Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международно-правовые аспекты деятельности всемирной торговой организации (ВТО)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Том, еще недавно наше отношение, например к ГАТТ, определялось мотивами политического противостояния двух систем и потому практически любое исследование деятельности Генерального соглашения предпринималось прежде всего с целью критики его несовершенств, порожденных «эксплуататорской сущностью капитализма». В результате в специальной литературе советского периода, экономической, а тем более… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • С
  • Глава I. ГАТТ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. Бреттон-Вудская система и возникновение ГАТТ
    • 2. Цели и принципы ГАТТ
    • 3. Структура ГАТТ
    • 4. Правотворческая деятельность ГАТТ
    • 5. Новый этап в деятельности ГАТТ
      • 5. 1. «Токио-раунд»
      • 5. 2. Уругвайский раунд
  • Глава II. УРУГВАЙСКИЙ РАУНД И СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    • 1. Международные правила торговли товарами
    • 2. Международные правила торговли услугами
    • 3. Международные правила в отношении торговых аспектов прав интеллектуальной собственности
    • 4. Механизм обзора торговой политики
    • 5. Соглашение о ВТО
      • 5. 1. Основные положения Соглашения о ВТО
      • 5. 2. Организационная структура ВТО
      • 5. 3. Процедуры принятия решений
      • 5. 4. Процедуры принятия поправок и присоединения
      • 5. 5. Окончательное применение
      • 5. 6. Отличия ВТО от ГАТТ
  • Глава III. ВТО КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МИРОВОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. ВТО и Россия
      • 1. 1. Взаимоотношения России и ВТО
      • 1. 2. История развития процесса присоединения
      • 1. 3. Ход переговорного процесса
      • 1. 4. Ближайшие задачи
  • Защита интересов через систему урегулирования споров
  • Урегулирование торговых споров: от ГАТТ к ВТО

Международно-правовые аспекты деятельности всемирной торговой организации (ВТО) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международное право в течении многих десятилетий остается главным и практически единственным эффективным средством регулирования международных торговоэкономических отношений. В обозримом будущем его дальнейшее развитие будет связано с деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО) — универсальной международной структуры, призванной содействовать созданию системы международной торговли, соответствующей условиям глобализации современного мирового хозяйства. Вот почему, по мнению автора, особенно учитывая практическую заинтересованность России в ускоренной интеграции в мировую рыночную экономику, международно-правовые аспекты деятельности приобретают особую важность. Актуальность исследований в данной области в полной мере подтвердилась в ходе начавшегося еще в 1992 году процесса переговоров и консучьта-ций о присоединении России к Генеральному соглашению о тарифах и торговле, а ныне — к ВТО, на условиях максимально приближенных к стандартным, исключающим ущемление ее законных интересов и обеспечивающих России полноправный доступ на международные рынки товаров и услуг.

Достижение этой цели без глубокого знания всех механизмов деятельности упомянутых международных структур, в первую очередь их международно-правовых основ и перспективных направлений в области международного правотворчества, просто нереально. Ведь присоединение к ГАТТ/ВТО для России — это присоединение к уже сложившейся, действующей и развивающейся практике правового и административного регулирования международных торгово-экономических связей, практике до недавнего времени ей «незнакомой». Дело в.

—? ' том, еще недавно наше отношение, например к ГАТТ, определялось мотивами политического противостояния двух систем и потому практически любое исследование деятельности Генерального соглашения предпринималось прежде всего с целью критики его несовершенств, порожденных «эксплуататорской сущностью капитализма». В результате в специальной литературе советского периода, экономической, а тем более юридической, практически не найти серьезных глубоких работ по сути деятельности ГАТТ и принимавшихся в его рамках решениям. Те же, которые имеются, рассматривают в большинстве случаев узкую часть деятельности Генерального соглашения или его органов. С начала 90-х годов отношение к проблемам ГАТТ, а затем и ВТО решительно изменилось и приобрело конструктивный характер.

Тем не менее, автор полагает, что международно-торговая проблематика деятельности ГАТТ и особенно ВТО еще ожидает своего исследователя, которому предстоит спокойно и взвешенно оценить вклад этих структур в развитие международной торговли и правового ее регулирования, не закрывая глаза на сильные стороны и слабости нынешней системы торговых отношений.

Целью же настоящего исследования является намерение обобщить и систематизировать сведения о международно-правовых аспектах деятельности ГАТТ/ВТО, проанализировать основные тенденции, их развитие и, на основе сделанных выводов, сформулировать некоторые положения, которые бы давали объективное представление о сущности их деятельности с точки зрения международного права. При этом для достижения указанной цели в настоящей диссертационной работе поставлены следующие задачи:

• кратко рассмотреть историю возникновения, формирования и развития феномена ГАТТ/ВТО;

• дать правовую оценку раундам многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ/ВТО, а также последующей правотворческой деятельности ВТО вплоть до Министерской конференции в Сиэтле в декабре 1999 г.;

• раскрыть содержание Уругвайского раунда и значение его результатов для становления мировой торговой системы;

• охарактеризовать систему урегулирования споров ВТО как одного из основных механизмов ВТО, основываясь на сравнении с ее предшественницей — системой урегулирования споров ГАТТ;

• исследовать динамику взаимоотношений России и ВТО, проанализировав перспективы вступления России в эту организацию.

С юридической точки зрения деятельность ГАТТ, а с созданием ВТО и этой международной организации, состоит в создании, оформлении и применении соответствующих принципов и норм, позволяющих в интересах развития мировой торговли разрешить на основе равноправия и справедливости органически присущий этой сфере международных обменов конфликт интересов между их участниками. Именно эта сторона деятельности ГАТТ/ВТО, представляющая собой в силу комплекса политических, социально-экономических, исторических и даже географических причин крайне сложный процесс, рассматривается нами в качестве основного объекта данного исследования.

Конкретные действия этих структур в сфере международного правотворчества, разработанные ими соответствующие процедуры и технологии, как предмет исследования, позволяют судить не только о действенности и адекватности вклада ГАТТ/ВТО в современное международное право, но и с учетом перспективы рассматривать их в контексте российского участия в ВТО, обеспечения наших торгово-экономических интересов.

Результатом многолетней деятельности ГАТТ (в последнее время — ВТО) стал довольно обширный нормативный материал в виде соглашений, договоренностей, протоколов, изучение которых позволяет с достаточным основанием судить о последовательности таких структур в реализации своих целей и принципов, характере и разнообразии видов торговой деятельности как предмета регулирования, эффективности разработанных правовых норм и уровня их признания участ-никами международной торговли и т. д.

Разумеется, в этих условиях не обойтись без серьезного анализа многочисленных юридических текстов, причем не только их содержания, но и формы. Исследуя деятельность упомянутых структур в их динамике, в том числе исторической, методически важным представляется использование сравнительного анализа, позволяющего проследить не только эволюцию приоритетов международной торговли, но и юридических подходов к регулированию возникающих в этой области проблем долгосрочного характера.

Существенную сложность в осуществлении данного исследования представляло явно недостаточное внимание не только в отечественной, но и зарубежной литературе к собственно международно-правовым аспектам деятельности ГАТТ/ВТО. Наличие разрозненных и преимущественно узкоспециальных публикаций по данной проблематике ни в коей мере не компенсировало отсутствия разностороннего, системного подхода к вопросу правового регулирования современной международной торговли усилиями таких многосторонних институтов как ГАТТ/ВТО.

Тем не менее в данном научном исследовании автор предпринял попытку комплексного рассмотрения различных правовых аспектов деятельности ГАТТ/ВТО, обобщив доступные научные труды, в том числе и литературу экономического содержания, без которой вообще было бы трудно ориентироваться в процессах развития международных торговых связей, договорную практику, официальные и рабочие материалы ГАТТ/ВТО, других международных организаций (ЮНКТАД, ВОИС), информационно-аналитические публикации исследовательских учреждений и др.

Теоретической основой данного исследования послужили труды М. М. Богуславского, Г. М. Вельяминова, И.И. Дюмуле-на, Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой, С. Н. Лебедева, A.A. Моисеева, Г. И. Тункина, В. М. Шумилова и др.

В освещении ряда вопросов были использованы труды зарубежных авторов: Э.-У. Петерсманна, Дж. Джексона и др.

Значительную помощь в написании работы оказали информационные ресурсы Интернета, привлечение которых вполне отвечает настроениям стран-участниц ВТО максимально полно использовать возможности глобальной компьютерной сети в интересах Мирового Сообщества и, в частности, развития международной торговли.

В результате проделанной работы автор пришел к ряду выводов и заключений, которые, будучи вынесенными на защиту, могли бы дать ответы на вопросы не только общетеоретического, но и практического (прикладного) характера, в частности в свете предстоящего вступления России в ВТО. Среди таких положений:

• Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), изначально рассматривавшееся как временный инструмент правового регулирования международных торговых отношений, за годы своего существования и активной деятельности стала признанным форумом для многосторонних торговых переговоров, а сложившаяся на его основе система договоров позволяет говорить о его превращении в международную экономическую организацию универсального характера de facto, определяющую формирование международных торговых свяяей.

• Принципы, сформулированные в ГАТТ (в собственно Соглашении и сопутствующих ему документах) и проверенные правоприменительной практикой, стали значительным шагом вперед по пути становления единой системы правовых норм, регулирующих многосторонние торговые отношения. Они утратили свой конвенционный характер, т. е. их действенность больше не зависит от того, включаются ли они в каждом случае в международный договор. Иными словами, они пре-^ вратились из диспозитивных в императивные для всех стран-участниц ГАТТ. Действенность и оправданность данных принципов прошла проверку временем: они действуют даже сейчас, когда само Генеральное соглашение в своем первоначальном виде перестало существовать. ВТО восприняла положения Генерального соглашения, развила и дополнила ихявляясь международной организацией de j иге и правопреемницей ГАТТ, она заняла центральное место в складывающейся мировой торговой системе.

• Переговорный процесс в рамках ГАТТ/ВТО привел к значительному расширению сферы международно-правовой деятельности ВТО и фактически вышел за рамки чисто тарифной тематики. Тенденция ко все возрастающему охвату международных торговых отношений правом ВТО прослеживается и в материалах Министерских конференций, состоявшихся с момента учреждения ВТО (Сингапурской 1996 года, Женевской 1998 года и прошедшей в начале декабря 1999 года в Сиэтле). При этом аппарат правового регулирования ГАТТ/ВТО по различным номенклатурам товаров, а также в отношении услуг все еще является недостаточно развитым.

• ВТО закладывает единую институциональную основу для отношений ее членов в вопросах, связанных с соглашениями и смежными правовыми документами. Основные функции этой организации сводятся к обеспечению осуществления ГАТТ 1994 г. и многосторонних торговых соглашений, заключенных в ходе Уругвайского раунда, а также к выработке новых соглашений во всех областях многосторонних торговых отношений, которые позволят охватить любой из связанных с торговлей вопросов будущими торговыми переговорами. К числу важных функций ВТО относится урегулирование споров и проведение обзора торговой политики. В дальнейшем к ведению ВТО могут быть отнесены и другие важные функции.

• Все соглашения, принятые в ходе раундов многосторонних торговых переговоров, опираются на ГАТТ, хотя каждое из них является самостоятельным, ибо содержит все необходимые условия, обеспечивающие его автономное существование. Это позволяет им значительно менять суть ряда положений ГАТТ или включают в него новые области. Таким образом в соглашениях многосторонних торговых переговоров реализуется деятельность ГАТТ по диверсификации и унификации правовых норм международной торговли.

• ВТО укрепляет многосторонние обязательства в том смысле, что страна должна принять все многосторонние торговые соглашения для того, чтобы стать ее членом. Устанавливая многосторонние обязательства в новых областях и увязывая их с единым механизмом урегулирования споров, Организация должна ограничивать ту степень свободы, с которой страны в прошлом прибегали к односторонним мерам. Успех переговоров по любому будущему соглашению в рамках ВТО во многом будет зависеть от готовности ее членов поставить свою торговую политику в конфликтной ситуации под угрозу принятия ответных мер.

• Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе прав и обязательств, возникающих при ведении торговли, и ужесточение условий вступления в ВТО. Таким образом, перед развивающимися странами возникает проблема ограничения гибкости торговой политики, а в ряде областей, возможно, и внутренней политики, проводившейся ими в рамках многосторонней торговой системы. Последствия принимаемых обязательств в некоторой степени могут смягчаться положениями о дифференцированном и более благоприятном режиме, предоставляющим наименее развитым странам большую свободу для маневра.

• Переговорный процесс в рамках ГАТТ/ВТО нацелен на I придание правовой системе Генерального соглашения более, определенного и жесткого характера. Это выражается в обя-. занности государств-членов ВТО имплементировать положения I I.

ГАТТ-1994 и прилагаемых соглашений и придать им статус национальных законов, что означает расширение круга охвата субъектов мировой торговли нормами и правилами ГАТТ/ВТО и повышение их эффективности. Представляется необходимым проведение курса на дальнейшее усиление обязательного характера международных многосторонних соглашений по торговым вопросам.

• Представляется важным определить место ВТО по отношению к Организации Объединенных Наций и другим международным организациям. Подходящим форумом для выработки мер по обеспечению эффективного сотрудничества и взаимодополняемости этих организаций может служить Генеральная Ассамблея ООН, которая на протяжении последних нескольких лет рассматривала проблематику укрепления международных организаций в области многосторонней торговли и, как ожидается, будет уделять особое внимание данному вопросу и в дальнейшем.

• России необходимо четко определить свои национальные экономические интересы и приоритеты, определить условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность и отстоять их в ходе переговоров, не допуская давления со стороны западных партнеров. Резуль татом присоединения должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, эффективная реализация преимуществ международного разделения труда и кооперирования, совершенствование экономического сотрудничества России с зарубежными странами, что соответствует национальным экономическим приоритетам нашей страны.

• Для России представляется необходимым максимально использовать действующие и активно продвигать, после вступления в ВТО, новые механизмы защиты своих интересов в отношениях с экономически более развитыми партнерами.

• Система урегулирования споров ВТО, по сравнению с системой ГАТТ, обладает четкой структурой и сбалансированным механизмом и ориентирована на целостный унифицированный подход к урегулированию споров и единообразную процедуру принятия решений, сходную с судебной. Для России целесообразно с самого начала своего участия в деятельности ВТО, обращать особое внимание, максимально использовать в собственных интересах и активно участвовать в развитии квазисудебных процедур урегулирования споров и др.

Интересам возможно более полного и системного раскрытия темы и логически оправданного изложения результатов проделанной работы подчинена и структура настоящего исследования.

Заключение

.

В заключение хотелось бы вкратце подвести некоторые итоги проведенного исследования.

Всемирная торговая организация, действующая с 1 января 1995 года, является международной экономической организацией универсального характера, фактической правопреемницей ГАТТ, и претендует на роль центра мировой торговой системы.

Несмотря на то, что ВТО во многом базируется на положениях и императивных принципах ГАТТ-194 7, переработав и развив их, было бы неверным рассматривать ВТО как простое расширение ГАТТ. Напротив, она полностью заменяет своего предшественника, существенно от него отличается. При этом ВТО находится в состоянии активного развития и совершенствования с тем, чтобы отвечать современному состоянию международной торговли.

Нормативно-правовая база ВТО (ГАТТ-1994 и международных соглашений, опирающихся на ГАТТ и составляющих его систему) находится в состоянии постоянного развития и модификации, осуществляемых путем проведения многосторонних торговых переговоров (раундов), нацеленных на максимально полный охват международных торговых отношений и на придание правовой системе Генерального соглашения более определенного и жесткого характера. Это позволяет, с одной стороны повышать эффективность правил и норм Генерального соглашения, а с другой — значительно менять суть ряда его положений или включать в него новые области. Таким образом в соглашениях многосторонних торговых переговоров осуществляется деятельности ГАТТ по диверсификации и унификации правовых норм международной торговли.

Поскольку ВТО как центр мировой торговой системы находится в стадии становления, то представляется очевидным, что успех этой организации, ее эффективность во многом будет зависеть от того, как будет осуществляться взаимодействие ВТО с ООН и другими международными организациями. Подходящим форумом для выработки мер по обеспечению эффективного сотрудничества и взаимодополняемости этих организаций может служить Генеральная Ассамблея ООН, которая на протяжении последних нескольких лет рассматривала проблематику укрепления международных организаций в области многосторонней торговли и, как ожидается, будет уделять особое внимание данному вопросу и в дальнейшем.

Россия, намереваясь присоединиться к ВТО и тем самым вступить в международное экономическое сообщество в качестве полноправного члена, должна четко определить свои национальные экономические интересы и приоритеты.

В ходе подготовки к вступлению в ВТО и при выработке переговорной позиции России следует принимать во внимание тот факт, что ВТО, безусловно, не лишена недостатков и далека от совершенства. Это весьма однозначно продемонстрировала Министерская конференция ВТО, прошедшая в первых числах декабря 1999 г. в Сиэтле, и фактически сорванная из-за разногласий между представителями развитых и развивающихся стран. Как выяснилось в ходе работы конференции, имеет место диаметрально противоположный подход к интеграционным процессам и глобализации мировой экономики, присущий США, с одной стороны, и развивающимся странамс другой. В то время, как развивающиеся страны ищут в интеграционных механизмах новые возможности сократить разрыв в уровнях развития, Соединенные Штаты и их союзники стремятся воспользоваться интеграцией «как катком, сметающим защитные барьеры менее конкурентоспособных экономик, дабы утвердить свое безраздельное господство» .70 Одним из таких приемов, которые попытались применить США, стала попытка внедрения единых трудовых и экологических стандартов. Стоит ли говорить, что подобное «нововведение» нанесло бы сильнейший удар по экономике развивающихся стран, которые просто не могут себе позволить улучшения условий труда и проведение экологических мероприятий, доступных развитым западным партнерам. В результате переговоры по широкому кругу вопросов, среди которых торговля сельскохозяйственной продукцией, доступ на рынки, инвестиции, конкурентная политика и другие, были заблокированы, и участники не смогли уложиться в строгие рамки Конференции. На своем заседании 17 декабря 1999 Генеральный Совет решил отложить дискуссию по повестке Сиэтла до начала 2000 года, когда стороны смогут провести необходимые консультации и вернуться к обсуждению поставленных вопросов.71.

Таким образом, последняя Министерская конференция развеяла некоторые мифы о ВТО и наглядным образом показала, что Организация не является панацеей от всех проблем международной торговли. Она должна настроить Россию на критический лад при оценке возможностей ВТО, преимуществ вступления в нее и тех уступок, на которые придется для этого пойти. Если же Россия все-таки вступит в ВТО, то ей представляется необходимым максимально использовать действующие и активно продвигать, после вступления в ВТО, новые механизмы защиты своих интересов в отношениях с.

70 «Российская газета», 03.12.99.

71 «General Council defers post-Seattle discussion until early 2000». Press release. 17 December 1999. экономически более развитыми партнерами. Занятие активной позиции в этих вопросах благотворно повлияло бы на оздоровление российской экономики и было бы взаимовыгодно как для России, так и для всех членов ВТО.

Международные отношения постоянно развиваются, растет степень взаимозависимости и интеграции мирового сообщества. Для того, чтобы соответствовать меняющимся условиям и отвечать предъявляемым требованиям Всемирной торговой организации необходимо проявлять большую гибкость, учитывая интересы всех участников международной торговли вне зависимости от их уровня экономического развития, устранять возникающие разногласия на принципах справедливости, равенства и наибольшего благоприятствования на пути к достижению целей, поставленных перед Всемирной торговой организации в XXI веке. Эти цели Генеральный директор ВТО М. Мур сформулировал так: продолжать переговоры, направленные на прогрессивную либерализацию международной торговлипревратить торговлю в эффективный инструмент ликвидации бедности и достижения экономического процветаниязакрепить за ВТО ту центральную роль, которую она играет в сотрудничестве с правительствами стран-участниц в регулировании их взаимоотношений в экономической сфереорганизовать деятельность ВТО таким образом, чтобы она в максимальность степени была адекватна нуждам стран-участниц, то есть помогать странам-участницам в достижении сбалансированной выгоды от проводимых переговоров, особенно странам с наиболее уязвимой экономикойусиливать влияние ВТО, ее систем, правил, укреплять ее.

7 2 репутации и адаптировать к новой реальности .

It’s vital to maintain and consolidate what has already been activated" Statement by WTO Director-General Mike Moore, 7 December 1999. Press release 160.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 18.05.92 № 328 «Оразвитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле», «Российские вести», 1993, № 14.
  2. Постановление Совета Министров Правительства РФ141 от 22.02.93 «О межведомственной комиссии по ГАТТ», Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 9, ст. 739.
  3. Постановление Правительства РФ от 12.01.96 № 17 «Омежведомственной комиссии по вопросам Всемирной торговой организации (ВТО)», «Российская газета», № 40, 28.02.96.
  4. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual
  5. Property Rights 1994. WIPO publication № 223(E). Geneva, 1997.
  6. Agreement on Implementation of Article VI of the
  7. General Agreement on Tariffs and Trade 1994, Art.17:6 in Annex 1A to WTO Agreement.6. «Basic Instruments and Selected Documents» (PISD)1. Geneva: GATT, 1953.
  8. Final Act Embodying the results of The Uruguay
  9. Round of Multilateral Trade Negotiations, WTO, 1994.8. «The results of the Uruguay round of multilateraltrade negotiations."(the legal texts), Geneva, 1994 .
  10. Документы ГАТТ: MTN. GNG/NG14/W/42, 9 July 1990.
  11. MTN. GNG/NG14/W/41, 9 July 1990.
  12. MTN. GNG/NG14/W/45, 18 October 1990.
  13. MTN. TNC/W/35/Rev.1, 3 December 1990.
  14. Документ ЮНКТАД: UNCTAD/TDR/14/Supplementvol.1,11, III) .
  15. United Nations Treaty Series. Vol.55, N.Y., 1950
  16. Резолюции Генеральной Ассамблеи 4 5/201, 46/207, 47/184 и 48/54.1. Монографии и сборники
  17. Г. М. „Основы международного экономического права“, М., 1994.
  18. Н.И. „Токийский раунд“, как способ государственно-монополистического регулирования торговых отношений между США и ЕЭС» в кн. «Кризис государственно-монополистического регулирогания экономики"f М., МГУ, 1980, с. 48−61.
  19. С. А. „Всемирная торговая организация: правовые проблемы вступления России“, Ростов-на-Дону, 1998.
  20. И. И. „Барьеры на торговых путях“, М., 1977.
  21. И. И. „Всемирная торговая организация“, М., 1997.
  22. И. И. „Генеральное соглашение по тарифам и торговле“, М., 1993.
  23. И.И. Проблемы присоединения России к Генеральному соглашению о тарифах и торговле и к Всемирной торговой организации, М., 1994.
  24. П. „Практические исследования издержек протекционизма“, Киев, 1995.24. Е. С. Хоциалов „ГАТТ. Его основные условия и история создания“. М, 1994.
  25. Е.А. „Правовые вопросы структуры деятельности международных организаций“, М., МГУ, 1991.2 б. „Международное торговое право. Некоторые вопросы теории и практики“ под ред. В. Лисовского, М., „Международные отношения“, 1979.
  26. , R.E. „Enforcing International Trade Law: the Evolution of the Modern GATT Legal System“ Butterworth Legal Publishers. 1993.
  27. R.E. „The GATT legal System and the World Trade Diplomacy“. New York, 1975.
  28. Jackson John H.,» World trade and the law of GAAT.", Virginia, 1969.
  29. В., «International Business Transactions: A Guide to Sources», Nashville, 1983.
  30. Kasto Jalil, The Function and Future of the World Trade Organization. International Trade Law between GATT and WTO, 1996.
  31. Lauterpacht E., Aspects of the Administration of International Justice, 1991.
  32. Long, Oliver, «Law and its Limitations in the GATT Multilateral Trade System» M. Nijhoff, 1985.
  33. Pescatore Pierre, W. Davey & A. Lowenfeld, «Handbook of WTO/GATT Dispute Settlement», Ard-sley-on-Hudson, N.Y., Transnational Juris, 1991.
  34. E.U., «The GATT/WTO Dispute Settlement System», 1997.
  35. Rosenne S., The World Court. What It Is and How It Works, 1988.
  36. Zorg 0. «Law and its Limitations In the GATT-multilateral Trade System». London, 1987.1. Статьи
  37. Ю.В. «Средства и способы урегулирования международных экономических споров»//"Российский юридический журнал", 1997, № 3, с.95−111.
  38. И., Станковский С. «ГАТТ и интересы СССР»//"Мировая экономика и международные отношения" (МЭиМО), 1989,. № 8, с.34−44.
  39. И. Е. «США и Уругвайский раунд ГАТТ» //"США: экономика, политика, идеология", 198 8, № 1, с.20−28.
  40. В., Левин К. «ВТО как средство самообороны рынка»//"Коммерсантъ-daily", 31.05.97, № 81.
  41. В.Н. «СССР и ГАТТ»//"Внешняя торговля", 1987, № 7. с. 37−39.
  42. А. «США в ГАТТ»//"Внешняя торговля", 1990, № 7, с. 32−34.
  43. Г. М. «Международные экономические организации социалистических стран»//"Бюллетень иностранной коммерческой информации" (БИКИ), 1977, Приложение № 1.
  44. И. И. «Торгово-политическая система ГАТТ- принципы, правовые нормы и правила»//"Внешняя торговля", 1993, № 7−8, с.38−44.
  45. И.И. «Генеральное соглашение по тарифам и торговле»//БИКИ, 198 6, Приложение № 10.4 9. Дюмулен И. И. «ГАТТ и государственное регулирование ВЭС СССР"//"Внешняя торговля», 1990, № 1.
  46. В. «Россия и ВТО: борцовская схватка во фраках"//"Российская газета, 24.02.98.
  47. С.А., Огнивцев В. А. „Цели и позиции основных стран-участниц нового раунда торговых переговоров в ГАТТ“//БИКИ, 1987, Приложение № 8.
  48. В., Чернышев С. „ГАТТ: основные принципы и вопросы обеспечения присоединения СССР“ //"Внешняя торговля», 1989, № 10.
  49. С.А., Литвяков А. П. «Итоги действия некоторых соглашений, заключена на переговорах „Токио-раунд“//БИКИ, 1987, Приложение № 8.
  50. А. „Многосторонняя система ГАТТ: до и после „Уругвайского раунда"//"Внешняя торговля“, 1994, № 4, с.23−26, № 5, с.20−23.
  51. А. „Россия форсирует вступление в мировое торговое сообщество“//"Финансовые известия“ 20 октября 1994 года.
  52. А. „Запад приглашает Россию в ВТО, но условия остаются жесткими“//"Финансовые известия», 29.04.97, № 31.57. Потапов М. А. «Китай и ВТО: опыт переговоров"// МЭиМО, 1998, № 1, с.135−139.
  53. С.Н. „Системы разрешения международных торговых споров в ГАТТ и ВТО“// МЖМП, 1998, № 1, с.80−91.59. Туйгунов А. „Как вступают в ГАТТ"//"Внешняя торговля“, 1990, № б, с. 23−27.
  54. Ф. „ГАТТ размышляет как обойтись в торговле без бумажной и прочей волокиты“ //"Финансовые известия» 20.10.94 года.
  55. М. «На ВТОрых ролях»//"Профиль", 1999, № 40, с.14−15.
  56. А.Б. «Система урегулирования споров ВТО как важнейший элемент международного экономического порядка»// «Международное право International Law», 1998, № 2, с.326−358.
  57. Чеклин «СССР и ГАТТ"//"Внешняя торговля», 1987, № 7.
  58. В.М. «Генеральное соглашение о тарифах и торговле в международных торгово-экономических отношениях»//"Советское государство и право", 1988, № 9, с.105−113.
  59. Выступление Питера Д. Сатерлэнда на Мировом экономическом форуме, Давос, 28 января 1994 г. 66. «ВТО открещивается от ООН"//"Финансовые известия», ноябрь 1994, № 60.
  60. Croley S.P. and Jackson J.H., «WTO Dispute Procedures, Standart of Review and Deference to National Governments». American Journal of International Law, vol.90, #2, April 1996, .
  61. Huntington D.S., Settling Disputes under the North American Free Trade Agreement, Harvard International Law Journal 34 (1993) .
  62. International Contract Advisor, Volume II, N 1 (Winter, 1996)
  63. International Trade Reporter, Vol.11, 13 April 1994 .
  64. Khlestov N."WTO-WIPO Co-operation: Does it Have a Future?", European Intellectual Property Review, 1997, № 10.
  65. И. И. «Современный тарифный и нетарифный протекционизм». Учебное пособие, М., 1975.78. В .М .Шумилов ''Международное экономическое право". М., «ДеКА», 1999.
  66. Международное право. Под ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Кривчиковой, М., МГИМО, 1998
  67. Курс международного права. М.81. «Действующее международное право». М., 1996.
  68. Analitical index: «Guide to GATT law and practice.», Geneva, 1994.
  69. Информационные материалы на компьютерных носителяхресурсы ИНТЕРНЕТ)8 8. http://www.wto.org8 9. http://www4.law.Cornell.edu/uscode90. http://www.aris.ru91. http://www.wipo.org92. http://www.unctad.org
Заполнить форму текущей работой