Развитие культурной идентичности личности студента университета в процессе лингвистического образования
В силу интегративного характера культурной идентичности личности анализ развития явления проводился на основе идеи о стадийности становления личностной целостности. При этом специфика лингвистического образования обусловила проведение диагностических исследований в поликультурном контексте. С учётом названных положений нами были выделены уровни развития культурной идентичности личности в условиях… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические предпосылки развития культурной идентичности личности студента в процессе лингвистического образования
- 1. 1. Культурная идентичность личности как психосоциальное и педагогическое явление
- 1. 2. Лингвистическое образование как фактор развития культурной идентичности личности студента
- 1. 3. Педагогические условия развития культурной идентичности личности студента в процессе лингвистического образования
- Выводы по 1 главе
- 2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию культурной идентичности личности студента в процессе лингвистического образования
- 2. 1. Выявление уровней развития культурной идентичности личности студента
- 2. 2. Опыт деятельности по развитию культурной идентичности личности студента в процессе лингвистического образования
- 2. 3. Динамика развития культурной идентичности личности студента в процессе лингвистического образования
- Выводы по 2 главе 1
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
Развитие культурной идентичности личности студента университета в процессе лингвистического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная мировая ситуация характеризуется сосуществованием разнонаправленных тенденций общественного развития — глобальной интеграции и углубляющейся национально-культурной дифференциации. В создавшихся условиях человечество делает выбор в пользу снятия противоборства и установления полифонии двух начал. Общемировая тенденция к достижению паритета универсализма и национальной самобытности в нашей стране пока еще не приобрела стабильного характера. Это связано с частичной утратой базовых ценностных ориентаций отечественной культуры в обстановке социально-экономических преобразований последних десятилетий. Опасность социокультурного рассогласования связи поколений выдвигает перед российской системой образования задачу развития культурной идентичности личности. Особую значимость решение данной проблемы приобретает в условиях университетского образования, поскольку определение собственной позиции во взаимоотношениях с миром является главным мотивом жизнедеятельности студенческой молодежипсихолого-возрастной группы, которая несет в себе энергию созидательного развития общества.
Направленность воспитательного процесса на достижение гармоничного сочетания в воспитаннике общечеловеческого, национального и индивидуального начал впервые была обоснована А. Дистервегом в содержании принципа культуросообразности образования. В отечественной педагогике проблема культурной идентичности личности активно обсуждалась во второй половине XIX — начале XX вв. в контексте нерасторжимого единства общественного прогресса и воспитания личности в национальных идеалах (В.П.Вахтеров, М. И. Демков, К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев, Н. И. Кареев, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский). В советское время традиция была прервана в связи с всеобщим доминированием в педагогическом сознании концепции интернационального воспитания.
В современных условиях проблема культурной идентификации личности вновь приобретает актуальность. Различные аспекты данного психосоциального явления рассматриваются отечественными учеными в области общей педагогики (Е.В. Бондаревская, Д. И. Латышииа, А. П. Лиферов, А.П. Марков), этнопедагогики (Г.Н. Волков, Е. П. Жирков, К. Ж. Кожахметова, Р. И. Кусарбаев, А. Б. Панькин, JLA. Хараева), этнопсихологии (П.И. Гнатенко, Н. М. Лебедева, Э. А. Саракуев, Г. У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко), теории межкультурной коммуникации (Т.Г. Грушевицкая, А. В. Павловская, А. П. Садохин, С.Г. Тер-Минасова), реализуемой в образовательном процессе (Л.А. Витвицкая, Н. Е. Ерофеева, Л. И. Паина, Н. С. Сахарова, В. Л. Темкина, Н.В. Янки-на).
Значительным потенциалом развития культурной идентичности личности обладает образовательная деятельность студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык». Исследователи в сфере лингводи-дактики — Н. Д. Гальскова, В. В. Сафонова, И. М. Синагатуллин, П. В. Сысоев, Е. И. Пассов, И. И. Халеева — выделяют в качестве важной особенности лингвистического образования возможность обогащения индивидуальной картины мира обучающихся в сопоставительном контексте различных лингвокультур. Следствием данного сопоставления является осознание и эмоциональное принятие студентами как факта индивидуальной принадлежности к определенной национально-культурной общности, так и собственной универсальной сущности в качестве субъекта мирового культурно-исторического диалога.
Анализ современной социально-образовательной ситуации позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей педагогической конкретизации понятия культурной идентичности личности, разработки путей ее становления и развития.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом противоречий, имеющихся между:
— глобальной тенденцией к достижению паритета общечеловеческого и национально-самобытного и существующей отечественной практикой преимущественной ориентации во многих сферах общественной жизни на инокультурные образцы, не всегда совпадающие с логикой самобытного культурного развития нации;
— потребностью современного российского общества в личности, способной к построению индивидуального социального проекта с учетом как глобальной, так и отечественной культурной практик, и недостаточной подготовленностью молодых людей к осуществлению ценностного самоопределения в многополярном мире человеческой культуры;
— осознанием педагогическим сообществом актуальности проблемы становления национального самосознания нового поколения россиян и её недостаточной научной разработанностью.
Выявленные противоречия обозначили проблему научного исследования: определить теоретические и организационно-педагогические аспекты развития культурной идентичности личности студентов в содержательно-смысловом пространстве образовательной дисциплины «Иностранный язык».
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная научно-практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие культурной идентичности личности студента университета в процессе лингвистического образования».
Объект исследования: развитие культурной идентичности личности.
Предмет исследования: лингвистическое образование как фактор развития культурной идентичности личности студента университета.
Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия развития культурной идентичности личности студента университета в процесселингвистического образования.
Гипотеза исследования: лингвистическое образование выступит фактором развития культурной идентичности личности студента университета в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:
— организуется ценностное взаимодействие участников образовательного процесса в диалоге культур;
— активизируется субъектная позиция студентов;
— определяется предметное содержание учебных материалов в контексте межкультурной парадигмы.
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:
1 Проанализировать степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике педагогического образования, уточнить сущность основных понятий и категорий исследования.
2 Обосновать функцию лингвистического образования в университете, связанную с развитием культурной идентичности личности студента.
3 Определить критерии и уровневые показатели развития культурной идентичности личности.
4 Разработать модель развития культурной идентичности личности студента в процессе лингвистического образования.
5 Подготовить методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Методологическую основу исследования составили: основополагающие идеи теории идентичности личности (Р.Берне, М. Р. Гинзбург, М. В. Заковоротная, Н. М. Лебедева, B.C. Maлахов, PI.В. Малыгина, А. П. Марков, Дж. Марша, Д. Тэрнер, Э. Фромм, Б. Шефер, Б. Шледер, Л. Б. Шнейдер, Э. Эриксон, В.А. Ядов);
— фундаментальные психологические исследования проблемы личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, С. Л. Братченко, Дж. Бюджентал, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, К. Роджерс, Д. И. Фельдштейн, В. Франкл, И.С. Якиманская);
— педагогические теории, в основе которых лежит принцип куль-туросообразности образования (Е.В. Бондаревская, С. И. Гессен,.
A.Дистервег, С. В. Кульневич, К.Д. Ушинский);
— идеи аксиологического и личностно-ориентированного подходов как факторов гуманитаризации образовательного процесса (В.П. Бездухов, А. С. Гаязов, А. В. Кирьякова, И. А. Колесникова, Д. Г. Левитес, Л. М. Лузина, Т. А. Ольховая, Ю. В. Сенько, В.В. Сериков);
— ведущие идеи гуманитарно-целостного подхода в образовании (Н.М. Борытко, B.C. Ильин, Н.К. Сергеев);
— основные положения общей теории культуры и концепции диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Д. С. Лихачёв, М. К. Мамардашвили, В.М. Розин);
— концептуальные позиции философской и педагогической герменевтики (А.А. Брудный, Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, А. Ф. Закирова,.
B.П. Зинченко, Г. Риккерт, П. Рикёр, Ф. Шлейермахер),.
— концептуальные положения антропологической лингвистики и лингвокультурологии (Е.М. Верещагин, В. Гумбольдт, Ю. Н. Караулов, В. Г. Костомаров, В. А. Маслова. А. А. Потебня, Б.Л. Уорф);
— теоретические разработки в области межкультурной коммуникации (М. Беннет, У. Б. Гадикунст, К. Кнапп, А. Кнапп-Поттхоф, Г. Коптельцева, Дж.-Р Ладмирал, Э. М. Липиански, Г. Малецке, А. Мо-осмюллер, Ю. Рот, А. Томас, Э. Т. Холл, Г. Хофстеде);
— идея текстоцентристского подхода к лингвистическому образованию (Р.Е. Вике, Е. Гётель, Г. Хайдт, X. Хунфельд, С. Элерс);
— работы по теории стилистического анализа и интерпретации текста (М.П. Брапдес, К. Бринкер, Е. А. Гончарова, Е. Ризель, И.П. Шишкина).
В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культуровед-ческой, методической литературыопытно-экспериментальная деятельностьнаблюдениеанкетированиестатистическая обработка материалов исследования.
База исследования: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента».
Этапы исследования:
На первом этапе — поисковом (2000;2004 гг.) — изучалось состояние проблемы в научной литературе и педагогической практике, осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы, разрабатывались исходные позиции исследования, уточнялся развивающий и воспитательный потенциал лингвистического образования, определялась гипотеза опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе — формирующем (2004;2007 гг.) — определялась база опытно-экспериментальной работы, был замерен наличный уровень сформированности исследуемого качества личности, проводилась проверка эффективности педагогических условий, обеспечивающих развитие культурной идентичности личности студента университета в процессе лингвистического образования.
На третьем этапе — обобщающем (2007;2008 гг.) — подводились итоги работы, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались результаты исследования, апробировались и уточнялись отдельные теоретические положения исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— уточнено содержание понятия «культурная идентичность личности студента» как результат, достигаемый в ситуациях субъект-субъектного взаимодействия участников процесса лингвистического образования при последовательной ориентации данного процесса на ценности родной лингвокультуры;
— обоснована культурно-идентификационная функция лингвистического образования, связанная с актуализацией ментальной рефлексии личности студентов в процессе контрастивно-сопоставительного соизучения языков и культур в аксиологическом пространстве герменевтического дискурса;
— выделены уровни (элементарный, репродуктивный, продуктивный, креативный), критерии (когнитивный, эмотивно-ценностный, поведенческий) и показатели (качество знания о родной культуре в поликультурном когнитивном пространствехарактер ориентации в мире ценностей на основе диалога культурстепень соответствия поведенческих стратегий ценностям отечественной культуры в многомерном аксиологическом контексте) развития культурной идентичности личности студента в лингвистическом образовании;
— разработана модель развития культурной идентичности личности студента университета в процессе лингвистического образования на основе культурологического подхода, предполагающего педагогическую поддержку процесса самоопределения личности в мире поликультурных ценностейопределены стадии реализации модели (вводная, информационно-аналитическая, рефлексивная).
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении научных представлений о возможностях развития культурной идентичности личности студента в процессе университетского лингвистического образования, содержательном расширении области педагогического знания относительно способов активизации субъектной позиции студентов в процессе лингвистического образования.
Практическая значимость исследования состоит в:
— создании пакета диагностических процедур выявления уровней развития культурной идентичности личности студента;
— разработке технологии личностно-развивающего диалога на основе работы с иноязычным текстом, которая составляет ядро образовательной деятельности по развитию культурной идентичности личности студента при преподавании дисциплин «Практический курс иностранного языка», «Практикум по культуре речевого общения на иностранном языке», «Интерпретация литературного текста» на филологических факультетах университетов;
— подготовке научно-методического обеспечения развития культурной идентичности личности студента университета в процессе лингвистического образования.
Положения, выносимые на защиту:
1 Педагогическими условиями развития культурной идентичности личности студента в процессе лингвистического образования в университете являются:
— организация ценностного взаимодействия участников образовательного процесса в диалоге культур;
— активизация субъектной позиции студентов;
— определение предметного содержания учебных материалов в контексте межкультурной парадигмы.
2 Организация ценностного взаимодействия участников образовательного процесса в диалоге культур направлена на признание факта множественности культурной реальности, осмысление и принятие в сопряжении не сводимых друг к другу смыслов бытия, что способствует актуализации процесса самопознания личности в качестве субъекта родной и общечеловеческой культур, определяет векторы движения культурного саморазвития, выступает основой построения гуманистически ориентированной жизненной перспективы.
3 Активизация субъектной позиции студентов предполагает включение обучающихся в многогранную творческую деятельность, направленную на расширение индивидуального смыслового пространства, актуализацию и уточнение личностных социокультурных доминант. Инструментальной основой повышения уровня креативной и рефлексивно-смыслопоисковой насыщенности процесса лингвокуль-турной подготовки студентов выступают диалоговые формы образовательного взаимодействияпри этом майевтическая функция преподавателя реализуется в форме педагогической поддержки процесса самопознания обучающихся на основе установления ценностно-значимых связей субъектов общения при сохранении статуса личностной уникальности и целостности.
4 Определение предметного содержания учебных материалов в контексте межкультурной парадигмы является основным фактором достижения эффекта «перекрёстка культур», что придаёт процессу лингвистического образования проблемный характер и стимулирует рефлексивно-поисковую активность студентов. Обсуждение актуальных проблем в ситуациях поликультурного образования, обеспечивая естественную мотивированность общения, позволяет создать эмоционально-интеллектуальное поле высокого напряжения, в котором предметом рефлексии студентов становятся скрытые ментальные программы как регуляторы социальных норм поведения.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивалась анализом широкого круга теоретических работметодологической обоснованностью исходных позицийиспользованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логикепоэтапным проведением опытно-экспериментальной работывсесторонним качественным и количественным анализом её результатов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях творческой лаборатории по проектированию технологий развития культуры речевого общения факультета филологии ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», на семинарах курсовой подготовки факультета повышения квалификации ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», в рамках семинаров российских и германских преподавателей немецкого языка на базе регионального отделения Центрального управления зарубежных школ ФРГ (г. Саратов). Основные идеи и итоги научно-исследовательской работы докладывались на Международных (Санкт-Петербург, 2004), Всероссийских (Оренбург, 2001, 2006; Орск, 2001; Самара, 2005), межрегиональных (Оренбург, 2002, 2004), межвузовских (Оренбург, 2002) научно-практических конференциях и отражены в 17 публикациях.
Личный вклад автора состоит в:
— разработке модели развития культурной идентичности личности в процессе лингвистического образования в условиях высшей школы и выявлении педагогических условий её реализации;
— организации и проведении опытно-экспериментальной работы по развитию исследуемого качества личности, систематизации и педагогической интерпретации полученных данных.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Выводы по второй главе.
Основываясь на результатах исследовательской деятельности, представленных во второй главе «Организация опытно-экспериментальной работы по развитию культурной идентичности личности студента в процессе лингвистического образования», мы пришли к следующим выводам.
Итоги констатирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности свидетельствовали о недостаточном использовании потенциала лингвистического образования в целях ментальной рефлексии обучающихся и о существовании широкого поля деятельности в плане развития культурной идентичности личности студента средствами дисциплины «Иностранный язык».
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности было подтверждено следующее положение: поддержка личности в достижении ею психосоциального равновесия на основе гармонического единства с культурно-исторической общностью, внутри которой происходит её становление, может осуществляться средствами лингвистического образования, основной характеристикой которого является личностно-ориентированная направленность, достигаемая через слияние познания со смыслопорождением в условиях диалогического взаимодействия участников образовательного процесса.
Целенаправленная педагогическая работа позволила проследить положительную динамику развития исследуемого качества личности.
Полученные результаты подтвердили истинность выдвинутой гипотезы о том, что успешность развития культурной идентичности личности студентов университета в процессе лингвистического образования может быть обеспечена при соблюдении выявленных педагогических условий.
Заключение
.
Положение о неизбежном характере коррекции системы ценностей российского менталитета в условиях становления историко-культурной эпохи нового типа, ориентированной на ценности гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, является на сегодняшний день общепризнанным. В то же время во всём мире происходит осознание недостаточности стратегий развития, учитывающих, главным образом, критерии рыночно-технократической цивилизации. Становится очевидным, что новая модель общества может приобрести устойчивость лишь с опорой на второй базисный элемент развития — ценности духовной культуры. В качестве средства достижения гармонии между стратегией гуманитарности и стратегией социального действия в России может выступить актуализация уникального ценностного комплекса «русская духовность». Таким образом, в условиях ментального перехода к новому качеству общественного сознания основой современных образовательно-воспитательных стратегий должно стать стремление к тому, чтобы, базируясь на специфике традиционной российской ментальности и её новых трансформациях, добиться в сознании молодого поколения непротиворечивого соединения национальных и глобальных ценностей.
Наиболее чуткой к ментальным сдвигам частью общества является студенческая молодёжь как молодая интеллектуальная элита нации. Сегодняшнее поколение студентов, сформировавшееся в обстановке повышенной социально-экономической неопределённости, обилия разнообразных культурных форм, стилей и направлений в духовной сфере, нуждается в особом внимании со стороны образовательных систем.
Основой педагогической поддержки обретения молодыми людьми внутренней целостности и адекватной позиции во взаимоотношениях с миром является обращение к ментальным началам как самым глубинным и устойчивым пластам сознания, т. е. актуализация и развитие культурной идентичности личности.
Культурная идентичность личности определяется в нашем исследовании как осознание и эмоциональное принятие человеком своей личностной целостности и определённости на основе самоотождествления с нормами, ценностями и образцами родной культуры, проявляющееся в реализуемых культурно-специфических моделях поведения.
В силу интегративного характера культурной идентичности личности анализ развития явления проводился на основе идеи о стадийности становления личностной целостности. При этом специфика лингвистического образования обусловила проведение диагностических исследований в поликультурном контексте. С учётом названных положений нами были выделены уровни развития культурной идентичности личности в условиях диалога культур (элементарный, репродуктивный, продуктивный, креативный), а также определены критерии (когнитивный, эмотивно-ценностный, поведенческий) и показатели (качество знания о родной культуре в поликультурном когнитивном пространстве, характер ориентации в мире ценностей на основе диалога культур, соответствие поведенческих стратегий ценностям отечественной культуры в многомерном аксиологическом контексте) исследуемого педагогического явления.
Мы предположили, что лингвистическое образование станет фактором развития культурной идентичности личности студента университета в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:
— организуется ценностное взаимодействие участников образовательного процесса в диалоге культур;
— активизируется субъектная позиция студентов;
— определяется предметное содержание учебных материалов в контексте межкультурной парадигмы.
В качестве системообразующего начала развития культурной идентичности личности при обучении иностранному языку рассматривалась текстовая деятельность, логическим продолжением которой являлось творческое решение поднятых в ходе работы с текстом проблем. Текстоцентристский подход задавал герменевтический дискурс, обеспечивающий такие необходимые для развития исследуемого личностного качества параметры процесса лингвистического образования, как преодоление разрыва между познавательным и эмоциональным аспектами деятельности, смыслопоисковый характер, самопознание в диалоге через ценностные суждения партнёров по общению.
В целом в процессе лингвистического образования, направленном на развитие культурной идентичности личности студентов и организованном в соответствии с текстоцентристским подходом, было выделено три стадии: 1 вводная (накопление языковых знаний и развитие навыков оперирования ими) — 2 информационно-аналитическая (текстовая деятельность на межкультурной основе) — 3 рефлексивная (творчество в рамках проблематики текста с целью самопознания обучающихся в диалоге культур).
В результате реализации в образовательной практике названных педагогических условий было достигнуто повышение уровня развития культурной идентичности личности студентов. Полученные результаты подтвердили истинность выдвинутой гипотезы.
Результаты контрольных измерений позволили констатировать начало сложного процесса формирования новых ментальных синтезов, в структуре которых вступают в противоречивую, динамичную взаимосвязь традиционные ценностные установки российского менталитета и новые социокультурные ориентиры.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности был вскрыт ряд дискуссионных вопросов. Мы пришли к выводу о том, что решение проблемы развития культурной идентичности личности студентов университета не исчерпывается данным исследованием, и предложенный комплекс методических средств может быть усовершенствован в ходе её дальнейшей разработки. В перспективе процесс формирования новой российской ментальности, опирающейся на национальный ценностный базис и в то же время отвечающей глобальным реалиям изменяющегося мира XXI в., должен стать объектом многоаспектного научного анализа и системного образовательно-воспитательного воздействия.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульхано-ва-Славская. М.: Мысль, 1991. — 303 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек в проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1997. — 380 с.
- Антипов, Г. А. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, О. А. Донских, И. Ю. Морковина, Ю. А. Сорокин. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1989. — 194 с.
- Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М.: Педагогика, 1981. — 3 18 с.
- Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. — 245 с.
- Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001 .- 416 с.
- Батищев, Г. С. Найти и обрести себя / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. — С. 103−109.
- Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
- Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979. — 318 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 446 с.
- Бездухов, В. П. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям / В. П. Бездухов, А. В. Воронцов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. — 192 с.
- Белова, С.В. Диалог основа профессии педагога : учебно-методическое пособие / С. В. Белова. — М.: АПКиПРО, 2002. -148 с.
- Белошицкий, А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. 2006. — № 5. — С. 60−66.
- Бердяев, Н.А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917−1918 / Н. А. Бердяев. СПб.: РХГИ, 1998. — 432 с.
- Бердяев, Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 447 с.
- Бердяев, Н.А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: ЭКС-МО-Пресс- Харьков: Фолио, 2001. — 542 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне — пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Библер, B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура / B.C. Библер. М.: Прогресс, 1991. — 176 с.
- Бодалев, А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними / А. А. Бодалев // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 54−58.
- Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 45−53.
- Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 3743.
- Борытко, Н.М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб.- метод, пособие / Под. ред. П. К. Сергеева / Н. М. Борытко. М.: АПКиПРО, 2005. — 120 с.
- Борытко, Н.М. Социокультурный анализ педагогических инноваций / Н. М. Борытко // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Смоленск: СГИИ, 1999. -С. 125−129.
- Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.
- Брандес, М.Р. Практикум по стилистике текста : Немецкий язык: Для студ. высш. учеб. заведений ин. яз. / М. Р. Брандес. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 176 с.
- Братченко, С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения / С. Л. Братченко. М.: Смысл, 2001. — 197 с.
- Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. М.: Наука, 1994. — 322 с.
- Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1973. — 280 с.
- Брудный, А.А. Психологическая герменевтика : учеб. пособие / А. А. Брудный. М.: Просвещение, 1998. — 243 с.
- Бубер М. Я и Ты / М. Бубер — пер. с нем. М.: Высш. школа, 1993. — 175 с.
- Буланкина, Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве : монография / Н. Е. Буланкина. М.: АПКиПРО, 2002. — 208 с.
- Буякас, Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 96−109.
- Бюджентал, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бюджентал — пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 295 с.
- Вахтеров, В.П. Национальное воспитание / В. П. Вахтеров // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 118−123.
- Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров // Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века. М.: Педагогика, 1990. — С. 520−563.
- Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русс, яз., 1990. — 246 с.
- Вершинина, Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ состояния): монография / Л. В. Вершинина. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 180 с.
- Витивицкая, Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы : монография / Л. А. Витивицкая. — Оренбург: ОГУ, 2002. 138 с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Волочков, А.А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. 2004. — № 2. — С. 17−26.
- Воронова, О.Е. Новая российская менталыюсть как инновационный ресурс модернизации образования / О. Е. Воронова, А. П. Лиферов // Педагогика. 2007. — № 2. — С. 12−22.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
- Вялых, В.А. Субстанциальный уровень этнического менталитета и проблемы его исследования / В. А. Вялых, Ю. Ш. Стрелец // Российский менталитет в системе российского образования. Часть I. Оренбург: ООИУУ, 1996. — С. 6−13.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер — пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. -700 с.
- Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 3−8.
- Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, унтов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Гачев, Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. — М.: Советский писатель, 1988. 448 с.
- Генисаретский, О.Н. Проблемы культурной идентификации и практический смысл формирования внутреннего и внешнегообраза территории / О. Н. Генисаретский // http://hoster.metod.ru: 80 86/regionforum/section/policy/vital/material s/8/print
- Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершун-ский. М.: МПСИ, Флинта, 1998. — 432 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
- Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения : авт. дисс.. докт. психол. наук / М. Р. Гинзбург. М.: ПИ РАО, 1996. — 40 с.
- Гинзбург, М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах / М. Р. Гинзбург // Мир психологии. 1998. — № 1. — С. 21−26.
- Гнатенко, П.И. Национальная психология / П. И. Гнатенко. -Днепропетровск: Полиграфист, 2000.- 213 с.
- Гончарова, Е.А. Интерпретация текста. Немецкий язык: Учебное пособие / Е. А. Гончарова, И. П. Шишкина. М.: Высшая школа, 2005. — 368 с.
- Громов, М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М. Н. Громов // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 54−61.
- Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации : учебник для вузов / Под ред. А. П. Садохина / Т. Г. Грушевицкая,
- B.Д. Попков, А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352 с.
- Гульчевская, В.Г. Педагогические основы проектной деятельности / В. Г. Гульчевская // Практические советы учителю. Методический журнал Ростовского ОИПКиПРО. 2003. — № 4.1. C. 3−10.
- Гумбольдт, В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию — пер. с нем. М.: Прогресс, 2000.- С.34−298.
- Гуревич, П.С. Культурология : учебник / П. С. Гуревич. М.: Гардарики, 2000. — 280 с.
- Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 320 с.
- Гусейнова, JI.A. Межкультурный подход к преподаванию иностранного языка: На опыте немецкого как иностранного: авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.A. Гусейнова. М., 2004. -19 с.
- Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2003. — 248 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. М.: Тера-Книжный клуб, 1998. — Т. 2. — 779 с.
- Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. -М.: Книга, 1991. 574 с.
- Демков, М.И. Теория и практика воспитания / М. И. Демков // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 2540.
- Дистервег, Ф.А. О природосообразности и культуросообраз-ности в обучении / Ф. А. Дистервег // Дистервег Ф. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР, 1956. — С. 227−235.
- Дистервег, Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф. А. Дистервег // Дистервег Ф. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР, 1956. — С. 55−212.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 311.
- Ельницкий, К.В. Воспитание патриотического чувства в учащихся / К. В. Ельницкий // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 11−14.
- Жирков, Е.П. Методология и технология обновления содержания в национальной школе: авт. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. П. Жирков. М.: 1993. — 45 с.
- Журавлёва, П.А. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в условиях социально-экономических изменений / Н. А. Журавлёва // Психологический журнал. 2006. — № 1. — С. 35−44.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Закирова, А.Ф. Понятийная база современной педагогики / А. Ф. Закирова // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 7−12.
- Закирова, А.Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики) : авт. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.01 / А. Ф. Закирова. Тюмень, 2001. — 42 с.
- Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: монография / М. В. Заковоротная. Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. — 177 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология : Учеб. пособие для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и Трубка Мамарда-швили. К началам органической психологии / В. П. Зинченко. -М.: Новая школа, 1997. 336 с.
- Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова: учеб. пособие /
- B.П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
- Ибрагимова, Е.В. Тренинг как педагогическая поддержка личностного самоопределения студентов вуза : авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Ибрагимова. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007.- 23 с.
- Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Ильин, И.А. Пути духовного обновления / И. А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. М.: Флинта, 1993. — Т. 1. — С. 39−282.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.1. C. 163 -231.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 264 с.
- Кареев, Н.И. Идеалы общего образования / Н. И. Кареев // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) / Сост. А. В. Овчинников и др. М.: Академия, 2000. — С. 18−25.
- Кармин, А.С. Культурология / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 2001. — 832 с.
- Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996. — 188 с.
- Кожахметова, К.Ж. Цель воспитания в казахской этнопеда-гогике / К. Ж. Кожахметова // Этнопедагогика педагогика жизни. — Элиста, 2001. — С. 55−64.
- Козлов, В.И. Проблематика «этничности» / В. И. Козлов // Этнографическое обозрение. 1995. — № 4. — С.39−54.
- Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт меж-парадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 288 с.
- Колесникова, И.А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе / И. А. Колесникова // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 3. — С. 33−46.
- Колобова, Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании : авт. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Колобова. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. — 41 с.
- Комаров, В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней школы : авт. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.01 / В. П. Комаров. Казань, 1996. — 40 с.
- Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Коптельцева, Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учеб.-метод, пособие / Г. Коптельцева, Ю. Рот. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 223 с.
- Копыл, А.Н. Проблема преемственности в русской педагогике XVIII—XIX вв.еков / А. Н. Копыл // Педагогика. 2006. — № 7.- С. 74−81.
- Корнилов, О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / О. А. Корнилов. М.: ЧеРо, 2003.- 349 с.
- Корякин, С.В. Информационный и ценностный аспекты культурной идентичности на пространстве СНГ в современной ситуации: вызовы и перспективы формирования / С. В. Корякин // http://stas. north-net .ru/?mode=ask&id=75
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. В. Краевский. М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 256 с.
- Краснова, Т.П. Формирование ориентации старшеклассников на ценности российской культуры : авт. дисс.. канд. пед. наук / Т. П. Краснова. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2001. — 20 с.
- Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультуроло-гия : курс лекций / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2002. — 284 с.
- Культурная идентичность европейцев, интеграция и глобализация: фрагменты «круглого стола» / Под ред. Я. Садовского / Я. Садовский // http://www.novpol.ru/index.php?id=365
- Культурология. XX век: В 2 т.: энциклопедия. / Под ред. А. Я Левита / А. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1997. — Т. 1. — 447 с- Т. 2. — 447 с.
- Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. — 2000. — № 3.- С. 73−87.
- Лебедева, Н.М. Взаимосвязь социальных представлений русских и немцев с психологическими характеристиками культур / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2006. — № 4. — С. 77−85.
- Лебедева, Н.М. Ценностно-мотивационные структуры личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2001. — № 3. — С. 26−36.
- Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 320 с.
- Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Философия, наука, цивилизация. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 284−292.
- Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
- Лиферов, А.П. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования / А. П. Лиферов // Педагогика. 2007. — № 2. — С. 12−22.
- Лихачёв, Б.Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачёв. Самара: Изд-во СИУ, 1998. — 200 с.
- Лихачёв, Д.С. Раздумья о России / Д. С. Лихачёв. СПб.: LOGOS, 1999. — 672 с.
- Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
- Лузина, Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л. М. Лузина. — Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. 190 с.
- Малахов, B.C. Неудобства с идентичностью / B.C. Малахов // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 35−42.
- Малькова, Е.В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения : авт. дисс.. канд. пед. наук / Е. В. Малькова. М.: 2000. — 20 с.
- Малыгина, И.В. Этнокультурная идентичность: статика и динамика / И. В. Малыгина // htpp://www.hischool.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=conte nt&tid-18
- Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Ма-мардашвили. М.: Прогресс, 1990. — 174 с.
- Марков, А.П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования / А. П. Марков // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 12−17.
- Маслова, В.А. Лингвокультурология : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Изд-ский центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Матис, В.И. Диалог культур как методология формирования поликультурной личности / В. И. Матис // Социальное качество российской молодежи на рубеже веков. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. С.13−20.
- Менделеев, Д.И. О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей / Д. И. Менделеев // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века).- М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 56−76.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин.
- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.
- Метаева, В.А. Методологическое обоснование рефлексивных методик / В. А. Метаева // Педагогика. — 2006. № 7. — С. 3842.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200 с.
- Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990. — 352 с.
- Мусин-Пушкин, А.А. О космополитизме нашей школы // История педагогики в России: хрестоматия: для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С. Ф. Егоров / А.А. Мусин-Пушкин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -С. 313−314.
- Мусин-Пушкин, А.А. О национальных задачах средней школы / А.А. Мусин-Пушкин // Антология по истории педагогикив России (первая половина XX века). М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 40−44.
- Мухамеджапова, Н.М. Актуальные проблемы развития культуры в контексте обновления содержания образования / Н. М. Мухамеджанова. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. — 123 с.
- Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов / А. А. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат / Е. С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка — пер. с англ. М.: МГЛУ, 2003. 256 с.
- Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета : монография / Т. А. Ольховая. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 186 с.
- Осиянова, О.М. Лингвистическое образование и лингводидак-тика / О. М. Осиянова. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004. 132 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Павленко, В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии /
- В.Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 135 142.
- Павловская, А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур / А. В. Павловская. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 96 с.
- Панькин, А.Б. Формирование этнокультурной личности : учеб. пособие / А. Б. Панькин. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 280 с.
- Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 2000. — 173 с.
- Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой / М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Педагогика межнационального общения: учебное пособие / Под ред. проф. Д. И. Латышиной / Д. И. Латышина. М.: Гарда-рики, 2004. — 420 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад / Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Переходько, И.В. Формирование межкультурной компетентности студентов-лингвистов : авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Переходько. Оренбург, 2005. — 20 с.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — С. 3−9.
- Полякова, А.А. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур : авт. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. А. Полякова. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2002. — 40 с.
- Понимание как философско-методологическая проблема (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1986. -№ 7, 8, 9. — С. 65−81- 46−63- 49−62.
- Потебня, А.А. Мысль и язык / А. А. Потебня. М.: Лабиринт, 1999. — 300 с.
- Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т. В. Поштарева // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 35−42.
- Психологический словарь / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. Балабанова- Под общей ред. Ю. Л. Неймера / Ю. Л. Неймер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -640 с.
- Психология личности: В 2 т.: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. Т. 1. — 512 с- Т. 2. — 544 с.
- Психология с человеческим лицом / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур / Д. А. Леонтьев, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. -332 с.
- Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского / С. Г. Вершловский. СПб.: Знание, 1998. — 152 с.
- Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий: Логическое введение в исторические науки / Г. Риккерт- пер. с нем. СПб.: Наука, 1997. — 532 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс — пер. с англ. М.: Изд-ская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Роджерс, К. Вопросы, которые я бы себе задал себе, если бы был учителем / К. Роджерс // Семья и школа. 1987. — № 10. — С. 22 -24.
- Розин, В.М. Культурология : учебник / В. М. Розин. М.: Гардарики, 2004. — 462 с.
- Розин, В.М. Личность и её изучение / В. М. Розин. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 232 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
- Русские философы (конец XIX-середина XX века): антология. Вып. I / Сост.: А. Л. Доброхотов, С. Б. Неволын, Л. Г. Филонова / Вступ. статья Л. Г. Филоновой / А. Л. Доброхотов, С. Б. Неволын, Л. Г. Филонова. М.: Книжная палата, 1993. — 365 с.
- Саракуев, Э.А. Введение в этнопсихологию / Э. А. Саракуев, В. Г. Крысько. М., 1999. — 318 с.
- Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. -Воронеж: ИСТОКИ, 1996. 238 с.
- Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. — с. 18 -23.
- Сафонова, В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике / В. В. Сафонова // Культуроведческие аспекты языкового образования: сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Сафоновой. М.: Еврошкола, 1998. — С.27−34.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Сенько, Ю.В. Педагогическая технология в герменевтическом круге / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2005. — № 6. — С. 1523.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография / В. В. Сериков. — Москва, 1998. 250 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Синагатуллин, И.М. Роль глобализации и языка (языков) международного общения в решении актуальных вопросов нового времени / И. М. Синагатуллин // Иностранные языки в школе. -2003. № 6. — С. 23−27.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Миже-риков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого / В. А. Мижериков. М.1. ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
- Смирнов, С.А. Бытие в свободе или проблема культурной идентичности в ситуации онтологического перехода / С. А. Смирнов // old.circle.ru/personalia/smirnov/exinfreed.doc
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для слуш. фактов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект-пресс, 1995. — 271 с.
- Смирнова, Н.В. Проблема ментальности в философии образования / Н. В. Смирнова // Российский менталитет в системе российского образования. Часть 1. Оренбург: ООИУУ, 1996. — С. 20−25.
- Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. — 752 с.
- Соколов, А. В. Гуманитарное студенчество постсоветской России
- А. В. Соколов // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 40−50.
- Соколов, А. В. Интеллектуально-этические идеалы современного студенчества / А. В. Соколов // Педагогика. — 2005. № 6. — С. 64−71.
- Сорока-Росинский, В. Н. Путь русской национальной школы / В.Н. Сорока-Росинский // Антология по истории педагогики в России (I половина XX века) / Сост. А. В. Овчинников и др. -М.: Академия, 2000. С. 135−155.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН: Акад. проект, 2000. — 320 с.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
- Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): авт. дисс.. докт. пед. наук / П. В. Сысоев. М., 2004. — 44 с.
- Татарко, А.Н. Сравнительный анализ структуры ценностей и характеристик этнической идентичности в традиционных и современных культурах / А. Н. Татарко, М. А. Козлова // Психологический журнал. 2006. — № 4. — С. 67−76.
- Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: (учеб. пособие) / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово/Slovo, 2000. -264 с.
- Ушипский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 2. — М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 69−166.
- Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 3. — М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 306−314.
- Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения Н. И Пирогова / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 3. — М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 11−86.
- Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 2. — М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 425−488.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
- Фетисов, А. Культурная идентичность и политика / А. Фетисов // http://www.archipelag.ru/authors/fetisov/?library=l 495
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с.
- Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В. П. Кохановского / В. П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл — пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм — пер. с англ. — М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 248 с.
- Хайдеггер, М. Путь к языку / М. Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — С. 259−273.
- Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста / И. И. Халеева // Язык система. Язык — текст. Язык — способность (Сб. статей к 60-летию Ю. Н. Карау-лова) / Под ред. Ю. Степанова. — М.: РАН, 1995. — С. 277−285.
- Халеева, И.И. Подготовка переводчика как «вторичной языковой личности» (аудитивный аспект) / И. И. Халеева // Тетради переводчика (Научно-теоретический сборник). Выпуск № 24. — М.: Изд-во МГЛУ, 1999. — С. 18−25.
- Хараева, Л. А. Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия (теоретические основы)): авт. дисс.. докт. пед. наук / Л. А. Хараева. Нальчик, 2000. — 45 с.
- Хитрик, К.Н. Теоретические основы обучения культуре иноязычного речевого общения в специальном языковом вузе (на материале иранской ветви индоевропейских языков): авт. дисс.. докт. пед. наук / К. Н. Хитрик. М., 2001. — 43 с.
- Хотипец, В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 61−73.
- Чебоксаров, Н. Н., Чебоксарова, И. А. Народы. Расы. Культуры / Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. М.: Наука, 1985. -242 с.
- Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. 2004. — № 6. — С. 5−11.
- Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / И. Г. Шендрик. М.: АПКиПРО, 2003. -156 с.
- Шефер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения / Б. Шеффер, Б. Шле-дер // Иностранная психология. 1993. — Т. 1, № 1. — С. 25−38.
- Шихардина, JI.JI. Межкультурный диалог на уроках иностранного языка как фактор развития личности учащихся : авт. дисс.. канд. пед. наук / JI.JI. Шихардина. Челябинск, 2003. -18 с.
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 600 с.
- Шпепглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер — пер. с нем. М.: Мысль, 1998. — 662 с.
- Шустова, И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников / И. Ю. Шустова // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 45−49.
- Эриксоп, Э. Детство и общество / Э. Эриксон — пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. -589 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон — пер. с англ. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. — 352 с.
- Ядов, В.А. Социальная идентичность личности / В. А. Ядов. М.: Наука, 1994. — 247 с.
- Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее: сборник научных трудов / Сост. Э.И. Соловцова- Под науч. ред. Г. И. Ворониной / Э. И. Соловцова. М.: АПКиПРО, 2003. -158 с.
- Якиманская, И.С. Личпостно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. -96 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Apeltauer, Е. Grundlagen des Erst- und Fremdsprachenerwerbs / E. Apeltauer. Berlin: Langenscheidt, 1997. — 176 S.
- Barmeyer, C.I. Interkulturelles Management und Lernstile / C.I. Barmeyer. Frankfurt/Main: Campus Verlag GmbH, 2000. -379 S.
- Baumer, T. Handbuch Interkulturelle Kompetenz / T. Baumer. -Zurich: Orell Flussli Verlag AG, 2002. 223 S.
- Bausinger, H. Typisch deutsch. Wie deutsch sind die Deutschen? / H. Bausinger. Munchen: Verlag C.H. Beck, 2002. -176 S.
- Bayer, K. Argument und Argumentation: logische Grundlagen der Argumentationsanalyse / K. Bayer. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1999. — 249 S.
- Behal-Thomsen, H. Typisch deutsch? Arbeitsbuch zu Aspekten deutscher Mentalitat / H. Behal-Thomsen, A. Lundquist-Mog, P. Mog. Berlin: Langenscheidt, 1993. — 144 S.
- Bennet, M. Basic concepts of intercultural communication. Selected Readings / M. Bennet. Yarmouth: FL, 1998. — 225 p.
- Bimmel, P. Lernerautonomie und Lernstrategien / P. Bimmel, U. Rampillon. Berlin: Langenscheidt, 1995. — 208 S.
- Bischof, M. Landeskunde und Literaturdidaktik / M. Bischof, V. Kessling, R. Krechel. Berlin: Langenscheidt, 1999. — 184 S.
- Bolten, J. Interkulturelle Kompetenz / J. Bolten. — Erfurt: Landeszentrale fur politische Bildung Thtiringen, 2001. 115 S.
- Bolz, N. Weltkommunikation / N. Bolz. Mtinchen: Wilhelm Fink Verlag, 2001. — 184 S.
- Brinker, K. Linguistische Textanalyse / K. Brinker. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2005. — 179 S.
- Buttjes, D. Landeskunde-Didaktik und landeskundliches Curriculum / D. Buttjes // Handbuch Fremdsprachenunterricht: Tubingen: Francke. 1989. — S. 112−119.
- Butzkamm, W. Psycholinguistik des Fremdsprachenunterrichts: von der Muttersprache zur Fremdsprache / W. Butzkamm. -Tubingen: Francke, 2002. 320 S.
- Clyne, M. Inter-Cultural Communication at Work: Cultural Values in Discourse. / M. Clyne. Cambridge, 1994. — 245 p.
- Collier, M.J. Cultural Identity: An Interpretative Perspective / M.J. Collier, M. Thomas // Theories in Intercultural Communication / Y.Y. Kim, W.B. Gudykunst (Eds.) Newbury Park, 1988. — P. 99 120.
- Dann, O. Begriffe und Typen des Nationalen in der ruhen Neuzeit in Nationalt und kulturelle Identitat: Studien zur Entwicklung des kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit / O. Dann. Frankfurt am Main: Suhrkamp: Hrsg. von Giesen В., 1991. — S. 56−76.
- Ehlers, S. Lesen als Verstehen. Zum Verstehen fremdsprachlicher literarischer Texte und zu ihrer Didaktik / S. Ehlers. Miinchen: Langenscheidt, 1992. — S.
- Freuheit, W. (Hrsg.) Interkulturelles Lernen in Theorie und Praxis: Ein Handbuch fur Jugendarbeit und Weiterbildung / W. Freuheit, H. Offen. Opladen: Leske +Budrich, 1994. — 312 S.
- Geertz, C. The Interpretation of Cultures / C. Geertz. London: Fontana Press, 1993. — 470 p.
- Gothel, J. Aufgaben und Ubungen ftir die Arbeit mit literarischen Texten des ersten Bandes im Unterricht «Deutsch als Fremdsprache» / J. Gothel. M.: МАРТ, 2000. — S. 172−218.
- Grosch, H. Methoden interkulturellen Lehrens und Lernens / H. Grosch, A. Groa, W. R. Leenen. Saarbrticken: DAF, 2000. — 256 S.
- Hall, E.T. Monochronic and Polychronic Time / E.-T. Hall // Intercultural Communication / E.R. Porter, L.A. Samovar (Eds.). -Belmont USA: Wadsworth Thomson Learning, 1997. P.277−284.
- Hansen, M. Zwischen den Kulturen. Strategien und Aktivitaten fur landeskundliches Lehren und Lernen / M. Hansen, B. Zuber. -Berlin: Langenscheidt, 1996. 96 S.
- Heydt, G. Literatur im Fremdsprachenunterricht: Anthologie zur deutschsprachigen Literatur (1945−1996) / G. Heydt. M.: МАРТ, 2000. — S. 121−156.
- Hinnenkamp, V. Interkulturelle Kommunikation / V. Hinnenkamp. Heidelberg: Wissen, 1994. — 189 S.
- Hinnekamp, V. Von den Schwierigkeiten (mit) der interkulturellen Kommunikation / V. Hinnekamp // Sprache und Literatur. Interkulturelle Kommunikation. 1994. — № 4. — S. 3−12.
- Hofstede, G. Cultures and Organizations / G. Hofstede. New York: Harper Collins Publishers, 1994. — 279 p.
- Hofstede, G. Cultural differences in teaching and learning / G. Hofstede // International Journal of Intercultural Relations. 1986.- № 3. P. 301−320.
- Hufeisen, B. Angewandte Linguistik fur den fremdsprachlichen Deutschunterricht / B. Hufeisen, G. Neuner. Berlin: Langenscheidt, 1999. — 144 S.
- Hunfeld, H. Kriterien literarischer Wertung aus der Perspektive des Didaktikers: Anthologie zur deutschsprachigen Literatur (1945−1996) / H. Hunfeld. — M.: МАРТ, 2000. — S. 157 172.
- Interkulturelles Lernen. Arbeitshilfen fur die politische Bildung / Redaktion U. Dovermann. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 2000. — 388 S.
- Jonach, I. (Hrsg.) Interkulturelle Kommunikation / I. Jonach. -Miinchen Basel: Ernst Reinhardt Verlag, 1998. 251 S.
- Kiechl, R. (Hrsg.) Globalisierung: Von der Vision zur Praxis. Methoden und Ansatze zur Entwicklung interkultureller Kompetenz / R. Kiechl, E. Kopper. Zurich: Versus, 1997. — 187 S.
- Knapp-Potthoff, A. (Hrsg.) Aspekte interkultureller Kommunikationsfahigkeit / A. Knapp-Potthoff, M. Liedke. -Miinchen: Iudicium, 1997. 207 S.
- Knapp-Potthoff, A. Interkulturelle Kommunikation / A. Knapp-Potthoff, K. Knapp // Zeitschrift fur Fremdsprachenforschung. -1990. № 1. — S. 62−93.
- Kramsch, C. Culture in Language Learning: View from the USA / C. Kramsch. Amsterdam / Philadelphia: Foreign Language, 1991.- 265 p.
- Ladmiral, J.-R. Interkulturelle Kommunikation. Zur Dynamik mehrsprachiger Gruppen / J.-R Ladmiral, E.M. Lipiansky. -Frankfurt: Campus Verlag, 2000. 296 S.
- Luger, K. Dialog der Kulturen. Die multikulturelle Gesellschaft und die Medien / K. Luger, R. Renger. Wien: Osterreichischer Kunst- und Kulturverlag, 1994. — 361 S.
- Lundquist-Mog, A. Spielarten: Arbeitsbuch zur deutschen Landeskunde / A. Lundquist-Mog. Berlin: Langenscheidt, 1996. -151 S.
- Luger, H.-H. Routinen und Rituale in der Alltagskommunikation / H.-H. Luger. Berlin: Langenscheidt, 1993. — 112 S.
- Lutz, R. Ethnologie und Padagogik. Zur Praxis der Interkulturellen Kommunikation / R. Lutz // Mit der Differenz leben. Europaische Ethnologie und Interkulturelle Kommunikation / K. Roth (Hrsg). Munchen: Waxmann, 2000. — S.291−301.
- Maletzke, G. Interkulturelle Kommunikation. Zur Interaktion zwischen Menschen verschiedener Kulturen / G. Maletzke. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996. — 187 S.
- Marcia, J.E. Identity in adolescence / J.E. Marcia // J. Adelson (ed.). Handbook of adolescent psychology. New York: John Wiley, 1980. — P. 24−36.
- Moosmtiller, A. Perspektiven des Fachs Interkulturelle Kommunikation aus kulturwissenschaftlicher Sicht / A. Moosmiiller // Zeitschrift fur Volkskunde. B. 96. — 2000. — S. 169−185.
- Neuner, G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts: Eine Einfiihrung / G. Neuner, H. Hunfeld. -Berlin: Langenscheidt, 1993. 184 S.
- Nieke, W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorientierungen im Alltag / W. Nieke. Opladen: Leske +Budrich, 2000. — 292 S.
- Pauels, W. Interkulturelles Lernen die neue Herausforderung im Fremdsprachenunterricht / W. Pauels // Praxis. — 1993. — № 4. — S. 341−348.
- Porter, R. E. Communication Between Cultures / R. E. Porter, L.A. Samovar. Belmont USA: Wadsworth Thomson Learning, 2001. — 334 p.
- Raasch, A. Interkulturelle Diskurskompetenz. Lernziel fur den Franzosischunterricht / A. Raasch // Praxis. 1990. — № 1. — S. 11−13.
- Rosch, O. Interkulturelle Kommunikation in Geschaftsbeziehungen zwischen Russen und Deutschen / O. Rosch. — Berlin: Langenscheidt, 1998. 158 S.
- Roth, J. Die Bedeutung kulturell gepragter Orientierungen fur die Gestaltung deutschrussischer Unternehmungen / J. Roth // Wirtschaft und Recht in Osteuropa. 1994. — №. 7. — S. 25−32.
- Russlandbilder-Deutschlandbilder. Herausgegeben von der Robert Bosch Stiftung. Stuttgart Leipzig: Hohenheim Verlag GMBH, 2003. — 168 S.
- Russland und Europa: Auf der Suche nach Identitaten. Internationales Symposium Moskau, 9.-11. Dezember 1998. -Moskau: Osterreichischer Botschaft Moskau / Veronika Seyr, 2003. 224 S.
- Schneider, M. Interkulturelles Lernen im Russischunterricht / M. Schneider // Handbuch Fremdsprachenunterricht. 1997. — № 3 — S. 162−165.
- Schweizer, Th. Wie versteht und erklart man eine fremde Kultur? Zum Methodenproblem der Ethnographie / Th. Schweizer // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1999. -Heft 1, Jg. 51. — S. 28 — 40.
- Weigmann, J. Unterrichtsmodelle fur Deutsch als Fremdsprache / J. Weigmann. Ismaning: Max Hueber Verlag, 2000. — 161 S.
- Westhoff, G.J. Didaktik des Leseverstehens: Strategien des voraussagenden Lesens mit Ubungsprogrammen / G.J. Westhoff. -Ismaning: Max Hueber Verlag, 1998. 198 S.
- Wicke, R. E. Vom Text zum Projekt / R. E. Wicke. Berlin :
- Cornelsen Verlag, 2001. 168 S.