Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние сетевых благ на состояние и направления развития региональной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи особый интерес проблема воспроизводства сетевых благ представляет для современного российского государства, особенностью которого выступает наличие поляризованного экономического пространства, представленного совокупностью относительно самостоятельных региональных образований. Сохранение единства национального экономического пространства и его интеграция в мировое сообщество… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы исследования воспроизводства сетевых благ в континууме территориально-локализованных образований
    • 1. 1. Анализ альтернативных подходов к определению сущности сетевых благ
    • 1. 2. Сущность и структура сетевых благ
    • 1. 3. Влияние уровня сетевизации общества на динамику основных индикаторов развития территорий
  • 2. Анализ влияния международных транспортных коридоров как сетевых благ на социально-экономическое развитие регионов
    • 2. 1. Теоретико-методический подход к оценке влияния транспортно-логистической системы на развитие экономики региона

    2.2. Методы анализа влияния и оценки прямого и косвенного экономического эффекта от прохождения международной транспортно-логистической системы для развития экономики региона 76 2.3.Оценка влияния международных автомагистралей на интенсификацию экономического роста регионов зоны их экономического влияния

    3. Оценка влияния перспективного международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай» на динамику показателей социально-экономического развития российских регионов на примере Республики Татарстан (РТ))

    3.1.Анализ перспективных трасс прохождения международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай» через территорию РФ

    3.2. Направления развития международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай», обеспечивающие реализацию абсолютных и относительных преимуществ региональной экономики

    3.3. Свияжский межрегиональный мул ьти модальный логистический центр, его значение как фактора регионального социально-экономического развития 180

    Заключение 189

    Список литературы 193

    Приложения

Влияние сетевых благ на состояние и направления развития региональной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из атрибутивных признаков постиндустриального общества выступает его сетевой характер, что позволяет трактовать сетевые блага в качестве существенного элемента экономической системы современного государства, от состояния которого во многом зависят вектор и темпы его развития. В рамках альтернативных школ и течений длительное время формировались представления о содержании сетевых благ как одном из видов общественных благ, производство которых определяется характером государственного устройства, состоянием публичных финансов и оказывает непосредственное влияние на уровень доходов и качество жизни населения. В то же время активизация противоречивых процессов глобализации и регионализации, разработка и внедрение продуктовых и процессных инноваций в общественное воспроизводство обусловливают развитие процессов сетевизации экономики, что требует дальнейшего развития представлений о закономерностях функционирования постиндустриального общества, которое в полной мере может быть определено как сетевое.

В этой связи особый интерес проблема воспроизводства сетевых благ представляет для современного российского государства, особенностью которого выступает наличие поляризованного экономического пространства, представленного совокупностью относительно самостоятельных региональных образований. Сохранение единства национального экономического пространства и его интеграция в мировое сообщество обусловливают необходимость эффективного воспроизводства сетевых благ, среди которых особую роль выполняет транспортная система. Признание устойчивых взаимосвязей между процессами глобализации, регионализации и воспроизводства сетевых благ, а также территориальных особенностей размещения последних с учетом особенностей российских регионов обусловливают необходимость дальнейшего развития теории экономики общественного сектора в части уточнения понятийного аппарата с учетом содержания и результатов центробежных и центростремительных процессов в российской экономике, выявления региональных факторов воспроизводства сетевых благ, определяемых особенностями этно-социо-культурной среды, выявления перспектив использования потенциала конкурентных отношений для обеспечения предложения сетевых благ в соответствии с объемом и структурой спроса на них.

Разработка глубокого теоретико-методологического подхода к содержанию сетевых благ и региональным факторам их воспроизводства позволит обосновать условия, обеспечивающие эффективное развитие международной системы товародвижения и международной транспортно-логистической системы (МТЛС) как факторов поступательного социально-экономического развития российских регионов. Опыт доказывает, что транспортно-логистическая система (ТЛС) как сетевое благо играет важную роль в реализации структурных преобразований, создает условия для повышения показателей уровня и качества жизни населения, обеспечивают формирование «точек роста» и зон опережающего развития. Повышение эффективности функционирования ТЛС выступает необходимым условием выполнения государством важнейших функций по обеспечению национальной безопасности, укреплению единства экономического пространства, созданию предпосылок для обеспечения потребностей субъектов предпринимательства и домохозяйств в транспортных услугах высокого уровня. Развитие транспортно-логистической системы выступает формой сетевизации экономического пространства и фактором развития межрегиональной и межгосударственной интеграции и кооперации, поскольку международные ТЛС, в рамках которых соблюдаются единые международные стандарты для всех видов обслуживания, становятся составной частью национальных ТЛС. Это способствует вовлечению региональных транспортных потоков в международные транспортно-логистические системы, где эффективность транспортировки выше вследствие более низких удельных транспортных затрат и заметного ускорения движения грузов. Однако исследование показало, что современная транспортная система России не позволяет эффективно удовлетворять спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения. Транспортная подвижность преобладающей части населения Российской Федерации остается на уровне около 7000 км на 1 человека в год, что выступает одним из основных препятствий к снижению напряженности на региональных рынках труда1.

Необходимость разработки теоретико-методических подходов к закономерностям функционирования ТЛС в контексте решения проблемы сетевизации экономики и определения их влияния на динамику основных параметров развития экономики российских регионов определили выбор темы диссертационного исследования, ее теоретическую и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Начало исследованию сетевых благ было положено в рамках теории общественных благ, сформировавшейся в соответствии с принципами неоклассической традиции в середине XX в. В трудах ее представителей (К.Викксель, Э. Линдаль, А. Пигу, П. Самуэльсон и др.) были определены положительные и отрицательные внешние эффекты общественных благ, обоснована необходимость использования рыночных регуляторов процессов их воспроизводства. Дальнейшее развитие представления о сетевых благах получили в работах представителей теории общественного сектора (Дж.Бьюкенен, М. Олсон, Г. Таллок, К. Эрроу и др.), основные положения которой впоследствии дадут начало теории экономики города и теории локальных общественных финансов (финансового федерализма). В работах российских экономистов (В.И.Бархатов, Е. Н. Жильцов,.

1 Обновление Транспортной стратегии: доступность, мобильность, качество// Доклад Министра транспорта РФ М. Соколова 6 декабря 2012 г. на пленарном заседании форума «Транспорт России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintгans.ru/пevvs/detail.php?ELEMENTID=19 285 свободный. Проверено на 15.01.2013.

В.Л.Макаров, К. И. Сонин, В. Л. Тамбовцев, Ю. В. Федорова, Л. Я. Яковец и др.), использующих аналитический инструментарий и категориальный аппарат теории общественных благ, получили дальнейшее развитие теория местного общественного блага, теория клубов, теория общественного выбора, проанализированы перераспределительные эффекты налогообложения и социальных расходов, бюджетный федерализм и роль государства в обеспечении экономического роста.

Закономерности становления и функционирования сетевой экономики, сущность сетевых благ и принципы функционирования сетевых образований представлены в трудах И. Ансоффа, Дж.П.Барлоу, Р. Блэкуэлла, М. Витцеля, М. Кастельса, К. Келли, М. Кинга, В. Купермана, Р. М. Меткалфа, П. Миниарда, М. Портера, Й. Рюэг-Штюрма, М. Уорнера, Б. Фридмена, М. Хита, Д. Энджела, и др. Особенности функционирования сетевых образований в российской экономике исследованы в трудах А. А. Ардишвили, А. А. Бабаева, В. А. Бирюкова, В. Я. Горфинкеля, С. А. Дятлова, М. П. Марьяненко, Т. А. Селищевой, В. А. Швандара и др.

Современная теория региональной экономики сформировалась на основе принципов неоклассической концепции (Дж.Борте, Ч. Джонс, Х. Зиберт, Р. Солоу, Т. Сван, Р. Холл и др.) — принципов неокейнсианских, институциональных и экономико-географических моделей (Ж.Р.Бурдвиль, Х. Гирш, Х. Ласуэн, Ф. Перру, П. Потье, Х. Ричардсон, Дж. Фридман, Т. Хагерстранд, П. Хаггет и др.). В ее рамках получили развитие новые теории регионального роста (Д.Вайнштайн, Э. Венаблес, А. Гильберт, Дж. Гаглер, Е. Глейзер, Д. Дэвис, Л. Инн, П. Кругман, Т. Мори, Г. Мюрдаль, А. Пред, П. Ромер, М. Фуджита, Дж. Харрис, А. Хиршман, Т. Холмс, Дж. Эллисон и др.).

Существенный вклад в разработку проблем взаимодействия развития международной и межрегиональной транспортной инфраструктуры и основных показателей социально-экономического состояния региона, окупаемости капитальных вложений в транспортно-логистическую систему, учета транспортно-логистического фактора в экономической динамике региона и разделении труда, инфраструктурного обеспечения экспорта транспортных услуг и его влияния на экономическое развитие региона внесли: В. И. Арсенов, С. В. Архангельский, Д. А. Ашауэр, Н. Г. Багаутдинова, Н. В. Быстров, В. А. Володин, А. Г. Гранберг, В. А. Гудков, В. А. Дергачев, В. В. Ивантер, Б. М. Лапидус, Е. М. Козаков, А. Н. Козырин, Е. А. Королева, В. Н. Лексин, Е. М. Махлин, А. М. Мигранян, А. В. Неснов, М. В. Панасюк, Ф. С. Пехтерев, М. Р. Сафиуллин, Д. А. Сергеев, Р. В. Сорокин, Н. В. Холопов и др.

Взаимодействию основных составляющих ТЛС (международных транспортных коридоров (МТК), магистралей и логистических центров (ЛЦ)), различных видов транспорта и факторам качества транспортного обслуживания посвящены труды: П. Л. Бакланова, А. И. Брехмана, В. Н. Бугроменко, Е. Ю. Винокурова, Г. А. Гольца, О. А. Григорьева, М. А. Джадралиева, Д. А. Муштакова, И. В. Никольского, Г. А. Новикова, В. А. Персианова, И. Н. Платонова, Р. К. Раджабова, Т. С. Хачатурова и др. Проблемы взаимоотношений участников логистических систем представлены в трудах В. Д. Герами, О. М. Лопаткина, М. Б. Миротина, П. Г. Никитенко, О. А. Новикова, Т. А. Прокофьевой, С. В. Платонова, И. А. Рахманиной и др.

Несмотря на повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей к рассматриваемой проблеме отсутствует глубокий теоретико-методологический подход к содержанию процессов сетевизации экономики и их влияния на динамику основных мезоэкономических индикаторов. Исследования факторов и показателей оценки экономической эффективности функционирования международных и национальных ТЛС в контексте регионального развития сводятся преимущественно к решению частных задач. В этой связи представляет особый интерес комплексный подход к оценке прямого и косвенного эффекта международных ТЛС в соответствии с критериями развития экономики региона с использованием принципов теории общественных благ. Это предопределило цель, задачи и структуру исследования.

Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании теоретико-методологических подходов к закономерностям воспроизводства сетевых благ, а также в разработке на основе полученных выводов методических положений и практических рекомендаций относительно содержания мер государственного регулирования, обеспечивающих реализацию ими роли факторов поступательного развития региональной экономики.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

1. Определить содержание сетевых благ как качественно новой формы общественных благ в условиях постиндустриальной экономики.

2. Выявить причины выделения сетевых благ в составе общественных благ и сформулировать их атрибутивные свойства.

3. Определить содержание экономического и социального результатов, внутреннего и внешнего эффектов воспроизводства сетевых благ.

4. Проанализировать содержание прямого и косвенного эффектов функционирования транспортно-логистического комплекса как сетевого блага для показателей социально-экономического развития региона.

5. Предложить алгоритм расчета прямого и косвенного экономического эффекта от формирования и функционирования действующих и перспективных транспортных магистралей.

6. Разработать методический подход к оценке влияния основных составляющих международных транспортно-логистических систем в разрезе функционирующей автомобильной магистрали, перспективного транспортного коридора и логистического центра на динамику основных показателей социально-экономического развития региона.

Объектом исследования являются закономерности воспроизводства сетевых благ в континууме региональной экономики.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических и организационно-экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства сетевых благ в континууме региональной экономики.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, которые посвящены принципам теории общественных благ, теории общественного выбора, регионального управления, геополитики, размещения производительных сил, логистики, теории систем.

В диссертации использован комплекс научных методов исследования, включающий общенаучные и специфические методы, среди которых методы сравнительного, эконометрического, рейтингового, статистического, картографического, графического анализа, системный и сценарный подходы, методы технико-экономического анализа, экспертной оценки и др. Каждый из перечисленных методов применялся адекватно его функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументированность и достоверность обобщений, выводов и положений диссертационной работы.

Информационной базой исследования послужили материалы научно-информационного направления, сведения федеральных органов государственной статистики Российской Федерации и их территориальных управлений, официальных статистических органов зарубежных государств, материалы специализированных аналитических зарубежных компаний, прогнозы развития экономики и транспортного комплекса Российской Федерации (РФ), материалы диагностики автомобильных дорог субъектов РФ, предпроектные и проектные документы по развитию ТЛС на территории России, отчетные документы органов управления автомобильными дорогами, оперативные материалы и данные российских и зарубежных логистических, транспортных, экспедиторских и др. компаний, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и т. д.

Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам формирования, регулирования и развития ТЛС и ее составляющих, в том числе федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие транспортной системы РФ на период 2010 — 2015 гг.», «Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г.», «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.», их подпрограммы по видам транспорта и сводная подпрограмма «Международные транспортные коридоры» и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 1. Общая экономическая теория: 1.1. Политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношенийсобственность в системе экономических отношенийэкономические интересывоздействие новых технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур и институтов Паспорта ВАК России по специальности 08.00.01 — «Экономическая теория" — п. 3. Региональная экономика: 3.22. Эффективность использования материальных и нематериальных факторов развития региональной экономики. Закономерности и особенности организации и управления экономическими структурами в регионах. Абсолютные и относительные преимущества региональных экономических кластеров. Исследование проблем производственной, транспортной, энергетической, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методологических подходов к закономерностям воспроизводства сетевых благ, а также в разработке на основе полученных выводов методических положений и практических рекомендаций относительно форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих реализацию ими роли факторов поступательного развития региональной экономики, что конкретизируется в следующих положениях:

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория.

1. Определено содержание сетевых благ как качественно новой формы на постиндустриальном этапе развития неисключаемых из потребления и неконкурентных общественных благ, выступающих результатом функционирования сетевых образований как совокупности регулируемых формальными и неформальными институтами трансакций с участием государства, коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств, при этом воспроизводство сетевых благ обеспечивает получение экономического и (или) социального эффекта при достижении институционального равновесия в условиях неиерархичности, нелинейности в соответствии с принципом семантической и ценностной множественности контрактных взаимодействий.

2. Выявлены причины включения в условиях постиндустриального общества в состав институциональной структуры «фирма-рынок» элемента «квазиинтеграция» и выделения сетевых благ в составе общественных благ (информатизация традиционного квартета факторов производства, повышение уровней неопределенности внешней среды и асимметрии информации, наличие общей целевой ориентацией экономических агентов, персонификация трансакций, глобализация экономического пространства, обеспечивающая унификацию закономерностей экономического развития и возможность копирования трансакций), а также сформулированы атрибутивные свойства сетевых благ (предельный продукт факторов производства растет по мере увеличения объемов их производства, предельные издержки производства стремятся к нулю, высокая интенсивность трансакций в рамках сетевого образования, положительная отдача от увеличения масштабов производства обеспечивается всей совокупностью агентов сетевого образования, что обусловливает высокую адаптивность к инновациям участников сети, предельная полезность сетевого блага увеличивается (закон Меткалфа), цена сетевого блага падает по мере роста его ценности для потребителей до момента достижения сетевым образованием оптимального размера, высокий уровень самоорганизации сетевых взаимодействий).

3. Определено наличие экономического и социального результатов воспроизводства сетевых благ, а также внутреннего и внешнего сетевого эффектов, что во взаимосвязи с отсутствием адекватного механизма выявления предпочтений потребителей и достижения равновесного объема производства обусловливает высокие издержки рыночной самоорганизации и с необходимостью обеспечивает сохранение монопольной власти производителя (государства, предпринимательских организаций) — в то же время необходимость повышения качества и товарной линейки сетевых благ, поиск новых способов финансирования их производства стимулирует развитие конкурентных отношений с участием социально ориентированных субъектов хозяйствования.

4. Доказано, что трактовка транспоргно-логистического комплекса региона как сетевого блага позволяет выделить внешний прямой эффект его функционирования, проявляющийся в приросте валового регионального продукта (ВРП) вследствие функционирования ТЛС в рамках территориально-локализованного образования, внешний косвенный эффект, принимающий форму прироста объемов производства в смежных и вспомогательных видах экономической деятельности, эффект экономического влияния, отражающийся в форме прироста обеспечиваемого функционированием анализируемой магистрали товарооборота в его сопоставлении с ВРП базового региона, а также эффект экономического взаимодействия, выявляемый на основе сопоставление объемов товарооборота с объемом инвестирования в развитие транспортного комплекса региона.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).

5. Предложен алгоритм расчета прямого и косвенного экономического эффекта от формирования и функционирования действующих и перспективных транспортных магистралей, который включает оценку эффекта при наличии платных участков автомобильных трассоценку эффекта при отсутствии платных участков автомобильных трассоценку косвенного эффекта от международного транзита для базового регионаоценку косвенного эффекта от ежедневного межрегионального и внутрирегионального транспортного потокаоценку косвенного эффекта от межрегионального грузового транзитного потока.

6. Разработан методический подход к оценке влияния основных составляющих международных транспортно-логистических систем в разрезе функционирующей автомобильной магистрали, перспективного транспортного коридора и логистического центра на динамику основных региональных показателей, что позволило сформулировать формы и методы регионального управления потенциалом МТЛС в рамках реализации стратегии развития территориальных образований, характеризующихся поступательной динамикой основных мезоэкономических индикаторов и активностью межрегионального взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертационной работе, обогащают теорию общественных благ и сетевой экономики в части выявления их влияния на динамику экономических и социальных индикаторов состояния территории размещения. Развитие методических подходов к оценке влияния основных составляющих МТЛС на состояние экономики региона способствует повышению эффективности инвестиционного, трудового и внешнеэкономического потенциалов региональной экономики, а также выступает необходимым условием выполнения государством важнейших функций по обеспечению экономической безопасности страны и отдельных субъектов Федерации, укреплению единства экономического пространства страны, созданию предпосылок для удовлетворения потребностей в транспортных услугах высокого уровня, определению направлений развития территориальной организации с учетом конфигурации национальных и международных транспортных систем.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования ее результатов при разработке, корректировке и реализации стратегий регионального развития, программ развития региональных транспортно-логистических систем, а также в ходе проектирования транспортных магистралей и решении задач управления региональными транспортными комплексами.

Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе в преподавании курсов «Экономическая теория», «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях в 2011;2012 гг.: VI международной научно-практической конференции «Логистика — Евразийский мост» (Красноярск, 2011), III международной научно-практической конференции «Экономическое развитие страны: различные аспекты вопроса» (Таганрог, 2011), XXVI международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2012), VIII международной научно-практической конференции «Экономические науки в России и за рубежом» (Москва 2012) и др. Имеется 13 печатных работ по теме диссертации общим объемом 15,19 п.л. (6,36 — в авт.), в том числе 3 статьи в журналах «Экономический вестник Республики Татарстан», «Актуальные проблемы экономики и права», «Вестник экономики, права и социологии», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Результаты проведенного исследования используются в деятельности ГБУ «Центр экономических и социальных исследований РТ при Кабинете Министров РТ» в ходе разработки отраслевых и комплексных целевых программ социально-экономического развития территориальных образований, а также в учебном процессе Института управления и территориального развития ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», что подтверждено справками о внедрении.

Структура и содержание диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

На основании проведенных теоретических исследований влияния сетевого блага на состояние и направления развития региональной экономики было сделано заключение о том, что необходима активизация мер государственного регулирования, обеспечивающих реализацию сетевыми благами роли факторов поступательного развития региональной экономики, что и нашло отражение в содержании диссертационной работы. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория.

1. Определено содержание сетевых благ как качественно новой формы на постиндустриальном этапе развития неисключаемых из потребления и неконкурентных общественных благ, выступающих результатом функционирования сетевых образований как совокупности регулируемых формальными и неформальными институтами трансакций с участием государства, коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств, при этом воспроизводство сетевых благ обеспечивает получение экономического и (или) социального эффекта при достижении институционального равновесия в условиях неиерархичности, нелинейности в соответствии с принципом семантической и ценностной множественности контрактных взаимодействий.

2. Выявлены причины включения в условиях постиндустриального общества в состав институциональной структуры «фирма-рынок» элемента «квазиинтеграция» и выделения сетевых благ в составе общественных благ (информатизация традиционного квартета факторов производства, повышение уровней неопределенности внешней среды и асимметрии информации, наличие общей целевой ориентацией экономических агентов, персонификация трансакций, глобализация экономического пространства, обеспечивающая унификацию закономерностей экономического развития и возможность копирования трансакций), а также сформулированы атрибутивные свойства сетевых благ (предельный продукт факторов производства растет по мере увеличения объемов их производства, предельные издержки производства стремятся к нулю, высокая интенсивность трансакций в рамках сетевого образования, положительная отдача от увеличения масштабов производства обеспечивается всей совокупностью агентов сетевого образования, что обусловливает высокую адаптивность к инновациям участников сети, предельная полезность сетевого блага увеличивается (закон Меткалфа), цена сетевого блага падает по мере роста его ценности для потребителей до момента достижения сетевым образованием оптимального размера, высокий уровень самоорганизации сетевых взаимодействий).

3. Определено наличие экономического и социального результатов воспроизводства сетевых благ, а также внутреннего и внешнего сетевого эффектов, что во взаимосвязи с отсутствием адекватного механизма выявления предпочтений потребителей и достижения равновесного объема производства обусловливает высокие издержки рыночной самоорганизации и с необходимостью обеспечивает сохранение монопольной власти производителя (государства, предпринимательских организаций) — в то же время необходимость повышения качества и товарной линейки сетевых благ, поиск новых способов финансирования их производства стимулирует развитие конкурентных отношений с участием социально ориентированных субъектов хозяйствования.

4. Доказано, что трактовка транспортно-логистического комплекса региона как сетевого блага позволяет выделить внешний прямой эффект его функционирования, проявляющийся в приросте валового регионального продукта (ВРП) вследствие функционирования ТЛС в рамках территориально-локализованного образования, внешний косвенный эффект, принимающий форму прироста объемов производства в смежных и вспомогательных видах экономической деятельности, эффект экономического влияния, отражающийся в форме прироста обеспечиваемого функционированием анализируемой магистрали товарооборота в его сопоставлении с ВРП базового региона, а также эффект экономического взаимодействия, выявляемый на основе сопоставление объемов товарооборота с объемом инвестирования в развитие транспортного комплекса региона.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).

5. Предложен алгоритм расчета прямого и косвенного экономического эффекта от формирования и функционирования действующих и перспективных транспортных магистралей, который включает оценку эффекта при наличии платных участков автомобильных трассоценку эффекта при отсутствии платных участков автомобильных трассоценку косвенного эффекта от международного транзита для базового регионаоценку косвенного эффекта от ежедневного межрегионального и внутрирегионального транспортного потокаоценку косвенного эффекта от межрегионального грузового транзитного потока.

6. Разработан методический подход к оценке влияния основных составляющих международных транспортно-логистических систем в разрезе функционирующей автомобильной магистрали, перспективного транспортного коридора и логистического центра на динамику основных региональных показателей, что позволило сформулировать формы и методы регионального управления потенциалом МТЛС в рамках реализации стратегии развития территориальных образований, характеризующихся поступательной динамикой основных мезоэкономических индикаторов и активностью межрегионального взаимодействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.К. Проблемы формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры: На примере Республики Таджикистан: диссертация доктора экономических наук: 08.00.04, Душанбе, 2000, 286 с.
  2. , В. Н. Транспорт в территориальных системах / В. Н. Бугроменко. М.: Наука, 1987. — 1 12 с.
  3. , P.M. (1987). Growth Based on Increasing Returns Due to Specialization. American Economic Review, Papers and Proceedings 77 (2): 56−62.
  4. Transport in the Baltic Sea region: perspectives for the economies in transition / Institut fur Weltwirtschaft an der Universitat Kiel. Hans Bohme, ClausFriedrich Laaser, Henning Sichelschmidt Kiel: Inst, fur Weltwirtschaft, 1998
  5. Bougheas, S., and P. Demetriades (1995). Infrastructure, Specialisation and Economic Growth. Working Paper 95−15. Department of Economics, Keele University, Staffordshire. p. 2,14
  6. Sullivan, Arthur- Steven M. Sheffrin (2003). Economics: Principles in action. Upper Saddle River, New Jersey 7 458: Pearson Prentice Hall. pp. 474
  7. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2009, № 9
  8. Г. Б.Клейнер, Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 15.29.
  9. Региональные транспортные консолидирующие центры опорные узлы системы международных транспортных коридоров/ Под ред. С. В. Архангельского, В. И. Арсенова, Г. Р. Хасаева — Самара: Самарский научный центр РАН, 2004. — 338 с.
  10. , И. В. География транспорта СССР / И. В. Никольский. -М. :изд-во Москов. ун-та, 1978. 285с.
  11. , А. (1958). Verkehrspolitik. Gottingen
  12. В.В.Хоменко, М. В. Панасюк. М. З. Гибадуллин. Система международной и межрегиональной экономической кооперации РТ// Экономический вестник РТ. № 2. — 2011. — с 24
  13. Мировая экономика: Курс лекций. Под. ред. Матюшевской В. К. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. 292 с. 15. www, economy- web.org,
  14. Формула развития. Сборник статей: 1987−2005. — Москва, Архитектура-С, 2005 г
  15. Д. А. Инфраструктурно-транспортная составляющая реализации потенциала экономической интеграции регионов Юга России : диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05, Ростов-на-Дону, 2003, 166 с
  16. Система межрегионального кооперационного взаимодействия регионов России: теория и практика. Казань. — 2009. — 279с.
  17. В.Н. Научно-методологические проблемы государственного регулирования территориального развития // Экономическая наука современной России. 2001. — № 1. — с. 48−58
  18. П.Я. Динамические пространственные системы промышленности: (Теорет. анализ). М.: Наука, 1978. 132 с.
  19. М.Н. Влияние транспортной системы России на ее экономику. Сборник 30-ой научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов, посвященной Году учителя в РФ и Татарстане. Казань: ТГГПУ, 2010, — 164 с
  20. Географические проблемы стратегии устойчивого развития природной среды и общества. М.: ИГРАН, 1996.23. www.gks.ru24. www.budgetrf.ru
  21. Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2005 г.26. www.cargoindex.ru
  22. Europe at a crossroads. The need for sustainable transport. Office for official Publications of the European Communities. 2003. 22 p.
  23. Основные вопросы в области транспорта: транспорт и развитие, Форум министров стран Азии, Первая сессия, 14−16 декабря 2009 года, Бангкок (www.unescap.org,)
  24. А. Ярутич. Согласованное и опережающее развитие транспортной системы России как фактор российской экономики // Власть. 2007. — № 11. -С.51
  25. Robert J. Carbaugh «International Economics, 10e», Courier Westford Publishing, 2005, 554p.
  26. Давыдов Сергей Васильевич. Экономические аспекты развития Самарского узла в системе международных транспортных коридоров: Диссертация канд. экон. наук: 08.00.05: Самара, 2005, 200 с
  27. H.A. Транспортные коридоры России для международного сообщения / H.A. Троицкая. М.: АСМАП, 2006. — 174 с
  28. Е., Джадралиев М., Щербанин Ю. «Потенциал грузовых перевозок в условиях мирового кризиса», // «Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше». Отраслевой обзор. © Евразийский банк развития 2009
  29. М.Н. Актуальность формирования и развития МТК и их роль в развитии социально-экономической сферы России. Сборник материалов 26-ой Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. 350 с.
  30. .М., Пехтерев Ф. С., Махлин Е. М. Регионалистика. М. 2 010 400с.36. www.mintrans.ru Министерство транспорта РФ
  31. Н.В.Быстров. Главный помощник независимая система//Автомобильные дороги. — № 9. — 2009
  32. Ф.С. Экономические аспекты формирования МТК на территории России : диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05, 159 с
  33. М.Н. Международный транзит и развитие внешней торговли страны. Сборник 3-ей Международной научно-практической конференции «Экономическое развитие страны: различные аспекты вопроса"(30 июня 2011 г.). М.: Издательство «Перо», 2011. — 246 с
  34. А., Томчин Г. Создание Российского транзитного транспортного коридора. tomchin.ru42. http://cnrus.ru
  35. Key figures on Europe. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2010 — 245 pp.
  36. Key figures on Europe. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 201 1 175pp.
  37. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
  38. , М. Конкуренция / М. Портер. М.: Вильяме, 2005. С. 302
  39. Материалы XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», 15−16 декабря 2011 г., Институт научной информации по общественным наукам РАН
  40. Материалы Концепции развития транспортно-логистической инфраструктуры Астраханского транспортного узла, http://mppr.astrobl.ru
  41. Концепция формирования российского участка «Санкт-Петербург — Казахстан» в составе нового автодорожного коридора «Балтика — Китай» по территории Республики Татарстан. — Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2008.— 100 с.
  42. A.B. Методические основы формирования и развития международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации : диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05, Москва, 2003, 167 с.
  43. В.И. Арсенов. Россия в системе международных евроазиатских транспортных коридоров: современное состояние, проблемы, перспективы и конкурентоспособность.// Российский внешнеэкономический вестник. № 1 (Январь).-2005.
  44. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -М., 2009.-795 с.
  45. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. -М., 2011. 795 с. 54. http://www.cbr.ru/statistics/
  46. Е.А. Организационно-экономические основы функционирования транспортных коридоров : диссертация доктора экономических наук: 08.00.05, Санкт-Петербург, 2000, 371 с.
  47. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена приказом Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. N 45.
  48. И. Транспортные коридоры и мультимодальные перевозки// Контейнерный бизнес. 8 августа 2008 г. (Электронный ресурс: http://www.containerbusiness.ru/inain/4715-transpoitnye-koridory-i-rnultirnodalnye-perevozki.html)
  49. Доклад министра транспорта РФ. Игоря Левитина о проекте новой редакции ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010−2015гг.)"// Дороги и мосты/Доркомстрой. 2008. — № 1. — С.4
  50. H.A., Панина М. С. Логистика в инновационной экономике // Инновационная деятельность. 2009. — № 4 (9)
  51. В.П. Транспортная логистика: современные проблемы и направления развития// Проблемы прогнозирования. 2004. — № 1. — с. 110−133
  52. П. Логистика как фактор эффективности // Лютапад.2009
  53. Транспортная логистика // Лица бизнеса. 2005. — № 10/1(104)
  54. Т.А., Платонов C.B. Формирование транспортно-логистической инфраструктуры России // Контейнерный бизнес. -2005., № 1. -с. 10−17
  55. О.М. Лопаткин, Т. А. Прокофьева Экономические предпосылки создания интегрированных транспортно-распределительных систем. Бюллетень транспортной информации N 003 стр. 14−24 от 25.03.2003 (Электронный ресурс: http://www.logistics.rU/20/3/5/i20 36. htm)
  56. В.М., Герами В. Д., Колик A.B. Логистические центры в транспортно-промышленном развитии азиатской части России. Транспортно-логистические центры в условиях экономического кризиса. — КГАСУ. — 2009
  57. Г., Овчаренко Н. Логистические центры в России // Склад и Техника. 2005. — № 4
  58. Ю.А. Комплекс логистических центров как элемент развития транспортной системы России. ММЛФ. — 1999. — 15с.
  59. П.П. О создании системы интермодальных логистических центров в Российской Федерации. Транспортно-логистические центры в условиях экономического кризиса. — КГАСУ. — 2009
  60. Bund investiert 2005. DVZ: Dtsch.Logist. Ztg. 2007. 61. #26, с 3
  61. С. Ю. Повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры международного значения и ее развитие в Каспийском регионе : диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 Москва, 2001, 186 с.
  62. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей- Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. -М., 2012, — Ч. 1. 700 с.
  63. М.Н. Подходы и методы анализа влияния международных транспортно-логистических систем на социально экономическое развитиерегиона // Актуальные проблемы экономики и права. № 1(25). — 2013. — с. 130 138
  64. В.Н. К методологии исследования и регулирования процессов территориального развития // Регион: экономика и социология. -2009. -№ 3.-с. 19−40
  65. А.Г., Михеева H.H. Результаты экспериментальных расчетов по оценке эффективности инвестиционных проектов с использованием межотраслевых межрегиональных моделей // Регион: экономика и социология. -2010. № 4. — с. 45−72
  66. A.A. Проблемы депрессивных и отсталых территорий в Российской Федерации. 2002. — М.: Изд. Гос. Думы. 88 с.
  67. Новые подходы в экономике и управлении: материалы международной научно-практической конференции 15−16 сентября 201 1 года. -Пенза Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. — 203 с.
  68. К.В. Межрегиональные социально-экономические отношения // Проблемы современной экономики, — 2008.-N 4(28)
  69. O.A. Исследование влияния транспортного фактора на развитие перерабатывающих предприятий АПК в регионе : На примере Новгородской области: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Великий Новгород, 2002. 180 с.
  70. World Development Report 1994: Infrastructure for Development. New York.p.15
  71. В.В., Узяков М. Н. Долгосрочное социально-экономическое развитие России: оценка потенциала экономического роста и технологического развития // Экономика региона. 2011. — № 2. — с. 239−242
  72. В.И. Эконометрика. ТГГПУ. — 2007. — 48с.
  73. С.И. Экономико-математические методы и модели. М.2005
  74. Е.М., Пилюгин Е. А. Методологический подход к оценке результативности социальных инвестиций // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2007. — № 3. — с. 70−75
  75. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 215 с.
  76. А. Д., Сейфулин Р. С. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М, 1995.
  77. А. Л., Зайцев Е. В. Теория и практика экспертной оценки товаров и услуг: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 72 с.
  78. Т.В. Алесинская, Л. Н. Дейнека, А. Н. Проклин, Л. В. Фоменко, А. В. Татарова. Менеджмент организации: основы менеджмента, история менеджмента, стратегический и инновационный менеджмент. Под общей ред. В. Е. Ланкина. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 304 с.
  79. С. W., Douglas Р. Н. A Theory of Production // Amer. Econ. Rev. Suppl. 1928. Vol. 18. March. P. 139−165.
  80. Douglas P. H. The Theory of Wages. New York: Macmillan, 1934. P. 159−166
  81. Кан Р. Ф. Связь инвестиций домохозяйств и безработицы (The Relation of Home Investment to Unemployment), 1931
  82. Дж. M. Средства процветания (The Means to Prosperity), 1933), (Общая теория занятости, процента и денег (General Theory of Employment, Interest and Money), 1936
  83. A.A. Литовский, А. А. Широв. Оценка мультипликативных эффектов в экономике. Возможности и ограничения // Эко. 2011. — N 2. — С. 40−59
  84. Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2012. 573 с. 102.. http://www.volRa-dor.ru
  85. Великий Волжский путь // Вестник РАН. Б.М. — 2002. — Т72, № 4. -с. 343−351
  86. A.A. Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан// Экономический вестник Республики Татарстан. -2008.-№ 4/1105. http://www.tatstat.ru официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ
  87. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2010. Татарстанстат, г. Казань, 201 1 565 с107. http://mpt.tatar.ru официальный сайт Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан.
  88. Республика Татарстан: Статистический ежегодник 2009/Татарстанстат. Казань. — 2010. — 565 с.
  89. М.Х. Влияние состояния автомобильных дорог на развитие транспортного комплекса Республики татарстан. Транспортно-логистические центры в условиях экономического кризиса. — КГАСУ. — 2009
  90. А.И., Ильина О. Н., Вдовин Е. А. Развите дорожной сети — важная составляющая транспортно-логистической системы Республики Татарстан Транспортно-логистические центры в условиях экономического кризиса. — КГАСУ. — 2009
  91. Опыт Татарстана в реализации ГЧП // Доркомстрой. № 8. — 2006
  92. Регионы России. Татарстан. Информационно аналитические материалы. — № 2(19), март 2008 г.
  93. Республика Татарстан: статистический ежегодник 2008: стат. сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ. Казань: Б.и., 2009. — 522 с.
  94. Республика Татарстан: Статистический ежегодник 2009/Татарстанстат. Казань. — 2010. — 565 с.
  95. Розничная торговля Татарской ССР в 1990 году. Стат. сборник. Татарское Республиканское Управление статистики. Казань 1991 год
  96. Розничная торговля Республики Татарстан в 1991 году. Стат. сборник. Госкомстат Российской Федерации. Государственный комитет Республики Татарстан по статистике. Казань 1992 год
  97. Розничная торговля Республики Татарстан в 1993 году. Статистический сборник. Госкомстат Российской Федерации. Государственный комитет по статистике Республики Татарстан. Казань 1994 год
  98. Республика Татарстан. Стат.ежегодник. Госкомстат Респ.Тат. 1995
  99. Республика Татарстан 2002. Статистический сборник. Госкомстат РФ. Комитет государственной статистики РТ. Казань. — 2003. — 381 с.
  100. Татарстан в цифрах 2011, краткий статистический сборник. Татарстанстат, г. Казань, 2012 77 с.
  101. Торговля в Республике Татарстан: Статистический сборник/ Госкомстат РТ Казань. 1998 год
  102. Продажа и покупка потребительских товаров по Республике Татарстан за 2002 год: Статистический сборник / Госкомстат РТ. Казань: Издательский Центр Комстата РТ, 2003. 105 с
  103. Продажа и покупка потребительских товаров по Республике Татарстан за 2007 год: Статистический сборник / Татарстанстат. Казань: Издательский Центр Татарстанстата РТ, 2008. 123 с
  104. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно технического назначения по Республике Татарстан за 2001 год: Статистический сборник / Госкомстат РТ. Казань: Издательский Центр Госкомстата РТ, 2002. 117 с
  105. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно технического назначения по Республике Татарстан за 2008 год. Статистический сборник / Татарстанстат. Казань. Издательский Центр Татарстанстата, 2009. 121с
  106. Продажа и покупка потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2011 год: Статистический сборник / Татарстанстат. Казань: Издательский Центр Татарстанстата РТ, 2012. 188 с.
  107. Валовой региональный продукт: межрегиональные сравнения и динамика / А. Г. Гранберг, Ю.С.Зайцева- Гос.науч.-исслед.учреждение «Совет по изучению производственных сил». М.: СОПС, 2003. — 1 15 с.
  108. Aschauer, D.A. Public Investment and Private Sector Growth: The Economic Benefits of Reducing America’s «Third Deficit». Washington, D.C. p. 13 129. www.transport.ru
  109. В.А. Международные экономические отношения. Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 368 с.
  110. UN ESCAP (2007) Regional Shipping and Port Development. Container Traffic Forecast 2007 Update. N.-Y.: UN ESCAP.
  111. И.П. О некоторых аспектах развития международного транспортного коридора «Западная Европа Западный Китай»// Экономический вестник РТ. — № 5. — 2008.
  112. М.Н. Оценка влияния основных составляющих транспортно-логистической системы на развитие экономики региона // Вестник экономики, права и социологии. № 4. — 2012. — с. 80−86
  113. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. -М., 2010.-813 с.
  114. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2010: Стат. сб/Росстат. М., 2010. — 654 с.
  115. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат.сб./Росстат. М., 2010. — 996 с.
  116. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб./Росстат. -М., 2006. -819 с.
  117. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат. — М, 2006. 806 с.
  118. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -М., 2009.- 795 с.
  119. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. -М, 2010.-813 с.
  120. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 201 1. — 990 с.
  121. А.Г., Михеева H.H. Воздействие мирового кризиса на стратегию пространственного социально-экономического развития Российской Федерации // Регион: экономика и социология, 2009, № 4, с. 69—101
  122. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат.сб./Росстат. М., 2010. — 996 с.
  123. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат.сб./Росстат. М., 2007. — 992 с.
  124. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат.сб./Росстат. М., 2009. — 990 с.
  125. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 201 1. — 990 с.
  126. Концепция формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества. Утверждена Решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 374 от 25 января 2008 года, г. Москва.
  127. Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан. Электронный ресурс: http://www.kazato.kz/ru
  128. Г. А. Развитие транзитно-транспортного потенциала ЕврАзЭС: состояние и перспективы, http://www.osce.org/ru/eea/28 623
  129. Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 апреля 2006 года N 86
  130. A.B. Мухаметжанова. Анализ состояния и перспективы роста грузопотоков в системе развития транзитного потенциала транспортной инфраструктуры Республики Казахстан// Вестник КАЗНТУ. № 3 (79). — 2010.
  131. Р. Транспортный коридор из Европы в Китай пройдет через Россию// Экономика и жизнь, № 27,15 июля 2011, С. 21
  132. Электронный ресурс: www.konsalter.ru
  133. Продажа и покупка потребительских товаров по Республике Татарстан за 2008 год: Статистический сборник / Татарстанстат. Казань: Издательский Центр Татарстанстата РТ, 2009. 131с.
  134. Электронный ресурс: www.expert.ru
  135. Электронный ресурс: www.mindortrans.tatarstan.ru
  136. Электронный ресурс: www. e-vid.ru900000 300 000 700 000 Г, 0 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 о1огЮ1 о п з
  137. О— Мог дзииы ' Юно лПСюр| о —й—П о шормдцчч'---Обьоли.ончо ! ЛИ! 'IО'^ООКОШ! пО'-'рс .ашл|)1ь- ГНЧ! ГНОр
  138. Динамика розничного товарооборота отдельных компаний РТ (в ценах соотв. лет), тыс.руб.с! с с: I
Заполнить форму текущей работой