Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уже в произведениях переломного периода происходит переакцентировка творческого мира Чехова: на смену юмористическим рассказам приходит философская проза. Эта же тенденция продолжается и в 1890-х гг. После Сахалина создаются повести «Дуэль» (1891) и «Палата № 6» (1892). В 1894 г. написаны «Студент» и «Чёрный монах». В конце 1890-х гг. выходят из-под пера такие прозаические шедевры, как «Ионыч… Читать ещё >

Антон Павлович Чехов (1860-1904) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2. Периодизация жизненного пути Чехова

Хронология жизни и творчества Чехова позволяет выделить следующие периоды:

  • 1. Раннее творчество: начало — вторая половина 1880-х гг.
  • 2. Переломный период: конец 1880-х.
  • 3. Зрелое (после сахалинское) творчество: 1890−1900;е гг.

Иногда исследователи разделяют третий период на два: собственно после сахалинский (первая половина 1890-х) и позднее творчество (вторая половина 1890-х — 1900;е). чехов нравственный мировоззрение творчество Основной корпус произведений раннего периода образуют короткие юмористические рассказы, которые Чехов начинает писать еще студентом (он учится на медицинском факультете Московского университета с 1879 по 1884 г.) и публикует в периодике (как правило, бульварного, однодневного характера). Среди них такие шедевры, как «Смерть чиновника» (1883), «Толстый и тонкий», «Маска» (1884), «Хамелеон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885) и др. Сам Чехов пока не мыслит себя в контексте большой литературы. Для него это не более чем развлекательное чтение, средство заработка. Рассказы Чехова приносят ему широчайшую популярность среди простых читателей.

В 1886 г. он отбирает лучшее из написанного в это время, и выпускает сборник «Пёстрые рассказы». В этом же году Д. В. Григорович, представитель старшего писательского поколения, начинавший еще в натуральной школе Белинского, литературный корифей, обращается к Чехову с письмом, в котором призывает молодого писателя отнестись к своему таланту с ответственностью и посвятить себя именно литературному творчеству: «У Вас настоящий талант, — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения. Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий нравственный грех, если не оправдаете этих ожиданий» .

Произведения переломного периода — повести «Степь» (1888) и «Скучная история» (1889) — представляют собой попытку заявить о себе в большой литературе. В них также выражается глубокий мировоззренческий кризис писателя (связанный в первую очередь со смертью брата). Переломный период завершается поездкой на Сахалин (1890).

Эта поездка традиционно считается важнейшей точкой отсчёта в биографии Чехова (творчество писателя делится на досахалинское и послесахалинское). В жизни Чехова назрела необходимость радикальной перемены, решительного свершения. Гамлет примеряет на себя роль Дон-Кихота, пробует себя в общественном служении, возлагает на себя непростую миссию, требующую больших усилий и лишений: он участвует в комиссии, которая должна произвести перепись сахалинской каторги.

Уже в произведениях переломного периода происходит переакцентировка творческого мира Чехова: на смену юмористическим рассказам приходит философская проза. Эта же тенденция продолжается и в 1890-х гг. После Сахалина создаются повести «Дуэль» (1891) и «Палата № 6» (1892). В 1894 г. написаны «Студент» и «Чёрный монах». В конце 1890-х гг. выходят из-под пера такие прозаические шедевры, как «Ионыч» (1898), так называемая маленькая трилогия: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» (1898), «Душечка» (1899), «Дама с собачкой» (1899).

Вторая половина 1890-х — 1900;е гг. — время создания всемирно известных драм Чехова. Его драмы «Иванов» (1887−1889) и «Леший» (1889) не привлекли особого внимания публики — притом, что чеховские водевили пользовались большим успехом. В 1895 г. им написана «Чайка». Постановка этой пьесы в 1886 г. в Александринском театре обернулась громким провалом — Чехов на время отойдет от драматургии, в том числе откажется ставить законченную к этому времени пьесу «Дядя Ваня». В 1898 г. Малый художественный театр снова поставил «Чайку» — и теперь речь шла об успехе, столь же громком, как прежний провал. Чехов возвращается в драматургию, связывая судьбу своих пьес теперь только с театром Станиславского и Немировича-Данченко. В 1899 г. здесь состоялась премьера «Дяди Вани». В 1900 г. написана, в 1901 г. поставлена драма «Три сестры». В 1903 г. создаётся «Вишневый сад», премьера состоится в 1904 г.

  • 1. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1986. 734 с.
  • 2. Лица Биографический альманах. М.: Феникс; СПб.: Atheneum, 1994. Т. 4. 479 с.
  • 3. А. П. Чехов: pro et contra: Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887−1914): антология. Л.: РХГИ, 2002. 1072 с.
  • 4. Зайцев Б. К. Чехов. М.: Дружба народов, 2000. 205 с.
  • 5. Эйхенбаум Б. М. О прозе; О поэзии: сб. ст. Л.: Худож. лит., 1986. 453 с.
  • 6. Катаев В. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979. 326 с.
  • 7. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. 379 с.
  • 8. Собенников А. С. Между «есть Бог» и «нет Бога» … (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). Иркутск, 1997. 222 с.
  • 9. Долженков П. Н. Чехов и позитивизм. М.: Скорпион, 2003. 190 с.
  • 10. Бочаров С. Г. Чехов и философия // Вестник истории, литературы, искусства. Отд. ист.-филол. наук РАН. М., 2005. C. 146−159.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой