10. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: Инфра-М. 2002.
  11. В., Стрекова Л., Цыганов С. Инновация и система корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в России. 2005. № 1. С.29−39.
  12. Р. Этапы развития социологической мысли / Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1993.
  13. В.А., Темердашев З. А., Грицай В. В., Ратнер С. В. Некоторые вопросы организации и управления научными и инновационными разработками в вузе //Инновации. 2004. № 2. С.60−63.
  14. Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора. М.: Институт повышения квалификации государственных служащих РАГС, 1995.
  15. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: Институт повышения квалификации государственных служащих РАГС, 1996.
  16. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  17. Е.В., Довлетмурзаева М. А. Инновационные механизмы управления персоналом организации // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.1 «Экономика и образование». М.: ИИЦ МГУДТ, 2003. С.67−76.
  18. Е.В., Мерненко Н.В. Анализ показателей структуры промышленности в федеральных округах Российской Федерации и регионах
  19. Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. З «Экономика и образование». М.: ИИЦМГУДТ, 2003. С.36−47.
  20. Е.М., Романова И. Б. Вузы и бизнес: социальное партнерство в подготовке персонала // Инновации. 2004. № 2. С. 63−65.
  21. Н.Н., Могилевкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного федерального округа) // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3. С.89−97.
  22. Г., Мойсеенко С. Педагогическая подготовка преподавателей // Высшее образование в России. 2004. № 7. С.154−155.
  23. В.А. Инновационная фирма: корпоративная стратегия и организационная структура// ЭКО, 1996. № 5. С. 163−176.
  24. Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб. Питер. 2001.
  25. У. Менедлсмент в организации. М.: Инфра-М, 1997.
  26. С. Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2. С.48−52.
  27. В.Н., Воронин А. В. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования // Университетское управление: практика и анализ (Екатеринбург). 2001. № 3. С.14−24.
  28. В., Сухорукова М. Информационное общество и образование // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 122−129.
  29. В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 2. С.29−37.
  30. В.Р. Менедлсмент персонала. М.: Элит-2000, 2002.
  31. А.С., Гринь A.M. Некоторые проблемы развития вузов на примере высшей школы Новосибирска // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3. С.31−43.
  32. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика. М.: Дело, 1991.
  33. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001.
  34. Г. С., Колосов В. Г., Османов Н. О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000.
  35. В.З. Исследование формирования научного потенциала региона и проблемы совершенствования оценки его уровня (по материалам Респ. Башкортостан): Автореф. дис.. к-та экон. наук. Уфа: Ин-т экономики и социологии РАН, 1995.
  36. В. Инновационный потенциал университета // Высшее образование в России. 2004. № 6. С.111−117.
  37. Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент -системный фактор глобальной конкуренции // Системный анализ в проектировании и управлении. Труды конф. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.
  38. В.В. В поисках совершенного управления. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. М.: МНИИПУ, 1996.
  39. Л.М., Кузнецова И. А. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист, 2002. № 2. С.50−58.
  40. Л.М., Кузнецова И. А. Промышленность России и инновационная деятельность: отраслевые и региональные аспекты. М.: Центр ис-след. и статистики науки, 1997.
  41. Л.М., Кузнецова И. А. Статистика инноваций: первые результаты и ближайшие перспективы // Вопросы статистики, 1996. № 3. С.9−20.
  42. М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело, 1993.
  43. В.П. Народнохозяйственный научный комплекс. М.: Мысль, 1985.
  44. Jl., Фальцман В. Тенденции и перспективы развития науки // Экономист, 1996. № 6. С.28−32.
  45. А.А. Мировой патентно-лицензионный обмен: поучительные сравнения // Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер.5: Экономика, Вып.2, 1993. № 5. С.11−17.
  46. Ю.Д. Информационные ресурсы в японской экономике. М.: Наука, 1991.
  47. М.П., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации. М.: Дело, 1993.
  48. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.
  49. М.А. Информационное обеспечение аттестации преподавателей вуза // Современная Россия: экономика и государство. Сб. матер. 2-й Всерос. н.-практ. конф. М.: ГАСИС, 2004.
  50. М.А. Методика аттестации персонала вузов на основе экспертно-аналитических технологий // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. научных трудов. Вып.4 «Экономика и управление». М.: МГУДТ, 2004. С.118−128.
  51. Г., Дресвянников А. Наука и инновации несущие конструкции вуза // Высшее образование в России. 2004. № 8. С.66−74.
  52. В.Н. Российский рынок лицензий: проблемы становления // Патенты и лицензии, 1995. № 5. С. 1−4.
  53. Е.Г., Бекетов Н. В. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития. М.: Academia, 2002.
  54. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  55. Е.В., Левшина В. В. Потребность в человеческих ресурсах при формировании системы менеджмента качества вуза // Качество. Инновации. Образование. 2004. № 2. С.38−41.
  56. С.Л. Кадры специалистов США в условиях НТР: структуры, использование и подготовки. М.: Наука, 1985.
  57. Г. М., Костин Л. А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М., Наука, 1996.
  58. М.М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и нововведениями / Отв. ред. Л. И. Евенко, Г. Б. Кочетков. М.: Наука, 1990.
  59. Ю.И. Последипломное образование управленческих кадров в современных условиях. М.: Изд-во РАГС, 1993.
  60. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
  61. И.Г. Оценка научно-исследовательских проектов // США: экономика, политика, идеология, 1995. № 10. С.112−120.
  62. Н.Н., Илынев A.M. Система аналитических показателей инновационной деятельности организации // Качество. Инновации. Образование. 2004. № 2. С.26−30.
  63. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г. И. Прозументовой. Барнаул-Томск, 1997.
  64. Ю.Д. Информационные ресурсы в японской экономике. М.: Наука, 1991.
  65. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело, 1995.
  66. Ю.М., Ботвин В. А. Проблемы развития и использования научного потенциала крупных городов. Киев: Наукова думка, 1980.
  67. С. Настоящее и будущее науки в России // Свободная мысль, 1994. № 4. С. 16−26.
  68. Т.И., Чесноков А. С. О методологии измерения структурных сдвигов // Экономика и математические методы. 1983. T.XIX. Вып.2. С.251−258.
  69. Н. Р. Романова Н.Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3(31). С.59−62.
  70. В.В., Кузнецова Т. Е., Кузнецов Б. В. Анализ научного потенциала (межстрановый аспект). М.: Наука, 1991.
  71. В.М., Дмитренко Т. А. Стратегический кадровый менеджмент: Учеб. пособ. Киев: МАУП, 2002.
  72. И.К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. М.: ИНФРА-М, 2001.
  73. С.В., Устелемов С. В. Стратегическая роль высшей школы в активизации инновационной деятельности на территории // Качество. Инновации. Образование. 2004. № 2. С.8−15.
  74. А., Ахмадуллин М., Аверко-Антонович И. и др. Инновационная образовательная деятельность // Высшее образование в России. 2004. № 8. С.75−87.
  75. Ю.М., Карнаухова В. К. Стратегический анализ рынка труда специалистов с высшим образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3. С.26−31.
  76. P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996.
  77. В.В. Управление инновационной деятельностью в корпоративных образовательных структурах: Автореф. д-ра экон. н. М.: ВГУЭС, 2004.
  78. В.В., Мартынов А. Ф. Концепция формирования корпоративной информационной среды в инновационной деятельности учреждений высшего образования региона//Инновации. 2004. № 2. С.66−68.
  79. В.В., Мартынов А. Ф., Шуметов В. Г. Научно-инновационная система Дальнего Востока: методология анализа, проблемы и перспективы развития / Под общ. ред. В. Г. Шуметова. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004.
  80. А.И., Шуметов В.Г. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Me. Версия 2.2. Руководство пользователя. Орел: ОРАГС, 2001.
  81. Т., О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981.
  82. А.А. Технологические нововведения в экономике США. М.: Наука, 1990.
  83. В.И. Инновационный потенциал и инновационный тип развития // Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие / Под общ ред. Ю. В. Яковца. М.: РАГС, 2000.
  84. Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: Изд-во «Проспект». 2003.
  85. С.А. Интеллектуальный капитал фактор экономического развития современной России. М.: Высшая школа, 2002.
  86. .Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Издательский центр «Акционер», 2002.
  87. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии: Библиотека журнала «Управление персоналом». М.: Интел-Синтез, 2002.
  88. М.И. Поиск и отбор персонала: Библиотека журнала «Управление персоналом». М.: Интел-Синтез, 2002.
  89. Ю., Митяков С., Митякова О. Методика оценки инновационного потенциала учебно-научно-инновационного комплекса многопрофильного технического университета // Инновации. 2004. № 2. С.51−55.
  90. В. Модели формирования готовности к инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2004. № 7. С.56−64.
  91. А.К. Профессиология профессионалов. М., 1999.
  92. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991.
  93. В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. Москва. Финпресс. 2004.
  94. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
  95. В.М. Концепция «обучающейся организации» и новые подходы к развитию и использованию человеческих ресурсов в организации. Вестник Нижегородского отделения российской академии естественных наук. М. Н. Новгород, 1997. С. 172−182.
  96. В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М.: Дело, 1996.
  97. Г. У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей // Alma mater. 2000. № 11. С.67−69.
  98. A.M. Технологические нововведения как фактор саморазвития хозяйственных систем: Автореф. дис.. к-та экон. наук. М.: РАГС, 1996.
  99. Г. Планирование последствий не планируемой деятельности в области научной коммуникации // Коммуникации в современной науке. М.: Прогресс, 1976. С. 110−130.
  100. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  101. Дж.А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология. М.: Прогресс, 1964.
  102. Г. К измерению и анализу структурной динамики // Экономика и математические методы. 1983. T.XIX. Вып.2. С.259−268.
  103. К.М. Ресурсный потенциал региона. М.: Наука, 1991.
  104. Мировой опыт в управлении персоналом / Под ред. П. В. Журавлевой. М.- Екатеринбург: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998.
  105. С.А., Теренин М. И. Проблемы подготовки обучения в условиях инновационного развития страны // Качество. Инновации. Образование. 2004. № 2. С. 16−20.
  106. Е.Б. Модели и методы управления персоналом: Библиотека журнала «Управление персоналом». М.: Интел-Синтез, 2002.
  107. А. Сделано в Японии. М., 1993.
  108. B.C., Голланд Э. Б. Экономические проблемы современного научно-технического прогресса. Новосибирск: Наука, 1984.
  109. Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.
  110. Наука в экономической структуре народного хозяйства / Б. Г. Салтыков, И. В. Ломакин, Б. В. Кузнецов и др. М.: Наука, 1990.
  111. Научно-техническая и инновационная деятельность: Приглашение к партнерству: Информ. справ. / М-во науки и технологий РФ. Аналит. центр по науч. и пром. политике- Сост. Я. Н. Дранев и др. М., 1998.
  112. Научно-технический потенциал России: состояние и проблемы развития / С. Пирогов, В. Иванченко, Е. Блиоков и др. // Экономист, 1994. № 1. С.40−48.
  113. А.И. Ответ России на вызов времени: стратегия технологической конверсии. М.: Ин-т Африки РАН, 1997.
  114. А.Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики // Вестн. Московск. ун-та. Сер.6: Экономика, 1997. № 1. С.3−16.
  115. И.А. Организационно-экономический механизм выбора и реализации приоритетных направлений науки и технологии: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: МГУ, 1996.
  116. Ю.Г., Маусов Н. К., Кулапов М. Н. Эффективность управления персоналом. Социально-экономический аспект. М.: Дело, 1993.
  117. Ю.Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала. М.: Изд-во «Экзамен», 2002.
  118. A.M. Предприимчивость и хозяйственный риск: отраслевое и территориальное управление. М.: Система, 1991.
  119. И. Оценка результативности научных программ ведомствами США // Проблемы теории и практики управления, 1996. № 5. С.101−105.
  120. С., Сытник А. Региональные информационные ресурсы в сфере науки, культуры и образования // Информ. ресурсы России. 1998. № 6. С.28−30.
  121. С.В. Управление наукой (социально-экономический аспект). М.: Мысль, 1983.
  122. Н.П. Мониторинг научно-технического потенциала регионов // Регионология, 1995. № 1. С.172−181.
  123. Н.П., Ковалевский В. Ф., Анисимов В. М. Кадры-персонал: Словарь-тезаурус. М.: РАГС, 1994.
  124. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) М.: Прогресс, 1986.
  125. Психологические тесты для деловых людей / Под ред. Н.А. Лит-винцева: Библиотека журнала «Управление персоналом». М.: Интел-Синтез, 1996.
  126. М.Е. География научных исследований в США. Связь размещения науки с территориальной структурой хозяйства и расселением. М.: Мысль, 1977.
  127. М.М., Матвеева Л. С. Научно-технический потенциал региона: оценка и вопросы развития // Проблемы экономического регулирования в регионе. Сб. трудов: Вологда: Отдел, экономики Вологод. науч.-координ. Центра РАН, 1997. С.50−54.
  128. В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  129. Регион. Рынок. Кадры / Под ред. Ю. П. Алексеева, С. И. Шило: Спецкурс. Вып.4. М.: РАГС, 1994.
  130. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Госкомстат, 2002.
  131. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Госкомстат, 2003.
  132. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т.2. М.: Госкомстат России, 2000.
  133. К., Савельева О. Научно-технический потенциал и статистика// Вестник статистики, 1981. № 1. С.48−52.
  134. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004.
  135. А., Щербаха В. Активизация инновационной деятельности в крупном индустриальном центре // Вопросы экономики, 1993. № 6. С.77−82.
  136. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
  137. Т.О. Управление мотивацией персонала: Учеб. по-соб.: РЭА им. Г. В. Плеханова. М., 1995.
  138. В.А. Концептуальные основы модернизации рынка образовательных услуг в рыночной экономике // Экономика образования. 2005. № 1. С.5−11.
  139. А.А. Управление инновационной деятельностью предприятий на основе эффективных технологий информационного обеспечения: Автореф. к-та экон. н., Орел: ОГТУ, 2004.
  140. А.Б., Шуметов В. Г., Лазарева JI.M. Методология вторичного статистического анализа факторов инвестиционного потенциала и риска // Вопросы статистики. 2003. № 11. С.69−74.
  141. Ю.А. США: международный технологический бизнес. М.: Межд. отношения, 1989.
  142. В.И. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в народном хозяйстве России: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: РЭА, 2000.
  143. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
  144. Совершенствование управления фундаментальными исследованиями в крупном городе / Под ред. И. А. Глебова и И. И. Сигова. Л.: Наука, 1983.
  145. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под общ. ред. А. К. Акимова, Н. А Волгина. М.: Молодая гвардия, 1996.
  146. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования / В. А. Голенков, Ю. С. Степанов, В. Г. Садков, П. Н. Машегов. Под ред. В. А. Голенкова, Ю. С. Степанова. М.: Машиностроение-1, 2002.
  147. С.А. Типы районов и динамика восприимчивости к инновациям // Географические основы типологии регионов для формирования региональной политики России. Сб. статей / Под ред. Ю. Г. Липеца. М.: Изд-во ин-та географии РАН, 1995. С.84−92.
  148. Технологические инновации в России / Л. М. Гохберг, И. А. Кузнецова, Г. А. Бурьян, И. Е. Постникова. М.: Центр исслед. и статистики науки Мин-ва науки и технологий РФ, 1997.
  149. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1998.
  150. В.В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Управление человеческими ресурсами. Модульная программа: Руководитель XXI века. М.: Дело. 2004.
  151. Управленческое консультирование: В 2 т. / Под ред. М. Кубра. М.: Интерэксперт, 1992.
  152. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 1997.
  153. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  154. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) / Под ред. А. П. Волгина. М.: Дело, 1992.
  155. Управление проектами / Под общ. ред. В. Д. Шапиро. СПб.: Мир, 1996.
  156. Управление развитием и изменениями. М.: Линк, 1996.
  157. Управление человеческими ресурсами / Под редакцией Пула М. и Уорнера М. Энциклопедия. СПб.: Питер. 2002.
  158. Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: Тандем, Экмос, 1999.
  159. P.M. Энциклопедия современного управления: В 5 т. М.: Инфра-М, 1992.
  160. И.Ф., Золин П. М. Статистические проблемы качества ресурсного потенциала вузов России // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4(32). С.7−18.
  161. В. А. Сиренко В.Ф. Эффективность и качество управленческой деятельности. Киев: Наукова думка, 1980.
  162. А., Кац И. (компания «Астерия групп»). Общая стоимость владения информационными технологиями // http://www.a.steria.ru/korp.php3.
  163. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 7. С.26−31.
  164. Л. Региональное регулирование инновационных процессов // Экономист, 1996. № 9. С.59−64.
  165. В.А. Кадровый потенциал системы управления. М.: Наука, 1985.
  166. С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практ. пособ. М.: Интел-Синтез, 2002.
  167. Н.В. Научно-техническая политика Великобритании. М.: Наука, 1990.
  168. В.Г. Анализ данных в управлении. Курс лекций. Том 1: Введение в анализ данных. Орел: ОРАГС, 2004.
  169. В.Г. Управление инновационным процессом в хозяйственной системе на основе современных информационных технологий / Под общ. ред. проф. А. Ю. Егорова. М.: Изд-во «Палеотип», 2004.
  170. И.А. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и циклы конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982.
  171. Экономика промышленных исследований и разработок / Под ред. В. Хайде. М.: Прогресс, 1983.
  172. Л. Полвека размышлений: речи и статьи. М.: Руссико-Ордынка, 1993.
  173. . Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990.
  174. Bendell Т., Boulter L., Goodstadt P. Benchmarking for competitive advantage. Pitman Publishing, 1998.
  175. Boseman В., Crow M. Technology transfer from U.S. government and university R&D laboratories // Technovation, 1991. Vol.11. № 4. P.231−245.
  176. Brouwer E., Kleinknecht A. Measuring the unmeasurable: a country’s non R&D expenditure on product and servise innovation // Research Policy (Amsterdam), 1997. Vol.25. № 8. P.1235−1242.
  177. Buskirk Van W., Takeuchi K. Borrowing management technologies: Some advice from the Japanese // Mid-Atlantic Jornal of Buseness, 1989. Vol.25. № 7. P.25−34.
  178. Cervantes M. Diffusion technology to industry // OECD Observer (Paris), 1997. № 207. P.20−23.
  179. Crow M., Boseman В. R&D laboratories in the USA: Structure, capacity and context // Science and Public Policy, 1991. Vol.18. № 3. P.165−179.
  180. Cutler R.S. A survey of high-technology transfer p ractices in Japan and the United States // Interfaces, 1989. Vol.19. № 6. P.67−77.
  181. Danielos P.L. National technology gaps and trade-an empirical stady of the influence of globalization // Research Policy (Amsterdam), 1997. Vol.25. № 8. P. l 189−1207.
  182. Engelbrecht H.-J. International R&D spillovers OECD economics // Appl. Economics letters (London), 1997. Vol.4. № 5. P.315−319.
  183. Knox S.D., Denison T.J. R&D centre Innovation: Extending the supply side paradigm // R&D Managment (UK), 1990. Vol.20. № 1. P.25−34.
  184. Lang P. First Level Management. An Active-leaning Approach. London, 1992.
  185. Millcovich G., Boudreau J. Human Resource Management. Boston, 1991.
  186. Spann M.S., Adams M., Souder W.E. The role of government facilities in technology transfer and local economic development // Journal of Scientific & Industrial Research, 1991. Vol.50. P.760−770.
  187. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство пользователя. M.: СПСС Русь, 1998.
  188. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. М.: СПСС Русь, 1998.
  189. Torrington D., Hall L. Personnel Management. A New Approach. N.Y., 1991.
  190. Torrington D., Weightman J., Jonhns K. Effective Mamagement. People and Organization, 1989.
  191. Wilson D., Rosenfeld R. Managing Organizations. Text, Readings and Cases. London, 1990.178
Заполнить форму текущей работой