Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы обучающего эксперимента позволили определить комплекс коррекционно-педагогических воздействий по формированию представлений о предметах окружающего мира в процессе предметной деятельности, обозначить условия, повышающие эффективность его применения на практике при решении задач обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста с недостатками зрения. Наблюдения за детьми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Формирование представлений об окружающей действительности у нормально развивающихся детей
    • 1. 2. Своеобразие формирования представлений об окружающем мире у детей с недостатками развития
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОСТАТКАМИ ЗРЕНИЯ
    • 2. 1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Характеристика детей экспериментальной групы
    • 2. 3. Результаты изучения представлений детей о предметах окружающего мира
    • 2. 4. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента и
  • выводы
  • Глава 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Задачи и организация экспериментального обучения
    • 3. 2. Методика и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию у детей представлений о предметах окружающего мира
    • 3. 3. Обсуждение результатов обучения и
  • выводы

Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная педагогическая наука считает ознакомление детей с предметным миром основой всестороннего развития ребенка. «Именно занятия по ознакомлению с окружающим миром могут обеспечить развитие всех потребностей ребенка в эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в познании действительности» (Н.Ф. Виноградова). Овладение внешним миром, присвоение его человеком и есть процесс, в результате которого воплощенные во внешней форме высшие человеческие способности становятся внутренним достоянием его личности, его способностями, подлинными «органами его индивидуальности» (А.Н. Леонтьев).

Особенность развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста в том, что она формируется в тесной связи с практической деятельностью. С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, но также совершенствование его представлений об окружающих предметах (П.Я. Гальперин, Ю. Н. Карандышев, Д.Б. Эльконин).

Как показал анализ специальной психолого-педагогической литературы, особенности развития зрительного восприятия, недостаточная сформирован-ность двигательной и зрительно-двигательной координации задерживают процесс овладения ребенком с недостатком зрения предметными действиями и отрицательно влияют на процесс формирования у них представлений о предметах окружающего мира. Операционная, функциональная и мотиваци-онная стороны предметных представлений у этих детей недостаточно развиты, и без специальной работы формирование данного психического процесса растянуто во времени (А.И. Зотов, Е. И. Игнатьев, Е. Е. Букина, А. Г. Литвак, Т. В. Никулина, Л. И. Плаксина, и др.).

Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что в дошкольной тифлопедагогике и тифлопсихологии имеется характеристика процесса формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, создана теоретическая база для обоснования педагогических путей руководства данным процессом. Однако за рамками исследований осталась проблема формирования предметных представлений у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста.

Данные психолого-педагогических исследований различных авторов (A.J1 Лукошевичене, Л. И. Плаксина, И. В. Ремейкайте, Е. В. Селезнева, и др.) свидетельствуют о том, что коррекционно-педагогическая работа по формированию представлений об окружающем мире у старших дошкольников с недостатками зрения не всегда позволяет создать необходимую «базу» для освоения ими определенных ступеней образования. Это снижает познавательную активность этих детей, искажает процесс их социализации.

Физиологами и психологами отмечается, что зрительная система ребенка 3−4 лет обладает огромными возможностями компенсаторного развития. Компенсация происходит за счет использования слуховой, тактильной, мышечной чувствительности, и за счет использования высших форм познавательной деятельности (Л.П. Григорьева, Н. Н. Зислина, Л. А. Новикова, В. Г. Петрова, В. А. Толстова, и др.). Накопление предметных представлений позволит стимулировать эти процессы и восполнять пробелы зрительного восприятия. В результате возможны положительные качественные изменения в развитии детей с недостатками зрения, расширение их познавательных возможностей, повышение их обучаемости.

В практике специализированного учреждения возникает противоречие между стремлением педагогов в ходе коррекционно-педагогического воздействия компенсировать недостатки зрения у младших дошкольников за счет увеличения у них объема представлений об окружающем мире и низким уровнем эффективности этой работы в связи с отсутствием научно обоснованной модели формирования данного психического процесса у этих детей. Устранение указанного противоречия возможно в процессе научного исследования и разрешения поставленной нами проблемы.

Универсальное значение представлений об окружающем мире для психического развития ребенка, недостаточная разработанность вопросов их формирования у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста, объективная необходимость оптимизации коррекционно-образова-тельного процесса определяют актуальность данного исследования.

Проблема исследования заключается в том, что изучение особенностей представлений о предметах окружающего мира детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста обусловлено необходимостью научного обоснования и разработки содержания коррекционно-педагогической работы по формированию у них адекватных предметных представлений, которая должна осуществляться в процессе специально организованной предметной деятельности. Решение данной проблемы определило цель диссертационного исследования.

Методологической основой исследования стали положения общей, возрастной и специальной психологии и педагогики: о значении сензитивных периодов в развитии (JI.C. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) — о соотношении первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта (J1.C. Выготский) — о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения (J1.C. Выготский, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.) — о неразрывном единстве биологического и социального факторов (Л.С. Выготский, Л. И. Плаксина и др.) — о ведущей роли деятельности в развитии психических процессов (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — о соотношении «зоны актуального и ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Объект исследования — представления о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — процесс формирования представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста в ходе коррекционно-педагогической работы.

Методы исследования: анализ медицинской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение медико-педагогической документации испытуемыхиндивидуальный констатирующий экспериментнаблюдение за детьми в процессе организованной деятельностииндивидуальный и подгрупповой формирующий экспериментиндивидуальный контрольный экспериментметоды качественной и количественной («х2-критерий») обработки результатов.

В основу исследования была положена следующая гипотеза. Коррекци-онно-педагогическая работа, направленная на формирование представлений о предметах у младших дошкольников с недостатками зрения в процессе специально организованной предметной деятельности, позволит преодолеть отмечающиеся у этих детей трудности в познании окружающего мира, стимулирует развитие их познавательной деятельности и будет способствовать гармонизации их личности в целом.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по общей, возрастной и специальной психологии и педагогике по проблеме формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в условиях полноценного и нарушенного развития.

2. Изучить особенности представлений о предметах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста с недостатками зрения.

3. Разработать основные направления, организационные формы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы по формированию представлений о предметах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста с недостатками зрения.

4. Экспериментально проверить коррекционно-развивающий эффект предлагаемой модели обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется в следующем.

• Впервые изучен процесс формирования представлений о предметах окружающего мира у младших дошкольников с недостатками зрения, выделены особенности данного психического процесса у этих детейполученные данные могут служить целям диагностики психического развития данной категории детей.

• Выявлены существенные потенциальные возможности данной категории детей в освоении окружающей действительности.

• Показано влияние коррекционно-педагогической работы на представления о предметах окружающего мира, а также познавательную деятельность в целом, формирование когнитивных и эмоциональных компонентов личности детей.

• Подтверждена необходимость раннего начала педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая позволяет преодолеть характерные для них проблемы познания окружающего мира, гармонизирует их развитие и создает потенциальные возможности для их адаптации.

Практическая значимость исследования:

• Предложенный комплекс мероприятий по формированию представлений о предметах окружающего мира может быть использован для совершенствования системы дошкольного обучения и воспитания детей, имеющих нарушения зрения.

• Разработанный комплекс коррекционно-педагогических воздействий может применяться при совершенствовании содержания обучения и воспитания младших дошкольников с недостатками зрения в условиях специализированных детских образовательных учреждений, в семье, а также в диагностическом изучении детей.

• Представленные в работе материалы могут использоваться при разработке содержания учебно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов — коррекционных педагогов, как в Вузах, так и в средних педагогических заведенияхпри чтении лекций на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на использование передовых технологий общей и специальной психологии и педагогикиприменением комплекса взаимодополняющих мероприятий, адекватных целям, задачам и логике исследованияколичеством испытуемых и длительностью наблюдения за нимисочетанием качественного и количественного анализа и современной математической обработки экспериментального материала, опытной проверкой гипотезы и сформулированных практических рекомендацийреализацией результатов исследования в системе коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста на начальном звене их специального обучения в детском образовательном учреждении.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе коррекционно-педагогической работы, проводимой в специализированных ДОУ №№ 58 и 77 г. Череповца. Результаты исследования докладывались и обсуждались на Межвузовской научной конференции: «Актуальные проблемы дефектологии» (Москва, 1996) — на Региональной конференции: «Развитие инновационных процессов в системе образования» (Череповец, 1997) — на научно-практической конференции преподавателей и студентов ЧГУ (Череповец, 1997), на Всероссийской научной конференции: «Проблемы детской речи» (Череповец, 1998) — на Межвузовской конференции молодых ученых (Череповец, 2000) — на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии МПГУ (1995; 2001) — на курсах повышения квалификации педагогов специализированных учреждений области (1999;2000) — на педагогических советах, родительских собраниях, консультациях с педагогами ДОУ № 58 (19 962 001). Материалы исследования использовались в курсе лекций по тифлопедагогике и специальным методикам обучения детей с недостатками зрения для студентов ЧГУ (специальность 032.000-«специальная педагогика и психология (дошкольная)») в 1996;2001 г. г. Содержание работы изложено в одиннадцати публикациях (статьи, тезисы, учебно-методическое пособие).

Организация исследования. Исследование проводилось на базе специализированных дошкольных учреждений для детей с недостатками зрения №№ 58 и 77, а также массовых групп ДОУ № 38 г. Череповца в период с 1995 по 1999 г. г. На разных этапах в исследовании участвовало 90 детей младшего дошкольного (3−4-летнего) возраста: 45 детей с недостатками зрения и 45 нормально развивающихся детей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 220 источников. Работа содержит 177 страниц машинописного текста, иллюстрирована 12 таблицами, 11 гистограммами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенное исследование подтвердило положения общей и специальной дошкольной педагогики и психологии о значимости формирования у ребенка с недостатками зрения младшего дошкольного возраста представлений о предметах окружающего мира и необходимости специального управления процессом их становления и образования. Необходимость формирования у этих детей представлений о предметах окружающего мира в ходе специального обучения связана с тем, что младший дошкольный возраст является именно тем возрастным периодом, во время которого возникают особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение в развитии будущей личности ребенка. Особенностью этого возрастного периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности. Кроме того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если те или иные интеллектуальные или эмоциональные качества по каким-либо причинам не получают должного развития в младшем дошкольном возрасте, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным. С учетом этих положений организация коррекционного воздействия на процесс формирования представлений детей с недостатками зрения в младшем дошкольном возрасте является чрезвычайно актуальной.

2. Данные наблюдений за детьми с недостатками зрения младшего дошкольного возраста и результаты констатирующего эксперимента выявили своеобразие формирования у них представлений о предметах окружающего мира, показали необходимость совершенствования процесса обучения их предметным действиям. Установленные особенности формирования представлений детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста могут быть использованы в целях диагностики их психического развития.

3. Изучение закономерностей и особенностей формирования представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего.

Ф дошкольного возраста показало зависимость данного психического процесса от содержания сенсорного, практического и житейского опыта испытуемых. У этих детей отчетливо проявилось недоразвитие операционной и функциональной сторон представлений, отмечалась пассивность в приобретении опыта предметной деятельности. Низкий уровень выполнения всех заданий отмечался у 15% детей с недостатками зрения, что в 3 раза больше числа нормально развивающихся детей, продемонстрировавших подобный уровень развития представлений. Это может быть связано I не только со зрительными недостатками детей, а также с временной задержкой в их психическом развитии, возникновение которой может быть связано с врожденным характером зрительной патологии и тех негативных факторов, которые ее вызвали.

4. Материалы обучающего эксперимента позволили определить комплекс коррекционно-педагогических воздействий по формированию представлений о предметах окружающего мира в процессе предметной деятельности, обозначить условия, повышающие эффективность его применения на практике при решении задач обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста с недостатками зрения. Наблюдения за детьми с недостатками зрения младшего дошкольного возраста в процессе специальф, но организованного обучения и воспитания, а также результаты контрольного эксперимента показали, что ведущими факторами активизации процесса формирования у них представлений о предметах окружающего мира являются: знание педагогом закономерностей формирования данного психического процесса у этих детейучет индивидуальных особенностей их психофизического развитияреализация деятельностного принципаосуществление тесного взаимодействия и преемственности в работе тифлопедагога, воспитателя, родителей.

5. Результаты экспериментального обучения позволили путем создания специальных условий не только нормализовать процесс формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников с недостатками зрения, но и стимулировать их познавательную активность и положительно влиять на развитие личности детей. Эти данные подтвердили положения специальной педагогики и психологии о большой роли в компенсации нарушений зрения высших психических функций, формирование которых позволяет гармонизировать развитие ребенка, а также о том, что раннее начало коррекционной работы с младшими дошкольниками, имеющими недостатки зрения, благодаря гибкости и пластичности нервной системы в этом возрасте позволяет вырабатывать у них компенсаторные механизмы и предупреждать появление вторичных отклонений в развитии.

6. Констатация существенных сдвигов в развитии предметных представлений младших дошкольников с недостатками зрения в ходе организации предметной деятельности позволяют наметить перспективы дальнейшего исследования по совершенствованию коррекционно-педагогической работы с этими детьми: исследование процесса формирования представлений об окружающем мире у детей с недостатками зрения, начиная с раннего возраста и определение дальнейшей динамики их совершенствованияпоиск, разработка и апробирование педагогических путей обучения детей с недостатками зрения элементам игровой и трудовой деятельности на основе уже сформированных предметных представлений и имеющегося опыта предметных действий. Перспектива разработки проблемы исследования может быть связана с изучением состояния представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения более старшего возраста с целью определения динамики их формирования у таких дошко льников и разработки программно-методического обеспечения коррекци онно-педагогической работы с ними.

Все это может способствовать профилактике вторичных отклонений у детей с недостатками зрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Особенности обучения в младшем дошкольном возрасте: Автореф. канд. пед. наук. — М., 1965. -24с.
  2. Э.С. Клиническая классификация амблиопии: Учен. зап. ин-та глазных болезней им. Гельмгольца. -М., 1964. -Вып.11.- С.123−130.
  3. Д., Дум Э. Цвет форма — количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/Пер. под ред. В. В. Юртайкина. — М.: Просвещение, 1984.- 64с.: ил.
  4. .Г. Психология чувственного познания. М.:АПН РСФСР, 1960. — 486с.
  5. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование: Сб. трудов научной сессии по дефектологии./ Под ред. А. И. Дьячкова, К. Г. Коровина, А. Р. Лурии и др. М.:АПН РСФСР, Институт дефектологии, 1958. — С.45−56.
  6. С.П. Чувственный опыт ребенка в начале обучения. М.:АПН РСФСР, 1960.-С. 10- 16.
  7. З.М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста: Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — Гл.5. — С. 190−254.
  8. Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1997.- Гл. 7. Характеристика возрастного развития дошкольника. — С.70−88.
  9. А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. -2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991 .-160с.: ил.
  10. Ю.Боскис P.M. Аномальные дети. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965. -С.22−48.11 .Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  11. Т.В. Особенности формирования пространственных представлений у учащихся школ для слепых и слабовидящих детей//Дефектология. -1970. № 4.-С. 13−20.
  12. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -195с.
  13. JI.A. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).- М.: Просвещение, 1969. 365с.: ил.
  14. Венгер J1.A. Об умственном развитии детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. -1972. № 1. — С.30−35.
  15. Л., Дьяченко О., Тарасова К. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей //Дошкольное воспитание. 1992. — № 9−10. — С.28−31.
  16. Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками//Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С. 123 127.
  17. Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 135−139.
  18. Н.Ф. Теоретические и научно-методологические основы ознакомления детей старшего и младшего дошкольного возраста с окружающим миром.: Дис.(в виде научного доклада) доктора пед.наук. -М., 1994. 50с.
  19. A.M. Формирование предметно-игровых действий у слепых детей раннего возраста: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1992. — 153с.21 .Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.-175с.
  20. Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых ислабовидящих детей. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. -68с.
  21. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., Л.: АПН РСФСР, 1948, — 132с.
  22. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. -М.: Лабиринт, 1996.-416с.
  23. Л.С. Проблемы дефектологии/Сост., авт. вступ. ст. и бибили-огр. Т.М. Лифанова- авт. коммент. М. А. Степанова. М.: Просвещение, 1995.-527с.
  24. О.П. Развитие речи умственно отсталых дошкольников. //Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспита-теля./Л.П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.- под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — С.190−203.
  25. И.П. Особенности выделения признаков воспринимаемых предметов детьми с нарушением зрения.: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. -141с.: ил.
  26. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 151с.
  27. Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи: Дис.канд. пед. наук.1. М., 1987.-233с.31 .Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Педагогика, 1976.-256с.
  28. А.Н. Офтальмологическая характеристика слабовидящих дошкольников//Дефектология. 1981. — № 3. — С.26−32.
  29. А.П., Кулагин Ю. А., Лубовский В. И. и др. Изучение психического развития аномальных детей// Дефектология. 1983. — № 6.- С. 3−16.
  30. Т.П. Сравнительное исследование формирования процесса понимания у слабовидящих школьников с нормальным и нарушенным интеллектом: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. М. -1972.- Вып.4, — С. 151−162.
  31. Л.А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха. //Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя./Л.П. Нос-кова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.- Под ред. Л. П. Носковой. -М.: Просвещение, 1993.- С.92−105.
  32. Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения//Дефектология.-1996. № 4. — С.84.
  33. Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями//Дефектология. -1996. № 3.- С.З.
  34. Л.П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект) //Дефектология. 1999. — № 2. -С.9.
  35. Л.П. Системная модель компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей и ее экспериментальная верификация (сообщение 2)//Дефектология. 1999. — № 3. -С.22.
  36. Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей //Дефектология, 2000, № 3. -С.З-15.
  37. Л.П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка /Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.:
  38. Школа-Пресс, 2001. -96с.: ил.- («Лечебная педагогика и психология"-приложение к журналу «Дефектология», вып.6).
  39. Л.П., Сташевский С. В., Кондратьева С. И. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1990.- 132с.
  40. Л.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном детском саду: Автореф. канд. мед. наук. М., 1980. — 27с.
  41. Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной ала-лии на поздних этапах речевого развития: Расстройства речи и методы их устранения: Сб. трудов./Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. -М., 1975.-С.31−36.
  42. В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996.-544с.
  43. В.З. Использование остаточного зрения и развитие зрительного восприятия на уроках математики в начальных классах школ для слепых детей//Дефектология. -1994. № 5. — С.55−60.
  44. Дети с глубокими нарушениями зрения. /Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1967. — 376с.
  45. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие/Сост. Н. Д. Шматко. -М.:Аквариум, 1997. 128с.
  46. А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. -М.:В Л, А ДОС, 1999. 432с.
  47. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.
  48. М.: Педагогика, 1984.- 128c.
  49. В.П., Якунин А. Г. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод, пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 223с.: ил.
  50. В.П., Замулин А. А., Калугина Н. А., Литвак А. Г. Особенности интеллекта слабовидящих школьников//Дефектология. 1987. — № 1. -С.22−27.
  51. А.В., Лисина М. И. Психологические проблемы развития детского восприятия: Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1966. — С. З-16.
  52. А.В., Неверович Я. З. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве: Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.:Просвещение, 1965. -С.3−20.
  53. А.И., Зотов Л. А. К вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях процессов памяти у учащихся школ слепых: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л.:
  54. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. С.285−303.
  55. А.И., Зотов Л. А. Сравнительное изучение соотношений типов памяти у слепых и слабовидящих школьников: Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. -С.69−83.
  56. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада./Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л.И. Цеханская- сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.- М.: Просвещение, 1989. 127с.: ил.
  57. B.C. Особенности формирования представлений о неживой при-# роде у слепых дошкольников (старший дошкольный возраст): Дис. канд.пед. наук. М., 1983. -201 с.
  58. B.C. Пути и методы формирования у слепых дошкольников представлений об объектах неживой природы и их физических свойствах //Дефектология. 1990. — № 3. — С.65−73.
  59. Е., Еверская Н. Возникновение обобщенных представлений формы и их связь с развитием речи у детей: Фонетика и психология речи. — Иваново, 1986.-С.64−72.
  60. Исследование развития познавательной деятельности/Под ред. Дж. Бруне-ра, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971. — 389с.:ил.
  61. А.И. Развитие зрительного восприятия и зрительная эффективность при остаточном зрении//Дефектология.-1980.- № 5.-С.31−40.
  62. Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебн. пособие.-Минск: Минский педагогический институт, 1987. 89с.
  63. Е.Б. Исследование представлений младших дошкольников с недостатками зрения о предметном мире: Развитие инновационных процессов в системе «Школа-ВУЗ»: Материалы региональной конференции 56 ноября 1997 г. Череповец: ЧГУ, 1998, — С.65−66.
  64. Е.Б. К вопросу о формировании представлений об окружающем мире у дошкольников с недостатками зрения: Актуальные проблемы дефектологии: Тез. докл. Межвузовская науч. конф. М.: МПГУ, МО-СУЛ996.- С.12−13.
  65. Е.Б. Проблема формирования представлений в специальной психологии: Сборник трудов молодых ученых ЧГУ: Выпуск З./Сост. А. И. Виноградов, М. Ю. Адамов. Череповец, НИЛ ММТ и СЭП, 1999.- С.41−43.
  66. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: ВЛАДОС, 1998.- 208с.
  67. Е.И. Пути активной ранней профилактики слабовидения и слепоты у детей: Сб. материалов Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. М.: ВОС, 1980.- С.21−25.
  68. .И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика.- М.: АПН СССР, 1962. -415с.
  69. Э.С. Формирование у дошкольников умений действовать в плане представлений: Автореф. дис.канд. психол.наук.- М.: НИИ дошк. вос-пит. АПН СССР, 1978. -22с.
  70. Н.С. Использование остаточного зрения учащимися школ слепых при восприятии наглядного материала в процессе обучения грамоте//Дефектология. 1994. — № 1.- С.45−47.
  71. Краткий психологический словарь/ Сост JI.A. Карпенко- Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.:Политиздат, 1985. — С.223−257.
  72. И.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис.канд. пед. наук. М., 1996. -156с.
  73. Н.А. Как подготовить слабовидящего ребенка к обучению в школе //Дефектология. 1984. — № 1. — С.84−89.
  74. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 2-е изд. М.: УРАО, 1997. — 176с.
  75. И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР//Дефектология. -1989. -№ 1. -С.23−25.
  76. Ю.А. Особенности зрительного восприятия рисунков слабовидящими детьми.//Слабовидящие дети. М.: Просвещение, 1967.- С. 158 174.
  77. Э.В. Ознакомление умственно отсталых дошкольников с предметным миром: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. -199с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Избр. психол. труды.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. -Т.2. С. 94−231.
  79. А.Н. О формированиЪ(способностей//Вопросы психологии, 1960, № 1.-С.40−41.
  80. Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). — М.: МГУ, 1997.- 152с.
  81. А.Г. Тифлопсихология. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985 -208с.
  82. А.Г. Формирование единичных представлений у слепых детей Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников/Под ред. А. И. Зотова. -Вып.1. -Л.:ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968. С. 85−111.
  83. А.Г. Характер и динамика формирования представлений у слепых младших школьников: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников/Под ред. А. И. Зотова. Вып. 1. -Л.:ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968. -С. 111−132.
  84. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольно го возраста: Дис. доктора пед. наук. -Л., 1984.- 444с.
  85. В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога //Дефектология. 1995. — № 1. — С.21−30.
  86. В.И. Общие и специфические закономерности психики аномальных детей//Дефектология. 1971. — № 6. — С. 15−19.
  87. В.И. Особенности световой чувствительности у слабовидящих детей: Ориентировочный рефлекс и проблемы рецепции в норме и патологии. М., 1964. — С. 103−120.
  88. И .Д. Клинико-генеалогическое изучение семей, имеющих ум ственно отсталых детей с врожденными или ранними катарактами//Дефектология. 1980. — № 4, — С. 16−21.
  89. А.Л. Особенности формирования смысловой стороны речи у слабовидящих дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М, 1986.-220с.
  90. А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 320с.
  91. Н.Б. Коррекционно-восстановительная работа со слабовидящими школьниками: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1979. -103с.
  92. А.А. Очерки психического развития ребенка Изд. 2-е, перераб. -М.: Просвещение, 1965.-364с.
  93. С.И. Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи: Расстройства речи и методы их устранения: i
  94. Сб. трудов /Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1975. -С.37−45.
  95. Л.К. Использование произведений изобразительного искусства в процессе обучения слабовидящих школьников: Дис. кан. пед наук. -Свердловск, 1970. 227с.
  96. Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. -М.: ВЛАДОС, 1997.-304с.
  97. А.К. Развитие наблюдения у детей третьего года жизни: Автореф. дис. канд. пед наук. Л., 1968. -16с.
  98. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208с.: ил.
  99. Г. Х. Уровень развития операции сравнения геометрических форм у детей с остаточным зрением старшего дошкольного возраста /Тезисы докладов всесоюзной научной конференции «Человек, природа, общество» М.: МПГУ, Прометей, 1990. — С.71−73.
  100. И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательногопроцесса в младших классах школы слепых: Дис. доктора пед. наук.- Киев, 1983.-298с.
  101. Н.Г. Особенности овладения языком у глухонемых дошкольников: Сб. трудов научной сессии по дефектологии /Под ред.
  102. А.И.Дьячкова, К. Г. Коровина, А. Р. Лурии и др. М.: АПН РСФСР, Институт дефектологии, 1958. — С. 223- 235.
  103. Н.М. Разработка оптимальных режимов обучения детей 3-го года жизни: Дис. канд. биол. наук. М., 1976.- 170с.
  104. B.C. Психология дошкольника/Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. — 239с.
  105. B.C. Психологические особенности преддошкольного и дошкольного возраста. —Гл.З.- В кн.: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского -М.: Просвещение, 1973. -С.38−45.
  106. Е.С. Исследования особенностей памяти у слепых школьников с нормальным и нарушенным интеллектом//Вопросы изучения, обучения и воспитания аномальных детей. М., 1974. — С.52−56.
  107. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.: В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение: ВЛА-ДОС, 1994. -576с.- Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994.-204с.
  108. И.В. Логопедическая работа со старшими дошкольниками, имеющими нарушения зрения//Дефектология. 1994. — № 4, — С. 71 -77.
  109. Л.П. Развитие речи детей с нарушениями слуха: Дошкольноевоспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя./Л.П. Нос-кова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.- под ред. Л. П. Носковой. -М.: Просвещение, 1993. С.29−56.
  110. Т.Н. Влияние нарушений слуха на психическое развитие ребенка: Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя./Л.П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.- под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — С.5−20.
  111. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие /Под ред. Л. М. Шипициной. СПб.: Образование, 1995.-128с.
  112. Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей/ Под ред. Л. А. Новиковой. М., 1978.-176с.
  113. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.-СПб.: Питер, 1999.-288с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  114. Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. для работников дошк. учреждений. М.: Просвещение, 1987. — 224с.- ил.
  115. М.С., Бертынь Г. П., Мареева Р. А. Клинико-психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей с глубоким нарушением зрения и слуха (2-ое сообщение)//Дефектология. -1980.- № 4.- С.9−15.
  116. В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?-2-е изд. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. -104с.
  117. . Речь и мышление ребенка. М.: 1994. — 416 с.
  118. Л.И. Развитие элементарных математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием: Дис. канд. пед. наук.- М., 1982. -160с.
  119. Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников//Дефектология. 1991. — № 4.- С.68−71.
  120. Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир//Дефектология. 1985. — № 1.- С.87−89.
  121. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998. -262.
  122. А.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.:МГУ, 1980. -24с.
  123. А.Н. Мышление дошкольника.-М.: Педагогика, 1977.- 272 с.
  124. Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки// Дефектология. 1994. — № 3. — С.74−77.
  125. С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1988.-195с.
  126. О.В. Дизартрия/ О. В. Правдина. Логопедия. М.: Просвещение, 1973. -2-е изд. — С.91−149.
  127. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YI вида (для слабовидящих детей) (ясли сад — начальная школа)/Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997. — С.5−159.
  128. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — С.272.
  129. Психология личности и деятельность дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 296с.
  130. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве./Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1966. — 304с.
  131. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного вос-питания./Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224с.
  132. Pay Е. Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в специализированных яслях. М.: Медгиз, 1955. — 94с.: ил., приложение (65 е.: ил.).
  133. И.В. Закономерности и особенности овладения дошкольниками с нарушенным зрением знаниями о труде взрослых //Дефектология. 1994. -№ 1. — С.68.
  134. Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978.- 232 е.: ил.
  135. И.М. Особенности зрительного восприятия изображений слабовидящими детьми и формирование приемов чтения иллюстративных рисунков: Дис. канд. пед. наук.- М., 1978. 147с.
  136. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.-720с.: ил.
  137. JI.B. Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях специализированного обучения: Дис. канд. пед. наук. Л., 1987. — 237с.
  138. Н.Г. Формирование обобщений в раннем детстве: Автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии). -Л., 1960. -14с.
  139. Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев.: Рад. школа, 1984.-95с.
  140. Е.В. Коррекционная направленность знаний по формированию представлений о себе у дошкольника с нарушением зрения: Дис. канд. пед. наук. М., 1995.-151с.
  141. К.А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами/Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., 1968. — С. 113 127.
  142. Н.В. Возможности и условия использования зрения частич-нозрячих и слабовидящих учеников в учебно-воспитательной работе школы слепых: Дис. канд. пед наук. Л., 1954. — 454с.
  143. С.К. Развитие образов-представлений при задержке психического развития//Дефектология. -1984. -№ 2, С.13−15.
  144. Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами//Дефектология. 1981. -№ 4. -С.82−87.
  145. В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия.- М.: Клуб «Реалисты», 1997.-336с.
  146. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей./Под ред.
  147. Т.И. Ерофееевой. М.: Академия, 1999.- 344с.
  148. Н.Д. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа//Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя. /Л.П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.- под ред. Л. П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С.216−223.
  149. Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения//Дефектология. -1998. № 4. — С.9−15.
  150. Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения //Дефектология. 1983. — № 4. — С.54−59.
  151. Л.И. Использование зрительного восприятия в процессе обучения слепых детей с остаточным зрением//Дефектология. -1990.- № 5. -С.3−8.
  152. И.М. Об особенностях словесных обозначений предметов у глухонемых школьников: Сб. трудов научной сессии по дефектологии /Под ред. А. И. Дьячкова, К. Г. Коровина, А. Р. Лурии и др. М.: АПН РСФСР, Институт дефектологии, 1958. — с.255−262.
  153. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения./Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Образование,. 995.-162с.
  154. Л.Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей /Спирова Л.В., Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. — С.5−56.
  155. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения- Пер. с англ./Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. -472 е., ил.
  156. Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии//Дефектология. 1997. — № 2.- С.50−58.
  157. Е.В. Ребенок открывает мир.-М.:Просвещение, 1991. —207с.
  158. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (Клиника олигофрении). М.: Медицина, 1965. — Т.З. — С. 75−136.
  159. В.К., Оразбаев Ж. Коррекция зрительного восприятия слабовидящих дошкольников на уроках биологии //Дефектология. -1991. -№ 4. С.42−47.
  160. Е.М. Зависимость скорости восприятия слабовидящими школьниками от изменения угла зрения//Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л.:ЛГПИ, 1970.- Вып.2. -С. 108−113.
  161. Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду ./Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Педагогика, 1984. — 294с.
  162. О.Н., Шаховская С. Н. К проблеме психолого-педагогического изучения детей//Дефектология. 1995. -№ 3.- С.23−27.
  163. А.П. Обучение в детском саду ./Под ред. А. В. Запорожца 2-е изд.- М.: Просвещение, 1970. -206с.
  164. М.Ф. Влияние наблюдений в природе и пейзажного искусства на развитие образной речи слабовидящих школьников (Y и YII классы): Дис. канд. пед. наук. -М., 1986. -216с.
  165. З.И., Рудая Г. Е. О влиянии некоторых лингвистических факторов на восприятие речи при тугоухости //Слух и речь в норме и патологии. -Л., 1974.-С.48−54.
  166. Г. Ф. Некоторые средства и приемы коррекции зрительного восприятия слабовидящих детей на уроках природоведения//Дефектология.1992.-№ 1.-С.53−57.
  167. В.А. Распознавание и понимание картин и рисунков учениками 1 3-х классов школы слабовидящих: Дис. канд. пед наук. ~ Л., 1956.-556с.
  168. В. А., Моргайлик Л. И. О коррекционной направленности общеобразовательного урока в начальной школе слепых и слабовидя-щих.//Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. научных трудов./Отв.ред. А. Г. Литвак. Л., 1981. — С. 13−24.
  169. Е.В. О психическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. -1976. -№ 1. -С.17−18.
  170. Ф.И. Память и представления. В кн.: Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/Под ред. В. В. Богославского и др. -М: Просвещение, 1973. § 4. -Гл.12.-С.208−211.
  171. М.Е. Логопедия. М.: Просвещение, 1959. — С.69−75.
  172. М.Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их: Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л.:ЛГПИ, 1983.-Т.13.-С.127−156.
  173. С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми дошкольниками//Дефектология. 1983. -№ 2. — С.67−71.
  174. Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с ОНР: Дис. канд. пед. наук. М., 1986. -176с.
  175. Н.С. Конкретизация представлений о живой природе у слепых детей младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук.- М., 1966.- 176с.
  176. Н.Г. Возрастные и индивидуальные особенности формирования обобщений у слепых и слабовидящих учащихся при работе с сюжетным рассказом: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л.:ЛГПИ, 1975. -С.109−125.
  177. Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения).- М.: АО «Столетие», 1994.-192с.
  178. С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с ЗПР: Дис. канд. пед. наук. М., 1982. -196с.
  179. Н.В. О причинах слабовидения у детей//Учен. зап. Ин-та глазных болезней им. Гельмгольца. М., 1964.- Вып.11. -С.237−238.
  180. .Д. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328с.
  181. .Д. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304с.
  182. И.В. Некоторые особенности перцептивной деятельности детей с нарушениями зрения: Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров / Отв. ред. Пузанов Б.П.-М.:МПГУ, 1996. С.38−39.
  183. И.В., Карпушина Е. Б. Пути развития предметности восприятия у детей младшего дошкольного возраста с недостатками зрения: «Per aspera.»: C6. трудов молодыхученых/Сост. А. И. Виноградов, М. Ю. Адамов. Череповец: ЧГУ, 2000. -С. 153−157.
  184. О.А. Система пропедевтических мероприятий для эффективности практической деятельности детей с нарушениями зрения на уроках анатомии//Дефектология. 1995. — № 4. — С.55.
  185. Adcock С. J. Fundamentals of Psychology. London: Penguin books, 1959, 1960, 1964 -365p.
  186. Hogan M. J., Zimmerman L. E. Ophthalmic Pathology: An Atlas and Textbook. London: Philadelphia, 1962. — 797p.
  187. Woodworth R. S. Experimental Psychology. London, Methuen, 1950. -365p.
Заполнить форму текущей работой