Международно-правовые вопросы обеспечения безопасности международной аэронавигации
Седьмое. Проведенное исследование однозначно говорит в пользу скорейшего создания Единой системы обслуживания воздушного движения в Российской Федерации под руководством Межведомственной Комиссии, о чем следует сделать отдельное обобщение. Такая «Единая система» предназначена для организации рационального использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах обеспечения… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК БАЗИСНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АЭРОНАВИГАЦИИ
- 1. Правовое содержание понятия «международная аэронавигация»
- 2. Воздушное пространство как территория и сфера международной аэронавигации
- 3. Основные принципы и приоритеты в обеспечении безопасности международной аэронавигации
- ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АЭРОНАВИГАЦИИ"
- 1. Обычно-правовая природа принципа «Обеспечение безопасности международной аэронавигации»
- 2. Объекты охранительной функции принципа «обеспечение безопасности международной аэронавигации»
- 3. Пределы правомерного применения силы при перехвате летательных аппаратов и пресечении полета, расследование авиационных происшествий
- ГЛАВА III. ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ И КОДИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АЭРОНАВИГАЦИИ
- 1. Международно-правовые проблемы обеспечения «технической безопасности» международной аэронавигации
- 2. Международно-правовые аспекты безопасности международной аэронавигации от актов незаконного вмешательства
- 3. Государственное, региональные и глобальная системы обеспечения безопасности международной аэронавигации
- Проблемы взаимодействия
Международно-правовые вопросы обеспечения безопасности международной аэронавигации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
ДИССЕРТАЦИИ.
Проблематика обеспечения безопасности международной аэронавигации в последние годы приобретает все более пристальное внимание политиков, практиков и юристов.1 Это внимание вызвано резким падением уровня безопасности полетов как по техническим причинам, так и в результате намеренного вмешательства человека как в пределах государственной территории, так и в открытом воздушном пространстве.
Причина такого положения носит комплексный характер.
Во-первых, резкая интенсификация использования воздушного пространства в различных целях приводит к его перегрузке.
Во-вторых, в ряде стран (прежде всего, на постсоветском пространстве) наметилась разбалансированность полномочий и практических действий «специально уполномоченных органов» в области обеспечения безопасности полетов («военного» и «гражданского» секторов).
1 См: — Сапрыкин Ф. И. Международно-правовые проблемы использования воздушного пространства государств-участников СНГ // Московский журнал международного права. 1993. № 4. С. 19 — 20- Мезенцев А. В. Международно — правовые вопросы управления воздушным движением. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: Дипломатическая академия МИД РФ. 1997.
В-третьих, отмечается активное стремление коммерческих структур в странах, вступивших на путь рыночной экономики только в т последние годы эксплуатировать воздушные суда в нарушение любых разумных сроков их эксплуатационной годности и режима коммерческой загрузки.
В-четвертых, политическая нестабильность в ряде регионов мира остается питательной средой для использования летательных аппаратов и/ в противоправных целях, не говоря уже о сохраняющемся «традиционно» уголовных преступлениях в данной сфере: угон • самолетов, диверсионные акты в аэропортах и т. п.
И, наконец, в-пятых, различные виды использования воздушного j пространства (полеты воздушных судов, пролет космических аппаратов, I учения, стрельбы, запуски ракет, спортивные воздушные состязания и праздники, воздействие на атмосферу, использование в военных целях), I w! все более взаимодействуют системно, а не разрозненно. 41.
Проявляется в данном вопросе и старение техники, занятой в обеспечении международной аэронавигации. Для многих стран, для И.
России — в особенности, последнее чрезвычайно актуально.
Сказанное диктует необходимость комплексного анализ предмета данной диссертации (Что не исключает соответствующих «отраслевых» исследований применительно к отдельному, специальному виду использования воздушного пространства из числа указанных выше).Такой подход особенно актуален вследствие того, что использование воздушного пространства входит в число приоритетных направлений экономической, политической и военной доктрин наиболее ^ развитых государств.
Информация о все более активном «воздушном вооружении» многих стран, особенно ближневосточных, заставляет предполагать, что в аэронавигации ближайшего будущего «мирный, гражданский сектор» будет не преобладающим. Кстати сказать, процент космических объектов, запускаемых на орбиту с военными целями, составляет до 90%, а все они на участке пролета воздушного пространства временно «вливаются» в систему международной аэронавигации.1.
Для Российской Федерации, где формируется новая правовая база, в том числе — в рассматриваемой здесь области, предмет настоящей диссертации имеет чрезвычайно важное значение. Согласно имеющимся данным, средний уровень безопасности полетов (в том числемеждународных) в России по сравнению с аналогичным уровнем в других государствах-членах Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 1997 году был в 2 раза ниже (в то время как в 1990 году — в 1,4 раза ниже). Число авиационных происшествий в России в 1997 году возросло в 1,7 раза, а количество погибших в 1,9 раза по сравнению с полугодовым периодом 1996 года.
Износ аэронавигационного оборудования в России составляет в среднем 60−70%. Еще более тревожное положение с парком воздушных судов. В плачевном состоянии находится и космическая отрасль.
Воздушный кодекс РФ 1997 года основан на «авиационной концепции» и не является комплексным правовым источником в данной сфере. Ситуация может стабилизироваться с принятием в соответствии с Постановлением Правительств России от 14 апреля 1998 года Положения об использовании воздушного пространства России и.
1 См.: Никитин В. А. Юридические аспекты ограничения вооружений в космическом пространстве // Московский журнала международного права. 1995. № 3. С. 46−47.
Федеральных авиационных правил, которые, по мнению диссертанта, должны максимально отвечать целям обеспечения безопасности аэронавигации (в том числе — международной).
В мире в ближайшие годы ожидается значительная интенсификация международной аэронавигации различного рода и, соответственно, — активное развитие инфраструктуры, обеспечивающей ее безопасность (система организации воздушного движения — ОВД), режимные меры, взаимодействие российской системы ОВД с аналогичными системами соседних государств, в том числе путем учреждения региональной организации по регулированию международной аэронавигации и т. п.
Сегодня сложились реальные предпосылки не только завершения процесса региональной институционализации обеспечения безопасности международной аэронавигации (соответствующие организации давно и эффективно действуют в Европейском, Африканском и Латиноамериканском регионах), но и формирования действительно глобальной спутниковой системы в данной сфере, которая пока что лишь «попутно» и далеко не полностью удовлетворят потребности международной аэронавигации.
В этом плане прежде всего необходима продуманная организация воздушного пространства (как государственного, так и открытого) для использования в любых целях, а не только для полетов воздушных судов.
Хотя предметом исследования являются международно-правовые аспекты темы, ограничиться ими здесь не представляется возможным, поскольку реализация соответствующих прав и обязанностей субъектов международного права происходит на государственном уровне. Поэтому как положительный факт следует расценить принятие Постановления.
Правительства РФ «О мерах по государственному регулированию и государственной поддержке гражданской авиации в Российской Федерации», утверждение им Федеральной программы модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской федерации на период до 2005 года1 и выход в январе 1998 года Федерального Закона «О государственной политике в области развития авиации».
Международно-правовые аспекты темы данной диссертации издавна привлекают внимание специалистов, но, как правило, в «авиационном аспекте"2.
С точки зрения целей данной диссертации следует отметить приведенные выше новейшие работы А. В. Мезенцева и Ф. И. Сапрыкина, но в особенности кандидатскую диссертацию А. А. Подакова, защищенную в 1996 г. 3 Касался данной проблематики с комплексных позиций взаимодействия воздушного и космического права в вопросах.
1 Российская газета. 26 августа 1997 года.
2 См., например, Pontavice Е. Navigation aerienne et dioit Internationale // Revue generale de l’air et de l’espace. — 11 968. N 3. P. 251 etc.- Из новейших работ подобного рода см.: Мезенцев А. В. Международно-правовые вопросы управления воздушным движением. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Москва. Дипломатическая академия. 1997; Сапрыкин Ф. И. Международно — правовые проблемы использования воздушного пространства государств — участников СНГ. — Московский журнал международного права, 1993, № 4. С. 19−20.
3 Подаков А. А. Международно-правовые аспекты использования перспективных аэрокосмических объектов. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Москва. 1996. обеспечения безопасности полетов в воздушном пространстве Ю. М. Колосов и некоторые другие авторы. При этом все они, отдав своего рода «дань моде» — то есть, отметив наличие здесь системных связей — основное внимание уделяли либо авиационной либо космической тематике.
Комплексного исследования ни российскими, ни зарубежными юристами в этом плане не предпринималось. Понять это легко, поскольку нормативно пока что не сформировалась единая отрасль воздушно — космического права. Поэтому и автор настоящей диссертации строит свое исследование с позиций международного воздушного права, отмечая и развивая, вместе с тем, указанный комплексный «узел связи» в вопросах обеспечения безопасности международной аэронавигации.
Изложенное определяет актуальность избранной диссертантом темы, структуру работы и содержание вопросов, выносимых на защиту.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью настоящей работы является исследование международно-правовых проблем безопасного использования воздушного пространства для различного вида полетов, образующих в комплексе «международную аэронавигацию», определение эффективности правового режима воздушного пространства с точки зрения безопасности международной аэронавигации, установление характера и сферы действия соответствующего принципа и представление рекомендаций по вопросу о прогрессивном развитии и кодификации международно — правовых норм в данной области. Диссертант ставит перед собой следующие задачи:
Первое: раскрыть правовое содержание понятия «международная аэронавигация» как относящееся к передвижению в воздушном пространстве любых управляемых летательных аппаратов в рамках единого, системного процесса;
Второе: раскрыть основные, концептуальные характеристики правового режима суверенного и открытого воздушных пространств с точки зрения интересов обеспечения безопасности международной аэронавигации;
Третье: выявить международно-правовое содержание и происхождение принципа обеспечения безопасности международной аэронавигации, а также его охранительную функцию по специальным объектам охраны: жизнь и безопасность человекамир, международная безопасность, общественный порядоклетательные аппараты и объекты на поверхности;
Четвертое: исследовать содержание и взаимодействие норм международного права и внутригосударственного права в вопросах «технической» безопасности и «социальной безопасности» (от актов незаконного вмешательства) международной аэронавигации;
Пятое: определить тенденции прогрессивного развития и кодификации норм международного права в исследуемой области.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что диссертант впервые как в российской так и в мировой науке международного права предпринимает системный, комплексный анализ актуальных правовых проблем обеспечения безопасности международной аэронавигации.
По отдельным аспектам исследуемой проблематики работ вышло достаточно много. В частности, проблемам обслуживания воздушного движения (ОВД) посвятил рад публикаций А. И. Котов, в том числе — в коллективной монографии «Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов» (в соавторстве с Ю. Н. Малеевым и В. Д. Бордуновым, 1988 год) — А. Н. Верещагин (монография «Международная организация гражданской авиации (ИКАО), 1969 год, и «Основные проблемы международного воздушного права», докторская диссертация, 1971 год) — М. Н. Копылов («Международное космическое право», 1987 год) — Ю. Н. Малеев («Международное воздушное право», 1986 год) — Ю. М. Смирнов («Региональные авиационные организации и их роль в создании норм международного воздушного права», кандидатская диссертация, 1983 год) — B.C. Верещетин, Э. Г. Василевская, Г. П. Жуков (известные труды по космическому праву) — Ю. М. Колосов (ряд работ по воздушному и космическому праву) — А. А. Подаков (см. выше) — В. Н. Дежкин, Акау Бру («Проблемы международного воздушного права на африканском континенте», кандидатская диссертация, 1993 год) — А. В. Мезенцев и.
Ф.И. Сапрыкин (указанные выше и другие публикации).
Частично освещалась данная проблематика в двухтомной монографии «Международное воздушное право» (Книга 1. М., 1980 годКнига 2. М., 1981 год). Уделили ей внимание и зарубежные авторы: Томпест А. («ИКАО и ответственность органов, контролирующих воздушное движение», 1964 год) — Филд А. («Управление международным воздушным движением: контроль в мировом воздушном пространстве», 1985 год) — Танселин М. («Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на.
Мадагаскаре", диссертация, 1963 год) — Джон Балфур «Воздушное право Европейского Сообщества» (Лондон, 1995 год).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ.
Теоретическую основу диссертации составляют работы Анисимова Л. Н., Бекяшева К. А., Блищенко И. П., Боброва Р. Л., Бордунова В. Д., Василенко В. А., Василевской Э. Г., Верещагина.
A.Н., Верещетина B.C., Волкова М. М., Гуреева С. А., Даниленко Г. М., Дежкина В. Н., Дмитриевой Г. К., Жукова Г. П. Каменецкой Е.П., Клименко Б. М., Кожевникова Ф. И., Колосова Ю. М., Копылова М. Н., Котова А. И., Кривчиковой Э. С., Крылова Н. Б., Кузнецова.
B.И., Лазарева М. И., Лукашука И. И., Ляхова Е. Г., Малеева Ю. Н., Мезенцева А. В., Мовчана А. П., Молодцова С. В., Рыжего В. И., Постышева В. М., Смысловой Н. Н., Стогара В. П., Талалаева А. Н., Тихомирова Ю. А., Тузмухамедова Б. Р., ТункинаГ.И., Шармазанашвили Г. В., Шибаевой Е. А. В ходе работы использованы также труды таких западных юристов как: Балфур Дж., Блондель А., Блош Ж. — П., Вассенберг Г. А., Купер Дж. К., Лемуан М., Манкиевич Р. Х., Манин А., Матт Н. М., Мейер А., Милде М., Фошиль П., Ченг Б.
ПРАКТИЧЕСКАЯЗНАЧИМОСТЬРЕЗУЛЬТАТОВ.
ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что его основные положения и выводы могут быть использованы в научно — исследовательских целях, в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, в частности — в Российском университете дружбы народов, Московском государственном институте (университете) международных отношений МИД РФ, Дипломатической академии МИД РФ, Московском государственном университете, Московском государственном открытом университете, Юридической Академии, в Академии гражданской авиации и других учебных заведениях системы гражданской авиации, а также при разработке проектов законодательных актов, постановлений Правительства и других подзаконных актов по вопросам обеспечения безопасности международной аэронавигации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное в настоящей работе исследование позволило диссертанту придти к следующим основным выводам.
Первое. В области обеспечения безопасности международной аэронавигации складывается международно — правовой принцип обеспечения безопасности международной аэронавигации, имеющий комплексный междисциплинарный характер. Данный принцип имеет обычно правовое происхождение.
Второе. Существующие документы в области международного права не отвечают новым реальностям международных отношений в области обеспечения безопасности международной аэронавигации. Необходимо форсировать процесс кодификации и прогрессивного развития международного права в данной области.
Третье. Необходимо, чтобы все государства мира были участниками соответствующих региональных институционных механизмов в исследуемой области. За образец следует принять европейский регион.
Четвертое. Российской Федерации при определении своего отношения к альтернативе — европейские организации в области обеспечения безопасности международной организации или организации СНГследует делать выбор в пользу первых.
Пятое. В ближайшие годы следует сделать акцент на создание глобальной системы спутниковой связи для целей обеспечения безопасности международной аэронавигации. Данная система может быть многофункциональной. Но в любом случае необходим новый международный (всемирная организация) орган, который обладал бы компетенцией в комплексном плане заниматься вопросами обеспечения безопасности международной аэронавигации.
Шестое. Территориальные границы не должны быть определяющими при установлении сферы компетенции соответствующих государственных органов по вопросам обеспечения безопасности международной аэронавигации, а также региональных и всемирной организации в области обеспечения безопасности международной аэронавигации.
Седьмое. Проведенное исследование однозначно говорит в пользу скорейшего создания Единой системы обслуживания воздушного движения в Российской Федерации под руководством Межведомственной Комиссии, о чем следует сделать отдельное обобщение. Такая «Единая система» предназначена для организации рационального использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах обеспечения безопасности как международной, так и внутренней аэронавигации в том числе в воздушном пространстве над открытом морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.
Председатель Межведомственной комиссии должен назначаться Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Министерство обороны согласно Воздушного кодекса РФ является специально уполномоченным органом, осуществляющим «полное государственное регулирование» использования воздушного пространства.
Остальные выводы изложены диссертантом во введении к настоящей диссертации по ходу тезисного изложения содержания настоящего дисссертационного исследования.
Список литературы
- Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года. — ICAO Doc. 7300/6 (1980/93). 6-е издание. Переиздана в ноябре 1993 г.
- Приложение 2. Правила полетов. 9-е издание, июль 1990 г. переиздано в марте 1994 г.
- Приложение 7. Национальные регистрационные знаки воздушных судов. 4-е издание, июль 1981 г. Переиздано в сентябре 1995 г.
- Приложение 10. Авиационная электросвязь. В 4 т. Т. I — 4-е издание, апрель 1985 г. Т. II — 5-е издание, июль 1995 г. Т. Ш — 1-е издание, июль 1995 г. Т. IV — 1-е издание, июль 1995 г.
- Приложение 11. Обслуживание воздушного движения. 10-е издание, июль 1994 г.
- Приложение 15. Службы аэронавигационной информации. 9-е издание, июль 1994 г.
- ICAO Doc. 8400-ABC/4. Сокращения и коды ИКАО. 4-е издание, 1989 г. Переиздан в сентябре 1995 г.
- ICAO Doc. 8168-OPS/611/4, Производство полетов воздушных судов. В 2 т. 4-е издание, 1993 г.
- ICAO Doc. 4444-RAC/501/12. Правила полетов и обслуживание воздушного движения. 12-е издание, 1985 г. Переиздан в марте 1994 г.
- ICAO Doc. 7605-МЕТ/526/5. Метеорология. Спецификации для метеорологического обслуживания международной аэронавигации. 5-е издание. 10. 1С АО Doc. 7030/4. Дополнительные региональные правила. 4-е издание, 1987 г. Переиздан в августе 1995 г.
- Актуальные вопросы международного воздушного права/Под редакцией А. С. Пирадова. М.: Международные отношения, 1973.-200 с.
- Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. Ответственный редактор Ю. Н. Малеев. М.:Наука, 1989.-168 с.
- Бордунов В.Д. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. — В сборнике: Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. М.: ИГПАН СССР, 1987. 90−95.
- Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М.: Наука, 1988.-209 с. ш
- Бочкарев В. Авиационная Подвижная Спутниковая Служба (АСС) Международной Организации ИНМАРСАТ. Доклад на Конференции «Небо сотрудничества — 2». Новосибирск, 1992. -Материалы Конференции.
- Верещагин А.Н. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Лекция для работников гражданской авиации. М.: ГосНИИ ГА, 1969.-40 с.
- Верещагин А.Н. Юридическая природа и особенности технических норм в международном воздушном праве. — Советский ежегодник международного права, 1971. М.: Наука, 1973. 252−258.
- Гриббин У. Дж. Авиационная спутниковая связь — новые порождаемые смелостью решений возможности. — Бюллетень ИКАО, 1988, № 1.
- Даниленко Г. М, Граница между воздушным и космическим пространством в современном международном праве. — Советское государство и право. М.: Наука, 1984, № 9. 71−79.
- Жуков Г. П., Василенко Э. Г., Лукин П. И. Правовые аспекты использования УК искусственных спутников для целей метеорологии и радиосвязи. Ответственный редактор Н. А. Ушаков. М.: Наука, 1970. — 172 с.
- Копылов М.Н. Юридическая природа воздушного пространства над открытым морем. — В сборнике научных трудов: Актуальные проблемы современного воздушного права: Международно -правовые проблемы территории. М.: МГИМО МИД СССР, 1980. 35 — 50.
- Крыжановский Г. А., Солодухин В. А. Методы оптимизации процессов управления воздушным движением. М.: Транспорт, 1978.-152 с.
- Лахтин В.Л. Проблема суверенитета государств на воздушное пространство. — Международная жизнь. М.: НКИД, 1928, № 1. 57−73.
- Лопатин М.Л. Международные проливы и каналы: правовые вопросы. М.: Международные отношения, 1985. — 165.
- Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М.: Международные отношения, 1986. — 239 с.
- Малеев Ю.Н., Васильев Н. И. Технические регламенты в международном воздушном праве. — Советский ежегодник международного права, 1977. М.: Наука, 1979. 172−185.
- Малеев Ю. Н. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «воздушное пространство». — Советский ежегодник международного права, 1976. М.: Наука, 1978. 93−102.
- Малеев Ю.Н., Подберезный В. А. Полет без посадки. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. -181с.
- Моравецкий В. Функции международной организации. Перевод с польского. Под редакцией Г. И. Морозова. М.: Професс, 1976. — 384 с.
- Организация управления воздушным движением/ Под редакцией Г. А. Крыжановского. М.: Транспорт, 1988.-264 с.
- Правила управления воздушным движением над открытым морем (в помощь специалистам органов УВД). Подготовлены к. ю. н. А. И. Котовым. М.: Воздушный транспорт, 1987. — 56 с.
- Пушкина М.А. Организация органов обслуживания воздушного движения в США. — В книге: Наука и техника гражданской авиации: Научно — технич. рефератов сб. ГосНИИ ГА. Сер.: Международное сотрудничество. М.: ЦНТИ ГА, 1978. Вып. 2. 15−19.
- Сапрыкин Ф.И. Международно — правовые проблемы использования воздушного пространства государств — участников СНГ. -Московский журнал международного права. М.: Международные отношения, 1993, № 4. 14−23.
- Тихонов В.М. Международные авиационные организации. М.: Транспорт, 1986.-287 с.
- Управление воздушным движением / Т. Г. Анодина, СВ. Володин, В. П. Куранов, В. И. Мокшанов. М.: Транспорт, 1988. — 229 с.
- Усенко Е.Т. О системе международного права. — Советское государство и право. М.: Наука, 1988, № 4. 117−126.
- Филд А. Международная практика организации и обслуживания воздушного движения/Перевод с английского. Под редакцией Л. К. Щербакова. М.: Транспорт, 1989. — 256 с.
- Шибаева Е.А. Специализированные учреждения ООН (Международно — правовые аспекты). М.: Международные отношения, 1966. -112 с.
- Air traffic control in Eastern Europe. — Airport Forum. 1986, vol. 16, N 3. P. 24, 26,28, 30.
- Air traffic control in Europe. A review of existing and planned АТС services. — Interavia, 1967, vol. 22, N7. P. 1023−1025.
- ASECNA works for 14 African countries. — Aurport Forum, 1982, vol. 11, N 3. P. 43.
- Balfour John. European Community Air Law. — Butterworths. London, Dudlin, Edinburgh. P. 136−144.
- Belanger R.G. L’evolution du controle aerien. — Aviation magazine, 1976, N 692. P. 69−71.
- Buergenthal T. Law — making in the International Civil Aviation Organization. Syracuse (N.Y.), 1969.-247 p.
- Burton C.P. Highlights of АТС history 1945−1956. — Journal of Air Traffic Control, 1985, vol. 27. N. 4. P. 25−29.
- Denmark H.W. Early History of АТС in the U.S. Armed Forces. — Journal of Air Traffic Control, 1986, vol. 28, N 3. P. 34−37.
- Faujas A. A new start for air traffic control in АШса. Out of the red ASECNA style. — Institut du Transport Aerien Magazine. P., 1991, January/March, N 65. P. 25−26.
- Koshio T. Aeronautical communication, navigation and surveillance into the next century. — Navigation, 1987, N. 93. P. 101−110.
- Leveque M. J. Eurocontrol: A practical application of international cooperation. — The Controller, 1982, vol. 21, N2. P. 13−17.
- Magdelenat J. — L. INMARSAT and the satellites for air navigation services. — Air Law. Deventer: Юuwer, 1987, vol. XII. N 6. P. 266−281.
- Milde M. Legal Aspects of Future Air Navigation Systems. — Annals of Air and Space Law, 1987, vol. 95.
- Smit S. International Air Traffic Control: wall it survive? — Journal of Air Traffic Control, vol. 24, N. 3. P. 16−18.