Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лига арабских государств на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источники и методы исследования. При работе над темой широко использовались груды российских и арабских авторов как общетеоретическою хярлктерп (особенно по праву международных организаций), так и по проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования. Наиболее внимательно изучались работы И. П. Блищенко, И. И. Лукашука, Н. Ф. Косьян, В. Д. Кудрявцева, С. А. Малинина, Г. И. Морозова, Е… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современное состояние Лиги арабских государств
  • ЛАГ)
    • 1. Лига арабских государств региональная межгосударственная организация общей компетенции
    • 2. Система Лиги арабских государств
    • 3. Специализированные арабские организации и институты, характер их правовой связи с ЛАГ
  • Глава II. Система безопасности и обеспечение сотрудничества в рамках ЛАГ
    • 1. Система коллективной безопасности в рамках Лиги
    • 2. Роль Лиги арабских государств в урегулировании конфликтов в регионе
    • 3. Ирано-Иракский конфликт
    • 4. Ирако-Кувейтский вооруженный конфликт и гражданская война в Сомали
    • 5. Механизм обеспечения сотрудничества в экономической и других сферах
  • Глава III. Взаимодействие Лиги арабских стран с ООН и с межгосударственными арабскими организациями, функционирующими вне системы ЛАГ
  • Межрегиональное сотрудничество
    • 1. Взаимодействие Лиги арабских государств с Организацией
  • Объединенных Наций
    • 2. Отношение ЛАГ с арабскими организациями, функционирующими вне системы Лиги
  • А. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССЛГПЗ)
  • Б. Совет арабского сотрудничества и Союз арабского
  • Магриба
    • 3. Межрегиональное сотрудничество
  • Глава IV. Почему Лига арабских государств нуждается в реформах

Лига арабских государств на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лига арабских государств (ЛАГ) — одна из старейших региональных организаций общей компетенции с упором на обеспечение коллективной безопасности входящих в нее стран.

Лига арабских государств была создана в 1945 г. Необходимость ее создания была обусловлена целым рядом причин.

Первая из них заключается в том, что народ арабских государств имеет много общего: язык, географический регион, традиции, религию, психологический склад, культурные и духовные ценности.

Во-вторых, стремление народов арабских стран к единству. В настоящий момент арабское общество не существует в виде единого государства. Каждая арабская страна имеет свои характерные особенности. Они касаются исторического своеобразия, специфики возникновения, этнического своеобразия, различия в экономическом развитии, огличия в формах государственного правления и особенностей государственного и общественного устройства, степени влияния европейской цивилизации.

Многие арабские исследователи говорят о существовании единого арабского народа и с этим можно согласиться. Но тогда возникает вопрос, а как появились самостоятельные государства в рамках единого народа? Это произошло по ряду причин: географическое расположение стран, уровень развития отдельных из них, экономические и социальные особенности, характер общества, в рамках которого развивалось и образовывалось отдельное государство, претензии отдельных арабских государств на лидирующее положение в арабском мире.

После Второй Мировой войны, в пору образования Лиги арабских государств, арабские страны были разобщены. С этим связана необходимость создания единого экономического и правового пространства, системы коллективной безопасности и т. д. Страны были ослаблены в военном, политическом и экономическом отношении и в одиночку не могли противостоять агрессии. Лига возникла как орган, координирующий совместную деятельность государств в области обороны и экономической интеграции.

Процесс интеграции арабских стран неизбежно будет углубляться. Нельзя забывать, что существовало единое арабское государство, начиная с эпохи Праведных халифов вплоть до завершения эпохи Аббасидов. После того, как аббасидский халифат был уничтожен монголами, арабская нация оказалась раздробленной. В период господства Османской империи на Ближнем Востоке, продолжавшийся около четырех столетий, арабские территории были объединены воедино, и рассматривались завоевателем как единое государство, находящееся в колониальной зависимости. На протяжении всего этого периода арабскому народу удалось сохранить свою самобытность.

Положение резко изменилось с проникновением на Арабский Восток британского, французского и итальянского колониализма, который всеми средствами пытался уничтожить культуру арабской нации. В 1830 году Франция оккупировала территорию Алжира, в 1881 году — территорию Туниса. В 1912 году Италией была оккупирована территория Ливии.

После первой мировой войны Франция и Великобритания разделили между собою азиатские арабские государства. Сирия и Ливан оказались в сфере действия французского мандата, выданного Лигой нации, а на территории Ирака. Палестины, Трансиордании распространялось действие британского мандата. Что касается арабских территорий на юге Аравийского полуострова, и территорий, расположенных на берегу Персидского залива, то Британия установила свой протекторат над ними в соответствии с соглашениями, достигнутыми между нею и шейхами и султанами, правившими на тех территориях с нача ла девятнадцатого столетия.

Во время первой мировой войны арабы встали на сторону союзников в обмен на обещания, полученные от них относительно предоставления арабским народам независимости сразу же после окончания войны1. Лживость этих обещаний выявилась тогда, когда после Октябрьской революции 1917 года в России были преданы гласности секретные документы министерства иностранных дел, относящиеся ко временам правления царского режима. В их числе оказалось соглашение Сайкс-Пико, которое воплощало собою заговор Великобритании и Франции относительно причитающихся им долей трофеев, достающихся им в наследство от Османской империи после того, как она потерпела поражение в войне2.

Период между двумя мировыми войнами явился свидетелем роста сознания арабов и достижения ими политической зрелости, что привело к свершению ряда революций, провозгласивших независимость различных арабских государств и обративших свой гнев против колониализма и попыток расчленить арабскую нацию, что особенно отчетливо проявилось в решениях, зафиксированных в Лозанской конвенции 1923 года относительно распределения арабских османских доминионов на сферы французского и британского влияния.

С началом вспыхнувшей в 1939 году Второй мировой войны в арабском мире возникло движение за создание объединяющего союза между арабскими государствами.3.

Эта идея получила реальное практическое воплощение после краха.

1 См.: Муфид Махмуд Шихаб. Международные организации. Каир. 1988. С. 416 (На арабском языке).

2 Там же. С. 416.

3 Отметим, что идея создания союза между арабскими государствами нашла поддержку в заявлении британского министра иностранных дел Энтони Идена, сделанного им 2ч мая 1941 г. См.: Муфид Махмуд Шихаб. там же. С. 417.

Лиги Нации, провозглашения независимых государств на бывших подмандатных и других зависимых от иностранного влияния территориях.

С 25 сентября по 17 октября 1944 г. в Александрии проходил Всеарабский конгресс, в котором принимали участие семь арабских государств (Сирия, Ирак, Иордания, Ливан, Египет, Саудовская Аравия и Йемен)1.

Конгресс, — пишет доктор Али Садик Абу Хайф, — фактически взял на себя задачи подготовительного комитета по организации Лиги арабских государств и заложил те основы, на коих зиждется здание Лиги" 2.

В числе основ, которые были закреплены в «Александрийском протоколе», Али Садик Абу Хайф назвал следующие:

1) Создание Лиги на основе добровольного сотрудничества между государствами;

2) Укрепление сотрудничества между государствами в сфере экономических, социальных, культурных и прочих отношений;

3) Неприменение силы арабскими государствами для решения конфликтных ситуаций, могущих возникнуть между ними;

4) Формирование Совета Лиги, в задачи которого входш осуществление представительства в нем государств — участников Лиги на равноправной основе;

5) Предоставление Совету Лиги общих полномочий на разрешение конфликтов между государствами — участниками Лиги;

6) Соответствие особых соглашений, которые заключают государства-члены между собой или с прочими государствами, положениям учредительного акта Лиги или его духу;

7) Недопустимость проведения государством — участником Лиги См.: Муфид Шихаб, указ. соч. С. 417.

Али Садик Абу Хайф. Международное публичное право. Александрия. 1993. С. 683. (На арабском языке). внешней политики, которая противоречила бы политике Лиги, либо одного из государств-участников.

22 марта 1945 года семь государств собрались в Каире и подписали окончательный текст Пакта Лиги.

Таким образом, была учреждена Лига арабских государств.

Пакт включает в себя преамбулу, двадцать статей и три приложения (одно из них касается Палестины, второе — сотрудничества с арабскими государствами, не принимающими участия в деятельности Лиги, и 1ре1ьсназначения Генерального секретаря Лиги)1.

В преамбуле Пакта говорится: «Лига арабских государств создается в целях осуществления расширения сотрудничества и взаимосвязей между арабскими государствами, а также в целях защиты интересов этих государств перед лицом иных государств и их группировок"2.

Далее Преамбула, а также и ст. 2 Пакта разъясняют политические и другие цели, которые преследует Лига.

Говоря обобщенно, они сводятся к следующему:

1) Сохранение независимости государств — участников Лиги;

2) Разрешение межарабских конфликтов мирным путем;

3) Упрочение политических связей между государствами участниками Лиги;

4) Укрепление многосторонних связей в сфере экономических, социальных и культурных взаимоотношений;

5) Общий взгляд на ситуацию, складывающуюся в странах Арабского.

1 См.: Али Садик Абу Хайф, указ. соч., С. 683. — Пакт Лиги, по своему содержанию, как будет показано ниже, несколько отличается о г текста.

Александрийского протокола".

2 Текст Пакта см.: Ахмед Аль-Мусауи. Лига арабских 1 'осударс1 в. Политико-правовое исследование. Дамаск. 1984. С. 245−250.

Востока, и на те интересы, которые они преследуют.1.

Создание Лиги арабских государство нашло широкий отклик среди арабских государств, лидеры которых стали задумываться о превращении Лиги в организацию, могущую объединить все страны арабского мира (а не только некоторые из них).

В связи с этим в Пакте было закреплено положение об обязанности Лиги оказывать всестороннюю помощь народам этих стран, в том числе и в осуществлении чаяний и стремлений тех из них, кто еще не обрел независимость.2.

Во втором абзаце ст. 4 Пакта было особо подчеркнута допустимость участия представителей арабских государств, не вступивших в Лигу, в комитетах Организации.

Определение случаев, допускающих таковое участие, и принципы.

1 Укрепление связей между государствами, участвующими в деятельности ЛАГ, налаживание тесного сотрудничества между ними, защита интересов арабских государств Али Садик Абу Хайф назвал «первой целью» Организации, (см.: Али Садик Абу Хайф, указ. соч., с. 684). — Если автор здесь имеет ввиду достижение арабского единства, то это, конечно является первоочередной и важнейшей задачей ЛАГ.

По важно при эюм было указать для какой цели такое единство необходимо. Ответ на поставленный вопрос (тем более, если учесть конкретную ситуацию в регионе) может быть только один: в первую очередь для установления в территориальной сфере деятельности ЛАГ прочного мира и безопасности.

2 С другой стороны, естественным являлось пожелание, выраженное в Пакте, обращенное к таким странам и народам, об осуществлении их сотрудничества с Лигой на долгосрочной основе. представительства в комитетах, возлагались на Совет Лиги.

Кроме того. Пакт утвердил особое Приложение касательно сотрудничества между Лигой арабских государств и странами, не участвующими в деятельности этой организации, в интересах блага этих стран и обеспечения их будущего.

Правильность включения указанных положений в Пакт Лиги было подтверждено практикой.

Число членов Организации из года в год росло и к 1998 году достигло 22-х государств. Ныне таковыми являются: Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис.1.

Лига арабских государств осуществляет выполнение своих задач в соответствии с теми принципами, которые типичны для деятельности межгосударственных организаций вообще.

Применительно ЛАГ они указаны в Преамбуле и ст.ст. 3, 5, 6, 8 Пакта Лиги и сводятся к следующему:

A) Паритетное участие государств — членов в руководстве Организации, что, в частности, выражается в наделении их равными правами участия в работе в подразделениях Лиги, обладание каждым членом одного голоса и т. д. (ст. 3).

Б) Недопущение применения силы во взаимоотношениях между членами ЛАГ и их обязанность разрешать все споры мирным путем (ст. 5).

B) Совместная оборона в случае агрессии против любого из государств — участников и принятие соответствующих политических, военных и экономических мер против агрессора (ст. 6).

Г) Невмешательство во внутренние дела государств — участников Лиги.

1 См.: Шреплер X. А. Международные организации. Справочник. М., 1995. С. 303. ст. 8) Л.

Таким образом, становится очевидным, что принципы, о которых говорится в Пакте Лиги, выражают желание государств-членов сохранить собственную независимость в её полном объеме и не наделяют Лигу арабских государств верховной властью над арабским сообществом.

В то же время в учредительном акте Лиги не было зафиксировано требование «Александрийского протокола» Всеарабского конгресса 1944 г. о недопустимости для любого арабского государства проводить политику, вступающую в противоречие с политикой Лиги арабских государств либо с политикой, коей придерживается любое другое арабское государство.2.

В деятельности Лиги арабских государств, — считает Али Садик Абу Хайф, — явственнее всего обнаруживается, что она носит политический характер"3.

За время своего существования у ЛАГ были свои периоды и подъема, и падения, периоды успехов и неудач.

1 Али Садик Абу Хайф, анализируя ст. 8 Пакта, в числе прочего обращает внимание на содержащееся в этом документе положение о равном подходе ко всем государствам членам независимо от существующих там режимов правления, а также о недопустимости проведения против них каких бы то ни было враждебных акций. (Али Садик Хайф, указ. соч., С. 684).

2 Отметим, что последнее требование (не вступать в противоречие с политикой любого другого арабского государства), вряд ли вообще может быть выполнено, поскольку «политика» — понятие широкое, и если рассматривать политику каждого отдельного взятого государства, то она, если даже в общих чертах совпадает с политикой других государств, может, естественно, иметь отличия к частностях. Кроме того, следует признать, что формула «Александрийского протокола» выражена слишком абстрактно.

7 Али Садыс Абу Хайф, уках соч., с. 684.

И в настоящее время далеко не все проблемы, связанные с деятельностью ЛАГ, решены. И это прежде всего касается вопросов обеспечения мира и безопасности в регионе.

Ближний Восток и к концу 90-х годов XX столетия остается одним из наиболее взрывоопасных регионов мира. До сих пор не урегулированы многие проблемы, связанные с последствиями израильско-арабских войн. Переговоры между палестинской администрацией и Израилем с приходом к власти нового правительства в Израиле в 1996 г. ощутимых результатов не дают. Израиль отказывается выполнять достигнутые ранее договоренности о прекращении строительства израильских поселений в Восточной части Иерусалима и на Западном берегу Иордана.

Обеспечение прочного мира в регионе в числе прочих мер требует более эффективной деятельности Лиги арабских государств в этом направлении. И вряд ли этого можно достигнуть без определенного реформирования самой Организации.

Реалии жизни арабского сообщества конца XX века выдвинули перед ЛАГ и другие проблемы, требующие незамедлительного решения. Поэтому реформы неизбежно будут затрагивать различные сферы функционирования ЛАГ (политические, экономические, социальные и др.).

Современному состоянию ЛАГ, а также определению возможных путей совершенствования ее деятельности и посвящено данное исследование.

Степень изученности проблем, исследуемых в диссертации. Ни в арабской, ни в российской юридической литературе вопросы, связанные с современным этапом функционирования Лиги и определением характера возможных реформ, не получили достаточно широкого освещения.

Если говорить о российской литературе, то о Лиге арабских государств много и весьма содержательно писалось в 60−70 годах, меньше — в восьмидесятых, и совсем скудно — в 90-х годах. Последнее, видимо, объясняется тем, что в последнее десятилетие наблюдается явный кризис в деятельности ЛАГ.

Арабские исследования в той или иной мере затрагивают проблему эффективности деятельности ЛАГ. Более явственно эта тема прозвучала в работах, изданных в связи с 50-летним юбилеем Лиги. Меньше внимания обращалось на конкретные меры реформирования Организации.

И вообще следует признать, что освещение деятельности Лиги в последнем десятилетии XX века является серьезным пробелом юридических исследований, касающихся этой Организации.

Целями исследования являются, во-первых, заполнение пробелов в освещении в юридической литературе (главным образом в арабской и российской) современного этапа функционирования ЛАГво-вторых, определение характера предполагаемого реформирования Организации.

Предмет исследования:

— Показ особенностей современного состояния Лиги арабских государств;

— Выяснение роли Лиги арабских государств в урегулировании конфликтов в регионе;

— Раскрытие механизмов коллективной безопасности и обеспечения сотрудничества в рамках ЛАГ;

— Исследование характера взаимоотношений Лиги арабских государств с ее специализированными организациями и институтами;

Рассмотрение взаимодействия Лиги арабских государств с ООН и с независимыми арабскими организациями;

Выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности Лиги арабских государств.

Источники и методы исследования. При работе над темой широко использовались груды российских и арабских авторов как общетеоретическою хярлктерп (особенно по праву международных организаций), так и по проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования. Наиболее внимательно изучались работы И. П. Блищенко, И. И. Лукашука, Н. Ф. Косьян, В. Д. Кудрявцева, С. А. Малинина, Г. И. Морозова, Е. М. Примакова, В. Н. Трофимова, Г. И. Тункина, Р. А. Тузмухамедова, Е. А. Шибаевой, Али Садик Абу Хайф, Бутрус Гали, Гассан Музахим, Мухаммед Хавид Канам, Муфид Махмуд Шихаб, Мухаммед Азиз Шукри, Ахмад Сидки ад-Дажани, Мухаммад Аль-Сейд Аль-Дакак и другие. В числе иностранных авторов: Bowett D.W., Leonard, Larry, Nye, Virally, Шреплер и др.

Выводы, содержащиеся в диссертации, основывались на изучении большого нормативного массива, в первую очередь, на анализе Пакта Лиги арабских государств и учредительных актов других межгосударственных организаций (как универсального, так и регионального типа), Договора о совместной обороне и экономическом сотрудничестве 1950 г., проекта 1975 г. комиссии по внесению изменений в Пакт Лиги и других документов Организации.

При написании диссертации использовался, кроме всего прочего и метод сравнительного анализа. При разработке конкретных мер по реформированию Лиги учитывался практический опыт деятельности региональных организаций, расположенных в других районах планеты.

Научная новизна исследования выражается в том, что она устранила ряд пробелов в освещении Лиги арабских государств, особенно на современном этапе ее функционирования.

— В частности, выработан новый концептуальный подход к усовершенствованию механизма ЛАГ по обеспечению безопасности в регионе;

— Впервые столь подробно рассмотрен характер правовых связей между собственно Организацией ЛАГ и специализированными организациями и институтами, входящими в систему ЛАГ;

— При анализе роли Лиги арабских государств в урегулировании конфликтов в регионе расставлены некоторые новые акценты;

— Обозначена необходимость юридического закрепления в основополагающих актах ЛАГ ее взаимодействия с ООН в соответствии с главой VIII Устава ООН;

— Выдвинут и обоснован тезис об усилении координации деятельности арабских организаций, действующих вне системы Лиги, со стороны последнейсформулирован целый ряд предложений, направленных на совершенствование деятельности Лиги арабских государств (некоторые изменения процедуры голосования в Совете Лиги, усовершенствование структур Организации и др.).

Основные теоретические выводы, содержащиеся в работе и представленные к защите, состоят в следующем:

1) Лига арабских государств, являясь региональной межгосударственной организацией общей компетенции, вобрала в себя все основные признаки подобных образований (автор, в отличие от многих других исследователей, выделяет здесь только три момента: а) договорная основа создания (всеобъемлющий учредительный акт или комплекс документов), б) наличие постоянно действующих структур, в) собственная воля организаций), в то же время имеет свою специфику. Одна из нихчленство в Лиге ограничено участием исключительно арабских государств, а главная идея, пронизывающая всю деятельность Лиги — обеспечение арабского единства (в силу этого и стремление ЛАГ охватить членством все арабские государства и закрепление в Пакте нормы о возможном участии в деятельности Организации и тех арабских стран, которые не достигли еще независимости). Содержание реальных событий в арабском мире характеризуются постоянной борьбой сторонников и противников такого единства.

2) Лига арабских государств нуждается в реформах, в том числе внесения соответствующих поправок в учредительный акт, а, возможно, и его пересмотра (разработка нового проекта, независимо какой вариант будет принят, должна, по мнению автора, начаться незамедлительно). Особенно нуждается в совершенствовании механизм ЛАГ по поддержанию мира и безопасности в регионе. Конкретные предложения по реформе содержатся в гл. IV диссертации.

3) В настоящее время важнейшими задачами Лиги являются: решение палестинской проблемыосвобождение оккупированных Израилем арабских территорий, активное участие в разработке мер по обеспечению безопасности всех государств региона, независимо от их членства ЛАГурегулирование мирным путем разногласий между членами Лиги и ликвидация последствий вооруженного конфликта между Ираком и Кувейтом путем закрытия старых страниц и открытия новыхсодействие в устранении обострения кризиса в районе Персидского залива.

4) Возникает необходимость четкого обозначения в соответствующих документах Лиги взаимоотношений между собственно Организацией ЛАГ и специализированных организаций, входящих в ее систему с корректировкой этих связей в сторону усиления контроля ЛАГ за деятельностью названных организаций, что будет означать изменение соотношения между принципами координации и субординации в пользу последнего.

5) Должен быть разработан правовой механизм, обеспечивающий бблыпее влияние Лиги на деятельность арабских организаций, не входящих в систему ЛАГ, что может быть достигнуто путем координации деятельности этих организаций со стороны Лиги арабских государств.

Практическая значимость исследования диссертации состоит в том, что положения и выводы, а 1акже практические рекомендации могу! использоваться:

— для разработки предложений по структуре Лиги арабских государств;

— в устранении расколов, которые произошли в арабских государствах в 90-е годы, вследствие вторжения Ирака в Кувейт;

— в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий в области международных организациях.

Апробация результатов исследования осуществлена посредством их обсуждения на заседании кафедры международного права СПГУ и публикации двух научных статей.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы.

1. Лгарышев Л. А. От К'^ мп-Дэвидя к трагедии Ливана. М. 1983.

2. Алаа-Абу-Амер. Эволюция позиции ООН по ближневосгочномуурегулированию (Палестинская проблема в резолюциях.

3. Национального Сове! а Палестины). М. 1992.

4. Лль-Саад. СМ. Лига арабс1шк стран как региональная организация.

5. Автореф. дисс. канд. юрид, наук М. 1966.

6. Алдашев Н. Б. Система ООП (Международно-правовые аспекгы).1. Бишкек. 1993.

7. Ближний Восток и международное право. — М., 1992.

8. Блищспко И. П. II Кудрявцев В. Д. Агрессия Израиля и.

9. Международное право. М. 1970.

10. Б^тащснко И. П., Жданов П. В., Юбба М. М. Право человека варабских странах. Ближний Восток и международное право. М. 1992.

11. Блищеико И. П. Проблемы ООП надо решать. // Московский журналмеждународного права. № 3. 1996.

12. Бобров Р. Л., Малинин А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Л. 1959.

13. Бордунов В. Д. Правовой механизм деятельности международныхавиационных организаций. М. 1989.

14. Примаков Е. М. Восток после краха колониальной системы. М.1982.

15. Пушмин Э. А. Мирные средства разрешения международныхспоров. Ярос^швль. 1981.

16. Регионаттьные и локальные конфликтыистория и современность.1. М. 1989.

17. Рыбаков Ю. М. Воор>'жс1!ная агрессия — тягчайшее международноенрес'1уггление. М. 1980.

18. Сафронпук В. Объединенные нации, национальные процессы илокальные конфликты, // Международная жизнь. 1995. Х? 3.

19. Сафрончук В. Дипломатическая история «Бури в пустыне».

20. Международна 5 т жизнь. 1996. №№ 11−12.

21. Себак Ауэд. Международно-правовое урегулированиетерриториальных проблем стран Магриба. // Лвтореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 1969.

22. Семенов В. Вооруженные силы ООП: иракгика применения. М.1976.

23. Симпозиум, но вопросам гуманигарной дeягeJШнocти иосуществление операции по поддержанию мира. Отчет. М.1995.

24. Смирнов В. Израиль. Что за горизонтом? // Междунаподная жизнь.№ 8. 1996.

25. Соад Заинаб. Имгглементания межлународньгч соглалтений поправам человека в арабском мире (гражданские и поли1ичбские права)/''Дртореф. дисс. кпнд. юрид паук. Киев. 1994.

26. Талалаев А, И. Хельсинкипринципы и реальность. М. 1985.

27. Текст рсзошоцш! Совета Безопаспосги об урсг>'лировании израилеарабских конфликтов. /'Пплестинскпя проблема. М. 1984.

28. Abdulghani J. M. Iraq and IranThe Years of crisis Baltimore (Md).1984. — Hussein A. Hassouna. the League of Arab states and Regional Disputes:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой