Советская Россия, республики Закавказья и курдский вопрос в 20-е годы
Появление исследования Т. Ф. Аристовой значительно пополнили знания о курдском этносе в бывшем СССР, его традициях, обычаях, одежде, конфессии. Относительно последней автор подмечает, что в общение с курдским населением в Закавказье приходилось не раз убеждаться в том, что далеко не все курды, особенно старое поколение, считают, например, езидов курдами. Точно так же многие езиды не отождествляют… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. КУРДЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОСА
- 1. Социально-экономические и социокультурные характеристики курдов
- 2. Географические и этнографические границы курдов
- Глава 2. ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МИРЕ, СОВЕТСКАЯ РОССИЯ И КУРДСКАЯ ПРОБЛЕМА В 20-Е ГОДЫ XX В
- 1. Борьба за сферы влияния стран Антанты и Советская России в ближневосточном регионе после первой мировой войны в 1918 — 1920 гг. Стратегическое значение курдских районов Ближнего Востока
- 2. Курдские национально-освободительные движения в 20-е годы
- 3. Мосульский и курдский вопросы на Лондонской, Парижской и Лозаннской конференциях и позиция Советской России (1921 — 1923 гг.)
- Глава 3. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ, РЕСПУБЛИК СОВЕТСКОГО ЗАКАВКАЗЬЯ В 20-Е ГОДЫ НА РАЗВИТИЕ КУРДСКОГО ЭТНОСА
- 1. Отношение к национальному вопросу в работах Ленина, Сталина и в правительственных декретах этого времени
- 2. Курдское меньшинство в 20-е годы в СССР. Социально-экономическая характеристика
- 3. Причины конфликтности межнациональных отношений в СССР 20−30-е годы
Советская Россия, республики Закавказья и курдский вопрос в 20-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Курдский вопрос возник в ближневосточном регионе в первые десятилетия XIX в. и не теряет своей остроты до наших дней. В основе этого вопроса находится освободительная борьба порабощенного курдского народа, знавшая взлеты и падения, но никогда не прекращавшаяся. Курдам не удалось добиться решающего успеха ни в Курдистане в целом, ни в отдельных его частях. Но и врагам курдской свободы никогда не удавалось окончательно подавить курдское национальное движение. Остаются в наличии все фундаментальные причины, питающие это движение и делающие курдский вопрос одним из постоянных и самых болезненных факторов внутрии внешнеполитической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.
В своем историческом развитии курдский вопрос прошел ряд этапов. Их хронологические рамки определяются, с одной стороны, социально-экономическими, политическими и идеологическими процессами как в самом Курдистане, в курдском обществе, так и в странах проживания курдов, а с другой стороны, — формационными сдвигами во всем мире (особенно в странах, имеющих интересы на Ближнем и Среднем Востоке), сопровождавшимися изменениями в международных отношениях, в том числе на ближневосточной арене. В соответствии с этими критериями курдский вопрос с момента своего возникновения прошел уже три этапа и в настоящее время находится на четвертом.
Первый этап завершился в 80-е годы XIX в. Возникновение курдского вопроса было обусловлено такими взаимосвязанными историческими процессами, как прогрессирующее ослабление Османской империи и шахского Ирана и неспособность правящих кругов этих отсталых государств встать на путь решительного обновления.
Второй этап приходится на послеоктябрьский период, начавшийся в конце 1917 г. и завершившийся в середине 1923 г. подписанием Лозаннского мирного договора, окончательно покончившего со знаменитым Восточным вопросом. Именно этот период, непродолжительный по временя, но чрезвычайно насыщенный важными событиями военной, политической и дипломатической истории, является предметом данной работы.
Третий этап попадает на рубеж 50—60-х годов, когда после иракской революции 1958 г. курдская национальная проблема вновь резко актуализировалась, возникла настоятельная потребность фундаментального освещения узловых моментов новой и особенно новейшей истории курдов и всего курдского вопроса.
Четвертый этап относится к ситуации на Ближнем Востоке на современном этапе.
Особое значение для курдской истории второго этапа, рассматриваемого нами в данной работе, определяется главным образом тем, что он совпал с переломной эпохой в истории всего человечества. Октябрьская революция в России и последующие события прямо и непосредственно затронули Ближний Восток, в том числе Курдистан, существенно изменили условия дальнейшего существования курдского народа. Именно в первые послевоенные годы произошел новый раздел (точнее, передел) Курдистана. Коренным образом изменилось внутрии внешнеполитическое положение стран, в которых обитали курды. В послеоктябрьский период были посеяны новые конфликты, всходы которых появляются до сих пор, и завязаны узлы новых противоречий. В этот период были заложены основы всего последующего развития курдского вопроса, и это представляет изучение курдской проблемы в обозначенных хронологических рамках задачей не только чрезвычайно актуальной с научной и политической точек зрения, но и весьма трудной.
В поле зрения исследователя сразу попадает множество разноплановых тем. Это события военной, политической и дипломатической истории, затрагивавшие курдов не только прямо, но и косвенно. Синхронизировать их — нелегкая задача. Другая трудность -— из всего комплекса противоречивых фактов выделить именно те, которые имеют отношение к теме. Изучая эту проблему нельзя опираться на какую-либо прочную научную традицию. Прежде историки интересовались преимущественно курдскими восстаниями, которых было много. Международный же аспект курдского вопроса фактически не признавался. В лучшем случае он рассматривался как часть армянской проблемы. Выдвижение курдского вопроса на авансцену международных отношений в ближневосточном регионе после первой мировой войны было новостью для своего времени, которая до сих пор не получила сколько-нибудь исчерпывающего и удовлетворительного освещения в научной литературе.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются курды — крупнейшая этническая группа ближневосточного региона. В работе анализируется положение курдов во всех областях их территориально-этнографического расселения: Турция, Иран, Ирак, Сирия, а особенное внимание акцентируется на положении курдов в республиках Закавказья в рассматриваемый период.
Предметом данного исследования является анализ влияния конкретно исторических условий 20-х годов XX в. (политических, социально-экономических, культурно-этнографических) на процесс формирования национального самосознания курдского этноса и, в том числе, и на территории республик Советского Закавказья.
Хронологические рамки диссертации. Исследование хронологически охватывает период 20-х годов XX столетия, так как именно в этот период курдский вопрос был одним их наиболее важных стратегических вопросов на Ближнем Востоке при очередном переделе мира, после первой мировой войны. Существенным было влияние Октябрьской революции в России, которая коренным образом изменила положение национальных меньшинств, в том числе и курдского. Все эти изменения носили крайне противоречивый характер.
В целом, исследуемый период для курдского народа достаточно сложный и неоднозначный. Несомненно, позитивной чертой этого периода является рост национального самосознания курдского народа.
Целью данной работы является изучение политических, социально-экономических, этнографических факторов, как позитивных, так и негативных, оказавших существенное влияние на развитие курдского национального меньшинства в конкретно-исторический период, а именно: 20-е годы нашего столетия.
Осуществление этой цели направлено на накопление научно-теоретической базы, которая могла бы использоваться при разработке целостной национальной политики государства в отношении национальных (этнических) меньшинств, проживающих компактно, или дисперсно на территории этого государства.
Достижение этой цели предполагает решения ряда исследовательских задан:
1. Теоретическое осмысление и систематизация научных исследований по курдской проблеме в изучаемый период.
2. Выявление основных тенденций на политической арене в 20-е годы и анализ их отражения на курдском вопросе.
3. Выделение характерных особенностей национальной политики Советской России в 20-е годы по отношению к национальным меньшинствам в общем и к курдскому национальному меньшинству в частности.
Теоретико-методологическая основа работы. Основным методологическим принципом данного исследования является принцип исторического материализма и научной объективности. При изучении объекта и предмета изучения автор использует комплексный, междисциплинарный подход, включающий в себя исторические, этнографические, культурологические, социологические аспекты. Что позволяет наиболее полно проанализировать процессы происходящие в курдском сообществе в исследуемый период.
Степень разработанности темы. Анализ имеющейся в настоящее время историографии свидетельствует об отсутствии специальных работ по заявленной теме. Автор столкнулся с ощутимой нехваткой достоверных материалов. Прежде всего, не все архивы, особенно зарубежные, доступны и не во всех из них созданы условия для плодотворной работы. Публикации дипломатических и иных документов страдают тенденциозностью и неполнотойпубликаторы, как правило, мало были заинтересованы в освещении курдского вопроса, явно считая его маловажным. Документы по курдскому вопросу турецкого, иранского и арабского происхождения вообще не публиковались. Однако отдельные аспекты изучаемой проблемы затрагивались в исторических исследованиях, преследующих иные цели.
Эти же замечания можно отнести и к большей части литературы об истории курдов. Отчасти это объясняется низким уровнем знаний о курдах и курдской проблеме, характерным для изучаемой эпохи и в значительной мере сохранившимся и в наши дни, отчасти — политическими мотивами самого разнообразного свойства, от националистических страстей и предрассудков до прямого социального заказа различных классов и групп.
Среди современных авторов курдоведов следует выделить труды таких известных исследователей, как Т. Ф. Аристовой, Е. И. Васильевой, М. С. Лазарева, A.M. Ментешашвили, М. А. Гасратяна, А. Ф. Федченко, JI. Н. Котлова, М. А. Камаля, Н. Ф. Бугай, Т. М. Броева, Р. М. Броева.
Исторические исследования и источники, используемые в исследовании. Акцентируем свое внимание на тех работах, авторы которых рассматривают исследуемый нами период 20-е годы в истории курдского народа.
Одним из первых в российской литературе этнографических исследований традиционной материальной культуры курдского народа, компактно расселенного в нескольких странах Ближнего Востока является монография Т. Ф. Аристовой «Материальная культура курдов XIX— первой половины XX вв.» В монографии особое внимание привлекают сравнительные параллели между традиционной культурой курдов этих стран и традиционной культурой курдов Закавказья, выявление локальных особенностей двух основных географических ареалов распространения курдской культуры.
Появление исследования Т. Ф. Аристовой значительно пополнили знания о курдском этносе в бывшем СССР, его традициях, обычаях, одежде, конфессии. Относительно последней автор подмечает, что в общение с курдским населением в Закавказье приходилось не раз убеждаться в том, что далеко не все курды, особенно старое поколение, считают, например, езидов курдами. Точно так же многие езиды не отождествляют себя с курдами-мусульманами. С этой проблемой автор увязывает проблему исторического самосознания курдского этноса, прошедшего, по ее мнению, «весьма сложный путь». Ею выделены два аспекта в самосознании курдов: религиозный и этнический. Религия со всеми ее постоянно действующими нормами адата и шариата оказала «настолько сильное влияние на бытие и сознание курдов, что нередко этническая принадлежность Курдистане и в Закавказье, подменялась в сознании этноса принадлежностью религиозной» 1. Все это, как справедливо замечает Т. Ф. Аристова, отражалось в материальной культуре и культурно-бытовых традициях народа.
Определенный интерес представляет монография М. А. Гастаряна «Курды Турции в новейшее время». В монографии рассматривается политика правящих кругов Турции в курдском вопросе, освещается борьба курдского народа за свои национальные права в новейшее время. Автор прослеживает этапы курдского национального движения в Турции, отмечает качественные сдвиги в нем, вызванные социально-экономическим и политическим развитием страны, включая Турецкий Курдистан. М. А. Гастарян на богатом фактическом материале доказывает, что решение курдской проблемы тесно связано с борьбой трудящихся масс всех народов Турции против социального и национального гнета.
Курдский вопрос в Иране подробно осветил в своей книге «Иран в XX веке. Политическая история» видный иранский востоковед М. Реза Годе. Книга основана на документальных источниках. В ней автор исследует взаимосвязь внутренней и внешней политики и неудачи иранских левых во многих критических ситуациях, когда, они стремились удержать или захватить власть. М. Реза Годе показывает, что социальные отношения и политическую культуру в Иране определяет личный элемент. Идеологические или политические союзы в таком нестабильном обществе, как иранское, в значительной степени базируются на личной, часто семейной, преданностичтобы гарантировать личную безопасность в изменчивом иранском обществе, лояльность направлена вовнутрь. В деятельности иранских мужей, по мнению М. Реза Годе, личные отношения часто берут верх над национальными интересами или любыми идеологическими обязательствами. Во время.
1 Аристовой Т. Ф. Материальная культура курдов XIX— первой половины XX вв. М., революций в Гиляне, Азербайджане и Курдистане в рассматриваемый период, по мнению М. Реза Годе, религиозная культура и личные отношения сыграли решающую роль в ликвидации революционных режимов. М. Реза Годе полагает, что революционные движения в Гиляне, Азербайджане и Курдистане полностью раскрывают эмоциональную и историческую подоплеку тщетных и часто непонятных попыток иранцев добиться свободы.
Особенное место в ряду работ по истории Курдистана занимает труд Е. И. Васильевой «Юго-Восточный Курдистан в XVII — начале XIX в. Очерки истории эмиратов Арделан и Бабан». В монографии освещается социально-политическая история одного из регионов Курдистана в XVII—XIX вв., а именно курдских эмиратов Арделан и Бабан. Выясняется их место в экономической и политической структуре курдского общества, их идеологическая база и политический статус. Показано, что эмираты представляли собой одну из форм государственного устройства с четко обозначенными политическими структурами. Е. И. Васильева останавливает свое внимание на изучении истории данных эмиратов неслучайно. Эмираты Арделан и Бабан, составляющие основную часть Юго-Восточного Курдистана, были одним из важнейших центров консолидации курдского этноса. Их положение на границе Османской и Иранской империй, между которыми шла война, не затухавшая столетиями, придавало социально-политической ситуации в этом регионе Курдистана особую остроту и напряженность.
Эмираты находились в эпицентре политической борьбы и конфронтации. Правящие династии в этих эмиратах связывали сложные, неоднозначные отношения — от открытой вражды и соперничества до взаимопомощи. Многое зависело от не менее сложных ирано-турецких отношений. Две курдские области имели много общего. Помимо экономических, политических и культурных связей у них еще было общее историческое прошлое, поскольку с XII в. по 1639 г. области составляли фактически один социально-политический организм — эмираты Арделан. С точки зрения Е. И. Васильевой,.
1990. С. 16. все это делает правомерным вычленение этой части Курдистана как единого целого.
Е.И.Васильевой удалось на примере социально-политической структуры и истории эмиратов воссоздать важное звено в истории курдов в целом. Спроецировав историю курдских эмиратов, изучаемых Е. И. Васильевой, на современность, мы, в свою очередь, можем легче понять идеологическую ситуацию в Курдистане на современном этапе.
Наиболее значительный аспект в курдской истории — курдские национально-освободительные движения. В монографии «Курдское движение в новое и новейшее время» — комплексном научном труде курдоведов Института востоковедения АН СССР и Института востоковедения Армянской АН ССР дана глобальная картина курдских движений в новое и новейшее время. Монография освещает эволюцию борьбы курдов за свободу и демографические права, показывает становление национально-освободительной борьбы и ее идеологии и политической ориентации, деятельность политических партий и организация, изменение соотношения социально-классовых сил в курдском обществе и его отражения на борьбе за национальные права. Политическая актуальность, по нашему мнению, данной монографии очевидна.
Исследования социально-политического характера в области истории курдского народа, населяющего территорию России и республик Закавказья в 20-е годы находят свое отражение в работе Бугай Н. Ф., Броева Т. М., Броева P.M. «Советские курды: время перемен». Следует отметить, что авторы данной работы являются лидерами курдского фронта «Единство» на территории России. В предлагаемой книге авторы, не претендуя на полноту изложения проблем истории курдского этноса, предприняли попытку, опираясь на выявленные новые документа в архивах НКВД-НКГБ, МВД-МГБ СССР, сухо и бесстрастно фиксировавшие наиболее драматические страницы в истории нашей страны, а также на публикации в газетах «Голос курда», «Курдистан», раскрыть некоторые «белые пятна» истории курдов в СССР, проследить процесс жизнеустройства и деятельности курдского национального меньшинства, особенно в трудные 20—40-е годы. Данная.
— и работа представляет интерес, прежде всего, наличием в ней большого количества документального материала, относящегося к изучаемому периоду, а также, подборкой документов, уставов, деклараций, писем, отражающих деятельность курдской диаспоры в странах СНГ на современно этапе. Таким образом, данная книга имеет скорее научно-практический, прикладной характер, нежели теоретический.
Большое значение для автора диссертации имела монография М. С. Лазарева «Империализм и курдский вопрос (1917 -1923г.г.)». В монографии продолжается тема, впервые разработанная М. С. Лазаревым в книге «Курдистан и курдская проблема (90-е годы XIX в.— 1917 г.)», которая вышла в 1964 г. и в переработанном и дополненном виде переиздана в 1972 г. под названием «Курдский вопрос (1891—1917г.г.)». В данной книге освещается непродолжительный, но чрезвычайно насыщенный событиями период, ставший этапным в истории курдов и Курдистана в течение всего новейшего времени. В ней рассказывается о послеоктябрьском подъеме национального движения курдов, о новом разделе Курдистана и планах его колониального порабощения, о дипломатической афере Лондона с проектом создания «независимого» Курдистана, о принципиальной позиции молодого Советского государства в курдском вопросе. Ценность данной работы заключается в систематизации огромного архивного материала, законодательных актов и документов 20-х годов, в комплексном анализе курдской проблемы на всей территории Курдистана в 20-е годы, а, самое главное, следует отметить объективный, не тенденциозный подход историка М. С. Лазарева к данной проблеме.
Аналогичное значение для данной темы имеют и мемуары политических деятелей того времени (Ллойд Джорджа, Черчилля, Пуанкаре, Хауза и др.): курдский вопрос их сам по себе мало занимал, разве что в связи с армянским или арабским вопросами. Лишь Мустафа Кемаль (Ататюрк) в своей многочасовой речи историко-мемуарного жанра на съезде Народно-Республиканской партии в 1927 г. более подробно коснулся курдского вопроса в Турции во время национально-освободительной борьбы. Однако из всех мемуаристов он по отношению к курдам наиболее пристрастен, ибо выступал с позиции ярого турецкого националиста, прикрывавшего свой шовинизм в национальном вопросе личиной бескомпромиссного патриота-антиимпериалиста.
Отдельную группу источников представляет собой периодическая печать. Среди органов западной печати наиболее полезными были английские и французские журналы общеполитического и специально «азиатского» (особенно ближневосточного) профиля, такие, как английский «Нир Ист энд Индиа» (несколько раз менял название), французский «Корреспонданс д Ориан» и др. Ни один исследователь межвоенного периода не может пройти мимо итальянского реферативного журнала «Ориенте модерно», в котором воспроизводился не только журнальный, но и газетный материал, сам по себе далеко не всегда доступный и представляющий прессу всей Европы, стран Ближнего Востока и США.
Разумеется, в западной прессе преобладает тенденциозная интерпретация курдского вопроса, причем в пользу «своего» правительства (что также небезынтересно), но многие содержащиеся в ней факты, особенно собранные на месте, до наших дней сохраняют свое уникальное значение.
Много публикаций о курдах и курдском вопросе, особенно в 20-е годы, и в советской периодической печати, нацеленной на восточную тематику. И это понятно, ибо волнения в Курдистане непосредственно затрагивали безопасность южных границ молодых советских республик. Значительная часть содержавшейся в советской прессе информации о курдских делах была из вторых рук, что сказывалось на ее достоверности.
Безусловного внимания заслуживает намерение советских востоковедов и публицистов подойти с марксистских позиций к изучению ситуации в Курдистане и ко всей курдской проблеме. И здесь, конечно, были определенные достижения. Вместе с тем, как это часто бывает, стремление советских авторов актуализировать курдский вопрос не всегда укладывалось в рамки научной объективности. Были и перехлесты (такие, как стремление везде видеть империалистические козни, особенно «руку Англии» и т. п.), вполне, впрочем объяснимые обстоятельствами того времени. Отчасти эта неприемлемая для нынешнего состояния курдоведения тенденция сказывалась и на работах серьезных ученых 20—40-х годов.
Крайне мало работ в советской историографии, в которых бы рассматривалась в обобщающем виде судьба курдского и других этносов Закавказья и, в частности, Грузии, подвергавшихся репрессиям в 20—50-е годы. И это в то время, когда укрепление доверия и взаимопонимание между народами уже давно выдвинуло требование заявить открыто о допущенных в прошлом ошибках и, особенно в годы первой мировой войны, об актах несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов, в том числе и курдского.
При подготовке диссертации автором были использованы материалы 14 фондов АВПР, АЛОИЭ, ГАРФ, РГИА, РЦХИДНИ, ЦГАФА, ЦГИАГ.
Подводя итог данному обзору научной литературы и источников по данному вопросу, следует отметить, что в каждом из источников освещены проблемы либо отдельных частей Курдистана, либо некоторые аспекты курдской проблемы, например, национально-освободительные движения. Крайне мало освещена история курдов, населяющих территорию России и республик Закавказья в 20-е годы и отражение социально-политической ситуации в России на судьбах национальных меньшинств, в том числе и курдского.
Научная новизна исследования. В исследовании автор предпринял попытку комплексного анализа исторического периода 20-х годов XX в. с точки зрения влияния политических, социально-экономических, культурно-этнографических факторов на процесс формирования национального самосознания курдского этноса, компактно и дисперсно расселенного на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии и республик Закавказья.
Научная новизна диссертации состоит в том, что центральное место в ней занимает изучение влияние этих факторов на положение курдов в Закавказье. Исследование положения курдов в республиках Закавказья осуществлялось как в контексте российской политической культуры, так и в контексте конкретного этноса. Сравнительно-исторический анализ и метод анализа документов позволили автору получить более обширный конкретно-исторический материал по данному аспекту проблемы.
Практическая значимость исследования. Данная диссертационная работа может быть использована при создании спецкурсов и подготовке семинаров по политической истории России начала XX века в высших учебных заведениях. Полученные результаты исследования при соответствующей интерпретации и пролонгации на современный период могут быть использованы представителями гуманитарных отраслей знания, а также государственными деятелями при разработке основ демократической политики государства в отношении национальных меньшинств.
По мнению автора, государственная политика в отношении национальных (этнических) меньшинств (малых этнических общин) должна быть федерально согласованной для краев, областей, суверенных республик (государств) и автономии, являющихся в одинаковой степени полиэтническими по составу населения. Суть этой политики должна сводиться к обеспечению условий возрождения и развития этнокультурной жизни малых этнических общин на основе предоставления права этнокультурной автономии и активного включения в общую политическую, социально-экономическую и культурную жизнь путем оказания целевой государственной поддержки. Исторический опыт и социальная практика показывают, что национально-культурная автономия, являясь самостоятельным феноменом, связана со спецификой национально-культурной (этнокультурной) жизни национальных (этнических) меньшинств (малых этнических общин).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подводя итог, хотелось бы остановиться на ряде существенных моментов. В диссертационной работе был выделен социально-исторический срез научной темы. В ходе работы над диссертацией автором был проведен широкий обзор и анализ научной литературы по изучаемой теме, было проанализировано свыше ста источников на русском, английском, арабском и курдском языках. Были систематизированы результаты предыдущих исторических, этнографических, социологических исследований российских и зарубежных ученых.
В ходе диссертационного исследования особое внимание было уделено диалектике общего и особенного в становлении национального самосознания курдского народа. Автор предпринял попытку объяснить современные тенденции положения курдского этноса в системе межнациональных отношениях, опираясь на общие законы развития и эволюции этноса в историческом прошлом.
В результате диссертационного исследования автор делает следующие выводы. 20-е годы нашего столетия важнейший исторический период в становлении национального самосознания курдского народа. Однако в данный исторический период курды не смогли реализовать свои возможности по собственного государства и обретению национальной независимости. Причины этого следующие:
Во-первых, внешние факторы, в общем, сложились для курдов крайне неблагоприятно. Державы Антанты, заботясь о собственных колониальных интересах в Курдистане и сопредельных районах Ближнего Востока, перспективных в экономическом и важных в стратегическом отношении, использовали курдский вопрос в своих целях. Курдский вопрос их занимал не более как ставка в конкурентной борьбе за экономическое и военно-политическое преобладание. И как только надобность в поддержке курдского национального движения отпала, проект «независимого Курдистана» был сдан в архив.
Советская же Россия не смогла тогда оказать реальную помощь курдскому народу. Тому препятствовали серьезнейшие военные и политические причины, диктовавшие необходимость в условиях гражданской войны проводить чрезвычайно взвешенный курс по отношению к сопредельным странам и народам, особенно вблизи тех регионов, где советская власть еще не окрепла (Закавказье, Средняя Азия).
Во-вторых, внутриполитическая обстановка в странах проживания курдов не только не благоприятствовала борьбе курдского народа за национальное самоопределение, но и, напротив, воздвигла на пути реализации этой курдской национальной идеи труднопреодолимые препятствия. В Турции курдскому национализму противостоял гораздо более мощный и организованный турецкий национализм (кемализм), во внутреннем аспекте, как и любой буржуазный национализм, шовинистический по своей сути. В Иране курдам противостояло набиравшее силу национально-патриотическое движение, боровшееся за восстановление государственного суверенитета и территориального единства страны, на которое, как были убеждены в Тегеране, посягал курдский сепаратизм. В Ираке и Сирии против курдского движения выступили непосредственно английские и французские колонизаторы, которым удалось посеять антикурдские настроения среди арабских феодально-племенных, клерикальных и формировавшихся буржуазно-националистических кругов и частично использовать их в своей политике «разделяй и властвуй».
Курды оказались неспособными выстоять против натиска враждебных сил и были побеждены. Обещанное самоопределение они так и не получили.
В-третьих, само курдское общество оказалось не готовым к успешной борьбе за те задачи, которые поставила перед нацией история. Его социально-экономическая, политическая и культурная отсталость помешала консолидации всех сил народа в борьбе за независимость. Особенно отрицательную роль сыграл традиционный курдский племенной партикуляризм. Курдское движение в первые послевоенные годы не выдвинуло ни руководящей партии, ни бесспорного лидера, способных повести за собой массы. Между идеологами курдского национализма, руководителями первых курдских политических обществ, чья резиденция находилась или в Стамбуле, или еще дальше от Курдистана, и «практиками», предводителями восставших против угнетателей племен, фактически не было никакой организационно-политической связи: восстания возникали стихийно и подавлялись без особого труда. Сказывалось и военно-техническое превосходство местных и иноземных карателей. Только что народившийся курдский национализм, будучи буржуазным по своей исторической перспективе, еще был опутан сверху донизу феодально-племенными институтами и пережитками. В этом главная причина его политической слабости, неэффективности.
Итак, надеждам на освобождение Курдистана от чужеземного гнета и основание на его территории курдского национального государства не суждено было сбыться. Условия того времени не позволяли под здание проектировавшейся курдской независимости подвести сколько-нибудь прочный экономический, политический и военный фундамент.
Отдельно следует выделить причину неудачи курдов в борьбе за национальную независимость на территории республик Закавказья в 20-е годы.
В условиях расширения функций административно-командной системы управления обществом определился курс на нивелировку национальных особенностей. Уже в конце 20-х годов политика советского государства в сфере национальных отношений приобрела ярко выраженный негативный характер. Двойственный характер национальной политики, проводимый правительством СССР сказался на судьбах народов СССР, в том числе и национальных меньшинств. С одной стороны декларируемый правительством интернационализм, а с другой — бессовестное извращение самих основ этого понятия, надругательство над законными правами национальных меньшинств, в том числе курдского этноса, нарушение конституционных основ государственности. Судьба курдского народа была поставлена в зависимость от мнения одного лидера, предвзятое суждение которого определило репрессивную политику государства в отношении всего этноса. Все это противоречило логике развития процесса национального самоопределения курдского этноса в этом регионе страны в изучаемый исторический период.
В настоящее время курдские проблемы волнуют и курдов, проживающие на территории стран СНГ и России.
Курдская диаспора в странах СНГ не столь обширна, но достаточно влиятельна. Богатую историю и традиции межнационального общения имеют курдские общины в Армении (56,1 тыс.), Грузии (33,3 тыс.) и Азербайджане (12,2 тыс.). В последнее время курды стали селиться и в России. По данным переписи 1989 г., в нашей стране их насчитывалось 4724 чел., но можно с уверенностью сказать, что с того времени их число резко возросло, причем главным образом за счет нелегальной иммиграции. В Москве существует отделение КРП, а на территории бывшего пионерского лагеря в Ярославской области действует пункт по приему и размещению курдских беженцев.
Выступая в Москве перед курдами, проживающими в СНГ, один из руководителей КРП Махир Валар обратил внимание на то, что «почему-то мало значения придают обретению культурной автономии в России. Чем организованнее будет наш народ в странах СНГ, тем выше поднимется национально-освободительная борьба в Курдистане».
Автор данной диссертационной работы, курд по национальности, хотел бы верить в то, что этот прогноз станет исторической реальностью.
Существует несомненное историческое сходство периода 20-х годов в развитии курдского этноса и современного периода. Спроецировав ситуацию 20-х годов на современность можно взять на себя смелость сделать предложения относительно будущего у курдского национального государства. Ответ скорее будет отрицательным. Этого не может произойти по нескольким очевидным причинам: во-первых, вряд ли мировое сообщество допустит прецедент изменения государственных границ на Ближнем Востоке — наиболее конфликтном регионе мира, что может моментально разрушить хрупкую стабильность политических сил в этом геополитическом пространствево-вторых, как уже было отмечено, курдское национальное движение разобщено на несколько военизированных партий (как минимум четыре), имеющих между собой серьезные разногласияв-третьих, курды никогда не имели своей государственности и им необходимо начинать ее выстраивать практически на пустом местев-четвертых, у курдов нет консолидирующего ядра — города, способного стать общепринятым культурным центром этноса, его национальной святыней, тем, чем служит, например, Кербела для иракских шиитов и Амритсар для сикховв-пятых, курды, не имеющие выхода к морю и окруженные исключительно недружественными народами, геополитически крайне уязвимы: даже если независимый Курдистан будет создан, он неминуемо окажется в жестокой блокаде.
Итак, выходом из конфликта может быть только создание в каждой из трех основных частей Курдистана (турецкой, иракской и иранской) широких национально-культурных курдских автономий, имеющих органы местного самоуправления и, возможно, национальные парламенты. В перспективе на основе этих автономных образований, не затрагивая суверенитета «больших» государств, возможно создание надгосударственной общекурдской территориально-политической структуры по образцу с успехом действующих уже сейчас трансграничных еврорегионов.
Таким образом, диссертационная работа вскрыла много новых вопросов в сфере становления национального самосознания курдского этноса и возможных путей образования курдского государства. Эти вопросы требуют дополнительной эмпирической информации и теоретического осмысления. Изучению данных вопросов будут посвящены дальнейшие исследования автора в этой области социально-исторического знания.
Список литературы
- Архив внешней политики России (АВПР).
- Архив Ленинградского отделения института этнографии АН СССР (АЛОИЭ).
- Документы внешней политики России (ДВП).
- Российский государственный исторический архив (РГИА).
- Центральный государственный архив (ЦГАФА).
- Архив полковника Хауза. Подготовлен к печати профессором истории Иэйльского университета Чарлзом Сеймуром. М., 1939.
- VII Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. М., 1920.
- Декреты Советской власти. М., 1957.
- Всесоюзная перепись населения 1926 г. Вып. 4, М., 1928.
- Всесоюзная курдская конференция // ЭВ 1934 г.
- Из доклада о работе ВЦИК и Совнаркомана первой сессии ВЦИК VII Созыва 2 февраля 1920 г.
- Итоги Всероссийской переписи населения 1959 г. М., 1963.
- Письма трудящихся Азербайджана В. И. Ленину. Баку, 1962.
- Программные документы коммунистических партий Востока. М., 1934.
- Революционные комитеты Дагестана. // Сб. докладов и материалов. Махачкала, 1960.
- Севрский мирный договор и акты, подписанные в Лозанне. М., 1927.17.Собрание закон РСФСР. № 2.
- Списки населения мест Кавказского края. Эриванская губерния. Тифлис, 1879.19.СССР в цифрах.
- Статистическое описание Нахичеванской провинции. // Мин.в.вн.дел.СПб, 1834.
- Ленин В.И. Биографическая хроника. — Т.7, 8. М., 1976.
- Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. — ПСС. Т.23.
- Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. — ПСС. Т.24.
- Ленин В.И. Нужен ли обязательный государственный язык. — ПСС. Т.24.
- Ленин В.И. Тезисы реферата по национальному вопросу. — ПСС. Т.24.
- Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. — ПСС. Т.25.
- Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. — ПСС. Т.26.
- Ленин В.И. Развращение рабочих утонченных национализмом. — ПСС. Т.26.
- Ленин В.И. Революционный пролетариат и право наций на самоопределение. — ПСС. Т.27.
- Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. — ПСС. Т.27.
- Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. — ПСС. Т.30.
- Ленин В.И. Доклад о мире 26 октября (9 ноября). — ПСС. Т.35.
- Ленин В.И. Доклад на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 года. — ПСС. Т.39.
- Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.
- Абдулла Г. И., Аристова Т. Ф. Этнографический очерк Южного Курдистана. // Расы и народы. Вып. 19. М., 1989.
- Абдушелишвили М.Г. Антропология древнего и современного населения Грузии. Тбилиси, 1964.
- Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией. СПб., 1908.
- Аверьянов П.И. Этнографический и военно-политический обзор азиатских владений Оттоманской империи. СПб., 1912.
- Аристова Т.Ф. Материальная культура курдов XIX— первой половины XX вв. М., 1990.
- Аристова Т.Ф. Из истории возникновения современных курдских селений Закавказья. // СЭ. № 2. 1962.
- Большевики в борьбе за победу социалистической революции в Азербайджане. Документы и материалы 1917−1918г.г. Баку, 1957.
- Брукс Майкл. Нефть и внешняя политика. М., 1949.
- Бугай Н.Ф., Броев Т. М., Броев P.M. Советские курды: время перемен. М., 1993.
- Букшлан А. Азербайджанские курды. Баку, 1932.
- Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745−1973). М., 1982.
- Васильева Е.И. Юго-Восточный Курдистан в XVII начале XIX в. Очерки истории эмиратов Ар делан и Бабан. М., 1991.
- Великая Октябрьская Социалистическая революция и победа Советской власти в Армении. Ереван, 1957.
- Гасратян М.А. К положению курдов в современной Турции.— Национальный вопрос в странах Востока. М., 1982.
- Гачешейстер И.А. Хозяйственный очерк Закавказского края.// Кавказ. № 7. 1847.
- Герасимов О. Иракская нефть. М., 1969.
- Гофман К. Нефтяная политика и англо-саксонский империализм. Л., 1930.
- Денни Л. Борьба за нефтяную монополию. М.-Л. 1974.
- Договоры России с Востоком. Политика и торговля. Собрал и составил Юзефович Т. СПб., 1869.
- Дубинский. Мухадзе. Н.Нариманов. М., 1977.
- Дьяконов И.М. Народы древней Передней Азии. // ПЭС. № 1. 1958.
- Жгенти Т.И. История колхозного строительства в Грузии 1921 — 1950 гг. Тбилиси, 1977.
- Жигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке. XIX- начало XX в. Анализ внешнеполитических концепций. М., 1990.
- Жигалина О.И. Национальное движение курдов в Иране (1918−1947 гг.). М&bdquo- 1988.
- Ирандуст. Интриги империалистов на Ближнем Востоке. // Правда. От 25.09.1924.
- История дипломатии. Изд.2-е. В 3-х т. М., 1965.
- История коллективизации сельского хозяйства Грузинской ССР (19 271 937 гг.). Тбилиси, 1970.
- История международного рабочего и национально-освободительного движения. М., 1962.
- Касумов З.М. Создание советского государственного аппарата в Азербайджане. 1920−1921 гг. Труды сектора философии АН Аз ССР. Т.Ш. № II]. Баку, 1960.
- Кемаль Мустафа. Путь новой Турции. В 4-х т. М., 1929.
- Ключников Ю. Севр и Лозанна. К истории дипломатических переговоров. -Севрский мирный договор и акты, подписанные в Лозанне. М., 1929.
- Ключников Ю.В. и Сабанин A.B. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. М., 1929.
- Котлов Л.Н. Национально-освободительное восстание 1920 г. в Ираке. М., 1958.
- Кротков В. Права национальных меньшинств на Лозаннской конференции. //Международная жизнь. № 1,1923.
- Курашвили Б.П. Политическая доктрина Сталина.// История СССР. № 5, 1989.
- Курдское движение в новое и новейшее время. Под ред. Гасрятян М. А., > Лазарев М. С., Мгоян Ш. Х. М., 1987.
- Лазарев М.С. Империализм и курдский вопрос (1917−1923). М., 1989
- Лазарев М.С. Курдистан и курдская проблема (факторы становления проблемы). // Национальный вопрос в освободившихся странах Востока. М., 1986.
- Лазарев М.С. Курды и курдский вопрос // Азия и Африка сегодня. № 12, 1983.
- Ллойд Джордж Д. Военные мемуары. В 5-ти т. М., 1956.
- Ллойд Джордж Д. Права о мирных договорах. В 2-х т. М., 1967.
- Лудщувейт Е.Ф. Турция в годы первой мировой войны (1914 1919 гг.). Военно-исторический очерк. М., 1966.
- Максимов С. Русские горы и кавказские горцы. Край крещеного креста. СПб., 1866.
- Марогулов И. Культура и письменность Востока, М., 1928.
- Мгои Ш. Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. М., 1991.
- Ментешашвили A.M. Курды. М., 1984.
- Мерквиладзе В.Н. Создание и укрепление Советской государственности в Грузии. Тбилиси, 1969.
- Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. M.-JI., 1948.
- Мун Т. П. Империализм и мировая политика. М., 1972.
- Нариманов H.H. Ленин и Восток. Баку, 1970.
- Никитин В. Курды. Пер. с франц. М., 1964.
- Никулин А.И. Национальная политика России. М., 1993.
- Новиков Ю. Конец «абсолютного пастбища». //Простор. № 6. 1989.
- Образование и развитие Союза Советских Социалистических республик. Сборник документов. М., 1973.
- Ошанин Л.В., Зезенкова В. И. Вопросы этногенеза народов Средней Азии в свете данных антропологии. Ташкент, 1953.
- Петру шевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в X начале XIX в. Л., 1949.
- Реза Годе М. Иран в XX веке. Политическая история. М., 1990.
- Саркисян Е.К. Экспансионистская политика Османской империи и Закавказья накануне и в годы первой мировой войны. Ереван, 1962.
- Смирнов H.A. Курдская женщина. М., 1927.
- Сталин И.В. «Марксизм и национальный вопрос» (1913 г.). М., 1959.
- Сталин И.В. Собр.соч. Т.4. М., 1947.
- Сталин И.В. Собр.соч. Т.5. М., 1947.
- Стебницкий И.И. Отрывки из путевого журнала полковника Чирикова. // ИКОИРГО. Т.1. № 5, 6. 1872.100. Тардье А. Мир. М., 1943.
- Трубецкой В.В. Бахтиары (оседло-кочевые племена Ирана). М., 1966.
- ФайнбергЛ.А. Племя. //СИЭ. Т.П., М., 1968.
- Хейфец А.Н. Великий Октябрь и угнетенные народы Востока. М., 1959.
- Хейфец А.Н. Советская Россия и сопредельные страны Востока в годы гражданской войны (1918 1920). М., 1964.
- Хоммадов Б. Национальное движение курдов Ширвана в 20-х годах ХХв. // Известия АН Турк. ССР, Ин-т истории им. Ш.Батырова. Вып.5. Ашхабад, 1975.
- Черчиль В. Мировой кризис. M.-JL, 1932.
- Чурсин Г. Ф. Азербайджанские курды. // Известия Кавказского и историко-архиологического института. Т. З, Тифлис, 1925.
- Шамсутдинов A.M. Национально-освободительная борьба в Турции (1918 1923). М., 1966.
- Шпилькова В.И. Империалистическая политика США в отношении Турции (1914−1920 гг.). М., 1960.1. На курдском языке
- АрфагХ. Курды. Швеция, 1994.
- Барзани Массуд. Барзани и освободительное движение курдов (19 311 958гг.). Дохок, 1998.
- Гасратян М.А. Восстание курдов в 1925г. Стокгольм, 1990.
- Гафур М.А. География населения Курдистана. Стокгольм, 1996.
- Гафур М.А. Демографический состав населения Курдистана. Стокгольм, 1994.
- Крис Кочра. История курдов XIX- XX вв. Тегеран, 1990.
- Фаттах Шакер. Курдская женщина. Б.м., 1958.
- Хусейн Хусни Мукриани. Мижду мирани Соран. Хавлер, 1962 .
- Хусен X. Курдская социология. В 2-х т. Багдад, 1992.1. На арабском языке
- Дурра М. Курдская проблема и арабская нация в Иране. Бейрут, 1963.
- Малек Юсиф. Курдистан, или страна Курдов. Бейрут, 1945.1. На английском языке
- Barth F. Principles of Social Organization in Southern Kurdistan by Fredric Barth. // Universitetes Ethnografiske Museum Bulletin. Oslo, 1953. N 7.
- Millingen F. Wild life Among the Koords by Major Frederick Millingen., Author of «La Turquie sous le regner d' Abdul-Azis». London, 1870.
- Rich Cl.J. Narrative of a Residence in Koordistan and on the Site of Ancient Nineveh, with Journal of a Voyage down the Tigris to Bagdad and an Account of a Visit to Shirauz and Persepolis by Cl.J.Rich. Vol. 1−2. London, 1836.
- Rowton M.B. Autonomy and Nomadism in Western Asia. Orientalia. Vol.42. Fasc.1−2. 1973.
- Rowton M.B. Demorphic Structure and the Tribal Elite. Studia Instituti Anthropos, 28. 1976.
- Rowton M.B. Enclosed Nomadism by M. Rowton (University of Chicago). // Journal of the Economic and Social History of the Orient. Vol.18. Pt. l, 1974.
- Temperley H.W.A.History of the Peace Conference of Paris. Vol. 1. L.
- Toynbee A. Angora and the British Empire in the East, 1915 1950. L., 1950.
- Wagner M. Travels in Persia, Georgia and Koordistan, with sketches of the Cossacs and Caulasus. From then Yenman. Vol.3. Persian and koords. L., 1856.
- Wilson A.T. Mesopotamia 1917 1920. A Closh of Louyalities. L., 1980.1. На французском языке
- Rambout L. Les kurdes et le droit. Des textes, des faits. Paris, 1947.
- Vernier В. L’Irak d’aujourdui. Paris, 1963.