Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика тренировки юных дзюдоистов на основе моделирования двигательной деятельности в вероятностных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие жесткой программы в формировании двигательных навыков у дзюдоистов обеспечивает широкую вариативность оборонительных и наступательных действий, проявление творчества в условиях схватки. Автоматизация приемов в спортивных единоборствах ограничивает экстраполяционные возможности мозга, снижает способность к принятию альтернативного решения в соревновательной обстановке. С целью повышения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные научные представления об особенностях поведения человека в вероятностных условиях
    • 1. 1. Адаптация организма человека к различным условиям двигательной деятельности
      • 1. 1. 1. Адаптация двигательной функции к физическим нагрузкам
      • 1. 1. 2. Адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам
      • 1. 1. 3. Адаптация системы дыхания у детей и подростков
    • 1. 2. Эмоциональное напряжение в двигательной деятельности как фактор изменения физиологических показателей человека
    • 1. 3. Особенности адаптации организма детей и подростков к двигательной деятельности
    • 1. 4. Адаптация юных дзюдоистов к двигательной деятельности в вероятностных ситуациях в процессе учебно-тренировочных занятий
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Отбор материала для исследования
    • 2. 3. Методы исследования
    • 2. 4. Методика моделирования вероятностных ситуаций
  • Глава 3. Особенности адаптации организма школьников и юных спортсменов к двигательной деятельности в различных условиях
    • 3. 1. Возрастная динамика адаптации организма школьников к двигательной деятельности в обычных и вероятностных условиях
      • 3. 1. 1. Адаптация сердечно-сосудистой системы школьников в процессе выполнения упражнений в разных условиях
      • 3. 1. 2. Адаптация дыхательной системы школьников в процессе выполнения упражнений в разных условиях
      • 3. 1. 3. Адаптация двигательной сферы школьников в процессе выполнения упражнений в разных условиях
    • 3. 2. Состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем и психомоторные способности подростков 15−16 лет, занимающихся борьбой дзюдо
      • 3. 2. 1. Изменения параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем при двигательной деятельности в разных условиях
      • 3. 2. 2. Изменения в двигательной сфере при выполнении упражнений в разных условиях
    • 3. 3. Особенности тренировки юных дзюдоистов в вероятностных условиях
      • 3. 3. 1. План-схема, периоды и этапы подготовки дзюдоистов в экспериментальной группе 3-го года обучения
    • 3. 4. Влияние тренировки в вероятностных условиях на динамику функционального и физического состояния юных дзюдоистов
      • 3. 4. 1. Изменения параметров функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем
      • 3. 4. 2. Изменения параметров двигательной сферы
  • Выводы

Методика тренировки юных дзюдоистов на основе моделирования двигательной деятельности в вероятностных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время научно-техническая революция вызвала резкое увеличение деятельности человека в вероятностных условиях Современные требования быта, производства, спорта, армии убеждают нас в том, что человека необходимо готовить к этим условиям. Для осуществления этой подготовки необходимы знания закономерностей приспособления человека к изменяющимся условиям. Эта проблема многогранна и может решаться различными науками: психологией, педагогикой, эргономикой, физиологией, физической культурой и др.

Проблема адаптации организма человека к изменяющимся условиям, как показывает практика современной жизни в сложных социально-экономических условиях страны, не решена и активно разрабатывается, особенно в психологии, спортивной деятельности, экстремальных профессиях, военном деле и др.

В настоящее время накоплен определенный теоретический и экспериментальный материал, раскрывающий особенности влияния факторов вероятностного изменения среды на организм человека (П. К. Анохин, 1973; Н. А. Бернштейн, 1991; О. Г. Газенко, 1977; А. В. Родионов, 1971; Б. К. Каражанов, 1992 и др.). Выявлено, что неопределенность вероятности наступления событий влияет на высшую нервную деятельность человека (Е. П. Ильин, 2003; Е. П. Кринчик, 1963; В. Д. Небылицын, 1966; Г. Селье, 1960 и др.).

Пространственно-временная и альтернативная неопределенность в различных видах человеческой деятельности вызывает эмоционально-психическое напряжение и связанное с ней изменение динамики различных психофизиологических функций (Д. Ю. Архангельский, 1974; Ф. А. Горбов, 1971; Г. Н. Косицкий, 1977; П. В. Симонов, 1970). Вместе с тем эти исследования не исчерпывают всех проблем адаптации организма человека к вероятностным условиям.

Количество исследований по выявлению влияния факторов вероятностного изменения на психофизиологическую и моторную функции человека во время двигательной деятельности в условиях различного вида неопределенности незначительно, а подобных исследований изменения работы функций человека в онтогенезе еще меньше (Б. К. Каражанов, 1974, 1992; В. К. Бальсевич, 2000).

В то же время современная тенденция развития многих традиционных и новых видов спорта направлена на двигательную деятельность спортсмена, проходящую в вероятностных, неожиданных и экстремальных условиях (все виды серфинга и скейтборда, пляжные спортивные игры, триатлон, бои без правил, различные восточные единоборства, парапланеризм и др. экстремальные виды спорта).

Таким образом, возникают противоречия между необходимостью формирования адаптивных возможностей человека для жизнедеятельности в вероятностных и неожиданных условиях и отсутствием как теоретической, так и методико-практической базы, обеспечивающей этот процесс.

Проблема исследования состоит в том, что следует определить, как в современных условиях жизни с самого раннего возраста формировать у человека предпосылки к адаптации двигательной (и других видов) деятельности в вероятностных и неожиданных условиях.

Объект исследования — психофизическое воспитание подростков и юных спортсменов.

Предмет исследования — процесс формирования адаптивных возможностей школьников и юных борцов в вероятностных условиях в процессе двигательной деятельности.

Цель работы — изучить влияние возрастных особенностей и специальной тренировки на приспособление организма подростков к двигательной деятельности в вероятностных условиях.

Гипотеза исследования. Эффективность специфической и обычной двигательной деятельности школьников и юных дзюдоистов повысится, если:

— процесс физического воспитания включает постепенное повышение трудности выполнения упражнений (различные условия, сбивающие факторы и т. д.);

— в учебно-тренировочный процесс систематически внедряются двигательные действия, требующие развития таких психических качеств как память, мышление, внимание, воля;

— разработана технология учебно-тренировочного процесса на основе моделирования вероятностных и неожиданных ситуаций, возникающих при реализации технических действий в условиях соревнований.

Цель и гипотеза исследования позволяют сформулировать следующие задачи исследования:

1. Сравнить динамику психофизиологических и моторной функций организма подростков во время двигательной деятельности в вероятностных и обычных условиях.

2. Выявить возрастные особенности приспособительных реакций организма школьников при двигательной деятельности в вероятностных условиях.

3. Изучить влияние специальной тренировки (дзюдо) на характер адаптивных реакций организма подростков во время двигательной деятельности в вероятностных условиях.

4. Разработать педагогические условия для эффективной деятельности юных дзюдоистов в вероятностных условиях.

Теоретической основой исследования являются общие закономерности и принципы теории и методики спортивной тренировки (В. М. Зациорский, 1979; Л. П. Матвеев, 1991; В. П. Платонов, 1986;), теории и методики юношеского спорта (В. К. Бальсевич, 2000; В. П. Филин, 1986), фундаментальные основы теории обучения двигательным действиям (Н. А.

Бернштейн, 1991; П. Я. Гальперин, 1966; Н. Ф. Талызина, 1979; И. М. Туревский, 1997 и др.), теория деятельности и обучения (П. К. Анохин, 1980; В. В. Давыдов, 1986; А. Н. Леонтьев, 1972; СЛ. Рубинштейн, 1976).

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов с 1998 по 2006 годы. Исследования проходили на базе ДЮСШ по дзюдо и учащихся средних школ г. Таганрога Ростовской области. Обследованием было охвачено 210 школьников разного возраста и 60 юных спортсменов 15−16 лет, систематически занимающихся борьбой дзюдо. Тестирование экспериментальных групп осуществлялось в течение двух лет по три среза ежегодно.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), экспертные оценки, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Вероятностные условия, для которых характерно состояние ожидания человеком появления тех или иных стимулов, и в связи с этимопределенная степень готовности к действию, вызывают у занимающихся повышенный эмоциональный тонус и определенные изменения в функциональной и психомоторной сферах.

2. Систематические занятия борьбой дзюдо и моделирование вероятностных ситуаций в учебно-тренировочном процессе помогают эффективной адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной системы юных спортсменов к двигательной деятельности в различных условиях.

3. Педагогическими условиями адаптации юных дзюдоистов к двигательной деятельности в вероятностных ситуациях являются:

— постепенное повышение трудности выполнения технико-тактических навыков и умений юных дзюдоистов в неизвестных, вероятностных и неожиданных условиях;

— систематическое внедрение в учебно-тренировочный процесс юных дзюдоистов специальных двигательных заданий, требующих развития психической и психомоторной сферы;

— моделирование неожиданных, вероятностных и неизвестных ситуаций, возникающих при реализации технико-тактических действий в процессе обучения и условиях учебно-тренировочных схваток и соревнований;

— личностно-ориентированный подход при спортивно-технической подготовке юных дзюдоистов к эффективной деятельности в вероятностных условиях.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые удалось достаточно объективно дифференцировать влияние физических и психических нагрузок во время двигательной деятельности в вероятностных условиях на вегетативные и моторные компоненты приспособительных реакций организма подростков и юных спортсменов. С помощью различных методик количественно и качественно оценено влияние эмоционально-психического напряжения на характер приспособления организма подростков в условиях пространственно-временной, альтернативной и полной неопределенности.

Исследования позволили получить новые сведения об особенностях развития в онтогенезе соответствующих психофизиологических и моторных адаптационных механизмов и возможностях их совершенствования с помощью специальных тренирующих воздействий.

По результатам исследования изложена собственная точка зрения на природу адаптационных возможностей подростков во время двигательной деятельности в вероятностных условиях.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что результаты проведенных исследований расширяют представления о содержании и методике подготовки спортсменов высокого класса в процессе учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ по различным видам борьбы.

Практическая значимость работы определяется положительным эффектом формирования приспособительных реакций организма юных дзюдоистов и школьников, не занимающихся спортом, в онтогенезе. Полученные данные могут быть положены в основу разработки объективных критериев психомоторных нагрузок и степени эмоциональной напряженности в детском и юношеском спорте и школьной физической культуре. Результаты исследования могут быть использованы для отбора к специальным видам спортивной деятельности, связанной с быстро меняющимися условиями деятельности. Так же эффективным будет выбор средств и методов для целенаправленной адаптации (специальной тренировки) психофизических функций организма подростков к сбивающим действиям вероятностного изменения окружающей среды.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась соблюдением исходных методологических положений, логическим обоснованием и практическим использованием широкого комплекса методов оценки двигательной деятельности подростков в вероятностных условиях, достаточным объемом выборки испытуемых и современным аппаратом математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Некоторые результаты диссертационной работы внедрены в практику спортивной и учебно-исследовательской деятельности МОУ ДОД ДЮСШ и СДЮСШОР Министерства образования Ростовской области. Отдельные данные нашли применение при подготовке учебно-методических пособий, диагностике и контроле борцов различного вида, членов сборных команд Таганрогского радиотехнического университета.

Основные положения и результаты диссертационного исследования доложены на ежегодных научно-методических Всероссийских и региональных конференциях: Таганрог, 2003; Нальчик, 2004; Коломна, 2005; Тула, 2005; на кафедре физического воспитания и спорта Таганрогского радиотехнического университета (2001;2005 гг.).

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 139 стр. текста и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Материал иллюстрирован одним рисунком и 16 таблицами. Библиографический указатель включает 172 источника.

ВЫВОДЫ.

1. Адаптация детей и подростков к двигательной деятельности в вероятностных условиях вызывает напряжение различных функций организма. Обычные условия, в которых проходит двигательная деятельность, вызывают, в основном, физическое напряжение, вероятностные условия — дополнительно эмоционально-психическое.

Двигательная деятельность в вероятностных условиях сопровождается более интенсивными изменениями физиологических функций по сравнению с идентичной (по объему и интенсивности) двигательной деятельностью, осуществляемой в обычных условиях. При двигательной деятельности в вероятностных условиях существенно увеличиваются показатели ЧСС и АД. Наличие неопределенности существенно изменяет характер двигательных реакций и целостных действий. В вероятностных условиях увеличивается латентное время реакции и уменьшается время выполнения действия. По мнению экспертов, движения выполняются более напряженно.

2. Результативность (успешность) решения относительно сложных двигательных заданий в вероятностных условиях с возрастом улучшаются. При этом выявлены определенные возрастные особенности в характере адаптации детей и подростков. Возрастные различия особенно существенно наблюдаются в первой попытке выполнить двигательное задание в вероятностных условиях и в неожиданных ситуациях (четвертая попытка).

У 8-летних детей по сравнению со старшими школьниками отмечается более высокая амплитуда колебаний изучаемых функциональных показателей. Это можно оценить как проявление недостаточной эффективности адаптивных механизмов у младших школьников к воздействию эмоциогенных факторов. У старших школьников короче латентный период двигательных реакций, больше время самого двигательного действия и относительно менее напряженно выполняются движения. Уровень темпа адаптационных процессов к 16-летнему возрасту снижается (р<0,05 -5- 0,01).

3. Специальная тренировка (занятия борьбой дзюдо) к изменяющимся условиям существенно повышают эффективность двигательной деятельности в вероятностных ситуациях. У юных спортсменов, занимающихся по экспериментальной программе, по сравнению со сверстниками, двигательная деятельность в вероятностных и неожиданных условиях в большей мере сказывается на интенсивности протекания физиологических процессов. У них существеннее сдвиги в ЧСС, ЧД, в показателях АД.

После проведения эксперимента юные дзюдоисты ЭГ опередили своих сверстников из КГ борцов в 7 показателях из 20 (р<0,05 + 0,01). В то же время, дзюдоисты КГ улучшили показатели психомоторики в 5-ти случаях, тогда как подростки ЭГ в 14 с высоким уровнем достоверности.

4. Педагогические условия для эффективной деятельности юных дзюдоистов в вероятностных и неожиданных условиях заключались:

— в систематическом внедрении в процесс обучения специальных двигательных заданий, требующих развития психической и психомоторной сферы;

— в постепенном повышении трудности выполнения технико-тактических навыков и умений в неизвестных, вероятностных и неожиданных условиях;

— в моделировании ситуаций, возникающих при реализации данных действий в процессе обучения и условиях схваток и соревнований.

Личностно-ориентированный подход при спортивно-технической подготовке способствовал результативной деятельности в непривычных условиях и позволил существенно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, заметно улучшить показатели функционального состояния, технико-тактической и физической подготовки юных дзюдоистов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Во время двигательной деятельности в естественных вероятностных условиях под влиянием эмоционально-психического напряжения следует ожидать изменений сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечно-двигательной систем, аналогичных тем изменениям, которые обнаружены в данном исследовании в моделируемых вероятностных условиях. При этом следует учитывать, что специальная тренировка к вероятностным условиям способствует ускорению адаптации физиологических функций к этим условиям.

Необходимо осуществлять планомерную тренировку в естественных вероятностных условиях в целях специальной адаптации физиологических функций человека к сложным специфическим условиям двигательной деятельности, сопряженным с пространственно-временной и альтернативной неопределенностью, а также для уменьшения эмоционально-психической напряженности и повышения надежности биологической системы и результативности двигательного поведения.

2. При отборе детей для занятий технически сложными видами спорта в числе других характеристик следует обязательно учитывать уровень координации. В периоды относительного подъема уровня координации движений у юных спортсменов 16-ти лет следует применять методики, улучшающие уровень координации движений, с целью нивелирования физиологического спада уровня координации (15 лет), т. к. при занятиях дзюдо в эти периоды снижаются возможности спортивного совершенствования, и возрастает риск травматизма.

3. При подготовке дзюдоиста необходимо овладение им большим количеством приемов и, следовательно, различными мыслительными операциями. Последние создают сложную психологическую систему «гибкого» стереотипа тактического мышления, посредством которого борец, за минимальное время может изменить заранее мысленно сформированный план действия в ответ на неожиданное противодействие соперника.

Отсутствие жесткой программы в формировании двигательных навыков у дзюдоистов обеспечивает широкую вариативность оборонительных и наступательных действий, проявление творчества в условиях схватки. Автоматизация приемов в спортивных единоборствах ограничивает экстраполяционные возможности мозга, снижает способность к принятию альтернативного решения в соревновательной обстановке. С целью повышения данных способностей необходимо расширять вариативность двигательных навыков в различных вероятностных ситуациях.

4. Для восстановления работоспособности необходимо использовать широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

Основными, на наш взгляд, являются педагогические средства восстановления, т. е. рациональное построение тренировки, соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена, оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном тренировочном занятии, так и на этапах годичного цикла. Из психологических средств, обеспечивающих устойчивость психического состояния спортсменов при подготовке и участии в соревнованиях, можно использовать педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы., психотренинг и др.

Снижению утомляемости в ходе занятия, а вместе с тем повышению нагрузки и, следовательно, соответствующих адаптационных изменений в организме способствует смена деятельности, повышение эмоционального фона, заинтересованности спортсмена в выполнении работы, приближенной к соревновательным условиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Эффективность технико-тактических действий борцов на основе использования средств специальной подготовки (гибкости): Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Абульханов. Малаховка, 1991.-25 с.
  2. H.A. Критерии адаптации и экопортрет человека / H.A. Агаджанян // Физиологические и клинические проблемы адаптации к гипоксии, гиподинамии и гипертермии: Тезисы III Всесоюзного симпозиума. -М., 1981. -Т.1. С. 19.
  3. Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учеб. пособие / Е. К. Аганянц, С. М. Бердичевская, Н. Д. Гольберг, Е. В. Демидова, А. Л. Корепанов, Т. В. Сундатова. Краснодар: Изд-во КИФК, 1991. — 214 с.
  4. Е.К. Очерки физиологии спорта / Е. К. Аганянц, С. М. Бердичевская, А. Б. Трембач. Краснодар: Изд-во КИФК, 2001. — 188 с.
  5. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Андроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  6. А.И. Адаптивные перестройки функции внешнего дыхания у студентов различной степени тренированности / А. И. Акбаров // Адаптация организма к высокой температуре среды. Ташкент: Фон, 1980. — С.602.
  7. В.М. Определение интенсивности тренировочной нагрузки в борьбе дзюдо / В. М. Андреев, Э. А. Матвеева, В. И. Сытник, Г. Г. Ратишвили // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1974. — С. 13−18.
  8. П.К. Очерки физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. -М., 1975.
  9. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. -М.: Наука, 1979. С. 13−100.
  10. Ю.Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин // Философские вопросы биологии. М., Наука, 1973, С. 78−104.
  11. П.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М., 1980. — 197 с.
  12. В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В. Я Апчел,
  13. B.Н. Цыган. СПб.: ВМА, 1999. — 289 с.
  14. В.В., Гестян О. Т. Исследование ловкости у борцов разных весовых категорий в естественных условиях поединка борцов на соревнованиях / В. В. Аракелян, О. Т. Гестян: Тез. ХХУ1 научно-метод. конфер. Арм. инст. физкульт. Ереван, 1973. —С. 49−50.
  15. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. -М.: Наука, 1977. 182 с.
  16. А. Д. Летная координациометрия / А. Д. Архангельский // Военно-санитарное дело, 1934. № 5. — С. 15−18.
  17. И.А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресса в свете данных физиологии онтогенеза / А. И. Аршавский // Актуальные вопросы современной физиологии. М.: Медицина, 1976.1. C.144.
  18. Н.В. О принятии решений в ситуации выбора / Н. В. Асмолян, Г. А. Голицин // Вопросы психологии. 1971. № 1. — С.81−84.
  19. A.M. Возрастная преемственность в многолетней подготовке самбистов / A.M. Астахов, В. И. Исаев // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1982. — С. 29−31.
  20. В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  21. В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 1987. — С. 124−147.
  22. A.A. Идеомоторная подготовка в спорте / A.A. Белкин, — М.: Изд-во ФиС, 1983.- 124 с.
  23. H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947.-255 с.
  24. H.A. На путях к биологии активности / H.A. Бернштейн // Вопросы философии. М., 1965, № 10. — С. 12−34.
  25. H.A. Очерки по физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966.-С.240−279, 307−356.
  26. H.A. О ловкости и ее развитии / H.A. Бернштейн. М.: ФиС, 1991.-288 с.
  27. C.JI. Математико-статистические методы экспертных оценок / C. J1. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1974. — С. 105−147.
  28. A.A. Биоритмы сердечной деятельности и дыхания в онтогенезе человека: Автореф. дис.док. мед. наук / A.A. Бирюкович. М.: АПН РСФСР, 1973.-36 с.
  29. В.А. Об энергетической инвариативности некоторых привычных движений // Биофизика. -М., 1988. Т. 33. — Вып. 1. — С. 135−139.
  30. H.H. Системный анализ адаптивной саморегуляции функций организма / H.H. Василевский, В. В. Трубачев // Адаптивная саморегуляция функций. М.: Медицина, 1977. — С.11.
  31. Ю.В. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам / Ю. В. Верхошанский, A.A. Виру // Физиология человека. М, 1978. — Т.13. — № 5. -С. 811.
  32. А.И. Методика повышения надежности технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Воронов. М., 1990. — 24 с.
  33. А.Г. Некоторые вопросы оптимизации среды обитания / А. Г. Газенко, О. В. Мясников, Г. А. Березина // Проблемы космической биологии, Т. 34. М.: Наука, 1977, С.9−38.
  34. Н.М. Перестроить методику обучения в вольной борьбе / Н. М. Галковский, Ю. А. Шахмурадов // Спортивная борьба: Ежегодник. -М.:ФиС, 1981.-С. 3−8.
  35. П.Я. К теории программированного обучения / П. Я. Гальперин. М.: ФиС, знание, 1966. — 43 с.
  36. JI.X. Адаптационные реакции и резистентность организма / JI.X. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. Ростов-на Дону: Изд-во Ростовского университета, 1990. — 222 с.
  37. С.Г. Предвосхищающие реакции в деятельности летчика (к проблеме антиципации в связи с задачами отбора и тренировки) / С. Г. Геллерштейн // Авиационная и космическая медицина. М., 1963. -С.124−126.
  38. Гиссен J1. Психология и психогигиена в спорте / J1. Гиссен.- М.: Изд-во ФиС, 1973.- 112 с.
  39. Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Гласс, Д. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — С. 74−89- 447−490.
  40. . А. Исследование выбора решений в условиях моделирования игры случайных автоматов / Б. А. Головкин, A.B. Родионов // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.114−119.
  41. Г. В. Основные особенности методики начальной подготовки юных борцов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Гончаров. -М., 1954.-22 с.
  42. А.П. Влияние эмоционального стресса на кинестетическое воспроизведение пространственных интервалов у спортсменов / А. П. Горбань, В. И. Рабинович // Физиологические основы управления движениями: Мат. Всесоюзн. конф. М., 1975. — С.29−30.
  43. Ф.Д. Психический стресс космического полета / Ф. Д. Горбов // Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 2. М., 1971. — С. 77.
  44. В.И. Основные вопросы структуры рефлекторного действия и их методологическая оценка / В. И. Гращенков, Л. П. Латаш, И. М. Файгенберг // Вопросы философии. М., 1962. — № 8. -С.35−38.
  45. П.И. Характеристики влияния физической нагрузки на организм школьников (на основе принципов саморегуляции) / П. И. Гуменер, Б. К. Глушкова, Р. Г. Сапожникова. М.: Медицина, 1967. — 247 с.
  46. K.M. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы в трудовой деятельности / K.M. Гуревич // Вопросы психологии. М., 1961. -№б.-С.15−21.
  47. K.M. Последствия положительных и тормозных раздражителей в двигательной реакции / K.M. Гуревич // Типологические особенности ВИД человека. М.: АПН РСФСР, 1963. — С.291−293, 296.
  48. K.M. Профессиональная подготовленность и основные свойства нервной системы / K.M. Гуревич. М.: Педагогика, 1970. — С. 11−68.
  49. B.C. Двигательная преднастройка у человека / B.C. Гурфинкель, Я. М. Коц // Нервные механизмы двигательной деятельности. -М., 1966.-С. 158.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  51. B.C. Совершенствование технико-тактической подготовленности дзюдоистов / B.C. Дахновский, А. В. Еганов // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1986. — С.72−74.
  52. О.В. Возрастные особенности нейродинамики при эмоциональных состояниях, вызванных результатами соревнований / О. В. Дашкевич: Тезисы V научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1972. — С.294−296.
  53. В. Структура учебного материала начальной технико-тактической подготовки дзюдоистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Дзуренда. М., 1990. — 22 с.
  54. Дзюдо. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и школ высшего спортивного мастерства. /Сост. И. Д. Свищев, Г. С. Туманян. М., 2002. — 117 с.
  55. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования / Авт. сост. И. Д. Свищев и др. — М.: Советский спорт, 2003. -112 с.
  56. .И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. Киев: Политиздат, 1987.-С. 74−120.
  57. Д.Д. Биомеханика / Д. Д. Донской. М.: Просвещение, 1977.-238 с.
  58. Д.Д. Биомеханика: Уч. пособ. для студентов фак. физ. восп. пед ин-тов / Д. Д. Донской. -М.: Просвещение, 1975. С.105−106.
  59. Д.Д. Движения спортсмена / Д. Д. Донской. М.: ФиС, 1986. — С.46−65.
  60. B.C. Индивидуализация подготовки дзюдоистов на основе подбора спарринг-партнеров: Автореф. дис.. канд. пед. наук / B.C. Дутов. -М., 1985.-20 с.
  61. .А. Изучение эмоционального напряжения оператора в условиях умеренной гипокинезии / Б. А. Душков, А. Н. Золотухин // Проблемы сенсорной изоляции.-М., 1970.-С. 10−37.
  62. Л.Г. Экспертные оценки в управлении / Л. Г. Евланов, В. А. Кутузов. -М.: Экономика, 1978. 133 с.
  63. A.B. Структура показателей спортивного мастерства дзюдоистов / A.B. Еганов, А. О. Сиротин и др. // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1982. — С.12−14.
  64. В.А. Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом: Автореф. дис.. канд. псих, наук / В. А. Иванников. М., 1969. — 17 с.
  65. A.B. Влияние внешних возмущений на помехоустойчивость точностных движений спортсмена / A.B. Ивойлов, С. Д. Бойченко, Т. О. Гвимрадзе // Функциональные основы управления движениями: Мат. Всесоюз. конф. М., 1975. — С.51−52.
  66. Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. — 384 с.
  67. Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. -С. 13−41.
  68. С.Ф. Рекомендации по физической подготовке борцов (Резиновый самбист) / С. Ф. Ионов // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1978. — С.21−26.
  69. .К. Медико-биологические и психологические особенности спортивной борьбы / Б. К. Каражанов. Алма-Ата: Изд-во Каз ИФК, 1984.-88 с.
  70. .К. Моторная адаптация человека: Автореф. дис.. док. пед. наук / Б. К. Каражанов. М., 1992. — 71 с.
  71. B.C. О двигательной активности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях единоборств и игр / B.C. Келлер, В. П. Козицкий, JI.B. Сайчук, В. А. Соломоненко // Теория и практика физической культуры, 1970.-№:6.
  72. Китаев-Смык JI.A. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных условиях / JI.A. Китаев-Смык // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. — С. 189−223.
  73. Я.К. Система подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо: Автореф. дис.. док. пед. наук / Я. К. Коблев. М., 1990.-41 с.
  74. В.А. Методика исследований психологической структуры качества ловкости / В. А. Коваленко: Мат. IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С.740−742.
  75. А.И. Тенденция системного подхода в теории физического воспитания и спорта / А. И. Колесов, В. В. Кузнецов, A.A. Новиков, В. А. Орлов, И. П. Ратов // Теор. и практ. физ. культуры. 1977. — № 11. — С. 25−30.
  76. O.A. О способности человека оценивать вероятностные характеристики альтернативных стимулов / O.A. Конопкин, Ю. С. Жуйков // Психологические вопросы регуляции деятельности. М.: Педагогика, 1973. -С.154−197.
  77. Г. Н. Цивилизация и сердце / Г. Н. Косицкий. М.: Наука, 1977.- 182 с.
  78. В.Е. Методология управления адаптацией спортсменов к специфическим двигательным действиям в боксе: Дис. .док. пед. наук. / В. Е. Котешев. Краснодар, 1998. — 319 с.
  79. Коц Я. М. Организация произвольного движения / Я. М. Коц // Нейрофизиологические механизмы. М.: Наука, 1975. -245 с.
  80. А.Г. Возрастные изменения структуры физических способностей у юных спортсменов / А. Г. Кравец // Теор. и практ. физ. культуры. 1981. — № 7. — С. 26−28.
  81. А.Н. Физиология человека / А. Н. Крестовников. М.: Учпедгиз, 1938.-С.8−27.
  82. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А. Н. Крестовников. М.: ФиС, 1951. — С.211 -217.
  83. E.H. Некоторые особенности процесса переработки информации человеком: Автореферат дис. канд. психол. наук. / E.H. Кринчик. М.: МГУ, 1963, 28 с.
  84. JT.B. Экстраполяция как основа некоторых сложных форм поведения в филогенезе позвоночных животных / J1.B. Крушинский: Тезисы сообщений XVIII Международного, психологического конгресса. -М., 1966. -С84.
  85. A.C. Организационно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля.: Дис.докт. пед. наук. / A.C. Кузнецов. Краснодар, 2002. — 481 с.
  86. В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками / В. Н. Куницына // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1973. — Вып. 5.-С. 106−115.
  87. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. — С. 129−135.
  88. .Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. Казань: Форт-диалог, 2000. -76 с.
  89. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972.-575 с.
  90. А.Н. Сигналы состояния человека-оператора / А. Н. Лукьянов, М. В. Фролов. М.: Наука, 1969. — 247 с.
  91. H.A. Развитие основных движений у школьников (бег, прыжки, метания) / H.A. Лупандина. М. — Л.: ФиС, 1949. — С.96−121.
  92. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теор. и практ. физ. культуры. -1995 № 11.- С.16−24.
  93. Т.Н. Функциональное состояние нервно-мышечного аппарата при выполнении спортсменами предельных физических нагрузок / Т. Н. Макарова // Тезисы докл. XVI Всесоюзн. конференции. Смоленск: ВНИИФК, 1982.-С. 115.
  94. В. Л. О преодолении состояния эмоциональной напряженности с помощью физических упражнений / В. Л. Марищук // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Фис, 1967. — С. 2530.
  95. В.П. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособ. для студ./ В. П. Матвеев, С. Б. Мельников. М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  96. Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. -М.: ФиС, 1977.-271 с.
  97. A.M. Исследования мышления в оценочной деятельности человека / A.M. Матюшкин, М. П. Егоров // Вопросы психологии. 1974. № 1. — С.61−71.
  98. Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. -М.: Медицина, 1988.-253 с.
  99. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика / Ф. З. Меерсон. -М.: Наука, 1981.-277 с.
  100. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  101. Н.И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. М.: Изд. МГУ, 1976.- 112 с.
  102. В.Д. Основные свойства нервной системы / В. Д. Небылицин. М.: АПН РСФСР, 1966. — С. 117−134.
  103. .А. Адаптация, конституция и моторика / Б. А. Никитюк // Теор. и практ. физ. культ. 1989. — № 1. — С. 40.
  104. В.А. Педагогический контроль в управлении подготовкой борцов / В. А. Никуличев // Спортивная борьба: Ежегодник. -М.: ФиС, 1982. С.74−76.
  105. Нов А. И. Методика повышения надежности технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Нов. -М., 1990.-24 с.
  106. О.П. Механизмы адаптации человека к экстремальным условиям / О. П. Панфилов, H.A. Агаджанян. Тула.: Изд-во ТППО, 1995. -217 с.
  107. О.П. Аспекты адаптации школьников к учебной деятельности / О. П. Панфилов, JI.JI. Артамонова, Е. В. Белых // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XXI Международного симпозиума. М.: РУДН, 2003. — С. 404−405.
  108. О.П. Физиологическая адаптация спортсменов к различным климато-географическим условиям: Дис.док. биол. наук / О. П. Панфилов. Тула, 1991.-371с.
  109. Г. Г., Агишева Т. Т. В кн.: Грузинский ГИФК. -Сб. науч. трудов. Т. XII. — Тбилиси, 1979. — С.78−80.
  110. A.M. Основы координационной подготовки спортсменов / A.M. Пидоря, М. А. Годик, А. И. Воронов. Омск.: РИО Упринформпечати, 1992.-88 с.
  111. О.В. Сравнительная характеристика приспособительных реакций организма к специфике профессиональной деятельности в разных видах боевых и спортивных единоборств. Дис. док. биол. наук. / О. В. Пирожков. Краснодар, 2001. — 276 с.
  112. В.Н. Адаптация в спорте / В. Н. Платонов. Киев: Изд-во Здоровье, 1998. — 214 с.
  113. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. М.: ФиС, 1986. — С.97−139.
  114. А.Ц. Некоторые теоретические аспекты проблемы антиципации в психологии спорта / А. Ц. Пуни, E.H. Сурков // Теор. и практ. физ. культуры. 1974. № 2. — С.8−12.
  115. С.А. Физиологические проявления эмоционального стресса в условиях тренировки и соревнования / С. А. Разумов // Психологический стресс в спорте. Пермь, 1973.
  116. А.И. Русский стиль рукопашного боя (стиль Кадочникова) / А. И. Ретюнских. Новосибирск: Весть, 1992. — С.5−10.
  117. А.И. «Слух о нас идет по всей земле» / А. И. Ретюнских // РОСС Вып. № 1. — 1998. — 176 с.
  118. A.B. Спортсмен прогнозирует решение / A.B. Родионов. М.: ФиС, 1971. — 72 с.
  119. C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  120. П.А. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культуры / П. А. Рудик. М.: ФиС, 1974. — С.406−424.
  121. Л.Е. Математика и спорт / Л. Е. Садовский, А. Л. Садовский. М.: Наука, 1985. — 192 с.
  122. Т.Н. О количественной характеристике поиска оптимального решения человеком-оператором / Т. Н. Саксокулм // Вопросы психологии. 1971. — №". — С.80−84.
  123. Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960.-206 с.
  124. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. -М.: Наука, 1970.- 140 с.
  125. П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-С. 114−182.
  126. Ю.В. Совершенствование координационных способностей борцов на начальном этапе многолетней тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук/Ю.В. Сокольский. -М., 1991. -22 с.
  127. Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8−12 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Стамбулова. Л., 1973. — 24 с.
  128. В.М. О возможности системного подхода к изучению механизмов взаимообусловленности психического и физического /
  129. B.М. Степанский, А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1977. — № 4.1. C.144−147.
  130. Е.И. Антиципация в спорте / Е. И. Сурков. М.: Изд-во ФиС, 1982.- 168 с.
  131. Ю.В. Физическая подготовка к работе в экстремальных условиях (на примере тушения пожаров) / Ю. В. Суслов, С. А. Полиевский // Теор. и прак. физич. культуры. М., 1988. — № 7. — С.6−8.
  132. Ю.М. Оптимизация базовой тактической подготовки дзюдоистов: Дис.кан. пед. наук. / Ю. М. Схаляко. Краснодар, 1995. — 144 с.
  133. Н.Ф. Теоретические основы диагностики познавательной деятельности / Н. Ф. Талызина // Проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 12−20.
  134. Г. И. Чтобы оставаться сильнейшими (проблемы подготовки резервов) / Г. И. Торопин // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1984. — С.41−43.
  135. Г. С. Классификация и характеристика средств тренировки борцов. Методическая разработка для студентов, аспирантов и слушателей ФПК / Г. С. Туманян. М.: ГЦОЛИФК, 1984. —27 с.
  136. Г. С. Научные основы спортивной ориентации и селекции борцов / Г. С. Туманян. М.: ГЦОЛИФК, 1984. — 27 с.
  137. Г. С. Об уровне технической подготовленности борцов / Г. С. Туманян // Теор. и практ. физ. культуры. 1967. — № 5. — С.32−33.
  138. Г. С. Спортивная борьба: Отбор и планирование / Г. С. Туманян. -М.:ФиС, 1984.- 143 с.
  139. Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учеб. пособие в 4-х книгах / Г. С. Туманян. М.: Советский спорт, 1997.- 1 т.-288 с.
  140. И.М. Зигзаги ловкости / И. М. Туревский, В. П. Филин, Л. Б. Кофман. Тула: Приокское кн. изд-во, 1992. — 208 с.
  141. И.М. Структура психофизической подготовленности человека Тула.: Изд-во ТППО, 1993. — 201 с.
  142. А.И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  143. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста / B.C. Фарфель. М.: Мысль: АПН РСФСР, 1959. — 64 с.
  144. В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) / В. П. Филин, H.A. Фомин. М.: ФиС, 1986.- 159 с.
  145. В.И. Методика исследования моторного поведения человека в изменяющихся (стохастических) условиях / В. И. Филиппович, C.JI. Шумихин, В. Н. Гришин // Теор. и практ. физ. культуры. 1972. — № 2. -С.66−69.
  146. В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теор. и практ. физ. культуры. 1980. — № 2. -С.49−52.
  147. H.A. Психофизиология здоровья / H.A. Фомин. -Челябинск: Изд-во Т. Лурье, 1998. 392 с.
  148. Е.М. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбы самбо / Е. М. Чумаков, С. Ф. Ионов // Спортивная борьба: Ежегодник.-М.: ФиС, 1978. С. 14−18.
  149. Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р. З. Шайхутдинов. М.: ФиС, 1987. — 112 с.
  150. H.A. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей / H.A. Шалков. М.: Медгиз, 1957. — 124с.
  151. А.И. О некоторых факторах, улучшающих двигательную функцию детей и подростков / А. И. Шлемин // IV научн. конференция по физическому воспитанию. М., 1968. — С. 162.
  152. Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки / Ю. А. Шулика. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1998. — 142 с.
  153. О.П. Начальное обучение в вольной борьбе / О. П. Юшков, В. П. Сердюк // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: ФиС, 1982. -С. 19−23.
  154. О.П. Система управляющих воздействий на структуру подготовленности квалифицированных борцов: Автореф. дис.. док. пед. наук / О. П. Юшков. М., 1994. — 34 с.
  155. М.Я. Эмоциональная жизнь школьника / М. Я. Якобсон. -М.: Педагогика, 1966. 120 с.
  156. Н.Н. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки / Н. Н. Яковлев, А. В. Коробков, С. В. Янанис. М.:ФиС, 1960. — СЛ 81−186.
  157. С.В. Общие основы обучения и воспитания / С. В. Янанис // Теория физического воспитания. -М.:ФиС. 1961. — С. 119−120.
  158. С.В. Обучение движениям / С. В. Янанис // Теория и методика физического воспитания / Под ред. М. Харабуга. М.: ФиС, 1969. -С.84−88.
  159. Hartup W.W. Social relationships and their developmental significance // New Direction for child development. Summer, 1993. — V. 60. — P 3−19.
  160. Johnstone T. Emotional speech elicited using computer gams. Dissertation of the University of Geneva, 1997. 22p.
  161. Katie R. The influence of morphological characteristics on selected motor variables in boys and girls. Biol. Sport, 1996- 13: 47−53.
  162. Rutenfranz J., Ilmarinen J., Schmidt K. H. and other Physical education’s role in public health. Res. Quart. Exercise Sport, 1991- 62- 124−137.
  163. Wilmore J. H., Costill D. L. Physiology of sport and exercise. -Champaign: Human Kinetics.- 1994. P. 216−279.
  164. Zajac F. E., Neptune R., R., Kautz S., A. Individual muscle contributions to forward progression in human walking. Soc. Neurosci. Abstr., Vol. 26., Part 1, 2000, P. 375−450.
Заполнить форму текущей работой