Рыночная система Республики Беларусь
Таким образом, белорусская модель развития не является неким анахронизмом, осколком СССР или чем-то неудачным, подлежащим «европеизации». В развитии Беларуси учитываются самые актуальные глобальные тенденции мировой экономики и политики — доминирование крупных предприятий и ТНК при вспомогательной роли мелкого и среднего бизнеса в устойчивом росте благосостояния населения; преимущества ориентации… Читать ещё >
Рыночная система Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат финансовый антикризисный управление Объект исследования — рыночная система.
Предмет исследования — функционирование моделей рыночной экономики в различных странах.
Цель работы: рассмотреть общие черты рыночной экономики и национальные особенности (на примере Республики Беларусь).
Методы исследования: методы анализа и синтеза, метод сравнения, статистические методы.
Исследования и разработки: рассмотрены сущность, принципы и основные черты рыночной системы, ее эволюция, основные модели рыночной экономики, формирование белорусской модели экономического развития, а также основные черты, особенности белорусской модели экономического развития и основные экономические показатели в период 2000;2013 гг. и их анализ.
Область возможного практического применения: исследование, проведенное в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса. А все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение
Каждая страна стремится к общемировым целям развит я цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территория, население, природные ресурсы, климат и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.
Республика Беларусь уже более двадцати лет наряду с бывшими социалистическими странами вступила на путь коренных изменений в социально-экономических отношениях. Испытывая воздействие глобальных тенденций, проявляющихся в промышленно развитых странах, республика официально провозгласила курс на построение такой экономической системы, которая бы сочетала в себе бы в себе преимущества высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан — социально-ориентированной рыночной экономики. У каждой модели рыночной экономики есть свои особенности, преимущества и недостатки. Рассмотрение результативности построения социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране является актуальным вопросом. Этим и объясняется выбор данной темы.
Целью этой курсовой работы является рассмотрение общих черт рыночной экономики, а также некоторых национальных особенностей (на примере Республики Беларусь).
Исходя из поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
— изучить сущность понятий «рынка» и «рыночной экономики»;
— дать характеристику ключевых принципов и особенностей рыночной экономики;
— рассмотреть особенности формирования рыночной экономики в мире на примере зарубежных моделей развития экономики;
— изучить становления белорусской экономики в переходном периоде;
— выявить основные направления формирования белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики и её особенностей;
— проанализировать основные экономические показатели Республики Беларусь в период 2000;2013 гг.
При подготовке данной курсовой работы была использована научная и учебная литература, статьи периодической печати, интернет источники, а также информация Национального статистического комитета Республики Беларусь и Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств (СНГ), с целью дать наиболее полную оценку экономического развития республики.
1. Теоретические основы рыночной системы
рынок экономика белорусский социальный
1.1 Рыночная система: понятие, основные элементы, функции, структура
Для того чтобы лучше разобраться в понятии «рыночная система», рассмотрим такое понятие как «рынок».
Рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений, которая сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов отдельных товаров и услуг. Рыночная система не является изобретением какого-либо народа или группы людей; она исторически сложилась повсеместно во многих странах в процессе эволюции экономических отношений.
Основа рынка — обмен. Адам Смит считал, что обмен, наряду с даром речи и способностью рассуждать, присущи только человеку. «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой, — пишет Смит. — Никому никогда не приходилось видеть, чтобы какое-либо животное жестами или криком показывало другому: это — мое, то — твое, я отдам тебе одно в обмен на другое». Произведенный продукт каждый производитель меняет на нужный ему товар, производя сделку обмена в определенной пропорции. Если государство или третьи лица не вмешиваются в процедуру обмена (торга) и сделка заключается по обоюдному согласию сторон, то тогда мы имеем дело с рынком.
Рынок базируется на следующих принципах:
— частная собственность;
— свобода предпринимательства и выбора;
— личный интерес — как главный мотив поведения;
— конкуренция;
— опора на систему цен;
— ограниченная роль правительства.
В рыночной системе каждый получает деньги за то, что он продает, и на эти деньги покупает то, что хочет. Если нужно большее количество какого-либо товара, например, обуви, на него возникает поток новых заказов. Это вызывает повышение цены товара и увеличение его производства. Аналогично этому, если какого-либо товара имеется больше, чем люди хотят купить по последней рыночной цене, то цена в результате конкуренции понизится.
То, что верно в отношении рынка потребительских товаров, верно также и в отношении рынка таких факторов производства, как труд, земля и затраты капитала. Цена труда торговых работников, их почасовая оплата будет выше, чем у преподавателей вузов, если спрос на продавцов в данный момент выше. При прочих равных условиях это приведет к переливу труда из одной отрасли в другую. Таким образом, рыночная система стремится к равновесию цен и производства, а противопоставление спроса и предложения, цен и издержек помогает решить три следующие проблемы:
1) что именно будет производиться?
Это определяется потребителями, которые покупают только тот товар, который им нужен; деньги потраченные потребителями поступают только к тем производителям, которые производят необходимый обществу товар;
2) как производятся товары?
Производители выбирают только те технологии, которые наиболее дешевы и обеспечивают необходимое качество товара;
3) для кого производятся товары?
Это определяется спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, которые увеличивают доход каждого лица в определенном соотношении с доходами других лиц и со всем доходом общества. Характер итогового распределения сильно зависит от первоначального распределения собственности, от приобретенных или унаследованных прав;
Так работает рыночный механизм, когда люди и предприятия, стремясь получить прибыль, вынуждены удовлетворять потребности других лиц. Тот, кто не в состоянии удовлетворить потребителей своей продукцией, не получает необходимых доходов и в конце концов покидает рынок.
Таким образом, рыночная система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения.
Рыночная экономика представляет собой форму экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Это экономика, основанная на господстве частной формы собственности на экономические ресурсы, свободной конкуренции производителей и потребителей [23, c. 23].
Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов.
Создание именно тех благ, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и покупаются блага и ресурсы определенного типа (существуют рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг, которые непосредственно потребляются людьми).
Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения.
Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.
Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами [19, c. 101].
Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены. Они — предмет особого исследования. Здесь можно сделать два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе — цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.
Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие — спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Пятый элемент рыночного механизма — конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.
Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли [19, c. 102].
К основным функциям современного рынка относят следующие:
1) посредническая функция. В условиях экономической обособленности рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или иная экономическая система отношений между конкретными участниками общественного производства;
2) информационная функция. Рынок предоставляет информацию для всех участников общественного воспроизводства посредством цен, процентных ставок на кредит, объемов заключенных сделок и продаж и т. д. [13, c. 65];
3) ценообразующая функция. Одна из самых главных функций рынка. Заключается в определении ценности труда, который воплощен в различных видах товара, то есть его стоимости. Согласно закону стоимости товары обмениваются как сгустки, как воплощение одинаковых количеств простого абстрактного общечеловеческого труда. Рынок выступает измерительным устройством для такой субстанции, каковой является человеческий труд, измерителем его сложности, интенсивности, продолжительности. Все возможные качества труда находят свою оценку, свое выражение в форме числа (стоимость товара, цена товара) на рынке. В результате выполнения рынком ценообразующей функции и появляется потребность в банкротстве как инструменте настройки всего общественного воспроизводства;
4) санирующая функция. Логическим продолжением ценообразующей функции является санирующая функция рынка. Именно здесь в полной мере необходим институт банкротства. Те отклонения от среднего значения трудовых затрат, которые характеризуют отдельных производителей, являются мощным стимулом для совершенствования производства, снижения трудовых затрат. Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за действия рыночных сил, в частности, конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается средний уровень устойчивости всей экономики в целом [13, c. 66].
5) регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во-вторых — растет;
6) стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки [5, c. 134].
Структура рыночной системы состоит из систем рынков:
— рынка потребительских продуктов (реализует продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья);
— рынка средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, электроэнергия, сырьё)
— рынок услуг (виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые, страховые и др. операции);
— рынок труда (для работодателей и наёмных работников);
— рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);
— рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
— рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);
— рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
— рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
Среди элементов рыночной системы выделяют две крупные подсистемы. Основной подсистемой являются производительные силы как совокупность личностных и вещественных факторов, используемых для производства материальных условий жизни общества — благ и услуг.
Важной подсистемой рыночной системы также служат экономические отношения как совокупность отношений между людьми по поводу использования имеющихся ресурсов для эффективного воспроизводства материальных условий жизни общества.
В свою очередь, экономические отношения делятся на три основные составные части: производственные отношения — отношения между людьми по поводу непосредственного производства и присвоения создаваемых ими благ; организационно-экономические отношения, связывающие и организующие экономику в единое целое через управление; технико-экономические отношения — отношения между людьми по поводу более рационального и эффективного использования имеющихся технико-экономических ресурсов.
Главным определяющим элементом экономических отношений являются производственные отношения. Они, в свою очередь, также состоят из нескольких видов отношений: потребительских, трудовых и отношений присвоения [20, c. 51].
Все эти подсистемы должны действовать согласованно. Для этого и служит рыночный механизм, т. е. механизм согласования звеньев и функций рыночной системы на основе определенных форм, способов и методов регулирования и корректирующего воздействия.
Пока сохраняется данная структура, существует и сама система. Все ее части не могут быть обособленными, самостоятельными. Изменение этой структуры означает изменение самой системы, ее упадок и замену другой [20, c. 52].
Как и у всякого явления, у рыночной системы есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:
— эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
— гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970;х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
— оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
— свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
— способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Но рыночная система имеет и негативные стороны:
— не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
— не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
— не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования — таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, полиция и т. д.;
— не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;
— не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;
— подвержена нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.
Также рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики [23, c. 29−30].
Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики. Сферы деятельности государства в рыночной экономике следующие:
1 производство общественных благ;
2 пресечение асимметричной информации;
3 поощрение положительных и минимизация отрицательных внешних эффектов;
4 противодействие монополизации;
5 сглаживание циклических колебаний;
6 перераспределение доходов в обществе;
7 создание правовой базы для экономической деятельности.
То есть роль государства в устранении недостатков рыночной системы велика.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что рыночная экономика — это экономика незакрепощённого, но цивилизованного предпринимательства [1, с. 63]. Смысл рыночной экономики в том, что она образует достаточно свободное, раскрепощенное пространство экономических действий, проводимых в рамках установленных государством и обществом законов, правил, норм экономического поведения. Наиболее важные правила такого рода, соблюдаемые большинством участников, образуют принципы.
Вот главные принципы, на которых основана рыночная экономика: свободный выбор видов и форм деятельности, всеобщность рынка, равноправие рыночных субъектов с разной формой собственности, свободное ценообразование, саморегулирование хозяйственной деятельности, принцип договорных отношений, экономическая ответственность, самофинансирование, децентрализация управления, государственное регулирование, конкуренция, механизм социальной защиты.
1.2 Эволюция рыночной системы: история возникновения и развития
Рыночная экономика как система имеет длительную историю. Она сформировалась в XVIII веке, однако за последующий период не могла не видоизмениться. Опыт показывает, что рыночная экономика — наиболее гибкая экономическая система, которая трансформируется и видоизменяется под влиянием внутренних и внешних факторов [22, с. 27].
Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.
Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был связан с розничной торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие «рынок» приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.
Рыночная экономика проходит в своем развитии следующие стадии:
1 классическая рыночная экономика (классический капитализм);
2 смешанная экономика;
3 социальная рыночная экономика [23, c. 25].
Классическая рыночная экономика существовала в развитых ныне странах с XVIII века до первых десятилетий XX века. Данная стадия рыночной экономики характеризуется такими признаками, как:
— наличие частной собственности на экономические ресурсы;
— свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок, перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;
— наличие множества независимых производителей, самостоятельно решающих, какую продукцию производить, в каком количестве, посредством каких технологий и кому их реализовывать;
— наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельный выбор: какую продукцию покупать и у каких товаропроизводителей;
— личная свобода всех участников рынка (включая рабочую силу), которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;
— стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;
— эквивалентный обмен по стоимости;
— ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, внедрять новую технику, поддерживать рабочую силу в нормальном состоянии.
Таким образом, классическая рыночная экономика стихийно развивается на основе частной собственности и не предусматривает государственного регулирования экономики. Классическая рыночная экономика обеспечивала существенное развитие оборудования и самого человека на первых этапах развития рынка. Однако в начале XX века такой хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям. Поэтому в большинстве развитых стран классический капитализм трансформировался в смешанную экономику.
Под смешанной экономикой понимается экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Характерной чертой смешанной экономики является наличие наряду с частным государственного сектора, активное участие государства в регулировании экономической деятельности. Такое изменение роли государства вызвано, прежде всего, необходимостью развития инфраструктуры, научно-техническим прогрессом. Появление новых отраслей, сложного оборудования, принципиально новых видов сырья сделало необходимым развитие коммуникаций, дорог, средств связи и т. д. В середине XX века экономике потребовался качественно новый тип работника, обладающий высоким образовательным, профессиональным, культурным уровнем. Реализация этих задач в смешанной экономике возлагается на государство. Все эти изменения не могли не отразиться на хозяйственном механизме и организационных формах экономической деятельности.
Социальная рыночная экономика — это наиболее развитая форма рыночной экономики, в которой принцип свободы, рыночного хозяйствования сочетается с социальным [23, c. 25] порядком и социальным прогрессом. Само понятие «социальная рыночная экономика» появилось в Германии. Здесь же были разработаны концепция и основные направления социальной рыночной экономики. Однако это не значит, что она свойственна лишь одной стране. Особое внимание следует обратить на то, что социальная рыночная экономика, несмотря на социальную ориентацию хозяйства, является рыночной экономикой. Немецкий ученый X. Ламперт, определяя сущность социальной рыночной экономики, подчеркивает, что эта модель экономики представляет собой синтез гарантированной государством свободы, экономической свободы и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью.
Термин «социальная экономика» означает, что рыночная экономика ориентирована на решение как экономических, так и социальных проблем. Рыночная экономика ограничивается там, где она неэффективна и может привести к социально нежелательным результатам [23, c. 26].
Таким образом, процесс эволюции рыночной системы является довольно длительным. Сутью данного процесса является развитие условий или предпосылок для функционирования рыночной системы: общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства.
Исходя из вышесказанного в данной главе, можно сделать следующие выводы:
1) рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
2) свобода выбора становится основой конкуренции;
3) основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц;
4) функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных её элементов, без которых немыслимо её функции, которые в совокупности составляют рыночную систему:
— производители и потребители;
— экономическая обособленность;
— цены;
— спрос и предложение;
— конкуренция;
5) смысл рыночной экономики в том, что она образует достаточно свободное, раскрепощенное пространство экономических действий, проводимых в рамках установленных государством и обществом законов, правил, норм экономического поведения. Наиболее важные правила такого рода, соблюдаемые большинством участников, образуют принципы:
— свободный выбор видов и форм деятельности,
— всеобщность рынка,
— равноправие рыночных субъектов с разной формой собственности,
— свободное ценообразование,
— саморегулирование хозяйственной деятельности,
— принцип договорных отношений,
— экономическая ответственность,
— самофинансирование,
— децентрализация управления,
— государственное регулирование,
— конкуренция,
— механизм социальной защиты.
2. Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики
2.1 Зарубежные модели развития экономики
При наличии некоторых общих принципов рыночной экономики в каждой стране складывается своя модель.
Под моделью экономической системы понимается проявление разных, складывающихся и конкретных государственных условиях национальных систем. В качестве определяющих оценочных критериев различных моделей социальной ориентации выделим следующие:
— соотношение экономических и социальных целей и тип социальной политики (активный или пассивный);
— уровень развития человеческого потенциала;
— доля бюджета в социальных расходах;
— качество жизни, уровень социальной и экологической защиты.
В последнее время в мире сформировалось несколько наиболее известных моделей рыночной экономики [10, c. 13−14].
Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует, и всё-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной (смешанной) экономики. Рассмотрим следующие модели:
— американская (либеральная) модель;
— европейская модель;
— шведская (модель скандинавского социализма);
— японская модель.
Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики. На её формировании отразились особенности этой многонациональной страны, основанной переселенцами различных вероисповеданий, не обременённой устоявшимися традициями, исторической памятью и институтами. Обустройство экономической жизни здесь начиналось «с чистого листа» и проходило в соответствии с абстрактными принципами свободы и конкуренции. Родственные связи, клановые интересы и государственный контроль довлели над американской экономикой в гораздо меньшей степени, чем это характерно для многих других стран. Более чем столетняя антимонопольная политика обеспечила ей высокую степень конкуренции между субъектами рынка [21, с. 132].
Основными чертами современной американской модели экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование; относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация. В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств. Государство регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами (например, укрепление национальной обороны). В результате в структуре государственного бюджета значительную долю занимают расходы на оборону и гораздо меньшую — социальные расходы.
В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную экономику.
К основным характеристики модели социального рыночного хозяйства относят, во-первых, бесспорное существование рынка и свободного ценообразования как механизма экономической координации потребителей и производителей; во-вторых, экономическая свобода рассматривается в данной модели как самоценность, а не как инструмент увеличения эффективности рынка; в-третьих, теория социальной рыночной экономики отличается от более старых концепций свободного общества тем, что признает социальные вопросы делом государственного регулирования; в-четвертых, сторонники данной теории считали, что только государственное регулирование экономики может противостоять негативным внешним эффектам рыночного процесса (фиаско рынка). Но концепция социального рыночного хозяйства признает и тот факт, что провалы государства (фиаско государства) при регулировании рыночных неудач могут происходить так же часто, как и провалы рынка.
Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:
— поддержка конкурентной среды, препятствующей возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, издания правительственных актов и проявления других барьеров, ограничивающих свободу входа на рынок и выхода с него;
— либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования;
— проведение политики «открытой экономики»;
— законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;
— свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции [21, с. 133].
Наряду с европейской моделью обычно выделяют модель скандинавского социализма. Страны Северной Европы, прежде всего Швеция, несколько столетий развивающиеся, не ведая войн и социальных кризисов, сформировали систему национальной экономики, базирующуюся на частной собственности и соблюдении основных рыночных принципов, но с очень существенным вмешательством государства в функционирование рынка. Прежде всего, это касается процессов перераспределения доходов: высокие налоги уравновешиваются значительными социальными пособиями, благодаря которым социальная дифференциация населения здесь меньше, чем в других развитых странах, в том числе и европейских. Но такое явление как безработица известно и скандинавам [21, с. 134].
Отличительной особенностью скандинавской модели является весомая роль как государства, так и различных общественных организаций, например профсоюзов, в регулировании экономических процессов; отношения работодателей и работников регулируются на национальном уровне. И хотя данная модель не лишена недостатков (негибкость, низкая мотивация к предпринимательской деятельности и т. д.), они смягчаются такой особенностью скандинавских стран, как очень низкий уровень коррупции в государственном аппарате. В последние годы идут активные дискуссии о необходимости некоторой либерализации модели скандинавской экономики.
Япония, бурно развивавшаяся после второй мировой войны, накопила специфические черты рыночного развития, что позволяет выделить так называемую японскую экономическую модель. Как и американская, она отражает особенности исторического развития и национального менталитета. Реформирование послевоенной экономики Японии осуществлялось по американским принципам, но очень быстро проявились национальные особенности развития. Не вызывает сомнения рыночный характер экономики Японии. Частная собственность здесь имеет основополагающее значение, и роль государства крайне незначительна. Однако было бы ошибкой причислять японскую модель к либеральным.
В основе экономики Японии лежат рыночные мотивации, но стратегия субъектов имеет весьма долгосрочный характер. Так, большинство работников в стране нанимаются и работают всю жизнь на одном предприятии (система «работа на всю жизнь»). В случае экономических спадов, когда прибыли снижаются и фирмы вынуждены сокращать объемы производства, американские фирмы предпочитают увольнять работников и платить прежнюю зарплату оставшимся, а японские фирмы обычно сокращают зарплату всем, но никого не увольняют. Долгосрочные, перспективные проекты удачно осуществляются, но не хватает оперативного реагирования на быстро меняющуюся рыночную ситуацию. Японская экономика показала впечатляющее развитие во второй половине XX в., однако в последнее десятилетие ее результаты далеко не так блестящи [21, с. 135].
Выделим некоторые наиболее характерные черты моделей экономики, рассмотренные в данной главе.
1 Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, а также высокий уровень социальной дифференциации.
2 Европейская модель — модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
3 Шведская модель в ее классическом виде — это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».
4 Японская модель — модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.
Формирование смешанной экономики прослеживается и в условиях переходных экономик, причем здесь складываются разные модели. Например, в ходе преобразования китайской экономики, рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ [5, c. 60−61]. Однако государственное регулирование в форме «направляющего планирования» и социальные гарантии продолжают занимать приоритетное значение в социально-экономической политике.
Так, рассмотрим формирование и основные черты экономической модели Республики Беларусь.
2.2 Белорусская модель экономического развития
Магистральным путём, избранным в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996;2000 годы, стало построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Социально ориентированная рыночная экономика в белорусской версии — это экономика, гарантирующая высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение — нетрудоспособных, престарелых, инвалидов, женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни и здоровья, прав и свобод граждан.
Фундаментом построения служит действующая национальная экономическая система; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство [17, с. 417].
Белорусская модель развития формируется в течение более 20 лет. Базовые принципы белорусской модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма и государственной экономики, выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией [9, с. 418].
Выбор социально ориентированной экономики для Беларуси — не просто заимствование зарубежного опыта. И в подтверждение этому глава государства, А. Г. Лукашенко подчеркнул: «Наша модель основывается на активном участии государства в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. Экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Такой подход учитывает менталитет белорусского народа, его историю и традиции».
Президент страны, который в своём выступлении 22 марта 2002 г., обобщая опыт по выходу страны из общей фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, подчеркнул следующие черты белорусской модели развития:
— сильную, эффективную государственную власть, обеспечивающую политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и порядок;
— равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;
— многовекторность внешнеэкономической политики;
— активизацию интеграционных процессов, прежде всего экономических, со странами СНГ и Россией;
— сильную социальную политику государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресную социальную помощь [7, с. 7].
В Беларуси удалось смягчить негативные социальные последствия системного рыночного реформирования, защитить население, не достигнув предельной низкой точки конъюнктурного цикла по сравнению с другими странами.
В Республике Беларусь были разработаны следующие программы социально-экономического развития: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996;2000 гг., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001;2005 гг., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006;2010 гг., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011;2015 гг.
Выделим основные черты белорусской модели экономики.
Главная черта белорусской модели — эволюционный путь развития, предполагающий постепенный переход от сверхцентрализованной системы управления экономикой и обществом к демократическому устройству общества и рыночным принципам регулирования экономики.
Важнейшей и принципиальной чертой белорусской модели является также ее социальная направленность. Не люди для государства и для экономики, а государство и экономика для людей, для народа — вот основополагающий принцип. На практике это означает следующее. Например, возникает вопрос, следует ли ликвидировать те или иные недостаточно эффективные промышленные или сельскохозяйственные предприятия с тем, чтобы освободиться от непроизводительных затрат и тем самым повысить эффективность экономики. При его решении государство прежде всего думает, что будет с работающими там людьми. Если экономика выиграет, а люди проиграют, такой вариант неприемлем, поскольку рост экономики за счет ущемления интересов трудящихся противоречит нашей государственной политике.
Другой чертой белорусской модели является сдерживание чрезмерного социального расслоения на богатых и бедных. В нашей стране ушли от уравниловки, создали материальные стимулы для проявления экономической инициативы и поощрения качественного труда. Но при этом обеспечили наименьшее среди постсоветских стран соотношение между доходами наиболее и наименее состоятельных групп населения. И это один из важнейших факторов, определяющих стабильность нашего общества [15, с. 3].
Так, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в своем выступлении на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов 22 марта 2002 г. впервые сказал о белорусской модели развития: «я просто старался избегать говорить о ней, чтобы не попасть под огонь критики не только оппозиции, но и „свядомай“ части нашего общества…». А 29 ноября 2002 г. в лекции в БГЭУ он подчеркнул, что «в ее основе — создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной политикой».
Можно выделить четыре основных слагаемых белорусской модели докризисного экономического развития:
1 особые дружественные отношения с Россией по всему спектру межгосударственных отношений в рамках Союзного государства, не взирая на периодически возникающие экономические конфликты и противоречия;
2 благоприятные цены на сырую нефть и природный газ на мировом рынке, что, по оценкам российских экспертов, составило сумму дотаций белорусской экономике со стороны России на уровне 50−60 млрд дол.;
3 транзитные возможности самой Беларуси, которые позволяли компенсировать отрицательное торговое сальдо;
4 статичные и динамичные эффекты от региональных интеграционных объединений (евразийское экономическое сообщество и создание таможенного союза Беларуси, России и Казахстана) [2, с. 92].
Белорусскую модель нельзя формально отождествлять ни с западноевропейской моделью, ни с опытом США, ни с преобразованиями в постсоветских республиках. В каком-то смысле можно говорить о близости основных принципов реформирования в Беларуси и КНР, что проявляется в таких особенностях, как регулирующая роль государства, эволюционность преобразований, создание сильной государственной власти, ориентация реформ на широкие слои населения, уважительное отношение к историческому прошлому страны. В то же время даже опыт китайской модели развития нельзя автоматически использовать в Беларуси, поскольку экономически, демографически, геополитически КНР и Беларусь находятся в разных условиях, обладают разными потенциалами.
Если в самом общем виде охарактеризовать белорусскую модель, то ее атрибутным признаком является историческая связь времен. Белорусская модель основывается на уважении к своей истории, прежде всего, к советской. В Беларуси не разорвали историческую связь времен, и тем самым не было разрушено белорусское государство. Зато были созданы условия для последующего развития страны. В этом заключается коренное отличие белорусской модели от модели российской, которая как раз создавалась на основе разрыва, абсолютного отрицания советской эпохи.
В фундаменте российской модели, да и моделей других постсоветских республик, лежала так называемая «диссидентствующая», «правозащитная» идеология, которая по существу своему ничего общего не имела с защитой прав и свобод российских граждан, а была своим острием направлена на разрушение российского государства на основе отрицания советской истории [4, c. 59].
Таким образом, за годы созидательной практики сложилась белорусская модель развития, которая характеризуется следующими чертами.
Во-первых, для белорусской модели характерна эффективная государственная власть. Именно эффективная государственная власть позволила остановить разрушение экономики и социальной сферы, обнищание населения, деградацию науки и культуры.
Во-вторых, принципиальной является активная роль государства в совершенствовании экономики с целью ее постепенной интеграции в мирохозяйственную систему. Белорусская модель развития в области экономики базируется не на противопоставлении частного и государственного секторов, а на их параллельном и взаимодополняющем развитии.
В-третьих, характерный признак белорусской модели развития — сильная социальная политика. Это означает сопряжение социальной ориентации экономики с повышением эффективности ее инвестиций в развитие человеческого потенциала. Программы государства в области образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, защиты пожилого населения, развития физкультуры и спорта составляют социальный смысл белорусской модели.
В-четвертых, особенностью белорусской модели является ориентация на интеграцию и строительство Союзного государства Беларуси и России. Это обусловлено объективными экономическими и историческими обстоятельствами. На долю России приходится половина внешнеторгового оборота Республики Беларусь. Союз с Россией — это основа экономической, социальной и политической устойчивости нашей страны. Кроме того, решающим фактором белорусско-российской интеграции является цивилизационное единство и ментальное родство белорусов и русских [4, c. 60].
Таким образом, белорусская модель развития не является неким анахронизмом, осколком СССР или чем-то неудачным, подлежащим «европеизации». В развитии Беларуси учитываются самые актуальные глобальные тенденции мировой экономики и политики — доминирование крупных предприятий и ТНК при вспомогательной роли мелкого и среднего бизнеса в устойчивом росте благосостояния населения; преимущества ориентации на солидарность, коллективизм и взаимную поддержку при конкуренции с другими народами и странами мира, успех которых продемонстрировали евреи и китайцы на глобальной арене; опора не только на внешние инвестиции, но главным образом на внутренние. Прогнозы МВФ о том, что белорусская модель развития позволит нам значительно обойти по размеру ВВП на душу населения к 2015 году три государства ЕС — Латвию, Румынию и Болгарию, свидетельствуют: интерес к данной модели и вера в ее успешность вышли уже на международный уровень. Не случайно 46-миллионная Украина, ВВП которой в расчете на душу населения в результате «оранжевых» экспериментов стал в два раза ниже в сравнении с белорусским, принимает в 2010 году экстренные шаги по копированию белорусской модели развития — налаживанию отношений с такими лидерами незападного мира, как Китай, Венесуэла и Иран, и усилению президентской власти [3, c. 83].
Таким образом, обобщая развитие Беларуси, можно выделить ряд особенностей формирования и главные черты белорусской модели развития:
— последовательность (сохранение накопленного при СССр экономического и научно-технического потенциала) и постепенность реформирования без «шоковой терапии». Объявленная экономическая либерализация в стране началась в условиях мирового финансового кризиса 2008 г., при достижении достаточно высокого уровня социально-экономического развития;
— опора на собственные ресурсы и конкурентные преимущества, ибо Беларусь в предыдущие годы не имела возможности получать необходимые внешние заимствования от западных государств и международных экономических организаций, а роль прямых предпринимательских зарубежных инвестиций была ничтожно мала и не оказывала решающего развития на национальную экономику;
— с учетом в том числе и этого обстоятельства, в стране сохранилось сильное управление, что было характерно для белорусских органов власти в СССр, и административные методы регулирования экономики и социальной сферы. Экономика развивалась во многом за счет административных ресурсов. При этом принималось за аксиому, что роль государства в условиях транзитивного периода не ослабевает, а, наоборот, усиливается;
— постепенно в стране формируется смешанная экономика при ведущей роли государственного сектора и крупных градообразующих предприятий. Для Беларуси характерны медленные темпы приватизации. Хотя доля частного сектора в национальной экономике неуклонно, но крайне медленно повышается. Доля в ВВП малых предприятий на начало 2013 г. составила 15,2%, и выросла по сравнению с 2000 г. на 9 процентных пункта;
— ориентация на рост благосостояния и социальное развитие говорят о сильной социальной политике белорусского государства. Так, в глобальном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимает 68-е место из 182 стран и входит в группу стран с высоким уровнем развития, опережая страны Снг.
Это говорит о сохранении и приумножении социальных завоеваний и характеризует белорусскую экономику как социально-ориентированную, но без должного наполнения ее рыночным компонентом [2, с. 92].
Официальные статистические показатели свидетельствуют об устойчивости белорусской модели за 2000;2012 гг. (таблица 1).
Как видно из данной таблицы, за 2012 г. по всем основным показателям экономического развития наблюдался спад, за исключением реальной заработной платы населения.
В 2011 г. наблюдается незначительный спад темпов роста по причине последствий финансового кризиса.
Таблица 1 — Основные показатели экономического развития Республики Беларусь в период 2000;2012 гг., в % в предыдущему году
Показатели | ||||||||||
ввп | 105,8 | 105,0 | 111,4 | 110,0 | 110,2 | 100,2 | 107,7 | 105,5 | 101,5 | |
Продукция промышленности | 107,5 | 104,0 | 115,3 | 111,2 | 111,3 | 96,9 | 111,7 | 109,1 | 105,8 | |
Продукция сельского хозяйства | 109,5 | 100,4 | 112,6 | 105,9 | 108,9 | 101,0 | 102,5 | 106,6 | 106,6 | |
Инвестиции в основной капитал | 102,1 | 106,0 | 120,9 | 132,2 | 123,5 | 104,7 | 115,8 | 117,9 | 88,3 | |
Реальная заработная плата | 112,0 | 107,9 | 117,4 | 117,3 | 109,0 | 102,7 | 115,1 | 99,7 | 121,9 | |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе.
В 2009 году наблюдается спад по всем показателям, что обусловлено мировым экономическим кризисом. Продукция промышленности сократилась почти на 15 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с 2001 г. ВВП в 2012 г. вырос почти в 31 раз и составил 527 385 млрд. р. (по предварительным данным Национального статистического комитета Республики Беларусь).
Осуществлена первая оценка валового внутреннего продукта за I полугодие 2013 г. Динамика производства валового внутреннего продукта представлена в таблице 2 следующими данными.
Таблица 2 — Динамика производства ВВП Республики Беларусь в период 2012 — II квартал 2013 гг.
Период времени | В текущих ценах, млрд. р. | В % к соответствующему периоду предыдущего года | |
2012 г. I квартал II квартал I полугодие III квартал IV квартал Январь-декабрь | 106 600,1 136 229,4 242 829,5 147 489,8 137 065,8 527 385,1 | 103,4 103,0 103,2 103,1 98,5 101,5 | |
2013 г. I квартал II квартал I полугодие | 129 017,3 155 965,9 284 983,2 | 103,8 99,5 101,4 | |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [11, 16].
Таким образом, в данный момент времени не выполняется прогноз роста ВВП, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 — Темпы роста ВВП Республики Беларусь, %
Источник: собственная разработка на основе.
По сравнению с январем-маем 2013 г. темп роста ВВП замедлился на 0,1 п.п. Сложности с реализацией отечественной продукции в условиях сужения основных экспортных рынков в январе-мае т.г., а также вытеснения белорусских производителей инвестиционных товаров с традиционных рынков привели к снижению поставок белорусских предприятий на экспорт (79,1%). За январь-май 2013 г. привлечено 1,5 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций на чистой основе, что в 2,5 раза выше, чем годом ранее, и составляет треть от годового прогнозного параметра в 4,5 млрд долл. США (с учетом приватизации). Проанализируем данные таблицы 3, где представлены социально-экономические показатели стран СНГ за январь-сентябрь 2013 в % к январю-сентябрю 2012 г. (в постоянных ценах).
Таблица 3 — Основные макроэкономические показатели стран СНГ за I полугодие 2013 в % к I полугодию 2012 (в постоянных ценах)
ВВП | Промышлен продукция | Инвест в основной капитал | Оборот розничн торговли | Экспорт | Импорт | Индексы потребительских цен | ||
Азербайджан | 105,0 | 100,3 | 122,9 | 109,1 | 96,6 | 118,7 | 101,2 | |
Армения | 107,5 | 108,3 | 91,2 | 102,0 | 109,1 | 97,4 | 102,7 | |
Беларусь | 101,4 | 95,8 | 108,8 | 119,2 | 75,8 | 89,1 | 107,0 | |
Казахстан | 104,7 | 101,8 | 107,9 | 112,3 | 89,2 | 110,3 | 102,7 | |
Кыргызстан | 107,9 | 118,4 | 106,1 | 108,0 | 92,1 | 113,0 | 101,5 | |
Молдова | 103,5 | 105,9 | 104,5 | 100,4 | 108,9 | 103,9 | 102,3 | |
Россия | 101,6 | 100,1 | 98,6 | 103,7 | 94,8 | 102,8 | 103,5 | |
Таджикистан | 107,5 | 106,6 | 109,3 | 112,6 | 95,8 | 108,8 | 101,6 | |
Туркменистан | 109,4 | … | 105,1 | 119,7 | … | … | … | |
Узбекистан | 108,0 | 108,2 | 107,2 | 114,6 | … | … | … | |
Украина | 98,9 | 94,7 | 103,0 | 111,2 | 96,5 | 87,3 | 100,2 | |
Всего по СНГ | 102,0 | 99,8 | 101,3 | 105,4 | 99,9 | 102,8 | ||
Примечание — Источник: собственная разработка на основе.
Из данных таблицы видно, что Беларусь стоит далеко не на последнем месте по уровню экономического развития. Если брать в сравнении со странами СНГ, то показатели Беларуси пусть не на много, но превышают средние показатели, что говорит о достойном экономическом развитии нашей страны, по сравнению со странами СНГ, которые так же оказались в непростой ситуации после распада Советского Союза.
Например, по промышленной продукции прирост не наблюдается, но оборот розничной торговли и инвестиции в основной капитал в Беларуси больше, чем в среднем по СНГ. Несмотря на некоторые недостатки, Беларусь все равно выглядит достойно в сравнении со странами СНГ.
Однако помимо высокой устойчивости белорусской экономики к мировым кризисам, необходимо отметить ряд негативных тенденций:
1) низкая конкурентоспособность белорусских товаров на мировом рынке;
2) недостаточное привлечение прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики;
3) рост внешнего долга страны и возрастающая зависимость от внешних заимствований. На 1 октября 2012 г. долг органов государственного управления составлял 12,7787 млрд долл. США. Золотовалютные резервы Беларуси, рассчитанные по методологии МВФ, на ту же дату составляли 8,126 млрд. долларов [24];
4) девальвация белорусского рубля на 56% относительно американского доллара, увеличились темпы инфляции, что привело к резкому падению уровня жизни населения.
Рассмотрим основные особенности развития экономики Республики Беларусь в 2013 г. по сравнению с 2012 г.
В 2013 году по сравнению с 2012 годом продолжилось замедление темпов экономического роста. При этом наблюдался ускоренный рост потребительских и инвестиционных расходов в экономике при отрицательном сальдо внешней торговли товарами и услугами. Наблюдалось снижение темпов роста объемов промышленного производства.
Экономический рост был обусловлен, прежде всего, расширением внутреннего спроса при сжатии внешнего. Так, если 2012 году, по оценке Национального банка, внутренний спрос способствовал росту ВВП на 2,9 процента при отрицательном вкладе чистого экспорта в размере 0,9 процента, то в 2013 году отрицательный вклад чистого экспорта составил 6,7 процента, в то время как внутренний спрос способствовал росту ВВП на 10 процентов. Внутренний спрос, по оценке Национального банка, за 2013 год по отношению к 2012 году (в среднегодовых ценах 2009 года) увеличился на 8,9 процента за счет увеличения как расходов на конечное потребление домашних хозяйств на 12,4 процента, так и за счет валового накопления основного капитала на 7,4 процента.
Объем валового внутреннего продукта за 2013 год составил 636,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2012 года на 0,9 процента (годом ранее — на 1,7 процента). При этом основной вклад в рост валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности обеспечили организации розничной торговли и строительства при отрицательном вкладе предприятий промышленности и сельского хозяйства. В январе-ноябре 2013 г. произошло сокращение энергоемкости ВВП на 11,4 процента (прогноз на год — снижение на 7 процентов).
Импортоемкость ВВП, по оценке Национального банка, в январе-ноябре 2013 г. составила 57,1 процента и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19,9 процентного пункта.
Объем промышленного производства в 2013 году сократился по сравнению с 2012 годом на 4,8 процента (годом ранее он увеличился на 5,8 процента) за счет сокращения темпов химического производства, а также производства кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов.
Соотношение запасов готовой продукции на складах промышленных предприятий и среднемесячного объема промышленного производства на 1 января 2014 г. составило 70,2 процента и увеличилось за 2013 год на 13,7 процентного пункта, сократившись за декабрь 2013 г. на 4,1 процентного пункта.
Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2013 году по отношению к 2012 году увеличился на 18,2 процента (в 2012 году — на 14,1 процента). Реализация платных услуг населению в январе-ноябре 2013 г. по сравнению с январем-ноябрем 2012 г. в сопоставимых ценах увеличилась на 7,6 процента (годом ранее — на 9,4 процента).
Реальная заработная плата в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла на 15,8 процента (в 2012 году — на 21,8 процента). При этом увеличение заработной платы по-прежнему опережает рост производительности труда в экономике: за январь-ноябрь 2013 г. прирост производительности труда составил 2,2 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-ноябре 2013 г. по сравнению с январем-ноябрем 2012 г. выросли на 16,1 процента (годом ранее — на 20,8 процента). Инвестиции в основной капитал за 2013 год по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах увеличились на 7,4 процента (годом ранее сократились на 11,7 процента), прежде всего за счет роста строительно-монтажных работ.
Производство продукции сельского хозяйства в 2013 году по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах уменьшилось на 4 процента (в 2012 году — увеличилось на 6,6 процента), в том числе в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность — на 3,4 процента.
Объем перевозок грузов транспортом (без трубопроводного) сократился на 7,3 процента (в 2012 году — на 2,1 процента). Объем грузооборота транспорта (без трубопроводного) сократился на 7,2 процента (в 2012 году он увеличился на 1,9 процента).
Объем пассажирооборота увеличился на 3 процента (в 2012 году — на 6,7 процента).
Внешнеэкономическая деятельность в январе-ноябре 2013 г. по сравнению с январем-ноябрем 2012 г. характеризовалась падением средних цен и физических объемов поставок. Товарная масса экспорта уменьшилась на 18,3 процента, импорта — на 7,9 процента. При этом средние цены экспорта уменьшились на 2,1 процента, а импорта — на 0,3 процента.
В целом в январе-ноябре 2013 г. внешнеторговое сальдо товарами и услугами сложилось отрицательным в размере 1 109,6 млн. долларов США (минус 1,8 процента к ВВП) против положительного внешнеторгового сальдо в размере 3 346 млн. долларов США в январе-ноябре 2012 г. (5,8 процента к ВВП).
Численность занятых в экономике в январе-ноябре 2013 г. по сравнению с январем-ноябрем 2012 г. уменьшилась на 55,3 тыс. человек.
В режиме вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2013 г. работали 96,8 тыс. человек или 2,9 процента от среднемесячной численности (в январе-ноябре 2012 г. — 2,5 процента). В январе-ноябре 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 45,7 процента и составила 36,1 тыс. человек, а численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 0,1 процента и составила 60,6 тыс. человек.
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец декабря 2013 г. составила 20,9 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с концом декабря 2012 г. на 4 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2013 г. составил 0,5 процента от экономически активного населения.
Сальдо бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет с фондом социальной защиты населения) в январе-ноябре 2013 г. было сформировано с профицитом в размере 3 572,8 млрд. рублей или 0,6 процента к ВВП (в январе-ноябре 2012 г. — с профицитом 1,2 процента к ВВП).
Совокупный государственный долг на 1 декабря 2013 г. составил 146,6 трлн. рублей, в том числе внутренний — 33,6 трлн. рублей. Внешний государственный долг на 1 декабря составил 12,1 млрд. долларов США. С начала года соотношение внешнего государственного долга к ВВП сократилось на 0,6 процентных пункта и на 1 декабря 2013 г. составило 18 процентов.
Прирост потребительских цен за 2013 год составил 16,5 процента (1,3 процента в среднем за месяц) против 21,8 процента за 2012 год (1,7 процента в среднем за месяц). В 2013 году по сравнению с 2012 годом замедлился рост цен производителей промышленной продукции, производителей сельскохозяйственной продукции, строительстве, тарифов на грузовые перевозки.
Приоритетными задачами денежно-кредитной политики в 2013 году являлись реализация мер, направленных на снижение инфляции, поддержание стабильности в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке, защита рублевых сбережений от инфляции.
Республикой Беларусь взят курс на социально ориентированную экономику, и одним из приоритетных направлений социальной политики в стране является совершенствование механизма регулирования уровня жизни и доходов населения, системы социальной защиты малообеспеченных граждан. Предпринимаемые государством усилия дают положительный результат, и, согласно национальной статистике, удельный вес населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократился с 38,4% в 1995 г. до 17,8% в 2004 г. и до 5,7% в I полугодии 2013 г. Однако проблема бедности (малообеспеченности) все еще остается актуальной для Беларуси.
Важным элементом социальной политики является политика перераспределения, которая направлена на увеличение равенства населения по доходам и снижению относительной бедности. Однако проведенный анализ в рамках проекта Европейского Союза «Развитие общественного диалога о социально-экономических и политических альтернативах: усиление способностей гражданского общества в Беларуси» не подтвердил, что политика перераспределения влияла на уровень бедности в Беларуси, что заставило предположить о наличии других каналов влияния социальной политики. Первым из них является политика на рынке труда, направленная на обеспечение максимальной занятости, зачастую избыточной с точки зрения предприятий, и увеличение заработной платы, которая в таких условиях частично выступает социальным трансфертом. Вторым каналом снижения бедности является политика социальной защиты населения. Она направлена в первую очередь на пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и детей, игнорируя интересы других потенциально уязвимых групп населения. При этом эффективность данной политики с точки зрения официально признанных целевых групп достаточно высока, особенно это относится к пенсионерам, среди которых не наблюдается абсолютной бедности, и детям, чья бедность была бы значительно выше без соответствующих пособий, выплачиваемых государством.
С учетом мировой практики в данной конкретной ситуации предлагаются следующие традиционные краткосрочные меры решения проблем:
— активная «борьба» с инфляцией;
— внешние заимствования для выравнивания платежного баланса;
— ускоренная либерализация всех сфер экономической активности;
— реальная приватизация, прежде всего убыточных предприятий.
Среднеи долгосрочные меры включают:
— реальное повышение конкурентоспособности;
— структурные преобразования;
— развитие малого бизнеса;
— создание эффективной системы социальной защищенности.
Модернизацию экономики Республики Беларусь в 2011;2015 гг. необходимо осуществлять по следующим направлениям:
1 активное развитие производств, основанных на конкурентных преимуществах Беларуси — высоком развитии человеческого потенциала, географическом положении, наличии природных ресурсов — больших запасов пресной воды, калийных солей, лесных и других ресурсов;
2 поэтапная и целенаправленная конверсия (свертывание деятельности) и дальнейшая ликвидация неконкурентоспособных и убыточных производств, реструктуризация предприятий;
3 создание новых для Беларуси организационных форм хозяйствования (холдингов, кластеров, стратегических альянсов и других);
4 перенос части материалои импортоемких, экологически опасных производств в другие страны, имеющие соответствующую ресурсную базу для их развития и (или) являющиеся потребителями этой продукции;
5 формирование оптимальной технологической структуры экономики.
Перспективы белорусской социально-ориентированной модели будут зависеть от баланса между социальной защищенностью и повышением конкурентоспособности национальной экономики. Для этого потребуется, с одной стороны, качественно новая система социальной защиты и трудовой политики, а с другой? активизация структурных реформ.
Первоначально необходимо констатировать, что белорусская модель рыночной экономики обрела черты устойчивости, доказала свою жизнеспособность, а потому наполняется все новым и новым содержанием. Речь идет о выходе на новый, более высокий уровень экономического строительства. Основное место сегодня должен занять субъект хозяйствования — именно так ставит вопрос глава государства. Субъект, характеристиками которого становятся такие качества, как надежность, инициативность, ответственность за состояние соответствующей отрасли и работающих там людей.
Создаются такие условия функционирования, когда каждый субъект хозяйствования может и должен получать как можно больше прибыли, обогащая тем самым своих работников и государство. Понятно, что здесь процесс обоюдовыгодный: государство создает равные условия для всех, но надеется получить соответствующую отдачу в виде налогов. Причем налоговая система находится в процессе совершенствования, задача здесь поставлена предельно ясная и прозрачная: она, эта система, должна быть не обременительной для нашей экономики по всем параметрам (и по количеству применяемых налогов, уровню их ставок, и в части осуществления финансовых процедур, организации отчетности).
Определены и иные приоритеты социально-экономического развития. Это развитие здравоохранения, активизация инновационной и инвестиционной деятельности, наращивание экспорта товаров и услуг, дальнейшее развитие жилищного строительства и развитие агропромышленного сектора [4, c. 62].
Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов:
1) при наличии некоторых общих принципов рыночной экономики в каждой стране складывается своя модель. Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует, и всё-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной (смешанной) экономики: американская, европейская, шведская и японская модели;
2) белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики — это экономика, гарантирующая высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение — нетрудоспособных, престарелых, инвалидов, женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни и здоровья, прав и свобод граждан;
3) условно можно выделить четыре этапа развития (по пятилеткам, начиная с 1991 г.), причем современный, четвертый этап с 2006 г. по настоящее время распадается на два периода: до и после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г.;
4) белорусская модель социально-экономического развития складывается на базе социальной рыночной экономики, а так же специфических условий развития нашей страны и имеет свои особенности;
5) в 2013 г. намечается положительный темп прироста ВВП: за первое полугодие составил 284,9 трлн. р., что составило 101,4% от того же периода 2012 г. Производительность труда за тот же период, выросла на 4,7 процентных пункта [16];
6) негативная тенденция складывается с производством промышленной продукции: за первое полугодие 2013 г. по сравнению с предыдущим периодом оно составило 95,8% [16];
7) государству необходимо избирательно поддерживать инновационные предприятия V и VI технологических укладов, которые обеспечат существенное приращение экспорта и экономический рост.
Перспективы белорусской социально-ориентированной модели будут зависеть от баланса между социальной защищенностью и повышением конкурентоспособности национальной экономики. Для этого потребуется, с одной стороны, качественно новая система социальной защиты и трудовой политики, а с другой? активизация структурных реформ.
Заключение
Исходя из проведенного в данной курсовой работе исследования, следует подытожить вышесказанное следующими выводами.
1) Рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений, которая сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов отдельных товаров и услуг. Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Понятие «система экономики» не тождественно понятию «модель экономики». Система экономики шире. Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т. е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
2) Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Смысл рыночной экономики в том, что она образует достаточно свободное, раскрепощенное пространство экономических действий, проводимых в рамках установленных государством и обществом законов, правил, норм экономического поведения. Наиболее важные правила такого рода, соблюдаемые большинством участников, образуют принципы: свободный выбор видов и форм деятельности, всеобщность рынка, равноправие рыночных субъектов с разной формой собственности, свободное ценообразование, саморегулирование хозяйственной деятельности, принцип договорных отношений, экономическая ответственность, самофинансирование, децентрализация управления, государственное регулирование, конкуренция, механизм социальной защиты.
3) При наличии некоторых общих принципов рыночной экономики в каждой стране складывается своя модель. Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует, и всё-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной (смешанной) экономики: американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, а также высокий уровень социальной дифференциации; европейская модель — модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики; шведская модель в ее классическом виде — это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций»; японская модель — модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.
4) Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики — это экономика, гарантирующая высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение — нетрудоспособных, престарелых, инвалидов, женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни и здоровья, прав и свобод граждан. Белорусская модель социально-экономического развития складывается на базе социальной рыночной экономики, а так же специфических условий развития нашей страны и имеет свои особенности. За многие годы сложилась белорусская модель развития, которая характеризуется следующими чертами: для белорусской модели характерна эффективная государственная власть; принципиальной является активная роль государства в совершенствовании экономики с целью ее постепенной интеграции в мирохозяйственную систему; характерный признак белорусской модели развития — сильная социальная политика. Это означает сопряжение социальной ориентации экономики с повышением эффективности ее инвестиций в развитие человеческого потенциала; ориентация на интеграцию и строительство Союзного государства Беларуси и России, что обусловлено объективными экономическими и историческими обстоятельствами.
5) В 2013 г. отмечен положительный темп прироста ВВП: за первое полугодие составил 284,9 трлн. р., что составило 101,4% от того же периода 2012 г. Производительность труда за тот же период, выросла на 4,7 процентных пункта. Негативная тенденция сложилась с производством промышленной продукции: за первое полугодие 2013 г. по сравнению с предыдущим периодом оно составило 95,8%. Приоритетными задачами денежно-кредитной политики в 2013 году являлись реализация мер, направленных на снижение инфляции, поддержание стабильности в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке, защита рублевых сбережений от инфляции.
6) Государству необходимо избирательно поддерживать инновационные предприятия V и VI технологических укладов, которые обеспечат существенное приращение экспорта и экономический рост. Перспективы белорусской социально-ориентированной модели будут зависеть от баланса между социальной защищенностью и повышением конкурентоспособности национальной экономики. Для этого потребуется, с одной стороны, качественно новая система социальной защиты и трудовой политики, а с другой? активизация структурных реформ. Модернизацию экономики Республики Беларусь в 2011;2015 гг. необходимо осуществлять по следующим направлениям: активное развитие производств, основанных на конкурентных преимуществах Беларуси — высоком развитии человеческого потенциала, географическом положении, наличии природных ресурсов — больших запасов пресной воды, калийных солей, лесных и других ресурсов; поэтапная и целенаправленная конверсия (свертывание деятельности) и дальнейшая ликвидация неконкурентоспособных и убыточных производств, реструктуризация предприятий; создание новых для Беларуси организационных форм хозяйствования (холдингов, кластеров, стратегических альянсов и других); перенос части материалои импортоемких, экологически опасных производств в другие страны, имеющие соответствующую ресурсную базу для их развития и (или) являющиеся потребителями этой продукции; формирование оптимальной технологической структуры экономики.
Список использованных источников
1 Введение в рыночную экономику: уч.-метод. пособие / Давыденко Н. Н., Бутеня В. Е., Валаханович В. Н. и др. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 107с.
2 Данильченко, А. В. Особенности белорусской модели экономического развития/ А. В. Данильченко, Т. В. Данильченко // Социально-ориентированная модель экономического развития: опыт германии и Беларуси: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18 мая 2011 г. / Фонд им. Фридриха Эберта [и др.]. — Минск: и. п. Логвинов, 2011. — 108 с.
3 Кизима, С. А. Аспекты неоспоримого преимущества: белорусская модель развития в контексте глобализации / С. А. Кизима // Беларуская думка. — 2010. — N 11. — С. 76−83.
4 Криштапович, Л. Е. Формула социального оптимизма: уникальный опыт построения государственности, экономики и общественных отношений / Л. Е. Криштапович, Б. М. Лепешко // Беларуская думка. — 2010. — N 11. — С. 56−63.
5 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с.
6 Липсиц, И. В. Рыночная система / И. В. Липсиц // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://megabook.ru. — Дата доступа: 12.10.2013.
7 Лукашенко А. Г. Исторический выбор Беларуси. Лекция Президента Республики Беларусь в БГУ. — Минск 14 марта 2003. Мн.: БГЭУ, 2003.
8 Лукашенко А. Г. Экономическая политика белорусского государства. Лекция Президента Республики Беларусь в БГЭУ. — Минск 29 ноября 2002 г. Мн.: БГЭУ, 2002.
9 Национальная экономика Беларуси: Учебник / Шимов В. Н., Александрович Я. М. (и др.); под ред. Шимова В. Н. — 2-ое издание, переработанное и дополненное. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 751с.
10 Ноздрин-Плотницкий, М. И. Критерии оценки и особенности функционирования экономической системы Республики Беларусь / М. И. Ноздрин-Плотницкий, Е. С. Шахнович // Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2010. — N 4. — С. 11−18.
11 Официальный сайт Национального комитета статистики Республики Беларусь /[Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.belstat.gov.by. — Дата доступа: 21.02.2014.
12 Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. Выполнение важнейших показателей прогноза / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.by/nfiles/1 256_974766_201 316.pdfДата доступа: 23.02.2014.
13 Покрытан, П. А. Теория антикризисного управления: Учебно-практическое пособие. / П. А. Покрытан / М.: ЕАОИ, 2007. — 325 с.
14 Причины возникновения рыночной экономики. On-Line библиотека / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/osekt/2.shtml. — Дата доступа: 23.02.2014.
15 Рубинов, А. Н. Белорусская модель: некоторые вопросы политики на современном этапе / Анатолий Николаевич Рубинов// Беларуская думка. — 2010. — N 3. — С. 3−9.
16 Статистический ежегодник Республики Беларусь 2012. Пред. ред. коллегии В. И. Зиновский. — Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013.
17 Шимов, В. Н. Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты: монография / В. Н. Шимов, Г. А. Короленко // Минск, БГЭУ: 2006. — 427 с.
18 Экономика. Учебное пособие. — Электронная книга, 2013. — 131 с. /[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/politics/microeconomics/rynochnaya-sistema/. — Дата доступа: 23.02.2014.
19 Экономическая теория. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. — СПб.: СПбГУЭФ, Питер, 2004. — 544 с.
20 Экономическая теория: учеб. пособие / Л. Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Давыденко. — Минск: Выш. шк., 2007. — 352 с.
21 Экономическая теория. Учебное пособие/ Под ред. Новиковой И. В. Мн.: БГЭУ, 2006. — 543с.
22 Юрьева, Т. В. Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. / Т. В. Юрьева. — М.: Дрофа, 2001. — 352 с.
23 Юрьева, Т. В. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-практическое пособие / Т. В. Юрьева, Е. А. Марыганова. — Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2006. — 285 с.
24 Гурин, В. И. Динамика внешнего долга Беларуси / В. И. Гурин // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://newpresidentbelarus.com/Home/ViewArticle/91. — Дата доступа: 23.02.2014.
25 Доходы и расходы населения. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/20138/14.pdf. — Дата доступа: 23.02.2014.
26 Шиманович, Г. Социальная политика государства: эффективность, каналы влияния на бедность и перспективы развития. — 2010. — 25 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.research.by/pdf/wp2010r08.pdf. — Дата доступа: 23.02.2014.
27 Электронная страница Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: nbrb.gov.by — Дата доступа: 23.03.2014.
28 Электронная страница Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: president.gov.by — Дата доступа: 23.03.2014.
29 Электронная страница Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mfa.gov.by — Дата доступа: 23.03.2014.