Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач: на примере дисциплин математического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнено понятие готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в условиях высшей школыдополнены функции готовности студентов к решению прикладных задач на предметах математического цикла (гносеологическая, гуманистическая, проектировочная, нормативная, рефлексивная) — выделены критерии (знания законов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования готовности студентов высшей школы к решению прикладных задач
    • 1. 1. Готовность студентов ВУЗа к решению прикладных задач, как составная часть экономической компетентности специалиста
    • 1. 2. Критерии и уровни сформированности готовности студентов к решению прикладных задач
  • Выводы первой главы
  • ГЛАВА 2. Процесс формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач
    • 2. 1. Педагогические условия формирования готовности студентов к решению прикладных задач
    • 2. 2. Особенности процесса формирования готовности студентов к решению прикладных задач
  • Выводы второй главы

Формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач: на примере дисциплин математического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность нашего исследования обусловлена, в первую очередь, социально-экономическим преобразованием современной России. Сегодня российское государство находится в преддверии больших перемен: за последние 2−3 года наблюдается подъем экономики, приводятся в действие мощные источники ускорения экономического роста, усиливается политическая стабильность в стране, возрастает роль государства в становлении нового типа экономики. Это определяет характер условий, в которых приходится работать молодому специалисту в области экономики и финансов.

Осмысление экономических реальностей служит необходимым условием осознанного участия субъектов хозяйствования в принятии решений относительно экономического процесса и их реализации. Реалии нашего времени показывают, что не все выпускники вузов экономических специальностей конкурентно способные специалисты, обладающие профессиональной мобильностью, умеющие современно и гибко мыслить, эффективно решать экономические проблемы и задачи. Наблюдения за студентами экономических специальностей Волжского института экономики, педагогики и права, Волжского политехнического института и Волжского гуманитарного института в период производственных практик показывают их недостаточную ориентацию в мире профессиональной подготовки. Из 563 обследованных студентов 36% не имеют сложившейся системы экономико-управленческих решений, 42% не имеют выявлять и преодолевать неконструктивные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем, 39% не готовы к использованию методов индукции и дедукции, и к критическому анализу в условиях ограниченности ресурсов. Следовательно, необходимо формирование специалиста, для которого характерны качества, необходимые в производственно-хозяйственной деятельности, в экономических отношениях вне сферы материального производства, в повседневной жизни: предприимчивость, высокая ответственность, творческий поиск путей, ведущих к лучшему хозяйственному результату.

От уровня профессиональной компетентности экономиста зависят сроки реализации экономических планов предприятий, финансовых, банковских и пр. структур, рациональность принимаемых хозяйственных решений и их результативность. При профессиональной подготовке будущего экономиста следует четко представлять, чем характеризуется его профессиональная компетентность и какими средствами она достигается.

Современный этап развития российского общества рельефно отражается на всех преобразованиях системы образования, которые носят в настоящее время необратимый характер и характеризуются обновлением содержания образования.

Современные образовательные концепции приобретают все более четко выраженную личностную направленность, что находит свое отражение в инновационных идеях гуманизации и гуманитаризации системы образования. По мнению ряда исследователей (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, В. И. Данильчук, М. В. Кларин, Е. А. Крюкова, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, М. Полани, И. С. Якиманская и др.), гуманитарный подход отождествляется с личностным в главном — в представлениях о личности как цели и факторе образовательного опыта, получаемого во время обучения. Раскрыть природу и условия реализации личностно-образовательных функций возможно благодаря концепции личностно-ориентированного образования. Личностная парадигма определяет особую значимость личности профессионала как самостоятельного источника целеполагания, проявления им субъектности и самодетерминации в профессиональной деятельности. Традиционное обучение, основанное на субъект-объектных отношениях, переходит в обучение, основанное на субъект-субъектных отношениях и предоставляющее студентам возможность равноправного взаимодействия с педагогами в образовательном процессе. Самостоятельную творческую личность формирует самостоятельная творческая деятельность, основанная на самоуправлении, т. е. возможности проявления инициативы, собственной мысли, независимости суждения.

На Всероссийской конференции «Математика в общество. Математическое образование на рубеже веков» (Дубна, сентябрь 2000) целый ряд ученых развивали мысль о том, что реформы математического образования России должны проходить под лозунгом гуманитаризации обучающих технологий (Д.В. Амосов, Л. Д. Кудрявцев, Ю. В. Сенько и др.).

Мы в своем исследовании сделали попытку реализовать личностно-ориентированный подход при организации процесса формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла.

Становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к экономико-математической подготовке студентов экономических специальностей вузов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определяется качественно новый уровень подготовки экономистов в учреждениях профессионального образования. Важнейшей её задачей становится коренное улучшение системы профессионального образования и «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.».

Таким образом, современный специалист в области экономики должен быть творческой личностью, умеющий в сложной экономической ситуации принимать правильные, обоснованные решения, гибко реагировать на изменения, происходящие в экономике страны, иметь системно-ориентированный стиль мышления, обладать способностью к творческому саморазвитию.

Основой для решения проблем формирования гибкого и многогранного профессионально-экономического мышления, адаптации специалиста в быстро меняющихся социально-экономических условиях является качественное математическое образование специалиста экономического профиля. Ведь экономисты должны быть математиками-прикладниками, так как в настоящее время для экономической специализации необходима серьезная математическая подготовка.

Современный экономист должен знать математическую экономику, быть хорошо знаком с методами линейного программирования, динамического программирования, игровым методам, в большом объеме знать теорию вероятностей, математическую статистику, экономико-математические методы и модели. Он должен ставить и решать математические задачи с экономическим содержанием и хорошо разбираться в математических моделях экономических и производственных систем, ориентироваться в вопросах управления производством и т. д.

В условиях изменения профессиональной деятельности, многопрофильности образования, интеграции образования и производства, дефицита аудиторного времени необходимо разработать подходы к реализации прикладной математической подготовки, которые позволят достигнуть высокого качества математических знаний и умений, особенно у специалистов экономического профиля.

Вопросы непрерывного математического образования представлены в работах J1.H. Журбенко, В. В. Кондратьева, А. Е. Упшинской, Р. Ш. Хуснутдинова, однако проблема разработки содержания прикладного математического образования требует ещё своего уточнения [66, 86, 197].

Потребность в обновлении содержания математического образования специалистов экономического профиля приводит к необходимости создания новой учебной литературы. Появившаяся в последнее время учебная литература («Конспект лекций по высшей математике» В. Т. Власова, 1997., «Математика. Основы математического анализа. Ю. А. Кустова, 1999., «Высшая математика для экономистов» под ред. Н. Ш. Кремера, 2002., «Сборник задач по высшей математике для экономистов» под ред. В. И. Ермакова, 2001., «Математика в экономике» А.С.

Солодовникова, В. А. Бабайцева и др., 2003.) не отражает в полной мере соответствующие стандарты. Учебное пособие «Высшая математика» Ю. М. Данилова, JT.H. Журбенко, Г. А. Никоновой, 1997 г., отражая стандарты математического образования в вузах, во-первых, не уделяет достаточного внимания разделам теории вероятностей и математической статистики, экономико-математических методов и моделей, во-вторых, не систематизировано как по содержанию, так и по методам изложения материала, доступным для студентов.

В настоящий момент остается неразрешимой проблема подготовки учебно-методического обеспечения прикладного математического образования специалистов экономического профиля, которое позволило бы эффективно управлять процессом обучения и при необходимости переводить его в режим самообучения.

Известные современные ученые экономисты JT.C. Бляхман, И.ГТ. Шубкина, Р. Н. Холт, Р. А. Фатхутдинов, М. М. Мельник и др. отмечают, что экономическая образованность формируется не только при изучении экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в вузе, прежде всего это относится к математике и информатике. Многие экономические проблемы поддаются анализу математического аппарата, поэтому взаимодействие этих двух дисциплин приносит несомненную пользу, как экономике, так и математике: математика получает широкое поле для приложений, а экономика — могучий инструмент для получения новых знаний [23, 127, 188, 195, 196, 207 и др.]. Таким образом, связи между математикой и экономикой, прослеживаемые на научном уровне, неизбежно влекут к связям между соответствующими дисциплинами в вузах. На современном этапе экономического развития России, по мнению профессора, доктора экономических наук JI.JI. Любимова — «без сильнейшей математической составляющей современное экономическое знание невозможно» [114, с. 61]. Следовательно, одной из ведущих целей профессиональной подготовки студентов экономических специальностей вуза становится формирование у них готовности к практическому применению экономико-математических знаний в процессе решения прикладных задач экономического содержания.

Проблемы математического моделирования при решении профессиональных задач в области экономики рассматривали Н. Ф. Бабурина, О. В. Вацинков, Г. Х. Ребеков, Н. Г. Гордиенко, В. В. Давыдов, И. В. Лижиц, Л. Л. Любимов, О. В. Плахотина и др.

В науке проблемам, определяющим успех профессионального образования, уделяется большое внимание, а также поднимается вопрос готовности (эмоциональной, мотивационной) к приобретению той или иной профессии (А.Д. Ганюшкин, М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко, Л. А. Кандыбович, B.C. Мерлин, В. Н Мясищев, Н.Д. Левитов).

В конце 80-х — начале 90-х годов XX века выполнены исследования, в которых рассматривались проблемы формирования у студентов готовности к профессиональному саморазвитию в процессе обучения математике, физике, информатике (И.Г. Ильина), готовности к изучению нового материала (В.А. Раутен), готовности к профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения математике (М.В. Вышебокова, М.С. Чванова). Однако совершенно отсутствуют исследования по проблеме формирования готовности студентов к решению прикладных задач на предметах математического цикла.

Проблему прикладной направленности преподавания математики в средней школе рассматривали А. С. Адыгозалов, Т. Н. Алешина, Ю. М. Колягин, Б. Н. Кузнецов, Н. И. Терешин, Ю. Ф. Фоминых, И. М. Шапиро и др. Вопросы приложений математики в высшей школе изучались Б. В. Гнеденко, М. Р. Куваевым, Л. Д. Кудрявцевым и др.

Таким образом, на современном этапе развития педагогической науки, исследований и работ, в которых рассматривалась проблема формирования готовности студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач в современных условиях, можно выделить следующие противоречия:

1) между потребностью общества в компетентных специалистах, удовлетворяющих требованиям нового экономического развития Российского государства, и их реальной подготовкой в вузах;

2) между острой необходимостью эффективного формирования готовности студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач и недостаточной разработанности педагогических условий этого процесса;

3) между личностно-творческим потенциалом студентов, их учебно-мотивационной направленностью и использованием методов математического моделирования на занятиях математических дисциплин в будущей профессиональной деятельности.

Названные противоречия обусловили проблему исследования, состоящую в необходимости научного осмысления особенностей формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач, с использованием методов математического моделирования.

С учетом вышеизложенного нами была сформулирована тема диссертационного исследования «Формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач (на примере дисциплин математического цикла)».

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов экономических специальностей вуза.

Предмет исследования — формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач (на примере дисциплин математического цикла).

Цель исследования состоит в разработке научных основ формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач (на примере дисциплин математического цикла).

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Уточнить научные знания о сущности готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в условиях высшей школы.

2. Выявить критерии и уровни сформированности готовности студентов к решению прикладных задач экономического направления на предметах математического цикла.

3. Разработать модель процесса формирования готовности студентов к решению прикладных экономических задач на предметах математического цикла.

4. Определить систему педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач станет более эффективным, чем в массовой практике, если:

• формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач рассматривать как одну из специфических целей профессионального образования, нуждающуюся в специальном содержательно-процессуальном обеспечении;

• готовность студентов экономических специальностей вуза к решению прикладных задач будет пониматься как динамическое интегративное качество личности, служащее предпосылкой к целенаправленной деятельности и определяющее устойчивость и способность личности к самореализации и саморазвитию;

• процесс формирования готовности студентов к решению прикладных задач будет состоять из нескольких этапов, соответствующих логике развития профессиональных компетенций личностина каждом этапе развитие компонентов готовности, в соответствии с иерархической подчиненностью, будет выделено в качестве приоритетной цели: на первом — когнитивный, мотивационный, на втором — операционный, рефлексивный, на третьемличностно-профессиональный;

• будут учтены специфические условия действенности системы средств на каждом этапе: анкетирование, тестирование, личностно ориентированные ситуации, диалог, наблюдение, блоки педагогических задачпедагогические условия применения системы прикладных задач экономического содержания на предметах математического цикла:

— актуализация у студентов личностного смысла к овладению методами и приемами решения прикладных задач экономического содержания, где в качестве основных средств выступают: решение предметных задач, ситуации успеха на учебных занятиях, «кейс» методы;

— реализация комплексности, преемственности и систематичности применения прикладных задач экономического содержания в различных темах по математике, где в качестве основных средств выступают: решение творческих задач, проблемные ситуации, ролевые игры;

— включение студентов в деятельность экономико-математического содержания с использованием форм и методов активного обучения, где в качестве основных средств выступают: учебные дискуссии, деловые и интеллектуальные игры;

— учебно-методическим обеспечением процесса обучения решению прикладных задач экономического содержания, где в качестве основных средств выступают: модули прикладных задач, деловые игры, бизнес тренинги;

— развитием экономического мышления студентов, где в качестве основных средств выступают: имитационные игры, тренинги эффективного взаимодействия, метод принятия группового решения.

Теоретико-методологической основой исследования являются: • целостный подход в формировании личности в учебно-воспитательном процессе, позволяющий представить систему подготовки студентов экономических специальностей целостно и рассмотреть её как взаимосвязанную совокупность компонентов (Ю.К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, B.C. Ильин, Н. К. Сергеев, A.M. Саранов и др.);

• деятельностный подход как основа исследования и разработки системы средств подготовки специалистов экономического профиля (J1.C. Выготский,

A.Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн и др.);

• личностно-ориентированный подход в обучении как обоснования логики и разработки условий профессиональной подготовки будущих экономистов (Н.А. Алексеев, В. И. Данильчук, Е. А. Крюкова, В. А. Сластенин,

B.В. Сериков, Н. А. Якиманская и др.);

• задачный подход как основа повышения эффективности процесса обучения решению прикладных задач (Г.А. Балл, Ю. М. Колягин, Л. Д. Кудрявцев, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.).

Методы исследования выбраны в соответствии с задачами и выдвинутой гипотезой: теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, математической и экономической литературы по проблеме исследования с целью анализа основных понятий и категорий, изучение состояния исследуемой проблемы в науке и практикеэкспериментально-диагностические', наблюдение, беседы, анкетирование, тестированиеформирующий педагогический эксперимент — опытноэкспериментальная работа с целью апробации условий формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического циклаобобщение и описание материалов исследования.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена целостным подходом к решению проблемытеоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положенийкорректной организацией опытно-экспериментальной работыприменением методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследованиярепрезентативности объема выборкисочетанием количественного и качественного анализасопоставлением полученных результатов с контрольными группами.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнено понятие готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в условиях высшей школыдополнены функции готовности студентов к решению прикладных задач на предметах математического цикла (гносеологическая, гуманистическая, проектировочная, нормативная, рефлексивная) — выделены критерии (знания законов математики и рациональные методы их использования в процессе решения прикладных задачпознавательные, личностные и мотивы творческих достижений для совершенствования экономико-математического образованиявладение коммуникативными и организаторскими умениями в конкретной учебно-профессиональной деятельности при решении прикладных задачумения адекватно оценивать результаты учебной деятельностипроектирование траектории личностно-профессиональнош роста, саморазвития) и уровни сформированности готовности студентов к решению прикладных задачвпервые разработана модель процесса формирования готовности студентов к решению прикладных задач в условиях профессиональной подготовки будущих экономистовобоснованы этапы (общеразвивающий, ориентировочно-профессиональный, общепрофессиональный) и определена система педагогических условий на каждом этапе (актуализация у студентов экономических специальностей личностного смысла в овладении методами и приемами решения прикладных задач экономического содержанияреализация комплексности, преемственности и систематичности применения прикладных задач экономического направления в различных темах по математикевключение студентов в деятельность экономико-математического содержания с использованием форм и методов активного обученияучебно-методическое обеспечение процесса обучения решению прикладных задач экономического содержанияразвитие экономического мышления студентов).

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в теорию целостного учебно-воспитательного процесса высшей школы, выявляет новые возможности интеграции математических и экономических дисциплин. Разработанная модель процесса формирования готовности студентов к решению прикладных задач на основе интеграции экономических дисциплин с теоретическими математическими знаниями, с учетом педагогических условий, является существенным вкладом в развитие теории профессиональной компетентности специалиста. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейшей разработки научных представлений о формировании готовности студентов не экономических специальностей к решению прикладных задачдля совершенствования процесса формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Практическая ценность результатов исследования состоит в возможности использования критерий оценки сформированности готовности студентов к решению прикладных задач для совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей вузовкомплекс педагогических ситуаций экономического содержания преподавателями математических и экономических дисциплин вузов в учебно-воспитательном процессе, преподавателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей колледжей, вузов и специалистов экономического профиля.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы автора и нашла свое отражение в ряде публикаций и выступлений на заседаниях кафедр математики и информатики, педагогики и психологии МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» г. Волжского Волгоградской областииндустриально-педагогического колледжа МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» г. Волжского Волгоградской областинаучно-практических конференциях в городах ЮжноРоссийского региона.

По результатам исследования издано 7 публикаций.

Внедрение результатов исследования осуществлялось через практическую деятельность исследователя как преподавателя естественнонаучных дисциплин (2002;2006 гг.) МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права», преподавателями кафедр математики и информатикибухгалтерского учета, анализа и аудитапедагогики и психологии МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права», Волжского гуманитарного института Волгоградского Государственного университета, Волгоградского филиала Московского заочного финансово-экономического института, курсов повышения квалификации учителей при управлении образования г. Волжского.

Положения, выносимые на защиту:

1. Готовность студентов экономических специальностей к решению прикладных задач — динамическое, интегральное качество личности, являющееся предпосылкой к целенаправленной деятельности, определяющее устойчивость и способность личности к самореализации и саморазвитию. Готовность студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в условиях высшей школы включает когнитивный, мотивационный, операционный, рефлексивный, личностно-профессионалъный компоненты. Приоритетный элемент когнитивного компонента — глубина и прочность знаний математических и экономических дисциплин, необходимых для формирования профессиональных компетенциймотивационнош — эмоционально — положительное отношение студентов к содержанию и процессу решения прикладных задач экономического содержанияоперационного — умение моделировать экономические задачирефлексивного — умения анализировать полученные результаты в процессе решения прикладных задач экономического содержанияличностно-профессиональнош — прогнозирование профессионального саморазвития и самосовершенствования.

2. Критериями готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач, в условиях высшей школы, являются: знания законов математики и рациональные методы их использования, необходимые для дальнейшего проектирования учебно-профессиональной деятельностиналичие мотивов (познавательных, личностных, творческих) в овладении математическими методами, важных для изучения основных понятий и законов экономической теории и практики в формировании профессиональных компетенцийвладение коммуникативными и организаторскими умениямиумение осуществлять индивидуальную рефлексивную деятельностьпроектирование траектории личностно-профессионального роста.

Интегративным показателем готовности выступает степень реализации личностного роста студентов в процессе её формирования. На основе данных критериев были выделены 3 уровня готовности: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень характеризуется несформированностью положительного отношения к процессу решения прикладных задач: отсутствием стабильных базовых знанийпреобладанием внешних мотивов при решении прикладных задач на репродуктивном уровнеосуществлением коллективной рефлексивной деятельностинеадекватным, стереотипным восприятием окружающихслабо выраженным умением прогнозирования себя в будущей профессиональной деятельности. Средний уровень характеризуется положительным отношением к процессу решения прикладных задач: стабильной базовой подготовкойустойчивой положительной мотивацией к процессу решения прикладных задачситуативной заинтересованностью процессом решения прикладных задачумением планировать и прогнозировать свой личностно-профессиональный ростнедостаточной способностью самостоятельно видеть и формулировать проблемуосуществлением коллективной рефлексивной деятельностистремлением к саморазвитию, которое, как правило, не реализуется. Высокий уровень характеризуется уверенностью студентов в необходимости развития готовности к решению прикладных задач и применении математических методов в будущей профессиональной деятельностивосприятия данной деятельности как личностно значимойпрочными и систематическими базовыми знаниями математических и экономических дисциплинактивностью, инициативностью, настойчивостью, творческим отношением к процессу решения прикладных задачпроявлением толерантности к позициям окружающихпрогнозированием своего личностно-профессионального ростадетальным планированием процесса самореализации и самосовершенствования.

3. Формирование готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в условиях высшей школы представляет процесс, состоящий из 3 этапов.

Первый — общеразвивающий — этап осознания студентами необходимости математической подготовки специалиста экономического профиля и формирования рациональных умений усваивать и применять экономико-математические знания при решении прикладных задач. Основным педагогическим средством на этом этапе выступает система педагогических ситуаций иллюстративного типа, где изучаемый материал обсуждается при помощи теоретических терминов и понятий математических и экономических дисциплин.

Второй — ориентировочно-профессиональный — этап углубления профессиональных ориентаций студентов, стимулирования понимания значимости умений синтезировать знания экономических и математических наук для формировании профессиональных умений, формирования системы мотивов по развитию у студентов этого вида готовности. Основным педагогическим средством на этом этапе выступает система педагогических ситуаций функционального типа, где воссоздаются различные виды профессиональной деятельности с заранее известным результатом.

Третий — общепрофессиональный — этап характеризуется готовностью будущих экономистов к решению прикладных задач экономического содержания в будущей профессиональной деятельности, потребностью применения математических методов и моделей при анализе экономических задач, банковских и финансовых операций в курсовых и дипломных работах. Основным педагогическим средством на этом этапе выступает система педагогических ситуаций стратегического типа, где проектируются ориентировочно-профессиональные экономические ситуации.

Формирование готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в условиях высшей школы обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: актуализацией у студентов личностного смысла к овладению методами и приемами решения прикладных задач экономического содержанияреализацией комплексности, преемственности и систематичности применения прикладных задач экономического содержания в различных темах по математикевключением студентов в деятельность экономико-математического содержания с использованием форм и методов активного обученияучебно-методическим обеспечением процесса обучения решению прикладных задач экономического содержанияразвитием экономического мышления студентов.

Базой исследования являлось МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» — студенты 1−4 курсов экономического факультета. Исследование проводилось в период с 2002;го по 2006 г. и включало три этапа:

Первый этап (2002;2003гг.) включал изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы, отбор диагностических методик, методов, средств, форм по проблеме готовности студентов к решению прикладных задач, определялись педагогические условия для успешного формирования этого вида готовности студентов высшей школы. Были определены цель, объект, предмет исследования, сформулированы задачи, план экспериментальной работы, уточнена проблема, сформирована исходная гипотеза.

На втором этапе (2003;2004гг.) разрабатывались педагогические условия формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач, проводился диагностический и констатирующий эксперимент в МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» Волгоградской обл.

Третий этап (2004;2006гг.) посвящен дальнейшему проведению экспериментальной проверке выдвинутой гипотезы, поиску эффективной реализации на практике педагогических условий формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в образовательном процессе высшей школы, систематизации и оформлению результатов исследования, завершению научного обоснования положений исследования, оформлению диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 195с. состоит из введения (16с.), двух глав (81с., 72с.), заключения (6с.), списка использованной литературы (225 наименование), 15 приложений. Текст диссертации содержит одну схему, 28 таблиц и 14 рисунков.

Выводы второй главы

Процесс формирования готовности студентов к решению прикладных задач на занятиях математических дисциплин в рамках профильного экономико-ориентированного обучения, проходит в виде целенаправленного применения студентами интеллектуальных умений по математике, а именно, при выполнении работ поискового, творческого характера в области экономической информации. Профессионально направленное обучение математике способствует достижению целей обучения в экономическом вузе и формирует математический аспект компетентности будущего экономиста.

Учебно-профессиональная деятельность по формированию готовности студентов к решению прикладных задач имеет такие свойства, как: целостность, структурность, функциональность, связь с окружающей средой.

Цель и мотивы деятельности по формированию готовности студентов к решению прикладных задач направлены на обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов готовности.

Содержание деятельности по формированию готовности студентов к решению прикладных задач отражено в рабочих программах по предметам «Математика», «Исследование операций», «Математическое моделирование экономических систем», которые позволяют реализовать следующие направления:

• системный профессиональный анализ содержания обучения;

• определение результативности поставленных целей;

• текущий контроль знаний, умений и навыков студентов.

Ведущим способом овладения деятельностью по формированию готовности является решение задач экономико-математического содержания, причем должно быть выбрано оптимальное соотношение репродуктивных и творческих заданий с учетом индивидуальных, возрастных особенностей студентов.

В качестве педагогических условий эффективного формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла мы выделили:

Актуализация у студентов личностного смысла в овладении методами и приемами решения прикладных задач с экономическим содержанием.

Реализация комплексности, преемственности и систематичности применения прикладных задач экономического содержания в различных темах по математике.

Включение студентов в деятельность экономико-математического содержания с использованием форм и методов активного обучения.

Учебно-методическое обеспечение процесса обучения студентов решению прикладных задач экономического содержания.

Развитие экономического мышления у студентов.

Процесс формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла проходит определенные этапы. Нами были исследованы: общеразвивающий — этап понимания студентами необходимости математической подготовки специалиста экономического профиля и формирования рациональных умений усваивать и применять экономико-математические знания при решении прикладных задачориентировочно-профессиональный — этап формирования профессиональных ориентаций, стимулирования понимания значимости умений синтезировать знания экономических и математических наук для формирования профессиональных умений, творческого решения экономико-математических задач, а также формирования системы мотивов по развитию у студентов готовности к решению прикладных задач экономического содержанияобщепрофессиональный — этап формирования профессиональных умений в процессе решения прикладных задач экономического содержания, потребности применения математических методов и моделей при анализе экономических процессов и финансовых операций.

Авторами была разработана модель процесса формирования готовности студентов экономических специальностей вуза на предметах математического цикла.

Экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла проводилась в два этапа: первый — поисковый, второй — формирующий.

В ходе поискового этапа решались следующие задачи: разработка и уточнение блоков прикладных задач по разделам курса «Математика" — проверка доступности отобранного учебного материалаотработка методического обеспечения экономико-математических задач совместно с преподавателями выпускающих кафедр «Экономическая теория» и «Финансы и бухгалтерский учет».

В ходе формирующего этапа решались следующие задачи: экспериментально проверить эффективность использования блоков прикладных задач в учебном процессе вуза и педагогических условий обучения решению прикладных задачразработать учебно-методическое обеспечение процесса решения прикладных задач экономического содержания на предметах математического цикла.

В конце экспериментальной работы сравнительная характеристика уровней готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла определила значительный рост показателей по сравнению с началом исследования, что подтвердило правильность выбранных нами педагогических условий, а также эффективность разработанной модели этого процесса.

Заключение

В настоящее время существует потребность в грамотных специалистах в области экономики, настоящих профессионалов своего дела, имеющих системно-ориентированный стиль мышления, обладающих способностью к творческому саморазвитию. Основой для решения проблем формирования гибкого и многогранного профессионально-экономического мышления, адаптации специалиста в быстро меняющихся социально-экономических условиях является качественное математическое образование специалиста экономического профиля. Современный экономист должен знать математическую экономику, владеть методами и способами решения прикладных задач экономического содержания, являющихся одной из составляющих математического образования. Прикладные задачи экономического содержания являются моделью личностно-ориентированной учебной ситуации, в процессе решения которой студенты — будущие экономисты — апробируют различные варианты своего профессионального поведения, учатся распознавать и разрешать ситуации, создаваемые в результате профессиональной направленности преподавания математических дисциплин.

Указанную потребность в определенной мере позволяют реализовать выводы проведенного диссертационного исследования.

Первой задачей нашего исследования было уточнение научных знаний о сущности готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в условиях высшей школы. С этой целью было изучено состояние вопроса в психолого-педагогической теории и практике, рассмотрена зарубежная и отечественная концепция категории «готовность».

Готовность студентов экономических специальностей к решению прикладных задач в условиях высшей школы на предметах математического цикла рассмотрена нами как составная часть общей готовности будущего экономиста к профессиональной деятельности, как система когнитивного, мотивационного, операционного, рефлексивного, личностно-профессионального компонентов личности, обеспечивающая более качественную профессиональную подготовку будущего специалиста. Рассмотрена роль каждого компонента в реализации основных функций готовности студента к решению прикладных задач на предметах математического цикла — гносеологической, гуманистической, проектировочной, нормативной и рефлексивной.

Вторая задача исследования состояла в выявлении критериев и уровней сформированности готовности студентов к решению прикладных задач экономического направления на предметах математического цикла.

В качестве критериев сформированности студентов к решению прикладных задач экономического направления на предметах математического цикла были выделены следующие показатели: владение системой математический знаний, экономической теориейсмыслообразующие мотивы в формировании готовности и представленность личностного смысла в такого рода деятельностивладение способами, приемами организации личного процесса формирования готовности, проектирование целостной ситуации развития личностирефлексия собственной деятельности и анализ личного развитияналичие и выработка определенных профессиональных качеств и способностей.

Интегративным показателем готовности выступает степень реализации личностного роста студентов в процессе её формирования.

На основании выделенных критериев готовности к решению прикладных задач экономического направления на предметах математического цикла с помощью комплекса диагностик были выявлены следующие уровни готовности.

Низкий уровень, характеризующийся формальным усвоением учебного материала по предметам математических и экономических профилей. Студенты данного уровня заинтересованности в решении прикладных задач с экономическим содержанием на предметах математического профиля не проявляли. Программный материал излагали на репродуктивном уровне, не видя его прикладного характера, часто действовали интуитивно при ответах на вопросы.

Средний уровень, предполагающий проявление интереса к решению прикладных задач с экономическим содержанием на предметах математического профиля, убежденности в необходимости умений решения прикладных задач с экономическим содержанием в будущей профессиональной деятельности. На данном уровне студенты умели делать обобщения, выводы, проводить анализ, проблемно воспринимать и излагать материал. Студенты этого уровня заинтересованы в решении прикладных задач поискового характера, активны при написании докладов, работе в группах по определенным вопросам. При помощи преподавателя проявляли творчество и могли оригинально решить проблемную прикладную задачу.

Высокий уровень, характеризующийся свободным владением программным материалом по предметам математических и экономических дисциплин, осознанным и творческим его использованием в решении прикладных задач. Студенты данного уровня владели приемами актуализации жизненно — практических связей, могли объективно оценить как свои действия в процессе решения какой — либо ситуации, так и проанализировать действия других участников. Излагая свою точку зрения при решении прикладных задач, проявляли знания, логику, смекалку, находчивость, развитость экономического мышления. Охотно занимались научно — исследовательской работой, изучая новые методы, средства, приемы математического моделирования экономических процессов как у нас в стране, так и за рубежом.

Так, на начальном этапе были выделены следующие группы студентов разного уровня готовности: низкий- 32%, средний- 48%, высокий- 20%.

Третья задача исследования заключалась в разработке модели процесса формирования готовности студентов к решению прикладных экономических задач на предметах математического цикла.

Процесс формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла проходит определенные этапы. Нами были исследованы: общеразвивающий — этап понимания студентами необходимости математической подготовки специалиста экономического профиля и формирования рациональных умений усваивать и применять экономико-математические знания при решении прикладных задачориентировочно-профессиональный — этап формирования профессиональных ориентаций, стимулирования понимания значимости умений синтезировать знания экономических и математических наук для формирования профессиональных умений, творческого решения экономико-математических задач, а также формирования системы мотивов по развитию у студентов готовности к решению прикладных задач экономического содержанияобщепрофессиональный — этап формирования профессиональных умений в процессе решения прикладных задач экономического содержания, потребности применения математических методов и моделей при анализе экономических процессов и финансовых операций. Это послужило основой в разработке модели процесса формирования готовности студентов экономических специальностей вуза на предметах математического цикла.

Апробация модели процесса формирования готовности студентов экономических специальностей вуза на предметах математического цикла была подтверждена опытно-экспериментальным путем.

Четвертая задача исследования заключалась в определении системы педагогических условий, обеспечивающих готовность студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла.

В качестве педагогических условий эффективного формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла мы выделили: актуализация у студентов личностного смысла в овладении методами и приемами решения прикладных задач с экономическим содержаниемреализация комплексности, преемственности и систематичности применения прикладных задач экономического содержания в различных темах по математикевключение студентов в деятельность экономико-математического содержания с использованием форм и методов активного обученияучебно-методическое обеспечение процесса обучения студентов решению прикладных задач экономического содержанияразвитие экономического мышления у студентов.

Экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла проводилась на базе экономического факультета Волжского института экономики, педагогики и права и состояла из двух этапов: первый — поисковый, второй — формирующий.

В ходе поискового этапа были отобраны и уточнены блоки прикладных задач по разделам курса «Математика" — проведена проверка доступности отобранного учебного материалаотработано методическое обеспечение экономико-математических задач совместно с преподавателями выпускающих кафедр «Экономическая теория» и «Финансы и бухгалтерский учет».

В ходе формирующего этапа проходила экспериментальная проверка эффективности использования блоков прикладных задач в учебном процессе вуза и педагогических условий обучения решению прикладных задач, а также разработано учебно-методическое обеспечение процесса решения прикладных задач экономического содержания на предметах математического цикла.

В конце экспериментальной работы сравнительная характеристика уровней готовности студентов экономических специальностей к решению прикладных задач на предметах математического цикла определила значительный рост показателей экспериментальных групп по сравнению с массовым опытом, что подтвердило правильность выбранных нами педагогических условий, а также эффективность разработанной модели этого процесса.

В заключение диссертации можно констатировать, что цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза о том, что формирование готовности студентов к решению прикладных задач в условиях высшей школы связано с комплексом педагогических условий, в целом подтвердилось, доказана эффективность модели процесса формирования данного качества, а также возможность целенаправленного педагогического влияния на этот процесс.

В рамках целостного подхода к построению педагогического процесса формирование готовности студентов к решению прикладных задач в условиях высшей школы осуществляется поэтапно в соответствии с логикой развития этого личностного качества. Модель формирования готовности студентов вуза к решению прикладных задач экономического содержания выступает в качестве конструктивного средства, сочетающего в себе абстрактность с наглядной формой представления и ориентированного на выявление устойчивого, всеобщего и необходимого, задающего целостное представление об уровне организации процесса формирования готовности студента к этому виду деятельности.

Данное исследование является одним из возможных вариантов разработки научных основ профессиональной компетентности и не исчерпывает всех аспектов её формирования. Перспективы исследования связаны с дальнейшим осмыслением содержания, форм и методов развития личностного качества в условиях целостного учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990.
  2. , В.А. Математика для менеджеров и экономистов. В. А. Абчук. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 525с.
  3. , Г. Н. Теоретические основы решения проблемы преемственности формирования учебной деятельности в системе «школа-вуз». /Г.Н. Александров// Сб.научн.трудов. Орджоникедзе, 1984. -С.10−25.
  4. , А.Ф. Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи/ А. Ф. Аменд //Учащаяся молодежь и рынок: Сб. научных трудов. Зелена Гура-Москва. 1994.-175с.
  5. Американская школа управления. Бизнес-план, или как повысить доходность вашего предприятия. М.: СО Анкил, 1992.
  6. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1988. -238с., с. 124.
  7. , И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с анг. М.: Экономика, 1990.
  8. , Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности /Л.И. Анцыферова// Психологический журнал. 1981. Т.2. № 2. с.8−19.
  9. , П.Т. Построение системы упражнений с экономическим содержанием в курсе математики в средних учебных заведениях. Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. П. Т. Апанасов. Москва. 1997. -201с.
  10. Ю.Арнольд, В. И. Математика и математическое образование в современном мире / В.И. Арнольд//Математическое образование. 1997. -№ 2. -с.22−23.
  11. , Т.Н. Психологические основы управленческой деятельности руководителя инновационного образовательного учреждения. Дис. насоискание ученой степени канд.психол.наук. Т. Н. Арсеньева. Тверь, 2000, 169с.
  12. , А.Г., Ковальчук, М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии /А.Г. Асмолов, М.А. Ковальчук/ЛГеоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  13. , С.М. Особенности личностно-ориентированного образования в системе естественно-математических дисциплин. /С.М. Ахтырченко// Личностно-образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. -Ростов-на-Дону, 1995. с.76−88.
  14. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования: Дидактический аспект. Ю. К. Бабанский. М.: Наука, 1982. -192с.
  15. , Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса педагогической деятельности. Г. Д. Бабушкин. Омск Омский гос. институт физкультуры, 1990. — 186с.
  16. П.Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент. И. Т. Балабанов. М.: «Финансы и статистика», 1996.
  17. , Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Е. Л. Белкина. Ярославль: Верхне-Волынское изд-во, 1982.-107с.
  18. , С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов. Автореф. на соискание ученой степени канд.пед.наук. С. В. Белова. Волгоград, 1995. с. 19.
  19. , JI.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф на соискание ученой степени док.псих.наук. Л. И. Бершедова. М. 1999.-26с.
  20. , И.И., Мышкис, А.Д., Пановко, Я. Г. Механика и прикладная математика: логика и особенности приложений математики. И. И. Блехман, А. Д. Мышкис, Я. Г. Пановко М.: Наука, 1983. -328с.
  21. , Л.С. Предпринимательство в России. Л. С. Бляхман. СПб.: ДДТ, 1995.
  22. , Е.Д. Психодидактические вопросы развития школьника как субъекта учения/Е.Д. Божович//Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. с.6−25.
  23. , Л.И. Проблемы формирования личности. Л. И. Божович. -Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. 315с.
  24. , В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В.В. Сериков//Педагогика. -2003. № 3, — с.8−14.
  25. Большая Советская Энциклопедия. Т.16.М.: Политиздат. 1974. -399с.
  26. Большая Советская Энциклопедия. Т.З.-М.: Политиздат. 1973.-c.450.
  27. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Назрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт мировой экономики, 2002, с. 1124.
  28. Болыпой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Нориент», 1999, с. 971.
  29. , Е.В. Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования. /Е.В. Бондаревская// Пед.сист. в вузе: технология управления: тез. докл. науч. конференции. Волгоград: Перемена. 1993., с. 14−16.
  30. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. /Е.В. Бондаревская//Педагогика. 1997. -№ 4.-с. 11−17.
  31. , Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич. пособие. /Науч.ред. Н. К. Сергеев. Н. М. Борытко. -Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.-120с.
  32. , Г. Математическое мышление. Г. Вейл. М.: Наука, 1989. -400с.
  33. , В.А. О моделировании. В. А. Веников. М.: Знание, 1974. -63с. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Техника» № 7.
  34. , Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Автор. дис на соискание ученой степени .докт.пед.наук. Г. И. Вергелис. -Ленинград., 1990. -33с.
  35. , Н.Н. О требованиях, предъявляемых к математической подготовке специалиста /Н.Н. Воробьев// Математический анализ. Вопросы теории, истории и методики преподавания. Л. 1988. -с. 3−17.
  36. , Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  37. , Г. В. Учебная деятельность и её средства. Г. В. Габай. М.:Изд. Мое. Университета, 1988, -с. 179.
  38. , М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Дис. на соискание ученой степени докт. псих. наук. М. В. Гамезо.-М.: 1997. -373с.
  39. , Ю.В. Игра, модель, экономика. Ю. В. Геронимус. М.: Знание, 1989, -205с.
  40. Гибкое развитие предприятия в условиях рынка: Проблемы, закономерности и пути реформирования /Под ред. В. Н. Самочкина. Тула: ТГУ, 1997.
  41. , Б. А., Грязнов, Б.С., Догнин, Б.С., Никитин, Е. П. Моделирование как метод научного исследования. Гносеологический анализ. Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Догнин, Е. П. Никитин. М. МГУ, 1965. -248с.
  42. , Т.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методики исследования. Т. А. Глотова. Екатеринбург, 1992. — 159с.
  43. , Б.В. Математическое образование в вузах: Учебно-методическое пособие. Б. В. Гнеденко. М. Высшая школа 1981. — 174с.
  44. , Б.Ф. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. Б. Ф. Гнеденко. -М.: Просвещение, 1982. -144с.
  45. , О.Н., Кагермарьян, B.C., Савельев, С. А. Как реформировать общее естественно-научное образование /О.Н. Голубева, B.C. Кагермарьян, С.А. Савельев// Высшее образование в России. -1997. № 2, -с 46−53.
  46. Государственный образовательный стандарт высшего экономического образования.
  47. , B.C. Культура педагогического общения. B.C. Грехнев. М.: Просвещение, 1990.-144с.
  48. Григорович, J1.A., Марцинковская, Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. JI.A. Григорович, Т. Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2004. -480с.
  49. , Л.Г. Моделирование и технические науки. Л. Г. Григорьев. -М: Знание. 1967. -64с. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Техника» № 1).
  50. , Е.А. Процесс формирования коммуникативных умений специалиста-менеджера. Дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук. Е. А. Гришина. Волгоград, 1999. с. 164.
  51. , М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003.-415с.
  52. , М.А., Есипов, Б.П. Дидактика. М. А. Данилов, Б. П. Есипов. -М.: АПН РСФСР, 1957. -224с.
  53. , В.И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе. Дис. в форме научного доклада на соискание ученой степени докт.пед.наук. В. И. Данильчук. Волгоград, 1997.
  54. , Ю.П., Колонок, О.И., Корниенко, B.C., Кузнецов, Н. Г. Математическое моделирование и оптимизация. Ю. П. Дегтярев, О. И. Колонок, B.C. Корниенко, Н. Г. Кузнецов. Волгоград: ВГСХА, 1999. -219с.
  55. Делор, Жак. Образование сокрытое сокровище. UNESCO, 1996 /Жак.Делор// Университетская книга 1997, № 4. -257с.
  56. , И.А. О месте потребностей эмоций и чувств в мотивации личности / И.А. Джидарьян// Теоретические проблемы психологии личности. -М: Наука, 1974. с. 145−149.
  57. Дидактика средней школы./Под ред. М. Н. Скаткина. М.:Просвещение, 1982. -319с.
  58. , П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. П. Друкер.- М.: Экономика, 1992. 243с.
  59. , М.Е. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов: Методические указания. /М.Е.Дуранов, В. М. Железяко, В. И. Жирнов. Челябинск: ЮУрГУ, 1990. — 80с.
  60. , М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы. М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. -383с.
  61. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. Взгляды выдающихся представителей педагогической мысли по вопросу о самостоятельности учащихся в процессе обучения. Б. П. Есипов. Известия АПН СССР, вып. 115. -М.:АПН СССР, 1961. -89с.
  62. , А.А. Социалистическое экономическое образование рабочих и критерии его эффективности. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд.филос.наук. А. А. Жадан. М., 1975.-17с.
  63. , З.Д. Методологические основы и технологии разработки функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. Автореф. дисс. на соискание ученой степени докт.пед.наук. З. Д. Жуковская. СПб., 1999. -34с.
  64. , В.П. О целях и ценностях образования /В.П. Зинченко// Педагогика. № 5.1997.
  65. , Т.В. Культура педагогического общения. Т. В. Игнатова. -Киев, 1999. с. 176.
  66. , B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). B.C. Ильин. -М.: Педагогика, 1984.
  67. , B.C. Целостный подход как тенденция теории и практики народного образования /B.C. Ильин// Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе: Тез.докл. Всесоюзной научной конференции.- Волгоград, 1986.
  68. , И.И. Структура процесса учения. И. И. Ильясов. М.: Изд-во Мос. ун-та. 1986. -200с.
  69. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. -190с.
  70. , Т.И. Формирование готовности будущих учителей к использованию гуманитарно ориентированных образовательных технологий. Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. Т. И. Карякина. Волгоград, 2003, с. 197.
  71. , М. Математика. Поиск истины. М. Клайн. М.: Мир, 1988., 295с.
  72. , А.Г. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Автореф. дисс. на соискание ученой степени док.псих.наук. А. Г. Ковалев. М., 1991, с. 29.
  73. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М., Издательский центр «Академия», 2000, 176с.
  74. , Ю. Профессионализм и компетентность. /Ю. Колесников// Служба кадров 2000. № 6. с.24−28.
  75. , И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. И. А. Колесникова. СПб.- СПбГУМПМ. 1990. -404с., с. 32.
  76. , Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия. /Я.Л. Коломинский// Советская педагогика. -1991. -С.36−42.
  77. , Ю.М., Пикан, В.В. О прикладной и практической направленности обучения математике / Ю. М. Колягин, В.В. Пикан// Математика в школе. -1985. -№ 6. -с.27−32, -с.28.
  78. , Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Л. В. Кондрашова. М. 1989. — 18 с.
  79. , Н., Плясунов, В. Математика в экономике. Н. Коршунова, В. Плясунов. М.: ВИТА, 1996.
  80. , H.JI. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике /H.JI. Коршунова// Новые исследования в педагогических науках. Вып.1 (57) /Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. -М.: Педагогика, 1991. -96с.
  81. , Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. Ф. Котлер. С-Пб.: Питер, 1999. — 564с.
  82. , И.Б., Шиянов, Е.Н. Педагогическое взаимодействие. И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов нД: Издат-во РГПУ, 1997. -112с.
  83. , Д. Обучение методом конкретной ситуации в России /Д. Коултер//Менеджмент. 1995. № 1. с. 8−13.
  84. , Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. Е. А Крюкова. Волгоград: Перемена, 1998. с. 62.
  85. , Е.А. Педагогические задачи в курсе философии как фактор профессиональной направленности обучения в педвузе. Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Е. А. Крюкова. Волгоград. 1996. с. 19.
  86. , Е.А. Проектирование целостной личностно-развивающей ситуации /Е.А. Крюкова// Целостный учебно-воспитательный процесс: материалы методологического семинара памяти проф. В. С. Ильина. Вып.5. -Волгоград: Перемена, 2001.-С.87−91.
  87. , М.Р. Методика преподавания математики в вузе. М. Р. Куваев. -Томск: ТГУ, 1990.-390с.
  88. , Л.Д. Мысли о современной математике и её изучении Л.Д. Кудрявцев. М.: Наука, 1977. -112с.
  89. , Л.Д. Современная математика и её преподавание. Л. Д. Кудрявцев. -М.: Наука, 1980. -с.51.
  90. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера профессионального обучения. Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. -243с.
  91. , Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. Ю. Н. Кулюткин. -М: Педагогика, 1970. -231с.
  92. Абалкин, J1.H. Вызовы нового века. J1.H. Абалкин. М.: Институт экономики РАН. 2001. — 287с.
  93. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. /Е.И.Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др. Под ред. Е. И. Лященко. -М.: Просвещение, 1988. -223с.
  94. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. B.C. Леднев. М.: Высшая школа. 1991. -224с.
  95. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304с.
  96. , Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности /Д.А. Леонтьев// Вопросы психологии. 1996. № 4. с.35−44.
  97. , И.Я. Дидактические основы познавательной деятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Дисс. на соискание ученой степени докт.пед.наук. Лернер, И.Я. М.: 1971. -810с.
  98. , А.Л. Деловые игры в управлении. А. Л. Лифшиц М.: Знание, 1989, — 96с.
  99. , Э.А. Прикладная направленность преподавания математики при подготовке студентов экономического профиля. Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. Э. А. Локтионова. Орел. 1998. -170с.
  100. , Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии. Б. Ф. Ломов.- М., Наука. 1979. 212с.
  101. , Б.Ф. Личность в системе общественных отношений /Б.Ф. Ломов// Психологический журнал, 1984.- Т.2. с. 1−4.
  102. , Л.Л. Проблемы экономического образования России. /Л.Л. Любимов// Школьный экономический журнал. 1997 г. № 1. с 55- 61.
  103. , В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  104. , М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. М., 2000.
  105. , В.И. Математическое моделирование экономики. В. И. Малыхин. М.: УРАО, 1997. — 338с.
  106. , Н. Моделирование и синтез знаний. Н. Мамедов. Баку: ЭМИ, 1978.-97с.
  107. , А.К. Психология профессионализма. А. К. Маркова. М. Наука, 1996, 308с.
  108. , А.К. Психология труда учителя. А. К. Маркова. М.: Просвещение. 1993.
  109. , А.И. Математика и воспитание мышления /А.И. Марку-шевич// Математическое образование сегодня. М.: Знание, 1974. -с.25−29.
  110. , С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститутов. Автореф. канд. пед. наук. С. И. Марченко. Москва, 1987. -22с.
  111. Математика в образовании и воспитании /Сост. В. Б. Филиппов. М.: ОАЗИС, 2000. -256с.
  112. Математическое моделирование / Ред. Дж. Эндрюс, Р. Мак Лоун. Пер. с анг. Под ред. Ю. П. Гупало. М.: Мир, 1979. -277с.
  113. Математическое образование: тенденции и перспективы /Л.Д.Кудрявцев, А. И. Кириллов, М. А. Бурковская и др. //Высшее образование сегодня. -2002. -№ 4. с.20−29.
  114. , Е.Л. Психологические проблемы проектирования учебной деятельности /Е.Л. Машбиц// Вопросы психологии. -1979. № 6.- с.96−103.
  115. , М.М. Экономико-математические методы в планировании и управлении материально-техническим снабжением: Учебник для вузов. М. М. Мельник. М.: Высшая школа, 1999.
  116. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984. 177с.
  117. Модернизация высшего педагогического образования в условиях вхождения России в Болонский процесс /Информационные материалы к науч.-метод.конф. препод. ВГПУ 3−4 февраля 2004 г. Волгоград: Перемена, 2004. — 106с.
  118. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. В. М. Монахов. -Волгоград: Перемена, 1995. 152с.
  119. , А.И. Применение сетевых моделей к анализу логической структуры учебного материала /А.И. Мостовой// Современные проблемы методики преподавания математики. -М., 1985. с. 151−157.
  120. , В.Н. Психология отношений. В. Н. Мясищев. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. -197с.
  121. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: 2000.
  122. , Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 562с.
  123. , Р.С., Синягин, Ю.В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности. /Р.С. Немов, Ю.В. Синягин// Психологический журнал, 1987, т.8, -№ 1. — с.46−54.
  124. Образовательная политика России на современном этапе //Официальные документы в образовании. 2002. — № 2.
  125. , М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования /М.Ю. Олешков//Педагогика. 2004. № 4. с.31−38.
  126. , Л.Г. Математическое моделирование как методологический принцип построения программы школьного курса математики /Л.Г. Петерсон// Содержание, методы и формы развивающего обучения математике в школе и вузе. Орехово-Зуево, 1995, с.20−33.
  127. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. А. В Петровский. -М.: Политиздат, 1982. -167с.
  128. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. П. И. Пидкасистый. М.:Педагогика, 1982. -361с.
  129. , Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие. Р. С. Пионова. Мн., Университетское, 2002. -256с.
  130. , О.Н. Подготовка будущих учителей к применению содер-жания специальных предметов в педагогической практике. Автореф. дис. на соискание ученой степени кан.пед.наук. О.Н. Подгорская-Волгоград, 1991,-19с.
  131. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителей: Сб. науч. тр. -М.: МГОПИ, 1992. -153с.- с. 17.
  132. Программа для общеобразовательных учебных заведений. Введение в экономику. Б. А. Райзберг, А. С. Прутченков. — М.:Просвещение., 1993. -с2−18.
  133. , А.С. Социально-педагогические основы экономического воспитания учащихся современной школы. А. С. Прутченков. М.: Знание, 1990.-43с.
  134. , А.С. Экономика и жизнь. Методические разработка экономических практикумов и деловых игр. А. С. Прутченков, Б. А. Райзберг. -М.: Творческая педагогика, 1993. -58с.
  135. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М. Политиздат, 1990.-494с.
  136. , В.П. Руководство персоналом организации. В. П. Пугачев. -М.: Аспект Пресс, 2000.- с. 54.
  137. , Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. Дж. Равен. -М., 1999.- 141с.
  138. , JI.A., Марков, В.А. Кибернетические модели познания. J1.A. Растригин, В. А. Марков. Рига: Зинатие. 1976. -236с.- с. 127−129.
  139. , С.А. Педагогические условия формирования у старшеклассников социально-экономической готовности к труду. Дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук. С. А. Репин. Челябинск, 1986. -285с.
  140. , Е.И. Психология общения. Е. И. Рогов. М.:ВЛАДОС, 2001. -334 (2с).
  141. , Ф., Ибн Дж. Взгляд изнутри: Человек фирма — маркетинг. Пер. с анг. Ф. Роджерс, Дж. Ибн. — М.: Прогресс, 1990.
  142. , X. Стань миллионером. X. Роузен. М.: Экономика, 1992.
  143. , С.Л. О мышлении и путях его исследования. С. Л. Рубинштейн. М.: Изд. АН СССР, 1958. -147c.-c.15.
  144. , Г. И. Математизация научного познания. Г. И. Рузавин М: Знание, 1977. -64с (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Философия» № 1).
  145. , В.А. Математическое образование: настоящее и будущее. В. А. Садовничий. М.: МГУ. 2000. — 32с.
  146. , В.Н. Фазы жизненного цикла изделия и планирование гибкого развития предприятия /В.Н. Самочкин// Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 5, — с.3−10.
  147. , И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования. Дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук. И. А. Сасова. М., 1989. -420с.
  148. , Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования: Учеб. пособие к спецкурсу. Е. И. Сахарчук. -Волгоград: Перемена, 2002. 136с.
  149. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. -М.: Высшая школа, 1991.
  150. , Н.К. Взаимосвязь обучения и труда как средство формирования личности школьников. Учеб. пособие к спец. курсу. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1989. -53с.
  151. , Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. Монография. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1997.-165с.
  152. , В.В. К проблеме формирования педагогического мышления у будущих учителей и руководителей школ. В. В. Сериков. Волгоград, 1991.-c.35.
  153. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. -150с.
  154. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272с.
  155. , В.В. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. В. В. Сериков. Иркутск.- Изд-во Иркутского ун-та, 1985. -136с.
  156. , В.В. Целостный подход в педагогическом исследовании и практике: поиск современных интерпретаций /В.В. Сериков// ЦУВП: исследование продолжается: Материалы методолог, семинара. Вып.6. -Волгоград: Перемена, 2005. 112с.- с.5−18.
  157. , В.М. Подготовка старшеклассников к применению основ информатики и вычислительной техники при решении технико-экономических задач. Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. В. М. Симонов. Волгоград. 1991.- 197с.
  158. , В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы. Дисс. на соискание ученой степени докт.пед.наук. В. М. Симонов. -Волгоград.2000.- 341с.
  159. , В.А., Мищенко, А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя /В.А. Сластенин, А.И. Мищенко// Сов. Педагогика. -1991. -№ 10. -с.79−84.
  160. , В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -480с.-с.103−104.
  161. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
  162. , Л.Д. Основы психологии. Л. Д. Столяренко. Ростов н-Д, 1995. с. 389.
  163. , В.И. Процесс изменения и его познание. Логико-методологические проблемы. В. И. Столяров. М.: Наука, 1966.- 252с.
  164. Стратегия модернизации содержания среднего образования. -М., 2001.- с. 14.
  165. , Е.В. Прикладные задачи как средство формирования экономического мышления учащихся. Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. Е. В. Сухорукова. Москва. 1997. -210с.
  166. , А.К. Философия в математическом познании. А. К. Сухотин. Томск: Том. ун-т, 1977. -160с.
  167. , Н.Ф. Теоретические разработки модели специалиста. В помощь специалистам факультета новых методов и средств обучения при Политехническом музее. Н. Ф. Талызина. М.: Знание. 1986. -164с.
  168. , Н.А. Методическая система работы учителя математики по формированию научного мировоззрения учащихся: Дисс. в форме научногодоклада на соискание ученой степени докт.пед.наук. Н. А. Терешин. -М.: 1991,-44с.
  169. , Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. Н. А. Терешин. М. :Просвещение., 1990. -96с.
  170. , И.Ф. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении математики. И. Ф. Тесленко. М.: Просвещение, 1979.-136с.
  171. , В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. В. А. Трайнев. М.: Издательский Дом «Дашков и К0». 2002. -360с.
  172. , Н.П. Становление профессионального самосознания студентов педагогического колледжа. Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Н. П. Тропникова. Челябинск, 1998. -170с.
  173. , Н.П. Время человеческого бытия. Н. П. Трубников. -М., 1987. С. 61.-
  174. , Д.Н. Теория установки. Д. Н. Узнадзе. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 1997.- 216с.
  175. , А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения /АПН СССР. А. В. Усова. М.: Педагогика. 1986. -173с.
  176. , Р.А. Инновационный менеджмент. Р. А. Фатхутдинов -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»», 2000. -212с.
  177. , JI.H. Подготовка будущих менеджеров к решению экономико-управленческих задач. Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. JI.H. Феофанова. Волгоград, 2000.-169с.
  178. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. — 224с.
  179. , Ю.Ф. Философия математики /Ю.Ф. Фоминых// История и методология науки. Пермь: ПГУ, 1995. -Вып.2. -с.18−31.
  180. Формирование внутренних стимулов учения у студентов //Сб. научн. трудов/ Под ред. Л. Г. Вяткина. Саратовский гос. университет. 1991. -256с.
  181. , Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991.-288с.
  182. Фундаментальные и прикладные исследования. Материалы Всероссийского методологического семинара: В 2 т./ Под научн. ред. Н. В. Бордовской. Том 2.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.2004. 401с.,
  183. В.В.Андронатий. Педагогический и социально-педагогический аспекты проблемы взаимодействия преподавателя со студентами. c. l 11 -118.
  184. , В. Как делать бизнес в Европе. В. Хойер. М.: Прогресс, 1990. -119с.
  185. , Р.Н. Основы финансового менеджмента. Р. Н. Холт. М.: Дело, 1993.-215с.
  186. , Е.К. Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности (на материале специальных и общеобразовательных предметов). Автореф. дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук.- 19с.
  187. , Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно-ориентированного обучения: Дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук. Т. И. Чечет. -Волгоград. 1997.- 177с.
  188. , В.Э. Смысл жизни и судьба. В. Э. Чудновский. М.: Ось-89, 1997. -219с.
  189. , М.В. Роль и место творческих задач при изучении элементов математического анализа. Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. М. В. Шабанова. М.: 1994. -232с.
  190. , В.А. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд. В. А. Шадриков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. -320с.
  191. , И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. И. М. Шапиро. М.: Просвещение, 1990. -95с.
  192. , Ж.Н. Педагогические условия обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей. Дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук. Ж. Н. Шепелева. Белгород. 2004. -231с.
  193. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования /С.Е. Шишов// Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2. -с.73−80.
  194. , В.А. Моделирование и познание. В. А. Штоф. Минск: Наука и техника. 1974. -212с.
  195. , И.П. Моделирование механизма принятия решений. И. П. Шубкина. -М.: Наука, 1976.
  196. , В.Д. Индивидуализация процесса обучения / В.Д. Щадриков// Школьные технологии. 2000. -№ 2. -с.55−58.
  197. Экономическая энциклопедия /Науч. ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- гл. ред. Л. И. Абалкин. — М.: Экономика, 1999.
  198. , А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. А. Ф. Эсаулов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. — 195с.
  199. , Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. -290с.
  200. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности /В.А. Ядов// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -с.39−47.
  201. , Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Дисс. на соискание ученой степени докт. пед. наук. Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. -384с.
  202. Allport, G.W. Attitude // Handbook of Social Psychology / Ed. by C.Marchison. Worchester, M.A.: Clark University Press, 1935, Vol.2.
  203. Festinger, L. A theory of cognitive dissonance. Stanford, С A: Stanford, 1957.
  204. Hofstede Geert. Cultural Constraints in Management Theories. Academy of Management Executive. 1993. pp. 81−94.
  205. Hovland, C.I., Janis I.L., Kelly H.H. Communication and persuasion. New Haven, Yale University Press, 1953.
  206. Krech, D., Crutchfield, R.S. Theory and Problems of Social Psychology. N.Y.: McGraw-Hill, 1948.
  207. Mead, G.H. Mind, Self, Society. Chicago, 1935.
  208. Nicholson, M. Formal Theories in International Relations, Cambridge University Press, Cambridge, 1988. P. 245.
  209. , M. (ed.). Theories, Models and Simulations in International Relations, N.Y., 1985. P.302.
  210. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОУ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА"1. ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
  211. КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
  212. УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе1. О.И. Егоршева/2004 г.
  213. РАБО ЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ЕН.Ф.01 «Математика» для специальности60 500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
  214. Факультет экономический ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
  215. Виды учебной работы Всего часов Курсы Семестры1 2 1 2 3 4
  216. Общая трудоемкость дисциплины 600 273 327 133 140 182 145
  217. Аудиторные занятия 332 140 192 68 72 102 90
  218. Лекции 175 70 105 34 36 51 54
  219. Практические занятия 157 70 87 34 36 51 36
  220. Самостоятельная работа студентов 268 133 135 65 68 80 55
  221. Вид итогового контроля зачет экзамен зачет экзаме н1. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
  222. Виды учебной работы Всего часов Курс1 2
  223. Общая трудоемкость дисциплины 600 250 350
  224. Аудиторные занятия 94 40 541. Лекции 52 20 32
  225. Практические занятия 42 20 22
  226. Самостоятельная работа студентов 506 210 296
  227. Вид итогового контроля экзамен зачет1. ВОЛЖСКИЙ 2004
  228. Составители рабочей программы: канд. физ.-мат. наук, доцентст. преподаватель1. Меркулов В.А./подпись)1. Кораблева Н.М./подпись)
  229. Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Математики и информатики», протокол № 1−04 «29» августа 2004 г.1. И.о. зав. кафедройканд. физ.-мат. наук, доцентподпись)1. Меркулов В. А./
  230. Одобрено методической комиссией социально-гуманитарного факультета «» 200 г.
  231. Председатель методической комиссии /Малий Н.А./подпись)1. Декан факультета Т.П./1. Бухтинаподпись)
  232. Цели и задачи учебной дисциплины «Математика»
  233. Математика определяется как наука, изучающая пространственные формы и математические модели явлений реального мира, представляющие собой абстрактные логические объекты и структуры, у которых описан ряд отношений между их элементами.
  234. На изучение дисциплины запланировано 600 часов и осуществляется на протяжение первых четырех семестров дневного отделения. Все разделы математики изучаются на лекциях, на практических занятиях, а также во время самостоятельной работы.
  235. Каждый семестр изучения математики заканчивается зачетом по результатам практических занятий, контрольных работ, типовых расчетов и коллоквиумов или экзаменом по теоретической и практической частям курса математики данного семестра.
  236. Цель преподавания дисциплины Целью при обучении математике является приобретение студентами базовых знаний, необходимых для освоения специальных предметов, развитие логического мышления и воспитание математической культуры.
  237. Взаимосвязь учебных дисциплин
  238. Содержание учебной дисциплины «Математика"21. Тематический план
Заполнить форму текущей работой