Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институт районной прессы в коммуникационном пространстве социума: на примере Пензенской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном обществе институты СМИ имеют сложную структуру, типологизация которой позволяет выделить различные типы прессы по множеству признаков: массовости, качеству, специализации, ориентированности на аудиторию и т. д. Средства массовой информации как особый вид средств массовой коммуникации — это социальные институты коммуникации и соответствующие организации. Совокупность социальных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Районная пресса в системе массовых коммуникаций российского общества
    • 1. 1. Массовая коммуникация как социальная реальность
    • 1. 2. Институциональный подход к коммуникационному пространству
  • Глава 2. Районная пресса в социальной среде региона
    • 2. 1. Районная пресса в коммуникационном пространстве Пензенской области
    • 2. 2. Профессиональная среда районной прессы как фактор эффективности и качества ее функционирования
  • Заключение 126 Библиографический
  • список
  • Приложения

Институт районной прессы в коммуникационном пространстве социума: на примере Пензенской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Предлагаемое исследование обращено к институту районной прессы как одному из важных компонентов коммуникационного пространства социума. Мир коммуникаций занял одно из главных мест в ряду объектов социологической науки. Все чаще становление человеческого общества связывается с развитием и доминированием определенных видов социальных коммуникаций. СМИ объединяют ряд социальных институтов (пресса, издательства, агентства печати, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающих сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

Современная эпоха характеризуется исключительно динамичными процессами развития социальной жизни. Современная цивилизация является постиндустриальной, при которой общество, оставаясь техногенным и технотронным, все более становится информационным. Информация служит в нем важнейшим условием интенсификации общественного производства и повышения его эффективности. Для России переход к информационному обществу обретает особый смысл, поскольку процесс информатизации в ней совпадает с эпохой трансформации общественных отношений. СМИ принадлежит огромная роль в достижении максимальной информированности граждан, информационном обеспечении демократии. Регионализация социального мира представляет собой естественную, органическую составляющую единого или общего для прогресса человечества явление. Оно имеет специфические черты, характерные для различных типов территориальных социумов.

Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсталая полиграфическая база, отсутствие квалифицированных журналистских кадров), пользуется неизменным спросом у местных жителей. Районные издания, идут вслед за читателем, и имеют свое, весьма выразительное содержание, свой умеренный стиль, свой облик, отличный от прессы крупных регионов и мегаполисов. На фоне многочисленных исследований различных средств массовых коммуникаций районная пресса является малоисследованным объектом социологии и обращение к ней представляется исключительно актуальным как в плане развития отношений с властными структурами, так и в контексте выживания в новых условиях, освоения новых ниш медиатизации общества.

Организация социально-ориентированной профессиональной среды районной прессы является одним из главных условий и средств реализации общественных целей данного института. В социально-профессиональной среде журналистов районной прессы принято ориентироваться на ответственность перед руководством редакции газет и местным населением за результаты деятельности.

Научный характер анализ районной прессы обретет лишь тогда, когда будет разработана ее теоретическая конструкция, в построение которой, на наш взгляд, должна входить и исследовательская модель профессиональной среды журналистов районных газет. Построение такой р модели логически требует выделения профессиональной среды < журналистов районной прессы из того «мира» социальных явлений, которые окружают ее членов и которые называются социальной средой корпорации. В связи с этой задачей представляется необходим поиск адекватного теоретико-познавательного подхода к изучению профессиональной среды районной прессы.

Степень научной разработанности темы. В социологии проблема социальных коммуникаций получила развитие в начале XX в. и связана с появлением категории «коммуникация». Трактовка этого понятия проводилась с различных позиций: в рамках бихевиоризма (Д.Уотсон), символического интеракционизма (Дж. Г. Мид), персонализма и экзистенциализма (Н.А.Бердяев, К. Ясперс, Ж.-П.Сартр, А. Камю). Выделение важной конструктивной роли коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности, функционировании социальных систем связано с творчеством Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Моля, П. Бурдье, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, И. Валлерстайна, Г. Лассвелла, Д. Маккуэйла и др. В России коммуникационные процессы исследуются в работах Г. П. Бакулева, М. П. Бочарова, С. В. Бориснева, М. А. Василика, В. Т. Ганжина, П. Н. Киричека,.

B.П.Конецкой, М. М. Назарова, Т. В. Науменко, В. Д. Попова, В. Е. Ревы, А. В. Соколова, Е. С. Федорова, Л. Н. Федотовой, О. Г. Филатовой, И. Д. Фомичевой, А. Н. Чумикова, Ф. И. Шаркова и др.

Массовая коммуникация является одним из базовых институтов современного общества. Социальные институты и их функции анализируются в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Веблена, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса, Дж. Смелзера, А.Р.Рэдклифф-Брауна, Я. Щепаньского, российскими социологами: М. С. Комаровым, Г. В. Осиповым, Д. П. Гаврой, М. А. Шишкиной, и др. Значительное внимание уделялось идеям, посвященным различным проблемам системы СМИ, определяющих основы функционирования журналистики, содержащие принципы анализа современных СМИ. Это труды Я. Н. Засурского,, И. М. Дзялошинского, М. В. Шкондина, Е. И. Пронина, П. Н. Киричека,.

C.Г.Корконосенко, Л. А. Поелуевой, Л. Л. Реснянской, И. Д. Фомичевой, А. А. Грабельникова, А. Г. Менделеева, К. С. Гаджиева, Т. В. Артёмовой, А. Н. Балашова, С. В. Баталина, Ф. Д. Гумбатова, зарубежных исследователей: Дж. Кина, Э. Дэнниса, Д. Мерилла, Э. Ламбета, Э. Багерстама, Э. Д. Миллера, Ф. С. Сиберта, У. Шрамма, Т. Питерсона, и др.

Весьма значимы исследования, в центре внимания которыхобщественные явления и процессы, социальные аспекты деятельности СМИ и массовой коммуникации, особенности их функционирования в современных условиях, проблемы журналистики и общественного мнения. Это работы В. И. Быченкова, Д. П. Гавры, М. К. Горшкова, Б. А. Грушина, Б. Дубина, А. В. Дубровского, Н. В. Лайдинец, Ю. А. Левады, Г. Я. Ракитской, Л. Н. Федотовой, И. Д. Фомичевой, В. А. Ядова, и др.

Важное место в этом ряду занимает исследование «Районная газета и пути ее развития», проведенное в лаборатории изучения функционирования прессы факультета журналистики МГУ1. В рамках проекта анализ содержания газеты соединялся с замером потребностей Аудитории в социальной информации. Исследовательский проект «Проблемы эффективности местной прессы на примере районных газет» был реализован в 1991 г. социологами Ростовского университета .

Концептуальное развитие идеи информационного общества осуществляется на базе различных методологических принципов и подходов: технологического (Э.Тоффлера, Д. Нейсбита, Р. Робертсона), экономического (Ф.Мэклуп, М. Порат), пространственного (П.Бурдье Д. Харвея, М. Кастельса) конфликтологического (Г. Шиллера, А. Голднера, Э. Гидденса, Ортега-и-Гассета, Т. Элиота), стратификационного (Д. Белла, Ч. Лидбитера, Р. Райха, П. Дракера), культурологического (Х.М.Маклюена, Ж. Бодрийяра, А. Бюля, Д. В. Иванова, С. Кара-Мурзы, Т. Дридзе, В. С. Свечникова, В. Терина, М. Паэтау), регионализации (Э.Гидденса, А. И. Сухарева, В. Л. Каганского, В. В. Маркина, В. Н. Лексина, А.Н. Шевцова).

Большой вклад в изучение информационных процессов внесли российские исследователи: В. Г. Афанасьев, А. П. Ершов, Н. Н. Моисеев,.

A.И.Ракитов, А. Д. Урсул, Ю. А. Шрейдер и др. Социологические аспекты информации получили развитие в работах О. Н. Вершининой, А. И. Каптерева, Н. В. Лопатиной, И. С. Мелюхина, Ю. А. Нисневич, В. В. Печенкина,.

B.А.Писачкина, Г. П. Смоляна, И. В. Соколовой, Д. С. Черешкина и др. Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основе диссертационного исследования положены идеи системно-топологического подхода (П.Бурдье, Э. Гидденс, Н. Луман), использованы идеи и принципы.

1 См.: Районная газета в системе журналистики: опыт социологического исследования / Отв. ред. А. Верховская, Е. Прохоров. — М.: Издательство Московского университета, 1977.;

2 Районная газета: Программа и результаты социологического исследования районных газет Ростовской области (1989 г.) — Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1991. институционального подхода (Э.Дюркгейм, Т. Веблен, Т. Парсонс, Я. Щепаньский, Дж. Ритцер), теорий социального пространства информационного общества (Х.М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ф. Уэбстер), а также институционально-средового подхода (Т.Парсонс, Дж. Ритцер, Д. П. Гавра, М.А.Шишкина), социального изменения (З.Бауман), социальной трансформации и социальной адаптации.

Важное место в диссертации принадлежит конструкционалистскому подходу (П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман). Социальная действительность рассматривается в нем как результат, заданный и определенный субъектом социального действия, практикой, результатом взаимодействия людей. Конструкционизм используется при изучении деятельности группового сознания (диалог, дискурс в процессе которого конструируется социальный мир и представления о нем), а также в форме контекстуальности (когда позиции дополняются анализом сознания других групп и общества в целом, с использованием статистики и данных наблюдений).

В диссертации задействованы методы системного подхода в контексте рассмотрения процессов глобализации и регионализации информационного общества. Для классификации существующих и развивающихся социологических парадигм, а также определения их исследовательского потенциала для анализа профессиональной среды организации районной прессы нами использован достаточно известный подход, сформулированный американским социологом Дж. Ритцером и применяемый в работах отечественных социологов (В.Г.Немировский, В. В. Комлева, С.А.Тихонина). В рамках этого подхода в классификации социологических теорий выделяются в качестве основных: парадигмы социальных фактов, социальных определений и социального поведения.

Макрообъективному и макросубъективному уровням соответствует парадигма «социальных фактов», источником которой служит творчество Э. Дюркгейма. В рамках исследования макроструктур и институтов, составляющих внешние условия профессиональной среды института районной прессы, используются положения теорий структурно-функционального (Т. Парсонс, Р. Мертон) и системного анализа (Н. Луман). Макросубъективному и частично микросубъективному уровням исследования соответствует парадигма «социального определения», методологической базой которой служат работы М. Вебера, посвященные социальному действию. Микросубъективному и микрообъективному анализу соответствует парадигма «социального поведения», берущая начало в творчестве психолога Б. Ф. Скиннера.

В диссертационном исследовании автором используются ряд положений теории социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс), символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блюмер, Ч. Кули), феноменологической социологии (Г. Гарфинкель, А. Щюц) и социального конструктивизма (П. Бергер и Т. Лукман). Используются подходы парадигмы социального определения к проблеме профессиональной среды журналистской деятельности, которые позволяют рассматривать характеристики районной прессы в качестве факторов социального поведения журналистов, определяющих выбор ими индивидуальных траекторий творчества, влияющих на формирование ценностных ориентаций процесса профессиональной самореализации в целом.

Коммуникационное пространство общества рассматривается как целостное и системное образование, развернутое в динамическом процессе как связь состояний, а также имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития. Для изучения внутренней структуры этого социального феномена использован структурно-функциональный анализ и деятельностный подход, применяемый к исследованию общественных явлений.

В работе активно задействован сравнительный (компаративный) метод, позволяющий сопоставить однотипные явления возникновения информационных процессов, протекающих на глобальном, региональном и локальном уровнях. В данном исследовании также применен институциональный подход, позволяющий выделять и рассматривать достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвуют определенные организации, выполняющие социально значимые функции, действуют нормы и предписания, регулирующие определенные области интеракций людей.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является анализ социального института районной прессы. В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

— выявить структуру коммуникационного пространства регионального социума, определить его место в системах социальной практики и трансформации качественных состояний общества;

— раскрыть социальную сущность, содержание и функции социального института районной прессыпроанализировать процесс влияния внешних факторов (информационной среды, властных структур и др.), а также профессионального состава редакционных коллективов на качество функционирования районных газет;

— обосновать роль и место социального управления в развитии районной прессы.

Объектом исследования является социальный институт районной прессы.

Предметом исследования выступает процесс конструирования социальных проблем районной прессой в коммуникационном пространстве региона.

Гипотеза исследования. В системе средств массовой коммуникации районная пресса (газеты) образуют особый социальный институт, востребованный местной территориальной общностью, выполняющий специфические функции и обладающий высокой жизнеспособностью.

Эмпирическую базу исследования составили данные социологического исследования региональной прессы за период с января.

2004 г. по июнь 2007 г. Значительное внимание уделено вторичному анализу материалов исследования региональной прессы.

В исследовании использовались различные методы: проводились фокус-группа (август 2006 г.), интервью с руководителями редакционных коллективов и журналистами районных газет (октябрь 2005 — сентябрь 2006 г.), контент-анализ четырех районных газет Пензенской области за 2006 г., а также проведен сплошной опрос сотрудников районных газет (январь-февраль 2007 г.).

При анализе результатов анкетного опроса принимались во внимание следующие характеристики респондентов: возраст (менее 30 лет, 31−40 лет, 41−50 лет, старше 50), стаж журналистской работы (1−3 года, 4−6 лет, 7−10 лет, 11−20 лет, свыше 20 лет), образование (высшее, незаконченное высшее, средне-специальноежурналистское, филологическое, иное), должность (руководитель высшего звена, руководитель среднего звена, рядовой сотрудник), тип СМИ (государственное, частное, общественное, смешанная форма. Объем выборочной совокупности составил 255 человек. Эмпирические данные проанализированы при помощи описательной статистики с применением пакета программ SPSS.

Научная новизна исследования:

— дана социологическая интерпретация понятия социальный институт районной прессы в современном российском обществе и региональном социуме на примере Пензенской области;

— выявлены основные тенденции и социальные последствия развития районной прессы для регионального сообщества;

— проведен анализ основных условий и факторов, влияющих на изменение социального статуса районной прессы в современном обществе;

— рассмотрены категориальные структуры, описывающие условия и процесс развития, а также динамический ряд качественных состояний коммуникационного пространства регионального социума («коммуникация», социальная коммуникация", «массовая коммуникация», «средства массовой информации», «районная пресса» и др.;

— районная пресса рассмотрена в качестве социального института, качество функционирования которого определяется как внешними условиями, так и внутренними факторами (составом журналистских кадров, наличием творческой атмосферы редакционных коллективов и др.);

— предложена концепция развития самостоятельности районной прессы путем замены учредительства и дистанцирования от административной опекивыработаны практические рекомендации по повышению эффективности и качества функционирования районных газет в социальном пространстве региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. Коммуникационное пространство социума — это сложное, поликомпонентное по содержанию явление. Для его характеристики служат понятия, охватывающие компоненты внешней и внутренней среды, пространств, включающие информационную и ментальную структуры.

2. Важнейший компонент коммуникационного пространства социума — его институциональная структура. В коммуникационном пространстве российского социума исключительно важное место принадлежит институту районной прессы.

3. Районная пресса Пензенской области по основным признакам является вполне типичной для районной прессы других регионов (субъектов) РФ. Она выполняет те же функции, репрезентируется сопоставимым подбором журналистских кадров.

4. Кадровый состав районной прессы создает особую профессиональную среду, во многом определяемую условиями работы, взаимодействием с местной и региональной властью, степенью экономической свободы, уровнем специальной профессиональной подготовки, образованием и творческим потенциалом редакционных коллективов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе конституируется коммуникационный подход к проблеме исследования института районной прессы на примере коммуникационного пространства Пензенской области. Практическая значимость исследования также определяется тем, что результаты проведенного исследования позволяют выработать рекомендации по коррекции управления коммуникационным пространством региона. Материалы диссертации можно использовать при разработке специальных учебных курсов и спецкурсов по социологии журналистики, социологии коммуникаций, социальному управлению и других учебных дисциплин. Выводы и рекомендации, сформулированные в результате исследования, могут быть использованы при организации обучения в высших учебных заведениях, а также в учреждениях послевузовского образования и системах подготовки и переподготовки специалистов в области социологии, связей с общественностью, социального управления, менеджмента.

Апробация работы. Основные положения диссертации вошли в доклады и научные сообщения автора на Международной научно-практической конференции «Проблемы развития регионального социума» (Саранск, 2006), Всероссийских научно-практических конференциях «Функционирование региональных СМИ в современных условиях» (Пенза, 2006)., Огаревских чтениях в МГУ имени Н. П. Огарева в 2005 — 2006 гг, «Социальная экология в изменяющейся России: проблемы и перспективы» (Белгород, октябрь 2007), региональных научных конференциях: «Духовное развитие региона: состояние и перспективы» (Саранск, ноябрь 2006 г.) — «Методология гуманитарного знания» (Саранск, май 2007 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих по два параграфа), заключения, библиографического списка, приложений.

Заключение

.

Каждое общество образует свое коммуникационное пространство, агентами которого выступают отдельные люди, группы людей и социальные институты. Любой коммуникационный акт осуществляется в рамках пространственно-временных координат. Все коммуникационные взаимодействия реализуются в социальном пространстве и все информационные процессы в обществе рассматриваются как социальные коммуникации. Без поддержания устойчивого обмена информацией между индивидами и социальными группами невозможно представить существование общества как целого.

Массовая коммуникация является источником и средством распространения информации, необходимой для функционирования различных общественных структур, общностей и социальных институтов. Она представляет собой важнейший фактор нормативных образцов, источник определений и средств формирования моделей социальной реальности. С помощью средств массовой информации становится возможным удерживать под контролем эмоциональный климат регионов, стран и народов. Массовые коммуникации составляют ряд важнейших институтов современного общества.

В соответствии с общим пониманием социальных институтов под институтами СМИ следует понимать функционирующую в социуме устойчивую, нормативно закрепленную совокупность ролей и статусов, предназначенную для решения общественно необходимой задачи — обеспечение эффективных публичных коммуникаций. Это особая форма социальной организации, особый способ социального закрепления специфических видов деятельности, связанных с оптимизацией взаимодействия социальных субъектов (индивидов, общностей, социальных организаций и социальных институтов) с их общественностью.

Основная цель институтов СМИ — обслуживание общественной потребности, связанной с обеспечением эффективного партнерского публичного дискурса для всего множества социальных субъектов, представленных в социуме, и для каждого из них в отдельности. Таким образом, социальные институты СМИ (массмедиа) выполняют особый вид социальной деятельности, имеющей свою цель, предмет, субъекты, средства, характер и содержание. Средства массовой коммуникации выполняют самые многообразные функции, в том числе образования и социализации, рекламы, развлечений, информирования, научного и культурного просветительства и т. д. Они оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию, развлечения, спорт и т. д.

В своем развитии средства массовой информации проходит те же стадии институционализации, которые характерны для общества в целом. Динамика ее развития, как и всех подсистем общества, задается стадиями процесса институционализации — объективацией, генерализацией и рефлексией относительно оснований и смысловых определений данных институтов.

В современном обществе институты СМИ имеют сложную структуру, типологизация которой позволяет выделить различные типы прессы по множеству признаков: массовости, качеству, специализации, ориентированности на аудиторию и т. д. Средства массовой информации как особый вид средств массовой коммуникации — это социальные институты коммуникации и соответствующие организации. Совокупность социальных практик, связанных с целенаправленным производством и функционированием в обществе эффективных систем публичных коммуникаций, образует сферу массмедиа. В этой сфере при определенных условиях формируется особый социальный институт — районной прессы, как специфическая форма социальной организации, обеспечивающая нормативно устойчивую и статусно закрепленную деперсонифицированную реализацию общественно необходимой цели на уровне социума, а также в отдельных его сегментах.

Районная пресса как социально-профессиональная организация представляет собой целенаправленную систему совместной, предметнонаправленной, институционализированной деятельности социальных субъектов, которая в процессе своего функционирования формирует совокупность внутренних и внешних условий деятельности — профессиональную среду.

Сфера районной прессы представляет широкую совокупность социальных практик (видов деятельности), связанных с целенаправленным производством и функционированием в обществе эффективных систем публичных коммуникаций социальных субъектов и оптимизацию их взаимодействия с общественностью. В сферу районной прессы включается не только собственно коммуникативная деятельность, направленная на формирование эффективной системы публичных коммуникаций социального субъекта, но и сопряженные с нею виды деятельности по информированию населения и включению продуктов массмедиа в систему управления, принятия решений и самоуправления.

Сфера районной прессы полисубъектна и неоднозначна. Характер ее существования определяется особенностями развития местного сообщества, спецификой переживаемого им исторического развития. Необходимым элементом субъектного пространства районной прессы является общественность, на которую направлены информационные потоки, образующие публичную коммуникацию. Субъектами сферы районной прессы являются различные институты, которые формируют нормативно-правовую базу для этой деятельности, осуществляют ее регулирование и контроль, а также различные профессиональные сообщества, общественные объединения, ассоциации специалистов в сфере массмедиа. К числу субъектов сферы районной прессы относятся институты профессионального обучения и образования, центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для журналистики. К элементам субъектной структуры районной прессы следует отнести и субъекты смежных сфер деятельности (рекламные и маркетинговые службы, различного рода агентства коммуникаций), которые создают коммуникативные условия для деятельности редакционных коллективов. Таким образом, в субстанциональной структуре сферы прессы представлена вся совокупность реализуемых в данный момент коммуникационных практик и их элементов.

В ходе взаимодействия социальной системы (каковой и является районная пресса) и окружающей ее среды, система постоянно решает функциональные проблемы этого процесса, а именно — проблемы адаптации, целедостижения, воспроизводства структуры и снятие напряжений, а также интеграции системы во взаимодействии со средой. Районная пресса как социальная организация не может сравниваться с внешней средой по сложности. Под ее влиянием она вырабатывает и устанавливает профессиональные требования, чтобы эффективно взаимодействовать с внешней средой.

Обоснование институциональной интерпретации районной прессы связано с анализом исторического аспекта ее формирования и институционализацииопределением типа институтов, к которым можно отнести районную прессу и ее место в системе институтов СМИрассмотрением социальных функций исследуемого явления, роли, выполняемой им в обществе, их структурыизучения характера и механизмов взаимодействия института районной прессы с другими социальными институтамивыявления проблем функциональности и дисфункциональности рассматриваемого феномена, его вклада в стабилизацию или дестабилизацию социума. Комплексное решение этих и сопряженных с ними задач позволяет в полной мере дать развернутое обоснование трактовки районной прессы как социального института.

Развитие региональных СМИ обусловливается обширными территориями, находящимися в различных геоклиматических условиях, различиями в социокультурной среде, промышленной или сельскохозяйственной ориентации экономики, демографической ситуации, тендерного баланса населения, уровня развития науки и образования, истории края, а так же особенностей местной аудитории, которая в значительной мере зависима от характерных особенностей региона.

Формирование единого пензенского коммуникационного пространства началось в 1838 году, с выходом первой газеты — «Пензенских губернских ведомостей», которые издавалась до 1917 года. С выходом в свет данного издания началось развитие средств массовой информации в регионе. Общая грамотность населения губернии в начале прошлого века составляла 14,7% и простому люду печатное слово было не доступно. Период с 1917 по 1922 гг. был временем создания множества СМИ разной политической и культурной направленности. В 1922;1941 гг. отмечены стабилизация и интенсивное развитие средств массовой информации. Период 1945;1991 гг. характеризуется стабильным развитием уже существовавших изданий. Повсеместно областная и краевая пресса до 1990 года практически вся была партийно-советской и имела определенный и стандартный набор изданий, соответствующий статусу региона.

Современный спектр региональной прессы сложился в первой половине 1990;х гг. В это время при общем количественном росте периодики происходило закрытие ряда традиционных местных изданий, сокращение их тиражей. Освободившееся информационное пространство немедленно заполнялось другими изданиями. Происходили и качественные изменения — типологический реестр региональных изданий усложнялся, совершенствовался, «затачивался» под нужды конкретного региона.

Коммуникационное пространство типичного российского региона, примером которого может служить Пензенская область, представляет собой уменьшенную модель общегосударственного коммуникационного пространства и одновременно является неким уникальным социокультурным образованием, обладающим рядом специфических черт и особенностей. На этом пространстве вполне определенно прослеживается динамика взаимоотношений между СМИ различных уровней, народом и властью, характер государственной информационной политики, а также ситуация, связанная с освещением социальных проблем и других аспектов деятельности средств массовой информации.

В настоящее время на территории Пензенской области проживает немногим более 1,4 млн. чел. По итогам Всероссийской переписи населения (09.10.02.) общая численность населения области составила 1452 941 чел. (городское население — 945 214, сельское — 507 727). На территории области по состоянию на 1 января 2007 года зарегистрировано 194 СМИ, из них печатных — 130, электронных — 53 и 11 других. Лицо региона определяют, прежде всего, печатные СМИ.

Местные издания, районные и городские газеты, занимают особую нишу в коммуникационном пространстве региона. В конструировании информационного поля, адекватного социальной действительности, независимые районные газеты имеют сейчас наилучшие условия.

Журналист газеты, обслуживающий район или небольшой населенный пункт, не может уклониться от реально существующих проблем или чрезмерно исказить ситуацию — на небольших территориях, где многие знают друг друга, такие искажения будет восприниматься негативно, снижая репутацию СМИ и количество подписчиков. На уровне района, как правило, изначально налажена обратная связь с населением — газета реагирует на обращения населения, обязана информировать о проблемах и следить за ходом их решения. Именно здесь наиболее плодотворен диалог народа и власти — газета информирует население о новых законах, проектах и механизмах их реализациивласть, в свою очередь, получает данные о конкретных проблемах, возникших при реализации проектов, о мнении общества по этому поводу. Сегодня местная газета, выходящая рядом с домом читателей, становится все более нужной как жителям регионального сообщества (поскольку находится в центре каждодневных их интересов), так и рекламодателям.

Профессиональная практика журналистов районных газет представляет собой сферу трудовой деятельности людей, которая становится возможной благодаря их профессионализму, реализуемому в русле социально-направленного (целевого) характера. Действия журналистов направлены во внешнюю для нее часть социальной реальности или среды — в предметную область, которая выступает в качестве совокупности ее условий, ресурсов и «угроз» для развития перспектив их профессиональной деятельности. Профессиональное разнообразие журналистской деятельности формируется в результате процесса ее профессионализации. В этой связи особую значимость и актуальность приобретает задача применения социологического подхода к анализу профессионализации районной прессы как компонента конструирования коммуникационного пространства.

Полная коммерциализация и тотальный властный контроль — две крайности, искажающие коммуникационное пространство региона и конструирующие или драматизирующие социальные проблемы в ущерб реальности. В том и другом случае важную роль играет финансовая зависимость — от читателей (в случае частых СМИ) или же от дотаций власти (государственные и муниципальные СМИ). Попыткой преодолеть такую зависимость на уровне районных и городских газет стала смена их учредительства в 2003;2005 гг., когда муниципальные органы передали право учредителя Департаменту СМИ и полиграфии Пензенской области. Целью второго этапа, который начат в 2006 г., является достижение полной финансовой самостоятельности путем создания издательских домов (включающих современные типографии) и расширения спектра услуг как базы для коммерческой независимости.

Для характеристики института районной прессы в Пензенской области следует отметить, что корпус штатных сотрудников (журналистов), занятых в этой сфере, составляет 120 человек, а продуктом их деятельности служит разовый тираж издаваемых газет, который на 1 июля 2007 г. составил свыше 108 тысяч экземпляров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия XXI века. / Р. Ф. Абдеев. -М. :ВЛАДОС, 1994. 252 с.
  2. , А.Б. Основы государственного управления, а сфере массовой информации в РФ/ А. Б. Агапов. М.: Юристь, 1997. — 343 с.
  3. Актуальные проблемы права СМИ. Материалы Первой российско-американской конференции/Под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышева. М.: «Право и СМИ», 1997. — 184 с.
  4. Актуальные проблемы массовой коммуникации: опыт прошлого проблемы настоящего. Кафедральный сборник научных трудов. Вып. 1. -Пенза: Изд-во Пензенского ЦНТИ, 2005. — 182 с.
  5. Актуальные проблемы массовой коммуникации: опыт прошлого проблемы настоящего. Кафедральный сборник научных трудов. Вып. 1. -Пенза: Изд-во Пензенского ЦНТИ, 2006. — 213 с.
  6. , Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М.: Текст, 1993.-303 с.
  7. , Т. В. Пресса в региональной политике: Автореф. дис. канд. философ, наук. Саратов, 1999. — 18 с.
  8. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев М.: Политиздат, 1980.- 368 с.
  9. , Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. М.: Аспект Пресс, 2005.-176 с.
  10. , И.Л. Информационное право: учеб. / И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. — 789 с.
  11. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: МЕДИУМ, 1995. — 323 с.
  12. , С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособи е/ С. В. Бориснев. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.
  13. , П. Социология и политика / П. Бурдье. М.: Socio- Logos, 1993.-336 с.
  14. , П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье / Отв. ред. перевода, сост. послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт эксперементальной социологии- СПб.: Алетейя, 2005. — 576 с.
  15. , П. Практический смысл / П. Бурдье / Общ. ред. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. — 562 с.
  16. , М.А. Региональная печать и власть: приоритеты взаимодействиях в условиях современной России: Автореф. дис. к.п.н.-М.: РАГС, 1999. 23 с.
  17. , И. Конец знакомого мира : Социология XXI века / И. Валлерстайн. М.: Логос, 2004. — 368 с.
  18. , М.А. Основы теории коммуникации: Учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005. — 615 с.
  19. , Ю.А. Формирование государственной региональной информационной политики в Республике Татарстан: Автореф. дис. к.п.н. Казань, 2005. — 25 с.
  20. , М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.-253 с.
  21. , Н. Творец и Будущее / Н. Винер. М.: ООО
  22. Издательство ACT", 2003. 732 с.
  23. , A.M. СМИ как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия / A.M. Воробьёв. Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 1998. — 183 с.
  24. Выборы: кому должны служить СМИ? Материалы конференции работников СМИ. 16−17 окт. 1995 г., Москва. М.: Права человека, 1996. — 175 с.
  25. Всемирная энциклопедия. Философия XX век. М.: ACT- Минск: Харвест: Современный литератор, 2002. — 976 с.
  26. , А.А. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике / А. А. Гагаев. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1991.-308 с.
  27. , И.А. Система обеспечения действенности критических материалов в районной газете (методический аспект) / И. А. Галкина // Районная печать: пути повышения эффективности. Сб. статей. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1988. С. 28−33.
  28. , В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? Введение в средоведческую коммуникологию / В. Т. Ганжин. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 176 с.
  29. , Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э.Гидденс. М.: Академический проект, 2003. — 528 с.
  30. , Ю.Н. Регионоведение : учеб. / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. М.: Гардарики, 2000. — 384 с.
  31. , М.К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков .- М.: Политиздат, 1988. 383 с.
  32. Государственная информационная политика: концепции и перспективы: Сб.ст. / РАГС при Президенте РФ- Отв. ред. Е. П. Тавокин. -М.- РАГС, 2001.- 82 с
  33. Государство и СМИ: будет ли в России свобода слова? / Под ред.А.Владиславлева, В. Никонова, А.Салмина. М., 2003. — 65 с.
  34. , А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография / А. А. Грабельников. -М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. 336 с.
  35. , М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация: Монография / М. Н. Грачёв. М.: НОУ МЭЛИ, 1999. — 167 с.
  36. , Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки массового сознания времен Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина. Кн. 1. / Б. А. Грушин. М., 2001. -619 с.
  37. , Ф.Д. Роль СМИ в реализации государственной социальной политики: Автореф. дис. к.филос. н. М., 1998. — 25с.
  38. , З.А. Система правового регулирования СМИ как фактор оптимизации журналистской деятельности: Автореф. дис. к.и.н. М., 1996.17 с.
  39. , К. Новое мышление в преодолении прошлого и созидании будущего / К. Гюнцль. М.: Республика, 1993. — 191 с.
  40. , Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология : Актуальные проблемы веберовского социологического учения / Ю. Н. Давыдов. М.: Мартис, 1998. — 510 с.
  41. , Е.В. Особенности массово-информационного пространства региона / Е. А. Дзякович // Регионология. 2006. № 2. С. 198 207.
  42. , А.В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация /А.В. Дмитриев, В. В. Латынов, А. Т. Хлопьев. М.: РОСС-ПЭН, 1997.- 199 с.
  43. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии / Под ред. И. Т. Левыкина. -М.: Изд-во Наука, 1984. 269 с.
  44. , А.В. Социологическая информация в региональной печати: Учеб. пособие /А.В. Дубровский. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 45 с.
  45. , М. Сравнительная политическая социология / М. Доган, Д. Пеласси. М.: Соц.- полит, журн., 1994. — 272 с.
  46. , Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис Д.Мерил Д. М.: Вагриус, 1997.-330 с.
  47. , Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. -М.: Канон, 1996.-432 с.
  48. , В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика / В. Я. Ельмеев. СПб.: ТОО ТК «Иетрополис», 1995.- 144 с.
  49. Журналист в поисках информации / Сост. Авдеев В.В.- Отв. ред. А. К. Симонов М.: Права человека. 1997. — 99 с.
  50. Журналистика и информационная политика: сборник научно-методических материалов (статей) / Общ. ред. В. Д. Попова, Отв. ред. Е. П. Тавокин. М.: РАГС, 2003. — 159 с.
  51. Журналистика и политика / Я. Н. Засурский, Е. А. Блажнов, М. В. Шкондин и др.- Под ред. Засурского Я. Н. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.176 с.
  52. Журналистика и политика. Сб. статей / Сост.: М. М. Ковалева, Д. Л. Стровский. Под научн. ред. М. М. Ковалевой. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. 112 с.
  53. Законотворчество в области СМИ в 1998 г. (Стенограмма Четвертой ежегодной конференции, Москва, 24 декабря1998 г.) / Под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. — 68 с.
  54. Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии: Сравн. Анализ /Фонд защиты гласности- Науч. ред. В. Н. Монахов М: Галерея, 1999.-223 с.
  55. , Я.Н. Реконструкция России масс-медиа и политика в 90-е гг. / Я. Н. Засурский. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 288 с.
  56. Защита чести и достоинства. Теор. и практич. Вопросы / Под ред. Г. В. Винокурова. А. Г. Рихтера, А. А. Чернышева. М: «Шаг». 1997. — 172 с.
  57. , Г. Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития / Г. Г. Зейналов. М.: Прометей, 1999. — 200 с.
  58. , В.Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. М.: Славянский диалог, 1996. — 335 с.
  59. , Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербург Востоковедение, 2002. 224 с.
  60. , О.И. Методология социологии: Учебно-методич. Пособие. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2003. С. 46.
  61. , В.В. Макросоциология : учеб. / В. В. Ильин, Б. Ф. Кевбрин, В .А. Писачкин. Саранск: 2004. — 304 с.
  62. , В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ / В. И. Ильин / Сыктывкар, ун-т- Ин-т социологии РАН. Сыктывкар, 1996. — 349 с.
  63. , В.П. Критика информации. (Lash S. Critigue of information. London- Thousand Oaks (Ca.): Sage Publikations, 2002. XII + 234 p.) / В. П. Иноземцев, С Лэш // Вопр.философии. 2002. № 10. С.182−187.
  64. Информационная политика / Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: РАГС, 2003.- 463 с.
  65. , А.И. Информатизация социокультурного пространства / А. И. Каптерев. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 512 с.
  66. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 832 с.
  67. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  68. , Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон / Б. Ф. Кевбрин / Моск. ун-т потребкооперации. М., 1998. — 244 с.
  69. , В.И. Категория «состояние» в научном познании / В. И Кемкин. М.: Высш. шк., 1983. — 120 с.
  70. , П.Н. Социология публицистики. Курс лекций / П. Н. Киричек. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. 88 с.
  71. , П.Н. Этика журналиста. Учебник / П. Н. Киричек, О. В. Федотова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 140 с.
  72. , К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учеб. пособие для вузов / К. К. Колин. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 350 с.
  73. , А.И. Региональная пресса в политическом процессе реформирования российского общества: Проблемы, особенности и приоритеты: Автореф. дис. к.ф.н. Орел, 1998.- 24 с.
  74. , С.В. Информационная политика в России. Монография / С. В. Коновченко, А. Г. Киселев. М.: РАГС, 2004. — 528 с.
  75. , Ю.А. Региональная пресса: социологический анализ/ Под ред. Л. С. Аникина. Саратов, 2004. — 30 с.
  76. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: ACT, 2001.-608 с.
  77. , А.А. Система управления СМИ / А. А. Курочкина. -СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та экономики и финансов, 1999. — 209 с.
  78. , Э. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии / Э. Ламберт. М.: ВИОЛАНТА, 1998.- 320 с.
  79. , Я. СМИ в странах СНГ: анализ политической, законодательной и социально-экономической структур: Доклад / Я. Ланге. -Brussels, 1997.-326 с.
  80. , С.В. Социологическое познание: Методологические проблемы исследования социальных явлений и процессов: учеб. пособие / С. В. Лапина. Минск: Белорусская наука, 1998. — 207 с.
  81. , В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / В. Н. Лапатин. СПб.: Фонд «Университет», 2000. -428 с.
  82. , Н.В. Информационные специалисты: социология управления / Н. В. Лопатина. М.: Академический Проект, 2006. — 208 с.
  83. , А. Российский рынок средств защиты информации / А. Лукацкий // Информ Курьер Связь. 2005. № 7. С. 31−34.
  84. , Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач.-М.: Прогресс, 1991.-412 с.
  85. , Н. Власть / Н. Луман / Пер с нем. А. Ю. Антоновского. -М.: Праксис, 2001.-256 с.
  86. , Н. Общество как социальная система / Н. Луман / Пер с нем. А. Ю. Антоновского.- М.: Издат-во «Логос», 2004.-232 с.
  87. , Н. Реальность массмедиа / Н. Луман / Пер с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005.-256 с.
  88. , Н. Эволюция / Н. Луман / Пер с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Издат-во «Логос», 2005.-256 с.
  89. , Н. Медиа коммуникации / Н. Луман / Пер с нем. А. Глухов, О.Никифоров. М.: Издат-во «Логос», 2005.- 280 с.
  90. , Н. Дифференциация / Н. Луман / Пер с нем.Б.Скуратов. -М.: Издат-во «Логос», 2006. 320 с.
  91. , Л.М. Власть и пресса: политика Российского правительства в области печати в период реформ 60-х гг. 19 века: Автореф. дис. к.и.н. Екатеринбург, 1997. — 23 с.
  92. , О.А. Опыт политического института в СМИ: (Опыт контент-анализа региональной печати) / О. А. Малаканова. Самара, 1995. -11с.
  93. , О.А. Социологические исследования как средство формирования образа политического института / О. А. Малаканова. Самара, 1995.-13 с.
  94. , М.М. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций / М. М. Мамедов, Н. П. Ващекин, Э. В. Гирусов и др. М.: Ступени, 2002. — 240 с.
  95. , В.В. Социальное программирование: теоретико-методологические проблемы / В. В. Маркин. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1998.-С. 20.
  96. , А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.
  97. , Д.Т. Институты гражданского общества и информационно-коммуникационные технологии в Казахстане / Д. Т. Медеуова // Философия. Наука. Культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. -Вып. 4. С. 61−69.
  98. , И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. — 208 с.
  99. , Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность / Н.Н. Моисеев//Полис. 1993. № 11. С. 6−14.
  100. А. Социодинамика культуры / А. Моль: Пер. с фр./ Предисл. Б. В. Бирюкова. М.: КомКнига, 2005. 416 с.
  101. Мордовия: Стат. ежегодник / Гос. Ком. статистики РМ. -Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. 304 с.
  102. Мордовия: Стат. Ежегодник / Гос. Ком. статистики РМ. -Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. 376 с.
  103. , Е.И. Введение в теорию социальных систем : учеб. пособие / Е. И. Морозов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 284 с.
  104. ЮЗ.Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 365 с.
  105. , М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию исследования. М.: «Анти плюс», 2003. — 428 с.
  106. Ю5.Назарчук, А. В. Этика глобализирующегося общества. Тенденция и проблемы глобализации в свете социально-этической концепции К.-О. Апеля / А. В. Назарчук. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. — 381 с.
  107. Настроения, мнения и оценки населения Пензенской области. Институт региональной политики (июнь 1998) Рейтинги CMH//WWW.PNZ.RU (Пензенский инф. портал) 05.09.04.
  108. Ю7.Немировский, В. Г. Общая социология: Учебное пособие / В. Г. Немировский. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 320 с.
  109. Ю8.Немировский В. Г. Универсумная парадигма в российской социологии / В. Г. Немировский // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М.: РУСАКИ, 1999. С. 80−105.
  110. , Д. Мегатренды / Д. Нейсбит, Д. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 380 с.
  111. Ю.Нисневич, Ю. А. России нужна национальная стратегия информационного развития / Ю. А. Нисневич, Д. С. Черешкин // Информ Курьер связь. 2005. № 7. С. 76−79.
  112. Новая технократическая волна на Западе / Сост. П. С. Гуревич. -М.: Прогресс, 1986.-236 с.
  113. , И.Б. Философские аспекты информатизации / И. Б. Новик, А.И. Фомичев//ВНИИМ.-М., 1983.- 111с.
  114. , И.Б. Информация и риск (философские основания системного анализа риска) / И. Б. Новик // Философские науки. 1992. N3. С. 68−74.
  115. , Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем / Д. А. Новиков. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. С. 60−67.
  116. Новые угрозы независимым СМИ, связанные с недостатками в юридическом обеспечении их деятельности /Под ред. Я. В. Скляровой. М., 2002. — 48 с.
  117. , Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Э. Ноэль / Пер. с нем. Общ. ред. Н. С. Мансурова. М., 1993. -272 с.
  118. Обсуждение проектов закона о СМИ. М.: Инст-т проблем информационного права, 2003. — 464 с.
  119. Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова. М., 2000. — 824 с.
  120. Общественное телерадиовещание: Документы. Комментарии. Рекомендации / Авт. проекта и сост. Ю. И. Вдовин. СПб.: ЛИК, 2000.- 196 с.
  121. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. — 900 с.
  122. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / Сб.: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «изд-во ACT», 2001. — 509 с.
  123. О совершенствовании правового регулирования предвыборной агитации в СМИ. Как предотвратить злоупотребления свободой слова во время выборов. —М.: Гос. Дума, 2002. 168 с.
  124. , В.В. Культуроформирующая деятельность журналистики (условия и факторы оптимальной реализации культуроформирующих функций СМИ): Автореф. дис. к.ф.н. М., 2003. — 24 с.
  125. , А.В. Проблемы познания информационных процессов /
  126. A.В. Петров // Философия. Человек. Общество: сб. науч. ст. М.: 1998. — С. 118−128.
  127. , В.А. Социология жизненного пространства /
  128. B.А. Писачкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — 182 с.
  129. , В.А. Паблик рилейшнз. Введение в специальность «Связи с общественностью»: учеб. пособие / В. А. Писачкин, И. Е. Поверинов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — 180 с.
  130. , В.А. Информационное пространство социума: структура, трансформация и региональная специфика / В. А. Писачкин, И. Е. Поверинов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 186 с.
  131. , Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов : учеб. пособие / Ю. М. Плотинский. М.: Издат. корпорация «Логос», 1998. — 280 с.
  132. , Л.А. Средства массовой информации в культуре переходного периода / Л. А. Поелуева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. -132 с.
  133. , С.В. Предметная область социологии региона / С. В. Полутин // Фундаментальные и прикладные направления регионологии: сб. науч. ст. (Прил. № 3 к журн. «Регионология»). Саранск, 2003. С. 11−18.
  134. , В. Д. Информациология и информационная политика / В. Д. Попов. -М.: РАГС, 2001. 117с.
  135. , В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. Монография / В. Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 205 с.
  136. , В.Д. Коммуникативные коды имиджа власти / В. Д. Попов, Е. С. Федоров. М.: ИД «Камерон», 2004. 72 с.
  137. , К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы / К. Поппер. М.: Феникс: Междунар. Фонд «Культурная инициатива», 1992. — 528 с.
  138. , К. Нищета историцизма / К. Поппер. М.: Издат. гр. «Прогресс» — VIA, 1993.- 187 с.
  139. , Г. Г. Коммуникативные технологии XX века / Г. Г. Почепцов М.: Рефл-Бук, 1999. — 346 с.
  140. Пресса в обществе (1959−2000 гг.). Оценки журналистов и социологов. Документы / Авторы и исполнители проекта А. И. Волков, М. Г. Пугачёва, С. Ф. Ярмолюк. М.: Изд-во Моск. шк. пол. исслед., 2000. — 616 с.
  141. Пресса России: проблемы и перспективы развития / Под общ. ред. И. Д. Лаптева М., 2000. — 97 с.
  142. , И.Р. Время, хаос, квант.: Пер. с англ. / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1994. — 321 с.
  143. , И.Р. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  144. , Е.П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2000. — 308 с.
  145. , Е.П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. -М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. 268 с.
  146. , Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на деонтологических принципах / Е. П. Прохоров. М.: Изд-во «Пульс», 2001.-40с.
  147. , А.В. Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации: защита чести, достоинства и деловой репутации / А. В. Пчелинцев. М: Институт религии и права, 1998. -63 с.
  148. Пять лет Закону РФ о СМИ. М.: Фак. жур-ки МГУ, 1997.84 с.
  149. Районная газета: Программа и результаты социологического исследования районных газет Ростовской области (1989 г.) Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1991. — 80 с.
  150. Районная печать: пути повышения эффективности. Сб. статей. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1988. 80 с.
  151. Районная газета в системе журналистики: опыт социологического исследования / Отв. ред. А. Верховская, Е. Прохоров. — М.: Издательство Московского университета, 1977. 167 с.
  152. , А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А. И. Ракитов. // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 3−13.
  153. , А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов, М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  154. , Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. М.: УльтраКультура, 2003. — 368 с.
  155. Региональные СМИ и демократия в России: на примере Вологодской области / Сост. И. Дзялошинский М., 2003. — 220 с.
  156. , Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. 4.1. Идея гражданского общества в социальной мысли. М.: Изд-во Союз, 1993. — 167 с.
  157. Результаты социологического опроса населения г. Пензы, проведенного в марте 2002 г. // Рейтинги CMH//WWW/PNZ.RU (Пензенский информационный портал) 05.09.04.
  158. , Д.Я. Может ли Россия построить открытое общество? (историко-культурный аспект) / Д. Я. Резун. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997. -40 с.
  159. Реснянская, J1.H. Роль массовой коммуникации в социальных технологиях устойчивого развития / J1.H. Реснянская / Институт Философии и права. Новосибирск, 1994. — 34 с.
  160. Реснянская, J1.H. Газета для всей России /J1.H. Реснянская, И. Д. Фомичева.- М., 1999.-232 с.
  161. , А. Правовые основы журналистики /А.Рихтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 352 с.
  162. , Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. 5-изд. — СПб.: Питер, 2002. — 668 с.
  163. Российская журналистика: свобода доступа к информации / Сост. И.Дзялошинский. М., 1996. — 267 с.
  164. Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации / Сост. И.Дзялошинский. М., 1999. — 248 с.
  165. Российские СМИ, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. — 80 с.
  166. Российское общество и СМИ / Авт. М. Н Афанасьев, А. С. Ахиезер, Н. В. Болотин и др. М.: Моск. центр Карнеги, 2000. — 287 с.
  167. Россия: опыт национально-государственной идеологии / В. В. Ильин, А. С. Панарин, А.В.Рябов- Под ред. В. В. Ильина.- М., 1994.231 с.
  168. , В.В. Информационная политика в сфере СМИ в демократическом обществе: основные принципы и формы реализиции в регионе: Дисс. к. филол. н. М., 2005. 249 с.
  169. , В.В. Государственная политика в области СМИ: принципы формирования и реализации / В. В. Русина // Меди@льманах. 2004 № 4/5. С. 16−25.
  170. , Р.А. Политический анализ теории коммуникационного процесса Г.Лассуэлла и его роль в формировании информационной политики / Р. А. Сабитов. Краснодар, 1999. -35 с.
  171. , М.Я. Основы государственного управления СМИ: Теоретический курс / М. Я. Сараф / МЭГУ. Академия журналистики. М., 2002.- 168 с.
  172. Свобода слова и СМИ: Сб. материалов Семинара Моск. Хельсинск. группы «Права человека» (Москва, 5−7 февр. 1994 г.) / Сост. и общ. ред. Л. Богораз. М., 1994. — 207 с.
  173. , Р. Журналистика в стиле он-лайн: использование internet и других электронных ресурсов / Р. Рэддик, Э. Кинг. М.: Национальный институт прессы, изд-во «ВАГРИУС», 1999. 416 с.
  174. , Н.С. Человек и общество: Проблемы теории воспроизводства / Н. С. Савкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. — 72 с.
  175. , Ю.В. Статистические даннные как эмпирический базис социальных наук / Ю. В. Сачков // Вопр. философии. 1999. № 7. С. 79 93.
  176. , B.C. Социальное конструирование виртуальных реальностей / B.C. Свечников. Саратов, 2003. — 123 с.
  177. , В.А. Политическая культура СМИ: Автореф. дис. д.ф.н.- М., 1995.- 44 с.
  178. , Ф.С. Четыре теории прессы / Ф. С. Сиберт, У. Шрам Т.Питерсон. Пер. с англ. М.: Вагриус, 1998. — 224 с.
  179. СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров / А. А Грабельников. и др. М.: Изд-во Рос. ун-та др. народов, 1995. — 131 с.
  180. СМИ России 2004: анализ, тенденции, прогноз. Аналитический доклад. Подготовлен Союзом журналистов России и Институтом «Общественная экспертиза». М., 2005. — 141 с.
  181. Система СМИ России / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.-259 с.
  182. СМИ и судебная власть в России (Проблемы взаимодействия) / Фонд защиты гласности- Отв. ред. А. К. Симонов -М., 1998.- 256 с.
  183. , А.Н. Информатизация системы образования и информационное общество / А. Н. Смирнов // Фундаментальные и прикладные проблемы регионологии / НИИ регионологии при Мордов. унте. Саранск, 2003. — С. 247−254. (Приложение № 3 к журналу «Регионология»
  184. , А.В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.
  185. Социальные знания и социальные изменения / Ин-т философии РАН.-М" 2001.-284 с.
  186. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М.: НОРМА, 2000. -488 с.
  187. Социология журналистики: Очерки методологии и практики: Пособие для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Под ред. С. Г. Корконосенко. -М.: ТОО «Гендальф», 1998.- 256 с.
  188. Социология журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Блохин и др.) / Под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004. -318 с.
  189. Средства Массовой информации в России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.- Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2006. — 380 с.
  190. , Е.Н. Инновационное образование в инновационную эпоху / Е. Н. Струк // Адлеровские социологические чтения. Сборник материалов Республиканской конференции. Альметьевск, 2006. С. 137- 140.
  191. , А.И. Социология региона как научное направление / А. И. Сухарев // Фундаментальные и прикладные проблемы регионологии: сб. науч. ст. (Прил. № 3 к журн. «Регионология»). Саранск, 2003. С.4−8.
  192. , М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием / М. Ю. Тихонов. М.: ИКАР, 1998.-312 с.
  193. , Э. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны / Э. Тоффлер.- Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.-342 с.
  194. , Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: Изд-во ACT, 2002.-776 с.
  195. , Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: Изд-во ACT, 2002. — 669 с.
  196. , Б.Ф. Социальная инноватика : учеб. пособие / Б. Ф. Усманов. М.: Институт молодежи, 2000. — 344 с.
  197. , Ф. Теории информационного общества /Ф. Уэбстер. -М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
  198. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Связи с общественностью в России. Законодательное регулирование, нормативные документы, практика. Екатеринбург, 1998. -С.171−187.
  199. , JI.H. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. -М.: Институт социологии РАН, 2001. — 209 с.
  200. , Л.Н. Социология массовой коммуникации. Учебник для вузов / Л. Н. Федотова. СПб.: Питер, 2004. — 397 с.
  201. , О.Г. Социология массовых коммуникаций. Учеб. пособие / О. Г. Филатова. М.: Гардарики, 2006. — 303 с.
  202. Философский энциклопедический словарь. М.: Совет. Энцикл., 1983.-840 с.
  203. , И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с.
  204. , Д. Мировая динамика / Д. Форрестер. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 379 с.
  205. Функционирование региональных СМИ в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 18−20 мая 2006 г.) / Отв. ред. И. Ф. Шувалов. Пенза, 11 111 У им. В. Г. Белинского, 2006.- 160 с.
  206. , Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: АСАДЕМ1 А, 1995. — 245 с.
  207. , В.В. Социокультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства в информационном обществе : дисс. д. соц. н. / В. В. Хохлова. Н. Новгород, 2002. — 401 с.
  208. , А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А Чернов. М.: Издательская корпорация «Дашков и К», 2003. — 232 с.
  209. , Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). Учебник. -М.: «РИП-Холдинг», 2006. 240 с.
  210. , М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина. СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 1999. — 444 с.
  211. , В.И. Современный контент-анализ. Приложение в области: политологии, психологии, социологии, культурологи, экономики, рекламы/ Российская акад. Наук- Ин-т философии- В. И. Шалак. М.: Омега-Л, 2004.-272 с.
  212. , Я. Элементарные понятия социологии / «Я. Щепаньский. М.: Прогресс, 1969. — 240 с.
  213. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 1995.-567 с.
  214. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: «Добросвет», 2003. — 596 с.
  215. , В.И. Информационная безопасность / В. И. Ярочкин. -М.: Академ, проект, 2003. 639 с.
  216. Edition Т., Dominick J.R. The Dynamics of Mass Communication. N.Y.: McGraw-Hill Company, 1990. 597 p.
  217. Lash, S. Critigue of information / S. Lash. L.- Thousand Oaks (Ca.): Sage Publikations, 2002. — XII + 234 p.
Заполнить форму текущей работой