Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность достижения целей, решения задач подготовки конкурентоспособного специалиста зависит от гибкости, оперативности в разработке и коррекции модели личности специалиста, включающей в качестве подструктурных следующие компоненты: профессиональную направленность, профессиональную компетентность, комплекс социально значимых и профессионально важных качеств, биопсихических свойств. Личность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования
    • 1. 1. Процесс диверсификации образования как объект педагогических исследований
    • 1. 2. Конкурентоспособность как интегральное качество личности специалиста
    • 1. 3. Современные подходы к организации социально — экономической подготовки студентов вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Содержание и организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста
    • 2. 1. Анализ опыта реализации государственных образовательных стандартов в процессе социально — экономического образования
    • 2. 2. Педагогический мониторинг как условие оптимизации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста
    • 2. 3. Педагогические условия, факторы совершенствования процесса подготовки конкурентоспособного специалиста
    • 2. 4. Анализ результатов опытно — экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: экономические права и свободы как условие и следствие рыночных отношений предъявляют более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятий, коммерческих структур. Соответственно новые требования предъявляются к качеству подготовки специалиста в области экономической, производственно-хозяйственной деятельности, к его способности обеспечить конкурентоспособность предприятия, фирмы.

В ситуации экономической нестабильности, невостребованности ряда профессий немалая часть молодых людей избирает профессию предпринимателя, бизнесмена. Карьера предпринимателя в значительной степени способствует реализации потребности человека в свободе и независимости, формирует уверенность в своих силах, позволяет реализовать свой творческий потенциал. Однако это возможно лишь в том случае, когда выпускник способен выдержать конкуренцию на рынке труда, достичь успеха в профессиональной карьере, то есть обладать конкурентоспособностью.

В условиях диверсификации образования-расширения академических свобод, самостоятельности, вариативности и альтернативности-меняется стратегия подготовки специалистов: готовить специалистов в соответствии с потребностями экономической деятельности региона, потребностями работодателей, запросами субъектов рыночных отношений.

В проекте концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) указываются необходимые условия достижения нового качества профессионального образования: прогнозирование потребностей рынка труда, повышение эффективности рынка профессионального образования, устранения диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров. Перед системой экономического образования ставятся задачи воспитания позитивного отношения к современному процессу преобразований как важному элементу экономической культуры, преодоления противоречия между теорией и реальной жизнью. В этой связи ещё более актуальной становится задача усиления практической направленности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.

Однако в документах в области образования, в государственных стандартах, в том числе и по экономическим специальностям, понятие «конкурентоспособный специалист» не нашло своего отражения. Это объясняется недостаточностью теоретической разработки проблемы. Её отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах П. В. Акинина, А. В. Бояринцевой, Д. Е. Давыдянца, Т. Пильщиковой, Н. Ф. Писарева, Н. В. Тарасенко, Р. А. Тедеевой, А. Тихомирова Р.Фатхутдинова и др.

Социологические аспекты проблемы воспитания молодёжи рассматриваются в исследованиях А. В. Беляева, Е. В. Бондаревской, В. Г. Бочарово, Б. З. Вулофова, Р. Г. Гуровой, В. Н. Гурова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. Д. Семёнова и др.

Модель профессионального облика специалиста представлена в работах Э. Ф. Зеера, В. А. Сластенина, В. В. Серикова и др.

Проблема обеспечения и управления качеством образования исследуется в работах М. М. Балашова, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинского, М. М. Поташника и др.

Однако изучение опыта организации социально-экономического образования, состояния рынка труда, востребованности специалистов, их конкурентоспособности позволило выявить ряд противоречий, несоответствий, что объясняет необходимость их интерпретации и поиска способов преодоления:

— между усиливающимися потребностями достижения современного качества образования и реальным его соответствием актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

— между избранной высшей школой номенклатурой специальностей и потребностями работодателей, региональной производственно-хозяйственной сферы;

— между ускорением темпов развития общества и способностью образования в подготовке специалистов к деятельности в быстро меняющихся условиях;

— между динамично развивающейся экономикой, ростом конкуренции и уровнем готовности выпускников к конкурентной борьбе;

— между требованиями государственных обязательных стандартов к уровню готовности специалистов экономической деятельности и условиями включения студентов в производственно-хозяйственную, коммерческую работу;

— между педагогическими возможностями социально-экономических дисциплин и степенью использования их потенциала в подготовке конкурентоспособного специалиста в вузе.

На основе выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы способы, условия оптимизации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста средствами экономического образования?

Актуальность и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования: научное обоснование путей, условий и факторов повышения эффективности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.

Объект исследования — процесс социально-экономического образования и воспитания студентов экономических специальностей.

Предмет исследования — содержание и организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что процесс подготовки конкурентоспособного специалиста будет эффективен, если :

— проектирование содержания и организация процесса подготовки осуществляется с учётом условий, факторов диверсификации образования;

— цели и задачи образовательного процесса реализуются в соответствии с научно обоснованной моделью конкурентоспособного специалиста ;

— разработана и принята педагогическим сообществом концепция подготовки специалиста, ориентированного на достижение успеха в конкурентной борьбе;

— разработана и апробирована технология формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в рыночных отношениях;

— обоснованы условия, факторы усиления практической направленности социально — экономических дисциплин, их методического обеспечения.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

— проанализировать результаты процесса диверсификации образования и определить тенденции развития профессиональной школы в условиях рыночных отношений;

— раскрыть педагогическую сущность понятия «конкурентоспособность» и разработать модель конкурентоспособного специалиста;

— выявить недостатки в проектировании содержания, организации социально-экономической подготовки специалистов и определить пути, способы их преодоления;

— разработать и проверить опытно-экспериментальным путём авторский проект технологии подготовки конкурентоспособного специалиста.

Методологической основой исследования явились положения психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г.Ананьев,.

В.И.Загвязинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, А. И. Щербаков и др.), а также положения аксиологического, системного, личностного-деятельностного подходов.

Теоретической базой исследования явились теории, концепции непрерывного образования (А.П.Владиславлев, Е. П. Белозёрцев, Ю. П. Кулюткин, В. П. Намчук и др.), теории проблемного и программированного обучения (В.В.Давыдов, Т. В. Кудрявцев,.

A.М.Матюшкин, М. И. Махмутов, Л. Н. Ланда и др.), оптимизации процесса обучения в высшей школе (Ю.К.Бабанский, О. Н. Голубева, В. И. Горовая,.

B.И.Каган, А. Д. Суханов и др.), контекстного обучения (А.А.Вербицкий) — информатизации образования (К.К.Колин, Ю. С. Брановский, Е. И. Машбиц и др.) — психолого — педагогические концепции структуры личности специалиста (Э.Ф. Зеер, В. А. Сластёнин, Г. А. Карпова, К. К. Платонов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ документов и научной литературы, обобщение, опыта, наблюдение, опросные методы, (анкетирование, беседа, интервью), ранжирование, шкалирование, тестирование, моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.

Экспериментальная база исследования — Ставропольский кооперативный институт Белгородского университета потребительской кооперации. Исследованием охвачено 280 студентов, 53 преподавателя, 37 представителей трудовых коллективов по месту производственной практики, 28 работников вспомогательного персонала.

Организация и основные этапы исследования. На первом этапе (1998;2000 гг.) изучалось современное состояние проблемы, анализировалась педагогическая, социологическая и специальная литература (стандарты, программы, учебно-методическая литература), изучался педагогический опыт, разрабатывался научный аппарат, уточнялась сущность ключевых понятий, осуществлялся выбор диагностических методик.

На втором этапе (2000;2001 гг.) проектировалась модель конкурентоспособного специалиста, разрабатывалась и апробировалась технология подготовки конкурентоспособного специалиста в системе социально-экономического образования, проектировалась методика организации опытно — экспериментальной работы, осуществлялся констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) осуществлялись формирующий и контрольный эксперименты, проводились анализ, систематизация и обобщение результатов, их графическая интерпретация, оформлялось диссертационное исследование, осуществлялось внедрение его результатов в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыто и обосновано влияние процесса диверсификации образования на изменение стратегии его развития, образования в рыночных отношенияхопределены пути, способы подготовки специалистов в соответствии с потребностями региона, работодателей, с учётом интересов потребителя образовательных услугразработаны модель конкурентоспособного специалиста, критерий оценки степени его готовности к конкурентоспособной деятельностиопределены и научно обоснованы условия, факторы повышения эффективности подготовки специалистов в области экономики и менеджмента.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении, углублении, конкретизации педагогической сущности понятия «конкурентоспособный специалист», в разработке способов проблематизации содержания социально-экономического образования на основе принципов междисциплинарного подхода, организации обучения в контексте будущей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания практических задач, заданий, ситуацийалгоритмов их решения и анализа, способствующих усилению практической направленности обученияв использовании результатов исследования в учебных пособиях, методических разработках.

Разработанные автором дидактические материалы интегрированы в действующие методические комплексы, обеспечивающие изучение специальных дисциплин. Материалы исследования могут быть использованы при разработке целевых программ развития вузов в условиях регионального рынка образовательных услуг.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, целостным подходом к решению проблемы, теоретико-методологической обоснованностью исходных концептуальных идей, применением различных методов исследования, соответствующих целям и задачам данной работы, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, её длительным характером и устойчивой повторяемостью и статистической значимостью полученных результатов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в публикациях автора. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах федерального и регионального уровней. Материалы диссертационного исследования, учебные пособия, учебные программы используются в образовательном процессе Белгородского университета потребительской кооперации, Ставропольского кооперативного института, а также на экономических факультетах ряда вузов г. Ставрополя.

Положения, выносимые на защиту.

1. Концепция подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации образования, включающая следующие научные положения: организация процесса подготовки в контексте будущей профессиональной деятельностиподготовка специалиста в соответствии с потребностями личности, общества и экономикииспользование возможностей вторичной занятости студентов для повышения уровня их конкурентоспособностиорганизация педагогического мониторинга как условия оптимизации, повышения качества подготовки специалистовдостижение целостности учебно-воспитательного процесса на основе принципов междисциплинарного подхода, проблематизации содержания экономического образования как средства преодоления недостатков экстенсивного подхода к проектированию содержания образования.

2. Модель профессионального облика конкурентоспособного специалиста в области экономики и менеджмента, которая включает следующие подструктурные компоненты: профессиональная компетентность (знания, умения, навыки, опыт деятельности, приобретённый в вузе, а также вне. системы формального образования) — профессиональная направленность (интересы, мотивы, ценностные ориентации, социальная и профессиональная позиция) — социально значимые и профессионально важные качествапсиходинамические свойства личности (возбудимость, уравновешанность, эмоциональная стабильность, экстравертивность, успешность формирования навыков).

3. Организационно-педагогические условия, факторы повышения эффективности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в экономической, хозяйственно-финансовой, коммерческой сферах деятельности, комплекс мер по усилению мотивации студентов к овладению социально-экономическими знаниями, умениями, по формированию, готовности к достижению успеха в профессиональной карьерепроектирование дидактических средств обеспечения профессиональной направленности обучения, формирования готовности к конкурентоспособной деятельностиразработка методического обеспечения процесса подготовки специалиста в области экономики и менеджментапедагогический мониторинг качества подготовки специалиста, его востребованности на рынке труда.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (173 наименования) и приложений, содержит 160 страниц, 12 таблиц, 8 рисунков.

Основные выводы исследования:

1. На основе теоретического и опытно-экспериментального исследования было установлено, что в условиях диверсификации образования, возникновения рынка образовательных услуг выдвигаются новые требования к качеству подготовки — готовить специалистов в соответствии с потребностями производства, потребностями работодателя, общества, самой личности.

В соответствии с указанным требованием задача вуза заключается в своевременном реагировании на запросы рынка, поиске новых возможностей в усилении практической направленности подготовки, в формировании у специалиста качеств, знаний и умений, которые позволят ему выдержать конкуренцию на рынке труда, достичь успеха в профессиональной деятельности, в личностной самореализации.

2. Успешность достижения целей, решения задач подготовки конкурентоспособного специалиста зависит от гибкости, оперативности в разработке и коррекции модели личности специалиста, включающей в качестве подструктурных следующие компоненты: профессиональную направленность, профессиональную компетентность, комплекс социально значимых и профессионально важных качеств, биопсихических свойств. Личность конкурентоспособного специалиста, его профессиональная направленность и компетентность формируются в процессе подготовки, имеющей целостный характер, практическую направленность, связь с будущей профессиональной деятельностью выпускника.

3. Уточнение и конкретизация сущности, содержания понятия «конкурентоспособность», позволили выявить и обосновать основные средства, выявлены условия формирования конкурентоспособного специалиста на основе междисциплинарного подхода в процессе теоретической и практической подготовки (актуализация и проблематицизация содержания дисциплин, входящих в блок общепрофессиональных и социальноэкономических дисциплин, организация обучения в контексте будущей профессиональной деятельности, использование положительных возможностей вторичной занятости студентов).

4. Эффективность подготовки конкурентоспособного специалиста зависит от адекватности поставленным задачам технологических средств.

Авторская технология представляет комплекс следующих организационно-педагогических мер: отбор, структурирование, проблематизация и актуализация тех разделов содержания, которые имеют наибольший педагогический потенциал в реализации модели конкурентоспособного специалиста (в области макрои микроэкономики, маркетинга, функций менеджмента) — усиление практической направленности (за счет регионализации содержания) задач, заданий для самостоятельной работы, производственной практикиразработка методики диагностики, самооценки студентами уровня готовности к предпринимательской деятельности.

5. Установлено, что уровень готовности специалиста к конкурентной деятельности значительно возрастает, если содержание, формы и методы профессиональной подготовки сочетаются с решением воспитательных задач: формированием системы ценностных ориентаций и структуры потребностей, профессиональных интересов, усилением мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Одним из эффективных условий обретения специалистом конкурентоспособности является вторичная занятость студентов в соответствий с избранной специальностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диверсификация профессионального образования обусловлена возникновением академических свобод, усилением относительной автономии вузов, педагогического плюрализма, находящего свое выражение в возможностях выбора образовательных стратегий, педагогических технологий. То есть развитие отечественного образования определяется потребностями подготовки специалиста, способного действовать в условиях рыночных отношений, обладающего конкурентоспособностью на рынке труда.

Возникновение рынка образовательных услуг порождает конкуренцию внутри самой системы профессионального образования, которая не может быть вне закона конкуренции, сущность которого заключается в неизбежном вытеснении с рынка некачественных услуг, в том числе и образовательных.

Объективно развивающиеся процессы усиления конкуренции актуализируют проблему качества подготовки специалиста, основными критериями которого становятся востребованность специалиста, количество времени, необходимого для его адаптации на рабочем месте, достижение профессиональной зрелости, способности в полном объеме, эффективно выполнять свои профессиональные функции.

Для обеспечения высокого качества профессиональной подготовки важно достаточно ясно, полно представлять, какие требования предъявляются к современному специалисту, какими качествами, свойствами, знаниями и умениями он должен обладать, чтобы достичь жизненного и профессионального успеха.

С этой целью в исследовании проанализированы современные подходы к разработке моделей специалиста, его профессионального и социального облика. На основе обобщения разработана авторская модель конкурентоспособного специалиста, включающая комплекс социальных, профессиональных и психофизиологических свойств и качеств.

Определение целей и задач подготовки конкурентоспособного специалиста вызвало необходимость углубления, конкретизации в педагогическом аспекте сущности, содержания понятия «конкурентоспособность».

В отличие от экономической трактовки конкурентоспособности, с педагогической точки зрения, конкурентоспособность — это творческое соревнование, когда специалисты стремятся, с одной стороны, превзойти друг друга, с другой стороны — поддержать друг друга, вступить в кооперацию, ибо существовать они могут только в условиях демократии, правопорядка, наличия гражданского общества.

Тесно связанная с моральными и правовыми нормами, конкурентоспособность предполагает наличие таких качеств, как взаимное уважение, честность, соблюдение правил деятельности, толерантность, умение конструктивно разрешать противоречия и конфликты.

Деловые качества, предприимчивость, ориентация на достижение успеха в профессиональной деятельности формируются еще в вузе. Значительными возможностями для подготовки конкурентоспособного специалиста обладают знания, входящие в блоки общепрофессиональных, социально-экономических дисциплин.

Однако анализ традиционного опыта изучения данных дисциплин, организации целенаправленной воспитательной работы позволил выявить ряд недостатков в проектировании и управлении процессом подготовки конкурентоспособного специалиста: эклектичность, фрагментарность содержания подготовки, слабость междисциплинарных связей, связей между теоретическими и практическими знаниями, недостаточность методической поддержки образовательного процесса.

Особое значение приобретают задачи подготовки конкурентоспособного специалиста в области экономики и менеджмента, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с обеспечением успеха в конкуренции, в производственно-хозяйственной, коммерческой деятельности.

Проведение констатирующего эксперимента позволило конкретизировать и систематизировать эти недостатки.

В ходе констатирующего эксперимента выявлены: недостаточная степень овладения студентами социально-экономическими знаниям, умениями, недостаточная глубина понимания ключевых понятийнедостаточность сформированности профессиональной направленности (интересов, ценностных ориентаций, мотивов, готовности к учебно-профессиональной деятельности). Установлена положительная зависимость формирования практических умений, профессиональной позиции, самооценки от характера вторичной занятости студентов — от работы студентов в соответствии с избранной специальностью.

Для оценки качества подготовки специалиста применялись когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный критерии. Интегральным критерием оценки профессионального облика специалиста является степень готовности выпускника к профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности. Одними из показателей конкурентоспособности выпускника служит его востребованность на рынке труда, количество времени, необходимое для полноценного включения в деятельность, выполнения функциональных обязанностей.

Востребованность оценивается по результатам вторичной занятости, трудоустройству, отзывам с места работы, производственной практики.

Анализ и обобщение недостатков, личный опыт работы позволили сформировать концептуальные положения о способах преодоления недостатков:

— повышение качества подготовки специалистов достигается не широтой и увеличением объема знаний, а их глубиной, целостностью, что предполагает проблемное структурирование содержания на основе принципа междисциплинарного подхода;

— усиление практической направленности изучаемых дисциплин, что предполагает организацию учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности;

— усиление обеспечения методического сопровождения учебного процесса: внедрение активных и интерактивных методик, создание учебно-методических комплексов;

— организация целенаправленной внеучебной деятельности студентов, создание условий для обеспечения вторичной занятости студентов, включения их в социальную деятельность.

На основе указанных концептуальных положений в исследовании разработана технология подготовки конкурентоспособного специалиста по специальности 60 800.

• Данная технология включает следующий комплекс организационных, дидактических и методических мер: актуализация личного опыта студентов на достижение успеха в учебной и профессиональной деятельностипроблемное изучение содержания социальных и общепрофессиональных дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельностиразработка системы задач, заданий на основе практического опыта местных предприятий, алгоритмов их решенияразработка методических рекомендаций по анализу производственно-хозяйственных, коммерческих ситуацийиспользование авторских учебных пособий, методических разработок, обеспечивающих связь теории с практикойразработка заданий, содержания производственной практикиметодических рекомендаций для проведения практических занятий и организации самостоятельной работывведение тематики курсовых, дипломных работ, направленных на комплексное изучение проблем конкуренции, овладения способами достижения успеха в конкурентной борьбе.

Данный комплекс предполагаемых мер получил апробацию в Ставропольском кооперативном институте Белгородского университета потребительской кооперации.

Формирующий эксперимент имел цель обосновать и доказать эффективность авторской технологии подготовки конкурентоспособного специалиста-экономиста в процессе аудиторных занятий, самостоятельной работы и производственной практики. В ходе формирующего эксперимента определялась динамика положительных изменений в профессиональной компетентности студентов, в формировании профессиональной направленности, коммуникативных способностей.

Результаты формирующего эксперимента подвергались качественному и количественному анализу, графической интерпретации.

На основе полученных результатов были сделаны выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы и достижении положительных результатов в решении поставленных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. 4.2. М.: «КИТАН — ПРЕСС», 1990. — 336 с.
  2. Закон РФ «О выставочно-ярмарочной деятельности» // Деловой мир. — 1992.-№ 32.- с. 4.
  3. Закон РФ «О стандартизации» // Российская газета от 25 июля 1993 года.
  4. Абалкин J1. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997, — № 6.
  5. О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высш. Образование в России, 1996, — № 1.- с. 73−78.
  6. Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы. М.: Агропромиздат, 1991.- 159 с.
  7. JI.B., Оганесов В. А. Ценообразование. Ставрополь: СКИ, 2002−56 с.
  8. JI.B. Планирование на предприятии: Метод, рекомендации и задания контрольной работы. Ставрополь: СКИ, 2001.- 24 с.
  9. О.В. Посредники на товарном рынке. М.: Экономика, 1992.
  10. Ю.Амбарцумов A.A., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Учебное пособие длявузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 208 с.
  11. И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России, 2002. № 4. — с. 115 -119.
  12. В., Румянцев В., Селифанова Е. Студенческое научное творчество и рыночная экономика // Высшее образование в России, 1995.-№ 1.-с. 58−61.
  13. Э., Хамне И. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях. Пер. с нем. -М.: Республика, 1993.
  14. B.C. Словарь нового педагогического мышления. — Екатеринбург: СиПИ, 1992. 93 с.
  15. В.А. Взаимосвязь индивидуальной успешности и личностных особенностей // Региональные проблемы образования: конф. (апрель 1998).-Ставрополь: изд-воСГУ, 1996.-е. 11−12.
  16. В. Система оценки качества образования // Высш. образ, в России, 2002.-№ 1-с. 44−49.
  17. O.A. Формирование финансовых результатов торгового предприятия: Учеб. пособие. Ч. 1. «Доходы» / O.A. Белокопытова, P.A. Тедеева.- Белгород: Кооперативное образование, 2002. — 91 с.
  18. A.B., Брановский Ю. С., Беляева A.B. Самостоятельная работа студентов в условиях классического университета: организация, управление, перспективы компьютеризации: Учеб. Пос. Ставрополь: издательство СГУ, 2002. — 116 с.
  19. A.B. Социально педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи. — Ставрополь: изд — во СГУ. 1997−204 с.
  20. И.Э. Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики. 1997.- 253 с.
  21. Бизнес план: метод, мат. / под ред. Р. Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 1995.- 128 с.
  22. И.А. Торговый менеджмент,— К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997.- 408 с.
  23. ., Шляпов Ю., Азаров Ю., Капырин В. С чего начинается качество? // Высш. образование в России. 2000. № 1.
  24. Брайн Хаскет, Леонард Споллен. Подготовка бизнес плана: СПб., 1992.-168 с.
  25. Ю.С., Молчанов A.C. Педагогические информационные инновации- учеб. пос. Ставрополь: изд-во СГУ, 2001.- 82 с.
  26. А.Т. Система стандартизированного контроля качества образования и условия её ' применения в деятельности профессионального образовательного учреждения: Афтореферат дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. — 22 с.
  27. И. Что привлекает студентов в учебном процессе // Вестник высш. школы, 2000. № 1. — с. 21−25.
  28. А. Стратегия маркетинга. 10 шагов к успеху, пер. с нем. М.: Экономика, 1992.
  29. Ф., Ковалёв С. Информационная подготовка экономистов // Высш. образование в России. — 2001. № 2. — с. 62−66.
  30. В. Государственный вуз в рыночной экономии // Высш. образование в России 1992. № 4.
  31. В. Организационная структура Российских вузов // Высш. образование в России, 2001.- № 5 с. 5−11.
  32. О. Панина Е. Идеалы современной вузовской молодёжи // Высш. образование в России. 2002. — № 6 — с. 105−117.
  33. Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Выс. образование в России. 2001. — № 6. с 3−12.
  34. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. пер. с дат. М.: Высш. школа, 1994.
  35. М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз производство» // Высш. образование в России. — 2002. — № 5 — с. 116−122.
  36. Вузовское образование в оценках студентов. // Социс. 1999. — № 4.
  37. Выбор методов обучения / Под. Ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981.
  38. A.M. Организационно педагогический менеджмент на муниципальном уровне. — Дис.. канд. пед. наук. — Армавир, 1999. — 159 с.
  39. М.Б., Ковалёва Г. С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом. М.- 1999.
  40. В.А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: метод, пос. М.: ИНФРА-М, 1997.-c.334 348.
  41. В.А. Общая характеристика планирования в рыночной экономике. // Достижения науки и техники А.П.К. 1996. — № 4−5.
  42. Н.П., Игнатьева И. П. Бизнес- план: практическое руководство по составлению. СПб.- издательство «Белл», 1994 — 132 с.
  43. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие.-М.:ИЭП, 1996.- 128 с.
  44. О.Н. Лидерство в образовании // Качество образования как социальная проблема: мат. per. науч. конференции (21 марта 2002). — Ставрополь: изд-во СГУ, 2002. с. 33−36.
  45. Г. В. Информационное обеспечение системы управления качеством образования в регионе // Информатика и образование. 1994. — № 4. — с. 7−12.
  46. Деловое планирование / под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 160 с.
  47. В.Н. Экономика предприятия: Кавказский край, 2000.-52 с.
  48. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией .- М.: «Дело и Сервис», 2002. 416 с.
  49. Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1997. 408 с.
  50. Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1997. 448 с.
  51. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: изд-во БГУ, 1976.- 118с.
  52. В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития.-М.: 1998.
  53. Г. Проективное образование и становление личности // Высш. образование в России 2001.- № 4.- с. 85−92.
  54. О.В. Планирование на предприятии: Учеб.- практи. Пос.-Белгород: БУПК, 2001.- 62 с.
  55. Е. В. Тедеева P.A. Основы экономики: учеб. пос.- Белгород: БКА ПК, 1995.- 145 с.
  56. В.П. Прибыль. -М.: Финансы и Статистика, 2002. -128 с.
  57. С.А. Организация работы предприятия. М.: ПРИОР, 1998. -413 с.
  58. .Б., Сергеев O.JL, Татур Ю. Г. Концепция высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования -М., 1991-с.8.
  59. М.П., Лапшов В. А., Кибакин М. В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Социс.- 1999.- № 4.
  60. Г. А. Педагогическая диагностика качества учебной группы профтехучилища: учебное пособие Свердловск: СИПИ, 1991.- 112 с.
  61. В. Система интегральной подготовки // Высш. образование в России, 2002.- № 4 с. 84−88.
  62. Ю. Маркетинговая коммуникация в области высшнго образования: Учёная записка научно-теоретический журнал.-издательство МГСУ «Союз», 2000.- № 1 (17).
  63. Ю. Продвижения образовательных услуг к потребителю // Высш. образование в России.- 2001.- № 5.- с. 35−37.
  64. Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг // Высш. образование в России.- 2001.- № 3.- с. 30 -33.
  65. В.М., Матузенко Е. В., Лысикова Г. И. Сборник тестов с использованием ЭВМ на тему: «Могу ли я быть предпринимателем?"-Белгород: Изд-во БУПК, 1999- 43 с.
  66. C.B., Солонин С. И. Некоторые поблемы создания системы управления качеством образования в вузе // Качество образования как социальная проблема. Мат. науч.-практ. конф, — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.-с. 199−201.
  67. Краткий политический словарь: изд-во.- М.: Политиздат, 1989, — 623 с.
  68. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 720 с.
  69. И.В. Бизнес-план-основа успеха.-М.: Машиностроение, 1992.-80 с.
  70. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Промитей. 1992.-518с.
  71. В. Система качества для образовательных услуг.- 2001.- № 1.- с. 20−24.
  72. М.А. Рыночные отношения в системе образования России. -М., 2001.
  73. М.А. Маркетинг и PR в учебном заведении // Высшее образование в учебном заведении. 2002, — № 4. с. 32−40.
  74. В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика.- 2002.- № 2.- с. 9−14.
  75. В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно эксперементальной работы школы: учеб. пос.- СПб: ЛОИЦЦ, 1995 -233 с.
  76. Г. Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту,— СПб.: «Альфа», 2000.- 174 с.
  77. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперементальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.- 320 с.
  78. О., Яковлева А. Модель специалиста // Высш. образование в России, 2000 № 5.- с. 19−25.
  79. К. Экономика организаций: пер. с франц. / под. Ред. А. Г. Худокормова.- М.: ИНФРА-М, — 1996.- 160 с.
  80. Микроэкономика / Под ред. Е. Б. Яковлевой М.: АКАЛИС, 1997.- 346 с.
  81. Микро-, макроэкономика / Практикум.- составители: Н. З. Волчек, Ю. А. Огибин, М. А. Скляр.- изд. «Литера Плюс».- СПб.- 1997.-510 с.
  82. П., Роберт Дж. Экономика, организация и менеджмент: в 2-х т./ пер. с англ. И. И. Елесеевой.- СПБ.: Экономическая школа, т. 1. 2001. -468 с.
  83. В., Волкова М., Жидких Т. Основные принципы организации экономической подготовки инженеров менеджеров // Высш. образование в России.- 1995.- № 1 — с. 134−137.
  84. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.- М.: Педагогика, 1991.- 152 с.
  85. В.К., Невлев В. В. Юридическая психология: Учеб. задания для практических занятий.- Белгород: Кооперативное образование. 2001.98 с.
  86. Л.И., Оганесов В. А. Основы экономической теории: Учебно-метод. пос.- в 2-х ч.- Ставрополь: Кавказский край.- и 1- 2000.29 с.- и 2.-2001.-40 с.
  87. Л., Чеберяк В., Оганесов В. Практикум по экономической теории.- Ставрополь: СКИ, 2000.- 28 с.
  88. Общий практикум по психологии:.- В 2-х ч. / Под ред. М. Б. Михайловской.- ч.2.- М.: Изд-во МГУ, 1985.99.0сипович М. О новизне предмета «Экономикс» // Высш. образование в России, 1993.- № 4.- с. 81 -84.
  89. Основы рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов.- М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1996.- 423 с.
  90. В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высш. образование в России 1997.- № 2- с. 9 — 18.
  91. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для вузов / ред. С. А. Смирнов,-2-е изд. испр. и допл. М.: Академия 1999. — 534 с.
  92. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов .-М.: Школа-Пресс, 1997,-512 с.
  93. Педагогическое речеведение: словарь справочник / под ред. Т. А. Ладыженская. М.: ФЛИНТА, 1998.-312 с.
  94. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высш. образование в России.- 1998.- № 3.- с.40−46.
  95. М. Как преподавать и совершенствовать экономическую теорию? // Российский экономический журнал.- 2000.- № 3. с. 118- 125.
  96. Т. Экономическое мышление студентов: мотивы, потребности, поведение //Образование и рынок.- 1997.- № 1.- с. 12−17.
  97. H.A. Задания для текущего и итогового контроля знаний студентов по курсу «Экономический анализ» (с элементами програмированного обучения).- М.: ФАПРФ, 1997.- 42 с.
  98. Н.Ф., Давидянц Д. Е., Пучков М. А., Оганесов В. А. и др. Экономика предприятия: учеб. пос. ч.1.- Ставрополь: Кавказский край, 1998.-344 с.
  99. . Бизнес-план, или как повысить доходность вашего предприятия.- М.: СО «АННИЛ" — 1993.- 98 с.
  100. И.П. Педагогика. Новые курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.- М.- Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.
  101. Н. Позиция педагога как критерий качества последипломного образования // Новые знания.- 2002.- № 3.- с. 16−17.
  102. М. Международная конкуренция / под. Ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.- 896 с.
  103. Правила рынка / под. Ред. В. Д. Щетинина.- М.: Международные отношения, 1994−352 с.
  104. Праетикум по психологии профессиональной школы / под. Ред. Э. Ф. Зеера.- Свердловск: СИПИ, 1990.- 117 с.
  105. Предпринимательство и бизнес: Учеб. пособие / Авторы составители Л. П. Дашков, А. И. Данилов, Е. Б. Тютюкина.- М.: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 1996.- 304 с.
  106. Программа развития воспитания в системе образования России в 1999 2002 годах .- Москва: МО РФ, 1999.- 25 с.
  107. Прокушев.Е.В., Тарасова Т. Ф., Витохина.О.А. и др. Программа производственной практики. Белгород: БУПК, 1998.- 34 с.
  108. В. Инвестиционный потенциал образования // Высш. образ, в России .- 2001.- № 2.- с. 10−17.
  109. С.М. Экономический Анализ деятельности предприятий : учеб. пособие для вузов. — М: Академический проект, 2002. -573 с.
  110. К.А. Экономика предприятия.: учебник. М.: ИВУ «Маркетикг», 1999.-693 с.
  111. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 496 с.
  112. А., Романова Л. Кадры вышей школы: молодёжная политика// Высш. образ, в России.- 2001.- № 4.- с. 3−12.
  113. м. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высш. образование в России, 1998.- № 4.- с. 90−96.
  114. И.В. Экономика предприятия. -2-е изд. испр. и доп. -М.: Финансы и Статистика, 2002. -208 с.
  115. Ф. О системном развитии высшего экономического образования// Высш. образование в России, 1995.- № 4.- с. 8−20.
  116. Ф., Магомедов М. Время экономистов // Высш. образование, 1999.- № 2.- с. 111−116.
  117. Ф., Магомедов М. Готовить предпринимателя цивилизованного и социально ответственного // Высш. образование в России, 1995.-№ 1.-с. 125−134.
  118. П.Я. Социально-экономическая подготовка курсантов военно-инженерного вуза.- Дис.. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2001.-с. 26, 157.
  119. Самостоятельная работа студентов в условиях многоуровнего образования / Сост. Ф. К. Савина.- Волгоград: Перемена, 1993.- 27 с.
  120. С.А. Система контроля качества образовательного процесса.- Ростов н/Д.: изд-во РОИПК и ПРО, 2002.- 68 с.
  121. E.H. Структура управления качеством подготовки специалистов сферы образования // Качество образования как социальная проблема: мат. per. науч. коференции (21 марта 2002).-Ставрополь: изд-во СГУ. 2002.- с. 248−250.
  122. И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие 2-е. изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и Статистика, 2002. -304 с.
  123. Е.А. Цель образования как качественная характеристика образовательного процесса // Качество образования как социальная проблема: мат. per. науч.-практ. конференции (21 марта 2002 г.).- Ставрополь изд-во СГУ 2002. с. 88−90.
  124. Г. Стандартизация профессионального образования // Высш. образование в России. 2001.- № 4. — с. 13−28.
  125. Г. Б. К проблеме качества образования // качество образования: концепции, проблемы оценки, управления.- ч.1. тезисы Всеросийской научно-методической конференции.- Новосибирск, 1998. -с. 20−28.
  126. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: учеб. пос.- Мю: Школа- Пресс, 1997.-512 с.
  127. Н. Уровни менеджмента в вузе // Высш. образование в России.- 2002.- № 2. с.92−95.
  128. К. Менеджмент, маркетинг и математика в культуре идеального экономиста // Высш. образ, в России.-2001.- № 2. с. 46−50.
  129. Т. «Массовый человек» как субъект образования // Высш. образование в России, 2002, — № 4, — с. 99- 106.
  130. Г. Рыночная экономика и смена приоритетов // Высш. образование в России, 1997.- № 3.- с. 54−56.
  131. О.С. Научно-педагогические основы применения новых информационных технологий в профессиональной подготовке студентов экономических факультетов: Автореф.. дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2000.- 16 с.
  132. Н.В., Пучков М. А., Киселёва Т. В. Экономический анализ: метод, указания по написанию курсовой работы.- Ставрополь: СКИ. «Кавказский край», 2000, — с. 95−96 .
  133. Т.Ф., Белокопытова В. А., Бугаёва Т. Ю. и др. Программа производительной практики.- Белгород: БУПК, 1998.- 33 с.
  134. Т. Экономическое обучение педагога // Высш. образование в России, 1999.- № 2.- с. 87−92.
  135. Т. Экономическая культура как цель и средство // Высш. образование в России, 1999.- № 3.- с. 109−117.
  136. А. Менеджмент и самоменеджмент // Высш. образование в России, 1997.-№ 3.-С. 153−157.
  137. Д.Я. Методические указания по курсу: «Основы рыночной экономики». Для учащихся заочной ФМШ.- М.: 1994.- 241 с.
  138. И.П., Маликов Б. М. Экономический анализ в коммерческих структурах: метод, указания.- М.: МГУК, 1997.- 63 с.
  139. Р. Обучение маркентингу и менеджменту // Высш. образование в России, 1999.- № 4.- с. 49−53.
  140. Р. Концепция подготовки специалистов по• менеджменту // Высш. образование в России, 1999.- № 4.- с. 31−33.
  141. Р. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высш. образование в России, 1999.- № 2.- с. 18−22.
  142. Р. система менеджмента: Учеб. практ. пос.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Бизнес-школа, 1997.- 400 с.
  143. Э. Межличностные отношения в студенческой среде // Высш. образование в России, 1999.- № 1.- с. 96−97.
  144. В. Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высш. образование в России, 2001. № 1- с. 5−15.
  145. В.В., Попечко В. Г. Граждановедение: учкб. Пос. для студентов.- М.: НВЦ. Гражданин- 2001.- 272 с.
  146. Фридман J1.M., Пушкина Т. А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: Просвиещение, 1988.- 157 с.
  147. Э. Анатомия человеческой деятельности. М., 1994.
  148. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Юристь, 1997.- 512с.
  149. C.B. Педагогические условия формирования гражданского правового сознания студентов в процессе изучения в вузе социально — гуманитарных дисциплин.- Дис.. канд. пед. наук.-Ставрополь, 200.- 175 с.
  150. В.А., Прасолова В. П. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учеб. пособе для вузов. 2-е изд.- М.: Банки и Биржи: ЮНИТИ, 1997.- 120 с.
  151. A.B. Экономика отрасли: Учебное пособие — Белгород: Кооперативное образование, 2002. — 197 с.
  152. В. Пути повышения эффективности подготовк5и студентов экономистов // Высш. образование в России, 1995.- № 3.- с. 109−113.
  153. Е. Смоленцева А. Студент МГУ в социологическом ракурсе//Высш. образование в России.- 1999.- № 1.- с. 91−95.
  154. Экономика: учебник / под ред. А. И. Архипова.- 2-е. изд. испр. и доп.- М.: ПБОЮЛ. 2001.- 784 с.
  155. Экономика для всех: популярный словарь. М.: Экономика, 1997.392 с.
  156. Экономика и организвциия деятельности торгового предприятия: учебник под ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2001.- 295 с.
  157. Экономика предприятия: учебник / под ред. А. Е. Карлика.- М.: •ИНФРА-М, 2001.-432 с.
  158. Экономика предприятия: учебник / под ред.Н. А. Сафронова.- М.: Юристь, 1998.-581 с.
  159. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. В. М. Семёнова. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.- 178 с.
  160. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / под. ред. В. П. Грузинова. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1998.- 178 с.
  161. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова и др.- Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 367 с.
  162. JT. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.- М., 1991. 176 с.
Заполнить форму текущей работой