Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная безопасность в транзитивном обществе: содержание и механизм обеспечения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Сформулированные в диссертации концептуальные положения были изложены автором на международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество субъектов Российской Федерации» (секция «Международное сотрудничество и проблемы обеспечения безопасности страны»), которая проходила в Новосибирске в 2001 г.- на международной научно-практической… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность: 22.00.08 — социология управления Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
  • На правах рукописи
  • Плотников Василий Сергеевич
  • Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Удальцова Марина Васильевна
  • Новосибирск
  • ГЛАВА 1. Безопасность как социальное явление
    • 1. 1. Безопасность: историко — методологические аспекты проблемы
    • 1. 2. Социальная безопасность: понятие и содержание
  • ГЛАВА 2. Система и угрозы социальной безопасности
    • 2. 1. Система социальной безопасности: понятие, характеристики, структурабЗ
    • 2. 2. Угрозы социальной безопасности и социальные индикаторы их измерения
  • ГЛАВА 3. Система и механизм обеспечения социальной безопасности России
    • 3. 1. Нормативно — правовая система, регулирующая проблемы обеспечения социальной безопасности России
    • 3. 2. Организационная структура и механизм обеспечения социальной безопасности России

Социальная безопасность в транзитивном обществе: содержание и механизм обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема социальной безопасности напрямую связана с безопасностью личности, общества и государства, а она всегда занимала умы политиков, государственных деятелей, ученых и практиков. На всех этапах развития человеческой цивилизации были и остаются актуальными важнейшие аспекты этой вечной проблемы. Они касаются определения сущности безопасности, разработки и реализации политики и стратегии обеспечения безопасности, формирования и % функционирования системы обеспечения безопасности. Современный период развития мира и России не является исключением. И в этом изменяющемся, транзитивном мире необходимо новое осмысление проблем безопасности.

Демократические преобразования российского общества, нередко носящие противоречивый характер, происходят в довольно сложной международной и внутренней обстановке. В этой связи возросло значение обеспечения реализации всего комплекса внутренних и внешних интересов государства. В международной практике реализация интересов осуществляется с позиций системы безопасности. Сегодня задачу ее создания российскому обществу предстоит решать в процессе реформирования.

В течение длительного времени безопасность в нашей стране понималась узко, исключительно как защита государства от угрозы извне. Более того, она ^ рассматривалась преимущественно в политическом или военном аспектах.

Вопросы безопасности входили в компетенцию Комитета государственной безопасности и военных ведомств. Но история России показывает, что наше государство разрушить извне было практически невозможно. Оно всегда разрушалось изнутри. Так было и в октябре 1917 года, и в декабре 1991 года. Значит, пришло время переосмыслить подходы к обеспечению безопасности и рассмотреть сложные процессы, протекающие внутри российского общества. * Очевидно, что угроза государству и обществу может исходить не только извне, но и изнутри. И этой угрозой являются деструктивные явления внутреннего характера. Трансформации, происходящие в российском обществе и государстве, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми: наличие трансформационных процессов в обществе обуславливает существование транзитивного государства и наоборот.

Перед современным российским обществом и государством стоит уникальная задача выйти из транзитивного состояния и стать уважающим себя государством и народом. Опыт показывает, что без стратегических приоритетов общество «дрейфует». Эти приоритеты Россия должна искать сама. Она должна вернуть себе свои лучшие духовные и интеллектуальные традиции, не допустить снижения качества жизни населения, за гранью которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, и потери нации как части цивилизационной общности. Вот почему концепция безопасности современного российского общества в качестве одного из важнейших элементов должна включать в себя социальную безопасность. Именно проблеме социальной безопасности и посвящена данная работа.

Степень изученности проблемы. Вопросы, связанные с обеспечением безопасности России, занимают чрезвычайно важное место в разработке теории российского общества и государства на современном противоречивом и сложном этапе его становления и развития.

В концептуальном плане официальная попытка определения безопасности в России была предпринята в Законе Российской Федерации «О безопасности», введенным в действие Постановлением Верховного Совета 5 марта 1992 г. Статья 1 этого Закона определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"1. Такой подход позволил отойти от прежней узкой трактовки безопасности, под которой понималась исключительно государственная.

См.: Закон Российской Федерации «О безопасности» Ст. 1. безопасность идеологии и недопустимость какой-либо оппозиции. Закон закрепил принципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, что проявилось в прекращении игнорирования интересов личности и общества.

С развитием теории и практики обеспечения безопасности в 90-е годы XX века стали появляться труды ученых и практиков, занимающихся данной проблемой, в которых безопасность была как бы разделена на несколько видов: национальную, экономическую, политическую, военную и так далее. Появилось большое количество трудов, посвященных национальной безопасности, в которых российские исследовали, ссылаясь на американский опыт, используют термин «национальная безопасность» к многонациональному Российскому государству. Этой проблеме посвящены труды Манилова B. JL, Арбатова А. Г., Белькова O.A., Возженикова A.B., Глебова И. Н., Гусакова Н. П., Зотовой H.A., Прохожева A.A., Тепечина В. И., Ходаковской Е. А., Мирошниченко В. М. и многих других1.

Некоторые ученые не согласны с такой постановкой вопроса и считают, что относительно России термин «национальная безопасность» не может быть применен в силу того, что это многонациональное государство, и предлагают использовать термин «комплексная безопасность» вместо термина.

•.

См.: Манилов B.JI. Безопасность в эпоху партнерства.-М.:Терра.1999. — 364 е.- Арбатов А. Г. Национальная безопасность России в многополярном мире. // Вестник РАН 2000. № 11. — С. 984−993. Бельков O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности. // Безопасность. 1994. № 3. — С. 91−94. Возжеников A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «Модуль». 2000. — 240. е.- Глебов И. Н. Национальная безопасность РФ: проблемы правового регулирования. СПб.: издательство СПб. Университет МВД России. 1999. — 263. е.- Гусаков Н. П., Зотова H.A. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Евразийский регион. 1998. — 240. е.- Прохожев A.A. Национальная безопасность основы теории, сущность проблемы. М.: издательство РАГС при Президенте РФ. 1996. — 27. е.- Тепечин В. И. Социология 1 национальной безопасности как «новая» парадигма социологического знания. Безопасность. 1995. № 3−4. — С. 89−95. Мирошниченко В. М. Национальная безопасность Российской Федерации. — М.: Экзамен. 2002, — 256. с. национальная безопасность" 1. А термин «национальная безопасность» использовать при рассмотрении проблем развития конкретной нации — русской, еврейской, украинской и так далее2.

Большое количество работ посвящено экономической безопасности России. Над этой проблемой работают Лыкшин С., Свинаренко А., Лекарев C.B., Ващекин Н. П. Дзлиев М.И., Урсул А. Д., Дворенков В. А., Козловский Е. А., Львов Д. С. и другие. В своих трудах ученые рассматривают теорию и реальные угрозы экономической безопасности, российскую экономику и ее развитие с точки зрения обеспечения безопасности России, ее сырьевые проблемы и как это связано с экономической безопасностью, экономическую безопасность предприятий и многие другие аспекты3.

Наряду с экономической безопасностью рассматриваются проблемы продовольственной безопасности России. Над этой проблемой работают Хромов Ю. С., изучающий ее через призму международных и внутренних аспектов. Суслин Б. М. и Котилко В. В. рассматривают проблемы продовольственной безопасности в контексте решения проблем экономической безопасности на региональном и федеральном уровнях через рассмотрение методов сближения уровней экономического и социального развития регионов.

См.: Пирумов B.C. Методология комплексных исследований проблем безопасности России // В сб. Проблемы глобальной безопасности. М.: ИНИОН РАН. 1995. — С. 49−77. Воробьев Ю. Л. Проблемы комплексной безопасности в 21 веке // Безопасность 2000. № 3. — С. 15−23.

2 См.: Белов П. Г. Методологические аспекты национальной безопасности России. — М.: ФЦНТП // Безопасность. 2002. — С. 300. Сергеев Г. М., Сергеева Л. И., Кутахов Ю. Л. Человек и русский вопрос в контексте личной, национальной, комплексной безопасности. //Безопасность. 1995.№ 9.-С. 68−80.

3 См.: Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности. — М.: ФЦНТП // Безопасность. 2002. — С. 50. Лекарев C.B. Экономическая безопасность предприятий. // Безопасность. 1993. № 3−4. — С. 70−76. Ващекин Н. П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая и социальная безопасность в России. М.: издательство МГУК. 1999. — 375. е.- Дворенков В. А. Экономическая безопасность: теория и реальность угроз. М.: МОМАНПО. 2000. — 222. е.- Козловский Е. А. Минерально-сырьевые проблемы России накануне 21 века. М.: РБИ. 1999. — 401. е.- Львов Д. С. Будущее российской экономики. // Экономист. 2000. № 12. — С. 3−18.

России1.

Над экологическими проблемами безопасности работают ученые Большаков В. Н., Мартинес Р., Бородин С., Гивишвили Г. В., Сергеенко Н. П., Лещенко Л. И., Писарев В. Д., Рундквист Д. Б. и другие. В работах дана постановка проблемы, рассмотрены различные аспекты, влияющие на экологическую безопасность: климат и его резкое изменение, природные ресурсы, загрязнение окружающей среды и так далее2.

Большое внимание ученые уделяют проблемам информационной безопасности. Этим аспектам посвящены труды Курило А. П., Стрельцова A.A., Цимбала В. И., Лазарева И. А., Хуэй Шень Ву, Фань Ин и других. В них рассматриваются методологические основы проблемы, основные подходы к обеспечению безопасности, компьютерная преступность, правовое обеспечение информационной безопасности и другие вопросы3.

В 90-е годы XX века появился целый ряд работ, посвященных проблеме обеспечения безопасности в связи с возникшими угрозами терроризма. Над этой проблемой работают Арбатов А. Г., Ковалева Н. Д., Хлобустов О. М., Козловский И. И., Никонов В. Н., Лутовинов В. И., Панин И. Н. и другие. В работах рассматриваются проблемы международного сотрудничества в борьбе.

См.: Хромов Ю. С. Проблемы продовольственной безопасности России. — М.: РИСИ. 1995. -375. е.- Суслин Б. М., Котилко В. В. Региональная и федеральная слагаемые безопасности России. // Безопасность. 1995. № 9. — С. 89−98. Котилко В. В. Методы сближения уровней экономического и социального развития регионов России. // Безопасность. 1995. № 11. — С. 90−97.

2 См.: Большаков В. Н., Мартинес Р. и другие. Проблемы восприятия современным обществом основных понятий экологической науки. // Экология. 1996. № 3. — С. 165−170. Бородин С. Биотропное оружие. // Обозреватель. 2000. № 12. — С. 36−37. Гивишвили Г. В., Сергеенко Н. П., Лещенко Л. И. Климат верхней атмосферы меняется. // Вестник РАН. 2000. № 10. — С. 929−933. Писарев В. Д. Экологическая безопасность как компонент национальной безопасности США. // США: экономика, политика, культура. 1997. № 6. — С. 5−16. Рундквист Д. Б. Природные ресурсы России: взгляд в будущее. // Наука в России. 2000. № 5. — С. 4−9.

3 См.: Курило А. П., Стрельцов A.A. Информационная безопасность России в современных условиях и основные подходы к ее обеспечению. // Безопасность. 1995. № 11. — С. 97−105. Цымбал В. И. О концепции информационной войны. // Безопасность. 1995. № 9. — С. 27−34. Лазарев И. А. Информационная безопасность. М.: издательство МГЦНТИ. 1997. — 336. е.- Хуэй Шень Ву, Фань Ин. Компьютерная преступность и правовое обеспечение информационной безопасности. М. 2003. — 201. с. с терроризмом, особенности проявления терроризма и пути военного противодействия, распространения ядерного оружия и терроризм и так далее1.

Кроме этого целый ряд ученых занимаются непосредственно проблемами социальной безопасности.

Над проблемами занятости населения и стабильности общества работает доктор философских наук Бойков В.Э.2. Данная проблема им рассматривается через анализ ситуации в различных регионах России. Профессор Ганжин В. Т. изучает социальные конфликты в странах СНГ, спровоцированные этническими и этнокультурными причинами, через призму безопасности3. Вопросы социальной профилактики и общественной безопасности оказались в поле зрения Темнова Е. И. и Токарева А. Ф. В работах они рассматривают социальные причины негативных общественных явлений, меры социальной защиты, в том числе социальный контроль, правовое регулирование процесса предотвращения антисоциальных явлений, государственные и негосударственные структуры социальной защиты4. Мотивационную структуру образов безопасности некоторых социальных групп изучает Алексухин С. И. Он приходит к выводу, что проблемами, вызывающими наибольшее беспокойство в разных регионах России, являются рост преступности и резкое падение жизненного уровня. Проблема, по мнению автора, настолько велика, что она вызывает политическую и экономическую апатию одних социальных.

См.: Арбатов А. Г. Распространение ядерного оружия и терроризм. // http: // armscontrol. ru / course/ lectures 02 b / aga 2 1004a. htm.- Ковалева Н. Д. Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. // http:// www. duma. gov. ru / csecure / pablic / 42 htme.- Козловский И. И., Никонов B.H. Борьба с терроризмом: психологическое обеспечение спецопераций по освобождению заложников. // Безопасность. 1996. № 3−4. — С. 144−150. Хлобустов О. М. Некоторые проблемы борьбы с терроризмом в современных условиях. // Безопасность. 1995. № 2. — С. 65−70. Лутовинов.

B.И., Панин И. Н. Международный терроризм: особенности проявления и пути военного противодействия. // Евразийский вестник. 2003. № 13.

2 См.: Бойков В. Э. Занятость населения и стабильность общества. // Безопасность. 1993. № 1.

C. 31−37.

3 См.: Ганжин В. Т. Этика безопасности и социальные конфликты в новых государствах. //Безопасность. 1993.№ 1. С. 38−40.

4 См.: Темнов Е. И., Токарев А. Ф. Социальная профилактика и общественная безопасность. // Безопасность. 1993. № 1. — С. 41−46. групп и агрессию других 1. Моделями безопасности социальных систем занимается Лесков М. А. Он рассматривает модели безопасности на региональном, отраслевом и общегосударственном уровне и предлагает программы модернизации экономической и политической жизни России для оптимизации принятия управленческих решений в сфере обеспечения безопасности страны. Проблемы нравственного здоровья народа как источника индивидуальной и общественной безопасности интересуют академика Международной академии информатизации Ганжина В.Т.3. Рассматривает угрозы социальной безопасности через люмпенизацию населения России доктор философских наук Шевченко В.Н.4. Изучает социологию национальной безопасности как «новую» парадигму социологического знания Тепечин В.И.5. В работе рассматриваются такие категории, как «безопасность», «социология национальной безопасности», объекты социологии национальной безопасности, угрозы системе национальной безопасности. Проблемами социально-политической безопасности занимается доктор философских наук, профессор социологии Галина Силласте6. В ее трудах рассматривается сущность, структура, функции, угрозы безопасности, социологические индикаторы состояния и эволюции политической безопасности, уровни обеспечения социально-политической безопасности и социальные институты контроля, социальная стабильность в обществе как необходимое условие национальной безопасности.

1 См.: Алексухин С. И. Мотивационная структура образов безопасности некоторых социальных групп. // Безопасность. 1994. № 7−12 (23). — С. 25−31.

2 См.: Лесков М. А. Концепция построения модели безопасности социальных систем. // Безопасность. 1994. № 7−12 (23). — С. 83−93.

3 См.: Ганжин В. Т. Социальный Иммунитет России как ресурс безопасности Отечества. // Безопасность. 1995. № 11. — С. 26−31.

4 См.: Шевченко В. Н. Люмпенизация населения России как угроза ее национальной безопасности.// Безопасность. 1995.№ 2.-С. 92−97.

5 См.: Тепечин В. И. Социология национальной безопасности как «новая парадигма социологического знания». // Безопасность. 1995. № 3−4. — С. 89−95.

6 См.: Силласте Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности. // Безопасность. 1995. № 5−6. — С.29−46.;

Социальный иммунитет России как ресурс безопасности Отечества, человека как объект и субъект безопасности, права человека в России и * социальную напряженность в обществе, конфликты и их влияние на обеспечение безопасности России рассматривают такие ученые, как Ганжин В. Т., Сатлейкин П. И., Холбустов О. М., Сухов А. Н. и другие1.

Над проблемами социальной безопасности работает Яновский Р. Г. В его трудах рассматривается социальная безопасность как исследовательская проблема и социальная безопасность через призму глобальных изменений2. Данько A.B. рассматривает безопасность как социальное явление. В работе 4 даются понятия, цели, принципы, законодательная основа социальной безопасности, рассматривается безопасность личности, социальной группы, общества, государства .

Проблемами транзитивного общества, социальных взаимодействий в этом обществе, в том числе безопасностью транзитивного общества, занимается Удальцова М. В. Под ее руководством формируется новое направление исследований социальной трансформации4.

Анализ научной литературы по проблемам социальной безопасности показывает, что эта проблема является актуальной и не до конца изученной. До последнего времени остается неразработанной концепция социальной безопасности, не были разработаны социальные индикаторы безопасности, никогда прежде социальная безопасность не рассматривалась комплексно через.

Ш.

См.: Ганжин В. Т. Социальный Иммунитет России как ресурс безопасности Отечества. // Безопасность. 1995. № 11. — С. 26−31. Сатлейкин П. И. Человек как объект и субъект безопасности. // Безопасность. 1995. № 11. — С. 14−25. Холобустов О. М. Права человека в России и социальная напряженность в обществе. // Безопасность. 1995. № И. — С. 32−38. Сухов А. Н. Социальная напряженность и конфликтология. // Безопасность. 1995. № 11. — С. 114−119.

2 См.: Яновский Р. Г., Серебряников В. В. Социальная безопасность как исследовательская проблема. // Вестник РАН. 1996. Т. 66. № 4. -С.291−304. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia. 1999. — 358. с.

3 См.: Данько A.B. Безопасность как социальное явление. М.: 2002. / Сборник научных трудов ^ кафедры управления и информатики. Выпуск 2. Дипломатическая академия МИД России.

4 См.: Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Сборник трудов Новосибирской государственной академии экономики и управления. 1999,2000,2001,2002 г. систему, никогда не применялось программно-целевое планирование для обеспечения социальной безопасности и управления этим процессом, не анализировались историко-методологические аспекты социальной безопасности, до последнего времени не рассматривались проблемы социальной безопасности в транзитивном обществе.

Поэтому целью исследования является рассмотрение социальной безопасности в транзитивном обществе с точки зрения содержания и механизма обеспечения.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• рассмотреть безопасность как социальное явлениеисторико-методологические аспекты, понятие, содержание, принципы;

• для более глубокого изучения проблемы представить социальную безопасность как систему, имеющую свою структуру и содержание;

• показать угрозы социальной безопасности и разработать социальные индикаторы их измерения;

• проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую проблемы обеспечения социальной безопасности России;

• изучить механизм, организационную структуру и систему обеспечения социальной безопасности России;

• разработать Доктрину социальной безопасности России;

• адаптировать программно-целевое планирование для обеспечения социальной безопасности Российской Федерации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проблемы социальной безопасности рассматриваются в транзитивном обществепроанализированы историко-методологические аспекты социальной безопасностисоциальная безопасность рассматривается в виде системы, в которой выделены субъекты, объекты, регуляторы и детерминанты системы, дана классификация угроз социальной безопасностиавтором разработаны социальные индикаторы их измерениявпервые механизм обеспечения социальной безопасности подан через системуметод программно-целевого планирования был адаптирован к системе обеспечения социальной безопасностиавтором была разработана Доктрина социальной безопасности.

Объектом диссертационного исследования является социальная безопасность на уровне Российской Федерации.

Предметом исследования выступает комплекс теоретических и практических проблем, связанных с обеспечением социальной безопасности в транзитивном обществе.

Методология и методы исследования. Методологической основой работы является формально-логический метод, системный анализ. В работе широко используются методы социологического исследования, в том числе анкетирование, экспертные опросы, проведенные ВЦИОМнаблюдение, обработка документов. Для анализа материалов использовался метод статистических группировок, ранжирования, шкалирования и другие. В ходе исследования использовались частные научные методы: исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой. Автор стремился обеспечить достоверность и надежность полученных данных. Особое место в решении этих задач принадлежит организации выборки. Оценка репрезентативности выборочной совокупности по наиболее важным параметрам была одной из важных методических сторон данного социального исследования. В работе использовался контент-анализ документов.

Исследовательская база. Нормативно-правовой базой послужили такие источники, как Конституция Российской Федерации, Закон «О безопасности», Концепция национальной безопасности России, Законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства России, регламентирующие проблемы обеспечения безопасности. В ходе исследования и решения задач диссертант обращался к работам ученых и практиков, которые позволили активно использовать теоретическую базу социальных наук.

Эмпирической базой исследования явились полученные ВЦИОМ данные по изучению степени социальной стабильности в стране, по возникновению угроз дестабилизации общества, по степени поддержки Президента, Правительства и губернаторского корпуса, по изучению межнациональных противоречий и конфликтов, по деятельности политических партий и движений в стране, по материальным условиям жизни разных слоев общества, по охране здоровья и безопасности россиян, по изучению состояния окружающей среды и другие.

При изучении и анализе проблемы социальной безопасности использован опыт работы автора в Федеральной службе безопасности Российской Федерации (ФСБ России).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Безопасность рассматривается как социальное явление. Аргументируется необходимость введения понятия «социальная безопасность», которое мало используется в практике и слабо изучается исследователями, но должно быть предметом исследования в социологии управления.

2. Социальная безопасность представляется в виде системы, с совокупностью элементов, объединенных общими свойствами и связями, функциональной средой и целью существования.

3. Формулируются основные принципы обеспечения социальной безопасности.

4. Для измерения угроз социальной безопасности используются принятые в социологической науке социальные индикаторы, дается анализ существующих сегодня угроз социальной безопасности России.

5. Предложена система и механизм обеспечения социальной безопасности.

6. Разработана Доктрина социальной безопасности.

7. Адаптация метода программно-целевого планирования и управления под систему обеспечения безопасности.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что полученные результаты исследования социальной безопасности в транзитивном обществе вносят определенный вклад в развитие социологии управления. 4.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов можно проводить анализ политической и социальной обстановки в стране, в любое время делать прогнозы и вовремя предотвращать угрозы социальной безопасности России. Использование разработанной Доктрины социальной безопасности позволит осмыслить эту проблему целостно, а значит, принять вовремя необходимые меры и правильно разработать механизм обеспечения социальной безопасности. Автор в диссертации рассматривает обеспечение социальной безопасности не только как защиту от опасности, но и как объект управления. Это позволит обеспечить социальную безопасность через прогнозирование социальной системы управления и реализацию механизмов предотвращения кризисов и ослабления их последствий. И этому может помочь программно-целевое планирование и управление, которые адаптированы и предложены автором для обеспечения социальной безопасности России.

Диссертационное исследование и сделанные на его основе выводы могут быть использованы практическими работниками правоохранительных органов, ФСБ РФ, органами социальной защиты, администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальными структурами при разработке и реализации концепций и программ социально-экономического развития регионов, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при разработке Концепции социальной безопасности России. Основные положения диссертации могут быть применены в учебном процессе вузов Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность основных положений. Положения, вынесенные на защиту, основаны на всестороннем и глубоком изучении социологической и правовой литературы, нормативных документах, регламентирующих проблемы безопасности, анализе внутреннего положения страны. Достоверность и обоснованность выводов и предложений, содержащихся в диссертации, подтверждаются апробацией исследовательского материала, выработкой предложений для использования их при обеспечении социальной безопасности в России.

Апробация результатов исследования. Сформулированные в диссертации концептуальные положения были изложены автором на международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество субъектов Российской Федерации» (секция «Международное сотрудничество и проблемы обеспечения безопасности страны»), которая проходила в Новосибирске в 2001 г.- на международной научно-практической конференции, которая проходила в Новосибирске в 2003 году под эгидой Совета Европы «Проблемы подготовки специалистов в области международных и внешнеэкономических связей для субъектов Российской Федерации» (секция «Подготовка специалистов для субъектов России и проблемы обеспечения безопасности») — научные и прикладные вопросы обеспечения социальной безопасности использованы во втором разделе «Общие положения» комплексной целевой программы «Обеспечение общественной безопасности и правопорядка в г. Новосибирске" — по результатам исследования в 2004 году подготовлены и направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения по обеспечению социальной безопасности страны и Доктрина социальной Безопасности России.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографического списка, в котором даны документальные источники, нормативные документы, книги и монографии, статьи, неопубликованные документы.

В первой главе безопасность рассматривается как социальное явление. Она состоит из двух параграфов. Во второй главе социальная безопасность представлена в виде системы, дана классификация угроз социальной безопасности. Она состоит из двух параграфов. В третьей главе, состоящей из двух параграфов, автор представляет систему и механизм обеспечения социальной безопасности. В заключении даны выводы и рекомендации, основные научные результаты диссертации, предложения по обеспечению социальной безопасности России, а также элементы новизны, вносимые автором в науку и практику. Приложение включает в себя вспомогательный материал, дополняющий диссертационную работу.

Заключение

.

События и процессы, происходящие в России в последнее десятилетие, характеризуются колоссальными изменениями, более того, российское общество находится в состоянии постоянного изменения, значит, это общество транзитивно. И сегодня перед Россией стоит две важные задачи: первая — не дать разрушить Россию изнутри и извне в этот неустойчивый, переходный период, сохранить страну и народвторая задача — выйти из транзитивного состояния и стать уважающей себя нацией. В связи с этим обеспечение социальной безопасности является стратегической задачей на современном этапе. При этом важно различать такие параметры социальной безопасности, как ее комплексность, внешние и внутренние угрозы, возможности и критерии управляемости.

Вот почему, осознавая эту ситуацию, автор поставил перед собой цель рассмотреть социальную безопасность в транзитивном обществе, ее содержание и возможности обеспечения, внести посильный вклад в решение проблемы. Результатом чего и стало появление настоящей работы.

При изучении данной проблемы автор столкнулся с тем, что существует понятийная неопределенность в сфере научного и практического осознания проблем безопасности личности, общества и государства. Это привело к необходимости рассмотреть историко-методологические аспекты проблемы социальной безопасности. Изучение этой стороны вопроса показало, что во все времена обеспечение безопасности человека, общества и государства было актуально. Это находило отражение в трудах великих мыслителей прошлого. Актуальной эта проблема остается и сегодня, что представлено автором в историографии проблемы. Именно изучение историографии проблемы показало, что целый ряд исследователей, рассматривая различные виды безопасности (экономическую, военную, государственную и так далее), подменяют их понятием «национальная безопасность». Это понятие усиленно насаждается в России, порой грубо и некорректно. Автор предпринял усилия разобраться с терминологией, используемой при освещении проблем безопасности и пришел к выводу, что термин «национальная безопасность» используется при рассмотрение социальной, комплексной безопасности и других видов, а было бы правильно его использовать при рассмотрении безопасности конкретной нации, а когда рассматривается безопасность человека и общества, правильнее употреблять термин «социальная безопасность» и разрабатывать эту проблему.

Автор решился и на уточнение термина «социальная безопасность», так как есть исследователи, которые считают, что это понятие отражает в комплексе все виды безопасности (экономическую, политическую, экологическую и другие) и равнозначно понятию «национальная безопасность», и поэтому нет смысла в его употреблении. Другие придерживаются мнения, что выделение социальной безопасности невозможно или крайне затруднено, так как собственно социальные процессы почти невозможно отделить от экономических, политических и духовно-нравственных, а значит, лучше употреблять понятия «социально-экономическая», «социально-политическая» и так далее безопасность. Ряд исследователей открыто или скрыто не признают понятия «социальная безопасность», разбрасывая компоненты социальной сферы, нуждающиеся в защите, по другим видам безопасности. Тем не менее, безопасность, по мнению автора, все больше выступает как социальное явление, а значит, требует пристального изучения.

Автор дает свое видение социальной безопасности и считает, что социальная безопасность есть генерализирурующий вид безопасности, который изучает наиболее общие свойства явлений взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой. В своей работе автор показывает, что социальная сфера, ее компоненты относятся к стратегическим факторам мощи государства наряду с его территорией, природными богатствами, экономическими, научно-техническими и оборонными возможностями.

Автор рассматривает социальную безопасность через безопасность личности, общества, государства и показывает, что они взаимосвязаны и взаимозависимы. Отсюда, социальная безопасность — надежная защищенность жизненно важных интересов социальных субъектов (макрои микроуровней) сохранение и развитие человеческого потенциала, систем жизнеобеспечения людей, непреходящих ценностей их образа жизни, нравственного поведения и деятельности.

Для исследования проблемы социальной безопасности автором за основу был принят системный метод исследования. Выбор этого метода объясняется уникальностью и сложностью проблемы. Автором разработана система социальной безопасности, которая включает в себя субъекты, объекты, регуляторы, детерминанты социальной безопасности и систему обеспечения безопасности. Показано, что, как и любая система, она стремится сохранить устойчивость и стабильность и чтобы этого добиться, необходимо выявить внутренние и внешние угрозы и свести их к минимуму.

Автор дает определение и классификацию угроз социальной безопасности, разрабатывает социальные индикаторы их измерения. С помощью социальных индикаторов дает анализ современной ситуации в России.

Автор проводит анализ системы и механизма обеспечения социальной безопасности и понимает, что отсутствие Доктрины или Концепции социальной безопасности России не позволяет осмыслить эту проблему целостно, а значит, и принять вовремя необходимые меры. Чтобы ликвидировать этот пробел, автором была разработана Доктрина социальной безопасности, которая представлена в данной работе.

Автор в своей работе предложил рассматривать обеспечение социальной безопасности не только как защиту от угроз, но и как объект управления. В этом случае обеспечение социальной безопасности возможно на основе прогнозирования состояния системы управления, реализации механизмов предотвращения кризисов и ослабления их последствий, а главное — реального • обеспечения высокого потенциала безопасности. Отталкиваясь от этой парадигмы, автор дает определение, что обеспечение социальной безопасности России есть целенаправленная совместная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан, участвующих в выявлении и предупреждении различных угроз безопасности личности, общества и государства. Автор делит все структуры, участвующие в обеспечении безопасности, на две категории: первая — это законодательные, исполнительные ^ и судебные органывторая — физические лица (человеческий ресурс). И рассматривает организационную структуру управления процессом обеспечения социальной безопасности в двух аспектах: в широком смысле — как единство всех структур, так или иначе участвующих в обеспечении безопасности, и в узком смысле — как часть системы исполнительной власти. В качестве методики исследования организационной структуры системы управления автор выбрал анализ структурных схем. С помощью этой методики автором показана организационная структура управления по обеспечению социальной безопасности России. Исследователь показывает, что данная структура позволила создать многоуровневый механизм обеспечения социальной безопасности страны: федеральный, региональный, местный. Автор, изучая механизм, показывает методы обеспечения социальной безопасности и в ^ качестве основного предлагает использовать программно-целевое планирование и управление. Автор этот метод адаптировал под систему обеспечения социальной безопасности. В результате исследования автор пришел к выводу, что основными задачами обеспечения безопасности являются:

• выявление внутренних и внешних угроз социальной безопасности;

• выявление и оценка очагов потенциальной социальной опасности, конфликтных ситуаций, поиск и оценка потенциальных резервов повышения социальной безопасности и ускорения социального развития;

• разработка и реализация программ и проектов, направленных на повышение социальной безопасности и ускорение социального развития;

• поиск, оценка и отбор экономических и социальных механизмов, средств и методов, обеспечивающих социальную безопасность и социальное развитие;

• создание эффективной системы обеспечения социальной безопасности России.

Автор считает, что основные принципы обеспечения социальной безопасности следующие:

1. Принцип сохранения территориальной целостности государства.

2. Принцип устойчивого развития общества.

3. Принцип патриотизма.

4. Принцип оптимального сочетания централизованного и децентрализованного управления государством.

5. Принцип устойчивого и эффективного управления.

6. Принцип системного анализа социальной безопасности.

7. Принцип комплексного подхода к решению проблем обеспечения социальной безопасности.

8. Принцип создания надежной системы обеспечения безопасности.

9. Принцип соответствия возможностей системы обеспечения безопасности потребностям обеспечения социальной безопасности.

Ю.Принцип высокой подготовки специалистов, участвующих в обеспечении социальной безопасности. 11. Принцип наличия и пополнения резерва сил и средств для решения внезапно возникающих задач. Основными направлениями государственной политики в области обеспечения социальной безопасности должны быть:

• обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерацииподъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курсаобеспечение воспроизводства социальной жизнедеятельности объектов защиты (человека, общества, государства) — обеспечение прогрессивного развития объектов защиты, в соответствии с заложенным в них потенциаломобеспечение демографической безопасностиобеспечение продовольственной безопасностиобеспечение экологической безопасностиобеспечение медико-биологической безопасностиобеспечение технической безопасностиобеспечение адаптации объекта социальной защиты к условиям окружающей его среды (экономической, политической, техногенной, социальной) — обеспечение защиты моральных принципов, обычаев и религиозной жизни, интеллектуальной и информационной безопасностиобеспечение безопасности на межличностном, региональном, государственном и международном уровняхзащита территории и образа жизни от внутренних и внешних угрозпреодоление продовольственной зависимости Российской Федерации от внешних источниковобеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свободукрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности обществаформирование гармоничных межнациональных отношенийулучшение экологической ситуации в странесвоевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз социальной безопасности России;

• выявление, предупреждение и пресечение причин и условий, порождающих преступность;

• усиление борьбы с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой.

Автор в заключении пришел к выводу о том, что Россия должна решительно и твердо укреплять свою социальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на современный позитивный опыт демократического развития страны.

Разработанные автором методологические аспекты могут оказаться полезными при выборе и обосновании базисных направлений государственной политики обеспечения социальной безопасности. Использование разработанного инструментария поможет понять, ради чего и как следует использовать ограниченные ресурсы страны. Исходя из вышесказанного, автор считает, что для совершенствования процесса обеспечения социальной безопасности необходимо:

1. В теории безопасности необходимо упорядочить терминологию и более корректно применять термин «национальная безопасность». Его правильнее использовать, когда речь идет о безопасности конкретной нации, сохранении ее генофонда и духовного наследия.

2. При рассмотрении безопасности человека и общества правильнее употреблять термин «социальная безопасность», которое должно быть предметом исследования в социологии управления.

3. Для более глубокого изучения проблемы социальной безопасности ее следует рассматривать через безопасность личности, социальных групп, общества и государства.

4. При исследовании проблем социальной безопасности целесообразно использовать системный метод и представить социальную безопасность и ее обеспечение как систему, имеющую свою структуру, в которую входят совокупность элементов (объекты, субъекты, регуляторы, детерминанты), объединенных общими свойствами и связями, функциональной средой и целью существования.

5. При исследовании возможных угроз социальной безопасности целесообразно классифицировать их по группам, это даст возможность систематизировать угрозы и социологически их замерить, а значит принять правильное управленческое решение для их предотвращения и устранения.

6. При измерении уровня возможных угроз целесообразно использовать принятые в социологической науке социальные индикаторы.

7. В стране необходимо принять Концепцию социальной безопасности, так как ее отсутствие не позволяет осмыслить эту проблему целостно, а значит и принять правильное управленческое решение и необходимые меры по обеспечению безопасности. Для разработки Концепции социальной безопасности автор разработал Доктрину социальной безопасности, которая может быть положена в основу Концепции.

8. Обеспечение социальной безопасности следует рассматривать не только как защиту от угроз, но и как объект управления. В этом случае социальную безопасность возможно обеспечить на основе прогнозирования состояния системы управления, реализации механизмов предотвращения угроз (кризисов) и ослабления их последствий, а главное — реального обеспечения высокого потенциала безопасности.

9. При выборе методов обеспечения социальной безопасности в качестве основного целесообразно использовать программно-целевое планирование и управление. Этот метод автор адаптировал под систему обеспечения безопасности.

10.Современная социальная и демографическая ситуация в России требует разработки социальных программ по сохранению России и ее населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  2. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Российская газета. 9 марта 1992 г.
  3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Сборник Федеральных конституционных законов и федеральных законов. Выпуск 1 (55). — М.: Известия, 1998. 52 С.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 25 февраля 1992 г. № 177 «О министерствах Российской Федерации».
  5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» от 08.10.1992 г.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 17 января 1994 г. № 3. Ст. 190.
  7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об образовании комитетов Совета Федерации» от 14 января 1994 года. Российская газета от 26 января 1994 года.
  8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер по борьбе с преступностью» от 22 июня 1994 г.
  9. Концепция национальной безопасности.1. КНИГИ И МОНОГРАФИИ
  10. В.А., Новиков В.Д-, Радаев Н, Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: Деловой экспресс. 2001.-344 с.
  11. Аристотель. «Политика» М., 1911
  12. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4.
  13. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. —273 с.
  14. Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М.: изд-во Государственной Думы. 2001. 143 с.
  15. Безопасность / Информационный сборник. 1995. № 5−6.
  16. Безопасность России: системный подход // Безопасность (специальный выпуск). 1993. май. № 5. — 66 с.
  17. H.A. Судьба России. — М.: Советский писатель, 1990. — 342 с.
  18. П.Г. Методологические аспекты национальной безопасности России. М.: ФЦНТП «Безопасность». 2002. 300 с.
  19. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая и социальная безопасность в России. М.: Изд-во МГУК. 1999. 375 с.
  20. A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия.
  21. М.: НПО «Модуль». 2000. 240 с.
  22. A.B., Прохожев A.A. Государственное управление и национальная безопасность. М.: изд-во РАГС при президенте РФ. 1999. -113 с.
  23. И.Н. Национальная безопасность РФ: проблемы правового регулирования. СПб.: изд-во СПб. универ. МВД России. 1999. 263 с.
  24. Глобальные проблемы современности / Отв. ред. H.H. Иноземцев. — М.: Мысль, 1981. —285 с.
  25. Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. Т.2.
  26. Государственно-правовые основы обеспечения безопасности в РФ. СПб. 1999. 86 с.
  27. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ в 1 999 году. М.: 2000. 224 с.
  28. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 1999. году. М.: ГЕОТАР-МЕД. 2000. 104 с.
  29. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ в 1999 году. М.: 2000. 580 с.
  30. В.А. и др. Введение в системный анализ: Учеб. пособие. — JL: Изд-во. Ленингр. ун-та, 1988. — 232 с.
  31. И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. М.: УРСС. 2001. 208 с.
  32. Н.П., Зотова H.A. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Евразийский регион. 1998. -240 с.
  33. В. Толковый словарь. М., 1903. Т.1.
  34. В.А. Экономическая безопасность: теория и реальность угроз. М.: МО МАНПО. 2000, 222 с.
  35. B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. Новосибирск: Изд-во НГУ. 1998. 164 с.
  36. Древнерусские княжеские уставы. М., 1976.
  37. В. Пригоршня праха. Не жалейте флагов. М., 1971. 359 с.
  38. Информационная безопасность России. М.: Клуб «Реалисты». 1998. 224с.
  39. И. Сочинения: В 6 т. М., 1964 1966. Т.6.
  40. Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991.
  41. Е.А. Минерально-сырьевые проблемы России накануне XXI века. М.: РБИ. 1999.-401 с.
  42. О. Антология мировой философии. Т.З. М., 1971.
  43. Ю., Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности. А.-А.: «Верный». 1999. 808 с.
  44. И.А. Информация и безопасность. М.: Изд-во МГЦ НТИ. 1997. -336 с.
  45. ВЛ. Безопасность в эпоху партнерства. М.: Терра. 1999. -364 с.
  46. Международные конфликты современности / Под ред. В. И. Гантмана — М.: Наука, 1983.—407 с.
  47. Международные научные исследования и глобальные проблемы национальной безопасности в 21 веке / Тезисы докладов научн. конф. 17−20 мая 1999. М.: изд-во РУДН. 2000. 206 с.
  48. В.М. Национальная безопасность Российской Федерации. М.: Экзамен. 2002. — 256 с.
  49. Миграция и безопасность в России. М.: Интердиалект. 2000. 341 с.
  50. Наука и безопасность России: историко-научные, методологические и историко-технические аспекты. М.: Наука. 2000. 599 с.
  51. П.А. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 1901.
  52. Оборонная стратегия США на 1990-е годы. Стратегия региональной напряженности. Перевод с английского. М., 1993. 25 с.
  53. Р. Избр. Соч.: В 2 т. М., 1950.
  54. Платон. Диалоги/Пер. с древнегреческого. М., Мысль, 1986.
  55. Платон. Сочинения. Т.З. 4.1. М., 1971.
  56. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М., 1968 1972. Т.2.
  57. H.H., Погостинский Ю. А. Системный подход в экономико-математическом моделировании. СПб.: изд-во СпбГУ ЭФ. 1999. 74 с.
  58. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. В 3 т. М., 1890. Т. 1
  59. Политология. Энциклопедический словарь: М., 1993.
  60. И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. М.: Синтег. 2000. 528 с.
  61. Проблемы внутренней безопасности России в 21 веке / Материалы конференции. М.: изд-во РАГС при президенте РФ. 2001. 155 с.
  62. Проблемы региональной безопасности Российской Федерации: практический опыт и задачи совершенствования законодательства / Рабо-чие материалы парламентских слушаний от 28 ноября 2000 г. М.: изд-во Госдумы Федерального собрания РФ. 2000. Часть 1. 310 с.
  63. A.A. Национальная безопасность: основы теории, сущность проблемы. М: изд-во РАГС при президенте РФ. 1996. 27 с.
  64. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет.
  65. Институт социологии. М.: Наука, 1994.
  66. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.
  67. Социальная политика и уровень жизни населения России. Статистический сборник. М.: Госкомстат РФ. 2000. 502 с.
  68. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Сборник трудов Новосибирской государственной академии экономики и управления. 1999, 2000, 2001, 2002 г. г.
  69. Теория управления: терминология. АН СССР: комитет по научно-технической терминологии. М. Наука. 1988. 56 с.
  70. Ю.С. Проблемы продовольственной безопасности России. М.: РИСИ. 1995.-375 с.
  71. Хуэй Шень Ву, Фань Ин. Компьютерная преступность и правовое обеспечение информационной безопасности. М.: 2003. 201 с.
  72. .Н. Курс государственной науки. Ч. 2. Социология. М., 1896.
  73. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999. 358 с. 1. СТАТЬИ
  74. А.Г. Национальная безопасность России в многополярном мире. // Вестник РАН. 2000, № 11. С. 984−993.
  75. С.И. Мотивационная структура образов безопасности некоторых социальных групп. // Безопасность. 1994. № 7−12 (23). С. 25−31.
  76. O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепциинациональной безопасности //Безопасность. 1994. № 3. март. С. 91—94.
  77. Н.Г. Системные основы обеспечения национальной безопасности России. // Безопасность. 1994. № 1−2. С. 19. и другие.
  78. П.Г. Методологические аспекты национальной безопасности России. М.: ФЦНТП // Безопасность. 2002. — С. 300.
  79. В.Э. Занятость населения и стабильность общества. // Безопасность. 1993. № 1. С. 31−37.
  80. В.Н., Мартинес Р. и др. Проблемы восприятия современным обществом основных понятий экологической науки. // Экология. 1996, № 3. С. 165−170.
  81. С. Биотропное оружие. // Обозреватель. 2000, № 12. С. 36−37.
  82. Ю.Л. Проблемы комплексной безопасности в 21 веке. // Безопасность. 2000. № 3. С. 15−23.
  83. В.Т. Социальный иммунитет России как ресурс безопасности Отечества. // Безопасность. 1995. № 11 С. 26−31.
  84. В.Т. Этика безопасности и социальные конфликты в новых государствах. //Безопасность. 1993. № 1. С. 38−40.
  85. Г. В., Сергиенко Н. П., Лещенко Л. И. Климат верхней атмосферы меняется. // Вестник РАН. 2000. № 10. С. 929−933.
  86. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 1999 году. // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2000, выпуск 5. С. 4171.
  87. A.B. Безопасность как социальное явление. М.: 2002. / Сборник научных трудов кафедры управления и информатики. Выпуск 2. Дипломатическая академия МИД России.
  88. И.И., Никонов В. Н. Борьба с терроризмом: психологическое обеспечение спецопераций по освобождению заложников. // Безопасность. 1996. № 3−4.-С. 144−150.
  89. К.Я. Глобальные изменения на рубеже тысячелетий. // Вестник РАН. 2000. т. 70, № 9. С. 788−796.
  90. Концепция безопасности Союза Беларуси и России. // Безопасность Евразии. 2000, № 2. С. 413−432.
  91. В.В. Методы сближения уровней экономического и социального развития регионов России. // Безопасность. 1995. № 11. С. 90 -97.
  92. E.H. Синергетический стиль мышления: историческое место, мировоззренческие основания, перспективы / Культура и развитие научного знания. М., 1991.
  93. А.П., Стрельцов A.A. Информационная безопасность России в современных условиях и основные подходы к ее обеспечению. // Безопасность. 1995. № 11. С. 97−105.
  94. Ф. О характере современных внешних вызовов и угроз национальным интересам и безопасности России. // Ядерный контроль. 1999, № 6. С. 34−38.
  95. И.А. К созиданию общей теории безопасности. // Военная мысль. 1992. № 11.-С.13.
  96. М.А. Концепция построения модели безопасности социальных систем. // Безопасность. 1994. № 7−12 (23). С. 83−93.
  97. С.В. Экономическая безопасность предприятий. // Безопасность. 1993. № 304. С. 70−76.
  98. С. Политическая социология / Социология сегодня. М., 1965.
  99. В.П. Геополитика и военная безопасность России // Геополитика и безопасность. 1993. № 1. С. 75 — 81.
  100. В.И., Панин И. Н. Международный терроризм: особенности проявления и пути военного противодействия. // Евразийский вестник. 2003. № 13.
  101. Д.С. Будущее российской экономики. // Экономист. 2000. № 12. С. 3−18.
  102. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности. — М.: ФЦНТП // Безопасность. 2002. С. 50.
  103. В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели. // Военная мысль. 1995, № 6. С. 37- 48.
  104. И.Я., Шиклева Т. Л. Демографическая война против России. // Безопасность. 1999, № 9−10. С. 28−45.
  105. А.К. Внешний долг России состояние и проблемы платежеспособности. //Проблемы прогнозирования. 2000, № 4. — С. 99−107.
  106. В. П. Россия в условиях глобализации мировой экономики: вопросы стратегии и безопасности. // Проблемы прогнозирования. 2000, № 4. С. 72−90.
  107. В.И. Природные катастрофы на рубеже 21 века. // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2001, № 1. С. 54−79.
  108. С.З. Безопасность России: поиск новых подходов. //Власть. 1997.-С. 17.
  109. В.Д. Экологическая безопасность как компонент национальной безопасности США. // США: экономика, политика, культура. 1997. № 6. С. 516.
  110. ПО.Пирумов B.C. Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях // Геополитика и безопасность. 1993. № 1. С. 7 — 16.
  111. Ш. Пирумов B.C. Методология комплексных исследований проблем безопасности России. // Проблемы глобальной безопасности. М.: ИНИОН РАН. 1995.-С. 49−77.
  112. И2.Прохожев A.A. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов. // Безопасность. М., 1995. № 9. С. 13.
  113. РНИСиНП. / 9-ые годичные научные чтения. М., 2000. С. 4.
  114. Д.Б. Природные ресурсы России: взгляд в будущее. // Наука в России- 2000. № 5. С. 4−9.
  115. П.И. Человек как объект и субъект безопасности. //Безопасность. 1995. № 11.-С. 14−25.
  116. Г. М., Сергеева Л. И., Кутахов Ю. Л. Человек и русский вопрос в контексте личной, национальной, комплексной безопасности. // Безопасность. 1995. № 9. С. 68−80.
  117. В.В., Яновский Р. Г. Социальная безопасность как исследовательская проблема. // Вестник РАН. 1966. Т.66, № 4. С. 291−304.
  118. Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности. // Безопасность. 1995. № 5−6. — С. 29−46.
  119. Г. Социальная стабильность в обществе как необходимое условие национальной безопасности. // Безопасность. 1996. № 3−4. — С. 54−67.
  120. Н.Е., Ловцов ДА, Сергеев H.A. Национальная безопасность: базисные аспекты. // Стратегическая стабильность. 2000, № 3. С. 44−56.
  121. Социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. М.: ИСПИ РАН, 1994, Тюшкевич С. А. Показатели (индикаторы) социальных угроз. / Выступление на научно-практической конференции. М., 1994. С. 25. и другие.
  122. И. Проблемы национальной безопасности России. // Безопасность. 1995. № 11. С. 46−53.
  123. .М., Котилко В. В. Региональная и федеральная слагаемые безопасности России. // Безопасность. 1995. № 11. С. 89−98.
  124. А.Н. Социальная напряженность и конфликтология. // Безопасность. 1995. № 11. С. 114−119.
  125. В.И. Историко-социологический анализ развития социальной и социологической мысли по проблемам национальной безопасности. // Безопасность. 1995. № 2. С. 78.
  126. Е.И., Токарев А. Ф. Социальная профилактика и общественная безопасность. // Безопасность. 1993. № 1. С. 41−46.
  127. В.И. Социология национальной безопасности как «новая парадигма социологического знания». // Безопасность. 1995. № 3−4. С. 89−95.
  128. П. М. К формированию концепции безопасности России // Безопасность. 1993, № 6. С. 27 — 35.
  129. Ю.Е. Проблемы и парадоксы образования в высшей школе. // Безопасность. 1995. № 2. С. 61.
  130. И.Н. и др. Геополитические и геостратегические аспекты обеспечения национальной безопасности. // Безопасность. 1995. № 9. С. 23−26.
  131. О.М. Права человека в России и социальная напряженность вобществе. // Безопасность. 1995. № 11. — С. 32−38.
  132. О.М. Некоторые проблемы борьбы с терроризмом в современных условиях. // Безопасность. 1995. № 2 С. 65−70.
  133. Э.Г. Развитие подходов к обеспечению национальной безопасности после окончания холодной войны. // Безопасность. М., 1995. № 9. С. 5−8, 32.
  134. В.Н. Люмпенизация населения России как угроза ее национальной безопасности. // Безопасность. 1995. № 2. — С. 92−97.
  135. Р.Г., Серебряников В. В. Социальная безопасность как исследовательская проблема. // Вестник РАН. 1996. Т. 66. № 4. С. 291−304.
Заполнить форму текущей работой