Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические аспекты функционирования предприятий туристско-рекреационной сферы в условиях рынка: На примере Сочинского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и рекомендации вносят определенный вклад в развитие экономики туристско-рекреационной сферы в условиях рынка. Представляется целесообразным внести изменения в соответствующие разделы программ по дисциплинам: «Экономика социальной сферы», «Экономика туризма», «Экономика и организация туризма… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования рынка туристско-рекреационных услуг
    • 1. 1. Туризм как социально-экономический феномен. Факторы развития туризма в России на современном этапе
    • 1. 2. Реформа собственности как организационно-экономическая основа формирования рынка туристско-рекреационных услуг
    • 1. 3. Социально-экономические особенности функционирования рынка туристско-рекреационных услуг
  • Глава 2. Механизм конкуренции в туристско-рекреационной сфере и организационно-экономические аспекты обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг
    • 2. 1. Спрос и предложение на рынке туристско-рекреационных услуг
    • 2. 2. Особенности конкуренции в туристско-рекреационной сфере
    • 2. 3. Разработка организационно-экономических основ обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг
  • Глава 3. Ценообразование и ценовая политика как фактор обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг

Организационно-экономические аспекты функционирования предприятий туристско-рекреационной сферы в условиях рынка: На примере Сочинского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамизм и новизна изменений, происходящих в обществе и экономике России, требуют творческого переосмысления многих фундаментальных и прикладных проблем экономики. К числу таковых относятся и проблемы воспроизводства рабочей силы.

В условиях рынка усиливается внимание к формированию качественно нового механизма воспроизводства рабочей силы, возрастает роль социально-экономических факторов, опосредствующих этот процесс, в том числе и туристско-рекреационной деятельности. Последняя играет значительную роль в процессе общественного воспроизводства, являясь одним из основных средств обеспечения общественного здоровья, развития личности, образования и культурного развития нации.

В настоящее время туризм является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В частности по прогнозу Всемирной туристской организации (ВТО), данному на 12-й Генеральной Ассамблее ВТО в Стамбуле (октябрь 1997 года), к 2020 году число международных туристских поездок возрастет с 564 млн. в год до 1,6 млрд., то есть почти в 3 разадоходы от туризма, в свою очередь, возрастут с 399 млрд долл. до 2 трлн. долл. в год. [47]. Заметим, что эти показатели характеризуют лишь объемы международного туризма, который в силу ряда причин в большей степени является объектом внимания ученых, политиков и общественных организаций [103, с. 27−28]. На долю же внутреннего туризма приходится до 80% общего числа туристов в мире [32, с. 7] (по прогнозу ВТО соотношение внутренних и международных поездок в мире до 2020 года будет равным 10:1) [47].

Туризм вносит весомый вклад в экономические показатели многих развитых и развивающихся стран. В частности эксперты оценивают вклад туризма в ВВП развитых стран на уровне 5,5%, при этом доля работающих в сфере туризма в общей численности занятого населения составляет около 6% [68]. По мнению большинства исследователей, туристская отрасль является такой же крупной отраслью общественного производства (а во многих странах даже крупнее), как сельское хозяйство или основные отрасли промышленности (автомобильная, электронная, сталелитейная и другие) [24].

Но несмотря на это, в России в силу ряда причин туристско-рекреационная сфера не получила должного развития ни в условиях централизованной экономики, ни в годы реформ. Так, вклад внутреннего рынка туристских услуг в национальный доход страны составляет лишь около 1% [96, с. 6]. Учитывая многообразие природных и антропогенных туристско-рек-реационных ресурсов, которыми располагает Россия [125], налицо существенный разрыв между развитием туристско-рекреационной отрасли в стране и в мире в целом. Вместе с тем развитие туризма в России может стать одной из предпосылок выхода страны из глубокого социально-экономического кризиса, причем на современном этапе значение туристско-рекреационных услуг усиливается возрастающей ролью «человеческого капитала», инвестиции в который создают основу для повышения производительности труда и экономического роста.

В свете вышеизложенного актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что в условиях рынка принципиально меняется сущность организационно-экономических аспектов функционирования туристско-рек-реационных предприятий как самостоятельно хозяйствующих субъектов. Эффективность решения этой проблемы, и в том числе на микроуровне, становится одним из факторов развития туризма.

В становление и развитие теории и практики экономики туристско-рекреационной сферы большой вклад внесли как российские, так и зарубежные ученые.

В частности различные общетеоретические и прикладные проблемы экономики и организации туризма и курортного дела в условиях централизованной экономики рассмотрены в работах Азара В. И., Ананьева М. А., Богомолова В. А., Гезгалы Я., Дубнова А. П., Куянцева И. А., Немоляевой М. Э., Ходоркова Л. Ф., Шульгина П. М. и других.

Исследование теоретических и прикладных проблем экономики туризма в условиях рынка проведены в работах ряда зарубежных исследователей, в том числе Арчера Б. Х., Дэвидсона Р., Каза Ж., Каспара К., Кауля Р. Н., Кин-три М., Криппендорфа Й., Макинтоша Р. У. и других.

Все это является важнейшей теоретической основой для анализа современного состояния и условий функционирования туристско-рекреацион-ной сферы России. Вместе с тем становление системы рыночных отношений в экономике страны выдвинуло вопрос о значительном расширении проблематики исследований, проводимых в России.

Работы отечественных ученых на современном этапе затрагивают различные проблемы. В частности в этих исследованиях рассматриваются региональные аспекты функционирования туристско-рекреационной сферы (Амирханов М.М.) — формирование экономического потенциала рекреационной зоны (Берлин С.И.) — проблемы государственного регулирования (Остро-верхов А.В.) — изучается опыт развития туризма в зарубежных странах (Воронова Е.Ю., Сапрунова В.Б.) и т. д.

Тем не менее, практически нет работ, в которых бы рассматривались организационно-экономические аспекты функционирования предприятий в туристско-рекреационной сфере в условиях рынка, связанные с необходимостью обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг.

Недостаточная разработанность проблем функционирования предприятий туристско-рекреационной сферы, а также теоретическое и практическое значение вышеуказанных проблем предопределили выбор темы, основные направления и методологию диссертационного исследования.

Цель исследования: разработка теоретических положений и практических рекомендаций по формированию организационно-экономических основ конкурентоспособности услуг предприятий туристско-рекреационной сферы.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать туризм как социально-экономический феномен. Определить факторы, влияющие на развитие туризма. Исследовать особенности формирования и воздействия указанных факторов на развитие туризма в России на современном этапе.

2. Проанализировать особенности приватизации в туристско-рекреационной сфере. Показать значение реформы собственности как организационно-экономической основы формирования рынка туристско-рекреационных услуг.

3. Исследовать социально-экономические особенности функционирования рынка туристско-рекреационных услуг, в том числе сущности и структуры турпродукта как специфического объекта купли-продажи на рынке туристско-рекреационных услуг.

4. Выявить особенности спроса и предложения в условиях рынка тури-стско-рекреационных услуг и тенденции их изменения в период реформ.

5. Разработать организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг и предложить практические рекомендации по их применению в деятельности туристско-рекреационного предприятия.

6. Разработать основы ценообразования и политики установления цен на туристско-рекреационные услуги как фактора обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг и практические рекомендации по их использованию в деятельности туристско-рекреационного предприятия.

Предмет исследования: реальные процессы становления рынка турист-ско-рекреационных услуг, его источники и движущие силы, условия функционирования предприятий в туристско-рекреационной сфере.

Объект исследования: анализ осуществлен на материалах предприятий туристско-рекреационной сферы Сочинского региона.

Экспериментальная база исследования: данные статистического, бухгалтерского и управленческого учета, осуществляемого на ряде туристско-рекреационных предприятий Сочинского региона.

Информационная база исследования: статистические материалы Всемирной туристской организации, Министерства труда Российской Федерации, Государственного комитета РФ по статистике, Городского управления статистики г. Сочи, данные, содержащиеся в монографиях и публикациях в периодических изданиях по тематике данного исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные законы и методы научного познаниязаконодательные и нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие отношения в тури-стско-рекреационной сфереметодические рекомендации Всемирной туристской организацииисследования отечественных и зарубежных ученых в сфере туризма и курортного дела.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод научной абстракции, дедукции, индукции, анализ и синтез, сочетание общего и особенного, единство исторического и логического. В качестве инструмента исследования использованы системный, комплексный и ситуационный анализ, статистические методы, финансово-экономические расчеты.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором и обладающие элементами научной новизны, заключаются в следующем:

1. На основе аналитической оцешда—туризма как социально-экономического феномена впервые разработана классификация факторов развития туризма, включающая факторы, влияющие на туристский спрос, и факторы, влияющие на туристское предложение.

2. В результате проведенного исследования уточнено содержание понятий «турпродукт», «отрасль туризма», «индустрия туризма» .

3. Раскрыты тенденции качественных изменений в туристско-рекреа-ционной сфере на современном этапе. Сделан вывод о том, что в результате приватизации в туристско-рекреационной сфере формируется среда хозяйствования, приближающаяся в наибольшей степени к теоретической модели монополистической конкуренции и характеризующаяся высокой интенсивностью конкуренции.

4. Разработаны организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности услуг туристско-рекреационных предприятий.

5. Разработаны основы ценообразования и политики цен на туристско-рекреационные услуги как фактора обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и рекомендации вносят определенный вклад в развитие экономики туристско-рекреационной сферы в условиях рынка. Представляется целесообразным внести изменения в соответствующие разделы программ по дисциплинам: «Экономика социальной сферы», «Экономика туризма», «Экономика и организация туризма и курортного дела», «Менеджмент и маркетинг в туризме и курортном деле». Теоретические материалы исследования используются в учебном процессе в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела на кафедре экономики и управления, в Сочинском университете туризма и курортного дела на кафедрах менеджмента и туристского бизнеса.

Непосредственно практическое значение работы заключается в обосновании ряда практических мер по обеспечению конкурентоспособности услуг предприятий туристско-рекреационной сферы в новых условиях хозяйствования. Методические материалы, полученные в диссертационном исследовании, использованы в ведущих туристско-рекреационных предприятиях г. Сочи при планировании хозяйственной деятельности, проведении ценовой политики, оценке конкурентоспособности своих услуг.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

139 Заключение.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы и предложения:

1. Туризм является сложной системой, генезис и эволюция которой определяются объективными закономерностями социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса человечества. Туризм как социально-экономический феномен характеризуется многогранностью, многообразием выполняемых функций, вовлечением предприятий различных отраслей народного хозяйства в процесс комплексного обслуживания туриста, основанный на использовании разнообразных природных и преформирован-ных туристско-рекреационных ресурсов.

2. Системный подход к исследованию туризма предполагает рассмотрение его в контексте взаимодействия трех больших систем: общество, экономика, природа. Указанный подход к исследованию проблемы позволяет разработать классификацию факторов развития туризма с позиции выделения факторов, влияющих на туристский спрос, и факторов, влияющих на туристское предложение. Особенности формирования и воздействия этих факторов на развитие туризма в России на современном этапе определяются процессами социально-экономических преобразований, становлением рыночных отношений и одновременно кризисными явлениями в экономике страны. В отличие от централизованной экономики, в условиях рынка доминирующими являются факторы, влияющие на туристский спрос. Но одновременно значительное воздействие на развитие туризма оказывают и факторы, влияющие на туристское предложение.

3. Формы и методы проведения приватизации в туристско-рекреационной сфере в период реформ не привели к появлению «эффективного собственника» туристско-рекреационных предприятий, что связано, с одной стороны, с проблемой «инсайдеров», общей для экономики страны в целом, а с другой стороны, — со специфическим для туристско-рекреационной сферы высоким удельным весом ведомственной и профсоюзной собственности. Несмотря на указанные обстоятельства, реформа собственности в туристско-рекреационной сфере создает организационно-экономическую основу для формирования рынка туристско-рекреационных услуг, включающего предприятия, относившиеся ранее к различным отраслям народного хозяйства.

4. Социально-экономические особенности функционирования рынка туристско-рекреационных услуг включают следующие основные аспекты:

— сложная структура турпродукта, связанная с необходимостью комплексного обслуживания туриста. При этом при теоретической характеристике турпродукта целесообразно выделение двух его типов, включающих турпродукт в узком смысле слова (турпродукт-нетто, или продукт отрасли туризма) и турпродукт в широком смысле слова (турпродукт-брутто, или продукт индустрии туризма);

— сложность определения границ туристского рынка (экономико-правовых и территориальных), отрасли и индустрии туризма;

— необходимость активного участия государства, заключающегося во всемерной поддержке туризма как элемента системы воспроизводства рабочей силы и потенциально высокоэффективного сектора экономики.

5. Государственное регулирование воздействует на эффективность функционирования туристско-рекреационной отрасли на макроуровне, но не менее важным является обеспечение эффективности функционирования на микроуровне, основанное на использовании в организационно-экономической деятельности туристско-рекреационного предприятия методов, адекватных условиям рынка.

6. Проведенный комплексный анализ показал, что в результате приватизации в туристско-рекреационной сфере формируется среда монополистаческой конкуренции, характеризующаяся наличием сравнительно большого числа туристско-рекреационных предприятий, каждое из которых контролирует небольшую долю рынка, дифференциацией предлагаемых ими услуг (по уровню качества и ассортименту дополнительных услуг), относительно небольшими барьерами для вступления в отрасль, связанными с необходимостью первоначальных инвестиций.

7. Исследование тенденций спроса и предложения в туристско-рекреационной сфере на примере г. Сочи за период с 1991 по 1999 год позволяет сделать вывод о существенном сокращении спроса, ярко выраженном сезонном характере его колебаний и одновременно низкой эластичности предложения туристско-рекреационных услуг. Учитывая указанное обстоятельство, особенности монополистической конкуренции, а также затрудненный выход с рынка для предприятий туристско-рекреационной сферы, интенсивность конкуренции в отрасли можно оценить как высокую. В этих условиях эффективное функционирование предприятий и отрасли в целом во многом зависит от выработки стратегии конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг.

8. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг в условиях интенсивной монополистической конкуренции заключаются в постановке и решении с учетом особенностей туристско-рекреационной сферы следующих взаимосвязанных задач:

1) постановка целей;

2) анализ факторов внутренней и конкурентной среды;

3) выбор стратегии конкурентоспособности;

4) разработка комплекса конкретных мероприятий;

5) мотивация исполнителей и реализация мероприятий;

6) контроль над реализацией мероприятий;

7) корректировка стратегии в зависимости от изменения факторов внутренней и конкурентной среды.

Используемый при этом для анализа факторов внутренней и конкурентной среды метод экспертных оценок позволяет вычислить коэффициенты эффективности функционирования туристско-рекреационного предприятия и аттрактивности туристско-рекреационных услуг по факторам, выделяемым группам факторов и предприятию в целом. На основе расчета соответствующих коэффициентов по основным конкурентам и проведения сравнительного анализа возможно определение конкурентных позиций туристско-рекреационного предприятия.

Исходя из проведенного исследования особенностей туристско-рекреационной сферы, в качестве стратегии конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг целесообразно использовать стратегию сегментирования рынка, реализуемую на основе минимизации издержек или повышения качества услуг в зависимости от возможностей данного предприятия и характеристик выбранных сегментов потребителей.

9. Одним из важных факторов обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг является ценообразование и ценовая политика. Выбор стратегии ценообразования в туристско-рекреационной сфере определяют тип рыночной структуры, уровень конкуренции, основные цели предприятия и выбранная в соответствии с этим стратегия конкурентоспособности.

Важными этапами ценообразования являются оценка спроса и анализ затрат. Учитывая существенное влияние фактора сезонности на туристский спрос, целесообразно при расчете коэффициентов эластичности спроса по цене элиминировать его воздействие, используя для расчета коэффициентов данные по ценам и загрузке за одноименные месяцы разных лет. Анализ затрат предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные. В этих целях целесообразно использование следующих методов: метод наибольшей и наименьшей точки загрузки за период и расчет коэффициентов реагирования затрат по статьям калькуляции.

Исходя из проведенного исследования, стратегия ценообразования на услуги туристско-рекреационного предприятия может включать использование следующих методов: расчет среднегодовой цены по методу «затраты-объем-прибыль» в качестве ориентира, обеспечивающего получение целевой прибыли, и основы для использования таких методов ценообразования и ценовой политики, как периодическое снижение и повышение цен в зависимости от роста или спада спроса, связанного с сезонным или другим предсказуемым неценовым факторомустановление сравнительно низких цен на услуги обычного качества в сочетании со сверхприбыльными ценами на услуги категории «люкс» — использование «цен с приманкой» — установление цен на уровне конкурентов.

Тактика ценообразования в туристско-рекреационной сфере во многом основана на предпочтениях потребителя и определяется индивидуальным характером заключения сделок с потребителями туристско-рекреационных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н. Организационно-экономический механизм формирования рынка туристских услуг: Автореф. дис.. канд. экон. наук. 08.00.05.-М&bdquo- 1996. 29 с.
  2. В. И. Введение в экономику иностранного туризма: Вопросы методологии. М.: Высшие курсы Гл. управления по иностр. туризму при Совете Министров СССР, 1975. — 87 с.
  3. В. И. Экономика и организация туризма: Методол. вопросы. -М.: Экономика, 1972. 184 с.
  4. Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 е.: ил.
  5. В. Н. Ценообразование в туристском маркетинге // Социальные и экономические проблемы развития сферы туристско-экскурсионных услуг в XIII пятилетке: Тезисы докладов Всесоюзной конференции 7−8 декабря 1989 г., г. Москва. М., 1989. — С. 120−122.
  6. А. Смогут ли «spa-отели» составить конкуренцию санаториям? // Туринфо. 1997. — № 20. — С. 18.
  7. А. И. Формирование современной системы регулирования развития экономики в условиях приватизации: Региональный аспект: Дис.. д-ра экон. наук. М., 1995. — 379 с.
  8. М. М. Проблемы и перспективы развития регионов с рек-реационно-ориентированной экономикой: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. 08.00.05. М.: ЦЭМИ РАН, 1998. — 40 с.
  9. Анализ источников происхождения имущества санаторно-курортных учреждений и разработка концепции повышения эффективности его использования / Леонов В. А., Бокачева Е. И., Винокуров В. И. и др. -Сочи, 1993. Т. 1.-51 с.
  10. М. А. Экономика и география международного туризма. М.: Издательство Московского университета, 1975. — 300 с.
  11. В. К. Метаморфозы права собственности в России и в Союзе ССР (1917−1992 г. г.) // Государство и право. 1993. — № 3. — С. 40−48.
  12. Л., Свирина Е. Смотря что положить в потребительскую корзину. //Экономика и жизнь. 1997. — № 48. — С. 28.
  13. В. И. Особенности реформирования государственной собственности при переходе к рыночной экономике: Дис.. д-ра экон. наук. Челябинск, 1993. — 295 с.
  14. С. И. Прогнозирование инвестиций и оценка развития экономического потенциала рекреационного региона: Монография. Краснодар: Изд-во «Просвещение», 1997. — 179 с.
  15. С. И. Теоретические основы формирования потенциала рекреационной зоны в условиях рынка: Препринт. Краснодар: Изд-во «Просвещение», 1998. — 70 с.
  16. С. И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 242 с.
  17. В. А. Методологические проблемы экономики туризма: Дис.. канд. экон. наук. -М., 1975. 166 с.
  18. П. П., Печинкин А. В. Математическая статистика: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1994. — 164 с.
  19. А. Некоторые особенности маркетинга санаторно-курортных учреждений // Маркетинг. 1997. — № 6. — С. 64−68.
  20. А. Санаторный резерв российского турбизнеса // Туризм: Практ., пробл., перспективы. 1997. — № 4. — С. 5.
  21. А. М., Боков М. А., Угрюмов Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. Сочи: РИО СГУТиКД, 1999. — 95 е.: ил., табл.
  22. . Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 247 с.
  23. А. Демографический потенциал России. Вопросы экономики. — 1998. -№ 5. — С. 103−122.
  24. Вклад мировой индустрии путешествий и туризма в мировую экономику // Научные проблемы туризма и отдыха. 1990. — № 8. — С. 13.
  25. Н. И. Правовое регулирование туристской деятельности: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. — 120 с.
  26. Е. Маркетинг в туристском бизнесе // Деловые люди. 1993. -№ 1−2. — Январь-Февраль. — С. 70.
  27. Е. Ю. Особенности формирования цен на туристские услуги. Финансы. — 1993. — № 2. — С. 36−40.
  28. Е. Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997. -224 с.
  29. В. И. Структура туристской деятельности и проблемы терминологии в туризме // Научные проблемы туризма и отдыха. -1989.-№ 5.-С. 43−51.
  30. Г’езгала Я. Туризм в народном хозяйстве: Сокр. пер. с польск. / Под общ. ред. и с послесл. д-ра экон. наук В. Майера. М.: Прогресс, 1974. -212 с.
  31. И. Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.-685 е.: ил.
  32. Глобализация мирового туризма и особенности его развития в странах Западной Европы: Науч.- аналит. обзор. М., 1991. — 54 с.
  33. Горизонты туризма. 1991. — № 7. — С. 3.
  34. Г. С., Беликов М. Ю., Клименко Е. В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме: Введение в специальность. Краснодар, 1997.-250 с.
  35. Динамика въездного и выездного туризма в России: Данные по дальнему зарубежью // Экономика и жизнь. 1997. -№ 46. — С. 30.
  36. Г. П. О туристских ресурсах России // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. СПб., 1997. — С. 30−35.
  37. А. П. Методологические проблемы оценки и прогнозирования спроса в туризме: Дис.. канд. экон. наук. Новосибирск, 1970. — 191 е.: ил.
  38. А. В., Бордников И. А. Проблемы управления региональным рекреационным природопользованием в условиях приморских и курортных районов в связи с переходом на региональный хозрасчет // Научные проблемы туризма и отдыха. 1990. — № 9. — С. 13−19.
  39. П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. — № 12. — С. 50−55.
  40. И., Симененко Н., Агатов М. В гостях хорошо, а в Сочи лучше // Коммерсантъ daily. 1998. — 8 июля. — С. 9.
  41. Р. Формы собственности и подъем экономики России // Экономист. 1995. — № 7. — С. 72−78.
  42. Е. О порядке приобретения и учета путевок за счет средств государственного социального страхования // Туринфо. 1998. — № 16. -С. 10.
  43. Е. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в туристических фирмах // Туринфо. 1998. — № 8. — С. 8.
  44. С. Н. Собственность в СССР: какой ей быть? М.: Знание, 1991. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Теория и практика социализма" — № 8).
  45. Использование природной среды в сфере рекреационной деятельности и туризма: Науч.-аналит. обзор. М., 1991. — 48 с.
  46. Каз Ж. Международный туризм: мираж или стратегия будущего?: Реферат. М., 1991.-26 с.
  47. И. ВТО дает хороший прогноз на развитие туризма в России // Туринфо. 1997. — № 21. — С. 4.
  48. В. Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. -М&bdquo- 1983.
  49. Е. В. Формирование системы управления гостиничным хозяйством: Дис.. канд. экон. наук. СПб., 1993. — 159 с.
  50. В. С. Стоимость и потребительная стоимость комплексной туристской услуги // Научные проблемы туризма и отдыха. 1989. — № 5. — С. 35−42.
  51. В. А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1999.-307 с.
  52. А. Т., Волкова J1. А. Маркетинг в туризме. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. — 184 с.
  53. О. В. Структуризация и мотивация трудовой деятельности в предприятиях туризма: Автореф. дис.. канд. экон. наук. 08.00.05.-М., 1994. 18 с.
  54. Конъюнктура туристского рынка: Ежекварт. обзор. 1993. — № 1(8). — С. 71.
  55. Я. Дефицит: Пер. с венг. М.: Наука, 1990.
  56. В. Новая модель отношений собственности // Экономист. -1994.-№ 3,-С. 72−85.
  57. Т. Средний класс и социальная политика // Вопросы экономики. 1998. — № 7. — С. 88−97.
  58. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1992. — 736 с.
  59. П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика. — 1993. — 224 с.
  60. К проблеме маркетинга в гостиничном деле: Пер. с фр. // Научные проблемы туризма и отдыха. 1990. — № 9. — С. 25−44.
  61. JI. В., Криворучко В. И. Отношения собственности и формы хозяйствования в туристско-рекреационной сфере в условиях формирования рыночных отношений // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. СПб., 1997. — С. 101−104.
  62. И. А. Экономические проблемы развития туризма: На примере туристских хозяйств в КБАССР: Дис.. канд. экон. наук. М., 1983. — 199 е.: ил.
  63. . Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.
  64. Р., Оллье Р. Туристический маркетинг // Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. — С. 283−382.
  65. В. А., Мостовой Л. А., Путрик Ю. С., Яковенко Г. В. Оценка современного развития и хода экономических реформ в территориально-рекреационном комплексе Сочи // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. СПб., 1997. — С. 97−100.
  66. К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Таллинн, 1993. — Т. 1. — 400 с.
  67. К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Таллинн, 1993. — Т. 2. — 400 с.
  68. М. Как измерить выгоду от туризма? // Туризм: Практ., пробл., перспективы. 1998. — № 9. — С. 6−7.
  69. М. Отечественный турбизнес необходимо защищать // Экономика и жизнь. 1996. — № 28. — С. 29.
  70. М. Отрасль государственной важности: Туризм как часть экономической политики страны // Экономика и жизнь. 1996. — № 50. — С. 45.
  71. К. Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956.
  72. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 46. — Ч. 2.
  73. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. В 3 т. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1993. — Т. 2 — 312 с.
  74. А. Как получаем, так и работаем? // Экономика и жизнь.1997. -№ 43. С. 1.
  75. А. Спрос на нестандартные меры // Экономика и жизнь.1998.-№ 47.-С. 1.
  76. May В. Российские реформы сквозь призму латиноамериканского опыта // Вопросы экономики. 1998. — № 2. — С. 4−21.
  77. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  78. П. Дальнее зарубежье нам милее, но накладнее. Экономика и жизнь. — 1999. -№ 43. — С. 6.
  79. Миллионы хозяйствующих субъектов // Экономика и жизнь. 1998. -№ 7.-С. 8.
  80. Народное хозяйство РСФСР в 1988 г.: Стат. ежегодник / Госкомстат РСФСР. М.: Финансы и статистика, 1989. — 688 с.
  81. Национальное и региональное планирование туризма. -Мадрид: ВТО, 1994. 1Y, 115 с.
  82. Некоторые гостиницы в Сочи снизили стоимость проживания // Ту-ринфо. 1998. — № 20. — С. 21.
  83. М. Разрабатывается новая классификация туристских услуг // Туризм: Практ., пробл., перспективы. 1997. — № 5. — С. 13.
  84. М. Э., Ходорков JI. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1985. — 174 с.
  85. В. Деятельность предприятия: две стороны медали // Экономика и жизнь. Еженед. прил. Ваш партнер-Консультант. — 1998. — № 15. -С. 22.
  86. А. В. Регулирование развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. экон. наук. 08.00.05.-М., 1996.-22 с.
  87. М., Рачков Б. Искаженная многоукладность не на пользу предпринимательству // Экономика и жизнь. 1997. — № 41. — С. 6.
  88. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. — 208 е.: ил.
  89. В. Д. О показателях эффективности социально-культурных мероприятий по улучшению использования рабочего и внерабочего времени трудящихся // Проблемы эффективности мероприятий по улучшению использования бюджета времени населения. М., 1985.
  90. Положение о лицензировании: Проект // Туринфо. 1998. — № 5. — С. 56.
  91. Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. В. И. Покровский. 3-е изд. — В одном томе. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — 688 е.: ил.
  92. Проблемы туризма и охраны природы: Сборник / Ред. Н. Филиппов-ский. М.: Знание, 1978. — 95 е.: ил. (Нар. ун-т. Фак. „Человек и природа" — 6).
  93. Прогноз численности населения не утешает // Экономика и жизнь. -1997. -№ 21. С. 46.
  94. Т. Туристический рынок России // Торговая газета. 1998. — 2 сентября. — С. 2.
  95. И. Российские предприятия: „дилемма внутренних акционеров“ // Российский экономический журнал. 1996. — № 2. — С. 30−40.
  96. Российский туристский бюллетень. 1996. — № 1(7).
  97. Россия на пути к 2000: Доклад экспертного института / Алексашенко С., Голанд Ю., Григорьев О. и др. // Общество и экономика. 1996. -№ 1−2.- С. 35−44.
  98. А. Человеческий капитал: источник развития // Экономика и жизнь. 1998. — № 3. — С. 29.
  99. Санатории качество и экономика / Пратцель Г. Г., Штайнбах М., Кольманн Р. и др. — Мюнхен: Изд-во „I.S.M.H. Verlag Geretsried“, 1998. — 110 с.
  100. В. Что такое маркетинг и для чего он нужен турфирме // Туризм: Практ., пробл., перспективы. 1998. — № 2. — С. 6−10.
  101. В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997. — 160 е.: ил.
  102. Сборник нормативных документов по сертификации туристско-экскурсионных и гостиничных услуг. Сочи, 1997.
  103. Свободные экономические зоны и развитие международного туризма: Науч.- аналит. обзор. М., 1991. — 56 с.
  104. В. С. Введение в туризм. М.: Рос. инст-т переподг. работн. иск-ва, культ, и тур-ма, 1993. — 136 с.
  105. В., Попов Б. Ценообразование и менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 192 с. (Серия „Психотехнологии и эффективный менеджмент“).
  106. Э. В. Свободное время и культура досуга. Д., 1977. — 207 с.
  107. А. Как малоимущего вернуть в туризм // Черноморская здравница. 1996. — 11 июня. — С. 2.
  108. Е., Еленин В., Кочеткова Л. Прибытие иностранных граждан в Россию в 1997 году // Туринфо. 1998. — № 8. — С. 20.
  109. Е., Еленин В., Кочеткова Л., Маутин А. Прибытие в Россию иностранных граждан из дальнего зарубежья в 1998 году // Туринфо. -1999. -№ 7. С. 14.
  110. А., Формби Дж. Экономика фирмы / Пер. с англ. М.: ЗАО „Издательство БИНОМ“, 1998. — 544 е.: ил.
  111. Е. Приватизация и внутрифирменное управление // Вопросы экономики. 1994. — № 6. — С. 58−66.
  112. А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
  113. Туризм и рекреация в Восточной Европе: Науч.- аналит. обзор. М., 1991. -32 с.
  114. В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации: Справочник. М.: Международные отношения, 1990. — 288 с.
  115. Указы Президента РФ и Постановления Правительства о туризме (1993−1996). М.: Он-лайн, 1996.
  116. Федеральная целевая программа „Развитие курортов федерального значения“ // Черноморская здравница. 1996. — 27 февраля. — С. 2.
  117. Федеральная целевая программа „Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года“. М. 1996. — 188 с.
  118. О. А. Предпринимательство в сфере услуг: Дис.. д-ра экон. наук. СПб., 1993. — 264 с.
  119. А. Маркетинг услуг: Макросреда индустрии сервиса // Маркетинг. 1997. — № 3. С. 98−108.
  120. А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996. — 176 с.
  121. П. М. О путях улучшения системы туризма в стране // Социальные и экономические проблемы развития сферы туристско-экскурсионных услуг в XIII пятилетке: Тезисы докладов Всесоюзной конференции 7−8 декабря 1989 г., г. Москва. М., 1989. — С. 20−23.
  122. П. М. Туризм в составе территориального хозяйственного комплекса союзной республики: На примере РСФСР: Автореф. дис.. канд. экон. наук. 08.00.04. М., 1981. — 16 с.
  123. Экология, здоровье, курорты, туризм: Словарь-справочник / Криворуч-ко В. И., Криворучко Л. В., Островерхое А. В., Лебедева И. П. М.: Медицина, 1997. — 224 с.
  124. Экономика современного туризма / Под ред. д-ра экон. наук Г. А. Карповой. М.-СПб.: Издательский Торговый Дом Терла“, 1998. — 412 с.
  125. Энциклопедия туриста / Редкол.: Е. И. Тамм (гл. ред.), А. X. Абуков, Ю. Н. Александров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-607 е.: ил.
  126. Л. Сочи-98: отдыхающих стало больше // Туринфо. 1998. -№ 14. — С. 8−9.
  127. В. Н., Owen С. Towards a tourist regional multiplier // Regional Studies. 1971. — Vol. 5.
  128. Burt O. Estimation of net social benefit from outdoor recreation // Econo-metrica. 1971. — № 5. — V. 39. — P. 813−827.
  129. Collection, processing and presentation of accomodation statistics: Instructional materials. Madrid: WTO, 1995. — 61 p.
  130. Davidson R. Tourism. London: Pitman publishing. — 1989.
  131. Kaspar С. Le tourisme: object d’une etude scientifique // Revue du tourisme. -Bern, 1976. -№ 4.
  132. Kaul R. N. Dynamics of tourism: A trilogy. New Delhi: Sterling publishers, 1985. — Vol. 1: The phenomenon. — XYIII, 251 p.
  133. Kay J. Foundations of Corporate Success: How Business Strategies Add Value. Oxford etc.: Oxford Univ. Press, 1993. — XYIII, 416 p.
  134. Kostecki M. Strategie marketing dans l’economie de service // Unterneh-mung. Bern, 1994. — № 4. — P. 239−248.
  135. Le stress monte? Soyez „zen“ // Usine nouv. 1997. — № 2618. — P. 12.
  136. Mcintosh R. W., Goeldner C. R. Tourism: principles, practices, philosophies. -N. Y» 1984.
  137. Parkin M. Economics. -Massachusetts: Addison-Wesley Publishing Co., Inc., 1990. XII, 1020 p.
  138. Porter M. E. Competitive advantage: Creating a sustaining superior performance. N. Y.: Free Press, 1985. — 557 p.
  139. Porter M. E. Competitive strategy: Techniques for analysing industries and competitors. N. Y.: Free Press, 1980. — XX, 396 p.
  140. Quintrie M. Le phenomene du mondialisation de l’industrie du tourisme // Problemes econ. P., 1989. — 18 janv. — № 2108. — P. 23−30.
  141. Rendlova E. Recreace a jeji uloha ve formavani spusobu zivota mesteskeho obyvatelstva // Sociol cas. — Pr., 1981. — R. 17., № 2. — S. 160−177.
  142. Richter Ch. Tourism services // The emerging service economy / Ed. by Giarini O. Pergamon Press, 1987.
  143. Schneider В., Bowen D. E. The service organization: Human resources management is crucial // Organizational dynamics. N. Y., 1993. — Vol. 21, № 4.-P. 39−52.
  144. Smith A. The Wealth of Nations. Glasgo: R. X. Campbell, A. S. Skinner, 1976. — 1002 p.
  145. Taking account of environment in tourism development, Commission of the European Communities, Document, 1993.
  146. Tourism accommodation statistics. Madrid: WTO, 1996. — 49 p.
Заполнить форму текущей работой