Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система социальных типов личностей определенной социальной группы: Социально-философский анализ; на примере российского студенчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходят, особенно после 1991 г., очень глубокие изменения всех сторон жизни российского общества. Исчезновение СССР, появление новых общественных отношений и ряда других социально-экономических и политических условий и факторов, отражается на всех социально-возрастных группах. Особого внимания заслуживает молодёжь, ещё только входящая в общество, та социально — возрастная группа, которая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЬСАК ЕДИНСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, СОЗНАНИЯ И
  • САМОСОЗНАНИЯ
  • Г Отличности-к
  • СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ тойиж иной
  • СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
    • 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННЬШ 0ТН01 ПЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЬК ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ ОТДЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
    • 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ ДАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
  • ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ЕДИНИЧНОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ, В
  • ОБЩЕСТВЕННЫХ СОЗНАНИИ И САМОСОЗНАНИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
    • 1. ОБЩЕЕ, ОСОБЕШОЕ И ЕДИНИЧНОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕСТВЕЬШЫХ ОТНОШЕНИЯХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ СТУДЕРГГОВ
    • 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ и
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ типов
  • ЛИЧНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ДИАЛЕКТЖА ОБЩЕГО, ОСОБЕННОГО И ЕДИНИЧНОГО

Система социальных типов личностей определенной социальной группы: Социально-философский анализ; на примере российского студенчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена философско-методологическому анализу системы социальных типов личностей определённой социальной группы как результату развития деятельности, общественных отношений, общественных сознания и самосознания в конкретно-исторических условиях на примере российского студенчества.

Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие мирового сообщества, в том числе и России, а, следовательно, и развитие определённых социальных типов личностей, прежде всего молодёжи, их деятельности, общественных отношений, общественных сознания и самосознания в современную эпоху переживает большие трудности. Ряд авторов развивают концепцию предкатастрофной эпохи. Ещё в 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в своём основном документе «Повестка дня на XXI век» выразила большую тревогу по поводу того, что происходит с природой и обществом, призвала приложить все силы, чтобы остановить и повернуть вспять соответствующие негативные и разрушительные процессы. В этом документе большие надежды возлагаются на молодёжь, на её активную социальную позицию.

Россия в настоящее время оказалась в тяжелейшем экономическом, политическом и социальном положении. Сокращается её население, смертность значительно превышает рождаемость, очень низка средняя продолжительность жизни, особенно мужчин, масса людей живёт ниже черты бедности и т. д.

Происходят, особенно после 1991 г., очень глубокие изменения всех сторон жизни российского общества. Исчезновение СССР, появление новых общественных отношений и ряда других социально-экономических и политических условий и факторов, отражается на всех социально-возрастных группах. Особого внимания заслуживает молодёжь, ещё только входящая в общество, та социально — возрастная группа, которая, пожалуй, менее других защищена в обществегруппа, которая в наше время особенно нуждается в полноценном образовании, в трудоустройстве, в возможности создать семью и т. д.

Вместе с тем в современном российском обществе складывается ситуация, когда требуется прогнозировать отдалённые последствия нынешних действий государства и социума в отношении социальных субъектов. Это можно сделать только на основе развитой теорииуточнённых типологий, категорий и понятий, соответствующих методов. Проблемная ситуация заключается в том, что в современном обществе, в том числе в российском, даёт о себе знать по многим эмпирическим фактам и наблюдениям большая социальная дифференциация внутри классов и внутри социальных труип, которая зачастую не находит своего адекватного отражения в социальной философии и общественных науках. Это социальная дифференциация, по гипотезе диссертанта, в определённом классе или социаиьной группе проявляет себя в обобщённом виде в системе различных социальных типов личностей.

В связи с этим в нашем исследовании рассматривается российское студенчество, та социальная группа, которая постоянно пополняет ряды интеллигенции и служащих. Изучение социальных типов личностей студенчества, анализ особенностей их деятельности, общественных отношений, общественных сознания и самосознания представляют большой интерес для теории и практики в связи с необходимостью управления социальными процессами, оптимизации жизнедеятельности общества, развития и саморазвития самих студентов.

Анализ данных социальных типов отражает весьма сложные общественные явления, которые требуют сегодня координации междисциплинарных исследований и целостного, системного подхода. Назрела необходимость перехода от прошлых исследовательских разработок к синтезу новых, более адекватных действительности умозаключений. Отметим здесь также, что рассматриваемые категории находятся в постоянном конкретно-историческом развитии и динамическом взаимодействии.

Степень разработанности темы. В процессе развития общества, особенно в последние два века, большое развитие получили исследования философами и обществоведами проблем личности, деятельности, общественных отношений, сознания и самосознания. При анализе литературы по этим темам основное внимание диссертант уделял социально-философским аспектам исследований, а также их соотношению со специально-дисциплинарными подходами, прежде всего связанными с социологией, психологией, антропологией и др.

Отметим, что качественно новый этап, по сравнении с предыдущими историческими периодами развития философии, в изучении названных категорий был связан в XIX в. с именами К. Маркса и Ф.Энгельса. Их подход был обусловлен разработанными ими учениями о диалектическом материализме и материалистическом понимании истории. Это позволило им рассмотреть эти категории в конкретно-историческом ключе в условиях быстро изменяющегося социального мира.

Следующим качественно особым периодом в анализе данных.

U и 1 1 и U категорий мы полагаем развитие отечественной философской и научной мысли в XX веке.

Необходимо отметить, что в первой половине XX в. важный вклад в обогащение теорий личности, сознания и самосознания внесли известные российские религиозные философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин,.

B. В. Розанов, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, Л. И. Шестов и др.

Исследование теории личности в отечественной материалистической социальной философии и науке связано с целым рядом имён. Вопросами формирования личности занимались Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. П. Буева,.

C. М. Ковалёв, А. М. Гендин. Э. В. Ильенков с соавторами исследовал становление и развитие личности на примере слепоглухонемых детей и подростков. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие развивали культурно-историческую теорию личности. И. С. Кон, В. Т. Лисовский, С. Н. Иконникова анализировали исторические, классовые, половозрастные, социальные типы и роли личности. Типологию личности изучали Г. Л. Смирнов, В. Г. Немировскийеё потребности и интересыА.Г.Здравомыслов, В. Н. Лавриненко, Д. А. Кикнадзе, В. С. Магун и др.

В советский период достаточно активно разрабатывались также проблемы отчуждения личности в работах Ю. Н. Давыдова, Т. И. Ойзермана,.

A. П. Огурцова, Г. С. Батищева, И. С. Нарского и др.

Ценные философские и методологические идеи по сложным вопросам становления и развития личности были сформулированы такими учёными, как А. А. Бодалёв, А. В. Петровский, В. П. Зинченко, П. В. Симонов, А. Г. Асмолов, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, и др. В последнее десятилетие актуальные вопросы, связанные с теорией личности, отражены в книгах и статьях К.А.Абульхановой-Славской, А. Г. Новитько, Ф. Т. Михайлова, Г. Х. Шахназарова и др.

Критике западных теорий личности посвятили свои работы Ю. А. Замошкин, В. Я. Пилиповский, Б. В. Зейгарник и др.

Среди западных авторов проблемы личности изучали З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Л. Сэв, Ж. Пиаже, Т. Ярошевский, Э. Бернс, Л.Дж.Бишор, М. Хутэу, К. Левин, М. Мид, Г. Маркузе, П. Тейяр де Шарден и др.

Необходимо отметить, что глубокий анализ проблем деятельности и общественных отношений в XX в. во многом связан с работами отечественных философов и обществоведов. Так, анализ целей, средств и результатов деятельности дан в работах Н. Н. Трубникова, деятельная сущность человека рассматривалась Г. С. Батищевым, А. Н. Леонтьевым,.

B. С. Швыревым, А. П. Огзфцовым. Большой вклад в системный анализ деятельности внесли В. Г. Афанасьев, А. Г. Юдин, В. Н. Садовский, А. И. Уёмов, В. П. Кузьмин и др. Социогенетическую теорию деятельности разработал В. П. Фофанов. Анализ структзфы деятельности, её типологию анализировали М. С. Каган, М. С. Кветной, В. Н. Садовский.

Органично связана с теорией деятельности теория общественных отношений. В отечественной философской литератзфе особо рассматривалась теория общественных отношений в работах Ф. А. Горохова, Г. Е. Глезермана, Д. И. Чеснокова, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, Г. Л. Фурманова и других. Постоянное внимание изучения уделялось методологическим вопросам общественных отношений в работах Г. Е. Глезермана, В. С. Барулина, К. Х. Момджяна.

В рассматриваемый период большое развитие ползАили общетеоретические вопросы сознания. Это прежде всего связано с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, М. М. Бахтина, А. Г. Спиркина, Э. В. Ильенкова, В. П. Тугаринова, А. Г. Смирнова, М. К. Мамардашвили, В. А. Лекторского, Г. П. Щедровицкого и др. Общественное сознание как особое отражение действительности изучали В. Н. Мясищев, В. П. Тугаринов, анализ структуры и форм общественного сознания — А. К. Уледов, М. В. Дёмин, Л. М. Митрохин, А. И. Анищенко, В. Э. Бойцов, Н. В. Иванов и др.

Особый интерес в этот период вызывали проблемы идеального и его соотношения с материальным (Э.В.Ильенков, Д. И. Дубровский, М.К.Мамардашвили). Категории деятельности-сознания-личности исследовались в работах А. Н. Леонтьева. Соотношение сознания и самосознания изучалось А. Г. Спиркиным, Ф. Т. Михайловым, Е. В. Черносвитовым, генезис самосознания — П. Р. Чаматой, В. В. Столиным. Проблемой междисциплинарных исследований в области сознания занимались Е. П. Велихов, В. П. Зинченко, В. А. Лекторский и др.

Специфику взаимоотношений самосознания и искусства исследовали М. Н. Бойко, В. И. Жуковский. Проблемы экологии сознания изучали А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев, историю национального самосознания — М. О. Коялович, вопросы профессионального самосознанияЕ.Е.Сапогова, М. И. Кряхтунов и др.

Серьёзные результаты в разработке проблем сознания и самосознания в XX в. были достигнуты западными мыслителями. В особенности следует выделить теорию психоанализа З. Фрейда, работы его последователей и критиков — Э. Фромма, К. Юнга, Г. Маркузе, Э. Эриксона и др. Большой интерес вызывают работы Ж. Пиаже по изучению сознания у детей и подростков, его теория операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии.

Острые политические события XX в., первая и вторая мировые войны, война во Вьетнаме, выстзчшения студентов и молодёжи в 60−70-е годы в США и Западной Европе резко усилили интерес к исследованиям работаюпхей и учащейся молодёжи. В связи с этими на Западе появились обстоятельные работы К. Манхейма, Г. Маркузе, Т. Парсонса, Ч. Рейха, Т. Розака и др.

Объектом диссертационного исследования являются социальные типы личностей той или иной социальной группы общества.

Предметом исследования выступает система социальных типов личностей определённой социальной группы конкретно-исторического общества на материалах исследований российского студенчества.

Целью исследования — определение теоретических и методологических к изучению системы социальных типов личностей определённой социальной группы конкретно-исторического общества.

Исходя из поставленной цели, зафиксированы следующие задачи исследования:

— выявить общие социально-философские и методологические основания подходов к исследованию системы социальных типов личностей различных социальных групп;

— изучить особенности деятельности и общественных отношений, условий, детерминирующих развитие системы социальных типов личностей известной социальной группы;

— рассмотреть место и роль общественного сознания и общественного самосознания в процессе формирования системы социальных типов личностей данной социальной группы, а также их взаимодействие с деятельностью и общественными отношениями в иззЛаемом процессе;

— показать определяюпхую роль деятельности и общественных отношений в становлении и развитии системы социальных типов личностей на материалах изучения современного российского студенчества.

— исследовать место роль обп]-ественного сознания и обгцественного самосознания в процессе формирования системы социальных типов личностей определённой социальной группы, а также их взаимодействие деятельностью и общественными отношениями на материалах изучения современного российского студенчества;

— наметить пути реализации полученных теоретических и методологических результатов исследования на практике.

Теоретико-методологические значение исследования Полученные диссертантом теоретико-методологические результаты позволяют более адекватно и глубоко описывать процессы жизни современного общества и его социальных групп, в частности, студенчества. Социально-философские обобщения, касающиеся системы различных социальных типов личностей студентов, их деятельности, общественных отношений, общественных сознания и самосознания помогают расширить возможности социально-философского осмысления положения и роли в обществе данной социальной группы с позиций конкретно-исторического анализа. Проведённое исследование даёт возможность зафиксировать новые черты современного этапа развития российского общества, особенностей социального развития студенческой молодёжи, её гражданских и нравственных позиций. Особое значение в своей работе диссертант уделил конкретно-историческому, целостному и системному подходам, основным положениям теории и методологии науки.

Практическое значение диссертации связывается им с процессом преподавания философии и обществоведческих дисциплин в высших учебных заведениях, чтением спецкурсов по проблемам деятельности.

10 общественных отношений, сознания и самосознания. Данная работа может оказаться полезной в сфере управления и общественной деятельности. Апробация исследования проведена на кафедре философии Красноярского государственного аграрного университета, на кафедре связей с общественностью Сибирской аэрокосмической академии им. М. Ф. Решетнева и в других учебных заведениях.

Основные идеи и положения изложены автором в ряде научных публикаций, а также на Всесоюзных, Российских и региональных научных конференциях (гг. Москва, Иркутск, Новосибирск, Уфа, Саранск, Красноярск). Основные положения диссертации апробированы в лекционных курсах в Сибирской аэрокосмической академии им. М. Ф. Решетнева, Красноярском государственном аграрном университете. Современном Гуманитарном университете.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. По убеждениям и ценностным ориентапиям (духовным, политическим, нравственным и т. д.).

2. Абеляр П. История моих бедствий./Пер. с лат. М., АН СССР, 1959. -256 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.-335 с.

4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. М., Назчса, 1993. -288 с.

5. Августин А. Исповедь./Пер. с лат. М., Канон, 1997. 464 с.

6. Аверин В. А. Психология личности: уч. пособие. СПб, изд. Михайлова, 1999.-89 с.

7. Айзенк Г. Ю. Структура личности/Пер. с англ. СПб., Ювента, М., КСП, 1999.-463 с.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в 2-х ТТ., Т.1. М., Педагогика, 1980. 232 с.

9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968. 339 с.

10. Анисимов O.e. Методология и пути развития управленческого образования. Петропавловск., 1989. 290 с.

11. Анисимов O.e. Основы методологического мышления. М., 1989. -412 с.

12. Анищенко А. И. Структура обш-ественного сознания. М., Высш. школа, 1973.-181 с.

13. Аристотель. Сочинения в 4-х т./Пер. с древнегреч. Т. 1−4. М., 1975;1984.

14. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М., Мысль, 1974.-221 с.

15. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., МГУ, 1984. 104 с.

16. Афанасьев Б. Г. Человек в управлении обш-еством. М., Политиздат, 1977. -382 с.

17. Афанасьев Б. Г. Человек как система и система деятельности человека //СОЦИС. 1976, № 4.

18. Афанасьев В. Г. Социальная информация. М., Наука, 1994. 199 с.

19. Ахутин A.B. Открытие сознания (древнегреческая трагедия)// Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. М., Наука, 1990. С.5−42.

20. Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип//Проблема человека в современной философии. М., 1969.

21. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., Худ.лит., 1990. 541 с.

22. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1986. -444 с.

23. Беленький В. Х., Мулоянов А. Б., Рубцова A. A. Социодинамика студентов технического вуза. Красноярск, КГАЦМиЗ, 1998. 64 с.

24. Белый А. Душа самосознающая /Сост. Э. И. Чистяковой. М., Канон, 1999. 560 с.

25. Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса// СОЦИС. 1993. № 10.

26. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность/ Сост. В. В. Сапова. М., Канон, 1999. 464 с.

27. Бердяев H.A. О назначении человека. М., Республика, 1993. -383 с.

28. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. -М., Моск. психолого-соц. инс-тут, 1999. 312 с.

29. Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., «Книга», 1991.-446 с.

30. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М., Наука, 1990. -494 с.

31. Берштейн H.A. Пути и задачи физиологии активности// Вопросы философии. 1961. № 6.

32. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Сб. Тбилиси, «Мецниереба», 1978. Т.3.-797 с.

33. Библер B.C. Самостояние человека: «предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида. Кемерово, АЛЕФ, 1993.-96 с.

34. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., ЛГУ, 1970. 135 с.

35. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр.труды. М., Наука, 1995.-348 с.

36. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1978, N4 и 1979, N 2.

37. Бойко М. Н. Самосознание искусства самосознание человека: очерки русской эстетической мысли второй половины XIX в. — М., Наука, 1997. -189 с.

38. Бойков В. Э. Общественное сознание и перестройка/ В. Э. Бойков, В. Н. Иванов, Ж. Т. Тощенко. М., Политиздат, 1990. 287 с.

39. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. -М., Мысль, 1971. -176 с.

40. Борунков Ю. Ф. Особенности религиозного сознания. М., Мысль, 1975. -183 с.

41. Боряз В. П. Молодёжь: Метологические проблемы исследования. Л., Наука, 1973. 155 с.

42. Боэций А. Об утешении философией// Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984.

43. Братина Н. И. Самосознание флорентийцев по сочинениям гуманистов XV века / Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. З. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М., Наука, 2000.

44. Братусь B.C. Аномалии личности. М., Мысль, 1988. 301 с.

45. Братусь Б. С. Смысловая вертикаль сознания личности (к 20-летию со дня смерти А. Н. Леонтьева) // Вопросы философии. 1999. № 11.

46. Бубер М. Я и Ты. / Пер. с нем. М., Высшая школа, 1993. -175 с.

47. Будуш-ее в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7−11 июня 1999 г.). В 4 т. Т. 3: Философская антропология и философия культуры. Ч. I. Екатеринбург, 1999.

48. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., МГУ, 1968. 267 с.

49. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение, М., Мысль, 1978. 216 с.

50. Букреев В. И. Нормативная система: Духовный мир человека. Монограф. Екатеринбург, УрГЮА, 1999. 224 с.

51. Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. М., Педагогика, 1990. — 196 с.

52. Ващекин Н. П., Урсул А. Д. Ориентиры опережающего образования55.//СОЦИС. 2000. № 5.

53. Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода// Вопросы философии. 1988, № 11.

54. Винокурова H.A. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет//СОЦИС. 1999. № 4.

55. Волков A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция (психологический анализ). М., Мысль, 1987. 216 с.

56. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Казария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодёжи: уч.пособие. Ростов-н/Д, Феникс, 2001. -576 с.

57. Волченко В. Н. Информационная модель сознания в номогенезе: философский, естественно назАный и социально — психологический аспекты// Сознание и физическая реальность. Т4, № 1, 1999.

58. Выготский Л. С. Собр.соч. Т.1−6, М., Педагогика, 1982. 1984.

59. Выготский СЛ. Избранные психологические произведения. М., Акад. педнаук, 1956. 519 с.

60. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого соц. общества/ Отв. ред. М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов. М., Наука, 1978. -272 с.

61. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР. М., 1959.

62. Гарькин В. П., Столярова И. Е. Динамика учебно познавательной активности студентов// СОЦИС. 2000. № 12.

63. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1−3. М., 1970;1972.

64. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа //Сочинения. Пер. с нем. Т.4. Система наук. Ч.1., М., 1959.

65. Гегель Г. Сочинения. Т.4. Система наук. 4.1. Феноменология дзАха. М., 1959.

66. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. TT 1−3. М., 1974 -1977.

67. Гендин A.M., Сергеев М. И., Майер P.A. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров в Красноярском крае: (по материалам социологических исследований). Красноярск, КГПУ, 1996. -128 с.

68. Гёте И. В. Собрание сочинений. В 10 т. Пер с нем. Т. 10. М, Худ.лит., 1980.-510 с.

69. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я., Самсонов И. С. Метод выделения единиц деятельности//Восприятие и деятельность. М., 1975.

70. Гладченко A.A., Немировский В. Г. Социальный облик молодёжи Красноярского края. Красноярск, КГУ, 1995. 144 с.

71. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского ./Пер. с англ. М., СОЦЭГИЗ, 1936. 504 с.

72. ГоБако Б. И. Студенческая семья. М., Мысль, 1988. 158 с.

73. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев, Наукова думка, 1988. 142 с.

74. Головаха Е. И., Кроник A.A. Воспроизводство и творчество: два типа отношения к будущему/ Проблемы самоопределения молодежи. Тезисы докладов. Красноярск, КГУ, 1987.

75. Головаха Е. И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, Наукова думка, 1984. 207 с.

76. Гордеева П. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., МГУ, 1982.-208 с.

77. Города России. Научно информационный справочник. Т.1. М., 1993. -136 с.

78. Грамши А. Избранные произведения./Пер с итал. В 3 Т., Т.З. М., Ин. литра., 1959. 565 с.

79. Грушин Б. А. Массовое сознаниеОпыт определения, проблемы, исследования. М., Политиздат, 1987. 367 с.

80. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. Общее введение в чистую феноменологию/ Пер. с нем. М., Дом интелл. книги, 1999. 334 с.

81. Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., Высшая школа, 1962. 132 с.

82. Декарт Р. Избранные произведения./Пер. фр. М., Политиздат, 1950. 711 с.

83. Демин М. В. Природа деятельности. М., МГУ, 1984. 168 с.

84. Демин М. В. Проблемы теории личности: Социально философский аспект. М., МГУ, 1977. -240 с.

85. Денисенко М. Б., Далла ЗуаннаЖ.-П. Сексуальное поведение российской молодёжи// СОЦИС. 2001. № 2.

86. Денисова Г. С Социальное расслоение как фактор напряженности в городе// СОЦИС. 1992. № 9.

87. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., Политиздат, 1990. -366 с.

88. Дидро Д. Собрание сочинений./Пер. с фр. В 2-х Т., Мысль, 1986. Т.1 -596 сТ.2−604 с.

89. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Самосознание личности. Иркутск, ИГУ, 1993. -44с.=.

90. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. М., Педагогика-Пресс, 1994. -208 с.

91. Донцов И. А. Самовоспитание личности: Философско этические проблемы. -М., Политиздат, 1984. -285 с.

92. Доходы работающего населения России// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 1,2.

93. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М., Высшая школа, 1980. -286 с.

94. Дубровский Д. И. О диалектических взаимосвязях категорий знания и незнания //Философские науки. 1985. № 3. С. 70.

95. Душков Б. А. Психология типов личности. Екатеринбург, Деловая книга, М., Академ, проект, 1999. — 504 с. Дюби Ж. Трехчастная модель, или представление средневекового общества осебе самом./Пер. с фр. М., «Языки культуры», 2000. 320 с.

96. Ефимов B.C., Честнов Ю. В. Старшеклассники Красноярска на пороге XXI века: Социологический портрет. Красноярск, КГУ, 2001.

97. Жизненные пути одного поколения/ Отв. ред. М. Х. Титма. М., Наука, 1992. 184 с.

98. Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социальнопсихол. исследований/ Под ред. Л. В. Сохань. Киев, Наукова думка, 1987. -277 с.

99. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, КГУ, 1988. 178 с.

100. Журавлев В. В. Марксизм ленинизм об относительной самостоятельности общественного сознания. М., Высшая школа, 1961. -158 с.

101. Журавлёв В. В. Основные закономерности развития комм, общественного сознания. Ростов-н/Д., РГУ, 1966. 287 с.

102. Жусупов A.M. Йога. Медитация. Психофизический тренинг и подготовка сознания к устойчивости в экстремальной ситуации. -Красноярск, 1991. -137 с.

103. Заикин Н. И., Заикина Н. Е. Сознательное мировоззрение: Генодрево. Теория. -Учебник развития сознания. Кн. 1. СПб, 1998. 288 с.

104. Залесский Н. Н. Очерки античной философии. Вып. 1: Философия классической Греции. Д., ЛГУ, 1975. 103 с.ПО. Замошкин Ю. А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценности и политических ориентации. М., Мысль, 1980. 247 с.

105. Замошкин Ю. А. Личность и судьба (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1998. № 6.

106. Зарецкий Ю. П. Автобиографии пополанов: флорентийцы XIVXV веков о себе/ Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.З. человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М., Наука, 2000. С.306−312.

107. Здоровье общества и безопасность жизнедеятельности: материалы Всероссийской науч.-практ.конф. в г. Красноярске. М., 1998.

108. Зезина М. Р. Советская интеллигенция в условиях развитого социализма: Количественные и качественные изменения в составе интеллигенции союзн. регионов. М., МГУ, 1982. 141 с.

109. Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. М., МГУ, 1982. 128 с.

110. Зеленов Л. А. Становление личности. Горький, ВолгоВятское кн. Изд, 1989. 168 с.

111. Зинченко В. П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности //Системные исследования. Ежегодник. М., 1975.

112. Зинченко В. Н., Смирнов С. Д. Метологические вопросы психологии. М., М1Ау, 1983. 164 с.

113. Ибн Сипа. Избранные философские произведения/ Пер. с араб, и фарси. М., Наука, 1980. 551 с.

114. Иванов В. П. Человеческая деятельность познание — искусство. Киев, Наукова думка, 1977. — 251 с.

115. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании// Вопросы психологии, 1999, № 3.

116. Иконникова СП. Молодёжь: Социологический и социально-психологический анализ. Л., ЛГУ, 1974. 166 с.

117. Иконникова С. Н. Социология личности и проблемы комм.воспитания. Л., ЛЖ, 1988.-76 с.

118. Каган М. С. Человеческая деятель: опыт системного анализа. М., Политиздат, 1974. 328 с.

119. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., Политиздат, 1988. 315 с.

120. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание// Избранные статьи. Л., ЛГУ, 1991. 383 с.

121. Калачева Т. Г., Абросимова Л. В. Установки выпускников школ на получение высшего образования// СОЦИС. 2000. № 5.

122. Калинаускас И. Н. Наедине с миром. Киев, Радяньска школа, 1991. -282 с.

123. Камю А. Миф о Сизифе// Бунтующий человек: философия, политика, искусство./Пер с фр. М., Политиздат, 1990. 414 с.

124. Кант И. Собрание сочинений/Пер. с нем. В 6 т. М., Мысль, 1966. Т.6. -743 с.

125. Карл Маркс и современная философия. Сб. материалов научн.конф. к 180-летию со дня рожд. К. Маркса/ Отв. ред. Н. И. Лапин. М., ИФ РАН, 1999.-380 с.

126. Карпенко М. П., Кибакин М. В, Лапшов В. А. Социальный портрет студента негосударственного вуза// Высшее образование в России. 2000. № 3.

127. Карпухин О. И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения//СОЦИС. 2000. № 3.

128. Карсаевская Т. В. Нрогресс обпдества и проблемы биосоциального развития современного человека. М., Медицина, 1978. 247 с.

129. Кассен Б. Эффект софистики/Пер. с фр. М. СПб., Университетская книга, 2000.-238 с.

130. Каширин В. П. Науковедение: Теория научного познания: Уч.-метод, пособие. Красноярск, CAA, 1995. 85 с.

131. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта/Пер с нем. М., Прогресс, 1983. 302 с.

132. Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. Томск, ТГУ, 1999. -335 с.

133. Князев В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения. Автореферат дисс. М., 1981.

134. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., Мысль, 1988. -194 с.

135. Ковалев СМ. О человеке, его порабощении и освобождении. М., Политиздат, 1970. -303 с.

136. Ковалёва Т. В., Селезнев И. А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов// СОЦИС. 2000.№ 4.

137. Ковальзон М. Я. Философский анализ человеческой деятельности //Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1978. № 2.

138. Козлов A.A., Лисовский A. B. Молодой человек: Становление образа жизни. М., Политиздат, 1986. 167 с.

139. Комаров М. С Социальная стратификация и социальная структура//СОЦИС. 1992. № 7.

140. Кон И. С Личность как субъект общественных отношений. М., Знание, 1966.-48 с.

141. Кон И. С. Социология личности, М., Политиздат, 1967. -383 с.

142. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. — 366 с.

143. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984.-335 с.

144. Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности М., Наука, 1980.-256 с.

145. Константиновский Д. Л. Динамика профессиональных ориентации молодёжи Сибири: Опыт социологического исследования. Новосибирск, Наука, 197 7. 174 с.

146. Константиновский Д. Л. Динамика неравенстваРоссийская молодёжь в меняющемся обществеориентации и путь в сфере образования (от 1960;х годов к 2000;му). М., Эдиториал УРСС, 1999. 342 с.

147. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, Наука, 1990. -224 с.

148. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., Политиздат, 1979.-216 с.

149. Коршунов A.M. Теория отражения и современная наука. М., МГУ, 1968. 108 с.

150. Коршунов A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М., Политиздат, 1988.-382 с.

151. Конергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экология знания и сознания: Особенности формирования. Новосибирск, Наука, 1987. — 222 с.

152. Краева О. Л. Диалектика потенциала человека: Монограф. М.,-Новгород, 1999.-251 с.

153. Красиков В. И. Философия как концептуальная рефлексия: Философская пропедевтика. Кемерово, Кузбассвузиздат, 1999. 415 с.

154. Красноженова Г. Самооценка вузовской элиты// Высшее образование в России. 1998. № 3.

155. Кряхтунов М. И. Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания учителя//Журнал практического психолога. 1998. № 4.

156. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Сб.ЛТер. древнегреч. М., Наука, 1993. 379 с. (серия «Памятники политической мысли»).

157. Левичева В. Ф. Гуманитарная интеллигенция: основания корпоративной идентефикации// СОЦИС. 2001. № 1.

158. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме/Пер. с нем. М.-Л., 1936.

159. Лейг Р. Разделенное Я/Пер. с англ. Киев, Гос.библ. Украины для юношества, 1995. 320 с.

160. Лекторский В. А. Проблема субъекта в классической и современной буржуазной философии. М., 1965.

161. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

162. Лелеков В. А. Молодёжная преступность: проблемы и опыт регионального исследования. Воронеж, 1998.

163. Ленин В. И. Как организовать соревнование? // Поли. собр. соч. Т. 35.

164. Ленин В. И. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии» //Поли. собр. соч. Т. 29.

165. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. // Поли. собр. соч. Т. 18.

166. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. //Поли. собр. соч. Т. 1.

167. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики"//Полн. собр. соч, Т.29.

168. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., Политиздат, 1977. 304 с.

169. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х Т. 1983. Т.2.-318 с.

170. Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л., ЛГУ, 184 с.

171. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., Высшая школа, 1990. 304 с.

172. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (Опыт сравнительных социологических исследований российской молодёжи) //СОЦИС. 1998. № 12.

173. Лободин В. Т. Самоанализ и познание внутреннего мира. СПб., Комплект, 1996.-250 с.

174. Локк Дж. Избранные философские произведения. В 2-х Т./Пер. англ. М., 1960. Т.1 -Опыт о человеческом разуме. 734 с.

175. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал. 1981. Т.2.№ 5.

176. Лосев А. Ф. Античная философия и общественноисторические формации// Философия. Мифология. Культура. М., Политиздат, 1991. -525 с. (сер. «Мыслители XX века»).

177. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростовн/Д., Феникс, 1979. 416 с.

178. Любивый Я. В. Современная массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев, Наукова думка, 1993. -143 с.

179. Любомирова Н. В., Толстых В .И. Социально философский анализ сознания: познавательная ситуация//Вопросы философии, 1986. № 10.

180. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., Наука, 1983. 176 с.

181. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах Маркса//Вопросы философии. 1968. № 6.

182. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. 1990. № 10.

183. Мамардашвили М. К. Возможный человек// Человек в зеркале наук: труды методологического семинара «Человек», Межвуз.сб. Л., ЛГУ, 1991.

184. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М., Моск. школа полит.иссл. 2000.-416 с.

185. Мамардашвили М. К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метаф. рассуждение о сознании, символике и языке/ Под общей ред. Ю. П. Соколова. М., Языки русской культуры, 1999. 216 с.

186. Маргулис A.B. Конкретно исторический характер взаимосвязи деятельности и потребностей обществаУ/Философские науки, 1977, № 2. С.7−15.

187. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: Логикометодологический анализ. М., Наука, 1983. 284 с.

188. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство// Сочинения. 2-е изд. Т.2.

189. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Соч. Т. 3.

190. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

191. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммзгнистической партии //Соч. Т.4.

192. Маркс К. К критике политической экономии // Там же Т. 13.

193. Маркс К. Капитал. Т.1// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23.

194. Маркс К. Экономическо философские рукописи 1844 года//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.

195. Маркс К, Экономические рукописи 1857- 1859 годов. Часть первая.

Введение

// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. 4.1.

196. Михайлов A.B. Самосознание искусства, самосознание музыки/ Статья переводчика книги Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. М.-СПб., Университетская книга, 1998. 445 с.

197. Михайлов Ф. Т. В поисках causa sui сознания и самосознания. Размышления при чтении Л.С. Выготского// Философские исследования. 1994, № 1.

198. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., Наука, 1990.-222 с.

199. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

200. Михайлов Ф. Т. Сознание и самосознание//Философские науки, N 6, 1990.

201. Михайлов Ф. Т., Сорвин К. В., Воронин A.A. Самосознание: моё и наше. К постановке проблемы. М., Институт философии РАН, 1997. 249 с.

202. Молодёжное общежитие: Нормативные документы. Киев, Молодь, 1988.-92 с.

203. Молодёжный ренесанс: проблемы социализации молодёжи. Сб.ст./Отв.ред. А. Г. Быстрицкий и др. М., Наука, 1990. -235 с.

204. Молодёжь и высшее образование в соц. странах/ Отв. ред. Ф. Р. Филиппов, П.-Э.Митев. М., Наука, 1984. 142 с.

205. Молодёжь и демократизация сов. Общества: социо л. анализ/Под рук. С. А. Шавеля, О. Т. Манаева. Минск, Навука i тэхнжа, 1990. 131 с.

206. Молодёжь и образование. Сб.ст. М., Мол. гвардия, 1972. -431 с.

207. Молодёжь России: Социальное развитие/ Отв.ред.В. И. Чупров. М., Наука, 1992.-204 с.

208. Молодёжь, образование, рынок. Сб.научн.тр./ Отв.ред. В. М. Зуев. М., НИИВО, 1990. 108 с.

209. Момджян К. Х.

Введение

в социальную философию: Уч.пособ. М., Высшая школа, 1997. 448 с.

210. Момджян К. Х. Социум. Общество. История: Уч.нос. М., Наука, 1994. -238 с.

211. Мостовая И. В. Социальное расслоение: Символический мир метаигры. М., Механик, 1997.-208с.

212. Мотивация личности: Феноменология, закономерности и механизм формирования. Сб.науч.тр./ Отв.ред. А. А. Бодалёв. М., АПН СССР, 1982. -120 с.

213. Мотивы злебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов/ Отв.ред. Е. А. Шзпмилин. М., Моск.обл.пед.инст-т, 1980. 128 с.

214. Муранов Б. Д. Единство социального и биологического в формировании сознания личности. Ростов-н-Д., РГУ, 1986. 171 с.

215. Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания. М., Мысль, 1972. 190 с.

216. Налимов В. В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., МГПИ, 1989. 288 с.

217. Налимов В. В. Вездесуще ли сознание// Человек, 1991, № 6.

218. Немировский В. Г. Социология личности: Теория и опыт исследования. Красноярск, КГУ, 1989. 196 с.

219. Нестеренко Г. Я. Проблема сознания в марксисткой социологии. М., Мысль, 1971.-276 с.

220. Николов Л Структуры человеческой деятельности./Пер. с болг. М., Прогресс, 1984. 176 с.

221. Новохатько А. Г., Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида//Вопросы философии. 1992. № 9.

222. Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Стопина, М., МГУ, 1987.-304 с.

223. Общественное сознание и его формы/ Предисловие и под ред. В. И. Толстых. М., Политиздат, 1986. 367 с.

224. Огурцов A.n. Отчуждение и человек: Историко-философский очерк//Человек, творчество, наука: Философские проблемы. Сб. ст. М., Наука, 1967.-206 с.

225. Павловский В. В. Ювенология: Становление науки о молодёжи. Красноярск, КГУ, 1997. 188 с.

226. Павловский В. В. Ювентология: Проект интегративной науки о молодёжи. М., Академ. Проект, 2001. 304 с.

227. Пастухов Б. Б. От номенклатуры к буржуазии: «новые русские"// ПОЛИС. 1993. № 2.

228. Пашинян И. А. Работа и трудоустройство в восприятии студентов.// СОЦИС. 2000. № 1.

229. Пеньков Е. М. Социальные нормы регуляторы поведения личности: Некоторые вопросы методологии и теории. М., Мысль, 1972. -198 с.

230. Перлз Ф. Опыты психологии самосознания (практикум по гештальтерапии)/Пер. с англ. М., Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.

231. Першуткин СИ. Социология молодёжи, молодёжная политика и социальная работа с молодёжью. Новосибирск, Ин-т философии и права, 1995. 49 с. (препринт).

232. Петров Ю. П. Проблема интеллигентности в понимании студентов// СОЦИС. 2001. № 1.

233. Петрова О. Ю. Динамика понятийного аппарата сознания: Естественнонаучные и философские аспекты. Томск, ТГУ, 1995. 208с.

234. Петровский A.B. Личность. Деятельность, Коллектив. М., Политиздат, 1982.-255 с.

235. Пиаже Ж. Избранные психологические труды/ Пер. с англ., фр. М., Междунар.пед.академия, 1994. -674 с.

236. Платон. Собрание сочинений в 4-х т./Пер. с древнегреч. М., 1994.

237. Погорецкий В. Г. Самосознание научно-технической интеллигенции. Условия генезиса в модернизационной среде// Россия и обгцество: социальные перспективы. Сб.тр. ИСА РАН. С. 111 -148.

238. Полторацкий А. Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность. М., Политиздат, 1970. 118 с.

239. Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань, КГУ, 237 с.

240. Проблема человека в современной философии/ Ред.колл.: И. В. Балакин идр.М., Наука. 1969.-431 с.

241. Протасеня П. Ф. Происхождение сознания и его особенности. Минск, БГУ, 1959.-310 с.

242. Протасеня П. Ф. Происхождение общения и мышления первобытных людей. Минск, МИНВУЗ БССР, 1961. 152 с.

243. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.- Воронеж, Ин-т практ. Психол., МОДЭК, 1996. 256 с. Психология особенности самосознания подростка. — Киев, Вища школа, 1980. — 168 с.

244. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987.

245. Психология развивающейся личности. М., Педагогика, 1987. 238 с.

246. Пугачева Е. Г., Соловьенко К. Н. Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации// СОЦИС. 1999. № 11.

247. Радищев А. Н. Избр.соч. М.- Л., Худ.лит. 1949. 855 с.

248. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х Т./Пер. с англ. М., «Ирбис», 1993. Т.1 -623 с, Т.2.-731 с.

249. Райбекас А. Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск, ТГУ, 1977.-243 с.

250. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней./Пер. с фр. Том 1. «Античность». СПб, Петрополис, 1997. 336 с.

251. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // СОЦИС. 1995. № 12.

252. Резник Т. Е. Методология комплексного изучения жизненных стратегий личности // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. П. Вып. 2.

253. Религии народов современной России: Словарь/ Под ред. М. П. Мчедлова. М., Республика, 1999. 624 с.

254. Розенталь Э. М. Лабиринтами сознания. М., Политиздат, 1982. — 303 с.

255. Россош Г. Г. Воображаемый диалог с Ф. М. Достоевским. О национальном самосознании и межнациональных отношениях, о вере и неверии, мире и войне. М., Прометей, 1990. 133 с.

256. Рубин Б. Г, Колесников Ю. С. Студент глазами социологов: Социологические проблемы воспроизводства рабочей силы высшей квалификации. Ростов-н/Д., РГУ, 1968. 277 с.

257. Рубина Л. Я. Советское студенчество: Социологический очерк. М., Мысль, 1981. -207 с.

258. Рубина Л. Я., Айрапетова С. Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказана образование?//СОЦИС. 2000. № 5.

259. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., АН СССР, 1958. 147 с.

260. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. СПб., ПитерКом, 1999. -713 с.

261. Руссо Ж. Ж. Избранные сочинения/Пер. с фр. В 3-х ТТ. М., Госполитиздат, 1961.Т.1. -851 с, Т.2.-768 с, Т.3.-727 с.

262. Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. М., Политиздат, 1988. 222 с.

263. Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. М., Мысль, 1970.-253 с.

264. Ручкин Б. А. Молодёжь и становление новой России//СОЦИС. 1998. № 5.

265. Сагатовский В .П. Деятельность как философская категория//Философские науки. 1978. № 2.

266. Сазонов Б. В. К проблеме сознания и самосознания научнотехнической интеллигенции// Россия и общество: социальные перспективы. Сб.тр. ИСА РАН.

267. Саморазрушающее поведение у подростков/ Сб.науч.тр. под ред. А. Е. Личко. Л., Лен.психоневролог.инт-т, 1991. Т. 128. -139 с.

268. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова. Л., Наука, 1979. 264 с.

269. Самосознание в философии. Межвуз.сб.науч.тр./ Отв.ред. Б. А. Врунов. Л., ЛИНИ, 1987. 152 с.

270. Самосознание Европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр.обществе. Сб. Примеч. ССАверинцева. М., Политиздат, 1991. 365 с.

271. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия/ Сост. Д. Я. Райгородецкий. Самара, Бахрах-М, 2000. 655 с.

272. Самсонов А. Л. На пути к ноосфере //Вопросы философии. № 7. 2000.

273. Сапогова Е. Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух //Журнал практического психолога, 1997, N6.

274. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии/ Пер. с фр. М., Республика, 2000. 639 с.(сер. «Мыслители XX века»).

275. Сартр Ж.-П. Избранное/Пер. с фр. М., Политиздат, 1992. 478 с.

276. Семья и молодёжь: Профилактика откл. поведения/В.А.Бальцевич, С. Н. Бурова и др. Минск, Университетское, 1989. 142 с.

277. Семья, дети: факты и проблемы//Аналитический вестник СФ ФС РФ. 1999. № 11.

278. Серегина И. И. Профессиональная карьера// СОЦИС. 1999. № 4. С.78−81.

279. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., ОГИЗ, 1947. 647 с.

280. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1971. 215 с.

281. Скворцов Л. В .Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. М., Политиздат, 1989. 317 с.

282. Слуцкий Е. Г. Качество жизни молодёжи и молодёжная политика. СПб, 1997.

283. Слуцкий Е. Г. Молодёжная политика: История. Проблемы. Перспективы. СПб., 1999.

284. Смирнов Г. Л. Советский человек: Формы соц. типа личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., Политиздат, 1980. 463 с.

285. Согомонов А. Культурная динамика и метаморфозы массового сознания (рессентимент и ригоризм)// Социология культзфы. М., 1991. Вып. 1.

286. Сознание как категория материалистической диалектики./Под ред. В. Г. Иванова, В. В. Лапицкого. Л., ЛГУ, 1989. 168 с. Франк СЛ. Русское мировоззрение. СПб., 1996. — 778 с.

287. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., MX 1989.-215 с.

288. Социально профессиональные ориентации и жизненные пути молодёжи (По материалам массовых социологических исследований)/ Отв. ред В. Н. Шубкин. М., 1999.

289. Социальное самочувствие молодёжи (По материалам социологического опроса)/ Е. А. Бойко, Н. Д. Вавилина, А. Н. Вольский. Новосибирск, 1995.

290. Социальный мир молодёжи/ Д. Н. Вавилина и др. Новосибирск, 1999.

291. Социальный портрет молодёжи в конце XX века (Аналитические материалы по рез. социол.иссл. Сентябрь, 1999)/Рук.иссл. Н. Д. Вавилина. Новосибирск, Нов. Сиб. Универс, 1999. -73 с.

292. Спиноза Б. Избр. произведения в 2-х Т./Пер. с лат. М., Госполитиздат, 1957. Т2.-727 с.

293. Спиркин А. Г Сознание // Философская энциклопедия. Под ред. Ф. В. Константинова. Т.5, М,. 1970. С. 43−48.

294. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. М., Госполитиздат, 1960. -431 с.

295. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972. -303 с.

296. Стенин B.C. Маркс и тенденции современного цивилизационного развития // Карл Маркс и современная философия. Сб. материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения К. Маркса / Ред. кол.: А. А. Гусейнов и др. М., 1999. С 44.

297. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы/Отв.ред. Л. В. Сохань. Киев, Наукова думка. 1982. 372 с.

298. Столин В. В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983. -284 с.

299. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь/Пер. с англ. М., Наука, 1987. 240 с.

300. Тих H.A. Предыстория обгцества: Сравнительно-психол.исслед. Л., ЛГУ, 1970.-311 с.

301. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека: Опыт теор. и эксперимент, исследования. М., МГУ, 1969. 304 с.

302. Трубников H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М., Высш шк., 1968. 148 с.

303. Трубников H.H. Время человеческого бытия. М., Наука, 1987. -255 с.

304. Тугаринов В. П. Философия сознания: Современные вопросы. М., Мысль, 1971. 199 с.

305. Уледов А. К. Структура общественного сознания: Теоретикосоциологическое исследование. М., Мысль, 1968. -324 с.

306. Умов В. И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом// ПОЛИС. 1993. № 4.

307. Урсул А. Д. Информация и мышление. М., Знание, 1970. -48 с.

308. Урсул А. Д. Отражение и информация. М., Мысль, 1973. 231 с.

309. Урсул А. Д. Человечество, Земля, Вселенная. М., Мысль, 1977. -264 с.

310. Ухтомский A.A. Доминанта. М.-Л., Наука, 1966. 273 с.

311. Ушкалов И. Г., Малах H.A. «Утечка умов» как глобальный феномен и его особенности в России// СОЦИС. 2000. № 3.

312. Фаустова Э. Религиозность студентов и наркомания// Высшее образование в России. 2001. № 1.

313. Фейербах Л. А. Избр. философ, произв. В 2-х Т./Пер. с нем. М., 1995. Т.1.-502 с, Т.2.-425 с.

314. Филиповский В .Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М., 1985.

315. Филиппов В. Высшая школа России перед вызовом XXI века// Высшее образование в России. 2001. № 1.

316. Филиппов В. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. М., 2000.

317. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М., 1980.

318. Фихте И. Г. Сочинения в 2-х Т./Пер. с нем. Т.1. СПб, 1993.

319. Фофанов В. П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. Новосибирск, 1986. -190 с.

320. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.

321. Фрейд 3.

Введение

в психоанализ: Лекции./Пер. с нем. М., 1989.

322. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности./Пер. с англ. М., 1994.

323. Хайдеггер М. Бытие и время. М., Ad marginem, 1997. 454 с.

324. Хайруллин Ф. Г. Гуманизация высшего технического образования как фактор духовно нравственного воспроизводства инженерных кадров. Уфа, 1998.

325. Харченко И. И. Образование как фактор стабильности российского общества в условиях переходного периода// Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе. Сб.работ. М., 2000.

326. Хелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение/ Пер. с англ. СПб, Питер, 1999. 608 с.

327. Хмелько В. Е. Социальная направленность личности. Киев, 1988;

328. Чалидзе В. Иерахический человек: Социобиологические заметки. М., Терра, 1991.-222 с.

329. Чамата П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности./Проблемы сознания. М., 1968.

330. Чаттерджи С, Датта Д.

Введение

в индийскую философию. М., 1955.

331. Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.

332. Чернецкий Ю. А. Высшее образование в рыночной экономике. М., 1991.

333. Черносвитов Е. В. Об основных функциях сознания // Философские науки. 1983. N6.

334. Черносвитов Е. В. Самосознание в структуре сознания: аутоиндентичность и аутоидентефикация // Философские науки, 1985. № 3.

335. Черныш М. Ф. Социальная мобильность и массовое сознание// СОЦИС. 1995. № 1.

336. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.

337. Чуринов Н. М. Информационная рациональность. Красноярск, CAA., 1993.-171 с.

338. Чуринов Н. М. Реальность: физическая и информационная. Красноярск, CAA, 1995. -233 с.

339. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

340. Шакеева Ч. Ценностные ориентации и самочувствие молодёжи в новых общественно экономических условиях. М., Воронеж, 1998.

341. Шаронов В. В. Психология класса (проблемы методологии исследования). Л., ЛГУ, 1975. 144 с.

342. Шахназаров Г. Х. Фактор личности и альтернатива демократии //Свободная мысль. 1997. № 5.

343. Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1983.

344. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.

345. Шеллинг Ф. В. И. Сочинения в 2-х Т./Пер. с нем. Т. 1. М., 1987.

346. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. -304 с.

347. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.

348. Шмелёв A.A. Молодёжные культуры и социальные движения в РОССИИ//СОЦИС. 1998. № 8.

349. Шорохова Е. В. Проблемы сознания в философии и естествознании. М., 1961;

350. Шубкин В. Н. Социологические опыты. М., 1970.357. 1Цедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл и содержание/УСистемные исследования. Методические проблемы. Ежегодник. М., 1986.

351. Щедровицкий Г. П. Теория деятельности и её проблемы/ Философия. Наука. Методология. М., Школа культ. политики, 1997. 656 с.

352. Щепкина Е. В., Смоленцева А. Ю., Ходжаев А. Ш. Работа студента: Сегодня и завтра// Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. М., 1998. № 4.

353. Элен П. Философия «мы» у СЛ. Франка// Вопросы философии. 2000.2.

354. Эргономика: Методологические проблемы исследования деятельности/Отв. ред. В.ПЗинченко. Вып. 10. 1976.

355. Эриксон М. Г., Росси Э. Л. Человек из февраля: Гипнотерапия и развитие самосознания личности/ Пер. с англ. М., Класс, 1995, -256 с.

356. Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. М., 1999.

357. Этнические проблемы современности: Проблемы гармонизации межэтнических взаимоотношений в регионе. Вып.5. Ставрополь. 1999.

358. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М., 1979.

359. Юм Д. Сочинения. В 2-х т, Т.1. М., 1965.

360. Юнг К. Психологические типы /Пер. с нем. М.-СПб., Прогресс-Универс, 1995.-716 С.

361. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

362. Ярошевский М. Г. Переживание и драма развития личности (последнее слово Л. С Выготского)// Вопросы философии. 1993. № 3.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой